загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

честивого героя Энея" (1783-86), одна из главных тем которой - конфликт между верой и наукой. Элементы сентиментализма содержит поэзия М. Дениса (псевдоним Бард Синед), автора религиозных и верноподданнических од.

В годы войн с революционной Францией Г. фон Коллин провозглашает в классицистических драмах ("Регул", 1801, и др.) идею сильной государственности, требующей жертв от подданных. Владычество Наполеона в А. пробудило патриотические чувства и интерес к национальной истории. После поражения Пруссии под Иеной (1806) съехались в Вену немецкие реакционные романтики. Здесь А. В. Шлегель читал курс лекций о литературе. Однако теории немецкой романтической школы нашли в А. отклик лишь у немногих эпигонствующих авторов (И. Н. Фогль, Й. Х. Цедлиц). Взаимовлияние различных национальных культур, сосуществовавших в империи Габсбургов, во многом определило своеобразие австрийской литературы. В творчестве Ф. Грильпарцера слились черты классицизма и романтизма. Его трагедии ("Сафо", 1818, трилогия "Золотое руно", 1822, "Либуша", 1848) проникнуты сознанием разлада между идеалом и действительностью, но не лишены и просветительского оптимизма. Актёр и драматург Ф. Раймунд - автор нравоучительных комедий "Девушка из мира фей, или Крестьянин-миллионер" (1826), "Альпийский король, или Враг человечества" (1828), "Расточитель" (1833) и др., в которых черты народной комедии соединяются со сказочной феерией театра барокко. В сатирических комедиях "В бельэтаже и на первом этаже" (1835), "Свобода в Медвежьем углу" (1848) И. Н. Нестрой едко высмеивает буржуа-выскочек и духовно оскудевшее дворянство. Проникновенный лирик Н. Ленау, создатель своеобразной символики природы, автор "Песен в камышах" (1832), "Странствий в горах" (1833) выступает и как политический поэт, отражая дух оппозиции, гневно обрушивается на политический деспотизм Меттерниха, засилье цензуры, рисует бедствия обездоленных тружеников. Уверенность поэта в конечном торжестве справедливости выражена в революционно-романтических поэмах "Ян Жижка" (1837), "Альбигойцы" (1842). А. Грюн (псевдоним графа Ауэршперга) в сборнике стихов "Прогулки венского поэта" (1831) подверг критике социально-политический режим А., однако верный заветам иозефинизма он уповал на либеральные реформы. Революционными настроениями проникнута лирика М. Гартмана, участника революции 1848; в сатирической поэме "Рифмованная хроника попа Маурициуса" (1849) он высмеял половинчатость буржуазных парламентариев.

После поражения Революции 1848 и отказа буржуазии от её демократических лозунгов многие литераторы отходят от больших общественных проблем. В творчестве А. Штифтера, автора многих рассказов и романов - "Бабье лето" (1857), "Витико" (1865-67) - неприятие капиталистических отношений выразилось в созерцательной идиллии. В 60-70-е гг. в литературе А. усиливаются реалистические тенденции (новеллы Марии фон Эбнер-Эшенбах и Ф. фон Саара). Вершина критического реализма в литературе А. - драмы Л. Анценгрубера: "Священник из Кирхфельда" (1870), "Крестьянин-лжесвидетель" (1871), "Четвёртая заповедь" (1878), где изображено проникновение капитализма в деревню и бедственное положение сельских тружеников. Быт деревни рисовал прозаик П. Розеггер, более склонный к мирной идиллии.

Начало эпохи империализма и кризис буржуазной культуры порождают в начале 20 в. явления декаданса. Теоретиком модернистских течений становится писатель и критик Г. Бар. Неоромантические тенденции и эстетизм характерны для Г. фон Гофмансталя: лирический сборник "Образы", драмы "Смерть Тициана" (1892), "Безумец и смерть" (1893), "Электра" (1903), "Эдип и сфинкс" (1906), "Всякий человек" (1911). Черты импрессионизма присущи творчеству А. Шницлера; в его психологических новеллах и драмах герои, предаваясь чувственным наслаждениям, ощущают присутствие смерти: комедии "Анатоль" (1893), "Флирт" (1896), новеллы "Жена мудреца" (1898), "Лейтенант Густль" (1901). Значительное место не только в литературе А., но и во всей европейской лирике 20 в. занимает творчество Р. М. Рильке с её философской символикой, поэтическим одушевлением вещей. Раздумья о трагическом одиночестве поэта, сетования на горести жизни, мечты о совершенном человеке характерны и для раннего сборника "Часослов" (1905) и для более поздних "Дуинезских элегий" (1923). В 1910-11 гг. Г. Тракль и Ф. Верфель возвещают начало экспрессионистской лирики. Выразителем настроений австрийского рабочего класса стал в предвоенные годы поэт-социалист А. Петцольд, автор сборников "Несмотря ни на что!" (1910), "Странная музыка" (1911). Накануне краха Австро-венгерской империи появляются первые произведения Ф. Кафки. В его новеллах, притчах, романах ("Превращение", 1916, "В исправительной колонии", 1919, "Процесс", 1925) зависимость личности от социальных сил мистифицирована как непреодолимый фатум, абсурд и кара свыше.

В литературе А. периода 1918-45 видное место занимает публицист и сатирик К. Краус, издатель оппозиционного журнала "Факел" ("Die Fackel", с 1899), автор монументальной драмы "Последние дни человечества" (1918-19) - гневного обличения зачинщиков империалистической войны. Сборником антивоенных стихотворений "Сердце в оковах" выступил в 1917 рабочий поэт Йосеф Луитпольд; бедствиям эксплуатируемых посвящён его сборник баллад "Возвращение Прометея" (1927). Период между двумя мировыми войнами отмечен в литературе А. высокими достижениями в области художественной прозы. Психологические новеллы С. Цвейга в сборниках "Амок" (1922), "Смятение чувств" (1927) проникнуты гуманистическим оптимизмом. От экспрессионизма к реализму развивается в эти годы творчество Ф. Верфеля (роман "Сорок дней на горе Муса Даг", 1934). Опасность новой мировой войны и надвигающаяся угроза фашизма пробуждают у австрийских писателей интерес к историческим судьбам родины. В романе Й. Рота "Марш Радецкого" (1932) ироническое изображение обветшалой империи Габсбургов соединяется с элегической грустью о патриархальной старине. Монументальный аналитический роман Р. Музиля "Человек без свойств" (1930-43) показывает духовный кризис буржуазного общества в 20 в.

После насильственного аншлюсса А. фашистской Германией передовые деятели австрийской культуры покинули родину. В эмиграции пером публициста мужественно боролся с фашизмом Й. Рот, творили Музиль, С. Цвейг, Верфель, Луитпольд, Г. Брох, автор философско-исторической трилогии "Лунатики" (1931-32), где показаны реакционные тенденции в развитии Германии начала 20 в. и переоценка всех моральных ценностей, пишет в эмиграции романы "Смерть Вергилия" (1945) и "Искуситель" (издание 1953). Преследуемый нацистами, эмигрировал драматург Ф.Т. Чокор. В драматической "Европейской трилогии" (1952) он обобщает исторический опыт последних десятилетий 20 в. Книга "На чужих дорогах" (1955) посвящена антифашистскому сопротивлению европейских народов.

После 2-й мировой войны в литературе А. появилось много произведений о недавнем прошлом страны. Х. Додерер создал романы "Штрудльхофштиге, или Мельцер и толща лет" (1951) из жизни Вены 20 в. и "Демоны" (1957); революционные тенденции общественного развития изображены здесь, как некая демоническая сила. Реалистическую картину жизни А. в течение полувека дал Ф. Хабек в романе "Скачка на тигре" (1958). Анализу исторических судеб А. после краха империи посвящены романы Г. Фрича "Мох на камнях" (1956) и Х. Цанда "Наследники огня" (1961). О битве рабочего класса А. с фашистской реакцией в 1934 рассказывает роман Г. Зайко "Человек в камышах" (1956). Антифашистская направленность отличает роман Г. Леберта "Волчья шкура" (1960). В 50-60-х гг. выдвинулись талантливые прозаики - Х. Айзенрайх, Ф. Гумлер, Ф. Каин, поэты - И. Бахман, А. Окопенко, Г. К. Артман, В. Шмид.

Лит.: Австрийская новелла XIX века, М., 1959; Tschulik W., Die ?sterreichische Dichtung..., 3 Aufl., W., 1955; G?rIich E. J., Einf?hrung in die Geschichte der ?sterreichischen Literatur, 3 Aufl., W. - Mainz, 1948; Langer N., Dichter aus ?sterreich, [Folge 1-3], W.- M?nch., 1956-58; Lux J. A., Ein Jahrtausend ?sterreichischer Dichtung, W., 1948; Reimann P., Von Herder bis Kisch. Studien zur Geschichte der deutsch?sterreichischtschechischen Literaturbeziehungen, B., 1961; Schmidt A., Dichtung und Dichter ?sterreichs im 19. und 20. Jahrhundert, Bd 1-2, Salzburg - Stuttg., 1964; BIauhut R., ?sterreichische Novellistik des 20. Jahrhunderts, W. - Stuttg., 1966; Strelka J., Br?cke zu vielen Ufern. Wesen und Eigenart der ?sterreichischen Literatur, W., 1966.

С. E. Шлапоберская.


XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На территории А. найдены многие памятники первобытного искусства: палеолитическая "Венера из Виллендорфа", неолитическая керамика, керамические и бронзовые изделия гальштатской культуры и латенской культуры, сохранились остатки построек, образцы местной скульптуры, живописи, декоративного искусства времени римского господства (1 в. до н. э. - 5 в. н. э.).

Многочисленны памятники романского стиля (11-13 вв.: базилики в Гурке и Зеккау, западный фасад собора святого Стефана в Вене, центрические погребальные капеллы - "карнеры"; фрески, рельефы, миниатюры) и готики (13-15 вв.: однонефные капеллы, хоры церквей в Хейлигенкрёйце и Цветле, собор святого Стефана и церковь Санкт-Мария-ам-Гештаде в Вене, каменные замки и городские дома; монументально-декоративная и свободно стоящая скульптура, станковая живопись, витражи, ювелирные изделия).

В искусстве 15 в. (алтарные композиции скульптора Я. Кашауэра, живописца Р. Фрюауфа, резные и живописные алтари М. Пахера) наметился переход к гуманистическим принципам Возрождения, сложившегося в А. в 16 в. (городские здания c лоджиями и эркерами в Граце, Инсбруке, Клагенфурте, укреплённые дворцы; живопись и графика В. Хубера). Широкое международное значение искусство А. приобрело в эпоху барокко (17-18 вв.): архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах, Л. Хильдебрандт и Я. Прандтауэр воздвигли в Вене, Зальцбурге, Линце, Мельке великолепные загородные резиденции, монастыри, городские дворцы и церкви, отличающиеся большим размахом, пластическим богатством форм и декора и вместе с тем несколько холодной элегантностью; расцвело искусство декоративной скульптуры (Б. Пермозер, Г. Р. Доннер, Ф. К. Мессершмидт), живописи (Д. Гран, П. Трогер, Ф. А. Маульберч), резьбы, мебели, керамики (венский фарфор, с 1718), сочетающее эмоциональную приподнятость с тяготением к ясности и лёгкому изяществу. Переход к классицизму в последней четверти 18 в. обозначился в живописных портретах И. Б. Лампи, Г. Ф. Фюгера, Й. Грасси, фарфоровой скульптуре А. Грасси.

В 1-й половине 19 в. в архитектуре господствовал классицизм, в живописи - лирически окрашенный романтизм (пейзажи Й. А. Коха, картины последователя назарейцев Й. Фюриха, композиции на фольклорные темы М. Швинда), в середине века утвердилось интимное искусство бидермейера (городские особняки, живопись П. Крафта, М. Даффингера, Ф. Амерлинга, Ф. Вальдмюллера, Й. Данхаузера, реалистически точно воспроизводящая атмосферу городского и сельского быта, но не свободная от сентиментальной идилличности).

Во 2-й половине 19 в. в архитектуре воцарилась эклектика; города А. застраивались доходными домами и претенциозно-пышными общественными зданиями (архитекторы Г. Земпер, К. Хазенауэр и др.); в живописи театрально-эффектным картинам Х. Макарта противостояли реалистические искания А. Петтенкофена, Ф. Дефреггера, пейзажистов Э. Я. Шиндлера и Э. Еттеля, ранних импрессионистов К. Шуха и К. Молля. Венский Сецессион (1897) стал средоточием крайне вычурного, полного безудержной декоративной фантазии стиля модерн (архитекторы Й. Ольбрих, О. Вагнер, Й. Хофман, живописец Г. Климт, изделия "Венских мастерских", 1903). Однако в начале 20 в. архитектура А. перешла к простоте и чёткой функциональности решений (архитектор А. Лоз), тогда как в живописи и графике утверждались субъективность и фантастика (Э. Шиле, А. Кубин), а затем и экспрессионизм (О. Кокошка, Х. Бёкль).

В архитектуре 20-30-х гг. 20 в. велись поиски рациональной планировки жилых массивов, рабочих посёлков, общественных зданий (архитекторы Ф. Шустер, Й. Франк); развилось и национально-романтическое направление (архитектор К. Хольцмейстер). После 1945 создан ряд смелых по замыслу сооружений в современном стиле (городской зал Штадтхалле в Вене, 1955-58, архитектор Р. Райнер). В изобразительном искусстве наряду с абстракционизмом (скульптор Ф. Вотруба) и сюрреализмом (живописец Э. Фукс) сохраняются гуманистические традиции реализма (в ряде пейзажей Кокошки, в портретах Й. Добровски).

Лит.: Schaffran E., Kunstgeschichte ?sterreichs, W., 1948; Benesch O., Kleine Geschichte der Kunst in ?sterreich, W., 1950; Dehio-Handbuch. Die Kunstdenkm?ler ?sterreichs, W. - M?nch., 1953-61; Grimschitz В., Ars Austriae, W., 1960.


XV. Музыка
Своеобразие музыкальной культуры А. обусловлено многонациональным составом её населения и обилием влияний различных культур, в том числе латинской, германской, чешской, венгерской, хорватской, итальянской и др. Носителями народной музыкальной культуры А. с начала средних веков были странствующие певцы и шпильманы, затем ваганты - беглые школяры, монахи и учителя, создававшие озорные антицерковные песни. В 8-13 вв. важную роль в становлении музыкального искусства сыграли монастыри: они вводили пение в школах, устраивали религиозные представления, сопровождавшиеся хоровой музыкой и танцами.

С 12-13 вв. в А. развивается музыкальная культура при дворах тирольских и штирийских герцогов, в резиденции Бабенсбергов в Вене. Культивируется поэзия миннезингеров (Вальтер фон дер Фогельвейде, Нейдхарт фон Рёйенталь, Тангейзер и др.), опиравшихся в своём творчестве на народные песни. К концу 14 в. относятся первые памятники народного многоголосия, широкую популярность приобретает домашнее музицирование. В 15 в. возникают придворные капеллы в Вене, Инсбруке, Граце, где работали капельмейстеры Ю. Слатконья и Г. Финк, органисты П. Хофхаймер, Х. Грауэндорфер, К. Кралль и др. Тогда же австрийская музыкальная культура испытала воздействие нидерландских полифонистов (Г. Изак и др.), многие из них возглавляли придворные капеллы.

После основания Венского университета (1365) студенты совместно со школьниками - певчими церкви святого Стефана объединились в хор, участвовавший в исполнении праздничной светской музыки. В 1498 в Вене была учреждена императорская капелла, включившая группу инструменталистов и вокалистов, способствовавшая концентрации музыкальных сил страны. С середины 16 в. возникли публичные студенческие спектакли с сопровождением хоровой и танцевальной музыки. Для театра иезуитской коллегии в Вене (основан в 1620) музыку писали композиторы И. К. Керль, Ф. Т. Рихтер, Б. Штаудт, М. Цехер и др. Подобного рода театры имелись во всех крупных городах А. Особенно прославились театры в Зальцбурге, где школьная традиция была очень древней и держалась долго (В. А. Моцарт в 11-летнем возрасте написал для этого театра музыку к латинской комедии "Аполлон и Гиацинт").

В 17-18 вв. в Вене жили и работали композиторы итальянской школы (А. Чести, Н. Порпора, А. Сальери и др.), создававшие церковную музыку, ораториальные произведения, оперы. Вена превращается в один из центров оперного искусства. В середине 17 в. здесь был выстроен придворный оперный театр, в 1741 - "Бургтеатр", на сцене которого были поставлены зингшпили И. Умлауфа и К. Диттерсдорфа. Среди выдающихся австрийских композиторов 18 в. - И. Фукс.

В середине 18 в. складывается т. н. старая венская школа, представителями которой были Г. К. Вагензейль, М. Монн и др. Они содействовали развитию инструментальной музыки (соната, концерт, симфония). Во 2-й половине 18 в. была создана венская классическая школа; её основоположниками явились Й. Гайдн, В. Моцарт и Л. Бетховен - немецкий композитор, живший в Вене. Родоначальник классической симфонии и струнного квартета, Гайдн утвердил четырёхчастный сонатный цикл и закрепил постоянный состав симфонического оркестра. Моцарт создал новый тип реалистической оперы, придал инструментальной музыке психологическую углублённость. Бетховен сообщил венскому симфонизму монументальную силу, философскую глубину, отразив пламенный дух революционной эпохи. Он углубил и драматизировал все жанры инструментальной музыки. Примыкавший к венским классикам К. В. Глюк воплотил в своих операх на античные сюжеты принципы просветительской драмы, он подчинил музыкальную драматургию сценическим законам, слил воедино в вокальном монологе слово и музыку.

В 1-й половине 19 в. родоначальником романтического направления в австрийской музыке стал Ф. Шуберт. Его творчество связано с демократической традицией венской песенной и танцевальной культуры. Большое внимание он уделял жанрам бытовой музыки - песне, вокальным ансамблям и фортепьянным пьесам.

2-я половина 19 в. не выдвинула значительных композиторов универсального плана. В жанре песни выступил представитель позднеромантического направления Х. Вольф, отразивший в своём творчестве утончённо-поэтический и напряжённый строй образов. Единственным крупным австрийским симфонистом был А. Брукнер, придавший венской симфонии черты философского пантеизма. Тогда же в Вене жил Й. Брамс, произведения которого отмечены рационалистической ясностью и логикой. Творчество обоих композиторов оказалось темой ожесточённой дискуссии среди посетителей концертов и музыкантов Вены.

А. - родина вальса (19 в.). Основоположниками этого жанра были Й. Ланнер и семья Штраусов. Они выработали для вальса своеобразную циклическую форму. Вальсы Ланнера носили задушевный характер; Иоганн Штраус-отец придал им блеск, элегантность и стремительность; Иоганн Штраус-сын создал на основе вальса поэтические оркестровые поэмы. Опыт бальной музыки в сочетании с традициями народного музыкального театра (зингшпиль) легли в основу венской оперетты, отличающейся мягким юмором, поэтичностью, задушевным лиризмом. Среди её представителей композиторы И. Штраус-сын, Ф. Зуппе, К. Целлер, К. Миллёкер.

В конце 19 в. и 1-м десятилетии 20 в. австрийский симфонизм ещё раз поднялся на одну из своих исторических вершин благодаря Г. Малеру, автору 10 симфоний и симфонии-кантаты "Песнь о земле". Симфонии Малера отразили трагический гуманизм композитора и его благородные, хотя и утопически-абстрактные романтические идеалы. Эти новаторские по музыкальному языку произведения составили эпоху в истории современной музыки и оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие мирового симфонизма. Вслед за Малером крупным представителем музыки А. явился Ф. Шрекер, автор опер "Дальний звон" (постановка 1912), "Игрушка и принцесса" (постановка 1913). Его творчеству свойственна некоторая поверхностность и вместе с тем блестящая виртуозность и эмоциональная перенасыщенность. В 20-е гг. Шрекер уехал из Вены и обосновался в Берлине. Он не создал своей школы. Его наиболее одарённые ученики Э. Кшенек (с 1920 жил в Германии, с 1937 в США) и А. Хаба примкнули к др.течениям.

В 1900-х гг. в А. возникает т. н. новая венская школа, оказавшая значительное и в общем отрицательное влияние на развитие мирового музыкального искусства в период между двумя мировыми войнами. Её представители А. Шёнберг, А. Веберн, А. Берг - глашатаи экспрессионизма, элементы которого проявились уже в поздних произведениях Малера. В творчестве этих композиторов отражены трагедии человека 20 в. в буржуазном обществе. Порой эти композиторы выступали против милитаризма (опера "Воццек" Берга, постановка 1925), против фашизма ("Ода Наполеону" для чтеца, струнных инструментов и фортепьяно, 1943; "Уцелевший из Варшавы" для чтеца, мужского хора и оркестра, 1947, Шёнберга), обличали социальные пороки (оперы "Моисей и Аарон" Шёнберга, постановка 1954; "Лулу" Берга, постановка 1937), проповедовали нравственно-религиозные идеалы (духовные песни, кантаты Веберна). Музыкальный язык их произведений, основанный на полном, либо частичном отрицании ладового мышления, дал возможность достичь сильных психологических эффектов в воплощении катастрофических ситуаций, перевозбуждённых либо депрессивных состояний. Однако представители новой венской школы впали в крайность и закрыли себе пути для воплощения гуманистических идеалов. Начав со свободного атонального письма, они пришли к сериальной системе, в которой умозрительно применяются приёмы контрапунктического стиля. Отсюда крайний субъективизм, утеря связи с народнопесенными истоками, потеря национального и жанрового облика музыки. Принципы новой венской школы, несмотря на покровительство со стороны организованного в Вене после 1-й мировой войны Международного общества современной музыки и ряда нотных издательств, не нашли достаточно благоприятной почвы в А.

В 30-е гг., особенно после насильственного присоединения А. к фашистской Германии (1938), австрийская музыка находилась в глубоком упадке. Музыкальная жизнь А. была восстановлена после освобождения Вены Советской Армией в 1945. Композиторское творчество последних десятилетий, представляющее конгломерат различных течений, не достигло мощи и глубины обобщений 19 в. Снизился интерес к социальным и этическим проблемам современной жизни. Единственный австрийский композитор, создавший свою школу (т. н. романтического реализма), - Й. Маркс. Среди его учеников А. Кауфман, Ф. Вильдганс. Близки этой школе М. Рубин и один из наиболее видных симфонистов старшего поколения А. Уль. Свою 12-тоновую систему разработал и практически применил Й. М. Хауэр. Наиболее активно действующие додекафонисты - Х. Э. Апостель и Х. Елинек. Неоклассицизм в А. представлен П. Ангерером, К. Шиске. Тяготение к неосредневековью характерно для А. Хейлера и Л. М. Вальцеля. Ряд композиторов австрийского происхождения проживает в других государствах (Х. Галь, А. Мелихар, И. Н. Давид, Э. Тох и др.).

Среди австрийских музыковедов 18-20 вв.: И. Й. Фукс, И. Г. Альбрехтсбергер, А. В. Амброс, Э. Ганслик, Г. Адлер, Р. Валлашек, Р. Лахман, Б. Паумгартнер, О. Э. Дёйч, В. Фишер, Э. Веллес, Э. Шенк, Р. Хас; дирижёров - Г. Малер, Ф. Шальк, Э. Шух, А. Цемлинский, К. Краус, Э. Клейбер, Й. Крипс, Г. Караян, Ф. Штидри; пианистов - З. Тальберг, Э. Зауэр, Ф. Гульда; скрипачей - Й. Бём, Ф. Крейслер, Й. Майзедер, В. Шнейдерхан, И. Шуппанциг; виолончелистов - Э. Фёйерман; певцов - И. М. Фогль, А. Дермота; певиц - К. Унгер, А. Мильдер-Хауптман, А. Матерна, М. Брандт, А. Бар-Мильденбург, И. Зефрид.

Оперные театры имеются в Вене (Венская государственная опера, "Фольксопер", Камерный театр) и Граце. Симфонические оркестры созданы при Концертном обществе, Обществе деятелей венской филармонии и при Австрийском радио - в Вене; существует Нижнеавстрийский оркестр музыкантов. Хоровые коллективы - Венский хор мальчиков и др. Музыкальные общества А.: Общество друзей музыки в Вене (с 1812), Штирийское музыкальное общество в Граце (с 1815), Австрийское музыкальное общество в Вене (с 1964), австрийская секция Международного общества новой музыки и Международная федерация музыкальной молодёжи, Венское моцартовское общество и др. Имеется Австрийский союз композиторов. В Зальцбурге работает (с 1841) международное учреждение - Моцартеум - крупнейший центр моцартоведения. В Вене, Зальцбурге и Граце учреждены академии музыки и драматического искусства. При Венском университете имеется музыкальный институт, при Академии наук - комиссия музыкознания. Проводятся музыкальные фестивали в Вене, Зальцбурге, Брегенце.

Лит.: Черная Е., Австрийский музыкальный театр до Моцарта, М., 1965; Musikbuch aus ?sterreich..., Bd 1-10, W., 1904-13; Schenk Е., 950 Jahre Musik in ?sterreich, W., [1946]; Brauner R. F., ?sterreichs neue Musik, W., 1948; H?gler F., Geschichte der Musik von der Wiener Klassik bis zur Gegenwart, W., 1949; Zoder R., Volkslied, Volkstanz und Volksbrauch in ?sterreich, W., 1950.

К. К. Розеншильд, Е. С. Чёрная.


XVI. Балет

В 16 в. при австрийском дворе устраивались представления, в которые входили танцы. В 1660-х гг. появились профессиональные танцовщики, принимавшие участие в интермедиях драматических и оперных спектаклей. На рубеже 17-18 вв. здесь выступали танцовщики: К. Аппельсхофер, С. Делла Мотта, танцовщица М. Сцио и др. В начале 18 в. в Вене создан первый стационарный театр ("Кернтнертортеатр"), имевший балетную труппу. Балетная труппа работала и при "Бургтеатре".

Развитие австрийского балета связано с жанрово-бытовыми и комедийными балетами балетмейстера Ф. Хильфердинга. Он ввёл в бытовой и комедийный балеты элементы крестьянского и городского танца, органично сочетал танец с пантомимой. В конце 18 в. в Вене ставили драматические балеты Г. Анджолини (выступал как балетмейстер и танцовщик, развил жанр героического пантомимного балета) и балетмейстер Ж. Ж. Новер (в Вене вышло 2-е издание "Писем о танце" Новера, оказавших прогрессивное влияние на развитие австрийского балета). В начале 19 в. здесь работали иностранные педагоги и балетмейстеры С. Вигано, Г. Джоя, Ж. Омер, Ж. Перро.

Начиная с 30-х гг. 19 в. наряду с "Кернтнертортеатром", балетные спектакли ставились также в "Леопольдштадттеатре". В 1-й половине 19 в. в А. развивается романтический балет, представительницей которого была выдающаяся танцовщица Ф. Эльслер. В середине 19 в. ведущее место в австрийском балете занимали танцовщицы Ф. Черрито, Б. Линда, К. Куки, танцовщики Л. Фраппар, К. Годлевский и др. В этот период развиваются традиции придворного балета. Широко используется вальс как хореографическая форма. Развитие венского вальса повлияло на формирование лирико-комедийных балетов, которые ставил на музыку австрийских композиторов балетмейстер И. Хасрейтер (наиболее известен балет "Фея кукол" на музыку Байера, 1888).

В начале 20 в. ритмо-пластический танец временно вытеснил из репертуара классический балет. Модернистским направлениям противостояла деятельность режиссёра Э. Тельс (проводила в жизнь реалистические принципы К. С. Станиславского) и Г. Крёллера, ставившего балеты в Венской государственной опере. В 1945-58 балетную труппу Венской государственной оперы возглавляла балетмейстер Э. Ханка; в её балетах классический танец сочетался с ритмопластическим.

До 1954 балетные спектакли ставились в двух оперных театрах Вены: Государственной опере и в "Театре ан дер Вин". Среди артистов балета: Ю. Драпаль, Э. Темпль, К. Виммерль, К. Раймунд, К. Музиль и др. В конце 60-х гг. в Венской государственной опере ставили спектакли балетмейстеры Д. Парлич (Югославия), А. Миллош (Венгрия) и др.

Балетные труппы имеются также в театре "Фольксопера" в Вене и в театрах гг. Зальцбурга, Линца, Граца и др. Для подготовки танцовщиков при Венской государственной опере создана балетная школа.

Е. Я. Суриц.


XVII. Драматический театр

В 14-15 вв. на территории, в последующем вошедшей в Австрийскую империю, были распространены миракль, мистерия, вначале связанные с церковным богослужением, а позднее перенесённые на городские площади. Театр А. начинает формироваться в 16 в. Первоначально это были бродячие труппы актёров-импровизаторов. Главное действующее лицо их представлений - Гансвурст. В период феодально-католической реакции, господствовавшей в А. в конце 16-17 вв., возникли театры при иезуитских коллегиях. Иезуитская драматургия проповедовала величие церкви, устойчивость феодального строя. Придворный театр и театр иезуитов поражали зрителя обилием внешних эффектов и красочностью зрелища. Центром театральной жизни А. стала Вена.

В начале 18 в. большое значение для развития австрийской театральной культуры имела деятельность актёра и драматурга Й. Страницкого, создавшего в Вене первый стационарный австрийский театр (1712). В 1741 в Вене открылся "Королевский театр при дворце", получивший название "Бургтеатра". Искусство его формировалось в напряжённой борьбе между аристократическими и демократическими направлениями. Развитию театра препятствовала цензура, ограничивавшая репертуар, стремившаяся сделать театр средством прославления монархии. Славу "Бургтеатра" и его значение в развитии австрийской театральной культуры определили многие поколения актёров, создавших подлинно реалистические традиции австрийского театрального искусства. Под руководством журналиста и режиссёра Й. Шрейфогеля в театре работали крупнейшие австрийские актёры: С. Шрёдер, М. Корн, Г. Аншюц, и др. Для "Бургтеатра" создавал свои произведения драматург Ф. Грильпарцер. В конце 18 в. в предместьях Вены открывается ряд театров: "Леопольдштадттеатр" (1781), "Йозефштадттеатр" (1788), "Виденертеатр" (1787) и др. В них ставились оперы В. А. Моцарта и Й. Гайдна, зингшпили, комедии с участием Гансвурста и др. В некоторых спектаклях театров предместий, импровизационных выступлениях актёров отражались оппозиционные настроения австрийского населения. Это вызвало запрещение (в 1770) импровизаций. В начале 19 в. театры предместий достигли творческого расцвета. Деятельность их в это время была связана главным образом с крупнейшими драматургами и актёрами Ф. Раймундом и И. Н. Нестроем. Они создали своеобразный жанр национальной комедии, продолжили и развили лучшие традиции демократического театра. После поражения Революции 1848-49 театры предместий теряют свой демократический характер, ставят главным образом развлекательный репертуар.

В 1778 при "Бургтеатре" была открыта актёром И. Мюллером первая театральная школа (в 1909 реорганизована в Академию музыки и изобразительного искусства). Руководителю театра в 1849-67 Г. Лаубе удалось утвердить на сцене классику - И. В. Гёте, У. Шекспира, добиться снятия цензурного запрета с пьес Ф. Шиллера, укрепить труппу театра такими актёрами, как А. Зонненталь, Й. Левинский, Ш. Вольтер. В 1870-81 "Бургтеатром" руководил режиссёр Ф. Дингельштедт, поставивший цикл трагедий Шекспира, а также пьесы Л. Анценгрубера, Г. Ибсена и др. В 80-е гг. 19 в. в театрах А. ставились пьесы русских драматургов: Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

В конце 19 в. в театральном искусстве А. усиливаются антидемократические тенденции. В драматургии ведущее место занимали Г. Бар, А. Шницлер, Г. Гофмансталь, творчество которых было далёким от социальной проблематики. Отсутствие художественно-значительного современного репертуара отрицательно сказывалось на деятельности "Бургтеатра", творчество которого становится узко академическим. Наиболее крупным явлением театрального искусства этого периода было творчество актёра Й. Кайнца. В 1918 происходит подъём творческой деятельности "Бургтеатра", руководимого актёром и режиссёром А. Хейне. В театре работали актёры Г. Реймерс, М. Девриент, Р. Аслан, А. Моисии и др. Борьбу за прогрессивное искусство вёл "Йозефштадттеатр" (в 1924-38 руководитель М. Рейнхардт).

В период гитлеровской оккупации (1938-45) демократические деятели австрийской культуры подвергались преследованиям. Многие театры были закрыты, здание "Бургтеатра" разрушено. После освобождения А. Советской Армией в 1945 началась борьба демократических сил за развитие национальной культуры. "Бургтеатр" стал ведущим театром А. На его сцене и в его филиале (Академический театр) широко ставятся произведения классической и современной драматургии. В 60-е гг. поставлены трагедии Софокла, исторические хроники Шекспира, комедии Раймунда и др. Ставились также "Вишнёвый сад" и "Иванов" Чехова, "Ревизор" Гоголя, "Жизнь Галилея" Б. Брехта. Прогрессивные традиции театра утверждают режиссёры Л. Линдтберг, Р. Штейнбек.

В 1948-56 в Вене функционировал прогрессивный, демократический театр "Скала", из драматических театров работали "Йозефштадттеатр", т. н. келлер-театры ("подвальные театры"), ведущие поиски новых форм театральной выразительности.

Среди видных театральных деятелей А. актёры и режиссёры "Бургтеатра": Р. Аслан, Э. Бальзер, А. Скода, А. Хёрбигер, К. Дорш, П. Вессели, Х. Тимиг-Рейнхардт, Л. Линдтберг, Э. Лотар, А. Ротт и др.

Ежегодно в Зальцбурге проводится международный театральный фестиваль. Работают театры в городе Граце и др. городах страны. Научными центрами являются венский Институт театроведения и семинар М. Рейнхардта при Академии музыкального и изобразительного искусства в Вене.

Лит.: Игнатов С. С., История западноевропейского театра нового времени, М. - Л., 1940; Марков П., В театрах различных стран, Австрия, М., 1967; Gregor J., Geschichte des ?sterreichischen Theaters, W., 1948; Holzer L., Die Wiener Vorstadtb?hnen, W., 1951; Wiegel Н., Tausend und eine Premiere Wiener Theater (1946-1961), W., 1961.

XVIII. Кино

В 1903 в Вене был открыт первый постоянный кинотеатр. До 1906 в А. демонстрировались только иностранные фильмы, затем режиссёры А. Кольм и Я. Флек стали выпускать отечественные короткометражные фильмы. Первый австрийский художественный фильм - "От ступени к ступени" (1908, режиссёр Х. Ханус). В 1912 Кольм и Флек основали кинофирму "Винеркунстфильм", экранизировавшую произведения немецких и австрийских писателей. В 1914 под председательством А. Коловрата организовано акционерное общество "Саша-Местер-фильм" (с 1918 "Саша-фильм"), которое продолжительное время было центром кинопроизводства А.

1920-24-е гг. были периодом подъёма австрийского кино. В эти годы поставлены фильмы: "Принц и нищий" (1920, режиссёр А. Корда), "Содом и Гоморра" (1922, режиссёр М. Кертиц), "Руки Орлака" (1924, режиссёр Р. Вине, совместное немецкое и австрийское производство) и др. С середины 20-х гг. увеличился ввоз зарубежных фильмов. С появлением звукового кино в А. стало выпускаться большое количество музыкальных фильмов - "Тихо молят мои песни" (1933) о композиторе Г. Шуберте, "Маскарад" (1934) и многие другие. В 30-е гг. некоторые австрийские кинодеятели эмигрировали (Б. Уайлдер, О. Преминджер и др.). После насильственного присоединения А. к Германии, установления в стране фашистского режима (1938) развитие кинематографии А. приостановилось. С восстановлением независимости А. после окончания 2-й мировой войны начинается возрождение австрийской кинематографии. В 1946 был выпущен художественный фильм "Дальний путь" (режиссёр Э. Хёш) о трагической судьбе солдата, возвратившегося с войны. Поставлены фильмы "Процесс" (1948, режиссёр Г. В. Пабст), "Последний мост" (1954, режиссёр Х. Кёйтнер), получившие премии международных кинофестивалей; "Милый друг" (1955, по Г. де Мопассану, режиссёр Л. Дакен, франко-австрийское производство), "Последнее действие" (1955, режиссёр Пабст). Преобладающее место в кинопродукции А. в 50-60-е гг. продолжают занимать музыкальные фильмы - экранизации пьес, опер и оперетт, биографические фильмы, посвящённые жизни композиторов и актёров. Жизни и творчеству Л. Бетховена посвящён фильм "Героическая симфония" (1945). Поставлены фильмы "Франц Шуберт", "Любимец Вены", "Фиделио", "Дай руку, жизнь моя" - о Моцарте. Поставлены фильм-опера "Виндзорские проказницы" (1965), "Черт в юбке" (1966, по пьесе К. Шёхнера). Ставятся также фильмы-ревю ("Дитя Дуная", "Золотая симфония", "Волшебное ревю" и др.). Выпускается большое количество мелодрам, комедий-фарсов, детективов. С конца 50-х гг. большое давление на кино А. оказывают кинопрокатные организации ФРГ.

Крупнейшие актёры австрийского кино: П. Вессели, М. Андергаст, Т. Линген, Х. Мозер. Во многих странах снимаются известные австрийские актёры Максимилиан и Мария Шелл, О. В. Фишер, Р. Шнейдер и др. Большую роль в развитии австрийского кино сыграли режиссёры: Г. В. Пабст, В. Кольм-Вельте, В. Форст, Э. Борзоди, Х. и Э. Маришка, А. Квендлер. Киноработников готовит киноотделение Академии музыкального и изобразительного искусства. В 1955 основан австрийский киноархив и в 1964 австрийский киномузей. Выпускаются журналы: "Фильмкунст" ("Filmkunst", основан в 1949), "Фильмшау" ("Filmschau", основан в 1951), "Винер фильмцайтунг" ("Wiener-Filmzeitung", основан в 1937) и др.

АВСТРИЯ ВЕРХНЯЯ (Oberosterreich), провинция на С.-З. Австрии. Пл. 11,9 тыс. км2. Нас. 1,13 млн. чел. (1961). Адм. центр - г. Линц.

Природа. С С.-З. на Ю.-В. протекает р. Дунай. К С. от неё - низко-горья Мюльфиртель вые. до 1125 м, к Ю.- всхолмлённые предгорья (Инфиртель, Хаусрук) и хребты Вост. Альп вые. до 2996 м (хр. Зальцкаммергут и др.). Широколиственные и хвойные леса. Озёра (Аттер, Траун, Хальштеттер-Зе и др.) привлекают многочисл. туристов и отдыхающих. Вокруг озёр - курорты.

Хозяйство. В 1967 А. В. производила около 25% всей пром. продукции Австрии. Развита металлургия: выплавка стали (1,8 млн. m в год, Линц), алюминия (Рансхофен), машиностроение (Линц, Штейр, Вельс), химическая (Линц, Эбензе, Ламбах, Ленцинг), текст., лесопил., целлюлозно-бум. пром-сть. Добыча соли, бурого угля, нефти, каолина. На pp. Дунай и Инн - значит. ГЭС: Партенштейн, Йохенштейн, Ашах, Браунау, Эринг и др.

Высокотоварное с. х-во мясо-мол, направления. В долине р. Инн зерновое х-во, в вост. предгорьях Альп посадки картофеля, сах. свёклы. А. В. крупный поставщик мяса, сыра, масла, овощей на внутр. рынок. Н. И. Улыбин.

АВСТРИЯ НИЖНЯЯ (Niederosterreich), провинция на С.-В. Австрии. Пл. 19,2 тыс. км2. Нас. 1,37 млн. чел. (1961). Адм. ц.- г. Вена (в состав А. Н. не входит).

Природа. С 3. на В. протекает р. Дунай. К С. от неё - низкогорья и плато с преобладающими вые. 300-700 м (Вальдфиртель, Вейнфиртель и др.), к Ю.-всхолмлённые предгорья и хребты Вост. Альп выс. до 2075 м (хр. Эйзенвурцен, Венский Лес и др.); на В.- часть Среднедунайской равнины - Мархфельд. В горах - широколиственные и хвойные леса.

Хозяйство. А. Н.- основной с.-х., крупный пром. р-н Австрии. Ведущая отрасль - пром-сть, дающая 21% общеавстрийской пром. продукции, в т. ч. 90% нефтяной, 30,6% текстильной, 25,9% пищевой, 25,4% химической, 24,8% металлообрабатывающей, 23% лесообрабатывающей (1966). Важные пром. дентры: Винер-Нёйштадт, Санкт-Пёль-тен, Креме. Добыча нефти (Мархфельд), природного газа (Цверндорф и Виль-дендюрхбарх), угля графита (Вальдфир-тель). Значительные ТЭС (Корнейбур и Пейшинг) и ГЭС (Ибс-Перзенбёйг). Ок. 60% стоимости с.-х. продукции даёт земледелие: рожь, пшеница, картофель, сах. свёкла, а также огородничество, садоводство, виноградарство. Свиноводство.
В А. Н.- ряд известных курортов (Баден, Земмеринг, Бад-Фёслау и др.).

Н. И. Улыбин.

АВСТРОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ, аустроазиатские, семья языков, важнейшими группами к-рой являются языки мон-кхмер и мунда; родство между этими группами, а следовательно, и само существование семьи не могут считаться окончательно доказанными. В группу мон-кхмер входят кхмерский яз. в Камбодже, монский в Юж. Бирме и ряд языков малых народов Вьетнама, Лаоса и Таиланда (банар, чамре, куй, суй и др.); возможно, сюда же относится вьетнамский яз. с близко родственными ему мыэнгскими диалектами. К мон-кхмерской группе примыкает язык кхаси в Ассаме (Индия) и группа палаунг-ва, включающая языки палаунг, риант, ва в Бирме, кава в Юньнани (Китай), кхму в Сев. Лаосе и др. Особые группы составляют языки древнейшего населения Малакки - семанг и сеной и никобарский яз. (Никобарские о-ва). Языки группы мунда распространены в Индии, гл. обр. в штатах Бихар и Орисса; важнейший из них - сантали. Язык тям, прежде считавшийся австро-азиатским, в действительности входит в индонез. группу австронезийской семьи. Возможно, что А. я. родственны языки мяо-яо в Юж. Китае; предполагается также отдалённое родство между авст-роазиатскими и австронезийскими языками. Языки монкхмер, палаунгва и кхаси по строю преимущественно изолирующие, с односложными корнями и с использованием префиксов и инфиксов в словообразовании; языки мунда - агглютинативные, суффигирующие. На языках мунда говорит более 5,5 млн. чел., на остальных А. я. (без вьетнамского) - ок. 8 млн. чел.

Лит.: Schmidt W., Die Mon-Khmer-Volker, ein Bindeglied zwischen Volkern Zentralasiens und Austronesiens, Braunschweig, 1906; Sebeоk Т., An examination of the Austroasiatic language family, "Language", 1942, v. 18, p. 206 - 17; Pinnоw H.-J., Versuch einer historischen Lautlehre der Kharia-Sprache, Wiesbaden, 1959; Studies in comparative Austroasiatic linguistics, The Hague, 1966; Indo-Pacific linguistic studies, pt 1 - 2, Amst., 1965.

С. Е. Яхонтов.

АВСТРО-ВЕНГРИЯ, Австро-венгерская монархия, дуалистическое (двуединое) гос-во, созданное в 1867 в результате преобразования Австрийской империи (монархии Габсбургов) на основе соглашения между господствующими классами Австрии и Венгрии. Соглашение (т. н. австро-венг. компромисс, 8 февр. 1867) было заключено в условиях политич. кризиса в империи, обострившегося после поражения в войне с Пруссией (см. Австро-прусская война 1866), и представляло уступку правящих кругов Австрии венг. помещикам. Монархия Габсбургов была разделена (по р. Лейте) на 2 части: Австрийскую империю ("королевства и земли, представленные в рейхсрате"), или Цислейтанию (собственно Австрия и ряд др., гл. обр. славянских, областей: Чехия, Моравия, Силезия, Истрия, Далмация, Буковина, Крайна, Галиция и др.), и Королевство венгерское ("земли венг. короны"), или Транслейтанию (собственно Венгрия, Словакия, Хорватия, Трансильвания и др.). Венгрия, как и Австрия, была признана суверенной частью гос-ва. Во главе двуединой А.-В. стоял австр. император (имевший для Венгрии титул короля), власть к-рого была формально ограничена в Австрии рейхсратом, в Венгрии - сеймом. Для всей А.-В. устанавливалось три общих министерства: 1) иностр. дел, 2) воен. и морское и 3) финансов (последние два мин-ва имелись также и в обеих частях монархии). Остальные мин-ва были самостоятельными для Австрии и Венгрии. Расходы по общим делам устанавливались для обеих частей А.-В. в известной пропорции, регулировались соглашением рейхсрата и сейма и были предметом постоянной борьбы. Общей конституции у А.-В. не было. Законо-дат. власть по отношению ко всей империи осуществлялась через ежегодно созываемые т. н. делегации (по 60 членов от рейхсрата и от сейма).

Создавая А.-В., Габсбурги стремились использовать союз крупных венг. землевладельцев и австр. буржуазии для подавления нац.-освободит, и демократич. движения внутри империи; устранить опасность полного отделения Венгрии, достигнуть компромисса с австр. буржуазией, предоставив ей известные конституц. права. Австр.-венг. соглашение 1867 явилось краеугольным камнем нац. политики Габсбургской монархии в кон. 19 - нач. 20 вв. Пр-во Франца Иосифа, опираясь на господствующие классы собственно Австрии и Венгрии, угнетало остальные, преим. славянские, народы, населявшие многонац. А.-В. В кон. 1918, в условиях поражения в 1-й мировой войне и подъёма рабочего и нац.-освободит, движения, усилившегося под влиянием Окт. революции в России, А.-В. распалась. На её территории были созданы бурж. гос-ва Австрия, Венгрия, Чехословакия; часть терр. вошла в состав Югославии, Румынии, Польши.

АВСТРО - ГЕРМАНСКИЙ ДОГОВОР 1879, договор о союзе между Австро-Венгрией и Германией; подписан в Вене 7 окт. 1879. Заключённый сроком на 5 лет, А.-г. д. впоследствии неоднократно возобновлялся. Ст. 1 А.-г. д. устанавливала, что если одна из договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны России, то оба участника обязаны выступить на помощь друг другу. Ст. 2 предусматривала, что в случае нападения на одну из договаривающихся сторон какой-нибудь другой державы вторая сторона обязуется соблюдать по меньшей мере благожелательный нейтралитет. Если же нападающая сторона получит поддержку России, то вступает в силу ст. 1.

А.-г. д., направленный в первую очередь против России и Франции, явился одним из соглашений, приведших к созданию воен. блока во главе с Германией (см. Тройственный союз 1882) и к разделению европ. стран на два враждебных лагеря, которые впоследствии выступили друг против друга в 1-й мировой войне.

АВСТРО - ИТАЛО - ФРАНЦУЗСКАЯ ВОЙНА 1859, война Пьемонта (одного из итал. королевств) и Франции против Австрии, удерживавшей под своим господством Ломбардо-Венецианскую обл. и препятствовавшей созданию единого итал. гос-ва. Для Италии война 1859 была нац.-освободительной, она положила начало завершившейся в 1870 борьбе за объединение Италии "сверху" под главенством правившей в Пьемонте Савойской династии. Со стороны Франции война была продиктована стремлением Наполеона III укрепить франц. влияние в Сев. Италии, расчётами на терр. захваты и династич. интересами. В июле 1858 между Пьемонтом и Францией было заключено секретное Пломбъерское соглашение 1858 о совместном ведении войны против Австрии. В обмен за оказание помощи Пьемонту в изгнании австрийцев из Ломбардии и Венеции Наполеон III добился согласия главы пьемонтского пр-ва К- Б. Кавура на присоединение в дальнейшем Ниццы и Савойи к Франции. Франц. пр-во заключило также 3 марта 1859 в Париже секретное соглашение с Россией, в соответствии с к-рым Россия обещала Франции дипломатич. поддержку против Австрии, а Франция согласилась содействовать России в пересмотре нек-рых статей Парижского мирного договора 1856.

А.-и.-ф. в. началась 29 апр. 1859. Австр. армия (170 тыс. чел.) под команд, фельдм.-лейт. Ф. Дьюлаи сосредоточилась между Миланом и Пьяченцей. Союзные войска (56 тыс. пьемонтцев и 116 тыс. французов) под общим командованием Наполеона III развёртывались севернее Алессандрии, куда франц. войска могли подойти к сер. мая. Австр. командование проявляло нерешительность и бездействовало, не использовав возможности разбить пьемонтские войска до подхода французов. После ряда мелких стычек .австр. войска потерпели неудачу 20 мая в бою с французами при Монтебелло, а 4 июня были разбиты союзными войсками у г. Мадженты. После этого Дьюлаи отвёл армию за р. Минчо. Он был отстранён, и командование возглавил имп. Франц Иосиф. 24 июня в решающем сражении при сел. Солъферино союзники (120 тыс. чел.) нанесли поражение австрийцам (122 тыс. чел.). Война вызвала подъём нац.-освободит, движения в Италии и привела к нар. восстаниям в мае - июне в Тоскане, Парме, Модене и папских владениях. Однако Наполеон III, к-рый не желал превращения Италии в сильное единое гос-во и был встревожен размахом освободит, борьбы в Италии, а также угрозой со стороны Пруссии, внезапно прекратил воен. действия. 11 июля Наполеон III заключил сепаратное Виллафранкское перемирие 1859 с Австрией, по условиям к-рого, подтверждённым Цюрихскими договорами 1859, последняя отказалась лишь от Ломбардии, Венеция же осталась под австр. господством. По Туринскому договору 1860 с Пьемонтом Франция получила принадлежавшие Пьемонту Савойю и Ниццу.

Лит.: Маркс К., Мир или война?, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Энгельс Ф., По и Рейн, там же; его же, Сражение при Мадженте, там же: его же, Сражение при Сольферино, там же; Ленин В. И., Под чужим флагом, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26; История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959, с. 694 - 698; Невлер (В или н) В., К истории воссоединения Италии, М., 1936; Обзор кампании 1859 в Италии, пер. с франц., СПБ, 1890; Каиделоро Д ж., История современной Италии, пер. с итал., т. 4, М., 1966.

АВСТРО-ИТАЛЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1848-49, война за освобождение Италии от австр. господства, тесно связанная с развернувшейся в 1848-49 бурж. революцией в итал. государствах (см. Революция 1848-49 в Италии). В марте 1848 в результате победы нар. восстания из Ломбардии и Венеции, находившихся под властью Австрии с 1815, были изгнаны австр. войска. В марте 1848 сардинский (пьемонтский) король Карл Альберт начал против Австрии войну, рассчитывая использовать её в интересах Савойской династии. В апр. 1848 пье-монтская армия (ок. 60 тыс. чел.) предприняла насту пат. действия в направлении Вероны. Особенно успешными были боевые действия волонтёрских отрядов Гарибальди. Однако предательская политика правящих кругов итал. гос-в и самого Карла Альберта, испугавшихся углубления революц. движения, привела к победе Австрии. 25 июля 1848 при Кустоце итал. армия потерпела поражение от австр. войск. 6 авг. австр. войска фельдм. Радецкого вступили в Милан, а через 3 дня Карл Альберт заключил перемирие, вызвавшее возмущение широких масс: Ломбардия была снова присоединена к Австрии.

В связи с новым революц. подъёмом в итал. гос-вах и требованиями возобновления войны против Австрии 20 марта 1849 Карл Альберт вынужден был прервать перемирие и начать воен. действия. Однако плохо подготовленная пьемонт-ская армия (ок. 88 тыс. чел., команд, ген. Хржановский), растянувшаяся от Новары до р. По, уже 21 марта потерпела поражение у Мортары; 23 марта в ген.

сражении у Новары она была наголову разбита австр. армией (ок. 70 тыс. чел.). Этому способствовали нерешительность и бездарность пьемонтских генералов. Карл Альберт бежал из Италии. Его сын Виктор Эммануил II 26 марта заключил с Радецким перемирие. Австр. войска "вновь оккупировали Ломбардо-Венециан-скую обл. 6 августа в Милане был заключён мир, по к-рому Сардинское королевство выплачивало Австрии 65 млн. франков контрибуции.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, с. 4; Энгельс Ф., Поражение пьемонтцев, там же, т. 6; Невлер (Вилин) В., К истории воссоединения Италии, М., 1936; Тrеvisani G., Dal pr.mo al secondo Risor-gimento (1796 - 1945), Mil., 1954.

В. Е. Невлер, А. А.Малиновский.

АВСТРО-ИТАЛЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1866, одна из войн, связанных с борьбой за освобождение Италии от австр. господства и за создание нац. гос-ва. В результате австро-итало-франц. войны 1859 и итал. революции 1859-60 Италия была в основном объединена. Однако вне Итал. гос-ва оставались ещё Рим, находившийся под властью папы, и Венецианская обл., в к-рой по-прежнему господствовала Австрия. Италия готовилась к войне против Австрии за освобождение Венецианской обл. Это использовала Пруссия, к-рая, проводя дипломатич. подготовку к войне с Австрией, добилась при посредничестве императора Франции Наполеона III союза с Италией. За участие в войне пробив Австрии на стороне Пруссии Италии была обещана Венеция. Австро-прусская война 1866 началась 17 июня. Вступлением итал. войск в Венецианскую обл. (20 июня) началась А.-и.в. Гл. силы итал. армии (120 тыс. чел.) короля Виктора Эммануила (нач. штаба - ген. А. Ла Мармора) 23 июня начали наступление от р. Минчо на Верону, оставив сильный резерв в Мантуе. Корпус ген. Э. Чальдини (90 тыс. чел.) должен был нанести удар из р-на Феррары, Болоньи во фланг и тыл австр. армии. Австр. командование, вынужденное вести войну на два фронта, выставило против Италии Южную армию (78 тыс. чел., кроме гарнизонов крепостей), к-рая под команд, эрцгерцога Альбрехта развернулась юго-восточнее Вероны и 24 июня перешла в наступление. В бою при Кустоце (24 июня) итальянцы понесли тяжёлое поражение. Потеряв до 10 тыс. чел. убитыми, ранеными и пленными, итал. армия отошла за р. Ольо. Но развить свой успех австрийцы не смогли: 3 июля они были разбиты пруссаками при Садове и вынуждены были перебросить значит, силы с итал. театра против Пруссии. Это позволило итальянцам перейти в наступление в Венецианской области и Тироле, где успешно сражался против австр. войск Дж. Гарибальди. 26 июля итал. войска достигли р. Изонцо. Но 20 июля итал. флот, пытавшийся очистить от противника Адриатич. м. и захватить Триест, потерпел поражение от австр. флота при о. Лиссе. Тем не менее Австрия, вследствие её разгрома в войне с Пруссией, вынуждена была пойти на перемирие с Италией (10 авг.). 3 октября она подписала Венский мирный договор, по к-рому уступала Венецианскую обл. не непосредственно Италии, а Наполеону III, последний же передавал её итал. королевству.

Лит.: Обзор войны 1866 г. в Германия и Италии, пер. с франц., СПБ, 1891; Trevisani G., Dal prirao al secondo Risorgimento (1796 - 1945), Mil., 1954.

В. Е. Невлер, А. А. Малиновский.

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в. в австрийской социал-демократии под влиянием теоретических работ и политической деятельности её лидеров и идеологов К. Реннера, О. Бауэра, М. Адлера, Р. Гильфердинга (в начале его деятельности), Ф. Адлера и др. В период между двумя мировыми войнами в политической литературе "австромарксистской" называлась вся австрийская социал-демократическая партия. А., как и австрийской социал-демократии в целом, были присущи многие характерные реформистские черты западноевропейской социал-демократии того времени и, в частности, точка зрения, что теоретические взгляды не имеют прямой связи с политической практикой и являются личным делом каждого. Для А. характерна внутренняя противоречивость. Некоторые из австромарксистов, например Ф. Адлер, увлекались учением Э. Маха, другие, как М. Адлер, пытались соединить марксизм с неокантианством. Третьи занимались преимущественно политической экономией и были сторонниками теории предельной полезности Бём-Баверка и его школы (см. Австрийская школа в политической экономии).

Существенные разногласия распространялись также на вопросы политической борьбы. В то время как О. Бауэр был центристом, К. Реннер принадлежал к правому крылу партии, а Ф. Адлер, начав политическую деятельность с решительных выступлений против социал-патриотической позиции руководства австрийской социал-демократии в годы 1-й мировой войны, закончил антисоветскими и антикоммунистическими выступлениями. А. в целом представлял собой, т. о., конгломерат самых разнородных научных и политических взглядов. Общими для представителей А. были склонность к компромиссам и умение прибегать к левым фразам, за которыми обычно скрывалось нежелание решительных действий. Левая фраза и даже некоторая готовность к действиям сочетались с оппортунизмом, парализовавшим эту готовность.

Острая национальная борьба в Австро-Венгрии порождала усиленное внимание к национальной проблеме. Национальный вопрос был одним из главных предметов обсуждения в австрийской социал-демократии вплоть до распада Австро-Венгрии (1918). Австрийская социал-демократия была первой социал-демократической партией, принявшей специальную программу по национальному вопросу - Брюннскую программу (1899), в которой выдвигался принцип территориального федеративного устройства Австрии. В советской исторической литературе Брюннскую программу обычно оценивали негативно, считая её программой культурно-национальной автономии, и относили к австромарксистской теории национального вопроса. В. И. Ленин, характеризуя австрийскую программу, писал: "Чрезвычайно распространено ошибочное мнение, будто на этом (Брюннском. - В. Т.) съезде принята так называемая "культурно-национальная автономия". Наоборот. Она единогласно отклонена на этом съезде" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 313, см. также с. 225, 227; т. 25, с. 272). Вместе с тем В. И. Ленин констатировал компромиссный характер третьего пункта программы.

В действительности австромарксистская теория культурно-национальной автономии, оторванной от территориального расселения нации, сложилась в работах К. Реннера (1899, 1902) и О. Бауэра (1907) и была основана на ошибочном понимании нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. Сторонники А. неоднократно выступали с требованием пересмотреть, конкретизировать Брюннскую программу, однако эти требования не были осуществлены. Точка зрения австромарксистских теоретиков изменялась на протяжении последующего периода. Так, например, О. Бауэр писал в 1913: "Австрия будет превращена в федеративное государство автономных наций или же прекратит свое существование", а в начале 1918 группа О. Бауэра признала в своей платформе право наций на самоопределение.

Действительный характер А. ярко проявился в период между двумя мировыми войнами, когда лидеры австрийской социал-демократической партии пытались занять промежуточную позицию между 2-м и 3-м Интернационалами. Они играли руководящую роль в создании т. н. 21/2-го Интернационала (1921-23), затем слившегося со 2-м Интернационалом, в который вернулась и австрийская социал-демократическая партия.

В эти годы А. отличался от правого крыла международной социал-демократии как теоретическими взглядами, так и практической политикой. Линцская программа австрийской социал-демократической партии (1926) теоретически признавала при обострении классовой борьбы целесообразность и возможность диктатуры пролетариата для подавления сопротивления буржуазии законному правительству рабочего класса. Для обороны от нарастающей опасности фашизма австрийская социал-демократическая партия создала массовую вооружённую организацию (Шуцбунд) и в феврале 1934 призвала трудящихся к вооружённому выступлению против австрофашистского правительства. Однако это было сделано с опозданием, и теория обороны обрекала рабочий класс на отступления и поражения.

В дальнейшем в эмиграции некоторые лидеры А. сделали выводы из губительных последствий раздробленности рабочего движения и выступили за создание единого антифашистского фронта борьбы. В то же время в национальном вопросе представители А. придерживались ошибочной позиции. Они отрицали наличие процесса возникновения австрийской нации и после захвата Австрии (март 1938) гитлеровской Германией выступали против лозунга борьбы за независимость Австрии, считая, что только общегерманская революция может освободить Австрию от фашизма и что после этого Австрия останется в составе Германии. Ошибочные концепции А. в национальном вопросе возродились здесь на новой основе.

После 2-й мировой войны правое руководство Социалистической партии Австрии полностью отказалось от марксизма, от всей прогрессивной части политического и теоретического наследия А. Вместе с тем правосоциалистические лидеры, как и многие буржуазные политики и учёные, обращаются к А. в поисках исторического опыта.

Лит.: Ленин В. И., О "культурно-национальной" автономии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, К истории национальной программы в Австрии и в России, там же; его же, Заметки публициста, там же, т. 40; его же, Письмо к австрийским коммунистам, там же, т. 41; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос. Соч., т. 2, М., 1954; Турок В. М., От австромарксизма к современному ревизионизму, "Новая и новейшая история", 1958, №4; Правые социалисты - против социализма, М., 1960, с. 306-55; Семенов Ю. И., Из истории теоретической разработки В. И. Лениным национального вопроса, "Народы Азии и Африки", 1966, №4, с. 106-29; Steiner H., Am Beispiel O. Bauers - die Oktoberrevolution und der Austromarxismus, "Weg und Ziel", Sondernummer, Juli 1967; Mommsen H., Die Sozialdemokratie und die Nationalit?tenfrage im Habsburgischen Vielv?lkerstaat, W., 1963.

В.М. Турок.

АВСТРО-ПРУССКАЯ ВОЙНА 1866, война, завершившая многолетнее соперничество между Пруссией и Австрией за господств, роль в Германии и явившаяся важным этапом в объединении Германии "сверху", под гегемонией юнкерско-бурж. Пруссии. После победы, одержанной Пруссией в датской войне 1864, Бисмарк, возглавивший в 1862 прусское пр-во, добился подписания 14 августа 1865 Гаштейнской конвенции, согласно которой Шлезвиг находился под властью Пруссии, а Гольщтейн под властью Австрии. Готовясь к войне с Австрией, Бисмарк сумел обеспечить нейтралитет России и Франции. Дипло-матич. подготовка Пруссии к войне была завершена подписанием 8 апр. 1866 союзного договора с Италией. Непосредств. поводом к войне с Австрией послужил конфликт из-за Шлезвиг-Гольштейна. Двинув прусские войска в Голыцтейн и разослав 10 июня герм, гос-вам свой проект реформы Герм, союза, к-рым предусматривалось исключение из него Австрии, Бисмарк спровоцировал вооруж. конфликт. 14 июня по предложению Австрии, поддержанному большинством мелких герм, гос-в, сейм Герм, союза принял решение мобилизовать союзную армию против Пруссии; формальное объявление войны Австрией произошло 17 июня, после того как 16 июня пруссаки начали вторжение в Ганновер, Гессен и Саксонию. Австрии пришлось вести войну на 2 фронта - на Итальянском (см. Австро-итальянская война 1866) и Богемском (Чешском) театрах. Ряд герм, гос-в (Бавария, Саксония и др.) встал на сторону Австрии, но не смог оказать ей реальной помощи. Пруссия превосходила Австрию по развитию пром-сти; относительно густая ж.-д. сеть Пруссии обеспечивала быстроту мобилизац. перевозок. Прусская пехота была вооружена игольчатыми, заряжавшимися с казны ружьями Дрейзе, скорострельность к-рых была в 3 раза выше австр. ружей, заряжавшихся с дула. Поскольку Австрии пришлось выделить значит, силы (к началу войны ок. 80 тыс. чел.) на Итальянский театр, пруссаки получили на Богемском театре нек-рое численное превосходство - 278 тыс. чел. против 261 тыс. чел., составлявших австр. Северную армию (включая отступивший в Богемию саксонский корпус; союзная с Австрией Бавария никаких войск в Богемию не послала). Во главе прусской армии стоял король Вильгельм I, фактически операциями руководил ген. X. Мольтке (Старший). Австр. Сев. армией командовал ген. Л. Бенедек, показавший себя крайне слабым полководцем.

На т. н. Майнском театре - в Ганновере, Гессене и на Франкфуртском направлении прусские силы быстро добились успехов, после чего пруссаки форсировали наступат. действия в Богемии. Стратегич. развёртывание против Саксонии и Австрии было осуществлено по дуге протяжением св. 250 км тремя армиями: 2-я армия (команд, кронпринц Фридрих Вильгельм) в Силезии - между г. Бреславль (Вроцлав) и р. Нейсе (Ни-са), 1-я армия (команд, принц Фридрих Карл) в р-не Гер лица и Эльбская армия (ген. Херварт фон Биттенфельд) в р-не Торгау. В дальнейшем Эльбская армия перешла в подчинение Фридриху Карлу. Гл. силы австр. Сев. армии, евсредо-точенные сначала в укреплённом р-не Ольмюц (Оломоуц), двинулись 18^ i-юня в Богемию, в район крепостей Йозеф-штадт (Яромерж) и Кёниггрец (Градец-Кралове). Прусское гл. командввание дало 22 июня директиву о концентрич. вторжении в Богемию с задачей соединения в р-не Гичина (Йичин). Медленность продвижения австр. сил дала возможность пруссакам преодолеть горные проходы. В ряде боёв, гл. обр. встречных (см. схему), прусские вейскаиимелж успех. Австр. армия отошла к Йозефштадту, а затем к Кёниггрецу. 3 июля произошло решающее сражение в р-не Садова - Кёниггрец (см. Садова), в к-ром участвовало 221 тыс. пруссаков и 215 тыс. австрийцев. Пруссаки вынудили австрийцев к беспорядочному отступлению. Потери австрийцев убитыми, ранеными и пленными составили 44 тыс. чел.- почти в 5 раз больше, чем у пруссаков. Однако прусское командование позволило австро-саксонским войскам оторваться от противника. Бенедек отвёл оставшиеся войска к Ольмюцу, выделив для Венского направления лишь слабое прикрытие. Пруссаки возобновили продвижение: 2-й армией - на Ольмюц, 1-й и Эльб-ской армиями - на Вену. В создавшемся для Австрии критич. положении началась переброска австр. войск из Италии,-где ими был одержан ряд побед, на север. Бенедек 13 июля был заменён эрцгерцогом Альбрехтом. У Австрии ещё были возможности для организации отпора противнику на подступах к Вене и Пресбургу (Братиславе), однако внутр. положение в империи, в особенности угроза отпадения Венгрии, заставили пр-во Франца Иосифа пойти на мирные переговоры. Этого добивался и Бисмарк (вопреки сопротивлению Вильгельма I и Мольтке), т. к. он видел в Австрии возможного союзника в будущем,