загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

волюции, зависит не только от изменений внешней среды, но и от характера наследств. уклонений, к-рые, обладая преимуществами в изменившихся условиях существования, подвергаются отбору в рассматриваемый момент. Поэтому в популяциях одного и того же вида, даже находящихся в оченьсходных условиях, могут отбираться различные уклонения, что приводит к различным направлениям Е. о. В то же время, как бы часто ни возникали неприспособительные в данных условиях уклонения, они будут элиминироваться и не окажут влияния на направление отбора. Итак, изменчивость сама по себе не может определять направления эволюции.

Е. о. выступает в двух осн. формах - стабилизирующей и движущей. Открытый Шмальгаузеном стабилизирующий отбор наблюдается среди организмов данной группы при постоянных условиях существования. В этом случае все вновь возникающие мутации оказываются вредными, т. к. нарушают приспособленность к окружающей среде, сложившуюся в ходе предшествовавшей эволюции группы, новые приспособления не развиваются, а сохраняется уже достигнутая приспособительная норма. Движущая форма Е. о., открытая Дарвином, проявляется при изменении внешней среды. Тогда наследственное уклонение, совпадающее с направлением изменения условий существования, подхватывается Е. о.

В конечном итоге, вследствие гибели особей, не обладающих преимуществами в новой среде обитания, полезное уклонение постепенно распространяется в популяции. Если отбором подхвачено одно уклонение, наиболее выгодное в данных условиях, популяция перестраивается как единое целое; но иногда происходит отбор неск. качественно разных уклонений, примерно одинаково приспособительных по отношению к одному и тому же фактору среды. В таком случае возникает неск. направлений эволюции одной и той же популяции, происходит т. н. дизруптивный отбор. В природе постоянно сосуществуют обе формы Е. о. Можно говорить лишь о преобладании движущей или стабилизирующей формы на данном этапе эволюции исследуемой группы. Стабилизирующий отбор охраняет признаки, имеющие в определённых условиях существования приспособительное значение, движущий - "создаёт" новые приспособления.

Благодаря Е. о. любая популяция обладает известным уровнем приспособленности к окружающей среде, что позволяет организмам, составляющим эту популяцию, выдерживать борьбу за существование. В этом выражается поддерживающая роль Е. о. Но поддерживаемый отбором уровень приспособленности обеспечивает выживание особей в тех условиях, к к-рым они приспособлены. Поэтому распределение организмов в пределах области распространения данного вида бывает неравномерным, они чаще выживают в более подходящих условиях. Так влияет Е. о. и на географич. распространение организмов: в более благоприятной среде обитания возникают скопления, менее благоприятная - оказывается незаселённой. В этом выражается распределительная роль Е. о., определяющая популяционную структуру вида.

Только благодаря Е. о. появляются новые приспособления. Мутационная изменчивость без Е. о. (бесконтрольное накопление мутаций, по Шмальгаузену) приводит к утере приспособленности. В ходе Е. о. преобразуется сама изменчивость: в дополнение к каждому наследств. уклонению, дающему хотя бы частичные преимущества при изменении внешней среды, Ё. о. подхватывает все мутации генов-модификаторов, повышающие приспособительное значение данного наследств. уклонения и снижающие его неприспособительные проявления (см. Плейотропия). В процессе мутиро-вания генов-модификаторов и комбинирования мутаций, идущего под контролем Е. о. (скрещиваются только особи, прошедшие Е. о.), новый мутантный ген, первоначально обычно рецессивный, становится доминантным.

В соответствии со вновь возникающим приспособлением благодаря коррелятивной изменчивости перестраивается весь организм. Параллельно в результате преимуществ. элиминации особей, не имеющих нового приспособления, преобразуется вся популяция. В создании новых приспособлений, в эволюционной перестройке организмов, в преобразовании популяций, приводящем к видообразованию, выражается творческая роль Е. о., определяющая прогрессивную эволюцию. Именно этот, наиболее важный результат действия Е. о. и обусловливает его значение как движущего фактора эволюции - значение, по поводу которого Дарвин писал: "Я не усматриваю предела деятельности этой силы, медленно и прекрасно приспособляющей каждую форму к самым сложным жизненным отноше-ниям"(Соч., т. 3, М.-Л., 1939, с. 651).

Е. о. иногда сравнивают с ситом, через к-рое проходят камешки определённой величины. Эта аналогия с ситом, однако, не верна, т. к. чкамешки", проходящие через чсито" отбора, могут изменяться перед следующим "просеиванием". Поэтому взгляды, отводящие отбору лишь элиминирующую роль, неизбежно ведут к признанию ламаркистского принципа наследования благоприобретённых признаков (отвергнутого совр. биологией) и к идеалистич. пониманию эволюции живых существ (см. Аристогенез, Номогенез).

Лит.: Холдэн Дж.. Факторы эволюции, пер. с англ., М.- Л., 1935; Дарвин Ч., Сочинения, т. 3, М., 1939; Симпсон Дж., Темпы и формы эволюции, пер. с англ., М., 1948; Шмальгаузен И. И., Факторы эволюции, 2 изд., М., 1968; его же. Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л., 1969. А. А. Парамонов, А. С. Севернов.



ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.

Содержание:

1.Предмет и цели естествознания

2.Закономерности и особенности развития естествознания

3.Методы естествознания

4.Аспекты и структура естествознания Место естествознания в обществе Общий ход развития естествознания Периоды и этапы истории естествознания

4.Общеметодологические проблемы естествознания

Е.- система наук о природе, или естеств. наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Е.- одна из трёх осн. областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретич. основа пром. и с.-х. техники и медицины; естественнонауч. фундамент филос. материализма и диалектич. понимания природы.

Предмет и цели естествознания

Предмет Е.- различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последоват. уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутр. структура и генезис; осн. формы всякого бытия - пространствои время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфич. характера, касающаяся лишь отд. сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры. "Предмет естествознания - движущая материя... Познание различных форм движения... является главным предметом естествознания" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 33, с. 67-68).

Природа, к-рая служит предметом Е., рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производств. деятельности людей. Е. как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества.

Цели Е.- двоякие: 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель Е., содействие их прак-тич. использованию - конечная цель Е.

Цели Е. совпадают, т. о., с целями самой человеческой деятельности. "Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 169).



Закономерности и особенности развития естествознания

Закономерности Е.- те, к-рые присущи всякой науке, но с учётом специфики изучаемого им предмета. Это - а) обусловленность практикой (в конечном счёте); б) относит. самостоятельность, к-рая проявляется в том, что практич. решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собств. логикой, определ. ступеней самого процесса познания природы, к-рый совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности; в) преемственность в развитии идей и принципов Е., теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы; г) постепенность развития Е. при чередовании периодов относительно спокойного, эво-люц. развития и резкой революц. ломки тсоретич. основ Е., всей системы понятий и принципов Е., всей естествсинонауч. картины мира. При этом содержание прежних знаний о природе получает дальнейшее развитие и обобщение, преодолевается прежняя универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности лишь ограниченный, относит. характер; д) взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно мн. науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук; е) противоречивость развития Е., доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически; ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. исходному пункту науч. развития), но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с "кругом кругов", с движением по спирали.

Необходимым условием развития Е. является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных неясных вопросов Е., открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.

Попытки не считаться с закономерностями развития Е. влекут за собой серьёзные недостатки в деятельности отд. учёных и целых науч. школ и направлений. Отрыв от запросов техники и произ-ва порождает уход в схоластику. Игнорирование относит. самостоятельности и внутр. логики Е. ведёт к слепому практицизму, к недооценке теории, к неспособности учитывать реальные возможности Е. Непонимание преемственности в развитии Е. влечет за собой нигилистич. отношение к Е. предшествующих эпох, к утрате способности находить историч. корни совр. воззрений. Неумение различать стадии в Е. (эволюционные и революционные) вызывает либо задержку на пройденной ступени, либо забегание вперёд, выдвижение идей, для к-рых почва ещё не подготовлена.

Игнорирование целостности Е., непонимание характера взаимодействия отраслей Е. порождает либо отрицание применимости методов одних наук при изучении предмета других, либо, наоборот, отрицание специфики предмета одной науки на том основании, что он может изучаться методами др. наук. Непонимание противоречивости познания природы влечёт опасность впадения в односторонность, в крайность. Незнание того, что развитие Е. идёт по спирали, с возвратами к исходному пункту, приводит к ошибочной мысли, будто всякий такой возврат есть регресс. Наконец, всякое администрирование в области Е., подмена науч. аргументов декретированием и организац. мерами, попытки сковать свободу критики и дискуссий, навязывание науке одной, заранее апробированной точки зрения как якобы единственно правильной, не подлежащей оспариванию, ведёт к застою Е.

Методы естествознания

В Е. можно выделить стороны: 1) эмпирическую, 2) теоретическую, 3) производственно-прикладную. Они соответствуют общему ходу познания истины, к-рый идёт "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике..." (Ленин В. И., там же, с. 152-53). 1) Эмпирич. сторона предполагает функции: собирательную (установление фактов, их регистрацию, их накопление), описательную (изложение фактов, их первичную систематизацию); 2) теоретическая - функции: объяснения, обобщения (генерализующую), открытия (создания новых теорий, выдвижения новых гипотез и понятий, накопления новых законов), предсказания (прогностическую), что даёт повод называть теории Е. "компасом" в науч. исследовании.

С теоретич. функциями Е. неразрывно связана мировоззренческая функция Е.; она направлена на выработкуестеств.-науч. картины мира, исключающей возможность реакционно-идеалистич. и религ. взглядов на природу; 3) производствснно-практич. сторона Е. проявляет себя как непосредственная производит. сила общества. Современная научно-технич. революция показывает, что Е. прокладывает пути для развития техники.

Средства Е. соответствуют всем ступеням, которые проходит естеств.-науч. знание и в которых находят своё выражение функции Е.: Эмпирич., экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в т. ч. вычислительных приборов, особенно измерительных, установок, инструментов), с помощью к-рой устанавливаются новые факты. Теоретич. исследование предполагает абстрактную работу учёных, направленную на объяснение фактов (предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с помощью теорий и законов науки); на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе (нередко с выходом в область опытных полузаводских и экспериментальных установок, конструкторских бюро) осуществляют проверку познанного на практике.

В основе методов Е. лежит единство Эмпирич. и теоретич. сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв или хотя бы преимуществ. развитие одной за счёт другой закрывает путь к правильному познанию природы: теория становится беспредметной, опыт- слепым.

Методы Е. могут быть подразделены на группы: а) общие методы касаются всего Е., любого предмета природы, любой науки. Это - различные формы диа-лектич. метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, напр. метод восхождения от абстрактного к конкретному и др. Те системы отраслей Е., строение к-рых соответствует действительному историч. процессу их развития (напр., биология и химия), фактически следуют этому методу. Диалектика выступает и в том, что "...способ изложения не может с формальной стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должпо детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь. Лишь после того как эта работа закончена, может быть надлежащим образом изображено действительное движение. Раз это удалось и жизнь материала получила свое идеальное отражение, то может показаться, что перед нами априорная конструкция" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Такое положение особенно часто возникает в формальных, математизированных отраслях Е., напр. механике, термодинамике.

В Е. диалектич. метод конкретизируется как сравнительный (в биологии, географии, химии), с помощью к-рого раскрывается всеобщая связь явлений. Отсюда - сравнительные анатомия, эмбриология, физиология. В зоо-, фито- и физич. географии он давно успешно применяется. В Е. диалсктич. метод выступает и как исторический - в астрономии (на него опираются все прогрессивные космогонич. гипотезы - звёздные и планетарные), в геологии (как основа историч. геологии, будучи неполно выражен в методе актуализма), в биологии этот метод лежит в основе дарвинизма. Иногда оба метода сочетаются в единый срав-нительно-историч. метод, к-рый глубже и содержательнее каждого из них в отдельности. Этот же метод в его применении к процессу познания природы, особенно к физике, связан с принципом соответствия и способствует построению совр. физич. теорий.

б) Особенные методы также применяются в Е., но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количеств. стороны, структурных связей) или же определ. приёма исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция. Особенными методами служат: наблюдение, эксперимент, сравнение и как его частный случай измерение. Исключительно важны математич. приёмы и методы как особые способы исследования и выражения количеств. и структурных сторон и отношений предметов и процессов природы, а также методы статистики и теории вероятностей. Роль математич. методов в Е. неуклонно возрастает по мере всё более широкого применения счётно-вычислит. машин. В целом происходит быстрая математизация совр. Е. С ней связаны методы аналогии, формализации, моделирования, пром. эксперимента.

в) Частные методы - это спец. методы, действующие либо только в пределах отд. отрасли Е., либо за пределами той отрасли Е., где они возникли. Так, методы физики, использованные в др. отраслях Е., привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химич. физики и физич. химии, биофизики. Распространение химич. методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета, напр. молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи.

В ходе прогресса Е. методы могут переходить из более низкой категории в более высокую: частные - превращаться в особенные, особенные - в общие. Здесь конкретизируется положение, что всякое действит. познание заключается в том, что мы мысленно "... поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 548).

Важнейшая роль в развитии Е. принадлежит гипотезам, к-рые и являются "формой развития естествознания, поскольку оно мыслит..." (там же, с. 555).

Аспекты и структура естествознания

Аспекты Е. носят строго объективный характер, определяемый либо самим предметом познания, либо методом его познания, к-рый по своему содержанию адекватен предмету. Отсюда - два гл. аспекта (или разреза) Е.: 1) предметный, соответствующий последоват. связи объектов природы, напр. их развитию и переходам одних в другие, и 2) методологический, соответствующий последоват. ступеням, к-рые проходит познание при изучении данного предмета - от его явлений к его сущности, от внешней стороны к внутренней. Соответственно всё Е. может быть разделено, согласно первому аспекту, на неорганическое и органическое, т. к. вся природа делится на неживую и живую.

Структура Е. определяется аспектами Е. Взаимная связь отраслей Е. отражает общий ход развития всей природы от более простых, низших ступеней и форм до наивысших и сложнейших. Раздвоение природы на неживую и живую, к-рое зарождается в пределах химии (поскольку химич. соединения дифференцируются на неорганические и органические) можно представить так:
[905-6.jpg]

Такое раздвоение подготовляется на атомном уровне структурной организации материи; далее из молекул образуются агрегаты (газообразные, капельножидкие, твёрдые - аморфные и кристаллические), составляющие основу различных сфер Земли. С др. стороны, постепенное усложнение молекул углеродистых соединений приводит к образованию биополимеров (белков, нуклеиновых к-т), к-рые составляют основу живой природы. Физика, химия, геология и биология относятся к числу фундаментальных отраслей совр. Е. и образуют стержень классификации наук.

В основу приведённого (раздвоенного) ряда наук положен принцип развития предмета (природы). Но тот же принцип можно применить к различным по масштабу объектам природы - от космич. систем (астрономия) до отд. планет (геология, включая вообще учение об отд. планетах и спутниках) и до отд. сторон (география) и компонентов (биология) данной планеты. Тогда составится другой ряд наук: астрономия - геология - география - биолология.

В Е. существует также множество переходных, промежуточных или междисциплинарных отраслей, что свидетельствует об отсутствии резких границ между науками, об их взаимопроникновении. В совр. условиях тенденция к дифференциации наук дополняется тенденцией к их интеграции: вновь возникающие науки ведут не к дальнейшему разобщению наук между собой, а к тому, что прежние резкие разрывы между науками (напр., физикой и химией) заполняются за счёт появления новых наук, носящих промежуточный характер (физич. химия, химич. физика).

В структуре Е. оба аспекта Е. - предметный и методологический - переплетаются внутри каждой отрасли Е.; в самом начале общего ряда наук (перед физикой). При абстрагировании от вещественной (качественной) природы движущегося тела и рассмотрении его движения лишь со стороны его перемещения в пространстве под действием внешних сил из физики выделяется механика точки и системы точек. Дальнейшее абстрагирование не только от вещественного, физич. содержания процессов природы, но и от фактора времени приводит от механики к математике. От математики (через математич. логику) в ходе дальнейшего абстрагирования осуществляется переход к логике. Если теперь продолжить ряд наук влево от физики, то здесь образуется участок, к-рый характеризует движение мышления от конкретного (физика) ко всё более абстрактному, кончая логикой: логика - математика - физика (включая механику) и т. д.

Этот ряд составится вместе с тем и по предметному принципу, т. к. науки сопоставляются здесь в той последовательности, в какой располагаются их предметы.

Место естествознания в обществе

Место Е. в жизни и развитии общества вытекает из его связей с др. социальными явлениями и институтами, прежде всего с техникой, а через неё с произ-вом, производит. силами вообще и с философией, а через неё с борьбой классов в области идеологии. При всей внутр. целостности, вытекающей из единства как самой природы, так и теоретич. взгляда на неё, Е. представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, нередко противоречивыми. Е. не входит ни в базис, ни в идеологич. надстройку общества, хотя в своей наиболее общей части (где формируется картина мира) оно связано с этой надстройкой. Связь Е. через технику с произ-вом, а через философию с идеологией довольно полно выражает наиболее существенные социальные связи Е. Связь Е. с техникой складывается в силу того, что "техника... потому и служит целям человека, что ее характер (суть) состоит в определении ее внешними условиями (законами природы)" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 170). В совр. эпоху Е. опережает технику в своём развитии, т. к. его объектами всё чаще становятся совершенно новые, неизвестные ранее вещества и силы природы (напр., атомная энергия), а потому, прежде чем может встать вопрос об их технич. применении, требуется "фронтальное" их изучение со стороны Е. Тем не менее техника с её потребностями остаётся движущей силой развития Е. Связь с техникой лежит, согласно К. Марксу, в основе определения Е. как непосредственной производит силы.

Связь Е. с философией вытекает из того, что "естествоиспытатели... без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 524), к-рые разрабатываются философией. Чем более широкий характер имеют теоретич. обобщения в Е., тем теснее они связаны с философией. Отсюда возникает потребность в единстве между философами и естествоиспытателями, их взаимопомощи. О союзе между ними писал ещё А. И. Герцен. Ф. Энгельс посвятил этому вопросу свою "Диалектику природы". В. И. Ленин отмечал, что без поддержки со стороны философов-материалистов "...крупные естествоиспытатели так же часто, как до сих пор, будут беспомощны в своих философских выводах и обобщениях. Ибо естествознание прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни в Коем случае" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 31).

Общий ход развития естествознания

Общий ход развития Е. включает осн. ступени познания природы. "Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца" (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 227). Познание в непосредств. явлениях "...открывает сущность (закон причины, тождества, различие etc.) - таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Таков ход и естествознания... Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине..." (там же, с. 298, 301). Ф. Энгельс показал, что общий ход познания природы, как и всякого познания вообще, проходит следующие осн. ступени: 1) непосредств. созерцание природы как нерасчленённого целого; здесь охватывается верно общая картина, но совершенно неясны частности; такой взгляд был присущ др.-греч. натурфилософии; 2) анализ природы, расчленение её на части, выделение и изучение отд. вещей и явлений, поиски отд. причин и следствий, напр. анатомирование живых организмов, выделение составных частей сложных хи-мич. веществ; но за частностями исчезает общая картина, универсальная связь явлений; 3) воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путём приведения в движение остановленного, оживления омертвлённого, связывания изолированного раньше, т. е. на основе фактич. соединения анализа с синтезом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 12-23).

К. Маркс охарактеризовал ход познания, как идущий от исходного представления о конкретном предмете как нерасчленённом целом, к его анализу при помощи абстрактного мышления и далее - от результатов его анализа, от полученных т. о. абстрактных представлений к мысленному воссозданию предмета в его исходной целостности и конкретности путём соединения, сочетания (синтеза) многочисленных определений, как единства многообразного (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 12, с. 726-27). Общий ход развития Е. ложится в основу его периодизации.

Периоды и этапы истории естествознания

История Е. стоит в неразрывной связи с историей всего общества, и каждому типу и уровню развития производит. сил, техники отвечает своеобразный период в истории Е. Как самостоятельное, систематич. исследование природы Е. возникло во 2-й пол. 15 в.; более ранние периоды естеств.-науч. знаний можно рассматривать как зачаточные, или подготовительные, к систематич. изучению природы. Соответственно выделяются след. периоды.

Первый подготовительный - натурфилософский (зарождение элементов будущего Е.) - характерен для древности. В целом техника была ещё слабо развита, хотя имелись уже отд. выдающиеся технич. достижения. Начали складываться в самостоят. отрасли знания статика и астрономия и обслуживающая их математика. Позднее стала выделяться химия (в форме алхимии). Анатомия, медицина, физика находились в зачаточном состоянии. Все естеств.-науч. знания и воззрения входили в единую недифференцированную науку, находившуюся под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода (александрийская наука).

Второй подготовит. период характеризуется господством схоластики и теологии в Зап. Европе и спорадич. открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел). Прогресс техники на Западе совершался крайне медленно. Техника почти не нуждалась в систематическом изучении природы, а потому и не оказывала заметного влияния на развитие естеств.-науч. знаний. Но и в это время, хотя и замедленно, шло накопление новых фактов, подготовивших переход к следующему периоду. В целом это была переходная полоса между первой и второй фазами общего хода Е.

Период механич. и метафизич. Е., начавшийся с возникновения Е. как систематич. экспериментальной науки в эпоху Возрождения, отвечает времени становления и утверждения капиталистич. отношений в Зап. Европе (со 2-й пол. 15 в. до конца 18 в.). Е. этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется Е. нач. 17 в. (формирование механич. Е.- Г. Галилей) и конца 17 в. - нач. 18 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон). Т. к. господствующим методом мышления стала метафизика, этот период можно назвать метафизическим. Но уже тогда в Е. делались открытия, в к-рых обнаруживалась диалектика. Е. было связано с производством, превращавшимся из ремесла в мануфактуру, энергетич. базой к-рой служило механич. движение. Отсюда вставала задача изучать механич. движение, найти его законы. Мореплавание нуждалось в небесной механике, воен. дело - в разработке баллистики. Е. было механическим, поскольку ко всем процессам природы прилагался исключительно масштаб механики. Но уже создание в 17-18 вв. в математике анализа бесконечно малых (И. Ньютон, Г. Лейбниц) и аналитич. геометрии (Р. Декарт), космогонич. гипотеза Канта - Лапласа, атомно-кинетич. учение М. В. Ломоносова, идея развития в биологии К. Вольфа подготовляли крушение метафизич. взгляда на природу. Осн. противоречием Е. всего этого периода было то, что "революционное на первых порах естествознание оказалось перед насквозь консервативной природой..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 509).

Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюц. идей в Е. характеризуется стихийным проникновением диалектики в Е., так что его можно также назвать стихийно-диалектическим. Пром-сть вступает в фазу крупного машинного произ-ва, начавшегося в конце 18 в.- технич. и пром. переворот. Энер-гетич. базой пром-сти становится паровой двигатель, и преимуществ. развитие механики перестаёт удовлетворять потребности произ-ва. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения форм энергии и видов вещества (химич. атомистика). В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч. Лайель), в биологии зарождается эволюц. теория (Ж. Ламарк), палеонтология (Ж. Кювье), эмбриология (К. М. Бэр). Возникла необходимость сочетать анализ с синтезом в целях теоретич. охвата накопленного опытного материала. Три великих открытия (2-я треть 19 в.)-клеточная теория, учение о превращении энергии и дарвинизм - нанесли окончат. удар по старой метафизике. Затем последовали открытия, раскрывавшие диалектику природы полнее: создание теории химич. строения органич. соединений (А. М. Бутлеров, 1861), периодич. системы элементов (Д. И. Менделеев, 1869), химич. термодинамики (Я. X. Вант-Гофф, Дж. Гиббс), основ науч. физиологии (И. М. Сеченов, 1863), электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл, 1873). Но, делая открытия, подтверждающие диалектику, естествоиспытатели продолжали мыслить метафизически. "...Этот конфликт между достигнутыми результатами и укоренившимся способом мышления..." (там же, с. 22) составил осн. противоречие Е. данного периода - разрыв между объективной и субъективной его сторонами, его содержанием (его открытиями) и формой мышления самих учёных.

Период чновейшей революции" в Е. совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. В 20 в. форсируется развитие прежде всего физики (атомная энергия, радиолокация, радиоэлектроника, средства связи, автоматика и кибернетика, квантовая электроника - лазеры, электронная оптика и т. д.). Физика как ведущая отрасль всего Е. играет роль стимулятора и трамплина по отношению к другим отраслям Е., напр. изобретение электронного микроскопа и введение метода меченых атомов вызвало переворот во всей биологии, физиологии, биохимии. Физические методы определили успехи химии, геологии, астрономии, способствовали в значит. степени развитию науки о космосе и овладению космосом. Гл. задачей химии становится синтез полимеров, особенно играющих роль стратегич. сырья (каучук, искусств. волокно), получение син-тетич. топлива, лёгких сплавов и заменителей металла для авиации и космонавтики. Энергетич. базой пром-сти в нач. 20 в. становятся всё больше электричество (динамо-машина), химич. энергия (двигатели внутр. сгорания), а затем (после 2-й мировой войны) и атомная энергия. Стимулирующее воздействие на Е. новых потребностей техники привело к тому, что в сер. 90-х гг. 19 в. началась "...новейшая революция в естествознании..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 264), гл. обр. в физике (открытия электромагнитных волн Г. Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Том-соном, светового давления П. Н. Лебедевым, введение идеи кванта М. План-ком, создание теории относительности А. Эйнштейном, радиоактивного распада Э. Резерфордом и Ф. Содди, изобретение радио А. С. Поповым), а также в химии, биологии (возникновение генетики на базе законов Г. Менделя).

В 1913- 1921 на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создаёт модель атома, разработка к-рой ведётся соответственно периодич. системе элементов Д. И. Менделеева. Это - 1-й этап революции в физике и во всём Е. Он сопровождается нарушением прежних, метафизич. представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени, что объективно подтверждало диалектич. материализм. Но в условиях идейной реакции, вызванной империализмом, революция в Е. была использована идеалистами для наступления на материализм. Это привело к кризису физики и всего Е. и вызвало осн. противоречие Е. данного периода: "реакционные поползновения порождаются самим прогрессом науки" (Ленин В. И., там же, с. 326). Это явилось углублением и обострением того противоречия, которое вскрыл Ф. Энгельс для Е. 19 в. Оно проанализировано в книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1908). 2-й этап революции в Е. начался в сер. 20-х гг. 20 в. в связи с созданием квантовой механики и сочетанием её с теорией относительности в общую квантоворелятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие Е. и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, гл. обр. тех, к-рые связаны со старой классич. картиной мира. С возникновением первой социалистич. страны - СССР - идеологич. борьба обостряется и делаются попытки снова вытеснить из Е. материализм с помощью неопозитивизма. Это ведёт к углублению противоречий в Е. Напротив, в СССР осуществляется выход Е. из кризиса, чему способствовала программная работа В. И. Ленина "О значении воинствующего материализма" (1922).

Началом 3-го этапа в Е. было первое овладение атомной энергией в результате открытия деления ядра (1939) и последующих исследований (1940-45), с которыми связано зарождение электронно-вычислит. машин и кибернетики. Полное развитие он получил в сер. 20 в. Его особенностью является то, что наряду с физикой теперь лидирует в Е. целая группа отраслей Е.: биология (особенно генетика, молекулярная биология), химия (особенно макрохимия, химия полимеров), а также науки, смежные с Е.,-космонавтика, кибернетика. Если в нач. 20 в. физич. открытия развивались самостоятельно, то с сер. 20 в. революция в Е. органически слилась с революцией в технике, приведя к совр. научно-технич. революции. С точки зрения практики решающую роль приобретают фундаментальные науки, без к-рых не может развиваться совр. техника. Развитие Е. происходит в условиях обострения идеологич. борьбы между двумя мировыми системами.

Общеметодологические проблемы естествознания

Общеметодологич. проблемы Е. группируются вокруг вопросов, к-рые связывают между собой все отрасли Е.: а) раскрытие всеобщей связи явлений природы, их взаимопереходов, их взаимообусловленности, особенно живой и неживой природы (сущность жизни и её химизм, её происхождение; физико-химич. основы наследственности), проблемы междисциплинарных наук - биокибернетики, биохимии, биофизики, молекулярной биологии, бионики; б) движение Е. к сущности явлений, раздвижение ранее достигнутых пределов как в глубь материи (область элементарных частиц и вообще атомного мира), так и в сторону макро- и мегаобъектов (особенно макрокосмоса - околоземного и далее лежащего). Здесь блестяще подтвердилось предвидение В. И. Ленина о том, что чэлектрон так же неисчерпаем, как и атом..." (там же, с. 277) и о "...бесконечности материи вглубь..." (там же, т. 29, с. 100); в) обнаружение нераздельности материи и форм её бытия - движения, пространства и времени.

Теория относительности, ядерная физика, учение об элементарных частицах развиваются в этом направлении; г) взаимосвязь принципов развития и единства природы, дающая возможность раскрывать в их взаимозависимости структуру и генезис объектов природы (космогонич. гипотезы в звёздной и планетной астрономии, аналогичные гипотезы в историч. геологии, в биологии и палеонтологии; д) дальнейшее раскрытие реальных противоречий объектов природы (корпускулярно-волновой характер физич. микрообъектов, частиц и античастиц; абстрактно-математические, в т. ч. кибернетические, и конкретно-материальные стороны изучаемых процессов; динамич. и стати-стич. закономерностей, соответственно - случайности и необходимости, прерывности и непрерывности процессов природы); е) выявление качеств. различий в природе, подобных различию между макро- и микрообъектами в физике; проблема скачка и форм его протекания, включая вопрос об антропогенезе, трудовую теорию к-рого выдвинул Ф. Энгельс; ж) выяснение соотношения между материей и сознанием и законов функционирования сознания - это затрагивает не только Е., в т. ч. зоопсихологию и учение о высшей нервной деятельности, но и такие науки, как логика, психология, кибернетика и ряд социальных наук; 3) комплексное изучение законов развития самого Е., места Е. в жизни общества, структуры Е., организации, управления и прогнозирования (науковедение) в связи Е. с техникой и др. социальными институтами.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Букановский В. М., Принципы и основные черты классификации современного естествознания, Пермь, 1960; Кедров Б. М., Предмет и взаимосвязь естественных наук, 2 изд., М., 1967; его ж е, Ленин и революция в естествознании XX века. Философия и естествознание, М., 1969; его же, Энгельс и диалектика естествознания, М.. 1970; фаталиев X. М., Марксизм-ленинизм и естествознание. [Сб. работ]. М., 1962; Карпов М. М., Основные закономерности развития естествознания, Ростов н/Дону, 1963; Лехнер Е. А., Философия и современное естествознание, М., 1964; Философия и естествознание. Сб. ст., пер. с чеш., М., 1965; Противоречия в развитии естествознания, М., 1965; История и методология естествознания. Минск, 1966; Материалистическая диалектика и методы естественных наук. Сб. ст., М., 1968; Авалиани С. Ш., Очерки философии естествознания, Тб., 1968; Ленин и современное естествознание, М.,1969. Б.М.Кедров.
906.htm
ЕТИМ ЭМИН (псевд.; наст. имя Магомед-Эмин, сын Севзихана) (1838, аул Цилинг, ныне Курахского р-на Даг. АССР,-1884, аул Ялджух, ныне Ахтынского р-на Даг. АССР), лезгинский поэт. Род. в семье кадия (судьи). Получив образование в медресе, заменил отца в суде, но вскоре вынужден был оставить эту должность. Первым среди лезгин Е. Э. писал стихи на родном яз., применяя араб. алфавит. Он осуждал социальную несправедливость, выражал сочувствие обездоленным ("Крик о помощи" и др.). Поэт протестовал против нац. гнёта ("Восстание 1877 г."), мечтал о справедливом обществ. строе ("Друзьям", "Миру"). Популярны его лирич. стихи. Е. Э. утвердил в лезгинской поэзии новые формы, в т. ч. восьмисложную силлабическую строку и рефренную рифму. Стихи Ё. Э. впервые опубликованы в советское время.

Соч.: Хкягъай шиирар, Магьачккъла, 1948; Шиирар, Махачкала, 1960; в рус. пер.-Стихотворения, М., 1959.

Лит.: Агъаев А., Етим Эмин, Махачкала, 1958.



Е ТИН (1896-8.4.1946), китайский воен. деятель. Род. в пров. Гуандун в крест. семье. Окончил воен. школу в г. Баодин. В 1922 служил офицером в полку личной охраны Сунь Яга-сена. В 1924 учился в Москве и тогда же вступил в компартию Китая. Вернулся в Китай в 1925. Во время Северного похода 1926-27 командовал Отд. полком 4-го корпуса Нац.-революц. армии, затем 24-й дивизией. Один из руководителей Нанъчанского восстания 1927. Во время Гуанчжоуского восстания 1927 - главком революционных вооружённых сил. В период антияпонской войны с 1937 командовал Новой 4-й армией. В январе 1941 был вероломно захвачен гоминьдановцами и по приказу Чан Кай-ши заключён в тюрьму, где находился до 4 марта 1946. Погиб в авиационной катастрофе.



ЕФАНОВ Василий Прокофьевич [р. 10(23). 11.1900, Самара, ныне Куйбышев], советский живописец, нар. художник СССР (1965), действит. чл. АХ СССР (1947). Чл. КПСС с 1954. Учился (1921-26) в студии Д. Н. Кардовского в Москве. Преподаватель Моск. художеств. ин-та им. В. И. Сурикова (1948- 1957, проф. с 1949), Моск. педагогич. ин-та им. В. И. Ленина (с 1960). С сер. 1930-х гг. выступает гл. обр. с портретами (в т. ч. парадными) и тематич. композициями, тяготеющими к жанру группового портрета и выполненными в ярких, мажорных тонах ["Незабываемая встреча" (1936-37; Гос. пр. СССР, 1941), портрет Г. К. Орджоникидзе (1937), "У постели больного А. М. Горького" (1940-44; Гос. пр. СССР, 1946), портрет Т. К. Рожковой, "Передовые люди Москвы в Кремле" (с соавторами; оба - 1949, Гос. пр. СССР, 1950)- все в Третьяковской гал.; "Заседание Президиума Академии наук СССР" (с соавторами; 1951: Гос. пр. СССР, 1952; Рус. музей, Ленинград); портреты А. М. Каневского (1967), Я. М. Свердлова (1969)]. Работал в периодич. печати и в обл. агнтац. иск-ва. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Сокольников М., В. П. Ефанов. М.. 1953: Выставка произведений В. П. Ефанова. Каталог, [М., 1971].



ЕФИМЕНКО (урожд. Ставровская) Александра Яковлевна [18(30). 4.1848, с. Варзуга, ныне Мурманской обл.,- 18.12.1918, хутор Любочка близ с. Писаревка, ныне Харьковской обл.], русский и украинский историк и этнограф. Первая в России женщина - почётный доктор рус. истории (степень присвоена в 1910 Харьковским ун-том). В 1863 окончила гимназию в Архангельске. Была учительницей в Холмого-рах, где вышла замуж за ссыльного студента П. С. Ефименко. Занималась историко-этнографическим исследованием населения Севера России, с 1879 (когда переехала на Украину) - Украины. Принадлежала к народнич. направлению в историографии. Выступила с теорией первонач. существования на Севере печищного (см. Печище) землевладения, к-рому на Юге соответствует дворищное (см. Дворище), последнее в силу ист. условий превратилось в общину. Это учение отличалось от народнич. теории об исконности рус. общины и от теории государственной школы об искусств. насаждении общины гос-вом. С демократич. позиций рассматривала роль нар. масс и личности в истории, подчёркивала взаимосвязь социальных и экономич. процессов, неизбежность развития капиталистич. отношений в России, выступала против нац. гнёта, за эмансипацию женщин. Основные статьи Е. вошли в сб. "Исследования народной жизни" (в. 1, 1884) и "Южная Русь" (т. 1-2, 1905). Работы Е. по истории общественных отношений и землевладения в России привлекли внимание К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. В 1907-17 Е. была профессором русской истории на Бестужевских курсах в Петербурге. Убита петлюровцами.

Лит.: Збирник науково-дослiдчоi катедi icтopii украiнськоi культури, т. 10, Присвячуеться памятi О. Я. Ефименковоi, Xapкiв, 1930; Марков П. Г., А. Я. Ефименко - историк Украины, К., 1966.

П. Г. Марков.



ЕФИМЕНКО Пётр Петрович [9(21).11. 1884, Харьков,-15.4.1969, Ленинград], советский археолог, специалист по палеолиту, акад. АН УССР (1945). Сын А. Я. и П. С. Ефименко. Вёл археол. работы на pp. Оскол и Донец (1900-02), участвовал в раскопках Мезинской стоянки (1909), возглавлял в 1923-36 археол. экспедицию, открывшую и исследовавшую много палеолитич. стоянок на Дону. Разработал новую методику исследований палео-литич. поселений. Им и его учениками создана периодизация палеолитич. стоянок Европ. части СССР. Особое значение имеет книга Е. "Первобытное общество" (3 изд., 1953; 1 изд., 1934, наз. "Дородовое общество") - обобщающий труд по палеолиту. Е. исследовал и более поздние памятники - могильники 3-8 вв. и раннеслав. городища. Награждён орденом Ленина.

Соч.: Рязанские могильники, в кн.: Материалы по этнографии, т. 3, в. 1, Л., 1926: Древнерусские поселения на Дону, М.- Л.. 19/18 (совм. с П. Н. Третьяковым); Костёнки I, М.- Л., 1958.

ЕФИМЕНКО Пётр Савич [1835, с. Б. Токмак Бердянского у., ныне Запорожская обл. УССР,-7(20).5.1908, Петербург], русский и украинский этнограф и фольклорист бурж.-либерального направления. Учился в Харьковском и Московском ун-тах, чл. ХаръковскоКиевского тайного общества. В 1860 арестован и выслан в Пермскую, а затем в Архангельскую губ. С 1870, отбыв ссылку, находился под строгим надзором полиции в городах центр. России и Украины. Е. собрал большие материалы по этнографии и фольклору. Осн. соч.: "Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии" (1869), "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии" (ч. 1-2, 1877-78), "Сборник малороссийских заклинаний" (1874) и др.



ЕФИМОВ Александр Николаевич (р. 6.2.1923, Кантемировка, ныне Воронежской обл.), советский военачальник, ген.-полковник авиации (1969), дважды Герой Сов. Союза (26.10. 1944 и 18.8.1945). Чл. КПСС с 1943. Род. в семье рабочего. В Сов. Армии с мая 1941. Окончил воен.-авиац. школу (1942). Участвовал во время Вел. Отечеств. войны 1941-45 в боях на Зап. и 2-м Белорус. фронтах под Вязьмой, Смоленском, в Белоруссии, Польше и Германии в должностях пилота, командира звена, эскадрильи и штурмана 62-го и 198-го штурмовых авиаполков, 233-й штурмовой авиадивизии. Совершил 222 боевых вылета на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и ж.-д. эшелонов противника. Окончил Воен.-возд. академию (1951) и Воен. академию Генштаба (1957). С марта 1969 1-й зам. Главкома ВВС. Деп. Верх. Совета 2-го созыва. Награждён 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечеств. войны 1-й степени и Красной Звезды, польск. орденом и медалями. Портрет стр. 107.



ЕФИМОВ Алексей Владимирович [18 (30). 1. 1896, Баку,- 11. 11. 1971, Москва], советский историк, специалист по новой и новейшей истории, этнографии и истории рус. географических открытий, чл.-корр. АН СССР (1939) и АПН СССР (1947). Окончил Московский ун-т (1922). С 1938 проф. ист. ф-та МГУ. В 1936-41 работал в Йн-те истории АН СССР, с 1956 зав. сектором народов Америки Нн-та этнографии АН СССР. Осн. работы: "Из истории великих русских географических открытий..." (1950: 2 изд. 1971), "Очерки истории США" (1955; 2 изд., 1958), "Некоторые вопросы методики истории как науки" (1958); "США. Пути развития капитализма" (1969). Е. - автор многократно переиздававшегося учебника по новой истории для ср. школы и соавтор учебника по новой истории для вузов. Один из авторов "Истории дипломатии" (т. 1, 1941; 2 изд., т. 1, 1959), ред. капитального науч. труда "Народы Америки" (т. 1-2, 1959), соавтор и редактор большого числа др. коллективных науч. трудов, а также картографич. изданий. Гос. пр. СССР (1942). Награждён орденом Ленина.

Лит.: Алексей Владимирович Ефимов. [Некролог]. "Вопросы псторни", 1971. № 12.

ЕФИМОВ Анатолий Николаевич (р. 3(16).1.1908, г. Троицк, ныне Челябинской обл.], советский экономист, акад. АН СССР (1970). Чл. КПСС с 1948. Окончил Уральский политехнический ин-т (1937). В 1937-48 - на пед. работе в этом ин-те. В 1948-55 руководил отделом экономич. исследований Уральского филиала АН СССР, с 1955 директор н.-и. экономич. ин-та Госплана СССР. Науч. исследования Е. по проблемам: экономика социалистич. пром-сти, анализ и планирование нар.-хоз. пропорций на основе построения межотраслевых балансов. За разработку последней проблемы Е. удостоен Гос. премии СССР (1968). В 1961-65 гл. ред. "Экономической энциклопедии. Промышленность и строительство". Е. - один из авторов и науч. ред. монографии "Экономическое планирование в СССР" (1967). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Организация потока в машиностроении. Свердловск - М., 1944; Вопросы технического прогресса в СССР. М.. 1951; Перспективы развития промышленности СССР, М., 1959; Методы планирования межотраслевых пропорций, М.. 1965 (автор гл. 1-2); Советская индустрия (Производственный аппарат, управление и планирование), М., 1967: Экономика и планирование советской промышленности, М.. 1970.

ЕФИМОВ Борис Ефимович [р. 15(28)-9. 1900, Киев], советский график, нар. художник СССР (1967), чл.-корр. АХ СССР (1954). С 1922 сотрудничает в газ. "Правда", "Известия", журнале "Крокодил", с 1966 гл. ред. творческо-производств. объединения "Агитплакат". Автор политически злободневных карикатур на междунар. темы. Произв. изданы в альбомах: "Политические карикатуры 1924-1934" (1935), "Фашизм - враг народов" (1937), "Гитлер и его свора" (1943), "Международный репортаж" (1961), "Борис Ефимов в „Известиях". Карикатуры за полвека" (1969). Гос.пр. СССР (1950 и 1951). Награждён четырьмя орденами, а также медалями.

Соч.: Основы понимания карикатуры, М., 1961; Сорок лет. Записки художника-сатирика, М., 1961; Работа, воспоминания, встречи, М., 1963; Мне хочется рассказать, М., 1970.

Лит.: Иоффе М., Б. Е. Ефимов, М., 1952; Семёнова Т., Б. Е. Ефимов, М., 1953.,



ЕФИМОВ Михаил Никифорович [1(13). 11. 1881, Смоленск,- авг. 1919, Одесса], один из первых русских лётчиков. Род. в семье рабочего. Окончил ремесл. уч-ще, работал электротехником на ж. д. в Одессе, занимался велосипедным, мотоциклетным и авиац. спортом. В 1909 совершил первые полёты на планёре. Окончил во Франции лётную школу Фармана (1910). В 1910 на соревнованиях в Ницце и Петербурге установил ряд авиац. мировых рекордов и был назначен лётчиком-инструктором в воен.-авиац. школу в Севастополе (Кача). Е. подготовил много рус. воен. лётчиков, занимался испытанием новых самолётов. В 1910-11 впервые осуществил крутые виражи, пикирование и планирование с выключенным двигателем; в 1912 изобрёл приспособление для запуска двигателя пилотом без посторонней помощи. Участвовал в 1-й мировой войне лётчиком-истребителем. После Окт. революции перешёл на сторону Сов. власти и работал в Казанской лётной школе. Во время Гражд. войны расстрелян белогвардейцами.



ЕФИМОВ Моисей Дмитриевич (р.6.8. 1929, Дулгалахский наслег Верхоянского р-на Якут. АССР), якутский советский поэт. Чл. КПСС с 1960. Окончил в 1953 Якут. пед. ин-т. Печататься начал в 1948. Автор сб-ков стихов и поэм: "В краю, где солнце не заходит" (1955), "Каменный человек" (1960), "Праздник цветов" (1965, пр. им. комсомола Якутии, 1968), "По ту сторону радуги" (1968) и др. Природа и люди Крайнего Севера, его социа-листич. новь - таков круг тем поэта. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Соч. в рус. пер.: В краю, где солнце не заходит, М., 1965; Звёздный дождь, М., 1970.

Лит.: Очерк истории якутской советской литературы, М., 1970. Г. Г. Окороков.

ЕФИМОВСКИЙ, посёлок гор. типа в Ленинградской обл. РСФСР. Расположен при пересечении р. Соминка жел. дорогой Ленинград - Вологда, в 274 км к В. от Ленинграда. Леспромхоз, деревообрабат. комбинат, совхоз.



ЕФИМОВЫ, советские художники, деятели театра кукол. Иван Семёнович Е. [11(23).2.1878, Москва,-7.1.1959, там же], скульптор и график, нар. худ. РСФСР (1958). Почётный чл. Междунар. союза кукольников (1958). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1906-08). В 1908-11 работал в Париже, где сотрудничал с В. А. Серовым. В 1918-30 преподавал в моск. Вхутемасе-Вхутеине. Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (мемориальная доска "Кто не работает, пусть не ест" на б. здании Реввоенсовета на Гоголевском бульваре в Москве, цемент, 1918). Мастер остро характерной и пластически цельной анималистич. скульптуры - монументально-декоративной (фонтан "Дельфины", кованая медь, стекло, 1935-37, Химкинский речной вокзал в Москве; сквозные рельефы в санатории в Цхалтубо, бронза, 1950) и станковой ("Петух", кованая медь, дерево, 1932, Третьяковская гал., Москва).

Нина Яковлевна Симонович -Е. [9(21). 1.1877, Петербург, -24. 2.1948, Москва], график. Жена Ивана Семёновича Е. Совм. с мужем работала над созданием рус. театра кукол, основанного на нар. традициях театра Петрушки. В 1918 они организовали первый сов. театр кукол; были в нём режиссёрами, актёрами, художниками. Стремились отойти от примитивной тематики спектаклей театров кукол, ставили произв. писателей-классиков. Считая кукольные представления театром движущейся скульптуры, Е. обогатили форму кукол и жест. Пластика работ Е. отличалась лаконизмом художеств. средств, ясной и чёткой формой. Среди работ: куклы для спектаклей "Макбет" Шекспира, на сюжеты басен И. А. Крылова, сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Толстого; серия силуэтов для теневого театра к произв. А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери", "Евгений Онегин" и др.

Соч.: Симонович-Ефимова Н., Записки петрушечника, М.-Л., 1925; её же, Куклы на тростях, М., 1940.

Лит.: Выставка произведений И. С. Ефимова за 80 лет со дня рождения и художника Н. Я. Симонович-Ефимовой. Каталог, М.,1959; Матвеева А. Б., И. С. Ефимов, М., [1965].



ЕФИМОК [польск. joachymik, от назв. города в Чехии Joachimsthal - Йоахимсталь (ныне Jachymov - Яхимов), где чеканился Е.], 1) русское название немецкого серебряного иоахимсталера, ввозившегося в 17- нач. 18 вв. в Россию и использовавшегося в качестве сырья для чеканки русской серебряной монеты. Весил 28 г (ок. 25-26 г чистого серебра). В 1704 принят за весовую единицу серебряного рубля. 2) Русский серебряный рубль, чеканенный в 1654-55 при царе Алексее Михайловиче. В 1654 Е. чеканились на талерах со сбитыми изображениями и надписями. В 1655 было выпущено 800 тыс. - 1 млн. полноценных "Е. с признаком" (талеры с двумя клеймами: лицевым штемпелем копейки и датой "1655"), официально оценённых в 64 коп. К ним были приравнены по цене и Е. 1654. В нач. 1659 Е. были запрещены в обращении и выкуплены у населения на медные деньги. Долгое время сохранялись в обращении на терр. Украины.

ЕФРЕЙТОР [от нем. Gefreiter, букв. - освобождённый (от некоторых обязанностей рядового)], воинское звание старших и лучших солдат, заменявших командиров отделений. Впервые появилось в нач. 17 в. в Германии. В России введено в 1716 Воинским уставом Петра I. Сохранялось в 20 в. в армиях дореволюц. России, Германии, Австро-Венгрии и др. В артиллерии рус. армии Е. соответствовал бомбардир, в казачьих войсках - приказный. В Сов. Армии Е. с нояб. 1940- солдатское воинское звание, следующее за рядовым; присваивается за служебные отличия.



ЕФРЕМ МЦИРЕ (ок. 1025-ок. 1100), грузинский церк. писатель, философ-схоласт и историк. Образование получил в Греции. Жил гл. обр. в груз. монашеской колонии Чёрная Гора. Автор соч. о возникновении и распространении в Грузии христианства - "Сообщение о причинах обращения Картли" и "Сведений о Симеоне Метафрасте". При участии Е. М. создана лит.-грамматич. школа, к-рая сыграла важную роль в истории груз. лит-ры. Е.М. перевёл на груз. яз. "Источник знания" Иоанна Дамаскина, т. н. Ареопагистские книги, и др. филос. сочинения; в комментариях и примечаниях к ним изложил свои взгляды. Благодаря Е. М. в Грузию проникли идеи аристотелизма и неоплатонизма.

Лит.: Нуцубидзе Ш., История грузинской философии. Тб., 1960.



ЕФРЕМОВ Александр Илларионович (23.4.1904, Москва,-23.11.1951, там же), советский гос. и парт. деятель. Чл. КПСС с 1924. Род. в семье рабочего. В 1935 окончил Моск. станкоинструментальный ин-т; работал мастером, нач. цеха, директором станкостроительного з-да им. Серго Орджоникидзе. В 1938-39 зам. пред. Моссовета, пред. Мособлисполкома и Моссовета. В 1939-40 первый зам. наркома, в 1940-41 нарком тяжёлого машиностроения СССР. В 1941-49 нарком, министр станкостроения СССР. С 1949 зам. пред. Сов. Мин. СССР. На 18-м съезде партии избирался чл. ЦК ВКП(б). Деп. Верх. Совета СССР 2-3-го созывов, деп. Верх. Совета РСФСР 1-2-го созывов, с 1946 чл. Президиума Верх. Совета РСФСР. Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.



ЕФРЕМОВ Василий Сергеевич [р. 1 (14). 1.1915, Царицын, ныне Волгоград], дважды Герой Советского Союза (1.5.1943 и 24.8. 1943), подполковник (1948). Чл. КПСС с 1943. В Сов. Армии с 1934. Окончил Воен.-авиац. школу лётчиков (1937), участвовал в освобождении Зап. Украины и сов.-финл. войне 1939-40. Во время Вел. Отечеств. войны 1941-45 участвовал в боях под Воронежем, Орлом, в Сталинградской битве, на Украине, в Крыму и Белоруссии в должности командира звена, зам. и командира эскадрильи 10-го гвард. бомбардировочного авиаполка. Совершил 340 боевых вылетов, уничтожил 32 самолёта противника на земле и 4 в возд. бою. Окончил Воен.-возд. академию (1949), был зам. командира полка, инструктором, лётчиком-испытателем. С 1960 в запасе. Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечеств. войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями.



ЕФРЕМОВ Доминик Иванович (наст. фам. и имя Штейнман Михаил Ефремович) (дек. 1881, дер. Вишки, ныне Даугавпилсского р-на Латв. ССР, - 19.7.1925, Москва), советский гос. и парт. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1902. В 1901 окончил в Петербурге реальное уч-ще, учился в Горном ин-те. В 1902, будучи студентом, по заданию Петерб. к-та РСДРП организовал подпольную типографию, в 1903 арестован и сослан в Сибирь. В 1905 бежал из ссылки, по заданию ЦК РСДРП создал подпольные типографии в Одессе, затем в Петербурге. В 1907 вновь сослан, но вскоре бежал. Во время Окт. революции 1917- чл. Моск. к-та партии, чл. ВРК Сокольнического р-на. В 1918 секретарь Моск. к-та РКП(б). С сент. 1918 нач. политотдела Юж. фронта, затем нач. политотдела 10-й армии, чл. РВС 10-й армии. В окт. 1919 вновь секретарь Моск. к-та РКП(б). В 1920 комиссар Донецкой ж. д. В 1921 чл. президиума Крымского обкома РКП(б), чл. коллегии Крымского совнаркома, пред. Крымсоюза. С марта 1922 пред. правления Госстраха.



ЕФРЕМОВ Иван Антонович [р.9(22).4. 1907, дер. Вырица, ныне Ленингр. обл.], русский советский писатель и палеонтолог, доктор биологич. наук (1940). В 1935 окончил геологоразведочный ф-т Ленингр. горного ин-та. С 1929 науч. сотрудник Геологич. музея, в 1937-59 зав. лабораторией низших позвоночных Палеонтологич. ин-та АН СССР и руководитель ряда экспедиций (в т. ч. в пустыню Гоби). Основатель тафономии - раздела палеонтологии о закономерностях образования местонахождений ископаемых остатков (Гос. премия СССР, 1952, за работу "Тафономия и геологическая летопись", 1950).

Автор сб-ков научно-фантастич. и приключенческих новелл: "Встреча над Тускаророй" (1944), "Белый рог" (1945) и др., историч. повестей "На краю Ойкумены" (1949) и "Путешествие Баурджеда" (1953). Научно-фантастич. и социально-философский роман Е. "Туманность Андромеды" (1957) - первая в сов. лит-ре попытка нарисовать всеобъемлющую картину жизни высокоразвитого коммунистич. общества. Е. принадлежат также художеств.-документ. кн. "Дорога ветров" (1956) и "роман приключений" "Лезвие бритвы" (1963). В 1969 опубл. роман "Час быка". Произв. Е. переведены на иностр. языки. Награждён 4 орденами, а также медалями.

Соч.: Туманность Андромеды. Звёздные корабли. [Предисл. Е. Брандиса и др.], М.,

Лит.: Рюриков Ю., Через 100 и 1000 лет. Человек будущего и советская художественная фантастика, М., 1961; Брандис Е., Дмитревский В., Через горы времени. Очерк творчества И. Ефремова, М.- Л., 1963.



ЕФРЕМОВ Михаил Григорьевич [27.2 (11.3). 1897, Таруса,-19.4.1942, ок. дер. Жары Смоленской обл.], советский военачальник, ген.-лейтенант (1940). Чл. КПСС с 1919. Род. в семье рабочего. В 1915 призван в армию, окончил школу прапорщиков, участник 1-й мировой войны 1914-18. Во время Октябрьской революции вступил в Красную Гвардию и участвовал в Окт. вооруж. восстании в Москве. В Сов. Армии с февр. 1918, командовал батальоном и ж.-д. полком при обороне Астрахани; во время Бакинской операции 1920 командовал отрядом бронепоездов. С кон. 1920 командир стрелк. дивизии. В 1927 был воен. советником в Китае. Окончил курсы при Воен.-политич. академии (1930) и Воен. академию им. Фрунзе (1933), затем командовал корпусом и войсками ряда воен. округов. С янв. 1941 1-й зам. ген.-инспектора пехоты РККА. Во время Великой Отечеств. войны командующий войсками 21-й армии (июль - авг. 1941), Центр. фронта и зам. командующего войсками Брянского фронта (авг. - окт. 1941). С окт. 1941 командовал 33-й армией. Принимал активное участие в Московской битве 1941-42 и в Вяземской операции 1942. Оказавшись с частью сил 33-й армии в окружении, руководил сё боевыми действиями в тылу врага и выходом из окружения. В бою был тяжело ранен и, не желая попасть в плен, застрелился. Похоронен в Вязьме, где ему поставлен памятник работы Е. В. Вучетича (1946). Деп. Верх. Совета 1-го созыва. Награждён 2 орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красного Знамени Азерб. ССР и медалью.



ЕФРЕМОВ Михаил Тимофеевич [р. 9(22). 5. 1911, дер. Николаевка, ныне Красноармейский р-н Куйбышевской обл.], советский гос. и парт. деятель. Чл. КПСС с 1932. Род. в семье бедного крестьянина; в 1922-27 воспитывался в детдоме в г. Корсунь. В 1927-28 на комсомольской работе. В 1931 окончил Самарский электротехникум и работал по специальности. В 1941 окончил Куйбышевский индустриальный ин-т, работал главным энергетиком строительства на з-де в Чапаевске. С 1943 в Куйбышевском обкоме ВКП(б) - инструктор, зав. отделом; в 1951-52 2-й секретарь, а с окт. 1952 1-й секретарь Куйбышевского обкома КПСС. В 1959-61 зав. отделом парторганов ЦК КПСС по РСФСР и чл. Бюро ЦК КПСС по РСФСР. В 1961-62 1-й секретарь Челябинского обкома КПСС, в 1962-64 1-й секретарь Горьков-ского пром. обкома, в 1964-65 1-й секретарь Горьковского обкома КПСС. С 1965 зам. пред. Сов. Мин. СССР. С окт. 1971 посол СССР в ГДР. На 20-м, 22-24-м съездах партии избирался чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 4-8-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.



ЕФРЕМОВ Николай Николаевич [22. 2(6.3). 1886, Сумы, -26.2.1947, Москва], советский химик, засл. деят. науки и техники РСФСР (1947). В 1911 окончил Петерб. политехнич. ин-т; ученик Н. С. Курнакова. С 1924 проф. Уральского химико-технологич. ин-та и др. высших школ. С 1937 руководил организованной им лабораторией физико-химич. анализа органич. соединений Института общей и неорганич. химии АН СССР. Один из основателей физико-химического анализа систем, образованных органич. соединениями. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью.

Лит.: Погодин С. А., Николай Николаевич Ефремов, "Известия Сектора физико-химического анализа Ин-та общей и неорганической химии АН СССР"