загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

овки для обнаружения расслоений и трещин в листовом материале. Исследуемый лист перемещается в водяной ванне над облучающим ультразвуковым "прожектором".

Рис. 3. Звуковидение по метолу поверхностного рельефа а - схема; б - видимое изображение; 1 - источник звука; 2 - объект; 3 - вогнутое зеркало (объектив); 4 - жидкость; 5 - сосуд; 6 - экран.
[922-10.jpg]

Звуковая линза, помещённая над листом, фокусирует звуковое изображение дефектов на поверхности воды.

Лит.: Розенберг Л. Д., Визуализация ультразвуковых изображений, "Вестник АН СССР", 1958, № 3: Ощепков П. К., Меркулов А. П., Интроскопия, М., 1967; Азаров Н. Т., Телешевский В. И., Визуализация объектов в ультразвуковых полях методом дифракции света на ультразвуке, "Акустический журнал", 1971, т. 17, в. 3; Holder F. W., Sonic holography, "Electronics World", 1970, v. 83, Ms 6, p. 32-35; Aprahamian R., Вhuta P., G. NDT by acousto-optical imagine, "Materials Evaluation", 1971, v. 29, Ms 5. К. М. Климов.



ЗВУКОВОГО ПОЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ,методы получения видимой картины звукового поля. 3. п. в. применяется для изучения распределения величин, характеризующих звуковые поля сложной формы, для визуализации ультразвуковых изображений, получаемых при помощи ультразвуковых фокусирующих систем (см. Фокусировка звука), для целей ультразвуковой дефектоскопии и мед. диагностики. Простейшим лримером 3. п. в. являются т. н. Хладни фигуры. Получить картину распределения звукового давления можно, напр., с помощью небольшого приёмника звука, обходя (сканируя) им исследуемое поле; для визуализации синхронно с приёмником звукового давления перемещается связанный с ним точечный источник света, яркость к-рого модулируется напряжением на выходе звукоприёмника (рис. 1). Более современный вариант подобного метода 3. п. в. осуществляется в электронноакустич. преобразователях: распределение звукового давления преобразуется с помощью пьезоэлектрич. пластинки в соответствующее распределение электрич. потенциала на её поверхности, к-рое считывается электронным лучом и далее посредством обычных телевизионных приёмов (подобно тому, как это делается в звуковизорах) на экране кинескопа получается видимое изображение звукового поля. Изменение плотности среды в звуковом поле приводит к изменению показателя преломления для световых лучей; оно может быть выявлено чисто оптическими приёмами, как, напр., теневым методом, методом фазового контраста, дифракцией света на ультразвуке и др.

Все эти способы широко применяются для исследования ультразвуковых полей сложной формы (рис. 2). В ультразвуковой дефектоскопии применяются методы поверхностного рельефа и диска Рэлея. Первый из них основан на свойстве свободной поверхности жидкости слегка вспучиваться под действием звуковых лучей, падающих изнутри жидкости. Получающийся при этом рельеф хорошо виден при косом освещении (см. Звуковидение). В основе второго лежит свойство свободно подвешенных в звуковом поле пластинок поворачиваться параллельно фронту звуковой волны. Для реализации этого способа в смеси воды и ксилола образуют взвесь мельчайших алюминиевых чешуек. В отсутствии звука эти чешуйки ориентированы беспорядочно, образуя при освещении матово-серую поверхность, а под действием звуковой волны часть из них принимает определённую ориентацию и в результате отражения света на сером фоне появляется видимое изображение звукового поля.

Существуют методы 3. п. в., основанные на вторичных эффектах, возникающих при распространении интенсивных ультразвуковых воли в жидкости: теплового эффекта, дегазации жидкости, ускорения процессов диффузии, акустич. кавитации, воздействия на фотослой и т. д. Напр., для реализации теплового метода в исследуемое поле помещают тонкий экран из хорошо поглощающего звук материала. Неравномерный нагрев этого экрана под действием поглощаемых ультразвуковых лучей может быть визуализирован различными способами: применением термочувствит. красок или чувствительного к инфракрасным лучам электронноооптич. преобразователя, возбуждением или гашением люминесцентного экрана и т. д. На ускорении фотографич. проявления основан фотодиффузионный способ 3. п. в., при к-ром обычная, предварительно засвеченная фотобумага погружается в разбавленный раствор проявителя; в местах, на к-рые действует ультразвук, диффузия проявителя в желатину сильно ускоряется и бумага быстро чернеет.

Лит.: Бергман Л., Ультразвук и его применение в науке и технике, пер. с нем., 2 изд., М., 1957, гл. 3, § 4, гл. 6, § 4; Розенберг Л. Д. Визуализация ультразвуковых изображений, "Вестник АН СССР", 1958, №3; Матаушек И., Ультразвуковая техника, пер. с нем., М., 1962, гл. 7.



ЗВУКОВОЕ ДАВЛЕНИЕ, давление, дополнительно возникающее при прохождении звуковой волны в жидкой и газообразной среде. Распространяясь в среде, звуковая волна образует сгущения и разрежения, к-рые создают добавочные изменения давления по отношению к среднему значению давления в среде. Т. о., 3. д. представляет собой переменную часть давления, т. е. колебания давления относительно среднего значения, частота к-рых соответствует частоте звуковой волны. 3. д.- основная количеств. характеристика звука. Единица измерения 3. д. в системе единиц СИ - ньютон па м2(ранее употреблялась единица бар: 1 бар = 10-1 н/м2). Иногда для характеристики звука применяется уровень звукового давления - выраженное в дб отношение величины данного 3. д. р к пороговому значению 3. д. р0 = 2*10-5 н/м2. При этом число децибел N = 20 lg (p/р0). 3. д. в воздухе изменяется в широких пределах - от 10-5 н/м2 вблизи порога слышимости до 103 н/м2 при самых; громких звуках, напр. шумах реактивных самолётов. В воде на ультразвуковых частотах порядка неск. Мгц с помощью фокусирующих излучателей получают значение 3. д. до 107 н/м2. При значит. 3. д. наблюдается явление разрыва сплошности жидкости - кавитация. 3. д. следует отличать от давления звука.



ЗВУКОВОЕ КИНО, производство и показ кинофильмов, изображение в к-рых, в отличие от "немых", сопровождается речью, музыкой, звуковыми эффектами (шумами).

Попытки соединить (синхронизировать) изображение со звуком делались ещё на ранней стадии существования кинематографа: использовался муз. аккомпанемент (пианино, оркестр и др.), привлекались актёры, к-рые синхронно с изображением воспроизводили речь, песни персонажей фильма. В кон. 19 - нач. 20 вв. предпринимались многочисл. попытки создать устройство для синхронного воспроизведения звука с показом фильма [кинетофон Т. Эдисона (США, 1899), хронефон Л. Гомона (Франция, 1901), использование спец. граммофонных пластинок и др.]. Только изобретение и совершенствование метода совмещения изображения и фотографической (позже магнитной) звукозаписи на общем носителе - киноплёнке - позволило достичь их синхронности при показе звукового фильма. Рус. учёные А. Ф. Виксцемский в 1889 и И.Л.Поляков в 1900 впервые предложили схему воспроизведения фотографич. записи звука посредством фотоэлемента и использования позитива фонограммы. Перспективным явилось также изобретение Ю. Лооста (США), разработавшего в 1906 систему фотографич. записи звуковых колебаний на киноплёнку. Практич. системы 3. к. были созданы почти одновременно в СССР, США и Германии. Сов. системы 3. к. с фотографич. записью звука начали разрабатываться в 1926 в Москве группой изобретателей под руководством П. Г. Тагера (система "Тагефон") и в 1927 в Ленинграде под руководством А. Ф. Шорина. В системе Шорина фонограмма имела переменную ширину дорожки записи, в системе "Тагефон" - переменную оптич. плотность. Первая кинопрограмма с записью звука по системе Шорина показана в 1929. Первый сов. полнометражный художеств. фильм с записью звука по системе "Тагефон" - "Путёвка в жизнь" (1931, реж. Н. В. Экк).

Разработка и внедрение в 50-х гг. 20 в. магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание и освоение новых видов кинематографа (широкоэкранного, широкоформатного, панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значит. повышению качества показа фильмов. Широкие углы рассматривания цветных изображений создали т. н. эффект присутствия зрителя. Впечатление усиливалось стереофонич. воспроизведением звука, позволившим создавать "пространственную звуковую перспективу": звук как бы "следует" за изображением его источника, вызывая иллюзию реальной действительности (см. Стереофоническая звукозапись).

Техника съёмки и показа звуковых фильмов иллюстрируется структурной схемой (см. рис.). Объект съёмки фиксируется на киноплёнку съёмочным аппаратом. Звуковые колебания воспринимаются микрофоном и после предварит. усиления, регулировки уровня записи, последующего усиления поступают на аппарат записи, фиксирующий звук на отд. магнитной ленте. Различные звучания (речь, музыка, шумы), записанные при произ-ве фильма, обычно располагаются на неск. лентах (от 2 до 8 и более). После окончания монтажа кинофильма осуществляется перезапись звука: сигналы с речевых, музыкальных и шумовых фонограмм сводятся на одной фонограмме с необходимым соотношением уровней громкости. С негативов изображения и фонограммы, сдаваемых киностудиями на кинокопировальные фабрики, производится массовая печать (тиражирование) совмещённых позитивных копий фильма, поступающих затем в кинотеатры. В кинопроекционном аппарате совмещённая позитивная копия продвигается со скоростью, соответствующей в общем случае скорости съёмки, и изображение проецируется на экран; фотографич. фонограмма переменной шириныили переменной плотности (см. Звукозапись), полученная перезаписью с магнитной фонограммы, пересекает световой поток лампы просвечивания в месте равномерного движения киноленты (в звуковом блоке) и изменяет (модулирует) его в соответствии с записанными звуковыми колебаниями.

Фотоэлемент превращает падающий на него переменный световой поток в электрич. колебания, к-рые после усилителя фототоков и усилителя воспроизведения поступают на громкоговоритель, установленный у экрана в зрительном зале кинотеатра. В случае магнитной звуковой дорожки воспроизведение звука осуществляется магнитной головкой вместо фотоэлемента. В 3. к. применяются: синхронная запись - запись звука одновременно со съёмкой в павильоне и вне его (наиболее распространённый, сложный вид, требующий определённой акустики павильона, соблюдения режима тишины и пр.); предварительное и последующее озвучение с раздельной записью звука и изображения; дублирование звуковых фильмов - процесс изготовления новой фонограммы, обычно на др. языке; специальные виды звукозаписи, проводимые для получения особых эффектов (телефонный разговор, эхо, изменение высоты звука и пр.). Введение 3. к. явилось революционным этапом в развитии кинематографа как иск-ва, значительно выросли его идейно-художеств. возможности, обогатился арсенал выразительных средств.

Лит.: Шорин А. Ф., Как экран стал говорящим, М., 1949; Тагер П. Г., Из истории развития советского звукового кино, "Изв. АН СССР. Серия физическая", 1949. т. 13, № 6; Высоцкий М. 3., Магнитная звукозапись кинофильмов, М., 1960; Голдовский Е. М., Основы кинотехники, М., 1965; Коноплев Б. Н., Основы фильмопроизводства, М., 1969.

М, 3. Высоцкий.



ЗВУКОВОЕ ПОЛЕ, область пространства, в к-рой распространяются звуковые волны, т. е. происходят акустич. колебания частиц упругой среды (твёрдой, жидкой или газообразной), заполняющей эту область. 3. п. определено полностью, если для каждой его точки известно изменение во времени и в пространстве к.-л. из величин, характеризующих звуковую волну: смещения колеблющейся частицы из положения равновесия, колебательной скорости частицы, звукового давления в среде; в отд. случаях представляют интерес изменения плотности или темп-ры среды при наличии 3. п. Понятие 3. п. применяется обычно для областей, размеры к-рых порядка или больше длины звуковой волны.

Структурная схема звукового кино: а - место съёмки (СЛ - съёмочный аппарат, ОС - объект съёмки); 6 - устройство записи звука (М - микрофон, РУ - регулятор уровня записи звука, УЗ -усилитель электрических колебаний звуковых частот, ЗА - звукозаписывающий аппарат); в - изготовление фильма (фотохимическая обработка, монтаж, перезапись, печать копни); г - кинотеатр (ПА - проекционный аппарат, Э - экран); д - устройство воспроизведения звука (ФЭ - фотоэлемент, УФ - усилитель фототоков, УВ - усилитель воспроизведения звука, Г - громкоговоритель).
[922-11.jpg]



С энергетич. стороны 3. п. характеризуется плотностью звуковой энергии (энергией колебат. процесса, приходящейся на единицу объёма); в тех случаях, когда в 3. п. происходит перенос энергии, он характеризуется интенсивностью звука, т. е. средней по времени энергией, переносимой в единицу времени через единицу поверхности, перпендикулярной к направлению распространения волны. Картина 3. п. в общем случае зависит не только от акустич. мощности и характеристики направленности излучателя - источника звука, но и от положения и свойств поверхностей раздела различных упругих сред, если такие поверхности имеются. В неограниченной однородной среде 3. п. является полем бегущей волны. Вдали от источника в 3. п. практически любого излучателя звуковое давление спадает по закону 1/к (где r - расстояния от источника). Наложение двух волн равной амплитуды, движущихся навстречу друг другу, даёт 3. п. стоячей волны; в более общем случае 3. п. бегущих и стоячих волн накладываются друг на друга. В закрытых помещениях 3. п. может быть диффузным, т. е. таким, в к-ром все направления переноса звуковой энергии равновероятны вследствие одновременного наличия большого числа отражённых волн, движущихся во всевозможных направлениях. Для измерения 3. п. применяют микрофоны, гидрофоны, зонды, акустические и др. приёмники звука. При изучении 3. п. сложной формы могут применяться методы визуализации 3. п. (см. Звукового поля визуализация). Изучение 3. п. различных излучателей производят в заглушённых камерах. И. Г. Русаков.



ЗВУКОВОЙ СИМВОЛИЗМ, условная связь между звуковым оформлением слова и его эмоциональной окраской. 3. с. используется в поэтич. речи. Напр., звук "л" кажется "подходящим" для обозначения чего-то мягкого, ласкового, поэтического (ср. у К. Бальмонта звукопись на "л": "С лодки скользнуло весло...").

ЗВУКОВЫЕ ЗАКОНЫ в языкознании, регулярные изменения, происходящие в ходе развития языка в его звуковом составе (ср. исчезновение гласных "ъ" и "ь" в рус. яз.) или в звуковом составе слов (ср. замену "е" на "о" в рус. яз.; напр., совр. "нёс" из старого "нес"). Различают спонтанные и комбинаторные изменения. Первые имеют место во всех случаях, в к-рых встречается соответствующий звук; напр., в рус. яз. "ъ" во всех положениях оказался заменённым гласным "е". Вторые происходят только в определённых фонетич. положениях; так, замена "е" на "о" происходила только в ударном слоге, если за "е" следовал твёрдый согласный (ср. "подённый", по "день"). Учение о 3. з. наиболее полно развито нем. школой младограмматиков (см. Младограмматизм). Их теория подверглась критике со стороны И. А. Бодуэна де Куртенэ и др., направленной против тезиса о незыблемости 3. з. и преувеличения их роли. С развитием фонологии возникла историч. или диахронич. фонология, в к-рой 3. з. рассматриваются в аспекте учения о фонеме.

Лит.: Бодуэн де Куртенэ И. А., Фонетические законы, в кн.: Избранные труды по общему языкознанию, т. 2, М., 1963; Hermann E., Lautgesctz und Analogic, В., 1931. Л. Р. Зиндер.

ЗВУКОЗАПИСЬ, процесс записи звуковой информации с целью её сохранения и последующего воспроизведения; 3. называют также записанную звуковую информацию. 3. основана на изменении физич. состояния или формы различных участков носителя записи - магнитной ленты, граммофонной пластинки, киноплёнки и др. 3. представляет собой частный случай записи и воспроизведения информации и осуществляется двумя способами: акустическим и электроакустическим. В первом способе звуковые колебания непосредственно управляют работой прибора, воздействующего на носитель записи, во втором - сначала преобразуются микрофоном в электрич. колебания, мощность к-рых повышается усилителем до необходимого значения, после чего электрич. колебания поступают в прибор, воздействующий на носитель, т. е. непосредственно производящий запись. Электро-акустич. способ обеспечивает лучшее качество 3., большие эксплуатационные возможности аппаратуры и почти полностью вытеснил акустич. способ. Для воспроизведения 3. гл. обр. применяют электро-акустич. способ, при к-ром сначала от фонограммы получают электрич. колебания, соответствующие записанным, а затем усиливают и преобразуют их громкоговорителем в звуковые колебания. На практике различают три осн. системы 3.: механическую, фотографическую и магнитную.

При механической записи звука (рис. 1) игла или резец выдавливает или вырезает на поверхности движущегося носителя канавку, форма к-рой соответствует форме записываемых звуковых колебаний. В процессе воспроизведения электропроигрывателем граммофонная игла, двигаясь по извилинам канавки, повторяет эти колебания и передаёт их или мембране, излучающей звук через рупор, или электромеханич. преобразователю звукоснимателя, вырабатывающему электрич. сигналы. Механич. 3. впервые практически осуществлена в 1877 амер. изобретателем Т. А. Эдисоном, построившим фонограф с записью звука на валике, обёрнутом оловянной фольгой. В дальнейшем фольга была заменена воском. Механич. 3. на граммофонных пластинках получила широкое распространение из-за простоты и удобства воспроизведения звука в домашних условиях.

При фотографической 3. в такт со звуковыми колебаниями изменяется (модулируется) сила или форма светового луча, падающего на движущуюся киноплёнку. В результате звук оказывается "сфотографированным" (рис.2). После хи-мич. проявления на плёнке образуется затемнённая дорожка записи, прозрачность или ширина к-рой изменяется по длине плёнки в соответствии с закономерностью записанного колебания.
[922-12.jpg]

Рис. 1. Схема механической звукозаписи (а) и её воспроизведения (б): 1 - микрофон; 2- усилитель электрических колебаний; 3- носитель записи; 4- рекордер; 5 - резец; 6- дорожка записи (канавка); 7 - механическая фонограмма; 8 - звукосниматель; 9 - граммофонная игла; 10- громкоговоритель.


[922-13.jpg]

Рис. 2. Схема фотографической записи (а) и её воспроизведения (б): 1-микрофон; 2- усилитель электрических колебаний; 3- источник света; 4- модулятор света; 5- носитель записи (киноплёнка); б-дорожка записи (фотографическая фонограмма); 7- фотоэлемент; 8- громкоговоритель.

Для воспроизведения 3. фотографическую фонограмму, к-рая двигается с той же скоростью, с какой двигалась плёнка при записи, просвечивают лучом света, проходящим сквозь дорожку записи и падающим на фото-элемент. Фотоэлемент преобразует колебания силы света в электрич. колебания. Прообразом аппаратов фотографич. 3. является фотографофон, изготовленный в 1901 нем. инж. Э. Румером. Фотографич. 3. применяют гл. обр. в звуковом кино.

При магнитной записи в такт со звуковыми колебаниями намагничиваются отд. участки носителя, движущегося через магнитное поле. Поле создаётся магнитной головкой, через обмотку к-рой проходят усиленные электрич. токи микрофона (рис. 3). При воспроизведении происходит обратное преобразование: движущаяся магнитная фонограмма возбуждает в магнитной головке электрич. сигналы. Первый аппарат для магнитной 3. на стальную проволоку (телеграфон) был предложен в 1898 дат. инж. В. Паульсеном.


[922-14.jpg]

Рис. 3. Схема магнитной звукозаписи (а) неё воспроизведения (б): 1- микрофон; 2- усилитель электрических колебаний; 3- магнитная головка; 4- магнитное поле головки; 5- носитель записи; 6- магнитная фонограмма; 7- громкоговоритель. Стрелкой указано направление движения носителя записи (магнитной ленты).

С 40-50-х гг. 20 в. получила распространение магнитная 3. на магнитную ленту посредством магнитофонов, к-рые являются наиболее простыми и удобными аппаратами для производства 3. в домашних условиях.

3. развивается по пути совершенствования трёх названных систем 3. и постепенного перехода от монофонической звукозаписи к стереофонической звукозаписи, при воспроизведении к-рой слушатель получает информацию о пространств, расположении отд. источников звука: звук как бы приобретает "объёмность", и восприятие его во многих отношениях становится более естественным.

В. Г. Корольков.



Звукозапись в радиовещании. В 20- 30-е гг. применение 3. в программах радиовещания носило эпизодич. характер, сам процесс 3. не был составной частью радиопроизводства. Внедрение с нач. 40-х гг. магнитной 3. в процесс подготовки радиопередач явилось революционизирующим фактором в развитии радиовещания, создало предпосылки для возникновения новых выразительных средств, качественно новых форм и жанров вещания. Систематически стали фиксироваться и передаваться в эфир 3. событий общественной жизни. 3. способствовала развитию радиопублицистики, радиодраматургии, радиотеатра, муз. вещания, позволила сохранять и использовать в качестве постоянно действующего фонда образцы театрального иск-ва, исполнительского мастерства, нар. творчества.

В зависимости от содержания различают 3.: документальные - записи событий, выступлений, интервью и др.; доку ментально-художественные - обычно композиции, сочетающие записи документального, публицистического и художественного характера; художественные - записи произведений художественной лит-ры, театра, музыки, а также оригинальных произведений радиоискусства (напр., радиоспектакли). Широко применяются записи различных звуков и шумов окружающей жизни, природы, позволяющие создавать звуковой фон, к-рый помогает исполнителям и аудитории почувствовать реальную среду, обстановку действия (иллюзия присутствия).

Принято также различать 3. и по др. признакам, напр. по способу-месту записи - студийные, внестудийные, трансляционные; по продолжительности хранения и длительности использования в вещании - фондовые, в т. ч. уникальные, и разовые; по целевому назначению - учебные, научно-образовательные, художественно-образовательные, развлекательные, рекламные и др.

Фондовые 3. предназначаются для длительного хранения и многократного использования в радиовещании. Как правило, это 3. историч. событий, выступлений гос. и общественных деятелей, 3. выдающихся произведений лит-ры, музыки, театра в исполнении известных мастеров иск-в, фольклорные записи и др. Фондовые 3. отличаются высоким уровнем технич. исполнения, производятся по возможности в спец. студиях, причём делается несколько вариантов, из к-рых затем монтируется наилучший для передачи в фонд. С 60-х гг. большинство фондовых записей Всесоюзного радио и Всесоюзной студии грамзаписи (см. Грамзаписи студия) производится в стереофонич. совместимом варианте, пригодном и для монофонич. воспроизведения. Разовые 3. производятся с целью исключения исполнительских ошибок, случайностей, возможных при прямой передаче в эфир, и использования 3. без присутствия исполнителей в студии. После передачи разовая 3. обычно размагничивается. Ок. 75% всех радиопередач Всесоюзного радио предварительно записывается, что позволяет включать их в программы вещания с учётом разницы поясного времени в различных зонах СССР и в др. странах. (См. также Дом радиовещания и звукозаписи.)



Звукозапись в обучении. В учебных целях 3. (грамзапись) впервые стала использоваться в нач. 20 в. в США, ряде стран Европы, в т. ч. и в России. Первые учебные 3. специально для школы были выпущены в СССР в 1936 (грамзаписи уроков иностр. яз.). В 50-е гг. начался массовый выпуск звуковых уч. пособий для общеобразовательной школы и др. типов уч. заведений. Осн. типы учебных 3.- пособий: звуковые приложения к учебникам иностр. яз. для общеобразовательной школы, вузов, самоучители для изучающих иностр. ял. самостоятельно; фонохрестоматии по художественной лит-ре, истории СССР, муз. лит-ре; озвученные диафильмы по языку и лит-ре; записи уроков известных муз. педагогов, беседы о музыке, самоучители игры на муз. инструментах, муз. диктанты и др.; научно-образовательные и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям; уроки гимнастики; записи звуковых признаков различных заболеваний. Как правило, 3.-пособия выпускаются на грампластинках. В 60-е гг. в вузах, ср. спец. уч. заведениях (особенно гуманитарных) стала широко использоваться звукозаписывающая техника, лингафонные кабинеты. Магнитная запись используется в основном в целях овладения живой разговорной речью при изучении иностранных языков, совершенствования культуры родной устной речи, а также исполнительокого мастерства (в муз. и театральных уч. заведениях). В этом отношении магнитная запись является уникальным средством самоконтроля, т. к. она позволяет анализировать звучание своей речи, своего исполнения.

И. Я. Вепринцев, Э. О. Конокотин, В. Н. Ружников.

Лит.: Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д.. Механическая звукозапись, М.- Л., 1964; Парфентьев А. И., Пуссэт Л. А., Физические основы магнитной записи звука, М.. 1957.

ЗВУКОИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, см. Акустические материалы.

ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ ограждающих конструкций зданий, ослабление звука при его проникновении через ограждения зданий; в более широком смысле - совокупность мероприятий по снижению уровня шума, проникающего в помещения извне.
[922-15.jpg]

Звукоизоляция ограждающих конструкций зданий: а - раздельная конструкция стены; б -пол по сплошному упругому основанию; 1 - стенки; 2 - воздушная прослойка; 3- ригель; 4- чистый пол; 5- бетонный или шлакобетонный слой; 6 - пергамин; 7- сплошная упругая прокладка; 8 - несущая часть перекрытия.

Количественная мера 3. ограждающих конструкций, выражаемая в децибелах (дб), наз. звукоизолирующей способностью. Различают 3. от воздушного и ударного звуков. 3. от воздушного звука характеризуется снижением уровня этого звука (речи, пения, радиопередачи) при прохождении его через ограждение и оценивается частотной характеристикой 3. в диапазоне частот 100-3200 гц с учётом влияния звукопоглощения изолируемого помещения. 3. от ударного звука (шагов людей, пе-редвигания мебели и т. п.) зависит от уровня звука, возникающего под перекрытием, и оценивается частотной характеристикой приведённого уровня звукового давления в том же диапазоне частот при работе на перекрытии стандартной ударной машины, также с учётом звукопоглощения изолируемого помещения.

Внутр. стены и перегородки зданий должны обладать нормативной звукоизолирующей способностью от воздушного звука; междуэтажные перекрытия- от воздушного и ударного звуков. Для повышения звукоизолирующей способности межквартирных стен, а также снижения их массы вместо однородных конструкций, состоящих из одного материала или из неск. слоев разнородных материалов, жёстко связанных между собой (напр., оштукатуренная кирпичная стена и т. п.), применяются раздельные конструкции со сплошной воздушной прослойкой (рис., а) или слоистые конструкции, выполненные из отд. слоев материалов, резко отличающихся по своим физич. свойствам. 3. стен, имеющих окна или двери, практически определяется 3. проёмов, обычно более низкой, чем 3. глухой части ограждения. Для повышения звукоизоляц. качеств перекрытий или для уменьшения их массы без ухудшения 3. целесообразно устраивать перекрытия раздельного типа со сплошной воздушной прослойкой или перекрытия с подвесными потолками. Для повышения 3. от ударного шума сплошных однородных перекрытий применяют полы на упругом основании (рис., 6) или на отд. прокладках из упругих материалов. Рекомендуется также настилать мягкие рулонные полы (напр., на тепло- и звукоизоляц. основе). В качестве упругих прокладок под полы используют маты из минеральной или стеклянной ваты, древесно-волокнистые плиты и т. п.

Для обеспечения необходимой 3. весьма важно качество строит.-монтажных работ; даже самые незначит. щели, отверстия, трещины в конструкциях резко ухудшают звукоизоляц. свойства последних. При проектировании зданий следует учитывать, что изоляция помещений от внутр. и наружных шумов должна обеспечиваться также правильной планировкой здания, снижением уровня шума от санитарно-технич. и инж. оборудования и рациональными конструкциями ограждений. Наибольший технич. и экономич. эффект достигается при комплексной защите зданий от шумов. См. также Акустические материалы.

Лит.: Заборов В. И., Теория звукоизоляции ограждающих конструкций, М., 1969; Никольский В. Н., Заборов В. И., Звукоизоляция крупнопанельных зданий, М., 1964. В.Н.Никольский.

ЗВУКОМЕРНАЯ КАМЕРА, специально оборудованное помещение для акустических измерений. Различают два осн. типа 3. к.: заглушённая камера - для измерений осн. характеристик электро-акустич. аппаратуры (микрофонов, громкоговорителей и др. приёмников и излучателей звука) в условиях, эквивалентных свободному пространству, и реверберационная камера (гулкая 3. к.) - для измерений звукопоглощения различных материалов, конструкций и предметов, акустич. мощности источников звука и др. в диффузном звуковом поле.

ЗВУКОМЕТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ, приёмная (береговая) часть океанской гидроакустич. системы определения местоположения судна (самолёта), подающего звуковые сигналы, распространяющиеся в подводном звуковом канале (см. Гидроакустика) на сверхдальние расстояния (тыс. км). В Атлантическом ок. звуковой канал расположен на глуб. ок. 1200-1500 м, в Тихом ок.- 500- 700 м. 3. с. состоит из приёмной акустич. антенны (системы гидрофонов), к-рая устанавливается на материковом склоне на глубине оси звукового канала, подводного кабеля для соединения антенны с береговой аппаратурой, усилителей, регистрирующих и записывающих устройств, приборов единого времени,средств автоматич. передачи данных и источников электрич. питания.

Схема расположения звукометрических станций американской системы "Софар" в Атлантическом океане: 1 - Ньюфаундленд; 2- мыс Сейбл; 3- мыс Хаттерас; 4- Бермудские острова; 5- Виргинские острова; 6- Форталеза (Бразилия); 7- острова Зелёного Мыса; 8- Канарские острова; 9 - Азорские острова; 10- остров Клэр (Ирландия);11-место взрыва.
[922-16.jpg]

При аварии с судна (самолёта) сбрасывают спец. малогабаритную бомбу массой 1-2 кг, к-рая взрывается на глубине, где проходит ось звукового канала. Распространяющаяся после взрыва звуковая волна (рис.) принимается неск. парами 3. с. (не менее двух пар, из к-рых одна станция может быть общей). По разности времени прихода звукового сигнала к парам 3. с. определяется место взрыва (аварии) с точностью ок. 5 миль (ок. 10 км) на расстоянии ок. 2000 миль (ок. 4000 км).

3. с. возможно также использовать для приёма условных сигналов с подводной лодки, определения на подводной лодке её места по времени прихода к ней звуковых сигналов, для предупреждения о приближающемся шторме или цунами по принятым станцией инфразвуковым колебаниям, порождённым этими явлениями, с. А. Барченков.

ЗВУКООПЕРАТОР в кино, один из членов съёмочной группы; руководит звуковой бригадой. Участвует в разработке режиссёрского сценария, в подборе актёров (голосовые данные и дикция). Готовит звуковую экспликацию, проводит пробные записи звука, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма; в студиях радиовещания, телевидения и грамзаписи - сотрудник, осуществляющий запись и воспроизведение магнитных фонограмм, монтаж записи, сделанной под руководством звукорежиссёра, снятие копий и реставрацию старых записей.

ЗВУКОПИСЬ, использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т. п. О 3. имели представление ещё теоретики древнеинд. поэтики, связывавшие с преобладанием или отсутствием тех или иных звуков (плавных, шипящих и т. п.) разные "стили" поэзии. В целях 3. может использоваться: а) повтор звука: "Ворон канул на сосну,/ Тронул сонную струну " (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: "Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж" (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: "Ветер веет и вьется украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжелыми складками/Шелков зеленых" (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: "В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьей дворян, /Четверкою рыдван, /Тащился" (И. Крылов). Приёмы 3. могут быть канонизированными (общепринятыми в данной лит-ре) или индивидуальными. Так, аллитерация канонизирована в тюркской нар. поэзии и индивидуальна в русской. См. Поэтика, Стихосложение, Фоника.

Лит.: Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960; Брик О. М., Звуковые повторы, в сб.: Поэтика, П., 1919; Поливанов Е. Д., Общий фонетический принцип всякой поэтической техники, "Вопросы языкознания", 1963, № 1; Бернштейн С. И., Опыт анализа "словесной инструментовки", в сб.: Поэтика, в. 5. Л., 1929. Л. А. Леонтьев.


ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ, устройства для поглощения падающих на них звуковых волн. 3. к. включают звукопоглощающие материалы, средства их укрепления, иногда -декоративные покрытия (см. Акустические материалы). Наиболее распространённые типы 3. к. - звукопоглощающие облицовки внутр. поверхностей (потолков, стен, вентиляц. каналов, шахт лифтов и т. п.), штучные звукопоглотители, элементы активных глушителей шума.

Звукопоглощающие облицовки применяются для снижения энергии отражённых звуковых волн. Конструкции звукопоглощающих облицовок чаще всего состоят из слоя однородного пористого звукопоглощающего материала (иногда с фактурным слоем) или слоя пористого волокнистого материала и защитного слоя в виде перфорированного топкого твёрдого экрана или покрытия. Эффективность звукопоглощающей облицовки оценивается коэфф. звукопоглощения (КЗП) в определ. диапазоне частот (октава или 1/3 октавы). Значение КЗП зависит от способа крепления конструкции к ограждению и физчич. характеристик самой конструкции, гл. из к-рых является комплексное акустич. сопротивление (см. Импеданс акустический). Увеличение звукопоглощения на низких частотах достигается утолщением конструкции или устройством воздушной прослойки между конструкцией и ограждением. Для обеспечения почти полного поглощения звука применяются звукопоглощающие облицовки в виде клиньев из звукопоглощающего материала, устанавливаемых перпендикулярно поверхности ограждения.

Штучные звукопоглотители обычно служат для снижения шума от технологич. оборудования в производств. зданиях. Они представляют собой конструкции в виде отд. щитов, конусов, призм и т. п., укрепляемых (подвешиваемых) в помещениях в непосредственной близости от источников шума. Эффективность штучных звукопоглотителей характеризуется значением общего звукопоглощения в м2 на 1 штучный звукопоглотитель. Благодаря явлению дифракции волн штучные звукопоглотители имеют больший, чем звукопоглощающие облицовки, коэфф. звукопоглощения. Стенки звукопоглотителей обычно выполняются из слоя пористого волокнистого материала и защитного слоя в виде перфорированного твердого тонкого листа.

Элементы активных глушителей шума (чаще всего пластины или цилиндры) снижают шумы при распространении потока воздуха или газа; они устанавливаются преим. в воздуховодах аэрогазодинамич. установок. Пластины могут состоять из однородных пористых звукопоглощающих материалов или слоя пористого волокнистого материала и защитного слоя из перфорированного твёрдого листа (обычно металла). Эффективность глушителей шума оценивается затуханием звука в децибелах (дб) па 1 м длины глушителя и зависит от толщины пластин (диаметра цилиндров), их коэфф. звукопоглощения и расстояния между элементами.

Лит.: Звукопоглощающие и звукоизоляционные материалы. М., 1966; Осипов Г. Л., Шумы и звукоизоляция, М., 1967.

Г. Л. Осипов.



ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ, см. Акустические материалы.


ЗВУКОПОДВОДНАЯ СВЯЗЬ, связь, осуществляемая в водной среде посредством излучения п приёма модулированных звуковых или ультразвуковых колебаний. 3. с. пользуются для двусторонней связи между судами или между судами и береговыми объектами, между надводными судами и глубоководными аппаратами, водолазами, аквалангистами и т. д. Наряду со сложной, тяжёлой корабельной аппаратурой для 3. с. применяют лёгкие, портативные приёмо-передающие устройства, смонтированные непосредственно на снаряжении водолаза или аквалангиста, а также звукометрические станции. Связь посредством передачи звуковых сигналов под водой известна давно, напр. туземцы Гвинейских о-вов осуществляли подводную связь посредством спец. барабанов. Интенсивное развитие 3. с. началось с появлением подводных лодок (ПЛ), когда возникла потребность в связи между ПЛ, находящимися длительное время в подводном положении, между ПЛ и надводными кораблями. Развитию 3. с. особенно способствовали создание атомных ПЛ, способных длительное время находиться в подводном положении, широкое исследование глубин Мирового океана, проведение важных поисковых и спасательных работ в океанах. Станция 3. с. по принципу действия и устройству (рис.) аналогична гидролокатору. Но в отличие от него, излучаемые ею колебания звуковой или ультразвуковой частоты промодулированы (посредством микрофона, телеграфного ключа или спец. кодового устройства) сигналами, содержащими информацию.
[922-17.jpg]

Упрощённая блок-схема станции звукоподводной связи: 1 - телеграфный ключ; 2 - микрофон; 3 - модулятор; 4 - генератор электрических колебаний; 5 - модулятор; 6 - коммутатор "приём-передача"; 7 - акустическая система для излучения и приёма звуковых или ультразвуковых колебаний в воде; 8 - усилитель электрических колебаний; 9 - электродинамический громкоговоритель; 10 - головной телефон.

На приёмной станции 3. с. модулированные колебания вновь преобразуются (декодируются) в электрич. сигналы, содержащие переданную информацию. Чаще применяют однополосную модуляцию колебаний в телефонном режиме работы. Для скрытности 3. с. используют направленные излучение и приём сигналов, различные виды кодирования передаваемой информации или маскируют излучаемые сигналы под акустич. шумы. В благоприятной гидрологич. обстановке 3. с. поддерживается на расстоянии десятков км. На дальность 3. с. влияют излучаемая частота (с её понижением дальность увеличивается), скорость судна, осуществляющего приём (с увеличением скорости дальность уменьшается, т. к. возрастают помехи от хода корабля), и гидрологич. условия в районе связи (см. Гидроакустика).

С. Л. Барченков.



ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА, слова, условно имитирующие неречевой звукокомплекс фонетич. средствами данного языка. См. Изобразительные слова.



ЗВУКОРЕЖИССУРА, в студиях радиовещания, телевидения, грамзаписи - творческое руководство и организация процесса записи на звуконоситель (обычно магнитную ленту) муз., драматургич., лит.произведения, документального, учебного и др. материала для последующего неоднократного воспроизведения, передачи в эфир и хранения. 3. включает также управление средствами подзвучивания в театрах и больших концертных залах, оборудованных элсктроакустич. системами. В нек-рых странах (напр., США, Великобритании, Франции) функции звукорежиссёра делятся между звукоинженером, управляющим за пультом микрофонами, и муз. режиссёром, руководящим записью.

3. как самостоятельный вид творческой деятельности, как профессия зародилась в 40-50-е гг. 20 в. в связи с быстрым развитием и широким применением в радиовещании и звукозаписи высококачественной электроакустич. аппаратуры и магнитной записи. Совр. вещание и звукозапись требуют от звукорежиссёра не только знания аппаратуры, законов акустики и т. п., но и общей культуры, широкой эрудиции во всех областях иск-ва, специфического слуха и высокоразвитого эстетич. вкуса.

3. предусматривает предварительное глубокое изучение намеченного к записи произведения (партитуры, пьесы и др.), разработку совместно с исполнителем, дирижёром, режиссёром акустич:. интерпретации записи, создающей у слушателя эффект присутствия (представление о том, как и где развёртываются события, о мизансценах, действиях актёров и др.). При записи Музыки решаются задачи сохранения и передачи естеств. тембров инструментов, муз. равновесия между группами оркестра, оркестром и солистами, нюансов и общего эмоционального накала исполнения. Чтобы создать в целом задуманный звуковой образ, передать слушателю все краски живого исполнения, иногда даже подчеркнув детали, к-рые неизбежно теряются в театре или концертном зале, звукорежиссёр выбирает и подготавливает к записи помещение, размещает микрофоны и с помощью электроакустич. устройств (управление к-рыми осуществляется на микшерском звукорежиссёрском пульте) подбирает уровень громкости, соотношение и окраску звуковых сигналов, получаемых с различных микрофонов. Совр. стереофонич. звукозапись позволяет точно передать расположение источников звука не только по глубине (расстоянию их от слушателя), по и по фронту (слева, справа, из центра). Работая в непосредственном контакте с исполнителем, звукорежиссёр является для него идеальным слушателем, советчиком и вместе с тем режиссёром, соавтором в создании фиксируемого на плёнке (пластинке) звучащего художественного произведения. 3. включает также руководство монтажом, при к-ром запись произведения создаётся из наиболее удачных фрагментов неск. записанных вариантов.

Записи, сделанные сов. звукорежиссёрами А. В. Гросманом, И. П. Вепринцевым, Д. И. Гаклиным, Г. А. Брагинским, И. Г. Дудкевичем и др., неоднократно отмечались призами на междунар. конкурсах (в т. ч. призом Гран при франц. Академии грамзаписи Им. III. Кро).

В СССР звукорежиссёры специализируются на базе высшего музыкального образования на курсах при Гос. доме радиовещания и звукозаписи и Центр. телевидении. В ряде стран (Польша, ГДР, ФРГ и др.) при консерваториях имеются звукорежиссёрские ф-ты (отделения). Регулярно проводятся междунар. конгрессы и симпозиумы 3. и звукоинженеров (США, ФРГ, Швеция и др.).

И. П. Вепринцев.



ЗВУКОРЯД, последовательность осн. ступеней муз. системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на к.-л. муз. инструменте или содержащихся в к.-л. муз. произведении, мелодии, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. См. Гамма, Натуральный звукоряд, Строй, Лад, Диапазон.

ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ (устар. назв.- адаптер), прибор, преобразующий механич. колебания в электрические в целях воспроизведения механической записи звука. 3. состоит из двух осн. частей: головки и тонарма. Головка является электромеханическим преобразователем, посредством к-рого механич. колебания иглы, движущейся по канавке граммофонной пластинки, преобразуются в переменное электрич. напряжение. Тонарм в виде стержня, на конце к-рого укреплена головка, обеспечивает правильное положение иглы в бороздке. Применяют гл. обр. головки электромагнитного и пьезоэлектрич. типов. Электрич. напряжение, возникающее в головке, обычно мало и требует дальнейшего усиления. 3. выпускаются для воспроизведения монофонических звукозаписей и стереофонических звукозаписей на граммофонных пластинках с помощью электропроигрывателей, радиол и т. д.

ЗВУКОУСИЛЕНИЕ, повышение громкости естественных звуков посредством электроакустич. установки. Установки 3. применяют для усиления речи и музыки в концертных и театральных залах, учебных аудиториях, на открытых эстрадах, стадионах и т. д. Кроме стационарных установок, применяют передвижные (в автомобилях) и переносные - мегафоны. В условиях больших шумов (на пром. предприятиях, транспорте и т. д.) используются установки 3. со спец. аппаратурой для повышения разборчивости речи. 3. посредством электроакустич. слуховых аппаратов пользуются при тугоухости. Установка монофонич. 3. состоит из одного или неск. микрофонов, усилителей электрич. колебаний звуковых частот и громкоговорителей. Усилитель (см. Усиление электрических колебаний) и громкоговорители составляют т. н. установку озвучения. В зависимости от размещения громкоговорителей относительно слушателей различают централизованные, зональные и распределённые системы озвучения. В централизованной системе 3. (рис. 1), применяемой, напр., на эстраде, слабый звук воспринимается микрофоном и преобразуется им в электрич. колебания звуковых частот.
[922-18.jpg]

Рис. 1. Схема централизованной системы звукоусиления : М - микрофон ; У - усилитель электрических колебаний звуковых частот; Гр - громкоговоритель.

Эти колебания затем усиливаются до необходимой мощности и подаются на громкоговорители, преобразующие их обратно уже в громкий звук. Громкоговорители обычно располагают по бокам эстрады. При таком расположении у слушателя создаётся впечатление, что звук приходит из середины эстрады. Централизованные системы позволяют создать стереофоническое 3. Установки со стереофоническим 3. имеют два и более независимых каналов, в к-рых происходит формирование электрич. сигналов звуковых частот, их усиление и распределение по соответствующим громкоговорителям. При правильной регулировке стереофонич. система 3. обеспечивает хорошее совмещение зрительного и слухового образов. В зональной системе 3. (рис. 2) озвучиваемая поверхность разбивается на ряд зон, каждая из к-рых обслуживается своим громкоговорителем. Нек-рым недостатком этой системы является разрыв зрительного и слухового образов, а также возможность появления эха вблизи границ зон. В распределённой системе звук к слушателю приходит от многих громкоговорителей. Возможны распределит. системы из цепочек громкоговорителей, размещённых на стенах или потолке помещений, а также в спинках кресел зрительного зала. В последнем случае получается одинаковая громкость звука у всех слушателей.

Рис. 2. Схема зональной системы звукоусиления: М - микрофон: У - усилитель электрических колебаний звуковыхчастот; Гр - громкоговоритель.
[922-19.jpg]



В любой системе 3. имеет место акустич. обратная связь из-за того, что излучаемый громкоговорителями звук попадает в микрофон. Если значение обратной связи становится больше критического, система переходит в режим генерации, т. е. начинается самопроизвольное излучение звука. При усилении, близком к критическому, появляются характерные искажения звука, названные регенеративной реверберацией. На открытом воздухе влияние обратной связи на 3. можно значительно ослабить, применяя микрофоны направленного действия. В помещениях, где обратная связь в основном определяется отражённым звуком, для её ослабления применяют акустич. покрытия стен и потолков. Для управления акустич. характеристиками залов многоцелевого назначения предусматривают т. н. амбиофонические установки 3. Они позволяют изменять "гулкость" помещения, создавая благоприятные условия для звучания различных программ.

Лит.: Фурдуев В. В., Акустические основы вещания, М., 1960; Дрейзен И. Г., Системы электронного управления акустикой залов и радиовещательных студий, М., 1967; Папернов Л. 3., Молодая Н. Т., Метер Ч. М., Расчёт и проектирование систем озвучения и звукоусиления в закрытых помещениях, М., 1970.

Л. 3. Папернов, Н. Т. Молодая. 
923.htm
ЗЕЕМАНА ЭФФЕКТ, расщепление спектральных линий под действием магнитного поля. Открыто в 1896 П. Зееманом при исследовании свечения паров натрия в магнитном поле. Для наблюдения 3. э. источник света, испускающий линейчатый спектр, располагается между полюсами мощного электромагнита (рис. 1). При этом каждая спектральная линия расщепляется на неск. составляющих. Расщепление весьма незначительно (для магнитных полей ~ 20 кэ составляет неск. десятых А), поэтому для наблюдения 3. э. применяют спектральные приборы с высокой разрешающей способностью.
[923-1.jpg]

Рис. 1. Схема наблюдения эффекта Зеемана. Источник линейчатого спектра И расположен между полюсами электромагнита М, сердечник к-рого просверлён для обеспечения наблюдения вдоль поля. Линзы Л, поляроиды П и пластинка в1/4 длины волны служат для определения характера поляризации; С - спектроскоп.

Все компоненты зеемановского расщепления поляризованы (см. Поляризация света). Картина расщепления и поляризация компонент зависят от направления наблюдения. В простейшем случае в направлении, перпендикулярном направлению магнитного поля (поперечный 3. э.), обнаруживаются (рис. 2) 3 линии: несмещённая пи-компонента.

Рис. 2. Простой эффект Зеемана: вверху - без поля, линия Vo не поляризована; в середине - при поперечном наблюдении в магнитном поле - триплет с частотами[923-2.jpg] линии поляризованы линейно (направление поляризации показано стрелками); внизу - при продольном наблюдении - дублет с часто тами [923-4.jpg] линии поляризованы по кругу в плоскости, перпендикулярной магнитномуполю;[923-5.jpg]поляризованная по направлению поля, и 2 симметрично по отношению к ней расположенные [923-6.jpg]-компоненты, поляризованные перпендикулярно полю

.[923-3.jpg]

При наблюдении в направлении поля (продольный 3. э.) остаются только [923-7.jpg]-компоненты, поляризованные в этом случае по кругу. Первое объяснение 3. э. дал Г. Лоренц в 1897.



Рис. 3. Разложение гармонического осциллятора l на линейные осцилляторы[923-8.jpg]-вдоль направления поля и [923-9.jpg] -перпендикулярный полю. Осциллятор[923-10.jpg] разлагается на два круговых с противоположными направлениями вращения.

[923-11.jpg]

Он рассматривал электрон в атоме как гармонич. осциллятор частоты v0, излучающий в отсутствие внеш. поля спектральную линию этой частоты. В однородном внеш. магнитном поле Н движение линейно колеблющегося электрона можно разложить на линейное колебание вдоль направления поля и два круговых колебания (с противоположными направлениями вращения) в плоскости, перпендикулярной Н (рис. 3). На линейное колебание поле Н не действует, и его частота остаётся равной v0; частоты круговых составляющих изменяются, т. к. электрон в магнитном поле получает дополнит. вращение вокруг направления магнитного поля с частотой [923-12.jpg] , где е/т, - отношение заряда электрона к его массе (см. Лармора прецессия). Частоты этих колебаний становятся равными [923-13.jpg] и [923-14.jpg]. Т. о., атом в магнитном поле испускает 3 линии с частотами v0, v1 и v2 (зеемановский триплет). Такая картина расщепления- простой (или нормальный) 3. э.- получается только для одиночных спектральных линий (см. Атомные спектры), а также в предельном случае очень сильных магнитных полей (эффект Пашена - Бака). Как правило, наблюдается более сложная картина: спектральная линия расщепляется на большее число компонент с различными значениями [923-15.jpg]-сложныи (или аномальный) 3. э.; получается спектральная группа равноотстоящих я-компонент и две симметрично от неё расположенные группы равноотстоящих сигма-компонент.

Полное объяснение 3. э. даёт квантовая теория. Квантовая система, напр. атом, обладает магнитным моментом [923-16.jpg], к-рый связан с механич. моментом количества движения М и может ориентироваться в магнитном поле только определённым образом. Число возможных ориентации [923-17.jpg] равно степени вырождения уровня энергии (см. Вырождение), т. е. числу возможных состояний атома с данной энергией Е. В магнитном поле каждой ориентации [923-18.jpg] соответствует своя дополнит. энергия[923-19.jpg]. Это приводит к снятию вырождения - уровень расщепляется.

Дополнит. энергия[923-20.jpg]пропорциональна величине напряжённости поля Н:[923-21.jpg]

где [923-22.jpg] - проекция [923-23.jpg] на направление поля Н. В магнитном поле [923-24.jpg] принимает дискретные значения, равные -[923-25.jpg] , где [923-26.jpg] - Ланде множитель, [923-27.jpg] - магнетон Бора, га - магнитное квантовое число (m = J; J-1,... -J, где J - квантовое число, определяющее возможные значения М; см. Квантовые числа). В результате дополнит. энергия[923-28.jpg]различна для различных магнитных квантовых чисел и уровень энергии Е расщепляется па 2J+1 равноотстоящих зеема-новских подуровней. Расстояние между соседними подуровнями Ети Em+t равно:

[923-29.jpg]

где [923-30.jpg] - величина т. н. нормального расщепления.

Если для уровней E1и Е2, между к-рыми происходит квантовый переход, [923-31.jpg] то расщепление спектральной линии в магнитном поле представляет собой зеемановский триплет. Если[923-32.jpg] получается сложный 3. э.

Исследование картины 3. э. позволяет определять характеристики уровней энергии различных атомов. Наряду с квантовыми переходами между зеемановскими подуровнями различных уровней энергии (3. э. на спектральных линиях) можно наблюдать магнитные квантовые переходы между зеемановскими подуровнями одного и того же уровня. Такие переходы происходят под действием излучения частоты [923-33.jpg](h - Планка постоянная). В обычных магнитных полях частоты таких переходов соответствуют СВЧ-диапазону. Это приводит к избират. поглощению радиоволн, к-рое можно наблюдать в парамагнитных веществах, помещённых в постоянное магнитное поле (см. Магнитный резонанс, Квантовый усилитель, Электронный парамагнитный резонанс).

3. э. наблюдается и в молекулярных спектрах, однако расшифровать такие спектры значительно труднее, чем атомные. Кроме того, наблюдение 3. э. в молекулярных спектрах представляет большие экспериментальные трудности из-за сложности картины расщепления и перекрытия молекулярных спектральных полос. 3. э. можно наблюдать также и в спектрах кристаллов (обычно в спектрах поглощения).

3. э. применяется не только в спектроскопии для исследования тонкой структуры вещества, но и в устройствах квантовой электроники и для измерения магнитных полей в лабораторных условиях и магнитных полей космич. объектов.

Лит.: Ландсберг Г. С., Оптика, 4 изд., М., 1957 (Общий курс физики, т. 3); Ельяшевич М. А., Атомная и молекулярная спектроскопия, М., 1962; Герцберг Г., Спектры и строение двухатомных молекул, пер. с англ., М., 1949.

М. А. Ельяшевич.



ЗЕЕМАНА ЯВЛЕНИЕ, см. Зеемана эффект.



ЗЕЕРНЫЙ ПРЕСС, гидравлический пресс для отжима масла из масличных семян, шквары или др. жиросодержащего сырья. Прессование происходит в стальном цилиндре. Стенки цилиндра состоят из отд. стальных пластинок (зееров), между к-рыми образуются сквозные отверстия шириной 0,5-0,8 мм. Через отверстия вытекает масло во время прессования. Во избежание закупорки частицами мезги зееры имеют трапециевидное сечение. Стальные пластины скреплены между собой массивными хомутами.

ЗЕИН (от лат. zea - кукуруза), белок растит, происхождения из группы проламинов] содержится в зёрнах кукурузы (Zea mays). Мол. масса ок. 40 000. Кристаллы 3. по форме напоминают иглы или короткие нити. 3. плохо растворим в воде; растворяется в 60-80%-ном этиловом спирте. Занимает промежуточное положение между глобулярными и фибрилярными белками. В состав 3. входят 18 из 20 известных аминокислот (отсутствуют глицин и лизин). При гидролизе 3. образуется значит. кол-во глутаминовой к-ты (26,9%), лейцина (21,1%) и пролина (10,53% ). Отсутствие в молекуле 3. незаменимой аминокислоты лизина снижает его пищевую ценность.

ЗЕЙГЕРОВАНИЕ (от нем. Seigern), в цветной металлургии процесс разделения сплава на составные части, основанный на разности их темп-р плавления. При медленном нагревании сплава из него выплавляются металлы и эвтектич. смеси с низкими температурами плавления; тугоплавкая часть остаётся в виде рыхлой губчатой массы. Для 3. применяют отражательные печи с наклонным подом.



ЗЕЙДАН Джирджи (14.12.1861, Бейрут,- 21.8.1914, Каир), арабский писатель, публицист и учёный. Род. в семье мелкого торговца-христианина. Учился в мед. колледже в Бейруте (1881-82). В 1880-х гг. эмигрировал в Египет, где основал журн. "Аль-Хиляль" (1892). Зачинатель жанра историч. романа в новой араб. лит-ре. Автор 17 историч. романов, составивших "Серию повествований из истории ислама", действие к-рых происходит в 7-13 вв. ("Гассанидка", 1895-96; "Сестра Харуна ар-Рашида", 1906, рус. пер. 1970, и др.). Ряд романов 3. посвящён Египту 18- 19 вв. (в т. ч. "Произвол мамелюков", 1893) и современным автору историч. событиям ("Османский переворот", 1911, и др.). Книги 3., написанные языком, близким к разговорному, завоевали популярность на араб. Востоке и в др. мусульм. странах. Они переведены на мн. вост. и зап. языки. Как учёный 3. известен работами: "История мусульманской цивилизации" (1902-06), "История арабского языка" (1904), "История арабской литературы" (1911 -14) и др.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 3, М.- Л., 1956; Араслы Э. Г., Джирджи Зейдан и арабский исторический роман, М., 1967; Elements de biobibliographie de la litterature arabe, par J. Dagher, t 2, Beyrouth, 1956, p. 442 - 48.



ЗЕЙДЕЛЬМАН (Seydelmann) Карл (24.4.1793, Глац, ныне Клодзко, Польша,-17.3.1843, Берлин), немецкий актёр. В 1815 поступил в Бреславльский театр. В 1820-22 играл в Пражском нем. гор. театре, затем в придворных театрах Касселя, Штутгарта, Берлина. В Берлине 3. сблизился с группой "Молодая Германия". Принимал участие в режиссёрских опытах К. Иммермана - играл Натана ("Натан Мудрый" Лессинга) в "образцовых" спектаклях Дюссельдорфского театра. Выдающимися актёрскими работами 3. были: Карлос, Мефистофель, Альба ("Клавиго", "Фауст", "Эгмонт" Гёте), Ричард III, Отелло и Яго ("Ричард III", "Отелло" Шекспира). По свидетельству В. Либкнехта, 3. был любимым актёром К. Маркса.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, М.- Л., 1937, с. 663-64; Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, М.- Л., 1940; Rotscher H. Th., Seydelmann's Leben und Wirken, В., 1845.


ЗЁЙДЕР-ЗЕ (голл. Zuiderzee, букв.- Южное море, в противоположность Северному морю), залив Северного м. у берегов Нидерландов. Отделён от моря Зап.-Фризскими о-вами. Образовался в 1282 при опускании и затоплении суши. Берега низменные, заболоченные, укреплены плотинами и дамбами. Разделён шлюзованной дамбой на зал. Ваддензе на С. и Эйселмер на Ю. Глуб. 3-4 м, на фарватерах 8-24 м. Высота приливов 1,4- 1,9 м. Крупный порт - Амстердам. С 1920 ведутся работы по осушению зал. Эйселмер.



ЗЕЙДИТЫ, приверженцы одной из умеренных шиитских сект (см. Шиизм), образовавшихся в 8 в. в Араб. халифате. Основатель - Зейд ибн Али (внук 3-го шиитского имама Хусейна). В 9-10 вв. на терр. Ирана (в р-не Гиляна и Табаристана) существовало гос-во 3. В 10 в. 3. установили власть на части терр. Йемена, где их имамы правили до революции 26 сент. 1962. Составляют значит. часть населения Йеменской Арабской Республики. В богословии 3. следуют мутазилитам. В нек-рых вопросах культа и быта. отличаются от остальных шиитов (отрицают учение о "скрытом имаме", практику "такыйя" - тактич. отказа от приверженности к секте, врем. браки и др.).

Лит.: Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957.



ЗЕЙДЛИЦ (Seydlitz), 3ейдлиц-Курцбах Фридрих Вильгельм фон (3.2.1721, Калькар,-8.11.1773, Олау), барон, прусский генерал от кавалерии (1767). С 1738 служил в кавалерии и выдвинулся во время войны за Австр. наследство 1740-48 благодаря своей решительности и храбрости. Успешно командовал кав. частями во время Семилетней войны 1756-63, особенно в сражениях при Колине (1757), Росбахе (1757), Цорн-дорфе (1758), Фрейберге (1762). С 1763 ген.-инспектор Силезской кав. инспекции, фактически руководил всей прусской кавалерией. Действия 3. характеризовали тщательная подготовка личного и конского состава, стремительная атака, умелое маневрирование и быстрое перестроение боевых порядков. Являясь крупным кав. начальником, создал лучшую кавалерию своего времени. Получил высокую оценку в работах Ф. Энгельса.

Лит. .: Маркс К..Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 14, с. 36, 308.



ЗЕЙЕР (Zeyer) Юлиус (26.4.1841, Прага,- 29.1.1901, там же), чешский поэт. Начал печататься в 1870-х гг. Наиболее известны циклы патриотич. стихов 3. "Вышеград" (1880) и "Приход Чеха" (1886), посвящённые легендарному прошлому Чехии. Автор ряда пьес и прозаических произведений. Интересовался русской культурой; несколько раз был в России.

Соч.: Spisy, sv. 1 - 34, Praha, 1902-07; в рус. пер.- [Стихотворения], в кн.: Антология чешской поэзии, т. 2, М., 1959.

Лит.: Fuсik J., Tfi studie: В. Nemcova, К. Sabina, J. Zeyer, Praha, 1947; Очерки истории чешской литературы XIX-XX вв., М., 1963 (см. указатель имён).

ЗЕЙЛА, город и порт в Сомалийской Республике, на берегу Аденского зал., в Сев.-Зап. области. Ок. 5 тыс. жит. Связан автодорогами с портом Бербера и скотоводческими р-нами. Небольшая транзитная торговля из Эфиопии. Вывоз скота, кожсырья, кофе. Добыча губок. В 12-16 вв. центр султаната Зейла.

ЗЁЙМЕ (Seume) Иоганн Готфрид (29.1. 1763, дер. Позерна, Саксония,-13.6.1810, Теплиц), немецкий публицист и поэт, просветитель. Род. в крест. семье. В 1790-х гг. секретарь главнокомандующего рус. оккупац. армии в Польше ген. О. Г. Игельстрема. В 1803 издал публицистич. заметки "Прогулки в Сиракузы", в 1811-собр. публицистич. афоризмов "Апокрифы", где отразились его радикальные антифеод. воззрения. К лучшим произв. 3. относится элегия "Могила моей матери" (1807). В патриотич. воззвании "К немецкому народу в 1810 году" (1810, изд. 1813) выражен гнев против князей. Публицистич. очерки 90-х гг. о России и кн. "Моё лето 1805" (1806) отмечены сочувствием рус. крестьянству. В трагедии "Мильтиад" (1808) изображён греческий герой, несправедливо обвинённый в измене родине. Последнее произв. 3. -"Моя жизнь" (1809-10, изд. 1813).

Соч.: Prosaische und poetische Werke, Bd 1 - 10, В., [s. a.]; Werke, Bd 1 - 2, Weimar, 1962; в рус. пер., в кн.: Немецкие демократы XVIII века. Шубарт. Форстер. Зейме, М., 1956.

Лит.: Волков И. Ф., Россия и русский народ в жизни и творчестве немецкого писателя-демократа И. Г. Зейме, "Уч. зап. Таганрогского пед. ин-та", 1957, в. 3; Неустроев В. П., Зейме, в его кн.: Немецкая литература эпохи Просвещения, [М.], 1958; Hunger J., J. G. Seume, В., 1953.

И. И. Девицкий. Н. П. Банникова.


ЗЕЙНАЛОВ Джангир Мешеди Рза оглы (1865, Баку,-4.11.1918, там же), азербайджанский актёр. Сценич. деятельность начал в 1885, в период формирования нац. театр. иск-ва. Исполнял гл. обр. комедийные и характерные роли, придавая им подчас драматич. черты. Его иск-во отличалось психологич. правдой, художеств. простотой и искренностью в выражении человеческих чувств, особой лёгкостью и непосредственностью. Роли: Гаджи Кара, Везир, Молла Ибрагим Халил ("Гаджи Кара", "Везир ленкоранского ханства", "Молла