загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

918, Германия - с 1871 до революции 1918.

2) Крупные гос-ва, имеющие обширные колониальные владения. И. образует метрополия и её колонии (напр., Британская империя, включавшая наряду с Великобританией все её доминионы и колонии).

ИМПЕРИЯ (Imperia), город в Сев. Италии, в обл. Лигурия. Порт на берегу Генуэзского зал. Адм. ц. пров. Империя. 39,3 тыс. жит. (1969). Металлургия,хим., плодо- и рыбоконсервные з-ды. Ввоз нефти. Курорт.

ИМПЕРСКИЕ ГОРОДА, в "Священной Рим. империи" (до 1806) нем. города, непосредственно подчинённые императору (в отличие от княжеских или земских). Первоначально это города на терр. королевского (императорского) домена, затем в состав имперских вошли и нек-рые города за его пределами, в т. ч. и освободившиеся от власти епископов (см. Вольные города). Больше всего И. г. было в Швабии и Франконии (Нюрнберг, Регенсбург, Аугсбург, Хейльбронн, Ульм и др.). В условиях упадка (с 13 в.) центр, власти в Германии И. г. добились широких прав самоуправления и почти полной политич. самостоятельности в рамках империи; они были представлены (впервые в сер. 13 в., регулярно с 1489) в рейхстаге. С усилением власти князей мн. И. г. попали к ним в зависимость, значение их упало (хотя формально по Вестфальскому миру 1648 за ними сохранялись их вольности и права представительства в рейхстаге).

ИМПЕРСКИЕ КНЯЗЬЯ, в "Священной Рим. империи" (до 1806) сословие крупных феодалов. Оформилось во 2-й пол. 12 в. из числа высшей духовной и светской знати - архиепископов, епископов, аббатов, герцогов, пфальцграфов, маркграфов, графов и др. И. к. получали инвеституру на свои владения непосредственно от императора, пользовались в своих владениях правом высшей юрисдикции и регалий, представительствовали в рейхстаге (влиятельнейшие И. к. составляли коллегию курфюрстов). С упадком центр, власти превратились в суверенных владетелей.

ИМПЕРСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ, конференции представителей (обычно премьер-министров)Великобритании и доминионов. Начали созываться с 1911, что свидетельствовало о возраставшей самостоятельности доминионов. Собственно И. к. предшествовали колониальные конференции 1887, 1894, 1897, 1902, 1907, на к-рых присутствовали представители Великобритании, самоуправляющихся переселенч. и нек-рых коронных колоний. И. к. проходили в 1911, 1917, 1918, 1921, 1923, 1926, 1930,1932,1937. На них обсуждались гл. обр. вопросы внеш. политики Британской империи. На И. к. 1917 было принято решение об участии в дальнейших И. к. представителей Индии. И. к. 1926 официально признала полную самостоятельность доминионов в вопросах внутр. и внеш. политики и подтвердила их равенство (в гос.-правовом смысле) с Великобританией. Решения этой конференции, подтверждённые И. к. 1930, легли в основу Вестминстерского статута 1931. После 2-й мировой войны 1939-45 на смену И. к. пришли совещания, а затем конференции премьер-министров Содружества. И. А. Лебедев.

ИМПЕРСКИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ, см. Преференции.

ИМПЕРСКИЕ РЫЦАРИ, в "Священной Рим. империи" (до 1806)низшее феод, дворянство (преимущественно из юж. и зап. областей Германии), державшее имперские лены и находившееся в прямой вассальной зависимости от императора; б. ч. выходцы из имперских министериалов. Представительства в рейхстаге не имели. В 15-16 вв. были не в состоянии противостоять князьям, разорялись и в условиях упадка центр, власти попадали к ним в зависимость. Поднятое И. р. Рыцарское восстание 1522-23 против засилья князей было подавлено. С упразднением империи (1806) владения И. р. (ок. 5000 км2) были включены в состав гос-в Рейнского союза.

ИМПЕРСКИЙ СЕЙМ, распространённое в историч. лит-ре наименование сослов-но-представит. органа в "Священной рим. империи" (средневекового рейхстага).

ИМПЕТИГО (лат. impetigo, от impeto - нападаю, поражаю), заразная кожная болезнь, вызываемая стрептококками и стафилококками. Чаще наблюдается у детей, иногда в виде эпидемич. вспышек в детских коллективах. Проявляется гнойничковыми сыпями (см. Пиодермии). Существует особая форма- герпетиформное И. с высыпанием по типу герпеса, природа к-рого не выяснена. Предполагают эндокринное, токсич. или нервное происхождение. Чаще наблюдается у беременных (с прекращением беременности исчезает).

ИМПИЛАХТИ, посёлок гор. типа в Питкярантском р-не Карельской АССР. Расположен на сев. побережье Ладожского озера. Ж.-д. станция. Произ-во швейных изделий, зверосовхоз (разведение норки).

"ИМПИРИАЛ КЕМИКАЛ ИНДАСТРИС ЛТД" (Imperial Chemical Industries Ltd, Великобритания), см. Химические монополии.

ИМПЛАНТАЦИЯ [от лат. in(im) - в, внутрь и plantatio - сажание, пересадка], прикрепление зародыша к стенке матки у млекопитающих с внутриутробным развитием и у человека. Различают 3 типа И. Центральная И.- когда зародыш остаётся в просвете матки, прикрепляясь к её стенке либо всей поверхностью трофобласта, либо только её частью (у рукокрылых, жвачных). Эксцентрическая И. - зародыш проникает в глубь складки слизистой оболочки матки (т. н. маточной крипты), стенки к-рой затем срастаются над зародышем и образуют имплантационную камеру, изолированную от полости матки (у грызунов). Интерстициаль-н а я И.- характерна для высших млекопитающих (приматы и человек) - зародыш активно разрушает клетки слизистой оболочки матки и внедряется в образовавшуюся полость; дефект матки заживает, и зародыш оказывается полностью погружённым в стенку матки, где происходит его дальнейшее развитие.

ИМПЛИКАЦИЯ (от лат. implico - тесно связываю), одна из логических операций', в естественном языке И. соответствует связка "если..., то".

ИМПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ [от лат. in(im) - в, внутрь и plaudo (plo-do) - бью, хлопаю], сомкнутые согласные, ненапряжённые согласные, в артикуляции к-рых отсутствует экспло-зия (взрыв). Встречаются в русском языке на стыке двух близких по артикуляции согласных. Напр., "отнять", где "т" не имеет собственного взрыва. См. Согласные.

ИМПЛЮВИЙ (от лат. impluvium - водосток), четырёхугольный неглубокий бассейн в центре атрия в древнеиталийском и древнеримском жилище. В И. через комплювий стекала с крыши дождевая вода.

ИМПОЗАНТНОСТЬ (от франц. impo-sant - внушительный), внушительность, величественность, представительность, способность привлекать внимание своим внешним видом, манерами.

ИМПОРТ (англ, import, от лат. impor-to - ввожу), ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутр. рынке ввозящей страны; противоположен вывозу товаров - экспорту. См. Внешняя торговля.

ИМПОРТНЫЕ ЛИЦЕНЗИИ, см. Лицензия.

ИМПОРТНЫЙ ПАТЕНТ, см. в ст. Патент.

ИМПОСТ (франц. imposte, итал. imposta, от лат. impono - кладу на, возлагаю), 1) профилированная архит. деталь над столбом, лопаткой или капителью колонны (часто в форме антаблемента) или профилированный камень стены, служащие опорой для пяты арки. 2) Вертикальный элемент (узкий простенок), членящий дверной или оконный проём (либо разделяющий два близко расположенных оконных проёма).

ИМПОТЕНЦИЯ (лат. impotentia - слабость, бессилие), то же, что половое бессилие.

ИМПРЕГНАЦИЯ (от позднелат. impraegnatio - наполнение), пропитывание фиксированной животной ткани нек-рыми солями или окислами металлов (напр., азотнокислыми солями серебра, кобальта, хлористой солью золота, кадмия, осмиевым ангидридом и др.). Один из методов выявления гистологич. структур.

ИМПРЕСАРИО (итал. impresario, от imprendere - предпринимать, затевать), в бурж. странах частный предприниматель, организатор зрелищных предприятий, устроитель концертов, а также агент, действующий от имени крупного артиста-гастролёра, заключающий для него контракты и т. п. В Италии 16 -18 вв. И. называли организаторов, владельцев частных трупп, директоров театров. См. также Антрепренёр.

ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв. И. сложился во франц. живописи кон. 1860 - нач. 1870-х гг. В пору его зрелости (1870-е - 1-я пол. 1880-х гг.) И. представляла группа художников (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление иск-ва и преодоление офиц. салонного академизма и организовавших с этой целью с 1874 по 1886 8 выставок; Э. Мане, к-рый ещё в 1860-е гг. предопределил направленность И. и к-рый также и в 1870-80-е гг. был с ним во многом связан, не входил в эту группу. Название "И." возникло после выставки 1874, на к-рой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression, Soleil levant", 1872, ныне в Музее Мармоттан, Париж).

И. продолжает начатое реалистич. иск-вом 1840-60-х гг. освобождение от условности классицизма, романтизма и академизма и утверждает красоту повседневной действительности, простых, де-мократич. мотивов, добивается живой достоверности изображения. И. делает эстетически значимой подлинную, совр. жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Акцентируя как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, импрессионисты отказываются от повествования, от фабулы. В своих пейзажах, портретах, многофигурных композициях художники стремятся сохранить непредвзятость, силу и свежесть "первого впечатления", к-рое позволяет схватить в увиденном неповторимо характерное, не вдаваясь в отд. детали. Изображая мир как вечно меняющееся оптич. явление, И. не стремится к подчёркиванию его постоянных, глубинных качеств. Познание мира в И. основывается гл. обр. на изощрённой наблюдательности, визуальном опыте художника, использующего для достижения художеств, убедительности произведения и законы естеств. оптич. восприятия. Процесс этого восприятия, его динамика отражаются в структуре произведения, к-рая, в свою очередь, активно направляет ход восприятия картины зрителем. Однако подчёркнутый эмпиризм метода И., роднивший его с натурализмом, порою приводил представителей И. к самодовлеющим визуально-живописным опытам, ограничивающим возможности художеств, познания сущностных моментов действительности. В целом произв. импрессионистов отличаются жизнерадостностью, увлечённостью чувств, красотой мира; и лишь в нек-рых работах Дега и Мане присутствуют горькие, саркастич. ноты.

Импрессионисты впервые создают многогранную картину повседневной жизни совр. города, передавая своеобразие его пейзажа и облика населяющих его людей, их быта и реже - труда; в И. появляется также тема специфически гор. развлечений. Вместе с тем в иск-ве И. ослабевает момент социальной критики. Стремясь к правдивому изображению близкой человеку обыденной природы, импрессионисты-пейзажисты (особенно Писсарро и Сислей) развивают традиции барбизонской школы. Продолжив пленэрные (см. Пленэр) искания Дж. Констебла, барбизонцев, а также К. Коро, Э. Будена и Я. Б. Йонгкинда, импрессионисты разработали законч. систему пленэра. В их пейзажах будничный мотив часто преображается всепроникающим, подвижным солнечным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её реальной живости, тонко анализировать и мгновенно запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей свето-воздушной среды (органично объединяющей человека и природу), к-рая порой становится в И. самостоят, объектом изображения (гл. обр. в произв. Моне). Чтобы сохранить в картине свежесть и разнообразие красок натуры, импрессионисты (за исключением Дега) создали живописную систему, к-рая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением раздельных мазков чистого цвета, как бы смешивающихся в глазу зрителя, светлой и яркой цветовой гаммой, богатством валёров и рефлексов, цветными тенями. Объёмные формы как бы растворяются в окутывающей их свето-воздушной оболочке, дематериализуются, обретают зыбкость очертаний: игра разнообразных мазков, пастозных и жидких, придаёт красочному слою трепетность, рельефность; тем самым создаётся своеобразное впечатление незаконченности, формирования образа на глазах у созерцающего полотно человека. Всё это связано со стремлением художника сохранить в картине эффект импровизации, к-рый в предшествующее И. время допускался только в этюдах и к-рый обычно пропадал при переработке их в законч. произв.; т. о., в И. происходит сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких стадий работы в один непрерывный процесс. Импрессионистич. картина представляет собой отд. кадр, фрагмент подвижного мира. Этим объясняются, с одной стороны, равноценность всех частей картины, одновременно рождающихся под кистью художника и одинаково участвующих в образном построении произв.; с др. стороны - кажущиеся случайность и неуравновешенность, асимметрия композиции, смелые срезы фигур, неожиданные точки зрения и сложные ракурсы, активизирующие пространств, построение; теряя глубину, пространство порой "выворачивается" на плоскость или же уходит Б бесконечность. В отд. приёмах построения композиции и пространства ощутимо влияние япон. гравюры и отчасти фотографии.

К сер. 1880-х гг. И., исчерпав свои возможности как целостной системы и единого направления, распадается, дав импульсы для последующей эволюции иск-ва. И. ввёл в иск-во новые темы, осмыслив эстетич. значимость мн. сторон реальности. Произв. зрелого И. отличаются яркой и непосредств. жизненностью. В то же время для И. характерно и выявление эстетич. самоценности и новых выразит, возможностей цвета, подчёркнутая эстетизация способа выполнения, обнажение формальной структуры произв.; именно эти черты, только зарождающиеся в И., получают дальнейшее развитие в нео импрессион из.че, пост им прессион из-ме. В 1880-1910-х гг. И. оказал значит, влияние на мн. живописцев др. стран (М. Либерман, Л. Коринт в Германии; К. А. Коровин, В. А. Серов, И. Э. Грабарь, ранний М. В. Ларионов в России и др.), к-рое проявилось в освоении новых сторон действительности, в овладении эффектами пленэра, высветлении палитры, эскизности манеры, усвоении отд. технич. приёмов. Нек-рые принципы И.- передача мгновенного движения, текучесть формы - в различной степени сказались в скульптуре 1880-1910-х гг. (у Э. Дега и О. Родена во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной в России); в то же время повышенная живописность импрессио-нистич. скульптуры вступала порой в противоречие с осязательностью и телесностью, присущими самой природе скульпт. образа. Традиции И. ощутимы во мн. реалистич. течениях в иск-ве 20 в. И. в изобразит, иск-ве оказал известное влияние на формирование нек-рых принципов И. и на развитие выразит, средств в лит-ре, музыке и театре; однако в этих видах иск-ва И. не стал целостной художеств, системой этапного значения.

Илл. см. на вклейках - к стр. 113 и табл. V (стр. 208-209).

Применительно к литературе И. рассматривается широко - как стилевое явление, возникшее в последней трети 19в. и захватившее писателей различных убеждений и методов, и узко - как течение с определ. методом и тяготевшим к декадентству мироощущением, сложившееся на рубеже 19-20 вв. Признаки "импрессионистич. стиля" - отсутствие чётко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживавших, однако, при обзоре целого, своё скрытое единство и связь. В качестве особого стиля И. с его принципом ценности первого впечатления давал возможности вести повествование через такие, как бы схваченные наугад, детали, к-рые по видимости нарушали строгую согласованность повествоват. плана и принцип отбора существенного, но своей "боковой" правдой сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть, а художеств, идее - неожиданную раз-ветвлённость и многоликость. Оставаясь стилевым явлением, И. не означал, особенно у больших писателей (напр., А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.), ломки художеств, принципов реализма, а сказывался в обогащении этих принципов и неуклонно возраставшем искусстве описаний (напр., чеховское описание грозы в повести "Степь"; черты И. в чеховском стиле отметил ещё Л. Н. Толстой). К нач. 20 в. возникло несколько стилевых разновидностей И. на общей реалистич. основе. Бр. Ж. и Э. Гонкуры (чпоэты нервов", "ценители незаметных ощущений") явились родоначальниками "психологического И.", изощрённую технику к-рого можно наблюдать в романе К. Гамсуна "Голод", у раннего Т. Манна (в новеллах), С. Цвейга, в лирике И. Ф. Анненского. "Пленэрная", трепетная живописность ощущается у тех же бр. Гонкуров, у Э. Золя в стиле описаний Парижа ("Страница любви"), у дат. писателя Е. П. Якобсена (в новелле "Могенс"); картинно выражает лирич. ситуации средствами импрессионистич. техники (в т. ч. и синтаксиса, и ритма) нем. поэт Д. фон Лилиенкрон. Англ. писатели-неоромантики Р. Л. Стивенсон и Дж. Конрад развили экзотич. красочные свойства И.; их манера продолжена в позднейшей лит-ре на "южные" темы, вплоть до рассказов С. Моэма. В "Романсах без слов" П. Вердена трепет души и живописное мерцанье ("одни оттенки нас пленяют") сопровождаются муз. настроенностью, а его стих. "Поэтическое искусство" (1874, опубл. 1882) звучит одновременно и как манифест поэтич. И., и как предвестие поэтики символизма, В дальнейшем у Гамсуна и нек-рых др. писателей нач. 20 в. И. в меньшей или большей степени обособляется от реалистич. принципов и превращается в особое видение и мироощущение (или метод) - смутный, неопределённый субъективизм, частично предвосхитивший лит-ру "потока сознания" (творчество М. Пруста). Такой И. своей "философией мгновения" подвергал сомнению смысловые и нравств. основания жизни. Культ "впечатления" замыкал человека в самом себе; ценным и единственно реальным становилось лишь то, что мимолётно, неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущений. Текучие настроения вращались преим. вокруг темы "любовь и смерть"; художеств, образ строился на зыбких недосказанностях и туманных намёках, приоткрывавших "завесу" над роковой игрой бессознат. стихий в жизни человека. Декадентские мотивы характерны для венской школы И. (Г. Бар; А. Шницлер, особенно его одноактные пьесы "Зелёный попугай", 1899, "Марионетки >, 1906, и др.), в Польше - для Я. Каспро-вича, К. Тетмайера. Воздействие И. испытали, напр., О. Уайльд, Г. фон Гоф-мансталь (лирика, в т. ч. "Баллада внешней жизни"; драмы-либретто), в рус. лит-ре - Б. К. Зайцев (психоло-гич.этюды), К. Д. Бальмонт (с его лирикой "мимолётностей"). К сер. 20 в. И. как самостоятельный метод исчерпал себя.

Применение термина "И."к музыке во многом условно - муз. И. не составляет прямой аналогии к И. в живописи и не совпадает с ним хронологически (время его расцвета - 90-е гг. 19 в. и 1-е десятилетие 20 в.). Главное в муз. И.- передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологич. нюансов, тяготение к поэтич. пейзажной программности. Ему свойственны также рафинированная фантастика, поэтизация старины, экзотика, интерес к тембровой и гармонич. красочности. С осн. линией И. в живописи его роднит восторженное отношение к жизни; моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём обходятся. Классич. выражение муз. И. нашёл в творчестве К. Дебюсси; черты его проявились и в музыке М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмитта, Ж. Ж. Роже-Дюкаса и др. французских композиторов.

Муз. И. унаследовал мн. особенности иск-ва позднего романтизма и нац. муз. школ 19 в. ("Могучая кучка", Ф. Лист, Э. Григ и др.). В то же время чёткому рельефу контуров, сугубой материальности и перенасыщенности муз. палитры поздних романтиков импрессионисты противопоставили иск-во сдержанных эмоций и прозрачной, скупой фактуры, беглую переменчивость образов.

Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило выразит, средства музыки, особенно сферу гармонии, достигшей большой красоты и утончённости; усложнение аккордовых комплексов сочетается в ней с упрощением и архаизацией ладового мышления; в оркестровке преобладают чистые краски, капризные блики, ритмы зыбки и неуловимы. Красочность ладогармонич. и тембровых средств выдвигается на первый план: усиливается выразит, значение каждого звука, аккорда, раскрываются неизвестные ранее возможности расширения ладовой сферы. Особую свежесть музыке импрессионистов придавало их частое обращение к песенно-танцевальным жанрам, к элементам муз. языка народов Востока, Испании,ранних форм негритянского джаза.

В нач. 20 в. муз. И. распространился за пределы Франции. Его оригинально развивали М. де Фалья в Испании, А. Казелла и О. Респиги в Италии. Самобытные черты присущи англ. муз. И. с его "северной" пейзажностью (Ф. Делиус) или пряной экзотикой (С. Скотт). В Польше экзотич. линию муз. И. представлял К. Шимановский (до 1920), тяготевший к ультрарафинированным образам античности и Древнего Востока. Влияние эстетики И. на рубеже 20 в. испытали и нек-рые рус. композиторы, в частности А. Н. Скрябин, на к-рого воздействовал одновременно и символизм; в русле рус. И., причудливо сочетавшегося с влиянием школы Н. А. Римского-Корсакова, начинал свой путь И. Ф. Стравинский, в последующие годы возглавивший антиимпрессионистскую тенденцию в зап.-европ. музыке.

О. В. Мамонтова (И. в изобразит, иск-ве), И. В. Нестьев (И. в музыке).

В театре кон. 19 - нач. 20 вв. усилилось внимание режиссёров и исполнителей к передаче атмосферы действия, настроения той или иной сцены, раскрытию её подтекста. При этом достоверность, содержательность жизни передавалась при помощи преднамеренно беглых характеристик в сочетании с отд. ярко выразительными деталями, раскрывавшими затенённые переживания героя, его мысли, импульсы поступков. Внезапные перемены ритмов, использование звуков, живописно-цветовых пятен применялись режиссурой для создания в спектакле определённой эмоциональной насыщенности, посредством чего обнажалось внутр. нарастание драматизма, скрытое за ходом обыденной жизни. Выразит, средства И. использовались в постановках А. Антуана (Франция), М. Рейнхардта (Германия), В. Э. Мейерхольда (Россия), в спектаклях Моск. Художеств, театра (напр., в постановках пьес А. П. Чехова). Черты И. современники отмечали в игре Г. Режан (Франция),Э. Дузе (Италия), В. Ф. Комиссаржев-ской и др. актёров. Т. М. Родина.

Лит.: Моклер К., Импрессионизм. Его история, его эстетика, его мастера, пер. сфранц., М., [1908]; Мейер-Грефе Ю., Импрессионисты, пер. с нем., М., 1913; Вентури Л., От Мане до Лотрека, пер. с итал., М., 1958; Ревалд Дж., История импрессионизма, пер. с англ., Л.- М., 1959; Импрессионизм, пер. с франц., Л., 1969; ЧегодаевА. Д., Импрессионисты, М., 1971; Вazin G., L'epoque impressionniste, 2 ed., P., 1953; Ley marie J., L'im-pressionisme, v. 1 - 2, Gen., 1959; Danckert W., Das Wesen des musikalischen Impressionismus, "Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschi-chte", 1929, Bd 7, H. 1; Кое1sсh H. F., Der Impressionismus bei Debussy, Dusseldorf, 1937 (Diss.); Schulz H.-G., Musikali-scher Impressionismus ur.d impressionistischer Klavierstil, Wurzburg, 1938; Kroner E., Impressionismus in der Musik, Lpz., 1957.

ИМПРЕССИОНИЗМА МУЗЕЙ, Музей импрессионизма (Париж), крупнейшее в мире собрание французской живописи 1860-1910-х гг.И. м.- распространённое название Галереи Же д е П о м, построенной на месте Зала для игры в мяч (Jeu de Paume), где 20 июня 1789 депутаты Нац. собрания дали клятву добиться конституции. И. м. осн. в 1920, в адм. отношении подчиняется Лувру. Хранит произв. предшественников импрессионизма и импрессионистов (Э. Будена, Я. Б. Йонгкинда, Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, К. Писсарро, А. Сислея, О. Ренуара и др.), нео-и постимпрессионистов (П. Сезанна, Ж. Сёра, В. ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека).

Лит.: Le Musee de 1'impressionnisme, P., 1965.

ИМПРИНТИНГ, то же, что запечатление.

ИМПРОВИЗАЦИЯ (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. im-provisus - неожиданный, внезапный), создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. И. возможна в поэзии, музыке, танце, театр, иск-ве и др. Истоки И. в проф. иск-ве восходят к нар. творчеству. С древнейших времён у разл. народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (др.-греч. аэды, зап.-европ. шпильманы, рус. сказители, укр. кобзари, казах, и кирг. акыны и др.). В проф. иск-ве наибольшее развитие получили поэтнч. и муз. И. Поэтич. И. обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич; среди рус. поэтов иск-вом И. владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов ("Вешние воды") и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в "Египетских ночах". К И. относят жанр экспромта.

Музыкальная И. в проф. художеств, творчестве сформировалась под влиянием нар. импровизирования и претворила его черты. Ранние её формы в Европе связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными, приблизительными (невмы, крюки), каждый исполнитель должен был в той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы И. становились всё более регламентированными. Проф. квалификация музыканта, напр, органиста, долгое время определялась его мастерством в т. н. свободной И. полифонич. муз. форм (прелюдий, фуг и др.). С кон. 16 в., с утверждением гомофонно-гармонич. склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система т. н. генерал-баса (цифрованного баса), предусматривавшая И. аккомпанемента к мелодии по правилам голосоведения. В 16- 18 вв. стихия И. сказывается и в украшении инструментальных пьес и вокальных (оперных) партий (см. Рулада, Фиоритура). Высокохудожеств. проявление И. находит в иск-ве орнаментики. Однако злоупотребление И., превращавшейся во внешне-виртуозное, украшательское иск-во, привело к её вырождению. Усложнение форм муз. творчества и углубление его содержания в 18-19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи муз. текста произв., устраняющей произвол исполнителя. Вместе с тем в 1-й пол. 19 в. И. в форме т. н. свободного фантазирования занимает видное место в деятельности крупнейших композиторов-исполнителей (Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф. Листа, Ф. Шопена). Ряд муз. жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с И. (напр., "Фантазия", "Экспромт", "Прелюдия", "Импровизация"). В совр. муз. практике И. не имеет существенного значения, исключая джазовую музыку, к-рой органически присущи элементы И. (см. Джаз), и нек-рые модернистские течения, широко применяющие произвольную И.

И. в танце с древнейших времён является неотъемлемой частью нар. обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии И. в танце сохраняется не только в нар. представлениях, но и в проф. иск-ве. И. варьируется от примитива до высокого профессионализма. Во многих нар. танцах в ответ на "вызов" продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские груз., арм. и др. танцы). И. в нар. танце проявляется также и в соревновании (рус. перепляс и др.).

Возросшее значение музыки в хореографич. иск-ве нач. 20 в. вызвало к жизни ещё один вид И.: интуитивное выражение музыки танцем. В большой степени импровизационным было иск-во А. Дункан, породившее ряд подражательных школ. Во 2-й пол. 20 в. И. остаётся обязательным элементом нар. танца, широко используется в бальных танцах (чарлстон, лип-си, твист, шейк и др.).

И. в театре - игра актёра, основанная на его способности строить сце-нич. образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления. Зародившись в нар. театр, творчестве, свойственная нар. иск-ву в разных его формах, И. была одним из существенных элементов сценич. действия древнего театра Востока (существует и в наст, время), присутствовала в античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня иск-во И. достигло в нар. итал. комедии делъ арте (16-18 вв.) и франц. фарсе (15-16 вв.). Позднее И. сохранилась на сцене как стнлнстнч. приём (напр., у К. Гоцци).

В нач. 20 в. интерес к И. в рус. и зап.-европ. театре был связан со стремлением активизировать творческие силы актёра, обогатить совр. театр путём приобщения его к истокам нар. художеств, культуры. К. С. Станиславский ввёл И. как метод в учебно-воспитат. работу с актёрами. Освоение приёмов И., идущих от итал. комедии дель арте и рус. балагана, характерно для режиссёрских исканий В. Э. Мейерхольда, творчества Е. Б. Вахтангова (в "Принцессе Турандот" Гоцци импровизационное начало пронизало собой всё режиссёрское решение представления). В 1919-38 в Москве существовал театр И.- "Семперанте". Иск-во И. составляет один из осн. элементов совр. театр, педагогики.

Лит.: WеhIе G. F., Die Kunst e'er Improvisation, Bd 1 - 3, Munster, 1925-32; Fellerer K. G., Zur Geschichte der freien Improvisation, "Die Musikpflege", Jahng, II, 1932; Ferand Е. Т.,Die Improvisation, 2 Ausg., Koln, 1961.

ИМПУЛЬС (от лат. impulsus - удар-толчок), 1)импульс механический, мера механич. движения; представляет собой векторную величину, равную для материальной точки произведению массы т этой точки на её скорость г> и направленную так же, как вектор скорости: p = mv;то же, что количество движения. Для частицы, движущейся со скоростью, близкой к скорости с света в вакууме, необходимо учитывать зависимость

её массы от скорости:[1011-1-1.jpg] , где то - масса покоящейся частицы (т. н. масса покоя). В этом случае И. свободной

частицы равен[1011-1-2.jpg]

(см. Относительности теория), а связь полной энергии[1011-1-3.jpg]частицы с её И. даётся соотношением: [1011-1-4.jpg]. . Для частицы с нулевой массой покоя (фотон, нейтрино)[1011-1-5.jpg];такие частицы всегда движутся со скоростью света с.

И. обладают все формы материи, в т. ч. электромагнитное (см. Импульс электромагнитного поля) н гравитационное поля. Для полей вводят вектор плотности И. (И. единицы объёма, занятого полем), к-рый выражают через напряжённости полей, потенциалы и т. п.

2) Импульс волновой, однократное возмущение, распространяющееся в пространстве или в среде. Пример такого И.- звуковой И. (звук пистолетного выстрела и др.), к-рый представляет собой внезапное и быстро исчезающее повышение давления, дающее начало фронту волны кратковременного повышения давления, распространяющейся от места возмущения. Подобный одиночный И. представляет собой совокупность составляющих всех частот сплошного спектра - от самых низких до таких, период к-рых близок к продолжительности И. Таким звуковым И. пользуются для определения частотных характеристик приёмников, в архитектурной акустике для обнаружения эха и определения времени реверберации в помещениях идр.

Другой пример И. волнового - электромагнитное возмущение, распространяющееся от места быстрого изменения элект-рич. или магнитного поля, вызванного, напр., мощной искрой, молнией или др. импульсным электрич. процессом. Спектр подобного электромагнитного И. также непрерывный и содержит все частоты от самых низких вплоть до весьма высоких.

Световой И.- это кратковременное (0,01 сек и менее) испускание света источником оптич. излучения. Спектральный состав светового И. определяется типом источника, к-рым может служить импульсный электрический разряд в газах, свечение, сопровождающее взрыв тонкого проводника при пропускании через него сильного электрич. тока и т. д. Малая длительность таких И. позволяет получить высокие мгновенные значения мощности светового излучения, достигающие в отдельных случаях 106 кет. Световые И. применяются для исследования быстро протекающих процессов (напр., при скоростной фото- и киносъёмке, фотографировании следов элементарных частиц в трековых приборах), для оптич. накачки лазеров, в автоматич. устройствах с фотоэлектрич. каналами управления и информации, в светосигнальной аппаратуре и т. д.

В физике и технике обычно пользуются И. в виде короткого цуга или группы волн. Такой И. может быть одиночным или повторяться через промежутки времени, большие его длительности или сравнимые с ней. В акустике часто применяют звуковой сигнал (И.) определённой частоты, продолжительность к-рого составляет не очень большое число (10-100) периодов. Звуковые и ультразвуковые И. широко применяются в гидроакустич. исследованиях, в частности для измерения глубин, в гидролокации, а также в ультразвуковой дефектоскопии и др.

Световые И., представляющие собой короткий цуг волн, могут испускать лазеры, к-рые работают в импульсном режиме. Длительность сверхкоротких лазерных И. может составлять 10~10 и 10~12 сек, а мощность-достигать миллиарда кет.

Одиночный, кратковременный скачок электрич. тока или напряжения наз. И. тока или И. напряжения (см. Импульс электрический).

ИМПУЛЬС НЕРВНЫЙ, волна возбуждения, распространяющаяся по нервному волокну; обеспечивает передачу информации от периферич. рецепторных (чувствительных) окончаний к нервным центрам, внутри центр, нервной системы и от неё к исполнит, аппаратам - скелетной мускулатуре, гладким мышцам внутр. органов и сосудов, железам внешней и внутр. секреции. Главное биоэлект-рич. проявление И. н.- потенциал действия (ПД) - пикообразное колебание электрич. потенциала, связанное с изменениями ионной проницаемости мембраны (см. Биоэлектрические потенциалы). Повышение проницаемости во время ПД приводит к усилению потоков катионов (Na+ и Ca2+) внутрь нервного волокна и из него (K+). Вследствие этого усиливаются распад богатых энергией соединений - аденозинтрифосфата и креатинфосфата, распад и синтез белков и липидов; активируются гликолиз и тканевое дыхание; освобождаются из связанного состояния нек-рые биологически активные соединения (ацетилхолин, норадреналин и др.); повышается теплопродукция нервного волокна. Скорость проведения И. н. варьирует от 0.5 м!сек (в наиболее тонких волокнах вегетативной нервной системы) до 100-120 м/сек (в наиболее толстых двигат. и чувствит. нервных волокнах). Распространение И. н. обеспечивается т. н. локальными токами, возникающими между возбуждённым, заряженным электроотрицательно, и покоящимися участками волокна.

В естественных условиях, как в периферич. отделах нервной системы, так и внутри центр, отделов, по нервным волокнам непрерывно бегут серии И. н. Частота этих ритмич. разрядов зависит от силы вызвавшего их раздражителя. При умеренной двигат. активности в двигат. нервных волокнах частота разряда составляет 50-100 импульсов в сек; в большинстве чувствительных волокон она достигает 200 в сек. Нек-рые нервные клетки (напр., вставочные нейроны спинного мозга) разряжаются с частотой до 1000- 1500 в сек. О переходе И. н. с нейрона на нейрон или на исполнит, аппараты см. Синапсы, Двигательная бляшка.

Б. И. Ходооов.
[1011-1-6.jpg]

Рис. 1. Электрические импульсы: а, б, в, г - видеоимпульсы прямоугольной, трапецеидальной, экспоненциальной и колоколообразной формы; д - радиоимпульс.

ИМПУЛЬС СИЛЫ, мера действия силы за нек-рый промежуток времени; равняется произведению среднего значения силы FCP на время t1 её действия: S= FCP; И, с. - величина векторная и направлен он так же, как Fcp. Точное значение И. с. за промежуток времени ti определяется интегралом:[1011-1-7.jpg] .

При движении материальной точки под действием силы F её количество движения получает за время ti приращение, равное И. с.

[1011-1-8.jpg]

(тvо и mv1 - соответственно количество движения точки в начале и в конце промежутка времени t1).

Понятие о И. с. широко используется в механике, в частности в теории удара, где величина, равная импульсу ударной силы .Руд за время удара т, наз. ударным импульсом.

ИМПУЛЬС ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, кратковременное изменение электрич. напряжения или силы тока. Под кратким понимается промежуток времени, сравнимый с продолжительностью переходныхпроцессов в электрических цепях. И. э. разделяют на импульсы высоковольтные, импульсы тока большой силы, видеоимпульсы и радиоимпульсы. И. э. высокого напряжения обычно получаются при разряде конденсатора на активную нагрузку и имеют апериодич. форму. Такую же форму имеют обычно и разряды молнии. Одиночные И. э. подобной формы с амплитудой от неск. кв до неск. Mв с фронтом волны 0,5-2 мксек и длительностью 10-10-2мксек применяют при испытаниях электрич. устройств и оборудования в технике высоких напряжений. Скачки тока большой силы по форме могут быть аналогичны И. э. высокого напряжения (см. Импульсная техника высоких напряжений).

Видеоимпульсами наз. И. э. тока или напряжения (преимущественно одной полярности), имеющие постоянную составляющую, отличную от нуля. Различают прямоугольные, пилообразные, трапецеидальные, экспоненциальные, коло-колообразные и др. видеоимпульсы (рис. 1, а - г). Характерными элементами, определяющими форму и количеств, параметры видеоимпульса (рис. 2) являются амплитуда А, фронт [1011-1-9.jpg], длительность т„, спад TC и скос вершины ([1011-1-10.jpg]), выражаемый обычно в % от А. Периодич. последовательность видеоимпульсов характеризуется частотой повторения и скважностью (отношением периода повторения к длительности И. э.). Длительность видеоимпульсов - от долей сек до десятых долей нсек (10-9сек). Видеоимпульсы используют в телевидении, вычислительной технике, радиолокации, экспериментальной физике, автоматике и т. д.

Радиоимпульсом наз. прерывистые ВЧ или СВЧ колебания электрич. тока или напряжения (рис. 1, д), амплитуда
[1011-1-11.jpg]

Рис. 2. Видеоимпульс: А - амплитуда: [1011-1-12.jpg]- передний фронт; а - вершина; [1011-1-13.jpg]- спад; б - хвост; [1011-1-14.jpg]- длительность импульса; [1011-1-15.jpg]- скос вершины.

и продолжительность к-рых зависят от параметров модулирующих колебаний. Длительность и амплитуда радиоимпульсов соответствуют параметрам модулирующих видеоимпульсов; дополнит, параметр - несущая частота. Радиоимпульсы используют гл. обр. в радиотехнике и технике связи. Длительность радиоимпульсов находится в пределах от долей сек до нсек.

Лит.: Ицхоки Я. С., Импульсные устройства, M., 1959; Основы импульсной техники, M., 1966; Браммер Ю. А., Пащук И. H., Импульсная техника, 2 изд., M., 1968. В. В. Богомазов.

ИМПУЛЬС ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ, динамич. характеристика поля - количество движения, к-рым обладает электромагнитное поле в данном объёме. Тела, помещённые в электромагнитное поле, испытывают действие механич. сил. Воздействие поля на тело при этом связано с поглощением телом электромагнитных волн или изменением направления их распространения (отражение, рассеяние, преломление). При излучении телом электромагнитных волн, в частности света, импульс тела также меняется. T. к. импульс замкнутой материальной системы в результате излучения, поглощения или отражения электромагнитных волн не может измениться (в силу закона сохранения полного импульса системы), то из этого следует, что электромагнитная волна также обладает импульсом. Существование И. э. п. впервые было .экспериментально обнаружено в опытах по давлению света (П. H. Лебедев, 1899). Из классич. теории электромагнитного поля - Максвелла уравнений - следует, что И. э. п. распределён в пространстве с объёмной плотностью[1011-1-16.jpg]- в системе СГС (Гаусса), или[1011-1-17.jpg] - в системе СИ, где [ЕH]- векторное произведение напряжённостей электрического E и магнитного H полей, численно равное EH sin а,а - угол между E и H, с - = 3*1010 см/сек - скорость света в вакууме. T. о., вектор плотности И. э. п. g перпендикулярен E и Н и направлен в сторону постулат, движения правого буравчика, рукоятка к-рого вращается в направлении от E к H.

В квантовой теории электромагнитного поля (квантовой электродинамике) носителем энергии и импульса поля являются кванты этого поля -фотоны. Фотон частоты v обладает энергией hv и импульсом h v/c, где h - Планка постоянная. Существование импульса у фотона проявляется во мн. явлениях. Напр., обмен импульсом между электромагнитным полем и частицей имеет место в Комптона эффекте (упругом рассеянии фотонов на электронах). Г. В. Воскресенский.

ИМПУЛЬСИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ, психич. расстройства, выражающиеся в действиях и влечениях, характеризующихся внезапным, немотивированным, непреодолимым стремительным порывом. И. с. присущи психическим больным и страдающим психопатией. И. с. могут выражаться в хаотич. разрушительных поступках (уничтожение, порча предметов), нелепых или агрессивных актах (дурашливость, бранные выкрики, декламирова-ние, нанесение телесных повреждений, самоубийства и др.). Импульсивные влечения проявляются также в форме приступов бродяжничества, запоя, непреодолимого стремления к поджогам, кражам, в к-рых нельзя усмотреть злого умысла и корыстных мотивов.

ИМПУЛЬСНАЯ ЛAMПА, импульсный источник света высокой интенсивности, в к-ром используется свечение плазмы, возникающее, напр., при конденсированном искровом разряде в инертном газе или при сжигании металлич. фольги в кислороде. От газоразрядных источников света непрерывного горения И. л. отличаются большими значениями плотностей тока и более высокой темп-рой плазмы, достигающей 30000 К (темп-pa плазмы в дуговых угольных лампах не более 6000 К). Пром. выпуск И. л. в СССР и за рубежом начался в кон. 40-х гг. 20 в. Конструктивно И. л. подразделяют на 2 осн. вида: трубчатые с искровым промежутком l = 1-200 см, энергией вспышки W = 1-105 дж, длительностью вспышки

[1011-1-18.jpg]= 10-4 -10 -2 сек, световой отдачей Л = 30-50 лм*сек/дж, амплитудной яркостью В до 1010 нт, частотой вспышек f до 100 гц; шаровые сl = 0,1-1 см, W = 0,001-10 дж, [1011-1-19.jpg]= 10-7 - 10-5сек,

[1011-1-20.jpg]= 5-15 лм*сек/дж, В до 3*1011 нт, f до 104гц. И. л. применяются для фотосъёмки (см. Лампа-вспышка), в оптич. локации и световой сигнализации, в устройствах автоматики и телемеханики, фотохимии и полиграфии, для оптич. накачки лазеров (см. Лампа накачки).

ИМПУЛЬСНАЯ МОДУЛЯЦИЯ, модуляция колебаний, в результате к-рой гар-монич. колебания приобретают вид кратковременных радиоимпульсов, характеристики к-рых определяются формой модулирующего видеоимпульса (см. Импульс электрический). И. м. применяется, напр., в радиолокации, где расстояние до цели определяется по времени прихода радиоимпульса, отражённого от цели. И. м. используется также в системах импульсной радиосвязи. При этом передаваемый сигнал (видеоимпульс) может изменять различные параметры исходной последовательности радиоимпульсов - высоту (амплитудно-импульсная модуляция), смещение импульсов во времени без изменения их длительности (фазово-импульсная модуляция), длительность (ширину) импульсов (ши-ротно-импульсная модуляция). В случае импульсно-кодовой модуляции различным видам передаваемого сигнала соответствует передача различных кодовых групп импульсов. Чаще всего при И. м. применяются видеоимпульсы прямоугольной и колоколообразной формы длительностью 10-9 -10-3сек. Скважность (отношение периода повторения к длительности импульсов) может изменяться от 102 - 103 (у радиолокационных станций) до неск. единиц (в многоканаль ной радиосвязи). И. м. обычно осуществляется с помощью импульсных модуляторов.

Лит.: Ицхоки Я. С., Импульсные устройства, M., 1959; Меерович Л. А., Зеличенко Л. Г., Импульсная техника, M., 1953; Евтянов С. И., Радиопередающие устройства, M., 1950.

ИМПУЛЬСНАЯ РАДИОСВЯЗЬ, связь, в к-рой непрерывные сообщения передаются с помощью кратковременных (импульсных) радиосигналов. В качестве первичных переносчиков сообщений в системах И. р. используются периодич. последовательности импульсов прямоугольной формы. Изменением их параметров получают 4 осн. вида импульсной модуляции. Кроме того, в И. р. широко применяют импульсно-кодовую модуляцию, к-рая осуществляется посредством квантования исходного сигнала (см. Квантование сигнала).

Системы И. р. обладают высокой помехоустойчивостью. На их основе строятся системы многоканальной связи с временным уплотнением (см. Линии связи уплотнение). Это возможно благодаря тому, что при большой скважности импульсов (отношении периода следования импульсов к длительности импульса) между ними остаются большие промежутки времени, в к-рых можно разместить последовательность др. импульсов. Напр., при 2-канальной передаче 2 различных сообщений модулированные последовательности импульсов 1-го и 2-го каналов складываются. В результате сложения получается групповой сигнал, к-рым затем производится модуляция высокочастотных колебаний передатчика, излучающего (посредством антенны) радиосигнал. На приёмном конце системы И. р. радиосигнал подвергается детектированию и вновь преобразуется в групповой сигнал. Последний с помощью аппаратуры разделения каналов приводится к первоначальному виду индивидуальных сигналов, принадлежащих тому или иному каналам системы И. р. Многоканальная И. р. широко применяется при построении различных систем связи (в т. ч. и с использованием ИСЗ), телеметрии, телеуправления и др.

Лит.: Борисов Ю. П., Пенин П. И., Основы многоканальной передачи информации, M., 1967; Назаров M. В., Кувшинов Б. И., Попов О. В., Теория передачи сигналов, M., 1970.

. M. В. Назаров.

ИМПУЛЬСНАЯ СИСТЕМА управления в технике, система авто-матич. управления, в к-рой управление осуществляется кратковременными (импульсными) сигналами, возникающими в определённые моменты времени. Импульсный характер управления чаще всего обусловлен принципом действия системы. Напр., радиолокационная станция излучает короткие электромагнитные импульсы, к-рые, отразившись от цели, используются наземной системой управления. Импульсный характер управления удобен в многоканальных системах, когда последовательности сигналов управления различными каналами разнесены во времени (по фазе). В технике связи использование импульсных сигналов повышает помехозащищённость передачи сообщений и улучшает условия их кодирования. Иногда последовательность сигналов управления периодически прерывается специально для улучшения качества работы системы (в т. н. "системах прерывистого управления").

И. с. состоит из элемента, осуществляющего импульсную модуляцию, и непрерывной части, подверженной воздействию модулированной последовательности импульсов. Можно считать, что в И. с. последовательность управляющих импульсов подвергается модуляции непрерывным сигналом, воздействующим на амплитуду, длительность, положение (фазу) или кол-во импульсов в единицу времени. В связи с этим различают И. с. с амплитудной, широтной, фазовой и частотной модуляцией. Искусственное прерывание сигнала представляет собой особый вид модуляции ("ключевые И. с."). Если непрерывная часть системы линейна, то И. с. линейна при амплитудной модуляции и (приближённо) при широтной модуляции малой глубины. В И. с. возможно достижение конечного времени переходных процессов. Математически И. с. описывается системой уравнений в конечных разностях. Наиболее удобно для аналитич. исследования линейных И. с. z-преобразование ("дискретное преобразование Лапласа"). Коррекция свойств И. с., помимо применения корректирующих устройств, может производиться путём изменения периода следования импульсов или их формы. При малом периоде следования импульсов (по сравнению с осн. постоянными времени системы) свойства И. с. приближаются к свойствам непрерывной системы управления.

Лит.; Цыпкин Я. 3., Теория линейных импульсных систем.

ИМПУЛЬСНАЯ ТЕХНИКА, область техники, исследующая, разрабатывающая и применяющая методы и технические средства генерирования (формирования), преобразования и измерения электрич. импульсов (см. Импульс электрический). В И. т. также исследуют и анализируют процессы, возникающие при воздействии электрич. импульсов на различные электрич. цепи, устройства и объекты.

Электрич. импульсы тока и напряжения широко используются для тех или иных целей в различных областях науки и техники (см. Импульсная техника высоких напряжений). Наиболее широко электрич. импульсы применяются в электронике при импульсном режиме работы электронных устройств различного назначения. Здесь находят применение как одиночные импульсы (радиоимпульсы и видеоимпульсы), так и гл. обр. последовательности импульсов (серии импульсов), образующих импульсные сигналы, несущие информацию или выполняющие функции управления работой электронных устройств.

При импульсном режиме электронные устройства подвергаются воздействию электрич. сигналов не непрерывно (в течение всего времени работы устройства), а прерывисто. При этом прерывистая структура импульсных сигналов составляет принципиальную основу полезных функций устройства, работающего в импульсном режиме. Импульсные сигналы различаются по амплитуде и длительности импульсов, частоте их следования, а также по относит, взаимному расположению в серии.
[1011-1-21.jpg]

Рис. 1. Импульсный сигнал из трёх прямоугольных импульсов.

[1011-1-22.jpg]

Рис. 2. Электрические колебания сложной формы: о - пиковые; о - пилообразные.

На рис. 1 изображён импульсный сигнал в виде серии из 3 импульсов, сгруппированных согласно некоторому условному коду, определяемому, в частности, расстановкой импульсов в серии. Импульсные сигналы могут иметь более сложную структуру, зависящую от вида модуляции и формы импульса. Нек-рые электрич. колебания сложной формы (рис. 2), в отличие от синусоидальных, имеют разрывной характер; им свойственны весьма широкий частотный спектр и наличие характерных точек, точнее участков весьма малой временной протяжённости, в к-рых скорость изменения колебат. процесса претерпевает резкие скачки (разрывы). Эти свойства сближают колебания сложной формы с типичными импульсными процессами. В И. т. часто применяют импульсные сигналы с частотным заполнением от десятков гц до десятков Ггц.

При импульсном режиме работы может быть достигнута высокая степень концентрации энергии во времени; так, напр., в мощных импульсных модуляторах в течение длит, промежутка времени между импульсами происходит относительно медленное запасание энергии в накопит, элементах, затем в течение отрезка времени, протяжённость к-рого значительно меньше периода накопления, запасённая энергия выделяется в нагрузочном элементе. В результате удаётся получать электрич. импульсы, мощность к-рых значительно превосходит номинальную мощность источников питания, что имеет существ, значение при конструировании радиоэлектронной аппаратуры; напр., мощность в радиоимпульсе, излучаемом радиолокационной станцией, достигает десятков Mвm и более. Благодаря резким перепадам амплитуды электрич. импульсов возможна весьма точная фиксация времени воздействия импульсных сигналов, а также чёткое разделение двух возможных состояний электронной схемы: "есть ток"- "нет тока", ("да" - "нет"). Импульсные электронные устройства, выполняющие функции бесконтактных электронных ключей, способны за 10 6 и даже 10-9сек переключать электрические цепи.

С понятием "импульс" обычно связывается представление о малой его длительности. Однако кратковременность импульса - понятие относительное: в зависимости от области использования длительность импульса может изменяться в значительных пределах. В автоматике, напр., оперируют с импульсами длительностью порядка 0,01-1 сек, в импульсной радиосвязи - 10-6 сек, в физике быстрых частиц - 10-9сек. Однако даже в одной и той же области техники часто применяют импульсы с различной длительностью и частотой следования. Так, напр., в радиолокации работают с электрич. импульсами длительностью от 10-3до 10-9 сек с частотой повторения от единиц гц до 104 гц. В И. т. проявляется тенденция к укорочению импульсов и увеличению частоты их следования, обусловленная стремлением повысить эффективность электронных устройств, разрешающую способность (напр., радиолокаторов) или быстродействие (в ЭВМ). Иногда более важно отношение длительности паузы между импульсами к длительности импульса (скважность), к-рое в цифровой автоматике обычно не превышает 10, в радиосвязи - порядка 10-100, в радиолокации колеблется от 100 до 10 000. При воздействии импульсов электрич. тока или напряжения на цепь, обладающую свойством запасать энергию, возникают переходные процессы, значение которых в И. т. весьма велико. Явления, связанные с переходными процессами, часто используют в работе импульсных устройств, но в ряде случаев они оказывают вредное влияние и приводят к схемному и конструктивному усложнению устройств. Поэтому анализу переходных процессов в И. т. уделяется особенно большое внимание. Специфичность методов и средств формирования, преобразования, измерения и регистрации импульсных сигналов и анализа процессов в импульсных устройствах обусловлены гл. обр. их нестационарностью.

Для получения импульсов различной формы, функционального преобразования импульсных сигналов, селекции импульсов по тому или иному признаку, а также для выполнения логич. операций над ними служат типовые импульсные логич. схемы и устройства. К ним относятся линейные устройства формирования импульсов, преобразования их формы, амплитуды, полярности и временного положения (формирующие линии, дифференцирующие и интегрирующие цепи, импульсные трансформаторы и усилители, электромагнитные и ультразвуковые линии задержки); нелинейные устройства преобра зования импульсов и переключения цепей (ограничители, фиксаторы уровня, пик-трансформаторы, магнитные генераторы импульсов, электронные ключи и др.); регенеративные спусковые схемы и генераторы импульсов (пересчётные схемы, триггеры, мультивибраторы, олокинг-генераторы); импульсные делители частоты повторения; электронные генераторы линейно-изменяющегося тока и напряжения (в т.ч. фантастроны, санатроны и др.); селекторы импульсов; логич. схемы и спец. устройства обработки импульсных сигналов (кодирующие и декодирующие устройства, дешифраторы, регистры, матрицы, элементы памяти ЭВМ и др.).

Импульсные методы работы широко используются в телевидении, где сигналы изображения и синхронизации - импульсные; с помощью радиоимпульсов удалось решить такую важную задачу, как измерение расстояний, что обусловило развитие импульсной радиолокации и радионавигации (в системах обнаружения, в радиовысотомерах, в навигации кораблей и самолётов). Импульсное кодирование сообщений, осн. на различных принципах импульсной модуляции, позволяет осуществлять радиосвязь с высокой помехозащищённостью, а также многоканальную радиосвязь (с разделением каналов по времени) в телеметрии. Перспективно использование импульсных режимов в радиоуправлении на большом расстоянии, напр, искусственными спутниками Земли, космич. кораблями, луноходами.

Импульсные методы имеют существ. значение в информационно-измерит. технике, используемой,в частности,в космич. электронной аппаратуре и при исследованиях в области физики быстрых частиц. Методы и средства И. т. лежат в основе работы совр. электронных ЦВМ, разнообразных цифровых автоматов, применяемых не только как средство автоматизации вычислит, процесса, но и для решения различных логич. задач при авто-матич. обработке информации. Для этого производятся соответствующие преобразования над импульсными сигналами, несущими информацию (обычно в сопровождении помех), и с помощью логич.схем и устройств селекции импульсов выполняются логич. операции над импульсами. T. о. выделяют, анализируют, распознают и регистрируют полезную информацию, содержащуюся в обрабатываемых импульсах. Исключительно широко при-мепяются методы И. т. в радиоизмсрит. устройствах (,частотомерах, осциллографах, анализаторах спектра, измерителях временных интервалов и др.).

Первое практич. применение импульсных режимов работы электрич. устройств связано с изобретением рус. учёным П. Л. Шиллингом электромагнитного телеграфа (1832), усовершенствованного рус. акад. Б. С. Якоби и амер. изобретателем С. Морзе. Изобретатель радио А. С. Попов для генерации радиоволн применил импульсный искровой передатчик (1895). В 1907 рус. учёный Л. И. Мандельштам выдвинул идею использования изменяющихся по известному закону электрич. величин для создания точного масштаба времени, к-рая была реализована в устройстве временной развёртки осциллографа; так был открыт способ исследования кратковременных импульсных процессов. В том же 1907 рус. учёный Б. Л. Po-зинг впервые в мире использовал электроннолучевую трубку для приёма сигналов изображения. Этим было положено начало телевидению. В 1918 сов. учёный M. А. Бонч-Бруевич разработал и исследовал "катодное реле", позволяющее скачком изменять силу тока электронных ламп и напряжение на их электродах. В 1919 в журн. "Annales de Physique" амер. учёные X. Абрагам и E. Блох опубликовали статью с описанием др. подобного устройства - мультивибратора; тогда же амер. учёные В. Иклс и Ф. Джордан разработали схему триггера; мультивибратор и триггер широко используются в совр. И. т. В кон. 20-х гг. в связи с распространением коротковолновой радиосвязи возникла необходимость измерения высоты ионизированных слоев атмосферы. Первая в СССР установка для импульсного измерения расстояний была создана в 1932 под рук. M. А. Бонч-Бруевича. Принципы работы этой установки впоследствии нашли применение в импульсной радиолокации. Быстрое развитие И. т. стимулировалось совершенствованием радиосвязи, телевидения, радиолокации, радионавигации, телеуправления, телеметрии, вычислительной техники. Этому способствовало также решение ряда теоретич. проблем, в т. ч. теории нелинейных и разрывных колебаний, разработанной сов. радиофизиками А. А. Андроновым, А. А. Виттом и С. Э. Хайкиным. Исключительно важно для совр. состояния и дальнейшего развития И. т. совершенствование полупроводниковой электроники и интегральных схем.

Лит.: Моругин Л. А., Глебович Г. В., Наносекундвая импульсная техника. M.. 1964; Магнитные генераторы импульсов, M., 1968; Гольденберг Л.M., Теория и расчёт импульсных устройств на полупроводниковых приборах, M., 1969; Справочник по импульсной технике, под ред. В. H. Яковлева, К., 1970; Алехсенко А. Г., Основы микросхемотехники, M-, 1971; Ицхоки Я. С., Овчинников H. И.. Импульсные цифровые устройства, M-, [1972]; Mиллман Я., Tауб Г., Импульсные ы цифровые устройства, пер. с англ., М.- Л., 1960; Xарли P. Б., Логические схемы на транзисторах, пер. с англ., M., 1965; Чжоу В. Ф., Принципы построения схем на туннельных диодах, пер. с англ., M., 1966; Vаbrе I.-P., Electronique des impulsions, t. 3, P., 1970.

Я. С. Ицхоки.

ИМПУЛЬСНАЯ ТЕХНИКА высоких напряжений, область электротехники, предметом к-рой является получение, измерение и использование импульсов высоких напряжений (амплитудой от 102 в до 107 в) и импульсов сильных токов (амплитудой от 102 а до 107 а). Длительность импульсов варьируется в пределах от 10-1 до 10-10 сек. Это могут быть одиночные импульсы или повторяющиеся с большой скважностью.

Импульсы высоких напряжений используются при испытании электротех-нич. аппаратуры, имитации внутренних и грозовых перенапряжений в электрич. сети, для моделирования молние-защитных устройств и т. д. В экспериментальной физике импульсы высоких напряжений применяются для создания сильных импульсных электрич. полей при исследовании процессов электрич. пробоя, для получения кратковременных (10-7-10-6 сек) вспышек рентгеновского излучения, для питания искровых камер, электронно-оптических преобразователей, Керра ячеек, в ускорителях заряженных частиц, для создания импульсных электронных и ионных пучков.

Импульсы напряжений амплитудой до 107 в получают от генераторов импульсных напряжений (ГИН).

[1011-1-23.jpg]

Рис. 1. Схема генератора импульсных напряжений (ГИН, или схема Аркадьева-Маркса): ПН-источник постоянного напряжения; С-конденсаторы; R - зарядные сопротивления; Ru - демпфирующие сопротивления; Rр - разрядное сопротивление; П - искровые промежутки; O - объект испытания.

Они содержат группу конденсаторов С (рис. 1), к-рые при зарядке от источника ПН соединены параллельно через сопротивления R. Когда напряжение на конденсаторах достигает требуемой величины, они с помощью искровых промежутков П включаются последовательно (схема Аркадьева - Маркса). Длительность фронта и спада импульса регулируется демпфирующими Rд и разрядным Rp сопротивлениями, ёмкостью Сф. и ёмкостью нагрузки О.

Для получения импульсов с амплитудой 106 в, длительностью фронта ~ 10-4 сек и спада ~ 10-3 сек, помимо ГИН, иногда используют испытательные высоковольтные трансформаторы, первичные обмотки к-рых питаются от конденсаторных батарей. Для получения импульсов с более крутым фронтом применяют спец. конденсатор, заряжаемый от ГИН и разряжающийся через дополнит, искровой "обостряющий" промежуток.

Импульсы с длительностью фронта ~ 10-9 сек и полной длительностью ~ 10-8-10-7 сек при амплитуде 104-106 в получают от генераторов наносекундных импульсов. Схема одного из них отличается от рис. 1 заменой конденсаторов отрезками коаксиального кабеля (обладающего распределённой ёмкостью) и отсутствием сопротивлений R0 и Rф. Наносекундные импульсы получают также с помощью отрезков коаксиального кабеля, соединённых по схеме рис. 2; отрезка трёхполосной полосковой линии (схема Блюмлейна, рис. 3), полосковой линии, свёрнутой в спираль (спиральный генератор, рис. 4)и др. В последних двух генераторах происходит удвоение (рис. 3) или умножение (рис. 4) напряжения после пробоя искрового промежутка П и отражения волны напряжения от конца линии. Если к форме импульса напряжения не предъявляются спец. требования, то для получения импульсов с амплитудой ~ 104 -105 в применяют импульсные трансформаторы (катушки Румкорфа, трансформатор Тесла и др.).

[1011-1-24.jpg]

Рис. 2. Схема кабельного генератора на-носекундных импульсов высокого напряжения; К- отрезки коаксиального кабеля; П - искровой промежуток; О - нагрузка.

[1011-1-25.jpg]

Рис. 3. Схема генератора Блюмлейна: ИП-источник постоянного напряжения или ГИН; Л-трёхполосная полосковая линия.

Рис. 4. Спиралъный генератор.

[1011-1-26.jpg]

Амплитуды импульсов измеряются с помощью спец. ёмкостных, омических или смешанных делителей напряжения.

Импульсы сильных токов применяются: 1) для создания импульсных магнитных полей в термоядерных установках, ускорителях заряженных частиц, при ускорении плазмы и металлич. тел, при магнитно-импульсной обработке металлов, в быстродействующих электромагнитных клапанах, импульсном электроприводе и т. д.); 2) для быстрого нагрева газа и проводников (нагрев газа при аэродинамических и термоядерных исследованиях, получение мощных ударных волн и расходящихся потоков жидкости для эхо-локации и сейсморазведки, деформирование и разрушение материалов, электрический взрыв проводников, питание импульсных источников света, электроэрозионная обработка металлов, импульсная сварка и др., см. Электрофизические и электрохимические методы обработки); 3) для испытания электротехнич. устройств, коммутационной аппаратуры, моделирования разрушающего действия тока молнии и т, д. Исто