АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. . КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа . ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество.. ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.
| тем меньше он травмирует ткани организма. Накладывают Ж. к. не более чем на 2 часа; в течение этого времени его надо 2-3 раза (зимой чаще) распускать для восстановления кровообращения (при этом артерию прижимают пальцем).
ЖГУТИКИ, цитоплазматические выросты клетки, свойственные всем жгутиковым, многим бактериям, зооспорам и сперматозоидам растений и животных. Раньше Ж. противопоставляли ресничкам. Электронномикроскопич. исследования показали сходство строения этих структур, различающихся лишь количеством: обычно клетка имеет один или неск. Ж. и много (до нескольких тысяч) ресничек. Поэтому термины "Ж." и "реснички" употребляют часто как синонимы. Длина Ж. широко варьирует в разных клетках, диаметр ок. 0,2 мкм. Каждый Ж. представляет собой стержень, покрытый плазматич. оболочкой (продолжением оболочки клетки) и состоящий из гомогенного вещества, по периферии к-рого располагаются 9 двойных, а в центре 2 одинарные фибриллы (толщиной 250- 600 А) с электронно более плотной краевой и менее плотной центральной зоной; поэтому фибриллы наз. микротрубочками. У основания Ж. находится базалъ-ное тельце - гомолог центриоли. Различают неск. форм движения Ж.: вращательное, в т. ч. и винтообразное; волнообразное - с перемещением волн от свободного конца к основанию Ж.; движение по типу гребного удара. Обнаружено сходство белка Ж. с белками мышц.
М. Е. Аспиз.
ЖГУТИКОВЫЕ, биченосцы, одноклеточные и колониальные организмы, имеющие жгутики в качестве органов движения. Нек-рые группы Ж., напр. эвгленовых, ботаники относят к растениям, а зоологи - к животным.
1) В ботанике Ж. (Flagellatae) раньше рассматривались как отдел (тип), состоящий из неск. классов, ряд к-рых (Pantostomatinae, Protomastiginae и Distomatinae) не признаётся теперь растит. организмами. Остальные Ж. из-за больших биохимич. и морфологич. различий частично выделены в самостоят. отдел (эвгленовые водоросли), частично считаются классами отдела пирофитовых водорослей (перидинеи и криптомонады) или др. отделов (хризомонады - отдела золотистых водорослей, вольвоксовые - отдела зелёных водорослей).
2) В зоологии Ж. (Mastigophora)- класс простейших, состоящий из 2 подклассов (Phytomastigina и Zoomastiginа), включающих 13 отрядов (ок. 3000 видов). В первый подкласс входят организмы, содержащие пигменты и питающиеся в основном за счёт фотосинтеза. Второй подкласс объединяет гетеротрофные организмы и организмы с голозойным типом питания. Среди гетеротрофных Ж. есть представители, питающиеся жидкими органич. веществами, обитающие в гниющих жидкостях или паразитирующие в крови и тканях животных и человека. Ж., питающиеся голозойно, заглатывают твёрдую пищу, гл. обр. бактерий и одноклеточных организмов.
Ж. имеют 1-8, иногда больше жгутиков, отходящих от переднего конца тела; один из жгутиков, направленный назад, иногда пристаёт к стенке тела, образуя (напр., у трипаносом) изгибающуюся волнообразную перепонку.
Жгутиковые (схема): 1 -эвглена; 2 -трихомонас; 3 -лейшмания; 4- Сеrаtium; 5- трипа-носома: 6- трипаноплазиа; 7 -Codonosiga; 8 - Multicilia.
[907-1.jpg]
Тело одето тонкой наружной оболочкой - пелликулой, нередко сплошным хитиновым панцирем или оболочкой из клетчатковых пластинок. Ядро обычно одно, иногда ядер неск. десятков. Для регуляции осмотич. давления и выделения служат сократит. вакуоли. Ж., снабжённые хроматофорами, имеют стигму (светочувствительный органоид), расположенную у основания жгутика; таким Ж. присущ положительный фототаксис. Размножаются Ж. чаще всего продольным делением тела надвое; многие при размножении превращаются в цисту с плотной оболочкой, после чего делятся один или неск. раз. У нек-рых Ж. особи, возникшие при бесполом размножении, не расходятся, а образуют колонии. Половое размножение наблюдается редко, преим. у представителей подкласса фитомастигин; половой процесс включает изогамию, гетерогамию или оогамию. Из зиготы получается одна или неск. новых особей, иногда - целая колония. Свободноживущие Ж. обитают в пресных водах и в морях; паразитические - в теле животных и человека, мн. из них - возбудители болезней человека и домашних животных (напр., трипаносомы, лейшмании, лямблии и др.).
Лит.: Эпштейн Г. В., Патогенные простейшие, спирохеты и грибки, М.- Л.. 1931; Руководство по зоологии, под ред. Л. А. Зенкевича, т. 1, М.- Л., 1937; Павловский Е. Н., Руководство по паразитологии человека с учением о переносчиках трансмиссивных болезней, 5 изд., т. 1, М.- Л., 1946.
Ю. Е.Петров.
ЖГУТОНОГИЕ (Pedipalpi), группа паукообразных, ранее объединявшихся в один отряд; теперь к Ж. относят 3 отряда: телифоны, фрины и тартариды.
ЖДАНКОВСКИЙ, посёлок гор. типа в Тульской обл. РСФСР. Расположен в 6 км от ж.-д. станции Жданка (на линии Узловая - Елец). Добыча угля, лёгкая пром-сть.
ЖДАНОВ Андрей Александрович [14(26).2.1896, Мариуполь, ныне Жданов,-31.8.1948, Москва], советский гос. и парт. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1915. Род. в семье инспектора нар. училищ. Окончил реальное уч-ще. В революц. движении с 1912. В 1916 чл. Тверского к-та РСДРП. В 1917 находился в армии в 139-м запасном полку в г. Шадринске, вёл большевистскую пропаганду среди солдат. После Февр. революции 1917 избран в полковой к-т, а затем пред. первого Совета в Шадринске. С авг. 1917 пред. Шадринского к-та РСДРП(б). В 1918-20 на политработе в Красной Армии на Урале и в Твери; был редактором газ. "Тверская правда". С 1922 пред. Тверского губисполкома. В 1924-34 секретарь Нижегородского губкома партии, секретарь Горьковского крайкома ВКП(б). После 17-го съезда ВКП(б) (1934) секретарь ЦК ВКП(6) и одновременно (с дек. 1934) секретарь Ленингр. обкома и горкома партии. В годы Великой Отечеств. войны в июле - авг. 1941 чл. Воен. совета Сев.-Зап. направления, в авг. 1941- авг. 1944 чл. Воен. совета Ленингр. фронта. Генерал-полковник с 1944. С 1944 работал в Москве секретарём ЦК ВКП(б), занимался идеологич. вопросами. Был делегатом 9, 12-18-го съездов партии. На 14-м (1925) и 15-м (1927) избирался канд. в члены, а на 16-18-м - членом ЦК ВКП(б). С февр. 1935 канд. в члены Политбюро, а с марта 1939 член Политбюро ЦК ВКП(б). Был чл. ВЦИК и ЦИК СССР; деп. Верх. Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями. Похоронен в Москве на Красной площади.
ЖДАНОВ Виктор Михайлович [р. 1(13).2.1914, с. Штепино, ныне Донецкой обл., УССР], советский вирусолог, акад. АМН СССР (1960). Чл. КПСС с 1941. Окончил Харьковский мед. ин-т (1936). В 1946-50 зав. лабораторией, затем директор Харьковского ин-та микробиологии и эпидемиологии им. И. И. Мечникова. С 1951 зав. лабораторией, а с 1961 директор Ин-та вирусологии им. Д. И. Ивановского АМН СССР. Осн. труды по вирусным инфекциям (инфекционному гепатиту и гриппу), эволюции инфекционных болезней, классификации вирусов, по проблемам молекулярной биологии вирусов. Пр. им. Д. И. Ивановского (1969). Награждён 4 орденами, а также медалями.
Соч.: Инфекционный гепатит, Хар., 1948; Определитель вирусов человека и животных, М., 1953; Эволюция заразных болезней человека, М., 1964; Вирусология, М., 1966 (совм. с С. Я. Гайдамович); Репродукция миксовирусов (вирусов гриппа и сходных С ними), М", 1969 (совм. с А. Г. Букринской).
ЖДАНОВ Евгений Александрович [ 19.2(3.3).1839, Петерб. губ.,-18(30). 11.1892, Тбилиси], русский геодезист и картограф, ген.-лейтенант. Окончил Артиллерийскую академию (1858) и геодезич. отделение Академии Генштаба (1860). Возглавлял астрономо-геоде-зич. работы в Бессарабии (с 1870), в Западном пограничном пространстве (с 1881). В 1886-92 начальник Кавказского военно-топографич. отдела. Принимал участие в составлении пятивёрстной карты Кавказа.
Лит.: Новокшанова-Соколовская 3. К., Картографические и геодезические работы в России в 19- начале 20 вв., М., 1967.
ЖДАНОВ Иван Николаевич [22. 6(4.7). 1846, г. Шенкурск, ныне Архангельской обл.,-11(24).7.1901, Алупка], русский литературовед и фольклорист, акад. Петерб. АН (1899; чл.-корр. 1893). Окончил Петерб. ун-т в 1872. С 1882 проф. историко-филологич. ин-та в Петербурге. С 1895 преподавал в Петерб. ун-те. В работе "К литературной истории русской былевой поэзии" (опубл. 1881) изучены связи устнопоэтич. творчества с письменной литературой. В гл. своём труде "Русский былевой эпос" (1895) он исследует письменные, фольклорные и историч. источники эпоса. Из др. работ выделяются "Материалы для истории Стоглавого собора" (1876), "Русская поэзия в домонгольскую эпоху" (1879) и др.
Соч.: Сочинения, т. 1 - 2, СПБ, 1904-07.
Лит.: Чебышев А. А., И. Н. Жданов. Биографический очерк, СПБ, 1907; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963, с. 262-66.
ЖДАНОВ Леонид Афанасьевич [р. 17(29).4.1890, пос. Махинджаури, ныне Хелвачаурского р-на Аджарской АССР Груз. ССР], советский учёный-селекционер, акад. ВАСХНИЛ (1948), Герой Социалистич. Труда (1965). Окончил Моск. ун-т (1914) и Моск. с.-х. ин-т (1917). Консультант и руководитель группы селекции подсолнечника на Донской опытно-селекционной станции Всесоюзного н.-и. ин-та масличных культур (с 1924). Под руководством Ж. впервые в СССР выведены высокоурожайные заразихо-устойчивые сорта подсолнечника (8281, 6432 и др.), к-рые были районированы в течение 20 лет; выведен новый высокомасличный заразихоустойчивый сорт подсолнечника Маяк (масличность семянок 49-51%), районированный в 1963. С участием Ж. проводятся работы по выведению сортов подсолнечника с ещё более высокой масличностью (53-54% ), а также сортов с групповым иммунитетом: к заразихе, ржавчине, ложной мучнистой росе и подсолнечной огнёвке. Ж. выведены также высокопродуктивные сорта клещевины, льна масличного, ляллеманции, кунжута, сафлора и рыжика. Гос. премия СССР (1941). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 др. орденами, а также медалями и 4 золотыми медалями ВСХВ и ВДНХ.
Соч.: Итоги селекционной работы по масличным культурам на Донской опытной станции, в кн.: Достижения отечественной селекции, М., 1967; Селекция подсолнечника на высокую масличность, "Сельскохозяйственная биология", 1966, № 6.
ЖДАНОВ Юрий Андреевич (р. 20.8.1919, Тверь, ныне Калинин), советский химик, чл.-корр. АН СССР (1970). Чл. КПСС с 1944. Окончил Моск. ун-т (1941). С 1957 ректор Ростовского ун-та. С 1970 пред. Совета Северо-Кавказского науч. центра. Осн. труды посвящены химии природных соединений, теоретич. органич. химии,филос. проблемам естествознания. Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
Соч.; Гомология в органической химии, [М.], 1950; Очерки методологии органической химии, М., 1960; Химические превращения углеродного скелета углеводов, М., 1962 (совм. с Г. Н. Дорофеенко); Практикум по химии углеводов, [М.], 1963 (совм. с др.): Корреляционный анализ в органической химии. Ростов н/Д., 1966 (совм. с В. И. Минкиным); Дипольные моменты в органической химии, Л., 1968 (совм. с др.); Углерод и жизнь. Ростов н/Д., 1968; Теория строения органических соединений, М., 1971.
ЖДАНОВ (до 1948- Мариуполь), город в Донецкой обл. УССР, на берегу Азовского м., в устье р. Кальмиус. Морской порт и индустриальный центр на Ю.-В. Украины. Ж.-д. станция (Жданов). 446 тыс. жит. в 1971 (31,2 тыс. в 1897; 222,4 тыс. в 1939; 284 тыс. в 1959). Ж.- крупный центр металлургич., маш.-строит. и хим. промышленности. Старейшим предприятием города является металлургич. з-д им. Ильича (см. Ждановский металлургический завод). В годы довоен. пятилеток построен крупный з-д чёрной металлургии "Азовсталь" (см. Ждановский завод "Азовсталъ"). Имеются з-ды коксохим. и тяжёлого машиностроения. В Ж. имеются также з-ды: металлоконструкций, технологич. оборудования медицинской пром-сти, металлопрокатный, металлоштамповочный, электробытовых приборов, судоремонтные и др. Пищ. (мясной, рыбоконсервный комбинаты, маслобойный, молочный, ликёро-водочный и др. з-ды), лёгкая пром-сть (швейная, чулочная, сетевязальная ф-ки). В Ж.- металлургич. ин-т, филиал Одесского ин-та инженеров мор. транспорта; индустриальный, металлургич., пром.-экономич., сов. торговли техникумы, мед., муз. училища. Областной русский драматич. театр. Краеведч. музей, Дом-музей А. А. Жданова.
Центр., юж. и сев. части города (раздел. поймами рек Кальчик и Кальмиус) застраиваются микрорайонами из 5-9-этажных зданий. За 1959-68 построено 1509,9 тыс. м2жилой площади; пл. зелёных насаждений - 7321 га. Из сооружений сов. времени примечательны: санаторий ЦК профсоюза угольщиков (1939, арх. О. В. Лукьянов), Дворец культуры "Искра" (1966, арх. М. Ю. Петухов), здание Ильичёвского райкома КП Украины и райисполкома (1971, арх. К. И. Розенберг).
Ж.- приморский климатич. и грязевой курорт. Лето очень тёплое (ср. темп-pa июля 23 °С), зима умеренно мягкая (ср. темп-pa янв. -5 °С); осадков ок. 450 мм в год. Леч. средства: климат, морская иловая грязь, мор. купания (июнь - август). Лечение больных с заболеваниями органов движения и опоры, гинекологич., периферич. нервной системы. Санатории, грязелечебница, дома отдыха. Ж.- родина А. А. Жданова, именем которого назван город. Осн. в кон. 18 в.
Лит.: Клименко М. С., Тереков Е. А., Жданов. Путеводитель, Донецк, 1965; Ждановский краеведческий музей. Путеводитель, Донецк, 1969.
Д. Н. Грушевский, П. Г. Царфис.
ЖДАНОВИЧ Ирина Флориановна [р. 14(27).9.1906, Минск], белорусская советская актриса, нар. арт. БССР (1940). Чл. КПСС с 1947. С 1920 работает в Театре им. Я. Купалы (Минск). Особенно близки Ж. образы непокорных, мятущихся, неспособных на компромисс героинь: Марылька ("Отечество" Чорно-го), Вера ("Последние" Горького), Настя ("Гибель волка" Самуйлёнка), Аня ("Константин Заслонов" Мовзона), Негина ("Таланты и поклонники" Островского), Анна Каренина (по произв. Л. Н. Толстого), Нора ("Кукольный дом" Ибсена) и др. Депутат Верх. Совета БССР 2-4-го созывов. Гос. пр. СССР (1948). Награждена 2 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: Кузняцова К., Iрына Ждановiч, Miнск, 1970.
ЖДАНОВКА, город (с 1966) в Донецкой обл. УССР, в 8 км от ж.-д. ст. Нижнекрынка. 14,4 тыс. жит. (1970). Добыча угля.
ЖДАНОВСК, город (до1966 -посёлок), центр Ждановского р-на Азерб. ССР. Расположен на Мильской равнине, в 20 км к С. от ж.-д. ст. Дашбурун (на линии Алят - Джульфа). 8 тыс. жит. (1970). Маслосыродельный комбинат. Назван в честь А. А. Жданова.
ЖДАНОВСКИЙ ЗАВОД "АЗОВСТАЛЬ" им. С. Орджоникидзе, один из крупнейших заводов чёрной металлургии СССР. Находится в г. Жданове (б. Мариуполь) Донецкой обл. УССР. 3-д имеет законченный металлур-гич. цикл. Рассчитан на использование фосфоритных жел. руд Керченского месторождения (агломерат поступает с Камыш-Бурунского комбината, Керчь). Стр-во завода началось в 1930. Домна № 1 задута в авг. 1933. В 1941 з-д имел 4 домны и 6 качающихся мартеновских печей, строились прокатные цехи. Во время нем.-фаш. оккупации з-д не работал. В конце 1943 фаш. захватчики полностью разрушили его. Восстановление началось в 1944. В июле 1945 задута одна доменная печь, в сент. 1946 - другая, в 1949 - две домны, в 50-х гг. - ещё две. В 1948 пущены блюминг и рельсобалочный цех (выпускает рельсы широкой колеи, балки, швеллеры и шпунты крупных размеров). В 1949 пущена аглофабрика. В 1952 введён в строй цех рельсовых скреплений, в 1953 - крупносортный прокатный цех. В 1967 начато строительство 2-й очереди з-да. За 1966-70 валовая продукция з-да увеличилась на 25,9%. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966). В. В. Лепорский.
ЖДАНОВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД им. Ильича, одно из старейших металлургич. предприятий СССР с полным металлургич. циклом. Производит чугун, сталь, листовой прокат, трубы большого диаметра и др. Находится в г. Жданове (б. Мариуполь)
Донецкой обл. УССР. Построен в 1897, носил назв. "Никополь", принадлежал Никополь-Мариупольскому горному и металлургич. об-ву. З-д известен крупными стачками рабочих. На нём работал токарем (с 1906) Г. И. Петровский. В годы Гражд. войны и военной интервенции 1918-20 з-д был разрушен, восстановительные работы начались в 1921. Реконструирован в годы довоен. пятилеток (1929-40). С первых дней Великой Отечеств. войны 1941-45 стал выпускать танковую броню. Во время нем.-фаш. оккупации г. Мариуполя (1941-43) з-д полностью разрушен. В послевоенный период восстановлен и расширен. В 1952-65 введены в строй толстолистовой стан 4500, большегрузная доменная печь, мартеновский цех с печами большой ёмкости, цехи кислородно-конвертерный и холодного проката, комплекс сложного энергетич., механич. и ж.-д. х-в. Награждён орденом Ленина (1947) и орденом Октябрьской Революции (1971).
В. О. Куликов.
ЖДАНОВСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ морской (б. Мариупольский), крупный порт на Азовском м. Построен в 1886-89. Мелководный речной порт, существовавший в устье р. Кальмиус в 5 км от г. Мариуполя и предназначавшийся для захода малых судов, перевозивших хлеб и соль, уже во 2-й пол. 19 в. не мог справиться с возросшим грузопотоком хлеба, угля и др. грузов. Необходимость иметь морской порт возросла в связи с развитием каменноугольной и металлургической промышленности на Ю. России и прокладкой до Мариуполя жел. дороги (1882). Порт был первоначально рассчитан на перегрузку 20 млн. пудов (св. 320 тыс. т) зерна и угля, что уже после двух навигаций (1889-91) оказалось недостаточным. К 1910 была построена новая угольная гавань и увеличены глубины акватории до 24 футов (7,3 м).
В сов. годы вырос вывоз кам. угля, металла, зерна и ввоз марганцевой руды (из Поти), цемента (из Новороссийска) и др. грузов. В 30-е гг. построен новый пирс, зерновой элеватор, установлены перегрузочные механизмы. В 1936 были возведены новые портовые сооружения близ з-да "Азов-сталь" для подвоза руды и агломерата на з-д и вывоза его продукции. В период Великой Отечеств. войны, в 1941-43, порт был сильно разрушен, возобновилась его работа в 1945. В 1952-61 порт был реконструирован, перевалка осн. грузов комплексно механизирована. Наряду с ростом грузооборота массовых грузов (угля, руды, зерна, металла) увеличивается количество судов, перевозящих экспортно-импортные ген. грузы и пром. оборудование между СССР и др. странами (Болгарией, Грецией, Италией, Югославией, Францией, Египтом, Тунисом). С помощью ледоколов порт принимает и отправляет мор. суда круглый год. Л. Д. Поликарпов.
ЖДУЩАЯ РАЗВЁРТКА, развёртка в электронном осциллографе, запускаемая лишь на время протекания наблюдаемого электрич. процесса. Запуск Ж. р. происходит либо по команде устройства (напр., хронизатора в радиолокаторе), управляющего возникновением процесса, либо, при самопроизвольном возникновении процесса (напр., молниевый разряд), самим процессом. В последнем случае для наблюдения начальной части электрич. процесса, предшествующей запуску Ж. р., применяют линию задержки. Она осуществляет сдвиг по времени всего процесса перед поступлением его на экран электроннолучевой трубки.
ЖДЯРСКИЕ ГОРЫ (Zd'arske vrchy),. сев.-вост. часть Чешско-Моравской возвышенности в Чехословакии. Выс. до 836 м (г. Девять Скал). Сложены преим. гранитами. Месторождения графита, гранита и др. Склоны покрыты хвойными лесами. Деревообработка, пастбищное скотоводство. .
ЖЕ, жес, группа индейских племён Вост. Бразилии (крао, кайяпо, апинаже, тимбира, шеренте и мн. др.), объединяемая по близости культуры и родству, языков. До европ. колонизации жили в кустарниковых саваннах преим. между pp. Токантинс и Сан-Франсиску (прав. притоки Амазонки). Занимались охотой, собирательством, земледелием. Обществ., отношения характеризовались дуальным делением племён и значит. пережитками материнского рода. В результате европ. колонизации большинство Ж. вымерло или подверглось ассимиляции. Остатки мн. племён поселены в резервации. Числ. 15,6 тыс. чел., по индейской переписи 1957.
Лит.: Handbook of South American Indians, v. 1, Wash., 1946.
ЖЕБЕЛЁВ Сергей Александрович [10(22).9.1867, Петербург,-28.12.1941, Ленинград], советский историк, специалист в области антич. истории, эпиграфики, археологии и классич. филологии, акад. АН СССР (1927). Окончил истори-ко-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1890). В 1904-27 проф. Петерб., затем Ленингр. ун-та. С 1927 руководил изучением античности Сев. Причерноморья в Гос. академии истории материальной культуры (с 1937- Ин-т истории материальной культуры АН СССР). Автор многочисл. трудов по истории Греции эллинистич. и рим. времени ("Из истории Афин", 1898; "Аханка", 1903, и мн. др.), древней истории Сев. Причерноморья (собраны в кн. "Северное Причерноморье", 1953), по археологии ("Введение в археологию", ч. 1-2, 1923), переводов антич. писателей (Аристотель, Платон, Аппиан). Воспитал большое число учёных и педагогов. В 1941 Ж. остался в осаждённом Ленинграде и до дня своей смерти возглавлял оставшиеся в городе учреждения АН СССР.
Лит.: Толстой И. И.,. Академик С. А. Жебелев в развитии русской историографии по античности, "Вестник древней истории", 1940, № 1 (список трудов); Калистов Д. П., Роль академика С. А. Жебелева в исследовании Северного Причерноморья античного времени, там же; Гайдукевич В. Ф., Академик С. А. Жебелев как исследователь Северного .Причернот морья. "Советская археология", 1941, Ли 7 (список трудов).
ЖЕБЕЛЯНУ (Jebeleanu) Эуджен (р. 24.4.1911, Кымпина), румынский поэт, чл.-корр. Академии СРР. Первые стихи опубл. в 1928. В 1934 выпустил сб. "Сердца под саблями"; в нём ощутимо влияние модернизма. В 30-е гг. писал статьи, призывавшие к дружбе с СССР: Нек-рым стихам Ж. свойственны социальные мотивы. Они становятся преобладающими с победой в Румынии нар.-демократич. строя (1945). Особенно интенсивно поэзия Ж. развивается с 50-х гг.; в его исполненных мобилизующей силы сб-ках "Стихи борьбы и мира" (1950), "Улыбка Хиросимы" (1958), "Оратория освобождения" (1959), "Песни против смерти" (1963) сильны публицистич.. тенденции.
Соч.: Versuri alese, Buc., 954; Poezii si роеmе, Вис., 1961; Elegie pentru floarea secerata, Buc., 1967; в рус. пер.- На горе ветров. Стихи, М., 1968.
Лит.: Luca Е., Poezia lui E. Jebeleanu, "Viata romaneasca", 1971, № 4.
ЖЕБРАК Антон Романович [14 (27). 12. 1901, дер. Збляны Гродненской губ.,-20. 5. 1965, Москва], советский генетик и селекционер, акад. АН БССР (1940). Чл. КПСС с 1918. Окончил Моск. с.-х. академию им. К. А. Тимирязева (ТСХА, 1925) и Ин-т красной профессуры (1929). В 1930-31 специализировался по генетике в Колумбийском ун-те (США) и в лаборатории Т. X. Моргана. Доцент (1932-35), проф. и зав. кафедрой (1935-48) генетики ТСХА. Президент АН БССР (1945-48). Проф. Моск. лесотехнич. (1948-49) и Моск. фармацевтического (с 1949) ин-тов. Осн. труды посвящены гибридизации, полиплоидии и селекции гл. обр. пшеницы и гречихи. Впервые в мире получил гибридные плодовитые формы от скрещивания мн. видов пшениц. Скрещивая амфидиплоиды пшениц как между собой, так и с исходными формами, проанализировал филогению пшениц и вёл перспективную селекцию пшениц на повышение иммунитета к болезням и вредителям, на увеличение содержания белка, размеров зерновки, колоса и т. п. Награждён 3 орденами, а также медалями.
Соч.: Синтез новых видов пшениц, М., 1944; Полиллоидные виды пшениц, М., 1957; Курс ботаники, М., 1959. В. Ф. Мирек.
ЖЕБУНЁВЫ, русские революционеры-народники. Братья, сыновья богатого помещика Екатеринославской губ. Николай Александрович (р. ок. 1847), Владимир Александрович [1848-9(22).6.1915], Сергей Александрович (ок. 1849-10. 6. 1924) участвовали в революц. движении 70-х гг. Вокруг Ж. в нач. 70-х гг. в Цюрихе сложился народнич. кружок. По возвращении в Россию Ж. вели пропаганду среди крестьян Черниговской губ., среди рабочих Одессы, где поддерживали связь с группой Ф. В. Волховского. В 1874 большинство членов кружка Ж. было арестовано. По "процессу 193-х" Сергей сослан в Сибирь. Владимир вёл революц. работу в Харькове, Полтаве, Казани, Саратове, Одессе; после 1 марта 1881 - член Исполнит. к-та "Народной воли". В 1881 арестован, сослан в Вост. Сибирь (до 1887). Николай летом 1874 уехал за границу. В сер. 80-х гг. он вернулся в Россию.
Соч.: Жебунев С., Отрывки из воспоминаний, "Былое", 1907, № 5.
Лит.: Итенберг Б. С., Движение революционного народничества, Народнические кружки и "хождение в народ" в 70-х годах XIX в., М., 1965. Ш. М. Левин.
ЖЕВАНИЕ, механическая обработка пищи в ротовой полости, заключающаяся в её измельчении и перемешивании со слюной. Акт Ж. слагается из откусывания, раздавливания, дробления и перетирания пищи между зубами. У человека и большинства животных Ж. осуществляется при помощи разнообразных движений ниж. челюсти по отношению к верхней (вертикальных, передне-задних и боковых), производимых вследствие сокращения жевательных мышц. Вспомогательное значение при Ж. имеют движения языка и щёк, перемещающие пищевую массу в ротовой полости. Во время Ж. зубы испытывают значит. давление. Ж.- сложный координированный акт, регулируемый особым нервным центром в продолговатом мозгу, а также подкорковыми и корковыми отделами больших полушарий головного мозга.
Повреждения жевательного аппарата, особенно отсутствие или недостаток зубов, отрицательно сказываются на обработке и усвояемости пищи и могут вызвать заболевание органов пищеварит. тракта.
ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ МЫШЦЫ, группа парных мышц человека и животных, обеспечивающих движение ниж. челюсти при жевании. К Ж. м. относятся 4 мышцы: собственно жевательная (начинается от скуловой дуги и височной фасции; прикрепляется снаружи к углу ниж. челюсти), височная (начинается от височной кости и височной фасции; прикрепляется к венечному отростку ниж. челюсти) и лежащие глубже наружная и внутренняя крыловидные мышцы (начинаются от основной кости черепа и прикрепляются первая к шейке суставного отростка ниж. челюсти, вторая - к внутренней поверхности угла ниж. челюсти). Ж. м., помимо жевательных движений, принимает участие вместе с мимическими мышцами в артикуляции речи, мимике и зевании. В жевании участвуют также некоторые мышцы шеи - подбородочно-подъязычная, челюстно-подъязычная, двубрюшная. Кровоснабжение Ж. м.- от ветвей сонной артерии; иннервация - от 3-й ветви тройничного нерва.
ЖЕВУСКИЙ, Ржевуский (Rzewuski) Генрик (35.1791, Славута на Волыни, ныне УССР, -28.2.1866, Цуднов), граф, польский писатель. В историческом повествовании "Воспоминания Соплицы" (1839), действие которого происходит в сер. 18 в., создал галерею шляхетских типов - забияк, пьяниц, сутяг и невежд (из окружения князя Радзивилла). Произведения Ж. одновременно с иронич. отношением к изображаемому проникнуты любованием старошляхетским ("сарматским") укладом. Противопоставление "сарматизма" зап. культурному влиянию сказалось в романе "Листопад" (1845-46, рус. пер. 1873). Ж.- автор романов "Краковский замок" (1847-48, pуc. пер. 1875), "Адам Шмигельский" (1851), "Рыцарь Лиздейко" (1852). По политич. взглядам Ж.- реакционер, противник нац.-освободит. движения. В 50-е гг. чиновник при царском наместнике в Варшаве; редактировал правительств. газ. "Дзенник варшавски" ("Dziennik warszawski").
Соч.: Dziela, [t. 1-6], Wars., 1877-82; Pamiatki Soplicy, Warsz., 1961.
ЖЕГАЛКИН Иван Иванович [22. 7(3.8). 1869, Мценск, ныне Орловской обл.,-28.3.1947, Москва], советский математик, засл. деят. науки РСФСР (1945). Окончил Моск. ун-т (1893), с 1902 его приват-доцент. В 1911 покинул ун-т в знак протеста против реакционной политики мин. просвещения Л. А. Кассо. Вернувшись в ун-т в 1917, Ж. работал в нём до конца жизни. Магистерская дисс. Ж. "Трансфинитные числа" (1907) была первой рус. монографией по теории множеств. В матем. логике Ж. принадлежит построение (1927) алгебры логики как арифметики вычетов по модулю 2 и ряд работ, посвящённых нек-рым важным случаям, допускающим алгорит-мич. решение т. н. проблемы разрешимости. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью.
Лит.: Юшкевич А. П., История математики в России до 1917 года, М- 1968.
ЖЕДИНСКИЙ ЯРУС, жедин [по назв. нас. пункта Жединн (Gedinne) в Бельгии], нижний ярус ниж. отдела девонской системы. Выделен А. Дюмоном в 1848. В стратотипе трансгрессивно залегает на кембрийских отложениях; в основании сложен конгломератами, выше - песчаниками, алевролитами и аргиллитами, в ниж. половине разреза сероцветными, в верхней - пестроцветными. Подразделяется на ниж. Ж. (характерная фауна - Warburgella rugulosa Alth, Acastella tiro Richt., Monograptus uniformis Pribyl. и Icriodus woschmidti Liege) и верх. Ж. (характерная фауна - Belgicospis crouchi Lank). Распространён в Бельгии, ФРГ, ГДР, Польше, Чехословакии, Марокко, США п Канаде. В СССР выделяется на Украине (Подолия), на Урале, в Сибири, Казахстане и в Ср. Азии.
ЖЕЗЛ, 1) особый посох, трость или палка, служащие символом власти, к.-л. звания, почётного положения и пр. (напр., маршальский Ж.). 2) Ж. железнодорожный; см. Жезловая система.
ЖЕЗЛ ГЕОДЕЗИЧЕСКИЙ, металлический стержень дл. 1-3 м, к-рый материализует принятую осн. единицу меры длины или её кратные. Являясь образцовой мерой длины, Ж. г. служит для хранения и воспроизведения линейной меры длины, а также для проверки и определения длины рабочих мерных приборов, входящих в состав базисных приборов. Ранее применялись концевые Ж. г. (длина меры определялась расстоянием между поверхностями их торцов); совр. Ж. г.- штриховые (длина меры, её кратные или дробные части отмечаются соответствующими штрихами, нанесёнными на полированной нейтральной поверхности Ж. г.).
ЖЕЗЛОВАЯ СИСТЕМА, электрожезловая система, способ связи между соседними станциями на однопутных участках ж. д. Разрешением на занятие перегона служит металлич. жезл, к-рый машинист локомотива получает от дежурного по станции отправления и возвращает дежурному по станции прибытия. На каждой из станций, ограничивающих перегон, установлены жезловые аппараты, электрически связанные между собой. Общее количество жезлов в 2 аппаратах, относящихся к одному перегону, чётное, обычно от 20 до 30 (жезл можно изъять из аппарата только при чётном числе жезлов в двух аппаратах). Дежурный по станции прибытия, получив жезл, вращением рукоятки индуктора посылает электрич. ток в аппарат станции отправления, давая разрешение на занятие перегона поездом. Ж. с. обеспечивает безопасность движения, т. к. исключает одноврем. отправление на перегон 2 поездов. На линиях с интенсивным движением применяется автоблок ировка.
ЖЕКИТИНЬОНЬЯ (Jequitinhonha), река на В. Бразилии. Дл. 1030 км, пл. басс. около 73 тыс. км2. Берёт начало в хр. Серра-ду-Эспиньясу, протекает по Бразильскому плоскогорью, образуя множество порогов и водопадов (Салту-Гранди и др.). Впадает в Атлантический ок. Питание дождевое. Летний паводок с дек. по март. Ср. расход воды 490 м3/сек. Су доходна в нижнем течении на 100 км.
ЖЕЛАНИЕ в психологии, переживание, характеризующееся б. или м. осознанным представлением о стремлении совершить к.-л. поступок (действие). Осуществление этого поступка переживается как удовлетворение Ж. Наиболее распространённым является употребление слова Ж. в значении эмоционально окрашенного влечения к к.-л. объекту; в этом значении схватывается связь Ж. с чувствами, эмоциями, аффектами. Этика и социальная психология рассматривают Ж. прежде всего с точки зрения его обусловленности социальными нормами и ценностями - в этом смысле Ж. понимается как стремление, точнее, импульс к достижению к.-л. цели, идеала, мечты.
Ж. является одним из важнейших моментов тех психич. состояний личности, к-рые предваряют её поведение и деятельность; оно характеризует прежде всего мотивационную и волевую сторону этих состояний. Поэтому Ж. описывается в психологии не только как влечение (эмоцион. сторона) или стремление (ценностная сторона) к объекту деятельности, но и как хотение и намерение совершить сам процесс этой деятельности. При этом хотение понимается как самопроявление личности, её волеизъявление (см. Воля), а намерение - как сознательное побуждение к осуществлению действия, включающее осознание потребности в нём (см. Мотивы, Потребности).
Развитие Ж. определяется как предметом Ж., способами и условиями его удовлетворения, так и устойчивостью, длительностью, силой самого Ж. В зависимости от этого различают Ж.: выполнимые, нереальные, противоречивые, безрассудные, целевые и т. п. Ж., наряду с интересами и убеждениями, характеризуют сознат. отношение человека к его деятельности.
Лит.: Блонский П. П., Психология желания, "Вопросы психологии", 1965, № 5; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946.
Н. Л. Сац, И. Н. Семёнов.
ЖЕЛАНИЯ МЫС, северо-восточная оконечность Северного острова Новой Земли (76°57' с. ш., 68°35' в. д.). Обрывистый скалистый утёс, выс. ок. 30 м, вдающийся в море в виде полуострова. Назван в 1596 В. Баренцем. Близ мыса - полярная станция.
ЖЕЛАТИНА, желатин (франц. gelatine, от лат. gelatus - замёрзший, застывший), смесь белковых веществ животного происхождения. Ж. изготовляют из костей, сухожилий, хрящей и т. п. путём длительного кипячения с водой. При этом коллаген, входящий в состав соединительной ткани, переходит в глютин. Полученный раствор выпаривают, осветляют и охлаждают до превращения в желе, которое разрезают на куски и высушивают. Выпускают листовую Ж. и измельчённую. Готовая сухая Ж.- без вкуса, запаха, прозрачная, почти бесцветная или слегка жёлтая. В холодной воде и разбавленных кислотах сильно набухает, но не растворяется. Набухшая Ж. при нагревании растворяется, образуя клейкий раствор, к-рый застывает в студень. Применяется в медицине и биологии (кровоостанавливающее средство, питательные среды), в фармации (изготовление капсул, свечей и др.), в пищевой пром-сти (произ-во студней, желе, мармелада и др. кондитерских изделий), в фото- и кинопром-сти (приготовление эмульсий в светочувствительном слое на киноплёнках, фотобумаге, рентгеноплёнке и др.), в технике (проклейка высших сортов бумаги, изготовление ден. знаков, красок, искусств. жемчуга и др.).
ЖЕЛАТИНИРОВАНИЕ, то же, что застудневание.
ЖЕЛДУБАЙ (правильнее Жолдыбай), солоноватое озеро в Казах. ССР. Пл. ок. 32 км2. Озеро бессточное, окаймлено широкой полосой чёрного ила (баткака), с запахом сероводорода.
ЖЕЛЕ (франц. gelee), десертное блюдо, приготовляемое из фруктово-ягодных соков, а также вина, молока и др. продуктов варкой с сахаром (ок. 60% ) с добавлением небольших количеств (0,5- 2,5% ) веществ, придающих Ж. после его остывания студнеобразную консистенцию (пектин, желатина и пр.). Для длительного сохранения Ж. консервируют пастеризацией. Желеобразные блюда из мяса, голья, дичи, рыбы и др. наз. студнями, холодцами или заливными.
ЖЕЛЕЗА КАРБИДЫ, соединения железа с углеродом; см. Железо, Железоуглеродистые сплавы.
ЖЕЛЕЗА КАРБОНИЛЫ, соединения железа с окисью углерода: Fе(СО)5, Fe2(CO)9, Fе3(СО)12 и [Fe2(CO)8]2; см. Карбонилы металлов.
ЖЕЛЕЗА НИТРАТЫ, азотнокислые соли 2- и 3-валентного железа, fе(NО3)2 и Fе(NО3)3. При обычной темп-ре устойчивы кристаллогидраты: зелёный Fе(NО3)2*6Н2О, бледно-фиолетовый Fе(NО3)3*9Н2О и бесцветный Fе(NО3)3Х Х6Н2О. Соли хорошо растворимы в воде, напр. при 25 °С в 100 г Н2О растворяется 87,3 г Fе(NО3)3*9Н2О. В технике применяют Fе(NО3)3 как протраву при крашении хл.-бум. тканей и утяжелитель шёлка; получают, обрабатывая железные стружки или обрезки кровельного железа 20-30%-ной азотной кислотой; при действий более разбавленной кислоты образуется Fе(NО3)2.
ЖЕЛЕЗА ОКИСЛЫ, соединения 2- и 3-валентного железа с кислородом: закись FеО, окись Fе2О3 и закись-окись Fе3О4. Об их образовании при окислении железа в различных условиях см. Железо. Природные Ж. о. (минералы гематит Fе2О3, магнетит Fе3О4) служат сырьём для получения железа (см. Железные руды). Ж. о. применяют как пигменты; ферромагнитные Ж. о. (Fе3О4, у-Fе2О3) - в произ-ве магнитных материалов.
ЖЕЛЕЗА СУЛЬФАТЫ, сернокислые соли 2- и 3-валентного железа, FeSO4 и Fe2(SO4)3.Сульфат 2-валентного железа выделяется при темп-pax от 1,82 °С до 56,8 0С из водных растворов в виде светло-зелёных кристаллов FeSO4*7H2O, наз. в технике железным купоросом. В 100 г воды растворяется: 26,6 г безводного FeSO4 при 20 °С и 54,4 г при 56 0С. Железный купорос можно приготовить действием разбавленной серной к-ты на железный лом, обрезки кровельного железа и т. д. В промышленности его получают как побочный продукт при травлении разбавленной Н2SО4 железных листов, проволоки и др. для удаления окалины. Применяют в произ-ве чернил, в красильном деле (для окраски шерсти в чёрный цвет), для консервирования дерева.
Сульфат 3-валентного железа образует кристаллогидраты с различным содержанием воды, напр. Fе3(SО4)3*9Н2О (жёлтого цвета). В воде хорошо растворим. С сульфатами щелочных металлов и аммония образует железные квасцы. В пром-сти получают растворением окиси железа в 75-80% -ной серной к-те. Применяют как коагулянт при очистке воды, для приготовления железных квасцов и пр.
ЖЕЛЕЗА СУЛЬФИДЫ, соединения железа с серой: FeS, FeS2 и др. Природные Ж. с. (пирит и марказит FeS2, пирротин Fе7S8) широко распространены в земной коре. См. Сульфиды природные. Сера.
ЖЕЛЕЗА ХЛОРИДЫ, соединения 2-и 3-валентного железа с хлором, FeCl2 и FеС13; соли соляной к-ты. Обе соли образуют кристаллогидраты. Железо хлористое FeCl2 получают растворением железа в соляной к-те (в частности, при травлении стальных изделий). Из раствора выпадают голубовато-зелёные кристаллы FеС12-6Н2О. Железо хлорное FеС13 - сильно гигроскопичные фиолетовые кристаллы с tпл 309° С. Образуется при нагревании железа с хлором или при пропускании хлора в раствор FeCl2. При обычных условиях существует в виде FeCl3*6H2O - гигроскопичных жёлтых кристаллов, хорошо растворимых в воде (при 20 °С в 100 г воды растворяется 91,9 г безводной соли). Применяется как протрава при крашении тканей, как коагулянт при очистке воды, как катализатор в орга-нич. синтезе и пр.
ЖЕЛЕЗИСТОСИНЕРОДИСТЫЙ КАЛИЙ, К4[Fе(CN)6], то же, что калия гексацианоферроат.
ЖЕЛЕЗИСТЫЕ ТКАНИ растений, желёзки растений, образования, выполняющие функции выделения капельно-жидкой воды или др. веществ. Различают неск. групп желёзок: гидатоды, нектарники, пищеварительные, масляные, смоляные, слизевые, камедевые и др. Пищеварит. желёзки у насекомоядных растений выделяют пищеварит. соки. Масляные, смоляные, слизевые и камедевые желёзки выделяют смолы, эфирные масла и пр. Они могут быть наружными и внутренними.
Рис. 1. Эфирномасличнаяжелёзка в кожуре плода мандарина.
[907-2.jpg]
Рис. 2. Железистые волокна первоцвета китайского; а, б - головки волосков.
[907-3.jpg]
Наружные желёзки обычны для почечных чешуй (тополей. берёз и т. п.), листьев и стеблей мн. растений (из сем. губоцветных и др.); такие желёзки - разновидность волосков (т. н. железистые волоски, напр. у первоцветов, ясноток). Внутр.. желёзки чаще состоят из плотно сомкнутых, б. ч. плоских, эпителиальных клеток, окружающих полость (межклетник), в к-рую они выделяют вырабатываемые ими смолы, эфирные масла и пр., и нередко видны (напр., в листьях цитрусовых, зверобоя и др.) как светлые просвечивающие точки; в ряде случаев они длинные, (чаще в стеблях, корнях), каналообразные, б. ч. соединяющиеся друг с другом (см. Слизевые ходы, Смоляные ходы). Иногда внутр. желёзки - одиночные клетки или группы клеток, в к-рых скапливаются вырабатываемые ими вещества (чаще эфирные масла). Выделения Ж. т. могут иметь практич. применение (живица, эфирные масла и др.), нек-рые ядовиты.
"ЖЕЛЕЗНАЯ ГВАРДИЯ" ("Garda de fier"), фашистская орг-ция, созданная в 1931 реакционными бурж.-помещичьими кругами Румынии. Являлась гитлеровской агентурой в стране. В 1934, после убийства членами "Ж. г." рум. премьер-мин. Й. Г. Дуки, орг-ция была формально распущена, но продолжала действовать под назв. "Партия - всё для отечества". После установления в февр. 1938 монархо-фаш. диктатуры "Ж. г.", ставшая конкурентом короля Кароля II в борьбе за политич. власть в стране, была запрещена, а её главарь К. Кодряну убит "при попытке к бегству". В 1940 лидеры нелегально существовавшей "Ж. г." (Хория Сима и др.) приняли участие в формировании фаш. пр-ва ген. Й. Антонеску, с к-рым у них в янв. 1941 произошёл конфликт. В 1944, после освобождения Румынии от фашизма, "Ж. г." была распущена и запрещена. Лит.: Лебедев Н. И., "Железная гвардия", Кароль II и Гитлер, М., 1968.
Е. Д. Карпещенко.
ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРА, гора на Сев. Кавказе в районе Пятигорска. Выс. 852 м. Представляет собой лакколит, сложенный трахи-липаритами. Многочисленные выходы минеральных источников, на базе к-рых возник курорт Железноводск. На склонах - широколиственные леса.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, рельсовый путь, предназначенный для движения поездов. В совр. понимании Ж. д.- комплексное транспортное предприятие, имеющее все технич. средства для перевозки пассажиров и грузов. Ж. д.. различают: по назначению - общего пользования; промышленного Транспорта (подъездные пути предприятий и организаций), в т. ч. лесовозные, рудничные, заводские и др.; городские (трамвайные и метрополитена); по ширине колеи - ширококолейные (в СССР 1520 мм, за рубежом в основном 1435, в отдельных странах - 1676 мм); узкоколейные (1000, 914, 891, 762 мм и др.); по роду тяги - с электрической, дизельной (тепловозной), турбинной и паровой тягой. Имеются ещё зубчатые Ж. д. , применяемые главным образом в горной местности.
Историч. справка. Прообразом Ж. д. являются рельсовые (деревянные, каменные) колеи, по к-рым в древности перемещали тяжёлые грузы. В 15 в. в рудниках Англии, Ирландии, а позднее Франции и России начали использоваться чугунные рельсы для перевозок с конной и канатной тягой. Паровозная тяга впервые успешно была применена в 1825 на Ж. д. в Англии (Дарлингтон - Стоктон). В 1830 была открыта крупная Ж. д. из Ливерпула в Манчестер: п том же году была сдана в эксплуатацию первая Ж. д. в США. В России в 1834 была построена заводская Ж. д. в Н.Тагиле, на к-рой работали паровозы М. Е. и Е. А. Черепановых. Первая Ж. д. общего пользования в России Петербург - Павловск- Царское Село была введена в действие в 1837. В 1851 закончено строительство крупнейшей по тому времени двухпутной магистрали Петербург - Москва. На этой дороге было возведено 272 больших сооружения, 184 моста. В создании её участвовали рус. инженеры и учёные П. П. Мельников, Д. И. Журавский, Н. О. Крафт и др. К кон. 19 в. построены ж.-д. линии: Москва - Курск (1868), Курск - Киев (1870), Москва - Брест (1871), Ташкент - Красноводск (1899) и др. В 1891 - 1904 проведён Великий Сибирский путь от Челябинска до Владивостока.
В кон. 19 в. начали формироваться ж.-д. узлы, создаваться сортировочные станции (Петербург-Сортировочный, 1878), сортировочные горки (Ртищево, 1893). В кон. 19 в.- нач. 20 в. в России мн. учёные и инженеры вели работу по усовершенствованию технич. средств Ж. д. Первые опыты по применению электрич. тяги провёл (1876) инж. Ф. А. Пироцкий; А. П. Бородин создал первую в мире лабораторию для испытания локомотивов (1882); телефонную связь для регулирования движения поездов применил П. М. Голубицкий (1884); Я. Н. Гордеенко р кон. 19 в. успешно осуществил блокировку и централизованное управление стрелок и сигналов. Большой вклад в развитие техники и науки на Ж. д. сделали русские учёные Н. П. Петров, Н. А. Белелюбский, а в советское время В. Н. Образцов, Г. П. Передерий, М. П. Костенко, Б. Н. Веденисов, Д. Д. Бизюкин, А. П. Петров, А. В. Горинов и мн. др., а также изобретатели Ф. П. Казанцев, И. К. Матросов, И. О. Трофимов, Ф. Д. Барыкин и др.
Эксплуатац. длина Ж. д. России к 1917 составляла 70,3 тыс. км. Перевозки осуществлялись в двухосных вагонах с ручными тормозами. Эксплуатировались малоэкономичные для того времени паровозы, для управления движением поездов применялись в основном жезловые аппараты, телеграф. За годы Сов. власти в технич. оснащении и организации движения на Ж. д. СССР произошли огромные изменения. В 1924 был построен первый в мире тепловоз мощностью 1000 л. с. Электрификация Ж. д., начавшаяся в 1926, была частью плана ГОЭЛРО. С 30-х гг. проводится интенсивное технич. перевооружение Ж. д. СССР. После Великой Отечеств. войны 1941-45 было восстановлено 65 тыс. км ж.-д. путей, 13 тыс. мостов, 4100 станций. Развитие Ж. д. в послевоен. годы связано с их реконструкцией: массовое введение прогрессивных видов тяги (электрич. и тепловозной), строительство большегрузных вагонов, оборудованных автотормозами и автосцепкой, укладка более мощных рельсов, внедрение устройств механизации, автоматики, телемеханики и совершенных средств связи.
Эксплуатационная длина Ж. д. мира св. 1300 тыс. км (1968), в СССР - св. 135 тыс. км (1970). Протяжённость электрифицир. Ж. д. мира ок. 120 тыс. км (1968), в т. ч. в СССР ок. 34 тыс. км. Для Ж. д. США характерно применение тепловозной тяги (св. 99%). В европ. странах, особенно во Франции, ФРГ, Италии, Швеции, Швейцарии, часть Ж. д. на электрич. тяге. Широко применяется тепловозная тяга. В 60-х гг. возросла скорость пасс. поездов. Так, макс. скорость на Ж. д. Токио - Осака 210 км/ч, Париж - Лион и Москва - Ленинград -160 км/ч и т. д.
Характеристика Ж. д. К осн. показателям технич. оснащения Ж. д. относятся: вид тяги, число главных путей, конструкция верх. строения пути (тип рельсов, число шпал на 1 км, материал и толщина балластного слоя), вид устройств автоматики и телемеханики и др. Строящиеся в СССР Ж. д. подразделяются на 4 категории. Магистрали 1-й категории с грузонапряжённостью более 10 млн. т*км/км (нетто) и обращением в сутки более 10 пар пассажирских поездов (кроме пригородных) имеют высокое технич. оснащение: бесстыковой путь с мощными рельсами (не менее 50-65 кг на 1 м пути), 1840-2000 железобетонных или деревянных шпал на 1 км пути, балластный слой из щебня толщиной 35-40 см и т. д.
Строительство Ж. д. Осн. работы при строительстве Ж. д.- возведение земляного полотна и искусств. сооружений. На трудоёмких земляных работах применяют экскаваторы, бульдозеры, скреперы и др. машины. Укладка пути ведётся путеукладчиками с применением звеносборочных машин, балластировка пути и рихтовка рельсошпальной решётки производится электробалластёрами и т. д. В совр. условиях значительного роста скоростей и интенсивности движения поездов в эксплуатацию вводятся новые ж.-д. линии и вторые пути, строятся новые и удлиняются существующие станционные пути и участки, маневровая работа на станциях переводится на прогрессивные виды тяги, строятся и развиваются станции и узлы, сортировочные горки. Усиливается ж.-д. путь, увеличивается протяжённость бесстыкового пути, применяются тяжёлые термически обработанные рельсы из высокоуглеродистой стали, шпалы и подрельсовые плиты из предварительно напряжённого железобетона, шпалы из антисептированной древесины, усиливается и стабилизируется земляное полотно, совершенствуется рельсовая колея, укладываются более пологие стрелочные переводы и т. д. Для ремонта и поддержания пути в исправном состоянии используется большой парк путевых машин.
Технические средства Ж. д. СССР. Подвижной состав Ж. д. СССР состоит из локомотивов и вагонов. На Ж. д. эксплуатируются электровозы, тепловозы, газотурбовозы, электропоезда, дизель-поезда, мотовозы и паровозы. Электрич. тяга применяется на наиболее грузонапряжённых линиях (св. 30% от протяжённости всей сети), на к-ры.х выполняется половина всего грузооборота Ж. д. Остальная часть Ж. д. СССР обслуживается в основном тепловозной тягой. Совр. локомотивы дают возможность водить тяжеловесные поезда до 8- 9 тыс. т. Пром-сть СССР ежегодно выпускает ок. 500 электровозов и св. 1800 тепловозов. Паровозы применяются только на нек-рых второстепенных линиях и станциях (для маневровых работ).
На Ж. д. СССР обращаются грузовые крытые вагоны, полувагоны, цистерны и др. типы вагонов, в основном 4-осные грузоподъёмностью 60-63 т, а также 6-и 8-осные грузоподъёмностью 93 и 125 т. Для скоропортящихся грузов используются рефрижераторные вагоны и поезда, вагоны-ледники. Совр. пассажирские цельнометаллич. 4-осные вагоны имеют элсктроотопление, люминесцентное освещение, принудительную вентиляцию или кондиционирование. Все вагоны и локомотивы оборудованы автосцепкой, пневматич. или электропневматич. автотормозами.
Рост интенсивности движения и скоростей, повышение гарантии безопасности движения вызвали ускоренное развитие автоматики, телемеханики (см. Железнодорожная автоматика и телемеханика) и связи (см. Железнодорожная радиосвязь). Ок. 90% длины линий Ж. д. СССР оборудованы автоблокировкой и полуавтоматической блокировкой. На Ж. д. применяется локомотивная сигнализация, централизация стрелок и сигналов, диспетчерская централизация, автоматич. переездная сигнализация, автошлагбаумы. На Ж. д. внедряется электронная техника, в т. ч. для автоматизации регулирования движения поездов, управления работой крупных станций. Вычислительные машины применяются при оформлении грузовых документов, для билетно-кассовых операций и т. д. На Ж. д. расширяется сеть вычислительных центров.
Ж. д. потребляют примерно 5% всей вырабатываемой электроэнергии и 15% производимого в СССР дизельного топлива. Снабжение Ж. д., и в первую очередь электрифицированных, энергией осуществляется от линий электропередачи энергетич. систем страны (см. Электрификация железных дорог).
По количеству путей линии Ж. д. делятся на однопутные, двухпутные (ок. 30% общей длины сети) и многопутные. Осн. производств. единицами по осуществлению перевозочного процесса на Ж. д. являются железнодорожные станции. Их насчитывается в СССР ок. 10 тыс., в т. ч. ок. 7 тыс. (1970), производящих грузовые операции. На Ж. д. СССР ежесуточно находятся в пути 1500 дальних и местных пассажирских поездов, более 14 тыс. пригородных и св. 15 тыс. грузовых поездов (1970).
Ж. д. СССР соединены более чем 30 международными пассажирскими линиями с 25 странами Европы и Азии. В ближайшей перспективе осн. задачей Ж. д. является повышение их пропускной и провозной способности за счёт строительства вторых путей, развитие путей станций, дальнейшая электрификация, оборудование участков автоблокировкой и диспетчерской централизацией. Для дальнейшего повышения веса и скорости поездов будут строиться вагоны с увеличенной грузоподъёмностью и локомотивыбольшей мощности. См. также Железнодорожный транспорт.
Лит.: Транспорт СССР, под ред. А. Л. Голованова, М., 1967; Железные дороги, под ред. М. М. Филиппова, М., 1968.
К. М. Добросельский.
ЖЕЛЕЗНАЯ ШЛЯПА, остаточное образование, возникающее в поверхностных частях рудных (гл. обр. сульфидных) месторождений меди, свинца, цинка и др. металлов в результате хим. выветривания и окисления первичных минералов рудного тела. Ж. ш. состоят гл. обр. из окислов и гидроокислов железа (гётит, гидро-гётит, гидрогематит, турьит и др.), вследствие чего имеют обычно темно- и светло-красную, охристую и буровато-красную окраску. Образование Ж. ш. связано с окисляющим действием поверхностных вод и сопровождается вторичным обогащением рудных месторождений. В процессе выветривания сульфиды меди, серебра, цинка и др. металлов окисляются в легкорастворимые сульфаты, выщелачиваются и переносятся в более глубокие части рудного тела. В то же время железо сернистых соединений - пирита, халькопирита и др. сульфидов - лишь частично выносится в виде растворимой соли (сульфата закиси железа), а большая его часть, подвергаясь окислению и гидратации, остаётся на месте в виде гидратов окиси железа (бурых железняков). Эти вторичные бурые железняки, возникая за счёт преобразования первичных пиритовых и др. руд, содержащих сульфиды железа, и образуют Ж. ш. у поверхности земли. Глубина распространения Ж. ш. ниже земной поверхности обычно ограничивается уровнем грунтовых вод и достигает десятков и сотен м. По сравнению с первичными сульфидными рудами Ж. ш. в их верхних частях более богаты железом, а в нижних - золотом. Резко выделяясь на фоне вмещающих пород, Ж. ш. служат важным признаком при поисках сульфидных рудных месторождений и характеристике скрытых на глубине первичных руд.
Лит.: Смирнов С. С., Зона окисления сульфидных месторождений. 3 изд., М.- Л., 1955; Сауков А. А., Геохимия, 3 изд., М., 1966. Г. А. Соколов.
ЖЕЛЕЗНЕНИЕ, процесс электролитич. осаждения железа на металлич. изделии при прохождении постоянного тока через электролит, осн. компонентом к-рого является сернокислое или хлористое железо. Ж. широко применяют в полиграфии для изготовления клише способом гальванопластики и для нанесения железных покрытий способом гальваностегии на медные пластинки для защиты их от окисления типографской краской. Ж. также применяют для восстановления размеров изношенных деталей машин. Наращивание слоя железа способом гальванопластики протекает при комнатной темп-ре и незначительной концентрации кислоты в электролите со скоростью порядка 1 мкм/ч. При восстановит. ремонте темп-ру и концентрацию кислоты повышают. Наращивание слоя железа способом гальваностегии протекает с большей скоростью, раствор хлористого железа более концентрированный, температура ок. 100° С.
ЖЕЛЕЗНИЦА, генерализованное или местное поражение кожи человека и животных клещами; см. Демодекоз.
ЖЕЛЕЗНИЦА УГРЕВАЯ (Demodexfolliculorum), клещ, паразитирующийв кожных железах и волосяных мешочках человека и млекопитающих. Тело удлинённое (0,3- 0,38 мм). Ротовые органы колющие; ног 4 пары, очень коротких; задний отдел вытянутый, поперечно исчерченный. У человека Ж. у. паразитирует в здоровой коже (волосяные мешочки, сальные железы кожи лица, слухового прохода, мейбомиевы железы век), ничем не проявляя своего присутствия. Мнение о том, что Ж. у. вызывает угревую сыпь (см. Угри), недостаточно обосновано. У животных Ж. у. вызывает заболевание демодекоз.
"ЖЕЛЕЗНОБОКИЕ" (англ. Ironsides), название, к-рое получили во время Англ. бурж. революции 17 в. участники армии О. Кромвеля. Первоначально было дано роялистами О. Кромвелю и его солдатам за их стойкость во время битвы при Марстон-Муре (2 июля 1644).
ЖЕЛЕЗНОВ Владимир Яковлевич (23.3.1869, с. Одосвское, ныне Шарьинского р-на Костромской обл., -1933), русский экономист бурж.-демократич. направления. Окончил юрид. ф-т Киевского ун-та (1892). Читал лекции по политич. экономии и статистике. Для экономич. взглядов Ж. характерен эклектизм, попытки соединить различные, взаимоисключающие теории. В кн. "Очерки политической экономии" (1902) Ж. использовал идеи англ. классич. политич. экономии и нек-рые положения экономич. теории марксизма. Ж. стоял на позициях трудовой теории стоимости, позднее склонился к теории предельной полезности, разделяя взгляды М. И. Туган-Барановского и др. экономистов о том, что обе теории дополняют друг друга. Ж, признавал марксистское положение об относительном обнищании рабочего класса, выступал за проведение социальных реформ, критиковал монополии, сочувствовал учению социалистов, но не понимал революц. сущности их учения. После Октябрьской революции работал в Наркомфине СССР.
Соч.; Вопросы финансовой реформы в России. П., 1915 - 17; Заработная плата. Теория. Политика. Статистика, М., 1918; Очерки политической экономии. 8 изд., [в. 1-2], [М., 1918-19]; К теории денег и учета, П.- М., 1922.
ЖЕЛЕЗНОВ Николай Иванович [16 (28). 10. 1816, Петербург,- 15(27). 1.1877, там же], русский ботаник и агроном. Окончил Петербургский ун-т (1838). Проф. Моск. ун-та (с 1847), академик (с 1857), организатор и первый директор Петровской земледельч. и лесной академии в Москве (1861-69). Первый президент Росс. об-ва садоводства (с 1858). Провёл первые в России исследования по эмбриологии растений, положил начало работам по физиологии растений в Петерб. АН, занимался вопросами растениеводства (гл. обр. хмелеводства).
Лит.: Манойленко К. В.. Николай Иванович Железнов, М.- Л., 1965.
ЖЕЛЕЗНОВОДСК, город в Ставропольском крае РСФСР, бальнеологич. курорт, входит в группу Кавказских Минеральных Вод. Ж.-д. веткой (6 км) соединён со ст. Бештау (на линии Минеральные Воды - Кисловодск). 18 тыс. жит. (1970). Как курорт начал действовать в начале 19 в., город с 1917. Расположен на выс. 550-630 м на склонах г. Железной, покрытых лиственными лесами, переходящими на терр. города в парки. Лето тёплое (ср. темп-pa июля 21 °С), сухое, зима умеренно мягкая (ср. темп-pa янв. -4 °С); осадков ок. 605 мм в год. Леч. средства: однотипные по химич. составу углекислые гидрокарбонатно-сульфатные натриево-кальциевые источники, отличающиеся по темп-ре, - от холодных с темп-рой 11,2°С (Кегамовский) до гипертермальных с темп-рой до 55°С (Славяновский). Химич. состав воды, используемой для питья и разлива в бутылки:
[907-4.jpg],[907-5.jpg]
Лечение больных с болезнями органов пищеварения, урологич. и нарушениями обмена веществ. Создан ряд значительных санаторных комплексов: санаторий "Ударник" (сев. корпус, 1927-29, арх. И.А.Фомин), базовый санаторий имени 20-го съезда КПСС (1956), "Дубовая роща" (1968, арх. К. Ф. Бутузова и Б. А. Зарицкий), грязелечебница (1971, арх. А. И. Никифоров и др.). Сохранились эклектические дореволюционные постройки (в т. ч. в псевдомавританском стиле - дача эмира бухарского, ныне - 2-й корпус санатория "Ударник", 1907, арх. В. Н. Семёнов), Пушкинская галерея (1901, арх. Шиллер).
Лит.: Засорина Т. А., Курорт Железноводск, Ставрополь, 1968.
ЖЕЛЕЗНОГОРСК, город в Курской обл. РСФСР. Расположен на автомагистрали Москва - Киев, в 130 км к С.-З. от г. Курска и в 4 км от ж.-д. ст. Михайловский Рудник - конечного пункта ветки (52 км) от линии Брянск - Льгов. 31 тыс. жит. (1970). Возник как посёлок в 1957 в связи с освоением Михайловского месторождения (Курская магнитная аномалия); в 1962 преобразован в город. Железорудный комбинат, комбинат гофрированной тары, з-д железобетонных изделий. Строится (1972) горно-обогатительный комбинат. Горно-металлургический техникум.
ЖЕЛЕЗНОГОРСК-ИЛИМСКИЙ, город (до 1965 - посёлок), центр Нижнеилимского района Иркутской обл. РСФСР. Расположен в 16 км от р. Илим. Ж.-д. станция (Коршуниха-Ангарская) на линии Тайшет - Лена. 22 тыс. жит. (1970). Возник в связи с открытием в 1948 богатого месторождения жел. руды. В 1967 введён в эксплуатацию Коршуновский горно-обогатит. комбинат (первую руду дал в 1965). Вечерний горно-металлургич. техникум.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА, отрасль техники, решающая задачи регулирования и обеспечения безопасности движения поездов методами и средствами автоматич. и телемеханич. управления. К осн. элементам технич. средств Ж. а. и т. относятся сооружения и устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), в состав к-рых входят путевая блокировка, электрожезловая система, централизация стрелок и сигналов, устройства автоматики и телемеханики сортировочных горок, автоматич. регулировка движения поездов, диспетчерская централизация, автоматич. диспетчерский контроль движения поездов и ограждающие устройства на ж.-д. переездах.
Устройства путевой блокировки представляют собой осн. технич. средства регулирования и обеспечения безопасности следования поездов по перегонам и промежуточным станциям. Под термином "путевая блокировка" понимают систему устройств Ж. а. и т., обеспечивающую такую организацию движения, при к-рой занятие поездами отд. отрезков пути регулируется постоянными сигналами (светофорами или семафорами). Правом на занятие поездом отрезка пути, ограждаемого постоянным сигналом, служит открытое (разрешающее) состояние этого сигнала. Каждый занятый поездом отрезок пути блокируется, т. е. закрывается, постоянным сигналом, принимающим в этом случае закрытое (запрещающее) состояние. При нахождении поезда на отрезке пути возможность открытия постоянного сигнала, ограждающего этот отрезок, исключается замыкающими устройствами путевой блокировки. Эти устройства механически или электрически блокируют постоянный сигнал в его закрытом состоянии до поступления в них информации об освобождении поездом ограждаемого отрезка пути. Такая информация в свою очередь получается автоматически в результате воздействия поезда на устройства, контролирующие проследование его по ограждаемому отрезку пути. Т. о., на каждом ограждаемом отрезке пути может находиться только один поезд. Действие указанных устройств в целом может осуществляться либо с участием человека (полуавтоматическая блокировка), либо без него (автоблокировка). Эти системы применяются при одностороннем и при двустороннем движении.
Электрожезловая система, как правило, используется для регулирования следования поездов по путям перегонов, предназначенным для двустороннего движения. Правом на занятие перегона поездом при этой системе является наличие у машиниста жезла данного перегона (см. Жезловая система).
Устройства централизации стрелок и сигналов являются осн. техническими средствами регулирования и обеспечения безопасности движения поездов, передвигающихся в пределах ж.-д. станций. Эти устройства позволяют управлять стрелками и сигналами из одного пункта - поста централизации. По роду энергии, используемой для перевода стрелок из одного положения в другое, различают механич. централизацию с применением для перевода стрелок и сигналов мускульной силы человека, механич. централизацию с применением для тех же целей гидравлич. или электропневматич. приводов и электрич. централизацию с электроприводами для перевода стрелок и крыльев семафоров и соответствующими электрич. схемами для включения сигнальных огней светофоров.
Горочная автоматика и телемеханика располагает технич. средствами для повышения перерабатывающей способности сортировочных горок. К этим средствам относятся устройства регулирования скорости скатывания отцепов (вагонов) и устройства автоматич. централизации горочных стрелок. Указанные средства могут дополняться устройствами для автоматич. задания скорости роспуска составов, к-рые действуют в сочетании с устройствами автоматич. телеуправления горочными локомотивами.
К устройствам автоматич. регулировки движения поездов относятся: устройства, автоматически регулирующие движение поездов в пределах ж.-д. участка (автодиспетчер); устройства, автоматически регулир |