загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

тносятся к 60-м гг. 19 в. ("Лоэнгрин" в пе-терб. Мариинском театре, 1868, и др. ). В 1889 нем. труппа показала в Петербурге и Москве тетралогию "Кольцо нибелунга" (на рус. яз. весь цикл ставился в Мариинском театре в 1907-10). Исполнялись и др. оперы В., в т. ч. "Нюрнбергские мейстерзингеры" и "Парсифаль" (в Петерб. театре муз. драмы, 1913). Среди рус. музыкантов знатоком и пропагандистом музыки В. был А. Н. Серов; проницательные оценки творчества В. дали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др. В СССР оперы В. ставились на сценах крупнейших оперных театров Москвы, Ленинграда, Киева, Риги и др.

Среди рус. исполнителей опер В. особенно выделялись в героич. ролях И. В. Ершов и Ф. В. Литвин; большим событием было также исполнение гл. партий в опере "Лоэнгрин" А. В. Неждановой и Л. В. Собиновым. Среди выдающихся сов. исполнителей-певцов - И. С. Козловский, К. Г. Держинская, М. О. Рейзен, Ж. Гейне-Вагнер, А. Фрин-берг, дирижёры В. И. Сук, Э. Ф. Направник, А. Коу тс, Н. С. Голованов, Е. А. Мра-винский, С. А. Самосуд, Э. Тоне.

Соч. : Gesammelte Schriften und Dichtun-gen, Bd 1 - 10, Lpz., 1871-83; Samtliche Schriften und Dichtungen, 6 Aufl., Bd 1 - 16, Lpz., 1912-14; врус. пер. - Рихард Вагнер. Избранные статьи. Ред., прим., вступ. и пояснит, ст. Р. И. Грубера, М., 1935;Опера и драма, М., 1906; Художественное произведение будущего, "Русская музыкальная газета", 1897, №№ 1-3, 5-12, 1898, №№ 1, 3-10; Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, т. 1 - 4, М., 1911 - 12 (т. 4 -Письма. Дневники. Обращение к друзьям); Бетховен [1870], М. - СПБ, 1911; Нибелунги. Всемирная история на основании сказания, М., 1913.

Лит.: Д р у с к и н М., Рихард Вагнер, М., 1958; Грубер Р., Рихард Вагнер (1883 - 1933), М., 1934; Капп Ю., Рихард Вагнер, пер. с нем., М., 1913; G 1 a s е-п а р р К. С. F., Das Leben Richard Wagners, Bd 1-6, 6 Aufl., Lpz., 1908-23; 1st el E., Das Kunstwerk R. Wagners, Lpz. -В., 1918; Westernhagen C. v о n, Richard Wagner. Sein Werk, sein We-sen, seine Welt, Z., 1956; Луначарский А. В., Рихард Вагнер^ в его кн. : Юбилеи. Сб. юбилейных речей и статей (1931 - 1933), М., 1934; С т а с о в В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М.,1952, с. 677 - 706; Серов А. Н., Рихард Вагнер и его реформа в области оперы, Избр. статьи, т. 2, М., 1957; его же, "Нибелунгов перстень". Музыкальнодраматическая поэма Рихарда Вагнера, в его кн. : Критические статьи,!. 3, СПБ, 1895; Римский-Корсаков Н. А., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Поли. собр. соч., т. 2, М., 1963, с. 47 - 60; Чайковский П. И., Байрейтское музыкальное торжество, в его кн. : Музыкальнокритические статьи, М., 1953, с. 302-30; СоллертинскийИ. И., "Моряк-Скиталец" Вагнера, О "Кольце ни-белунга" Вагнера, в его кн. : Музыкальноисторические этюды, 2 изд., Л., 1963, с. 205-23; Pfordten H. von der, Handlung und Dichtung der Buhnenwerke R. Wagners..., 4 Aufl., B., 1908; К u r t h E., Romantische Harmonik und ihre Kriese in Wagners "Tristan", 3 Aufl., В., 1953; L о r e n z A., Das Geheiranis in der Form bei Richard Wagner, Bd 1-4, В., 1924-33. Г. В. Крауклис.

ВАГНЕР Владимир Александрович [17(29). 3. 1849 -8. 3. 1934], советский биолог и психолог, основоположник сравнительной психологии в России. Проф. Петерб., затем Ленингр. ун-та (1906-31). Один из организаторов Психоневрологии, ин-та в Петрограде и Музея эволюции нервной системы и психики при Ин-те мозга в Ленинграде. Первые науч. работы посвящены систематике и морфологии членистоногих. В докторской диссертации ч Биологический метод в зоопсихологии" (опубл. 1901) В. отстаивал идею изучения развития психики животных методами эволюц. биологии. С этих позиций провёл цикл исследований инстинктивной деятельности животных, гл. обр. при возведении ими построек: строит, инстинктов у пауков (1894), построек городской ласточки (1900) и др. В этих работах подвергались критике как антропоморфизм в изучении инстинктов, т. е. попытки изучать поведение животных по аналогии с поведением человека, так и чисто физиологич. интерпретации деятельности животных, игнорирующие психич. фактор. В. полагал, что сравнительнопсихоло-гич. метод требует сопоставлять конкретные формы поведения животных не с поведением человека, а с поведением других ближайших в эволюц. ряду форм. Эволюция инстинктов, по В., предполагает применение к ним биогенетического закона.

Соч. : Биологические основания сравнительной психологии (Био-психология), т. 1 - 2, СПБ, 1910 - 13; Биопсихология и смежные науки, П., 1923; Возникновение и развитие психических способностей, в. 1-9, Л., 1924-29.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Петровски и А. В., История советской психологии, М., 1967. М. Г. Ярошевский.

ВАГНЕР (Wagner) Генрих Леопольд (19. 2. 1747, Страсбург,- 4. 3. 1779, Франк-фуртна-Майне), немецкий поэт и драматург эпохи "Бури и натиска". Сын купца. Служил адвокатом во Франк-фуртена-Майне, был близок к И. В. Гёте. Осн. соч. В. - сатира "Прометей, Девкалион и его рецензенты" (1775), драма "Позднее раскаяние" (1775) и пьеса "Детоубийца" (1776) - пользовались популярностью благодаря остроте и злободневности изображённых в них сословных конфликтов.

Соч. : Gesammelte Werke, Bd 1-5, hrsg, von L. Hirschberg, Potsdam, 1923 (изд. 1-йтом); Sturm und Drang. Dichtungen aus der Geniezeit, hrsg. von K. Freye, Tl 2, B. [u. a., 1911].

Лит.: История немецкой литературы, т. 2, М., 1963, гл. 15.

ВАГНЕР Егор Егорович [27. 11(9. 12). 1849, Казань,- 14(27). 11. 1903, Варшава], русский химик-органик. В 1874 окончил Казанский ун-т. С 1875 работал с А. М. Бутлеровым, а с 1876 - с Н. А. Меншуткиным. С 1882 профессор кафедры химии в Новоалександрийском ин-те сельского хозяйства, с 1886 - Варшавского университета. Разработал (1888) общий способ окисления этиленовых связей перманганатом и один из важных приёмов исследования строения соединений, содержащих кратные связи (см. Вагнера реакция). Весьма интересным исследованием В. в области терпенов является установление строения осн. компонента рус. сосновых скипидаров - сс-пинена (1895-96), чрезвычайно легко изменяющегося на воздухе.

Соч. : К строению терпенов и им родственных соединений, "Журнал Русского физикохимического общества. Часть химическая", 1894, т. 26, с. 327.

Лит.: Лавров В., Егор Егорович Вагнер, его жизнь и деятельность, СПБ, 1904.

ВАГНЕР Николай Петрович [1829, Богословский з-д, ныне Карпинск Свердловской обл.,-22. 3(4. 4). 1907, Петербург], русский зоолог и писатель. Окончил Казанский ун-т. Доктор естественных наук (1854). Проф. зоологии Казанского (с 1860), затем Петерб. (с 1871) ун-тов. Основные труды по энтомологии. Открыл (1862) явление педогенеза - т. н. детского размножения у нек-рых беспозвоночных животных. Инициатор организации (1881) Соловецкой биоло-гич. станции, перенесённой в 1899 на Мурманское побережье Кольского зал. (с 1958 - Мурманский морской биоло-гич. ин-т Кольского филиала АН СССР). Среди его лит. работ наиболее известны "Сказки Кота-Мурлыки" (1872) нрав-ственнопсихологич. содержания, выдержавшие много изданий.

Соч. : Самопроизвольное размножение гусениц у насекомых, Казань, 1862; Беспозвоночные Белого моря, т. 1, СПБ, 1885; Романы, повести, сказки и рассказы, т. 1 - 7, СПБ, 1902 - 08; Сказки, 7 изд., СПБ, 1907; Сказки Кота-Мурлыки, М. -П., 1923.

Лит.: Шимкевич В. М., Н. П. Вагнер и Н. Н. Полежаев (Из воспоминаний зоолога), "Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. ", 1908, [т. 16], №7, отд. 4, с. 1 - 18.

ВАГНЕР (Wagner) Отто (13. 7. 1841, Вена, - 11. 4. 1918, там же), австрийский архитектор. Представитель венского стиля "модерн*, член "Венского Сецессиона*. От прихотливых по композиции сооружений, изобилующих сложным декором (больница Штейнхоф в Вене, 1904-07), перешёл к поискам рациональности и простоты. В интерьере здания почтамта и сберегат. кассы в Вене (1904-06) В. выступил как предшественник функционализма, применяя лишённые декора геометрически чёткие формы и обнажённые металлич. конструкции. Лит.: Ostwald H., Otto Wagner, Baden, 1948.

ВАГНЕРА ЗАКОН (офиц. название National Labor Relations Act - Национальный закон о трудовых отношениях) в США, закон о регулировании трудовых отношений, принятый 5 июля 1935. Назван по имени его автора - сенатора Р. Вагнера (R. Wagner). Принятие В. з. было вызвано попыткой пр-ва США смягчить крайне обострившиеся в связи с мировым экономич. кризисом 1929-33 классовые противоречия. Закон провозгласил право рабочих на организацию и заключение коллективных договоров, право на забастовку, легализовал нек-рые виды забастовок. Закон запрещал предпринимателям нарушать право рабочих на заключение коллективного договора или отказываться от его заключения, оказывать влияние на профсоюз, запрещал дискриминацию при найме или увольнении по мотивам профсоюзной деятельности или за использование рабочим своих законных прав. На основании В. з. было создано Нац. управление по трудовым отношениям, наделённое широкими полномочиями, в т. ч. и правом восстанавливать на работе уволенных. Конституционность В. з. была признана Верховным судом США в 1937. Будучи федеральным актом, В. з. распространялся только на работников, занятых на предприятиях федерального значения; однако он оказал влияние и на законодательство штатов, большинство из к-рых приняло т. н. малые В. з.

На практике применение В. з. натолкнулось на сопротивление предпринимателей, к-рые, используя адм. и судебный аппарат, стремились свести вынужденные уступки рабочему классу на нет. Уже в 1943 права рабочих были ограничены законом Смита - Коннэли. В 1947 был принят антирабочий закон Тафта - Хартли, к-рый по существу заменил В. з. (см. Тафта-Хартли закон).

О. Вагнер. Почтамт н сберегательная касса в Вене. 1904-06.

ВАГНЕРА РЕАКЦИЯ, окисление олефинов перманганатом калия в слабощелочной среде, приводящее к образованию гликолей. В. р. используют для исследования строения непредельных органич. соединений, содержащих этиленовые (несопряжённые) связи. С помощью В. р. было установлено строение некоторых терпенов (пинена, лимонена, терпинеола и терпина). Реакция открыта Е. Е. Вагнером в 1888.

ВАГОГО, гого, народ в центр. Танзании. Язык В. относится к вост. группе языков банту. Числ. св. 300 тыс. чел. (1967, оценка). Ок. 75% В. - мусульмане, часть сохраняет традиц. верования. Осн. занятия: скотоводство (кр. рог. скот, козы, овцы), отчасти мотыжное земледелие (сорго, кукуруза, маниок и др. ). Развивается отходничество на рудники, плантации, в города.

Лит.: Исмагилова Р. Н., Этнический состав и занятия населения Танганьики, в кн. : Африканский этнографический сборник, т. 2, М., 1958; Claus Н., Die Wagogo, Lpz. - В., 1911.

ВАГОН железнодорожный (франц. wagon, от англ, waggon - повозка). Прототип В. - небольшой ёмкости повозка, представлявшая собой ящик, передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях вначале вручную, а затем конной тягой. Впервые появился в Англии, затем в Германии. В 1786 ирландец Р. Л. Эджуорт предложил составлять поезда из таких повозок. Создание В. связано с открытием конночугунных дорог, первая из к-рых построена в графстве Суррей близ Лондона. На этой дороге конной тягой перемещались пассажирские и грузовые повозки (рис. 1). На Алтае П. К. Фролов в 1810 построил первую в России Змеиногорскую конночугунную дорогу с трёхвагонными составами. Ж. -д. состав из 12 грузовых В. и 21 пассажирского с паровой тягой испытан при открытии дороги между Стоктоном и Дарлингтоном (Англия) в 1825.

Рис. 1. Повозка с конной тягой для пассажирского сообщения. 20-е гг. 19 в.

Достижения в вагоностроении (рис. 2) были продемонстрированы при открытии Манчестер-Ливерпульской ж. д. в Англии (1830), на котором присутствовали спе-циалистььпутейцы многих стран, в т. ч. и России.
Вместимость вагонов электро- и дизель-поездов



Число пассажирских мест
Тип поезда


в головном вагоне


в моторном вагоне


в прицепном вагоне


всего в поезде
Электропоезд ЭР-2 и ЭР-9П


88


110


108


1050
Электропоезд автомотриса ЭР- 2 2





174


197


1484
Дизель-поезд ДР-1





68


124


384



В России первые грузовые (рис. 3) и пассажирские (рис. 4) В. различных типов построены на Александровском з-де в 1846. Это были крытые 4-осные В. и платформы с центр, сцепкой без буферов грузоподъёмностью 8,2 т. В 1855 построены первые 2-осные В. грузоподъёмностью 6,5-10 т; с 1862 стали строить В. ледники для перевозки скоропортящихся пищ. продуктов; в 1872 появились цистерны 2-осной конструкции и спец. В. (для перевозки живой рыбы, молочных продуктов, песка и т. д. ). В 1892 создан грузовой В. "нормального" типа грузоподъёмностью 12,5 т. В 1905 грузоподъёмность грузовых В. в России была увеличена до 15 т, а в 1911 - до 16,5 т. В кон. 19 в., наряду с созданием новых типов В., совершенствуется конструкция кузова рессорного подвешивания, тяговых приборов, буферного устройства, тормозов и т. д. К 1917 парк грузовых В. в основном состоял из 2-осных В. и насчитывал: крытых 67%, платформ 18%, полувагонов 5%, цистерн 6% и пр. 4%. Ср. грузоподъёмность 15,1 то.

Рис. 3. Первый русский грузовой вагон, построенный для железной дороги Петербург - Москва.

Первые пасс. В. в России появились на Царскосельской ж. д., открытой в 1837. Они имели вид карет. В 1846-51 на Александровском з-де было построено 239 различных пасс. В., а в 1865 инж. К. И. Рехневский сконструировал тележку с двойным рессорным подвешиванием, обеспечивавшим плавный ход. Пасс. В. были оборудованы креслами (в 1-м и 2-м классах), и только в 1866 введены первые спальные В. в скорых поездах Петербург - Москва (в 1867 в США созданы спальные В. системы Пульмана). Парк пасс. В. был весьма разнообразен и состоял гл. обр. из 2-, 3-й 4-осных В., в основном с деревянными рамами и кузовами, с печным или водяным отоплением (индивидуальное для каждого В. ) или с паровым от спец. В. -котельной; освещение преим. свечное, редко газовое; почти все пасс. В. имели автоматич. тормоза, сквозную упряжь с винтовой сцепкой и буферами. Нормализация пасс. В. началась с постройкой в 1896 4-осного В. длиной 18 м. В 1906 были построены двухэтажные пасс. В. с тележками системы Рыковского.

За годы Сов. власти вагонный парк коренным образом обновлён. В 1931 прекращено стр-во старых типов В. и организовано произ-во крытых 2- и 4-осных грузовых В. грузоподъёмностью соответственно 20 и 50 то, платформ 20, 50 и 60 т, цистерн 24, 45, 50 то; 4-осных саморазгружающихся полувагонов грузоподъёмностью 60 то; хопперов 25, 60 и 70 то со стальной рамой и хребтовой балкой, позволяющей устанавливать автосцепку. Кузова изготовлялись с металлич. каркасом и обшивкой, выполненной из дерева или металлич. листов. В. оборудовались автотормозами отечеств, конструкции (см. Казанцева тормоз и Матросова тормоз).

Рис. 4. Первый русский пассажирский вагон, построенный для железной дороги Петербург - Москва.

С 1947 строятся целыюметаллич. пасс. В. длиной 23,6 м. По назначению различают В. пассажирские и грузовые; общесетевые и промышл. транспорта; для широкой и узкой ж. -д. колеи. Совр. В. бывают несамоходными и самоходными (моторные электрофициров. ж. д., трамвайные, метрополитена, дизель-поездов, автомотрисы и др. ).

Пассажирские В. (рис. 5-12) разделяются на В. общего назначения (для перевозки пассажиров, а также В. -рестораны, почтовые, багажные, электростанции и др. ) и спец. назначения (служебные, санитарные, лаборатории, клубы и т. д. ). К пассажирским относятся также В. трамвая и метрополитена. Пассажирские В. различают дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения. В. общего назначения бывают: некупейные и купейные (мягкие или жёсткие). В. строятся с цельнометаллич. кузовом несущей конструкции, индивидуальным водяным или электрич. отоплением, принудит, и естеств. вентиляцией, электрич. освещением. На многих В. имеются установки для кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и охлаждения питьевой воды. Дизель- и электропоезда комплектуются из моторных и прицепных вагонов. Совр. В. купейные мягкие имеют 24-32 места, жёсткие купейные - 38 спальных мест, некупейные 54 места (81 место для сидения), областного сообщения - 68 мест для сидения. Вместимость В. электро- и дизель-поездов приведена в таблице.

На ж. д. СССР перевозится за. год св. 2,8 млрд. пассажиров, что составляет св. 65% пасс, перевозок в стране (1969). В 1970 в СССР построено 1,8 тыс. пасс, магистральных В.

Грузовые (товарные) В. (рис. 13) подразделяются на В. универсальные (крытые, полувагоны, платформы, хопперы, цистерны, вагоны изотермические) и специальные (гондолы, транспортёры, для перевозки цемента, муки, битума, живой рыбы, молока, вина, спирта, сахара-сырца) и др. В крытых В. перевозят грузы, требующие защиты от атм. воздействий, и ценные грузы. В СССР наиболее распространены 4-осные крытые В. грузоподъёмностью 60 и 62 то.

К грузовым В. промышл. транспорта относятся думпкары, шлаковозы, чугуновозы, вагонетки и др. Большое число пром. В. узкоколейные. Осн. техникоэкономические параметры грузовых В. : грузоподъёмность, кол-во осей, коэфф. тары, удельный объём кузова, удельная площадь и линейные размеры. Грузоподъёмность В. - наибольший груз, допускаемый к погрузке. Коэфф. тары - отношение тары (собств. массы В. ) к его грузоподъёмности. Удельная площадь - отношение полезной площади пола В. к грузоподъёмности. Рис. 2. Железнодорожный состав с пассажирскими вагонами. Коэфф. тары грузового В. в СССР на 9-12% ниже, чем в США; среднесуточный пробег в СССР составляет ок. 250 км, в США - 83 км, По численности и грузоподъёмности парк грузовых В. СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е - в мире. На грузовые В. приходится ок. 70% грузооборота в стране (1968). В 1970 в СССР построено 58,5 тыс. грузовых магистральных В. В. имеют общие для всех типов осн. элементы (узлы): ходовые части, кузов, ударнотяговые приборы и тормоза. Ходовые части направляют В. по рельсовым путям, обеспечивают безопасность передвижения при требуемых скоростях, плавность хода и наименьшее сопротивление движению, а также служат основанием для кузова. Ходовые части состоят из колёсных пар, букс, рессорного подвешивания и объединяющих их балок и рам. Основанием кузова служит рама. К ней крепятся ударнотяговые приборы и часть тормозного оборудования. Автосцепка с поглощающим аппаратом служит для сцепления вагонов и амортизации продольных усилий. Тормоза предназначены для автоматич. регулирования скорости движения и остановки В. или поезда. Все пассажирские и часть грузовых В. оборудуются, кроме автоматических, ручными тормозами. Нормативный срок службы крытого грузового В. в СССР-41 год; полувагона, платформы и цистерны - 43 года; пассажирского В. -55 лет. В мире насчитывается св. 5 млн. грузовых и св. 200 тыс. пассажирских В. (1970).

Развитие вагоностроения в СССР предусматривает создание грузовых В. большой грузоподъёмности, снижение тары и расхода металла на постройку каждого В., приспособленность В. к макс, механизации погрузочноразгрузочных работ, совершенствование тормозов, автосцепных устройств и ходовых частей, обеспечивающих надёжную работу В. в тяжеловесных поездах (6000-10 000 т) со скоростью до 120 км/ч, применение в конструкции В. высокопрочных антикоррозийных сталей, высокопрочных алюминиевых сплавов и полимерных материалов, создание пасс. В. для движения со скоростями 200-250 км/ч.

Лит. : Вагоны, М., 1965; Вагоны промышленного транспорта, М., 1966; Вагоны СССР. Каталог и справочник, М., 1969.

Р. Н. Арутюнов, Г. А. Казанский.

ВАГОН ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ, предназначается для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба, фрукты и т. д. ), требующих при транспортировке постоянных и достаточно низких темп-р. Первые В. и. построены в России в 1862. К 1917 насчитывалось ок. 6 тыс. разнотипных малогрузных 2-осных вагонов. В 1926 на Брянском локомотиво-строит. з-де начался серийный выпуск 4-осных В. и. грузоподъёмностью до 30 т, затем до 49 т.

По назначению В. и. разделяются на универсальные, пригодные для перевозок большинства скоропортящихся грузов, и специализированные - для перевозки живой рыбы, молока, минеральной воды, вина; по способу охлаждения они разделяются на вагоны-ледник и, охлаждаемые льдо-соляной смесью, и вагоны-рефрижераторы (от лат. frigero - охлаждаю), оборудованные компрессорными холодильными установками. В ряде стран применяется охлаждение при помощи сухого льда, жидкого азота и др.

Для перевозок скоропортящихся продуктов в зимнее время В. и. оборудуют приборами отопления. В В. и. поддерживается постоянная темп-pa; для большинства охлаждённых грузов до 5°С, для мороженых не выше -6°С, для продуктов быстрой заморозки до -20°С. Льдо-соляное охлаждение малоэффективно, поэтому с 1964 стр-во вагонов-ледников прекращено. С 1954 на ж. д. СССР эксплуатируются рефрижераторные поезда из 18 и 20 грузовых вагонов и секции из4, 5 или 10 вагонов. С 1966 применяются автономные рефрижераторные вагоны с полной автоматизацией работы оборудования.

Рис. 5-12. Пассажирские вагоны: 5, 6- вагон с куполом для обозрения местности (внешний и внутренний вид); 7,8 - вагоны дизель-поезда (внешний и внутренний вид); 9 -цельнометаллический вагон дальнего следования; 10 - купе вагона; 11 - внутренний вид почтового вагона; 12 - двухэтажный вагон (ГДР). Рис. 13. Четырёхосный крытый вагон грузоподъёмностью 62 т.

Вагон изотермический.

Лит.: Холодильная техника. Энциклопедический справочник, кн. 3, [М. ], 1962; Справочник по перевозке скоропортящихся грузов, М., 1963. А. Т.Дерибас.

ВАГОНЕТКА (франц. wagonnet, уменьшит, от wagon - вагон), открытый узкоколейный ж. -д. вагон для перегозки штучных и насыпных грузов на короткие расстояния. Конструктивно В. состоит из кузова, опорной рамы (шасси), колёсных скатов и автосцепки (реже сцепки). Для штучных грузов общего назначения применяют В. в виде платформ, для сыпучих - с жёстко закреплённым или опрокидывающимся кузовом, с откидными стенками и т. п. Перемещаются В. локомотивами, самокатом по уклонам или своим ходом (т. н. самоходные В. ). Грузоподъёмность В. 1-5 т, в отдельных случаях 8-10 т и более. В. (рис. ) применяют в шахтах, карьерах, в строительстве, на внутризаводском транспорте и т. д. Кроме обычных грузовых, имеются В. специального назначения: лесодоставочные, с цистернами для воды и горючего, путеизмерительные и др., а также рудничные пассажирские (вместимостью 6-18 чел. ).

Лит. . -ЕвневичА. В., Горные транспортные машины, 2 изд., М., 1963.

А. А. Пархоменко.

ВАГОННЫЙ ЗАМЕДЛИТЕЛЬ, устройство для регулирования скорости движения вагонов при маневровых работах. В. з. устанавливают гл. оор. на путях сортировочных горок, а также на наклонных ж. -д. и подъездных путях промышленных предприятий. Различают В. з. : балочные механически е - нажимные, тормозящая сила к-рых не зависит от массы вагона и передаётся на колесо приводом, и весовые (рис. ), срабатывающие автоматически в зависимости от нагрузки колеса вагона; электромагнитные, в к-рых тормозное усилие создаётся в осн. за счёт электромеханич. эффекта. Наиболее прогрессивными являются автоматические В. з., в к-рых использован электродинамич. принцип действия. Такие В. з. обладают высокой степенью точности и работают как в режиме торможения, так и в режиме ускорения.

Схема весового вагонного замедлителя: 1, 2 - рычаги; 3 - рама, поддерживающая тормозную балку; 4 - тормозная шина.

Стационарная вагономоечная станция.

ВАГОННЫЙ ПАРК, количество вагонов на всей сети жел. дороги к. -л. подразделения (отделения дороги, станции и т. д. ). По назначению В. п. делят на пассажирский и грузовой, а по технич. характеристике классифицируют по типу вагонов (крытый, полувагон, платформа и т. д. ), кол-ву осей у вагона (от 2 до 8 и более), по габариту и ширине колеи (ширококолейные, узкоколейные), по грузоподъёмности и др. По сфере применения бывают В. п. общего и необщего пользования (для пром. транспорта). Различают В. п. инвентарный, включающий все вагоны, приписанные к данной ж. д., и наличный, состоящий из вагонов, фактически находящихся в пределах дороги (независимо от того, где они приписаны). Наличный В. п. разделяют на рабочий, выделенный для коммерч. перевозок, и нерабочий, занятый хоз. перевозками, передвижными мастерскими, находящийся в ремонте и др. Особо выделяют В. п., находящийся в резерве, к-рый вводится в эксплуатацию в периоды массовых перевозок (вывоз хлеба и овощей, переброска с. -х. техники и др. ).

Лит.: Вагоны. Конструкция, теория и расчет, М., 1965; Справочник эксплуатационника, под ред. Н. А. Гундобина, М., 1966. -. А. Т.Дерибас.

ВАГОНОМОЕЧНАЯ СТАНЦИЯ, установка для механизиров. мойки пасс, вагонов. Стационарная В. с. (рис. ) состоит из расположенного по обе стороны ж. -д. пути железобетонного фундамента, на к-ром вертикально установлены барабаны с вращающимися щётками и смонтирована водяная магистраль с распылителями. Ж. -д. состав проходит через В. с. со скоростью до 66 м/мин, подвергаясь одновременно очистке щётками и воздействию моющего раствора. Передвижная В. с. включает портал, размещённый на тележках, к-рые обеспечивают перемещение В. с. по рельсовой колее шир. 4600лл вдоль ж. -д. состава со скоростью до 9 м/мин. Установка имеет воздушный компрессор, баки с моющим раствором, систему трубопроводов с соплами и вращающимися щётками. При возможности использования междупутья применяется облегчённая В. с., смонтированная на автопогрузчике.

Лит.: Фёдоров В. А., Эксплуатационные требования к техническому оснащению и путевому развитию пассажирских технических станций, М., 1967. Л. Т. Дерибас.

ВАГОНООБОРОТ ж. -д. станций, сумма прибывших и отправленных местных и транзитных вагонов в сутки, исчисляемая в условных 2-осных вагонах.

ВАГОНООПРОКИДЫВАТЕЛЬ, сооружение для механизиров. разгрузки насыпных грузов из ж. -д. грузовых вагонов опрокидыванием или наклоном их в поперечном либо продольном направлениях. По способу разгрузки различают: боковые, торцевые и комбинированные В. Боковые В. бывают башенные и роторные (рис. ). Башенные В. поворачивают вагон вокруг оси, лежащей вне вагона; роторные В., наоборот,- вокруг оси, почти совпадающей с геометрич. продольной осью полувагона. Торцевые В. обеспечивают продольный наклон вагона и используются для разгрузки подвижного состава с раскрывающимися торцевыми стенами. Комбинированные В. наклоняют вагон в поперечном и продольном направлениях. В. - наиболее эффективное средство механизации с темпом выгрузки 20-30 вагонов в 1 ч.

В России В. применялись уже с конца 19 в., когда в Мариупольском порту (ныне порт Жданов) были установлены 2 торцевых В., к-рые являлись по тому времени большим достижением подъёмнотранспортной техники. В СССР св. 90% В. -роторные стационарные. Они обеспечивают выгрузку из 4-осных и 6-осных полувагонов поворотом их на 170-175°. В сравнении с др. В. роторные имеют в неск. раз меньшую мощность электропривода и наивысшую производительность (30 циклов в 1 ч), однако требуют заглублённых приёмных бункеров с соответствующей системой конвейерных линий. Передвижные В. (роторные и башенные) служат для выгрузки из полувагонов насыпных грузов в заглублённые и незаглублённые приёмные траншейные устройства. Преимущество передвижных В. - возможность разгрузки вагонов на различных участках склада, рудного двора и др.

Область эффективного использования В. : коксохимич. и металлургич. з-ды, тепловые электростанции, крупные предприятия строит, индустрии, тяжёлого машиностроения, а также пункты перевалки грузов (морские и речные порты) при годовой выгрузке однородных грузов ок. 1 млн. т. Ведутся (1971) работы по созданию В. для выгрузки большегрузных 8-осных вагонов, В. с виброустройствами для механизиров. удаления остатков грузов, а также систем для автоматизации операций выгрузки полувагонов на роторном В. (надвиг, установка, выталкивание и т. п. ). Для выгрузки насыпных грузов из крытых ж. -д. вагонов применяют инерционноразгрузочные машины.

Вагонетка: а - рудничная с опрокидывающимся кузовом; б - для внутризаводского транспорта с опрокидывающимся кузовом; в - саморазгружающаяся с откидным днищем и автосцепкой; г - рудничная пассажирская.

Лит.: Аннинский Б. А., Шаранови ч П. А., Комплексная механизация выгрузки навалочных грузов, М. -Л., 1962; Механизация выгрузки смерзшихся и сыпучих грузов из железнодорожного подвижного состава, М., 1967.

ф. А, Пладис, Б. Н. Покровский.

ВАГОНОСТРОЕНИЕ, см. в ст. Транспортное машиностроение.

ВАГОТОНИН, белковое вещество, возможно гормональной природы, выделяемое из экстрактов поджелудочной железы. В. повышает тонус блуждающего нерва - вагуса (отсюда назв. ), т. е. усиливает активность парасимпатич. отдела вегетативной нервной системы и стимулирует процессы кроветворения.

ВАГРАМ (Wagram), селение в Австрии, в 16 км к С. -В. от Вены, в районе к-рого 5-6 июля 1809 во время австро-французской войны 1809 произошло решающее сражение между франц. армией Наполеона I и австр. армией эрцгерцога Карла.

После неудачного сражения при Асперне (8 км восточнее Вены) Наполеон I отвёл свои войска на о. Лобау (8-11 км юго-восточнее Вены) и начал готовиться к нанесению решит, поражения австрийцам. Тщательно подготовив переправу, Наполеон вечером 4 июля начал форсирование Дуная крупными силами (170 тыс. чел., 584 орудия) с о. Лобау на лев. берег. Австр. войска (110 тыс. чел., 452 орудия) занимали гл. позицию на высотах за р. Русбах. 5 июля упорные атаки франц. войск были отбиты. Обе стороны потеряли примерно по 8 тыс. чел. 6 июля франц. войска, отразив разрозненные атаки австрийцев, перешли в наступление. Достигнув успеха на прав, фланге и проведя мощную арт. подготовку, Наполеон нанёс решающий таранный удар колонной Макдональда (ок. 45 тыс. чел., 104 орудия) западнее Адеркла по центру расположения противника. Не имея возможности подкрепить свои силы, Карл отдал приказ об отступлении. Хотя сражение было выиграно Наполеоном I, но преследование отступивших австрийцев не было организованным. Потери обеих сторон были примерно равными (по 25 тыс. чел. с каждой стороны). 12 июля было заключено перемирие, а 14 июля Шёнбрунн-ский мир 1809. Сражение представляет интерес с точки зрения осуществления умелой переправы крупных сил франц. войск через Дунай, массирования артиллерии и применения глубокого таранного боевого порядка.

ВАГРАНКА, шахтная печь для плавки чугуна в литейном произ-ве. До 2-й пол. 18 в. металл для чугунолитейного произ-ва получали непосредственно из руды в доменных печах. Позже в небольших доменных печах стали переплавлять литейный чугун и лом. Эти печи и явились прототипом совр. В. Появление В. положило начало независимому от доменных печей существованию чугунолитейного произ-ва. Современная В. - шахта в виде вертикального стального цилиндра с толщиной стенок 6-10 мм, футерованного изнутри огнеупорным кирпичом и установленного на подовую плиту, покоящуюся на колоннах.

В. состоит из 3 осн. частей (рис. 1): нижней - горна 1, в к-ром скапливается выплавляемый жидкий чугун; средней - собственно шахты 2, полностью загружаемой шихтовыми материалами (металл, топливо, флюсы); верхней - трубы 3, через к-рую горячие ваграночные газы выводятся в искрогаситель 4 и далее в атмосферу. В середине подовой плиты имеется отверстие с откидным дном для удаления остатков по окончании процесса плавки. Розжиг В. начинается с загрузки на горящие дрова 1-й порции кокса (холостой колоши), заполняющей часть шахты на 0,7-1 м выше фурм 7. Когда кокс холостой колоши разгорится, включают дутьё, затем шахту загружают до загрузочного окна рабочими колошами, состоящими из порций металла, топлива и флюса (известняка, осн. мартеновского шлака, реже плавикового шпата). После подогрева шихты вновь включают дутьё и начинается процесс плавки. Новые порции загружают по мере расплавления шихты, к-рая постепенно опускается в зону плавления и подогревается поднимающимися вверх горячими газами. Противоток переплавляемых материалов и продуктов горения в В. способствует эффективному использованию топлива. Расплавленный и перегретый металл собирается в горне В. или стекает в копиль-ник 6, откуда он по мере надобности выпускается через нижнюю лётку в ковши для разливки в формы. Флюсы, сплавляясь с золой топлива, сплавившейся футеровкой и окислами, образуют шлак, выпускаемый через верхнюю шлаковую лётку, расположенную в верхней части горна или копильника (на рис. не показана).

Рис. 1. Схематический разрез вагранки: 1 - горн; 2 - шахта; 3 - труба; 4 - искрогаситель; 5 - воздушная коробка; 6 - копильник; 7 - фурмы; 8 - лётка для выпуска металла.

Передвижной роторный вагоноопрокидыватель: 1 - ротор; 2 -механизм опрокидывания; 3 - двухосные тележки; 4 - мост; 5 - приёмная траншея; 6- электрический толкатель.

В., изготовляемые в СССР, нормализованы в зависимости от их производительности и выпускаются диаметром от 0,5 до 1,3м, производительностью 1-3-5-7 - 1-0 т/ч. В цехах серийного произ-ва крупного литья строят также В. производительностью 20-30 т/ч. Осн. топливо- литейный кокс, к-рый частично заменяют литейным антрацитом, термоантрацитом или коксобрикетами. Применение коксобрикетов снижает расход топлива, повышает производительность В., уменьшает содержание серы в чугуне и улучшает его свойства. Металлич. шихта В. состоит из доменного литейного чугуна в чушках, чугунного лома, собств. возврата литейного цеха, стального скрапа и ферросплавов. Воздух подаётся от воздуходувки под давлением 5-17 кн/м2 (500-1700 мм вод. ст.) через возд. коробку 5 и фурмы в зону горения топлива. Для более равномерного распределения вдуваемого воздуха по сечению В. была разработана впервые в СССР Л. М. Ма-риенбахом и внедрена система двух и более рядов фурм (от 4 до 8 фурм в каждом ряду). Это снизило расход топлива на 15-20% и повысило производительность В. на 25% с одноврем. повышением темп-ры металла. Для интенсификации процесса плавки в В. применяют подогрев дутья, обогащение его кислородом, добавление газообразного топлива. Обогащение дутья кислородом, впервые осуществлённое в СССР (1944) по предложению Л. И. Леви, уменьшает удельный объём продуктов горения и повышает темп-ру газов. В зависимости от степени обогащения расход топлива снижается на 30-50%, производительность В. повышается па 40-80%, а темп-pa жидкого чугуна достигает 1500°С (вместо 1300-1320°С). Частичная замена кокса природным газом в В. производится вдуванием продуктов горения газов в верх, часть холостой колоши; это значительно проще, чем подогрев дутья, и экономически более эффективно. Для плавки чугуна применяют и спец. газовые В. (рис. 2), работающие только на газообразном топливе, на основе противотока газа и металла, что позволяет длит, время стабильно вести плавку. Производительность В. варьируется в широких пределах и зависит от её размеров и расхода газа. Рис. 2. Схематический разрез газовой вагранки: 1 - нижний уступ верхней зоны шахты; 2 - верхний уступ верхней зоны шахты; 3 - переходная лётка; 4 - копильник; 5 - газовые горелки. А-А Вследствие разрушения футеровки в плавильном поясе В. работают по 12 - 18 ч, после чего подвергаются текущему ремонту. При необходимости ежедневной или круглосуточной выплавки чугуна работают попеременно на 2 или 3 В. В 1951 в СССР Н. А. Баринов создал для чугунолитейного производства водо-охлаждаемые В. непрерывного действия, позволяющие вести плавку в течение 100-120 ч без текущего ремонта футеровки. Во избежание загрязнения атмосферы колошниковой пылью и отходящими газами разрешается стр-во только т. н. закрытых В., оборудованных рекуператорами, пылеулавливателями и газоочистными устройствами, системой автоматич. приборов и регуляторов. На рис. 3 показана конструкция унифицированной закрытой В. Отличительная особенность её - доменный профиль плавильной зоны. Предусмотрен выпуск таких В. диаметром от 0,7 до 2,1 м, производительностью от 4,5 до 30 т1ч. Лит.: Леви Л. И., Кислород в ваграночной плавке, М., 1952; Четверухин С. И. иЮдкинА. К., Унифицированные закрытые вагранки, "Литейное производство", 1967, № 5.

М. Я. Телис.

ВАГРЫ, племя полабских славян, населявшее область между Балт. м., р. Трнавой и оз. Фсмарн (т. н. Вагрию). В. входили в племенное княжество, возглавлявшееся бодричами. Гл. центром территории В. был Старград. Ок. 1140 Вагрия была захвачена графством Голь-штейн; В. были истреблены или онемечены.

ВАД, высокодисперсное минеральное вещество, состоящее из МпО2*п Н2О и др. водных окислов марганца. Описывался под различными названиями: марганцевая чернь, марганцевая пенка и др. В зависимости от содержания примесей выделяется ряд разновидностей: СuО - лампадит; ZnO - туннерит; CoO + NiO - асболаны, и т. д. Образует порошкова-тые пачкающие массы, корочки, ден-дритовидные налёты, конкреции. Цвет чёрный, черно-коричневый. Плотность 2800-4400 кг/м3, тв. по минералогич. шкале 1-4. В. широко распространён в природе как продукт выветривания различных марганецсодержащих минералов. Входит в состав осадочных марганцевых руд; образуется в донных морских и озёрных отложениях. Используется вместе с др. марганцевыми минералами как руда.

ВАД, Большой Вад, река в Пензенской обл. РСФСР и Морд. АССР, лев. приток р. Мокша (басе. Оки). Дл. 222 км, пл. басе. 6500 км2. Берёт начало неск. истоками из ключей; течёт в отлогих болотистых и лесистых берегах. Ср. годовой расход воды в верх, течении (у Авда-лово) 7,5 м3/сек. В полую воду сплавная.

ВАДАИ, Ваддаи, до нач. 20 в. гос-во в Центр. Судане (на терр. совр. Чада). Возникло в начале 2-го тысячелетия н. э. Господствующая народность - маба, с 17 в. исламизирована. Гос-во делилось на провинции, правители к-рых удерживали в свою пользу часть налогов. В 19 в. в районах расселения маба феодальнозависимые крестьяне платили фиксированную ренту; применялся труд рабов. На окраинах, населённых немусульманами, вадайская знать собирала неограниченную дань. После упорного сопротивления (1908-11) территория В. была захвачена Францией и включена в колонию Убанги-Шари-Чад (франц. Экваториальная Африка).

Лит.: История Африки в XIX - начале XX в., М., 1967, с. 22, 321-22; С а г b о и Н., La region de Tchad et du Ouadaii, v. 1 - 2, P., 1912.

ВАДЕМЕКУМ (от лат. vade mecum - иди со мной), путеводитель, карманное руководство, указатель.

ВАДИ (араб. ), сухие долины в пустынях Аравии и Сев. Африки; то же, что Уэд.

ВАДИА (Wadia) Дарашав Ношерван (25. 10. 1883, Сурат, - 15. 6. 1969, Ныо-Дели), индийский геолог. Окончил Бомбейский ун-т (1906). В 1907-20 проф. геологии в Кашмире, затем работал в гос. геологич. учреждениях Индии и Цейлона. Президент ряда геологич. науч. об-в Индии. Проводил исследования в осевой зоне юж. склона и предгорьях Гималаев, Соляного кряжа, существенно уточнив их стратиграфию и тектонику. Опубл. капитальную работу по геологии Индии, в к-рой наибольшую ценность представляют разделы, посвящённые геологич. строению Гималайской зоны.

Соч. : ThegeologyofPoonchstate (Kashmir) andadjacentportionsofthePanjab, Calc., 1928; StructureoftheHimalayaandoftheNorthIndianforeland, "CurrentSciences", 1938, v. 6, № 8; GeologyofIndia, 3 ed., L. -N. Y., 1957; в рус. пер. - Тектоника Северной Индии, в кн. : Труды 17 сессии Международного геологического конгресса, т. 2, М., 1939.

ВАДИАН (Vadianus), собственно фон Ватт (von Watt) Иоахим (1483 или 1484, Санкт-Галлен,-6. 4. 1551, там же), деятель швейц. Реформации, гуманист, врач. Занимая пост бургомистра в Санкт-Галлене (с 1526), содействовал проведению здесь Реформации в духе учения У. Цвингли; преследовал анабаптистов.

ВАДИМИНСКОЕ ОЗЕРО (лат. Vadi-monis lacus, совр. оз. Бассано)', озеро в Др. Италии, в юж. части Этрурии, близ к-рого в 283 до н. э. рим. легионы под команд. консулов Публия Корнелия Долабеллы и Гнея Домиция нанесли поражение этрусскогалльскому войску, после чего римляне начали покорение италийских племён и завоевание греч. городов в Юж. Италии.

Рис. 3. Схематический разрез закрытой вагранки: 1 -горн; 2 - фурма; 3 - воздушная коробка; 4 - шахта; d1 - наибольший диаметр распада;

d2 - диаметр узкой части вагранки.

ВАДИ-НАТРУН, Вади-эннат-р у н, впадина на С. -В. Ливийской пустыни в ОАР, к 3. от дельты Нила, на вые. 24 м ниже ур. м. Дл. ок. 40 км, шир. 3- 8 км. Занимает тектонич. трещину, углублённую древней речной эрозией и дефляцией. В В. находится более десятка небольших солёных озёр, вода к-рых содержит трону (араб, натрон - редкий минерал); ведётся добыча.

ВАДИ-ХАММАМАТ, высохшее в древности русло, прав, приток Нила, кратчайший путь, связывавший район Фив с Красным м. Район В. был обитаем в эпоху Бадарийской культуры, Амратской культуры и Герзейской культуры (5-4 тыс. до н. э. ), когда там ещё протекала река. В период расцвета Др. Египта через В. отправлялись караваны с золотом, медью, оловом и камнем, добывавшимся в районе В. На скалах сохранились многочисл. др. -егип. надписи.

Лит.: Чайлд Г., Древнейший восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956; Голени щев В., Эпиграфические результаты поездки в Уади-Хаммамат, в сб. : Записки Восточного отделения Русского археологического общества, т. 2, в. 1- 2, СПБ, 1887.

Л. А. Фадеев.

ВАДИ-ЭЛЬ-АРАБА, долина-грабен в Западной Азии, на границе Иордании и Израиля. Соединяет впадину Гхор (к Ю. от котловины Мёртвого м. ) с впадиной зал. Акаба Красного м. Дл. ок. 125 км, шир. по дну 10-25 км. Пустынные ландшафты; имеются эпизодич. реки. По впадине проходит часть нефтепровода Эйлат - Тель-Авив.

ВАДКОВСКИЙ Фёдор Фёдорович (1800-8. 1. 1844, с. Оёк, ныне Иркутской обл. ), декабрист; прапорщик Нежинского полка. С 1823 чл. Сев. об-ва декабристов. В 1824 вошёл в Петерб. управу Юж. об-ва, разделял его респ. программу. Приговорён к вечной каторге, сокращённой до 13 лет. Вместе с И. И. Пущиным инициатор создания тюремной "артели" декабристов.

Лит.: Восстание декабристов. [Документы и материалы], т. 6, 8, 11, М. - Л., 1925 - 54; Нечкина М- В., Движение декабристов, т. 1-2, М., 1955.

ВАД-МЕДАНИ, Уэд - Медани, город на В. Судана, адм. центр пров. Голубой Нил. 63,7 тыс. жит. (1965). Пристань на р. Голубой Нил, ж. -д. станция. Хлопкоочистительные предприятия (в пригороде Баракат). Торг, пункт крупного хлопководч. рна.

ВАДУ-ЛУЙ-ВОДЭ, посёлок гор. типа в Криулянском районе Молдавской ССР. 4 тыс. жит. (1969). Завод железобетонных изделий. Туристская база.

ВАДУЦ (Vaduz), столица княжества Лихтенштейн. Расположена близ Рейна (в верховье), у подножья хр. Ретикон, в окружении садов и виноградников. 4 тыс. жит. (1968). Предприятия точного приборостроения, по выпуску деталей для авиац. пром-сти, текст., пищ. (в т. ч. виноделие) пром-сть. Близ В. фка искусств, (фарфоровых) зубов, поставляющая значит, продукцию на внешний рынок. Для В. характерны преобладание рассредоточ. малоэтажной застройки 19-20 вв., обилие садов. На одном из склонов горы Три сестры (Drei Schwestern) - замок (осн. в 9 в., перестроен в 1342 и 1523-26) с готич. капеллой (15 в. ), в к-ром обширное собрание ср. -век. оружия, керамики, ковров, мебели и др. В городе - неоготич. Церковь (1869-73), дом правительства (1903-05, арх. Ф. Нейман). В Гос. музее - картины из богатейшего собрания князей Лихтенштейнских.

ВАДЬЕ (Vadier) Марк Гийом Альбер (17. 7. 1736, Памье, -14. 12. 1828, Брюссель), деятель Великой французской революции. По профессии юрист. Депутат Учредительного собрания и Конвента. В период Якобинской диктатуры член Комитета обществ, безопасности. Примкнул к т. н. левым термидорианцам, участвовал в контрреволюц. термидорианском перевороте (27-28 июля 1794). Во время Директории был приговорён к тюремному заключению (1796-99). При Наполеоне I политич. роли не играл; после реставрации Бурбонов был изгнан в 1816 из Франции.

Лит.: TournierA., Vadier, presidentduComitedesuretegeneralesouslaTerreur (d'apresdesdocumentsinedits), P., 1896.

ВАЕНГА, река в Архангельской обл. РСФСР, прав, приток Сев. Двины. Дл. 218 км, пл. басе. 3370 км2. Течёт по лесистой местами заболоченной местности. Ср. годовой расход воды 30,4 мэ!сек (с. Филимоновская). Осн. приток - Нондрус (лев. ). Значит, сплав леса.

ВАЕР, стальной проволочный трос, с помощью к-рого буксируется трал. Толщина троса, из к-рого изготовляется В., зависит от тягового усилия, развиваемого траулером. На больших траулерах типа БМРТ, напр., применяются В. диаметром 26,5 мм, а на средних типа СРТ - 22,0 мм. В. через каждые 50 м длины размечают метками (марками). Хранится на барабанах траловой лебёдки.

ВАЖА ПШАВЕЛА (псевд. ; наст, имя Лука Павлович Разикашвили) [14(26). 7. 1861, сел. Чаргали Душетского у., - 27. 6(10. 7). 1915, Тбилиси], грузинский писатель. Род. в семье священника. Учился в Телавском духовном уч-ще и в Горийской учительской семинарии, где сблизился с груз, народниками. По окончании семинарии в 1882 стал сел. учителем; защищал крестьян от притеснений. В 1883 поступил вольнослушателем на юридич. ф-т Петерб. ун-та, но из-за материальной необеспеченности в 1884 возвратился на родину. Обрабатывал землю, пас стадо, охотился. В лит-ру В. П. вступил в сер. 80-х гг. В своих произв. изображал быт и психологию совр. ему пшавов. В. П. принадлежат 36 поэм, ок. 400 стих., пьесы, рассказы, а также этнографич., публицистич. и критич. статьи. Он рисовал почти этнографически точные картины жизни горцев и вместе с тем воссоздал целый мир мифоло-гич. представлений. Поэт обращался к героич. прошлому своего народа, призывал к борьбе против внешних и внутр. врагов (стих. "Раненый барс", 1890; "Письмо пшава-солдата матери", 1915, и др. ). В своих лучших эпич. произв. В. П. ставил проблемы взаимоотношения человека и общества, человека и природы; решал проблемы любви и долга перед народом. В поэмах "Алуда Кетелаури" (1888, рус. пер. 1939), "Гость и хозяин" (1893, рус. пер. 1935) изображён конфликт между личностью и "теми" (общиной); его герои выступают против нек-рых отживших законов общины. Поэту близки сильные духом люди, их чувство собств. достоинства, жажда свободы. Эти же темы затронуты в пьесе "Отверженный" (1894). В. П. идеализировал старые обряды пшавов, их чистоту и неиспорченность "фальшивой цивилизацией". Мудрец Миндия в поэме "Змееед" (1901, рус. пер. 1934) гибнет, т. к. не может примирить свои идеалы с потребностями семьи и общества. Поэма "Бахтрио-ни" (1892, рус. пер. 1943) повествует об участии груз, племён в восстании Кахе-тии (Вост. Грузия) против иран. поработителей в 1659.

Как певец родной природы В. П. не имеет себе равных в груз, поэзии. Пейзаж его полон движения и внутр. конфликтов. Язык насыщен всеми богатствами нар. языка, и вместе с тем это безукоризненно точный лит. язык. Популярность поэта возросла в сов. время. Благодаря превосходным переводам на рус. яз. (Н. Заболоцкий, В. Державин, Б. Пастернак, С. Спасский и др. ) его соч. стали достоянием всех народов СССР. Стихи, поэмы и рассказы В. переведены на мн. иностр. языки. По решению Всемирного Совета Мира 100-летие со дня рождения В. П. было отмечено (1961) всем прогрессивным человечеством.

В рус. пер. - Избр. соч., Тб., 1939; Поэмы, М., 1947; Стихотворения и поэмы, 2 изд., Л., 1957; Соч., т. 1-2, М., 1958. Избр. произв., т. 1-2, Тб., 1961.

Лит.: Лундберг Е. иГогоберид-зе Е., Важа Пшавела, 3 изд., Тб., 1959; Гольцев В., Грузинские писатели XIX в., в его кн. : Статьи и очерки, М., 1958; Б а-рамидзе А., Радиани Ш., Ж г е н-т и Б., История грузинской литературы. Краткий очерк, М., 1958; Джибладзе Г., Важа Пшавела (1861-1915), Тб., 1961; Натадзе Н., Важа Пшавела, Тб., 1966.

ВАЖЕНКА (от саамского вадж), местное назв. самки северного оленя.

ВАЗА (франц. vase, от лат. vas - сосуд, посуда), общеупотребительное наименование декоративного сосуда. В. наз. также глиняные др. -греч. сосуды, носившие разные назв. в зависимости от их формы и назначения. Выполнение и украшение В. росписью (см. Вазопись) составили важную область антич. искусства. Тек-тонич. ясность и функцией, оправданность форм, гармоничные пропорции сделали др. -греч. В. классическими образцами для европейского искусства последующих эпох. См. Сосуды художественные.

ВАЗА, В а с a (Vasa), шведская королевская династия (1523-1654). Основатель Густав 1 В. (правил в 1523-60). Швед, королями были также его сыновья Эрик XIV (1560-68) и Юхан III (1568-92), его внук Сигизмунд (1592 - 1604, фактически до 1599), сын Густава I Карл IX (1604-11), сын последнего Густав II Адольф (1611-32), дочь последнего Кристина (1632-54). Династия В. в 1587-1668 царствовала также в Польше: Сигизмунд III (1587-1632) - сын Юхана III Шведского и Екатерины Ягеллонки, дочери польского короля Сигизмунда I Старого (с избранием в 1592 Сигизмунда III швед, королём была установлена швед. -польск. личная уния, просуществовавшая до 1599); сыновья Сигизмунда III Владислав IV (1632-48) я Ян Казимир (1648-68).

ВАЗАРАМО, зарамо, дзала-м о, народ в Танзании, населяющий территорию в низовьях рек Руву, Руфид-жи, Вами, а также окрестности гг. Моро-горо и Дар-эс-Салама. Числ. ок. 400 тыс. чел. (1967, оценка). Язык В. - кизарамо (или кидзаламо) близок суахили и относится к вост. группе языковой семьи банту. В. исповедуют ислам суннитского толка; культура и обычаи В. испытали сильное араб, влияние. Осн. занятие - мотыжное земледелие (сорго, кукуруза, бананы). Многие В. работают на плантациях сизаля и хлопчатника.

ВАЗАРИ (Vasari) Джордже (30. 7. 1511, Ареццо,-27. 6. 1574, Флоренция), итальянский архитектор, живописец, историк искусства. Представитель маньеризма. Учился у Б. Бандинелли во Флоренции, сформировался под влиянием Микелан-джело. Основал во Флоренции академию рисунка (1562). Построил Палаццо деи Кавальери в Пизе (1562), собств. дом (1542) и Палаццо делле Лодже (1573-81) в Ареццо и др. Гл. работа - ансамбль Уффици во Флоренции (1560-85), с узкой улицей-коридором между пл. Синьории и набережной р. Арно. Живописные работы: фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции (с 1555), в Зале Реджа в Ватикане в Риме (1571-73) и др. Автор жизнеописаний итал. художников (1550; 2-е изд. 1568), к-рые важны своим богатейшим фактическим материалом, а также оценкой прогрессивной роли иск-ва эпохи Возрождения.

Соч. : Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, [т. 1-4], М., 1956 - 70.

Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967, с. 238-244; Studi Vasariani, Firen-ze, 1952.

ВАЗГЕН I (в миру Левой Карапет Палчян) [р. 20. 9(3. 10). 1908, Бухарест], католикос всех армян. Род. в семье ремесленника. В 1936 окончил ф-т лит-ры и философии Бухарестского ун-та. В 1929-43 преподавал в арм. школах Бухареста. Играл важную роль в сближении армян, проживающих за рубежом, с Сов. Арменией. В 1955 избран в Эчмиад-зине католикосом всех армян. В 50 - 60-х гг. побывал во всех арм. колониях мира. Написал неск. ценных исследований по армяноведению. В сент. 1968 за патриотич. деятельность в деле защиты мира и в связи с 60-летнем награждён орденом "Знак Почёта". В 1968 удостоен Золотой медали Сов. комитета защиты мира.

ВАЗЕЛИН [франц. vaseline, от нем. Was(ser) - вода и греч. elaion - оливковое масло], продукт переработки нефти, однородная мазеподобная масса, смесь тяжёлого нефтяного масла и некоторых твёрдых углеводородов (парафин, церезин, петролатум). В. получают расплавлением твёрдых углеводородов (15-20%) или же их смесей в нефтяном масле с последующей очисткой этой смеси серной к-той и отбеливающей глиной. Различают след, сорта В. : 1) медицинский, к-рый применяют в качестве основы для приготовления мазей; оказывает противовоспалит. действие и защищает кожу от различных раздражителей; 2) жёлтый - для технич. целей (пропитки бумаги, тканей и др. ); 3) конденсаторный - для нужд электротехнич. промышленности; 4) технический - универсальная антифрикционная и защитная смазка.

ВАЗЕЛИНОВОЕ МАСЛО, парафиновое масло, смесь углеводородов, получаемая очисткой нефтяного дистиллата. В медицине применяют как слабительное средство при хронических запорах по 1-2 столовых ложки в день. В. м. используют также как основу для мазей в парфюмерной промышленности. См. Вазелин.

ВАЗЕХ (псевд. ; наст, имя Мирза Ш а ф и) (1796, Гянджа,-28. 11. 1852, Тбилиси), азербайджанский поэт, просветитель, педагог. Сын зодчего. Был учителем азерб. и перс, языков в Тбилиси (с 1840), где близко сошёлся с X. Або-вяном, А. Бакихановым, М. Ф. Ахундовым и др. Писал интимнолирич. и сати-рич. стихи в форме газели, мухаммаса, рубай, месневи и др. Возглавлял поэтич. "Кружок мудрости". Развивая традиции Основные типы древнегреческих ваз: 1 - пифос; 2 - амфора; 3 - кратер; 4 - гидрия; 5 - ойнохоя; 6 - киаф; 7 - скифос; 8 - фиала; 9 - ритон; 10 - канфар; 11 - псиктер; 12 - килик; 13 - арибалл; 14 - пиксида; 15 - лекана; 16 - лекиф; 17 - лагин. азерб. и Перс, классич. поэзии, В. воспевал романтич. любовь, наслаждение жизнью, выступал против пороков феод, общества, закрепощения личности, религ. фанатизма. Нем. поэт Ф. Боденштедт включил переводы стихов В. в свои записки "Тысяча и один день на Востоке" (1850), затем опубликовал "Песни Мирзы Шафи" (1881), многократно переводившиеся на европ. языки. Первый перевод на рус. яз. (с немецкого) выполнен Н. И. Эйфертом (изд. 1880, 1903). Позднее Боденштедт выдал стихи В. за свои. В. составил 1-ю хрестоматию азерб. поэзии и "Татарскорусский словарь" (совм. с рус. педагогом И. Григорьевым) для гимназии. Портрет стр. 231.

Дж. В а з а р и и

Б. Буонталенти.

Улица Уффицн во Флоренции.

1560-85.

Лит.: Р а ф и л и М., Мирза Шафи в мировой литературе, Б., 1958; Сеид-Заде А. А., Мирза-Шафя Садык оглы Вазех, Б., 1969. А. Шариф.

ВАЗИРИСТАН, историч. область в Зап. Пакистане. Пл. ок. 30 тыс. кмг. Историч. центр - г. Канигурам. В. населяют пуш-тунские племена - вазиры, давары и би-тани. До 2-й пол. 19 в. В. сохранял независимость. В 1893 включён в состав Брит, колон, империи. С авг. 1947 в составе Пакистана.

ВАЗИРЫ, пуштунское племя (см. Пуш-туны), живущее между pp. Куррам и Гумаль в Зап. Пакистане (Вазири-стан). Численность, по приблизит, подсчётам, ок. 400-500 тыс. чел. Осн. занятие - скотоводство. В. сохранили мн. черты воен. родоплеменной организации.

ВАЗОВ Иван Минчов (9. 7. 1850, Со-пот,-22. 9. 1921, София), болгарский писатель и обществ, деятель. Учился в Пловдивской гимназии. В 1875 в Сопоте участвовал в тайном революц. к-те, ставившем целью нац. освобождение Болгарии. В 1876-77 находился в эмиграции в Бухаресте, где был членом Болг. центр, благотворит, об-ва. Во время рус. -тур. войны 1877-78 служил в рус. армии чиновником особых поручений. После освобождения Болгарии от тур. Ига был судьёй в г. Берковице (1879-80), членом Постоянного к-та Областного собрания в Пловдиве (1880-85). После усиления диктаторского режима временно эмигрировал в Одессу (1887-89). Два года занимал пост министра просвещения (1897-99). Печататься начал с 1870. Известность приобрели сборники стихов ч Знамя и гусла" (1876), "Горе Болгарии" (1877), "Избавление" (1878), составляющие поэтич. трилогию о борьбе болгар против тур. ига, о страданиях народа и радости нац. освобождения в 1878. Вершина революционнопатриотич. поэзии В. - цикл лиро-эпич. поэм "Эпопея забытых" (1881-84), посвящённых героям нац. -освободит, борьбы. Большое место в творчестве писателя занимает тема рус. -болг. дружбы. Лирика В. 80-х гг. отличается тематич. и жанровым многообразием. В сбках "Гусла" (1881), "Поля и леса" (1884) даны поэтич. картины родной природы, а также социальная сатира на бурж. об-во. В стихах конца 1890-х - нач. 1900-х гг. отразилась горестная судьба разоряющегося болг. крестьянства. В ранней поэзии В. заметно влияние X. Ботева и В. Гюго, позднее и рус. поэзии - А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова.

В нач. 80-х гг. В. обратился к прозе. В первых повестях в изображении нравов провинции ощутимо влияние Н. В. Гоголя. Повесть "Отверженные" (1883-84) посвящена болг. эмигрантам в Румынии. Крупнейший роман В. "Под игом" (1889-90) - реалистич. эпопея о восстании болг. народа 1876. Переведённый на мн. европ. языки, роман вошёл в мировую лит-ру. С нач. 90-х гг. исто-рикогероич. тематика сменяется социальнообличительной (романы "Новая земля", 1896; "Казаларская царица", 1903). В очерках и рассказах В. выступает против политич. произвола в стране, рисует судьбу "маленького человека"- чиновника, крестьянина. В "Повестях и рассказах" (т. 1-3, 1891-93), сбках "Царапины и пятна" (т. 1-2, 1893-95) и др., утвердивших в болг. лит-ре жанр короткого реалистич. рассказа, В. критикует бурж. нравы.

В. много сделал для создания нац. театра. Им драматизированы повесть "Отверженные" (драма "Изгнанники", 1894), роман "Под игом". Писал историч. драмы на сюжеты из жизни ср. -век. Болгарии, а также комедии "Кандидаты славы" (1901), "Искатели тёплых местечек" (1903), в к-рых осмеиваются нравы чиновничьей среды. В период Балканских и 1-й мировой войн в историч. драмах и стихах В. сказались национали-стич. тенденции. Однако в основном В. оыл народным писателем, выразителем демократич. идеологии. Его творчество - высший этап в развитии болг. критич. реализма.

Соч. : Събрани съчинешш, т. 1-20, С., 1955-57; Неиздадени произведения. С., 1968, в рус. пер. -Соч., т. 1-6, М., 1956-57.

Лит.: Державин Н. С., Иван Вазов. Жизнь и творчество, М. - Л., 1948; 3 л ы д" н е в В. И., Иван Вазов, в кн. : Очерки истории болгарской литературы XIX-XX вв., М., 1959; Иван Вазов. Сб. по случай сто го-дини от рождението му, С., 1950; П а в-л о в Т., Иван Вазов. Народен поет и класик, С., 1946; Королев С., Иван Вазов. Художествен метод и литературни позиции, С., 1951; II а н е в а М. Иван Вазов в Пловдив, С., 1966; Вълчев В., Иван Вазов. Жизнен и творчески път. С., 1968; Иван Вазов. Библиографический указатель, М., 1962.

В. И. Злыднев.

ВАЗОДИЛЯТАТОРЫ (от лат. vas - сосуд и dilato - расширяю), то же, что сосудорасширяющие нервные волокна; см. Сосудодвигателъные нервные волокна.

ВАЗОКОНСТРИКТОРЫ (от лат. vas - сосуд и constringo - стягиваю, сжимаю), то же, что сосудосуживающие нервные волокна; см. Сосудодвигателъные нервные волокна.

ВАЗОМОТОРЫ (от лат. vas - сосуд и motor - приводящий в движение), то же, что Сосудодвигателъные нервные волокна.

ВАЗОПИСЬ античная, роспись античных керамич. сосудов. Получила развитие ещё в крито-микенском иск-ве (см. Эгейская культура): вазы "кама-рес" (20-18 вв. до н. э. ) со стилизов., гибко круглящимися растит, узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (кон. 17-16 вв. до н. э. ), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э. ). В 20-16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд. Строже по композиции росписи ваз "дворцового стиля" (кон. 15 в. до н. э. ) с более мелким и геометризов. растит, орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском иск-ве (14-12 вв. до н. э. ) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геом. мотивами, спиралями) суше и лаконичней.

Особого совершенства достигает В. в др. -греч. иск-ве; В. даёт нек-рое представление о почти не сохранившейся до наст, времени др. -греч. живописи. Вазы покрывали т. н. чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже - непрочными "акварельными" (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой. Композиция росписи органично подчиняется форме сосудов; линейный ритм росписей отличается изысканностью и динамикой. В истории развития греч. В. отмечается такая последовательность: субмикенская В., опирающаяся на позднемикенскую традицию (1-я пол. 11 в. до н. э. ; орнамент состоит из кругов, волнистых линий, треугольников); протогеометрич. стиль (2-я пол. 11 - 10 вв. до н. э. ); геометрический стиль (9-8 вв. до н. э. ; горизонт, полосы ритмичных линейных узоров и геометризов. изображений, чётко выявляющие тектонику вазы); "ковровый стиль" С/ в. до н. э. ; полихромные изображения животных и фантастич. существ в сочетании с растит, узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т. д. ), с его муз. чистотой контурных линий, обобщённостью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (гл. обр. мифологических); гл. мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Ок. 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной В. (чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифология, сцен), к-рая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутр. линий. Краснофигурная В. "строгого стиля" (последняя четверть 6 в. - нач. 5 в. до н. э. ) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Евфроний, Дурис, т. н. вазопи-сец Брига (см. Бриг). Со 2-й четв. 5 в. до н. э. в В. "свободного стиля" изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четв. 5 в.. до н. э. Для В. кон. 5 - 4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность ("роскошный стиль" - росписи Мидил и др. ), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда. Кроме собственно Греции, В. процветает в Юж. Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греч. В. находилась В. этрусков. В 3-2 вв. до н. э. для греч. В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геом. орнаменты. О росписи сосудов др. стран и эпох см. в ст. Керамика. И. Вазов. "Под игом" (Москва, 1954). Илл. А. Тарана.

И. Вазов.

Э. Вайнерт.

Илл. см. на вклейке, табл. XIX, XX (стр. 224-225).

Лит.: Вальдгауер О., Императорский Эрмитаж. Краткое описание собрания античных расписных ваз, СПБ, 1914; Максимова М. И., Античные фигурные вазы, т. 1, М., 1916; Блаватский В. Д., История античной расписной керамики, М., 1953; Pfuhl E., Malerei und Zeichnung der Grie-chen, Bd 1 - 3, Munch., 1923; Buschor E., Griechische Vasen, Munch., 1940; Веaz1eу J. D., Attic red-figure vase-painters, Oxf., 1942; его же, Attic black-figure vase-painters, pxf., 1956; Himmelmann-Wild-schutz N., Erzahlung und Figur in der ar-chaischen Kunst; Mainz - Wiesbaden, 1967.

ВАЗОПРЕССИН (от лат. vas-сосуд и presso - давлю), гормон, выделяемый задней долей гипофиза', вызывает сужение сосудов (действуя на гладкие мышцы их стенок) и повышение кровяного давления (п рессорный эффект), а также поддерживает на должном уровн