загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

бъёмов (здание телецентра в Каире, 1967, арх. Дж. Мо-мин). Современные конструкции и материалы (солнцезащитные и вентиляц. устройства, металлич. каркас, стекло, железобетон) иногда сочетаются с элементами араб. ср.-век. архитектуры (узорные решётки на балконах и окнах, орнаментальный декор).



Изобразительное искусство. Самые ранние из дошедших до нас произведений изобразит. искусства мусульм. Е. относятся к фатимидской эпохе: фрагменты фрески из бани в Фустате (10-11 вв., Музей исламского иск-ва, Каир), образцы резьбы по камню, дереву и слоновой кости с изображениями музыкантов, танцовщиков, всадников, сцен охоты, пиров и пр. (напр., фризы из Фатимидского дворца в Каире, кон. 10 - нач. 11 вв.; илл. см. т. 2, стр. 148), миниатюры (рисунок тушью с фигурами двух воинов, 11 в., Музей исламского иск-ва, Каир; илл. к рукописи "Макамат" аль-Харири, 1337, б-ка Бодли, Оксфорд). В стиле изображений сказываются традиции эллинистич. и коптского иск-ва, чувствуется внимание художника к натуре. В декоративно-прикладном иск-ве ср.-век. Е. особое развитие получили: ткани с вышитым тканым или набивным узором (гос. мануфактуры-"тиразы" в Александрии, Тиннисе, Думьяте и др.); керамика с росписью люстром (9-12 вв., Фустат) и цветными глазурями; гранёные и гравиров. сосуды из горного хрусталя (10-12 вв.); изделия из стекла с росписью цветными эмалями (лампы для мечетей, 13-15 вв.); изделия из металла - бронз. фигуры ("грифон", 11 -12 вв., Кампо-санто, Пиза), утварь с изящной гравировкой, инкрустацией и резьбой (13-15 вв.); резьба по дереву (переносные михрабы, минбары, подставки для Корана). Во всех видах егип. араб. иск-ва важнейшая роль принадлежит орнаменту и каллиграфии. В узоры на изделиях 10-12 вв. часто включены изображения людей и животных, в то время как в последующие периоды преобладают арабески.

В кон. 19 - нач. 20 вв., с развитием нац.-освободит. движения, в Е. возникает новое изобразит. иск-во. Его становление связано, с одной стороны, с освоением опыта европ. иск-ва нового времени, а с другой - с попытками возродить традиции древних мастеров. Крупнейший егип. скульптор Махмуд Мухтар учился у франц. скульпторов и одновременно изучал др.-егип. скульптуру. Его произв., пронизанные патетикой патриотич. идей, показали возможности творч. переосмысления древних традиций в совр. формах (монумент "Пробуждение Египта" в Каире, 1919-28). В области живописи, испытавшей влияние импрессионизма и фовизма, а также итал. и франц. академизма, основателями совр. егип. школы стали Мухаммед Наги (реалистич., сочные по колориту станковые жанровые картины и пейзажи, а также настенные панно), Махмуд Саид (красочные полотна на темы жизни простых египтян) и Ахмед Сабри (реалистич. портреты). Революция 1952, социальные преобразования 50-60-х гг. дали новый импульс развитию иск-ва политич. плаката, карикатуры.

Расширяется роль станковой графики, книжной иллюстрации. Возникает самостоятельная живописная школа в Александрии (Сейф Уанли, Эдхем Уанли и др.). Расцветает творчество самобытного егип. скульптора Гамаля ас-Сагини, автора аллегорич. рельефов "Мир и война между небом и землёй" (1954), "Свобода" (1956) и др. На первый план выступает тема борьбы за свободу и независимость (плакат Абд аль-Вафи "Воин, защищающий свободу"). Мухаммед Овейс посвящает свои картины эпизодам из жизни рабочих. Жизнеутверждающие полотна Инжи Эфлатун воспевают красоту родной земли и труд феллаха. Живописец и керамист Саид Абдель Рассул жанровый сюжет трактует как декоративную композицию. Исмаил Таха, стремясь провести прямую связь совр. иск-ва Е. с древним, использует для создания модернистич. картин ком-позиц. приёмы др.-егип. фрески. Скульпторы Ахмед Осман, Диа ас-Сакаф и др. обращаются к реалистич. методу воплощения нац. темы. Часть молодых художников направляет свои поиски по пути абстракционизма и др. модернистич. течений. Продолжают развиваться традиц. виды прикладного иск-ва: резьба по металлу, дереву и кости, ювелирное дело, ткачество, керамика.

Илл. см. на вклейках-к стр. 56-57, табл. VI, VII, VIII (стр. 64-65).

Лит.: Веймарн Б., Искусство арабских стран, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М.. 1965; его же, Прогрессивное искусство стран Арабского Востока, "Художник", 1971, № 1; Воронина В. Л., Архитектура арабских стран, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 8, М., 1969. См. также лит. при ст. Арабская культура.

XV. Музыка

Совр. егип. музыка - результат взаимодействия муз. культур ряда народов Бл. Востока. Она разнородна, во мн. случаях сохраняет черты, унаследованные от Др. Египта (см. Египет Древний, раздел Музыка). Со времени завоевания Е. арабами (7 в.) распространение получили напевы, основанные на четвертитон-ном строе, особое значение приобрели макамы - вокальные инструм. сюиты, отразившие традиции нар. проф. музыки. В ср. века в Е. работали выдающиеся теоретики и исполнители - Ибн аль-Хайтан (11 в.), аль-Мусаббихи (11 в.), А. Умайя (12 в.), Ибн Сана аль-Мульк, Алам-ад-дин Куайсар, ан-Нувайри (14 в.), аль-Магрази (15 в.) и др. (см. также Арабская культура, раздел Музыка). С 16 в. развитие араб. музыки затормозилось вследствие длит. иноземного господства. С кон. 18 - нач. 19 вв. в Е. проникают европ. муз. влияния, муз. жизнь оживляется, возникают частные муз. школы и воен. оркестры европ. образца. Одновременно предпринимаются попытки возрождения нац. иск-ва. Среди музыкантов 19 в. известны композитор Мухаммед аль-Каббани, лютнист Ахмед аль-Лайти, флейтист Амин Бузари, певцы Мустафа аль-Аггады, Абд аль-Хамули, Хаттаб аль-Кануни, Мухаммед Осман, историк музыки Мухаммед Шихаб аль-Мульк- В 1869 в Каире открылся т-р Оперы - первый на афр. континенте, однако спектакли ставились силами гастролёров. Брит. оккупация и установление колон. режима тормозили развитие нац. искусства. Тем не менее в 1920-е гг. приобрело известность творчество основоположника новой егип. музыки Сейида Дервиша. В 1927 по инициативе композитора Абу Бакра Хайрата основано Муз. об-во, в 1929 открылся Ин-т арабской музыки, в 1935 - Муз. женский ин-т. Делались попытки создания симф. оркестра. В 1932 состоялся конгресс араб. музыки. Однако гос-во не поддерживало развитие нац. муз. культуры.

В результате революции 1952 создались предпосылки для развития нац. культуры. При активной помощи мастеров иск-ва СССР и др. социалистич. стран началась подготовка нац. кадров музыкантов-исполнителей, артистов оперы и балета. Среди виднейших композиторов - Абд аль-Ваххаб, Фарид аль-Атраш, Ахмед Саад-ад-дин, Абд аль-Хаким Хафиз, Абд аль-Халим Нуэйр, Мухаммед аль-Муги, Ибрахим Хаггаг, Хасан Рашид, Азиз Шаван и др. В Каире работают: Высший муз. комитет, Союз проф. музыкантов (осн. 1955), Ансамбль нар. иск-ва (осн. 1962), Гос. ансамбль танца, Ансамбль фольклорного танца, Муз. академия (консерватория, осн. 1959), Высший балетный ин-т (осн. 1966), муз. и хореогра-фич. школы, Высшая муз. школа (центр изучения нац. музыки).

Лит.: Объединенная Арабская Республика, М., 1968, с. 365-77.

Л. Г. Гинзбург, Я. М. Платек.

XVI. Драматический театр

В 1-й пол. 19 в. в Е. были распространены представления мухаббизиков (скоморохов) - острословов, к-рые на площадях, рынках и др. выступали с сатирич. сценками, смешили и веселили народ. В стране действовали многочисленные полулюбительские балаганные труппы, выступавшие на нар. празднествах. Знакомство с европ. театральным иск-вом в Е. связано с периодом егип. экспедиции Наполеона (1798-1801). В начале 70-х гг. в здании каирской Оперы ставились и драматические спектакли, пока ещё с участием актёров-гастролёров. В 70-х гг. возник профессиональный театр.

В конце 19 в. среди интеллигенции и особенно учащейся молодёжи создавались многочисленные любительские театральные коллективы. В кон. 19 - нач. 20 вв. профессиональные труппы возглавляли Якуб Санну, Селим Наккаш, Сулей-ман аль-Кардахи, Искандер Фарах, Адиб Исхак, Мухаммед Осман Галлаль (каждый из них был одновременно драматургом, режиссёром, актёром и, как правило, владельцем труппы). В этих труппах выросли многие египетские актёры, в т. ч. Салама аль-Хигази и др. Большое значение для развития театра имели переводы произв. мировой драматургии - Мольера, У. Шекспира, П. Корнеля и др. (события и действие пьесы приспосабливались к нравам и быту мусульман).

Во 2-м десятилетни 20 в. театр вступил в более зрелый период развития. К этому времени в культурной жизни страны наметились значит. сдвиги. Жорж Абьяд, получивший театр. образование во Франции, создал труппу, к-рая в 1912 показала "Отелло" (в здании театра Оперы). Возникли театр. труппы, к-рыми руководили Али Кассар, Азиз Ид, Нагиб ар-Рейхани и др. Ставились историч. драмы, призванные пробуждать нац. самосознание,- пьесы "Султан Салах-ад-дин и Иерусалимское королевство" Антуна Фараха (1914) и "Герои Эль-Мансуры" Ибрахима Рамси (1915), рассказывающие о борьбе арабов с крестоносцами. Подъём нац.-освободит. движения 1919-21 способствовал дальнейшему развитию театра. Популярность приобрела пьеса, направленная против англ. колонизаторов "Незваный гость" Тауфика аль-Хакима (1918). В 1919 он создал труппу, к-рая успешно работала в течение мн. лет и к кон. 60-х гг. стала одной из популярных в Каире. В 20-х гг. число театральных трупп увеличилось (муз.-драматич. театр Сейида Дервиша и Муниры Махдии, осн. в 1920, и драматич. театр "Рамсес", осн. в 1924). В 30-е гг. организован Высший комитет по развитию араб. театр. иск-ва; в 1935 - первая гос. Нац. труппа. В 1944 создан Арабский институт театра.

Революция 1952 способствовала развитию театрального искусства. Становление национальной драматургии стимулировало также организацию сети театральных трупп (государственных и частных), создание стационарных театров. С 1958 в Каире открыт театр кукол, который имеет две труппы - одна выступает в городе, другая гастролирует по стране. В 1961 в Каире построено театр. здание "Аль-Гумхурия", где используется совр. театр. техника. Среди др. театр. зданий Каира - театр "Аль-Эзбския" (с 1920). К 1965 определились важнейшие театр. коллективы: Нац. театр, Всемирный, "Масрах аль-Гейб", Тауфика аль-Хакима, Комедии. Известные деятели театра - Ахмед Алям, Хусейн Рияд, Аббас Фарис, Фуад Шафик, Амина Ризк, Альвия Гамиль и др. В репертуаре театров пьесы Тауфика аль-Хакима, Ахмеда Шауки, Азиза Абазы и др., а также переводная классик, драматургия. Второй театр. центр - Александрия. Театры имеются и в гг. Даманхур, Танта, Порт-Саид и др. В Каире функционирует Ин-т театр. иск-ва, созд. в 1952 (на основе Араб. ин-та театра), где работают ф-ты - актёрский, драматургии, декорации и техники сцены. Среди исследователей театра наиболее известны Мухаммед Теймур, Мухаммед Мандур, Луис Аввад и др. В 60-х - нач. 70-х гг. издавался журнал "Аль-Масрах" ("Театр").

В 1970 в стране начал работать Нац. цирк.

Лит.: Мухаммед Макду Р, Аль-Масрах Кахира (Египетский театр). Каир. 1958: Landau J. M.. Studies in the Arab theater and cinema, Phil., [1958].

Т. Д.Балътерманц.

XVII. Кино

С 1897 иностр. режиссёры и операторы снимали отд. короткометр. хроникальные, а с 1917 и игровые фильмы. В 1925 построена первая киностудия "Миср" в Каире. С 1927 кинопроиз-во приобрело систсматич. характер. Осн. кинопродукция 1930-х гг.- муз. фильмы, создававшиеся при участии известных певцов и композиторов (Абд аль-Ваххаб, Умм Кульсум и др.). В 40-е гг. впервые появились кинокартины (экранизации лит. произв., нац. легенд, фильмы на историч. и совр. сюжеты, осуществлённые реж. Ахмедом Бадрханом, Салахом Абу Сейфом, Хусейном Сидки и др.), к-рые пробуждали патриотические чувства, призывали к борьбе с империалистами. С 50-х гг. развивается новая для егип. киноиск-ва тематика: ставятся фильмы, посвященные социальным и культурным преобразованиям, изменениям в сознании людей: "Джамиля" (1959), "Земля" (1968) (реж. обоих фильмов Юсеф Шахин); "Верни мне жизнь" (1966, реж. Нураддин Зульфакар; в сов. прокате -"Снова живой"), "Люди на Ниле" (1970, реж. Шахин; совм. с СССР), "Мумия" (1971, реж. Азиз Фахми) и др. Обличит. документами стали кинокартины о последствиях израильской агрессии на Араб. Востоке. Одновременно выпускаются фильмы в традиц. жанрах мелодрамы, комедии, развлекательные мул. ленты. В кино снимаются актёры: Фатен Хамама, Ахмед Хамди, Шадия, Фарид Шауки, Мадиха Юсри, Самиха Аюб, Фуад Мухандис, Хусейн Исмаил и др. Кинематография АРЕ - самая развитая среди араб. стран. Ежегодно выпускается 50-60 художеств. кинокартин. Имеется св. 300 кинотеатров.

Лит.:Кино, в кн.: Объединенная Арабская Республика, М., 1968, с. 348-57.



ЕГИПЕТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1798- 1801, поход французской армии во главе с ген. Наполеоном Бонапартом в Египет (входил в состав Османской империи, но фактически управлялся мамлюками). Е. э. была предпринята пр-вом директории с целью завоевания Египта и подготовки базы для удара по англ. владениям в Индии.

19 мая 1798 франц. эскадра с десантными войсками (38 тыс. чел.) вышла из Тулона и после кратковременной остановки у о. Мальта (был присоединён Бонапартом к франц. владениям) 30 июня высадилась в районе Александрии. 21 июля Бонапарт разбил мамлюкское войско в сражении у пирамид, затем франц. армия заняла Каир. В начале августа франц. флот был уничтожен при Абукире англ. адмиралом Г. Нельсоном, и экспедиционная армия оказалась отрезанной от Европы. В сент. 1798 тур. султан Селим III объявил Франции войну. В янв. 1799 Турция подписала союзные договоры с Россией и Великобританией и т. о. вступила во 2-ю антифранц. коалицию.

Франц. власти установили в Египте жестокий оккупационный режим, обложили население налогами, производили реквизиции, захватывали земли и пр. Всё это вызывало многочисл. восстания (крупнейшее из них - Каирское восстание 21-23 окт. 1798), жестоко подавлявшиеся франц. войсками. В нач. 1799 Бонапарт, стремившийся предотвратить наступление тур. армии, предпринял поход в Сирию, но после неудачной осады Акки (её обороной руководил Джеззарпаша) был вынужден возвратиться в Египет. Несмотря на победу (25 июля 1799) над англо-тур. десантом в Абукире, положение франц. армии в Египте было безнадёжным. Это, а также неустойчивость внутриполитич. положения во Франции заставили Бонапарта бросить армию и уехать во Францию. Сменивший его ген. Ж. Б. Клебер заключил в янв. 1800 перемирие с Великобританией и Турцией, к-рые обещали ему предоставить суда для перевозки франц. войск на родину. Однако англ. требование о разоружении франц. армии сорвало перемирие. 20 марта 1800 Клебер разгромил при Гелиополе пришедшую из Сирии тур. армию и изгнал остатки её из Египта. Вскоре в Египте вспыхнуло новое антифранц. восстание, подавленное франц. войсками. Позиции франц. армии в Египте были ослаблены действиями рус. эскадры в Средиземном м. (см. Средиземноморский поход Ушакова 1798-1800). Преемник Клебера (убитого 14-июня 1800) Ж. Мену после неудачных сражений с высадившимися в Египте весной 1801 англичанами вынужден был подписать соглашение о капитуляции. В сент. 1801 остатки франц. армии покинули Египет.

Лит.: Тарле Е. В., Наполеон, М., 1957; Луцкий В. Б., Новая история арабских стран, 2 над., М., 1Э66, гл. 2; Фильштинский И. М., Каирские восстания 1798 -1800 гг. и описание их в хронике Абд ар-Рахмана Аль-Джабарти. "Советское востоконедение", 1938, № 3: А Л-Д жабарти 'Абд аР-Рахман, Египет в период экспедиции Бонапарта (1708 - 1801). пер. с араб., М.. 1962; Наnоtaux G., Histoire de la nation cgyptienne v. 5, P.. 1934; HeroId J. Ch., Bonaparte in Egypt. L., [1962].



ЕГИПЕТСКИЕ ВОССТАНИЯ 1919, 1921, нац.-освободит. восстания сгип. народа против англ. колонизаторов, происшедшие под влиянием Окт. социалистич. революции в России. Восстанию 1919 предшествовала массовая демонстрация в Каире 9 марта против ареста руководителя партии "Вафд". С. Заглула. 10 марта рабочие Каира начали забастовку. Расстрел участников забастовки и демонстрации английскими войсками (11 марта 1919) вызвал общеегип. восстание, охватившее 12 марта почти весь Египет. К 18 марта в Верх. Египте все англ. гарнизоны были изгнаны или осаждены; в Ниж. Египте повстанцы освободили значит. часть районов. Во мн. городах и деревнях были созданы органы революц. власти. Сосредоточив в Египте большую армию, англ. империалисты подавили восстание. Отдельные бои продолжались до конца апреля, а в сент.- ноябре 1919 произошли крупные революц. бои в Каире и Александрии. 23 дек. 1921 вспыхнуло новое антианглийское восстание. Оно продолжалось до нач. 1922. Е. в. 1919 и 1921, хотя и были подавлены, по нанесли английскому господству в Египте серьёзный удар. В фсвр. 1922 Великобритания отказалась от протектората над Египтом и формально признала его независимость.



ЕГИПЕТСКИЕ КРИЗИСЫ 1831-33 и 1839-41, возникли в связи с борьбой егип. паши Мухаммеда Али против тур. султана за свою самостоятельность и расширение владений за счёт ослабевшей Османской империи. Первый Е. к. возник осенью 1831, когда Мухаммед Али начал войну против султана Махмуда П. Егип. войска под командованием Ибрахима-паши заняли Палестину, Сирию, Киликию, разбили тур. армию у Коньи (11 дек. 1832) и стали продвигаться к Стамбулу. Махмуд II, не получив помощи, к-рую он просил у зап.-европ. держав, обратился к России. Прибытие рус. десанта на Босфор весной 1833 укрепило позиции султана и остановило наступление египтян, но вмешательство Великобритании и Франции, опасавшихся усиления позиции России в Османской империи, побудило султана заключить с Мухаммедом Али т. н. Кютахийское соглашение, по к-рому под власть Мухаммеда Али в обмен на формальное признание им сюзеренитета султана переходили вместе с Египтом Сирия, Палестина и Аданский пашалык.

После подписания Ункяр-Искелесийского договора 1833 рус. войска были выведены из Турции. Второй Е. к., вызванный неудовлетворённостью обеих сторон Кютахийским соглашением, начался наступлением тур. войск против Египта. В первом же сражении (у Низипа 24 июня 1839) они были разгромлены, а тур. флот перешёл на сторону егип. паши. Однако в конфликт вмешались европ. державы; за исключением Франции, они поддерживали султана. Положение Мухаммеда Али осложнялось тем, что в Сирии, Ливане, Палестине начались восстания против египетского господства. В сент. 1840 флоты и десантные части Великобритании, Австрии и Турции разбили египетские войска и вытеснили их из Сирии. Под угрозой вторжения армий европейских стран в Египет Мухаммед Али капитулировал. Указами султана (с 1839 Абдул-Меджид) от 13 февр. и 1 июня 1841 Мухаммед Али был признан наследственным правителем Египта и Вост. Судана, но лишён всех остальных владений; египетская армия была сокращена до 18 тыс. чел.

Лит.: Муравьев Н. Н., Турция и Египет в 1832 - 1833 годах, т. 4-Русские на Босфоре, М., 1869; Еремеева Т. В., Заключительный этап египетского кризиса 1831 - 1833 гг. н великие державы, "Уч. зап. по новой и новейшей истории", 1956, в. 2; Луцкий В. Б., Новая история арабских стран, 2 изд., М., 1966, гл. 8.

ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ, Египетский национальный музей, в Каире, осн. в 1858 франц. учёным-египтологом О. Мариетом. Один из гл. центров изучения др.-егип. иск-ва. Богатейшее собрание памятников иск-ва и культуры Др. Египта; в их числе находки из развалин г. Ахетатон и гробницы фараона Тутанхамона, статуи фараонов Хефрена, Аме-немхета III, царевича Каапера и др. Организует археол. раскопки. С кон. 19 в. выпускает серию каталогов различных разделов коллекции. В 1858-91-Булак-ский музей, в 1891 -1900 - Гизехский, с 1900 - Е. м.

Лит.: The Egyptian museum..., Cairo, 1956.



ЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК, язык древних египтян, обитателей долины Нила. Вместе с происходящим от него коптским входит в семито-хамитскую семью языков. Е. я. (мёртвый язык с 5 в. н. э.) - один из древнейших культурных языков мира. Первые письменные памятники Е. я. относятся к рубежу 4-3-го тыс. до н. э., последние - к 5 в. н. э. На протяжении 35 веков Е. я. существенно изменялся. В его развитии различают следующие периоды: староегипетский язык (30-22 вв. до н. э.); среднеегипетский язык (22-16 вв. до н. э.); новоегипетский язык (16-8 вв. до н. э.); демотический язык (8 в. до н. э.- 5 в. н. э.). Около 3 в. н. э. начинает складываться коптский язык.

Фонетич. состав Е. я. сравнительно мало изучен: согласные известны, гласные нет, т. к. на письме они не обозначались. Гласные в открытом слоге - долгие, в закрытом - краткие. Ударение падало на последний и предпоследний слоги. Существительные имели два рода - мужской и женский, три числа - единственное, двойственное и множественное. Падежные формы в Е. я. не выражались средствами аффиксации. Падежи были аналитическими, т. е. выражались предложными группами. Прилагательные делились на качественные и нисби (относительные), числительные - на количеств. и порядковые. Глаголы в Е. я. делились на переходные, такие, к-рые могли быть переходными и непереходными, и непереходные, имели два залога-действительный и страдательный. Повелительное и неопределённое наклонения имели морфологич. признаки. Категория времени в Е. я. в ранний период отсутствовала. Формы глагола выражали действие или состояние, однократность и многократность, краткость и длительность. В поздний период развития Е. я. нек-рые формы стали б. или м. систематически употребляться для периодизации времени и постепенно приобрели оттенок временного значения. Основой классификации предложений в Е. я. служит сказуемое, к-рое может быть выражено глаголом, а также нек-рыми др. частями речи. Поэтому в Е. я. различаются предложения глагольные и неглагольные.

Лит.:Коростовцев М., Египетский язык, М:, 1961; Петровский Н. С., Египетский язык. Л., 1958; Spiеgе1berg W., Demotische Grammatik, Hdlb., 1925; Erman A., Agyptische Grammatik, В., 1928; его же, Neuaegyptische Grammatik, Lpz., 1933; Lexa F., Grammaire demotique, Praha, 1949 - 50; Lefebvre G., Grammaire de 1'egyptien classique, Le Caire, 1955; Gardiner A., Egyptian Grammar, L,, 1957. М. А. Коростовцев.

ЕГИПЕТСКОЕ ПИСЬМО, одна из древнейших в мире систем письма, имевшая три разновидности: иероглифическую, иератическую и демотическую (эти термины заимствованы у древних греков). Основной и древнейшей разновидностью были иероглифы, т. е. знаки, изображавшие людей, животных, растения, здания, орудия и др. предметы. Большинство иероглифов было фонограммами, они обозначали либо сочетание двух или трёх согласных звуков (напр., рг, mn, dd, sdm, shm), либо отд. согласные звуки (напр., k, r, f, b - всего 24). Гласные звуки в иероглифич. письме совершенно не обозначались. Наряду с фонограммами среди иероглифов были и идеограммы, т. е. знаки, обозначавшие отд. слова и понятия. Иероглифич. письмо комбинировало фонограммы и идеограммы по определённым правилам. Наиболее употребительны были ок. 700 иероглифов. В поздние периоды истории Египта, особенно в греко-римское время, число их возросло. Древнейшие иероглифич. тексты относятся к 32 в. до н. э., позднейшие к 3 в. н. э. Из иероглифич. письма развился курсив - иератика, знаки последней потеряли первонач. картинный характер. Иератика на протяжении мн. веков употреблялась для писания на папирусе текстов разнообразного содержания. В 8-7 вв. до н. э. появляется новый курсив - демотика. Демотика отличается от иератики гораздо большей кур-сивностью и обилием лигатур, что затрудняет чтение демотич. текстов. Последние демотич. тексты относятся к 5 в. н. э.

Лит.: Петровский Н. С., Египетский язык, Л., 1958; Erman A., Die Hie-roglyphen. В., 1912; Lасau P., Sur le systeme hieroglyphique, Le Cairo, 1954; Mо1ler G., Hieratische Palaographie, Bd 1 - 4, Lpz., 1921-36; Еriсhsen W., Auswahl fruhdemotischen Texte, H. 1-3, Kbh., 1950. М. А. Коростовцев.



ЕГИПЕТСКО-ТУРЕЦКИЕ КОНФЛИКТЫ, военные столкновения между пашой (правителем) Египта Мухаммедом Али и тур. султаном в 1831-33 и 1839-41; см. Египетские кризисы.

ЕГИПТОЛОГИЯ, комплексная наука, изучающая язык и письмо, историю, культуру и археол. памятники Египта Древнего; является отраслью востоковедения. Днём основания Е. принято считать 22 сент. 1822, когда франц. учёный Ф. Шамполъон, положивший начало Е. как науке, сделал сообщение в Академии надписей в Париже о результатах своих исследований по дешифровке егип. иероглифич. письма. Изучая тексты т. н. Розеттского камня и нек-рых др. памятников, он нашёл ключ к чтению егип. письма и в дальнейшем составил первые грамматику и словарь егип. яз. Попытки дешифровки егип. иероглифов предпринимались в течение 18 - нач. 19 вв. швед. ориенталистом И. Д. Окерблатом, франц. арабистом Сильвестром де Саси, дат. учёным Соэга, англ. физиком Т. Юнгом и др., но все они оказались безуспешными. Соэга удалось определить, что имена фараонов в текстах окружаются рамкой (картушем), Юнгу - установить значение неск. знаков.

В 1828-30 Шампольон возглавил экспедицию в Египет, где собрал множество памятников, дав первое их науч. описание. Преемники Шампольона -представители т. н. старой школы: И. Роселлини (Италия), Р. Лепсиус, Г. Бругш, Г. Эберс (Германия), Э. де Руже, Ф. Шаба (Франция) и др.- продолжили описание и изучение памятников Древнего Египта (многотомные публикации Роселлини и Лепсиуса до сих пор не утратили значения), разработку проблем языка, письма и особенно истории Египта. Бруг-шу принадлежит заслуга дешифровки демотического (курсивного) письма. С 1851 начались систематич. раскопки в Египте: франц. учёный О. Мариет раскопал в Саккаре, близ Мемфиса, подземный некрополь с захоронением священных быков-аписов и др. памятники. Им были основаны Египетский музей и "Служба древностей".

Огромно значение для развития Е. т. н. берлинской школы, возникшей в 90-х гг. 19 в. Основанная А. Эрманом, она имела преим. филологич. направление. Эрман и его ученики в Германии И вне её поставили изучение егип. яз. и письма на строго науч. почву и создали основополагающие труды в егип. филологии, в т. ч. многотомный словарь егип. яз. (составители А. Эрман и Г. Трапов), егип. и новоегип. грамматики (Эрман), фундаментальное исследование о глаголе (нем. учёный К. Зете) и мн. др. Ими же было предпринято новое, кри-тич. издание егип. текстов. Во Франции школу египтологов возглавил Г. Масперо, сменивший в 1881 О. Мариета на посту директора "Службы древностей". В 1881 он обследовал тайник царских мумий XVII - XXII династий в Дейр-эль-Бахари. В последние десятилетия 19- нач. 20 вв. франц. археолог Ж. де Морган и англ. археолог У. Питри Флиндерс открыли памятники додинастич. и раннединастич. эпох, начав таким образом изучение древнейшего периода Египта. Питри Флиндерс раскопал также ряд городов (Кахун, Навкратис и др.) и погребения фараонов XII династии.

В России Е. интересовались уже с 1-й половины 19 в. Декабрист Г. С. Батеньков в 1824 вкратце изложил труд Шампольона "Очерк иероглифической системы", а 10 января 1827 Шампольон был избран почётным чл. Императорской АН. В 1826 Императорская АН приобрела в Милане большую коллекцию егип. древностей, к-рая в 1862 была передана в Эрмитаж и стала основой егип. собрания Эрмитажа. В последней четв. 19 в. рус. египтолог В. С. Голенищев предпринял ряд экспедиций в Египет, где скопировал надписи и собрал большую коллекцию егип. древностей, лёгшую в основу собрания Музея изобразит. искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Он открыл и опубликовал ряд уникальных текстов (папирусы Эрмитажа 1115 А, 1116 А и Б, "Злоключения Унуамуна" и др.). Им была основана кафедра египтологии Каирского ун-та. С 1887 рус. египтолог О. Э. Лемм открыл курс Е. в Петерб. ун-те; с 1896 этот курс вёл Б. А. Тураев, являющийся автором множества ценных трудов по истории религии, лит-ре Др. Египта, а также создателем рус. школы египтологов, к к-рой принадлежали И. М. Волков, А. Л. Коцейовский, В. М. Викентьев, Н. Д. Флиттнер, В. В. Струве - авторы ряда публикаций по истории религии, материальной культуры и искусства (печатались до 1917 преим. в "Записках русского археологического общества").

На основании открытых и изученных археологами и филологами памятников стало возможным изложение истории др.-егип. общества. Если в первых обобщающих трудах (напр., у Бругша) оно изображалось статичным и неизменным, то в дальнейшем (с кон. 19 в.) начинает учитываться динамика социального и культурного развития Др. Египта. Г. Ма-сперо ввёл принцип строгой историчности. Нем. учёные Эрман и Г. Ранке подробно осветили различные этапы в истории быта и культуры др. египтян. Наиболее обстоятельные общие труды по истории Египта создали нем. историк Э. Мейер (включивший её в свою многотомную историю древнего мира) и амер. египтолог Дж. Г. Брэстед (в 2-томной истории Египта, рус. пер. 1915).

С 20-х гг. 20 в. нем. учёные- Г. Грапов и др. (ГДР), Г. Кеес, В. Отто, Э. Эдель, В. Хельк (ФРГ) и учёные др. стран (в Великобритании - А. Гардинер и его ученики: Б. Ганн, Р. Фолкнер, Г. фэрман, Э. Пит, Я. Чёрный и др.; во Франции - П. Лако, Г. Лефевр, Э. Дриотон, Ж. Вандье, Ж. Позенер и др.; в Австрии - Г. Юнкер и др.; в Италии - С. Донадони и др.; в США - Д. Уилсон, Р. Паркер, Р. Каминос и др.; в Бельгии - Ж. Вергот, Ж. Капар и др.) продолжают изучать язык и тексты, расширяя и углубляя достижения берлинской школы. Значительно улучшается публикация вновь обнаруженных, а также ранее известных текстов, углубляются исследования отдельных проблем языка. На территории Египта археологами и египтологами различных стран постоянно ведутся раскопки. В 1922 англ. археолог П. Монте раскопал в Танисе погребения фараонов XXI и XXII династий. Большое значение для изучения эпохи Нового царства имеют памятники, обнаруженные нем., англ. и амер. учёными при раскопках в Амарне; раскопки ведутся на протяжении неск. десятилетий и ещё не завершены. Для истории раннединастич. периода и эпохи Древнего царства чрезвычайно важны также исследования англ. археолога В. Эмери и егип. учёных Селим Хассана и Абу Бакра в некрополях Саккары и Гизе; в 1951-54 егип. археолог М. 3. Гонейм раскопал неизвестную прежде пирамиду III династии с алебастровым саркофагом фараона Сехемхета. В связи со стр-вом Высотной Асуанской плотины для спасения находящихся в зоне затопления историч. памятников создан в 1960 при ЮНЕСКО междунар. комитет; в АРЕ и Судан направлены археол. экспедиции ряда стран, занимающиеся раскопками и изучением храмов (на о. Филе, Абу-Симбел, Ка-лабша и др.).

Советская Е. унаследовала лучшие традиции рус. дореволюц. и зап.-европ. науки. Учёными СССР было положено начало изучению проблем Е. с марксистских позиций. В центре внимания советских египтологов находятся социально-экономич. отношения Др. Египта. Первым их исследователем в сов. Е. явился В. В. Струве. Проблемы социально-экономич. и политич. истории Древнего Египта освещаются в работах Ю. Я. Перепёлкина, И. М. Лурье, Д. Г. Редера, И. С. Кацнельсона, А. И. Стучевского, В. И. Авдиева и др.; история религии и мифологии - в работах М. Э. Матье, Г. П. Францева и др.; истории др.-егип. искусства посвящены труды Н. Д. Флиттнер, М. Э. Матье, В. В. Павлова и др. Продолжается изучение филологии, текстологии и истории письма (М. А. Коростовцев, Н. С. Петровский и др.).

В 1961-63 на терр. Нубии (Дакка и Вади-Аллаки) вела исследования археолого-этнографич. экспедиция АН СССР под рук. Б. Б. Пиотровского, к-рая открыла додинастические поселения и множество неизвестных прежде наскальных надписей.

Большой вклад в развитие Е. внесли исследователи др. социалистич. стран: Г. Грапов, Ф. Хинце (ГДР), Ф. Лекса, 3. Жаба (Чехословакия), Т. Анджеевский (Польша), Л. Какоши, А. Добрович (Венгрия) и др., а также учёные АРЕ - А. Ба-дави, А. Бакир и др.

Осн. центрами Е. в СССР являются: Ин-т востоковедения АН СССР (Москва, Ленинград), Эрмитаж (Ленинград), Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), где хранятся егип. коллекции (коллекция егип. древностей находится также в археологическом музее Одессы), восточный факультет ЛГУ.

Важнейшими центрами Е. за рубежом являются: Берлин (ГДР), Зап. Берлин, Гёттинген, Бонн, Париж, Страсбур, Лондон, Оксфорд, Чикаго, Бостон, Рим, Милан, Лейден, Вена, Женева, Прага, Каир. В АРЕ существует гос. орг-ция, именуемая "Служба древностей Египта", к-рая занимается охраной памятников древности на терр. АРЕ, их реставрацией, раскопками. Ей подчинены все музеи древности в Египте, в т. ч. знаменитый Египетский музей в Каире, являющийся крупнейшим в мире собранием др.-егип. памятников. Ряд европейских гос-в (Великобритания, Бельгия, Италия, ГДР, Нидерланды, Польша, Франция, ФРГ, Чехословакия и др.) и США с разрешения пр-ва АРЕ содержат на терр. Египта свои постоянные египтологич. учреждения - спец. ин-ты или археол. миссии, к-рые ведут археол. раскопки и изучают егип. памятники. Крупнейшим из этих археол. учреждений является Франц. ин-т вост. археологии, в течение многих лет занимающийся раскопками и исследованием разных памятников.

Важнейшие периодические издания по Е.: "Вестник древней истории" - ВДИ (осн. в 1937); "Aegyptus. Rivista italiana di egittologia e di papirplogia" (Mil., 1920-): "Annales du service des antiquites de 1'Egypte" (Le Caire, 1900-); "Bulletin de 1'Institut francaise d'archeologie orientale" (Le Caire, 1901 -); "Chronique d'Egypte. Bulletin periodique de la Fon-dation egyptologique reine Elisabeth" (Brux., 1925-); "Journal of Egyptian Archaeology" (L., 1914-); "Journal of Near Eastern "Studies" (Chi., 1941-); "Kemi. Revue de philologie et d'archeologie egyptiennes et coptes" (P., 1928-); "Revue d'egyptologie, publiee par la Societe francaise d'egyptologie" (P., 1948-); "Recueil de travaux, relatifs a la philologie et a 1'archeologie egyptiennes et assyriennes"(P., 1870-1923); "Zeitschrift fur agyptische Sprache und Altertumskunde" (Lpz., 1863-); "Mitteilungen des Deutscnen Archaologischen Instituts. Abteilung Kairo" (Wiesbaden, 1930-); "Orientalia. Commentarii periodic! Pontificii instituti biblici" (Roma, 1932-); "Sphinx" (Uppsala, 1897-1931).

Лит.: Кагаров Е., Прошлое и настоящее египтологии, Сергиев Посад, 1914; Б у-зескул В. П,, Открытия и научные достижения за последние годы в области изучения Древнего Востока, Хар., 1927; Тураев Б. А., Русская наука о Древнем Востоке, до 1917 г., Л., 1927; Кацнельсон И. С., Материалы для истории египтологии в России, в кн.: Очерки по истории русского востоковедения, сб. 2, м., 1956; Постовская Н. М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917-1959), М., 1961; Sethe К., Die Agyptologie..., Lpz., 1921; Glanville S. R. K., The growth and nature of Egyptology, Camb., 1947; Dawsоn W. R., Who was who in Egyptology..., L., ..1951; Ноrnung E., Einfuhrung in die Agyptologie..., Darmstadt, 1967; Sauneron S., L'Egyptologie, P., 1968. М. А. Коростовцев.



ЕГИШЁ, армянский историк 5 в. н. э., современник восстания арм. народа против владычества Ирана в 450-451. Этим событиям посвящено его осн. соч. "История Вардана и войны армянской", в к-ром описаны предпосылки нар. восстания, борьба партий, ход восстания, Аварайрская битва 26 мая 451 и др. события 428- 465. Соч. Е.- важнейший источник по истории Армении и др. гос-в Закавказья и Ирана. Патриотическая направленность "Истории" и её образный язык обеспечили ей большую популярность в Армении.

Лит.: Налбандян В. С., Егише, Ер., 1962; Абегян М., История древнеар-мянской литературы, т. 1, Ер., 1948;


ЕГОРЛЫК, Большой Егорлык, река в Ставропольском крае и Ростовской обл. РСФСР, впадает в Пролетарское водохранилище на р. Зап. Маныч (басс. Дона). Дл. 448 км, пл. басс. 15 000 км2. Берёт начало в пределах Ставропольской возв. Питание преим. снеговое, в верховьях и грунтовое. Для обводнения Е. и расширения орошения построен Невинномысский канал. В верховьях Е. перекрыт глухой плотиной, и воды Е. сбрасываются в оз. Сенгилеевское, превращённое в водохранилище. На Е. находятся также Новотроицкое водохранилище и ГЭС. Водами Е. питаются Право- и Левоегорлыкские обводнительнооросит. каналы. Ср. расход у с. Новый Егорлык 38,2 м3/сек.



ЕГОРЛЫКСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1920, наступательная операция 1-й Конной (команд. С. М. Будённый, чл. РВС К. Е. Ворошилов) и 10-й (командующий А. В. Павлов, чл. РВС Н. И. Подвойский) армий против белогвардейских войск ген. А. И. Деникина 14 февр. - 2 марта; одна из составных частей Северо-Кавказской операции 1920. План командования Кавказского фронта (команд. М. Н. Тухачевский, чл. РВС Г. К. Орджоникидзе) имел целью ликвидацию обороны белых на р. Маныч и разгром оставшихся сил Деникина. 14-15 февр. 10-я армия форсировала Маныч, прорвала фронт противника и 16 февр. заняла ст. Торговую. В прорыв была введена 1-я Конная армия (10 тыс. сабель). Деникин бросил во фланг сов. войскам конную группу ген. А. А. Павлова (10-12 тыс. сабель), к-рая 17 февр. отбросила фланговый заслон 10-й армии и в ночь на 19 февр. нанесла удар на Торговую. 1-я Конная армия отразила удар противника и заставила его в сильный мороз отойти к Ср. Егорлыку, что привело к большим потерям замёрзшими и обмороженными. 21 февр. 1-я Конная выбила белых из Ср. Егорлыка, а затем, выставив здесь заслон (11-я кав. дивизия), гл. силами двинулась на Ю.-З. и 22 февр. разгромила в р-не Белая Глина 1-й Кубанский корпус, 25 февр. 1-я Конная снова повернула на С.

В тот же день группа ген. Павлова отбросила 11-ю кав. дивизию и заняла Ср. Егорлык. 25-27 февр. южнее Ср. Егорлыка произошло самое крупное за всю Гражд. войну встречное конное сражение (до 25 тыс. сабель с обеих сторон), в к-ром белая конница была разбита и отступила к Егорлыкской. Важную помощь 1-й Конной в Е. о. оказали стрелк. соединения 10-й армии. Деникин двинул в р-н Егорлыкская - Атаман свои последние резервы, но 1-2 марта в ожесточённом бою белые были разгромлены. Их остатки, утратив способность к сопротивлению, начали беспорядочный отход. Это повлекло за собой развал всего де-никинского фронта. Е. о. является одним из образцов сов. военного иск-ва времён Гражд. войны.

Лит.: Агуреев К. В., Разгром белогвардейских войск Деникина (окт. 1919 - март 1920), М., 1961; Буденный С. М., Пройденный путь, кн. 1, М., 1958.

ЕГОРОВ Александр Ильич [13(25). 10. 1883-23.2.1939], Маршал Сов. Союза (1935). Чл. КПСС с июля 1918. Род. в г. Бузулук Самарской губ., в семье мещанина. По окончании самарской гимназии в 1901 поступил в армию вольноопределяющимся. Окончил Казанское пех. юнкерское училище (1905). Участвовал в 1-й мировой войне 1914- 1918, командовал ротой и батальоном 132-го пех. Бендерского полка в чине подполковника, в нояб. 1917 произведён в полковники. С 1917 примыкал к левым эсерам, с к-рыми порвал летом 1918.

В 1918 пред. Центропленбежа, комиссар Всероглавштаба и пред. Высшей аттестац. комиссии по отбору офицеров в Красную Армию. С авг. 1918 командовал войсками на участке Балашов - Камышин (с окт. 9-й армией). С дек. 1918 командующий 10-й армией, оборонявшей Царицын, с июля 1919-14-й армией, а с окт. 1919- войсками Юж. фронта против войск Деникина. В янв.- дек. 1920 командующий войсками Юго-Западного фронта. С декабря 1920 командовал войсками Киевского, с апр. 1921 - Петроградского воен. округов, с февр. 1922 Кавказской Краснознамённой армией, а с мая 1924 войсками Украины и Крыма. В 1925- 1926 воен. атташе в Китае. С 1927 командующий войсками Белорус. воен. округа. С 1931 нач. Штаба РККА, с 1935 нач. Генштаба; в 1937-38 1-й зам. наркома обороны СССР. Сыграл большую роль в боевой подготовке и оснащении Красной Армии в 30-х гг. Кандидат в чл. ЦК ВКП(б) с 1934. Награждён 2 орденами Красного Знамени, орденами Красного Знамени Груз. и Азерб. ССР и почётным революц. оружием. Портрет стр. 62. Соч.: Львов - Варшава. 1920 г. Взаимодействие фронтов, М. - Л., 1929; Разгром Деникина. 1919, М., 1931.

ЕГОРОВ Алексей Егорович [1776- 10(22).9.1851, Петербург], русский живописец и рисовальщик. Калмык по происхождению. Учился в петерб. АХ (1782-97) у И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова; пенсионер АХ в Риме (1803-06). Представитель классицизма. Писал картины гл. обр. на религ. и мифологич. темы, а также портреты. Участвовал в росписи Казанского собора в Петербурге. Мастер рисунка, отличающегося лиризмом и графическим изяществом. Преподавал в АХ (1798-1803 и 1807-40, проф. с 1812; уволен из АХ по приказу Николая I). Ученики: Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов и др. Произв.: "Сусанна" (1813, Третьяковская галерея); "Истязание Спасителя" (1814), портрет А. Р. Томилова (1831) - оба в Рус. музее в Ленинграде.

Лит.: Мроз Е., А. Е. Егоров, М. -Л., 1947.



ЕГОРОВ Анатолий Григорьевич (р. 25.10.1920, Скопин Рязанской обл.), советский философ, чл.-корр. АН СССР (1962). Чл. КПСС с 1944. Окончил Моск. гос. пед. институт (1941). С 1946 на пре-подават. и журналистской работе, с 1956 гл. редактор журн. "Политическое самообразование". С 1961 зам. зав. отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС. С 1965 гл. редактор журн. "Коммунист". На 22-м съезде КПСС избран чл. Центр. ревизионной комиссии; на 23-м и 24-м съездах - кандидатом в чл. ЦК КПСС. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Искусство и общественная жизнь, М., 1959: Содержание и форма в искусстве, в кн.: Основы марксистско-ленинской эстетики, М., 1960; О реакционной сущности современной буржуазной эстетики, М., 1961; Производство, научно-техническое творчество и эстетика, в сб.: Вопросы технической эстетики, в. 1, М., 1968; Progressive development in the arts, в сб.: Art and society, Moscow. 1968.



ЕГОРОВ Борис Борисович (р. 26.11. 1937, Москва), лётчик-космонавт СССР, Герой Сов. Союза (1964). Сын Б. Г. Егорова. После окончания в 1961 1-го Моск. мед. ин-та работал в н.-и. мед. учреждениях; канд. мед. наук (1967). С 1964 - в отряде космонавтов. Совместно с В. М. Комаровым и К. П. Феоктистовым совершил 12-13 окт. 1964 полёт в космос на многоместном корабле-спутнике "Восход". Доктор медицины Берлинского ун-та им. Гумбольдта (1965). Награждён орденом Ленина, а также медалями.



ЕГОРОВ Борис Григорьевич [7(19). 8.1892, Москва, -15.2.1972, там же], советский нейрохирург, акад. АМН СССР (1953), засл. деят. науки РСФСР (1958). Чл. КПСС с 1952. Окончил мед. факультет Моск. ун-та в 1915. Работал под руководством А. В. Мартынова, П. А. Герцена, Н. Н. Бурденко. В 1947-64 директор Ин-та нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко АМН СССР. Осн. работы посвящены анатомо-физиол. обоснованию и разработке нейрохирургич. операций при опухолях, травматич. поражениях и заболеваниях сосудов нервной системы, лечению воспалит. заболеваний мозга, травм нервной системы, обезболиванию, пластике твёрдой мозговой оболочки. Предложил ряд новых операций для удаления опухолей мозга и по поводу невралгий тройничного нерва. Создал школу нейрохирургов. Чл. Междунар. об-ва хирургов, Шведского мед. об-ва и Об-ва нейрохирургов США, почётный чл. об-в нейрохирургов ПНР и ГДР, всесоюзных об-в хирургов и нейрохирургов. Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Б. Г. Егоров (К 70-летию со дня рождения), "Вопросы нейрохирургии", 1962, № 4. Е. К. Пономарь.

ЕГОРОВ Владимир Евгеньевич [7(19).3. 1878, с. Покровское, ныне Орловской обл.,-8.10.1960, Москва], советский художник театра и кино, нар. художник РСФСР (1944). В 1892-1900 учился в моск. Строгановском уч-ще. В 1906- 1911 оформлял спектакли в Моск. Художеств. театре: "Жизнь человека" Андреева (1907), "Синяя птица" Метерлинка (1908) и др. Создавал декорации к постановкам оперного театра С. И. Зимина, Малого театра и др. В 1915 начал работать в кино (фильм "Портрет Дориана Грея", 1915), был художником ок. 100 фильмов. Лучшие работы: "Мать" (1920), "Призрак бродит по Европе" (1923), "Закройщик из Торжка" (1925), "Его призыв" (1925), "Крылья холопа" (1926), "Чины и люди" (1929), "Иудушка Головлёв" (1934), "Дубровский", "Мы из Кронштадта" (оба в 1936), "Тринадцать" (1937), "Суворов", "Дело Артамоновых" (оба в 1941), "Кутузов" (1944), "Без вины виноватые" (1945), "Адмирал Нахимов" (1947) и др. В 1911-17 и с 1945 преподавал в Строгановском уч-ще (ныне Моск. высшее художественно-промышленное уч-ще). Гос. пр. СССР (1946). Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Ушаков С., Художник Владимир Евгеньевич Егоров, в сб.: Мосфильм, в. 2, М., 1961; Куманьков Е., Владимир Евгеньевич Егоров, М., 1965.

ЕГОРОВ Дмитрий Николаевич [14(26). 10.1878-24.11.1931, Москва], русский историк. Ученик П. Г. Виноградова. В гл. труде "Славяно-германские отношения в средние века. Колонизация Мек-ленбурга в XIII веке" (т. 1-2, 1915), носящем в значит. степени источниковедческий характер, выступил против распространённой в ист. лит-ре точки зрения о сплошной и быстрой германизации полабских славян. Издал Салическую правду со своими комментариями (К., 1906).

ЕГОРОВ Дмитрий Фёдорович [10(22).12. 1869, Москва,-10.9.1931, Казань], советский математик, чл.-корр. АН СССР (1924), почётный чл. АН СССР (1929). Окончил Моск. университет (1891), с 1903 проф. ун-та. Президент Моск. матем. об-ва (1922-31). Работы Е. относятся к дифференциальной геометрии, теории интегральных уравнений, вариационному исчислению и теории функций действительного переменного. Теорема Е. (1911) утверждает, что всякая последовательность измеримых функций, почти всюду сходящаяся на данном отрезке, сходится равномерно на совершенном множестве, сколь угодно близком по мере ко всему отрезку. Эта теорема послужила исходной точкой работ по теории функций действительного переменного. Учениками Е. являются сов. учёные Н. Н. Лузин, И. И. Привалов, В. В. Голубев, А. М. Раз-мадзе, В. В. Степанов, И. Г. Петровский, Л. Н. Сретенский, С. П. Фиников и др.

Лит.: Математика в СССР за сорок лет. 1917-1957. Сб. ст., т. 1-2, М., 1959 (имеется библиография трудов); История отечественной математики, т. 2 - 3, К., 1967 - 68; Юшкевич А. П., История математики в России до 1917 года, М.. 1968; Д. Ф. Егоров (к 100-летию со дня рождения), "Успехи математических наук", 1971, т. 26, в. 5 (имеется список трудов Е.).



ЕГОРОВ Николай Григорьевич [7(19).9. 1849, Петербург, - 22. 7. 1919, там же], русский физик. Окончил Петерб. ун-т (1870). С 1878 проф. Варшавского ун-та, в 1884-1900 проф. Военно-медицинской академии в Петербурге; с 1894 работал в Гл. палате мер и весов, с 1907- её управляющий. Вице-президент Рус. физ.-хим. об-ва (1902 и 1910); один из организаторов электротехнического отдела Рус. технич. об-ва. Осн. работы Е. по спектроскопии. В 1897 совм. с А. Н. Георгиевским предложил новый способ наблюдения Зеемана эффекта и обнаружил частичную поляризацию света в однородном магнитном поле. Организовал первую в России рентгеновскую лабораторию при воен. Клинич. госпитале. Чл. Междунар. к-та мер и весов (с 1901).

Лит.: Елисеев А. А., Выдающийся русский физик [к 20-летию со дня смерти Н. Г. Егорова 1849 - 1919], "Природа", 1939, № 12; Очерки по истории физики в России, под ред. К. А. Тимирязева, М., 1949.

ЕГОРОВ Юрий Павлович (р. 25.5.1920, Сочи), советский режиссёр, засл. деят. иск-в РСФСР (1965). В 1950 окончил режиссёрский ф-т ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова). Совместно с Г. С. Победоносцевым написал пьесу "Три солдата" и поставил её в Театре-студии киноактёра, в 1954 осуществил с ним же постановку фильма "Случай в тайге". В 1955 поставил фильм "Море студёное". Как режиссёр и сценарист Е. создал ряд фильмов, посвящённых сов. молодёжи: "Добровольцы" (1958, по поэме Е. Долматовского), "Командировка" (1962), "Если ты прав" (1964), "Не самый удачный день" (1967). Крупнейшие работы режиссёра - фильмы "Они были первыми" (1956) и "Простая история" (1960). В 1964-70 начальник гл. управления по производству художеств. фильмов Комитета по кинематографии при Сов. Мин. СССР. В 1972 осуществил постановку совместного сов.-шведского фильма "Человек с другой стороны". С 1962 преподаёт во ВГИКе.



ЕГОРОВА Евгения Николаевна (наст. фам. и имя - Лепинь Марта-Элла) (1892-8.4.1938), советский парт. и профсоюзный деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1911. Род. в г. Руиене, в семье столяра. Революц. работу вела в Риге, Москве. Подвергалась репрессиям, ссылкам, в 1916 бежала из ссылки. По заданию Рус. бюро ЦК и Петерб. к-та партии участвовала в организации подпольной типографии для печатания "Правды". После Февр. революции 1917 секретарь Выборгского райкома РСДРП(б). В дни Окт. революции 1917 чл. Выборгского районного ре-волюц. штаба, затем зав. агитпропотделом Петрогр. губкома РКП(6). В 1919 секретарь Саратовского губкома партии. Затем на парт. работе в Ленинграде. С 1929 пред. ЦК профсоюза швейников, чл. Президиума ВЦСПС; с 1934 пред. ЦК профсоюза резиново-каучуковойпром-сти, секретарь ВЦСПС. Делегат 8, 9, 13, 16, 17-го съездов партии. Награждена орденом Ленина.

Лит.: Сазонов И., Е. Н. Егорова, в кн.: Герои Октября, Л., 1967.

ЕГОРЬЕВ Владимир Николаевич [3(15). 3.1869, Москва,-20.9.1948, там же], советский воен. деятель, проф. (1941). Род. в семье мелкого чиновника. Окончил Александровское воен. уч-ще (1889) и Академию Генштаба (1901). В 1910-13 инструктор черногорской армии. Во время 1-й мировой войны 1914-18 командовал 39-м корпусом, ген.-лейтенант (1917). После Окт. революции, в дек. 1917 избран революц. солдатским к-том на пост командующего Особой армией Юго-Зап. фронта. С янв. 1918 командовал войсками Юго-Зап. фронта. С марта по сент. 1918 воен. руководитель Зап. участка отрядов завесы. В июле - окт. 1919 командующий войсками Юж. фронта против войск Деникина. В 1920 воен. эксперт при сов. делегации для заключения мира с Финляндией и Польшей. В 1921 - 1926 для особо важных поручений при РВС СССР, ред. журн. "Военная мысль и революция", затем на преподават. работе в высш. воен.-уч. заведениях. С 1934 в отставке, но продолжал преподават. работу. Награждён орденом Красной Звезды.



ЕГОРЬЕВСК, город в Московской обл. РСФСР. Ж.-д. станция в 115 км к Ю.-В. от Москвы, связан с Москвой автодорогой. 68 тыс. жит. (1971; 29,7 тыс. в 1926; 56 тыс. в 1939). Крупный центр текст. пром-сти (с 20-х гг. 19 в.). Основные предприятия - комбинаты "Вождь пролетариата" (прядильно-ткацкое произ-во) и меланжевый. Швейная, трикотажная и пуговичная ф-ки, механич. з-д, выпускающий детали и запасные части к текст. машинам. Из др. предприятий: станкостроит. з-д "Комсомолец", з-д асботехнич. изделий, ф-ка детской обуви. Станкостроит. и текст. техникумы, авиа-технич., мед. и пед. уч-ща. Краеведч. музей. Известен с 15 в.; с 1778- уездный город.



ЁД, река в Коми АССР, лев. приток р. Б. Лоптюга (басс. Мезени). Дл. 151 км, пл. басс. 631 км2. Извилиста. Питание снеговое и дождевое.



ЕДЕРИН, Йедерин (Jaderin) Эдвард (5.3.1852, Стокгольм,-24.11.1923), шведский астроном и геодезист. Проф. топографии и геодезии в высш. технич. школе Стокгольма (с 1878), проф. ун-та в Упсале (с 1907). В 1898 возглавлял рекогносцировочную экспедицию на Шпицберген для подготовки градусных измерений, а в 1899-1902 шведскую партию совместной рус.-швед. экспедиции, к-рая провела там геодезич., топографич. и астрономич. исследования. В 1880 Е. изобрёл базисный прибор для измерения базисов триангуляции, состоящих из подвешенных на специальных станках и находящихся под постоянным натяжением проволок со шкалами.

Соч.: Geodasische Langenmessung mit Stahlbandern und Metalldrahten, Stockh., 1884-85 (Kongliga Svenska vetenskaps-akademiens handlingar, Bihang til, bd 9, № 15).

ЕДИГЕЙ, Идигу, Идику (1352- 1419), эмир Белой Орды из племени мангыт. К 1396 стал самостоят. правителем междуречья Волги и Яика и явился основателем Ногайской Орды, окончательно оформившейся при его сыне Ну-радине (правил в 1426-40). Е. начал вместе с Тимур-Кутлуком войну с Тохтамышем. В 1397 Е. стал главой золотоордынского войска; в 1399 разбил на р. Ворскле соединённые силы литов. кн. Витовта и бежавшего в Литву Тохтамыша. После смерти Тимур-Кутлука в 1399 Е. фактически стал главой Золотой Орды, в последний раз произведя объединение всех прежних улусов Джучи. В 1406 Е. убил Тохтамыша, обосновавшегося в Зап. Сибири; в 1407 организовал поход на Булгар. В 1408 напал на Русь, чтобы заставить её снова платить дань Золотой Орде, разрушил ряд городов (Серпухов, Дмитров, Ростов, Переяславль, Н. Новгород и др.), осадил Москву, но взять её не смог. Во время смуты 1410-12 Е. потерял власть в Орде и бежал в Хорезм, откуда его изгнал гератский хан Шахрух в 1414. Убит близ г. Сарайчика одним из сыновей Тохтамыша.

Лит.: Греков Б. Д. и Якубовский А. Ю., Золотая Орда и ее падение, М. - Л., 1950; Сафаргалиев М. Г., Распад Золотой Орды, Саранск, 1960.

"ЕДИГЕЙ", "Идиге", героический эпос, распространённый среди татар, казахов, ногайцев, башкир, каракалпаков, крымских татар, узбеков и тюрк. народов Зап. Сибири. Ист. основой эпоса "Е." являются события, связанные с возвышением мангытского эмира Едигея и его борьбой с золотоордынским ханом Тохтамышем (90-е гг. 14 в.) при участии Тимура. Политич. борьба в эпосе изображается исключит. в рамках распри. Каждая нац. версия отличается оригинальностью и отражает специфику жизни и культуры своего народа. Сказания о Едигее, его предках и потомках объединены в генеалогические циклизации казах. эпич. свода "Сорок богатырей".

Публ.: Аймбетов К., Едиге, М., 1937.

Лит.: Вопросы изучения эпоса народов СССР, М., 1958; Жирмунекий В. М., Народный героический эпос, М., 1962.

ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗИ (ЕАСС), единая сеть узлов, станций и линий связи, создаваемая на всей территории СССР для передачи всех видов информации потребителям. Необходимость создания ЕАСС вызвана, с одной стороны, всё увеличивающимся огромным потоком информации, требуемым для работы гос. органов управления нар. х-вом, пром. предприятий, совхозов и колхозов, обществ. орг-ций, для удовлетворения бытовых и культурных потребностей населения и т. д., с другой стороны,- широким внедрением в нар. х-во вычислит. техники, требующей передачи по каналам связи большого объёма цифровой информации, к-рая служит или исходным материалом для расчётов на ЭВМ, или является результатом их работы. По разветвлённым сетям ЕАСС предполагается передавать различного рода информацию: телефонные и телеграфные сообщения, цифровые данные для ЭВМ, фототелеграфные сообщения в виде чертежей, рисунков, фототелеграмм и газет, телеметрич. сигналы и сигналы команд телеуправления между объектами автоматизированных комплексов, радиовещат. и телевизионные программы. Появится возможность создания сети видеотелефона. Чтобы своевременно передать весь поток информации, потребуется не просто расширить сеть имеющихся кабельных, радиорелейных и др. линий связи, что также имеет существ. значение, но и сделать важный качеств. шаг вперёд - объединить все средства связи в единую систему, действующую автоматически.

ЕАСС включает зоновые и магистральные сети связи, а также огромный комплекс технич. средств, преобразующих, передающих и принимающих электрич. сигналы, содержащие информацию (средства передачи и приёма); направляющих информацию по различным каналам связи для распределения её по назначению (средства коммутации); включающих резервные каналы связи для передачи информации при повреждениях действующих линий связи (средства управления). Зоновые (городские, сельские, внутриобластные) и магистральные сети связи включают линии проводные (кабельные и возд.), радиорелейные и космические. Осн. звеном сети ЕАСС явится междугородная магистральная сеть, соединяющая станции и узлы связи. Для одновременного прохождения больших потоков информации по линиям связи на магистральных и др. направлениях применяют первичное и вторичное уплотнение линий связи (см. Линии связи уплотнение). Разрабатываются новые линии связи, способные пропускать огромные потоки информации, с использованием радиоволноводов и лучей оптич. квантовых генераторов.

Предполагается автоматизировать все процессы управления работой технич. средств ЕАСС с помощью ЭВМ. Постоянно получая сведения о плотностях потоков информации, о степени её важности и срочности, о технич. состоянии и загрузке отд. линий и каналов связи, ЭВМ будут выбирать оптимальные пути прохождения по каналам связи того или иного сообщения, а в случае необходимости сохранять информацию нек-рое время для последующей передачи по освободившимся каналам связи. Автоматизация процессов технич. обслуживания предполагает применение оборудования с высокой степенью надёжности работы для создания необслуживаемых станций, узлов и усилит. пунктов, а также осуществления дистанц. управления и контроля за их работой. На оконечных междугородных телефонных станциях и станциях абонентского телеграфа будут автоматизированы учёт и обработка документации для расчётов с абонентами. Документация с этих станций будет поступать для обработки на центр. машиносчётные станции.

ЕАСС позволит осуществлять телефонные разговоры в пределах страны на любых расстояниях между любыми абонентами обычным набором цифр с помощью номеронабирателя телефонного аппарата. Для этого территория страны разбивается на зоны, охватывающие все города и сёла. Абоненты каждой зоны будут иметь выход к своим зоновым узлам связи и междугородным станциям. Для связи с любым абонентом внутри данной зоны необходимо набрать, как правило, 7 цифр. Для связи с абонентом другой зоны необходимо набрать уже 11 цифр: одну - для выхода на междугородную сеть, три - номер соответствующей зоны и семь - номер абонента. Для передачи телеграфных сообщений ЕАСС предусматривает дальнейшее развитие абонентского телеграфирования и автоматич. прямых соединений для установления непосредств. связи между абонентами, а также между городскими отделениями и районными узлами связи различных зон. Такая связь будет осуществляться набором 6 цифр на номеронабирателе вызывного прибора, устанавливаемого у телеграфного аппарата. Первые 3 цифры определяют номер вызываемой станции, последующие 3- или номер абонента, или городского отделения, или районного узла связи.

Лит.: Псурцев Н. Д.. Связь на службе строительства коммунизма. М., 1970.

В. В. Новиков.



ЕДИНАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ, документ, определяющий основные требования сов. системы физич. воспитания к всесторонней подготовленности спортсменов; принципы, разрядные нормы, порядок и условия присвоения спортивных званий и разрядов по всем культивируемым в СССР видам спорта. Первая Е. В. с. к. разработана в 1935 на основе существовавших классификаций по отдельным видам спорта. Впоследствии неоднократно изменялась, вначале отражая только уровень развития видов спорта, а с 1949- и перспективу их развития. С 1949 Е. В. с. к. утверждается на 4-летние периоды, соответствующие олимпийским циклам - олимпиадам (см. также Олимпийские игры). В совр. Е. В. с. к. (1969-72) установлены спортивные звания: мастер спорта СССР, мастер спорта междунар. класса, разряды - кандидат в мастера, спортсмен 1-го (2-го, 3-го) разряда, спортсмен 1-го (2-го, 3-го) юношеского разряда; ло шахматам и шашкам, кроме того, присваивается звание гроссмейстера СССР, по шахматам - 4-й спортивный разряд (но нет звания - мастер спорта междунар. класса). Спортивные звания и разряды, в т. ч. и по нац. видам спорта, присваиваются только па основании результатов, показанных спортсменами в афиц. соревнованиях: спортсмены награждаются соответствующими значками.

В. А. Правдим.



ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА), основана в Греции в июне 1951, накануне парламентских выборов как политая, коалиция социалистич. и ле-водсмократич. сил. В ЭДА вошли представители социалистов, левых демократов, коммунистов. Сохраняя свои политические убеждения, они организационно объединились и выступили за осуществление в стране нац.-демократич. преобразовании в рамках конституции. На 1-й конференции (июль 1956) ЭДА взяла курс па сплочение своих рядов, приняла устав и избрала центральные органы партии. Укреплению ЭДА способствовали решения её 1-го съезда (ноябрь 1959). сформулировавшего политич. цели партии и определившего её организац. структуру. Съезд заявил, что ЭДА является демократия, партией греч. народа, выражает его интересы и защищает его конституц. права и свободы. 2-й съезд (дек. 1962) ЭДА подчеркнул, что антинац. и антипар. политика правящих кругов ущемляет интересы всех классов и социальных слоев Греции, чем создаёт объективные предпосылки для широкого единства действий всех нац. политич. сил страны.

Съезд разработал программу для единых действий, включавшую требования восстановления демократия, порядков и конституц. законности, проведения политики мира, дружбы и сотрудничества со всеми народами, улучшения экономии, положения трудящихся путём сокращения воен. расходов и защиты страны от эксплуатации иностр. и местных монополий. ЭДА выступила за демократия, путь развития Греции, выход её из НАТО и переход на позиции нейтралитета, отмену всех чрезвычайных законов н мер, легализацию компартии Греции. На парламентских выборах 16 февр. 1964 по спискам ЭДА было избрано 22 депутата (из 300). После гос. переворота в Греции, совершённого 21 апр. 1967 реакц. военщиной при поддержке империалистич. кругов США и НАТО, власти официально запретили (30 апр. 1967) деятельность ЭДА. Однако ЭДА продолжает действовать в подполье, имеет свои орг-ции среди греков, проживающих в странах Зап. Европы.

Высший орган ЭДА - съезд, к-рый вырабатывает ген. политич. линию, избирает Адм. к-т и председателя партии; исполнит. орган - Исполком (14 чл. и 8 кандидатов). ЦО ЭДА- газ. "Авги" ("Аugе"). Пред. ЭДА - Я. Пасалидис (в 1951-68). К. А. Шеменков.



ЕДИНАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ КУБЫ, название Коммунистический партии Кубы в 1962-65.



ЕДИНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ИСЛАНДИИ (ЕСПИ: Sameioigarflokkar altydy-sosialistaflorkkurinn). марксистская партия трудящихся Исландии в 1938-68. Была образована в окт. 1938 в результате объединения Коммунистам, партии Исландии (осп. в 1930) и левого крыла С.-д. партии. Цель ЕСПИ, в соответствии с её Программой (принята в 1938),- установление социалистом, строя в Исландии "на национально-историч. и социальной основе". 13-й съезд ЕСПИ (нояб. 1962) принял программный документ "Путь Исландии к социализму", к-рый определял задачи партии в совр. условиях: борьба за ликвидацию амер. воен. базы на исл. терр., против угрозы независимости страны, вытекающей ил членства Исландии в НАТО, за возврат Исландии к политике нейтралитета. В 1944-47, 1956-58 представители ЕСПИ входили в пр-во и внесли существ. вклад в укрепление экономич. независимости Исландии. ЕСПИ активно боролась за повышение жизненного уровня трудящихся и расширение их политич. и социальных прав. В 1956 ЕСПИ вместе с левыми с.-д. образовала избират. блок "Народный союз", получивший на парламентских выборах 1963-9, а на выборах 1967 -10 мандатов (из 60). В связи с решением Нац. конференции (нояб. 1968) "Народного союза" о преобразовании его в политич. партию ЦК ЕСПИ, на основании решения 16-го съезда (окт. 1968) ЕСПИ, заявил о прекращении с 31