загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ф принципиально отличается по своему физ. смыслу от обычной волновой функции как амплитуды вероятности обнаружить частицу в заданном месте пространства в заданный момент времени: ф (x, у, z, t) не определяется однозначно значением ф в начальный момент времени (такая однозначная зависимость постулируется в квантовой механике), и, более того, выражение для вероятности данного состояния наряду с положит, значениями может принимать также и лишённые физ. смысла отрицат. значения. Поэтому сначала от К.- Г. у. отказались. Однако в 1934 В. Паули н В. Вайскопф нашли правильную интерпретацию этого уравнения в рамках квантовой теории поля (они рассмотрели его как ур-ние поля, аналогичное Максвелла уравнениям для электромагнитного поля, и проквантовали его; при этом ф стало оператором). М. Л. Либерман.

КЛЕЙНМИХЕЛЬ Пётр Андреевич [30.11(11.12).1793, Петербург,- 3(15).2. 1869, там же], русский гос. деятель, ген. от инфантерии (1841). Адъютант А. А. Аракчеева (с 1812); нач. штаба военных поселений (с 1819). Один из приближённых Николая I, ген.-адъютант (1826). Был руководителем восстановления сгоревшего в 1837 Зимнего дворца, за что в 1839 получил графский титул. Чл. Гос. совета (с 1842). В 1842-55 главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. За время его управления были построены Николаевский (ныне лейтенанта Шмидта) мост через Неву и здание Нового Эрмитажа в Петербурге, сооружена железная дорога Петербург - Москва. К. был замешан в крупных злоупотреблениях по службе, что привело к его отставке в 1855.

КЛЕЙНОДЫ (от нем. Kleinod и польск. klejnot - драгоценность, драгоценный предмет), регалии, являвшиеся войсковыми знаками отличия в казачьих войсках и символами власти польск. и укр. гетманов, укр. и донских казачьих гаманов в 16-18 вв. Заимствованы у турок и жаловались польск. королями и рус. царями (впервые в 70-х гг. 16 в. Стефаном Баторием укр. гетману и запорожским казакам). К. составляли: знамя (хоругвь), бунчуки, булава и её разновидности (палица, пернач), литавры, трубы и барабаны, войсковая печать, насекапосох. Личным знаком гетмана или войскового атамана была булава.

КЛЕЙСТ (Kleist) Генрих фон (18.10. 1777, Франкфурт-на-Одере,- 21.11.1811, Ванзе, около Потсдама), немецкий писатель. В трагедиях "Семейство Шроффенштейн" (изд. 1803), "Роберт Гискар" (сохранился фрагмент), "Пентесилея" (1805-07, изд. 1808) и в драме "Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнём" (1807, изд. 1810) К. пытался сочетать моменты жизненной достоверности с иррациональным, патологическим в поступках героев. Комедия "Разбитый кувшин" (изд. 1811) заключает в себе элементы социальной сатиры. В канун освободит, движения против наполеоновской Франции К. обращается к нац. проблематике: стихи, драма "Битва Германа" (1808, изд. 1821), воззвание "Катехизис немцев" (1809). При этом К. оставался верен юнкерской Пруссии - её прошлое он прославляет в драме "Принц Фридрих Гомбургский" (1810, изд. 1821). "Новеллы" К. (1810-11) отличаются напряжённым драматизмом, чужды романтич. идеализации героев. Самая значит. из них - "Михаэль Кольхаас" (1810). Наследие К.- предмет острой идеологич. борьбы. Марксистское литературоведение стремится выявить гуманистич. тенденции, присущие лучшим его произв.

Соч.: Werke, Bd 1 - 2. Weimar, 1961; в рус. пер.- Пьесы, М., 1962; Драмы. Новеллы, М., 1969.

Лит.: М е р и н г Ф., Кленст, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1. М.Л., 1934; Б е р к о в с к н и Н. Я., Клейст, в кн.: Немецкая романтическая повесть, т. 2, М.- Л., 1935; Heinrich von Kleist..., Darmstadt, 1967. Л. Е. Генин.

КЛЕЙСТ (Kleist) Эвальд (8.8.1881, Браунфельс на Лане,- окт. 1954), нем.фаш. ген.-фельдмаршал (1943). В армии с 1900, окончил воен. академию (1913). Участник 1-й мировой войны 1914-18, затем служил в рейхсвере в кавалерии. В 1938 уволен за монархич. убеждения, в 1939 снова призван. Командовал танк, корпусом во время нападения фаш. Германии на Польшу в 1939 и Францию в 1940. С нояб. 1940 командующий 1-й танк, группой (с 6 окт. 1941 наз. 1-й танк, армией), действовавшей в 1941 во время фаш. агрессии против Югославии и Греции и в 1941-42 против СССР. С 22 нояб. 1942 по 31 марта 1944 командующий группой армий "А" на Сев. Кавказе и Юж. Украине. В 1944 уволен в отставку за поражения и несогласие со стратегией Гитлера. В конце войны взят в плен англичанами и в 1946 как воен. преступник передан Югославии, а затем СССР. Был осуждён и умер в заключении.

КЛЕЙСТЕР (нем. Kleister), клейкий раствор, получаемый нагреванием водной суспензии картофельного (до 7075 °С) или кукурузного (до 80-85 °С) крахмала. К. применяется для приклеивания бумаги к картону, дереву и т. п., малярных, переплётных и др. работ; при аппретировании тканей К. должен содержать 6-10% крахмала.

КЛЕЙСТОГАМИЯ (от греч. kleistosзапертый и gamos - брак), самоопыление и самооплодотворение растений с нераскрывающимися, т. н. к л е йстогамными, обычно мелкими, невзрачными цветками. Пыльцы в таких цветках немного, она высыпается на рыльце внутри закрытого цветка или, реже, прорастает в пыльниках, пробивает их стенки и врастает в пестик. К. наблюдается у растений из различных семейств: арахиса, мн. фиалок, у недотроги, мокрицы, льнянки, кислицы, ячменя и мн. др. Иногда у типичных клейстогамных растений в благоприятных условиях может наблюдаться и перекрёстное опыление (напр., у нек-рых фиалок). Ср. Хазмогамия.

КЛЕЙСТОКАРПИЙ (от греч. kleistos - запертый и karpos - плод), замкнутое плодовое тело нек-рых сумчатых грибов (плектасковых и мучнисторосяных грибов). К. шаровидной формы с оболочкой (перидий), без отверстия; сумки и споры освобождаются после разрыва или разрушения его оболочки. Иногда К. наз. клейстотецием.

КЛЕЙТОНА ЗАКОН, антитрестовский закон, принятый конгрессом США и подписанный президентом В. Вильсоном 15 окт. 1914. Назван по имени автора законопроекта Г. Клейтона (Clay ton). Предусматривал ограничение деятельности трестов и создание Федеральной торг, комиссии по контролю над ними. Формально освобождал рабочие и фермерские opr-ции от преследований, к-рым они подвергались по антитрестовскому закону Шермана (см. Шермана закон 1890). Однако на практике их суд. преследование на основе антитрестовского законодательства продолжалось.

КЛЕЙТОНА - БУЛВЕРА ДОГОВОР 1850, первый договор между США ц Великобританией по вопросу о будущем канале между Атлантическим и " Тихим ок. в Центр. Америке. Подписан в Вашингтоне 19 апр. 1850 гос. секретарём США Дж. М. Клейтоном (Clayton) и брит, посланником в США У. Г. Литтон-Булвером (Lytton Bulwer). Стороны обязывались не захватывать к.-л. новых территорий в Центральной Америке, гарантировать нейтралитет канала, считать его открытым на равных правах для всех стран, к-рые присоединятся к этой гарантии, и применить принципы договора к любым другим межокеанским путям, которые могут быть проложены через Центральную Америку. Договор носил характер временного компромисса. Был заменён Хея-Паунсфота договором 1901.

КЛЕМАН (Clement) Жан Батист (31.5. 1836, Булонь-сюр-Сен,-23.2.1903, Париж), французский поэт, обществ, деятель и публицист. За выступления против режима Второй империи в стихах и памфлетах К. подвергался преследованиям. В 1871 чл. Парижской Коммуны, к-рую воспел в стихах, осудив её палачей ("Кровавая неделя", 1871) и выразив веру в победу народа ("Коммунарда", 1871). После падения Коммуны эмигрировал в Бельгию, затем в Англию. По возвращении на родину (1880) К. обличал лицемерие бурж. демократии и церкви, призывал к борьбе с Третьей республикой ("Песни", 1885, "Сто новых песен", 1899). Песни К. по жанровому разнообразию, образности и простоте стиля восходят к франц. нар. творчеству. К.- автор незаконченных воспоминаний о Коммуне "Реванш коммунаров" (1886-87) и бесед "Социальные вопросы в общедоступном изложении..." (т. 1-2, 1887-88).

Соч.: La chanson populaire, P., 1900; в рус. пер,- Избранные песни, М., 1951.

Лит.: Данилин Ю., Поэты Парижской Коммуны, т. 1, М., 1947; История французской литературы, т. 3, М., 1959; R еm у Т., Le temps des cerises (J.-B. Clement), P., [1968]. В. С. Лозовецкий.

КЛЕМАН (Clement) Рене (р.18.3.1913, Бордо), французский кинорежиссёр. Учился на архит. отделении парижской Школы изящных иск-в. В кино начинал деятельность в качестве кинооператора, снимал рекламные и видовые фильмы, в конце 30-х гг. работал в Армейской кинослужбе. Во время 2-й мировой войны 1939-45 был участником Движения Сопротивления. Первая большая режиссёрская работа, принёсшая ему известность,- "Битва на рельсах" (1946). Картина в суровой документальной манере рассказывала о борьбе франц. железнодорожников против нем. оккупантов. Значит, место в творчестве режиссёра занимает тема 2-й мировой войны: "Проклятые" (1947), "Запрещённые игры" (1952), "День и час" (1963), "Горит ли Париж?" (1966). Мотивы поэтического реализма, характерного для предвоенного франц. кино, прозвучали в фильме "По ту сторону решётки" (1949, в сов. прокате "У стен Малапаги"). К. принадлежит одна из лучших экранизаций Э. Золя - "Жервеза" (1956, по роману "Западня"). К.- один из организаторов труппы начинающих кинематографистов "Центр молодых", к-рая в 1943 была преобразована в Институт высшего кинообразования. Фильмы К. неоднократно получали премии международных кинофестивалей.

Лит.: Л е про он П., Современные французские кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Farwagi A., Rene Clement, P., 1967. Я. Б. Иоскевич.

КЛЕМАНСО (Clemenceau) Жорж (28.9.1841, Муйрон-ан-Паре, -24.11. 1929, Париж), французский политич. и гос. деятель. По образованию врач. Чл. Франц. академии (1918). В период Второй империи участвовал в радикально-респ. движении. После ряда поражений Франции в войне с Пруссией (1870-71) выступал за её продолжение; как депутат Нац. собрания голосовал против Франкфуртского мирного договора 1871. В дни Парижской Коммуны 1871 пытался "примирить" коммунаров с версальцами. С нач. 80-х гг. К.- лидер бурж. радикалов. Выдвинул широковещат. план демократич. реформ, частично заимствованный из программы Рабочей партии (осн. 1879). Будучи ярым сторонником реваншистской войны против Германии, К. выступал в 80-х гг. в палате депутатов и в прессе с резким осуждением франц. правящих кругов за политику колон, экспансии, ослаблявшую, по его мнению, положение Франции в Европе. Эти выступления, способствовавшие падению кабинетов Гамбетты, Ферри, Бриссона, создали ему репутацию "сокрушителя министерств". За темпераментные и резкие ьыступления в парламенте получил прозвище "Тигр". Косвенно замешанный в панамской афере (см. "Панама"), К. не был избран в 1893 в парламент. Активно защищал А. Дрейфуса (см. Дрейфуса дело). В 1902 и 1909 избирался в сенат. Ъ марте - окт. 1906 мин. внутр. дел. В окт. 1906 - июле 1909 пред. Совета Министров. Придя к власти, применял жестокие репрессии против участников рабочего и демократич. движения. В годы перед 1-й мировой войной 1914-18 вёл интенсивную шовинистич. и милитаристскую пропаганду, боролся против социалистов, резко критиковал своих политич. соперников из бурж. лагеря Р. Пуанкаре, А. Бриана, Ж. Кайо за их якобы недостаточно жёсткий курс во внутр. и внеш. политике. С начала войны требовал её продолжения до полного разгрома Германии, не считаясь ни с какими жертвами. В нояб. 1917 стал пред. Совета Министров и одновременно воен. мин., пытался установить в стране диктаторский режим. Активный организатор антисов. интервенции, поддерживал белогвардейских генералов - Колчака и Деникина. Сыграл большую роль в организации подавления Венг. сов. республики. Являясь пред. Парижской мирной конференции 1919-20, главой франц. делегации на ней, одним из авторов Версальского мирного договора 1919, К. добивался установления воен.-политич. гегемонии франц. империализма в Европе. Потерпев поражение на президентских выборах 1920, отошёл от активной политич. жизни.

Лит.: Русанов Н. С., Галлерея современных французских знаменитостей, СПБ, 1906; Mordacq H., Le ministere Clemenceau, v. 1 - 4, P., 1930 - 31; H a d a ncourt G., Clemenceau..., P., 1958; R atinaud J., Clemenceau ou la colere et la gloire, 7 ed., P., 1958; King J., Foch versus Clemenceau, Camb., 1960. Б. Л. Вулъфсон.

КЛЕМЕНТИ (Clementi) Муцио (23.1. 1752, Рим,- 10.3.1832, Ившем, Англия), пианист, педагог, композитор, дирижёр. По национальности итальянец. С 1766 жил в Англии. Завоевал известность как пианист-виртуоз и педагог (среди учеников - И. Крамер, И. Мошелес, Дж. Филд и др.). Основатель и глава т. н. лондонской школы пианизма. В нач. 19 в. подолгу работал в европ. странах (в т. ч. в России - 1802, 1804-05). Наибольшую ценность представляет его фп. творчество. К.- один из создателей классич. формы фп. сонаты. В педагогическом репертуаре сохранились его этюды (сб. "Путь к Парнасу"), Свой исполнит, и пед. опыт К. обобщил в труде "Метода для фортепьяно" (изд. 1801, в рус. пер."Клементьев легкий способ научиться играть на фортепьяно", ок. 1818). Был владельцем неск. муз. издательств и фабрики фп.

Лит.: Соколов Ф., Муцио Клемента и русская народная песня, "Советская музыка, 1961, № 1; Р а г i Ь е n i G. P., Muzio Clementi nella vita e nell'arte, Mil., 1921. М. М. Яковлев.

КЛЕМЕНЦ Дмитрий Александрович [15(27). 12.1848, дер. Горяиновка, ныне Саратовской обл.,-8(21).!.1914, Москва], народник, революц. деятель России 19 в., этнограф, археолог. В 1867-71 учился в Казанском, а затем Петерб. ун-тах. С 1871 в Петербурге принимал участие в обществе чайковцев. Один из инициаторов "хождения в народ", чл. "Земли и воли". С кон. 1878 - нач. 1879 ред. журн. "Земля и воля". В 1879 арестован, в 1881 выслан в Восточную Сибирь. В Минусинске начал научную деятельность. Экспедиции К. в Кузнецкий Алатау, Саяны, Урянхайский край, Монголию, Турфан внесли вклад в изучение географии, геологии, этнографии и археологии этих областей. Участвовал в создании и деятельности Минусинского и Иркутского музеев. К. сотрудничал в газетах: "Сибирская газета", "Восточное обозрение". В сер. 90-х гг. К. вернулся в Петербург, где работал в Музее антропологии и этнографии АН (до 1900), затем организовал этнографич. отдел Рус. музея и руководил им до 1910. Автор мемуаров "Из прошлого" (1925).

Лит.: Левин Ш. М., Д. А. Клеменц, М., 1929 (библ.); Токарев С. А., Д. А. Клеменц, в сб.: Отечественные экономико-географы XVIII-XX вв., М., 1957; Д э в л е т М. А., Д. А. Клеменц как археолог, "Советская археология ", 1963, № 4.

КЛЕМКЕ (Klemke) Вернер (р.12.3.1917, Берлин), немецкий график (ГДР). Чл. Герм, академии иск-в (1961). В 1937-39 работал как художник-мультипликатор. в 1947-50 сформировался как мастер книжной и газетно-журнальной графики. С 1951 доцент, с 1956 проф. Высшей школы изобразит, и прикладного иск-ва в Берлине (Вейсензе), Творчество К. отличается широтой интересов, разнообразием тем, жанров, технич. приёмов, острой выразительностью стиля и графич. языка. Произв.: илл. к сказкам ор. Гримм (1962), поэме Маяковского "Хорошо!" (1957) и др. Нац. пр. ГДР (1962 и 1969). Илл. см.: т. 7, стр. 260; т. 10, табл. III (стр. 208-209).

Лит.: Л и ом а н М., Вернер Клемке, "Искусство", 1965, № 6; Kunze H., Werner Klemke's gesammelte Werke, Dresden, [1972].

КЛЕММЕНСЕНА РЕАКЦИЯ, замена атома кислорода альдегидной или кетонной группы двумя атомами водорода при действии амальгамированного цинка и соляной кислоты:

[7-8.jpg]

К. р. применяется в лабораторном органич. синтезе наиболее широко для получения жирноароматич. углеводородов путём восстановления соответствующих кетонов. Напр., из ацетофенона с выходом 80% получается этилбензол.

Реакция разработана амер. химиком Э. К. Клемменсеном (Е. Ch. Clemmenssn) в 1913-14.

Лит.: Органические реакции, пер. с англ., сб. 1, М., 1948, с. 194-266.




8.htm
КЛИНОПИСНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ, математич. тексты Др. Вавилонии и Ассирии; охватывают период с нач. 2-го тыс. до н. э. и до начала н. э. (см. Вавилоно-ассирийская культура). К. м. т. написаны клинописью на глиняных пластинках (см. рис.). Среди К. м. т. имеются математич. таблицы (таблицы умножения, таблицы обратных величин, служащие для замены деления умножением, таблицы квадратов и кубов и др.) и спец. математич. тексты, содержащие задачи с решениями. Большинство спец. текстов

(их известно более сотни) относится ко 2-му тыс. до н. э. Найдены 5-6 текстов 1-го тыс. до н. э., относящихся к эллинистич. эпохе, и один текст ассирийской эпохи. В истории математики К. м. т. имеют большое значение: в них впервые встречаются позиционная система счисления и квадратные уравнения. Вавилонские математики пользовались шестидесятеричной системой счисления, в к-рой единицы обозначались Г, а десятки <; эти знаки употреблялись также для обозначения единиц и десятков след, разрядов; напр., число

153 = 2-60 + 33 изображалось так:

[7-10.jpg]
Особенностью вавилонской системы письм. счисления было то, что абсолютная величина чисел оставалась неопределённой. Так, вышеупомянутое число можно было прочесть как 2-602+33-60=; = 9180 и как 2 + 33-60-1 = 233/б0; кроме того, в текстах классической эпохи (2-е тыс. до н. э.) отсутствовал знак, соответствующий нашему нулю. Если учесть, что в К. м. т. отсутствуют записи промежуточных вычислений, то указанное явление проще всего объяснить тем, что промежуточные вычисления производились на счётной доске (типа наших счётов или абака). Тем же самым можно объяснить отсутствие нуля, к-рый при вычислениях на абаке не нужен (столбец, соответствующий отсутствующему разряду, оставлялся пустым). Можно предполагать, что и появление позиционного принципа связано с употреблением счётной доски.

Квадратные уравнения появились у вавилонян в связи с землемерной практикой; эта связь отразилась на терминологии: неизвестные назывались "длина" и "ширина". В дальнейшем неизвестные понимались более абстрактно, так что у вавилонян можно отметить начатки алгебраич. мышления.

Клинописный математический текст из коллекции Йельского университета (США). Изображён квадрат с его диагоналями. Сторона равна 30 (число написано над левой верхней стороной). На диагонали написано число 1; 24, 51, 10, то есть 1 + 24/60 +51/602 +10/603 ~= 1,41417 ~= № 2, выражающее отношение диагонали квадрата к стороне. Под диагональю стоит её длина 42; 25, 36. т. е. 42+25/60+ +36/602.

Лит.: Выгодский М. Я., Арифметика и алгебра в древнем мире, 2 изд., М., 1967; Нейгебауер О., Лекции по истории античных математических наук, пер. с нем., т. 1, М.- Л., 1937; Mathematische Keilschrift-Texte, hrsg. yon O. Neugebauer, Tl 1, В., 1935; Mathematical cuneiform texts, ed. by O. Neugebauer and A. Sachs, New Haven, 1945.

КЛИНОПИСЬ, способ письма путём выдавливания на глине комбинаций клиновидных чёрточек, применявшийся в Передней Азии. К. появилась впервые в Шумере. Ок. 3000 до н. э. шумерийцы начали передавать изображениями названия отд. конкретных предметов и общих понятий (см. Идеографическое письмо). Так, рисунок ноги стал передавать понятия "ходить" (шумерийское du-, га-), "стоять" (gub-), "приносить" (turn-) и т. п. Число знаков было порядка тысячи. Знаки являлись лишь вехами для памяти, закреплявшими важнейшие моменты передаваемой мысли, а не связную речь, но т. к. читающие говорили на шумерском языке, то знаки связывались с определёнными словами, что позволило использовать знаки для обозначения звуковых комбинаций уже и независимо от их значения; так, знак ноги мог употребляться не только для передачи упомянутых глаголов, но также для слогов du, га и т. д.; знак звезды мог обозначать и имена dingir -"бог" и an -"небо", и слог an и т. д. Словесно-слоговая письменность складывается в систему к сер. 3-го тыс. до н. э. Основа имени или глагола выражалась в ней идеограммой (знаком для понятия), а грамматич. показатели и служебные слова - знаками в их слоговом значении. Одинаково звучавшие основы различного значения выражались разными знаками (омофония). Каждый знак мог иметь неск. значений, как слоговых, так и связанных с понятиями (полифония). Для выделения слов, выражавших понятия нек-рых определённых категорий (напр., птицы, рыбы, профессии и т. д.), применялось небольшое число детерминативов - непроизносимых показателей. Число знаков сократилось до 600, не считая комбинированных. С ускорением письма рисунки упрощались. Чёрточки знаков вдавливались прямоугольной палочкой, входящей в глину под углом и потому создававшей клиновидное углубление. Направление письма: вначале вертикальными столбцами справа налево, позже - построчное, слева направо. Аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) приспособили К. для своего семитского флективного языка в сер. 3-го тыс. до н. э., сократив число ходовых знаков до 300 и создав новые слоговые значения, соответствующие аккадской фонетич. системе; стали употребляться чисто фонетические (силлабические) записи слов; однако шумерские идеограммы и написания отд. слов и выражений (в аккадском чтении) также продолжали применяться. Аккадская система К. распространилась за пределы Двуречья, приспособившись также к языкам эламскому, хурритскому, хетто-лувийским, урартскому. Начиная со 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. К. использовалась в релит, и юридич. целях лишь в отд. городах Юж. Двуречья (для уже мёртвых шумерского и аккадского языков).

Формы памятников К. разнообразны (призмы, цилиндры, конусы, каменные плиты); наиболее распространены плитки из глины. До нас дошло огромное количество текстов, написанных К.: деловые документы, историч. надписи, эпос, словари, математич. и др. науч. сочинения, религ.-магич. тексты.

Особо выделяются: 1) угаритская алфавитная К. из г. Угарита (Рас-Шамры) 2-го тыс. до н. э.- приспособление др.семитского алфавита к письму на глине; с аккадской К. сходна лишь способом нанесения знаков; 2) иранская (др.-персидская) слоговая К. 6-4 вв. до н. э.; расшифровка её начата нем. учёным Г. Гротефендом в 1802; наличие трёхъязычных персидско-эламско-аккадских надписей позволило в 50-х гг. 19 в. расшифровать и аккадскую К. (англ, учёный Г. Роулинсон, ирл. учёный Э. Хинкс, франц. учёный Ж. Опперт и др.). Шумерская система К. была расшифрована рядом учёных в кон. 19- нач. 20 вв., угаритская - в 1930-32 франц. учёным Ш. Виролло, нем. учёным X. Бауэром и др. Начало расшифровке архаич. шумерского рисуночного письма положено сов. учёным А. А. Вайманом. Хеттская и урартская К., относящиеся к аккадской системе, не нуждались в расшифровке в собственном смысле.

Развитие клинописных знаков
























ШумерIV тыс. до н.э.

Шумер III тыс. до н.э.

Вавилония Курсив II тыс. до н.э.

Ассирия Курсив (тыс.до н.э.

Шумерское значение

Вавилоноассирийское значение





[7-11.jpg]

[7-12.jpg]

[7-13.jpg]

[7-14.jpg]

а. вода; семя, потомство; родитель"; слог а

му „вода"; аплу „наследник"; слог а





[7-15.jpg]

[7-16.jpg]

[7-17.jpg]

[7-18.jpg]

саг „голова; глава; верх"

решу, голова, глава"; слоги саг, сан, так, реш и т.д.





[7-19.jpg]

[7-20.jpg]

[7-21.jpg]

[7-22.jpg]

ха, нуа „рыба"; слоги ха, ну; детерминатив рыб

нуну „рыба"; слог ха ; детерминатив рыб





[7-23.jpg]

[7-24.jpg]

[7-25.jpg]

[7-26.jpg]

ра,ду, гин „ходить"; губ „стоять"; /луд" „приносить"; слоги ра.ду.гин

алану .. ходить"; ашуззу „стоять" и т. д.; слоги ду.гин, губ, гул, ну б, куп





[7-27.jpg]

[7-28.jpg]

[7-29.jpg]

[7-30.jpg]

алин,, плуг"; энгар „земледелец"; уру „возделыватель"

эпинну „ плуг"; иякару „земледелец" и др.; слог пин





[7-31.jpg]

[7-32.jpg]

[7-33.jpg]

[7-34.jpg]

гас „пиво"; бе „род сосуда (?)"; слог бе

шикару ., пиво"; слоги би, пи , нас, наш, гаш





[7-35.jpg]

Вышел из употребления

-

-

?

-





[7-36.jpg]

[7-37.jpg]

[7-38.jpg]

[7-39.jpg]

кур „гора; чужая страна"; гин „холм"

мату „страна"; шаду „ гора"; слоги мат, мад, шат, шад, нат, лат, кур, гин и т.д.


























Лит.: Фридрих И.. Дешифровка за" бытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961; Вайман А. А., К расшифровке протошумерской письменности, в кн.: Переднеазиатский сборник, в. 2, М., 1966; Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967. И. М. Дьяконов.





8.htm
К-МЕЗОНЫ, к а о н ы, группа нестабильных элементарных частиц, в к-рую входят две заряженные (К+, К-) и две нейтральные (К°, К°) частицы с нулевым спином и массой приблизительно в 970 раз большей, чем масса электрона. К-м. участвуют в сильных взаимодействиях, т. е. являются а д р о н а м и; они не имеют барионного заряда и обладают отличным от нуля значением квантового числа странности (S), характеризующей их поведение в процесса:;, обусловленных сильным взаимодействием: у К+и К0 S= + 1, а у К- и К0 (являющихся античастицами К+, К0) S = -1. Совместно с гиперонами К-м. образуют группу т. н. странных частиц (частиц, для к-рых S <> 0). К+ и К0 одинаковым образом участвуют в сильных взаимодействиях, имеют приблизительно одинаковые массы и различаются лишь электрич. зарядом. Они могут быть объединены в одну группу - т. н. изотопический дублет (см. Изотопическая инвариантность) и рассматриваются как различные зарядовые состояния одной и той же частицы с изотопическим спином I = 1/2. Аналогичную группу составляют К- и К0. Из-за различия в странности нейтральные К-м. К° и К° являются разными частицами, различным образом участвующими в сильных взаимодействиях.

Согласно совр. классификации элементарных частиц, К-м. (К+, К°, К-, К°) вместе с я-мезонами (я+, л°, л-) и л0-мезоном входят в одну группу (октет) частиц, приблизительно одинаково участвующих в сильных взаимодействиях.

Открытие К-мезонов связано с работами большого числа учёных в различных странах. В 1947-51 в космических лучах было открыто неск. частиц, массы к-рых, измеренные с доступной в то время точностью, были приблизительно одинаковыми, а способы распада - разными. Это были т. н. б-мезоны, распадающиеся на два пи-мезона, т-мезоны, распадающиеся на три я-мезона, и др. Значит, прогресс в изучении этих частиц начался с 1954, когда их удалось получать с помощью ускорителей заряженных частиц. Тщательные измерения масс и времён жизни показали, что во всех этих случаях наблюдались различные способы распада одних и тех же частиц, названных К-м.

Открытие К-м. сыграло важную роль в физике элементарных частиц; оно помогло установить новую характеристику сильно взаимодействующих частиц (адронов) - странность и создать совр. систематику адронов (см. Элементарные частицы). Изучение распадов К-м. дало первые сведения о несохранении в слабых взаимодействиях пространственной и зарядовой чётности, а также о нарушении комбинированной чётности (см. Чётность, Зарядовое сопряжение, Комбинированная инверсия).

Сильные взаимодействия К-мезонов. Наличие у К-м. отличной от нуля странности S накладывает (из-за сохранения S в сильных взаимодействиях) характерный отпечаток на процессы сильных взаимодействий с участием К-м. Так, К+ и К°, имеющие S = +1, рождаются при столкновениях "нестранных" частиц - ямезонов и нуклонов (протонов и нейтронов) - только совместно с гиперонами или К-, К", имеющими отрицат. значение странности (см., напр., рис. 1 в ст. Гипероны).

Поскольку все гипероны имеют отрицат. странность, они легче рождаются в процессах, вызванных К- и К°, чем в процессах, вызванных К+ и К°. Напр., возможна реакция К0 + р -> Л° +л+, тогда как реакция К° + р -> Л° + л+ запрещена законом сохранения странности в сильных взаимодействиях (здесь р - протон, Л° - гиперон). Рождение гиперонов в пучках К+, К° менее вероятно, т. к. оно требует появления совместно с гипероном нескольких дополнительных К+ или К°.

Схематическое изображение фотографии, полученной в водородной пузырьковой - камере, иллюстрирующее процессы сильного и слабого взаимодействий К-мезонов. В точке / за счёт сильного взаимодействия происходит реакция К-+р->Q-+ +К++К°, в к-рой сохраняется странность. Распады образовавшихся частиц происходят в результате слабого взаимодействия с изменением странности на 1: К0->л++л~ (в точке 2); Q- -> А°+К(в точке 3); Л°-> р + л~(в точке 4); К- -> k+ + + л~ + л~ (в точке 5). Треки частиц искривлены, так как камера находится в магнитном поле. Пунктиром обозначены треки нейтральных частиц, не оставляющие следа в камере.

Табл. 1.-Основные характеристики и способы распада К-мезонов
[8-1.jpg]

Табл. 2. - Основные способы распада K°s и K°L
[8-2.jpg]

В табл. 1 и 2 п± и л°- заряженные и нейтральный пи-мезоны, ц+ - мюоны, е+ - электрон или позитрон, v - нейтрино (или антинейтрино), у - гамма-квант.

Поэтому медленные К+, К° слабее взаимодействуют с веществом, чем К~, К°.

Слабые взаимодействия К-мезонов.Распады К-м. обусловлены слабым взаимодействием и происходят с изменением странности на 1 (в слабых взаимодействиях странность не сохраняется). Распады могут осуществляться различными способами (табл. 1) и подчиняются эмпирич. правилам, определяющим изменение странности, изотопич. спина адронов и пр. (см. Отбора правила). В распадах К-м. не сохраняются пространственная и зарядовая чётности, что проявляется, напр., в возможности распада как на 2л-, так и на Зя-мезона.

Рисунок иллюстрирует процессы сильного и слабого взаимодействия К-м.

Специфические свойства нейтральных К-мезонов. Выше отмечалось, что К°- и К°-мезоны, отличаясь друг от друга значениями квантового числа странности, участвуют в процессах сильного взаимодействия как две различные частицы. Поскольку, однако, в процессах слабого взаимодействия, в частности в распадах К-м., странность не сохраняется, оказываются возможными взаимные превращения К° -->К°. Наличие таких переходов между частицей и античастицей, имеющими разные значения одного из квантовых чисел, характеризующих элементарные частицы, обусловливает специфические, уникальные свойства нейтральных К-м. Для любых др. частиц существование подобных переходов запрещено строгими законами сохранения электрического или барионного заряда (а также, по-видимому, и лептонного заряда для переходов нейтрино - антинейтрино).В вакууме благодаря переходам К0->К0 состояниями, имеющими определённую энергию и время жизни, будут не К° и К°, а две квантовомеханич. суперпозиции этих состояний. Эти суперпозиции соответствуют частицам с различными массами и различными временами жизни: долгоживущему K°L- и короткоживущему К°я-мезонам. Разность масс K°L и K°s обусловлена слабым взаимодействием, вызывающим переходы К° -> K°, и весьма мала. Время жизни и способы распада KV и K°s указаны в табл. 2.

Т. о., в то время как в процессах, вызываемых сильным взаимодействием, проявляются состояния К° и К°, обладающие определёнными значениями странности (сохраняющейся в сильном взаимодействии), в процессах слабого взаимодействия (в распадах) проявляются как частицы состояния K°L и K°s. Состояния K°s и K°t близки к суперпозициям состояний, к-рые называют K°i и К°2:

[8-3.jpg]
т. е. K°s и K°L приблизительно на 50% "состоят" из К° и на 50% -из К°. Аналогичным образом можно утверждать, чтоК° и К° приблизительно на 50% "состоят" из K°S и на 50% -изК0!. Тот факт,что состояния К° и К° представляют суперпозицию двух состояний K°s и KV с разными массами и временами жизни, приводит к появлению своеобразных осцилляции ("биений"): К°, возникая в результате сильного взаимодействия, на нек-ром расстоянии от точки рождения частично превращается за счёт слабого взаимодействия в К° и потому оказывается способным вызывать ядерные реакции, характерные для К" и запрещённые для К°, напр. реакцию

[8-4.jpg]

(эффект Пайса - Пиччони). Др. своеоОразное явление - т. н. регенерация короткоживуших К°s-мезонов при прохождении через вещество долгоживущих K°Lмезонов: на достаточно больших расстояниях от места образования пучка К° (или К°) пучок состоит практически только из долгоживущих K°L, т. к. короткоживущие K°s распадаются раньше. Поэтому на таких расстояниях наблюдаются лишь распады, характерные для K°L (табл. 2). Казалось бы, K°s не могут вновь появиться в пучке. Однако если пучок K°L пропустить через слой вещества, то из-за различия во_взаимодействиях с веществом К° и К°, составляющих K°L, изменяется относительный состав пучка и в пучке K°L появляется добавка K°s с характерными для K°s распадами.

Комбинации K°1 и К°2 обладают определённой симметрией относительно операции комбинированной инверсии (СР): при переходе от частиц к античастицам (операция зарядового сопряжения С) с одновременным пространственным отражением (операция Р) волновая функция, соответствующая состоянию K°1, остаётся неизменной, а волновая функция К°2 меняет знак. Поэтому состояние K°1 может распадаться на 2я (систему, обладающую теми же свойствами относительно операции СР, чтои K°1),aK°2 не может. Поскольку вероятность распада на 2л значительно превышает вероятности др. способов (каналов) распада, большое различие во временах жизни долго- и короткоживущих К-м. считалось указанием на существование в природе симметрии относительно операции комбинированной инверсии, а состояния K°s и K°L отождествлялись с K°1 и К°2. Однако в 1964 было установлено, что долгоживущий К-м. с вероятностью приблизительно 0,2% распадается на 2я. Это свидетельствует о нарушении СР-симметрии и об отличии состояний K°s и K°L от K.°1 и К°2. Природа сил, нарушающих СР-симметрию, ещё не выяснена. Имеющиеся эксперимент, данные не противоречат возможности существования в природе особого "сверхслабого" взаимодействия, нарушающего симметрию СР и проявляющегося в распадах нейтральных К-м.

Лит.: Марков М. А., Гипероны и Кмезоны, М., 1958; Далиц Р., Странные частицы и сильные взаимодействия, пер. с англ., М., 1964; Окунь Л. Б., Слабое взаимодействие элементарных частиц, М., 1963; Ли Ц. и В у Ц., Слабые взаимодействия пер. с англ.,М.,1968; Г азиорови ч С,, Физика элементарных частиц, пер. с англ., М., 1969; Эдер Р. К., Ф а у л е р Э. К., Странные частицы, пер. с англ., М., 1966. С. С. Герштейн.

КМЕТЫ, термин, широко распространённый в ср. века у слав, народов и имевший различные значения. Первоначально К. назывались, по-видимому, свободные члены общины, племени. В др.-рус. лит. памятниках ("Слово о полку Игореве" и др.) К.- витязи, дружинники. В феод. Болгарии и Сербии К.- сел. старосты; в Боснии и Чехии - иногда должностные лица, иногда отд. категории крестьян; в Польше - зависимые крестьяне, имевшие полный надел; в Хорватии - редко вассалы, а обычно -зависимые крестьяне, в том числе и крепостные.

К-МИТОЗ, одна из форм патологии митотич. деления клетки, обусловленная повреждением митотического аппарата. Впервые был описан при действии на клетки алкалоида колхицина. Подробнее см. Митоз.

КНАПП (Кпарр) Георг Фридрих (7.3. 1842, Гисен, - 20. 2. 1926, Дармштадт), немецкий экономист и статистик, представитель новой (молодой) исторической школы в бурж. политич. экономии, глава страсбургской школы историков. В 1874-1918 проф. политэкономии и статистики в Страсбургском ун-те. Помимо статистики, занимался также вопросами истории агр. отношений и теории ден. обращения. Создал свою теорию денег, в к-рой буржуазному государству приписывал возможность через денежное обращение управлять х-вом страны (см. Деньги).

Наиболее значит, историко-экономич. соч. К.-"Освобождение крестьян и происхождение сельскохозяйственных рабочих в старых провинциях прусской монархии" (1887; рус. пер. 1900). В нём собран огромный фактич. материал об эволюции агр. отношений в Вост. Германии (гл. обр. с 16 в.) и о прус. агр. реформах 1-й пол. 19 в. и сделана одна из первых попыток объяснить причины перехода в Вост. Германии 16-17 вв. к барщинному х-ву.

Соч.: Ausgewahlte Werke, Bd 1 - 3, Munch., 1925-27; в рус. пер.- Очерки государственной теории денег. Деньги. Денежная система, Од., 1913.

КНАУС (Knaus) Людвиг (5. 10. 1829, Висбаден, Гессен, - 7.12.1910, Берлин), немецкий живописец. Учился в АХ в Дюссельдорфе (1845-48), в 1852-60 работал в Париже, в 1874-83 проф. АХ в Берлине. Представитель дюссельдорфской школы. К. писал гл. обр. жанровые картины,тонко передавая местные бытовые особенности, типы и характеры крестьян разных обл. Германии ("Детский праздник", 1869, Нац. гал., Берлин; "Совещание крестьян", 1873, Кунстхалле, Гамбург). Вместе с тем произв. К. лишены социальных обобщений и нередко идеализируют патриарх, быт.

Лит.: Булгаков Ф. И., Людвиг Кнаус и его произведения, СПБ, 1897; PietschL., Ludwig Knaus, 2. Aufl., Bielefeld- Lpz., 1901.

Л. К н а у с. "Вынос тела в гессенской деревне". 1871.

КНДР, сокращение от офиц. названия Корейской Народно-Демократической Республики; см. Корея.

КНЕБЕЛЬ Мария Осиповна [р. 6(18).5. 1898, Москва], советский режиссёр, педагог, нар. арт. РСФСР (1958). Училась с 1918 в студии М.А.Чехова, затем в школе при 2-й студии МХАТа. С 1924 в труппе МХАТа. Играла в основном острохарактерные роли (Шарлотта - "Вишнёвый сад" Чехова, Карпухина-"Дядюшкин сон" по Достоевскому и др.). Режиссёрскую деятельность К. начала в 1935 в Моск. театре им. Ермоловой. Осуществила постановки: "Дальняя дорога" Арбузова (1936), "Последние" Горького (1937), совм. с Н. П. Хмелёвым-"Дети солнца" Горького (1937) и "Как вам это понравится" Шекспира (1940), во МХАТе-"Кремлёвские куранты" Погодина (1.942, совм. с Вл. И. Немировичем-Данченко и Л.М. Леонидовым), "Иван Грозный" ("Трудные годы") А. Н. Толстого (1946, совм. с А. Д. Поповым) и др. С 1950 режиссёр, а в 1955-60 гл. режиссёр Центр, детского театра (спектакли: "Страница жизни" Розова, 1952, и др.). К. особенно близка драматургия Чехова. Она ставила спектакли: "Иванов" (1955, Моск. театр им. Пушкина) и "Вишнёвый сад" (1965, Центр, театр Сов. Армии; "Эбби тиэтр", Дублин). В 1969 поставила "Таланты и поклонники" Островского (Моск. театр им. Маяковского). С 1932 К. ведёт педагогич. работу, с 1948 преподаёт на режиссёрском ф-те ГИТИСа (с 1960 профессор). Награждена 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Слово в творчестве актера, М., 1954; О действенном анализе пьесы и роли, М., 1961; Вся жизнь. [Воспоминания актрисы], М., 1967. К. Л. Рудницкий.

КНЕВЕНАГЕЛЯ РЕАКЦИЯ, конденсация альдегидов или кетонов с соединениями, содержащими активную метиленовую группу, в присутствии оснований с образованием производных этилена. Напр., при конденсации бензойного альдегида (I) с диэтиловым эфиром малоновой к-ты (II) в присутствии пиперидина получается производное коричной кислоты (III):

[8-5.jpg]

К. р. широко применяется в лабораторном органич. синтезе, а также в химикофармацевтич. ,и парфюмерной пром-сти. Реакция открыта нем. химиком Э. Кневенагелем (Е. Knoevenagel) в 1896.

Лит.: С е р р е и А., Справочник по органическим реакциям, пер. с англ., М., 1962.

КНЕЗЫ (кънезь - вождь), общеславянский термин. В период зарождения классового общества - старейшины рода. В раннефеод. период на Руси термин стал употребляться в значении князь; на терр. Зап. Украины, Молдавии, Хорватии и др. К. - старшины, привилегированная категория феодально-зависимого крестьянства. В Сербии в период тур. ига К. - представители общинного самоуправления, после освобождения страны (до 1882) - глава гос-ва.

КНЕССЕТ, название парламента гос-ва Израиль. Состоит из 120 депутатов, избираемых на 4 года. См. также ст. Израиль, раздел Государственный строй.

КНЕХТ (голл. knecht), парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для закрепления накладываемого восьмёрками швартового (швартовный К.) или буксирного (буксирный К.) троса. Обычно К. пустотелые, стальные или чугунные. На парусных судах К. снабжали шкивами для натяжения и крепления иек-рых снастей бегучего такелажа.

КНИГА, важнейшая исторически сложившаяся и продолжающая развиваться форма закрепления семантической информации (гл. обр. связного и достаточно пространного текста), предназначенная для её повторяющихся воспроизведения и передачи во времени и пространстве. Текст в К. фиксируется на листовом материале посредством знаков (букв или др. графич. образов), воспринимаемых зрением (исключение - книги для слепых, рассчитанные на восприятие осязанием). Современная К. представляет собой кодекс - блок скреплённых страниц с текстом и иллюстрациями и внешних защитных элементов (переплёт, обложка). С точки зрения книжной статистики К.- произведение печати в форме кодекса с определённым минимальным количеством страниц (в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО - свыше 3 печ. листов, т. е. не менее 48 страниц).

К.- важнейшее средство массовой, науч. и технич. информации, играющее колоссальную роль в качестве орудия политич. и идеологич. борьбы, распространения и пропаганды знаний, образования и воспитания. Как произведение общественно-политич., художеств., науч. лит-ры К. партийна и имеет ярко выраженный классовый характер. К. - продукт обществ, сознания, а следовательно, и орудие классовой борьбы. Во все времена К. служила мощным средством пропаганды и распространения политич. взглядов. По словам В. И. Ленина, "книга - огромная сила" ("Ленин и книга", 1964, с. 362). К К. полностью относится положение В. И. Ленина о двух культурах в каждой нац. культуре. К. играет революционную или реакционную роль в зависимости от того, идеологию каких социальных сил она отображает и пропагандирует и кому принадлежат орудия и средства производства К. (издательства, типографии, бумага и т. п.). В капиталистич. обществе К., пропагандирующая реакц. идеи, используется господств, классами как средство политич. и нац. угнетения широких трудящихся масс. В условиях социалистич. общества К. служит интересам народа и тесно связана с его жизнью, она основывается на принципах партийности, народности, научности, действенного гуманизма, пролетарского интернационализма.

К. является продуктом книжного дела - совокупности отраслей культуры и производства, связанных с созданием и изготовлением К., её распространением, хранением, описанием и изучением. Отбор для полиграфич. воспроизведения и распространения произведений науки, литературы, искусства, их партийная и профессиональная оценка, подготовка для печати и выпуск - функции издательского дела. Множественное воспроизведение К. осуществляется полиграфической промышленностью (см. также Книгопечатание, Полиграфия). Распространение и пропаганда К. являются функцией книжной торговли. Сбор, спец. обработка и хранение К., их пропаганда и руководство чтением осуществляются в рамках библиотечного дела (см. Библиотека, Библиотековедение). Целенаправленное информирование читателей о К. и др. произведениях печати и их активная пропаганда - задача библиографии. К. и книжное дело изучает в историч. и совр. аспектах комплексная науч. дисциплина - книговедение.

Рукописная книга. Историч. становление К. теснейшим образом связано с процессом создания и формирования письма, структурные особенности к-рого (система знаков, порядок их расположения, особенности начертания), а также специфика писчего материала и инструмента для письма в значит, степени обусловливали конструктивные особенности самой К. В древности определились два основных типа конструктивной организации К.: лента-свиток (Египет, Греция, Рим, гос-ва Др. Востока) и совокупность пластин или листов, соединяемых в стопу или в блок (К. на пальмовых листьях в Индии и на Цейлоне, римские полиптихи и т. д.). В 4-3-м тыс. до н. э. в Др. Египте возникает К. в форме свитка с использованием в качестве писчего материала папируса, а со 2 в. до н. э. - пергамена. Средняя длина свитка не превышала 10 м, хотя известны свитки длиной св. 40 м - т. н. папирус Гарриса (Британский музей). Уже в Др. Египте искусство К. представляло собой результат весьма сложной и разнообразной проф. деятельности писцов и художников, украшавших рукописи на свитках орнаментами и различными изображениями. Характерной особенностью было стремление к функциональной и стилевой связи иероглифич. текста с условно-символич. изображениями. Прототипом современной формы К.-кодекса является полиптих - несколько скреплённых между собой дощечек, натёртых воском, к-рые древние римляне применяли для письма. Древнейший из сохранившихся пергаменных кодексов - "Кодекс Синаитикус" - относится к 4 в. По сравнению со свитком кодекс вмещал больший объём информации и был конструктивно прочнее. Перелистывание гибких страниц, скреплённых в корешке, оказалось более удобным для письма и чтения, чем развёртывание и одновременное свёртывание свитка. В кодексе появляется титульный лист (от лат. titulus - надпись, заглавие), а также счёт страниц и тетрадей. С появлением кодекса возникает и переплёт, к-рый первоначально делали из нескольких склеенных листов папируса или пергамена, а затем из деревянных досок. Мастера рукописной К. настойчиво стремились к гармоничному расположению на странице текстовой полосы, иллюстраций, орнамента. С 13 в. основным писчим материалом в Европе становится бумага. Центром производства К. в средние века сделались мастерские-скриптории, в к-рых применялось первичное разделение труда. Текст писал писец-скриптор, оставленные им места для заголовков и буквиц заполнял рубрикатор, украшения и миниатюры выполняли иллюминаторы и миниатюристы. Переплёты и драгоценные оклады для К. изготовлялись переплётчиками и золотых дел мастерами. К. раннего средневековья обильно украшена изоморфич. орнаментом с изображениями рыб и птиц; в Англии и Ирландии в 7-9 вв. преобладал орнамент в виде плетёных ремней и жгутов. Характерные памятники искусства К. этой эпохи - Евангелие из Дарроу (ок. 670), Евангелие из Келса (ок. 800). В эпоху Каролингов возникают центры изготовления К. в Париже, Реймсе, Фульде, Туре, появляется своеобразная форма латинского письма - каролингский минускул. После распада Каролингской империи ведущим центром изготовления К. становится монастырь на о. Рейхенау (на Боденском оз.). С 13 в. в европ. К. господствует готика; особенно большое значение приобретает орнамент. Своеобразной красотой и высоким совершенством исполнения отличаются рукописи каллиграфов Востока (см. Каллиграфия).

Появление К. на Руси связано с распространением славянского письма, созданного во 2-й пол. 9 в. Самая ранняя из сохранившихся рус. датированных рукописных К.- "Остромирово евангелие" (1056-57). Известно 7 датированных К. 11 в., 8 К. 12 в. Замечательный памятник искусства К.- "Мстиславово евангелие" (ок. 1117), заключённое в драгоценный оклад. На рубеже 14 и 15 вв. в Москве создаются т. н. Евангелие Кошки и Евангелие Хитрово, художеств, убранство к-рых принадлежит мастерам круга Феофана Грека и Андрея Рублёва. Большую роль в истории рукописной К. 1-й пол. 16 в. сыграли мастера круга Феодосия Изографа, с деятельностью к-рых связано использование в К. гравированной на металле орнаментики (напр., т. н. Евангелие Уварова). В сер. 16 в. в гос. мастерской был создан многотомный летописный свод с большим количеством миниатюр. В орнаментальном обрамлении рус. рукописной К. последовательно сменяют друг друга старовизант., "звериный", балканский, нововизант., старопечатный стили. Господств, типом письма был первоначально устав, а с 14 в. - полуустав.

Печатная книга. Первым способом множественного воспроизведения К. была ксилография - гравюра на дереве. Древнейшей печатной К. считают текст, оттиснутый с 12 досок в Корее в период между 704 и 751. Европ. ксилографич. издания, появившиеся в 15 в., первоначально представляли собой лубочный лист (изображения иногда сопровождались текстом), а в дальнейшем - блок с запечатанными с одной стороны страницами (т. н. анопистографич. К.). Впоследствии лицевую и оборотную стороны печатали на двух отдельных листах, к-рые склеивали друг с другом (т. н. опистографич. К.).

Новая эра в истории К. открылась с возникновением книгопечатания в Европе, к-рое относят к 40-м гг. 15 в. и связывают с именем И. Гутенберга (Германия). Шедевром раннего книгопечатания является его т. н. 42-строчная Библия. Гутенберг воспроизводил полиграфич. способом лишь текст. Первый опыт типографского воспроизведения орнаментики был предпринят в 1457 П. Шеффером на страницах Майнцской псалтыри. В той же К. впервые появились выходные сведения и типографская марка. В 1461 А. Пфистер в Бамберге выпускает К. с гравированными на дереве иллюстрациями. В 70-80-х гг. 15 в. Э. Ратдольт (Венеция, Аугсбург) вводит в К. многокрасочную печать, начинает печатать золотом, снабжает К. прикладного характера подвижными чертежами и схемами. Внимание типографов в 15-16 вв. было направлено на создание экономичных, красивых, удобных для чтения текстовых шрифтов (см. Шрифт).

Первые печатные К. появились в 1465 в Италии, в 1468 в Чехословакии и Швейцарии, в 1469 в Нидерландах, в 1470 во Франции, ок. 1473 в Польше, в 1473 в Венгрии, в 1474 в Испании и Бельгии, в 1477 в Англии. К., напечатанные до 1 янв. 1501, наз. инкунабулами, К. 1-й пол. 16 в.- палеотипами.

Первые печатные К. кирилловского шрифта выпущены были Ш. Фиолем в Кракове в 1491. Книгопечатание в Москве началось в 50-х гг. 16 в. Первая точно датированная рус. печатная К. выпущена Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в 1564 ("Апостол"), В 1574 Иван Фёдоров во Львове издаёт первые укр. печатные К. ("Азбука" и "Апостол").

Создание целостного организма К. затруднялось интересами массового производства. В преодолении этого противоречия исключит, роль сыграла деятельность крупнейших издателей-типографов 16-17 вв.- семей Мануциев в Венеции, Этъеннов во Франции, К. Плантена в Бельгии, семьи Эльзевиров в Нидерландах, занимавшихся разработкой типов издания различной лит-ры и устанавливавших наиболее целесообразные и эстетически совершенные решения книжных ансамблей.

Дальнейшее развитие печатной К. было связано с постоянным стремлением к увеличению объёма информации, совершенствованию её передачи, специализации К. по типам изданий (научные, учебные, художественные, культовые, справочные и т. п.).

В книжном искусстве 18 - нач. 19 вв. углубляется обособление профессий типографского и художеств, профиля. Это накладывает отпечаток на характер книжного ансамбля: текст и иллюстрации часто утрачивают прежнюю взаимосвязь. Всё большее распространение получают наборные орнаментальные украшения, линейки, политипажи.

Открытие литографии (1798) и торцовой ксилографии (80-е гг. 18 в.) облегчило процесс воспроизведения в К. авторского рисунка и позволило с сер. 19 в. значительно увеличить выпуск иллюстрированных изданий. В зап.-европ. и рус. К. пришли выдающиеся художники, много сделавшие для распространения в книжной графике реалистич. тенденций. (См. Иллюстрация, Графика).

В сер. 19 в. полиграфия вступила на путь бурного технич. прогресса. С открытием фотомеханич. способа воспроизведения изображений К. обогатилась новыми возможностями для широкого привлечения чёрной и цветной графики.

2-я пол. 19 в. ознаменована всё большим подчинением К. коммерч. интересам издателей, что привело к снижению уровня художеств, культуры массовых изданий и к обособлению группы библиофильских книг. Попытки поднять уровень книжного искусства путём возвращения к ремесленным способам производства предпринимались англ, писателем и художником У. Моррисом, выпустившим в конце 19 в. 53 превосходно сделанных К. На грани 19-20 вв. в К. зародились новые стилистич. формы, отразившие искания живописи и графики того времени.

Совр. искусство К. капиталистич. стран в основном базируется на высоких достижениях типографского дела (научная, искусствоведческая К.), художественнообразная сторона в нём, как правило, менее развита. Отражая коммерч. интересы издателей, книжная продукция делится на массовую, выпускаемую в ярких обложках, без иллюстраций, и на дорогие издания, в к-рых нередко участвуют крупные художники.

Советская К. с первых лет своего существования стремилась к разрешению сложного комплекса идейно-воспитат. и художеств, проблем, вытекающих из программы культурных преобразований в стране. Следуя установке на общедоступность сов. К., на её просветительский характер, сов. издатели и полиграфисты главное внимание уделяли массовой К. В СССР высоко развито искусство иллюстрирования К. В этой области работали крупнейшие мастера: московские ксилографы В. А. Фаворский, А. И. Кравченко, А. Д. Гончаров, Г. А. Ечеистов, М. И. Пиков и др.; ленинградские художники Л. С. Хижинский, А. Ф. Пахомов, Г. Д. Епифанов, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов и др. Новаторская деятельность конструктивистов 20-х - нач. 30-х гг. (Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко) оказала воздействие на развитие конструкции К., введение в неё фотомонтажа и т. д. Велика роль в иллюстрировании классич. литературы Н. В. Кузьмина, Кукрыниксов, Д. А. Шмаринова, Е. А. Кибрика и др. В области шрифтовой и оформительской графики большой вклад сделан И. Ф. Рербергом, С. Б. Телингатером, С. М. Пожарским и др.

Сов. книжное искусство 50-70-х гг. характеризуется настойчивым стремлением к созданию органич. взаимосвязи книжных элементов. В связи с этим возникает интерес к проблемам организации К. как целого (художеств, конструирование), к проблеме стиля и т. д.

В сер. 20 в. в обстановке чрезвычайно быстрого роста печатной информации и широкого распространения новых средств массовых коммуникаций (радио, телевидение, кино и т. д.) перед К. возникли новые проблемы: уточнение специфич. функций в общей системе средств массовых коммуникаций, совершенствование книжной организации (освоение новых печатных материалов, миниатюризация изданий, оптимизация чтения, включение в науч. и уч. К. звукозаписей, стереоскопич. изображений и пр.), повышение качества полиграфического исполнения и др.

Структура и типология современной книги. Книжный блок соединяется с переплётной крышкой при помощи форзаца. Верхние и нижние края тетрадей скрепляет тесьма с утолщённым краем - каптал. На переплёт иногда надевают суперобложку, к-рая предохраняет переплётную крышку и служит элементом оформления К. В начале К. помещают титульный лист, к-рый может быть разворотным, занимая 2-ю (контр т и т у л) и 3-ю страницы К. Нек-рые сведения могут быть помещены на авантитуле, занимающем 1-ю страницу К. Титульному листу иногда предшествует фронтиспис. Для смысловой организации текста используются различные способы рубрикации К. Отдельным разделам К. иногда предшествует шмуцтитул, на к-ром напечатано название раздела. Первые (спусковые) полосы разделов выделяют средствами вёрстки или художеств, убранства. Шрифтовые и нешрифтовые методы выделения позволяют выявить заголовки или отдельные части текста. Пользование К. облегчают колонтитулы - заглавия отдельных разделов, помещаемые в верхней части полосы, и колонцифры - порядковые номера страниц (пагинация). Порядковые номера тетрадей (листов) К.- сигнатура и условное наименование К.- норма, служащие для облегчения подбора листов в процессе изготовления книжного блока, проставляются на 1-й (а иногда и на 3-й) странице каждой тетради. Аппарат К. включает выходные сведения, содержание (оглавление), предисловие (послесловие), прикнижную аннотацию, примечания, комментарии, указатели, внутрикнижные библиографич. списки, приложения, сноски. Содержание (оглавление) и выходные сведения помещаются в каждой К., др. элементы аппарата - преим. в науч. изданиях. Размер страницы К. называется форматом издания.

К. различают по их читательскому и целевому назначению, а также по тематике. По читательскому назначению могут быть выделены К. для массового читателя, для специалистов и для детей. Исходя из целевого назначения К., говорят об официальных, научных, научно-популярных, учебных, литературно-художеств., справочных, рекламных и других изданиях. Широко распространённым видом научной К. является монография. Среди учебных К. можно выделить учебники, учебные пособия, учебно-методич. пособия и др. Характерными видами справочных изданий являются словари, энциклопедии, справочники по спец. вопросам, инструкции, памятки, проспекты, каталоги, календари, путеводители. Тематически К. классифицируются в соответствии с библиотечно-биолиографич. классификациями (см. Классификации библиотечно-библиографическ ие ).

Илл. см. на вклейке, табл. XXIX, XXX (стр. 336-337).

Лит.: Ленин и книга, М., 1964; Пятьсот лет после Гутенберга. 1468 - 1968, М., 1968; 400 лет русского книгопечатания, т. 1 - 2, М., 1964; Сидоров А. А., Книга и жизнь, М., 1972; его же, История оформления русской книги, 2 изд., М., 1964; Люблинский В. С., Книга в истории человеческого общества, М., 1972; Кацпржак Е. И., История книги, М., 1964; Н е м и Р о вский Е. Л., Начало славянского книгопечатания, М., 1971; его же. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Фёдоров, М., 1964; Книга в России, ч. 1 - 2, под ред. В. Я. Адарюкова и А. А. Сидорова, М., 1924 - 25; Назаров А. И., Октябрь и книга, М., 1968; Черняк А. Я., История технической книги, ч. 1, М., 1969; Пахом о в В. В., Книжное искусство, кн. 1 - 2, М., 1961-62; Ляхов В. Н., Оформление советской книги, М., 1966; его же, Очерки теории искусства книги, М., 1971; Книга. Исследования и материалы, сб. 1 - 25, М., 1959-72; Искусство книги. (Альманах), в. 1 - 7, М., 1960-71; Aldis H., The printed book, Camb., 1951; Barge H., Geschichte der Buchdruckerkunst, Lpz., [1940],; Dahl S., Histoire du livre de 1'antiquite a nos jours, 2 ed., P., 1960; Flocon A., L'univers des Hvres, P., [1961V. Labarre A., Histoire du livre, P., 1970; М с М u r t r i e D. C., The book, N. Y., [1943]; S t e i n b е г g S. H., Five hundred years of printing, L., 1959. В. Н. Ляхов, Е. Л. Немировский.



Таблица XXV

К ст. Классика. 1. Эрехтейон в Афинах. 421-406 до н. э. Деталь фриза. 2-3. Пропилеи на афинском Акрополе (437-432 до н. э., архитектор Мнесикл): 2 - общий вид; 3 - ионическая капитель внутреннего портика. 4. "Дельфийский возничий". Бронза. Ок. 470 до н. э. Археологический музей. Дельфы. 5. Гефестейон в Афинах, 2-я пол. 5 в. до н. э. 6. П о л и к л е т. "Раненая амазонка". Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Ок. 440-430 до н. э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. 7. "Афина, опирающаяся на копьё". Рельеф с афинского Акрополя. Мрамор. Сер. 5 в. до н. э. Музей Акрополя. Афины. 8. Т. н. мастер Пентесилеи. "Аполлон, закалывающий Тития". Роспись внутренней стороны килика из Вульчи (ок. 455 до н. э., Музей античного малого искусства, Мюнхен). 9. "Нике, развязывающая сандалию". Рельеф балюстрады храма Нике Аптерос на афинском Акрополе. Мрамор.Ок. 409 до н. э. Музей Акрополя. Афины.

Таблица XXVI

К ст. Классицизм. 1. Ж. Л. Габриель. Малый Трианон в Версале. 1762-64. 2. Дж. П е и н. Замок-дворец Уордор в Уилтшире. 1768-76. Вестибюль. 3. Н. Л е д у. Застава Ла-Виллет в Париже. 1785-89. 4. Р. М и к. чХрам любви" в пейзажном парке Версаля. 2-я пол. 18 в. 5. В. П. С т а с о в. Московские триумфальные ворота в Ленинграде. 1834-38. 6. Ж. Тома де Т о м о н. Мавзолей в Павловске. 1805-08. 7. Ф. М а н с а р. Дворец Мезон-Лаффит близ Парижа. 1642-50. Вестибюль. 8. Д. И. Жилярди. Актовый зал Московского университета. 1817-19.

Таблица XXVII

К ст. Классицизм. 1. Ж. Б. П и г а л ь. "Меркурий, завязывающий сандалик". Мрамор. 1744. Лувр. Париж. 2. К. Л о р-

Se н. "Изгнание Агари". 1668. Старая пинакотека. Мюнхен. 3. А. Р. Менгс. Автопортрет. Эрмитаж. Ленинград. . Ж. Л. Давид. "Парис и Елена". 1788. Лувр. Париж. 5. А. А. И в а н о в. "Пряам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора". 1824. Третьяковская галерея. Москва, о. Б. Торвальдсен. "Ясон". Мрамор. 1802-03. Музей Торвальдсена. Копенгаген. 7. И. П. М ар т о с. Надгробие М. П. Собакиной. Мрамор. 1782. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва. 8. А. Канова. "Амур и Психея". Мрамор. 1793. Лувр. Париж.

К ст. Клетка. Ультраструктура некоторых животных клеток. I. Поперечный срез мышечных клеток саранчи (увеличено в 54 000 раз). II. Клетки щитовидной железы крысы с включениями (увеличено в 18 000 раз). III. Участки двух клеток щитовидной железы крысы (увеличено в 30 000 раз). IV. Специализированная форма мембран (пористые пластинки) в цитоплазме созревающей яйцеклетки севрюги (увеличено в 35 000 раз). Условные обозначения: 1 - ядро, 2 - ядерная оболочка, 3 - клеточная оболочка, 4 - эндоплазматическая сеть, 5 - митохондрии, 6 - комплекс Гольджи, 7 - плотные тела, 8 - рибосомы, 9 - пористые пластинки, 10 - миофибриллы.

Таблица XXIX

К ст. Книга. 1. Фрагмент египетского папирусного свитка "Книга мёртвых". 1400'до н.э. 2. Глиняная плитка с клинописным текстом. Ок. 1400 до н. э. 3. "Евангелие из Келса". Рукописная книга. Ирландия. Ок. 800. 4. Переплёт средневековой рукописной книги. 5. Страница восточной средневековой рукописной книги "Бабур-наме". 6. Блочная ксилографическая книга "Библия бедных". Сер. 15 в. 7. 42-строчная Библия И. Гутенберга. Сер. 15 в. 8. "Всемирная хроника" X. Шеделя. Печать А. Кобергера. 1493. 9. Описание России в издании Эльзевиров. 1630. 10. Типографское руководство П. Фурнье. 1764.

11. Издание У. Морриса. 1897

Таблице XXX

К ст. Книга. 1. "Остромирово евангелие". Рукописная книга. 1056-57. 2. "Апостол". Печать Ивана Фёдорова и Петра Мстиел авца. 1564. 3. "Краткое описание Комментариев Академии наук". Гражданский шрифт. 1728. 4. Сто рисунков Л. А. Агина к "Мвртвым душам" Н. В. Гоголя. Обложка. 1846. 5. Страница "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина. Иллюстрация В. М. Васнецова, шрифт худ. В. Д. Замирайло. Без года. в. Фронтиспис В. А. Фаворского к книге С. Д. Спасского "Новогодняя ночь". 1932. 7. Шмуцтитул А. Д. Гончарова к "Избранной лирике" Ф. Петрарки. 1955. 8. Суперобложка Н. В. Кузьмина к книге Ю. Тынянова "Малолетный Витушишников". 1967. 9. Суперобложка С. Б. Телингатера к "Нравам Растеряевой улицы" Г, Успенского. 1963. 10. Обложка Г. В. Якутовича к книге М. Пригары "Кояак Голота". 1967. 11. Суперобложка Д. С. Бисти к поэме В. В. Маяковского "Владимир Ильич Ленин". 1967. 12. В. И. Ленин. "Кар