загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

а - цветок; б - плод.
[909-4.jpg]



Лепестки жёлтые. Плод - стручок или стручочек. Ок. 70 видов, гл. обр. в умеренном поясе. В СССР ок. 10 видов; растут по влажным и болотистым местам, в медленно текущей воде. Широко распространены Ж. исландский, или болотный (R. islandica), и Ж. земноводный (R. amphibia), у растений к-рого, растущих в воде, хорошо выражена разнолистность (гетерофиллия).

ЖЕСТЕР, жостер (Rhamnus), род кустарников или небольших деревьев сем. крушиновых. Ветви часто колючие. Почки с чешуями. Листья супротивные или очередные, простые. Цветки мелкие, однополые (редко обоеполые), двудомные или полигамные, в пазушных пучках, кистях или метёлках. Плод костянковидный, сочный. Семена овальные или яйцевидные, целиком заключённые в оболочку (эндокарп). Св. 140 видов в Европе, Африке, Азии и Сев. Америке. В СССР 19 видов, гл. обр. на Кавказе, в Ср. Азии, на юге Вост. Сибири и Д. Востока. Ж. слабительный (Rh. cathartica) широко распространён в Ев-роп. части СССР, на Кавказе, в Зап. Сибири (до Оби) и Ср. Азии. Листья его богаты витамином С, кора содержит дубильные вещества. Плоды (как и кору Ж. имеретинского - Rh. imeretina) применяют в виде отвара, экстракта или настоя как слабит. средство. Ж. хорошие медоносы; мн. виды декоративны. Нередко с этим родом объединяют крушину.

Лит.: Грубов В. И., Монографический обзор рода Rhamnus L.. "Тр. Ботанического ин-та АН СССР. Серия 1", 1949, в. 8.

С. К. Черепанов.



ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ, отряд насекомых; то же, что жуки.



ЖЕСТКОЛИСТНЫЕ ЛЕСА, субтропические вечнозелёные леса преим. из ксерофильных, жестколистных пород. Древесный полог одноярусный, с густым подлеском из вечнозелёных кустарников. Стволы деревьев одеты мощной коркой или пробкой, кроны широкие; листья склерофильного строения (см. Склерофиты), часто превращаются в листовые Колючки. Ж. л. распространены в субтропич. поясе на всех континентах (ок. 3% общей площади лесов). Наиболее типичны в Средиземноморье, где представлены лесами из вечнозелёных дубов и др. жестколистных пород (мирт, мастиковое дерево, дикая маслина и др.). В результате рубок, пожаров, усиленного выпаса Ж. л. сменяются жестколистными кустарниками (маквис, гарига в Средиземноморье, чапараль в Калифорнии, скрэб в Австралии).

Лит.: Ильинский А. П., Растительность земного шара, М.- Л., 1937; Шмитхюзен И., Общая география растительности, пер. с нем., М., 1966; Walter H., Die Vegetation der Erde in okophysiologischer Betrachtung, Bd 2, Stuttg., 1968.



ЖЁСТКОСТЬ, способность тела или конструкции сопротивляться образованию деформации; физико-геом. характеристика поперечного сечения элемента конструкции. В случаях простых деформаций в пределах закона Гука (см. Гука закон) Ж. определяется численно как произведение модуля упругости Е (при растяжении-сжатии и изгибе) или G (при сдвиге и кручении) на ту или иную геометрическую характеристику поперечного сечения элемента: EF - при растяжении-сжатии, Е1 - при изгибе, GF - при сдвиге и т. д., где F - площадь поперечного сечения, I - осевой момент инерции. Понятие Ж. широко используется при решении задач сопротивления материалов.



ЖЁСТКОСТЬ ВОДЫ, совокупность свойств, обусловленных содержанием в воде ионов Са2+ и Mg2+. Суммарная концентрация ионов Са2+ (кальциевая Ж. в.) и Mg2+ (магниевая Ж. в.) наз. общей Ж. в. Различают Ж. в. карбонатную и некарбонатную. Карбонатная Ж. в. соответствует той части ионов Са2+ и Mg2+, к-рая эквивалентна содержащимся в воде гидрокарбонат-ионам НСО .

В СССР величину жёсткости природных вод выражают в миллиграмм-эквивалентах на 1 л (мг-экв/л), а жёсткость вод умягчённых, обессоленных и т. п. - в микрограмм-эквивалентах на 1 кг (мкг-экв/кг). До 1952 в СССР Ж. в. выражали в градусах жёсткости (1° соответствует 0,357 мкг-экв/л). Жёсткость природных вод колеблется в очень широких пределах - от 0,1-0,2 мг-экв/л в водах рек и озёр, расположенных в зонах тайги и тундры, до 80-100 мг-экв/л в нек-рых подземных водах и водах морей и океанов. Повыш. Ж. в. природных источников обусловлена преим. контактом воды с горными породами, содержащими карбонаты и сульфаты Са и Mg. Использование жёсткой воды недопустимо в теплоэнергетике, произ-ве искусств. волокна и ряде др. отраслей. Ж. в. ведёт к усиленному образованию накипи в котлах и отопит. приборах, что ухудшает теплообмен. Ж. в. увеличивает расход мыла при стирке, т. к. часть его образует с ионами Са2+ нерастворимый осадок. В жёсткой воде плохо развариваются овощи и мясо, т. к. ионы Са2+ образуют с белками пищевых продуктов нерастворимые соединения; ухудшается вкус чая. Высокая Ж. в. способствует образованию мочевых камней у человека. Допустимый предел Ж. в., используемой для централизованного водоснабжения, - 7 мг-экв/л; в исключит. случаях по согласованию с органами сан. надзора может быть допущена большая Ж. в.- до 14 мг-экв/л. При необходимости использования водоисточника с высокой Ж. в. применяют спец. методы умягчения воды (см. также Водоподготовка).

Лит.: Гигиеническое нормирование солевого состава питьевой воды, под ред. С. Н. Черкинского, М., 1963. В. А. Клячко.


ЖЕСТОВ ЯЗЫК, язык жестов, общение при помощи движений рук, телодвижений и т. д. Ж. я. употребляется: 1) глухонемыми и слепоглухонемыми; следует различать спонтанные системы общения при помощи Ж. я., складывающиеся стихийно в коллективе глухонемых детей, от кодифицированного Ж. я. (общего для всех грамотных глухонемых), к-рому ребёнка специально обучают (см. Мимико-жестовая речь); 2) в ситуациях, когда почему-либо невозможно достичь понимания при помощи звукового языка, напр. при встрече носителей не близко родственных языков (индейцы Сев. Америки, аборигены Австралии и т. п.); 3) в ситуациях, когда на звуковую речь налагается запрет (напр., у монахов-цистеруианцев, у женщин нек-рых народов Кавказа).

Лит.: Боскис Р. М., Морозова Н. Г., О развитии мимической речи глухонемого ребенка, в сб.: Вопросы учебно-воспитательной работы в школе для глухонемых, в. 7, М., 1939; Николаева Т. М., Успенский Б. А., Языкознание и паралингвистика, в кн.: Лингвистические исследования по общей и славянской типологии, М., 1966; Stоkое W., Sign language structure, N. Y., 1960. А. А. Леонтьев.


ЖЕСТЫ (франц. geste - деяние, подвиг; chansons de geste, букв.- песни о деяниях, о подвигах), французский героич. эпос, циклы поэм (до нас дошло ок. 90) на историч. сюжеты. Поэмы сложились на рубеже 11-12 вв. на основе более раннего устного нар. творчества (9-10 вв.) и лит. произведений, к-рые обрабатывали бродячие музыканты-жонглёры (они же исполнители этих поэм). Циклы поэм объединяются центральным персонажем (Карл Великий как выразитель гос. единства и др.). К Ж. принадлежит героич. эпопея "Песнъ о Роланде". Нар. точка зрения в Ж. видна в изображении своекорыстной сущности королев. власти и злодеяний феодалов ("Рауль де Камбре" и др.). Для большинства Ж. характерен объём 1000-20 000 стихотв. строчек, деление на строфы, состоящие из 5-40 десятисложных слогов, связанных ассонансами. В более поздних редакциях (12-13 вв.) десятисложник заменяется двенадцатисложником, а ассонансы рифмами. Ж. отличаются жанровым разнообразием - от героич. эпопей до поэм, богатых бытовым и комическим содержанием.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 30-53; Lot F., Etudes sur les legendes epiques francaises, P., 1958. В. С. Лозовецкий.

ЖЕСТЬ, холоднокатаная отожжённая листовая сталь толщиной 0,08-0,32 мм. Для предохранения Ж. от коррозии на её поверхность наносят защитные лакокрасочные покрытия (олово, спец. лаки и др.). Наибольшее распространение получила Ж., покрытая слоем олова (белая, или лужёная, Ж.). По способу нанесения защитного слоя она подразделяется на горячелужёную (со слоем оловянного покрытия толщиной 1,6-2,5 мкм) и лужёную методом электролитич. осаждения (сослоем олова толщиной 0,34-1,56 мкм). Перспективно применение Ж. с безоловянным покрытием - электролитически хромированной с толщиной слоя метал-лич. хрома 0,01-0,05 мкм, на к-рый наносится слой эпоксифенольного лака толщиной 3-8 мкм.

В СССР Ж. выпускают в листах размерами 512-1000 X 712-1200 .мм или в рулонах шириной до 1 м, массой до 15 т. Благодаря жёсткости и способности к глубокой штамповке Ж. широко используется для изготовления металлич. тары (гл. обр. консервной). А. И. Виткин.


ЖЕСТЯНОБАНОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, изготовление банок, предназначенных гл. обр. для консервирования и расфасовки пищевых и хим. продуктов. Ж. п. оснащено автоматич. линиями производительностью 400-500 банок в минуту. Жестяные банки и крышки к ним изготовляют из тонкого листового или рулонного стального проката, поверхность к-рого с обеих сторон покрыта оловом (белой жестью горячего или электролитич. лужения), из чёрной лакированной или хромированной жести, а также из жести, покрытой др. защитными материалами, допускаемыми органами здравоохранения для пищевой тары. Поверхность банок лакируется и литографируется. Банки бывают сборные, состоящие из корпуса, крышки и донышка, и цельноштампованные. Сборные банки имеют продольный шов "в замок" и пропаиваются припоем. Банки могут быть цилиндрической (наиболее распространённые), овальной и прямоугольной формы. Прямоугольные и овальные обычно штампуются на полуавтоматич. и автоматич. прессах. Донышко и крышка, наз. концами, заполняются уплотнит. пастой и герметически прикатываются к корпусу, имеющему по торцам отбортованные фланцы, при этом образуются верх. и ниж. двойные закаточные швы.

Автоматическая линия Ж. п. состоит из двух отделений - концевого для произ-ва донышек и крышек и корпусного, где изготовляются корпуса банок. Наиболее распространённые в СССР размеры цилиндрич. сборных банок (внутр. диаметр на высоту, в мм): 72,8 X 89,9; 83,4 X 49,4; 99,0 X 31,9; 99,0 X 74,0; 99,0 х 116,0.

Лит.: Дикис М. Я., Мальский А. Н., Оборудование консервных заводов, 3 изд., М., 1962; Чупахин В. М., Леонов И. Т., Производство жестяной консервной тары, 2 изд., М., 1967; Автоматы для производства жестяных банок, М., 1966. Д. С. Глуз.

ЖЕТЕ (франц. jete, от jeter - бросать), одно из основных прыжковых па в классич. танце, при к-ром во время танцевального шага тяжесть корпуса танцовщика переносится с одной нош на другую. Ж. выполняется при малых (малые Ж.- petit jete) и больших (большие Ж.- grand jete) прыжках. Исполняются на месте и с перемещением вперёд и в сторону, реже назад. Исполняя большие Ж., танцовщик во время прыжка принимает одну из поз классич. танца и сохраняет её до завершения прыжка. Ж. может выполняться с поворотом и с продвижением по диагонали и кругу.

Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического танца, [4 изд.], Л.- М., 1963.



ЖЕТЫБАЙ, посёлок гор. типа в Гурьевской обл. Казах. ССР. Расположен на п-ове Мангышлак, в 15 км от ж.-д. станции Жетыбай (на линии Макат - Новый Узень). 13 тыс. жит. (1970). Добыча нефти.



ЖЕШАРТ, посёлок гор. типа в Усть-Вымском р-не Коми АССР. Расположен на прав. берегу р. Вычегда (басс. Сев. Двины), в 4 км от ж.-д. станции Жешарт (на линии Котлас - Микунь). Фанерный з-д (выпускает также древесностружечные плиты и карбамидные смолы), лесоперевалочная база.

ЖЕШУВ (Rzeszow), город на Ю.-В. Польши, на р. Вислок, в Предкарпатье. Адм. ц. Жешувского воеводства. 82,2 тыс. жит. (1970). Ж.-д. узел. Машиностроит. (в т. ч. произ-во автомоб. и авиац. двигателей), пищ. пром-сть (мясокомбинат, плодоконсервный и др. з-ды); з-д технич. фарфора. Высшая инж. школа, пед. ин-т (с 1965). Музей Жешувской земли. Ж. осн. в 14 в.

ЖЕШУВСКОЕ ВОЕВОДСТВО (Wojewodztwo Rzeszowskie), адм. единица на Ю.-В. Польши, пограничная с ЧССР и СССР. Расположена гл. обр. в междуречье Вислы и Сана, в Сандомежской котловине и предгорьях Карпат; на крайнем Ю. - Бещады (выс. до 1348 м). Пл. 18,6 тыс. км2, нас. 1762,6 тыс. чел. (1970), в т. ч. 26,3% городского. Адм. ц. - г. Жешув. В пром-сти (146 тыс. занятых в 1967 против 34 тыс. в 1948) выделяется машиностроение (57 тыс. занятых; осн. центры - Жешув, Мелец, Нова-Демба, Санок). Представлены также металлургия (Сталёва-Воля), хим. (произ-во суперфосфата в Тарнобжеге; покрышек, пластмасс), нефтеперерабат., стекольная (Кросно), деревообр., пищ. пром-сть. Ж. в. - основной р-н страны по добыче природного газа (Пшемысль, Любачув) и нефти (Ясло, Кросно и др.); крупный новый рудник серы в Тарнобжеге. Под лесом-32,3% площади воеводства, под пашней-46,2% . Лесозаготовки (св. 1 млн. м3); посевы пшеницы (в предгорьях), ржи (на С.), овса (в горах), картофеля. Садоводство. Молочно-мясное животноводство (1967; в тыс. голов): 769 кр. рог. скота (в т. ч. коров 514), 542 свиней, 86 овец, 186 лошадей. Ю. В. Илинич.

ЖИАР (Giard) Альфред Матьё (8.8.1846, Валансьеин,-8.8.1908, Орсе), французский биолог, чл. франц. АН (1900). Проф. ф-та естеств. наук в Лилле (с 1873), в Высшей нормальной школе в Париже (с 1887) и Сорбонне (с 1888). Осн. труды по анатомии и эмбриологии мор. беспозвоночных. Открыл и описал явления паразитарной кастрации, изменения, вызываемые обезвоживанием организма (ангидробиоз), различия в ходе онтогенеза в зависимости от среды. Ряд работ Ж. посвящён симбиозу, паразитизму и этологич. наблюдениям. Один из первых пропагандистов эволюц. учения во Франции; возглавлял школу франц. эволюционистов механоламаркистского направления. Основал (1874) морскую зоологич. станцию в Вимерё, на берегу Па-де-Кале. Соч.: Controverses transformistes, P , 1904; Oeuvres diverses, v. 1-2, P., 1911-13,



ЖИАРДИЯ, паразитическое простейшее класса жгутиковых; то же, что лямблия.

ЖИВАГО Пётр Иванович [27.8(8.9). 1883, Москва, - 30.10.1948, там же], советский цитолог. В 1911 окончил Моск. ун-т и работал там же. С 1943 зав. лабораторией кариологии Ин-та цитологии, гистологии и эмбриологии АН СССР. Осн. работы по изучению тонкого строения клеточного ядра. Обнаружил оптич. гетерогенность интерфазных ядер; исследовал строение и функцию ядрышка и показал его большую роль в обменных процессах клетки. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью. Соч.: К проблеме изменяемости кариотипа в индивидуальном развитии организмов, "Уч. зап. МГУ", 1940, в. 43; Исследование структуры ядрышек клеток слюнной железы личинок мотыля, "Докл. АН СССР", 1948, т. 59, в. 5.

"ЖИВАЯ ГАЗЕТА", представление, основанное на газетном материале или на остро злободневных фактах жизни. Ведёт начало от клубной художеств. самодеятельности. "Ж. г." возникла из т. н. "Устной газеты" (чтение вслух одним или неск. чтецами статей и информации из текущей прессы), к-рая получила большое распространение на фронтах Гражд. войны 1918-20. Сформировавшись в нач. 20-х гг., "Ж. г." стала одним из самых распространённых видов художеств. агитации. Включала монологи, коллективную декламацию, частушки, фельетоны и т. п. В 1923 возникла первая проф. "Ж. г." - "Синяя блуза". Традиции "Ж. г." были возрождены в 1960-70-е гг. т. н. устными журналами.

Лит.: Лобова Н. и Пермяк Е., Живая театрализованная газета, М.- Л., 1932.

ЖИВАЯ ЗАЩИТА, лесонасаждения вдоль ж.-д. пути; см. Защитные лесные насаждения.



ЖИВАЯ ИЗГОРОДЬ, рядовая посадка из кустарников или деревьев с плотно сомкнутыми густыми кронами одинаковой высоты. В зелёном строительстве Ж. и. применяют для защиты дорог, ограждения жилых кварталов от улиц, обрамления аллей, скверов и бульваров и т. д.; используют при создании композиций садов, парков и гор. уличном озеленении. В колхозах и совхозах Ж. и. могут служить в качестве полос, разделяющих земельные площади, препятствующих проникновению скота на поля, в огороды и т. д. В зависимости от высоты Ж. и. разделяют на 3 группы: т. н. бордюры (менее 1 м); средние (от 1 л до 3 л) и зелёные стены (более 3 м). Ж. и. независимо от высоты можно содержать в естеств. виде или поддерживать систематич. стрижкой. Ж. и. можно составлять из одного, двух или неск. рядов, различающихся по высоте (многоярусные посадки). Бордюрами обрамляют партеры, цветники, газоны и парковые дорожки.

Устраивают их из низких с густым облиствением, мелколистных, медленно растущих кустарников, хорошо переносящих стрижку (магония, кизильник, туя и др.). Для Ж. и. средней высоты применяют среднерослые и высокие кустарники, а также кустовые формы нек-рых деревьев (боярышник, дёрен, жимолость и др.). Зелёные стены создают из свободно растущих деревьев и кустарников с регулярной кроной или с кроной, поддерживаемой в определённой форме систематич. стрижкой. Нестригущиеся зелёные стены создают из деревьев с колонновидной кроной. Для зелёных стен используют: бук, ель, тополь, липу и др. Ж. и. должна быть густой, компактной, облиственной на всю высоту, геометрически правильной формы. Одноярусная Ж. и. служит хорошим фоном для цветников, а также для малых форм садовой архитектуры. Многоярусные Ж. и. можно составлять из кустарников с одноцветными или контрастными по окраске листьями, нестригущиеся Ж. и.- из растений с красивыми цветками и плодами. Кроме обычных Ж. и., в зелёном стр-ве применяют т. н. шпалеры - рядовые посадки из деревьев или кустарников, к-рые в результате обрезки, сращивания или пригибания побегов в определённом направлении образуют плоскую облиственную решётку. Из деревьев создают высокие шпалеры, шпалерные аллеи и спец. архит. конструкции. И. П. Игнатьева.

"ЖИВАЯ СТАРИНА", журнал, издававшийся отделением этнографии Рус. геогр. об-ва с 1890 по 1916 в Петербурге. Играл прогрессивную роль в развитии рус. этнографии. Выходил 4 раза в год. Печатал исследования и материалы по фольклору и этнографии народов, населяющих Россию, и частично зарубежных народов. В этнографич. статьях осн. внимание уделялось материальной культуре и быту (описание жилища, одежды, обрядов и т. п.), значит. меньшее - эконо-мич. жизни народов. В "Ж. с." помещались программы для сбора этнографич. сведений, а также отчёты об этнографич. экспедициях. Журнал имел большой критико-библиографич. отдел.

Лит.: Виноградов Н., Алфавитный указатель к "Живой старине" за 15 лет ее существования (1891 - 1906), "Живая старина", 1908, Приложение, СПБ, 1910.



"ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ", одна из осн. групп обновленческого течения, сложившегося в рус. православной церкви после Окт. революции 1917 и Гражд. войны 1918-20. Создана в 1922, распалась после Великой Отечеств. войны 1941 - 1945. Члены "Ж. ц." ставили целью "обновление" церкви, т. е. приспособление её к изменившимся политич. условиям, выступали за лояльное отношение к Сов. власти. См. Обновленцы.



ЖИВЕТСКИЙ ЯРУС [по назв. г. Живе (Givet), деп. Арденны, Франция, близ границы с Бельгией], верхний ярус среднего отдела девона [см. Девонская система (период)]. Установлен бельг. геологом Ж. Госсле в 1880 в Арденнах. Соответствует по времени началу наступления моря (девонской трансгрессии) на континентальные платформы. Отложения Ж. я. представлены морскими, лагунными и континентальными осадками. Морская фауна широко распространена на Русской плите, на Урале, Новой Земле, Кавказе, в Средней Азии, на С.-В. Азии и в др. районах СССР. Среди морских отложений Ж. я. преобладают карбонатные осадки с брахиоподами (Stringocephalus burtinii Defr., Uncites gryphus Schloth и др.), реже - гониатитами (Maenioceras, Agoniatites) и др. Значительно распространены также лагунные и континентальные отложения (сев.-зап. часть СССР, Шотландия и др.), представленные красноцветными песчаниками и глинами с остатками рыб (Pterichthys, Coccosteus и др.), лингул, эстерий и растений. К отложениям Ж. я. приурочены залежи нефти, бокситов и кам. угля.



ЖИВИЦА, терпентин, смолистое вещество, выделяющееся при ранении хвойных деревьев; содержится в смоляных ходах, пронизывающих древесину сосны, кедра, ели, лиственницы. Застывшая на поверхности ствола Ж. предохраняет древесину от проникновения короедов, грибов и др., "заживляет" рану (отсюда назв.).

Ж.- осн. сырьё для получения канифоли и скипидара. Для добычи Ж. на стволах растущих деревьев делают ряд неглубоких надрезов (т. н. подсочка). Выход Ж. в основном зависит от породы или вида дерева и климатич. условий. В СССР наиболее пригодна для подсочки сосна обыкновенная (Pinus silvestris); одно дерево даёт от 0,9 до 2,0 кг Ж. в год. Сосновая Ж.- вязкая прозрачная жидкость с приятным хвойным запахом; состоит из летучей части - скипидара и нелетучих смоляных к-т (канифоли), в качестве примеси содержит воду. Вследствие испарения скипидара и кристаллизации смоляных к-т Ж. на воздухе густеет, становится мутной, напоминающей засахаренный мёд. На заводы поступает Ж., содержащая ок. 75% канифоли, 18% скипидара и 6% воды. Переработка Ж. заключается в её очистке, отгонке (с паром) скипидара и одновременном сплавлении твёрдых смоляных к-т.

Лит.: Атаманчуков Г. Д., Живица и применение продуктов её переработки, М., 1968; Технология и оборудование лесохимических производств, М., 1969.

Г. Д. Атаманчуков.



ЖИВКОВ Тодор Христов (р. 7.9.1911, с. Правец, Софийский окр.), деятель болгарского н международного рабочего движения, политич. и гос. деятель НРБ. Герой Социалистич. Труда НРБ (1961), Герой НРБ (1971). Род. в бедной крест. семье. В 1929 начал работать печатником в Софийской гос. типографии (1929-39). В 1928 вступил в Болг. коммуниетич. союз молодёжи. С 1932 чл. Болг. коммуниетич. партии (БКП). В 1934 избран секретарём Второго Софийского райкома и чл. Софийского окр. к-та компартии, одновременно деятельно участвовал в профсоюзном движении. В 1941-43 секретарь Ючбунарского (г. София) райкома, а с 1942 чл. Софийского окр. к-та компартии. Был одним из организаторов и руководителей борьбы болг. народа против нем. оккупантов и их монархо-фаш. пособников в Болгарии. В 1943-44 как полномочный представитель партии организо вывал партиз. движение в Ботевградской околии, в июле - сент. 1944 зам. командира Первой (Софийской) воен. оперативной зоны.

Во время массового народного вооруж. восстания 9 сент. 1944 Ж. руководил действиями сосредоточенных в Софии нар.-освободит. частей, участвовавших в свержении фаш. диктатуры и установ лении нар. власти в Болгарии. После победы восстания работал на ответств. постах в парт. и гос. аппарате. В 1945 был избран кандидатом в чл. ЦК, в 1948 чл. ЦК и Оргбюро ЦК БКП. В 1948-49 первый секретарь Софийского горкома БКП, пред. Гор. к-та Отечеств. фронта и пред. Софийского гор. нар. совета. В 1950 избран секретарём ЦК, кандидатом в чл. Политбюро ЦК БКП. В 1951 избран чл. Политбюро ЦК БКП. С марта 1954 первый секретарь ЦК БКП, в 1962-71 одновременно пред. Сов. Мин. НРБ. В июле 1971 избран пред. Гос. совета НРБ. Деп. Нар. собрания (с 1945), чл. Нац. совета Отечеств. фронта. Награждён 3 орденами Георгия Димитрова, орденом Ленина (1971) и др. орденами.

Соч.: Избрани речи, доклади и статии, т. 1-6, София, 1964-65; Четвърт век по пътя на социализма, София, 1969; Избрани съчинения. т. 1-8, София, 1971; в рус. пер.- Отчетный доклад ЦК БКП VII съезду партии, М., 1958; Отчетный доклад ЦК БКП VIII съезду партии, М., 1963; Об интенсивном развитии социалистической экономики в НРБ, М., 1963; Отчётный доклад ЦК БКП IX съезду Болгарской коммунистической партии, София, 1967; О комсомоле и молодёжи, София, 1968; Единство на основе марксизма-ленинизма. Речи, доклады, статьи, [София, 1970]: Отчётный доклад ЦК БКП X съезду Болгарской коммунистической партии, М., 1971.



ЖИВКОВИЧ (ЖивковиЬ) Петар (23.1. 1879, Неготин, Сербия,-3.2.1947, Париж), югославский политич. деятель, сербский генерал. Окончил Воен. академию в Белграде (1899), участвовал в гос. перевороте 1903, приведшем на серб. престол династию Карагеоргиевичей. Был доверенным лицом короля Александра и одним из руководителей воен.-офицерской орг-ции "Белая рука" в 1911. После установления в Югославии в 1929 воен.-монархич. диктатуры - премьер-мин. (янв. 1929 - апр. 1932); в окт. 1934 - марте 1936 воен. министр. В 1936 возглавил реакц. Югосл. нац. партию. После оккупации Югославии нем.-фаш. войсками в апр. 1941 бежал за границу; в 1943 входил в эмигрантское правительство М. Трифуновича.

ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО, 1) совокупность живых организмов биосферы, численно выраженная в элементарном хим. составе, массе я энергии. Термин введён В. И. Вернадским. Ж. в. связано с биосферой материально и энергетически посредством биогенной миграции атомов в результате дыхания, питания, роста и размножения организмов. Представлено Ж. в. автотрофными организмами (зелёные растения и автотрофные микроорганизмы), гетеротрофными организмами (бесхлорофильные растения, все животные, человек), миксотрофными организмами, к-рые питаются готовыми органич. соединениями, хотя и способны их синтезировать.

Ж. в. чрезвычайно химически и геологически активно. Рассеянное Б мириадах особей, непрерывно умирающих и рождающихся, обладающих колоссальной действенной энергией, Ж. в. выполняет в биосфере огромную работу и является могучей геол. силой планетарного характера, определяющей лик Земли. Одно из проявлений геол. работы Ж. в.- его участие в создании органогенных осадочных пород (кам. уголь, битумы, известняки, нефть и т. д.), назв. Вернадским биогенным веществом биосферы. При участии Ж. в. образуются и биокосные вещества: почти вся вода биосферы, почва, кора выветривания и т. д. Роль Ж. в. как геол. фактора проявляется в Koнтpoлировании им всех осн. хим. превращений в биосфере. Биогеохимические функции Ж. в. могут быть разделены на 5 групп: газовые, концентрационные, окислительно-восстановительные, биохимич. и, наконец, биогеохимич. функции человечества. Все функции осуществляются во внеш. среде, кроме биохимических, к-рые протекают внутри организмов. Газовые функции Ж. в. определяют газовый состав атмосферы: преобладающая масса газов на планете биогенна; в результате действия Ж. в. создаются её осн. газы (N2, О2,СО2, H2S, CH4 и др.).

Концентрационные функции Ж. в. заключаются в накоплении организмами биогенных элементов из окружающей среды. Состав Ж. в. резко отличен от состава косного вещества планеты; в нём преобладают лёгкие атомы (Н, С, N, О, Na, Mg, Al, Si, P, S, Cl, К, Са). Эти элементы содержатся во всех живых организмах и образуют в них хим. соединения, встречающиеся преим. в Ж. в. Содержание определённых элементов в нек-рых организмах в десятки, сотни и даже тысячи раз больше, чем во внеш. среде. Так создаётся неоднородность хим. состава биосферы. Окислительно-восстановит. функции Ж. в. приводят к хим. превращениям большинства соединений. Биогенные процессы окисления и восстановления преобладают на поверхности Земли. Биохим. функции связаны с ростом н размножением организмов, что приводит к увеличению их числа и массы Ж. в. Давление Ж. в. на окружающую среду, к-рое Вернадский назвал "напором жизни", является выражением энергии роста и размножения и неодинаково у разных групп организмов. Др. проявление биохим. функции Ж. в.- процессы, связанные с разложением организмов после их смерти, т. е. превращением Ж. в. в косное. В результате этих процессов образуются биогенные и биокосные вещества биосферы. Биогеохим. функции человечества, обусловленные преим, технической деятельностью человека (техногенез),- форма созидания и превращения веществ в биосфере, связанная с её переходом в новое состояние - ноосферу, когда человек становится новой геол. силой на планете.

Лит. см. при ст. Биосфера.

А. Н. Тюрюканов.

2) Термин, предложенный в 1950-е гг. сов. биологом О. Б. Лепешинской для обозначения неклеточной субстанции, из к-рой якобы поныне могут формироваться клетки животных, растений и микроорганизмов. В этом значении понятие Ж. в. ненаучно; оно вытеснено более точным термином - "доклеточные (или неклеточные) формы жизни".



ЖИВОЕ СЕЧЕНИЕ вгидравлике, сечение потока жидкости (в трубопроводе, канале, речном русле и пр.), перпендикулярное направлению скорости её течения. При плавно изменяющемся движении жидкости Ж. с. считается плоским и равным площади поперечного сечения потока.



ЖИВОЙ ТРУД, см. в ст. Труд.

ЖИВОКИНИ Василий Игнатьевич [1805, Москва,-18(30).1.1874, там же], русский актёр. Сын итальянца, жившего в России, и рус. крепостной танцовщицы. По окончании Моск. театр. уч-ща (где Ж. обучался балетному и драматич. иск-ву, игре на скрипке) в 1825 был зачислен в труппу Малого театра. Первоначально исполнял небольшие роли в драматич. спектаклях, выступал в балетах, играл в оркестре. Расцвет творчества Ж.- 1840-50-е гг. Выступая с огромным успехом в комедиях и водевилях, Ж. создал образы весёлых добродушных простаков. Блестяще владея иск-вом импровизации, Ж. иногда по ходу действия вставлял в роль тут же им сочинённые реплики на злобу дня, обращался с вопросом к кому-либо из зрителей и т. п. В то же время игре Ж. были свойственны ко-мич. преувеличения, черты буффонного гротеска. В числе его лучших ролей: Земляника, Подколёсин ("Ревизор" и "Женитьба" Гоголя), Градобоев ("Горячее сердце" А. Н. Островского), Грумио ("Укрощение строптивой" Шекспира), Арган ("Мнимый больной" Мольера), Лев Гурыч Синичкин (одноимённый водевиль Д. Т. Ленского), Мордашев ("Аз и Ферт" Фёдорова). Исполнял также партии в опереттах и операх. Портрет стр. 183.

Соч.: Из моих воспоминаний, "Библиотека театра и искусства", СПБ, 1914, февр., кн. 2, с. 3-31.

Лит.: Марков П., Малый театр тридцатых и сороковых годов, в сб.: Московский Малый театр. 1824 - 1924, М., 1924, с. 198 - 202; Дмитриев Ю., Московского Малого театра а,ртист Живокини, "Театр", 1960, № 9. М. С. Зилов.



ЖИВОКОСТЬ, дельфиниум, шпорник (Delphinium), род растений сем. лютиковых. (Однолетние виды Ж. часто выделяют в род Consolida.) Листья пальчато-рассечённые, цветки в кистевидных или метельчатых соцветиях, неправильные, крупные, б. ч. синие, голубые, фиолетовые; околоцветник из 5 лепестковидных листочков, верхний из них со шпорцем. Плод из 1 или 3-5 листовок. Ок. 300 видов в Сев. полушарии, а также в горах тропич. Африки. В СССР ок. 100 видов, гл. обр. на Кавказе и Ср. Азии. Наиболее распространены однолетняя Ж. полевая, или сокирки (D. соnsolida), - полевой сорняк, медоносное и красильное растение (даёт синюю краску для шерсти), и многолетняя Ж. высокая (D. elatum), растущая по лесам, кустарникам, лугам и содержащая алкалоиды дельфинин, элатин и др., применяемые в медицине. Оба вида - эффективные инсектициды. Мн. виды Ж. разводят как декоративные.
[909-5.jpg]

1 - живокость полевая: а - разрез цветка; 2 - живокость высокая; б - плод.



 
ЖИВОПИСЕЦ (лат
ЖИВОПИСЕЦ (лат. Pictor), созвездие Юж. полушария неба, наиболее яркая звезда 3,3 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия для наблюдений в декабре. Частично видно в юж. районах СССР. См. Звёздное небо.

"ЖИВОПИСЕЦ", еженедельный журнал, издававшийся Н. И. Новиковым в Петербурге с апр. 1772 по июнь 1773. Отличался политич. остротой, разнообразием сатирич. жанров. В "Ж." помещены "Отрывок путешествия в*** И*** Т***" и "Письма к Фалалею", содержавшие резкую критику крепостничества. В журнале высмеивались слепое преклонение перед всем французским, карьеризм, пороки дворянства. Издание прекращено из-за преследований со стороны правительства.

Лит.: Берков П. Н., История русской журналистики XVIII в., М.- Л., 1952.

ЖИВОПИСНОСТЬ, особенность произведений искусств пластических, дина-мич. взаимодействие форм, объёмов, пятен цвета, линий, света и тени, при к-ром возникает яркое впечатление общей подвижности, изменчивости, многообразия аспектов. Ж. проявляется в преобладании цветового пятна (в живописи) и светотеневого (в графике) над чёткой линией, в мягкости переходов, в перетекании и незамкнутости выходящих в пространство объёмов (в скульптуре), в асимметрии планировки и свободе расчленения осн. композиц. элементов, в динамике форм, иногда в активной роли цвета и пластич. декора (в архитектуре). В широком смысле слова Ж.- свободная живая выразительность, яркая образность, красочность.

Лит.: Вёльфлин Г., Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М.-Л., 1930.



ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, художественные произведения, к-рые создаются с помощью красок, наносимых на к.-л. твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства, Ж. выполняет идеологич. и познават. задачи, а также служит сферой создания предметных эстетич. ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда. Ж. отражает и в свете тех или иных идеологич. концепций оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие; в силу этого Ж. сама становится сферой обществ. борьбы. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображённую художником, Ж. служит действенным средством обществ. воспитания. Мн. произв. Ж. обладают документально-информац. ценностью.

В Ж. ярко проявляются те общие свойства иск-ва, благодаря к-рым Н. Г. Чернышевский назвал его "учебником жизни". В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в произведении Ж., приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художеств. образы, Ж. использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др. видам изобразит. иск-ва полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду. Сами произв. Ж. неизменяемы, создаваемые Ж. картины зрительно одномоментны; однако Ж. может передавать не только состояние абсолютной статичности, но и ощущение временного развития, эмоциональной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, а также эффект движения, изменения (благодаря особой ритмич. организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д.); в Ж. возможны развёрнутое повествование, сложный сюжет. Всё это позволяет Ж. не только непосредственно и наглядно воплощать все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывать широкие картины жизни людей, но и стремиться к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов, внутр. мира человека, к выражению отвлечённых идей.

Доступные Ж. широта и полнота охвата реальной действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (ист., бытовой, батальный, анималистич. и др.).

По назначению, по характеру исполнения и образов различают: Ж. монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архит. пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с к.-л. определ. местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.). К разновидностям Ж. относятся также диорама и панорама. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологич. способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, Ж. водяными красками по штукатурке- сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, Ж. керамич. красками (связующие - легкоплавкие стёкла, флюсы, глазури - закрепляются обжигом на керамике), Ж. силикатными красками (связующее вещество - растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с Ж. смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная Ж., изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь.

Осн. выразит. средство Ж.- цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразит. и декоративные возможности Ж. В произв. Ж. он образует цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также Ж. оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определ. цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произв. Ж. частью его художеств. структуры (см. Композиция). Др. выразит. средство Ж.- рисунок (линия и светотень) - ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

Условно различаются два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной Ж. характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразит. контурами, чёткие и ритмичные линии; в древней и отчасти в совр. Ж. встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), к-рые раскрывают зрителю определ. логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. Эта Ж., с её ярко выраженными условностью и декоративностью, во мн. эпохи функционировала гл. обр. в ансамбле с архитектурой, подчиняясь глади стен и архит. членениям; более или менее плоскостный характер носили в определ. эпохи и миниатюры, иконы, а в кон. 19-20 вв.- мн. картины.

Возникшее в античности стремление к правдоподобному воспроизведению реального мира, т. е. таким, каким его видит человек, вызвало появление в Ж. объёмно-пространственного изображения (с чем связано и зарождение рассчитанной на индивидуальное созерцание станковой Ж., освобождение Ж. от подчинения архитектуре, во многом и от декоративных функций). В Ж. такого типа могут показываться пространственные соотношения, может создаваться полная иллюзия глубокого трёхмерного пространства (обычно как бы находящегося перед рассматривающим произв. Ж. человеком), зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных (выступающих и отступающих) цветов; объёмные формы моделируются цветом и светотенью. Объёмнопространственное изображение, так же как и линейно-плоскостное, может использовать выразительность линии и локального цвета, причём эффект объёмности, даже скульптурности, достигается градацией светлых и тёмных тонов, распределённых в чётко ограниченном цветовом пятне; в таких случаях колорит часто бывает пёстрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое. Богаче изобразит. возможности тональной Ж.(см. Гон), к-рая с помощью сложной и динамичной разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения (см. Валер) и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы); общий тон объединяет предметы с окружающей их свето-воздушной средой и пространством; при этом линия нередко теряет свою формообразующую роль, поглощаясь трепетной красочной массой. В Ж. Китая, Японии, Кореи сложился особый тип пространственного изображения, обусловленный своеобразным художеств. мировосприятием дальневосточного живописца, к-рый как бы включает себя в изображение, чувствует себя одним из элементов мироздания. В подобного рода Ж. возникает ощущение бесконечного, увиденного сверху пространства, с уходящими вдаль и не сходящимися в глубине параллельными линиями; светотеневая лепка отсутствует, фигуры и предметы почти лишены объёма; их положение в пространстве показывается гл. обр. соотношением тонов.

Произв. Ж. состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.), обычно покрытой грунтом, и красочного слоя, иногда защищённого с поверхности предохранит. плёнкой лака. Изобразит. и выразит. возможности Ж., особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, к-рые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, к-рым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произв. Ж., а просвечивающий цвет основы или грунта - на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определ. роль в колористич. построении (гл. обр. в акварели). Поверхность красочного слоя произв. Ж., т. е. его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками;рядом положенные мазки разных цветов могут на определ. расстоянии как бы смешиваться в глазу у зрителя. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для к-рого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего - прямоугольный, реже - круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении. Процесс создания картины или настенной росписи (предваряемый эскизами и этюдами, в к-рых конкретизируется замысел художника, разрабатываются отд. детали, композиция, колорит будущего произведения) может распадаться на неск. стадий, особенно чётких и последовательных в ср.-век. темперной и классической масляной Ж. (рисунок на грунте, строящий композицию и намечающий осн. светотеневые соотношения; подмалёвок, где лепятся объёмы; лессировки, богато насыщающие картину цветом). Но существует и Ж. более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления (особенно в произведениях, выполненныхалла прима) благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом.



История развития живописи. Ж. возникла в эпоху позднего палеолита (40 - 8 тыс. лет назад). Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-де-Гом в Юж. Франции, Альтамира в Сев. Испании и др.), исполненные земляными красками (красными, жёлтыми и коричневыми охрами, умброй), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщеплённых палочек, кусочков меха и просто пальцев; создавались правдивые, выразит., динамичные изображения отд. животных, а затем и охотничьих сцен. В Ж. палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка, но композиц. начало в ней ещё слабо выражено. Более развитые, более абстрактно-обобщённые представления о мире отразились в отвле-чённо-ритмизированной Ж. неолита (росписи в Вальторте, Испания); в неолитич. изображениях, сознательно связываемых в повествовательные циклы, появляется человек.

Ж. рабовладельч. общества обладала уже развитой образной системой, богатыми технич. средствами; краски (земляные - жёлтые, красные и коричневые; минеральные - синие и голубые) наносились ровным слоем на белый грунт; появились связующие (альбумин, казеин, глютин, гуммисмолы), волосяные кисти.

В вост. деспотиях (Др. Египте и др. гос-вах), в древней Америке существовала монументальная Ж. (роспись гробниц, реже - зданий), связанная обычно с заупокойным культом и носившая развёр-нуто-повествоват. характер; гл. место занимало обобщённое и нередко схематичное изображение человека. В присущей этой Ж. строгой канонизации изображений, в особенностях композиции, соотношении фигур отражалась господствовавшая в рабовладельч. обществе жёсткая иерархия. Древняя Ж. обладала также декоративными качествами, своей плоскостностью эта Ж. подчёркивала гладь стены. Особенно высокого совершенства достигла роспись др.-егип. гробниц (картины загробной жизни, включающие бытовые и батальные сцены, анималистич. изображения) с её музыкальной ритмичностью и чёткостью композиции, изысканностью линий.

В античности Ж. по-прежнему выступает в синтезе с архитектурой и скульптурой, служит вместе с ними не только культовым, но и светским целям; происходит (особенно в Др. Греции) осознание обществ. (в т. ч. нравственно-воспитат.) значимости Ж., как и всего иск-ва в целом. Постепенно раскрываются новые, специфич. возможности Ж., дающей более широкое по тематике отображение действительности, чем скульптура, стремящейся к чувственно-полнокровному воплощению мира. Для антич. Ж., с её пластич. ясностью форм, характерны то плоскостные контурные изображения, то объёмные, а также широкое, свободное письмо, жизненноточное изображение предметов и отчасти пространства; палитра красок по мере развития Ж. расширялась и обогащалась; возникла тональная Ж., существовавшая одновременно с Ж. локальным цветом. В античности зарождаются принципы светотени, своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы. Наряду с мифологическими создавались бытовые и ист. сцены, пейзажи, портреты, натюрморты. Украшавшая храмы, жилища, гробницы, стои монументально-декоративная Ж. (фрески и мозаики, сохранившиеся в Помпеях, Геркулануме, Пестуме, Казанлыке, Сев. Причерноморье) в результате длит. развития пришла к иллюзорному изменению архит. пространства и архит. форм. Антич. фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. В Др. Греции возникла почти не дошедшая до наст. времени станковая Ж. (на досках, реже - холсте), выполнявшаяся гл. обр. в технике энкаустики (см. Восковая живопись; реже использовались клеевые краски и темпера), к-рая позволяла выразительно лепить объёмы; нек-рое представление об антич. станковой Ж. дают фаюмские портреты.

В ср. века в Ж. Зап. Европы, Византии, Руси, Кавказа, Балкан, развивавшейся преим. в русле церк. христианской идеологии, создавались религиозно-аскетич. образы, полные духовной экспрессии. Несмотря на строгую канонизацию изображений, в средневековой Ж. находили отзвук нар. представления (напр., на Руси в иконах и фресках Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия), отдельные (часто наивные) наблюдения. Осн. виды Ж.- фреска (как по сухой, так и по влажной, часто шероховатой штукатурке, наносившейся на кам. или кирпичную кладку), иконопись (иконы исполнялись на грунтованных досках преим. яичной темперой, обусловливавшей гл. обр. плоскостную трактовку форм), а также миниатюра в рукописях (на грунтованных пергаменте или бумаге; исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др. красками); последовательность исполнения, тип изображения, композиция, раскраска - всё это регламентировалось. Делавшиеся с тщательностью, присущей ремесленному труду, иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архит. членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церк. интерьерах единый ансамбль.

Повышенная эмоциональность и декоративность ср.-век. Ж. обусловлены экспрессией звучного, насыщенного цвета и акцентированно-ритмичной линии, выразительностью чётких контуров; формы в ср.-век. Ж. плоскостные, стилизованные, фон отвлечённый, часто золотой; встречаются также условные приёмы моделировки объёмов, как бы выступающих на живописной плоскости, лишённой глубины. Значит. роль играла символика композиции и цвета (напр., в зап.-европ. Ж. голубой - цвет богоматери). В 1-м тыс. н. э. высокий подъём пережила монументальная Ж. (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Ср. Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне. В феод. эпоху в Месопотамии, Иране, Индии, Ср. Азии, Азербайджане, Турции развивалось иск-во декоративно-плоскостной миниатюры, привлекающей как тонкой красочностью, изяществом орнаментального ритма, так и яркостью отд. жизненных наблюдений. Глубокой поэтичностью, поразительной зоркостью видения людей и природы, лаконичностью оттачивавшейся веками живописной манеры, тончайшей тональной передачей воздушной перспективы выделялась дальневосточная Ж. тушью, акварелью и гуашью на свитках из шёлка и бумаги - в Китае, Корее, Японии.

В Зап. Европе в эпоху Возрождения утверждаются принципы нового, базирующегося на антифеод. мировоззрении, жизнелюбивого гуманистич. иск-ва, вновь открывающего и пытливо познающего земной, материальный мир, проникнутого духом раннебурж. антропоцентризма; в силу этого возрастает роль Ж., вырабатывающей систему средств реалистич. изображения действительности. Отд. достижения Ж. Возрождения были предвосхищены в 14 в. итал. живописцем Джотто. Науч. изучение перспективы, оптики и анатомии, использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной Ж. способствовали широкому раскрытию заложенных в природе Ж. возможностей; в Ж. убедительно воспроизводятся объёмные формы (с помощью светотеневой моделировки) в единстве с глубоким пространством (разворачивающимся за зрительно уничтожаемой живописной плоскостью) и световой средой, осваивается цветовое богатство мира. Новый расцвет пережила фреска, иногда зрительно расширяющая интерьер дворца или церкви, но важное значение приобрела и станковая картина, ещё сохранявшая, однако, декоративное единство с окружающей предметной средой

. Ощущение гармонии мироздания, увлечение свежестью отд. ярких жизненных деталей, интерес к реальной личности, духовная активность образов характерны для композиций на религ. и мифологич. темы, портретов, бытовых и ист. сцен, изображений обнажённой натуры. Темперу вытеснила сначала комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая Ж. без темперы. Наряду с гладкой, детализирующей Ж. на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерл. школы) венецианская школа Ж. вырабатывает приёмы свободной, широкой, пастозной Ж. на холстах с цветными грунтами. Одновременно с Ж. локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная Ж. (в венецианской школе, тонко и разнообразно выявившей богатство колористич. возможностей Ж.). Крупнейшие живописцы Возрождения - Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, X. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии.

В 17-18 вв. процесс развития европ. Ж. усложняется. Складываются нац. школы во Франции (Ж. Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. Шарден, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), в Италии (М. Караваджо, Д. Фетти, П. да Кортона, Дж. Б. Тьеполо, Дж. М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Му-рильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. П. Рубенс, Я. Иордане, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф. Халс, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рёйсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Англии (Т. Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Происходит интенсивная борьба течений,прогрессивных и реакционных идей, передовых направлений против академизма, сосуществуют разные стилевые системы. Ж. провозглашает новые социально-гражд. идеалы, обращается к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж, интерьер, предметы обихода); углубляется психологич. проблематика, осознаётся и воплощается конфликтное взаимодействие личности и мира. В 17 в. расширилась и чётко оформилась система жанров. В 17-18 вв. процветает монументальнодекоративная Ж. (особенно в стиле барокко), существующая в тесном единстве со скульптурой и архитектурой и создающая, часто с помощью иллюзио-нистич. эффектов, интенсивно действующую на человека эмоцион. среду. В то же время возросла роль станковой Ж.

Усложнение проблематики Ж., обилие стоявших перед ней задач, классовая и сословная дифференциация мироощущения привели к формированию различных живописных систем, как обладавших общностью стилевых признаков (эмоционально насыщенная, динамичная Ж. барокко, с характерной незамкнутой, спиралевидной композицией; строго уравновешенная Ж. классицизма с её культом чёткого, строгого, ясного рисунка, преобладанием объёмносветотеневого начала над цветом, локальностью цвета; Ж. рококо с её игрой изысканнейших и текучих нюансов цвета, светлых и блёклых тонов), так и не укладывавшихся в к.-л. определ. стилевые рамки. Стремясь к тончайшему воспроизведению красочности мира, световоздушной среды, мн. художники совершенствовали систему тональной Ж. Всё это вызвало резкую индивидуализацию технич. приёмов преобладавшей в 17- 18 вв. многослойной масляной живописи. В то же время картины нередко выполнялись одновременно несколькими художниками, специализировавшимися по определ. изобразит. мотивам. Нарастание станковизма, усиление потребности в произв., рассчитанных на интимное созерцание, повлекли за собой развитие более камерных, тонких и лёгких техник Ж.- пастели, акварели, туши, различных видов портретной миниатюры.

В 19 в. новые нац. школы Ж. складываются в Европе (в балканских странах) и в Америке. Расширяются связи Ж. Европы и др. частей света, где опыт европ. реалистич. Ж., отд. формальные достижения получают самобытное истолкование, часто на основе местных древних традиций (в Индии, Китае, Японии и др. странах); европ. Ж. также испытывает влияние иск-ва неевроп. стран (гл. обр. Японии и Китая), сказывающееся в обновлении отд. приёмов декоративно-ритмич. организации изобразит. плоскости. В 19 в. Ж. шире и глубже др. видов изобразит. иск-ва решает сложные и актуальные мировоззренческие проблемы, играет активную роль в обществ. жизни, будучи часто связанной с социальными и нац.-освободит. движениями; важное значение в Ж. 19 в. приобрела острая критика социальной действительности.

В то же время на протяжении всего 19 в. в Ж. официально культивировались далёкие от жизни академич. каноны, отвлечённая идеализация образов, возникли натуралистич. тенденции, игнорировавшие специфичность, самостоят. экспрессию выразит. средств Ж. В борьбе с этими тенденциями, с рационалистичностью и отвлечённостью офиц. салонноакадемич. Ж. складывается Ж. романтизма с её эмоциональным накалом, активным интересом к драматич. событиям истории и современности, показом сильных человеческих страстей, энергией живописного языка, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции; во многом О. А. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов в России). Отказываясь от классич. идеалов гармонического совершенства, приходит к более полному, конкретно-достоверному, часто повышенно-наглядному изображению жизни реалистич. Ж., основывающаяся на непосредств. наблюдении характерных явлений действительности (Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, О. Домье, К. Коро, мастера барбизонской школы во Франции; Дж. Констебл в Англии; А. Менцель, В. Лейбль в Германии; А. Г. Венецианов, П. А. Федотов в России). Ж. демократич. реализма широко показывает быт и труд народа, его борьбу за свои права, обращается к важнейшим событиям истории, создаёт яркие, психологически-углублённые образы простых людей и передовых обществ. деятелей; во мн. странах возникают школы нац. реалистич. пейзажа. Особой социальнокритич. остротой отличается тесно связанная с бурж.-демократич. этапом рус. революц. движения Ж. передвижников и близких к ним художников - В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. В. Верещагина, И. И. Левитана.

К живому воплощению окружающего мира в его естественности и непосредственности, постоянной изменчивости приходит в нач. 1870-х гг. импрессионизм (живопись К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, отчасти Э. Мане и Э. Дега во Франции), преодолев господствовавшую в Ж. тех лет условность, черноту колорита, обновив технику и приёмы организации живописной поверхности, выявив красоту чистого цвета, трепетной живописности, фактурных эффектов. В 19 в. в Европе господствует станковая Ж. маслом, в декоративном отношении ещё меньше, чем прежде, связанная с предметной средой. Техника масляной Ж. приобретает во мн. случаях ярко индивидуальный, свободный характер, но постепенно утрачивает присущие ей раньше тщательность, строгую систематичность , многослойность; снижается прочность произв. Ж. (чему способствовало и распространение новых красок фабричного произ-ва взамен употреблявшихся ранее красок ручного приготовления); палитра расширяется (создаются новые пигменты и связующие); вместо тёмных цветных грунтов, характерных для 18 в., ещё в нач. 19 в. вновь внедряются белые грунты. Как и др. виды монументального иск-ва (архитектура, скульптура), монументально-декоративная Ж., использовавшая в 19 в. почти исключительно клеевые или масляные краски, приходит в это время в упадок. Лишь в кон. 19 - нач. 20 вв. делаются попытки возрождения монументальной Ж. и слияния различных видов Ж. с произв. декоративно-прикладного иск-ва и архитектурой в единый ансамбль (гл. обр. в иск-ве "модерна"); обновляются и технич. средства монументально-декоративной Ж., разрабатывается техника силикатной Ж.

В кон. 19-20 вв. во всём мире развитие Ж. становится особенно сложным и противоречивым; одновременно сосуществуют и борются реалистич. и модернистич. течения. Оплодотворённая идеалами Великой Окт. революции, вооружённая методом социалистич. реализма, интенсивно развивается Ж. в СССР и др. социалистич. странах. Возникают новые школы Ж. в странах Азии и Африки, Австралии, Лат. Америки.

Реалистич. Ж. в кон. 19-20 вв. своими демократич. тенденциями, тесной связью с жизнью следует лучшим традициям Ж. предшествующих эпох. В то же время её отличает стремление познать и показать мир во всей его противоречивости, сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, внутр. смысл жизненных явлений, не имеющих порой достаточно наглядного облика; поэтому отражение и истолкование мн. явлений реальности обретает нередко обострённо-субъективный, обобщённо-символич. характер. Ж. 20 в. наряду с чувственно-достоверным, иллюзорным, объёмно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности) условные принципы трактовки зримого мира. Уже в Ж. постимпрессионизма (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в Ж. "модерна" зарождаются черты, определившие особенности нек-рых течений 20 в. (активное выражение сугубо личного отношения художника к миру, эмоциональ-но-психологич. сила и ассоциативность цвета, мало связанного с наблюдаемыми в жизни красочными отношениями, ут-рированность форм, декоративность). В первом течении, возникшем в 20 в.,- в фовизме - характер образа, броскость ярких цветовых контрастов отчётливо диктуются прежде всего субъективной волей художника, интенсивно переживающего действительность. Поновому осмысляется мир в иск-ве великих рус. живописцев кон. 19 - нач. 20 вв.- в социально-насыщенных, образно-заострённых картинах В. А. Серова, напряжённо-драматич. произв. М. А. Врубеля.

В 20 в. действительность осознаётся и претворяется в разных аспектах в Ж. крупнейших художников капиталистич. стран: П. Пикассо, А. Матисса, Ф. Леже, А. Марке во Франции; Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. Сикейроса в Мексике; Р. Гуттузо в Италии; Дж. Беллоуза, Р. Кента в США. Во мн. их картинах, настенных росписях нашло повышенно-эмоциональное выражение правдивое осмысление трагич. противоречий действительности, переходящее в обличение уродств капиталистич. строя; Ж. передовых художников пропагандирует прогрессивные политич. идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздавая ист. и совр. события; в ней воплотились также жизнерадостнооптимистич. восприятие мира, увлечение его материальностью. С эстетич. осмыслением новой, "технической" эры связано не только отражение пафоса индустриализации жизни, не только проникновение в Ж. геометричных, "машинных" форм, к к-рым нередко сводятся формы органические, но и поиски в Ж. отвечающих мироощущению современного человека, его духовным потребностям эмоционально-образных цветовых решений, новых форм, к-рые могут быть использованы в декоративном иск-ве, архитектуре и пром-сти.

Широкое распространение в Ж., гл. обр. капиталистич. стран, с нач. 20 в. получили различные модернистич. течения (см. Модернизм), отражающие общий кризис культуры бурж. общества, в той или иной степени порывающие живую связь с реальностью; однако и в модернистич. Ж. порой находят косвенное отражение "больные" проблемы современности, безудержный дух протеста (напр., в Ж. экспрессионизма с её драматич. неистовостью, кризисными настроениями). В Ж. мн. модернистич. течений (кубизм, футуризм, сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных, иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются порой с чисто абстрактными формами. Дальнейшая эволюция многих из этих течений уже в 1910-х гг. привела к полному отказу от изобразительности, к появлению абстрактной Ж. (см. Абстрактное искусство), что ознаменовало распад Ж. как средства отражения и познания действительности; абстрактная Ж. вплоть до 1960-х гг. была широко распространена в иск-ве гл. обр. капиталистич. стран. С сер. 1960-х гг. в странах Зап. Европы и Америки Ж. порой становится одним из элементов "поп-арта".

В 20 в. возрастает роль монументально-декоративной Ж., как изобразительной (напр., революц.-демократич. монументальная Ж. в Мексике), стремящейся в первую очередь вовлечь массового зрителя в круг воплощаемых ею идей, так и неизобразительной, обычно плоскостной, отвлечённо-орнаментальной, гармонирующей с геометризованными формами совр. архитектуры. В то же время станковая Ж. по-прежнему играет гл. роль, хотя усиление декоративности элементов художеств. формы нередко делает станковую картину частью общего архитектурно-художеств. ансамбля.

В 20 в. растёт интерес к исканиям в области техники Ж. (в т. ч. восковой и темперной; для монументальной Ж. изобретаются новые краски - пироксилиновые в Мексике, силиконовые, на кремнийорганич. смолах в СССР), однако по-прежнему преобладает масляная Ж.

Многонац. советская Ж. тесно связана с коммунистич. идеологией, с принципами партийности и народности иск-ва. Опираясь на традиции реализма, сов. Ж. критически перерабатывает опыт рус. и мировой Ж., художеств. систем, сложившихся во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Обогащённая новым видением мира, она представляет качественно иной этап развития Ж., к-рый определяется торжеством метода социалистич. реализма. В СССР Ж. развивается во всех союзных и автономных республиках, зарождаются новые нац. школы Ж. Сов. Ж. присущи острое ощущение реальности, чувственной, материальной плоти мира, духовная насыщенность образов, а часто и романтич. приподнятость образного строя. Стремление охватить социалистич. действительность во всей её сложности, полноте привело к использованию многообразных жанровых форм, к-рые наполняются новым содержанием. Уже с 1920-х гг. особое значение приобретает историко-революц. тема (полотнаМ. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иог