загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

и в том же году получил на него патент. Из-за отсутствия средств 3. не смог реализовать своё изобретение, и в 1839 патент был аннулирован.



ЗАГС, запись актов гражданского состояния; см. Акты гражданского состояния.



ЗАГУЛ Дмитрий Юрьевич [16(28).8. 1890-1938], украинский советский поэт. Род. в с. Милиево, ныне Вижницкого р-на Черновицкой обл., в крест. семье. Учился в Черновицком ун-те. Печататься начал в 1912. В 1913 в Черновицах вышла первая книга стихов "Мережка". Печатался под псевд. И. Майдан, М. Сучасный, С. Юрась, Б. Тыверец, М. Суламит. В годы 1-й мировой войны 1914- 1918 переехал в Россию, жил в Киеве. Постепенно преодолел влияние символизма, сказавшееся в ранних сб-ках ("С зелёных гор", 1918; "На грани", 1919). В сб-ках "Наш день" (1925), "Мотивы" (1927) он выступает как певец сов. действительности. Перевёл на укр. яз. поэму А. А. Блока "Двенадцать", произв. Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Г. Гейне. Ему принадлежит первый на Украине опыт создания систематич. курса теории лит-ры ("Поэтика", 1923). Соч.: Вибране, К.,1961.



ЗАГУЛЬБА, климатический приморский курорт на Апшеронском полуострове, близ Баку. Леч. средства: климатотерапия, виноградолечение. Песчаный пляж. Детский костнотуберкулёзный санаторий.



ЗАГУРСКАЯ Галина Николаевна (р. 27.4.1905, Иркутск), русская советская актриса, нар. арт. СССР (1969), нар. арт. Уэб. ССР (1944). В 1921 окончила Иркутское балетное уч-ще и дебютировала в Иркутском оперном театре. С 1932 выступает как драматическая актриса в театрах Ярославля, Владивостока, Иркутска и др. С 1937 в труппе Ташкентского русского драматического театра имени М. Горького. Лучшие роли: Анна Каренина ("Анна Каренина" Л. Н. Толстого), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы), Филумена ("Филумена Мартурано" Де Филиппе), Кручинина, Юлия Тугина ("Без вины виноватые", "Последняя жертва" Островского), Раневская ("Вишнёвый сад" Чехова), Татьяна ("Враги" Горького), Хозяйка ("Каменное гнездо" Вуолийоки), Майсара ("Проделки Майсары" Хамзы), миссис Сэвидж ("Странная миссис Сэвидж" Патрика), Соломонида ("Тяжкое обвинение" Шейнина). Деп. Верх. Совета Узб. ССР 6-го созыва. Награждена орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

ЗАГЭС, посёлок гор. типа в Мцхетском р-не Груз. ССР. Расположен на лев. берегу р. Кура. Ж.-д. станция в 20 км к С. от Тбилиси. Земо-Авчалъская ГЭС им. В. И. Ленина; з-д по ремонту крупного энергетич. оборудования.



ЗАДАР (Zadar), город в Югославии, в Социалистич. Республике Хорватии, на побережье Адриатического м. 43,2 тыс. жит. (1971). Трансп. узел - ж.-д. ст., порт, аэродром. Центр р-на виноградарства и насаждения олив. Табачная, джутовая, маслобойная, винодельческая и спирто-водочная (в т. ч. производство ликёра "Мараскин"), рыбоконсервная, машино-строит. пром-сть. 3.- туристский центр. В городе имеются Народный, Археологический и Морской музеи. В 3.- филос. ф-т Загребского университета. Один из древнейших европ. городов.

Как поселение 3. известен с 4 в. В ср. века - крупный торг. город, центр Далмации. В 1409 захвачен Венецией, в 1797 - Австрией. В 1918, после распада Габсбургской монархии, оккупирован итал. войсками. Рапалльским мирным договором 1920 между Италией и Югославией объявлен вольным городом под суверенитетом Италии. По Парижскому мирному договору 1947 с Италией 3. был передан Югославии.

В 3. сохранились остатки рим. триумфальных арок, форума и акведука, церковь-ротонда св. Доната (ныне Археол. музей; 810-815), романские базилики св. Кршевана (12 в.), св. Стошия (12 - 13 вв.; в интерьере - фрагменты алтаря работы В. Карпаччо, ок. 1480), св. Марии (11 в., фасад в стиле ренессанса - 16 в.), св. Шимуна (12 в., перестроена в стиле барокко в 17 в.), крепостные ворота в стиле ренессанса ("Порта Терраферма"; 1543, арх. М. Санмикели), дома в стилях венецианской готики и ренессанса и др.

Лит.: Zbornik Zadar, Zagreb, 1964.

ЗАДАТОК, денежная сумма, выдаваемая одной из сторон договора другой стороне в счёт причитающихся по договору платежей, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. По сов. гражд. праву 3.- один из способов обеспечения исполнения обязательств по договорам между гражданами или с их участием. Законом установлено: если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая 3., он остаётся у другой стороны; если же за неисполнение договора ответственна сторона, получившая 3., она обязана уплатить другой стороне двойную его сумму, т. е. возвратить 3. и уплатить равную ему сумму. Потерпевшая сторона вправе также требовать возмещения убытков, с зачётом суммы 3., если в договоре не предусмотрено иное. Соглашение о 3., независимо от его суммы, должно быть совершено в письменной форме.

ЗАДАЧА, 1) поставленная цель, к-рую стремятся достигнуть. 2) Поручение, задание. 3) Вопрос, требующий решения на основании определённых знаний и размышления (матем. 3., шахматная 3., логич. 3., письменная 3.), проблема. 4) Один из методов обучения и проверки знаний и практич. навыков уч-ся, применяемых во всех типах общеобразоват. и спец. уч. заведений.

"ЗАДАЧИ БОРЬБЫ ПРОТИВ ИМПЕРИАЛИЗМА...", "Задачи борьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил", программный документ современного мирового коммунистического и рабочего движения. Принят на проходившем в Москве 5-17 июня 1969 международном Совещании коммунистических и рабочих партий. Содержит марксистско-ленинский анализ совр. междунар. обстановки, социально-экономич. процессов, происходящих в капиталистич. мире, странах социализма и развивающихся странах, положения в коммунистич. движении и основанные на этом анализе выводы, имеющие целью сплочение антиимпериалистич. сил, усиление борьбы против империализма, укрепление дела мира, демократии, нац. независимости и социализма.

В документе отмечается, что нынешний этап характеризуется ростом возможностей для нового продвижения вперёд революц. и прогрессивных сил. В борьбе против империализма объединяются три великие силы современности: мировая система социализма, междунар. рабочий класс и нац.-освободит. движение. Мировое революц. движение, несмотря натрудности и неудачи отд. его отрядов, продолжает наступление. Империализм не смог изменить в свою пользу при помощи контратак соотношение сил на мировой арене. Наиболее убедительное доказательство противоречия между агрессивными планами империализма и его реальными возможностями - поражение, к-рое терпит амер. империализм во Вьетнаме. Успехи вьетнамского народа убедительно показывают, что в наши дни народы, защищающие свою свободу и пользующиеся широкой поддержкой СССР, др. социалистич. стран и прогрессивных сил всего мира, способны всё более успешно отражать империалистич. агрессию. Не удалось силам империализма, прежде всего американского, сокрушить прогрессивные режимы в арабских странах, сохранить или восстановить свои позиции на Бл. Востоке.

В то же время империализм остаётся серьёзным и опасным противником для сил мира, демократии и социализма. "Проявляющееся во всемирном масштабе коренное противоречие между империализмом и социализмом углубляется. В обстановке борьбы двух мировых систем капиталистические державы, несмотря на растущие противоречия, которые их разделяют, стремятся объединить свои усилия, чтобы сохранить и укрепить строй эксплуатации и угнетения, вернуть утраченные ими позиции. Американский империализм пытается удержать под своим влиянием другие капиталистические государства и вместе с ними проводить общую политику в основных сферах классовой борьбы". (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 286-87). При этом острие агрессивной стратегии империализма направлено прежде всего против социалистич. гос-в.

В документе дан анализ новых черт в развитии совр. империализма, к-рые связаны с его стремлением приспособиться, с одной стороны, к условиям борьбы двух систем, а с другой стороны - к требованиям научно-технич. революции, ведущей к ускорению процесса обобществления экономики, а следовательно, при господстве монополий,- к дальнейшему углублению социальных противоречий. Усиливается гос.-монополистич. характер капитализма. Гос-во всё шире использует имеющиеся в его руках экономич. рычаги для стимулирования капиталистич. произ-ва. "Однако государственно-монополистическое регулирование, осуществляемое в формах и масштабах, отвечающих интересам монополистического капитала, и направленное на сохранение его господства, не в состоянии обуздать стихийные силы капиталистического рынка" (там же, с. 297). В результате не только обостряются все прежние противоречия капитализма, но и порождаются новые. "Ход общественного развития показывает, что империализм приходит в столкновение с жизненными интересами людей физического и умственного труда, различных социальных слоев, наций, стран. Против империализма поднимаются все более широкие массы трудящихся, общественные движения, целые народы" (там же, с. 301).

Решающей силой в антиимпериалистич. борьбе является мировая социалистич. система, вклад к-рой в эту борьбу определяется прежде всего её растущей экономич. мощью.

Одна из важнейших задач коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран - развитие междунар. социалистич. разделения труда, всестороннего сотрудничества и добровольной кооперации между странами социализма, исключающей к.-л. ущемление нац. интересов и обеспечивающей подъём каждой страны в отдельности и укрепление мощи мировой системы социализма в целом.

В документе отмечается, что становление нового типа междунар. отношений - сложный ист. процесс, в ходе к-рого возникают трудности. Однако социалистич. система основывается на общности со-циально-экономич. строя, на совпадении коренных интересов входящих в неё стран. Эта общность - залог преодоления имеющихся трудностей, дальнейшего укрепления единства системы социализма на принципах марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма.

Документ указывает, что укрепление социалистич. содружества на принципах марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма отвечает коренным интересам всех революц. отрядов, а защита социализма - интернациональный долг коммунистов.

Документ отмечает, что в цитаделях капитализма происходит не только рост противоречий между трудом и капиталом, но и углубление антагонизма между интересами подавляющего большинства нации и финансовой олигархией. Ширится размах классовых боёв, забастовок и иных выступлений трудящихся и др. обществ. слоев в различных странах. На путь антиимпериалистич. борьбы вступают новые прослойки интеллигенции, к-рые в эпоху, когда наука превращается в непосредственную производит. силу, всё более пополняют ряды работников наёмного труда. Всё активнее включаются в борьбу против империализма трудящаяся, прежде всего рабочая, молодёжь и студенты. Растёт число женщин, активно участвующих в классовой борьбе. Открылись возможности для союза на антимонополистич. и антиимпериалистич. основе революц. рабочего движения с широкими массами верующих. В ходе единых антимонополистич. и антиимпериалистич. действий создаются благоприятные предпосылки для создания демократич. союза, основная сила к-рого - рабочий класс. При этом одно из основных условий успеха борьбы против монополий и их власти - укрепление союза рабочих и крестьян.

Документ указывает, что радикальные демократич. преобразования, к-рые будут достигнуты в борьбе против монополий, будут способствовать осознанию всё более широкими массами необходимости социализма. Коммунистич. и рабочие партии считают борьбу за передовую демократию неотьемлемой частью борьбы за социализм.

В новой обстановке происходит дифференциация в рядах социал-демократии, к-рая отражается и в руководстве. Нек-рые из лидеров социал-демократии встали на защиту империализма, другие склонны учитывать требования трудящихся масс. Для коммунистов борьба против оппортунизма - неизменная задача. Не ослабляя критики реформистских концепций, коммунисты, придавая решающее значение единству рабочего класса, "...высказываются за сотрудничество с социалистами и социал-демократами, чтобы установить передовой демократический строй сегодня и построить социалистическое общество в будущем" (там же, с. 306). Коммунисты являются также последовательными сторонниками профсоюзного единства как в рамках каждой страны, так и на междунар. арене.

В последнее десятилетие, - указывает документ, - продолжала возрастать роль антиимпериалистич. движения народов Азии, Африки и Латинской Америки. В освобождающихся странах Африки и Азии развивается социальная дифференциация, обостряется конфликт демократич. сил с империализмом и силами внутр. реакции, с теми элементами нац. буржуазии, к-рые всё более склонны идти на сговор с империализмом. Нек-рые молодые гос-ва, под воздействием революц. условий нашего времени, вступили на путь некапиталистич. развития. В этих странах, ведущих решит. борьбу против империализма и неоколониализма, пробивает себе дорогу, преодолевая большие трудности и испытания, социалистич. ориентация. "... Интересы социального прогресса народов недавно освободившихся стран требуют тесного сотрудничества между коммунистическими партиями и другими патриотическими и передовыми силами. Враждебность к коммунизму, преследования коммунистов вредят борьбе за национальное и социальное освобождение народов" (там же, с. 314).

В документе отмечается, что в Лат. Америке пролетариат, коммунистич. и рабочие партии играют всё более важную роль в антиимпериалистич. движении. В союзе с пролетариатом выступают широкие нар. массы, студенты, передовая интеллигенция, многочисл. круги средних слоев гор. населения. Новый этап революц. движения открыла здесь Кубинская революция, к-рая разорвала цепь империалистич. гнёта в Лат. Америке и привела к созданию первого социалистич. государства на амер. континенте.

Первостепенное значение для перспектив антиимпериалистич. борьбы имеет укрепление союза между социалистич. системой, рабочим и нац.-освободит. движениями.

Выдвинутая в документе платформа антиимпериалистич. борьбы включает боевую солидарность и всестороннюю поддержку героич. вьетнамского народа; борьбу против опасности мировой термоядерной войны, за мир во всём мире; борьбу за претворение в жизнь принципов мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем; наращивание усилий, направленных на предотвращение распространения ядерного оружия и его запрещение; солидарность с народами и странами, являющимися постоянными объектами агрессивных посягательств империализма; единые действия против всех актов агрессии империализма, против развязывания им локальных войн и иных форм интервенции в любых р-нах мира; борьбу против неоколониализма, фашизма и расизма, за демократизацию всех сторон обществ. жизни.

В документе подчёркивается, что сплочение коммунистич. и рабочих партий - важнейший фактор объединения всех антиимпериалистич. сил. В нём сформулированы принципы взаимоотношений между партиями, определены формы сотрудничества между ними, подтверждена нераздельность нац. и интернациональной ответственности каждой партии, указаны пути преодоления возникших в коммунистич. движении разногласий. Документ обращает особое внимание на необходимость усиления борьбы коммунистич. партий против ревизионизма, правого оппортунизма, национализма и левосектантского авантюризма и призывает коммунистич. и рабочие партии к сплочению на принципах марксизма-ленинизма, под знаменем пролетарского интернационализма. "Верность марксизму-ленинизму , пролетарскому интернационализму, беззаветное и преданное служение интересам своего народа, общему делу социализма, - указывает документ, - необходимое условие эффективности и правильной ориентации единых действий коммунистических и рабочих партий, залог успеха в достижении ими своих исторических целей" (там же, с. 309).

Подавляющее большинство участников междунар. Совещания коммунистич. и рабочих партий 1969 полностью одобрило принятый Совещанием документ. Делегации коммунистич. партий Австралии, Италии, Сан-Марино и Реюньона, также высказываясь за укрепление единства коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил, выразили полное согласие только с разделом документа, в котором излагается программа борьбы против империализма.

Публ.: Документы международного Совещания коммунистических и рабочих партий. Москва, 5-17 июня 1969, М., 1969.

Е. И. Кусков.

"ЗАДАЧИ РУССКИХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ", произведение В. И. Ленина (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 433-70), посвящённое обоснованию направления, форм и методов практич. деятельности Росс. социал-демократии в условиях отсутствия марксистской партии в России и существования разрозненных рабочих кружков и с.-д. групп. Написано в ссылке в кон. 1897, напечатано впервые в Женеве в 1898 отдельной брошюрой (2-е изд. - 1902, 3-е - 1905). Работа раскрывает единство демократич. и социалистич. задач рабочего класса, показывает необходимость создания партии как передового отряда пролетариата, даёт определение "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" как зачатка "... революционной партии, которая опирается на рабочее движение, руководит классовой борьбой пролетариата, борьбой против капитала и против абсолютного правительства..." (там же, с. 460). Отмечая, что теоретич. принципы с.-д. освещены в лит-ре, Ленин выдвигает в "3. р. с-д." как главное - практич. работу с массами по подготовке их к революции, указывает формы этой работы и даёт чёткие определения каждой из них: пропаганда - разъяснение рабочим теории науч. социализма, вопросов об обществ.-политич. строе, классах, классовой борьбе, об ист. задаче с.-д. и рус. рабочего класса; агитация - участие с.-д. во всех стихийных проявлениях борьбы рабочего класса против капиталистов за сокращение рабочего дня, повышение зарплаты, улучшение условий труда и т. п.; организация - создание революц. рабочих кружков и групп как будущих составных частей партии. Предугадывая возникновение в России экономич. и политич. кризиса, Ленин формулирует тезис о гегемонии пролетариата.

В будущей революции, показывает, что из многочисленных и разнообразных сил, выступающих против абсолютизма (буржуазия, мелкая буржуазия города и деревни, интеллигенция), лишь рабочий класс является до конца последовательным его врагом, заинтересованным в полной ликвидации самодержавия и неспособным ни на какие компромиссы с реакцией. В силу этого только пролетариат может быть вождём демократич. революции и довести её до победы. Вместе с тем Ленин подчёркивает в работе важность создания единого фронта против самодержавия, право и даже обязанность рабочего класса вступать в союз с др. классами и слоями, сохраняя при этом полную самостоятельность в принципиальных вопросах. "3. р. с.-д." непосредственно предшествовали развёрнутому изложению идеологич. и организац. основ партии в работе "Что делать? " и решениях 2-го съезда РСДРП. Г. В. Антонов.

"ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЁЖИ (Речь на 3-м Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи)", выступление В. И. Ленина 2 октября 1920, в к-ром поставлены историч. задачи коммунистич. воспитания молодёжи и определена её роль в построении коммунизма. Впервые напечатана в газ. "Правда" № 221, 222, 223 (5, 6, 7 окт. 1920). В том же году выпущена отд. брошюрой. С 1920 по 1971 издавалась 499 раз, на 75 языках, всего св. 25 млн. экз. Вошла в 41-й т. Полн. собр. соч. В. И. Ленина.

3-й съезд РКСМ проходил в условиях ещё продолжавшейся Гражд. войны, но Коммунистич. партия уже приняла свою новую Программу-программу построения социалистич. общества. 9-й съезд РКП(б) (март - апр. 1920) наметил пути возрождения нар. х-ва, завершалась работа комиссии ГОЭЛРО над планом электрификации страны, были приняты меры, обеспечившие развёртывание культурной революции. По теоретич. разработке и по определению центр. вопросов практики революц. преобразований речь Ленина на съезде комсомола была развитием его идей о плане социалистич. строительства и роли молодёжи в новом обществе. В речи изложены задачи комсомола в строительстве нового общества, научно обоснованные принципы коммунистич. воспитания молодёжи, раскрыт характер её организаций в социалистич. обществе. Ленин указал на неразрывное единство деятельности старшего и молодого поколений Сов. страны, направленной на построение коммунизма. В совместной со старшим поколением борьбе за построение социализма и коммунизма молодёжь более глубоко осознаёт цели и задачи нового общества, своё место в их достижении. Обращаясь к молодёжи в 1920, Ленин говорил, что именно ей "...предстоит настоящая задача создания коммунистического общества. Ибо ясно, что поколение работников, воспитанное в капиталистическом обществе, в лучшем случае сможет решить задачу уничтожения основ старого капиталистического быта, построенного на эксплуатации" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 298).

В условиях приближавшейся победы на фронтах Гражд. войны первоочередной задачей трудящихся, взявших власть в свои руки, было восстановление нар. х-ва. "...Коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленности и земледелия, причем надо возродить их не по-старому... Перед вами, - обращался Ленин к комсомольцам,- стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве" (там же, с. 307). "Перед вами задача строительства, - продолжал Ленин, - и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием..." (там же, с. 308). Программу коммунистич. воспитания молодёжи Ленин ставил в зависимость от развития культурной революции. Для того чтобы построить коммунизм, молодёжь должна настойчиво учиться - учиться коммунизму.

Ленин разъяснял, что "... ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм" (там же, с. 303). Учиться надо потому, что настоящим "коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" (там же, с. 305). Ленин говорил, что культуру коммунизма нельзя рассматривать обособленно от мировой цивилизации. Она является закономерным результатом историч. развития и вобрала в себя все прогрессивные элементы мировой человеческой мысли. "Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей..." (там же, с.304). Бережное и критич. отношение к накопленным веками интеллектуальным богатствам - характернейшая черта ленинского плана культурной революции. Ленин подчёркивал, что только со знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только перерабатывая её, можно строить пролетарскую культуру. Овладение совр. знаниями - долг каждого комсомольца. Ленин указывал на необходимость соединения знаний с практич. работой. Он обращал особое внимание на то, что "учиться коммунизму" - значит подчинять свою деятельность общему делу. Учение молодёжи Ленин связывал с воспитанием у неё коммунистич. морали. Он утверждал, что коммунизм должен стать основой повседневной деятельности каждого человека, превратиться в убеждение, быть не только экономич., политич., но и нравственным идеалом. Огромное значение имеет разработка Лениным принципов коммунистич. морали.

Он противопоставил бурж., якобы внеклассовым, внепарт. взглядам чёткую, открыто парт. точку зрения коммунистов. Ленин не признавал внеклассовой нравственности: "Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата",-говорил он (там же, с. 309). Нужно вырабатывать ненависть к старому обществу, к-рое было основано на принципе "...либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя...", надо выступать "... против эгоистов и мелких собственников, против той психологии и тех привычек, которые говорят: я добиваюсь своей прибыли, а до остального мне нет никакого дела" (там же, с. 312). Ленин показал тесную связь нравственности с задачами классовой борьбы, интересами построения коммунизма. "...Нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов" (там же, с. 311). Задачу нравственного воспитания молодёжи Ленин связывал с её повседневным трудом, выдвигая требования воспитания уважения к труду на благо всего общества, чувства ответственности за выполнение порученного дела.

За каждой самой простой задачей он учил видеть общую цель. В труде Ленин видел школу коммунистич. воспитания и критерий проверки воспитанности коммуниста. "Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами",- указывал он в своей речи (там же, с. 317). Понятия сознательности и дисциплины у Ленина неотделимы друг от друга. "На место старой муштры... мы ставим сознательную дисциплину..., без этой сознательной дисциплины рабочих и крестьян наше дело безнадежно" (там же, с. 306). В своей речи Ленин раскрыл облик настоящих строителей нового коммунистич. общества - людей, гармонически соединяющих в себе широкую образованность, марксистскую идеологию, психологию кол лективизма, коммунистич. мораль. Ленин считал комсомол "ударной группой", к-рая показывает пример всем трудящимся, несоюзной молодёжи и во всём проявляет "свою инициативу, свой почин". Ленин убедительно показал, что руководящая роль коммунистич. партии - реша-о-щее условие успешной деятельности комсомола, а гл. задача комсомола-"...помочь партии строить коммунизм..." (там же, с. 307). Речь Ленина исторически конкретна, как наказ комсомолу 20-х годов, и исторически программна, как обращение к будущим поколениям.

А. Н. Захариков.



ЗАДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, элемент системы автоматического регулирования (САР), с помощью к-рого устанавливается требуемое значение либо задаётся определённый закон (программа) изменения регулируемой величины (см. Регулирование автоматическое). В зависимости от физич. природы САР, а также характера её сигналов 3. у. могут быть механич., пневматич., электрич., электронными и др. В качестве 3. у., предназначенных для установления значений регулируемых величин, используются калиброванные пружины, грузы, уровни, электрич. сопротивления, эталонные источники тока (напряжения) и т. п. Примером подобного 3. у. может служитьпоплавок регулятора, установленного в карбюраторе автомоб. двигателя для регулирования подачи топлива. Для задания закона (программы) изменения регулируемой величины в простейших САР применяют профилиров. кулачки, шаблоны, фигурные реостаты и др.; в более сложных САР - счётно-решающие устройства .



ЗАДАЮЩИЙ ГЕНЕРАТОР, генератор с самовозбуждением высокочастотных колебаний в радиопередатчиках средней н большой мощности. Отличается высокой стабильностью частоты. Наиболее распространена кварцевая стабилизация частоты 3. г. Для получения мощных колебаний на выходе радиопередатчика колебания, генерируемые 3. г., усиливаются одной или неск. ступенями генератора с посторонним возбуждением. 3. г. выполняются гл. обр. на полупроводниковых приборах (раньше - на электронных лампах).



ЗАДВИНСКОЕ ГЕРЦОГСТВО В ЛАТВИИ (лат. Ducatus Ultradunensis), часть территории ср.-век. Ливонии, захваченная в ходе Ливонской войны 1558-83 польско-литов., феодалами. В состав 3. г. в Л. входили латыш. земли к С. от Даугавы (без Риги) и юж. Эстония. По договорам 1561 и 1566 3. г. в Л. считалось частью Вел. княжества Литовского, а после Люблинской унии 1569 было включено в состав Речи Посполитой. Устройство 3. г. в Л. определилось после Ливонской войны. Во главе 3. г. в Л. стоял назначавшийся королём администратор или губернатор. В 3. г. в Л. фактически господствовало нем. рыцарство, сохранившее в своих руках более половины всех земель и суд.-полицейскую власть над крестьянами. В результате длит. польско-швед. войны (с 1600) 3. г. в Л. постепенно распалось, а его терр., кроме Латгалин, в 1629 отошла к Швеции.

Лит.: Дорошенко В. В., Очерки аграрной истории Латвии в XVI в., Рига, 1960. с. 58 - 76; Tarvel E., Stosunek prawnopanstwowy Inflant do Rzeczypospolitej oraz ich ustroj advministracyjnyw. 1. 1561 - 1621, "Zapiski historyczne", 1969, t. 34, № 1, s. 49 - 77.



ЗАДЕРЖАНИЕ, по советскому праву кратковременное (не более чем на 3 суток) лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, с тем, чтобы до решения вопроса об избрании меры пресечения не дать ему возможности скрыться, продолжать преступную деятельность или препятствовать установлению истины. Применяется лишь к подозреваемым в преступлении, за к-рое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Производится органом дознания или следователем. 3. допускается, если подозреваемый был застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения: если очевидцы, в т. ч. и потерпевшие, прямо укажут на него, как на лицо, совершившее преступление, а также если на подозреваемом или на его одежде, или в его жилище будут обнаружены следы преступления. В иных случаях подозреваемый может быть задержан, если он покушался на побег, не имеет постоянного места жительства или если не установлена его личность.

Поскольку 3. связано с лишением свободы, закон предусматривает необходимые процессуальные гарантии законности в обоснованности этого следственного действия. О всяком случае 3. подозреваемого орган дознания или следователь обязан составить протокол с указанием оснований и мотивов 3. и в течение 24 часов сообщить о 3. прокурору. Получив такое извещение, прокурор обязан в течение 48 часов дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.

И. Д. Перлов.



ЗАДЕРЖАНИЕ ТАЛЫХ ВОД, уменьшение поверхностного стока талых вод с помощью агротехнич. приёмов. Особое значение имеет в зонах недостаточного и неустойчивого увлажнения. В результате стока талых вод ежегодно теряется для с. х-ва, напр., в центр.-чернозёмных обл. СССР 50-100 мм, в Поволжье 20-6О мм ежегодных осадков. Стекающая вода смывает почв. частицы, вызывая эрозию почвы, уносит органич. вещество и минеральные элементы пищи растений. Гл. средство 3. т. в. - правильная система обработки почвы в сочетании со спец. приёмами. На склонах до 2° для 3. т. в. применяют преим. глубокую зяблевую вспашку поперёк склона или по горизонталям. На склонах 2-4° вспашку зяби совмещают с её обвалованием: поперёк склона через каждые 140(175) см делают валики выс. 15- 20 см удлинённым отвалом, устанавливаемым на одном из корпусов тракторного плуга. На склонах 5° и выше валики образуют поперёк и вдоль пахоты [140(175)Х X230(250) см], используя плуге удлинённым отвалом и спец. перемычкоделателем. На крутых склонах хороший результат получается при лунковании зяби (при помощи лункообразователей на поверхности почвы создают ромбообразные лунки); щелеванин зяби (глубокое рыхление почвы поперёк склонов полосами); безотвальном рыхлении; вспашке с почвоуглублением и кротованием; ступенчатой пахоте. Перед началом таяния снега поперёк склонов устраивают снежные валы, прикатывают снег полосами и т. д. Большему накоплению талых вод способствует снегозадержание. В. И. Румянцев.

ЗАДНЕЖАБЕРНЫЕ МОЛЛЮСКИ (Opisthobranchia), подкласс брюхоногих моллюсков. Наиболее примитивные из 3. м. имеют наружную раковину и мускулистую ногу с боковыми выростами (параподиями). У большинства 3. м. раковина обрастает мантией н частично или полностью редуцирована; внутренностный мешок также редуцирован.

Заднежаберные моллюски: 1 - Scaphander hegnarius; 2 - Limacina helicina; 3 - Umbraculum mediterraneum; 4 - Lobiger serradifalci; 5 - Clione limacina; 6 - Hedylopsis spiculifera.
[914-7.jpg]

Для мн. 3. м. характерна полная вторичная билатеральная (двусторонняя) симметрия. 3. м. - гермафродиты; большинство видов имеет
плавающую личинку - веллигер. 11 отрядов, включающих ок. 10 000 видов. Обитают на всех глубинах Мирового ок.; лишь немногие - в пресных водах. Большинство ведёт донный образ жизни. Имеются хищные и растителъноядные формы.

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ, coгласные, образуемые подъёмом задней части спинки языка к мягкому нёбу. По способу образования преград яа пути выходящей возд. струи 3. с. разделяются на смычные (напр., рус. "к", "г") и щелевые (напр., рус. "х"). См. Согласные.

ЗАДНИЙ МОСТ, комплекс узлов или отд. агрегат шасси самоходных машин (напр., автомобиля, трактора), осуществляющий передачу крутящего момента от карданного вала или непосредственно от коробки передач к движителю.
[914-8.jpg]

Задний мост грузового автомобиля: 1 - картер: 2 -кожухи полуосей; 3 - редуктор главной передачи; 4 - полуось.

У большинства автомобилей 3. м. (рис.) имеет картер, кожухи полуосей, редуктор главной передачи с дифференциалом и полуоси. Гл. передача и полуоси являются частью трансмиссии автомобиля. На 3. м. устанавливаются колёсные тормоза и ступицы с колёсами. Соединение 3. м. с рамой или кузовом автомобиля (у безрамных автомобилей - с несущим кузовом) осуществляется посредством подвески. Прп независимой подвеске задних колёс редуктор гл. передачи крепят непосредственно к раме автомобиля, а качающиеся полуоси в этом случае снабжают карданными шарнирами. Картер 3. м. представляет собой полую несущую балку н является осью автомобиля. Картеры делают литые из стали или ковкого чугуна и штампованные сварные. Трубчатые кожухи полуосей запрессовывают или вваривают в картер 3. м., и они составляют с ним одно целое. Картеры 3. м. делают разъёмные (в вертикальной плоскости) н неразъёмные. Картер разъёмного типа состоит из двух частей, соединённых между собой болтами. В средней расширенной части картера 3. м. устанавливают редуктор гл. передачи. При неразъёмном картере 3. м. редуктор гл. передачи имеет отд. картер, к-рый болтами крепится к средней части картера. Расширенная средняя часть картера уменьшает дорожный просвет автомобиля и вынуждает увеличивать высоту расположения пола кузова. Для уменьшения размеров этой части картера (что особенно важно для автомобилей повышенной проходимости и автобусов) редуктор 3. м. уменьшают путём введения дополнительных, т. н. колёсных, передач. И. Д. Тузовский.

ЗАДОНСК, город, центр Задонского района Липецкой обл. РСФСР. Расположен на лев. берегу р. Дон, на автодороге Москва - Воронеж, в 25 км к Ю.-В. от ж.-д.станции Улусарка (на линии Елец - Касторное). Овощесушильный з-д, маслозавод, пищекомбинат. Техникум механизации и электрификации с. х-ва, культ.-просвет. уч-ще.

Известен с 14 в. как Тешев (по назв. протекающей здесь р. Тешевка); к кон. 16 в. Тешев был разрушен татарами; в нач. 17 в. восстановлен. В 1779 при образовании Воронежского наместничества Тешев, переименованный в 3., был сделан уездным городом.

"ЗАДОНЩИНА", памятник древнерусской литературы конца 14 в. (видимо, не позднее 1393), повествующий о Куликовской битве 1380. Об авторе "3." известно лишь, что его звали Софонием и что он был родом из Рязанщины. Ранний список "3." относится к 70-м гг. 15 в. (всего списков -7; 2 из них -в отрывках, 1- выписки). Автор "3." широко использовал "Слово о полку Игореве", что объяснялось общей идейной направленностью обеих произв. - борьбой за единение рус. княжеств против внешнего врага. Однако это заимствование не было лишь формальным подражанием: рассказывая о Мамаевом побоище, автор "3." отбирал и творчески переосмысливал ситуации и поэтич. образы "Слова".

Лит.: Ржига В. Ф. [Текст, перевод "Задонщины" и статья о памятнике], в кн.: Повести о Куликовской битве, М., 1959; Адрианова-Перетц В. П., "Слово о полку Игореве" и "Задонщина", в сб.: "Слово о полку Игореве" - памятник XII в., М., 1962; "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла, М.- Л., 1966 (Тексты, статьи, исследования "Задонщины", библиография). Л. А. Дмитриев.



ЗАДОРНОВ Николай Павлович [р. 22.11 (5.12). 1909, Пенза], русский советский писатель, засл. деятель культуры Латв. ССР (1969). 3. принадлежат 2 цикла историч. романов об освоении в 19 в. рус. народом Д. Востока, о подвигах землепроходцев. Первый цикл - из 4 романов: "Далёкий край" (кн. 1-2, 1946- 1949), "Первое открытие" (1969, первое назв.-"К океану", 1949), "Капитан Невельской", (кн. 1-2, 1956-58) и "Война за океан" (кн. 1-2, 1960-62). Второй цикл (об освоении Д. Востока крестьянами-переселенцами) тематически связан с первым: романы "Амур-батюшка" (кн. 1-2, 1941-46) и "Золотая лихорадка" (1969). В 1971 опубл. роман "Цунами" - об экспедиции адмирала Е. В. Путятина в Японию в 1854-55. Написал также роман о современности "Жёлтое, зелёное, голубое..." (кн. 1, 1967), книгу путевых очерков "Голубой час" (1968) и др. Гос. пр. СССР (1952) за романы "Амур-батюшка", "Далёкий край", "К океану". Награждён 3 орденами, а также медалями.

Лит.: Зорин М., Дороги истории. О творчестве Н. П. Задорнова, Рига, 1960; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 2, Л., 1964.



ЗАДРУГА (сербскохорв., от задружна куhа - большая семья), большая патриархальная семья у южных славян. До кон. 19 в. 3. представляла собой "... наилучший еще существующий образец такой семейной общины" (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1963, с. 62). 3. обычно состояла из 20-30 чел. (иногда из 50- 80) - сыновей одного отца с их жёнами и детьми, живших в одном дворе. Х-во и потребление были общими. Во главе 3. стоял домохозяин (домачин, господарь, главатарь и др.), руководивший всейжизнью семьи с помощью своей жены (домачица, господарица и др.), ведавшей жизнью жен. половины дома. Во 2-й пол. 19 в. развитие у южнослав. народов капиталистич. отношений ускорило дробление 3. на индивидуальные семьи; с нач. 20 в. 3. стала редким пережиточным явлением. Лит.: Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963.



ЗАДУВКА доменной печи, начало подачи воздушного дутья во вновь построенную или капитально отремонтированную доменную печь: 3. означает пуск печи в эксплуатацию. См. Доменное производство.



ЗАЕДА, трещины в углах рта. Вызывают 3. и поддерживают её хронич. течение нек-рые микроорганизмы (стрептококки, Стафилококки, дрожжеподобные грибки), витаминная недостаточность. Аллергические (см. Аллергия) по механизму происхождения 3. могут быть обусловлены приёмом нек-рых лекарственных препаратов, применением пластмассовых протезов, зубных паст и порошков, губной помады. На 3. нередко образуется корочка медового цвета или беловатая. Кожа, окружающая очаг поражения, покрасневшая, отёчная. Для лечения (после уточнения причины, вызвавшей 3.) применяют противомикробные и противогрибковые, а также гормональные препараты (кортикостероиды), витамины, ультрафиолетовое облучение.

ЗАЕЗДКА, один из периодов выездки лошади.



ЗАЁМ, в гражданском праве договор, в силу к-рого одна сторона (заимодавец) передаёт другой стороне (заёмщику) в собственность или оперативное управление деньги или вещи, определённые родовыми признаками - числом, весом, мерой (напр., зерно), а заёмщик обязуется возвратить такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. Договор 3. относится к числу т. н. реальных (права и обязанности сторон по нему возникают лишь с момента передачи 3.) и односторонних договоров (заимодавец имеет право требовать возврата переданного взаймы имущества и не несёт обязанностей, а заёмщик обязан возвратить это имущество и не наделён к.-л. правами). По советскому законодательству договор 3. предполагается безвозмездным - взимание процентов по нему допускается только в случаях, установленных законодательством Союза ССР, а также по заёмным операциям касс общественной взаимопомощи и городских ломбардов. Договор на сумму св. 50 руб. должен быть совершён в письменной форме. См. также Кредит.

ЗАЕЧАР (Заjечар), город в Югославии, в Социалистич. Республике Сербии, в Вост.-Серб. горах, на р. Тимок. 19 тыс. жит. (1967). Муком., пивовар., текст., кож., керамич. пром-сть. Вблизи - добыча угля.



ЗАЕЧАРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1883, крестьянское восстание в Вост. Сербии, в р-не г. Заечар (Тимокская Крайна). См. Тимокское восстание 1883.

ЗАЖИГАЛКА, компактное устройство для многократного получения огня, принцип действия к-рого первоначально был основан на высечении искры при ударе огнива о кремень. В совр. 3. используют искрящие при трении сплавы, электрич. воспламенение раскалённой проволокой, электрич. разряд. Горючим служит высокосортный бензин, испаряющийся после прохождения через капилляры фитиля, или редуцируемый горючий газ (бутан и др.). Ёмкости горючего, воспламеняющие, регулирующие и пр. элементы конструкции 3. монтируются в разнообразных художественно оформленных корпусах. Выпускают также электрич. и механич. 3. для газовых плит. Мощность такой электрич. 3. 200 вт.



ЗАЖИГАНИЕ в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), принудительное воспламенение рабочей смеси в камере сгорания ДВС. Получили распространение две системы 3.-батарейное и от магнето.

Конструктивная схема батарейного зажигания: 1-аккумуляторная батарея; 2 - выключатель зажигания; 3 - первичная обмотка катушки зажигания; 4 - вторичная обмотка катушки зажигания; 5 - свеча зажигания; 6 - распределитель; 7 - конденсатор; 8 - прерыватель.

[914-9.jpg]

При батарейном 3. (рис.) электрич. ток низкого напряжения (6-12 в) от аккумуляторной батареи через выключатель 3. поступает в первичную обмотку индукционной катушки 3. Индуктированный во вторичной обмотке катушки 3. ток высокого напряжения (12 000-15 000 в) подводится к ротору распределителя 3. Ток с ротора поступает к контакту, от к-рого подаётся к свече того цилиндра, где должно произойти воспламенение рабочей смеси. Работа ДВС зависит от выбора момента 3. Для эффективности работы необходимо, чтобы искра между электродами свечи возникла до прихода поршня в верхнюю мёртвую точку, т. е. чтобы 3. происходило с нек-рым опережением. Опережение 3. выражается в градусах угла поворота коленчатого вала и зависит от частоты вращения, нагрузки двигателя и сорта применяемого топлива. Оптимальные углы опережения 3. устанавливаются автоматически во время работы двигателя (центробежно-вакуумным автоматом). Батарейное 3. отличается простотой устройства, меньшей стоимостью и обеспечивает хороший пуск двигателя; применяется гл. обр. на автомобилях. 3. от магнето обеспечивает большую надёжность в работе, не требует аккумуляторной батареи и применяется гл. обр. на тракторах, мотоциклах и спец. автомобилях.

Недостатком системы батарейного 3. является то, что с увеличением частоты вращения коленчатого вала уменьшается напряжение во вторичной цепи. Это препятствует росту быстроходности ДВС, повышению степени сжатия, ограничивает работу на обеднённой смеси. Происходит также быстрый износ контактов прерывателя, снижающий надёжность работы системы 3. В связи с этим начинает применяться контактно-транзисторная система 3., имеющая значительно большее напряжение искрового разряда (30 000 в). Это облегчает пуск двигателя и обеспечивает более полное сгорание рабочей смеси, несколько снижая токсичность отработавших газов.

Лит.: Галкин Ю. М., Электрооборудование автомобилей и тракторов, 2 изд., М., 1967; Набоких В. А., Чепланов В. И., Основные тенденции развития электронных систем зажигания автомобильных двигателей, М., 1967. Б. А. Куров.



ЗАЖИГАНИЯ ПОТЕНЦИАЛ, наименьшая разность потенциалов между электродами в газе, необходимая для возникновения самостоятельного разряда, т. е. разряда, поддержание к-рого не требует наличия внешних ионизаторов.

[914-10.jpg]

Зависимость потенциала зажигания U3 от pd для различных газов (р - давление газа, d - расстояние между электродами).

Самостоят. разряд поддерживается за счёт процессов ионизации в межэлектродном промежутке и на катоде; интенсивность этих процессов возрастает с увеличением разности потенциалов между электродами. 3. п. равен той разности потенциалов, при к-рой интенсивность процессов ионизации оказывается достаточной для того, чтобы каждая заряженная частица до своего ч исчезновения" рождала подобную же частицу. Величина 3. п. определяется природой и давлением р газа, материалом, формой, состоянием поверхности электродов и расстоянием d между ними. В однородном электрич. поле 3. п. зависит от общего числа атомов газа в промежутке между электродами, т. е. от произведения pd (см. Пашена закон; кривые Пашена для нек-рых газов приведены на рис.). Сильное влияние на величину 3. п. оказывают наличие даже не-значит. примесей к осн. газу, заполняющему систему, а также образование на поверхности катода тонких плёнок чужеродных атомов. Действие внешних ионизирующих факторов (напр., радиоактивного излучения) в разрядном промежутке или на поверхностях электродов приводит к снижению 3. п. См. также ст. Электрический разряд в газах и литературу при ней.



ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ БОЕПРИПАСЫ, пули, артиллерийские снаряды (мины), авиационные бомбы, ручные гранаты, предназначенные для уничтожения воспламеняющихся объектов, поражения живой силы и боевой техники действием зажигательных составов. Зажигат. арт. снаряды (мины) и авиац. бомбы снаряжаются термитно-зажигат. составом, фосфором и др. Зажигат. авиац. бомбы широко применялись во время 2-й мировой войны 1939-45 герм. и англо-амер. авиацией при налётах на населённые пункты. Амер. войска во время войны в Корее (1950-53) и во Вьетнаме использовали зажигат. авиац. бомбы и фугасы (мины), снаряжённые напалмом. Применяются также 3. б., сочетающие зажигат. действие с др. видами поражения, напр. осколочно-зажигат. снаряды, бронебойно-зажигат. снаряды и пули и др.

ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, пиротехнические составы, а также горючие вещества или их смеси, применяемые в военном деле для снаряжения зажигательных боеприпасов (бомб, снарядов, мин, пуль и др.). К 3. с. относят также огнемётные смеси. 3. с. получили широкое распространение во время 2-й мировой войны 1939-45. 3. с. делятся на две группы: 1) составы с окислителями - окислами металлов (напр., термит), нитратами или перхлоратами (KNO3, КС1О4 в др.); 2) составы, не содержащие окислителей и сгорающие за счёт кислорода воздуха (загущённые нефтепродукты, напр. напалм; сплав "электрон", содержащий ~ 90% Mg; белый фосфор и др.). Характеристики важнейших 3. с. приведены в таблице.



Основные характеристики зажигательных составов
Зажигательные вещества или смеси

Плотность,

г/см3

Теплота горения, ккал/г

Темп-ра горения, °С
Напалм ......

0,8-0,9

10

~900
Фосфор (белый)

1,8

5,8

~1300
Сплав "электрон"

1,8

6,0

~2000
Термит (железо-алюминиевый)

3,2 (спрессованный)

0,8



~2500
Примечание. 1 ккал = 4,184 кдж.

Скорость горения 3. с.зависит от рецепта смеси и конструкции боеприпаса.

Лит.: Шидловский А. А., Основы пиротехники, 3 изд., [М.], 1964; Е1lern H., Military and civilian pyrotechnics, N. Y., 1968. А. А. Шидловский.



ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, ранцевое пневматическое устройство для зажигания куч и валов порубочных остатков при огневой очистке лесных вырубок, а также напочвенного покрова и подстилки при тушении лесных пожаров встречным огнём. Выпускаемый в СССР аппарат состоит из заплечного резервуара ёмкостью 8 л для керосина, пневматич. насоса и штанги с горелкой. 3. а. работает по принципу паяльной лампы. Во время горения топлива темп-pa пламени достигает 1000 °С. При использовании 3. а. зажигание порубочных остатков ускоряется в 4 раза по сравнению с зажиганием их факелами из различных материалов.



ЗАЖИНКИ, старинный обряд, связанный с началом жатвы. Был широко распространён у славянских и др. земледельч. народов. 3. заключались в том, что первый сноп сжинался священником, знахаркой или к.-л. другим лицом. Иногда он обмолачивался отдельно и его зёрна смешивались с семенами, отобранными для посева. 3. сопровождались особыми зажиночными песнями, содержавшими жалобы на тяжести труда и обращения к богу с просьбой о помощи.



ЗАЖОР, скопление масс внутриводного льда и шуги в русле реки в период осеннего ледохода и в начале ледостава. Вызывает подъём уровня воды и затопление прибрежных участков реки.



ЗАЗЕМЛЕНИЕ, устройство для электрического соединения с землёй аппаратов, машин, приборов и т. п. Состоит из зарытых в землю металлич. электродов (заземлителей) и проводников, соединяющих их с заземляемыми частями установок. Заземлители представляют собой забитые вертикально в землю стальные трубы (в электрич. установках высокого напряжения - десятки труб), рельсы или горизонтально уложенные стальные или медные полосы и провода. Для уменьшения сопротивления 3. желательно размещать заземлители на уровне грунтовых вод. На радиовещат. станциях с мачтовыми антеннами 3. выполняется в виде сети из 100-120 радиально расходящихся от основания мачты отрезков проводов протяжённостью от 0,35 до 0,5 длины волны передатчика, зарытых в землю на глубину 15-20 см. Иногда в качестве заземлителя используют стальной трос или цепь, напр. для снятия наводимого статич. заряда на бензовозах и др. В электрич. системах различают рабочие 3. (напр., нейтралей трансформаторов), 3. безопасности (напр., корпусов электрич. машин и аппаратов) и грозозащитные 3. (напр., молниеотводов и разрядников). При 3. безопасности необходимо предельно снижать напряжение прикосновения и шаговое напряжение (под к-рые может попасть обслуживающий персонал при коротком замыкании в электрич. установках). Это достигается уменьшением сопротивления заземлителей и выравниванием распределения потенциала на территории, занимаемой заземлённым контуром. Грозозащитное 3. предназначено для защиты электрич. оборудования от воздействия тока молнии и рассчитывается на силу тока до 200 ка в импульсе длительностью в доли сек.

Лит.: Оллендорф Ф., Токи в земле. Теория заземлений, пер. с нем., М.- Л., 1932; Техника высоких напряжений, под ред. Д. В. Разевига, М.- Л., 1963; Ослон А. Б., Заземляющие устройства на линиях электропередачи и подстанциях высокого напряжения, в кн.; Электрические станции, сети и системы, М., 1966.

Д. В. Разевиг.



ЗАЗЕМЛЕНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬ, прибор для измерения электрич. сопротивления заземления. 3. и. и методы измерения подразделяются на простые (методы амперметра и вольтметра) и сложные для точных измерений (компенсационный, мостовой).

Схемы измерений сопротивления заземления по методам амперметра и вольтметра (а) и компенсационному (б): ? - источник тока; ТТ - трансформатор тока; А - заземлитель; ЗН - зонд; В - вспомогательный заземлитель; R - реостат; ИТ - изолирующий трансформатор; I - ток заземления.
[914-11.jpg]

При измерениях по методу амперметра и вольтметра (рис., а) сопротивление заземлителя А определяют по формуле , где [914-12.jpg] - электрич. напряжение [914-13.jpg] между А и зондом ЗН в зоне нулевого потенциала, а I - ток в зазем-лителе. При компенсационном методе (рис.,б) вольтметр[914-14.jpg]подключают к вторичной обмотке трансформатора ИТ и, перемещая движок реостата R, добиваются равенства U1 = U2. При этом ток в обмотках ИТ не течёт (V ~ показывает нуль) и сопротивление заземления отсчитывают по шкале реостата, т. к. rза=Rаб.

Лит.: Попов В. С., Электротехнические измерения и приборы, 7 изд., М.- Л., 1963.

 
ЗАЗЗО (Zazzo) Рене (р
ЗАЗЗО (Zazzo) Рене (р.27.10.1910, Париж), французский психолог, глава парижской школы генетической психологии. Ученик А. Валлона. Преподаёт в Ин-те психологии Сорбонны (с 1937; проф. с 1947). Занимается преим. проблемами психич. развития ребёнка, к-рые стремится разрешить на основе принципов диалектич. материализма. Один из осн. методов 3. - сравнит. исследование развития гомозиготных близнецов. Исходя из того, что социальность заключена в самой природе человека и ещё до возникновения речи обусловливает сенсомоторные проявления ребёнка, 3. в противоположность школе Э. Дюркгейма рассматривает психич. развитие ребёнка не как переход от несоциального к социальному (уменьшение коэффициента эгоцентризма), а как последовательность различных форм социальности. Согласно 3., наследственность и среда суть переменные, действие к-рых в конечном счёте зависит от отношений личности с окружающими. Установление асимметричных отношений внутри пары близнецов 3. считает важным фактором формирования каждого из них как своеобразной личности, несмотря на тождество многих психофизиологич. характеристик. С 1960-х гг. 3. работает в области дефектологии.

Соч.: La devenir de I'intelligence, P., 1946; Les jumeaux, le couple et la personne, v. 1 - 2, P., 1960; в рус. пер.- Стадии психического развития ребенка, в сб.; Развитие ребенка, М., 1968. Л. И. Анцыферова.

ЗАИКАНИЕ, сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. 3. чаще всего бывает функциональным, когда не отмечается к.-л. ор-ганич. поражений в речевых механизмах центр. и периферич. нервной системы. В редких случаях 3. может быть вызвано органич. поражениями центр. нервной системы (при черепно-мозговых травмах, пейроинфекциях и т. п.). Как правило, 3. возникает у детей в раннем возрасте (от 2 до 5 лет) в период формирования развёрнутой обобщённой фразовой речи; чаще встречается у легко возбудимых, нервных детей. Различают три формы 3. по типу судорог, периодически возникающих в различных отделах речевого аппарата. Наиболее ранняя и лёгкая - клоническая, при к-рой повторяются звуки или слоги слова (м - м - мячик, па-па - па - паровоз). Со временем она нередко переходит в более тяжёлую - тоническую, когда в речи появляются длительные остановки в начале или в середине слова (м- - -ячик, авт- - -обус). Встречается и смешанная форма 3. Иногда к судорогам речевых мышц во время речи или перед её началом присоединяются судороги мышц лица, конечностей. Эти, т. н. сопутствующие, движения также являются непроизвольными, насильственными.

Одной из причин функционального 3. являются чрезмерно высокие требования, предъявляемые к речи детей: понуждениек повторению непонятных и трудных слов, к декламации сложных стихов перед посторонними, перегрузки чтением, не соответствующим возрасту и развитию. Часто 3. возникает у детей с недоразвитой речью, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматич. средств для выражения мыслей. Возникновению 3. способствуют физич. наказания, испуг. 3. может появиться и в результате подражания.

В школе 3. обычно усиливается: дети начинают переживать свой недостаток, к их речи предъявляются новые требования. Наивысшего развития 3. достигает обычно в юношеском возрасте и после 30 лет начинает ослабевать. Очень важно не пропустить у ребёнка начала 3. При повторении им отд. звуков или внезапных остановках речи в начале или середине слова необходимо обратиться к врачу-невропатологу и логопеду, т. к. 3. само по себе, как правило, не исчезает, а приобретает со временем тяжёлую, стойкую форму. Не следует фиксировать внимание ребёнка на 3., заставлять повторять трудные для него слова, т. к. это вызывает у него страх перед собственной речью, закрепляет 3. Полезен полный речевой покой (режим молчания) для выработки торможения патологич. связей (в течение месяца ребёнок шёпотом говорит лишь в необходимых случаях). На этот срок исключаются чтение, разучивание стихов, сказок, посещение кино, театров, просмотр телевизионных передач. Для устранения 3. наряду с логопедич. занятиями проводят медикаментозное, физиотерапевтич. и психотерапевтич. лечение. Большое значение придаётся регулирующему влиянию среды, поэтому ведётся необходимая разъяснительная работа с членами семьи. Занятия по устранению 3. всегда проводятся в группах, т. к. необходима постоянная речевая практика в условиях коллектива. Содержание и формы логопедич. занятий изменяются в зависимости от возраста заикающихся. На занятиях развивают навыки самостоятельной, свободной от 3. речи (от самых лёгких, доступных форм речи до сложных, обобщённых, развёрнутых сообщений). Для более полного устранения 3. необходимы спокойная обстановка в семье, правильное отношение к заикающемуся со стороны окружающих.

В СССР работа по устранению 3. проводится в спец. учреждениях: для детей дошкольного возраста - в спец. детских садах и спец. группах при массовых детских садах, а также в полустационарах; для школьников - на логопедич. пунктах при школах, поликлиниках и психоневрологич. диспансерах; для подростков и взрослых - в психоневрологич. диспансерах амбулаторно или в спец. отделениях больниц стационарно. Преодоление 3. достигается лишь длительной система-тич. работой. 3. считается полностью устранённым, когда оно не проявляется даже в длительных беседах с посторонними.

Лит.: Левина Р. Е., К проблеме заикания у детей, "Дефектология", 1969, №3; Чевелева Н. А., Исправление речи у заикающихся дошкольников, М., 1965.

Н. А. Чевелёва.



ЗАИКИН Иван Михайлович [5(17).11. 1880, с. Верхнеталызино, ныне Сеченовского р-на Горьковской обл., - 22.11. 1948, Кишинёв], русский атлет, авиатор. Чемпион России (1904) по поднятию тяжестей. С 1905- борец-профессионал, ученик И. М. Поддубного. В 1908 обучался авиации в Париже, затем демонстрировал возд. полёты по городам России. Как борец гастролировал в Европе, Америке, Африке, Австралии. С 1934 жил в Кишинёве. В Молдавии ежегодно разыгрывается приз им. 3. по борьбе.

ЗАИЛИВАНИЕ в горном деле, способ борьбы с подземными пожарами путём подачи в горные выработки и выработанное пространство заиловочной пульпы (смесь воды с глиной или мелкозернистым песком). 3. производится через индивидуальные скважины, пробурённые с поверхности, через групповые скважины и сеть подземных трубопроводов, а также через подземные скважины. Различают профилактическое 3. и тушение пожаров. При профилактич. 3. пульпа, заполняя пустоты и трещины, препятствует доступу воздуха в пожароопасную зону, что предупреждает самовозгорание полезного ископаемого.

Лит.: Балтайтис В. Я., Тушение пожаров в угольных шахтах, 2 изд., М." 1961; Гофбауэр И., Борьба с подземными пожарами, пер. с чеш., М., 1962.

ЗАИЛИЙСКИЙ АЛАТАУ, горный хребет в системе Тянь-Шаня в Казахской ССР, на границе с Кирг. ССР. Дл. ок. 350 км. Выс. до 4973 м (пик Талгар.). Сложен гл. обр. гранитами, конгломератами, известняками и сланцами. Нек-рые вершины покрыты ледниками. Общая площадь оледенения 484 км2. С сев. склонов стекают лев. притоки р. Или. В предгорьях - сухие степи, к-рые сменяются выше ку-старниково-степной растительностью, лугами и лесами (яблоня, осина, выше - тяньшаньская ель). В сев. предгорьях 3. А. - г. Алма-Ата.



ЗАИМИС (Zaimes) Александрос (28.10. 1855, Афины,-15.9.1936, Вена), греческий государственный деятель. Из аристократич. семьи. Получил юридич. образование в Германии и Франции. В 1896 и 1914-20 директор греч. нац. банка, был тесно связан с банковскими кругами Лондона, Парижа, Берлина. Премьер-мин. в 1897- 1899, 1901-02, 1915-17 (с перерывами), 1926-28. В 1929-35 президент Греции. Содействовал монархо-фаш. элементам, осуществившим в окт. 1935 гос. переворот, приведший к восстановлению монархии.



ЗАИМКА, 1) занятие под с.-х. обработку никому не принадлежащих земель. Существовала с начала развитого земледелия. 3. знает уже рим. и др.-герм. право. 3. имели значит. распространение в дореволюц. России (особенно в Сибири и на С. Европ. части). 2) Обычно однодворное поселение (зем. участок с жилой и хоз. постройками на нём), возникшее на вновь осваиваемой земле.

ЗАИМОВ Владимир Стоянов (8.12. 1888, Кюстендил,- 1.6.1942, София), болгарский военный и политический деятель, генерал-полковник, Герой Сов. Союза (1972). Сын участника Апрельского восстания 1876 Стояна Заимова. В 1907 окончил кадетское уч-ще. Участник Балканских войн 1912-1913 и 1-й мировой войны 1914-18. С 1927 участвовал в создании болг. артиллерии. В 1934 возглавлял Военную лигу. В 1935 был назначен инспектором артиллерии, но за респ. взгляды и как сторонник дружбы с СССР в кон. 1935 уволен в запас и подвергнут тюремному заключению. С 1939 активно включился в антифаш. борьбу. Выполнял поручения компартии. 23 марта 1942 был арестован и затем после жестоких пыток казнён на воен. полигоне в Софии. Звание генерал-полковника присвоено посмертно.

Лит.: Данаилов Л. и 3аимов С., Генерал Владимир Займов, София, 1957; Поляков Ю. Л., Видный болгарский антифашист генерал Владимир Займов, "Новая и новейшая история", 1962, № 3; Недев Н., Бележит патриот и приятел на Съветския съюз, "Работническо дело", 1968, 8 дек.

ЗАИМСТВОВАНИЯ (в языке), воспроизведение фонетическими и морфологическими средствами одного языка морфем, слов или словосочетаний другого языка. Лексика чаще других уровней языка поддаётся заимствованию. Причины появления в языках мира лексич. 3. связаны с заимствованием новых вещей ("трактор", "танк", "комбайн") или понятий ("республика", "экзамен"), с дублированием уже имеющихся в языке слов для использования междунар. терминологии ("импорт", "экспорт" наряду с рус. "ввоз", "вывоз"), со стремлением выделить тот или иной оттенок значения (ср. "школа" - "студия", "приспособлять" - "аранжировать"), с влиянием моды ("виктория" вместо "победа", "политес" вместо "вежливость" в рус. яз. 18 в.). В устной речи 3. легче осваиваются, но при этом часто подвергаются искажениям и влиянию нар. этимологии (рус. "напильник" от нем. Nadfil). Книжные 3. ближе к оригиналу и по значению, и по звуковому облику, однако труднее осваиваются языком, сохраняя нек-рые черты, чуждые его фонетике и грамматике: в рус. яз. "декель" (с твёрдым "д"), "рандеву", "коммюнике" (не склоняемые и не соответствующие форме рус. именит. падежа), "жюри" (необычное для рус. яз. сочетание "жю").

Освоение 3. идёт по трём направлениям: фонетическое - приспособление звукового облика заимствованного слова к фонетич. нормам языка (рус. "джаз" от англ. jazz [dзаez]); грамматическое - включение слова в грамматич. систему языка (рус. "лозунг", муж. р., от нем. die Losung, жен. р., по нормам рус. яз.); лексическое - включение слова в систему значимостей ("революция", "социализм"). По степени освоенности 3. варьируют от полностью освоенных (в рус. яз. "изба", "лошадь", в англ.-social) до варваризмов (в рус. - "реноме", в англ.-tsar, samowar). Фонетика и грамматика б