загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ды предпринимателей.

Применяются не строго науч. методы сбора статистич. информации о семейных бюджетах (для обследования отбирается более обеспеченная группа населения) и способы обработки данных (исчисление огульных средних по совокупностям семей, относящихся к социально разнородным группам населения). Бурж. статистики пытаются доказать изменение природы капитализма, сделать выводы о несуществующем "выравнивании доходов населения" (см. Дифференциация доходов населения).

Данные официальной Б. с. в капиталистич. странах, как правило, тенденциозно освещают изменение благосостояния трудящихся. Исчисляемые бурж. статистиками индексы по данным бюджетных обследований нередко опровергаются расчётами прогрессивных профсоюзов и др. opr-ций. Напр., по расчётам Мин-ва труда Великобритании, основанным на информации Б. с., индекс стоимости жизни в стране в 1968 был равен 278 (к 1938 - 100), а по расчётам Лондонской и Кембриджской экономич. службы - 364 (т. е. был выше на 86%), хотя и последний далеко не точно характеризовал действительное снижение жизненного уровня трудящихся страны, происшедшее в связи с неоднократным повышением цен на товары нар. потребления.

Б. с. в СССР свидетельствует о систе-матич. росте материального и культурного уровня всех обществ, групп населения. С 1940 по 1968 произведённый нац. доход страны возрос в 7,5 раза; при этом ок. э14 его направляется в фонд потребления трудящихся. Реальные доходы на душу населения за этот период выросли примерно в 3,6 раза. В значит, мере этот рост обеспечивался расширением обществ, фондов потребления. Выплаты и льготы из этих фондов составляют более 30% бюджета семьи рабочего и служащего. Рост доходов населения позволяет систематически увеличивать семейные расходы на товары нар. потребления. По данным Б. с. Сов. Союза, расходы рабочих пром-сти и колхозников на покупку товаров возросли в 1969 по сравнению с 1940 (соответственно): одежды в 5 и 6,3 раза, мебели и хоз. товаров в 8,9 и 9,7 раза, мотоциклов и велосипедов в 20,3 и 27,8 раза. За тот же период увеличилось и потребление ими мясопродуктов в 3 и 2,2 раза, рыбопродуктов в 2,6 раза и 6 раз, молока и молочных продуктов в 3,1 и 1,8 раза и яиц в 3,4 и 3,6 раза, а потребление хлебных продуктов сократилось на 33% и 14%. Расходы на жилищные и коммунальные услуги в бюджете семьи гор. жителя не превышают 4% общего расхода.

Лит.: Курс экономической статистики, 4 изд., под- ред. Л. И. Петрова, М., 1956; Общая теория статистики, 2 изд., перераб., под ред. Т. И. Козлова, М., 1967; Струмилин С. Г., Статистикоэкономическпе очерки, М., 1958; Матюха И. Я., Статистика бюджетов населения, М., 1967.

И. Я. Матюха.

БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, составление и исполнение гос. бюджета в социалистич. странах. Является составной частью нар. -хоз. планирования. На основе показателей нар. -хоз. плана (объём и реализация продукции, товарооборот, фонд зарплаты, капитальные вложения и др. ) разрабатываются бюджеты, к-рые служат важным рычагом проверки балансовых связей отд. элементов плана, выявления и мобилизации внутр. резервов. В ходе составления и исполнения бюджета на основе применения балансового метода осуществляется координация всех финанс. ресурсов социалистич. гос-ва, определяются гл. элементы финанс. и кре-дитнокассовых планов, устанавливаются финанс. обязательства предприятий, размеры их затрат на расширение произ-ва, материальное стимулирование работников и др., осуществляется контроль за финанс. и хоз. деятельностью предприятий и орг-ций. Гл. задача Б. п. - наиболее полное выявление и мобилизация внутр. ресурсов х-ва для обеспечения необходимыми ден. средствами высоких темпов развития социалистич. экономики, си-стематич. повышения жизненного уровня трудящихся, укрепления могущества гос-ва.

В основу Б. п. в СССР положен принцип демократич. централизма, обеспечивающий при составлении и исполнении бюджета соблюдение суверенных прав союзных республик и прав авт. республик, местных Советов депутатов трудящихся, единство бюджетной системы и финанс. политики гос-ва и участие в составлении и выполнении бюджета всех органов гос. власти и управления, предприятий и орг-ций, широких слоев населения.

Так же как нар. -хоз. план, гос. бюджет составляется на календарный год (с 1 янв. по 31 дек. ), к-рый считается бюджетным периодом. Это обеспечивает связь гос. бюджета с нар. -хоз. планом, планом каждого предприятия, орг-ций, учреждения, создаёт необходимую определённость бюджетным ассигнованиям, способствует контролю за соблюдением гос. финанс. дисциплины.

Бюджетные ассигнования носят строго целевой характер, причём при выделении средств учитываются эффективность и степень использования ранее предоставленных бюджетных средств, а также размер произведённых предприятием или орг-цией платежей в доходы бюджета. В процессе формирования гос. бюджета в соответствующих органах гос. управления (Совет Министров СССР и Мин-во финансов СССР, Советы Министров союзных республик и мин-ва финансов республик и т. д. ) рассматриваются в зависимости от подчинённости осн. показатели каждого бюджета (республики, края, области и т. п. ), а также расчёты по бюджетам всех мин-в, ведомств, отделов исполкомов и т. д., с тем чтобы возможно полнее учесть потребности и ресурсы каждой республики, области, района, всех отраслей нар. х-ва. Затем проект каждого бюджета рассматривается в бюджетных комиссиях и утверждается на сессии соответствующего органа гос. власти (Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и авт. республик, местных Советов депутатов трудящихся), к-рые принимают закон о Гос. бюджете СССР и законы о гос. бюджетах союзных республик или постановления о бюджетах края, области и др.

Гос. предприятия, колхозы и кооп, орг-ций вносят причитающиеся с них платежи в бюджет перечислением соответствующих сумм с их счетов в банках. При неуплате эти суммы взыскиваются со взиманием пени: с гос. предприятий - по распоряжению финансовых органов они списываются в бесспорном порядке; с кооп. орг-ций и колхозов - на основании решений суда. При исполнении бюджета бюджетные средства выдаются путём открытия кредитов или перечислением средств распорядителям кредитов, к-рое производится: финанс. органами - гл. распорядителям (мин-вам и ведомствам, отделам местных Советов); гл. распорядителями кредитов - нижестоящим распорядителям (отд. предприятиям, школам, больницам и т. п. ).

Кассовое исполнение бюджета осуществляет Государственный банк СССР. Оно основано на принципе единства кассы, т. е. на сосредоточении всех бюджетных средств в банковских учреждениях, выполняющих функции их приёма, хранения и выдачи (согласно распоряжениям финанс. органов и соответствующих распорядителей кредита), а также представляющих отчёты об использовании средств бюджета. Такой порядок позволяет контролировать ход исполнения бюджетов и балансировать их доходы и расходы.

В капиталистич. гос-вах составление и исполнение бюджета имеют лишь внешнюю форму Б. п. Применяемые здесь методы бюджетных исчислений позволяют определить лишь вероятные, предполагаемые суммы доходов и расходов на предстоящий год, т. к. невозможно предугадать неизбежные при капитализме изменения экономич. конъюнктуры. Составление бюджета бурж. гос-ва направлено на перераспределение нац. дохода путём взимания налогов, займов и др. методами в интересах финанс. олигархии и упрочения капиталистич. строя. Бюджеты в капиталистич. странах, как правило, составляются на год, но в нек-рых странах, а также в ряде штатов США - на 2 года (см. Бюджетный год).

Составление бюджетов во всех капиталистич. странах является компетенцией правительств и их спец. органов (бюджетное бюро при президенте в США, казначейство в Великобритании, Мин-во финансов во Франции). Проекты бюджетов представляются в Бельгии за 2 мес. до начала бюджетного года, в Италии - за 5 мес., в Великобритании - за 7 мес., в США- за 6 мес. Проекты бюджетов представляются на утверждение парламентов, однако права последних на внесение к. -л. изменений крайне ограничены и носят большей частью декларативный характер. Исполнение бюджетов осуществляется пр-вами через казначейские кассы (Франция) или банки (в большей части стран).

Лит. см. при ст. Бюджет государственный. В. В. Лавров.

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО, совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны и регулирующих обществ, отношения по образованию и использованию общегос. фонда ден. средств. Сов. Б. п. - один из важнейших институтов финансового права - регулирует не все отношения, связанные с гос. бюджетом, а только организационнофинансовые, к-рые складываются гл. обр. между различными гос. органами. Т. к. в Гос. бюджет СССР включается бюджет гос. социального страхования, к-рый составляется ВЦСПС и исполняется органами профсоюзов, сов. Б. п. регулирует и отношения между гос. органами и органами профсоюзов, связанные с этим бюджетом.

Нормы сов. Б. п. делятся на материальные и процессуальные. К первым относятся нормы, определяющие бюджетное устройство (различные виды бюджетов, соотношение между ними, основы формирования их доходов), бюджетные права Союза ССР, союзных, авт. Республик и адм. -терр. единиц; нормы, определяющие состав доходов и направление расходов Гос. бюджета СССР, их разграничение между различными звеньями бюджетной системы, последовательность их распределения между отд. бюджетами. Процессуальные нормы регламентируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения Гос. бюджета СССР и отчётности о его исполнении.

Важнейшей чертой сов. бюджетного устройства является единство бюджетной системы, означающее, что союзный, респ. и местные бюджеты существуют не обособленно, а объединяются в единый Гос. бюджет СССР. Право устанавливать налоги и доходы, поступающие на образование бюджетов - союзного, республиканских и местных, предоставлено только Союзу ССР. Часть доходов респ. и местных бюджетов покрывается за счёт закреплённых за ними источников доходов, а часть поступает в них за счёт отчислений от общесоюзных гос. налогов и доходов, устанавливаемых ежегодно при утверждении вышестоящего бюджета. Утверждение бюджетов идёт в следующем порядке: сначала утверждается Гос. бюджет СССР, затем на его основе - гос. бюджеты союзных республик, на их базе - гос. бюджеты АССР и местные бюджеты. При утверждении каждого вышестоящего бюджета устанавливаются общие суммы доходов и расходов по нижестоящим бюджетам. Такая финанс. централизация придаёт бюджетной системе и финанс. политике Сов. гос-ва единство, обеспечивает финансирование мероприятий, предусмотренных гос. планом развития нар. х-ва СССР, а также мероприятий, имеющих общесоюзное или респ. значение, участие союзных и авт. республик и адм. -терр. единиц в осуществлении этих мероприятий. Единство бюджетной системы даёт возможность перераспределять часть нац. дохода и финанс. ресурсов между союзными и авт. республиками, экономич. районами и адм. -терр. единицами. Централизация в области бюджета сочетается в СССР с широкой самостоятельностью республик и адм. -терр. единиц: каждая союзная и авт. республика, каждый местный Совет (краевой, областной, окружной, городской, районный, поселковый и сельский) имеют право на собств. бюджет, объём к-рого устанавливается при утверждении вышестоящего бюджета и окончательно утверждается Верх. Советом соответствующей республики или вышестоящим местным Советом. Утверждая бюджеты нижестоящих Советов, эти органы могут увеличить общую сумму доходов и расходов, установленную для республики или адм. -терр. единицы при утверждении вышестоящего бюджета. Проект бюджета составляется исполнительнораспорядит. органами Советов, имеющих право утверждения бюджета. Бюджетная инициатива, т. е. право внесения проекта на рассмотрение и утверждение Совета, принадлежит соответственно правительству союзной (авт. } республики или исполкому местного Совета. Закон о Гос. бюджете СССР и решение местного Совета о бюджете публикуются для всеобщего сведения.

Осн. источниками действующего Б. п. являются закон "О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик" (30 окт. 1959) и законы о бюджетных правах республики и местных Советов, принятые во всех союзных и авт. республиках.

М. И. Пискотин.

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, предоставление средств из гос. доходов или доходов вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам для сбалансирования их доходов и расходов. В социа-листич. странах задачами Б. р. являются: обеспечение бездефицитной сбалансированности доходов и расходов нижестоящих бюджетов на уровне, необходимом для выполнения заданий нар. -хоз. плана; выделение каждому бюджету таких источников, к-рые позволили бы своевременно и бесперебойно финансировать намеченные планом мероприятия по развитию нар. х-ва и социальнокультурному обслуживанию населения; создание материальной заинтересованности респ. и местных органов в выполнении планов местных и общесоюзных гос. доходов, а тем Самым и в выполнении нар. -хоз. плана В целом.

На первых этапах социалистич. строительства в СССР осн. формами Б. р. являлись дотации, в 1924-31 субвенции (целевые гос. пособия местным бюджетам, требующие участия их средств), затем отчисления от гос. доходов и налогов и надбавки к ним. С укреплением нар. -хоз. и бюджетного планирования осн. методом Б. р. стали отчисления от гос. доходов и налогов, передаваемые в нижестоящие бюджеты в дифференцированных процентах от суммы поступлений дохода или налога на территории данного Совета, что заинтересовывает каждый местный Совет и республику в выполнении плана общесоюзных гос. доходов и налогов. Проценты отчислений дифференцируются в зависимости от потребности в средствах для покрытия запланированных по бюджету расходов, с учётом объёма местных (закреплённых) доходов, к-рые должны поступить в данный бюджет в предстоящем году. Различается регулирование бюджетов союзных республик, внутриреспубликанское (союзных и авт. республик), внутриобластное (краевое), внутрирайонное и внутригородское (по городам, имеющим районное деление) Б. р.

Осн. источниками средств для Б. р. являются в СССР: налог с оборота, подоходный налог с населения и нек-рые др. В исключит, случаях, а именно, когда бюджет республики или местного Совета не может быть сбалансирован даже при передаче ему всей суммы (100%) доходов, поступающих на его территории, применяется дотация из гос. бюджета. Аналогичные формы Б. р. используются в большинстве социалистич. стран.

В капиталистич. странах Б. р. обусловлено в первую очередь всё большей концентрацией источников доходов (особенно налогов) в руках центр, власти. Возрастающая зависимость местных органов власти от центральных выражает обострение противоречий между центром и местами. Формы Б. р. : дотации, субвенции, отчисления и надбавки к гос. налогам. А. М. Александров.

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ, предоставление гос-вом в соответствии с утверждённым бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств предприятиям, орг-циям и учреждениям на осуществление и развитие их деятельности.

В социалистич. странах Б. ф. включает финансирование хозрасчётных предприятий и орг-ций и сметное финансирование.

Из государственного бюджета финансируются, как правило, вложения в основные и оборотные фонды вновь строящихся предприятий, а также выделяются дополнительные средства при недостатке собственных ресурсов действующим предприятиям.

Предприятия, переведённые на новые условия хозяйствования, при недостатке собств. ресурсов используют также кредит, к-рый возмещают впоследствии из внутрихоз. ресурсов. За счёт этих ресурсов и банковских кредитов финансируется также строительство части новых предприятий (напр., в СССР предприятий, срок окупаемости затрат на строительство к-рых не превышает 5 лет).

Сметное финансирование распространяется на большинство орг-ций непроизводств, сферы (школы, больницы и т. д. ). Расходы на расширение их деятельности целиком покрываются из бюджета и все получаемые этими орг-циями доходы (если они не идут на образование их спец. средств) изымаются в доходы бюджета.

Б. ф. строится на следующих принципах: научно обоснованное определение величины затрат (при Б. ф. хозрасчётных предприятий и орг-ций это означает определение экономич. необходимости и эффективности затрат, выявление всех внутрихоз. резервов накопления; при сметном финансировании - разработка и использование научно обоснованных норм расходов), строго целевой отпуск средств; учёт степени выполнения плана; контроль за правильным и эффективным использованием средств.

В капиталистич. странах Б. ф. осуществляется в порядке сметного финансирования и заключается в покрытии расходов на субсидирование монополий, гос. капиталовложения, развитие инфраструктуры, стимулирование экспорта, содержание гос. аппарата, вооружённых сил и различных адм. и социальнокультурных учреждений за счёт средств бюджета. А. М. Александров.

БЮДЖЕТНЫЕ КОМИССИИ, постоянно действующие комиссии высших и местных органов власти, созданные для рассмотрения государственного бюджета. В социалистич. странах рассматривают проекты нар. -хоз. планов, бюджеты и др. законодат. акты по финанс. вопросам, а также отчёты об исполнении гос. бюджета и выполнении нар. -хоз. плана. В СССР Б. к. образуются палатами Верховного Совета СССР, Верховными Советами союзных и авт. республик, местными Советами депутатов трудящихся из депутатов соответствующих органов гос. власти. Б. к. Совета Союза и Совета Национальностей рассматривают внесённые правительством СССР на утверждение Верховного Совета СССР проекты плана развития нар. х-ва и Гос. бюджета СССР и отчёт об исполнении бюджета за предыдущий год, предложения об изменении Гос. бюджета СССР, поступившие от мин-в и ведомств СССР и др. органов; разрабатывают проекты законов СССР и указов по бюджетнофинанс. вопросам; заслушивают сообщения и доклады руководителей мин-в и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик по вопросам исполнения бюджета, а также доклады ВЦСПС по бюджету гос. социального страхования. См. также Верховный Совет СССР. В 1967 Б. к. СССР переименованы в планово-бюджетные.

В капиталистических гос-вах Б. к. (в нек-рых странах бюджетноконтрольные или финанс. ) являются постоянными комиссиями парламентов, состоящими из членов парламента и привлечённых экспертов. В функции комиссий входят предварительное рассмотрение проектов бюджета и финанс. законопроектов, представляемых пр-вом на утверждение парламента, а также контроль за исполнением бюджета. В. В. Лавров.

БЮДЖЕТНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ, выборочные статистич. обследования семейных бюджетов, являющиеся источником информации о жизненном уровне различных общественных групп населения. Из Б. о. получают сведения: о доходах семьи по их источникам (зарплата, оплата за работу в колхозе, выплаты и льготы за счёт обществ. фондов потребления - пенсии, стипендии, различные пособия, дотации на содержание детей в садах и яслях и др., доходы от личного подсобного х-ва); о расходах семьи по их назначению (покупка продовольств. и непродовольств. товаров); об обеспеченности семьи жилищем и предметами культуры и быта; о составе семьи, занятости и образовании её членов и др. (см. также ст. Бюджетная статистика).

Б. о. в Советском Союзе проводит ЦСУ СССР. Информацию о семейных бюджетах получают путём опроса членов обследуемых семей и использования их записей о доходах, расходах и потреблении; этот метод обеспечивает наибольшую полноту и достоверность сведений. Теоретич. основой Б. о. является выборочный метод, посредством к-рого из генеральной совокупности выделяется такое количество семей (выборка), в результате обследования к-рых получаются репрезентативные данные семейных бюджетов. Мерой репрезентативности является отношение средних показателей, характеризующих выборочные данные, к соответствующим средним показателям генеральной совокупности. Для Б. о. отбираются различные по своему жизненному уровню типы семей. Чтобы данные отражали действительную динамику уровня благосостояния различных обществ, групп населения с учётом экономич. и природноклиматич. условий и нац. особенностей, а также факторов социальноэкономич. порядка, обследования проводятся систематически в течение одного года или ряда лет в одних и тех же семьях. Единство программ обследования позволяет не только получить статистич. сведения о жизненном уровне семей по обществ, группам, но и сделать сопоставление этих уровней.

В большинстве капиталистич. стран Б. о. проводят сравнительно редко (один раз в 5-10 лет) и они не охватывают всех групп населения. В выборке, как правило, преуменьшается доля семей с низкими доходами и преувеличивается доля семей с высокими (нетрудовыми) доходами. Так, в выборке семей для обследования питания, проведённого Мин-вом с. х-ва США в 1955, доли семей с доходами до 1 тыс. долл. и 3 тыс. долл. в год оказались заниженными и составили соответственно 7% и 30%. По данным опросных листов переписи населения 1951, соответствующие данные составили 30 и 48%. При разработке данных в группу предпринимателей были включены мелкие торговцы, домохозяйки и т. п., а в группу лиц свободных профессий вместе с ремесленниками отнесены владельцы крупных контор, лечебных и зрелищных предприятий и т. п. Тем самым преуменьшались доходы буржуазии и преувеличивались доходы трудящихся.

Б. о. в России берут своё начало от обследований крест, х-в в 70-х гг. 19 в. Ещё раньше (1846) известный статистик-демократ Д. П. Журавский опубликовал расчёты бюджетов семейств "среднего и низшего состояния", в к-рых подчеркнул значение бюджетных данных для анализа •"экономического и нравственного стремления каждого класса". Первые единовременные Б. о. в России были организованы в нач. 70-х гг. земскими статистиками (см. Земская статистика) и различными об-вами. Тогда же при Б. о. был разработан и выборочный метод. Впервые в мировой практике была использована механич. выборка (механич. отбор) семей и осуществлена проверка её репрезентативности путём сопоставления данных, характеризующих выборочную и генеральную совокупность. Земские статистики осуществили экспедиц. метод сбора сведений на основе опроса обследуемых. Б. о. крестьян предусматривали сбор материалов об экономике крест, х-ва, его доходности, расходах и личном потреблении. Б. о. рабочих и служащих ставили задачу получить сведения об уровне доходов и потреблении обследуемых в этом разрезе отраслевых и проф. групп.

Б. о. рабочих и служащих в России начали проводить после Революции 1905-07. До 1917 шесть единовременных обследований было проведено в Петербурге, Киеве, Баку и Московской губ. и собрано 4,5 тыс. бюджетов рабочих и служащих.

Начало Б. о. рабочих и служащих после Великой Окт. социалистич. революции относится к 1918 (первое из них организовано в Петрограде С. Г. Струмилиным). К 1922 было проведено св. 15 единовременных обследований: в Москве, Петрограде, Харькове, на Урале, в Донбассе и в Ср. Азии, к-рыми руководили ЦСУ, Наркомтруд и ВЦСПС. Регулярные Б. о. в течение 1-2 мес. в году примерно 3 тыс. семей рабочих (известные как обследования "ноябрьских" бюджетов) были организованы в СССР с 1922, а круглогодовые - с 1925. В эти годы разработаны методы выборки семей, программы обследования, отражающие особенности формирования жизненного уровня трудящихся в социалистич. гос-ве; была создана система классификации доходов и расходов семьи и применены группировки бюджетных данных по отд. социальноэкономич. признакам. С 1929 все работы по Б. о. сосредоточиваются в ЦСУ. Единовременные Б. о. заменяются обследованиями в течение всего года. С 1931 Б. о. рабочих пром-сти были распространены на всю территорию с объёмом выборки ок. 5 тыс. бюджетов. С 1934 ЦСУ обследует также бюджеты инж. -технич. работников и служащих. В предвоен. годы в СССР ежегодно обследовалось в общей сложности почти 20 тыс. бюджетов, в т. ч. ок. 12 тыс. бюджетов рабочих пром-сти. В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 Б. о. продолжались, хотя количество обследуемых семей рабочих и служащих сократилось.

Б. о. крестьян в России, проведённые впервые в Самарской, Черниговской, Херсонской, Нижегородской и Пермской губ., были немногочисленны по числу х-в и характеризовали различные слои крестьян. В более широких масштабах Б. о. крестьян осуществлены земскими статистиками Воронежской губ. (67 х-в в 1886-87 и 230 х-в в 1887-96). Их опыт разработки ряда методологич. вопросов оказал влияние на обследования, проведённые в Калужской (1896), Вологодской (1903-07), Тульской (1911-14) и др. губ. Программы Б. о. крест, х-в содержали более 1 тыс. вопросов. Почти за пятидесятилетний период в России было обследовано более 11 000 бюджетов крестьян. Многие земские статистики, исходя из народнических теорий об однородности крестьян, разрабатывали и анализировали бюджетные данные, пользуясь огульными средними (по бюджетам кулаков, середняков и бедняков),за что их критиковал В. И. Ленин.

После Окт. социалистич. революции Б. о. крестьян проводят с 1919 (600 бюджетов). Была поставлена задача организовать обследования в гос. масштабе и получить репрезентативную информацию о произ-ве в крест, х-ве, его доходности и личном потреблении. Объём выборки за 1922123 с. -х. год составил примерно 3 тыс. и за 1925126 более 10 тыс. бюджетов. В первые годы Сов. власти бюджеты обследовались экспедиц. методом (опрос членов семьи). По мере повышения образоват. уровня крестьян многие из обследуемых сами приступили к ведению записей о своих бюджетах, что повышало достоверность информации. В 1928 такие записи велись уже в 2,5 тыс. х-в. В последующие годы этот метод стал основным. Анализ статистич. информации о крест, бюджетах в 20-х гг. базировался на группировках х-в по площади посевов, численности скота, по размеру доходов и сведениях об аренде земли, найме и продаже рабочей силы, наличии в х-ве пром. или торг, заведений и др. Бюджетные данные характеризовали экономич. и социальные отношения в деревне накануне коллективизации с. х-ва в СССР. В нач. 30-х гг., когда большинство крестьян в стране объединилось в колхозы, ЦСУ СССР внесло коренные изменения в программы семейных бюджетов, обследований и их разработки. В 1932 в стране обследовалось 6,5 тыс. бюджетов, в 1938 - 17 тыс., а в 1940 - более 21 тыс.

В 1968 ЦСУ СССР расширило программы Б. о. и перевело их разработку на ЭВМ.

В 1969 в СССР обследовалось ок. 62 тыс. бюджетов различных обществ, групп населения, в т. ч. ок. 36 тыс. бюджетов рабочих и служащих и более 26 тыс. - колхозников. Наряду с систематич. Б. о. ЦСУ СССР проводит единовременные крупные обследования доходов населения по спец. программам. Первое такое обследование проведено в 1958 (240 тыс. семей рабочих и служащих), второе в 1967 (250 тыс. семей).

Лит. см. при ст. Бюджетная статистика. И. Я. Матюха.

БЮДЖЕТНЫЕ РЕЗЕРВЫ, фонды, образуемые в гос. бюджете для бесперебойного финансирования предусмотренных мероприятий и финанс. обеспечения вновь возникающих расходов неотложного характера.

В капиталистич. странах Б. р. используются преим. в качестве источника дополнит, затрат на милитаризацию экономики и проведение мероприятий по вмешательству гос-в в экономику в интересах монополий. Размер намечаемых Б. р. при утверждении бюджета зависит от соотношения его доходов и расходов. В. И. Ленин в статье ч По поводу государственной росписи" (1902) разоблачил "официальное финансовое фокусничество", к к-рому нередко прибегают бурж. пр-ва, чтобы использовать "свободную наличность" гос. казначейства для создания видимости финанс. благополучия и сокрытия дефицитности капиталистич. бюджета.

В СССР и др. социалистич. странах Б. р. предназначаются для след, расходов: 1) возмещения ущерба, причинённого гос. имуществу в результате стихийных бедствий, а также финансирования др. расходов, обусловленных непредвиденными обстоятельствами (в этой части Б. р. выступают как одна из форм страхового фонда); 2) покрытия дополнит, неотложных расходов, выявляющихся в ходе выполнения нар. -хоз. плана и бюджета; 3) устранения врем, кассовых разрывов из-за несовпадения сроков поступления доходов бюджета и расходования средств.

Б. р. в социалистич. гос-вах играют большую роль в поддержании пропорциональности обществ, воспроизводства и в обеспечении его непрерывности. Б. р. используются также для преодоления частичных диспропорций, к-рые возникают в ходе исполнения нар. -хоз. плана и бюджета.

В пост. Объединённого пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) (октябрь 1927) отмечалось, что при постоянном росте бюджета "... необходимо образование значительных бюджетных резервов, которые обеспечили бы достаточно свободное маневрирование как внутри страны, так и на внешнем рынке" ("КПСС в резолюциях... ", 7 изд., ч. 2, 1954, с. 407). В совр. условиях, когда объём доходов гос. бюджета достиг 144,9 млрд. руб. (план 1970) и составляет более половины нац. дохода, значение Б. р. возрастает. В СССР Б. р. выступают в 3 осн. формах: резервные фонды Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик; превышение доходов над расходами бюджета; оборотная кассовая наличность по респ. и местным бюджетам. В ряде союзных республик (РСФСР, УССР, БССР, Груз. ССР и Азерб. ССР) предусматривается, кроме того, образование резервных фондов Советов Министров авт. республик и фондов непредвиденных расходов исполкомов краевых, обл. и гор. (в городах респ. значения) Советов депутатов трудящихся. Размеры резервных фондов определяют Советы Министров при утверждении бюджетов, а расходование средств производится на основе спец. правительств, постановлений.

Превышение доходов над расходами бюджета обусловлено прочной доходной базой бюджета (опирающейся на непрерывно растущие накопления социалистич. х-ва) и производит, характером его расходов. Суммы превышения направляются в основном на усиление кредитных ресурсов Госбанка и Стройбанка СССР и на финансирование части бюджетных расходов. Оборотная кассовая наличность - это ден. средства, резервируемые в респ. и местных бюджетах для покрытия врем, кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета. Сумма оборотной кассовой наличности определяется при утверждении бюджета, с учётом накопленных свободных средств на начало планируемого года. Средний остаток оборотной кассовой наличности в конце 60-х гг. составил 2,5% к общему объёму бюджетов союзных республик.

Для обеспечения своевременной выплаты зарплаты учителям сел. школ, мед. работникам и специалистам с. х-ва по решению Советов Министров нек-рых союзных республик в районных бюджетах создаются целевые Б. р. за счёт оборотной кассовой наличности в размере месячного фонда зарплаты учителей сел. школ (включая школы, находящиеся в районных сел. центрах) и двухнедельного фонда зарплаты мед. работников и специалистов с. х-ва. Позаимствованные в течение года средства из оборотной кассовой наличности и целевых Б. р. должны быть полностью восстановлены до утверждённого размера за счёт очередных поступлений соответствующего бюджета. По мере укрепления доходной базы местных бюджетов и в особенности районных бюджетов целевые Б. р. утрачивают своё значение.

Лит.: Закон о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, М., 1960; Финансирование просвещения, науки и культуры, М., 1965, с. 101-03. Р. Д. Винокур.

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД, установленный в законодательном порядке годовой срок составления, утверждения и исполнения бюджета. В большинстве стран Б. г. соответствует календарному году (СССР и др. социалистич. страны, Франция, Канада, Италия, ФРГ, Бразилия, Юж. Родезия, Мексика, Аргентина, Индонезия и др. ), в нек-рых странах Б. г. охватывает период действия с 1 июля по 30 июня (США, Италия, Швеция, Норвегия, ОАР, Судан, Кения), в других - с 1 апр. по 31 марта (Великобритания, Япония, Индия, Дания, Канада, ЮАР, Нигерия и др. ). В таких странах, как Бирма, Цейлон, Таиланд и др., Б. г. начинается с 1 окт. и продолжается по 30 сент., а в Турции бюджет составляется и исполняется в течение бюджетного периода с 1 марта по 28 февр. Во мн. странах наметился переход сроков Б. г. к календарному. Совпадение во времени Б. г. с календарным значительно облегчит задачу составления экономич. прогнозов в области доходов и расходов гос. бюджетов различных стран.

В СССР в первые годы Сов. власти составлялись полугодовые бюджеты, с 1920 бюджет стал утверждаться на год (с 1 янв. по31 дек. ). В условиях зависимости бюджета от результатов с. -х. произ-ва, к-рое в то время состояло из раздробленных крест, х-в, и недостаточного уровня планирования нар. х-ва возникла необходимость ориентации Б. г. (как и всей системы производств, и финанс. планов) на срок с 1 окт. по 30 сент. Успехи, достигнутые в индустриализации страны, коллективизация с. х-ва и укрепление совхозного произ-ва, возросшая роль планового начала во всём нар. х-ве создали предпосылки для перехода с 1931 Б. г. к календарному. Р. Д. Винокур.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, см.в ст. Бюджет государственный.

БЮДЖЕТНЫЙ ИНДЕКС, показатель для изучения динамики материального уровня жизни, наз. иногда индексом "стоимости жизни". Отличается от индекса цен тем, что взвешивается по весам не текущего, а базисного периода. Расчёт где ра и pi - цены базисного и текущего периода, a qa - количество различных товаров базисного периода. Б. и. (введённый впервые в Великобритании в 1918, в США в 1919) определяет затраты семьи на покупку бюджетного набора в текущем периоде сравнительно с затратами на тот же набор в прошлом (базисном) периоде. Тем самым рассчитывается потребность денег для поддержания того же уровня жизни (понимаемого как объём потребления). Товары, входящие в набор, здесь сравнительно немногочисленны по составу, в отличие от индекса цен с его многочисленным и изменяющимся товарным набором. Б. и. следует строить как групповой, с последующим выведением тотального (общего) индекса.

В СССР исчисление Б. и. начато в 1922. Построение Б. и. для отд. экономич. групп населения (т. к. покупательная способность у них разная) и для отд. товарных групп и нетоварных гос. услуг (блага из обществ, фондов, а также предоставление гос-вом жилищ и дотаций по квартирной плате) даёт наиболее достоверную картину уровня потребления. Поскольку, как правило, блага из обществ, фондов (дотации для детских учреждений, для отдыха, лечения и пр. ) получают гл. обр. семьи низкооплачиваемых, то это в известной мере сокращает различия в уровне жизни высокооплачиваемых и низкооплачиваемых. Вместе с тем, когда гос-во берёт на себя часть семейных расходов (напр., при обучении ребёнка в интернате), покупательные возможности семьи повышаются. Цены, участвующие в бюджетном наборе, берутся из бюджетных записей (потребительские бюджеты) о фактически уплаченных за товары суммах, а средние цены покупки исчисляются на их базе. Они отличаются от прейскурантных, т. к. одни и те же товары покупаются в разных местах (гос. торговля, кооперация, колхозный рынок). На основе групповых индексов можно построить различные комбинации обобщающих индексов, в т. ч. конъюнктурный индекс. Сов. статистика применяет для исчисления реальных доходов трудящихся индекс доходов населения, оценивающий в сопоставимых ценах ден. и натуральные доходы и льготы, предоставляемые гос-вом.

В капиталистич. странах Б. и., рассчитанные офиц. статистикой, и Б. и., получаемые рабочими орг-циями, резко отличаются друг от друга. Б. и. офиц. статистики не даёт подлинной картины, т. к. нередко из бюджетных обследований исключаются низкооплачиваемые семьи, в потреблении к-рых более высок удельный вес товаров широкого потребления (рост цен на к-рые наиболее значителен), а также за счёт нарушения репрезентативности бюджетного набора, регистрации его лишь в крупных городах.

П. П. Мослов.

БЮДЖЕТНЫЙ НАБОР, перечень товаров и услуг, характеризующий объём (в расчёте на семью или на душу населения) и структуру потребления. Применяется для расчётов бюджетного индекса и для характеристики уровня жизни семей. Б. н. складывается из продуктов питания, пром. товаров и услуг. Наиболее обоснованно рассчитывается набор продуктов питания, где критерием служат физиологич. нормы потребления. Составление наборов пром. товаров и услуг (к-рые претерпевают значит, изменения) намного сложнее и менее обосновано. Известны типы Б. н. : прожиточный минимум, бюджет достатка и нормативный (конструктивный) бюджет. При помощи таких Б. н. устанавливаются различные уровни удовлетворения потребностей трудящихся, определяемые ист. Развитием общества, социальным строем и характеризующиеся объёмом и структурой потребления. Каждой группе товаров и услуг придаётся определённый вес, соответствующий его роли в потребительском бюджете. Разработка Б. н. (общего, в разрезе обществ, групп и отд. районов страны), обеспечивающих наиболее полное и рациональное удовлетворение потребностей трудящихся,- одна из актуальных экономич. проблем в СССР. Б. н. обычно составляются для семьи определённого размера и состава по данным бюджетных обследований населения. Известны два способа составления Б. н. Первый базируется на личной оценке исследователя, к-рый решает, что нужно семье для ведения того или иного образа жизни. Состав Б. н. в этом случае во многом зависит от индивидуальных вкусов исследователей. Второй метод основан гл. обр. на изучении закономерностей фактич. бюджетов и лишь отчасти - на экспертных оценках. Нормативные расчёты охватывают ок. 75-80% статей Б. н.

В США с 1920 до 1962 нормативный бюджет рабочего и служащего разрабатывался Комитетом для исследования социальной экономики при Калифорнийском ун-те под назв. "бюджет Геллера", с 1963 его составляет Бюро статистики труда Мин-ва труда (БСТ). Бюджет рассчитывается для семьи из 4 чел. (муж, жена и двое детей). БСТ заинтересовано в преуменьшении общего размера нормативного бюджета, используемого для определения ставок зарплаты при заключении коллективных договоров.

П. П. Маслов.

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ, бухгалтерский учёт процесса исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений и организаций.

В социалистических странах Б. у. - одна из составных частей единого нар. -хоз. учёта и строится по единой системе. Он обеспечивает необходимую информацию о доходах и расходах бюджета, содействует рациональному распределению и перераспределению нац. дохода на цели расширенного социалистич. воспроизводства и соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей нар. х-ва. При помощи Б. у. осуществляются плановое руководство процессом исполнения бюджета, финансово-бюджетная дисциплина и режим экономии в расходовании гос. средств; он имеет большое значение в укреплении финансов и финанс. работы.

В СССР Б. у. отражает ден. средства бюджета на счетах в учреждениях Госбанка СССР и Стройбанка СССР, доходы и расходы бюджета, средства в расчётах, фонды и резервы, образуемые в процессе исполнения бюджета, а также материальные ценности бюджетных учреждений. Задача Б. у. - своевременно, полно и правильно показывать выполнение плана по доходам и расходам гос. бюджета. В СССР Б. у. охвачено ок. 50 тыс. самостоятельных бюджетов, входящих в Гос. бюджет СССР. Исполнение смет расходов учитывается более, чем в 750 тыс. бюджетных учреждений. Б. у. ведётся в соответствии с существующим в СССР бюджетным устройством. Он отражает исполнение Гос. бюджета СССР в целом, союзного, респ. и местных бюджетов, смет расходов бюджетных учреждений, операций учреждений Госбанка СССР по кассовому исполнению бюджета, операций Стройбанка СССР и Госбанка СССР по финансированию капитальных вложений и др. мероприятий, а также операций по бюджету гос. социального страхования. Б. у. проводят финанс. органы, учреждения Госбанка СССР и Стройбанка СССР, бюджетные учреждения, сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы депутатов трудящихся.

Методологич. руководство Б. у. осуществляет Мин-во финансов СССР, к-рое разрабатывает положения, инструкции и методич, указания по бухгалтерскому учёту и отчётности об исполнении Гос. бюджета СССР для финанс. органов, бюджетных учреждений, сел. и поселковых Советов депутатов трудящихся, устанавливает порядок документооборота, объём, формы и планы счетов текущего бухгалтерского учёта и корреспонденцию этих счетов, формы учётных регистров и первичных документов. В бюджетных учреждениях учёт ведётся по тем же формам и теми же методами и приёмами, как на предприятиях и в хоз. орг-циях при исполнении бухгалтерского учёта. В бюджетных учреждениях получает всё большее распространение централизация Б. у. При обработке бухгалтерской документации и для получения требуемой информации об исполнении бюджета и смет расходов бюджетных учреждений всё шире используются средства механизации.

При капитализме Б. у., отражая процесс исполнения бюджета, используется для укрепления власти господствующего класса буржуазии и усиления эксплуатации трудящихся. Б. у. зачастую фальсифицирует действительные данные об исполнении бюджета, прикрывая незаконные расходы на военные и др. цели в интересах монополий.

Лит.: Дедкоп Е. П., Развитие бюджетного учета, М-, 1962; Голощапов В. А., Дедков Е. П., Якимов В. А., Бюджетный учет. Уч. пособие, М., 1963; Дедков Е. П., Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и его централизация, М., 1966. Е. П. Дедков.

БЮИССОН (Buisson) Фердинанд (20. 12. 1841, Париж,- 16. 2. 1932, там же), французский педагог и обществ, деятель. В 1879-96 директор нач. образования Франции. С именем Б. связаны школьные реформы кон. 19 в. (подготовка законов 80-х гг. о бесплатном обязательном начальном обучении,о светской школе и др. ). По инициативе Б. были организованы две высшие нормальные гиколы и введено чтение курсов педагогики на неск. гуманитарных ф-тах. С 1896 Б. руководил кафедрой педагогики Сорбонны. По его почину был создан Пед. музей. В 1902-24 Б. депутат парламента (фракция радикал-социалистов). Один из основателей "Лиги прав человека". Нобелевская пр. мира (1927).

В своих книгах, статьях и речах Б. обосновывал отделение школы от церкви (школы "нейтральной" по отношению к различным вероисповеданиям). Исключая преподавание религии из школьного курса, Б., однако, ввёл в программу морали понятие о боге "как совершенном существе" и "обязанностях человека по отношению к богу". Под редакцией Б. в 80-х гг. был издан "Словарь педагогики и начального образования" в 4 книгах.

БЮКК (Bukk), горный массив на С. Венгрии, в системе Зап. Карпат. Вые. до 959 м (гора Ишталлошкё). Большая, сев. -зап. часть сложена гл. обр. известняками, юго-восточная разбита сбросами, по к-рым в плиоцене происходили излияния андезитовых лав. Широко развиты карстовые формы рельефа. Б. интенсивно расчленён долинами притоков pp. Шайо и Тиса. На нижних частях склонов сады, виноградники, выше - дубовые и буковые леса.

БЮКСЫ (от нем. Buchse - банка), стеклянные тонкостенные стаканчики с притёртой стеклянной крышкой. Применяют в аналитич. практике для взвешивания проб гл. обр. твёрдых сыпучих материалов, а также для высушивания. См. также Посуда химическая лабораторная.

БЮЛЕР (Buhler) Карл (27. 5. 1879, Мек-кесхейм, Баден,- 24. 10. 1963, Лос-Анджелес), немецкий психолог. С 1922 проф. Венского ун-та. В 1938, после фаш. оккупации Австрии, переехал в США. Будучи учеником О. Кюлъпе, в первый период своей науч. деятельности примыкал к вюрцбургской школе и считал, что осн. методом изучения мышления должно быть самонаблюдение испытуемых, способных при обдумывании задачи фиксировать путь, к-рый приводит к решению. Рассматривая развитие психики, Б. выделяет в нём 3 типа структур: инстинкт, дрес-суру (научение) и интеллект, связывая возникновение последнего с появлением актов внезапного понимания (Aha-Er-lebnis). В структуре интеллекта Б. различает 3 категории элементов: образы, интеллектуальные чувства и собственно мысли, лишённые чувственнообразного характера и составляющие, по Б., гл. предмет психологич. исследования. Сыграв важную роль в расширении представлений о содержании мышления концепция Б., однако, столкнулась с серьёзными трудностями при объяснении развития мышления у детей, поскольку она не выходила за рамки чистого описания интеллектуальных процессов и не показывала конструктивных механизмов мышления и реальных путей их формирования. В этой связи работы Б. подвергались основат. критике в психологич. лит-ре (в частности, сов. психологом Л. С. Выготским и швейц. психологом Ж. Пиаже). Б. принадлежит ряд работ по психологич. аспектам речи и теоретич. основаниям психологии. В частности, в кн. "Кризис психологии" (1927) Б. выдвинул идею, что кризис психологии как науки может быть преодолен синтезом трёх разных подходов - субъективнопсихологического, объективнопсихологического и культурноисторического.

Соч. : Handbuch der Psychologie, Jena, 1922; Ausdruckstheorie, Jena, 1933; Sprach-theorie, Jena, 1934; в рус. пер,- Духовное развитие ребенка, [М. ], 1924; Очерк духовного развития ребенка, М., 1930.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Р i a g e t J., La psychologie de 1'intelligence, P., 1947, ch. 2. М. Г. Ярошевский.

БЮЛЛЕТЕНЬ (франц. bulletin, от итал. bulletino - записка, листок, уменьшительное от позднелат. bulla - документ с печатью), 1) собрание офиц. актов, распоряжений и т. п. 2) Краткое офиц. информац. сообщение, напр. воен. сводки, Б. о состоянии здоровья выдающегося гос. деятеля. 3) Периодич. или продолжающееся издание, посвящённое к. -л. кругу вопросов, напр. "Бюллетень Верховного суда СССР". 4) Избирательный Б. - листок для голосования с фамилией кандидата. 5) Больничный лист, или Б.,- листок нетрудоспособности для регистрации болезни рабочего или служащего.

"БЮЛЛЕТЕНЬ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ИСПЫТАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ", один из старейших отечеств, естественноисторич. журналов. Выходит в Москве 6 раз в год. Осн. в 1829. Предназначен для публикации результатов науч. исследований членов об-ва. Имеет разделы: памятные даты; критика и библиография. До Октябрьской революции большинство работ печаталось на иностр. языках. Публиковались статьи по всем разделам естествознания, преим. по ботанике, зоологии, генетике, геологии, палеонтологии и истории естествознания. В 1922 "Бюллетень... " разделился на два отдела: биологич. (тираж в 1970 ок. 1600 экз. ) и геологический (тираж в 1970 ок. 1300 экз. ). Статьи печатаются на рус. языке с иностр. резюме.

Лит.: Липшиц С. Ю., Московское общество испытателей природы за 135 лет его существования (1805 - 1940), М., 1940., В. И. Цалкин.

"БЮЛЛЕТЕНЬ ЮНЕСКО ДЛЯ БИБЛИОТЕК", междунар. журнал. Издаётся на англ. (Париж, с 1954), французском (Париж, с 1947), испанском (Париж, с 1947) и русском (Москва, с 1957) языках. Выходит 6 раз в год. Содержит статьи по вопросам библиотековедения, хронику библиотечной жизни, списки вновь вышедших библиографич. указателей и справочников фактич. содержания.

БЮЛОВ (Bulow) Адам Генрих Дитрих фон (1757 - июль 1807), барон, прусский воен. писатель, гвард. офицер. В 1790 вышел в отставку, участвовал в неудачной попытке восстания в Нидерландах против Австрии, эмигрировал в США, затем Англию и Францию, откуда в 1804 был выслан за респ. агитацию, а по возвращении в Пруссию подвергся преследованиям полиции за резкую критику прус, армии. В 1806 выпустил памфлет "Поход 1805 г. ", содержавший враждебные выпады против командования рус. армии и неверно освещавший кампанию 1805; по требованию рус. пр-ва был арестован и отправлен в Ригу (по дороге умер).

В своих военнотеоретич. работах Б. высказал ряд правильных и передовых положений (о подчинении стратегии политике и тактики - стратегии, о базисе войны и др. ), вместе с тем его теории страдали метафизичностью (увлечение геометрич. формами операций и отжившей магазинной системой), содержали немало противоречий и ошибок (принижение морального фактора, утверждение возможности достижения целей войны только угрозой коммуникациям противника и др. ) и резко критиковались Наполеоном, К. Клаузевицем, А. Жомини, Г. А. Леером и др. Работы Б. оказали значит, влияние на развитие военнотеоретич. мысли в прус, и австр. армиях 19 - нач. 20 вв.

Соч. : Militarische und vermischte Schrif-ten, Lpz., 1853; Дух новейшей военной системы, в кн. : Стратегия в трудах военных классиков, т. 2, М., 1926.

БЮЛОВ (Bulow) Бернхард (3. 5. 1849, Клейн-Флотбек,-28. 10. 1929, Рим), князь, германский гос. деятель. По образованию юрист. В 1888-93 посланник в Румынии, в 1893-97 посол в Италии, в 1897-1900 имперский статс-секретарь иностр. дел, в 1900-09 рейхсканцлер и министр-президент Пруссии. В борьбе против усиливавшегося рабочего движения прибегал к введению осадного положения (в 1903- в Криммичау, Саксония) и посылке войск в районы забастовок. Требовал для Германии -"места под солнцем", добивался всемерного увеличения герм. воен. мощи (особенно строительства сильного воен. -мор. флота) с целью подготовки войны за передел мира. Проводил политику колониальной экспансии (строительство Багдадской ж. д., захваты в Китае и на Тихом ок. ). Политика пр-ва Б. способствовала обострению противоречий Германии с Великобританией, Россией и Францией. В 1907 Б. добился создания на выборах в рейхстаг юнкерскобурж. т. н. "Готтентотского блока". В 1914-15 чрезвычайный посол в Риме.

Соч. в рус. пер. : "Германская политика", П., 1917; Воспоминания, М. -Л., 1935.

Лит.: Ерусалимский А. С., Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX века, 2 из д., М., 1951; Schreiner A., Zur Geschichte der deutschen Aussenpolitik. 1871 - 1945, 2 Aufl., Bd 1, В., 1955.

БЮЛОВ (Bulow) Фридрих Вильгельм фон (16. 2. 1755, Фалькенберг,-25. 2. 1816, Кенигсберг), прусский генерал от инфантерии (1814), граф фон Денневиц (1814). В прусской армии с 1768. Участвовал в войнах с Францией 1792-95 и 1806-07. В 1812 сменил Л. Йорка на посту губернатора Вост. и Зап. Пруссии, где сформировал резервный корпус, с к-рым участвовал в кампании 1813 в районе Берлина, затем в составе Сев. армии Берна-дота под Лейпцигом, при изгнании французов из Нидерландов и Бельгии и в сражении при Лане. В 1815 командовал 4-м корпусом, атака к-рого при Ватерлоо содействовала разгрому наполеоновской армии.

БЮЛОВ (Bulow) Ханс Гвидо фон (8. 1. 1830, Дрезден,-12. 2. 1894, Каир), немецкий пианист, дирижёр, композитор и муз. писатель. Ученик Ф. Листа; был женат на его дочери Козиме (впоследствии жена Р. Вагнера). Концертировал в Европе и США, с 1864 неоднократно выступал с концертами в России. Способствовал распространению за границей русской музыки, особенно П. И. Чайковского, к-рый посвятил ему свой 1-й концерт для фп. с оркестром. Исполнение Б. - пианиста отличалось высокой художеств, культурой и одновременно нек-рой долей рассудочности. Он первый стал дирижировать без партитуры, наизусть. Б. - автор ряда фп., вокальных и симфонич. произведений, а также транскрипций и редакций.

Соч. : Briefe und Schriften, hrsg. von M. von Bulow, Bd 1-8, Lpz., 1895-1908; Neue Briefe, hrsg, von R. Du Moulin-Eckart, Munch., 1927; Лекции, сост. Т. Пфейфером, пер. с нем. с прим. А. Буховцева, М., 1895-96.

Лит.: Bulow M. von, Hans von Bulows Leben, dargestellt aus seinen Briefen, 3. Aufl., Lpz., 1925. Я. И. Милъштейн.

"БЮЛОВСКИЙ БЛОК", парламентская коалиция (1907-09) в Германии. См. "Готтентотский блок".

БЮЛЬБЮЛИ, короткопалые дрозды (Pycnonotidae), семейство птиц отряда воробьиных. На голове и спине своеобразные нитевидные перья: самцы и самки окрашены одинаково в серые, оливково-зелёные, жёлтые или бурые тона. 15 родов, объединяющих 120 видов; распространены преим. в тропич. и субтропич. зонах Вост. полушария. В СССР на Юж. Сахалине встречается рыжеухий Б. (Microscelis amau-rotis) размером с дрозда. В кладке 3 - 5 яиц. Питаются гл. обр. ягодами, а также насекомыми. Хорошо поют (отсюда и назв. : перс, и тюрк, бюль-бюль - соловей).

Белощёкий бюльбюль.

БЮЛЬ-БЮЛЬ (наст, имя и фамилия - Мартуза Мешали Рза оглы Мамедов) (22. 6. 1897, м. Ханбагы, ок. г. Шуши,-26. 9. 1961, Баку), азербайджанский сов. певец (лирикодраматич. тенор) и музыковед-фольклорист, нар. арт. СССР (1938). Один из основоположников азерб. муз. театра. Творч. путь начал как певец - ханенде: исполнитель азерб. мугамов и нар. песен (за своё мастерство получил прозвище Бюль-Бюль, по-азербайджански - соловей). С 1920 солист Азерб. гос. театра (позже - Т-ра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова). В 1927 окончил Бакинскую консерваторию (класс Н. И. Сперанского) и был направлен совершенствоваться в Милан (Италия). Партии: Кёр-оглы ("Кёр-оглы" Гаджибекова), Ашик-Гариб ("Шахсенем" Глиэра), Capo ("Ануш" Тиграняна), Герцог ("Риголетто" Верди), Каварадосси ("Тоска" Пуччини) и др. Выступал как концертный певец. С 1932 преподаватель, с 1940 профессор Азерб. консерватории. Организатор и руководитель Респ. н. -и. кабинета музыки (1932-44). Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 1-3-го созывов. Гос. пр. СССР за исполнение азерб. нар. песен (1950). Награждён орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Соч. : Сечилмиш мэгалэ вэ мэ'рузэлэри, Бакы, 1968.

Лит.: Мамедова А., Бюль-Бюль, Баку, 1964.

БЮЛЬБЮЛЯ, посёлок гор. типа в Азерб. ССР, входит в Орджоникидзевский район г. Баку. 17 тыс. жит. (1968). Добыча нефти. Машиностроение и металлообработка. Асфальтобетонный з-д, ткацкая фка.

БЮНЮЭЛЬ, Буньюэль (Bunuel) Луис (р. 22. 2. 1900, г. Каланда), кинорежиссёр, по национальности испанец.

Учился на ист. ф-те Мадридского ун-та. С 1924 жил в Париже, участвовал в движении "Авангард", поставил сюрреа-листские фильмы "Андалузский пёс" (1928, сценарий Б. совм. с С. Дали), "Золотой век" (1930). В 1932 в Испании снял документальный фильм "Земля без хлеба" о жизни бедняков, нищете исп. крестьянства. С 1946 работал преим. в Мексике; среди созданных там фильмов: "Забытые" (1950), "Назарин" (1958, по роману Б. Переса Гальдоса). В 1960 в Испании поставил фильм "Виридиана", осуждающий религ. лицемерие, систему жизни совр. Испании. Среди др. фильмов Б. : "Робинзон Крузо" (1955), "Ангел истребления" (1962), "Дневник горничной" (1963, по одноим. произв. О. Мирбо), "Симеон-пустынник" (1964), "Дневная красавица" (1967). Творчество Б. проникнуто протестом против социальной несправедливости, моральных и религ. предрассудков. Выразит. средства и стилистич. приёмы, использованные Б. в большинстве фильмов, связаны с традициями исп. живописи. Мн. фильмы Б. награждены премиями на междунар. кинофестивалях в Канне, Венеции.

Кадр из фильма "Виридиана". 1960. Режиссёр Л. Б ю н ю э л ь.

Лит.: Kyrou A., Luis Bunuel. [P.. 1963]; Esteve M., Luis Bunuel, v. 1 - 2. [P. ], 1962-63.

БЮРАКАНСКАЯ АСТРОФИЗИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ Академии наук Армянской ССР. Осн. в 1946 на юж. склоне горы Арагац, в 35 км от Еревана, вблизи с. Бюракан, на вые. ок. 1500 м. Б. а. о. - один из осн. астрономич. центров СССР.

Бюраканская астрофизическая обсерватория.

Бессменным руководителем Б. а. о. со дня её основания является В. А. Амбарцумян. Гл. инструменты: самый большой в СССР (один из крупнейших в мире) метровый телескоп Шмидта с крупнейшими в мире объективными призмами, 53-ем телескоп Шмидта, 50-см и 40-сл рефлекторы с электрофотометрами и электрополяриметрами, 25-см телескоп-спектрограф с кварцевой призмой и др., а также лабораторное оборудование. Завершается (1971) строительство 2,6-м телескопа. На радиоастрономич. станции Б. а. о. - 2 радиоинтерферометра для наблюдений дискретных радиоисточников. Осн. направления науч. исследований: строение Галактики и её составляющих (звёздных скоплений, ассоциаций, межзвёздной поглощающей материи), спектрофотометрич., колориметрич. и поляриметрич. исследования нестационарных звёзд и туманностей, радиоастрономия, звёздная космогония, теория сверхплотных конфигураций материи, теория переноса излучения. В 60-х гг. в работах обсерватории большое место стала занимать внегалактич. астрономия. В 1947 на обсерватории были открыты физ. системы молодых звёзд - звёздные ассоциации. Труды Б. а. о. сыграли большую роль в разработке и развитии идей о космогония, активности ядер галактик. Открыты 3 сверхновые звезды, сотни переменных звёзд и белых карликов, более 20 кометарных и планетарных туманностей, более 300 галактик с необычно сильным ультрафиолетовым излучением, св. 20 голубых спутников эллиптич. галактик и мн. др. объектов. С 1946 издаёт "Сообщения Бюраканской обсерватории". В 1967 Б. а. о. награждена орденом Ленина.

Лит.: Мирзоян Л. В., Бюраканская астрофизическая обсерватория, [М. ], 1958; Амбарцумян В. А., Мирзоян Л. В., Астрофизика, в кн. : Академия наук Армянской ССР за 25 лет, Ер., 1968.

Л. В, Мирзоян.

БЮРГЕР (Burger) Готфрид Август (31. 12. 1747, Мольмерсвенде, -8. 6. 1794, Гёттинген), немецкий поэт. Сын пастора. Получил юридич. образование. Один из выразителей идей "Бури и натиска", Б., используя фольклорные традиции, создал новый для нем. лит-ры жанр серьёзной баллады ("Ленора", 1773, рус. пер. В. А. Жуковского и вольный пер. П. А. Катенина под назв. "Ольга": "Дикий охотник", 1786, и др. ). Враждебность Б. феод, строю ярко проявилась в стих. "Крестьянин - своему светлейшему тирану" (1773), в эпиграммах ("Дворянин и крестьянин", "Герб"), в сатирич. эпизодах романа о Мюнхгаузене (1786, переработка книги Р. Э. Распе). Сторонник Великой франц. революции, Б. разоблачал реакц. коалицию европ. монархов и призывал немецкий народ отказаться от участия в войне.

Соч. : Werke und Briefe. Auswahl, hrsg. von W. Friedrich, Lpz., [1958]; врус. пер. - [Стихотворения], в кн. : Немецкие поэты в биографиях и образцах, под ред. Н. В. Гербеля, СПБ, 1877, с. 112 - 25; Удивительные приключения барона Мюнхгаузена, М., 1956.

Лит.: Р е и м а н П., Основные течения в немецкой литературе 1750 - 1848, М., 1959, с. 178-84, 196 - 97.

БЮРГЕРСКИЕ ШКОЛЫ (от нем. Burger - горожанин), повышенные начальные уч-ща, существовавшие в городах Германии в 17-18 вв. для сыновей ремесленников, мелких торговцев и пр. Б. ш. удовлетворяли потребность мелкой гор. буржуазии в повышенном начальном образованиии реальных знаниях (нем. яз., математика, начатки географии и естествознания, нек-рые прикладные знания, напр, счетоводство). Б. ш. давали возможность дворянству сохранить ср. школы (гимназии) только для своего сословия и не допускать в них детей др. сословий. В 19 в. Б. ш. были преобразованы в высшие начальные уч-ща с 4-годичным курсом обучения (после 4-летней начальной школы) или в 6-летние реальные уч-ща.

БЮРГЕРСТВО (нем. Burgertum, от Burger - горожанин), в широком смысле - все жители зап. -европ. ср. -век. города, подпадавшие под действие гор. права, т. е. все члены гор. общины (включая и гор. патрициат); в более узком смысле (в к-ром этот термин чаще всего употребляется в ист. науке)-средний слой гор. населения, состоявший гл. обр. из самостоят, мастеров-ремесленников (обычно объединявшихся в цехи) и ср. и мелких торговцев. Б. формировалось в процессе борьбы (11-13 вв. ) с феодалами-сеньорами за гор. землю, освобождение от феод. эксплуатации. Бюргеры происходили гл. обр. из зависимых крестьян и деревенских ремесленников, бежавших или переселившихся в город. На ранней стадии развития города (приблизительно до 14 - 15 вв. ) гор. община обычно свободно принимала их в свой состав (т. е. в число бюргеров), помогая феодальнозависимым крестьянам приобрести личную свободу. Личная свобода и вытекавшие из неё исключит, подсудность гор. суду, право распоряжаться своим имуществом и др. привилегии были обязат. признаками бюргерского состояния.

Экономически заинтересованное в централизации страны, Б. в большинстве случаев поддерживало королев, власть против крупных феодалов. С возникновением т. н. сословной монархии экономически усилившееся Б. получило право участвовать в сословнопредставит. учреждениях, окончательно оформившись в качестве сословия феод, общества. В сословных учреждениях представительствовала обычно только богатая бюргерская верхушка, она же захватывала власть в городе в случаях победы Б. над патрициатом. Б., занимая в феод, обществе двойств, положение (с одной стороны, это было податное сословие, непривилегированное, неполноправное, с другой - имущий слой населения, верхушка к-рого эксплуатировала гор. низы), активно участвовало в антифеод, выступлениях, проявляя в то же время склонность к соглашению с феодалами. Мелкое Б. часто выступало совм. с плебейством и крестьянами.

Б. сыграло огромную роль в развитии феод, общества. Оно способствовало развитию товарноден. отношений, создало свою гор. культуру, нёсшую в себе ростки антифеод, идеологии и подготовившую гуманистич. движение эпохи Возрождения. В 16-18 вв. часть Б., переходившая к капиталистич. методам произ-ва, участвовала в формировании буржуазии, обедневшие слои Б. пополняли ряды гор. плебейства.

Лит. см. при ст. Город. В. А. Ермолаев.

БЮРГЕРЫ ЦЕЙЛОНА, потомки от смешанных браков первых европ. поселенцев на о. Цейлон (португальцев и голландцев) с сингалками и тамилками. Живут в Коломбо и прибрежных городах юга Цейлона. Числ. 50 тыс. чел. (1967, оценка), в т. ч. голландских Б. Ц. 45 тыс. чел. Занимаются торговлей, ремёслами, составляют значит, прослойку интеллигенции. Говорят на англ. яз. (нек-рые - на голландском), подавляющее большинство знает также сингальский яз. Португальские Б. Ц. исповедуют католичество, голландские - лютеране.

БЮРЕТКИ (франц. burette, от buire - кувшин), цилиндрич. стеклянные трубки с делениями и краном (или зажимом), применяемые при титровании. См. Посуда химическая лабораторная, Объёмный анализ.

БЮРНЕЛЬ (Burnelle) Эрнест (12. 7. 1908, Льеж, - 6. 8. 1968, там же), деятель бельгийского рабочего движения. По профессии учитель. Чл. Коммунистической партии Бельгии (КПБ) с 1938. В период оккупации Бельгии нем. фаш. войсками (1940-44) активно участвовал в Движении Сопротивления. После освобождения страны гл. редактор центр, органа компартии газеты "Драпо руж" ("Le Drapeau Rouge"), чл. ЦК КПБ (с 1946). В 1951-53 первый секретарь Льежской федерации КПБ. Чл. Политбюро (1954), нац. секретарь КПБ (1954-61). В 1961-68 пред, компартии. В 1946-49 и с 1965 депутат парламента.

БЮРНУФ (Burnouf) Эжен (12. 8. 1801, Париж,- 28. 5. 1852, там же), французский востоковед. Учился в Школе хартий (1822) и в Школе права (1823-24). Проф. Коллеж де Франс (с 1832) и чл. Академии надписей Франц. ин-та. Положил начало науч. изучению языка пали, занимался проблемами буддизма, изучал авестийскую лит-ру и язык. Перевёл на франц. яз. "Бхагавата-пурана" (т. 1-5, 1840-98).

Соч. : EssaisurlePali, P., 1826 (совм. с Ch. Lassen); Introductiona 1'histoiredubuddhismeindien, P., 1844.

БЮРО (франц. bureau), 1) письменный стол с конторкой, имеющей неск. небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой. 2) Коллегиальный орган, избираемый или учреждаемый для ведения определённой, гл. обр. распорядительной, руководящей, работы в к. -л. организации, обществе, учреждении. 3) Название, принятое для