загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

болезни животных, связанные с недостатком микроэлементов, витаминов и минеральных веществ. Регистрируются вспышки сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, брадзота и инфекционной энтеротоксе-мии овец, оспы, контагиозной агалактии овец и плевропневмонии коз. Мн. р-ны неблагополучны по туберкулёзу и бруцеллёзу, кровепаразитарным болезням (тейлериоз, анаплазмоз, бабезиоз). В 1960-67 регистрировались вспышки афр. чумы свиней (911 очагов в 1970). В 1966 была зарегистрирована вспышка афр. чумы лошадей.
В И. 7520 вет. врачей (1970). Имеется 5 высших вет. уч. заведений.
В. А. Ведерников.
X. Просвещение
Первый закон об обязат. обучении, принятый в 1857, практически не был осуществлён. После провозглашения республики в 1931 было открыто ок. 7 тыс. начальных школ и дошкольных учреждений. Но прогрессивные мероприятия проводились недостаточно последовательно, и более 50% населения оставалось неграмотным.
В годы Нац.-революц. войны 1936-39 в районах, контролировавшихся респ. правительством, под рук. КПИ была развёрнута широкая кампания по ликвидации неграмотности среди бойцов и гражд. населения. Пр-во отменило плату за обучение в ср. школе, начало школьное строительство.
После установления в И. франкистской диктатуры (1939) образование и воспитание молодёжи приобрели фашистско-кле-рикальный характер. Более 2/3 ср. школ оказалось в руках духовенства. С 1953 действует конкордат, заключённый между И. и Ватиканом, согласно к-рому обучение во всех уч. заведениях И. строится на основе католических догм. На всех ступенях образования католическая религия преподаётся как обязательный предмет.
Совр. система нар. образования строится в соответствии с законом 1964, объявившим обязательным и бесплатным обучение детей от 6 до 14 лет. Для детей 2 - 3 лет имеются материнские школы, для детей 4-5 лет - детские сады, в основном частные. В 1969 в дошкольных учреждениях воспитывалось св. 725 тыс. детей.
B И/существуют гос. и частные (фактически принадлежащие католич. церкви) учебные заведения. Нач. школа - 4-летняя. В 1969/70 уч. г. в нач. школах обучалось 4,6 млн- уч-ся.
Cp. школа 7-летняя, состоит из 4-летней обязат. промежуточной ср. школы и 3-летней общеобразоват. или технической (т. н. трудовой) ср. школы. Гос. ср. школы наз. институтами, частные - коллегиями. Окончание полной ср. школы даёт право поступления в любой вуз. В 1969/70 уч. г. в ср. общеобразоват. школах обучалось 1,4 млн. уч-ся, в тех-нич. ср. школах - 22,3 тыс. уч-ся.
На базе 8-летнего обязательного образования (4 года начальной и 4 года ср. школы) функционируют 3-летние проф.-технич. и коммерческие школы; окончание первых даёт право поступления на инженерный ф-т ун-та и в технич. ин-ты, окончание вторых - на коммерческо-эко-номич. ф-т ун-та и в коммерческие высшие школы. В 1969/70 уч. г. в проф.-технич. школах обучалось 151 тыс. уч-ся, в коммерческих - ок. 28 тыс. уч-ся. Воспитательниц детсадов и учителей нач. школ готовят 2-летние нормальные .школы. Преподавать в ср. школе имеют право окончившие ун т. В 1969/70 уч. г. в нормальных школах обучалось св. 41 тыс. уч-ся. Учителей для школ не хватает: в 1967 более 5 тыс. школ не могло работать из-за отсутствия учителей.
В И. имеются 17 ун-тов, из них 12 гос., 4 католич. и 1 частный. Крупнейшие ун-ты - в Мадриде (осн. в 1508), Барселоне (осн. в 1450), Валенсии (осн. в 1500), Вальядолиде (осн. в 1346), Севилье (осн. в 1502) - все государственные. В гос. ун-тах обычно имеются ф-ты философии и литературы, права, естественнонаучный, мед., обществ, наук и экономики; в нек-рых - инженерные и экономич. ф-ты; в католич, ун-тах - теологич., философский,канонич. права. Старейшее высшее уч. заведение И.- католич. Ca-ламанкский университет (осн. в 13 в.). В 1969/70 уч. г. в вузах обучалось 186,7 тыс. студентов, из них только 2% - из рабочей среды. Обучение в вузах платное.
К числу крупнейших библиотек относятся: Нац. б-ка (осн. в 1712; св. 2 млн.тт.) и университетская б-ка (св. 631 тыс. тт.) в Мадриде, библиотека Каталонии в Барселоне (осн. в 1914; 600 тыс. тт.).
В И. много археология, и художеств, музеев. Наиболее крупные: Музей Прадо (осн. в 1819; содержит богатейшие собрания картин) и Нац. археологич. музей (осн. в 1867) в Мадриде, художеств, музеи в Барселоне, Кордове, Валенсии, Севилье. Л. Я. Белова.
XI. Наука и научные учреждения
1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Зарождение естественнонауч. знаний на терр. И. относится к антич. периоду. В И-, к-рая была одной из наиболее развитых провинций Римской империи, проходила деятельность географа Помпония Мелы, агронома и ботаника Луция Колу-меллы и др. известных учёных. Вторжение на терр. И. варварских племён и образование раннефеодального гос-ва вестготов (сер. 5- нач. 8 вв.) сопровождались упадком науки и культуры. В этот период научные знания накапливались гл. обр. в церк. и монастырских школах. Выдающийся вклад в развитие мировой науки внесли арабские учёные в И. (арабы приступили к завоеванию территории И. в нач. 8 в.). Крупнейшим науч. центром в 9-10 вв. становится ун-т в Кордове. В 10-11 вв. Маслама аль-Мадриленьо и его ученики Абу-ль-Касим и Ибн аль Сафф издают ряд сочинений по арифметике, геометрии (комментарии к Евклиду и др.), астрономии. В 12 в. наряду с Кордовой выдвигаются как центры науч. мысли Севилья и особенно Толедо. В Толедо формируется знаменитая школа переводчиков, познакомившая учёных И. и Европы с сочинениями выдающихся араб, и евр. учёных аль-Фараби, Ибн Сины, Ибн Гебироля, Ибн Эзры и др. Важную роль в успехах науки этого времени сыграли араб, мыслители - Ибн Баджа, Ибн Туфайль, Ибн Рушд (Аверроэс), изучавшие наследие Аристотеля. Они не только способствовали проникновению антич. мысли в Европу, но и создавали необходимые предпосылки для развития естествознания.
Значит, вклад в развитие науки в 13 в. внёс кастильский король Альфонс X Мудрый. Известны его комментарии к алхим- трактатам, составленные под его руководством таблицы движения планет в течение трёх веков считались лучшими в Европе. К этому времени относится также деятельность двух выдающихся учёных И.- Раймунда Луллия и Apнальдо де Виланова. Луллий был первым, кто пытался механически моделировать логич. операции. Арнальдо де Виланова - один из выдающихся алхимиков своего времени.
Вытеснение арабов и исп. колонизация в завершающий период Реконкисты (14-15 вв.) сопровождались созданием новых центров исп. науки. Возникли ун ты в Лериде (1300), Уэске (1334), Вальядолиде (1346), Валенсии (1500), Барселоне (1450). В 70-х гг. 15 в. в И. появилось книгопечатание. Развитие торговли и пром-сти, связанное с объединением И., обусловило прогресс кораблестроения, навигации, картографии и создало предпосылки для мор. путешествий и геогр. открытий. Конец 15 в. совпал с периодом расцвета культуры и науч. мысли И. В 1492 Колумб открыл Америку. В 15 - 16 вв. исп. путешественники и нек-рые конкистадоры внесли большой вклад в изучение географии Америки. Наиболее известны В. Нуньес де Бальбоа, А. Охеда, X. де ла Коса, Э. Сото, X. Элькано, В. Я. Пинсон, А. Ниньо, P. де Бастидас, П. де Леон, X. Д. де Солис, Ф. В. Коронадо. Главным центром науч. активности становилась Севилья, через к-рую в основном осуществлялась связь с амер. колониями. Здесь в 1503 была организована Торговая палата (Casa de Contratacion), при к-рой были созданы кафедры математики, астрономии, картографии, гидрографии и артиллерии. В нач. 16 в. там преподавали и проводили науч. исследования Д. де Энсисо.Ф. Колумб, А. де Санта-Крус, П. Медина, разрабатывавшие основы новой космографии и навигации. X. Myньос в 1572 наблюдал переменные звёзды, П. Сархуэло изучал атмосферную рефракцию. В И. в этот период уже была хорошо известна система Коперника. Разработка проблем астрономии, навигации, картографии содействовала развитию вычислит, математики.
Исследования в области физики и химии также стимулировались потребностями мореплавания, горного и металлургич. дела. Санта-Крус и M. Кортес изучали явления земного магнетизма (одним из первых обнаружил магнитное склонение X. Колумб); Гарсес проводил в шахтах Перу опыты по обогащению серебряных руд с помощью ртути; П. де Баргас применял марганец для получения стекла; Бустименте, Сааведра и Контрерас усовершенствовали печи для очистки ртути; идею атм. давления разрабатывал А.Монтано, оригинальный насос для извлечения воды из шахт изобрёл Ф. Г. Гарай; Б. де Гарай использовал на судах бортовые колёса, приводимые в движение мускульной силой, и т. д.
С открытием Америки был связан подъём и в области ботаники и зоологии. Д. А. де Чакос описал ряд амер.растений, неизвестных в Европе. Ценные сведения по ботанике, зоологии, географии Америки содержались в сочинениях Б. Лас Касаса, Ф. де Овьедо, H. Монар-деса. Одну из первых науч. экспедиций в Америку возглавил Ф. Эрнандес (1570). Европ. известностью пользовались врачи-учёные Ф. Вальес, А. Перейра и др. M. Сервет, выдающийся гуманист и анатом, открыл в 1536 малый круг кровообращения. Приговорённый инквизицией к сожжению, он бежал в Женеву, где был обвинён Кальвином в ереси и сожжён на костре (1553). Против схоластич. науки выступали философ и педагог Л. Ви-вес, философ и врач X. Уарте, врач-учёный А. Перейра. Во 2-й пол. 16 в. и в 17 в. И. вступает в полосу политич. и экономич. упадка, разгула инквизиции,сопровождавшихся катастрофич. упадком науки. Лишь в медицине отмечались в ту пору нек-рые достижения. В нач. 17 в. разработкой основ педиатрии занимались X. Сориан и Ф. П. Каскалес, во 2-й пол. века успешно проводили исследования кровообращения и нервной системы Г. В. де Собремонте и X. Б. Хуанини.
В сер. 18 в. в И. наметилось нек-рое оживление в экономике и культуре. В связи с изгнанием иезуитов (1767) возникла возможность частичного отделения уч. заведений от церкви. Наряду с укреплением ун-тов создаётся ряд новых уч. и науч. учреждений. Организуются науч. экспедиции в Лат. Америку, Австралию, на Филиппины. Наиболее значит, успехов достигли в этот период исп. минералоги и химики. Братья д'Элуяр выделяют из минерала вольфрамита новый элемент вольфрам (1783), A. M. дель Рио в 1801 открывает в мексиканских свинцовых рудах ванадий и называет его эритронием; тождество этого элемента с переоткрытым впоследствии ванадием установил нем. химик Ф. Вёлер. А. де Ульоа одним из первых описал свойства платины.
Исследования по механике и теплоте носили прикладной характер и были тесно связаны с потребностями техники (Меса, 1749,- ткацкий станок нового типа; Клавихо, 1796, - паровой насос для откачки воды и т. д.).
В области биологии и медицины большой известностью пользовались: X. С. Myтис, ботаник и врач, организатор биологической экспедиции в Колумбию; Ф. д'Асара, внёсший существ, вклад в изучение флоры и фауны Юж. Америки; M. Барнадес, описавший более 2000 растений, из них 300 неизвестных; К. Д. Гар-сиа, автор "Описания новых растений Севильи" и "Описания Королевского ботанического сада в Мадриде"; А. Пикер, переводчик и комментатор Гиппократа и автор ряда мед. сочинений; Ф. С. де Луке, разработавший учение о пульсе; педиатры-исследователи Иберти и Сантпоус, впервые изучившие нек-рые детские болезни; хирург А. де Химбернат и др. В 1803 в Америку была послана экспедиция для прививки оспы под рук. Ф. X. Бальниса. Нек-рое оживление происходит и в области математики, астрономии и геодезии. Систематич- астро-номич. наблюдения начинаются в обсерватории, основанной X. Хуаном в Кадисе. Организуется научная экспедиция для измерения силы тяжести в различных точках земного шара с целью определения его формы.
Развитие пром-сти, ускорившееся в И. в 20-30-х гг. 19 в., требовало подготовки научно-инженерных кадров и стимулировало развитие науч. исследований. В 1823 открывается Школа гражд. инженеров, в 1850 в Барселоне-Индустриальная школа. В 1850 создаётся Комиссия по разработке Геологич. карты И. под рук. Ф. де Кастро. Работа была закончена в 70-х гг. 19 в. и имела для И. огромное значение. Однако уровень исп. науки даже во 2-й пол. 19 в. продолжал оставаться невысоким в сравнении с науч. уровнем передовых европ. стран. Крупных успехов достигли в 19 в. исп. биология и медицина. Во 2-й пол. века складывается гистологическая школа, возглавляемая А.Маэстре и Э. Г.Сола; с ней непосредственно связаны работы выдающегося гистолога и исследователя нервной системы С. Рамона-и-Кахаля, получившего в 1906 Нобелевскую пр. Активными сторонниками и пропагандистами эволюционного направления в биологии были А. Мачадо-и-Нуньес, P. Гарсиа-и-Альварес, А. Гонсалес де Линарес и др. Одним из крупнейших философов-материалистов был врач и психолог Мата-и-Фонтанет, продолжатель учения X. Уарте.
В 20 в. требования, выдвигавшиеся ростом пром-сти, технич. прогрессом и начавшейся науч. революцией, диктовали необходимость улучшения организации науки и в отсталой И. В 1900 создан Ин-т биологич. исследований, в 1907 организован Совет по развитию науч. исследований, субсидировавший нек-рые науч. разработки. Были осн. Лаборатория физ. исследований, Матем. лаборатория, Музей естеств. наук и др. В Лаборатории физ. исследований, возглавлявшейся Б. Кабрерой, успешно велись работы по магнетизму, спектроскопии, кристаллофизике, физ. химии. X. Паласнос создал исп. школу рентгеноструктурного анализа. В 1922 M. Каталан открыл явление мультиплетности атомных спектров. В 1932 лаборатория была реорганизована в Нац. ин-т физики и химии. Физ. исследования проводятся и в Лаборатории автоматики, где изучается передача, приём и распространение электромагнитных волн.
В 20-е гг. в области математики работал X. Рей Пастор, известный своими трудами по проективной геометрии и истории физико-матем. наук. Комплекс исследований по энтомологии провёл И. Боливар. Крупными специалистами в области общей патологии были в 1-й четверти 20 в. Л. Корраль-и-Маэстро, P. H. Сантос, в патологии и эндокринологии - Г. Мараньон-и-Посадильо, в офтальмологии - P. Кастральехо Брионес.
В области технич. наук работали: Э. Эррера-и-Линарес, один из энтузиастов воздухоплавания (в частности, дирижаблестроения); конструктор вертолётов X. де ла Сиерва, пересекший в 1928 Ла-Манш на вертолёте собственной конструкции; Л. Торрес Кеведо, один из пионеров автоматики и телемеханики в И.
После 2-й мировой войны 1939-45, начиная с 50-х гг., в связи с быстрым подъёмом машиностроения (в частности, судостроения, автомобилестроения и тракторостроения), электроэнергетики, элект-ротехнич. и электронной пром-сти, растёт число науч. учреждений в области технич. и точных наук.
Развиваются науч. исследования по магнетизму, магнетохимии, спектроскопии, кристаллофизике, хим. термодинамике (школа Б. Кабреры и M. Каталана), квантовой теории поля и элементарных частиц (гл. обр. в ун-тах Мадрида, Барселоны и др.- X. Паласьос, А. Галиндо, П. Паскуаль и др.), ядерной физике, физике плазмы, ядерной энергетике (Объединение по ядерной энергии - С. делъ Рио, M. А. Вигон, P. Ортис, Л. Г. Хорда и др.), электро- и радиофизике, электронике, кибернетике (Нац. ин-т электроники, Ин-т электричества и автоматики под рук. Г. Сантесмасеса).
В области биологии выдающегося результата добился испано-амер. биохимик С. Очоа, к-рый вместе с Корнбергом в США впервые экспериментально воспроизвёл ферментативный синтез ДНК и РНК (Нобелевская пр., 1959, совместно с Корнбергом).
Ведущие испанские учёные медики - К. X. Диасоле (руководитель Ин-та мед. исследований), Ф. M. Лагос (руководитель Клинцч. госпиталя в Мадриде), Л. Пиньеро (руководитель Мед. ин-та в Валенсии) и др.
Лит.: Enciclopedia de Ia cultura espanola, v. 1-5, Madrid, 1963-68; R е у Pastor J., Los progresos de Espana е Hispano-america en las ciencias teoricas, Madrid, 1932. В. П. Визгин.
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Философия. В 1-5 вв. филос. учения выходцев из И. (Модерат из Кадиса, 1в., Луций Анней Сенека) были неотъемлемой частью римской философии. В гос-ве вестготов, завоевавших И. (сер. 5 - нач. 8 вв.), философия была подчинена теологии, изучавшейся в церк. и монастырских школах.
Во время господства арабов (8-12 вв.) в И. получила распространение арабская философия, к-рая сыграла важную роль в передаче антич. филос. наследия ср.-век. европ. мысли. В 12 в. испано-араб. (кор-довские) философы Ибн Баджа, Ион Туфайль и особенно Ибн Рушд были крупнейшими представителями араб, ари-стотелизма. В 10 в. И. становится также центром евр. философии. Иегуда Галеви представлял ортодокс, линию евр. религ. философии. В 11-12 вв. ей противостояли евр. неоплатоники Ибн Гебироль, Ибн Эзра и др. Евр. философы 12 в. Ибн Дауд, Маймонид и др., опираясь на авторитет Аристотеля, отвергали как ортодоксию Галеви, так и неоплатонизм Ибн Гебироля и утверждали свободу человеческой воли. В 13-14 вв. эти традиции евр. аристотелизма продолжил астроном и философ Герсонид.
Собственно исп. философия в ср. века была развита слабо: здесь почти не было крупных представителей ранней схоластики. Неортодоксальная линия с аптитеологич. тенденцией в исп. философии была связана с аверроизмом. Борьба с инакомыслящими-прежде всего с мусульманами - требовала определённой систематизации и рационализации схоластики; именно в И. в 13 в. началась деятельность крупнейшего и весьма своеобразного схоласта Раймунда Луллия. Осн. центром схоластич. мысли становится в 13 в. Саламанка.
В 15 в. с зарождением гуманистич. мировоззрения против церк. ортодоксии выступили А. Турмеда, А. Тостадо, Aнтонио де Небриха. В своей борьбе со схоластикой исп. философы (Педро де Лерма, Альфонсо Вальдес) опирались на традиции зап.-европ. вольнодумства и гуманизма; крупнейшим исп. гуманистом 1-й пол. 16 в. был Л. Вивес. Стремление к объективному познанию природы привело к созданию т. н. естеств. философии (M. Сервет, Гомес Перейра, Фернан Перес де Олива, Алонсо Фуэнтес), а в дальнейшем - к материализму, одним из основоположников к-рого в И. был X. Уарте.
16 в. ознаменовался укреплением ортодоксальной церк. мысли. И. стала идеология, оплотом контрреформации, в связи с чем особенно важны три явления: широкое распространение новой формы христ. деятельности в миру (орден иезуитов); обновление схоластики; расцвет внутрицерк. мистики. T. н. вторую схоластику создали доминиканцы Ф. де Витория, Д. де Сото, М.Кано, Д.Бапьес и прежде всего иезуит Ф. Суарес. Значит, место в исп. философии этого периода заняли вопросы христ. антропологии. Исп. католич. богословы заново поставили проблему свободы воли (учение Луиса Молины - т. н. молинизм, со сторонниками к-рого спорили доминиканцы - Д. Баньес). В И. 16 в. чрезвычайно усилилась ортодокс, линия в мистике, чему в значит, мере содействовали деятели кармелитского ордена Хереса Авильская и Хуан де ла Крус.
С сер. 17 в. философия приходит в упадок. Учение Мигеля де Молиноса - квиетизм, не умещавшееся в рамки ортодоксии, было объявлено ересью. Не были полностью признаны церковью и идеи в области нравств. богословия иезуита А. Эскобар-и-Мендосы.
Просветительская философия развивалась в И. в значит, мере под влиянием франц. философии 17-18 вв. Крупнейшие представители Просвещения в И. 18 в. - Б. X. Фейхоо, Г. Ховельянос и Г. .Маянс-и-Сискар. Против схоластики выступали философы-естествоиспытатели M. Мартинес, А. Пикер-и-Арруфат и др.
В 1-й пол. 19 в. передовыми публицистами-просветителями были А. Листа-и-Арагон, M. Mартель, Ларра и Марчена. Во 2-й пол. 19 в. выразителями материалистич. тенденции были Ф. Пи-и-Маргаль, П. Мата-и-Фонтанет и др. Получают распространение философия нем. мыслителя К. Краузе (Сане дель Рио и др.), неокантианство и неогегельянство, позитивизм, идеи писателя и философа мелкобурж. социалиста А. Ганивета. Зарождаются идеи, близкие к более позднему католич. модернизму (Ф. де Кастро и особенно M. Менендес-и-Пелайо). Католич. неосхоластику развивал X. Баль-мес. В кон. 19 в. в И. усиливаются религ.-мистич. настроения: спиритизм, теософия и др.
Возникшая в 1876 т. н. полемика об исп. науке и её самобытности вылилась в спор о "проблеме И." вообще, в ходе к-рого произошла поляризация течений - "традиционализма" с характерными для него представлениями об "исп. духе", "особом пути" и "великой миссии" И. и "авангардизма", видевшего гл. задачу в том, чтобы "догнать Европу" и включиться в "мировой историч. процесс" "Проблема И." обострилась после поли-тич. кризиса 1898, под знаком к-рого выросло т. н. "Поколение 1898 года", искавшее путей духовного возрождения. X. Ортега-и-Гасет стремился приобщить исп. мысль к европ. (гл. обр. немецкой) культуре. M. де Унамуно видел одну из причин кризиса в забвении духовной самобытности И. Воскресив её, необходимо, по Унамуно, "испанизировать Европу", утратившую контакт с "подлинным бытием". На этом пути Унамуно пришёл к философии существования, разработав оригинальную концепцию персонализма, а в последний период своей жизни - к христ. эсхатологии. Развитие Ортеги-и-Гасета также шло в направлении экзистенциальной философии, но через неокантианство и философию жизни. Унамуно и Ортега получили широкую европ. известность. Если осн. темы Унамуно - история, личность, смерть, то в центре внимания Ортеги - проблемы культуры, истории, "массового общества". Ученики Ортеги - M. Г. Моренте, X. Ma-риас и К. Субири придали исп. экзистенциализму религ. характер. В области эстетики значит, влияние приобрёл Э. д'Орс-и-Ровира, автор многочисл. эссе до теории и истории иск-ва. Распространение марксистской филос. мысли началось в И- в последней трети 19 в., когда в стране появились социалистич. организации. В числе первых пропагандистов марксизма в И. был один из основателей Исп. социалистич. рабочей партии Хосе Меса (перевёл на исп. яз. "Манифест Коммунистической партии", "Нищету философии", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" и др.; в 1891 опубликовал биографию К. Маркса).
После установления в И. франкистского режима в стране усилилось влияние католич. церкви и идеологии. Совр. схоластика в И. представлена сторонниками Суареса - иезуитами (журн. "Pensamiento", с 1945), томистами-доминиканцами (журн. "La ciencia tomista", с 1911), сторонниками августинизма (журн. "La ciu-dad de Dios", с 1882), скотистами-францис-канцами (журн. "Verdad у vida", с 1943, и "Estudios franciscanos", с 1907). Центрами бурж. филос. мысли являются Ин-т гуманитарных наук, журнал и изд-во "Revis-ta de Occidente" (с 1923).
Растёт влияние марксистско-ленинской философии, носителем к-рой является Коммунистич. партия Испании.
Лит.: История философии, т. 2-3, M-, 1941-43; История философии, т. 1, 3, 5, M., 1957-61; Solana у Gonzalez del Camino M., Los grandes esco-lasticos espanoles de los siglos XVI у XVII: sus doctrinas filosoficas yr su sienificacion en Ia historia de Ia filosofia, Madrid, 1928; Menendezу Pelауо M. p., Historia de las ideas esteticas en Espana, 4 ed., t. 1-2, Madrid, 1928-29; его же, Historia de los heterodoxos espanoles, 2 ed., t. 1-7, Madrid, 1911-32; его же, La filosofia espanola, Madrid, 1955; Guy A., Les philosopnes espagnols d'hier et d'aujourd'hui, [v. 1-2], [Toulouse, 1956]; Cruz Hernаndez M., Historia de Ia filosofia espanola, t. 1-2, Madrid, 1957; Alfonso Lopez Quintas, Filosofia espanola contem-poranea, Madrid, 1970. Д. Претель.
Историческая наука. Во 2 в. до н. э.- 5 в. н. э. историческая наука И. была составной частью древнеримской историографии. Уроженец И. Павел Орозий (ок. 380 - ок. 420), ученик Августина, стремился истолковать с христ. позиций процессы упадка Римской империи и зарождения в её пределах варварских гос-в. Орозий и епископ Исидор Севильский (ок. 560-636) оставили ценные сведения о событиях, связанных с историей вестготского королевства. Ранний период Реконкисты представлен монастырскими хрониками и "Песней о Сиде", восходящей к сер. 12 в. К 13 в. относятся своды по истории И. толедского епископа Род-риго Хименеса де Рады и кастильского короля Альфонса X, при дворе к-рого изучение истории велось не только кастильскими (в И. в 13 в. кастильский яз. вытеснил в историч. лит-ре латынь), но и араб, учёными. С именем хрониста Педро Лопеса де Аллы связаны блестящие, но крайне тенденциозные описания эпохи смут и гражд. войн сер. 14 в. В 13-14 вв. успешно развивается каталонская историография, представленная рядом хроник. В 8-15 вв. неск. историч. школ и крупных историков (Ибн Хайян, Ибн Абд Раббихи, Ибн аль-Хатиб и др.) выдвинула арабская И. Центрами историч. науки в араб. И. были в 9-10 вв. Кордова, в 13-14 вв. Гранада. На рубеже 15-16 вв. в историч. науке появляются выразители абсолютистских тенденций; крупнейший из них - хронист Эрнан дель Пульгар. В 1-й пол. 16 в. события, связанные с исп. заморскими открытиями и колонизацией Нового Света, находят отражение в хрониках ряда исп. историков, напр, в трудах историка-гуманиста Бартоломе Лас-Касаса, выступившего с гневной критикой исп. колон, системы. Крупнейшим представителем гуманистич. историографии был философ и историк Хуан Луис Вивес. Однако в условиях реакции, начавшейся во 2-й пол. 16 в., в стране получили преобладание феод.-архаические тенденции (Прудеясио Сан-доваль, Хуан де Марнана и др.). В 17 в. на фоне общего застоя исп. общественной мысли заметный след оставила деятельность группы историков, предпринявших попытку разобраться в причинах прогрессировавшего упадка империи Габсбургов; среди них - историки т. н. экономич. школы Мартинес де Мата, Санчо де Монкада, Альварес Осорио.
Во 2-й пол. 18 в., в кратковременный период реформ, осуществлённых в духе просвещенного абсолютизма, с открытием недоступных ранее исследователям архивов, началась публикация старых источников, основанная на крнтич. анализе текста. Крупнейшие исп. историки П. Кампоманес, Г. Ховельянос выступили с резкой критикой феод, порядков и с пропагандой идей Просвещения. Появились историч. и геогр. энциклопедич. словари.
Напряжённая политич. борьба, к-рая развернулась в И. в 19 в., наложила отпечаток на всю исп. историографию. Наиболее ярким представителем бурж.-либерального направления в историографии 19 в. был Модесто Лафуэнте, автор многотомной, основанной на богатом документальном материале "Всеобщей истории Испании". Абсолютистско-монархич., как и конституционно-монархич., течения не дали крупных исследователей. Начиная с Исп. революции 1868-74 видное место в историч. науке занимает бурж.-респ. течение, представленное в 19 в. работами Ф. Гарридо, H. Сальмерона, Ф. Пи-и-Маргаля и Э. Кастелара и др. К социалдемократич. течению относятся работы X. Меса, X. Морато, П. Иглесиаса, к анархо-синдикалистскому - труды А. Лоренсо.
На рубеже 19-20 вв. огромное влияние на развитие историч. мысли оказало "Поколение 1898 года" (см. раздел Исторический очерк) в лице M. Унамуно, А. Ганивета, X. Ортега-и-Гасета, P. де Маэсту, P. Альтамиры, P. Менендеса Пидаля и др. Беспощадная критика его представителями исп. действительности способствовала пересмотру многих устаревших историч. концепций. Труды представителей "Поколения 1898 года" расширили рамки исследования истории И., начиная от древнейших времён до современности. Отпечаток влияния историч. мысли представителей "Поколения 1898 года" носят появившиеся в 20 в. работы P. Альтамиры "История Испании и испанской цивилизации", А. Бальестероса Беретта "История Испании и её влияние на мировую историю", многотомная, ещё не законченная "История Испании", начатая под редакцией P. Менендеса Пидаля, многотомная "Социально-экономическая история Испании и Америки" под редакцией В. Вивеса. Последняя работа выгодно выделяется среди других работ интересом автора к изучению истории развития производит, сил и социально-экономических проблем страны.
После Исп. революции 1931-39 появилось большое количество историч. исследований, посвящённых революции или связанных так или иначе с различными аспектами обществ, жизни И. в годы революции. Среди авторов, рассматривающих проблемы, выдвинутые революцией, в целом с франкистских позиций, наиболее известные - Э. Комин Коломер, А. Севилья, X. Пла. Приспособляя историч. науку к политич. нуждам режима, франкистская историография извращает политику исп. империализма, историю классовой борьбы, нац.-освободит, движения народов Каталонии, Страны Басков и Галисии. После 2-й мировой войны 1939-45 нек-рые представители нового поколения исп. историков стремятся, вопреки франкистскому засилью в научной и культурной жизни страны, освещать важнейшие проблемы истории И. с демо-кратич., по существу с антифранкистских позиций.
Установление в стране франкистского режима заставило многих видных историков эмигрировать из И. Среди них: К. Санчес Альборнос, Америке Кастро, С. де Мадарьяга-и-Рохо, M. Туньон де Ларра, А. Рамос Оливейра и др.
Особое место в историографии Исп. революции 1931-39 и Национально-революционной войны 1936-39, рабочего и коммунистич. движения занимают работы "Война и революция в Испании 1936 - 1939 гг.", "История Коммунистической партии Испании. Краткий курс", подготовленные к печати КПИ, воспоминания Д. Ибаррури "Единственный путь".
Важнейшие центры изучения истории в И.: ун-ты, Королев, исп. академия (осн. в 1713), Королевская академия истории (осн. в 1738, издаёт "Memorias", "Memorial Historico", "Boletin"), Королевская исп.-амер. академия (осн. в 1910, издаёт "Boletin"), Королевская академия искусства и ист. наук в Толедо (осн. в 1916, издаёт "Boletin"), Генеральный комиссариат археологии, раскопок (осн. в 1939, издаёт "Acta Arqueologica", "Informes y Memorias", "Noti-ciario Arqueologico Hispanico").
Я. M. Свет (до 19 в.), С. П. Пожарская. X. Гарсия (с 19 в.).
Экономическая наука. Становление экономич. науки в И. как самостоятельной отрасли знаний началось в 16 в. Произведения экономистов 16 в. посвящены гл. обр. теории денег, ден. обращения и цен, развитию идей меркантилизма. До последней трети 18 в. доминирующая роль принадлежала сторонникам меркантилизма (Л. Ортис, Санчо де Монкада, Марти-нес де ла Мата и др.). В 17-1-й пол. 18 вв. в трудах M. Гонсалеса де Сельориего, ф. Сентени и др. были высказаны нек-рые идеи и догадки, получившие позднее тео-ретич. обоснование в трудах физиократов и представителей классич. бурж. политич. экономии. Исп. просветители 18 в. Б. Уорц, П. Кампоманес, Г. Ховельянос и др. развивали идеи физиократов и классиков бурж. политич. экономии применительно к условиям И. Центр, место в идейном наследии просветителей занимает труд Ховельяноса "Доклад об аграрной реформе" (1795), к-рый был оценён К. .Марксом как подлинная декларация исп. революционеров нач. 19 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., г. 10, с. 437). По инициативе просветителей во MH. городах были созданы экономич. об-ва для изучения проблем экономич. развития И.
В экономия, лит-ре И. 19 в. значит, место заняла полемика между сторонниками свободы торговли (Л. Фигерола, Э. Кастелар, X. Эчегарай) и защитниками протекционизма (Э. Хаумандреу, X. Гу-аль-и-Феррер, П. Мадос). В тот же период с мелкобурж. критикой капитализма выступили исп. социалисты-утописты Ф. Гарридо, Ф. Пи-и-Маргаль, X. Коста и др. В последней трети 19 в. в И. начинают распространяться идеи науч. социализма, чему способствовало создание исп. секции 1-го Интернационала.
В 20 в. успехи в разработке конкретных экономич. проблем - статистики, ден. обращения, исчисления нац. дохода и др.- связаны с именами А. Флореса де Лемуса, Ф. Берниса, Л. Олариаги. Новые явления в экономике И., обусловленные образованием монополий и финанс. капитала, с прогрессивных позиций исследовались X. Г. Себальосом Тереси и А. Лопе-сом дель Арко. Необходимость радикальной агр. реформы, направленной на уничтожение пережитков феодализма, в нач. 20 в. обосновывал П. Каррион.
С установлением в 1939 франкистской диктатуры в стране офиц. экономич. доктриной становится национал-синдикализм, в основе к-рого лежали концепции активного вмешательства гос-ва в экономику. Эти концепции, выдвигавшиеся ещё в 20-е гг. в работах Ф. Камбо, X. Кальво Сотело, после установления франкистского режима принимают такие крайние формы, как автаркия, принудительное накопление, корпоративизм (X. А. Примо де Ривера, X. Арейльса, P. Гай-и-де-Монте-лья и др.). К кон. 50-х гг. методы гос. регулирования экономики, применявшиеся в И., потерпели крах. Теоретич. основой гос.-экономич. политики становится неолиберализм, обоснованием к-рого занимаются X. Прадос Аррарте, Э. Фуэнтес Кинтана, А. Ульястрес. Не отвергая гос. вмешательства в экономику, они выступают за широкое использование механизма рынка и конкуренции, за приток иностр. капитала. В 50 и 60-е гг. происходит возрождение прогрессивных, радикально-критич. направлений анализа исп. экономич. и социальной действительности (P. Тамамес, А. Комин, X. Анльо и др.). Существенный вклад в изучение тенденций развития исп. экономики, агр. вопроса на совр. этапе, проблем гос.-монополи-стич. регулирования был сделан представителями марксистской экономич. мысли (T. Гарсиа, X. Гомес и др.).
Научно-исследовательскую деятельность в области экономики осуществляют гос. учреждения: Нац. иы-т статистики, Экономич. научно-исследовательский ин-т им. Санчо де Монкады, Ин-т естественных и аграрных наук и др., а также частные учреждения - напр., Ka-толич. ин-т индустрии и ремесла. Науч. исследованиями занимаются экономич. ф-ты ун-тов, исследовательские центры Торгово-пром. и мореходных палат, Исп. банка, Бискайского банка, Комиссариата по планированию и др.
Важнейшие экономич. журналы: "Revista de economia politica" (с 1950); "Boletin de estudios economicos" (с 1946); "Moneda у credito" (с 1942); "Informacion comercial espanola" (с 1947); "Economia industrial" (с 1964).
Лит.: Colmeiro M., Biblioteca de los economistas espauoles de los siglos XVI- XVII у XVIII, Madrid, 1880; Sаrrailh J., L'Espaffne eclairee de Ia seconde moitie du XVIII siecle, P., 1954; Vеlarde F. J., El profesor Bernis ante Ia economia espanola, "Revista de Economia Politica", 1961, v. 12. X. Вгесемс.
Юридическая наука. История юридич. науки в И. восходит ко временам рим. завоевания. В ср. века трактаты исп. юристов, гл. обр. по вопросам рим. и ка-нонич. права, получили распространение как в самой И., так и в др. странах Европы. В 12-13 вв. были созданы компиляции королевского права и обычных норм. Наиболее известная из этих компиляций- "Siete Partides"-"Семь партид"-относится к периоду правления кастильского короля Альфонса X Мудрого и приписывается учёному-юристу Якобо Руису (утт верждены в 1348 при Альфонсе XI). В период араб, господства и реконкисты деятельность исп. учёных-юристов была тесно связана с Болонской школой права. Они сыграли заметную роль в развитии деятельности глоссаторов и постглоссаторов. В 14 в. испанец Каррильо де Альборнос основал исп. коллегию Болонской школы. Существ, влияние на правовую науку И. оказали мусульм. школы права, существовавшие в Гранаде, Кордове и др. городах. В 14 в. сложилась школа политич. и междунар. права, получившая большое развитие в 15-17 вв. В эпоху Возрождения приобрели известность работы цивилиста Антонио де Неб-рихи, основателя политич. права Паскуа-ля де Гагеньоса, Алонсо Диаса де Мон тальво - издателя кодекса права, составленного в предметно-алфавитном порядке (рассматривается как прообраз будущих юридич. словарей), Педро де Рибаденейра - автора полемич. трактата, направленного против трактата Макиавелли "Государь", Ф. Васкеса де Менчаки - специалиста по междунар. праву. Инквизиция также наложила отпечаток на историю исп. правовой культуры: в 16-17 вв. появилось множество юридич. соч. на темы, связанные с магией, колдовством, еретичеством.
Укрепление абсолютизма содействовало дальнейшей эволюции правовой науки в направлении создания отечеств, королевского права на основе традиц. исп. правовых школ - канонич. права, романистов, регалистов. В 18 в. на юридич. мысль И. оказали значит, влияние идеи естественного права (в томистском духе), взгляды франц. просветителей. Эти идеи нашли отражение в соч. исп. просветителей Г. Ховельяноса, X. Флоридабланки, 11. Кампоманеса, освещавших правовые аспекты политики просвещённого абсолютизма. Тогда же проведена реформа правового образования.
Потребности развивающихся бурж. отношений стимулировали появление фундаментальных работ по гражд., торг., семейному праву. В нач. 19 в. большую известность приобретают труды цивилиста X. Сала, его работа "Вещное право"- - классич, произведение исп. правовой науки. В этот период сложились либеральная и радикальная школы конституционалистов, одним из наиболее известных представителей к-рых был Франсиско де Асис Пачеко, основатель юридического журнала "Revista de legislacidn." ("Ревиста делегисласьон"). Реакц. клерикально-монархич. тенденцию исп. школы политич. права представлял юрист, публицист и гос. деятель Д. Кортес, сочинения которого были канонизированы впоследствии во франкистской И. К кон. 19 в. были осуществлены серьёзные реформы права в бурж. духе. Были, в частности, приняты кодексы по различным отраслям права. В подготовке этих кодексов принимали участие видные юристы. На исп. правовую мысль 19 в. значит, влияние оказали труды малоизвестного нем. философа Ф. Краузе, правовые и политич. взгляды к-рого, сочетавшие положения Канта с религиозным мистицизмом, пропагандировались либеральной бурж. интеллигенцией (т. н. течение crausismo). Конец 19 - нач. 20 вв. отмечены угасанием исп. правовой школы. В политич. праве получают наибольшее распространение взгляды реакц. "традиционалистов я: Васкеса де Мельи, Рамиро де Маэсту, Хиля Роблеса. В 20-30-х гг. распространялись фашистские и реакц.-клерикальные идеи тотального гсс-ва и корпоративного права, в значит, степени заимствованные из Германии и Италии.
После Нац.-револкщ. войны 1936-39 и установления диктатуры Франко официальная правовая доктрина приобретает откровенно фаш. характер. Деятельность юристов фашиствующего направления связана с офиц. Ин-том политич. исследований. Фаш. теоретики (Пеман, Хайвер Конде и др.) пытались обосновать "законность" режима Франко и "национальный", "народный" характер франкистского государства и права. В И. стали широко публиковаться сочинения по политич. (государственному) и адм. праву (M. Миранда Годед, X. Херас Сиф-ра и др.), а также по фаш, корпоративному законодательству, трудовому и семейному праву (Кастан Тобеньяс, Санчес-Хироп, Келькехеу и др.). С конца 50-х гг. Б правовой лит-ре намечается интерес к традиц. гражд. праву, к сравнительно-правовым исследованиям и др.
В легальной правовой науке совр. И. представлены различные течения от фалангистов, поддерживающих модернизированную модель этатистско-корпоратив-ного строя, до христианских демократов и социал-реформистов. Наиболее видное официозное направление группируется вокруг католич. философа и социолога Кальво Серрера. Значит, часть юридич. общественности поддерживает идеи либерализации и демократизации режима, создания полноценных представит, ин-тов, выступает за соблюдение элементарных политич. прав и гарантий личности.
Крупнейшие науч. центры изучения права: Королевская академия моральных и политич. наук (осн. в 1857) и Королевская академия юриспруденции и законодательства в Мадриде (осн. в 1730). Учебные центры по подготовке юристов: юридич. факультеты ун-тов в Барселоне, Мадриде, Памплоне, Овьедо, Севилье и др. городах. Важнейшие периодич. издания: "Revista de administracion publiса", с 1950, "Revista de estudios politicos ", с 1950, "Revista de politica inter-nacional", с 1950, "Revista de politica social", с 1928/1929, "Revista espanola de derecho internacional", с 1948.
Л. Б. Волков.
Языкознание зародилось в И. в кон. 15 в. в среде гуманистов - знатоков древних языков, крупнейшим из к-рых был А. де Небриха -автор первой грамматики исп. языка (1492), исп.-лат. и лат.-исп. словарей, а также правил орфографии.
16 в. в исп. языкознании знаменуется созданием "Диалога о языке" (1535-36) X. де Вальдеса. В "Диалоге" содержатся рассуждения о норме исп. языка, в частности стилистической. Вальдес выступает поборником простого, естеств. языка. Крупнейшим событием в развитии филологии 17 в. была публикация толкового словаря С. Коваррубиаса ("Tesoro de Ia lengua castellana", 1611, 2 доп. изд. 1674), В 1713 была создана Королевская исп. академия, перед к-рой была поставлена задача составления словаря и грамматики исп. языка, а также упорядочения правил орфографии. В первом исп. академия, словаре, известном под назв. "Словарь авторитетов" (т. 1-6, 1726-39), значения слов были иллюстрированы цитатами из произв. писателей-классиков, но начиная со 2-го изд. (1780) цитаты были исключены, и словарь публикуется в одном томе. Первая академич. грамматика была опубликована в 1772. Если в 18 в. деятельность языковедов была подчинена гл. обр. цели нормализации лит. языка, упорядочения словоупотребления, грамматич. правил и правописания, то в 19 в. в круг языковедч. деятельности входит изучение происхождения и истории исп. языка, критика текста, этимологич. разыскания, комментированное издание памятников, изучение языка и стиля писателей. Одним из крупнейших филологов 19 в. является X. Ceхадор-и-Фраука- автор капитального исследования языка M. де Сервантеса. В кон. 19 в. исп. филологич; школу на многие годы возглавил P. Менендес Пидаль, автор фундаментальных трудов по исп. словесности, среди к-рых особенно широко известны "Истоки испанского языка" (1926, 3 изд. 1950) и "Руководство по исторической грамматике испанского языка" (1904, 12 изд. 1966). Языкознание 20 в. характеризуется исследованиями по диалектологии, составлением региональных словарей, трудами по лин-гвистич. географии (В. Гарсиа де Диего, M. Альвар и др.). Был составлен сводный лингвистич. атлас Пиренейского п-ова (т. 1, 1962). Активизировалось изучение разных аспектов совр. исп. языка: фонетики (T. Наварро Томас), грамматики (А. Алонсо, С. Хили Гая, M. Крнадо де Валь, Э, Лоренсо), а также исследование каталанского (А. Бадиа Маргарит) и пор-тут. (П. Васкес Куэста, M. А. Мендиш да Луш) языков. Составлена и осуществляется программа обследования разговорной речи населения крупных городов И. и Лат. Америки. В 1963 в Мадриде состоялся 1-й съезд испанистич. центров, материалы к-рого опубл. под назв. "Настоящее и будущее испанского языка" (т. 1-2, 1964). Осн. лингвистич. центры-Королевская исп. академия; Ин-т им. Мигеля Сервантеса при Высшем совете научных исследований (с 1939), а также Междунар. организация по собиранию информации и наблюдению над совр. языком И. и Лат. Америки "Офинес", имеющая резиденцию в Мадриде. Филологич. журналы: "Revista de fuologia espanola" (осн. P. Менендесом Пидалем в 1914), "Revista de dialcctologia у tradiciones populares" (осн. P. Менендесом Пидалем в 1914), "Emerita" (с 1933), "Boletin de filologia espanola" (с 1953), "Filolo-gia moderna" (с 1960) и лингвистич. бюллетень "Espanol actual" (c!965), посвящённый совр. исп. языку. Крупнейшее лингвистич. изд-во "Гредос" регулярно публикует серию "Романо-испанская библиотека". H. Д. Арутюнова"
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Научные исследования в И. организуются и координируются Высшим советом науч. исследований, организованным в 1939 и состоящим из членов Королев, исп. академии, представителей ун-тов, науч. ин-тов, технич. вузов, пром-сти, армии и др. Науч. учреждения и ин-ты с близкой тематикой объединяются в патронаты. Из науч. ин-тов, входящих в патро-наты, наиболее известны: Ин-т зоологии им. X. де Акоста, Ин-т микробиологии им. X. Феррава, Матем. ин-т им. X. Хуана, Ин-т химии им. А. Алонсо Барбы, Ин-т физики им. А. де Санта-Крус, Ин-т науч. приборов им. Л. Торреса Кеведо. Имеются также науч. учреждения, подчиняющиеся непосредственно мин-вам, в частности Объединение по ядерной энергии (1951). Науч. исследования финансируются как гос-вом, так и отд. фирмами.
В И. имеется неск. академий: Королев, исп. (осн. в 1713), Королев, нац. академия медицины (осн. в 1732), Королев, академия наук и искусств в Барселоне (осн. в 1764), Королев, академия фармации (осн. в 1932) и др. Существует ряд науч. обществ. в. я. Визггм.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
В И. выходит 205 газет общим тиражом 6,5 млн. экз. (здесь и далее тираж на 1970) и св. 3 тыс. журналов и др. периодич. изданий. Крупнейшие ежедневные газеты: "АБэСэ" ("ABC"), изд. в Мадриде с 1905, тираж 213 тыс. экз., и Севилье с 1929, тираж 67,6 тыс. экз., орган монархич. кругов; "Арриба" ("Arriba"), с 1935, тираж 25 тыс. экз., орган партии Национальное движение; "Вангуардия" ("Vanguard ia"), изд. в Барселоне с 1881, тираж 206,6 тыс. экз.; выражает взгляды крупной каталонской буржуазии и чиновничества; "Иа" ("Ya"), с 1935, тираж 139 тыс. экз., орган католич. кругов; "Мадрид" ("Madrid"), с 1939, тираж 77 тыс. экз., вечерняя газета, выражает взгляды либерального крыла религиозно-политич. орг-ции "Опус ден"; "Марка" ("Магса"), спортивная газета, с 1938, тираж 130тыс. экз.; "Нуэво диарио" ("Nuevo Diario"), с 1967, тираж 60 тыс. экз., связана с религиозно-по-литич. орг-цией "Опус ден"; "Пуэбло" ("Pueblo"), с 1940, тираж 242 тыс. экз., вечерняя газ. Исп. профсоюзной орг-ции; "Солидаридад насьональ" ("Solidaridad Nacional"), с 1936 (до 1939 - как еженедельник), тираж 50 тыс. экз., орган партии Нац. движение; "Куадернос пара эль диалоге" ("Cuadernos para el Dialogo"), еженедельная газ., изд. в Мадриде с 1963. Выражает взгляды левых католиков. Тираж 35 тыс. экз.
Органы Коммунистич. партии И. (издаются нелегально): газ. "Мундо ооре-ро" ("Mundo Obrero"), с 1931; журнал "Нуэстра бандера" ("Nuestra Bandera").
В Мадриде функционирует офиц. Информационное агентство Испании (ЭФЭ- EFE - Editorial Falange Espanola, осн. в 1939). Радиовещание в И. осуществляется с 1919. Имеется гос. радио - Нац. радио И. Работают 15 радиостанций - в Мадриде и в крупных провинц. городах. Вещание ведётся по трём программам на собственно И., её владения, а также на страны Азии, Африки, Бл. Востока, Европы, Сев. и Юж. Америки (на 21 яз., в т. ч. на англ., исп., франц., арабском).
Экспериментальные телепередачи в Мадриде велись с 1951, регулярные начались в 1956. В 1970 телепередачи велись по 2 программам 30 телестанциями, главные из к-рых расположены в Мадриде, Барселоне, Сарагосе, Бильбао, Гвадалахаре. Нац. радио И. и исп. телевидение находятся в ведении Главного управления радиовещания и телевидения Мин-ва информации и туризма.
Ю. К. Беленко.
XIII. Литература
Литература в И. развивается на испанском, или "кастильском", яз. (испанская) и на языках нац. меньшинств - баскском (баскская), каталанском (каталанская) и на галисийском диалекте португ. яз. (галисийская).
Испанская литература. Лит-pa И. формировалась в ср. века на основе нар. творчества, а также под воздействием антич. и араб, культуры (об араб, лит-ре на территории И. см. в ст. Арабская культура; посредниками между двумя культурами нередко выступали евр. писатели). В период Реконкисты развивались нар. лирика (отд. её образцы созданы в жанрах, свойственных исп.-араб. поэзии,- мувашшаха и др.) и героич. эпос, повествующий о борьбе против мавров, о гегемонии Кастилии и междоусобной борьбе знати ("Песнь о моём Сиде", созд.ок. 1140, поэмы о Фер-нане Гонсалссе, о семи инфантах Лары и др.). Особое место в ср.-век. лит-ре И. занимала клерикально-рыцарская лит-ра. Родоначальником "учёной" литературы на исп. яз. был поэт Г. де Берсео (кон. 12 в.-после 1246), автор сб. "Чудеса богоматери" и житий. Популярностью пользовались анонимные авантюрно-дидактич. романы "Книга об Аполонии" (13 в.), "Книга об Александре" (13 в.), "Рыцарь Сифар" (ок. 1300). Важную роль в развитии прозы сыграли составленные под рук. Альфонса X (1221-84) "Первая всеобщая хроника" и др. труды. Мотивы гуманизма характерны для крупнейших произв. "учёной" литературы 14 в.: сб-ка новелл-притч "Граф Луканор" (1328-35) Хуана Мануэля (1282-1348), стихотворной "Книги о благой любви" (1343) Хуана Руиса (1283 - ок. 1350) и "Поэмы о придворной жизни" (1385- 1403) П. Лопеса де Аллы (1332-1407).
В 15 в. особое распространение получили нар. романсы и сатирич. поэзия. Влияние нар. поэзии ощущается и в творчестве И. Лопеса де Мендосы (маркиз де Сантильяна; 1398-1458), вместе с X. де Меной (1411-56) и др. обратившегося впервые к опыту итал. ренессансной поэзии. В "Строфах на смерть отца" (1476)поэтаХ. Манрике (1440-79)мысль о всесилии смерти сочетается с прославлением честно прожитой жизни. В прозе наиболее известны Ф. Перес де Гусман (ок. 1377-ок. 1460), А. Мартинес де Толедо (ок. 1398 - ок. 1470), X. Родригес дсль Падрон (1395? - 1452?) и Родригес де Лена (1-я пол. 15 в.).
В кон. 15 - нач. 16 вв. исп. лит-ра вступила в эпоху Возрождения. Крупнейшее произв. раннего Возрождения - роман-драма Ф. де Рохаса (ок. 1465 - 1541) "Трагикомедия о Калисто и Мели-бее", известная под назв. "Селестина". В поэзии (X. Боска Альмогавер, ок. 1490-1542; Гарсиласо де ла Вега, 1503-36, и др.) утверждается "итальянская школа". Большой популярностью пользовался рыцарский роман (исп. версия "Амадиса Гальского" Г. О. Родригеса де Монтальво, 1508, и др.). Зрелое Возрождение в эпич. поэзии представлено поэмами А. де Эрсильи (1533-94), Б. де Вальбуэны (1568-1627), Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562-1635) и др., а в лирической поэзии- "севильской" (Ф. де Эррера, 1534-97), "саламанкской" (Л. де Леон, 1527-91) школами. В 16 в. развивается поэзия "мистиков." (X. де ла Крус, 1542-91; Тереса де Хесус, 1515-82). Для прозы этого периода характерны пасторальные романы (образец пасторального жанра - роман "Диана", кн. 1-7, 1558-59, X. де Монте-майора, ок. 1520-61), "мавританские" повести, посвящённые "неверным", сатирич. плутовские романы, оказавшие большое влияние на формирование европ. реализма (анонимная повесть "Жизнь Ласарильо с Тормеса", 1554; роман "Жизнеописание плута Гусмана де Аль-фараче", 1599-1604, M. Алемана-и-де-Энеро, 1547 - ок. 1614, и более поздние романы Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, 1580-1645, Л. Белеса де Гевары, 1578 - 1645) и др. Идейной и художеств, вершиной лит-ры Возрождения в И. было творчество M. де Сервантеса (1547 - 1616); его роман "Дон Кихот" (1605-15) оказал огромное воздействие на европ. культуру. В 16 в. складывается ренес-сансная драма (Лопе де Руэда, 1505-65; X. де ла Куэва, 1550-1610, и др.); её величайшие достижения связаны с творчеством Лопе Ф. де Вега Карпьо ("Фуэн-те Овехуна", ок. 1613, и др.), к школе к-рого принадлежало большинство драматургов эпохи. X. Руис де Аларкон-и-Мендоса (1581 -1639) развивал жанр комедии характеров, а Тирсо де Молина (1571 или ок. 1583-1648) создал религ.-филос. драмы и впервые драматизовал легенду о Дон Хуане (Жуане).
Как реакция на ренессансыый гуманизм, осознание кризиса его идеалов возникла в 17 в. лит-pa барокко, представленная творчеством прозаиков Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, связанного с концептпзмом, Б. Грасиана-и-Моралеса (1601-58), а также поэта Л. де Гонгоры-и-Арготе (1561-1627), положившего начало гонгоризму, и драматурга П. Кальдерона де ла Барки (1600-81), в своих пьесах пытавшегося дать глубокое филос. осмысление жизни. Во 2-й пол. 17 в. в лит-ре
И. торжествуют идеи феодально-католической реакции.
В просветит, лит-ре 18 в. развиваются классицистское и реалистич. направления. Идеи франц. классицизма стремились утвердить в своих теоретич. трудах И. де Лусан (1704-54) и его последователи; просветит, эстетику пропагандировал Б. X. Фейхоо (1676-1764). Классицист-ские трагедии создали H. Фернандес де Моратин (1737-80), X. Кадальсо-и-Васкес (1741-82), H. Альварес де Сьен-фуэгос (1764-1809), Г. де ла Уэрта (1734-87); в поэзии получил развитие жанр басни (T. де Ириарте, 1750-91; Ф. M. Саманьего, 1745-1801). Принципы классицизма с традициями нац. драмы совмещал Л. Фернандес де Моратин (1760-1828), заложивший основы бурж.-демократия. просветит. драмы ("Святоша", "Что означает „да" девушек". и др.). По пути просветит, реализма следовали романист Д. де Торрес-и-Вильяр-роэль (1693-1770), X. Ф. де Исла (1703-81), автор антиклерик. романа "Херундио де Кампасас" (1758-68), X. Кадальсо-и-Васкес, автор памфлета "Марокканские письма" (опубл. 1789), крупнейший исп. просветитель Г. M. де Ховельянос (1744-1811), автор пьесы "Благородный преступник" (1774). Драматургия P. Ф. де ла Круса (1731-24) развивает в малых жанрах демократич. традиции исп. нар. драмы. В поэзии Кадальсо, Ховельяноса и особенно X. Мелендеса Вальдеса (1754-1817) звучат уже сентименталистские и предро-мантич. мотивы.
В нач. 19 в. в условиях Испанской революции 1808-14 господствующим направлением в лит-ре стал революц.-пат-риотич. классицизм: поэты M. X. Кинтана (1772-1857), X. H. Гальегос (1774-1853), А. Листа (1775-1848); в драмах Ф. Мар-тинеса де ла Росы (1787-1862) намечается переход к романтизму.
Становление и развитие исп. романтизма связано с революц. движением против реакц. абсолютистского режима. Прогрессивная направленность отличает раннее творчество А. де Сааведры (герцог де Ри-вас; 1791-1865) - автора поэмы "Мавр-подкидыш" (1833) и одной из первых ро-мантич. драм "Дон Альваро, или Сила судьбы" (1835). Революц. поэт-романтик X. де Эспронседа (1808-42) обличал бурж. цивилизацию. Антифеод, и антиклерик. идеи характерны для драм А. Гарсиа Гутьерреса (1813-84), Х.Э. Арт-сенбуча (1806-80), А. Хиля-и-Сарате (1796-1861). Авторы историч. романов. M. X. де Ларра (1809-37), Ф. Мартинес де ла Роса, Э. Хиль-и-Карраско (1815-46) испытали влияние В. Скотта. В 1840-х гг. в романтизме усилились консервативные тенденции. Наиболее значит, представитель романтич. лит-ры на этом этапе поэт и драматург X. Соррилья-и-Мораль (1817-93) в пьесе "Дон Хуан Тенорьо" (1844) дал оригинальное истолкование легенды о Дон Хуане. Во 2-й пол. 19 в. романтизм приобретает эпигонские черты; выделяется лишь поэт Г. А. Бек-кер (1836-70).
С романтич. движением связана своими истоками костумбристская (бытописательная) лит-pa, представленная очерками С. Эстебанеса Кальдерона (1799-1867), P. де Месонеро Романоса (1803-82), комедиями M. Бретона де лос Эррероса-(1796-1873) и др. Реалистич. тенденции, присущие кастумбризму, особенно отчётливо обнаружились в сатирич.публицистике М. X. де Ларры. Эти же тенденции прослеживаются в 40-х гг. 19 в. ив социальном романе X. Гомеса де Авельянеды (1814-73), В. Айгуальса де Иско (1801-73) и др.
Реалистич. направление в лит-ре И. укрепилось в сер. 19 в.; получили развитие т. н. областнич. роман и новелла. От консервативного романтизма к областничеству развивалось творчество романистки Фернан Кабальеро (наст, имя - С. Бель де Фабер, 1796-1877), а также А. де Труэвы (1819-89), автора много-числ. сб. рассказов. Идеализация патриархальных черт нар. жизни характерна и для романов X. M. де Переды (1833- 1906), в к-рых критика разлагающей власти денег сочеталась с защитой католицизма. П. А. де Аларкон (1833-91) создаёт реалистич. новеллы о героике антинаполеоновской борьбы н полную нар. юмора повесть "Треугольная шляпа" (1874). X. Валера (1824--1905) в своих романах "Пепита Хименес" (1874), "Донья Лус" {1879) и др. положил начало реалистич. психологич. роману. Крупнейший представитель критич. реализма в лит-ре И.- Б. Перес Гальдос (1843-1920), автор серии историч. романов "Национальные эпизоды" (1873-1912) и романов, содержащих критику совр. ему общества. В драматургии реалистич. тенденции обнаруживаются в пьесах M. Тамайо-и-Бауса (1829-98) и X. Эчегарая (1832-1916).
С 1880-х гг. получили распространение идеи натурализма, теоретиком к-рого выступала романистка Э. Пардо Басан (1852-1921). Под воздействием натурализма создавались и нек-рые произв. Кларина (наст, имя - Л. Алас-и-Уренья, 1852-1901; роман "Регентша", 1884, и др.), романы А. Паласио Вальдеса (1853-1938); в области поэзии принципов натурализма придерживался С. Py-эда (1857-1933).
В кон. 19 в. в среде исп. интеллигенции возникло идейно-культурное течение "Поколение 1898 года". Творчество писателей этого течения отразило глубокий кризис исп. общества и культуры. Предшественником "Поколения" был писатель и социолог А. Ганивет (1862 или 1865-98), а его духовным вождём - M. де Унамуно (1864-1936), через все произв. к-рого проходит трагич. восприятие действительности, индивидуалистич. бунт против неё. P. M. дель Валье Ин-клан (1869 -1936) в гротескных пьесах и романах 1920-х гг. обличает бурж.-помещичью И. Критич. оценка действительности в ранних романах П. Барохи-и-Не-си (1872-1956), Асорина (наст, имя - X. Мартинес Руис, 1874-1967) и драмах X. Бенавенте-и-Мартинеса (1866-1954) сочеталась с неверием в возможность переустройства общества. Крупнейшие поэты "Поколения" - А. Мачадо-и-Руис (1875-1939)иХ. P. Хименес (1881-1958). Романист В. Бласко Ибаньес (1867- 1928) следовал в основном традициям критич. реализма 19 в.
После 1-й мировой войны 1914-18 в И. приобрели популярность "левые течения" - "ультраизм", сюрреализм и др. T. н. чистую поэзию представляли П. Салинас (1891 или 1892-1951), X. Гильен (р. 1893), а также В. Алейксандре (р. 1898), Л. Фелипе (1884-1968). В нач. 20-х гг. в лит-ру вступил великий исп. нар. поэт и драматург Ф. Гарсиа Лорка (1898-1936).
После падения монархии (1931) и в годы Нац.-революц. войны 1936-39 отмечается подъём социального романа и поэзии. Известность приобрели романы P. X. Сендера (р. 1901), С. M. Арконады (1898-1964), X. Ардериуса (р. 1890), M. Д. Бснавидеса (.1895-1947) и др. В поэзии ведущее место заняли P. Альберти (р. 1902) и M. Эрнандес (1910-42), появились сб-ки стихов Э. Прадоса (1899 - 1962), X. Эрреры Петере (р. 1909) и др. В драматургии Ф. Гарсиа Лорка, P. Альберти, M. Эрнандес, А. Касона (наст, имя А. Родригес Альварес, 1903-65) и др. стремились создать театр социального действия.
После поражения Республики (1939) исп. лит-pa переживает кризис. MH. литераторы эмигрировали. Писатели, поддержавшие франкистский режим, утверждали идеи "hispanidad" (мистич. единение исп. нации). Большое влияние на лит-ру оказала философия экзистенциализма, ставшая для нек-рых писателей формой протеста против офиц. идеологии. Так для "тремендистского" (от исп. tremen-do - ужасный) романа характерны мотивы отчаяния, безысходности: "Ничто" (1944) К. Лафорет (р. 1921), ранние романы К. X. Селы (р. 1916).
С нач. 50-х гг. оппозиция франкизму охватывает всё более широкие слои писателей. В поэзии на смену т. н. гарсиласиз-му (от имени исп. поэта Гарсиласо де ла Вега), проповедовавшему самоизоляцию иск-ва от жизни, и религ. поэзии приходит социальная поэзия, начало к-рой положил сб. "Дети гнева" (1944) Д. Алонсо (р. 1898), стихи Э. де Норы (р. 1923); наиболее яркие образцы социальной поэзии - "Иберийские песни" (1955) Г. Ce-лайи (р. 1911), "Жестокая красота" (1958) А. Фигеры (р. 1902), "Прошу мира и слова" (1955) и "Речь идёт об Испании" (1964) Б. де Отеро (р. 1916), сб-ки стихов X. А. Гойтисоло (р. 1928), К. Альвареса (р. 1933) и др.
В прозе традиции критич. реализма 19 в. развивают X. А. Сунсунеги (р. 1901), Села; многие молодые прозаики объединились под лозунгами "бегства в действительность" и "объективного свидетельст-вования". X. Гойтисоло (р. 1931), автор романов "Печаль в раю" (1955), "Остров" (1961), "Особые приметы" (1967) и др., A. M. Матуте (р. 1926), выпустившая роман ч Мёртвые сыновья" (1958) и трилогию "Торгаши" (1960-69), А. Лопес Салинас (р. 1925), X. Лопес Пачеко (р. 1930), M. Делибес (р. 1920), Л. Гой-тисоло-Гай (р. 1935) и др. сочувственно изображают жизнь народа; X. Фернандес де ла Регера (р. 1912) один из первых дал правдивое описание Нац.-революц. войны; критич. картину жизни правящих классов нарисовали в своих романах X. Гарсиа Ортелано (р. 1928), Д. Медио (р. 1920) и др. На рубеже 1960-х гг. "объективный роман" переживает кризис; в творчестве нек-рых писателей социальная направленность сочетается с тенденцией к углублённому психологизму (роман Л. M. Сантоса "Время молчания", 1962, романы A. M. Матуте, X. Гойтисоло и др.).
Литературоведение. Возникновение литературоведения в И. связано с романтич. движением. Его представители И. Бель де Фабер, А. Дуран (1793-1862), Б. X. Гальярдо (1776- 1852) и др. опубликовали тексты и обзоры классич. исп. лит-ры. В русле романтич. школы формировался M. Милаи-Фонтанальс (1818-84), исследователь ср.-век. лит-ры И. и Каталонии; М.Менендес-и-Пелайо (1856-1912) положил начало господству в литературоведении И. культурно-историч. школы. Крупнейший её представитель P. Менендес Пидаль (1869-1968) в своих трудах преимущественное внимание уделял нар. творчеству и демократич. традициям классич. исп. лит-ры. По этому же пути шли А. Бонилья-и-Сан-Мартин (1875-1926), Ф. Родригес Марин (1855-1943) и А. Кастро (р. 1885). В совр. литературоведении И. выявились две осн. тенденции: направление, опирающееся на различные реакц. филос. и эстетич. концепции (X. Касальдуэро, Э. Хименес Кабасеро и др.) и эклектич. "академическое" направление (X. Фернандес Мйнтесиног, Г. Диас Плаха, M. Л. Астрана и др.). К последнему примыкает и т. н. стилистич. школа (Д. Алонсо, К. Боусоньо, А. Алонсо и др.). В трудах учёных "академической" и "стилистической" школ нередко содержится большое число новых фактов и ценных частных наблюдений.
Лит.: Культура Испании. Сб., M., 1940: Менендес Пидаль P., Избр. произв., пер. с исп., M., 1961; Смирнов А. А., Средневековая литература Испании, Л., 1969; Ясный В., Бегство в действительность. Современный испанский роман, M., 1971; Тертерян И., Современный испанский роман, M., 1972; Певзнер А. И., Испанская литература. [Библиографический указатель], M., 1937; D i a z Plaja G., Antologfa mayor de Ia literatura espanola, t. 1-5, Barcelona, 1958; Historia general de las literatures hispanicas, publ. bajo Ia dir. de G. Diaz Plaja, t. 1 - 6, Barcelona, [1949-68]; Hurt ado Jimenez de Ia, Serna J. у Gonzalez Palencia A., Historia de Ia literatura espanola, 6 ed., Madrid, 1949; Simon Diaz J., Bibliografi'a de Ia literature hispanica, t. 1-7, Madrid, 1950 - 1967; его же, Manual de bibliografia de Ia literatura espanola, 2 ed., Barcelona, [1966]; Valbuena Prat A., Historia de fa literatura espanola, 8 ed., t. 1-5, Barcelona, 1968 - 69.
3. M. Плавскин (литература Возрождения и барокко, 20 в., литературоведение, библиография), A. JI. Штейн (средневековая литература, литература 18-19 вв.).
Баскская литература, литература народа басков на баскском яз. Сохранились фрагменты нар. эпич. поэм и нар. песен в поздних записях 16-17 и 19 вв. Влияние нар. поэзии ощущается в сб-ке религ. и любовных стихов "Начала баскского языка" (1545) священника Б. Дечепаре. В 1571 X. Лисаррага (ум. ок. 1600) перевёл на баскский яз. "Новый завет". Писатели 17 в.- прозаик П. де Ашулар, поэты X. Этчеберри и Б. Гасте-лусар писали преим. на религ. темы. Светский автор А. Ойенарт (1592-1667) в 1657 опубл. сб. баскских пословиц и стихи в духе "учёной" поэзии. В 18 в. просветит, идеи нашли отражение в сб. нар. песен "Песенное творчество Гипускоа" священника M. де Ларраменди (1690 - 1766), а позднее - в деятельности членов Баскского об-ва друзей родины, осн. графом Пеньяфлоридой в 1764: автора "Философских рассуждений" (опубл. 1883) П. П. де Астарлоа (1752-1806), создателя первого баскского романа из жизни деревни "Перу Абарка" (изд. 1881) X. А. Могель-и-Уркисы (1745-1804). С просветит, лит-рой связана и деятельность поэта и фольклориста X. И. Исту-эты (1767-1845), автора сб. басен (1824) А. П. Истурриаги (1778-1851), поэта-сатирика С. Моно (1751-1821) и автора элегич. и сатирич. стихов П. Топета (1786-1862).
С сер. 19 в. развивается романтич. направление: поэты X. M. Ипаррагирре (1820-81), чьё стих. "Дуб Герники" (1851) стало гимном басков, X. M. Ирибаррен (1810-66), баснописцы Э. M. де Аскуэ (1813-73) и X. Б. Элисамбуру (1828-91), сатирики И. Бискаррондо (1831-76). В романтич. прозе известны А. Чао, X.В. Аракистайни др. С 1880-х гг. в Б