загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

1960; Киргизия, М., 1970 (серия "Советский Союз"); Физическая география Прниссыккулья, Фр., 1970.

ИССЫК-КУЛЬСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, занимает акваторию оз. Иссык-Куль, его побережье и прилежащие участки на отрогах гор Кунгей-Алатау и Терскей-Алатау. Создан в 1958 для охраны зимующих водоплавающих птиц, фазана и горной фауны Киргизии. Пл. 762 тыс. га (1969). По берегам озера - болотистые кустарниково-тростниковые заросли; далее каменистые пустыни, по-лынно-типчаковые степи; выше в горах - еловые леса, субальп. и альп. луга. В береговой зоне, кроме фазана, обитают бородатая куропатка, заяц-песчаник. С 1944 акклиматизирована и хорошо прижилась ондатра. На озере зимуют лебеди и утки (преим. красноносый нырок и лысуха). В горах обычны горный козёл, косуля, кабан, тянь-шанский сурок, медведь, каменная куница, кек-лик, улар, встречаются марал, снежный барс.

ИСТАКСИУАТЛЬ (Ixtaccihuatl, ацтек.- белая женщина), потухший вулкан на Ю- Мексиканского нагорья, к Ю.-В. от г. Мехико. Вые. 5286 м. Сложен гл. обр. андезитами. Имеет форму гребня с 3 вершинами, покрытыми вечным снегом. Соединён перемычкой с вулканом Попокатепетль.

ИСТАХРИ, аль-Истахри Абу Исхак аль-Фариси (ок. 850-934), арабский географ, уроженец Ирана (вероятно, области Фарс). Путешествовал по Ирану, посетил ряд стран Ср., Юж. и Зап. Азии, возможно, Сев. Африки, Сицилию и Андалусию. По личным наблюдениям и лит. материалам И. составил "Книгу путей государств" ("Китаб масалик аль-мамалик", ок. 930-933; стала известна в 950), в к-рой дал геогр., политич. и статистич. описания мусульм. стран - от Зап. Индии до Марокко и Испании. Влияние труда И. сказалось на соч. многих арабских и персидских географов.

Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957.

ИСТБОРН (Eastbourne), город-графство в Великобритании на берегу прол. Ла-Манш, в графстве Вост. Суссекс. 70,5 тыс. жит. (1971). Ок. 3/5 самодеят. населения занято в сфере услуг. Курорт с умеренно влажным тёплым климатом. Зима короткая, мягкая (ср. темп-ра янв. 5 °С), лето нежаркое (ср. темп-ра июля 16 °С); осадков 700 мм в год. Леч. средства: морские купания и ванны, аэро-, гелио- и гидротерапия, леч. физкультура. Лечение больных с функциональными расстройствами нервной системы, заболеваниями органов дыхания нетуберкулёзного характера, анемиями и др. Водолечебницы, бассейны, спортивные площадки и сооружения.

ИСТЕРИЯ (от греч. hystera - матка; с древнейших времён И. связывали с заболеванием матки), болезнь, относящаяся к группе неврозов и характеризующаяся многообразными нарушениями психики, двигательной сферы, чувствительности, функций внутренних органов.

По И. П. Павлову, И. развивается в результате преобладания в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над процессами торможения; недостаточна корковая регуляция подкоркового возбуждения и слаба вторая сигнальная система по сравнению с первой. Слабость коры и преобладание первой сигнальной системы определяют хаотичность реакций, эмотивность, импульсивность и внушаемость. Мн. жизненные раздражители для таких людей непосильны и вызывают распространение торможения с коры головного мозга на его подкорковые отделы, что обусловливает гипнотич. состояния разной глубины (см. Гипноз). И. проявляется истерич. характером, истерия, припадками, истерич. нарушениями сознания, функций внутр. органов.

Лицам с истерич. характером присущи неустойчивость психики, поверхностная и возбудимая эмоциональность, капризно изменчивые стремления, способность к совершенно противоречивым поступкам: сочетание чувства неполноценности со стремлением привлекать внимание и играть роль, рисовка, принятие воображаемого за реальное, подчинение разума и воли аффективным побуждениям, легко меняющееся отношение к окружающим, мгновенная смена симпатии и антипатии. Нарушения психич. деятельности при И. выражаются психотич. явлениями: состояния повышенной раздражительности, угнетения, обездвижен-ности, безразличия; волевые расстройства (чаще в форме абулии). Во мн. случаях возникают пароксизмальные приступы, истерич. припадки, к-рые начинаются обычно с к.-н. раздражающего повода, сопровождаются бурным проявлением аффектов, плачем, криками, двигательным возбуждением, падением и внеш. проявлениями нарушения или потери сознания; такие припадки могут быть приняты за эпилептические (см. Эпилепсия), но они никогда не влекут за собой сколько-нибудь серьёзных телесных повреждений, к.-л. вызванных припадком нарушений в послеприпадоч-ном состоянии и пр. Расстройства чувствительности при И. захватывают точно половину тела, иногда отдельную конечность или лицо. Наблюдаются также функциональные (обратимые) нарушения движений, речи, слепота, глухота, желудочно-кишечные расстройства, расстройства сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и мочеполовых органов. В тяжёлых случаях возникает помрачение сознания, сопровождающееся яркими зрительными галлюцинациями, образным бредом.

Профилактика: правильное воспитание в семье, школе, обществ, организациях.

Лечение: психотерапия, состоящая в формировании сознательного и критич. отношения к себе и своему месту в объективной действительности, в побуждении к укреплению социальных связей, активному участию в общем деле, к выработке привязанностей и отзывчивого отношения к людям; трудовая терапия; умственно-волевая тренировка; применяют успокаивающие нервную систему средства; физиотерапевтич. процедуры.

Трудоспособность при И., как правило, сохраняется.

Лит.: Ганнушкин П. Б., Избранные труды, М., 1964; Давиденков С. Н., Неврозы, Л., 1963; Неврозы, под ред. В. Н. Мясищева, Петрозаводск, 1956. В. Н. Мясищев.

ИСТЕЦ, в гражд. процессе физич. или юридич. лицо, обращающееся в суд, арбитраж или третейский суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. См. также Иск.

"ИСТИКЛЯЛЬ", аль-Хизбаль-Истикляль (Партия независимости), политич. партия в Марокко. Создана в 1943. Отражает интересы марокканской буржуазии, бурж. интеллигенции и крупных землевладельцев. Активно участвовала в борьбе за независимость Марокко. В 1956-59 и в 1960 - янв. 1963 партия правительств, большинства. С 1963 в оппозиции к пр-ву. В 1959 от "И." откололось левое крыло (Национальный союз народных сил). В июле 1970 партии "И." и Нац. союз нар. сил создали Национальный фронт, выступивший с программой демократич. преобразований. Пред, партии - Мухаммед Ал-ляль аль-Фаси. Печатные органы - газ. "Аль-Алям" на араб, яз., с 1946, и "Опиньон" ("L'Opinion") на франц. яз., с 1965.

ИСТИНА, верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: "...прав тот, кто считает разделенное (в действительности.- Ред.) - разделенным и соединенное - соединенным..." (Метафизика, IX, 10, 1051 Ь. 9; рус. пер., М.- Л., 1934). Эта традиция в понимании И. продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.).

В идеалистич. системах И. понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). Нем. классич. идеализм, начиная с И. Фихте, внёс в трактовку И. диалектич. подход. По Г. Гегелю, И. есть процесс развития знания.

Представители экзистенциализма, вслед за дат. мыслителем С. Кьеркегором, трактуют И. субъективно-идеалистически - как форму психологического состояния личности.

Точка зрения сторонников субъективно-пдеалистич. эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям субъекта (Д. Юм, Б. Рассел) или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, наконец, как наиболее простой, "экономичной" взаимосогласованности ощущений (Э. Мах, Р. Авенариус). Неопозитивисты рассматривают истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом. Конвенциализм (А. Пуанкаре, Р. Карнап) исходит из того, что дефиниция И. и её содержание носят условно-договорный характер.

Согласно диалектич. материализму, истинным являются те представления, понятия, идеи, теории, к-рые адекватно, верно отражают то, что есть в объективной действительности. В. И. Ленин называет объективной И. такое содержание человеч. представлений, "...которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества..." (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 123).

Наука - не склад готовых и исчерпывающих истин, а процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко всё более всеобщему, глубокому, точному. Этот процесс безграничен.

И. относительна, поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, к-рые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена ис-торич. условиями жизни общества, уровнем практики. И в этом смысле И.- "дитя эпохи". Каждая последующая научная теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная И. и тем самым как частный случай более полной и точной теории (напр., классическая механика И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна). Такое соотношение между теориями в их историч. развитии получило в науке название принципа соответствия.

Диалектич. материализм "... признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине" (там же, с. 139). Абсолютизация относительной И., увековечение И. порождает заблуждение, догматизм мышления.

В каждой относительной И., поскольку она объективна, содержится "частичка" абсолютного знания. Абсолютная И. есть такое знание, к-рое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной И., к-рая в этом смысле складывается из суммы относительных И."...Человеческое мышление,- писал В. И. Ленин,- по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания" (там же, с. 137).

Одним из осн. принципов диалектич. подхода к познанию является признание конкретности И., что предполагает прежде всего точный учёт всех условий, в к-рых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности И. требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учётом реальных условий, конкретной обстановки. В. И. Ленин отмечал, что "...всякую истину, если ее сделать „чрезмерной"..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд" (там же, т. 41, с. 46). Критерий И. находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта. К. Маркс писал, что "вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос" (М арке К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1-2). В нашем сознании правильно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, или то, что может быть осуществлено на практике. Если человек сравнивает своё понятие о вещах с др. понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым опосредованно сравнивает своё понятие с самим предметом. Соответствие понятия предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удаётся найти, воспроизвести или создать предмет, соответствующий тому понятию, к-рое он образовал.

Проблемы, связанные с теоретич. и социальными условиями постижения И., разрабатываются в теории познания и социологии познания. А Г. Спиркин

ИСТИННАЯ АНОМАЛИЯ, см. Аномалии.

ИСТИННОЕ МЕСТО ЗВЕЗДЫ, см. Среднее место звезды.

ИСТИННОЕ СОЛНЕЧНОЕ ВРЕМЯ, система счёта времени, в к-рой длительность суток принята равной интервалу между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через юж. часть небесного меридиана (верхними кульминациями). И. с. в. отсчитывается от момента верхней кульминации центра Солнца, т. е. от истинного полудня. Продолжительность истинных солнечных суток в течение года непостоянна. См. Время.

ИСТИННОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, значение истинности (в логике), значение, к-рое принимает высказывание (предложение, суждение), рассматриваемое по отношению к отображаемому в нём содержанию. В обычной (классич.) логике используются два И. з. - "истинно", "ложно"; в многозначной логике рассматриваются суждения, к-рые могут принимать большее число И. з. (напр., в трёхзначной логике фигурируют три И. з., к-рые можно истолковать как "истинно", "ложно", "неопределённо"). См. статьи Алгебра логики, Логика и лит. при них.

"ИСТИННЫЕ ЛЕВЕЛЛЕРЫ", самоназвание диггеров, представителей крайне левого крыла демократич. направления в Английской революции 17 в.

ИСТИННЫЙ ГОРИЗОНТ, см. Горизонт.

ИСТИННЫЙ ПОЛДЕНЬ, момент верхней кульминации центра Солнца для данной точки земной поверхности. См. Время.

"ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ", немецкий социализм, одна из разновидностей мелкобурж. социализма, получившая распространение в 1844-47 среди интеллигенции и ремесленников Германии и нем. эмигрантов в др. странах. Главные представители "И. с." - К. Грюн, М. Гесс, О. Люнинг, Г. Пют-ман. В Швейцарии идеи "И. с." пропагандировал Г. Кульман, в США - Г. Криге. "И. с." выражал настроения нем. мещанства, выбиваемого из колеи развитием капитализма и напуганного ростом классовых противоречий. В идейном отношении "И. с." - своеобразный синтез идеалистич. сторон фейербахианства (пропаганда любви к абстрактному "человеку", игнорирование социальных отношений и т.д.) и выхолощенной формы франц. утопич. социализма. Под видом критики капитализма представители "И. с." выступали с идеализацией дока-питалистич. порядков, в частности ремесленной цеховщины, распространяли иллюзии о возможности для Германии перехода к социалистич. строю, минуя стадию крупной капиталистич. пром-сти. Критика "И. с." содержится в ряде произведений К. Маркса и Ф. Энгельса: "Немецкая идеология", ч. 2; "Манифест Коммунистич. партии", гл. 3; "Циркуляр против Криге"; в работах Ф. Энгельса: "Истинные социалисты", "Немецкий социализм в стихах и прозе" и др. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., тт. 3-4).

Как течение "И. с." прекратил своё существование во время Революции 1848-49, полностью вскрывшей его банкротство. Характеризуя "истинных социалистов", В. И. Ленин в 1906 писал: "„Истинные социалисты" нечто вроде мирных лавристов, полукультурники, нереволюционеры, герои мудреных рассуждений и отвлеченной проповеди" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 13, с. 154).

Лит.: Серебряков М. В., Немецкий социализм и борьба с ним Маркса и Энгельса, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. философских наук", 1948, в. 2; Кандель Е. П., Из истории борьбы Маркса и Энгельса с немецким "истинным социализмом", в сб.: Из истории формирования и развития марксизма, М., 1959; Кан С. Б., История социалистических идей (до возникновения марксизма), 2 изд., М., 1967. Л. И. Гольман.

ИСТИСУ, посёлок гор. типа в Кельбад-жарском р-не Азерб. ССР, бальнеологич. курорт. Расположен в горах М. Кавказа на вые. 2200-2400 м, в ущелье р. Тертер (басе. Куры), в 166 км к Ю.-З. от ж.-д. ст. Барда, с к-рой соединён автодорогой. Лето умеренно тёплое (ср. темп-pa июля 16-18 °С), зима умеренно мягкая (ср. темп-pa янв. -6 °С), осадков выпадает ок. 600 мм в год. Леч. средства: горячая углекислая минеральная вода, близкая по составу карловарской (Чехословакия) и джермукской (Арм. ССР):

[1037-3.jpg]

(скважина № 1).

Вода минеральных источников используется для питьевого лечения и ванн, разливается в бутылки. Лечение больных с заболеваниями органов пищеварения, нарушениями обмена веществ, а также сопутствующих заболеваний органов движения, нервной системы, гинекологических. Из воды Истису получают соль, к-рую применяют при хронич. запоре, заболеваниях печени, жёлчного пузыря, гастритах с повышенной секрецией желудочного сока. Санатории, ванное здание, питьевые бюветы.

 
1039.htm Важнейшие принципы И. м.: признание первичности материальной жизни общества - обществ, бытия по отношению к обществ, сознанию и активной роли последнего в обществ, жизни; выделение из всей совокупности обществ, отношений - отношений производственных как экономич. структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все др. отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа; исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественнойсторич. процесса движения и смены формаций общественно-экономических; идея о том, что история делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудит, мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях обществ, производства их жизни. Разработка и применение этих принципов привели к преодолению главных недостатков предшествующих историч. и со-циологич. теорий: идеализма в понимании истории и игнорирования творч. роли народных масс в истории, позволили поставить на место абстрактных фило-софско-историч. схем научную теорию обществ, развития. "Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий,- на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса" (Ленин В. И., там же, т. 26, с. 58). И. м. составляет теоретико-методологич. основу научного обществознания - историч. науки, политэкономии, правоведения, теории искусства и т. д.

И. м. отвергает как идеалистич. отрыв общества от природы, так и их натуралистич. отождествление. Специфика общества выражается прежде всего в обществ, отношениях, образующих данную социальную систему, и в созданной человеком культуре. Характер этой системы в конечном счёте определяется степенью господства над природой, материально закреплённой в средствах труда, в производительных силах. Производство, т. е. функционирование и развитие производит, сил, есть фундаментальная основа существования человеческого общества. "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества,реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" (Марке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 13, с. 6-7). Вместе с тем И. м. принципиально отличается от вульгарного экономического материализма, рассматривающего экономику в качестве единств, активной силы в истории. И. м. требует учитывать относительную самостоятельность и специфику различных обществ, явлений. Зависимость духовной жизни от материальной, надстройки от базиса, всей социальной системы от способа производства отнюдь не является односторонней. И. м. обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества, в решении назревших социальных проблем. История есть результат сложного взаимодействия различных обществ, явлений, социальных сил. Но способ материального производства всегда является основой взаимодействия всех сторон обществ, жизни, и в конечном счёте, определяет характер общества и общее направление историч. процесса.

Важнейшей категорией И. м. является понятие общественно-экономич. формации как качественно определённого общества на данном этапе его развития. Это понятие позволяет выделить то общее, что имеется в порядках разных стран, находящихся на одинаковой ступени историч. развития, и тем самым применить в историч. исследовании общенаучный критерий повторяемости, подойти к познанию объективных законов развития общества. Каждая общественно-экономич. формация представляет собой своеобразный "социальный организм", специфика к-рого определяется, в первую очередь, материальными производств, отношениями, составляющими базис формации. Базис образует как бы "экономический скелет" социального организма, а его "плоть и кровь" составляет возникающая на основе данного базиса надстройка (см. Базис и надстройка). Надстройка - это совокупность идеологических, политических, нравственных, правовых, т. е. вторичных, отношений; связанных с ними организаций и учреждений (гос-во, суд, церковь и т. д.); различных чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, в сумме составляющих общественную психологию и идеологию данного общества. Базис и надстройка с достаточной определённостью и полнотой характеризуют особенность каждой формации, её качеств, отличие от других формаций. Но, помимо базиса и надстройки, категория общественно-экономич. формации охватывает и ряд других обществ, явлений, необходимых для функционирования данной формации, для жизни "социального организма". Каждая формация связана с определёнными производительными силами; никакое общество не может существовать без такого средства общения, как язык; в совр. обществах всё большую роль играет наука и т. п. Кроме того, каждая формация связана с определёнными типами дифференциации на социальные группы (классы, социальные слои) и общности (семья, народность, нация и др.). Эти образования находятся в различных отношениях к базису и надстройке, перекрещиваются с ними, но не могут быть отнесены ни к базису, ни к надстройке. И. м., т. о., рассматривает каждую общественно-экономическую формацию как сложную социальную систему, все элементы к-рой органически связаны между собой, а конституирующим элементом этой системы в конечном счёте выступает способ производства материальных благ.

С помощью категории общественно-экономич. формации И. м. неразрывно связывает анализ структуры общества с изучением процесса его развития. Трактовка историч. процесса как диалектики развития и смены общественно-экономич. формаций ставит изучение истории на конкретную почву. Анализ и сопоставление различных формационных структур позволяют выделить нек-рые общие зависимости и закономерности обществ, жизни, понять историч. процесс в его целостности. Общесоциологич. законом, определяющим историч. необходимость перехода от одной общественно-экономич. формации к другой, более высокой, и позволяющим понять сущность историч. прогресса, является открытый К. Марксом закон соответствия производственных отношений производительным силам. Производит, силы определяют производств, отношения. Соответствие производств, отношений производит, силам необходимо для нормального функционирования и развития производит, сил. Однако, развиваясь в рамках данных производств, отношений, производит, силы на известной ступени своего развития приходят с ними в противоречие. "Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке" (Марке К., там же, с. 7). До наступления социалистич. эпохи социальная революция есть закономерная форма перехода от одной общественно-экономич. формации к другой в процессе прогрессивного развития общества. Ступенями этого развития являются первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая общественно-экономич. формации. Кроме первобытнообщинной, все общественные формации, предшествующие коммунистической, основаны на эксплуатации и антагонизме классов. Среди многочисл. различий (половозрастных, этнических, профессиональных и т. д.) между людьми в антагонистич. формациях первостепенное социальное значение имеют различия классовые, ибо производственные отношения здесь являются отношениями господства и подчинения, эксплуатации одного класса другим, а все социальные проблемы решаются в борьбе классов.Классовая борьба является движущей силой развития антагонистич. общества. В этой борьбе каждый класс отстаивает и защищает свои материальные интересы, определяемые местом класса в системе данных производств, отношений и его отношением к другим классам. Чтобы стать руководящим принципом деятельности, интерес в той или иной степени должен быть осознан. Отражение коренных общеклассовых интересов в теоретически систематизированной форме осуществляется в идеологии класса. По своей социальной роли идеологии делятся на прогрессивные и реакционные, революционные и консервативные, по характеру отражения действительности - на научные и ненаучные, иллюзорные. И. м. требует рассматривать каждую идеологию с партийных позиций, т. е. связывать её с интересами тех или иных классов. Марксизм-ленинизм является революционной и последовательно научной идеологией, выражающей интересы пролетариата, интересы социалистич. развития. Марксистский принцип партийности позволяет осуществлять научный анализ социально-классовых и идеологич. явлений и процессов. Марксистская партийность и объективность, последовательная научность тождественны. Это определяется тем, что рабочий класс и его революц. партия строят программу борьбы за своё освобождение на основе объективных закономерностей обществ, развития. Поэтому правильное познание этих закономерностей - условие успешной освободит, борьбы трудящихся.

Классовый подход позволил И. м. научно определить природу государства. Государство возникло с появлением классов и явилось продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий. С помощью государства экономически господствующий класс осуществляет своё политич. господство и подавляет сопротивление угнетённых классов. Государство в антагонистич. обществе есть по своей сущности орудие насилия одного класса над другим. Типы государства и формы гос. устройства меняются с развитием антагонистич. общества, но его сущность как диктатуры эксплуататорского класса остаётся неизменной. В условиях капитализма развитие классовой борьбы пролетариата против буржуазии ведёт к социалистической революции и диктатуре пролетариата - качественно новому типу государства, к-рое служит орудием подавления и окончательного уничтожения эксплуататорских классов, сплочения трудящихся вокруг пролетариата и создания социали-стич. отношений товарищеского сотрудничества и взаимной помощи, основанных на обществ, собственности на средства производства. Социализм есть первая фаза новой формации, где уничтожена эксплуатация, но ещё сохраняются различия между трудящимися классами и социальными группами и в рамках к-рой подготавливаются условия для перехода к бесклассовому социально однородному обществу, к высшей фазе коммунизма Этот переход осуществляется постепенно на основе сознательного и планомерного использования законов обществ, развития, на основе сплочения и сотрудничества всех классов и социальных групп при сохранении руководящей роли рабочего класса. Социалистич. государство при этом становится общенародным. С социализма начинается новая эпоха в истории человечества, когда постепенно создаются условия для со-знат. регулирования людьми своих общественных отношений, их подчинения контролю общества, для гармонического развития человека, для втягивания всей массы трудящихся в процесс сознат. творчества истории. Научное понимание историч. развития в И. м. служит основой для выработки социальных идеалов и духовных ценностей нового общества, начало к-рому положила Великая Окт. социалистич. революция в России, ознаменовав наступление революц. эпохи перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе.

Общая концепция историч. развития, разработанная И. м., имеет важнейшее мировоззренч. и методологич. значение. Но это не схема, которую можно навязывать историч. процессу или трактовать в телеологич. духе - как стремление истории с самого начала к осуществлению определённой цели. Возможность и необходимость перехода к каждой новой формации возникает лишь в рамках предшествующей в той мере, в какой созревают материальные условия её осуществления. "... Человечество, - писал К. Маркс,- ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления" (там же).

Теория И. м. позволяет преодолеть крайности как фатализма, так и волюнтаризма в понимании исторического процесса. История - закономерный процесс. Люди не могут творить её по собств. произволу, ибо каждое новое поколение действует в определённых объективных условиях, созданных до него. Эти объективные материальные условия и законы открывают разнообразные, но определённые возможности для социальной деятельности. Реализация возможностей и, следовательно, реальный ход истории зависят от активности и инициативы людей, от сплочения и организованности революц. и прогрессивных сил. Поэтому конкретный ход истории никогда заранее не предуказан, он складывается в деятельности, в борьбе, во взаимодействии разнообразных сил, факторов, событий. Применение И. м. позволяет раскрыть и внутр. единство историч. процесса, и источники его многообразия.

И. м. органически связан с практикой революц. классовой борьбы пролетариата, с потребностями развития социалистич. общества. Определение конкретных целей и выбор средств, выработка политики, разработка стратегии и тактики классовой борьбы осуществляются коммунистич. партиями на основе применения принципов И. м. к анализу социальной действительности. Основой развития И. м. являются накопление нового историч. опыта и новые завоевания обществ, познания.

Огромный вклад в развитие И. м. внёс В. И. Ленин, обогативший его обобщением опыта классовой борьбы пролетариата в эпоху империализма, пролетарских революций и начала строительства социализма в СССР. Отмечая, что всякая социальная активность должна строиться в соответствии с учётом объективных условий, В. И. Ленин, исходя из задач классовой борьбы пролетариата, особое внимание уделял методам анализа объективных условий революц. движения, включая сюда не только уровень материального развития, характер социальных отношений, специфику классовой структуры общества, но и состояние сознания масс, их психологию, настроение и т. п. В. И. Ленин разработал вопрос о роли субъективного фактора в историч. процессе, всесторонне обосновал огромную роль научной теории в революц. движении, значение творческой инициативы масс, классов, партий и отд. личностей. В полемике с бурж. теоретиками и реформистами, догматиками и ревизионистами В. И. Ленин развил марксистскую теорию классовой борьбы, теорию наций и нац.-освободит, движений в их связи с общими задачами революц. борьбы пролетариата и строительства социалистич. общества; теорию социалистич. революции и диктатуры пролетариата, теорию культуры и культурной революции. Ленин сформулировал ряд важнейших методологич. принципов подхода к коммунистич. формации, связанных с сознательным целена-правл. характером её развития, ликвидацией антагонистич. классов и разработал программу социалистич. строительства в СССР.

Опираясь на принципы марксизма-ленинизма, коммунистич. и рабочие партии, учёные-марксисты разрабатывают И. м. с учётом опыта мирового революц. движения, развития социалистич. системы, в борьбе с враждебными марксизму-ленинизму теориями и течениями. Можно выделить три осн. направления разработки проблем И. м.

Первое связано с анализом социальных процессов в странах социализма и развитых капиталистич. странах, а также в странах "третьего мира", придерживающихся как социалистич., так и несоциалистич. ориентации. Применение И. м. к этим новым социальным условиям потребовало как дальнейшего развития "традиционных" проблем И. м., так и выдвижения новых вопросов. Речь идёт о конкретизации и дальнейшей разработке теории обществ, формации; принципов и методов анализа социально-классовой структуры общества, а также структуры и особенностей развития обществ, сознания, в частности идеологии; общих закономерностей и специфич. условий перехода от капитализма к социализму; об осмыслении социальных последствий совр. научно-технич. революции в условиях капитализма и социализма и борьбы двух противоположных социальных систем; о методологич. проблемах планирования, прогнозирования и управления процессами становления и развития социалистич. общества; о проблеме соотношения личности и общества.

Второе направление связано с разработкой методологич. проблем спец. обществ, наук и прежде всего истории, политич. экономии совр. капитализма и социализма, юридич. и др. наук. Ряд проблем возникает также в связи с необходимостью разработки общефилос. мировоззренч. вопросов. Значение этих проблем объясняется, в первую очередь, возрастанием роли общественных наук в жизни совр. общества и прежде всего в развитии социализма, а также развитием самих этих наук, накоплением нового материала, требующего теоретического обобщения. В самой общей форме методологич. проблемы, возникающие на стыке конкретных обществ, наук и И. м., связаны либо с трудностями проведения общих принципов в конкретном социальном познании (напр., соотношение объективного и субъективного в социалистич. экономике, проблема механизма социальной детерминации в различных историч. условиях и т. д.), либо с выявившейся недостаточностью категориального аппарата и необходимостью усвоения и выработки новых понятий, позволяющих более адекватно отражать и всесторонне охватывать исследуемые социальные явления. Разработка методологич. проблем конкретных обществ, наук способствует развитию И. м. и поднимает теоретич. уровень этих наук.

Как общесоциологич. теория И. м. является теоретич. и методологич. основой конкретных социальных исследований. В связи с развитием этих исследований была сформулирована и разработана точка зрения, согласно к-рой наряду с И. м. в структуру марксистской социологии включаются частносоциологич. теории, обобщающие и отражающие различные направления социологич. исследований. Частносоциологич. теории различной степени общности (например, социология труда, семьи, науки, права и т. д.) служат промежуточным, посредствующим звеном между общесоциологич. теорией и эмпирич. базой социологии.

Наконец, третье направление связано с разработкой и использованием для целей социального познания нек-рых общенаучных методов исследования (системный подход, математик, методы, структурно-функциональный подход и др.). Разработка методологич. проблем, возникших в связи с взаимовлиянием и взаимопроникновением наук, появлением новых методов социальных исследований, входит в круг задач И. м.

Исследования в области И. м., обогащение и развитие этой науки имеют важное мировоззренч., теоретич. и методологич. значение.

В идеологич. борьбе И. м. противостоит бурж. социально-филос. и социологич. концепциям и взглядам по .коренным вопросам теории обществ, развития и познания. Большинство бурж. социологов отвергает или подвергает сомнению осн. принципы И. м. Для них особенно неприемлемым является тезис И. м. о том, что капитализм есть последняя в истории антагонистич. формация и что на смену ему с необходимостью идёт коммунистич. обществ, формация, что переход от капитализма к социализму возможен лишь через социалистическую революцию и диктатуру пролетариата. Они утверждают, будто И. м.- чисто идеологии, конструкция, оторванная от жизни доктрина, призванная оправдать действия коммунистич. партий, что якобы развитие рационального исторического, социологии, знания об обществе постепенно ведёт к ликвидации И. м. В действительности имеет место обратный процесс: вместе с развитием различных сфер обществознания возрастает значение И. м. как общей теории и методологии обществ, познания. И. м. определяет идейно-теоретич. позиции всего марксистского обществознания.

И. м. оказал глубокое влияние на всю совр. социологич. мысль. Отвергая И. м. в целом, мн. бурж. социологи используют его отд. принципы и положения, как правило, искажая их. Социологи и философы-марксисты, подвергая критике бурж. социологию, учитывают также те её конкретные достижения, к-рые представляют науч. интерес (в частности, работы прогрессивных социологов, дающие богатый фактич. материал для критики капитализма).

Важным направлением теоретич. и идеологии, борьбы является критика различных искажений И. м. Это, во-первых, разоблачение всякого рода попыток протащить идеалистич., волюнтаристские взгляды на истории, процесс, во-вторых, это борьба против вульгаризации И. м., против подмены его экономич. материализмом, который отрицает сложную диалектику взаимодействия разнообразных, относительно самостоят, социальных сил и явлений и пытается причины всех событий в обществ, жизни искать только в экономике. Подмена диалектики социального взаимодействия узко понятым экономич. детерминизмом, вульгарно-социологич. схематизация историч. процесса глубоко чужды самому духу И. м. Критика идеалистич. искажений и вульгаризации И. м. имеет важное значение в условиях совр. острой идеологии, борьбы с правым и "левым" ревизионизмом и догматизмом.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его ж е, Гражданская война во Франции, там же, т. 17; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же, Капитал, там же, т. 23 - 25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Роль насилия в истории, там же; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 6; его же, Шаг вперёд, два шага назад, там же, т. 8; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 11; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Военная программа пролетарской революции, там же, т. 30; его же, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 31; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же. Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36: его же, Пролетарская революция "ренегат Каутский, там же, т. 37; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его же, Детская болезнь 4левизны" в коммунизме, там же, т. 41; его же, О кооперации, там же, т. 45; его же, О нашей революции, там же, т. 45; Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., Об историческом материализме. [Сб. высказываний], М., 1966; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1971; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Документы совещания Коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Лафарг П., Исторический материализм Маркса, [пер. с франц.], Иваново-Вознесенск, 1923; ПлехановГ. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; его же, К вопросу о роли личности в истории, там же, т. 2, М., 1956; Грамщи А., Избр. произв., пер. с итал., т. 1-3, М., 1957 - 59; Люксембург Р., Социальная реформа или революция, М., 1959; Меринг Ф., К. Маркс и Ф. Энгельс - создатели научного коммунизма, [пер. с нем.], М., 1960; Лабриола А., Очерки материалистического понимания истории, пер. с итал., М., 1960; Оранский С. А., Основные вопросы марксистской социологии, т. 1, Л., 1929; Исторический материализм, под ред. Ф. В. Константинова, 2 изд., М., 1954; Горохов Ф. А., Ленин и исторический материализм, 3 изд., М., 1958; Глезерман Г. Е., О законах общественного развития, М., 1960; его же, Исторический материализм и развитие социалистического общества, М., 1967; Исторический материа-лчзм и социальная философия современной буржуазии, М., 1960; Караваев Г. Г., Особенности общественного познания и логика научного исследования, Л., 1965; Чесноков Д. И., Исторический материализм, 2 изд., М., 1965; Добриянов В. С., Методологические проблемы теоретического и исторического познания, М., 1968; Проблемы познания социальных явлений. [Сб. ст.], М., 1968; Социология и идеология, М., 1969; Научно-техническая революция и общественный прогресс. [Сб.], М., 1969; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Исторический материализм, М., 1969.

В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ в Москве, центральный гос. музей истории СССР с древнейших времён до Великой Окт. социалистич. революции включительно. Основан в 1872. Здание И. м. на Красной площади построено в 1875-81 по проекту арх. В. О. Шервуда и инж. А. А. Семёнова. Открыт в 1883. И. м.- крупнейшее хранилище памятников истории и культуры народов Сов. Союза. Его фонды на 1 янв. 1972 наснитывали ок. 4 млн. предметов и св. 45 тыс. единиц хранения архивных материалов. В собрание И. м. входят богатейшие в СССР археол. коллекции, большой нумизматич. кабинет, ценные коллекции рус., вост. и зап. оружия, рус. и привозных тканей и одежд, изделий из драгоц. и недрагоц. металлов, стекла, керамики, кости, дерева, всемирно известное собрание рукописей и старо-пеиатных книг, историко-бытовые архивы, изобразит, материалы иконографии, и бытового характера, знаиительное собрание др.-рус. живописи, архит. графика, картографии, материалы 16-20 вв. и т. д. Среди них уникальные памятники: Бородинский (Бессарабский) клад (2 тыс. до н. э.), Таманский саркофаг (3 в. до н. э.), золотые вещи из Копен-ского Чаатаса (7-8 вв.), Изборник Святослава 1073, грей, рукописи 6-17 вв., новгородские берестяные грамоты 11 - 15 вв., Мстиславово Евангелие (12 в.), Никоновская летопись (16 в.), памятники, связанные с крупными ист. деятелями и событиями, в т. ч. обширные коллекции по Отечеств, войне 1812, Севастопольской обороне 1854-55, личные вещи М. И. Кутузова, И. С. Тургенева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и др. Для пополнения фондов в 1923-72 проведено св. 500 археол. и более 200 историко-бытовых экспедиций. В 48 залах И. м. размещены тематии. экспозиции и постоянно действующая выставка "Советский народ в период развёрнутого строительства коммунизма". Организуются также врем, тематич. выставки.

Филиалы И. м. в Москве: памятники русской архитектуры 16-18 вв.- Покровский собор (храм Василия Блаженного), Новодевичий монастырь, Музей архитектуры и живописи 17 в.- церковь Троицы в Никитниках, Музей прикладного искусства "Палаты 16-17 вв. в Зарядье" на улице Разина. В 1971 музей (вместе с филиалами) посетило более 2 млн. чел. Ежегодно проводится ок. 15 тыс. экскурсий,работает лекторий. На основе фондов в И. м. ведётся большая публикаторская и исследовательская работа по проблемам истории СССР, археологии и истории материальной культуры народов Сов. Союза. В 1972 И. м. в связи со 100-летием со дня основания награждён орденом Ленина.

Изд.: Описания памятников, в. 1 - 3 М., 1896 - 1903; Отчеты с приложениями (1883-1925); Труды (с 1926); Ежегодник (с 1960); серия "Памятники культуры" (с 1949).

Лит.: Очерки истории музейного дела в России, М., 1960-61 (Тр. НИИ музееведения, в. 2-3); Путеводитель по экспозиции. Государственный исторический музей, М., 1964. Г, М. Лебедева.

ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК КОМИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ (МКИН), постоянная междунар. орг-ция, имеющая целью установление науч. контактов между историками разных стран, подготовку и проведение Исторических конгрессов международных. МКИН создан согласно резолюции, принятой 5-м международным конгрессом историков в Брюсселе в апр. 1923; упредит, заседание состоялось 14 мая 1926 в Женеве; тогда же принят устав МКИН (в к-рый в 1933, 1950, 1957, 1960 вносились изменения).

МКИН состоит из нац. комитетов, к-рые представляют ист. науч. и уиебные учреждения 46 стран (на 1971), и междунар. орг-ций, примыкающих к МКИН (напр., Междунар. ассоциация византиноведения, Междунар. ассоциация по экономич. истории, Междунар. ассоциация по изучению стран Юго-Вост. Европы и др.), а также внутренних комиссий (напр., Комиссия по библиографии, Комиссия по иконографии, Комиссия по сравнительной военной истории и др.). Президенты МКИН: X. Кут (Норвегия) - в 1926-33, Г. Темперлей (Великобритания) - в 1933-38, Дж. Леланд (США) - с 1938, Г. Набхольц (Швейцария) - в 1947-50, Р. Фавтье (Франция)-в 1950-55, Ф. Шабо (Италия) -в 1955-60, Г. Шмид (Австрия) - в 1960- 1963, П. Арсен (Бельгия) - в 1965-70, А. А. Губер (СССР) - в 1970-71, Е. М. Жуков (СССР) - с сер. 1972. МКИН издаётинформац. бюллетень ("Comite international des sciences historiques. Bulletin d'information", с 1926- нерегулярно).

"ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ" непериодии. сборник. Издавался историческим обществом при Петербургском университете с 1890 по 1916. Вышел 21 том. Ред. Н. И. Кареев. Публиковались исследования по рус. и всеобщей истории, сведения о деятельности науч. учреждений, рецензии, отдельные ист. источники. Сотрудники А. С. Лаппо-Да-нилевский, В. И. Семевский, А. Е. Пресняков и др. представляли буржуазно-либеральное, частично народнич. направление в ист. науке. В 20-м т. сборника помещён библиографич. указатель ко всему изданию.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в России и в СССР, система подготовки пед. и науч. кадров в области истории. Как самостоят, отрасль высшего образования И. о. в России сформировалось в нач. 19 в. С 1804 на словесных ф-тах ун-тов было введено преподавание историч. дисциплин, в 1835 - в 4 ун-тах на философских ф-тах открылись истори-ко-филологич. отделения, к-рые в 1849 были преобразованы в ф-ты со спец. кафедрами истории. Читались курсы рус. истории, словесности и систематики, истории и лит-ры славянских народов, древней истории и истории ср. веков, теории и истории изящных искусств, вспомогательных историч. дисциплин, греч. и рим. словесности, вост. языков. И. о. осуществлялось в духе официальной теории "самодержавия, православия и народности". Революционная ист. мысль, представленная в трудах декабристов и революц. демократов, преследовалась. Вместе с тем учреждение спец. историч. кафедр и историке-филологич. ф-тов в ун-тах способствовало развитию историч. науки. Становление отечественного И. о. связано с науч. и пед. деятельностью ведущих рус. учёных буржуаз-но-либер. направления - Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского и др.

Введение в 1863 Университетского устава благотворно сказалось на развитии И. о. В 70-х гг. 19 в. наряду с чтением лекций начали практиковаться семинарии. На содержании И. о. в конце 19 - 20 вв. отразился идейно-методологич. кризис бурж. историч. науки, углубившийся в период империализма (уход в частную исследовательскую проблематику, распространение теории о непознаваемости законов ист. развития и т. п.).

После победы Великой Окт. социалистич. революции началось создание принципиально новой системы И.о., основанного на марксистско-ленинской теории. В 1918 в Москве открылась Социалистич. академия общественных наук, преобразованная в 1924 в Академию коммунистическую, имевшую в своём составе Ин-т истории. В 1925 образовалось общество историков-марксистов, оказавшее значительное влияние на И. о. в СССР. В 1919 историко-филологич. ф-ты ун-тов были реорганизованы в ф-ты обществ, наук (ФОНы) с ист. отделениями в составе; в ун-ты направлены на преподавательскую работу коммунисты - преподаватели и науч. работники. В 1921 для подготовки кадров учёных-марксистов был организован Ин-т красной профессуры (ИКП), в 1925 ИКП был разделён на несколько ин-тов, в т. ч. и ин-т истории. В 1925 вместо ФОНов были созданы гуманитарные ф-ты, в т. ч. этнологические с историко-археол. отделениями (в 1931 эти ф-ты были упразднены). В 1931 осн. Московский ин-т истории, философии и лит-ры - МИФЛИ (в 1941 слившийся с соответствующими ф-тами МГУ). В 1931-37 действовал Ленинградский ин-т истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ).

Перестройка И. о. в конце 20-х - нач. 30-х гг., как показал опыт, была во многом неоправданной и привела на практике по существу к ликвидации системы И. о., что было тесно связано с происшедшим в это время фактическим упразднением преподавания истории как уч. предмета в средней школе. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 чО преподавании гражданской истории в школе", в к-ром были разработаны основные принципы преподавания и изучения истории, обратило внимание на недопустимость игнорирования И. о. и создало перелом в развитии И.о. в СССР. В 1934 в Московском и Ленинградском ун-тах, а затем во многих др. ун-тах и пед. ин-тах открылись историч. ф-ты. Во 2-й пол. 30-х гг. под руководством ЦК ВКП(б) была осуществлена подготовка новых учебников истории для средней и высшей школы; в ходе этой работы было найдено марксистско-ленинское решение ряда крупных проблем истории СССР и всеобщей истории. Большой вклад в развитие И. о. в СССР внесли крупные сов. учёные Б. Д. Греков, Н. М. Дружинин, Е. В. Тарле, М. В. Нечкина, М. Н. Тихомиров, Е. А. Кос-минский, А. М. Панкратова, С. Д. Сказ-кин, В. М. Хвостов, И. И. Минц, А. С. Бубнов, Ем. Ярославский и мн. др., принявшие участие в создании учебников истории для высшей и средней школы.

В 30-х гг. сформировалась совр. система сов. И. о. В 1971 специалисты с И. о. готовились в более чем 150 ун-тах и пед. ин-тах страны (по дневной, вечерней и заочной формам обучения). Уч. планы специальности чистория" предусматривают изучение курсов истории СССР, археологии, всеобщей истории (древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, истории юж. и зап. славян, стран Азии, Африки и Лат. Америки), таких исторических дисциплин, как историография, источниковедение и др., курсов истории философии, истории религии и атеизма, истории искусства. Значительное место уделяется изучению методологических и социально-экономич. дисциплин (марксистско-ленинская философия, науч. коммунизм, по-литич. экономия), истории КПСС, а также одного или нескольких иностр. яз. Так как основной задачей И. о. является подготовка преподавателей истории и обществоведения, в уч. планах имеется цикл пед. дисциплин - педагогика, психология, методика преподавания истории и обществоведения и др. Ок. 20% уч. времени в ун-тах занимает специализация студентов (в области истории СССР, всеобщей истории, археологии, музееведения, архивоведения, этнографии, истории религии и науч. атеизма, истории отд. стран), в пед. ин-тах подготовка историков осуществляется без специализации. Уч. и производств, практика проводится в школах, археол. и этногр. экспедициях, архивах, музеях и др. В Дальневосточном (во Владивостоке), Ереванском, Ленинградском, Ташкентском, Тбилисском ун-тах на ф-тах востоковедения и в Ин-те вост. языков при МГУ готовятся историки-страноведы по странам Азии и Африки; в Московском, Ленинградском, Тбилисском и Уральском ( в Свердловске) ун-тах - по специальности чистория искусств" (о подготовке специалистов по истории и теории иск-в см. Искусствоведческое образование).

Срок обучения в ун-тах -5 лет, в пед. ин-тах -4 года (подготовка учителей истории со знанием иностр. языка - 5 лет). Обучение в ун-тах и большинстве пед. вузов завершается защитой дипломной работы и сдачей государств, экзаменов.

В 1971 по специальности чистория" в ун-тах и пед. ин-тах (с учётом студентов-заочников и вечерников) обучалось 104,7 тыс. студентов (из них ок.45 тыс.- в ун-тах); на историч. ф-ты было принято ок. 20 тыс. чел. (в т. ч. 7,7 тыс.- в ун-ты), выпущено 15,7 тыс. специалистов с И. о. (св. 6 тыс. из ун-тов). Кроме того,св. 3 тыс. студентов обучалось по специальности чисторико-архивоведение" в Московском историко-архивном институте.

Науч. и научно-пед. кадры историков готовятся в системе аспирантуры вузов, н.-и. учреждений АН СССР, респ. академий, Академии общественных наук при ЦК КПСС по специальностям: история КПСС, история СССР, история рабочего и коммунистич. движения, всеобщая история, история междунар. отношений и внешней политики, историография и источниковедение и др. В 1971 в аспирантуре по ист. специальностям обучалось св. 3 тыс. чел.

В 1971 в средней общеобразоват. школе работало св. 166 тыс. учителей истории, в вузах и н.-и. учреждениях -26,5 тыс. науч. и научно-пед. работников в области истории, в т. ч. ок. 12 тыс. докторов и кандидатов наук. В 1937-71 Высшая аттестац. комиссия утвердила в учёной степени доктора ист. наук 1,7 тыс. чел. и в учёной степени кандидата ист. наук - 15,7 тыс. чел.

В конце 60-х гг. в Московском, Ленинградском, Киевском, Уральском ун-тах, Московском пед. ин-те и ряде др. крупнейших вузов организованы ф-ты повышения квалификации преподавателей истории в вузах. Во всех республиках и областях СССР имеются институты усовершенствования учителей, в к-рых повышают квалификацию учителя истории в ср. школе.

Специализированные курсы истории нар. х-ва, истории экономич. учений, истории гос-ва и права, истории философии, истории науки и техники, истории иск-ва и т. п. изучаются на соответствующих ф-тах различных вузов; во всех вузах обязательными с учётом профиля подготовки являются курсы истории КПСС, философии, политич. экономии и науч. коммунизма.

Общее И. о. осуществляется в ср. общеобразовательной школе, в ср. спец. уч. заведениях и предусматривает изучение основных сведений из истории древнего мира, ср. веков, новой и новейшей истории, истории СССР, а также обществоведения.

Лит.: Бущик Л. П., Очерк развития школьного исторического образования в СССР, М., 1961; О работе исторических факультетов государственных университетов (К 25-летию постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О преподавании гражданской истории в школах СССР"), "Вопросы истории", 1959, № 7, 11, 12; 1960, № 1; Алексеева Г. Д., Октябрьская революция и историческая наука в России (1917 -1923), М., 1968. А. М. Сахаров.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕСТОРА-ЛЕТОПИСЦА, осн. в 1872 в Киеве, официально открылось в янв. 1873. В 1874 перешло в ведение Киевского ун-та, существовало до 1917. Об-во содействовало разработке рус. ист. науки, распространяло ист. знания, изучало памятники старины и способствовало их охране. В об-во входило: в 1873-13 чел., в 1877-33, с 1890-х гг. -100 чел. и более. Активно сотрудничали: В. Б. Антонович, К. Н. Бестужев-Рюмин, М. Ф. Влади -мирский-Буданов, М. В. Довнар-За-польский, В. С. Иконников, Н. И. Костомаров, А. А. Котляревский, И. И. Срезневский и др. В отличие от др. Исторических обществ, гл. внимание оно обращало на изучение истории, этнографии, археологии Украины и Юга России. Общетеоретич. проблемами об-во занималось мало. В трудах нек-рых его чл. проявлялась идеалистич. и буржуазно-националистич. трактовка истории Украины. Об-во устраивало публичные лекции. С 1879 издавало "Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца" (24 тома до 1914).

Лит.: Дашкевич Н. П., Историческая записка о возникновении и деятельности Исторического общества Нестора-летописца по январь 1898 г., в сб.: Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца, кн. 13, К., 1899. М. А. Разгон.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, основано в окт. 1889. Действовало до 1917. Бессменным пред, комитета об-ва был Н. И. Кареев. В 1890 в об-во входило более 160 чел., в 1895- более 270, в 1915- более 180 чел. В об-ве сотрудничали историки Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Харькова, Казани и др. городов (А. С. Лаппо-Данилевский, В. И. Семевский, И. В. Лучицкий, Н. П. Павлов-Сильванский, Е. В. Тарле, Б. Д. Греков и др.). В отличие от др. Исторических обществ, обращало значительное внимание на вопросы теории, обсуждение к-рых вызывало дискуссии и активную реакцию студентов, особенно с сер. 90-х гг., что было связано с развернувшейся в печати борьбой марксистов против либерального народничества и "легального марксизма" (представители последних входили в об-во). Студенч. волнения кон. 1890-х гг., уход из ун-та Кареева и др. прогрессивных профессоров, а затем события революции 1905- 907 были использованы властями для введения ограничит, мер против об-ва. Деятельность его замерла. Несколько активизировалась она после 1907. И. о. издавало в 1890-1916 непериодич. сб. "Историческое обозрение". A.M. Разгон.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ в биологии, развитие органич. форм в течение всего времени существования жизни на Земле или эволюция отдельных групп животных и растений; то же, что филогенез.

ИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отд. наук - физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). Марк-систско ленинская ист. наука изучает развитие человеческого общества как "...единый, закономерный во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесс" (Ленин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 58).

И. как процесс развития общества. И. общества является частью и продолжением И. Земли, природы. И. общества возникла с появлением на Земле человека и поэтому она есть И. людей, историч. творчество к-рых начинается с генезисом человеческого общества и к-рое является содержанием И. Люди, организованные в коллективы, удовлетворяя возникающие потребности, создают материальные и духовные ценности, преобразуют природу и преодолевают противоречия внутри общества, изменяясь при этом сами и меняя свои обществ, отношения. Люди живут в различных условиях, занимают разное место в системе произ-ва и потребления, неодинаков уровень их сознания и т. д. И. общества есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий и поступков отд. индивидуумов, человеческих коллективов, всего человечества. Начав с изготовления каменных орудий, человечество постепенно переходило к произ-ву и использованию более сложных и совершенных орудий из бронзы, позднее - из железа, создало механич, двигатели, затем машины и, наконец, системы машин, на к-рых базируется совр. произ-во. Человечество прошло путь от подчинения силам природы и поклонения им до сознательного преобразования природы и общества настолько, насколько оно познаёт законы их развития. Одновременно и в связи с развитием материального произ-ва и обществ, отношений совершался длительный и чрезвычайно сложный процесс перехода от первобытных коллективов через классовые общества к сообществу людей, ликвидировавших эксплуатацию человека человеком и строящих коммунизм.

Процесс ист. развития человечества носит объективный характер. На развитие общества оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектич. взаимодействии: уровень развития производит, сил, производств, отношений и соответствующих им надстроечных явлений (гос-во, право и т. д.), геогр. среда, плотность и рост народонаселения, классовая борьба, общение народов между собой и др. В совокупности факторов развития общества определяющим, в конечном счёте, является материальное произ-во, т. е. создание жизненных средств, необходимых для самого существования людей и их деятельности. Способ производства охватывает производит, силы и производств, отношения, в к-рые люди вступают между собой. Способ производства материальной жизни общества обусловливает социальный, политич. и духовный строй общества, определяет тип господствующих в нём отношений. Материальная жизнь общества, будучи объективной стороной ист. процесса, является первичной, а общественное сознание вторичным. Жизнь общества, его И. проявляются в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону ист. процесса. Обществ, сознание любого конкретного общества и свойственных ему элементов надстройки представляет собой отражение его обществ, бытия, в первую очередь господствующего в нём экономич. базиса. Каждое поколение рождается и вырастает при определённой системе социально-экономич. отношений. Эти унаследованные новым поколением отношения являются исходными, определяющими характер и условия его деятельности. Вследствие этого общество ставит перед собой только практически осуществимые задачи. Однако обществ, идеи и соответствующие им надстроечные явления после их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и вследствие деятельности людей в заданном ими направлении активно воздействуют на ход обществ, развития. На ход ист. развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки: политич. формы классовой борьбы, правовые формы, политич., юридич., филос. теории, религ. воззрения и т. д. И. общества знает следующие осн. типы производств, отношений: первобытнообщинный, рабовла-дельч., феод., капиталистич. и комму-нистич. и соответствующие им типы общественно-экономич. формаций. Внутр. источником развития общества является процесс постоянно возникающих и постоянно преодолеваемых противоречий между человечеством и природой и противоречий внутри общества. Но как способ производства является главным фактором в совокупности условий, определяющих жизнь общества, так и присущие способу производства противоречия и процесс их преодоления являются определяющими источниками общественного развития.

Изменение в развитии материальных производит, сил, вступающих в противоречие с существующими производств, отношениями, т. е. изменение общественного бытия, служит причиной возникновения новых идей. Это противоречие вызывает борьбу внутри общества между классами, группами людей, цепляющихся