загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

елать выводы о химич. природе, составе и границах существования фаз, образуемых компонентами системы, не выделяя и не анализируя этих фаз (см. Физико-химический анализ).

Лит.: Курнаков Н. С., Избр. труды, т. 1, М., I960; см. также лит. при ст. Диаграмма состояния.

ДИАДЕМА (греч. diadema), головная повязка, венец. 1) Головная повязка древнегреч. жрецов. 2) Головной убор (лобная повязка из ткани или металлич. обруч с украшениями) - символ царской власти в древности и в ср. века. 3) Женское головное украшение, имеющее форму небольшой открытой короны.

ДИАДОХИ (от греч. diadochos - преемник, наследник), полководцы Александра Македонского, боровшиеся после его смерти (323 до н. э.) за верховную власть. Среди Д. выделялись Пердикка, Антипатр, Кратер, Евмен, Полиспер-хонт, Кассандр, Антигон I Одноглазый (см. в ст. Антигониды), Деметрий I Поли-оркет, Лисимах, Селевк I Никатор (см. в ст. Селевкиды), Птолемей Лаг (см. в ст. Птолемеи). Следствием борьбы Д. был распад империи Александра и образование ряда эллинистич. гос-в, возглавляемых отдельными Д.

ДИАЗ, Дйас де да Пенья (Diaz de La Репа) Нарсис Виржиль (20.8.1808, Бордо,-18.11.1876, Ментона), французский живописец. Испанец по национальности. Вначале писал картины с роман-тич. сюжетами; с сер. 1840-х гг., примкнув к барбиэонской школе, создавал пейзажи (малого формата), отличающиеся энергичной манерой письма, романтич. эффектами цвета и освещения. Интерес Д. к необычным, порой драматич. моментам в природе ("Приближение грозы", 1871, Музей изобразит. иск-в им.

А. С. Пушкина, Москва) с кон. 1840-х гг. соседствует со стремлением к вдумчивой жизненно-конкретной передаче более спокойных её состояний ("Пейзаж", 1864, Эрмитаж, Ленинград). Илл. см. также т. 2, вклейка к стр. 625.

Лит.: Diaz de La Репа..., P., 1914.

ДИАЗОАМИНОЛЫ, препараты для крашения тканей в различные цвета, смеси диазоаминосоединений с азотолами. Д. вводят в состав печатной краски, наносимой на ткань; при обработке ткани паром диазоаминосоединение расщепляется на амин-стабилизатор и диазония соль, образующую с азотолом на ткани нерастворимый азокрасителъ. Стабилизатор смывается водой.

Лит. см. при ст. Диазоли.

ДИАЗОАМИНОСОЕДИНЕНИЯ, триазены, органические соединения общей
[816-11.jpg]
ще всего R - ароматич. радикал, R' -алифатич. или ароматич. радикал (один из R' может быть атомом водорода). Д. обычно получают взаимодействием диазония солей с первичными или вторичными ароматич. или алифатич. аминами, служащими стабилизаторами. Д. бесцветные или жёлтые, преимущественно кристаллич. вещества, неустойчивы при повышенной темп-ре; пыле-воздушные смеси многих Д. взрывчаты. Применяют Д. для окраски тканей (см. Диазоамино-лы), а также при изготовлении пенопла-стов (использование основано на способности Д. выделять при разложении азот). Лит.: Цоллингер Г., Химия азо-красителей, пер. с нем., Л., 1960; Починок В. Я., Триазены, Киев, 1968.

ДИАЗОКОПИРОВАНИЕ, диазотипное светокопирование, один из наиболее распространённых способов размножения технич. документации на основе диазотипии. Д.- экономичный, доступный способ размножения технич. документации, чертежей, графиков, текстовых материалов с неограниченным форматом оригинала. При Д. светокопии изготовляются на спец. светочувствит. бумагах (диазобумагах типа ССН-2, СК-5, МП и др.), отличающихся высокой разрешающей способностью, контрастностью и окраской (различных градаций чёрного и коричневого цветов). При экспонировании на диазобума-ге образуется скрытое изображение оригинала: диазосоединение разрушается, сохраняясь лишь в местах, на к-рые свет не попал, т. е. в местах, соответствующих элементам изображения. Для выявления светокопии диазобумагу со скрытым изображением проявляют в щелочной среде (при "сухом" способе в парах аммиака, при "мокром"- в растворе щёлочи).

Н. В. Д и а з. "Осень в Фонтенбло". 1872. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Д. может производиться с любых оригиналов; для этого необходимо предварительно сделать копию на светопрозрач-ной основе (тушевой кальке, фотокальке, рефлексной бумаге, прозрачной бумаге, прозрачных пластиках и др.). Дубликаты оригинала часто изготовляются на диазо-кальке с целлюлозной или хлопковой основами. Д. осуществляется чаще всего контактным способом на светокопировальных аппаратах, агрегированных для одновременного экспонирования (создания скрытого изображения) и проявления светокопии. Светокопировальные аппараты оснащены мощными регулируемыми источниками света (обычно ртутными лампами) и электроприводом с плавной регулировкой скорости подачи светочувствит. материала. Это позволяет производить Д. с диазоматериалами различной светочувствительности при большом разнообразии оригиналов. Для механизации обрезки светокопий при работе с рулонными диазобумагами выпускаются спец. устройства, к-рые могут входить в комплект светокопировального аппарата. Всё более широкое распространение получает проекционное Д., позволяющее печатать на диазобумагах увеличенные копии с микрофотокопий (микрофильмов).

Г. Г. Шаповал.

ДИАЗОЛИ, стабилизированные диазония соли. Стабилизация Д. обычно достигается в результате образования двойных солей с ZnCl2 или солей с нафталинди-сульфокислотами. Для устранения взрывчатости Д. смешивают с минеральными солями. Д. применяют для гладкого крашения в различные цвета целлюлозных волокон, пряжи, тканей (редко -шерсти и натурального шёлка), а также для печати по тканям. При этом в результате реакции азосочетания в порах волокна образуются нерастворимые в воде азокрасители (см. Крашение).

Лит.: Емельянов А. Г., Продукты для азоидного крашения в текстильной промышленности, М., 1967.

ДИАЗОЛИН, лекарственное средство из группы антигистаминных препаратов. Применяют внутрь в порошках и таблетках при аллергич. заболеваниях.

ДИАЗОМЕТАН, простейшее алифатическое диазосоединение CH2N2; очень ядовитый и взрывоопасный газ жёлтого цвета с неприятным запахом; tпл-145 °С; tкиn-23 °С. Строение Д. можно представить след, структурами:
[816-12.jpg]

Д. может реагировать с выделением или без выделения азота. Важнейшие реакции Д. с выделением N2: генерация карбена при пиролизе или фотолизе Д. или при каталитич. действии порошкообразной меди:

CH2N2 -> :CH2+N2, (3) реакции с кислотами, фенолами и спиртами с образованием соответствующих метиловых эфиров, напр.:

CH3COOH+CH2N2 -> CH3COOCH3+N2, (4) взаимодействие с галогенами и галогени-дами элементов:
[816-13.jpg]

Без выделения азота Д. взаимодействует, напр., с галогенангидридами карбоновых кислот с образованием диазокетонов. При разложении последних в присутствии воды, спиртов или аминов и катализатора (Ag2O) происходит перегруппировка с образованием к-ты (её эфира или амида) с числом атомов углерода, на единицу большим, чем в исходном хлорангидриде (реакция Апндта - Эйстепта):
[816-14.jpg]

Синтез карбоновых к-т - одно из важнейших применений Д. Кроме того, Д. широко используют как метилирующий агент. Б. Л. Дяткин.

ДИАЗОНИЯ СОЛИ, органические азотсодержащие соединения общей фор-
[816-15.jpg]

обычно получают реакцией оиазотирова-ния: на ароматич. амины действуют NaNO2 в избытке сильной к-ты, напр.
[816-16.jpg]

Почти все Д. с.-твёрдые вещества, бесцветные или желтоватые, хорошо растворимые в воде; обладают большой реакц. способностью и поэтому не могут сохраняться длит, время ни в водных растворах, ни в твёрдом состоянии. В кислой среде Д. с. разлагаются (медленно на холоду и быстро при нагревании) на окси-соединения, азот и кислоту:
[816-17.jpg]

В твёрдом виде Д. с. взрывчаты, и их перерабатывают обычно в растворе или суспензии без выделения. Исключение составляют устойчивые борфториды диа-
[816-18.jpg]

деиствием спиртового раствора ароматич. амина и борофтористоводородной к-ты с эфирами азотистой к-ты (напр., амилнитритом). Устойчивые сухие Д. с. могут быть получены в виде двойных солей (см. Диазоли).

Важнейшей реакцией Д. с. является азосочетание, применяемое для получения азокрасителей. В технике находят применение и др. реакции Д. с., напр, замена диазогруппы водородом, галогенами и т. д.

Лит.: Ворожцов Н. Н., Основы синтеза промежуточных продуктов и красителей, 4 изд., М., 1955; Цоллингер Г., Химия азокрасителей, пер. с нем., Л., 1960. Е. С. Лисицына.

ДИАЗОСОЕДИНЕНИЯ, общее название органич. веществ, содержащих группировку из двух атомов азота, связанную с одним атомом углерода; по существу, термин "Д." относится к разным классам соединений. Строение алифатич. Д. можно представить след, структурами:
[816-19.jpg]

Алифатич. Д. разлагаются при нагревании, облучении ультрафиолетовым светом, а также в присутствии катализаторов (медь и её соли) с образованием карбенов. Разложение алифатич. Д. происходит также при воздействии кислот. Типичными представителями этого класса соединений являются диазометан и диазоуксусный эфир. Алифатич. циклоди-
[816-20.jpg]

более стабильны и менее реакционно-способны, чем истинные алифатич. Д.: они образуют карбены при пиролизе или фотолизе, но не реагируют с кислотами и непредельными соединениями.

Другой класс Д. представляют диазония соли, образующиеся при диазотировании ароматич. аминов. Ароматич. Д. неустойчивы, сухие - взрывчаты; вступают во многие реакции (см. Азосочетание, Зандмейера реакция, Несмеянова реакция); при действии щелочей образуют диазотаты. Ароматич. Д. являются промежуточными продуктами производства азокрасителей и др. органич. веществ; светочувствительные ароматич. Д. широко применяют в диазотипии.

Лит.: Дьяконов И. А., Алифатические диазосоединения, Л., 1958; Цоллингер Г., Химия азокрасителей, пер. с нем., Л., 1960; Динабург М. С., Светочувствительные диазосоединения и их применение, М.- Л., 1964. Б.Л.Дяткин.

ДИАЗОТАТЫ, органические азотсодержащие соединения общей формулы
[816-21.jpg]

тероциклич. радикал, Me - щелочной металл); существуют в виде двух стереоизо-мерных форм - неустойчивой син- (цис-) и устойчивой анти- (транс-). Обычно син-Д. быстро образуется при действии щелочей на диазония соли, анти-Д.- при нагревании со щёлочью. При обработке к-тами Д. переходят снова в соли диазония. Д. применялись в текст, пром-сти для холодного крашения (см. Крашение), заменены диазоаминолами.

Лит.: Цоллингер Г., Химия азокрасителей. пер. с нем., Л., 1960.

ДИАЗОТИПИЯ, получение изображений с помощью светочувствит. материалов на основе диазосоединений типа солей диазония. Соли диазония разрушаются под действием света и образуют окрашенные соединения (азокрасители) при взаимодействии с аминами и фенолами. Д. широко применяется для размножения чертежей (см. Диазокопирование).

Лит.: Катушев Я. М. и Шеберстов В. И., Основы теории фотографических процессов, 2 изд., М., 1954, гл. 18.

ДИАЗОТИРОВАНИЕ, реакция получения диазосоединений действием азотистой к-ты (или её производных) на первичные амины в присутствии неорганич. к-ты (НС1, Н2SО4, НNО3) при 0-5 oС. Наиболее распространено Д. ароматич. аминов с образованием диазония солей', напр., при Д. анилина образуется хлористый фенилдиазоний:
[816-22.jpg]

Д. ароматич. аминов очень широко применяют в органич. синтезе для получения различных соединений ароматич. ряда через соли диазония, для синтеза красителей, особенно азокрасителей.

ДИАЗОУКСУСНЫЙ ЭФИР, этиловый эфир диазоуксусной кислоты, N2CHCOOC2H5; жидкость жёлтого цвета со специфич. запахом; tпл-24 °С, tкип 143°С; плотность при 18 °С 1,0852 г/см3, показатель преломления n18D 1,4588. Д. э. токсичен; при нагревании, особенно в присутствии примесей, взрывается. Получают его взаимодействием хлористоводородной соли этилового эфира глицина HC1*H2NCH2COOC2H5 с азотистой к-той. Д. э. по хим. свойствам аналогичен диазометану, однако вследствие наличия карбонильной группы в а-положении к диазогруппе менее реак-ционноспособен.

ДИАКАРБ, фонурит, лекарственный препарат, относящийся к мочегонным средствам. Применяют внутрь в порошках и таблетках при отёках, связанных с сердечной недостаточностью, нефрозами и циррозом печени, а также при лечении глаукомы и эпилепсии.

ДИАКРИИ (греч. Diakrioi), одна из трёх политич. группировок в Аттике 6 в.до н. э. (наряду с паралиями и педиэя-ми). В определении Д. существуют разные мнения: в них видят либо малоземельное крестьянство гористой местности Аттики -Диакрии (отсюда назв. "Д."), либо афин. городскую бедноту, возможно, метеков, либо свободных наёмных рабочих рудников Лавриона, либо с.-х. наёмных рабочих. В политич. борьбе Д. поддерживали Писистрата.

Лит.: Зельин К. К., Борьба политических группировок в Аттике VI в., М., 1964.

ДИАКРИТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ, диакритики (от греч. diakritikos - служащий для различения), различные надстрочные, подстрочные, реже внутри-строчные знаки, применяющиеся в буквенных типах письма для изменения или уточнения значения отдельных знаков. Различаются следующие типы Д. з.: знаки, придающие букве новое значение, напр. в алфавитах народов СССР на ба-
[816-23.jpg]

ют также смыслоразличит. функцию; нек-рые Д. з. указывают, что букву следует читать изолированно (напр., франц. i.)- Просодические Д. з. указывают долготу или краткость, ударение и его типы, тоны (напр., во вьетнамском и в нек-рых проектах лат. письма для кит. языка). Д. з. играют большую роль в нек-рых системах транскрипции и в проектах междунар. алфавита. Одни и те же Д. з. имеют разное значение в различных нац. системах письма. Особенно много Д. з. во франц., португ., польском, чеш., латыш. и литов. письме на базе латинского алфавита и в письменностях народов СССР (на базе русского алфавита, где назначение Д. з. по возможности унифицировано). Д. з. применяются и в араб. письме (для различия букв "шин" и "син" и др.), ив письменностях, созданных на базе араб, письма (напр., в персидском). Д. з. существуют также в инд. системах письма, где они указывают на носовой согласный, а также различают долготу И краткость [и] и [i].

Нек-рые учёные относят к числу Д. з. также систему огласовок в семитских типах письма (напр., в араб, и евр. письме), где гласные звуки обозначаются точками или чёрточками под согласными.

Лит.: Дирингер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; Истрин В. А., Развитие письма, М., 1961; Гиляревский Р. С.,Гривнин В. С., Определитель языков мира по письменностям, 3 изд., М., 1964; Friedrich J., Geschich-te der Schrift, Hdlb., 1966; Gelb I. J., A study of writing, Chi., 1963.

М. А. Жиринская.

ДИАЛЕКТ (от греч. dialektos - разговор, говор, наречие), разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения с лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью. Терр. Д. всегда представляет собой часть целого другого Д. данного языка, часть самого этого языка, поэтому он всегда противопоставлен другому Д. или другим Д. Мелкие Д. объединяются в более крупные. Самые большие могут называться наречиями, меньшие - говорами. Терр. Д. обладают различиями в звуковом строе, грамматике, словообразовании, лексике. Эти различия могут быть небольшими, так что говорящие на разных Д. данного языка могут понимать друг друга (напр., Д. слав, языков); Д. других языков могут так сильно отличаться друг от друга, что общение между говорящими затруднено или невозможно (напр., Д. нем. или кит. языков). Совр. Д.- результат многовекового развития. На протяжении истории в связи с изменением терр. объединений происходит дробление, объединение, перегруппировка Д. Границы совр. Д. могут отражать существовавшие в прошлом границы между разными терр. объединениями: государствами, феодальными землями, племенами. Терр. разобщённость отдельных племён и земель рабовладельч. или феод. гос-ва способствовала развитию у этих племён или на этих землях диалектных различий. Эпохи капитализма и социализма ломают старые терр. границы внутри гос-ва, что ведёт к нивелировке Д., превращает их в пережиточную категорию. Социальная неоднородность общества проявляется в социальной дифференциации языка. Под социальными Д. понимают отличающиеся от общенар. языка только лексикой проф. языки охотников, рыболовов, гончаров, сапожников и др., групповые, или корпоративные; жаргоны, или сленги, учащихся, студентов, спортсменов, солдат и других, гл. обо. молодёжных коллективов; условные (тайные) языки, арго (деклассированных элементов. ремесленников-отходников, торговцев ).

Л. Л. Касаткин.

ДИАЛЕКТИЗМЫ, характерные для территориальных диалектов языковые особенности, вкрапливаемые в литературную речь. Д. выделяются в потоке лит. речи как отступления от нормы. Различаются Д. фонетические: напр., цоканье, т. е. произношение "доцка", "ноць"; яканье: "пятух", "ряка", "сястра"; "х" вместо "г" на конце слова: "снех", "друх", "врах"; грамматич. окончание "ть" в глаголах 3 лица: "идёть", "сидить", "беруть"; окончание "е" в формах родит. падежа типа: "у жене", -"от сестре"; особое употребление предлогов: "приехал с Москвы", "по-за хлебом ушла", "иди до хаты"; словообразовательные: напр., "сбочь" - "сбоку", "черница" - "черника", "особливо" -"особенно". Лексич. Д. могут быть неск. типов: слова, называющие предметы, явления, характерные для быта, хозяйства данной местности и не имеющие параллелей в лит. языке: "понёва" - разновидность юбки, "туес" -сосуд из бересты; слова-синонимы, соответствующие литературным: "кочет" - "петух", "дюже" - "очень"; слова, имеющие иное, чем в лит. языке, значение: "худой" - "плохой", "погода" -"ненастье". Д. употребляются в языке художеств. лит-ры как средство стилизации, речевой характеристики персонажей, создания местного колорита. Д. могут встречаться также в речи лиц, не вполне овладевших нормами лит. языка. л. Л. Касаткин.

ДИАЛЕКТИКА [греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор, от dialegomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутр. источник к-рых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, к-рый рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, Д.- это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие осн. этапы: стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистич. Д. нем. классич. философии; Д. рус. рево-люц. демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистич. Д. как высшая форма совр. Д. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.

Диалектич. мышление имеет древнейшее происхождение. Древневост., а также антич. философия создали непреходящие образцы диалектич. воззрений. Антич. Д., основанная на живом чувств. восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греч. философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греч. классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная Д. движения и покоя. Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного осн. элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная Д. тождества и различия. Гераклит и др. греч. натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей .

Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отриц. Д. у софистов, к-рые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеч. знания и доводили Д. до крайнего скептицизма, не исключая и морали. Роль софистов и Сократа в истории Д. велика. Именно они, отойдя от Д. бытия ранней классики, привели в бурное движение человеч. мысль с её вечными противоречиями, с её неустанным исканием истины в атмосфере ожесточённых споров и погоней за всё более тонкими и точными мыслит, понятиями, категориями. Этот дух эристики (споров) и вопросо-ответной, разговорной теории Д., внесённый софистами и Сократом, стал пронизывать всю антич. философию и свойственную ей Д.

Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоят, действительность, Платон под Д. понимал не только разделение понятий на чётко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречащих частностей в цельное и общее. Замечательные образцы этого рода античной идеалистич. Д. содержатся в диалогах Платона. У Платона даётся Д. пяти основных категорий: движения, покоя, различия, тождества и бытия, в результате чего бытие трактуется здесь у Платона в качестве активно самопротиворечащей координированной раздельности. Всякая вещь оказывается тождественной сама с собой и со всем другим, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего другого.

Аристотель, превративший платоновские идеи в формы вещей и, кроме того, присоединивший сюда учение о потенции и энергии (как и ряд др. аналогичных учений), развил Д. дальше. Аристотель в учении о четырёх причинах - материальной, формальной, движущей и целевой-утверждал, что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Учение Аристотеля о перво-двигателе, к-рый мыслит сам же себя, т. е. является сам для себя и субъектом и объектом, есть фрагмент всё той же Д. Называя "диалектикой" учение о вероятных суждениях и умозаключениях или о видимости, Аристотель даёт здесь Д. становления, поскольку сама возможность только и возможна в области становления. Ленин говорит: "Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля - а из нее, из логики Аристотеля (который всюду, на каждом шагу, ставит вопрос именно о диалектике) сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 326).

Стоики определяли Д. как "науку правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах" и как "науку об истинном, ложном и нейтральном", о вечном становлении и о взаимном превращении элементов и т. п. Сильно выражена тенденция к материалистич. Д. у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар): появление каждой вещи из атомов есть диалектич. скачок, поскольку каждая вещь несёт с собой новое качество в сравнении с теми атомами, из к-рых она возникает.

В неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) вполне диалектична осн. иерархия бытия: единое, числовая раздельность этого единого; качеств, наполненность этих первочисел, или мир идей; переход этих идей в становление и т. д. Важна, напр., концепция раздвоения единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, учение о вечной подвижности космоса, о становлении и др. Диалектич. концепции неоплатонизма часто даются в форме мистич. рассуждений и схоластич. систематики.

Господство монотеистич. религий в ср. века перенесло Д. в область теологии; Аристотель и неоплатонизм использовались при этом для создания схоластически разработанных учений о личном абсолюте. У Николая Кузанского идеи Д. развиваются в учении о тождестве знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом и т. д.

Дж. Бруно высказывал идею и о единстве противоположностей, и о тождестве минимума и максимума, и о бесконечности Вселенной (трактуя, что её центр находится повсюду, в-любой её точке) и т.д.

В философии нового времени учения Р. Декарта о неоднородном пространстве, Б. Спинозы о мышлении и материи или о свободе и необходимости, Г. Лейбница о присутствии каждой монады во всякой др. монаде несомненно содержат в себе диалектич. построения.

Классическую для нового времени форму Д. создал нем. идеализм, начавший с её негативной и субъективистской трактовки у И. Канта и перешедший через

И. Фихте и Ф. Шеллинга к объективному идеализму Г. Гегеля. У Канта Д. является разоблачением иллюзий человеч. разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. Т. к. науч. знанием, по Канту, является только знание, к-рое опирается на чувств, опыт и обосновано деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают, то Д., по Канту, и обнаруживает те неминуемые противоречия, в к-рых запутывается разум, желающий достигнуть абсолютной цельности. Эта чисто негативная трактовка Д. у Канта имела огромное историч. значение, т. к. она обнаружила в человеч. разуме его необходимую противоречивость. А это в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума, что и легло в основу Д. в позитивном смысле.

У Гегеля Д. охватывает всю область действительности, начиная от чисто логич. категорий, переходя далее к сферам природы и духа, и кончая категориальной диалектикой всего историч. процесса. Гегелевская Д. представляет собой систематически развитую науку, в которой дана содержательная картина общих форм движения (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 19). Гегель делит Д. на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли. Оно конкретизируется в категориях качества, количества и меры. Исчерпав категорию бытия, Гегель рассматривает то же бытие, но уже с противопоставлением этого бытия ему же самому. Отсюда рождается категория сущности бытия; диалектич. синтез исходной сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может существовать в отрыве от бытия. Гегель исследует и ту ступень Д., где фигурируют категории, содержащие в себе одинаково и бытие, и сущность. Это - понятие. Гегель является абсолютным идеалистом, и поэтому он именно в понятии находит высший расцвет и бытия, и сущности. Гегель рассматривает своё понятие как субъект, как объект и как абсолютную идею.

Домарксистская Д. выступала, т. о., как общее становление материи, природы, общества, духа (греч. натурфилософия); как становление этих областей в виде логич. категорий (платонизм, Гегель); как учение о правильных вопросах и ответах и о спорах (Сократ, стоики); как критика становления и замена его дискретной и непознаваемой множественностью (Зенон Элейский); как учение о закономерно возникающих вероятных понятиях, суждениях и умозаключениях (Аристотель); как систематич. разрушение всех иллюзий человеч. разума, незакономерно стремящегося к абсолютной цельности и потому распадающегося на противоречия (Кант); как субъективистич. (Фихте), объективистич. (Шеллинг) и абсолютная (Гегель) философия духа, выраженная в становлении категорий.

В 19 в. к материалистич. Д. подошли русские революц. демократы - В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г, Чернышевский. В отличие от Гегеля, из идей вечного движения и развития они делали революц. выводы: Д. была для них "алгеброй революции" (см. А. И. Герцен, Собр. соч., т. 9, 1956, с. 23). Бурж. философия после Гегеля отказывается от тех достижений в области Д., к-рые имелись в прежней философии. Диалектина Гегеля отвергается рядом философов как "софистика", "логическая ошибка" и даже "болезненное извращение духа" (Р. Гайм, А. Тренделенбург, Э. Гартман). В неокантианстве марбургской школы (Ко-ген, Наторп) Д. "абстрактных понятий" подменяется "логикой математич. понятия о функции", что приводит к отрицанию понятия субстанции и "физич. идеализму". Неогегельянство приходит к т. н. "отрицательной диалектике", утверждая, что противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют о нереальности, "кажимости" их объектов. Единство противоположностей заменяется единством сосуществующих дополнительных элементов ради достижения цельности знания (Ф. Брэдли). Д. выступает также как совмещение противоположностей при помощи чистой интуиции (Б. Кроче, Р. Кро-нер, И. А. Ильин). У А. Бергсона выдвигается требование иррационалистич. и чисто инстинктивного совмещения противоположностей, трактуемого как "чудо". В экзистенциализме (К. Ясперс, Ж. П. Сартр) Д. релятивистски понимается как более или менее случайная структура сознания. Природа рассматривается как область "позитивистского разума", тогда как общество познаётся "диалектич. разумом", к-рый черпает свои принципы из человеч. сознания и индивидуальной практики человека. Др. экзистенциалисты (Г. Марсель, М. Бубер) теологически трактуют Д. как систему вопросов и ответов между сознанием и бытием. Идеи "негативной" Д., понимаемой как тотальное отрицание действительности, не приводящее к новому синтезу, развивают Т. Адорно и Г. Маркузе.

Последовательно материалистич. истолкование Д. было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом - основеположниками учения диалектического материализма. Критически переработав достижения предшествующей Д., К. Маркс и Ф. Энгельс применили созданное ими учение к переработке философии, политич. экономии, истории, к обоснованию политики и тактики рабочего движения. Выдающийся вклад в развитие материалистич. Д. принадлежит В. И. Ленину. Классики марксизма-ленинизма рассматривают материалистич. Д. как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.

Материалистич, Д. выражается в системе категорий и законов. Характеризуя диалектику, Ф. Энгельс писал: "Главные законы: превращение количества и качества - взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности,- развитие путем противоречия, или отрицание отрицания,-спиральная форма развития" ("Диалектика природы", 1969, с. 1). Среди всех законов Д. особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, к-рый В. И. Ленин назвал ядром Д.

Принцип всеобщей связи явлений Ленин называл одним из осн. принципов Д. Отсюда методологич. вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосре-дования. Характеризуя Д. как учение о развитии, Ленин писал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе („отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; -„перерывы постепенности"; превращение количества в качество;-внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества;- взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления..., связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения,- таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 55).

Диалектич. концепция развития, в противоположность метафизической, понимает его не как увеличение и повторение, а как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Д. видит в противоречии источник самодвижения материального мира (см. там же, т. 29, с. 317). Подчёркивая единство субъективной и объективной Д., диалектич. материализм отмечал, что Д. существует в объективной действительности, а субъективная Д.- отражение объективной Д. в человеческом сознании: Д. вещей создаёт Д. идей, а не наоборот. Д.- это учение об относительности бесконечно углубляющегося и расширяющегося человеч. знания. Материалистич. Д.- последовательное критическое и революц. учение, она не терпит застоя, не налагает никаких ограничений на познание и его возможности и показывает исторически преходящий характер всех форм обществ, жизни. Неудовлетворённость достигнутым - её стихия, революц. активность - её суть. "Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем ц во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может у стоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 276).

Сознательное применение Д. даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материа-листич. подход к анализу явлений природы, обществ, жизни и сознания позволяет вскрыть их действительные закономерности и движущие силы развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные способы его созидания. Д. несовместима с застойностью мысли и схематизмом. Научный диалектич. метод познания является революционным, ибо признание того, что всё изменяется, развивается, ведёт к выводам о необходимости уничтожения всего отжившего, мешающего историч. прогрессу. Подробнее о законах и категориях материалистич. Д. см. в ст. Диалектический материализм.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Э н-гельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Л е-нин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, гл. 3, § 3; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Копнин П. В., Диалектика как логика, К., 1961; Кедров Б. М., Единство диалектики, логики и теории познания, М., 1963; Основы марксистско-ленинской философии, М., 1971; Cohn J., Theorie der Dialektik, Lpz., 1923; Marck S., Die Dialektik in der Philosophic der Ge-genwart, Tl 1 - 2, Tubingen, 1929 - 31; H e i s s R., Wesen und Formen der Dialektik, Koln - В., 1959; Goldmann L., Recherches dialectiques, P., 1959; A d о r-n о Т h. W., Negative Dialektik, Fr./M., 1966. См. также лит. к ст. Диалектическая логика, Диалектический материализм.

А. Ф. Лосев,. А. Г. Спиркин.

"ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ", выдающееся философское произведение Ф. Энгельса, содержащее наиболее развёрнутое изложение диалектико-материалистич. понимания важнейших проблем теоретич. естествознания. "Д. п." - незаконченное произведение, дошедшее до нас в виде рукописи, к-рая состоит из 2 набросков плана, 10 более или менее отделанных статей и 169 заметок и фрагментов. Замысел "Д. п." изложен в письме Ф. Энгельса К. Марксу от 30 мая 1873. Концепция книги сложилась и была разработана в 1873-76. Осн. часть "Д. п." была написана в 1873-82. Кроме того, к "Д. п." Ф. Энгельс отнёс 3 заметки, написанные в 1885-86 и первоначально относившиеся к его произв. "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах...". Работа над "Д. п." была прервана смертью К. Маркса; после этого Ф. Энгельс вынужден был посвятить всё своё время завершению "Капитала" и руководству между нар. рабочим движением.

Задача, к-рую ставил перед собой Ф. Энгельс при работе над "Д. п.", сформулирована в предисловии ко 2-му изд. "Анти-Дюринг". Ф. Энгельс, описывая ход своих естественнонаучных занятий, отмечает: "...дело шло о том, чтобы и на частностях убедиться в той истине, которая в общем не вызывала у меня никаких сомнений, а именно, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий,... для меня дело могло идти не о том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из нее" (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 11, 12). Т. о., задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе, а тем самым обосновать необходимость сознат. мате-риалистич. диалектики в естествознании и изгнать из него идеализм, метафизику и агностицизм; дать диалектико-материалистич. обобщение важнейших результатов развития естествознания и тем самым обосновать всеобщность осн. законов ма-териалистич. диалектики.

О структуре "Д. п." можно судить на основании наброска общего плана, к-рый относится, вероятно, к авг. 1878; 11 пунктов этого плана можно объединить в 3 группы: естествознание и философия (1-3); классификация наук и диалектич. содержание отд. наук (4-5); критика агностицизма, идеализма и метафизики в естествознании (6-11). Однако фактич. содержание "Д. п." не вполне, а лишь в общем и целом соответствует этому плану. Особенно фрагментарно представлена последняя часть.

В статьях и фрагментах, относящихся к общей (первой) части, Ф. Энгельс исследует достижения естеств. наук начиная с эпохи Возрождения, показывает обусловленность развития естествознания развитием произ-ва и неразрывную связь естествознания с философией и доказывает, что "...в естествознании, благодаря его собственному развитию, метафизическая концепция стала невозможной", что "возврат к диалектике совершается бессознательно, поэтому противоречиво и медленно" (там же, с. 343). Ф. Энгельс выделяет 2 осн. формы домарксистской диалектич. философии (др.-греч. философия и классич. нем. философия от И.Канта до Г. Гегеля), подвергает критике идеа-листич. диалектику Гегеля, подчёркивает роль трёх великих открытий в естествознании (закон сохранения и превращения энергии, органич. клетка, дарвинизм), обнаруживших диалектику природы, и ставит перед теоретич. естествознанием задачу - сознательно овладеть рациональной, материалистич. диалектикой (см. там же, с. 343-72, 500-25). Ф. Энгельс даёт определение диалектики и перечисляет её осн. законы. Диалектика есть ".. .наука о всеобщей связи" (там же, с. 343), "...наука о наиболее общих законах всякого движения" (там же, с. 582). Эти законы сводятся к 3 главным: закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Ф. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления. Ф. Энгельс, однако, не ставит своей целью дать руководство по диалектике: "Мы не собираемся здесь писать руководство по диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретического естествознания" (там же, с. 385, см. также с. 526-57).

Центр, идеей основной (второй) части "Д. п." является классификация форм движения материи и соответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения - это простое перемещение, высшая - мышление. Осн. формы, к-рые изучаются естеств. науками: механич., физич., химич. и биологич. движение. Каждая низшая форма движения переходит посредством диалектич. скачка в высшую форму. Каждая высшая форма движения содержит в себе как подчинённый момент низшую форму, но не сводится к ней (см. там же, с. 391-407, 558-71). Опираясь на эту центр, идею, Ф. Энгельс последовательно рассматривает диалектич. содержание математики, механики, физики, химии, биологии и переходы от одной формы движения к другой и, соответственно, от одной науки к другой. При этом в математике он выделяет проблему кажущейся априорности и матем. абстракции и выясняет их объективный смысл, в физике - учение о превращении энергии, в химии - проблему атомистики, в биологии - проблему происхождения и сущности жизни, клеточную теорию, дарвинизм. Переход от естествознания к истории общества образует разработанная Ф. Энгельсом трудовая теория происхождения человека (см. там же, с. 486-99).

В критич. части своего труда Ф. Энгельс показывает односторонний эмпиризм позитивистов, различные проявления антинаучного реакц. мировоззрения в естествознании.

Исследуя диалектику природы, ф. Энгельс опирался на достижения совр. ему естествознания. Вполне закономерно, что за прошедшие десятилетия бурного развития всех естеств. наук отдельные частности "Д. п." не могли не устареть. Однако общая методология и общая концепция этой книги до сих пор сохраняют своё непреходящее значение. Идеи "Д. п." получили отражение в произведениях Ф. Энгельса "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах...". Эти идеи были развиты в труде В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и в работах философов и естественников-марксистов.

При жизни Энгельса <Д. п." не публиковалась. В течение 30 лет после его смерти рукопись оставалась в архивах нем. социал-демократов. За это время были опубликованы только 2 статьи, включённые Ф. Энгельсом в состав "Д. п.": "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" - в 1896 в журн. "Die Neue Zeit" (Штутгарт) (рус. пер. 1906) и "Естествознание в мире духов" - в 1898 в ежегоднике "Illustrirter Neue Welt-Ka-lender" (Гамбург).

Полностью "Д. п." была впервые опубликована в 1925 в СССР Ин-том Маркса и Энгельса параллельно на языке оригинала и в переводе на рус. язык ("Архив Маркса и Энгельса", кн. 2, ред. Д. Б. Рязанов). Впоследствии "Д. п." неоднократно переиздавалась, при этом уточнялась расшифровка рукописи, улучшался перевод, совершенствовалась система расположения материала, обогащался научно-справочный аппарат. После публикации 1925 важнейшими были: издание на языке оригинала в 1935 (Marx-Engels Gesamtausgabe. F. Engels, "Herrn Eugen Duhrings Umwalzung der Wissenschaft. Dialektik der Natur", Sonderausgabe, Moskau-Leningrad, 1935), рус. изд. 1941 и публикация "Д. п." 1961 в 20-м т. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. Сложная задача правильного расположения глав и фрагментов "Д. п." была впервые разрешена в изд. 1941 (подготовил В. К. Бру-шлинский), весь материал рукописи удалось расположить в соответствии с осн. линиями плана Ф. Энгельса.

На основе публикации 1925 текст "Д.п." в улучшенном виде был напечатан в 1927 в нем. изд. "Архива Маркса и Энгельса" ("Marx-Engels-Archiv", Bd 2), в 1929-36 вышло неск. отдельных изд. на рус. языке, в 1931 "Д. п." была напечатана в 14-м т. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1931 в Софии был издан болг. перевод, в 1932 в Харькове - пер. на укр. яз. и в 1936 в Ереване - на арм. яз.

На основе издания 1935 с 1940 вышло неск. изданий в Великобритании и США, в 1941 в Аргентине, в 1948 в Японии, в 1950 во Франции и Италии.

Русское издание переиздавалось неск. раз в 1946-55; было переведено на укр. (1949), латыш. (1949), арм. (1950), груз. (1950), белорус. (1954), литов. (1960), эст. (1962), азерб. (1966), туркм. (1969), англ. (Москва, 1954, Лондон, 1955, Торонто, 1956), тамильский (Москва, 1969) языки. В 1959 по образцу рус. издания 1941 в ГДР вышло 1-е изд. на языке оригинала. Аналогичные издания вышли в Болгарии (1950), Чехословакии - на чеш. (1950) и словац. (1954) языках, Венгрии (1952), Польше (1952), Франции (1952), Югославии - на словен. языке (1953), Японии (1953), Румынии (1954), Италии (1955), Китае (1955), Корее (1957), Мексике (1961), Вьетнаме (1963).

В основу публикации "Д. п." в 20-м т. 2-го изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса (1961) было положено издание 1941. Аналогичные издания этого тома вышли в ГДР (1962), Венгрии (1963), Румынии (1964), Болгарии (1965), на Украине (1965), в Японии (1968) и должны выйти в Китае, Корее, Польше, Чехословакии, а также на англ, и итал. языках в составе Соч. Маркса и Энгельса. По тексту 20-го т. "Д. п." была издана отд. книгой в 1964, 1965 и 1969.

Т. о., полный текст "Д. п." был издан в 18 странах на 27 языках не менее 100 раз. В СССР - "Д. п. " издавалась полностью на 13 языках более 50 раз общим тиражом св. 2,5 млн. экз. (на 1 янв. 1970).

Лит.: Кедров Б. М.,О произведении Ф. Энгельса "Диалектика природы", 2 изд., М., 1954; его же, Классификация наук, кн. 1 - Энгельс и его предшественники, М., 1961; его же, Энгельс и диалектика естествознания, М., 1970; Кольман Э.,О работе Энгельса "Диалектика природы", [М.], 1946; Максимов А. А., О произведении Ф. Энгельса "Диалектика природы", М., 1946; Xолдеин Д ж. Б. С., Предисловие к первому изданию на английском языке "Диалектики природы" Ф. Энгельса, "Природа", 1968, № 9. Г. А. Багатирия.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Эти законы отражаются в виде общих понятий -категорий. Поэтому Д. л. можно определить и как науку о диалектич. категориях. Представляя собой систему диалектич. категорий, она исследует их взаимную связь, последовательность и переходы одной категории в другую. В системе марксистско-ленинской философии Д. л. совпадает с диалектикой и теорией познания, с диалектич. материализмом. В этом смысле Д. л. "... есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей", т. е. ... итог, сумма, вывод истории познания мира" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 84). Присущее Д. л. рассмотрение всех предметов и явлений в их взаимозависимости, всесторонних связях и опосредст-вованиях, в их развитии, истории характеризует и подход Д. л. к исследованию человеч. мышления и его категорий. Д. л. является результатом обобщения всей истории человеч. познания.

Д. л. исходит из материалистич. решения основного вопроса философии, рассматривая мышление как отражение объективной реальности. Этому пониманию противостояли и противостоят идеалистич. концепции Д. л., исходящие из представления о мышлении как о самостоят. сфере, не зависящей от объективного мира.

Задача Д. л. заключается в том, чтобы, опираясь на обобщение истории философии, истории всех отд. наук, истории умств. развития ребёнка, истории умств. развития животных, истории языка, психологии, физиологии органов чувств, технич. и художеств, творчества, исследовать логич. формы и законы науч. познания, способы построения и закономерности развития научной теории, выявить способы соотношения знания с его объектом и т. д. Важной задачей Д. л. является анализ исторически сложившихся методов науч. познания и выявление эвристич. возможностей того или иного метода, границы его применения и возможности познания новых методов.

Д. л. существенно отличается от логики формальной, логики математической, к-рые, пользуясь методом формализации, исследуют формы мышления в отвлечении от его содержания и историч. развития познания в его противоречиях. Д. л. как логика анализирует диалектич. противоречия вещей и мыслей в процессе развития познания, выступая в роли научного метода познания как бытия, так и самого мышления. См. в ст. Диалектический материализм.

Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; Библер В. С., О системе категорий диалектической логики, Сталинабад, 1958; Розенталь М. М., Принципы диалектической логики, М., 1960; К о п н и н П. В., Диалектика как логика, К., 1961; Батищев Г. С., Противоречие как категория диалектической логики, М., 1963; Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектической логики, А.-А., 1968; см. также лит. к ст. Диалектика, Диалектический материализм.

А. Г. Новиков.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, т еология кризиса, ведущее направление в европ. теологии протестантизма 20-30-х гг. 20 в., развивавшееся в контакте с ранним нем. экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (напр., в стремлении опереться на наследие С. Къеркегора и др.). Толчком к возникновению Д. т. был глубокий кризис устоев европ. цивилизации, выявившийся в связи с 1-й мировой войной и её последствиями. Принципы этого течения были сформулированы в 1921-22 в работах нем. теологов К. Барта, Э. Брукнера, Р. Бультмана, Ф. Гогартена и др. В 1923 был создан печатный орган Д. т. "Zwischen den Zeiten". Манифестом Д. т. явилась кн. Барта "Толкование на послание ап. Павла к римлянам" (2 изд., 1922). В качестве осн. принципа Д. т. её инициаторы принимают "диалектический путь" к утверждению через отрицание и противоречие. Исходный пункт Д. т.-безнадёжность всех попыток овладеть содержанием веры через к.-л. интеллектуальные или культовые манипуляции, т. е. через "религию", к-рую Д. т. резко противопоставляет "вере". "Религия" -свод заранее данных приёмов обращения с богом, "вера" - событие непредусмотренной встречи с богом в конкретности истории. Усматривая в религии иллюзию, благодаря к-рой человек получает под видом образа бога собств. мистифицированный образ, Д. т. готова в этом пункте солидаризироваться с атеистич. антропологизмом Л. Фейербаха. Отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, Д. т. утверждает веру в абсолютно несоизмеримого, по отношению ко всему человеческому, бога. Перед таким богом человек в любом своём совершенстве обречён стоять с пустыми руками. Бог, по мысли диалектических теологов, есть "критическое отрицание" всего, "совершенно непредметный источник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира" (Bart К., Der Romer-brief, Munch., 1922, S. 57). При таких предпосылках положение теологии становится весьма драматичным: она ощущает себя между отвергнутой предметностью и пустой беспредметностью, пытаясь найти выход из этой ситуации в обращении к откровенно многозначным формулировкам. Установка Д. т. близка методу философствования М. Хайдег-гера и К. Ясперса.

В ист. перспективе учение Д. т. предстаёт как возвращение к осн. идейным мотивам инициаторов Реформации -Лютера и Кальвина. Отвержение "религии" - это логический предел лютеров-ского отвержения "оправдания делами". В связи с этим Д. т. выступила против либерального протестантизма 19 в., растворявшего веру в психологии, религию - в стихии безрелигиозной цивилизации.

Распад течения Д. т. был связан, во-первых, с политич. событиями 30-х гг.: если Барт и П. Тиллих стали провозвестниками христ. сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому течению т. н. нем. христиан. Во-вторых, присущее Д. т. неустойчивое равновесие её противоположных тенденций нарушалось в том или ином направлении: Бульт-ман пришёл к провозглашению "демифо-логизации" христ. учения; Бруннер, пытаясь преодолеть нигилистич. беспредметность Д. т., приступил к построению новой "естественной теологии", что вызвало резкую отповедь Барта. Эпилогом к европ. истории Д. т. явилась деятельность в США Р. Нибура, заимствовавшего у своих нем. предшественников критику теологич. либерализма и социального оптимизма. С. С. Аверинцев.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях совр. науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Он составляет общетео-ретич. основу учения марксизма-ленинизма. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Д. м.- высшая форма совр. материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития фи-лос. мысли.

Возникновение и развитие Д. м. Марксизм в целом и Д. м., его составная часть, возникли в 40-х гг. 19 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания законов развития общества, что было невозможно без материалистической диалектики, материалистич. объяснения истории. Основоположники Д. м.-К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу обществ, действительность, критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до них в области философии, истории, создали качественно новое мировоззрение, ставшее филос. основой теории науч. коммунизма и практики рабочего революц. движения. Они разрабатывали Д. м. в острой идейной борьбе против различных форм бурж. мировоззрения.

Непосредств. идейными источниками марксизма были основные философские, экономические и политич. учения конца 18-1-й пол. 19 вв. Маркс и Энгельс творчески переработали идеалистич. диалектику Гегеля и предшествующий филос. материализм, в особенности учение Фейербаха. В диалектике Гегеля они вскрыли революц. моменты - идею развития и противоречие как его источник и движущую силу. В формировании марксизма важное значение имели идеи представителей классической буржуазной политич. экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.); труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ф. М. Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и франц. историков времён Реставрации (Ж. Н. О. Тьерри, Ф. П. Г. Гизо, Ф. О. М. Минье). Большую роль в развитии Д. м. сыграли достижения естествознания конца 18 и 19 вв., в котором диалектика стихийно пробивала себе дорогу.

Сущность и осн. черты революц. переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в философии, заключаются в распространении материализма на понимание истории общества, в обосновании роли обществ, практики в развитии людей, их сознания, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики. "Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее,- к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,- вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли" (Л е-нин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 264).

Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического материализма, в свете к-рого только и оказалось возможным научно понять основополагающую роль практики в обществ, бытии и познании мира, материалистически разрешить вопрос об активной роли сознания. "...Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422). Марксизм рассматривает обществ, бытие не только в форме объекта, противостоящего человеку, но и субъективно, в форме конкретно-историч. практич. деятельности человека. Тем самым марксизм преодолел абстрактную созерцательность предшествующего материализма, к-рый недооценивал активную роль субъекта, тогда как идеализм аосолютировал активную роль сознания, считая, что оно конструирует мир.

Марксизм теоретически обосновал и практически осуществил сознат. соединение теории и практики. Выводя теорию из практики, он подчинил её интересам революц. преобразования мира. Таков смысл знаменитого одиннадцатого тезиса Маркса о Фейербахе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" (там же, т. 3, с. 4). Строго науч. предвидение будущего и ориентация человечества на его достижение -характерные черты философии марксизма-ленинизма .

Принципиальное отличие философии марксизма от всех предшествующих филос. систем заключается в том, что её идеи проникают в массы народа, реализуются ими; сама же она развивается именно на основе историч. практики нар. масс. "Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат Находит в философии своё духовное оружие..." (Маркс К., там же, т. 1, с. 428). Философия ориентировала рабочий класс на революц. преобразование общества, на создание нового, комму-нистич. общества.

В разработке положений Д. м. после смерти Маркса и Энгельса, гл. обр. в его пропаганде и защите, в борьбе против бурж. идеологии много сделано их наиболее выдающимися учениками и последователями в различных странах: в Германии - Ф. Мерингом, во Франции -П. Лафаргом, в Италии - А. Лабрио-лой, в России - Г. В. Плехановым, к-рый с большим талантом и блеском критиковал идеализм и филос. ревизионизм. Филос. труды Плеханова конца 19 и нач. 20 вв. Ленин оценивал как лучшие во всей междунар. филос. лит-ре марксизма.

Новым, высшим этапом в развитии марксистской философии является теоретическая деятельность В. И. Ленина. Защита Д. м. от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творч. развитие Д. м. были у Ленина теснейшим образом связаны с разработкой теории социали-стич. революции, учения о диктатуре пролетариата, о революц. партии, о союзе рабочего класса с крестьянством, о со-циалистич. государстве, о строительстве социализма и о переходе от социализма к коммунизму.

Разработка Д. м. органически сочеталась у Ленина с применением диалектич. метода к конкретному анализу достижений естествознания. Обобщая новейшие достижения естествознания с точки зрения Д. м., Ленин выяснил причины методоло-гич. кризиса в физике и указал пути его преодоления: "Материалистический основной дух физики, как и всего современного естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной заменой материализма метафизического материализмом диалектическим" (Полн, собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 324). Развивая Д. м. в борьбе против идеалистич. направлений филос. мысли, Ленин углубил понимание осн. категорий материалистич. диалектики и прежде всего категории материи. Обобщив достижения науки, философии и обществ, практики, Ленин сформулировал определение материи в единстве его онтологической и гносео-логич. сторон, подчёркивая, что единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

Ленин разработал осн. проблемы теории отражения, творчески развил учение марксизма о роли обществ, практики в теории познания, подчеркнув, что "точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания" (там же, с. 145). Анализируя гл. ступени человеческого познания и рассматривая практику как основу процесса познания и как критерий истины, Ленин показал, что познание идёт от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

В связи с критикой махизма, стоявшего на позициях субъективного идеализма и релятивизма, Ленин развил дальше марксистское учение об объективной, относительной и абсолютной истине и показал их диалектич. взаимосвязь. В учении Ленина об истине центр, место занимает проблема конкретности истины: "... то, в чем самая суть, в чем живая душа марксизма: конкретный анализ конкретной ситуации" (там же, т. 41, с. 136).

Ленин сформулировал положение о единстве диалектики, логики и теории познания, определил осн. принципы диалектич. логики. Ленин подчёркивал необходимость критич. изучения и диалектич. обработки истории человеч. мысли, науки и техники. Историч. метод, согласно Ленину, составляет самую сердцевину Д. м. "Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (Р) лишь в связи с другими; (у) лишь в связи с конкретным опытом истории" (там же, т. 49, с. 329).

В развитии марксистско-ленинского мировоззрения его теоретич. основы- Д. м., в борьбе против извращений этого мировоззрения, а также в претворении его в практику рабочего движения, в строительство социализма и коммунизма большое значение имеет теоретич. и практич. деятельность коммунистических и рабочих партий. На совр. этапе Д. м. представляет собой результат творч. деятельности марксистов мн. стран.

Материя и сознание. Как ни многообразны философские учения, все они, явно или неявно, имеют в качестве своего отправного теоретич. пункта вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. Этот вопрос является основным, или высшим вопросом любой философии, в т. ч. и Д. м. Он коренится в фундаментальных фактах самой жизни, в существовании материальных и духовных явлений и их взаимоотношений. Все философы разделились на два лагеря - материализм и идеализм - в зависимости от того, как они решают этот вопрос: материализм исходит из признания первичности материи и производности сознания, а идеализм - наоборот. Д. м., исходящий из принципа материалистич. монизма, считает, что мир есть движущаяся материя. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы её существования, как движение, пространство и время. Движение - это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганическая и органическая природа, механич., физич. и химич. явления, жизнь растений и животных, жизнь общества, человек и его сознание. Но при всём качеств, многообразии составляющих мир вещей и процессов - мир един, поскольку всё, что входит в его состав,- лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи, подчинённые нек-рым всеобщим законам.

Все составные части материального мира имеют историю своего развития, в ходе к-рого, напр, в пределах планеты Земли, совершился переход от неорганич. к органич. материи (в виде растит. и животного мира) и, наконец, к человеку и обществу.

Материя существовала до появления сознания, обладая в своём "фундаменте" лишь свойством, сходным с ощущением, свойством отражения, а на уровне живой организации материя обладает способностью раздражимости, ощущения, восприятия и элементарным интеллектом высших животных. С возникновением человеческого общества возникает обществ, форма движения материи, носителем к-рой является человек; как субъект обществ. практики он обладает сознанием и самосознанием. Достигнув в своём развитии высокой организации, мир сохраняет своё материальное единство. Сознание неотделимо от материи. Психика, сознание составляют особое свойство высокоорганизованной материи, выступают как высшее, качественно новое звено в ряду различных свойств материального мира.

Согласно Д. м., сознание есть функция мозга, отражение объективного мира. Процесс осознания мира и психич. деятельность вообще возникают и развиваются из реального взаимодействия человека с миром через его обществ. отношения. Т. о., за пределами гносеологии сознание не противостоит материи и "различие идеального от материального... не безусловно, не uberschwenglich (чрезмерно.- Ред.)" ( Ленин В. И., там же, т. 29, с. 104). Предметы, их свойства и отношения, будучи отражёнными в мозгу, существуют в нём в форме образов - идеально. Идеальное же - это не особая субстанция, а продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного мира.

В противоположность агностицизму Д. м. исходит из того, что мир познаваем и наука всё более глубоко проникает в законы бытия. Возможность познания мира безгранична при условии бесконечности самого процесса познания.

Теория познания. Исходными моментами теории познания Д. м. являются материалистич. ре