загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

судов в морские.

Порт Дудинка (Мин-ва цветной металлургии СССР) - в устье Дудинки, в 422 км от устья р. Енисей. Приём грузов для Норильского горно-металлургич. комбината и отправление цветных металлов, угля, руды, металлолома. Имеются отдельные причалы для приёма речных и морских судов и причалы, обеспечивающие работу порта в период паводка, внутрипортовые ж.-д. станции "Речные причалы" и "Морские причалы". Порт соединён жел. дорогой с Норильском. Порт реконструируется (1972).

Иркутский речной порт - в 1782 км от устья р. Ангары, в центре г. Иркутска. Осн. пункт по отправлению грузов для приречных р-нов Иркутской обл. Район деятельности - от створа Иркутской ГЭС вниз на 120 км. Отправляет: хлебные, химич., строит. грузы, пром. и прод. товары; принимает: зерно, кам. уголь, лес, минерально-строит. грузы.

Объём погрузки-выгрузки составляет 57% от общей в бассейне (в т. ч. 93% - строит. материалы).

В 1970 в порту закончено стр-во нового грузового р-на. Новый р-н не связан с жел. дорогой.

Свирский речной порт - на лев. берегу р. Ангары, в 1637 км от устья, в черте г. Свирска. Перевалочный пункт каменного угля Черемховского бассейна с жел. дороги на воду, леса и минерально-етроит. грузов в обратном направлении. Подъездной ж.-д. путь со ст. Макарьево.

Братский речной порт - на юж. берегу бухты Дондир Братского водохранилища, в черте г. Братск. Перевалка угля, леса, контейнеров, минеральноcтроит. грузов. Заканчивается (1971) строительство подъездного ж.-д. пути к ст. Братск. В. Ф. Березин.

ЕНОЗЕРО, озеро на Кольском п-ове. Площадь Е. 94,4 км2, вместе с многочисл. островами ок. 100 км2. Расположено на выс. 224 м. Берега скалисты, сильно изрезаны. Состоит из двух частей, соединённых проливом шириной до 350 м. Из Е. вытекает р. Варзина, впадающая в Баренцево м.

905.htm
ЕНОЛЫ, органич. соединения, содержащие гидроксильную группу ОН при углерод-углеродной двойной связи. Простейший Е.- виниловый спирт СН2 = СНОН, к-рый, как и большинство Е., неустойчив в свободном состоянии и превращается в изомерный ацетальдегид:[905-1.jpg].

Неустойчивость Е. объясняется тем, что они находятся в таутомерном равновесии с соответствующими карбонильными соединениями:

[905-2.jpg]

(см. Таутомерия).

Поскольку карбонильная форма энергетически выгоднее енольной [на 54-71 кдж!молъ (13-17 ккал/моль)], равновесие, как правило, смещено в сторону образования альдегидов и кетовое. Так, содержание Е. в ацетоне 2,5*10-4%, в циклогексаноне 2,5*10-2%. Однако в отдельных случаях енольная форма становится устойчивой (напр., у В-дикетонов, (3-кетоальдегидов, циклич. а-дикетонов и др.), т. к. разница в энергии компенсируется энергетич. выигрышем вследствие образования системы сопряжённых связей, а также водородной связи благодаря возникновению гидроксильной группы. Содержание Е. в равновесной смеси зависит также от растворителя, температуры и др. факторов.

ЕНОТОВИДНАЯ СОБАКА (Nyctereutes procyonoides), млекопитающее сем. собачьих отряда хищных. Дл. тела 65-80 см, хвоста 15-25 см. Мех тёмно-бурый, с высокой грубой остью и густой подпушью. Распространена Е. с. в Юго-Вост. Азии (Япония, Китай, Корея); в СССР - в Приамурье и Уссурийском крае. Е. с. акклиматизирована на большей части территории Европ. части СССР, проникла в страны Центр. Европы. На Д. Востоке обитает в долинах рек, на сырых лугах, на болотах, поросших тростником и вейником, н по склонам лесистых сопок.

[905-3.jpg]

Обычно Е. с. роет нору; иногда поселяется в покинутых норах барсука и лисицы. Ведёт ночной образ жизни. Зимний сон некрепкий, прерывающийся. Питается животной и растит. пищей: летом - лягушками, жуками, рыбой, птицами, грызунами, осенью - ягодами и опавшими плодами. Гон в марте; в помёте 6-8 щенят. Является серьёзным вредителем охотничьего х-ва. Промысел не ограничен; используется мех.

Лит.: Млекопитающие Советского Союза, под ред. В. Г. Гептнера и Н. П. Наумова, т. 2, ч. 1, М., 1967. В. Г. Гептнер.


ЕНОТОВЫЕ (Procyonidae), семейство млекопитающих отряда хищных. Небольшие пятипалые, стопоходящие животные. Туловище удлинённое, мех густой и пушистый, ноги низкие, хвост длинный, покрыт густыми волосами. Нек-рые Е. ведут древесный образ жизни. 7 родов, в т. ч. 1 род Ailurus - свойствен только Вост. полушарию (Азия), остальные - Западному. Род Ailurus включает 1 вид - панду, род енотов (Рrосуоn) - 2 вида. Единственный вид рода Bassariscus - кошачий енот (В. astutus) - обитает в Мексике и на Ю.-З. США. В роде Bassaricyon 1 вид - В. gabbii - в Центр. Америке и на С. Юж. Америки. В роде Potos 1 вид - пото. Единственный вид рода Nasuel1а - N. olivacea - распространён в Андах. В роде носух (Nasua) - 1 вид.

Нек-рые виды Е. - промысловые животные (используется мех). Бамбукового медведя, к-рого относили к енотовым, причисляют к медведям или выделяют в особое семейство.

ЕНОТЫ (Рrосуоn), род хищных млекопитающих сем. енотовых (Procyonidae). 2 вида: обыкновенный Е. и Е.-ракоед. Обыкновеиный Е. (P. lotor) распространён в Сев. Америке (Мексика, США). Дл. тела ок. 75 см, хвоста до 25 см. Мех густой, желтовато-серый с примесью чёрного; на хвосте чернобурые кольца. Телосложение плотное, голова широкая с короткой мордой, округлёнными ушами и крупными, сильно сближенными глазами. Обитает в лесах, ведёт ночной образ жизни; дневные часы проводит в логове, к-рое устраивает в дуплах деревьев, иногда в скалах. На зиму впадает в сон. Питается разнообразной животной и растит. пищей. Корм перед едой иногда полощет в воде (отсюда назв. "полоскун"). Спаривание в январе - феврале, беременность 9 недель. Е.-ценный пушной зверь. В СССР Е. акклиматизирован в Азербайджане, Киргизии и Белоруссии. Е.-ракоед (P. cancrivorus) распространён в Юж. и Центр. Америке.

Лит.: Млекопитающие Советского Союза, под ред. В. Г. Гептнера и Н. П. Наумова, т. 2, ч. 1 ,М., 1967. В. Г. Гептнер.



ЕНУКИДЗЕ Авель Сафронович (парт, псевд. Авель, Абдул, "3олотая рыбка") [7(19).5.1877-30. 10. 1937], советский гос. и парт. деятель. Член Коммунистической партии с 1898.Родился в с. Цхадиси Кутаисской губ. в семье крестьянина. В 1897 окончил ср. технич. уч-ще в Тбилиси. В 1897 - 1900 рабочий гл. мастерских Закавк. ж. д., затем пом. машиниста в Баку. В 1900 один из основателей с.-д. орг-ций и чл. Бакинского к-та РСДРП; участвовал в создании и работе подпольной типографии "Нина". Вёл парт. работу в Баку, Ростове-на-Дону, Москве и Петербурге. Неоднократно арестовывался, в 1914 выслан в Туруханский край, где в кон. 1916 призван на воен. службу. В дни Февр. революции 1917 в Петрограде принимал участие в революц. выступлениях войск. На 1-м съезде Советов был избран от большевиков во ВЦИК. С июня 1917 чл. Исполкома Петрогр. совета. Участник Окт. вооруж. восстания, чл. Петрогр. ВРК, делегат 2-го Всеросс. съезда Советов. После Окт. революции и до осени 1918 работал зав. воен. отделом ВЦИК. С окт. 1918 чл. Президиума и секретарь Президиума ВЦИК. С 1-го съезда Советов СССР (дек. 1922) чл. Президиума и секретарь Президиума ЦИК СССР. Был делегатом 6,8,9,11 - 17-го съездов партии. На 13-16-м съездах избирался чл. ЦКК, на 17-м (1934) избран чл. ЦК ВКП(б). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Леок И., А. С. Енукидзе, в кн.: Герой Октября, т. 1, Л.. 1967.



ЕОУС, см. Европейское объединение угля и стали.



ЕПАРХИАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА, средние женские учебные заведения в России, созданные по Уставу 1843, гл. обр. для дочерен священников. Е. у. содержались на средства, полученные от сборов с церквей, отчислений от свечных заводов и т. п., находились в ведении Синода. Дочери священников обучались бесплатно, девочки из других сословий - за плату. Уч. курс (6 классов) был близок к курсу женских гимназий. К числу необязательных предметов, преподаваемых за особую плату и во внеклассное время, относились новые языки, музыка, рисование.

Окончившие курс Е. у. получали право на звание домашних учительниц по предметам, по к-рым имели хорошие успехи, и принимались учительницами начальных, по преимуществу сельских, школ (с 1884 - церковно-приходских). С 1900 при Е. у. были открыты спец. седьмые пед. классы. При нек-рых Е. у. существовали нач. школы, в к-рых воспитанницы старших классов проходили практику. Е. у. были ликвидированы декретом СНК от 24 дек. 1917.

М. Ф. Шабаева.

ЕПАРХИЯ (греч. eparchia), церк.-административная территориальная единица в православной, католич., англиканской церквах, возглавляемая епископом. В Киевской Руси деление на Е. было осуществлено в 10 в. при вел. кн. Владимире Святославиче (тогда их было не более 8). В дальнейшем деление России на Е. приблизительно соответствовало административному губернскому делению. К началу 19 в. в России было 36 самостоятельных Е., во главе к-рых стояли епархиальные архиереи. В наст. время границы Е. - там, где они имеются, - приблизительно соответствуют административному делению СССР на области и республики.

ЕПИСКОП (греч. episkopos, букв.- наблюдатель), в православной, католич. и англиканской церквах высший духовный сан священнослужителей, глава церк.-административных территориальных единиц (епархий, диоцезов). Как управляющие имуществом раннехрист. общин засвидетельствованы христ. лит. памятниками нач. 2 в. (Послания Игнатия Антиохийского). Уже к кон. 2 в. Е. сосредоточили в своих руках духовную, суд. власть, а также захватили право распоряжаться имуществом общины; постепенно сложился монархии, епископат. С 4 в. среди Е. наметилось иерархическое деление на патриархов, митрополитов (часть из к-рых имеет титул архиепископов) и собственно Е. Титул Е. сохранился в нек-рых протестантских церквах (помимо англиканской), но в них Е.- не священнослужитель, а лицо, выполняющее по преимуществу чисто адм. функции.



ЕПИТРАХИЛЬ (от греч. epitrachelion), одно из обрядовых облачений священника русской православной церкви, надеваемое на шею, в виде передника с крестами, сшитого из двух широких лент, к-рые спускаются до земли.

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (г. рожд. неизв. - ум. 1420), русский писатель, монах. Более 30 лет провёл в Троице-Сергиевом монастыре. Его "Житие Стефана Пермского" (написано вскоре после 1396 - года смерти Стефана) посвящено епископу Перми, просветителю коми, создавшему древнепермскую азбуку. В 1417-18 Е. П. трудился над "Житием Сергия Радонежского", основателя Троице-Сериева монастыря. Оба сочинения - характерные образцы житийной лит-ры 14-15 вв. Е. П., по-видимому, принадлежат также: введение к Тверской летописи, письмо тверскому игумену Кириллу, "Сказание Епифания о пути в св. град Иерусалим".

Изд.: Житие св. Стефана, епископа пермского, написанное Епифанием Премудрым, СПБ. 1897; Древние жития Сергия Радонежского, собраны и изданы Н. Тихонравовым, М., 1892.

Лит.: Ключевский В. О.. Древнерусские жития святых как исторический источник, М., 1871; Лихачёв Д. С., Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого, М.- Л., 1962.



ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ (г. рожд. неизв. -ум. 19.11. 1675, Москва), русский и украинский писатель и учёный. В 1649 приехал в Москву с Украины, где учился в Киевской братской школе. Был помощником патриарха Никона по исправлению церковных книг. Написал св. 50 проповедей. Придерживался греч. ориентации. Был учёным-энциклопедистом, гуманистом. До нас дошло ок. 40 силлабич. книжных песен эпич. характера. Е. С. также автор гимнологич. духовных песен, переписывавшихся в рукописных песенниках 17 - 18 вв.

Лит.: Ротар И., Епифаний Славинецкий, литературный деятель XVII в., "Киевская старина", 1900, №10 - 12; Роzdneеv А. V., Die Geistlichen Lieder des Epifanij Slavineckij, "Die Welt der Slaven", 1960, № 3-4.



ЕПИФАНЬ, посёлок гор. типа в Кимовском р-не Тульской обл. РСФСР. Расположен на лев. берегу Дона (близ его истоков), в 15 км от ж.-д. ст. Кимовск (на линии Тула - Ряжск). Спиртовой з-д. Пед. уч-ще. Е. основана в 1578. Сохранилась Успенская церковь Епифанского монастыря (17 в.).

ЕПИШЕВ Алексей Алексеевич [р.6(19). 5.1908, Астрахань], советский парт. и воен. деятель, генерал армии (1962). Чл. КПСС с 1929. Род. в семье рабочего. Был рабочим, затем на комсомольской и парт. работе. В Сов. Армии с 1930. Окончил Воен. академию механизации и моторизации (1938). С 1938 парторг ЦК ВКП(б) на з-де им. Коминтерна в Харькове, в 1940-43 1-й секретарь Харьковского обкома партии, 1-й секретарь Нижнетагильского горкома, зам. министра среднего машиностроения, уполномоченный Воен. совета Сталинградского фронта во время Сталинградской битвы 1942-43. С мая 1943 чл. Воен. совета 40-й, затем 38-й армий, участвовавших в освобождении Украины, Польши, Чехословакии. С мая 1946 секретарь ЦК КП Украины по кадрам. В 1950 окончил курсы Академии обществ. наук при ЦК ВКП(б). В 1950-51 и 1953-55 1-й секретарь Одесского обкома, в 1951 - 1953 зам. министра госбезопасности СССР. В 1955-61 посол СССР в Румынии, в 1961-62 - в Югославии. С мая 1962 нач. Гл. политич. управления Сов. Армии и ВМФ. На 19-м, 20-м, 22-м съездах партии выбирался канд. в чл. ЦК КПСС. С нояб. 1964 чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 1-го, 3-го, 4-го, 6-8-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, 6 иностр. орденами, а также медалями.



ЕППЕСЕН (Jeppesen) Карл (16.3.1858- 26.1.1930), деятель норв. рабочего движения, один из основателей Норвежской рабочей партии (НРП) и авторов её программы (1887). По национальности датчанин. По профессии журналист. Представлял НРП на Учредит. конгрессе 2-го Интернационала (Париж, 1889). В 1890-92 и в 1894-97 пред. НРП. С кон. 90-х гг. стоял на оппортунистич. позициях. С 1921 чл. С.-д. партии Норвегии.



ЕР, старое название твёрдого знака в русском алфавите; см. Ъ.

ЕРАВНИНСКИЕ ОЗЁРА, Еравинские озёра, группа озёр на водоразделе рек Селенги и Витима, п Бурятской АССР. Наиболее значительными являются Большое Еравное озеро (пл. 104 км2, дл. 14 км, шир. 13 км), Малое Еравное озеро (пл. 60,5 км2),

Сосновое (пл. 24 км2). Большая часть Е. о. имеет сток в р. Витим через её приток р. Холой. Питаются дождевыми, талыми и артезианскими водами. Е. о. имеют рыбопромысловое значение (окунь, плотва, щука).



ЕРАЛАШ (от тюрк. аралаш), 1) беспорядок, сумятица, путаница, беспорядочная смесь чего-либо. 2) (Устар.) смесь разнородного сухого варенья, сладостен разных сортов, орехов. 3) Старинная карточная игра, близкая к висту и преферансу.

"ЕРАЛАШ", сатирический журнал (в виде альбома литографированных карикатур с краткими текстами), издававшийся в Петербурге в 1846-49. Выходил 4 раза в год (всего вышло 16 тетрадей). "Е." преим. с демократич. позиций обращался к злободневным явлениям обществ. жизни, литературы и искусства, быта. Большинство карикатур выполнено его издателем - художником М. Л. Нсваховичем (1817-50). В "Е." сотрудничали также художники Н. А. Степанов и И. И. Пальм.

ЕРАЛИЕВ, посёлок гор. типа в Узенском р-не Гурьевской области Казахской ССР. Расположен на п-ове Мангышлак, на берегу Каспийского м., в 15 км от ж.-д. ст. Ералиев (на линии Бейнеу - Новый Узень). 9 тыс. жит. (1970). Близ Е.- добыча нефти.



ЕРБАНОВ Михей Николаевич [26.2 (10.3). 1889-8.2. 1938], советский гос. и парт. деятель, один из организаторов борьбы за Сов. власть в Бурят-Монголии. Чл. Коммунистич. партии с. 1917. Род. в бурятской крест. семье, в улусе Большой Бахтай, ныне Бурятской АССР. Окончил межевые курсы (1909, топограф). В 1917 чл. Бурят-Монг. Нац.-револтоц. к-та. В 1918-19, в период колчаковщины, чл. Иркутского подпольного к-та партии, организатор партиз. движения в бурятских р-нах. В 1920-21 чл. Иркутского губкома РКП(б) и зав. Губземотделом; в 1921 пред. ревкома Бурят-Монг. АО. В 1922-23 пред. исполкома Бурят-Монг. АО. С 1923 пред. СНК Бурят-Монг. АССР, одновременно с 1925 пред. ЦИК Бурят-Монг. АССР. В 1927-29 на курсах при ЦК ВКП(б). В 1929-37 1-й секретарь Бурят-Монг. обкома и чл. Сиб. крайкома ВКП(б). Был делегатом 16- 17-го съездов ВКП(б), на 17-м съезде избирался чл. Центр. ревиз. комиссии. Был чл. ВЦИК и чл. ЦИК СССР. Награждён орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

Лит.: Ербанова С. Я.. Басаев Г. И., М. Н. Ербанов, Улан-Удэ, 1967.



ЕРГА, река в Архангельской обл. РСФСР, нрав. приток Сев. Двины. Дл. 159 км, пл. басс. 1660 км2. Течёт 6. ч. по заболоченному днищу долины Сев. Двины. Питание смешанное, с преобладанием снегового.



ЕРГАКИ, горный хребет в Зап. Саяне, к С. от верх. течения р. Ус (нрав. приток Енисея), в Красноярском крае РСФСР. Дл. ок. 60 км. Вы.. до 2221 м. Сложен гл. обр. метаморфич. породами и гранитами. Гребневая часть хребта с высокими пиками сильно изрезана глубокими карами. Склоны б. ч. покрыты тайгой, вершины безлесны.

ЕРГАК-ТАРГАК-ТАЙГА, Тазарама, горный хребет в системе Зап. Саяна, на стыке с Вост. Саяном, между верховьями pp. Ус и Казыр, на Ю. Красноярского края и в Тувинской АССР. Дл. св. 200 км, выс. до 2500 м. Сложен гл. обр. метаморфич. сланцами и гранитами. Преобладает резко расчленённый среднегорный рельеф. На склонах (до выс. ок. 1800 м) темнохвойная тайга из кедра и пихты, выше субальпийские луга, высокогорная тундра и каменистые россыпи.



ЕРГАЛИЕВ Хамид [р. 14(27).10. 1916, пос. Новобогатенское, ныне в Гурьевской обл.], казахский советский поэт. Чл. КПСС с 1944. Опубл. неск. сб. стихов и поэм. Поэмы Е. "Исповедь отца" (1947), "На большом пути" (1949), "Девушка из нашего аула" (1950), "Твоя река" (1953), "Курмангазы" (1958, рус. пер. 1964) обогащают эпич. традицию казах. поэзии, рисуют образы тружеников, изображают борьбу нового со старым в быту и в отношениях между людьми.

Соч.: Тандамалы олендер мец поэмалар, Алматы. 1959: Дэуiр дабылы, Алматы, 1963.



ЕРГЕНИ, возвышенность на Ю.-В. Европ. части СССР, в Волгоградской, Ростовской обл. и Калмыцкой АССР. Протягивается от Волги (в р-не Волгограда) до долины р. Вост. Маныч. Дл. ок. 350 км, шир. 20-50 км, выс. 160-221 м. Сложена глинами, известняками и песчаниками, в верхней части специфическими (ергенинскими) отложениями, гл. обр. песками. Вост. склон круто (до 70-80 м) обрывается к Прикаспийской низменности, расчленён густой сетью балок, у подножия - пресноводные Сарпинские озёра, западный склон пологий, увалистый, постепенно снижается к долине Дона. Водораздел платообразный, с большим числом западин суффозионного происхождения. Растительность полупустынная (полынь, типчак, ковыль, солянки) на светло-каштаповых почвах с пятнами солонцов; в оврагах вост. склона встречается ива, дуб, вяз, осина.

ЕРЕВАН (до 1936 в рус. транскрипции- Эривань), город, столица Арм. ССР. Расположен в левобережной части Араратской равнины и частично на вулканич. плато, на выс. от 850 м до 1300 м. Ср. темп-pa января -4,2° С, июля 24,8° С. Город разделён ущельем р. Раздан, протекающей с С. на Ю. С С.-З. поднимается г. Арагац, с Ю. видны Б. Арарат и М. Арарат, с С.-В.- Гегамский хр.

Нас. 791 тыс. чел. (на 1 янв. 1971) (29 тыс. в 1897, 29 тыс. в 1914, 65 тыс. в 1926, 204 тыс. в 1939, 493 тыс. в 1959).

Терр. Е. составляет 90 км2, В Е.- 7 городских районов.



Историческая справка. Е. - один из древнейших городов мира. В армянской историч. лит-ре Е. впервые упоминается в нач. 6 в. Согласно обнаруженным приархеологических раскопках клинописным надписям, урартский царь Аргишти I в 782 до н. э. построил крепость Эребуни, у которой и возник современный Е. (отсюда же происходит и название города). Экономическое и политическое значение города возрастает с сер. 13 в., когда Е. становится важным узловым пунктом на путях из Араратской долины в Сев. Закавказье. С 1440 Е. - адм. центр Вост. Армении. С 1513 по 1735 крепость и город многократно подвергались опустошит. нашествиям персов и турок. В 1604 Е. взят войсками иран. шаха Аббаса I; арм. население угнано в Иран, но вскоре город был восстановлен и стал центром Ереванского ханства. В 17 в. в Е. наблюдается нек-рый экономич. подъём. Е. становится крупным центром караванной торговли и ремесла. В результате рус.-иран. войны 1826-28 Е. был взят рус. войсками (1 окт. 1827) и в составе Вост. Армении по Туркманчайскому договору 1828 присоединён к России (к этому времени в городе насчитывалось ок. 11,5 тыс. жит.). В 1828-40 Е. - центр Армянской обл., затем - уездный город, с 1849 - центр Эриванской губ. Соединение Е. железной дорогой через Александрополь (ныне Ленинакан) с Тбилиси (1902), а в 1908 с Джульфой способствовало экономич. развитию города (в 1912 оборот пром-сти составлял 847,7 тыс. руб., из них 600,9 тыс. руб. приходилось на виноделие).

С нач. 20 в. в Е. возникает с.-д. движение; в 1903-05 оформляется большевистская орг-ция. В апр.- мае 1905 в Е. происходила стачка рабочих винно-коньячных з-дов Сараджева, Шустова и др. предприятий; рабочие Е. участвовали в Октябрьской Всероссийской политической стачке 1905. На 4-м (Объединительном) съезде РСДРП (1906) делегатом от с.-д. орг-ции Е. был С. Г. Шаумян. После свержения царизма власть в Е. 9(22) марта 1917 перешла в руки краевого органа Временного пр-ва России - Особого Закавказского комитета (ОЗАКОМа), к-рый действовал до 15(28) нояб. 1917 (до образования Закавказского комиссариата). В мае 1918 в Е. установилась диктатура арм. бурж.-националистич. партии "Дашнакцутюн", опиравшейся на иностр. воен. интервентов. Трудящиеся Е. под руководством большевиков развернули борьбу за свержение власти дашнаков и интервентов.

В сент. 1919 в Е. на нелегальном совещании представителей большевистских парт. орг-ций был избран Армянский к-т РКП(б) (Арменком), созвавший в янв. 1920 нелегальную парт. конференцию, на к-рой было завершено объединение большевистских орг-ций Армении. 29 нояб. 1920 рабочие и крестьяне Армении, руководимые большевиками, подняли вооруж. восстание и с помощью 11-й Красной Армии, свергнув дашнакскую диктатуру, установили Сов. власть. В февр. 1921 дашнаки при поддержке империалистов Антанты подняли контрреволюционный мятеж, захватили власть в Е., но 2 апр. 1921 этот мятеж был подавлен и в городе окончательно установилась Сов. власть. Е. стал столицей Арм. ССР. За годы довоен. пятилеток Е. превратился в крупный индустриальный, культурный и науч. центр; было построено ок. 200 крупных пром. предприятий. Выпуск пром. продукции в 1940 по сравнению с 1913 возрос в 18 раз. В 1968 отмечалось 2750-летие Е. За годы Сов. власти Е. из небольшого города превратился в один из крупнейших пром. центров Закавказья.

Экономика. В городе имеются многочисл. пром. предприятия, 98% к-рых построено после Окт. революции (в т. ч. ок. половины после 1950). Выпуск пром. продукции в 1970 по сравнению с 1940 возрос в 30 раз. Е.- мощный энергетич. узел, дающий большую часть электроэнергии, вырабатываемой в республике. Здесь находятся Ереванская ТЭЦ (550 тыс. квт), Канакерская и Ереванская станции Севано-Разданского каскада ГЭС, Ереванская ГЭС-2.

Ведущие отрасли: машиностроение и металлообработка, химич. и нефтехимич., пищ., лёгкая пром-сть, произ-во стройматериалов. Машиностроение по существу создано за годы Сов. власти; важнейшие предприятия: Армэлектрозавод им. В. И. Ленина, электроламповый, кабельный, часовые, станкостроительный им. Ф. Э. Дзержинского, электротехнич., электроаппаратный, " Электроточприбор", приборостроительный, фрезерных станков, "Гидропривод", компрессорный, "Электродвигатель", "Алмаз", полупроводников и металлокерамики, "Электрон", автозапчастей, автомобильный з-ды. Большое развитие получила химич. и нефтехимич. пром-сть; здесь размещены комбинат синтетического каучука им. С. М. Кирова, з-ды "Поливинилацетат", шинный, "Пластик", лаков и красок, химич. реактивов, фармацевтич. ф-ка. Цветная металлургия представлена алюминиевым з-дом. Осн. предприятия пищ. пром-сти - винкомбинат, з-ды коньячный, шампанских вин, консервный, мясокомбинат, масло-жировой комбинат, солерудник, экспериментальный табачный комбинат; лёгкой - шёлковый им. В. И. Ленина и камвольный комбинаты, ф-ки суконная, трикотажные, хлопкоткацкая, перчаточная, швейные, ковроткацкие, кож.-обувные; стройматериалов - комбинаты "Арммрамор", керамич. изделий, стройизделий, з-ды железобетонных конструкций, гажевый и др. Фонд жилой площади Е. - св. 7 млн. м2 (на 1 янв. 1971). Е. - осн. трансп. узел Арм. ССР. Связан ж.-д. линиями с Тбилиси, Баку и Севаном. Имеются 6 авто-моб. дорог, 2 аэропорта. Л. А. Валесян.

Архитектура. Ср.-век. памятники Е.: крестово-купольная церковь из туфа Катогике (13 в.), 8-апсидная церковь Зора-вар (1691-1705) и др. За годы Сов. власти облик Е. полностью изменился в результате огромных градостроит. работ (первый ген. план-1924, арх. А. И. Тама-нян). Гл. ансамбль центра - пл. Ленина, в к-рую вливается ряд улиц. На площади: памятник В. И. Ленину (кованая медь, 1940, скульптор С. Д. Меркуров), Дом правительства Арм. ССР (1926-41, А. И. и Г. А. Таманяны), второй Дом правительства (1955, С. А. Сафарян, В. А. Аревшатян, Р. С. Исраэлян); историч. музей Армении (1957), гостиница "Армения" (1958), здание Мин-ва связи и Совета профсоюзов (1956-58) - все три М. В. Григорян, Э. А. Сарапян. Созданы новые и реконструированы старые магистрали, получившие целостный архит. облик, - проспект Ленина, ул. Таманяна (арх. О. Т. Бабаджанян) и др. Среди общественных зданий: Театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова (1926-39, арх. А. И. Таманян; завершён в 1953), центр. крытый рынок (1952, арх. Г. Г. Агабабян, инж. А. А. Аракелян), комплекс коньячного з-да (1952, арх. О. С. Маркарян), хранилище древних рукописей Матенадаран (1959, арх. М. В. Григорян), Театр им. Г. Сундукяна (1965, арх. Р. Б. Алавердян, Р. А. Бадалян), Музей истории г. Еревана (1968, арх. Ш. Р. Азатян, Б. А. Арзуманян, скульптор А. А. Арутюнян).

Памятники: Степану Шаумяну (гранит, 1931, скульптор С. Д. Меркуров, арх. И. В. Жолтовский), Давиду Сасунскому (кованая медь, 1959, скульптор Е. С. Кочар), жертвам геноцида армян 1915 (камень, листовая сталь, 1967, арх. А. А. Тарха-нян, С. Г. Калашян), установлению Сов. власти (железобетон, базальт, 1967, арх. С. А. Гурзадян, Д. П. Торосян), победе в Великой Отечеств. войне 1941- 1945 (кованая медь, туф, 1970, арх. Р. С. Исраэлян, скульптор А. А. Арутюнян). С 1960-х гг. ведётся комплексное стр-во жилых микрорайонов на свободных терр. в р-нах Ачапняк, Нор-Зейтун, Норк, созданы ансамбли научного городка ин-та физики в Ачапняке (арх. Г. А. Таманян, М. М. Согомонян), студенч. общежитии в Нор-Зейтуне (арх. Ш. Р. Азатян, Г. Б. Кочар). Вокруг города создано кольцо зелёных насаждений. Ген. план Е. 1969 (утверждён в 1970, арх. М. Д. Мазманян, Э. А. Папян и др.) предусматривает дальнейшее развитие сложившейся планировочной структуры города с преобладанием застройки повышенной этажности. См. также в ст. Армянская ССР, раздел Архитектура и изобразительное искусство.

Л. М. Бабаян.

Культурное строительство. Е.- крупный культурный и науч. центр. В Е. находятся АЙ Арм. ССР (осн. 1943) и большинство н.-и. ин-тов, входящих в её систему. В 1970/71 уч. г. в 10 вузах - Ереванском университете, политехнич.,мед., пед., с.-х., художеств.-театральном и др. ин-тах - обучалось 48,2 тыс. студентов, в 24 ср. спец. уч. заведениях 26,8 тыс. уч-ся, в 16 проф.-технич. училищах 6,5 тыс. уч-ся, в 212 общеобразоват. школах 166,6 тыс. уч-ся. В 1970 в 240 дошкольных учреждениях воспитывалось св. 35 тыс. детей.

На 1 янв. 1971 имелось: 116 массовых библиотек (2603 тыс. экз. книг и журналов), Гос. библиотека Арм. ССР им. А. Ф. Мясникяна (см. в ст. Библиотеки союзных республик), хранилище древних рукописен Матенадаран; музеи - Гос. историч. музей Армении, Музей революции Арм. ССР, геологич., зоологич., Музей истории г. Еревана, Картинная галерея Армении, музей лит-ры и искусств им. Е. Чаренца, музей природы Армении, дома-музеи - X. Абовяна, М. Сарьяна, А. Исаакяна, А. Спендиарова, О. Туманяна, Е. Чаренца; 8 театров - Театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова, Драматич. театр им. Г. Сундукяна, Рус. драматич. театр им. К. С. Станиславского, Ереванский арм. драматич. театр, Театр музкомедии, Театр юного зрителя, Азерб. театр им. Дж. Джабарлы, Театр кукол; 65 клубных учреждений, 44 киноустановки; внешкольные учреждения - Дворец пионеров, станции юных техников и юных натуралистов, детская жел. дорога.

В Е. находятся респ. книжные изд-ва чАйастан" ("Армения"), "Луйс" ("Свет") и др., Респ. радио и телевидение, телецентр, Арм. телеграфное агентство (Арм. ТАГ). Выходят 11 респ. газет, а также журналы на арм., рус. и азерб. яз. (см. Армянская ССР, раздел Печать, радиовещание и телевидение), с 1957 выпускается городская вечерняя газета "Ерекоян Ереван" ("Вечерний Ереван") на арм. яз.



Здравоохранение. В 1970 было 37 больничных учреждений на 7,5 тыс. коек (9,5 койки на 1000 жит.), 90 врачебных амбулаторно-поликлинич. учреждений (в т. ч. поликлинич. отделения больниц и диспансеров); работали 4,9 тыс. врачей всех специальностей (1 врач на 162 жит.), 7,3 тыс. лиц ср. мед. персонала. 2 санатория и 1 туристич. база. Функционирует ин-т усовершенствования врачей и 8мед. н.-и. ин-тов. А. О. Геворкян.

Лит.: Акопян Т. X., История Еревана. (1801 - 1879 гг.), Ер., 1959; Симонян А. П., Ереван, Ер., 1965; Армения, М., 1966 (Серия "Советский Союз"); Яралов Ю. С., Ереван, М., 1960; Арутюнян В. М., Асратян М. М., Меликян А. А., Ереван, М., 1968. См. также лит. при ст. Армянская ССР.



ЕРЕВАНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Картинная галерея Армении, осн. в 1921 как отдел Гос. музея Армении (в 1931-35 отдел Культурно-ист. музея Армении, в 1935-47 самостоят. Музей изобразит. иск-в). В коллекции Е. к. г.-ок. 16 тыс. произв. изобразит. и декоративно-прикладного арм., рус., зап.-европ. и вост. иск-ва. В отделе арм. иск-ва - произв. А. Овнатаняна, И. К. Айвазовского, Г. 3. Башинджагяна, С. М. Агаджаняна, Э. П. Шаина, М. С. Сарьяна, Г. М. Гюрджяна, С. Л. Степаняна, А. М. Сарксяна, М. А. Асламазян, Э. М. Исабекяна, О. М. Зардаряна и др.; в отделе рус. иск-ва-работы Сил. Ф. Щедрина, К. П. Брюллова, И. Е. Репина, В. А. Серова, К. А. Сомова, А. Н. Бенуа, С. Т. Конёнкова, К. С. Петрова-Водкина, В. В. Кандинского, М. 3. Шагала и др.; в отделе зап.-европ. иск-ва - картины П. П. Рубенса, Ф. Друэ, О. Фрагонара, Г. Курбе и др.

Лит.: Государственная картинная галерея Армении, Ер., 1965.



ЕРЕВАНСКИЕ КУРЫ, породная группа кур мясо-яичного направления. Выведена в Армении в 1949-60 скрещиванием местных кур с петухами пород родайланд и австралорп. Хорошо приспособлена к местным условиям. Масса кур 2,2-2,4 кг, петухов 3,3-3,5 кг. Яйценоскость 160-180 яиц. Масса яиц 56- 57 г. В целях получения высокопродуктивных кур яйценоского направления и пром. гибридов для производства мясных цыплят Е. к. скрещивают с курами специализированных яйценоских и мясных линий. Разводят Е. к. в Арм. ССР.



ЕРЕВАНСКИЙ ЗООВЕТЕРИНАРНЫЙ ИНСТИТУТ, создан в 1931 на базе закавказских ветеринарного (осн. в 1928) и зоотехнич. (1930) ин-тов. В составе ин-та (1971): ф-ты - зоотехнич., ветеринарный (с очным и заочным обучением), технологии молока и молочных продуктов; аспирантура; 30 кафедр, ветеринарная клиника, 4 проблемные н.-и. лаборатории, уч. х-во, учебно-опытный завод, 2 музея, в б-ке 215 тыс. ед. хранения. В 1970/71 уч. г. в ин-те обучалось 2,6 тыс. студентов, работало ок. 200 преподавателей, в т. ч. 29 профессоров и докторов наук, 101 доцент и кандидат наук. Ин-ту предоставлено право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций. Издаёт "Труды" (с 1934, на рус. яз.).За годы существования Е. з. и. подготовил ок. 7 тыс. специалистов.



ЕРЕВАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ, осн. в 1922 как Ереванская высшая мед. школа, преобразованная в том же году в мед. ф-т Ереванского ун-та, в 1930 ф-т выделился в мед. ин-т. В составе Е. м. и. (1971): лечебный, сан.-гигиенич., педиатрич. и стоматологии, ф-ты (обучение на арм. и рус. яз.); аспирантура, клинич. ординатура, 58 кафедр, центральная н.-и., 20 проблемных и науч. лабораторий. В 1970/71 уч. г. в Е. м. и. обучалось 3,3 тыс. студентов, работало ок. 450 преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. 7 академиков и чл.-корр. АМН СССР и АН Арм. ССР, 65 профессоров и докторов наук, 235 доцентов и кандидатов наук. Ин-ту предоставлено право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций. Е. м. и. издаёт науч. и уч. лит-ру.

В 1922-70 ин-т подготовил св. 7,5 тыс. врачей.



ЕРЕВАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. К. Маркса, готовит инженеров, архитекторов и др. специалистов для различных отраслей пром-сти. Осн. в 1930 на базе технич. ф-тов Ереванского ун-та.

В составе Е. п. и. (1971) ф-ты: механи-ко-машиностроит., электротехнич., автоматики и вычислит. техники, химикотехнологич., строит., горно-металлургич., а также заочный и вечернее отделение; филиалы в Ленинакане, Кирова-кане; 87 кафедр, 12 н.-и. лабораторий, вычислит. центр; в б-ке ок. 600 тыс. томов. В 1970/71 уч. г. в ин-те обучалось ок. 18 тыс. студентов, работало 1350 преподавателей, в т. ч. 28 профессоров и докторов наук, 360 доцентов и кандидатов наук. Обучение ведётся на арм. и рус. языках. В Е. п. и. обучается также арм. молодёжь из Грузии, Азербайджана, с Северного Кавказа и из ряда зарубежных стран (Бл. Востока, Лат. Америки, Зап. Европы и др.). Ин-ту предоставлено право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций. С 1941 издаётся "Сборник научных трудов".

В 1930-71 ин-т подготовил ок. 18 тыс. специалистов. А. М. Гаспарян.

ЕРЕВАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, осн. в 1920. В составе ун-та (1971): ф-ты механико-математич., прикладной математики, физич., химия., биологич., филологич., историч., юридич., экономич., товароведения и экономики торговли, геологич., географич., востоковедения, подготовит. для иностр. граждан, повышения квалификации преподавателей вузов, переподготовки руководящих экономич. работников; вечернее, заочное и подготовительное отделения; аспирантура; 85 кафедр; объединённый с АН Арм. ССР вычислит. центр, н.-и. и проблемные лаборатории, межкафедральная лаборатория применения технич. средств и программированного обучения. В б-ке св. 1200 тыс. ед. хранения.

В 1970/71 уч. г. в ун-те обучалось ок. 13 тыс. студентов (в т. ч. из ГДР, Вьетнама, зарубежные армяне из Болгарии, Румынии, Венгрии, США, Англии, Франции, стран Бл. Востока и др.), работало св. 1200 научно-пед. работников, из них 30 академиков и чл.-корр. АН СССР и АН Арм. ССР, 90 профессоров и докторов наук, 320 доцентов и кандидатов наук. В ун-те преподавали видные учёные А. Манандян, Лео (А. Бабаханян), Р. Ачарян, М. Абегян, Гр. Капанцян и др. Ун-т издаёт на арм. и рус. языках "Научные труды" (с 1925), "Вестник", "Учёные записки" (оба с 1967). В 1920-71 ун-т подготовил св. 24 тыс. специалистов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1970).

С. Т. Ахумян.



ЕРЕВАНСКОЕ ХАНСТВО, основано в 1604 иранским шахом Аббасом I на терр. Вост. Армении. Торг. и ремесл. центром Е. х. стал г. Ереван. Первым правителем (беглербегом) был назначен полководец Амиргунахан (1604-28). С сер. 18 в. эта должность стала наследственной. Господств. форма землевладения - мюлькадарство. Мюлькадарами являлись иран. ханы, беки, арм. монастыри, арм. мелики, взимавшие с крестьян, помимо гос. налогов, налоги в свою пользу. Крестьяне отбывали барщину, несли различные повинности. Постоянные тур.-иран. войны разоряли Е. х., нарушали торг. связи, усиливали произвол местных властей. С нач. 18 в. борьба за нац. освобождение приняла особенно упорный характер.

В этой борьбе армяне были поддержаны грузинским царём Вахтангом VI, а также населением Гянджи (Зап. Азербайджан). Арм. повстанцы активно участвовали в борьбе меликств Сюника и Карабаха (1724-28) против тур. ига, в рус.-иран. войнах 1804-13, 1826-28 и рус.-тур. войне 1806-12 на стороне России, у к-рой армяне искали защиты от тур. и иран. ига. По Туркманчайскому договору 1828 Е. х. было присоединено к России.

Лит.: История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951;


ЕРЕМЕЕВ Константин Степанович (лит. псевд. Гудок, Гудок-Еремеев и др.) (6.6.1874- 28.1.1931), советский парт. и воен. деятель, журналист. Чл. Коммунистич. партии с 1896. Род. в крест. семье; рабочий. За революц. деятельность подвергался репрессиям; был в эмиграции. С 1910 работал в редакции "Звезды", с 1912- "Правды". В 1915 редактировал журн. "Вопросы страхования". Работал в Северо-Балтийской орг-ции большевиков. После Февр. революции 1917 чл. Бюро ЦК РСДРП. В дни Окт. вооруж. восстания чл. Петрогр. ВРК (входил в состав полевого штаба ВРК), возглавлял штурм Зимнего дворца в секторе Троицкий мост - Синий мост на Мойке. Участник подавления мятежей юнкеров и Керенского - Краснова. С дек. 1917 командующий войсками Петрогр. воен. округа. В 1918 участвовал в разгроме мятежа "левых" эсеров в Москве. В 1919-22 уполномоченный ВЦИК и ЦК РКП(б) по мобилизации в Красную Армию. Один из организаторов Госиздата, редактор "Рабочей газеты", первый редактор журн. "Крокодил" (1922-28) и др. С 1923 чл. РВС Балт. флота, с 1924 чл. РВС СССР, с 1925 нач. Политич. управления Балт. флота. На 13-м съезде РКП(б) (1924) избирался чл. ЦКК РКП(б). Делегат 14-го съезда ВКП(б). В 1926-29 представитель сов. торг. флота во Франции. В 1929-31 редактор журн. "Красная нива". Автор ряда работ об Октябрьской революции, Гражданской войне. Был членом Союза советских писателей. Похоронен на Марсовом поле в Ленинграде.

Соч.: Пережитое. Повести и рассказы, Петрозаводск, 1964.

Лит.: Большевик-правдист. Воспоминания о К. С. Еремееве, М., 1965; Кондратьев Ф. Г., К. Еремеев, Петрозаводск, 1964.


ЕРЁМЕНКО Андрей Иванович [2(14). 10.1892, с. Марковка, ныне Ворошиловградской обл., - 19.11. 1970, Москва], Маршал Сов. Союза (1955). Герой Сов. Союза (29.7.1944). Чл. КПСС с 1918. Род. в семье укр. крестьянина-бедняка. В 1913-17 служил в старой армии, участвовал в 1-й мировой войне рядовым. В 1918 организовал партиз. отряд, влившийся затем в части Красной Армии. Во время Гражд. войны 1918-20 на командных должностях. Окончил курсы усовершенствования комсостава (1925), политич. курсы при Военно-политич. академии (1931), Воен. академию им. Фрунзе (1935). Участвовал в освобождении Зап. Украины (1939) в должности командира кав. корпуса. Во время Великой Отечеств. войны командовал войсками Брянского фронта (авг.- окт. 1941), 4-й ударной армии (дек. 1941 - февр. 1942), Юго-Вост., Сталинградского и Южного (авг. 1942 - февр. 1943), Калининского (апр.- окт. 1943), 1-го Прибалт. (окт.- нояб. 1943) фронтов, Отдельной Приморской армии (февр.- апр. 1944), 2-го Прибалт. (апр. 1944 - февр. 1945) и 4-го Укр. (март - май 1945) фронтов. Участвовал в Московской и Сталинградской битвах, боях под Смоленском, освобождении Крыма, Прибалтики и Чехословакии. Был трижды ранен. После войны - командующий войсками Прикарпатского, Зап.-Сибирского и Сев.-Кавк. воен. округов (1945-58). С 1958 ген. инспектор Мин-ва обороны СССР. Канд. в чл. ЦК КПСС с 1956. Деп. Верх. Совета СССР 2-7-го созывов. Награждён 5 орденами Ленина, орденом Окт. Революции, 4 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, 7 иностр. орденами и медалями. Автор мемуаров "Годы возмездия. 1943-1945" (1969) и др. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

ЕРЕМЯН Сурен Тигранович [р. 28.3 (10.4).1908, Тбилиси], советский историк, акад. АН Арм. ССР (1963; чл.-корр. 1953), засл. деятель науки Арм. ССР (1961). Окончил Ереванский ун-т. Проф. (с 1955). С 1935 работал в Ин-те востоковедения АН СССР (Ленинград), с 1941 в Ин-те истории АН Арм. ССР. Был директором ин-та, возглавляет отдел древней и средневековой истории. Специалист по истории древней и средневековой Армении и истории всего Закавказья. Основные работы посвящены этногенезу армян, истории городов, вопросам периодизации истории народов Закавказья, проблемам социально-экономич. и политич. истории, историч. географии и картографии.

Основные черты общественного строя Армении в эллинистическую эпоху, "Известия АН Армянской ССР. Общественные науки". 1948, № 11; К вопросу об этногенезе армян, "Вопросы истории", 1952, № 7; Развитие городов и городской жизни в Древней Армении, "Вестник древней истории", 1953, № 3: Страна "Македония" надписи Кааба-и-Зардушт, "Вестник древней истории", 1967, №4; Армения по "Ашхарацуйц"-у, Ер., 1963 (на арм. яз.).

ЕРЕРУКСКАЯ БАЗИЛИКА, один из древнейших (5 в.) памятников армянской архитектуры, располож. вблизи пос. Анипемза Анийского р-на; 3-неф-ная, на 6-ступенчатом стилобате (низ стилобата 30 л X 40 м), с 4 выступающими на углах приделами, соединёнными друг с другом галереями. Илл. см. также т. 2, с. 242.



ЕРЕСИ (от греч. hairesis - особое вероучение, религ. секта), в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осуждённые церковью как "отклонившиеся") от офиц. церк. доктрины в области догматики и культа. В период господства религ. идеологии Е. являлись специфич. формой социального протеста. Наибольшего развития и обществ. значения Е. достигли в ср. века, когда сложилась духовная диктатура христ. церкви, освящавшей феод. строй божественным авторитетом и соединявшей с идейным господством огромное политич. и экономич. могущество, когда нападки на феодализм и феод. церковь принимали форму Е.

Е. в Рим. империи в период формирования христианства. В 1-2 вв. в процессе формирования христианства возникали течения, позднее осуждённые христ. церковью как Е. Уже Апокалипсис упоминает ряд сект внутри христианства 1 в.: николаиты, сторонники Иезавели и др. Последователи Е. 1 - 2 вв.- преим. представители нар. масс, их учение - протест против усиления в христианстве тенденций к образованию "богатой церкви"; таковы эбиониты и особенно монтанисты, проповедовавшие скорое наступление царства небесного на земле и выступавшие против монархич. епископата. Идейными корнями раннехрист. Е. являются иудаизм и особенно иудейское сектантство (напр., эссены, повлиявшие на эбионитов), неоплатонизм (учение Филона Александрийского). В 3 в., в период сплочения церк. организации и гонений на христианство, богословскофилос. разногласия отошли на задний план и центр. место заняли организац. споры, прежде всего по вопросу об отношении церкви к "отпавшим" от неё во время гонений лицам. Демократич. элементы христианства (Е. новациан, родственная монтанистам) настаивали на полном отвержении от церкви "отпавших", тогда как имущие круги были склонны терпимо относиться к тем, кто временно отрекался от Христа, опасаясь лишиться богатства или положения в обществе. Одновременно зародились Е. (монархиане, савеллиане и др.), предвещавшие христологич. и тринитарные споры (о природе Христа и о Троице).

Е. в Византии. В 4 в. христианство было признано офиц. религией империи, и с этого момента можно говорить о появлении Е. в собственном смысле слова. В союзе с гос. властью церковь получила материальную силу для преследования еретиков (ссылка, лишения гос. должностей, конфискация имущества, казнь). В 527 был издан указ против еретиков (к к-рым причислялись также иудеи и язычники), предписывавший им в трёхмесячный срок принять офиц. вероучение. Нек-рые Е. 4-7 вв. тесно смыкались с нар. движениями (донатизм, близкий к движению восставших в Африке циркумцеллионов); в них подчас пассивный социальный протест переплетался со стремлением к политич. независимости окраин империи (особенно монофиситство). Наиболее значит. Е. этого времени - арианство, несторианство, Е. монофиситов, монофелитов. Еретики выступали против офиц. догматов христ. церкви о троичности божества и богочеловечности Христа. Еретики, представляя Христа как подчинённое божество (ариане), видя в нём только человеческую (несториане) или только божественную (монофиситы) природу, по сути дела ставили под сомнение осн. догматы христианского богословия.

Идейные предпосылки этих Е. коренились в антич. рационализме, противоречившем концепциям относительно единства троицы или единства божеств. и человеч. природы в одном лице. С развитием феод. отношений Е. в Византии принимают преим. форму дуалистич. учений, резко противопоставляющих "испорченный" земной мир, созданный не богом, а злым началом, духовному слиянию с божеством. Социальные корни этой идеологии - протест нар. масс (прежде всего крестьянства) против эксплуатации. Осн. дуалистич. Е. в Византии - Е. павликиан, а также богомильство (распространённое, помимо Болгарии, преим. в зап. областях империи) - своими идейными истоками восходили к манихейству. Первоначально они были связаны с активным социальным протестом, но с 11-12 вв. в них всё более заметными становятся черты пассивного созерцатель-ства, мистицизма. Богомильство 14 в. подчас сближается с Е. исихастов. С 11 в. в Византия появились Е., выросшие на гор. почве и опиравшиеся на рационалистич. мировоззрение (учение Иоанна Итала, Евстратия Никейского, Сотири-ха и др.).

Е. в Зап. и Центр. Европе в средние века. В Зап. и Центр. Европе Е. приобрели широкое распространение, став важным фактором общественной жизни со 2-й половины 11 в., в связи с ростом городов. Развитие товарного производства, требовавшего от производителя энергии и инициативы, пробуждало известную критичность и независимость мышления. Развитию идейной оппозиции феодализму способствовал также рост самосознания и обществ. активности ср.-век. горожан, порождённый освободит. борьбой гор. коммун. Развитие товарно-ден. отношений в деревне вело и здесь к резкому обострению феод. противоречий и создавало почву для вовлечения крестьянства в потоки еретич. движений. Осн. Е. средневековья были гор. Е. (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361).

Районами наибольшего распространения Е. были области интенсивного гор. развития: Сев. Италия, Фландрия, Юж. Франция. Гл. объект нападок еретиков - богатство церкви, к-рому противопоставлялся идеал "апостольской бедности". Эта черта особенно ярко проявилась у вальденсов, апостоликов. Идеал общего равенства в нищете был реакцией против вопиющего феод. неравенства. Бессилие устранить царящее зло порождало дуалистич. доктрины восходивших к богомильству Е. (катары, альбигойцы), отвергавших "мир" - собственность, гос-во, церковь - как творение дьявола. С 12 в. возродились хилиастич. настроения (вера в тысячелетнее "царство божье" на земле). Хилиазм пытался в рамках религ. мировоззрения сконструировать какой-то позитивный идеал в будущем; большое влияние имели идеи Иоахима Флорского, получившие в 13-14 вв. значительное распространение в радикально-еретических кругах. Но только Долъчино в нач. 14 в. удалось преодолеть свойственную хилиазму пассивность и соединить хилиастич. идеал с открытым крестьянским восстанием против церкви и феодалов. Так возникала крест.-плебейская Е., к-рая почти всегда соединялась с восстанием. В крест.-плебейской Е. идея абстрактного равенства сынов божьих заменялась идеей социального равенства и даже частично равенства имуществ (лолларды и Джон Болл в Англии 14 в., табориты в гуситском революц. движении в Чехии 15 в.).

В отличие от крест.-плебейской Е., бюргерская Е. не покушалась на устои феод. порядка и ограничивалась нападками на феод. церковь. Она требовала удешевления церкви, упразднения замкнутого сословия духовенства, секуляризации церк. богатств, упрощения культа, ликвидации политич. власти папы и ка-толич. церкви вообще. Бюргерская Е. ярко воплотилась в учениях Арнольда Брешианского в Италии 12 в., Уиклифа в Англии 14 в., Гуса и чашников в Чехии 15 в. Обострение обществ. борьбы и политич. активизация масс привели к открытому конфликту между бюргерской Е. и крест.-плебейской, что ярко проявилось в гуситском движении. Бюргерская Е. явилась непосредственной предшественницей бюргерской церковно-реформа-ционной идеологии 16 в. (см. ст. Реформация), а крест.-плебейская Е.- предшественницей идеологии революц. масс в ранних бурж. революциях 16-17 вв. в Германии, Нидерландах, Англии. Значение еретич. движения в целом в истории зап. средневековья очень велико; Е. подрывали основы феодализма. По мере развития собственно политич. формы борьбы Е., в к-рых обществ. отношения и задачи классовой борьбы прикрывались религ. облачением, мешая прояснению клас. сознания угнетённых, становились тормозом освободит. движения масс.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., [Письмо] А. М. Горькому, [Вторая половина ноября, 1913], Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. А., Происхождение христианства, М., 1960; Сидорова Н. А., Народные еретические движения во Франции в XI -XII вв., в сб.: Средние века, в. 4, М., 1953; Бортник Н. А., Еретические секты в Италии первой пол. XIII в., там же, в. 10, М., 1957; Сказкин С. Д., Восстание Дольчино, "Преподавание истории в школе", 1949, № 4; Мansе11i R., Studi sulle eresie del secolo XII, Roma, 1953; Borst A., Die Katharer, Stuttg., 1953; Moyimenti religiosi popoiari ed eresie del Medioevo, в кн.: Storia del Medioevo, Firenze, [1955] (Relazioni del X Congresso Internazionale di scienze storiche, v. 3); Aegarter E., Les heresies du moyen age, P., 1939; Buttner Th., Werner E., Circumcellionen und Adamiten. Zwei Formen mittelalterischer Haeresie, В., 1959; Erbstosser M. und Wernеr Е., Ideolqgische Probleme des mittelalterischen Plebejertums. Die freigeistige Haresie und ihre sozialen Wurzeln, В., 1960.

А. П. Каждан. С. М. Стам.



ЕРЕСИ В РОССИИ, возникли с принятием христианства как протест нар. масс против насильств. христианизации и процесса феодализации. Антихристианскую и антицерк. окраску носили восстания смердов в Суздальской земле 1024 и 1071. Характерной чертой Е. 11-12 вв., получившей распространение среди крестьян-общинников и части низшего духовенства, являлось наличие в них языческих и сходных с богомильством (см. Богомильство) представлений. Первой Е., возникшей в рус. городах, было движение стригольников (сер. 14-1-я пол. 15 вв.) в Новгороде и Пскове. Происхождение названия этой Е. не установлено. Некоторые связывают его с ремесленными специальностями (стрижка сукна, цирюльничест-во), другие - с особым обрядом посвящения (специфич. стрижка). Активными участниками движения стригольников были посадские люди и низшее духовенство. Они отвергали всю церк. иерархию и монашество, весь "чин священнический", к-рый поставлялся за деньги, "по мзде", таинство "священства", а также таинства причащения, покаяния, крещения, исполнение к-рых сопровождалось большими поборами в пользу духовенства. Обличая продажность попов, их пороки и невежество, они требовали права религ. проповеди для мирян. В проповедях стригольников проступали и социальные мотивы, в них порицались богачи за порабощение свободных людей. Церковь жестоко расправилась с руководителями стригольников. Однако их учение продолжало бытовать в Новгороде, Пскове, а также в Твери, где в поддержку стригольников выступили епископы Фёдор Добрый и Евфимий Вислень.

Новый подъём еретич. движения в России наблюдался в конце 15 в. Его центром был по-прежнему Новгород. Иосиф Волоцкий называл основателем этого вида Е. некоего "жидовина Схарию", приехавшего в 1471 в Новгород из Литвы, а самих еретиков "жидовомудрствующими", произвольно вменяя им приверженность к иудаизму. Наименование новгородско-московских еретиков кон. 15 - нач. 16 вв. "жидовствующими", бытовавшее в дореволюц. лит-ре, отвергнуто сов. историками. Основной контингент новгородских еретиков составляли горожане, возглавляемые низшим духовенством. Идеологами движения были священники Денис и Алексей. Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церк. иерархию и обряды. Среди них проявлялись иконоборческие настроения, а нек-рые придерживались антитринитарских взглядов (см. Антитринитарии), подвергая критике с рационалистич. позиций основной догмат православия о троичности божества.

В кон. 15 - нач. 16 вв. еретич. движение распространилось на Москву. Здесь ок. сер. 80-х гг. 15 в. сложился кружок во главе с Фёдором Курицыным. Московская Е. носила более светский характер, чем новгородская. В ней участвовали Елена Стефановна, сноха Ивана III, представители гос. аппарата (нек-рые дьяки), купечества, профессиональные переписчики книг. Для моск. кружка характерен интерес к гуманистич. идеям. В своих произв. ("Лаодокийское послание", "Написание о грамоте") Ф. Курицын проводит мысль о свободе воли ("самовластии души"), достигаемой путём образования, грамотности. Новгородско-московские еретики поддерживали великокняж. власть против феод. раздробленности, выступали за секуляризацию церк. земель. Но боязнь распространения еретич. идей среди нар. масс и нужда в поддержке со стороны церкви в осуществлении внешнеполитич. планов заставили великокняж. власть отказаться от своих секуляризац. намерений и объединиться с церковниками. Против еретиков объединились и нестяжатели, и иосифляне.

Борьбу возглавил Иосиф Волоцкий, написавший ряд обличит. сочинений; жестоким гонителем еретиков был новгородский архиепископ Геннадий. Были казнены вожди новгородских стригольников Карп и Никита, погиб в темнице псковский монах Захар, низложены епископы Фёдор Добрый и Евфимий Вислень, изгнан из Ростова Маркиан, а Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплёв и Иван Максимов были сожжены. По соборным приговорам 1490, 1494, 1504 сжигались и уничтожались книги еретиков. Репрессии нач. 16 в. привели к ослаблению Е. Однако вместе с тем в нач. 16 в. шёл процесс самоопределения еретиков по социальному составу. Продолжавшиеся в условиях конспирации еретич. проповеди вызывали бурный протест со стороны апологетов воинствующего православия. Иосиф Волоцкий в 1511 писал великому московскому князю Василию III Ивановичу о том, что от еретических учений может погибнуть всё православное христианство.

Наибольшего развития Е. в России получили в сер. 16 в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Сев. Двине. Впервые в еретич. движении наряду с горожанами, низшим духовенством, отд. представителями дворянства приняли участие и крестьяне. Подъём движения в сер. 16 в. был вызван глубокими сдвигами в социально-экономич. и политич. жизни страны. В обстановке гор. восстаний и выступлений крестьян в деревне внутри движения наметилось размежевание на течения среди демокра-тич. слоев города и крест.-плебейское течение. Идеологом последнего выступил Феодосии Косой. Для созданного им "нового учения" характерны ярко выраженный антитринитаризм и радикализм социальных выводов: отрицались не только феод. церковь с её иерархией, догматами и обрядами, но и вся система феод. господства и подчинения. Феодосии Косой выступал против войн и провозглашал равенство всех народов. Он отвергал авторитет церкви и выдвигал учение о "разуме духовном", противостоящем "человеческим преданиям", о "боге живых" и православном "боге мертвых". Ф. Косой считал "спасение" человека делом его собственных рук и отказывал богу в спасительной жертве. Он объявлял религию внутренним миром человека. Е. Феодосия Косого была вершиной рус. еретич. мысли.

Официальные власти ополчились против Косого, но он избежал казни, укрывшись в Польше. Защиту интересов горожан взял на себя один из наиболее дальновидных представителей дворянства 16 в.- Матвей Башкин, также придерживавшийся антитринитарских взглядов, но более умеренный в социальных выводах. Анализируя Евангелия, Башкин отверг догмат о троице и признавал Христа простым человеком. Вследствие этого Башкин считал иконы подобными идолам и призывал заменить церковное покаяние отказом делать дурные дела. По доносу попа его схватили и заточили в монастырь. Новые веяния затронули даже писателей и деятелей культуры, далёких от того, чтобы сомневаться в догматах (И. С. Пересветов, Иван Фёдоров, Пётр Метиславец и др.). Подъём сер. 16 в. был бурным, но кратковременным. Воинствующие церковники при поддержке гос. власти подвергли вольнодумцев жестоким преследованиям. В 50-х гг. по инициативе митрополита Макария проводятся церк. соборы. Многие еретики были заключены в Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и др. монастыри или казнены во время опричнины. Этот разгром губительно сказался на дальнейшем развитии рус. обществ. мысли и культуры. С именами еретиков связаны выдающиеся памятники права и всемирной истории (труды Ивана-Волка Курицына и Ивана Чёрного). Крупный вклад внесли они в создание демократич. рус. языка и грамотности. Е. дали толчок мощному культурному движению, в к-ром проходило самоопределение русской гуманистич. мысли. В нач. 18 в. осн. комплекс идей, выработанных в сер. 16 в., в т. ч. и антитринитарских, встречается в учении Дмитрия Тверитинова. С развитием капиталистических элементов Е. стали вырождаться в религиозное сектантство.

Лит.: Голубинский Е., История русской церкви, т. 2, М., [1900]; Рыбаков Б. А., Воинствующие церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, №3-4; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв., М. - Л., 1955; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV- первой половине XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начале XVI вв., М. - Л., 1960; Будовниц И. У., Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв., М., 1966; Церковь в истории России (IX в. -1917 г.), М., 1967. В. И. Корецкий.



ЕРЖАР, посёлок гор. типа, центр Мир-зачульского р-на Сырдарьинской обл. Узб. ССР. Ж.-д. станция в 73 км к С.-З. от Гулистана. 14,2 тыс. жит. (1971). 3-ды: железобетонных изделий, хлопкоочистительный.



ЕРИК (тюрк.), термин, употребляемый на Ю. Европ. части СССР для названия: 1) протока, соединяющего реку или отдельные рукава с пойменным озером или пойменные озёра друг с другом; 2) ложбины временных потоков, образующихся на пойме при разливах реки.



ЕРИКА, эрика (Erica), род растений сем. вересковых. Полукустарники, кустарники или небольшие деревца. Нек-рые Е. сильно напоминают вереск и потому известны под назв. настоящий вереск. В отличие от последнего, венчик у Е. гораздо длиннее чашечки. В Юж. Африке произрастает ок. 500 видов Е., в Европе - ок. 15. В СССР 2 вида: Е. древовидная (Е. аrbоrеа), растущая только на мысе Пицунда (побережье Чёрного м.), и Е. крестолистная (Е. tetralix) - на побережье Балтийского м. Последний вид, а также Е. пепельно-серая (Е. cinerea) занимают большие пространства на болотистых местах в Зап. Европе. Мн. виды Е. разводят как декоративные; красивая плотная древесина нек-рых Е. идёт на изготовление курительных трубок.
[905-4.jpg]

Ерика крестолистная.



ЕРИКЕЕВ Ахмед Фазылович [3(16).12. 1902, дер. Улькунды, ныне Дуванский р-н Башк. АССР,- 15.9.1967, Москва], татарский советский поэт. Чл. КПСС с 1924. Окончил Ин-т журналистики в Москве (1930). Печатался с 1921. Е.- поэт-лирик и песенник. По тематике поэзия Е. разнообразна; наиболее популярные его песни посвящены Родине, родной республике, сов. молодёжи. Автор книг для детей. Переводил рус. поэтов на тат. язык. Деп. Верх. Совета СССР 2-3-го созывов. Награждён 3 орденами, а также медалями.

Соч. в рус. пер.: Стихи и песни, М., 1956; Стихотворения, М., 1962; Свет очей материнских, М., 1969.



ЕРКАЛНАДЕЙПУР, река в Ямало-Ненецком нац. окр. Тюменской обл. РСФСР, правая составляющая р. Айваседапур (басс. р. Пур). Дл. 423 км, пл. басс. 7210 км2. Берёт начало в вост. части возв. Сибирские Увалы, течёт сначала на 3., затем на С. Извилиста. Питание смешанное. Половодье в мае - июне, в конце лета и осенью дождевые паводки. Ср. расход воды ок. 60 м3/сек.

ЕРКИ, посёлок гор. типа в Катеринопольском р-не Черкасской обл. УССР, при слиянии pp. Шполка и Гнилой Тикич (басс. Юж. Буга). Ж.-д. ст. (Звенигородка) на линии Цветково - Христиновка. Ремонтный (оборудование для сахарной пром-сти), плодоовощной, консервный, щебёночный з-ды, птицекомбинат. Гранитный карьер.



ЕРМАК Тимофеевич (г. рожд. неизв.- ум. 6.8.1585), казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, положившего начало присоединению Сибири к России и её освоению. Купцы и промышленники Строгановы в 1558 получили первую жалованную грамоту на "камские изобильные места", в 1574 - на земли за Уралом по pp. Тура, Тобол и разрешение строить крепости на Оби и Иртыше. Ок. 1577 Строгановы пригласили Е. с отрядом для охраны своих владений от нападений сибирского хана Кучума.

В 1579 или 1581 Е. начал поход в глубь Сибири. После ряда побед над войсками Сибирского ханства отряд Е. в 3-дневном сражении (23-25 окт. 1582) на берегу Иртыша на мысе Подчуваш разбил гл. силы Кучума, остатки к-рых откочевали в степь. Отряд Е. 26 окт. занял столицу Сибирского ханства - Кашлык (в 17 км от Тобольска). Однако Кучум всё ещё сохранял значит. воен. силы. В ночь на 6 авг. 1585 Кучум неожиданно напал на отряд Е. и уничтожил его. Раненый, Е. пытался переплыть приток Иртыша р. Вагай, но из-за тяжёлой кольчуги утонул. Остатки его дружины под командой М. Мещеряка отступили из Кашлыка. Часть отряда Е. осталась зимовать в Обском городке. О Е. ещё в 16 в. были сложены песни, впоследствии его образ привлекал внимание мн. писателей и художников.

Лит.: Бахрушин С. В., Очерки по истории колонизации Сибири в XVI- XVII вв., в кн.; Научные труды, т. 3, ч. 1, М., 1955; История Сибири с древнейших времен до наших дней, т. 2, Л., 1968.

А. И. Копылов.



ЕРМАК, город (до 1961 - село) в Павлодарской обл. Казах. ССР. Пристань на р. Иртыш, в 33 км выше Павлодара. Конечная станция ж.-д. ветки (21 км) от линии Павлодар - Целиноград. 28 тыс. жит. (1970). 3-ды: ферросплавов, металлоконструкций, железобетонных изделий; Ермаковская ГРЭС. Общетехнич. ф-т Павлодарского индустриального ин-та, техникум физич. культуры, культ.-просвет. и мед. уч-ща. Близ Е. берёт начало канал Иртыш - Караганда.

"ЕРМАК", ледокол Арктич. флота СССР, назван в честь казачьего атамана Ермака Тимофеевича. Водоизмещение 8730 т, дл. 97,5 м, шир. 21,6 м. Построен в Ньюкасле (Великобритания); вступил в строй в 1899. Идея создания "Е." и руководство составлением технич. задания и его постройкой принадлежали С. О. Макарову. "Е." был первым в мире ледоколом, способным форсировать тяжёлые льды и обеспечивать безопасную проводку судов. Летом 1899 совершил первое плавание в Арктику под команд. С. О. Макарова, достигнув 81°28' с. ш.; за первые 12 лет провёл в Финском зал. св. 1000 судов. Участвовал в Ледовом походе Балтийского флота 1918. С 30-х гг. проводил большую работу в различных районах Сев. Ледовитого ок., в февр. 1938 участвовал в с