загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

влений и течения заболевания.

Лит.: Кассирский И. А. и Алексеев Г. А., Клиническая гематология, 4 изд., М., 1970; Абезгауз А. М., Геморрагические заболевания у детей, Л., 1963; Тур А. Ф., Гематология детского возраста, 2 изд., Л., 1963.

Р. Н. Рылеева, М. Я. Студеникин.

ДИАТЕЗ ЭКССУДАТИВНО-КАТАРАЛЬНЫЙ, аномалия конституции человека, в основе к-рой лежит изменённая аллергич. реактивность организма на воздействие обычных физиологич. раздражителей (см. Аллергия). Наиболее отчётливо Д. э.-к. проявляется в первые 2-3 года жизни, ослабевает после 3-5 лет, но его явления могут наблюдаться как в первые месяцы жизни ребёнка, так и во все последующие периоды роста и развития.

Причины возникновения и механизм развития Д. э.-к. окончательно не выяснены. Организм ребёнка сенсибилизируется (см. Сенсибилизация) различными аллергенами пищевого, бактериального, бытового, медикаментозного и др. характера. Однако в происхождении Д. э.-к. осн. роль играют функциональные особенности центр, и вегетативной нервной системы, часто наследственные. При этом нарушается механизм нейро-гуморальной регуляции, что ведёт к изменению обмена веществ и сенсибилизации организма.

Дети с Д. э.-к. внешне пастозны, "рыхлые" или пониженной упитанности, раздражительны; предрасположены к заболеваниям кожи (опрелости, себорея, почесухи, экзема, крапивница). Экссудативные воспалит, процессы развиваются и на слизистых оболочках: слу-щивание эпителия на языке, конъюнктивиты, риниты, бронхиты. Часто наблюдаются пиелиты, неустойчивый стул, иногда со склонностью к запорам. Для Д. э.-к. характерно снижение иммунитета, что ведёт к затяжному течению многих заболеваний и различным осложнениям. У детей всех возрастов могут развиться экзема, нейродермит, астматический бронхит, бронхиальная астма.

Лечение: хороший уход за ребёнком, правильный режим. Полноценное питание с исключением продуктов (шоколад, земляника, цитрусовые, рыба, яйца и др.), вызывающих у ребёнка кожные изменения, витаминотерапия, ан-тигистаминные препараты.

Лит.: Белоусов В. А., Учебник детских болезней, М., 1963; Маслов М. С., Лекции по факультетской педиатрии..., М., 1960. М. Я. Студеникин, Р. Н. Рылеева.

ДИАТЕРМИЯ [от греч. diathermaino -прогреваю (dia - через, сквозь и therme - жар, теплота)], эндотермия, термопенетрация, один из методов электролечения, заключающийся в нагревании органов и тканей организма токами высокой частоты. Метод введён в лечебную практику в 1905 чеш. врачом Р. Цейнеком, термин "Д." предложен нем. врачом Ф. Нагелыпмидтом, работавшим над методом в то же время. Для Д. применяют сильный ток (до 3 а) высокой частоты (1,65 Мгц).

Количество образующегося в организме тепла пропорционально квадрату силы тока, проходящего через проводник (ткани организма), электрич. сопротивлению тканей и времени прохождения тока. Поэтому при необходимости интенсивного прогревания тканей необходим ток большой силы. Но сильный постоянный или низкочастотный ток вызывает раздражение чувствит. нервов (болевые ощущения). При увеличении частоты раздражающее действие сильного тока уменьшается и практически исчезает для тока в За при частоте тока 1 Мгц. Ткани и органы тела обладают неодинаковой электропроводностью. Т. к. наибольшим сопротивлением обладают кожа, жир, кости, мышцы, они нагреваются сильнее, наименьшим - органы, богатые кровью или лимфой,- лёгкие, печень, лимфатические узлы и другие, которые нагреваются слабее.

Высокочастотные токи вызывают в организме также нетепловые (т. н. специфические) процессы, сущность к-рых не выяснена. Предполагают, что под влиянием тока клеточные ионы перемещаются к границам клеток. При нек-рой предельной концентрации их у границ выпадают коллоиды клетки и клетка переходит в возбуждённое состояние. Специ-фич. процессы резче проявляются при сравнительно меньшей частоте тока; при большей частоте сильнее выражен тепловой эффект. Действие Д. проявляется физиологич. реакциями - повышается активность вегетативной нервной системы, что выражается в усилении лимфо- и кровообращения, усилении обмена веществ (при этом темп-pa тела может повышаться на 0,1-0,2°С), особенно в области, подвергшейся Д., повышается активность лейкоцитов. Под влиянием Д. расслабляются скелетная мускулатура и мышцы внутр. органов, повышается порог возбудимости чувствит. нервов. Поэтому Д. используют при лечении заболеваний, в основе к-рых лежат спазмы кровеносных сосудов, мочеточника, жёлчных протоков, жёлчного пузыря и др. полых органов, а также при хронич. негнойных воспалит, заболеваниях, воспалений нервов и их корешков, невралгий, мышечных, суставных и др. болей.

Лит.: Сбросов А. Н., Физиотерапевтическая техника, М., 1945; Коваршик И., Диатермия, пер. с нем., М.-Л., 1931; Ливенцев Н. М., Электромедицинская аппаратура, 3 изд., М., 1964; Руководство по физиотерапии и физиопро-филактике детских заболеваний, под ред. А. Н. Обросова и К. В. Лапиной, М., 1968. В. Г. Ясногородский.

ДИАТЕРМОКОАГУЛЯЦИЯ (от диатермия и коагуляция), электрокоагуляция, лечебный метод прижигания тканей током высокой частоты (диатермическим), получаемым от специальных электронно-ламповых генераторов. Применяется при лечении нек-рых новообразований, эрозий, воспалит, процессов и т. п., а также для остановки кровотечения при операциях. В зависимости от участка, подлежащего Д., и цели применяют активные электроды различной формы (игла, диск, шарик, петля и др.), позволяющие прижигать, коагулировать или рассекать ткани.

ДИАТОМИТ (отпозднелат. Diatomeae -диатомовые водоросли), инфузорная земля, кизельгур. горная мука, осадочная горная порода, состоящая преим. из раковинок диатомовых водорослей] обычно рыхлая или слабо сцементированная, светло-серого или желтоватого цвета. В различных количествах в Д. встречаются шарики (глобулы) опала, не имеющие органогенной структуры, а также обломочные и глинистые минералы. Химически Д. на 96% состоит из водного кремнезёма (опала). Д. обладает большой пористостью, способностью к адсорбции, плохой тепло- и звукопроводностью, тугоплавкостью и кислотостойкостью. Д. образуется из диатомового ила, накопившегося в морях и озёрах. В стратиграфич. разрезе встречается начиная с меловой системы, широко распространён в кайнозойских отложениях. Благодаря высокой растворимости скелетов диатомовых водорослей легко переходит в трепел и опоку. Известны месторождения Д. на Д. Востоке, вост. склоне Урала, в Ср. Поволжье. Д. используется как адсорбент и фильтр в текстильной, нефтехим., пищевой пром-сти, в произ-ве антибиотиков, бумаги, различных пластич. материалов, красок; как сырьё для жидкого стекла, глазури и др.; в качестве строит, тепло-и звукоизоляц. материалов, добавок к нек-рым типам цемента; полировального материала (в составе паст) для металлов, мраморов и т. д.; как инсектицид, вызывающий гибель вредителей и т. д.

Лит.: Швецов М.С., Петрография осадочных пород, 3 изд., М., 1958; Природные сорбенты, М., 1967. Г. А. Каледа.

ДИАТОМОВЫЕ ВОДОРОСЛИ, диатомеи (от греч. diatomos - разделённый пополам), кремнистые водоросли (Bacillariophyta), отдел (тип) водорослей (ок. 20 тыс. видов). Д. в. микроскопич. (0,75-1500 мкм), одноклеточные, одиночные (рис., 1,2, 3, 4, 5, 7, 8) или колониальные (рис., 6) формы; среди последних встречаются виды, живущие в слизистых трубках.обрэзующие бурые кусты вые. до 20 см. Клетки Д. в. имеют твёрдый кремнёвый панцирь, состоящий из двух половинок, т.н. створок, находящих одна на другую (рис., 1 и 5). Верхнюю створку наз. эпитекой, нижнюю - гипотекой. Стенки панциря имеют поры, через к-рые осуществляется обмен веществ с внеш. средой. Мн. Д. в., у к-рых вдоль каждой половины панциря идёт щелевидное отверстие (т. н. шов) (рис., 4, 7, 8), способны передвигаться по субстрату, видимо, за счёт выделения слизи. Клетки содержат одно ядро с одним или неск. ядрышками и один или несколько хроматофоров жёлто-бурого цвета, из-за присутствия, наряду с хлорофиллом а, бурых пигментов (В-каротина и ксантофиллов); продукты ассимиляции - масло и волютин.

Размножаются Д. в. делением; каждая дочерняя клетка получает половину материнского панциря, другая вырастает заново, при этом старая половина охватывает своими краями новую. Благодаря такому способу деления и тому, что пропитанные кремнеземом твердые панцири мало или совсем неспособны к дальнейшему росту, Д. в. по мере размножения постепенно мельчают. При образовании ауксоспор (спор роста) содержимое клетки выходит из оболочки и значительно вырастает, давая начало новому, более крупному поколению (рис., 5). Ауксоспоры могут образовываться и половым путём, в результате слияния (конъюгации) содержимого двух клеток. У нск-рых Д. в. наблюдаются размножение зооспорами и половой процесс с участием жгутиковых гамет (изогамия, гетерогамия или оогамия). У нек-рых родов известны покоящиеся споры. Д. в. диплоидны. Гаплоидны у них только гаметы.

Диатомовые водоросли: 1 - Ethmodiscus gazellae; 2 - Planktoniella sol; 3 - Coreth-ron valdiviae; 4- Pinularia viridis; 5-Surirella saxonica (образование ауксоспор); 6-Asterionella gracillima; 7- Pleu-rosigma attenuatum; 8 - Didymosphenia geminata.

По строению створок Д. в. делятся на три класса: Centrophyceae, Mediatop-hyceae, Pennatophyceae. Наиболее многочисленны Д. в. 1-го и 3-го классов. У Centrophyceae створки панциря имеют радиальное строение и всегда лишены шва (рис., 1, 2, 5); к ним относятся гл. обр. планктонные виды. У Pennatophyceae створки обычно двусторонне-симмет-ричны (рис., 4-8), у нек-рых - асимметричны; мн. виды их имеют шов и входят в состав бентоса. Класс Mediatop-hyceae объединяет формы, переходные между Centrophyceae и Pennatophyceae; большинство из них известно в ископаемом состоянии, единичные роды встречаются ныне в морях. Д. в. - наиболее распространённая в природе группа водорослей, они обитают в пресных и мор. водах, особенно в планктоне морей (служат пищей животных), а также в иле на дне водоёмов, на водных растениях и подводных предметах, на сырой земле, камнях, во мху и т. п. Начиная с юрского периода известны многочисл. ископаемые Д. в., иногда образующие мощные отложения, т. н. диатомиты, пли трепелы, имеющие пром. значение. Панцири Д. в., из-за наличия у них тонкой и правильной структуры, используются в качестве тестов для проверки разрешающей способности объектов оптических микроскопов.

Лит.: Диатомовый анализ, кн. 1 - 3, М., 1949-50; Определитель пресноводных водорослей СССР, в. 4, М., 1951; П р о гаки н а -Лавренко А. И., Диатомовые водоросли планктона Чёрного моря, М.- Л., 1955; её же, Диатомовые водоросли бентоса Чёрного моря, М.- Л., 1963.

Ю. Е. Петров.

ДИАТОМОВЫЙ ИЛ, осадок на дне современных океанов, морей, озёр, состоящий преим. из панцирей диатомей (см. Диатомовые водоросли). Д. и. отличается высоким содержанием аморфного кремнезёма (до 70%). Кроме опала, в состав Д. и. входят в разных количествах др. минеральные частицы - глинистые, обломочные и карбонатные. Во влажном состоянии представляет собой мягкий, богатый поровой водой (до 80-90 % объёма) тонкозернистый осадок, не липкий на ощупь, в чистых разностях светло-желтовато-серый. В океанах и морях образуются в областях высокой продуктивности диатомового планктона и при слабом поступлении осадочного материала иного происхождения. Наиболее широко Д. и. распространены в водоёмах умеренных широт Юж. полушария, где они наблюдаются в виде сплошного пояса вокруг Антарктиды. Пресноводные Д. и. образуются на дне нек-рых озёр (напр., Байкал). В ископаемом состоянии Д. и. переходят в осадочную горную породу - диатомит.

Лит.: Безрукое П. Л., Донные отложения Охотского моря, "Тр. Ин-та океанологии АН СССР", 1960, т. 32; Осадкообразование в Тихом океане, М., 1970 (Тихий океан, т- 6, кн. 1 - 2). И. О. Мурдмаа.

ДИАТОНИКА (от греч. diatonikos, букв.- растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от dia - через, вдоль и tonos - тон), семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны средневековые лады, натуральные лады, включая широко распространённые ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор).

К области Д. принадлежат также лады и ладовые образования, к-рые могут трактоваться как часть диатонич. звукоряда - пентатоника, средневековые гексахорды, ряд тетрахордов и три-хордов. Все такие лады состоят только из тонов и полутонов. Диатоническими являются и любые интервалы и аккорды, к-рые могут быть образованы из звуков диатонич. ладов.

Д. составляет основу ладового мышления в нар. и проф. европ. музыке. В более широком смысле к Д. относят любые лады, не включающие хроматизмов, т. е. повышений или понижений осн. ступеней. Это условно-диатонич. лады (гармонич. и мелодич. минор и мажор и др.), переменно-диатонич. лады. В нек-рые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увелич. секунда.

Недиатонич. элементы могут образовываться не только с помощью введения в Д. хроматизмов, но также и смешением разнородных диатонич. элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника). Ладогармонич. мышление совр. композиторов часто бывает полидиато-ничным.

Лит.: Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Сохор А., О природе и выразительных возможностях диатоники, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 4, М. - Л., 1965; Тюлин Ю.Н., Учение о гармонии, 3 изд., М., 1966; Переверзев Н., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Б е р к о в В. О., Гармония, 2 изд., М., 1970; Vincent J., The diatonic modes in modern music, Berk.-Los Ang., 1951. Ю. Н. Холопов.

ДИАТРЕМЫ (от греч. diatrema - отверстие), трубки взрыва, вулканические жерла в форме вертикальной трубки, расширяющейся кверху в виде воронки. Образуются в результате крупного газового выброса. Широко известны в окрестностях Кимберли (ЮАР), где они заполнены своеобразной вулканич. брекчиевидной породой (кимберлитом), включающей алмазы. В последнее десятилетие алмазоносные кимберлитовые трубки взрыва обнаружены в Якутской АССР.

ДИАТРИМА (Diatryma), ископаемая птица отряда Diatrimae. Бегающая птица (высота ок. 2 м), напоминавшая страуса. Крылья редуцированы, ноги сильные четырёхпалые; шея относительно короткая, голова крупная, клюв большой, массивный. Была страшным врагом древних млекопитающих. Известна из эоценовых отложений Сев. Америки и Европы.

ДИАТРОПИЗМ (от греч. dia - через, поперёк и тропизм), движения органов растений, при к-рых они занимают положение, перпендикулярное к направлению действующих на них внеш. сил. Д. свойствен преим. боковым органам растений, имеющим дорзо-вептралыюе строение, в особенности листьям, к-рые занимают на главном стебле положение, б. ч. перпендикулярное действующей па них силе тяжести или направлению падающего на них света.

ДИАФАНОСКОПИЯ (от греч. diapha-nes - прозрачный и ...скопил), просвечивание придаточных пазух носа, а также глазных яблок для определения их состояния. Д. производят в затемнённом помещении с помощью спец. электрич. лампочки, укреплённой на ручке. Для исследования верхнечелюстных (гайморовых) пазух лампочку вводят в рот исследуемого, для определения состояния лобной пазухи лампочка прикладывается к верхне-внутр. углу глазницы. При пато-логич. изменениях (воспаление, опухоль и др.) поражённая сторона оказывается затемнённой. Для просвечивания глаза применяют также особую лампочку, вмонтированную в спец. металлич. капсулу.

ДИАФИЗ (от греч. diaphyomai - расту между, нахожусь между), средняя часть длинных трубчатых костей (между двумя эпифизами). См. Кость.

ДИАФИЛЬМ (от греч. dia - приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм), короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений (см. Диапозитив), объединённых общей тематикой или (реже) тематически не связанных друг с другом. Д. обычно получают на обращаемых чёрно-белых или цветных киноплёнках, а также на киноплёнках с использованием отдельно негативного и позитивного процессов обработки. Разновидностью Д. является микрофильм (см. Микрофильмирование). Д. смотрят через фильмоскоп (при индивидуальном пользовании) либо через диапроектор, проецируя изображение на экран. Показ озвученных Д. ведётся одновременно с воспроизведением фонограммы с дикторским текстом или муз. сопровождением. Д. служат пособием для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы. Большое значение имеют для воспитания и развития эсте-тич. вкуса, любознательности и трудовых навыков у детей. В СССР Д. выпускаются студией "Диафильм" (осн. в 1930 в Москве).

ДИАФОНИЯ (греч. diaphonia- нестройность звуков, разнозвучие), 1) др.-греч. название диссонанса, противопоставлявшееся "симфонии" - благозвучию, консонансу. 2) В 9-12 вв. греч. "учёное" название одного из ранних видов полифонии - органума.

ДИАФРАГМА (греч. diaphragma) (биол.), сухожильно-мышечная перегородка у млекопитающих животных и у человека, отделяющая грудную полость от брюшной (см. Грудобрюшная преграда). Д. наз. также нек-рые мышцы или группы мышц, ограничивающие к.-л. полость: Д. рта, образуемая челюстно-подъязычной мышцей, Д. таза, мочеполовая Д. и др.

ДИАФРАГМА (от греч. diaphragma -перегородка) в оптике, непрозрачная преграда, ограничивающая поперечное сечение световых пучков в оптических системах (в телескопах, дальномерах, микроскопах, спектроскопах, кино- и фотоаппаратах и др.). Роль Д. часто играют оправы линз, призм, зеркал и др. оптич. деталей, зрачок глаза, границы освещённого предмета, в спектроскопах -щели. Размеры и положение Д. определяют освещённость и качество изображения, глубину резкости и разрешающую способность оптич. системы, поле зрения.
[817-5.jpg]

Рис. 1. Q1Q2 - апертурная диафрагма; её изображение в предшествующей части оптич. системы LIесть входной зрачок PIP2; изображение в последующей части L2- выходной зрачок Р'1Р'2. Лучи, выходящие из точки О объекта АВ, сильнее всего ограничиваются входным зрачком P1P2; выходящие из точки О' изображения А'В'- выходным зрачком P'1P'2.

Д., наиболее сильно ограничивающая световой пучок, называется апертурной или действующей. Изображение апертурной Д. в предшествующей ей части оптич. системы определяет входной зрачок системы, изображение в последующей части - выходной зрачок. Входной зрачок ограничивает угол раскрытия пучков лучей, идущих от точек объекта; выходной зрачок играет ту же роль для лучей, идущих от изображения объекта (рис. 1).

С увеличением диаметра входного зрачка (действующего отверстия оптич. системы) растёт освещённость изображения. В фотографич. объективах для плавного изменения действующего отверстия чаще всего применяют т. н. ирисовую диафрагму. Отношение диаметра действующего отверстия к главному фокусному расстоянию наз. относит, отверстием объектива, оно характеризует светосилу объектива (оптич. системы). На оправу объектива обычно наносится шкала, содержащая числа, обратные значениям его относительного отверстия. Использование в светосильных оптич. системах широких пучков света сопряжено с возможным ухудшением изображения за счёт аберраций оптических систем. Уменьшение до известного предела действующего отверстия оптич. системы (диафрагмирование) улучшает качество изображения, т. к. при этом из пучка лучей устраняются краевые лучи, на ходе к-рых в наибольшей степени сказываются аберрации. Диафрагмирование увеличивает также глубину резкости (глубину изображаемого пространства). В то же время уменьшение действующего отверстия снижает из-за дифракции света на краях Д. разрешающую способность оптич. системы. В связи с этим апертура оптич. системы должна иметь оптимальное значение.
[817-6.jpg]

Рис. 2. L1L2 - диафрагма поля зрения, она сильнее всего ограничивает лучи, идущие от точек объекта АВ, удалённых от осп; Р1Р2 - входной зрачок.

Другие Д., имеющиеся в оптич. системе, гл. обр. препятствуют прохождению через систему лучей из точек объекта, расположенных в стороне от главной оси оптич. системы. Наиболее эффективная в этом отношении Д. называется Д. поля зрения. Она определяет, какая часть пространства может быть изображена оптич. системой. Из центра входного зрачка Д. поля зрения видна под наименьшим углом (рис. 2). Д., находящуюся перед оптич. системой кино- и фотоаппаратов, называют светозащитной блендой или просто блендой.

Лит.: Ландсберг Г. С., Оптика, 4 изд., М., 1957, гл. 13, § 77 -79 (Общий курс физики, т. 3); Слюсарев Г. Г., Геометрическая оптика, М.- Л., 1946; Тудоровский А. И., Теория оптических приборов, 2 изд., т. 1 - 2, М.- Л., 1948 - 52.

ДИАФРАГМА в электронной (и ионной) оптике, отверстие в проводящей пластинке; применяется для ограничения поперечного сечения и изменения угла раствора (апертуры) пучка заряженных частиц. Круглая Д., находящаяся под потенциалом V и помещённая во внешнее электрич. поле, представляет собой простейшую электростатическую линзу (см. Электронные линзы). Если напряжённости поля по разные стороны пластинки вдали от отверстия равны соответственно E1 и Е2, то фокусное расстояние такой линзы приближённо равно f = 4ф/(E1 - E2), где Ф - потенциал в центре Д. В зависимости от знака f Д. играет роль собирающей или рассеивающей линзы. Комбинации Д., находящихся под различными потенциалами, также являются электростатич. линзами. (См. также Электронная и ионная оптика.)

Лит.: Г л а з е р В., Основы электронной оптики, пер. с нем., М., 1957, § 77 и 89.

ДИАФРАГМА в технике, деталь приборов, машин, механизмов и сооружений; обычно представляет собой пластину или перегородку (с отверстием или без него).

[817-7.jpg]

Схема установки диафрагмы: 1-диафрагма; 2-трубопровод; 3-дифманометр; Pi и рэ - давление перед диафрагмой и после неё.

1) Д. измерительной чаще всего является диск с отверстием. Наряду с Вентури трубой и нормальным соплом служит одним из стандартных сужающих устройств, применяемых в пром-сти для измерения по принципу переменного перепада давлений расхода жидкостей, газов и паров, протекающих по трубопроводу. Ось отверстия Д. должна совпадать с осью трубопровода. При протекании измеряемого вещества через Д. вследствие перехода части потенциальной энергии давления в кинетическую средняя скорость потока в суженном сечении повышается. Статич. давление потока после Д. становится меньше, чем до неё. Разность (перепад) давлений, измеряемая дифманометром, пропорциональна квадрату расхода протекающего вещества и служит мерой расхода. Измерит. Д. разделяются на стандартные (нормальные) и нестандартные. Применение стандартных Д. регламентировано специальными правилами. При необходимости измерения расхода в условиях, отличающихся от установленных этими правилами, применяют нестандартные Д. (эксцентричные, сегментные, сдвоенные и др.), требующие индивидуальной тарировки в условиях, аналогичных рабочим. По способу отбора давления нормальные Д. делятся на дисковые (в виде плоского диска) с отбором давлений отдельными трубками и камерные (с кольцевыми камерами) для отбора давлений у плоскостей диска Д. Нормальные Д. применяются на трубопроводах диаметром больше 50 мм; камерные Д.- для трубопроводов диаметром до 500 мм и рабочего давления среды до 10 Мн/м2(100 кгс/см2) и дисковые -для трубопроводов от 450 до 1600 мм и давления до 1,6 Мн/м2(16 кгс/см2). Относит, погрешность измерения расхода с применением Д. при благоприятных условиях (отсутствие дополнит, поправок на вязкость, шероховатость трубопровода и пр.) составляет от ± 0,5% до 1,5%, а при более тяжёлых условиях от ± 3% до 3,5%.

Лит.: Кремлевский П. П., Расходомеры, 2 изд., М.- Л., 1963; Правила 28-64 измерения расхода жидкостей, газов и паров стандартными диафрагмами и соплами, М., 1964; Автоматизация, приборы контроля и регулирования производственных процессов в нефтяной и нефтехимической промышленности, Справочник, кн. 2, М., 1964. Г. Г. Мирзабеков.

2) Д. в оптических приборах см. Диафрагма в электронной оптике.

3)Д. в турбинах - кольцевая перегородка, в к-рой крепятся лопатки направляющего аппарата. Д. делают разъёмными по горизонтальному диаметру. Д., работающие при темп-pax до 250 °С, изготовляют из чугуна СЧ 18-36, СЧ 21-40, СЧ 24-44; Д., работающие в области высоких темп-р,- из хромомолибденовой стали 15ХМ, 20ХМ, 35ХМ.

4) Д. в гидротехнич. сооружениях - устройство внутри тела земляной плотины, а также каменно-набросной плотины, выполняемое в виде вертикальной стенки из бетона, железобетона, металла, реже - из дерева; элемент, обеспечивающий жёсткость подвижной части гидротехнического затвора.

В. Н. Поспелов.
819.htm
ДИВЕРТИКУЛ (от лат. diverticuium -дорога в сторону, отклонение), врождённое или приобретённое выпячивание стенки полого органа человека в форме мешка. Чаще встречаются Д. пищевода, мочевого пузыря, реже - двенадцатиперстной кишки и желудка. Врождённые Д. связаны с пороками развития органа. Приобретённый Д. (см. рис.) возникает вследствие давления из полости органа на его стенку, ослабленную патологич. процессом (травма, воспаление и др.) или при врождённой мышечной слабости его стенки (мешковидное выпячивание).
[818-2.jpg]

Дивертикулы: 1 - ме-шковидный; 2 - воронкообразный.

Д.может развиться при заболеваниях соседних органов вследствие тяги за стенку органа рубцами и спайками (воронкообразное выпячивание). Содержимое органа, попадая в полость Д., задерживается там нек-рое время, затем Д. опорожняется. Постепенно Д. всё более растягивается, увеличивается в размерах, опорожнение его затрудняется. Застоявшееся содержимое раздражает слизистую оболочку Д., инфицируется, развивается воспаление стенок Д.- дивертикулит (катаральный, язвенный, флегмонозный; возможны прободения Д.). Д. пищевода может проявляться затруднением прохождения пищи, рвотой и др.; Д. мочевого пузыря - затруднением мочеиспускания; Д. кишечника иногда вызывает его непроходимость. Лечение зависит от локализации Д. и течения заСэле-вания; в нек-рых случаях необходима хирургич. операция.

ДИВЕРТИСМЕНТ (от франц. divertissement - увеселение, развлечение) в театре, в 17-18 вв. вставная или заключит, часть драматич. спектакля (иногда оперного или балетного), состоящая из пения, танцев, комич. сценок, пародий и др. номеров увеселит. характера, обычно не связанных с сюжетом представления. В 70-х гг. 19 в. Д. становится самостоят, концертной программой эстрадных театров и балаганов. Значит. распространение Д. получил в рус. балете после Отечественной войны 1812, превратившись в особый вид балетного спектакля на патриотические и народные темы.

Д. в музыке, род бытовой музыки, обозначениеииструм. произв., служивших гл. обр. развлекательным целям. Д. состояли из нескольких частей (обычно 4-10) и предназначались для различных инструм. составов (от одного инструмента до камерного ансамбля и оркестра). Соединяли в себе черты сонаты и сюиты; по широкому применению танц. жанров сближались с серенадой, родственны также кассации и ноктюрну. Д. встречаются в произв. И. Гайдна, В. А. Моцарта и др. В 19 в., за немногими исключениями ("Венгерский дивертисмент" Шуберта для фп. в 4 руки), превращаются в жанр салонной музыки, аналогичный попурри. В 20 в. термин "Д." применяется как обозначение сюиты, составленной из номеров балета (Д. из балета "Поцелуй феи" Стравинского); изредка создаются произв., представляющие собой стилизацию Д. 18 в. (Д. для струнного оркестра Бартока).

ДИВИДЕНД (от лат. dividendum - то, что надлежит разделить), часть прибыли акц. общества, распределяемая ежегодно между акционерами. По обыкновенным акциям Д. выплачивается в зависимости от размеров прибыли акц. об-ва в данном году. По привилегиров. акциям величина Д. заранее фиксируется в виде твёрдого процента. С ростом акц. капитала возрастает общая сумма Д., подавляющая часть к-рой присваивается крупными акционерами. Рост Д.- один из показателей увеличения доходов паразитич. слоя рантье. См. также Акционерное общество.

ДИВИ-ДИВИ, либидиби, каштаново-бурые улитко- или S-образно изогнутые плоды дерева Caesalpinia coriaria (сем. цезальпиниевых) в Центр, и Юж. Америке; в Венесуэле наз. Los dividivos. В ср. части околоплодника содержатся дубильные вещества (ок. 42% от его веса). Д.-д. используют гл. обр. для дубления кож и изготовления чернил. Применяемые также для дубления кож прямые или слегка изогнутые плоды С. paipae наз. ложными Д.-д.

ДИВИЗИОН (от франц. division - деление, отделение), 1) основное огневое и тактич. подразделение ракетных войск и артиллерии в армиях различных гос-в. Входит в состав части (соединения) или может быть отдельным (Д. резерва гл. командования). Д. состоит из 2-4 батарей и органов управления. Напр., в амер. механизиров. дивизии Д. 155-мм гаубиц включает: штаб, батареи штабную и обслуживания и 3 батареи 155-мм гаубиц. Всего имеется 38 офицеров, 3 во-рэнт-офицера и 594 сержанта и солдата. На вооружении состоит 18 155-мм самоходных гаубиц. 2) Во флоте тактич. часть однородных кораблей 3-го и 4-го рангов, обычно входящая в состав соединения кораблей.

ДИВИЗИОНИЗМ (от франц. division -разделение), живописная система, характерная для неоимпрессионизма и разработанная Ж. Сера и П. Синьяком; основывается на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, к-рые фиксируются па холсте чётко различимыми раздельными мазками в расчёте на оптич. смешение этих мазков при восприятии картины зрителем. Систему применяли А. Э. Кросс и отчасти К. Пис-сарро во Франции, Дж. Сегантини в Италии, Т. вап Рейселберге в Бельгии, в нек-рых произв. И. Э. Грабарь в России. См. также Пуантилизм.

ДИВИЗИЯ (от лат. divisio - деление, разделение), тактич. соединение в сухопутных войсках, ВВС и ВМФ различных гос-в. Различают Д. пехотные (стрелковые, мотострелковые, моторизованные, мотопехотные), механизированные, кавалерийские, артиллерийские, зенитные, танковые (бронетанковые), авиационные, воздушнодесантные, аэромобильные, дивизии ПВО и другие. Дивизионная организация войск появилась в России и Франции в начале 18 века, а в 19 в. прочно закрепилась в армиях большинства гос-в. Перед 1-й мировой войной 1914-18 в состав пех. Д. обычно входили 4 пех. полка, 1-2 эскадрона конницы и от 36 до 72 орудий дивизионной артиллерии. Общая численность личного состава Д. составляла 15-16 тыс. чел. Во время войны пех. Д. превратилась в общевойсковое соединение, включающее части пехоты, конницы, артиллерии, инж. войск и войск связи. В 30-х гг. в вооруж. силах ряда гос-в (СССР, США, Великобритания, Германия) были созданы танковые (бронетанковые) и авиационные Д.; в некоторых армиях (напр., французской) танки имелись и в пех. Д. В большинстве армий в пех. (стрелк.) дивизии было 3 пех. (стрелк.) полка. В СССР в ходе Вел. Отечеств, войны 1941-45 штаты Д. неоднократно изменялись, её организация совершенствовалась за счёт поступления новой боевой техники и вооружения, повышалась манёвренность и огневая сила, улучшалось управление. По штатам 1943-44 общая численность стрелк. Д. составляла 9435, а гвард. стрелковой Д. -10670 чел., однако численный состав, как правило, был ниже штатного. В послевоен. время, когда была завершена моторизация Сухопутных войск, в СССР стрелковые Д. стали называться мотострелковыми Д., а кав. Д. прекратили существование. Совр. Д. в вооруж. силах различных гос-в организационно состоит из полков, бригад или бригадных групп. В её состав входят части (подразделения) разных родов войск и спец. войск, а также различные службы. Численность и состав Д. неодинаковы. Напр., механизир. Д. в США насчитывает: св. 18 тыс. чел. личного состава, ок. 190 танков, ок. 2,8 тыс. автомашин, 850 бронетранспортёров, 57 вертолётов, 234 единицы арт., минометного и ракетного вооружения. Авиационная Д. в вооружённых силах различных гос-в состоит из неск. полков одного или разных родов авиации.

М.Г.Жданов.

ДИВИНИЛ, органическое соединение СН2 = СН-СН = СН2; то же, что бутадиен.

ДИ ВИТТОРИО (Di Vittorio) Джузеппе (11.8.1892, Чериньола,- 3.11.1957, Лекко), деятель итал. и междунар. профсоюзного движения. Трудовую жизнь начал батраком. В 1908-23 чл. Социалистич. партии. В 1919-26 руководил забастовочной и антифаш. борьбой в Апулии. В 1921 был арестован, но в том же году находившийся в заключении Ди В. был избран депутатом парламента от Социалистич. партии и в связи с этим освобождён из тюрьмы. В 1924 вступил в компартию. В 1926, после установления в Италии фашистской диктатуры, эмигрировал во Францию. В Париже под именем Марио Николетти являлся одним из руководителей антифаш. борьбы итал. эмигрантов. С 1931 руководил деятельностью подпольного центра Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) в Италии. С 1930 чл. ЦК и Руководства Итал. коммунистич. партии. В 1936-37 в качестве политич. комиссара 11-й Интернац. бригады участвовал в антифаш. войне в Испании.

Дж. Ди Витторио.

Ш. Л. Дидло.

В 1938 во Франции редактировал антифаш. газету итал. эмигрантов "Воче дельи итальяни" ("La Voce degli italiani"). В февр. 1940 был арестовал, в июле 1941 передан итал. фаш. властям, к-рые сослали его на о. Вентотене. Освобождён в авг. 1943 после падения фаш. диктатуры. В 1943-45активно участвовал в Движении Сопротивления (в авг. 1943 -мае 1944 чл. Центр. к-та нац. освобождения); один из создателей Всеобщей итальянской конфедерации труда (ВИКТ). В 1944-47 один из ген. секретарей, с 1947 ген. секретарь ВИКТ. С 1945 чл. Исполкома ВФП, в 1945-49 вице-пред. ВФП, в 1949-57 пред. ВФП.

Соч.: Antologia delle opere, Roma, 1970.

Лит.: Giuseppe Di Vittorio, "Lavoro", 1957, 17 novembre, supplements al № 46; С h i 1 a n t i F., La vita di Giuseppe Di Vittorio, Roma, [1953]. В. К. Наумов.

ДИВИЧИ, город (до 1961 посёлок), центр Дивичинского района Азерб. ССР. Расположен в предгорьях Б. Кавказа, на Самур-Апшеронском канале. Ж.-д. ст. на линии Баку - Махачкала, в 120 км к С.-З. от Баку. 13 тыс. жит. (1970). Предприятия ж.-д. транспорта, ковровая ф-ка, молочный и щебёночный з-ды.

ДИВИШ (Divis) Прокоп (26.3.1698, Жамберк, Чехия,- 21.12.1765, Пршимети-це, Моравия), чешский физик. С 1736 священник в с. Пршиметице. С помощью усовершенствованной им электрич. машины трения исследовал электростатич. явления. В 1754 построил первый в Европе заземлённый молниеотвод. Применял на практике разработанный им метод электротерапии. Изобрёл оригинальный музыкальный инструмент типа оркестриона - "денидор".

Лит.: Цверава Г. К., Прокоп Дивиш, М.- Л., 1965.

ДИВНОГОРСК, город в Красноярском крае РСФСР. Расположен на правом берегу Енисея, в 33 км выше Красноярска, с к-рым соединён ж.-д. веткой. 26 тыс. жит. (1970). Возник в 1957 в связи со строительством Красноярской ГЭС. Город-с 1963. Первоначально Д. застраивался среди тайги небольшими кварталами деревянных домов; с 1962 строятся 4-5-этажные крупнопанельные дома. Гидроэнергетич. техникум, мед. училище.

ДИВРИГИ (Divrigi), город в центр, части Турции, в вилайете Сивас. Ок.10 тыс. жит. (1965). Осн. центр добычи жел. руды в стране, отправляемой на метал-лургич. комбинат в г. Карабюк.

ДИВЬЯ, посёлок гор. типа в Добрянском р-не Пермской обл. РСФСР. Ж.-д. станция в 40 км к С.-В. от Перми. Добыча нефти, лесозаготовки.

ДИВЬЯ ПЕЩЕРА, на зап. склоне Сев. Урала, в Пермской обл. РСФСР, в долине р. Колва (басе. Камы). Общая дл. всех известных ходов ок. 3,2 км. Расположена в трещиноватых известняках пермского возраста. В Д. п. ок. 60 гротов (Бетлан, Ажурный, Гвоздецкого и др.); имеются небольшие озёра. Много различных натёчных образований.

Лит.: Чикишев А. Г., Крупнейшая карстовая пещера Урала, в кн.: Проблемы физической географии Урала, М., 1966 (Тр. Московского об-ва испытателей природы, т. 18).

ДИГГЕРЫ (англ, diggers, букв.- копатели), представители крайне левого крыла революц. демократии в Английской буржуазной революции 17 века, выражавшие интересы деревенской и гор. бедноты, особенно безземельных и малоземельных крестьян, разорявшихся в ходе агр. переворота и подвергавшихся как феод., так и капиталистич. эксплуатации. Впервые назв. "Д." появилось в ходе крест, восстания 1607 в центр. Англии, но как идеологии, и социально-политич. течение Д. оформились в ходе революции, на её бурж.-демократич. этапе (1647-49), выделившись из движения левеллеров (в отличие от к-рых Д. стали называть себя также "истинными левеллерами"). Д. устами своего идеолога Дж. Уинстэнли провозгласили идеал "свободной республики", не знающей эксплуатации человека человеком, идеал коллективной собственности и коллективного труда. Программа Д. предусматривала отмену копигольда и власти манориальных лордов над землёй, возвращение общинных земель в общее пользование. Реализация этой программы означала бы полное уничтожение феод, землевладения и в конечном счёте частной собственности на землю. В условиях далеко зашедшей дифференциации англ, крестьянства требования Д. не смогли стать основой массового движения в деревне. В 1649 Д. предприняли попытку коллективного возделывания общинной пустоши близ Кобема (графство Суррей) и др. мест. Однако суд. преследования и прямое насилие властей в конечном счёте подорвали движение Д. (1650).

Лит.: Английская буржуазная революция XVII века, т. 1 - 2, М.,1954 (библ.); Волгин В. П., Диггеры и Уинстенли, в кн.: Уинстенли Дж., Избранные памфлеты, пер. с англ., М.- Л., 1950; Сапрыкин Ю. М., Социально-политические идеи диггеров, "Вестник МГУ, Историко-филологич. серия", 1959, № 2; Барг М. А., Народные низы в Английской революции XVII в., М-, 1967. М.А.Барг.

ДИГЕНЕТИЧЕСКИЕ СОСАЛЬЩИКИ (Digenea), класс плоских червей; то же, что трематоды.

ДИГЕСТЫ (Digesta или Pandectae), осн. часть визант. кодификации права, известной под позднейшим назв. Свод цивильного права (Corpus juris civilis). Изданы в 533, в правление имп. Юстиниана; составлены комиссией юристов под рук. Трибониана. Общий объём Д. ок. 120 печатных листов. Д. представляют собой систематич. собрание отрывков из сочинений рим. "классических" юристов. Они разделяются на 50 книг, каждая из к-рых делится на титулы, состоящие из фрагментов (или leges). Среди наиболее известных юристов, цитируемых в Д.: Квинт Муций Сцевола, Лабеон, Прокул, Приск, Цельс, Юлиан, Помпоний, Гай, Папиниан, Павел, Улъпиан, Модестин. Ок. 70% содержания Д.- выдержки из сочинений крупнейших 5 юристов (Папиниан, Павел, Ульпиан, Гай и Модестин), сочинениям к-рых рим. законом 426 придано обязательное значение.

Осн. содержанием Д. является частное право, регулирующее имуществ., семейные, наследств. и обязательственные правоотношения, уголовное и процессуальное право содержится в т. н. "страшных книгах" (47-й, 48-й и частично 49-й). В Д. излагаются также некоторые общие вопросы истории и теории права, отдельные институты публичного права и др.

Д.- важнейший, а иногда единств. источник сведений о древнем и позднем рим. праве; они послужили основным источником рецепции римского права в 18-19 вв., сыграли важную роль в развитии бурж. теории права и цивилистики. См. также Кодификация Юстиниана.

Лит.: Перетерский И. С., Дигесты Юстиниана, М., 1956. 3. М. Черниловский.

ДИГИТАЛИС, род травянистых растений сем. норичниковых; то же, что наперстянка.

ДИГИТОНИН, стероидный сапонин, обладает свойствами поверхностноактив-ного вещества. Находит применение при выделении ферментов. Под влиянием Д. митохондрии распадаются на белковые комплексы, в к-рых идут сопряжённые ферментативные процессы, не наблюдаемые в смеси изолированных ферментов.

ДИГОРА, город (до 1964 село), центр Дигорского р-на Сев.-Осет. АССР. Расположен на р. Урсдон (приток Терека), в 49 км к С.-З. от Орджоникидзе, с к-рым соединён автодорогой. Связан ж.-д. веткой (12 км) со ст. Ардон. Сахарный з-д, леспромхоз.

ДИГОРСКАЯ КОТЛОВИНА, горная котловина в Сев.-Осет. АССР. Расположена в верховьях р. Урух, между Главным, или Водораздельным, и Скалистым хребтами Б. Кавказа, у вост. оконечности Суганского хр. Вые. днища 1300-1500 м. Сосновые леса, берёзовое криволесье, на горных склонах - субальпийские луга.

ДИГУЛ (Digul), река на Ю. о. Новая Гвинея, в Зап. Ириане (Индонезия). Дл. ок. 600 км. Берёт начало в горах Джая-виджая, протекает гл. обр. по обширной, б. ч. заболоченной низменности в очень извилистом русле; впадает в Арафурское м. Полноводна в течение всего года, сильно разливается после дождей в горах. Судоходна до верховьев.

ДИГЯX, посёлок гор. типа в Апшеронском р-не Азерб. ССР. Расположен в 12 км от ж.-д. ст. Баладжары. Виноградарский совхоз.

ДИД, хим. препарат для отпугивания насекомых, гл. обр. комаров (см. Репелленты).

ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos -поучающий, относящийся к обучению), часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.

Термин "Д." применялся в пед. сочинениях уже в 17 в. Я. А. Коменский в "Великой дидактике" (1657) разработал важнейшие вопросы Д.: содержание образования, дидактич. принципы и правила наглядности, последовательности, приро-досообразности и др., организацию классно-урочной системы. Коменский совершил переворот в сложившейся веками практике обучения, противопоставив ср.-век. зубрёжке новую систему уч. работы, соответствующую возрастным и психоло-гич. особенностям детей. Дидактич. идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах прогрессивных педагогов 18 и 19 вв. И. Г. Песталоцци, А. Дистер-вега и др., строивших свою теорию обучения на основе принципа природосооб-разности, учёта психологич. развития уч-ся. Большое значение они придавали выработке понятий у детей, развитию их активности и самодеятельности, широкому применению наглядности при обучении. В сер. 19 в. выделение Д. как теории обучения в особую часть педагогики стало общепринятым (кроме Великобритании и США, где термин "Д." не применяется, а теория обучения разрабатывается и излагается гл. обр. в трудах по пед. психологии).

Во 2-й пол. 19 в. в России цельную дидактич. систему создал рус. педагог К. Д. Ушинский. Опираясь в большой мере на материалистич. филос. идеи, психологию и физиологию, он сделал значит. шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками в науч. обосновании процесса обучения. Ушинский показал вред односторонности формального (направленного лишь на развитие способностей, мышления, воображения, памяти уч-ся) и материального (преследовавшего только цель сообщения учащимся максимума нужных для жизни знаний) образования, раскрыл сходство и различие науч. познания и учения, детально разработал вопросы восприятия, усвоения и закрепления знаний, развития мышления в процессе обучения. Последователи Ушинского Н. А. Корф, В. П. Вахтеров и др. внесли значит. вклад в разработку системы первонач. обучения, основанной на глубоком науч. знании и учёте возрастных и психологич. особенностей учащихся, на уважении личности ребёнка. Выдающуюся роль в повороте рус. педагогики от идеализма к материализму сыграли рус. революц. демократы - В. Г. Белинский, А. И.Герцен, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский. Они боролись за подлинную научность образования, против вульгаризации и упрощенчества знаний, видели в науке средство освобождения человека от власти природы и орудие борьбы за его счастье; исключительно большое значение придавали развитию у учащихся интереса к науч. занятиям и самостоятельности мысли. Развитию теории спец. образования и обучения в высшей школе способствовали рус. учёные М. В. Ломоносов, Н. И. Лобачевский, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев, Н. Е. Жуковский и др.

Сов. Д. сохранила и обогатила классич. наследие прошлого, подняла его на новую, высшую ступень. Общей методологич. основой Д. является марксистско-ленинское мировоззрение, диалектич. материализм. К. Маркс и В. И. Ленин системой своих идей создали теоретическую основу для подлинно науч. педагогики и самой прогрессивной, социалистич. системы образования. В основе этой системы лежат принципы всеобщего образования, трудового и политехнич. обучения, связи школы с политикой и обучения с жизнью, сознательности усвоения уч-ся основ наук, формирования у них в процессе обучения и воспитания коммунистич. идейности и убеждённости, материалистич. мировоззрения, нравств. качеств человека социалистич. общества. Особое значение для Д. имеет марксистско-ленинская теория познания, позволяющая определить основные пути познават. деятельности учащихся и способы руководства ею.

Основополагающее значение для развития сов. Д. имели работы Ленина и постановления ЦК Коммунистической партии, в к-рых с марксистских позиций рассматриваются вопросы о целях, содержании и методах обучения в социалистич. школе. Н. К. Крупская, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, внесла значит. вклад в разработку таких дидактич. проблем, как связь обучения с общественно полезным трудом, основы построения различных уч. предметов с точки зрения задач формирования науч. мировоззрения и развития диалектич. мышления учащихся, активность и самостоятельность учащихся и др. Ценные дидактич. идеи содержатся в трудах П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. Вклад в разработку Д. в последующие годы внесли Е. Я. Голант, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, Д. О. Лорд-кипанидзе, Н. А. Менчинская, Э. И. Моносзон, И. Т. Огородников, М. Н. Скаткин и др. В 60-е гг. стали активно разрабатываться проблемы дидактики сов. высшей, средней спец. и проф.-технич. школы (особенно в области интенсификации уч. процесса с помощью аудиовизуальных средств обучения, кибернетич. устройств и др.).

Проблемы Д. разрабатываются педагогами др. социалистич. стран: В. Оконь (Польша), X. Клейн, К. Томашевский (ГДР), Ш. Надь (Венгрия), О. Хлуп, О. Павлик (ЧССР) и др. Исследования в области Д. ведутся в ряде капиталистических стран: А. Пинсент (Англия), Р. Галь (Франция), Дж. Брунер (США), Ж. Пиаже (Швейцария) и др. Для ряда буржуазных дидактов характерны эклектизм теоретических основ, утилитаризм концепций обучения, недооценка роли преподавателя, отрицание, необходимости систематич. знаний, наконец, сознательное нарушение научности содержания образования.

Предметом исследования Д. являются цели, содержание, закономерности и принципы обучения. Определяя, что из накопленной человечеством культуры должно стать содержанием образования и характеристикой образованной личности, Д. является теорией образования. Чтобы обеспечить усвоение учащимися содержания образования, необходимо опираться на закономерности обучения, развития и укрепления умств. способностей, знание к-рых позволяет разрабатывать эффективные способы обучения. Исследуя их, Д. является и теорией обучения. Решение этих общетеоретич. задач даёт основу для выработки конкретных уч. программ, организац. форм и средств обучения, т. е. для решения нормативно-прикладных пед. задач. Единство обеих сторон Д.- теоретич. и нормативно-прикладной - обеспечивает непрерывное развитие пед. науки, максимальную эффективность и науч. обоснованность практики. Д. исследует закономерности, проявляющиеся как тенденции. Одни из них присущи процессу обучения как таковому, независимо от характера деятельности педагога и содержания обучения. К ним относится, напр., воспитывающий характер обучения: всякий элемент его непременно воспитывает - позитивно или негативно. Другие закономерности относятся к процессу конкретной деятельности педагога и уч-ся. В Д. используются различные методы исследования: наблюдение уч. процесса, беседы с учащимися, анализ их работ, беседы с преподавателями, анкетирование, эксперимент, матем. методы. Применение этих методов позво ляет выявлять эмпирич. закономерности обучения. Для раскрытия внутр. механизмов действия этих закономерностей и построения теории в последнее время делаются попытки применить методы информац. моделирования, функционального, структурного и генетич. анализа сложных систем. Д. связана с социологией - использует ее данные, понятия и методы при разработке целен обучения. Д. связана с общей, социальной и возрастной психологией и физиологией высшей нервной деятельности. Опираясь на познанные этими науками объективные закономерности психич. и физиологич. процессов, а также на теорию информации и кибернетику, Д. разрабатывает эффективные способы управления процессами деятельности учащихся. Д. тесно связана с методиками преподавания уч. предметов: разрабатывает и определяет общие для всех частных методик принципы обучения и обобщает результаты исследований, вскрывающих закономерности обучения, зависящие от специфики содержания различных уч. предметов.

Сов. Д. принципиально отличается от бурж. теорий обучения. Во всех до сих пор существовавших классовых обществах содержание накопленной человечеством культуры передавалось и передаётся молодому поколению избирательно, т. е. различным социальным группам молодёжи передаётся различный объём и различные стороны этой культуры. Социалистич. общество - первое общество, объективно способное и заинтересованное передать всему молодому поколению максимально полное содержание культуры, все её элементы. В соответствии с этим в содержание обучения входят основы науч. знаний о природе, обществе, технике, а также о психике человека; различные способы деятельности человека, воплощённые в умениях и навыках; опыт поисковой, творческой деятельности; нормы воспитанности: опыт отношения людей к обществу, природе и друг к другу. Основы наук дают верное отражение объективного мира. Все обществ, и природные явления рассматриваются во взаимной связи, в изменении и развитии, не созерцательно, а с точки зрения преобразующей практики. Этим достигается формирование у учащихся основ подлинно науч. мировоззрения. Содержание каждого уч. предмета вносит свой вклад в разрешение этой общей задачи. Межпредметные связи обеспечивают целостность мировоззрения. Овладение богатством общечеловеческой культуры, выработка коммунистич. мировоззрения, всестороннее развитие личности, формирование духовных потребностей, стремления к самообразованию, подготовка к труду и самостоят. жизни и являются целью обучения.

Указанные цели достижимы при соблюдении осн. дидактич. принципов, разработанных сов. Д. на основе марксистско-ленинской методологии, применённой к изучению закономерностей процесса обучения. Хотя между различными дидак-тами нет единогласия в определении системы и числа дидактич. принципов, можно указать общепризнанные. Научность обучения: содержание образования должно представлять собой систему знаний, истин, установленных наукой, знакомить с методами и историей науки; доступность обучения: материал должен быть доступным для сознат. усвоения учащимися, побуждать к преодолению посильных трудностей, активизировать умств. и физич. силы; систематичность обучения: овладение системой знаний является основой их сознат. и творческого применения; связь с практикой, жизнью обеспечивает более глубокое усвоение науч. знаний и формирует умение их применять; сознательность и активность учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя: знания не могут быть извне в готовом виде вложены в голову учащегося, а являются результатом его собственной познават. деятельности, осуществляемой под руководством педагога; наглядность обучения создаёт чувственную основу для овладения абстрактными понятиями; прочность усвоения обеспечивает длительное сохранение в памяти системы осн. узловых понятий, их постепенное углубление путём самостоят, применения на практике; коллективность обучения оптимально сочетается с его индивидуализацией.

Все дидактич. принципы взаимосвязаны, и только применением их в неразрывной совокупности обеспечивается эффективность процесса обучения. В свете дидактич. принципов структура уч. процесса представляет собой совокупность ряда звеньев: постановка уч. задачи перед уч-ся, изложение новых знаний или самостоят, работ учащихся по их приобретению, закрепление знаний и привитие умений и навыков, применение знаний, умений, навыков на практике, проверка их усвоения.

Методы обучения рассматриваются в сов. Д. как способы взаимосвязанной деятельности учителя и уч-ся, к-рая ведёт к овладению знаниями, умениями и навыками, формированию мировоззрения, развитию способностей (см. Обучение).

Осн. формой организации обучения в ср. школе признаётся урок, включающий как коллективную работу всех учащихся класса, так и работу, выполняемую индивидуально и небольшими группами; наряду с ним используются др. формы обучения - лабораторные занятия, экскурсии, практикумы, домашние задания и др. Уч. процесс в вузе включает лекции, семинарские, лабораторные и др. практич. занятия; в него входят также уч. и производств, практики, курсовые и дипломные проекты (работы) и др.

Организация уч. деятельности оказывает воспитат. влияние на учащихся и строится в сов. школе на новых принципах отношений в социалистич. обществе: уважения к ребёнку, единства интересов личности и коллектива, сознательной дисциплины.

Лит. см. при ст. Обучение.

М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественно оформленная поучительная литература. Д. л. излагает в форме словесно-художеств. жанров филос., ре-лиг., моральные и науч. знания и идеи. В эпохи идеологич. нерасчленённости науки и искусства (см. Синкретизм), напр, в первобытном искусстве, Д. л. являла собой живые и наивно-целостные формы созерцания и могла быть исполнена поэтичности. Но по мере вычленения спец. форм науч. и филос. изложения, и особенно в новое время, художеств, форма в Д. л. становится, по словам Г. Гегеля, лишь "прикрасой", придающей "радостный характер серьёзному и сухому поучению".

Печать синкретизма сохраняют образцы собственно Д. л.: в античности -морально-земледельч. эпос "Труды и дни" Гесиода, филос. поэма Лукреция "О природе вещей", послание Горация "Наука поэзии"; в Древнем Китае - филос. поэма Лао-цзы "Дао дэ цзин", в Иране - трактаты Зороастра, на Руси - "Поучение Владимира Мономаха". Наряду с чисто Д. л. в древности и ср. века создавались многочисленные произведения и даже спец. жанры, проникнутые в той или иной мере дидактикой религ., нравств. и филос. характера (напр., диатриба, притча, аполог, гномы, моралите, миракль; инд. сборник басен, сказок, притч "Панчатантра"; "Спор с богом" перс, поэта Насира Хосрова, и др.). В новое время к дидактич. поэзии прибегали Н. Буало ("Поэтическое искусство"), А. Поп ("Опыт о человеке"), И. В. Гёте ("Метаморфоза растений"), М. В. Ломоносов ("Письмо о пользе стекла"). С 19 в. понятие "дидактическое" применительно к искусству стало истолковываться в отрицат. смысле (рассудочное, тенденциозно-назидательное искусство).

Д. П. Муравьёв.

ДИДАСКАЛ (греч. didaskalos), учитель в Др. Греции (в школах грамматиста и в школах кифариста) и в Византии. Д. нередко именовались также учителя в братских школах Юго-Зап. Руси и в греко-латинских школах Рус. гос-ва 17 в.

ДИДГОРСКАЯ БИТВА, произошла 15 авг. 1121 в окрестностях Дидгори (близ Тбилиси) между груз, войсками во главе с Давидом Строителем и сельджукской армией, значительно превосходившей по численности груз, войска. В Д. б. груз. войска, насчитывавшие ок. 60 тыс. чел. (ок. 40 тыс. грузин, 5 тыс. осетин и 15 тыс. кипчаков, отряд рыцарей-крестоносцев из Зап. Европы), наголову разбили сельджуков, что обеспечило освобождение занятой сельджуками части Грузии от их власти, установленной в 60-х гг. 11 в.

ДИ ДЖАКОМО (Di Giacomo) Сальваторе (12.3.1860, Неаполь,-4.4.1934, там же), итальянский писатель. Писал преим. на неаполитанском диалекте. В стихах и прозе Ди Д. лирично и вместе с тем правдиво показана жизнь неаполитанской бедноты, её драмы и страсти. Мн. стихи положены на музыку итал. композиторами-песенниками (Л. Денца, Ф. П. Тости и др.) и приобрели популярность (напр., "Марекьяро"). "Неаполитанские новеллы" (1914), драмы "Месяц Марии" (1900) и "Ассунта Спина" соединяют картины быта и нравов с глубоким сочувствием к обездоленным.

Соч.: Ореге, 5 ed., v. 1 - 2, Mil.- Verona, [1959]; в рус. пер.- Новеллы, в кн.: Итальянские новеллы, М.- Л., 1960.

Лит.: Луначарский А. В., Неаполитанский театр, в его кн.: О театре и драматургии, т. 2, М., 1958; Рasо1ini P.P., Introduzione a poesia dialettale del Novecento, Parma, 1952; Rossi S., S. Di Giacomo, [Catania, 1968]. З. М. Потапова.

ДИДЛО (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм,-7(19). 11.1837, Киев], французский балетмейстер, артист балета, педагог. Один из выдающихся танцовщиков и балетмейстеров кон. 18 - нач. 19 вв. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм). Учился в Париже у Ж.Лани. Работал как танцовщик в Ж. До-бервалем, Ж.Ж. Новером. Танцевал и ставил балеты в театрах Лондона, Парижа. В 1801 был приглашён в качестве танцовщика и балетмейстера в Петербург, где прослужил до 1831 (с перерывом, 1811 -1816), поставил более 40 балетов. Круг сюжетов, представленных в балетах Д., разнообразен,- анакреонтич. ("Зефир и Флора", "Амур и Психея" Кавоса, 1804, 1809), трагич. ("Тезей и Арианна, или Поражение минотавра" Антонолини, 1817; "Федра" Кавоса и др., 1825), историко-романтич. ("Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" Венюа, 1817), комедийные ("Карл и Лизбета, или Беглец против воли" Турика, 1820). Д. стремился углубить драматич. содержательность балета, усилить эмоциональную и пси-хологич. выразительность образов. В 1823 Д. инсценировал для балета (раньше оперы и драмы) "Кавказского пленника" Пушкина. С 1804 руководил Петерб. театр, школой (ученики - М. И. Данилова, А. И. Истомина и др.). Портрет стр. 246.

Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.- М., 1958; Глушковский А. П., Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин", 1856, т. 1, кн. 6; Guest J., The romantic ballet in England, L., 1954.

ДИДО (Didot), ряд поколений франц. типографов, издателей, изобретателей и предпринимателей в области полиграфии и бумажного производства. Родоначальник - Франсуа Д. (1689-1757) основал типографию (1713) и книжный магазин в Париже. Наиболее значит, представители: Франсуа Амбруаз Д. (1730-1804) усовершенствовал печатный станок, внёс улучшение в типометрию Фурнье, отлил шрифт "антиква", ввёл веленевую бумагу, издал две серии франц. классиков; Ф и р м е н Д. (1764-1836) ввёл термин и практически реализовал стереотипию, создал современную типометрию ("система Дидо"). За заслуги Фирмена Д. род Дидо в 1887 получил фамилию фирмен-Дидо ("Firmin Didot" - издательская и книготорговая фирма Франции). п. К. Колмаков.

ДИДОЙЦЫ, цезы, народность в Даг. АССР; см. Андо-цезские народы.

ДИДОНА, Элисса, в античной мифологии сестра царя Тира (Финикия), основательница Карфагена. Согласно рим. версии мифа, обработанной в 4 кн. "Энеиды" Вергилия, Д. влюбилась в Энея, заброшенного бурей в Карфаген, и после его отъезда покончила жизнь самоубийством. Образ влюблённой и покинутой Д. пользовался большой популярностью в лит-ре, опере (Г. Пёрселл, И. Гайдн и др.) и живописи (А. Мантенья, П. Рубенс, С. Бурдон, Г. Фюгер и др.) нового времени.

ДИДРО (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, -31.7.1784, Париж), французский писатель, философ-просветитель. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра искусств. Ранние филос. соч. ("Философские мысли", 1746, сожжённые по решению франц. парламента, "Аллеи, или Прогулка скептика", 1747, изд. 1830) написаны в духе деизма. Филос. соч. "Письмо о слепых в назидание зрячим" (1749), последовательно материалистическое и атеистическое, было причиной ареста Д. По выходе из тюрьмы Д. стал редактором и организатором "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" (1751-80). Вместе с другими просветителями Д. сумел сделать Энциклопедию не только системой науч. знания той эпохи, но и могучим оружием в борьбе с феод. порядками и религ. идеологией. Несмотря на преследования реакции, Д. довёл издание Энциклопедии до конца. В 1773-74 Д. по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Он пытался оказать влияние на политику Екатерины II, склонить её к освобождению крестьян и проведению либеральных реформ.

В своих филос. соч. (важнейшие из них: "Мысли об объяснении природы", 1754; "Разговор д'Аламбера с Дидро", "Сон д'Аламбера", оба 1769, опубл. 1830; "Философские принципы материи и движения", 1770, опубл. 1798; "Элементы физиологии", 1774-80, опубл. 1875) Д. отстаивал материалистич. идеи, рассматривая всё сущее как различные формообразования единой несотворённой материи. Согласно Д., материя качественно многообразна, в ней есть начало самодвижения, развития; задолго до Ч. Дарвина Д. высказал догадку о биол. эволюции. Основывая теорию познания на сенсуализме Дж. Локка, Д. в то же время полемизировал с механистич. материализмом своего века, сводившим сложные процессы духовной жизни к простой комбинации ощущений ("Систематическое опровержение книги Гельвеция „Человек"", 1773-74, изд. 1875). Отрицая божеств, происхождение королевской власти, Д. придерживался теории обществ, договора, но, как и Вольтер, со страхом относился к самостоят, движению низов и связывал свои надежды с просвещённым монархом. В последний период жизни склонялся к идее республики, но считал её мало пригодной в условиях большого централизованного гос-ва.

Материализм Д. сказывается и в его эстетике. Борьба за реалистич. демокра-тич. иск-во составляет гл. её содержание. В "Салонах" - критич. обзорах перио-дич. художеств, выставок-Д. подвергает критике представителей классицизма и рококо (Ж. Вьен, ф. Буше) и защищает жанровую живопись Ж. Б. С. Шардена и Ж. Б. Грёза, к-рая пленяет его правдивым изображением натуры, бурж. быта. Борьба с классицизмом пронизывает и работы Д., посвящённые вопросам драматургии, театра, музыки. Вместе с другими энциклопедистами он принимает участие в т. н. войне буф фонов, отстаивая реализм итал. оперы. В драме он выдвигает идею среднего жанра, стоящего между трагедией и комедией, правдиво и серьёзно изображающего горести и радости повседневной жизни человека третьего сословия. Д. требует непредвзятого изображения жизни во всём её неповторимом индивидуальном своеобразии, стремится внести в драму будничный тон, максимально приблизить сцену к обыденной жизни ("Беседы о „Побочном сыне"", 1757, и "Рассуждение о драматической поэзии", 1758). Вместе с тем Д. понимает, что художеств, образ не "копия", а "перевод", и потому иск-во обязательно включает в себя "долю лжи", к-рая является условием более широкой поэтич. истины. Прекрасное Д. ищет в отношениях, связывающих между собой много-числ. факты действительного мира. Однако стремление сочетать точное до иллюзии изображение единичных явлений с поэтич. правдой целого в эстетике Д. осталось не осуществлённым. Здесь сказалось противоречие между общедемократическим "всечеловеческим" идеалом Д. и бурж. обществом, к-рое не могло служить ему реальным фундаментом. Д. поэтому вынужден искать почву для своего идеала не в истории, а в стоящей вне истории абстрактно понятой человеческой природе.

Д. Дидро.

С этим связано обращение Д. к первообразу, идеальной модели, незыблемой и абсолютной норме прекрасног