загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

области физики. Портрет стр. 215.

Соч. : Собрание сочинений, т. 1-3, М., 1952 - 56; Экспериментальные основания теории относительности, М. - Л., 1928; Ломоносов и русская наука, 2 изд., М., 1947; Исаак Ньютон (1643 - 1727), 2 изд., М. - Л.. 1945; Микроструктура света. М., 1950.

Лит.: Л е в ш и н Л. В., С. И. Вавилов, М., 1960.

ВАВИЛОН (шумерское Кадингирра, аккадское Бабилу, букв. -врата бога), в древности город в сев. части Двуречья на берегу Евфрата; развалины В. - близ совр. г. Хилла (Ирак). Впервые упоминается в легенде о Саргоне Аккадском (3-е тыс. до н. э. ). Значение В. возросло во времена I Вавилонской династии (1894-1595); при Хаммурапи он превратился в крупнейший политич., культурный и хоз. центр не только Вавилонии, но и всей Передней Азии. Ок. 1595 до н. э. В. был захвачен хеттами, ок. 1518 попал под власть касситов. В нач. 1-го тыс. борьба за В. шла между Ассирией и арамейскими племенами халдеев. С 732 В. входил в состав Ассирийской державы. В 689 в наказание за мятеж он был полностью разрушен ассир. царём Синахерибом. Заново отстроен ок. 680 преемником Синахериба Асархад-доном. В 626 власть в В. захватил халдей Набопаласар (правил в 626-604). При Навуходоносоре II (правил в 604-562) город достиг наивысшего расцвета, был создан новый архит. ансамбль В. с грандиозными дворцами и мощными оборонит, укреплениями Ворота Иштар. 6 в. до н. э. Реконструкция Р. Кольдевея. Переднеазиатский музей. Берлин. В 539 город захватили перс, войска Кира II. В 331 В. овладел Александр Македонский. В 312 В. перешёл к одному из полководцев Александра Македонского Селевку, к-рый переселил б. ч. жителей В. в свою столицу Селевкию, построенную близ В. С этого времени В. потерял первенств, значение и ко 2 в. н. э. окончательно сошёл с ист. арены. Р.А.Грибов. Раскопки 1899-1917, свидетельства др. -греч. авторов и др. источники выявили облик древнего В. (в 6 в. до н. э. ). Разделённый на 2 части (западную и восточную) Евфратом, город представлял в плане прямоугольник (пл. ок. 10 км2), опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами. Гл. ворота Иштар были облицованы синим глазу ров. кирпичом со стили-зов. рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов. Мощёная дорога процессий вела к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусным зиккуратом Этеменанки (т. н. Вавилонской башней), ярусы к-рого были окрашены в разные цвета. На С. находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутр. дворов и тронным залом, к-рый имел облицовку из синего глазуров. кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн. На востоке - остатки греч. театра 4 в. до н. э.

Вавилон в эпоху царя Навуходоносора II. Реконструкция.

Лит.: Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран,М. -Л., 1958, с. 274 - 77; Koldewey R., Das wiedererstehende Babylon, 4. Aufl., Lpz., 1925. См. также лит. при ст. Вавилония.

ВАВИЛОНИЯ, древнее государство в южной части Месопотамии (территория совр. Ирака), возникшее в нач. 2-го тыс. до н. э. и окончательно утратившее независимость в 539 до н. э. Получило назв. от гл. города Вавилона. До возвышения этого центра (а часто по традиции и в последующие времена) терр. В. носила наименование "Шумер и Аккад". До нач. 19 в. до н. э. г. Вавилон не играл самостоят, роли, он подчинялся царям Аккада (24-22 вв. ), позднее - царям III династии Ура (кон. 22-21 вв. ). В 1894 до н. э. в В. утвердилась местная династия аморитского происхождения, к-рой удалось при царе Хаммурапи объединить большую часть Двуречья и создать крупную централизов. рабов-ладельч. деспотию. Экономич. развитие В. достигло значит, уровня. Была расширена ирригац. система, применялись в большем количестве, чем прежде, бронзовые орудия. Возрос удельный вес ден. хозяйства (оплата серебром, постепенно рытеснявшая обмен и вознаграждение за труд натурой). Общество делилось на рабовладельцев и рабов, что доказывается дошедшими до нас гос. и частноправовыми документами. Встречались также батраки и ремесленники, работавшие на заказ, как это видно из свода законов Хаммурапи. Допускалась купля-продажа земли, действовали тамкары (торг, агенты, занимавшиеся торг, и рос-товщич. операциями). Сел. община находилась в процессе разложения.

Со 2-й пол. 18 в. до н. э. начались вторжения в В. внеш. врагов, гл. обр. касситов, овладевших в 16 в. всей страной. При касситской династии (1518- 1204) после врем, регресса наблюдался хоз. подъём (развитие коневодства, установление регулярных связей с Египтом, откуда ввозилось золото, и т. д. ). При касситской и следующих за ней династиях неоднократно происходили вторжения в В. новых внеш. врагов (гл. обр. ассирийцев и эламитов). В 7 в. до н. э. (689 и 648) Вавилон дважды был разрушен ассир. войсками.

В 626 до н. э. ассир. наместник Набо-паласар (родом халдей) отделился от Ассирии и провозгласил себя царём В. Он оказал поддержку мидянам в борьбе с Ассирией и разделил с Киаксаром терр. Ассир. державы. 626 принято считать началом Нововавилонского царства. При Навуходоносоре II велись успешные войны с Египтом и его азиат, союзниками. В 586 был разрушен Иерусалим и Иудея стала провинцией В. В 574 Тир признал власть В. При Набопаласаре и Навуходоносоре II экономика В. достигла относительно высокого уровня. Вавилон стал осн. торг, центром Передней Азии. Большую роль стали играть торг. -ростовщич. дома (Эгиби и др. ). Увеличилась роль рабского труда во всех отраслях х-ва. После смерти Навуходоносора II произошло неск. дворцовых переворотов. В 555 престол захватил Набонид. В сер. 6 в. В. потерпела поражение в борьбе с перс, державой Ахеменидов. В 539 до н. э. персидский царь Кир II овладел Вавилоном. Хотя номинально персидские цари до 482 до н. э. именовали себя царями В., она фактически утратила свою политическую самостоятельность.

О развитии в В. культуры см. в ст. Вавилоно-ассирийская культура, об изучении истории В. см. в ст. Ассириология.

Лит.: Рифтин А. П., Старо-вавилонские юридические и административные документы в собраниях СССР, М. - Л., 1937; Дьяконов И. М., Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства, "Вестник древней истории", 1952, № 3-4; Никольский Н. М., Частное землевладение и частное землепользование в Древнем Двуречье, Минск, 1948; Дьяконов И. М., Вавилонское политическое сочинение VIII - VII вв. до н. э., "Вестник древней истории", 1946, № 4; С т р у в е В. В., Борьба с раб-ством-должничеством в Вавилонии и Палестине, "Палестинский сборник", 1958. в. 3 (66); Meissner В., Babylonien und Assyrien, Bd 1-2, Hdlb., 1920-25. Д. Г. Редер.

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА, культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н. э., Месопотамию - Двуречье Тигра и Евфрата (терр. совр. Ирака),- шумеров и аккад-цев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные гос-ва - Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, лит-ры и иск-ва, с одной стороны, и преобладанием религ. идеологии - с другой. Материальная культура народов древнего Двуречья находилась на сравнительно высоком уровне. Однако каменные орудия вышли окончательно из употребления лишь в нач. 3-го тыс. до н. э. В м е-таллургии в сер. 3-го тыс. были известны литье, ковка, чеканка, изготовление золотой и серебряной проволоки, филигрань. Осн. строительным материалом был сырцовый и, реже, обожжённый кирпич; был известен, но мало применялся свод, система дренажа и т. п. Позднее начинается заметный прогресс в технике. Совершенствуется военная техника - вводятся колесничное войско (с нач. 2-го тыс. ), панцирь из медных блях (с сер. 2-го тыс. ), конное войско, меч, укреплённые воен. лагеря, осадные орудия - тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кож. бурдюках). В 1-м тыс. до н. э. в Ассирии и Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле - также алмазное сверло, примерно на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (са-кие), и "бесконечная" верёвка с кожаными вёдрами (черд), в 7 в. до н. э. в Ассирии строится первый каменный акведук.

Стела со сводом законов царя Хаммурапи. 18 в. до н. э. Лувр. Париж.

Важнейшим фактором развития науки была хоз. практика, к-рая требовала прежде всего выработки системы мер, а также создания приёмов определения площади полей, объёма зернохранилищ и искусств, водоёмов, расчётов рабочих норм при копке каналов, в стр-ве и ремесле; на этой основе к кон. 3-го тыс. до н. э. создалась шумеро-вавилонская математика. Вавилонские математики широко пользовались созданной ещё шумерами шестидесятиричной позиционной системой счёта; на основе этой системы были составлены различные вычислит, таблицы: деления и умножения чисел, квадратов и кубов чисел и их корней (квадратных и кубич. ) н др. (см. Клинописные математические тексты). Вавилоняне решали квадратные уравнения, знали "теорему Пифагора" и располагали методами нахождения всевозможных "пифаго-ровых" чисел (более чем за тысячу лет до Пифагора); помимо планиметрич. задач, решали и стереометрические, связанные с определением объёма различного рода пространств, тел, широко практиковали черчение планов полей, местностей, отдельных зданий, но обычно не в масштабе.

Больших успехов достигли вавилоняне в области химии, имевшей, разумеется, чисто прикладной характер. От 2-го тыс. до н. э. сохранились многочисленные рецепты изготовления бронзы, известны глазури и многокрасочные поливы на керамике.

Попыткой обобщения географич. представлений является "карта мира", где земля изображена в виде плоскости, пересечённой реками Тигром и Евфратом, сбегающими с сев. гор, и окружённой мировым океаном, на поверхности к-рого она, видимо, мыслилась плавающей. Океан представлялся окружённым "плотиной небес", на к-рой покоилось несколько (три или семь) небесных сводов; под землёй мыслилась преисподняя ("Великая гора"). Но географич. кругозор вавилонских купцов-практиков был' гораздо шире (к 1-му тыс. - от Испании до Индии).

Крупный шаг вперёд сделала в это время также медицина. Хирургические операции включали ампутации, сращивание переломов, удаление бельма с глаза и др. В медицинских текстах, дошедших от 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. и 1-й половины 1-го тыс. до н. э., части человеческого тела уже были сведены в анатомическую систему. Были систематизированы также нек-рые болезни и соответствующие лекарства.

Из записей астрономич. и метеороло-гич. наблюдений стали развиваться а с-т р о л оги я (лишь в 1-м тыс. дон. э. ) и астрономия. Были выделены планеты, к-рые, в противоположность неподвижным звёздам, сравниваемым со спокойно пасущимися овцами, назывались "биббу", "козлами". Каждая планета получила своё спец. название (кроме Меркурия, названного "биббу", т. е. планета): Венера - "Дильбат", Юпитер - "Мулубаббар" ("звезда-солнце"), Марс - "Залбатану" и Сатурн - "Кайману". Тогда же начались наблюдения движений планет; в частности, сохранились тексты, посвящённые изучению движения Венеры. Сравнительно высокое развитие астрономии было, видимо, связано с потребностями лунного календаря. Первоначально каждое государство-город имело самостоятельный календарь, но после возвышения Вавилона общим для всей страны стал календарь, принятый в Вавилоне. Год состоял из 12 лунных месяцев, имевших 29 или 30 дней (синодич. месяц, или период смены фаз луны, равен прибл. 29 '1з дням). Из-за того, что солнечный год длиннее лунного на 11 дней, время от времени, для устранения этого несоответствия, вводился дополнительный месяц. Уже до сер. 2-го тыс. до н. э. были описаны созвездия, велись записи гелиакальных восходов светил и т. п. Начиная с сер. 1-го тыс. до н. э. устанавливаются твёрдые правила для вставки високосных месяцев, интенсивно развивается вычислительная астрономия, сохранились тексты, где для определённого года (или последовательности лет) указаны положения Луны (или планет) через определённые интервалы времени. Большой заслугой вавилонских астрономов было открытие Сороса - промежутка времени, по истечении к-рого солнечные и лунные затмения повторяются в той же последовательности.

С основами вавилонской науки были знакомы и соседние народы - эламиты, хурриты, хетты, финикийцы. Вклад в неё Ассирии был незначителен, однако большая часть вавилонских научных сочинений дошла до нас из ассир. библиотек 12-7 вв. до н. э. Древнегреческая наука восприняла нек-рые достижения вавилонской науки (видимо, не непосредственно, а через Финикию и Малую Азию), но вавилонская астрономия, по-видимому, оказала и прямое влияние на древнегреческую.

Шумеро-вавилонская система мер и весов легла в основу ряда метрологич. систем древней Передней Азии, а шестидесятиричная позиционная система счисления дошла и до нашего времени: именно этой системой пользуются и сейчас, когда оперируют градусами (или часами), минутами и секундами.

Примером своего рода историч. концепции, зачатком истории как науки может служить изложение историч. событий в виде "Списка царей", начинающегося с момента, когда "царственность спустилась с неба", и тянущегося непрерывно от древнейших к позднейшим царям. Этот список был составлен ок. 2100 до н. э. для обоснования идеи абсолютности царской власти.

К первым сочинениям научного характера в древнем Двуречье можно отнести списки знаков письма - сначала рисуночных, а затем развившихся из них - клинописных-и перечни терминов, записанных при помощи таких знаков. Подобные перечни были впервые составлены ок. 3000 до н. э. Позже, в связи с прак-тич. потребностью, были накоплены опре-дел. знания в области филологии. Так, в связи с тем, что шумерский язык выходил из живого употребления, а бытовым языком стал аккадский, создавались пособия для изучения шумерского как языка религии и школы - списки слов и спец. терминов разного рода, в т. ч. ботанич., зоологич., минералогич. и т. п. ; в начале 2-го тыс. появились шу-меро-аккадские общие и терминологич. словари, были даже попытки составления этимологич. словарей; ещё позднее, частично за пределами Двуречья, составлялись и многоязычные словари, напр, шумеро-аккадо- западносемитско - хурритский, шумеро-аккадо-хеттский и т. п. Составлялись пособия по грамматике.

Средоточием науки в древнем Двуречье до сер. 2-го тыс. до н. э. была т. н. э-дуб-ба - тип светской школы-академии, готовившей гл. обр. писцов, но имелись, видимо, и храмовые школы. Писец было почётным званием образованного человека. В соответствии со степенью эрудиции и специализации различалось около двадцати видов писцов. Среди дидак-тич. школьных текстов известно "Поучение земледельцу", нечто вроде краткого сельскохозяйств. справочника.

Дошедшие до нас мифы отражают в основном представления народов, живших ирригац. земледелием, а также оседлых охотников и скотоводов. Согласно представлениям древних народов Двуречья, плоская земля лежит на поверхности мировых вод, окружающих её и выступающих в виде колодезной и речной воды; эти воды отделены от небесных вод "Плотиной небес", на к-рой покоится неск. твёрдых небосводов - небо Солнца, Луны, планет и неподвижных звёзд. Внутри земли - мрачный город мёртвых. Мир сотворён либо богиней-матерью, либо (в поздних мифах) муж. божеством (Энлиль, Мардук). Так, по вавилонскому мифу (2-е тыс. дон. э. ), в борьбе старших богов с младшими первых возглавляет чудовище - богиня Тиамат ("Море"), вторых - бог Мардук. Убив Тиамат, Мардук рассекает её тело надвое, превращая его в подземные и небесные воды. Видное место занимает миф о потопе и спасшемся на корабле от потопа единственном человеке - мудром Зиусудре (шумерск. ; аккадск. - Утнапиштн). Конкретные черты этому мифу дали сравнительно частые в Двуречье разрушительные наводнения. По мифу о богине Иннин (шумерск. ; аккадск. - Иштар), она спустилась в преисподнюю, чтобы оспорить господство богини мёртвых, а затем вырвалась на землю, оставив богине мёртвых своего возлюбленного Думузи как выкуп за себя. Героич. мифы группируются по местным циклам. Наиболее интересен круг мифов г. Урука, связанный с именами героев Энмеркара, Лугаль-банды и Гилъгамеша. Известен также миф о вражде орла и змеи и о попытке героя Этаны взлететь на небо на орле. До нас дошли в основном записи официальных версий мифов, подчинённые идее о бессилии человека перед богами.

Религия древних народов Двуречья не составляла стройной догматич. системы, а складывалась из отдельных местных культов, не исключавших культы др. божеств. В ходе обществ, развития она претерпела существ, изменения. В верованиях шумеров (3-е тыс. до н. э. ) преобладали культы богов и богинь - покровителей отд. общин; независимо от специфич. черт, приписывавшихся каждому божеству, они обычно были также богами растительности и ирригац. земледелия. Ряд божеств [бог Солнца Уту, бог Луны Зуэн (Наина), бог неба АН и богиня любви и звезды Венеры Иннин (Инанна), бог подпочв, вод, покровитель мудрости и культурных изобретений Энки] почитался повсеместно, имея, однако, и свои общинный центры. Верховным божеством считался бог Энлиль. Энлиль, АН и Энки составляли триаду великих божеств. Большое значение имел культ умирающих и воскресающих божеств растительности, а также скотоводства - Думузи-абзу (Таммуз) и др. Загробный мир представлялся в виде мрачного подземного города, где правит богиня Эреш-кигаль (или бог Нергал). Большое распространение имели верования в различных добрых и злых духов.

В кон. 3-го тыс. до н. э. в связи с укреплением единого деспотич. гос-ва местные культы соединились в общий для всей страны пантеон. Роль людей в ре-лиг, системе была сведена к роли рабов, подносящих богам свои жертвы, а царская власть объявлена божественной субстанцией.

Семитское (аккадское) население Двуречья первоначально имело свои племенные культы. Однако уже к сер. 3-го тыс. до н. э. наблюдается господство шумерских культов и у семитов Двуречья, причём часть богов получила семитские имена наряду с шумерскими или вместо них (Энлиль = Бел, Иннин = Иштар, Уту = Шамаш, Энки = Эа, Ан=Ану, Нанна = Син и т. д. ).

В период возвышения Вавилона (18 в. до н. э. ) верховным божеством был объявлен бог-покровитель этого города Мар-дук. В 1-м тыс. до н. э. развиваются астральные культы на основе отождествления нек-рых божеств с небесными светилами. На С. -В. Двуречья, в Ассирии, получил распространение тот же пантеон с добавлением нек-рых местных (хуррит-ских и Др. ) божеств, но верховным богом здесь считался покровитель гл. города Ассирии - Ашшура, носивший то же имя, что и город. Наряду с верховным богом (Энлилем, Мардуком или Ашшу-ром) "великими богами, решающими судьбы", составляющими совет старейшин в общине богов, признавались 7 или 12 гл. божеств.

Сохранялись представления, восходящие к культу вождя как воплощения жизненных сил общины. Пережитком ритуального убийства состарившегося вождя являлся в Вавилоне ежегодный обряд, при к-ром царь временно заменялся бедняком или рабом, подвергавшимся побоям со стороны верховного жреца.

Во 2-1-м тыс. получает развитие понятие греха и покаяния, к-рые, однако, воспринимались гл. обр. в ритуальном плане (нарушение магических запретов и правил почитания богов и искупление прегрешения).

Профессиональное жречество создаётся в Двуречье очень рано - ещё в 4-м тыс. Жрецом был и правитель (царь). Для культовых целей с 4-го тыс. до н. э. из общинных начали выделять спец. обширные храмовые хозяйства, затем они вошли как составные части в царские хозяйства.

В 1-й пол. 3-го тыс. до н. э. литература народов Двуречья была исключительно устной. Именно к этому периоду восходит, вероятно, часть шумерских эпич. песен, дошедших до нас в записях 19-18 вв. до н. э. Цикл песен о героях г. Урука - Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше и др. - содержит нек-рые реалистич. подробности. Мифологич. характер носят песни о змееборце Лугальбанде, об иве богини Иннин и др. Архаичностью отличается культовая эпич. песня о нисхождении богини Иннин в преисподнюю. К более поздним временам относятся, очевидно, этиологич. эпич. песни, посвящённые золотому веку, происхождению культурных изобретений. 24- 21 вв. дон. э. - время расцвета историкогероич. эпоса на шумерском и аккадском языках о деяниях и походах царей Сар-гона и Нарамсина. Им же были посвящены и нравоучит. жреч. поэмы с антимонархич. тенденцией, обвиняющие царей в нечестии. Вероятно, к 22 в. до н. э. относится и аккадская эпич. поэма о Гильгамеше, с большой художественной силой рассказывающая о трагедии человеческой судьбы и поисках бессмертия. Начиная с 22 в. до н. э. получают оформление нек-рые официальные надписи (надпись-поэма о постройке храма Гудеей и надпись-поэма о победе царя Утухегаля над полчищами кутиев, обе на шумерском языке). К концу 3-го тыс. до н. э. восходит, очевидно, и обширная дидактич. лит-pa, известная по записям 18 в. до н. э. и более позднего времени. К ней относятся: афористич. поучения, приписывавшиеся Шуруппаку и его сыну Зиусуд-ре. Интересны покаянные псалмы, литур-гич. "плачи", иногда подлинно лиричные, отражающие настоящие человеческие горести, а также уникальные две шумерские свадебные и две погребальные песни. Классич. аккадская лит-pa складывается, вероятно, в кассидский период лит-ры 16-12 вв. до н. э. : большой космогонич. эпос в 7 песнях, описывающий сотворение мира из хаоса, борьбу старшего и младшего поколений богов и т. п. Появляются и произведения, выражающие скептич. и даже критич. отношение к действительности: поэма о "Ниппурском бедняке" и др.

Из Ассирии почти не дошло самостоят, лит. памятников. Писались подражательные поэмы, гимны и молитвы в вавилонских жанрах; нек-рые из них написаны царём Ашшурбанипалом. Самостоятельным жанром ассирийской лиг-ры являются царские анналы. Нек-рые из них, написанные ритмич. прозой, живо и красочно рисуют картины битв: письмо Наоушаллимшуну к богу о походе Сар-гона II в 714 до н. э. против Урарту. После падения Ассирии в конце 7 в. до н. э. в лит-ре не было создано ничего значительного. Памятники старой вавилонской, а отчасти и шумерской, гл. обр. культовой, лит-ры переписывались вплоть до 1 в. до н. э. на живом арамейском языке. За исключением анналов, летописей, предсказаний и т. п., вся литература народов древнего Двуречья - стихотворная. И. М. Дьяконов.

В художеств, культуре древнего мира важное место занимают пластические искусства племён и народов Месопотамии 4-1-го тыс. до н. э. В Месопотамии, как и в Др. Египте, складываются и получают первонач. развитие мн. формы архитектуры, скульптуры, синтеза иск-в, изображения человека и окружающего мира, характерные для последующих эпох. Замедленность обществ, развития и подчинение иск-ва религии обусловливают устойчивость художеств, структур и стилевых принципов.

Древнейшие художеств, памятники Месопотамии (вылепленные от руки культовые сосуды из глины с раскрашенным ритмизов. геом. узором и стилизов. изображениями птиц, зверей и людей; статуэтки из глины) восходят к 5-4-му тыс. до н. э. С сер. 4-го тыс. до н. э. появляется гончарный круг, развивается строительство храмов (прямоугольный в плане "Белый храм" в Уруке на высокой сырцовой платформе), стены к-рых иногда украшаются геом. мозаичным узором из разноцветных шляпок глиняных "гвоздей". В период Джемдетнаср (конец 4-го -нач. 3-го тыс. до н. э. ) получает развитие круглая скульптура (тщательно моделиров. женская голова из Урука со строгими обобщёнными чертами, нач. 3-го тыс. до н. э., Иракский музей, Багдад), складываются принципы месо-потамского скульптурного рельефа (сосуд из Урука с ярусами плоскорельефных фризов, где изображены ритмически* чередующиеся жанровые сцены, процессии людей и зверей, Иракский музей, Багдад), расцветает иск-во глиптики (резные ци-линдрич. печати с сюжетными сценами, отмеченными свободой композиции и передачи движения).

В период образования городов-гос-в (нач. 3-го тыс. до н. э. ) в иск-ве нарастают черты условности и каноничности.

В эпоху возвышения Шумера усиление царской власти и влияния жречества определяет ведущую роль храмовой архитектуры. Стремление утвердить могущество божества воплощается в величеств, геом. простоте архит. масс. Прямоугольные в плане храмы сооружались из кирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости. Стены членились прямоугольными выступами и нишами (т. н. Овальный храм в Хафадже, нач. 3-го тыс. до н. э. -22 в. до н. э. ). К раннединастич. храмовому зодчеству Шумера восходит тип многоступенчатой башни-зиккурата с "жилищем бога" наверху. Зиккурат в Уре (22-21 вв. до н. э. ) состоял из поставленных одна на другую трёх усечённых пирамид: террасы зиккурата соединялись наружными лестницами, ярусы были окрашены в разные цвета. Жилые здания Шумера, повлиявшие на последующую храмовую и дворцовую архитектуру, имели плоские крыши и прямоугольный в плане открытый внутренний Двор.

Мелкая пластика Шумера (статуэтки молящихся из камня и бронзы) отличалась схематичностью и нерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделялись огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения на рельефах пло-скостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль, глаза и плечи - в фас; фигуры бога и царя выделены размером (кам. стела Эаннатума - правителя г. Лагаша, или т. н. Стела коршунов, с поярусно расположенными воен. сценами, ок. 2500 до н. э., Лувр, Париж). Сходен по стилю т. н. штандарт из Ура - мозаика из раковин и лазурита со сценами битв и триумфов (ок. 2600, Брит, музей, Лондон). Замечательны золотые предметы из "царских" гробниц Ура - орна-ментиров. шлем, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, полная живой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита. Резным печатям Шумера свойственны условность и орнаментальность форм.

Немногочисл. сохранившиеся памятники периода объединения Месопотамии под властью династии Аккада (24-22 вв. до н. э. ) отражают усиление культа властителя. При сохранении условных приёмов в рельефах появляется стремление к большей свободе композиции, к объёмности фигур, показу окружающей природы (кам. стела царя Нарамсина с батальными сценами, Лувр, Париж, ци-линдрич. печати со сценами охоты - все 23 в. до н. э. ), в круглой скульптуре - стремление к портретности черт (бронз, голова правителя из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Высокого совершенства достигает техника художеств, обработки бронзы - литья, чеканки, гравировки. Традиции иск-ва Аккада сохраняются в портретном иск-ве г. Лагаша (статуя правителя Гудеа, 22 в. до н. э., Лувр, Париж).

В объединённом гос-ве III династии Ура (кон. 22-21 вв. до н. э. ), в условиях жреческого бюрократич. режима, в художеств, мастерских создавались гл. обр. рельефы с каноническими сценами поклонения божествам, отличающиеся сухостью форм. От периода возвышения г. Вавилона (18 в. до н. э. ) сохранилось немного памятников: диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи, украшенная в верхней части рельефом с изображением царя в молитв, позе перед богом Шама-шем (Лувр, Париж); росписи дворца в Мари с культовыми сценами и изображениями богов, и др.

Новый этап в развитии иск-ва Месопотамии связан с возвышением Ассирии. Собственно ассирийское искусство складывается во 2-м тыс. до н. э. под воздействием культур Аккада и хеттов (рельефы дворца в г. Кар-Тукульти-Ни-нурта, 13 в. до н. э. ). Расцвет иск-ва Ассирии совпадает со временем наибольшего могущества и воен. экспансии ассир. гос-ва (9-7 вв. до н. э. ). Его осн. темами становятся войны, прославление царей-победителей. Дворцы царей Ассирии, включённые в регулярную планировку городов, представляли собой прямоугольные в плане цитадели на насыпной террасе, с многочисленными помещениями, к-рые группировались вокруг асимметрично расположенных открытых внутренних дворов. Парадные арочные ворота-порталы фланкировались башнями с монументальными фигурами гениев-хранителей (в виде крылатых быков с головой человека) у основания. Дворцовые комплексы включали прямоугольные храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, совр. Хорса-бад, 712-707 до н. э. ). В убранстве дворцов гл. роль играли рельефы из известняка и алебастра с изображениями мифология, существ, сцен войны и охоты, придворного быта. Расположенные фризами рельефы 9 в. до н. э. (дворец Ашшурнасирпа-ла II в Кальху. совр. Нимруд,9 в. до н. э. ) отличались торжеств, статикой, строшм подчинением изображений плоскости, тщат. орнаментальной отделкой узоров одежд. Стремление к прославлению физической мощи человека сказывалось в подчёркнутой углублёнными линиями преувеличенной мускулатуре, величеств, пластике фигур. В рельефах 8-7 вв. до н. э., свободнее заполняющих поверхность стены, нарастает повествовательность, появляется стремление к более широкому показу жизненных сцен, пейзажа, пространства (рельефы дворца Синахериба в Ниневии, совр. Куюнджик, 705-680 до н. э. ). В рельефах 7 в. до н. э. достигает вершины реализм в изображении животных, усиливаются динамика и экспрессия образов (рельеф "Умирающая львица" из дворца Ашшурбанипала в Ниневии, 7 в. до н. э. ). Сохранившиеся росписи дворца в Тиль-Барсибе (совр. Тель-Ахмар, 8 в. до н. э. ), стилистически близкие рельефам, отличаются плоскостностью и декоративностью расцветки. В оформлении дворцов Ассирии применялись также орнаментальные фризы из по-лихромного глазуров. кирпича и украшения из металла, в т. ч. рельефы (бронз.

Оттиски цилиндрических печатей: 1. Печать с изображением животных. 2-я четв. 3-го тыс. до н. э. Шумер. Британский музей. Лондон. 2. Печать из храма богини Иннин в Уруке. Начало 3-го тыс. дон. э. (период Джемдетнаср). Переднеазиат-скнй музей. Берлин. 3. Печать с изображением борьбы героя с буйволом. 23 в. до н. э. Аккад. Музей Ритберг. Цюрих.

"Белый храм" в Уруке. Конец 4-го тыс. до н. э. Реконструкция.

Культовый сосуд из храма богини Иинин в Уруке. Алебастр. Начало 3-го тыс. до н. э. (период Джемдетнаср). Иракский музей. Багдад.

Зиккурат в Уре. 22-21 вв. до н. э. Реконструкция.

Дворец Саргона II в цитадели Дур-Шар-рукина. 712-707 до н. э. Реконструкция.

обшивка ворот из Балавата, 9 в. до н. э., Брит, музей, Лондон). Редким памятникам круглой скульптуры Ассирии, тесно связанной с архитектурой, свойственны монументальность, торжеств, застылость и нерасчленённость масс (статуя Ашшурнасирпала II, 9 в. до н. э., Брит, музей, Лондон). Расцвета достигло прикладное иск-во - выделка цилиндрич. печатей, художеств, ткачество, резьба по кости и дереву, обработка металла.

После падения Ассирии (кон. 7 в. до н. э. ) кратковременный расцвет вновь переживает искусство Вавилона (7-6 вв. дон. э., т. н. нововавилонский период). Великолепен ансамбль г. Вавилона со сложной системой укреплений, широкими прямыми дорогами процессий, дворцом Навуходоносора II, храмовым комплексом Эсагила и 90-метровым зиккура-том Этеменанки.

В результате завоевания Вавилона державой Ахеменидов (539 до н. э. ) и его вхождения в гос-во Селевкидов (кон. 4 в. до н. э. ) в вавилонской культуре проявляется влияние персидского, а позже эллинистич. иск-ва. В свою очередь вавилонское иск-во повлияло на развитие иск-ва Ирана и Парфии (см. Парфянское царство).

Илл. см. на вклейке, табл. XVII, XVIII (стр. 224-225).

Лит.: Вайман А. А., Шумеро-вави-лонская математика III-I тыс. до н. э., М., 1961; Выгодский М. Я., Арифметика и алгебра в древнем мире, 2 изд., М., 1967; К а н е в а И. Т., Новая табличка с отрывком из шумерской поэмы "Писец и его непутевый сын", "Вестник древней истории", 1966, № 2; К р а м е р С. Н., История начинается в Шумере, [пер. с англ. ], М., 1965; Нейгебауер О., Точные науки в древности, пер. с англ., М., 1968; Очерки по истории техники Древнего Востока, под ред. В. В. Струве, М. -Л., 1940; Струве В. В., История Древнего Востока, [2 изд., М. - Л. ], 1941; Авдиев В. И., История Древнего Востока, 2 изд., [М. ], 1953; Дьяконов И. М., Образ Гиль-гамеша, в кн. : Труды Гос. Эрмитажа, т. 2, Л., 1958; Эпос о Гильгамеше, пер. с аккадского, М. - Л., 1961; К г am е г S. N.. Sumerian mythology, Phil., 1944; Ancient near Eastern texts, ed. by J. B. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1955; Dhorme E., Les religions de Babylonie et d'Assyrie, 2 ed., P., 1959; Lambert W. G., Babylonian Wisdom literature, Oxf., 1960; Лосева И. М., Искусство древней Месопотамии, М., 1946; Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, М. - Л., 1958; Матье М. Э., Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Луконин В. Г., Искусство Древнего Востока, [М., 1968] (Памятники мирового искусства. Серия 1, в. 2); Всеобщая история архитектуры, т. _ 1, М., 1970; ParrotA., Archeologiemesopotamienne, t. 1 - 2, P., 1946 - 1953; FrankfortH., TheartandarchitectureoftheAncientOrient, Bait., 1955; WoolleyCh. L., Mesopotamienundyorderasien, Baden-Baden, 1961; ChampdorA., KunstMesopotamiens, Lpz., 1964; MargueronJ. C., Mesopotamie, Gen. - P. - Munch., 1965; Garbini G., The ancient world, L., 1967.

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ ЛИТЕPATУPA, см. в ст. Вавилоно-ассирийская культура.

ВАВИЛ0НСКИЙ ПЛЕН, период в истории древних евреев от взятия Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором II и насильств. увода части евреев в Вавилонию (586 до н. э. ) до её завоевания перс, царём Киром II (538 до н. э. ), после чего евреям было разрешено возвращаться в Палестину.

"ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП", встречающееся в литературе другое назв. Авиньонского пленения пап (по аналогии с Вавилонским пленом).

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ. Согласно др. -евр. мифу, люди пытались построить после всемирного потопа в земле Сенаар (Месопотамия) город и башню (столп), вершина к-рой достигла бы небес. Разгневанный дерзостью людей, бог, по Библии, "смешал их языки" так, что они перестали понимать друг друга, и рассеял людей по всей земле. Недостроенный город получил назв. Вавилон (это назв. легенда возводит к др. -евр. глаголу балал - смешивать). В мифе о В. с. нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов (гигантских зданий ритуальнохрамового назначения) и участие в их возведении представителей мн. этнич. групп. В переносном значении В. с. - беспорядоч ная суетящаяся толпа, суматоха, полный беспорядок.

ВАВРА (Vavra) Отакар (р. 28. 2. 1911, Брно), чехословацкий кинорежиссёр, сценарист, нар. арт. ЧССР. С 1929 работает в кино. Основоположник монумен-тальноисторич. фильма в Чехословакии, режиссёр историч. фильмов: "Философская история" (1937, по повести А. Ирасека), "Цех кутногорских дев" (1938, по комедиям Л. Строупежницкого), трилогии "Ян Гус" (1955), "Ян Жижка" (1956), "Против всех" (1957) (по роману Ирасека). Народнопатриотической борьбе против фашизма, героизму жителей Праги поев, фильм "Немая баррикада" (1949, по рассказу Я. Дрды; Гос. пр., 1949). Среди др. фильмов: "Гражданин Брих" (1958, по роману Я. Отченашека), "Августовское воскресенье" (1960), "Полуночная месса" (1962), "Золотой ранет" (1965), "Романс для корнета" (1966). Лучшие фильмы В. отмечены высоким уровнем изобразит, решения, монтажа, композиции кадра. С 1957 В. профессор режиссёрского ф-та Академии иск-в (Прага).

Кадр из фильма "Немая баррикада". 1949. Реж. О. Вавра.

Лит.: Московский П., Кинорежис-, сер Отакар Вавра, М., 1964.

ВАВРЖИНЕЦ ИЗ БРЖЕЗОВЫ (Vav-finec z Bfezove), Лаврентий из Бржезовы (ок. 1370 - после 1437), чешский хронист, поэт, писатель. Окончил Карлов ун-т. В 1393 получил звание магистра свободных иск-в. Представлял умеренное крыло Гуситского революционного движения. Его труд "Гуситская хроника" -ценный источник по истории первых лет движения. В. из Б. принадлежит также ряд поэм на чешском яз., в т. ч. и приписываемых ему сатирических, в к-рых автор, выступая против имп. Сигизмунда, католич. церкви и крестоносцев, защищал программу гуситов.

Соч. : Лаврентий из Б р ж е з о в о й, Гуситская хроника, пер. с лат., М., 1962.

ВАГ (Vah), река в Чехословакии (в Словакии), лев. приток Дуная. Дл. 433 км, пл. басе. 19,6 тыс. км2. Образуется от слияния рек Бьели-Ваг и Чьерни-Ваг, берущих начало в горах Высокие Татры и Низкие Татры. Большей частью В. течёт в горах, ниже г. Нове-Место - по Среднедунайской низм. Летние паводки. Ср. расход воды 152 м31сек. Используется для водоснабжения, орошения и в энер-гетич. целях. На В. и его притоке Ораве создан Важский каскад - система ГЭС из 20 электростанций (средней мощностью 20-50 тыс. кет), большая часть к-рых пущена в эксплуатацию. ГЭС работают на деривационных каналах, проходящих вдоль русла реки. Судоходство до населённого пункта Середь. Сплав леса. На В. - гг. Ружомберок, Жилина, Тренчин.

ВАГА, река в Вологодской и Архангельской обл. РСФСР, самый крупный лев. приток Сев. Двины. Дл. 575 км, пл. басе. 44800 км2. Берёт начало среди болот, протекает по лесистой местности. Замерзает в сер. ноября, вскрывается в конце апреля. Ср. годовой расход воды 384 м31сек (с. Шеговары). Осн. притоки: Кулой, Устья (справа), Вель (слева). Сплавная. Су доходна (в высокую воду) от Вельска. Гл. пристани - Вельск и Шенкурск.

ВАГАЙ, река в Тюменской обл. РСФСР, лев. приток Иртыша. Дл. 555 км, пл. басе. 23 тыс. км2. Протекает в юж. части Зап. -Сибирской равнины. Весной сильно разливается, летом мелеет. Питание пре-им. снеговое. Ср. годовой расход воды 8,23 м31сек (у дер. Нововыигрышная). Су-доходна в ниж. течении. Долина В. густо заселена. В устье В. (Ермакова заводь) погиб Ермак.

ВАГАЙ, посёлок гор. типа в Омутинском р-не Тюменской обл. РСФСР. Расположен в верховьях р. Вагай (приток Иртыша). Ж. -д. станция на линии Тюмень - Омск. 4,6 тыс. жит. (1969). Заводы: железобетонных изделий и комбикормовый, предприятия ж. -д. транспорта.

ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна [24. 6 (6. 7). 1879, Петербург, -5. 11. 1951, Ленинград], советская артистка балета,. балетмейстер и педагог, нар. арт. РСФСР (1934). В 1897 окончила Петерб. театр, уч-ще (ученица Л. И. Иванова, Е. О. Вазем. П. А. Гердта). В 1897-1916 выступала на сцене Мариинского театра (Петербург). Получила известность как виртуозная классич. танцовщица. Среди лучших партий: Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро" Чайковского), Царь-девица ("Конёк-Горбунок" Пуньи) и др. Оставив сцену, начала с 1917 преподавательскую деятельность. С 1921 педагог Ленинградского хореографического уч-ща (с 1946 профессор). В 1931-37 художеств, руководитель балета Ленингр. театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где поставила балеты: "Лебединое озеро" (1933); "Эс-меральда" Пуньи (1935). Балетмейстерская деятельность В. отмечена поисками новых выразительных средств классич. танца, явившимися отличной школой исполнительского иск-ва, хореографического и актёрского. В 1946-51 возглавляла кафедру хореографии при Ленингр. консерватории им. Н. А. Римского-Корса-кова. Методику преподавания изложила в кн. "Основы классического танца" (1934, переиздавалась четырежды), сущность к-рой составляет требование осмысленности и художеств, выразительности танц. движения, свободного владения техникой, основанного на правильной постановке корпуса и рук. Педагогич. система В. распространена в советской хореографич. педагогич. практике, оказывает значительное влияние на зарубежный балет. Среди учениц В. : Г. С. Уланова, М. Т. Семёнова, О. Г. Иордан, Н. А. Анисимова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, А. Я. Шелест и др. Гос. премия СССР (1946). Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Богданов-Березовский В. М., А. Я. Ваганова, М. - Л., 1950; А. Я. Ваганова. Статьи. Воспоминания. Материалы. [Сборник], М. - Л., 1958.

ВАГАРШАПАТ, город в Арм. ССР; в прошлом населённый пункт вблизи древнего монастыря Эчмиадзин. В 1945 переименован в Эчмиадзин с включением и его черту территории монастыря.

ВАГАРШЯН Вагарш Богданович [2(14). 2. 1894, Шуша,-6. 5. 1959, Москва], армянский советский актёр, режиссёр, драматург, театр, деятель, нар. арт. СССР (1954). Чл. КПСС с 1944. В 1915 начал сценич. деятельность. Работал в Тифлисе, Баку, Краснодаре, Ростовена-Дону. С Г923 актёр Театра им. Г. Сундукяна (Ереван), в 1941-44 художественный руководитель этого театра. Лучшие роли: Сурен ("Из-за чести" Ширванзаде), Гагик ("Страна родная" Демирчяна), Аслан-ами ("В кольце" и "Монастырское ущелье" Вагаршяна), Хлестаков ("Ревизор" Гоголя), Арбенин ("Маскарад" Лермонтова), Протасов ("Живой труп" Л. Н. Толстого), Гамлет (одноим. произв. Шекспира), Тихон ("Гроза" Островского), Мирон Горлов ("Фронт" Корнейчука). Крупнейшее творч. достижение В. - образ Егора Булычева ("Егор Булы-чов и другие" Горького). Впервые на сцене арм. театра В. создал образ В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружьём" Погодина. В. был актёром высокой сценич. культуры, большого сценич. мастерства. Он создавал образы, отмеченные глубиной мысли, широтой социальных обобщений. Поставил в Театре им. Г. Сундукяна спектакли: "Огненный мост" Ромашова (1929), "Достигаев и другие" (1934) и "Васса Железнова" (1937) Горького и др. Автор пьес: "В кольце" (1930), "Нефть" (1932), "Монастырское ущелье" (1945) и др. С 1944 вёл педагогич. работу в Ереванском театр, ин-те (с 1946 профессор). Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. С 1927 снимался в кино. Гос. пр. СССР (1941, 1952). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Б. Б. Аттюнян.

ВАГЕНБУРГ (нем. Wagenburg, от Wa-gen - повозка и Burg - прибежище, защита), укрепление, построенное из повозок воен. обоза, применявшееся в древности и в ср. века для отражения неприятельской атаки. В древности В. часто пользовались галлы, германцы, гунны и др. Дальнейшее развитие В. получил в ср. века, когда войска в походах сопровождались многочисленными повозками с продовольствием и оружием. В. стало наз. построение обоза не только на месте, но и в движении. Его широко использовали крестоносцы, швейцарцы и особенно гуситы, неоднократно отражавшие с помощью В. атаки рыцарской конницы. При угрозе нападения противника повозки располагались в форме каре (четырёхугольника), круга или полукруга, внутри к-рого находились люди и лошади. Если имелась возможность, В. окружался рвом и др. препятствиями. Для обороны В. пехота располагалась внутри, артиллерия - на углах, а конница - вне В. В России с нач. 16 в. применялся В., называвшийся "гуляй-городом". С развитием огнестрельного оружия (особенно артиллерии) В. потерял значение.

ВАГЖАНОВ Александр Петрович (парт, псевд. Петрович) [11(23). 8. 1877 - 6. 6. 1919], революционный деятель, организатор борьбы за Сов. власть в Твери. Чл. Ком-мунистич. партии с 1896. Род. в Твери в семье рабочего; был ткачом. Парт, работу вёл в Петербурге, Твери, во время рус. -япон. войны 1904-05- среди солдат в действующей армии. В 1906 чл. Тверского к-та РСДРП. В 1907 избран депутатом 2-й Гос. думы от рабочих Тверской губ. После разгона думы осуждён на каторгу, затем был в ссылке. С мая 1917 чл. Тверского к-та РСДРП(б). Делегат 1-го Всеросс. съезда Советов, чл. ВЦИК 1-го созыва. С окт. 1917 пред. Тверского ревкома, затем пред, исполкома Тверского губернского совета. С апр. 1918 на ответств. парт, и сов. работе в Чите, Владивостоке и Верхне-удинске. Возглавлял Прибайкальский подпольный к-т РКП(б); с марта 1919 чл. Сибирского обл. подпольного к-та РКП(б). В Чите был предан эсерами и расстрелян белогвардейцами.

ВАГИЛЕВИЧ Иван Николаевич (2. 9. 1811, с. Ясенев-Горишный, ныне Рожнятовский р-н ИваноФранковской обл.,-10. 6. 1866, Львов), украинский писатель, учёный-филолог, фольклорист. Род. в семье священника. Учился в Львовской духовной семинарии. Лит. науч. деятельность начал' в сер. 30-х гг. 19 в. Вместе с М. Шаш-кевичем и Я. Головацким изд. альманах "Русалка Днестровая" (1837), положивший начало развитию новой укр. лит-ры в Галиции. Автор героикоромантич. поэмы "Мадей", баллады "Жулин и Калина", стихов на польском яз. Перевёл на укр. и польский яз. "Слово о полку Игореве", Автор "Заметки о русской литературе" (1848). Составил "Словарь южнорусского языка" (не издан), "Грамматику украинского языка в Галиции" (1845, на польском яз. ). В 1848 издавал укр. газету "Дневник руський". Позже примкнул к полонофильскому течению.

Соч. : Письменники Захiдноi Украiнi 30 -50-х POKIB XIX ст.. К., 1965.

Лит.: Шашкевич М., Головацький Я., Вагилевич. I, Бiблюграфiчний покажчик, Львiв, 1962; Iсторiя украшськоi лiтератури в 8 тт., т. 2, К., 1967.

Ф. П. Погребенник.

ВАГИН Всеволод Иванович [10(22). 2. 1823, Иркутск,-25. 10(7. 11). 1900, там же], русский историк и обществ, деятель. Жил в Иркутске. Сотрудничал в прогрессивных органах - газ. "Восточное обозрение", изд. Н. М. Ядринцевым, жури. "Век" и др. В 1874-77 редактор и издатель газ. "Сибирь". Чл. Вост. -Сиб. отделения Рус. геогр. об-ва. Опубликовал св. 200 работ по истории, географии, этнографии и экономике Сибири; одна из наиболее значительных -"Исторические сведения о деятельности графа М. М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 г. " (т. 1-2, 1872).

Лит.: Яковлева К. А., В. И. Ва-гин. Библиография, в сб. : Изв. ВосточноСибирского отдела Русского географического общества, Иркутск, 1889, т. 19, № 5.

ВАГИНИЗМ (от лат. vagina - влагалище), повышенная чувствительность наружных половых органов женщины, вследствие чего при попытке к половому сношению судорожно сокращаются мышцы тазового дна и влагалища. Возникает чаще всего на почве психнч. травмы, связанной с первым грубым половым сношением, вследствие антипатии к партнёру и т. п. ; иногда связан с недостаточной потенцией мужчины и неудачными попытками к половому акту. В ряде случаев судорожное сокращение наступает при одной только мысли о возможной боли при сношении. В. может наступить при неосторожном гинекология, исследовании, вызывающем у больной страх. С устранением страха (что обычно достигается бережным гинекологич. исследованием) В. постепенно исчезает; в более тяжёлых случаях - общеукрепляющее лечение в сочетании с психотерапией.

В.А.Покровский.

ВАГИНИТ, кольпит (от греч. kolpos - влагалище), воспаление слизистой оболочки влагалища. Нередко сочетается с воспалением наружных половых органов, т. е. протекает в форме вульво-вагинита. Причина В. - попадание во влагалище различных микробов или паразитов (гонококки, трихомонады, острицы) с загрязнённого белья, грязных рук, при несоблюдении правил половой гигиены одним из супругов и т. п. Может возникнуть и при длит, механич. раздражении слизистой оболочки (напр., длит. ношение колец при выпадении матки). У девочек 3-10 лет В. может развиться при попадании инфекции во влагалище с током крови (при дифтерии, скарлатине, кори и др. ). Симптомы заболевания: набухание и покраснение слизистой оболочки влагалища, выделение гнойных белей (иногда с примесью крови), ощущение тяжести внизу живота, чувство жжения, зуд наружных половых органов. Признаки вульвовагинита: покраснение наружных половых органов, нередко распространяющееся на кожу бёдер и ягодиц, гнойные выделения, зуд. Старческий В. может возникнуть на фоне возрастных изменений (сморщивание и сухость слизистой оболочки влагалища). Лечение: устранение причины, выз-звавшей В. ; при трихомонадном В. (см. Трихомоноз) обычно проводится одновременное лечение обоих супругов.

В. у животных возникает как следствие травм влагалища при родах и случке, а также в результате внедрения в слизистую оболочку влагалища болезнетворных микроорганизмов (см. Вибриоэ, Трихомоноз). Различают острое и хронич. течение В. Слизистая оболочка влагалища у больных животных отёчна, покрыта кровоизлияниями. В случае гнойного В. повышается темп-pa тела, мочеиспускание становится болезненным, ухудшается общее состояние животного, у коров снижаются удои. Гнилостный В. нередко заканчивается смертью. В., особенно хронические, могут нарушить воспроизводит, способность с. -х. животных. Лечение: промывание влагалища дезинфицирующими растворами, орошение антибиотиками. Профилактика: соблюдение сан. -гигиенич. правил при родовспоможении, случках и искусств, осеменении животных.

Лит.: Студенцов А. П., Ветеринарное акушерство и гинекология, 3 изд., М.. 1961; Губаревич Я. Г., Вагинит, в кн. : Ветеринарная энциклопедия, т. 1, М., 1968.

ВАГИФ Молла Панах (ок. 1717, дер. Са-лахлы, ныне Казахский р-н, - 1797, г. Шуша), азербайджанский поэт и гос. деятель. Род. в крест, семье. Знал араб. и перс, языки. Учился у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни. Был учителем (приставка "молла" к имени поэта связана с этой его деятельностью), затем везиром (министром иностр. дел) карабахского правителя. На этом посту проявил незаурядные способности дипломата. При его участии был заключён оборонит, союз между Карабахом, Грузией, Талышским и Эри-ванским ханствами против Ирана. Он же был инициатором переговоров с Россией, имевших целью заручиться её поддержкой. В 1797 власть в Карабахе была захвачена племянником Ибрагим-хана Мухаммед-беком Джеванширом, по повелению к-рого В. был убит вместе с сыном - молодым поэтом Али-беком, дом его разгромлен. Произв. поэта в рукописях не сохранились и были собраны впоследствии по отд. записям или из уст певцов. Первый сб. стихов В. был издан в 1856 М. Ю. Нерсесовым в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). Собиранием стихов В. усиленно занимался и М. Ф. Ахундов. Первое наиболее полное их собрание было изд. в 1945 (рус. пер. 1949). Своим поэтич. творчеством В. открыл новую страницу в азерб. поэзии, приблизив её к народу. Его лирика жизнерадостна; он трезво судит о реальной жизни, а её невзгоды стремится преодолеть силой разума, находя фил ос. смысл даже в скорбях. Высшая награда человеку в этом мире- любовь земная, почти языческая. В отличие от поэтов-романтиков, воспевавших возвышенножертв. любовь к идеальной красавице, В. поэтизирует наслаждение, создаёт образы вполне реальных красавиц, весёлых проказниц ("Фиалка", "Двух красавиц я славлю", "Грудь упругая прекрасна"). В поздние годы в стихах В. крепнет обычный для ср. -век. вост. лирики мотив "превратности судьбы": бессилие человека перед лицом рока, провидения ("Видали, ты на чёрствые эти сердца погляди"). Филос. лирика проникается горечью ("Кто совершенен, того постигают напасти судьбы") и иронич. отношением к миру обмана и зла ("Я правду искал, но правды снова и снова нет"). В. вместе с Видади, старшим современником и другом, утвердил в азерб. поэзии ашугскую форму гошма, наиболее близкую к нар. поэтич. творчеству, хотя своими великолепными газелями, мухаммасами, написанными в строго классич. форме, отдал дань и поэтич. школе Физули. Стихи В. поются поныне ашугами и певцами. Популярная нар. поговорка гласит: "Не всякий, кто учится, сделается Молла-Панахом". Жизнь В. нашла художеств, воплощение в драматич. поэме С. Вургуна "Вагиф".

Соч. : Эсэрлэри, Бакы, 1960; Сечнлмиш эсэрлэри, Бакы, 1968 (араб, шрифт); в рус. пер. - Лирика, М., 1968.

Лит.: Азэр&ичан эдэбиЦаты тарихн, ч. 1, Бакы, 1960; Дадашзадэ А., Молла ПанаЬ Вагиф, Бакы, 1966; его же, Певец жизни (Раздумья о Вагифе), Б., 1968.

А. А. Шариф.

ВАГНЕР Август Фёдорович [29. 8(10. 9). 1828, Нерфт Курляндской губ.,- 2(14). 11. 1886, Пулково], русский астроном, специалист по астрометрии. Окончил Дерптский ун-т. С 1866 вице-директор Пулковской обсерватории. Разработал метод уравнивания системы координат опорных звёзд. В течение 30 лет на большом пассажном инструменте проводил наблюдения по определению прямых восхождений основных звёзд для Пулковских абс. каталогов.

ВАГНЕР (Wagner) Адольф (25. 3. 1835. Эрланген, - 8. 11. 1917, Берлин), немецкий экономист и политич. деятель. С 23 лет проф. политич. экономии и финансов. Занимал кафедры в ун-тах Фрей-бурга, Берлина и др. городов. Под влиянием своего учителя К. И. Родбертуса (см. Родбертус-Ягецов) и исторической школы подчёркивал зависимость хоз. жизни от правовых условий, напр, от института частной собственности. В. выступал с требованием усиления гос. хоз. активности. Один из основателей "Союза социальной политики" (1872), созданного для разработки законодат. мер по улучшению положения рабочих. Эти меры В. называл гос. социализмом. В 1881 В. вступил в реакционную христианскосоциаль-ную партию.

Соч. : Die GesetzmaBigkeit in den scheinbar willkurlichen menschlichen Handlungen,

Hamb., 1864; Die russische Papierwahrung, Riga, 1868 (рус. пер. - Русские бумажные деньги. К., 1871); Theoretische Sozialokono-mic, Bd 1 - 2, Abt. 1 - 2, Lpz., 1907 - 09.

Лит.: Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнер "Учебник политической экономии", 2 изд., т. 1, 1879, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 369 - 99.

ВАГНЕР (Wagner) Вильгельм Рихард (22. 5. 1813, Лейпциг,- 13. 2. 1883, Венеция), немецкий композитор, дирижёр, муз. писатель и театр, деятель. Род. в чиновничьей семье. Раннему интересу В. к иск-ву способствовал его отчим, актёр Л. Гейер. Занятия музыкой начались с 15 лет. В раннем периоде муз. творчества (1828-32) В. создал ряд инструментальных произв., в т. ч. симфонию (1832) и увертюру "Польша" (1832, окончат, ред. 1836). С 1831 В. студент Лейпцигского ун-та. Одновременно брал частные уроки композиции у Т. Вейнлига. С 1833 работал театр, хормейстером в Вюрцбурге, затем дирижёром муз. театров в Магдебурге (1834-36), Кенигсберге (1837), Риге (1837-39). В 1830-х гг. В. написал оперы: "Феи" (по К. Гоцци, 1833-34, пост. 1888), "Запрет любви" (по У. Шекспиру, пост. 1836), "Риенци" (по Э. Бул-вер-Литтону, 1838-40, пост. 1842). В 1839-42 жил в Париже, где создал первые зрелые произв. : увертюру "Фауст" (по И. В. Гёте, 1840, окончат, ред. 1855) и оперу "Летучий голландец" (по нар. легендам и новелле Г. Гейне, 1841, пост. 1843). В 1843-49 работал дирижёром придворного театра в Дрездене; там же написал на основе ср. -век. легенд 2 оперы: "Тангейзер" (1843-45, пост. 1845) и "Лоэнгрин" (1845-48, пост. 1850, Веймар). Участник Дрезденского восстания 1849, после подавления к-рого эмигрировал в Швейцарию. В 1849-58 жил в основном в Цюрихе. В 1852 В. завершил (первонач. замысел в 1848) лит. текст оперной тетралогии "Кольцо нибелунга" на основе скандинавского эпоса 8-9 вв. "Эдды" и нем. средневекового эпоса 13 в. "Песнь о нибелунгах". В 1852-56 написал музыку первых частей тетралогии: "Золото Рейна" и "Валькирия". В 1857-59 создал оперу "Тристан и Изольда" (по эпич. сказанию Готфрида Страсбург-ского, пост. 1865, Мюнхен). После периода скитаний (1859-64) В. по приглашению баварского короля Людвига II переезжает в Мюнхен. Здесь в 1868 была поставлена его опера "Нюрнбергские мейстерзингеры" (по нюрнбергской хронике конца 17 в. ); в 1871-74 он завершил последние части "Кольца нибелунга": "Зигфрид" и "Гибель богов". Постановка всей тетралогии состоялась в Байрёйтском театре (1876), построенном по проекту В. Последние годы жизни В. проводит в Байрёйте, где в 1882 была поставлена его опера-мистерия "Парсифаль" (по ср. -век. христ. легенде).

Произв. В., не связанные с театром, в период зрелого творчества появляются редко. Среди них: "5 стихотворений для жен. голоса с фп. " (на слова М. Везен-донк, 1857-58), идиллия "Зигфрид" для малого симф. оркестра (1870).

Творческий путь В. сложен и противоречив. В юности композитор находился под влиянием различных течений нем. романтизма. Первая опера "Феи" принадлежит к типу нем. романтич. оперы. Сближение с деятелями бурж. -либер. движения "Молодая Германия" в сер. 1830-х гг. привело В. к пересмотру своих взглядов на оперу. Влияние итал. и франц. иск-ва сказалось в опере "Запрет любви" с её реальнобытовой тематикой, осмеянием ханжеской морали. В опере "Риенци", написанной под воздействием историкогероических произведений Г. Спонтини и Дж. Мейербера, отразились освободительнобунтарские настроения В., выявился яркий талант его как драматурга и симфониста. "Летучий голландец" знаменует возвращение В. к проблематике нем. романтич. оперы; в ней переплетаются фантастическое и реальное. Композитор значительно обновляет традиционные муз. средства романтич. иск-ва, намечает пути к созданию непрерывно развивающегося сценич. действия, уделяет большое внимание раскрытию психологии героев; в его муз. драматургии повышается роль лейтмотивов.

"Тангейзер" и "Лоэнгрин" во многом связаны с нем. романтич. операми на рыцарский сюжет (есть преемственность с "Эвриантой" Вебера). "Тангейзер", развивающий романтич. тему "двоемирия" (в данном случае - столкновения чувственности и аскетизма), выражает протест против лицемерной бурж. морали, утверждает право свободного человеч. чувства. Тема протеста в этом произв. сочетается с идеей "искупления" - жертвенного подвига. В "Лоэнгрине" силам зла противопоставлены светлые силы, автор утверждает высшую миссию художника и показывает в аллегорич. форме его одиночество в совр. ему обществе. Но протест этот носит пассивный характер. В "Лоэнгрине" В. углубляет принципы симфонизации оперы, усиливает драматургич. роль лейтмотивов. Так постепенно созревают элементы будущей вагнеровской муз. драмы.

В период Революции 1848-49 в Германии В. испытывал воздействие материалистической философии Л. Фейербаха и анархического бунтарства М. А. Бакунина. В своих теоретич. работах В. выдвинул тезис об иск-ве как "продукте социальной жизни", резко критиковал капитализм и христианскую церковь, бурж. театр, призывал к демократизации иск-ва и считал, что подлинное иск-во возможно лишь после -революции. Но свои политич. идеалы выражал в этих работах туманно, абстрактно.

Антикапиталистич. направленность отличает концепцию тетралогии "Кольцо нибелунга". Олицетворением "мирового зла" явилась здесь власть золота, к-рой противопоставлены сила любви и геройство подвигов. Борьбу со злом призван вести идеальный нар. герой Зигфрид, символизирующий, по замыслу В., "социалиста-искупителя". Как и в др. операх В., в тетралогии ярко воплощены нац. мифологич. и легендарные образы, картины нем. истории и природы. В период длительной работы над тетралогией в мировоззрении В. усилились реакц. тенденции (показательно увлечение философией А. Шопенгауэра и Ф. Ницше). В тетралогии появились черты пессимизма, отразились слабость и рефлексия, характерные для нем. интеллигенции послереволюц. периода, её неверие в революцию. В "Кольце нибелунга" нашли последоват, выражение реформаторские принципы В., зародившиеся отчасти ещё в операх 1840-х гг. В теоретич. работах 1849-51, особенно в работе "Опера и драма", В. подверг резкой критике старую оперу, её условности, разрыв между драматич. содержанием и музыкой и выдвинул идею создания муз. драмы, в к-рой музыка становится одним из важнейших средств воплощения содержания. Для успешного осуществления синтеза музыки и драматич. действия В. считал необходимым объединение композитора и либреттиста в одном лице (В. был автором либретто своих опер). Превращая оперу в муз. драму, композитор стремился к идейной насыщенности спектакля, к гармоничному взаимодействию всех его элементов. Непрерывности муз. -драматич. развития В. достигал преодолением расчленённости оперы на отд. "номера" (арии, ансамбли), заменяя их свободно построенными монологами и диалогами. Большое внимание он уделял выразительности вокальной декламации, предъявляя к артистам требование глубже раскрывать содержание образа как вокальными, так и актёрскими средствами. Велико значение В. в симфонизации оперы. Он не только количественно расширил состав оркестра, но и поновому трактовал его возможности и роль отд. групп (особенно медных духовых инструментов), был великим мастером оркестрового колорита. Оркестр в операх В. стал действенным, раскрывающим внутр. смысл происходящего. Важнейший элемент оркестровой партии опер В. - сквозные характеристики-лейтмотивы, иногда появляющиеся и в вокальных партиях. Они характеризуют героев, предметы, явления, отражают причинноследственную связь между ними, обеспечивают муз. единство произведения.

В музыке "Кольца нибелунга" психологически насыщенный лиризм и глубокий драматизм сочетаются с яркой картинностью. Оркестр поражает богатством тембров и силой выражения, блеском, изобилием оттенков. В то же время здесь отразились противоречия и односторонность творч. метода В. Порой нарушается равновесие между вокальной и оркестровой партиями; внимание композитора сосредоточено в первую очередь на оркестре, выразительные же возможности человеч. голоса используются им недостаточно разнообразно. Усложнённая система лейтмотивов, чрезмерное изобилие гармонич. и оркестровых красок, многословие текста, обилие отвлечённых рассуждений, замена действия повествованием снижают динамизм и напряжённость муз. драматургии.

Симфонизация оперы находит высшее проявление в "Тристане и Изольде", где внешнее действие сведено до минимума и всё внимание композитора обращено на переживания героев. Предельной напряжённости достигает гармонич. язык оркестровой партии. В этой музыке своеобразно, с огромной силой и пси-хологич. глубиной раскрыта трагедия любви и смерти.

От крайностей позднего стиля В. отступает в опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" на историкобытовой сюжет (о нравах и обычаях нюрнбергских ремесленников). Музыка отличается реализмом в обрисовке нар. типов, яркостью комич. и драматич. положений. В опере имеются песни, ансамбли, хоры в духе нар. песенности. Прогрессивна осн. идея произв. : борьба за передовое нар. иск-во, против тупого педантизма и рутины. Опера проникнута радостным восприятием жизни, верой в созидат. силы народа.

Обращение В. к религии в конце жизни нашло отражение в "торжественной сценической мистерии" "Парсифаль". Музыка оперы, отличающаяся в целом просветлённой ясностью, спокойствием и уравновешенностью, содержит отд. яркие драматич. моменты. Наряду с этим ей присущи абстрактная символика и статичность.

В. принадлежит выдающаяся роль в реформе оперного иск-ва, которая привела к решению новых сложных художеств, задач. Крупнейшие представители нац. оперных школ творчески осваивали достижения В., выступая в то же время против крайностей вагнеровской реформы (Ж. Бизе, Дж. Верди, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и др. ). Реформаторское творчество В. оказало значит, воздействие на оперное испол-нительство. Особая декламационная выразительность вокальных партий его опер и сложность оркестрового сопровождения ставили перед певцами новые задачи.

В. был одним из видных представителей дирижёрского иск-ва. В 50-60-х гг. он неоднократно выступал в различных европ. городах, в т. ч. в Петербурге и Москве (1863), с исполнением отрывков из своих опер, симфоний Л. Бетховена и др. произв.

Обширна и разнообразна лит. деятельность В. Он - автор оперных либретто, драм, стихотворений, муз. -теоретич. работ, рецензий, очерков о композиторах, исследований по истории иск-ва, статей по вопросам политики и философии и др. В муз. -теоретич. работах, особенно в таких, как "Искусство и революция" (1849), "Художественное произведение будущего" (1850), "Опера и драма" (1851), "Обращение к моим друзьям" (1851), В. стремился связать художеств, явления с жизнью общества, рассматривая бурж. культуру как упадок дивилиза-ции. В этих трудах привлекает глубина, серьёзность идейноэстетич. требований, предъявляемых композитором к иск-ву, к-рое определялось им как важное средство нравственного воспитания народа.

Первые пост, опер В. в России о