загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ль-Б. ; сотрудничал в "Аль-Джинан" и энциклопедии. Сулейман аль-Б. (1856-1925), публицист, переводчик "Илиады" Гомера на араб, язык, племянник Бутруса аль-Б. Продолжал издание энциклопедии. Бутрус а л ь-Б. (р. 1898), историк араб, культуры и литературы, автор большой серии брошюр, книги "Арабские литераторы" (ч. 1-4, 1948-53) и др. Ф у а д А ф-р а м а л ь -Б. (р. 15. 8. 1906), литературовед, историк араб, культуры и литературы, археограф. Издатель арабской энциклопедии (в 1956-66 вышло 6 тт. ). Ректор Ливанского Нац. ун-та. Лит.: Крачковский И. Ю-, Избр. соч., т. 3, М. - Л., 1956, с. 27, 165 - 75; Зейдан Д ж., Тараджим машахир аш-шарк фи-ль-корн 19 (Биографии видных деятелей Востока 19 в. ), ч. 2, Каир, 1903, с. 24-31; А б б у д М., Раввад аннахда аль-хадиса (Пионеры современного возрождения), Бейрут, 1952; альфахури X., История арабской литературы, [пер. с араб. ], т. 2, М., 1961, с. 411 - 15; Brock elmann К., Geschichte der arabischen Literatur, Bd 2, 2 Aufl., Lpz., 1949, Suppl. -Bd 2, Leiden, 1938. И. М. Смилянская.

БУСТАХ Буусаах, озеро в Якут. АССР. Расположено на С. ЯноИн-дигирской низм. Пл. 249 кмг. На С. -В. и Ю. -В. берега изрезаны, с 3. к Б. примыкает озеро Тонкай-Кюель (фактически залив Б. ), из к-poro берёт начало р. Суруктах, впадающая в Эбеляхскую губу моря Лаптевых. Питается атм. осадками и за счёт поверхностного стока. Замерзает в конце сентября, вскрывается в июне. Главный приток - Р-Архии-Юрэгэ. Богато рыбой.

БУСТЕР (англ, booster, от boost - повышать давление, напряжение), вспомогат. устройство для увеличения силы и скорости действия осн. механизма (агрегата). В авиации - гидравлич., электрич. или пневматич. вспомогат. устройство в цепи управления рулями скоростных самолётов. В ракетной технике - ракетаноситель, первая ступень многоступенчатой ракеты, стартовый ускоритель. В электротехнике (устаревшее назв. ) - дополнит, источник электрич. тока, включаемый в сеть для стабилизации напряжения.

БУСТО-АРСИЦИО (Busto Arsizio), город в Сев. Италии, в обл. Ломбардия, в пров. Варесе. 75,6 тыс. жит. (1969). Трансп. узел. В пром-сти занято 45% экономически активного населения. Металлургия, произ-во искусств, волокна, обуви; текст, (хл. -бум. ), трикотажная пром-сть, текст, машиностроение, радиоэлектронная пром-сть.

БУСТРОФЕДОН (греч. bustrophedon, от bus - бык и strepho - поворачиваю), способ письма, при к-ром первая строка пишется справа налево, вторая - слева направо, третья - снова справа налево и т. д. Б. пользовались в критском, хеттском, южноаравийском, этрусском и греческом письме.

БУСХАК, Бусхак Атеме (лит. псевд. ; наст, имя Фахраддин А х-мад-и Халладж) (г. рожд. неизв. - ум. 1427), иранский поэт-сатирик. По профессии чесальщик хлопка. В своих пародиях на стихи известных иран. поэтов применял кулинарную терминологию, чем и объясняется часть его лит. имени - Атёме (араб., мн. ч. от "таам" - пища). В поэме "Сокровищница аппетита" пародирует "Гулестан" Саади. Оставил прозаич. трактаты и словарь кулинарных терминов. Соч. : Диване..., Тегеран, 1952.

БУСЫ, мелкие украшения со сквозными отверстиями, употребляемые в виде ожерелий. С древнейших времён Б. из различных материалов распространены у большинства народов мира. Ещё в неолите появились каменные и костяные Б., в бронзовом веке - металлические. В Др. Египте с изобретением стекла распространились стеклянные Б. В средние века Б. из стекла вырабатывались в Венеции, на Руси, в Средней Азии и др. Для Руси 11-14 вв. характерны также шаровидные Б. из горного хрусталя и сердоликовые Б. в форме двух соединённых основаниями пирамид (т. н. би-пирамидальные). Сердолик был излюбленным камнем для Б. у мн. народов, но форма ему в разных странах придавалась различная.

БУСЫГИН Александр Харитонович [р. 23. 5(10. 6). 1907, дер. Калеватовское Костромской губ. ], кузнец Горьковского автозавода, один из зачинателей стахановского движения в автомобильной пром-сти. Чл. КПСС с 1938. В сент. 1935 добился рекордной производительности труда, отковав за смену 966 коленчатых валов при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). Был начальником кузнечного цеха завода. Ныне персональный пенсионер. Награждён орденом Ленина и 2 др. орденами. Соч. : Жизнь моя и моих друзей, М., 1938.

БУТ (псевд. ; наст. фам. Павлюк) Павел Михнович (г. рожд. неизв. - ум. 1638), предводитель крестьяне коказацкого восстания на Украине в 1637-38. В начале авг. 1637 повстанцы во главе с Б. выступили из Запорожья; их появление послужило сигналом к массовому восстанию на Левобережной Украине. Восставшие изгоняли польских и укр. панов и объявляли себя казаками. В дек. 1637 у с. Кумеёк польскошляхетское войско во главе с гетманом Н. Потоцким нанесло восставшим поражение. Б. с частью повстанцев отошёл к Чигирину для набора новых сил и заготовки пороха; позже во время переговоров с Потоцким был изменнически схвачен и казнён в Варшаве. Лит.: Гуслистый К. Г., Крестьянскоказацкие восстания на Украине в 30-х гг. XVII в.. в кн. : Воссоединение Украины с Россией 1654-1954. Сб. ст., М., 1954, с. 69 - 71; Голобуцкий В. А., Запорожское казачество, К., 1957, с. 222-32.
0416.htm
БЭРД, Бёрд (Byrd) Ричард (25. 10. 1888, Уинчестер,- 12. 3. 1957, Бостон), американский полярный исследователь, лётчик, адмирал. Руководитель четырёх крупных амер. антарктич. экспедиций. В 1-й экспедиции (1928-30) авиация, радиосвязь и механизир. транспорт позволили Б. проникнуть во внутр. труднодоступные р-ны Антарктики. В нояб. 1929 Б. пролетел над Юж. полюсом. Метеорологич. и геогр. наблюдения, геол. исследования велись в горах Королевы Мод. 2-я экспедиция (1933-35) провела сейсмологич. исследования Ледяного барьера Росса, подтвердила наличие крупных месторождений кам. угля (горы Уивер, Блэкберн в Зап. Антарктиде). 3-я экспедиция (1939-41) ставила осн. целью утверждение амер. суверенитета над отдельными частями Антарктиды (Земля Мэри Бэрд, Земля Грейама и др. ). 4-я экспедиция (1946-47), организованная военноморским ведомством США, произвела аэрофотосъёмку значит, части побережья Зап. Антарктиды и её внутр. рнов. Экспедициями Б. в Антарктике открыты плато Рокфеллер, хр. Гроссенор, хр. Эдсел-Форд, ледник Амундсена, Земля Мэри Бэрд (1929), горы Хорлик (1934), Берег Хобса, хр. Колер, Берег Уолгрина, о. Флетчер (1940), плато Американ-Хайленд (1947). Именем Б. названа амер. антарктич. науч. станция. Портретстр. 207.

Соч. : Little America..., N. Y. - L., 1930; Antarctic discovery. The story of the second Byrd Antarctic expedition, L., 1936: врус. пер. - Над Южным полюсом, Л., 1935; Снова в Антарктике, Л., 1937.

БЭРД (Byrd), антарктич. внутриконти-нентальная научная станция США на Земле Мэри Бэрд (80°01' ю. ш. и 119°32' з. д. ). Открыта 1 янв. 1957 в связи с проведением Междунар. геофи-зич. года. Расположена на поверхности ледникового плато на вые. 1530 м над ур. м., в 660 км от берега. На станции в зимнее время работают 20-36 чел. Ведутся аэрометеорологич., геофизич., гляциоло-гич. и др. наблюдения. В летнее время Б. служит базой для маршрутных исследований Западной Антарктиды. Названа именем Р. Бэрда.

"БЭРИНГ БРАЗЕPC ЭНД К° ЛИМИТЕД" (Baring Brothers and C° Limited), один из самых влиятельных англ. акцептных и эмиссионных банкирски) домов. Организован в 1763 выходцам] из Германии братьями Джоном и Фрэнси сом Бэрингами. В 1890 находился на гра ни банкротства в связи с крахом креди туемых им банков, ж. -д. компаний и др предприятий Аргентины, а также истре бованием денег с текущего счёта банк; русским пр-вом. С помощью Англ, банк; оживил свою деятельность. Занимаете: посредничеством в эмиссии ценных бу маг (в т. ч. и для заграницы), кредитова нием внеш. торговли путём акцептовани и учёта внешнеторговых векселей, п англ, законодательству имеет право ее вершать сделки с золотом и инвалютой Связан личной унией с группой ведущи англ, коммерч. банков - Глин, Мил энд К°, Уильям Диконс и Королев, шотл банком, а также с Гонконг-Шанхайскш банком и Британским банком Ср. Воете ка, с рядом пром. компаний. В США свя зан с группой Моргана. Акционеры бан ка - узкий круг членов семьи Бэринг образующей влиятельную англ, финанс группу. Банк имеет большое влияние англ, пр-ве. Гл. контора в Лондоне. Н; нач. 1968 сумма баланса банка составлял; 105,9 млн. ф. ст., вклады - 84,9 млн ф. ст. М. Ю. Бортник

БЭРОВСКИЕ БУГРЫ, параллельные почти широтно вытянутые гряды в При каспийской низм., между устьями Кум! и Эмбы. Вые. преимущественно от 11 до 45 м, дл. до 25 км, шир. 200-300 м при среднем расстоянии между гребня ми 1-2 км.

Б. б. сложены песками и мелкой окатан ной крошкой плотных коричневых глш и уплотнены глинистым веществом. Су ществует неск. гипотез о происхожде нии Б. б. Повидимому, наиболее вероятной является гипотеза их эолового образования. Рельеф Б. б. очень схож с гривами Зап. Сибири и песчаными грядами пустынь. Названы по имени К. М. Бэра впервые их описавшего.

БЭСМ, быстродействующая электронная счётная машина, название серии цифровых вычислительных машин (ЦВМ), разработанных в Институте точной механики и вычислит, техники АН СССР. БЭСМ - одна из первых современных унпверсальных ЦВМ, выполнена на электронных лампах и предназначена для решенш науч. -инж. задач. Была изготовлена в 1 экз. и работала с 1953. Машина была усовершенствована: заменены электро акустич. ртутные линии, использовавшиеся в качестве оперативного запоминающего устройства (ЗУ), нанакопительные электроннолучевые трубки (1954), а затем на ферритовые сердечники(1956). В таком виде машина известна как БЭСМ-1.

Благодаря модернизации возросли быстродействие БЭСМ и надёжность работы (72% полезного времени при 8% неисправного и 20% профилактического состояния). На БЭСМ-1 решены разнообразные задачи, напр, подсчитаны орбиты движения 700 малых планет Солнечной системы, выполнены громоздкие геодезич. расчёты и др. Конструкция БЭСМ-1 была переработана применительно к пром. технологии и в 1958 начат серийный выпуск ламповой машины БЭСМ-2, к-рая была уже снабжена набором стандартных программ, компилирующей и интерпретирующей системами, облегчающими процесс программирования.

БЭСМ-ЗМ и БЭСМ-4 - полупроводниковые, имеющие развитую систему команд (совпадающую с системой команд машины М-20), состав устройств, обеспечивающих решение сложных математич. задач, задач статистики, учёта и математич. обеспечение процесса программирования (набор подпрограмм, трансляторы и т. п. ). БЭСМ-4 - модификация БЭСМ-ЗМ - имеет большие возможности для решения планово-экономич. задач.

Для задач, требующих большого объёма вычислений, создана полупроводниковая машина БЭСМ-6 со средним быстродействием 1 млн. операций в 1 сек, большой ёмкостью ЗУ и развитой системой устройств ввода-вывода. В логич., схемном и конструктивном выполнении БЭСМ-6 отражены передовые тенденции развития совр. вычислит, техники и автоматизации программирования. В машине совмещены работа отд. устройств и обмен информацией с внеш. устройствами. Предусмотрен мультипрограммный режим (см. Мультипрограммирование), повышающий эффективность использования всех устройств машины при одноврем. решении неск. задач. Имеются аппаратная система прерывания, схема "защиты памяти" и автоматич. присвоения адресов. Управляющая программа, используя эти схемы, исключает влияние одних задач на другие при их одноврем. решении, автоматически распределяет оперативное и внешнее ЗУ между задачами икоординирует работу внеш. устройств.

Сверхбыстродействующее ЗУ, которое автоматически управляется спец. схемой, сохраняющей в нём наиболее часто встречающиеся операнды,- особенность БЭСМ-6. Возможна одноврем. и независимая работа операторов с нескольких пультов управления, к-рые снабжены алфавитно-цифровыми печатающими устройствами, могут располагаться дистанционно и передавать информацию по каналам связи.
Основные параметры цифровых вычислительных машин БЭСМ
Параметры


Тип , год
БЭСМ, 1953


БЭСМ-1, 1954


БЭСМ-2, 1958


БЭСМ-ЗМ, 1964


БЭСМ-4, 1966


БЭСМ -6, 1967
Адресность


3


3


3


3


3


1
Разрядность (двоичные разряды)


39


39


39


45


45


48
Время выполнения операции (мксек):


















сложения


-


70-225


65


47


47


1,1
умножения


-


240


240


95


95


1,9
деления


-


240


240


152


152


4,9
Оперативное ЗУ:





















1024


1024 (2048)


2048


4096


2x4096


(8-16)Х Х4096
цикл (мксек)


40-640


8-10


8-10


8-10


8-10


2
Внешнее ЗУ на магнитном барабане :


















ёмкость (слово)


2X5120


2Х5120


2X5120


4X16384


4X16384


16X32 768
скорость обмена (слов в 1 сек)


800


800


800


12 000


14 000


50 000
ср. время ожидания (мксек)


40


40


40


20


20


--
Внешнее ЗУ на магнитной ленте:


















ёмкость (тыс. слов)


4X30


4X30


4X30


4X900


4X1000


32X1000
скорость обмена (слов в 1 сек)


400


400


400


3500


3500


8000
Основные элементы (тыс. штук):


















полупроводниковые диоды.


5


5


5


25


32


120
полупроводниковые триоды .


__


-


--


15


15


40
электронные лампы .


4


5


5


--


--


-
Потребляемая мощность (ква) .


75


75


75


7


8


20 (без внешних устройств)

Лит.: Лебедев С. А., Мельников В. А., Общее описание БЭСМ и методика выполнения операций, М., 1959.

С. А. Лебедев.

БЭТСОН, Бейтсон (Bateson) Уильям (8. 8. 1861, Уитби,- 8. 2. 1926, Мертон), английский биолог, один из основателей генетики, само название которой было предложено им в 1907. Окончил Кембриджский ун-т; в 1908-10 профессор там же. С 1910 директор Ин-та садовых культур (Мертон). Первые работы Б. посвящены филогении хордовых (1884-86). Б. энергично отстаивал ненаследование приобретённых признаков, прерывистый характер изменчивости, учение о чистоте гамет. В 1905 выдвинул теорию "присутствия - отсутствия", стремясь объяснить возникновение новых признаков у организмов выпадением тормозящих факторов. В 1910 основал англ, генетич. журнал "Journal of Genetics".

Соч. : Materials for the study of variation. L., 1894; Mendel's principles of heredity, 3 ed., Camb., 1913; Problems of genetics, L., 1913.

"БЭТТЛА ЗАКИН" (офиц. назв. - устанавливал эмбарго на вывоз из США т. н. стратегических товаров в СССР и др. социалистич. страны и ограничивал экспорт в эти страны всех прочих товаров; в нём оговаривалось также, что амер. воен., экономич. и финанс. помощь будет предоставляться лишь теп странам, к-рые введут подобного же рода эмбарго на торговлю с социалистич. странами. Планы амер. империализма, связанные с "Б. з>, были сорваны быстрым ростом могущества социалистич. стран, непрерывным развитием их экономич. и торг, отношений между собой, а также с др. странами мира. Д. С. Асанов.

БЮВАР (франц. buvard), настольная папка, обычно с писчей и пропускной бумагой, конвертами.

БЮГЕЛЬГОРНЫ (нем. Bugelhorn, от франц. или англ, bugle - сигнальный рожок и нем. Horn - рог), семейства духовых амбушюрных инструментов различных размеров и диапазона, возникшие в процессе усовершенствования пехотного сигнального рожка. Б. снабжались клапанами, а с нач. 19 в. - вентилями. Применяются в духовых оркестрах. Б. с улучшенной мензурой (сконструированы в 1845 бельгийским мастером А. Саксом) получили название саксгорны.

БЮДЖЕТ (англ, budget, букв. - сумка), 1) роспись денежных доходов и расходов ' гос-ва, составляемая на определ. срок. См. Бюджет государственный, Бюджетная система. 2) Всякий план доходов и расходов предприятия, учреждения, организации или отд. лица (в ден. выражении) на определённый срок (см. в ст. Бюджетное планирование). 3) Б. времени - распределение затрат времени (напр., суток) по видам его использования у отд. лиц, семей или групп населения (см. Бюджет времени).

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ населения, система показателей, характеризующая распределение затрат времени (суток, недели, месяца, года) по видам его использования как отд. работника (рабочего, колхозника, служащего и др. ) и его семьи, так и определ. группы населения. Изучается путём проведения особых обследований, в процессе к-рых за определ. промежуток времени и в соответствии с принятой классификацией учитываются затраты времени (в ч, мин и затем в % к соответствующему фонду времени). Детальное исследование Б. в. - важное средство изучения жизни и быта населения. Общий фонд Б. в. принято подразделять на: рабочее время (время фактич. работы, простои и непро-изводит. затраты рабочего времени, регламентированные перерывы в работе, приём и сдача смены) и внерабочее время, включающее время домашнего труда, ухода за собой, передвижения на работу и обратно, удовлетворения физио-логич. потребностей (сон, еда), свободное время (учёба, самообразование, активный отдых и т. п. ), прочие затраты времени. Данные Б. в. позволяют изучать те стороны уровня жизни, которые нельзя исследовать с помощью стоимостных и натуральных показателей. Б. в. раскрывает картину разделения труда в семье и позволяет исследовать на перспективу развития культурных потребностей и изменения структуры свободного времени. Разработка отчётных и перспективных Б. в. как по всему населению страны, так и по отдельным социальным группам образует один из методологич. элементов, на основе к-рых можно рассчитать нормативы нужных населению куль-' турнобытовых предприятий и учреждений, а также обосновать необходимость их строительства. Изучение Б. в. - один из путей совершенствования методологии и методики составления балансов труда, выполняемых не только в физич. единицах, но и в единицах времени. Анализ Б. в. используется для разработки мер по рационализации труда и организации быта и отдыха населения. Особое значение приобрёл Б. в. в условиях перевода рабочих и служащих СССР на 5-дневную рабочую неделю с двумя выходными днями. Сравнительные исследования Б. в. гор. и сел. населения способствуют решению социальной задачи - преодолению существенных различий между городом и деревней.

В дореволюционной России обследований Б. в. отдельных категорий населения не проводилось. В СССР в изучении Б. в. можно выделить 3 осн. этапа: 1-й этап - 20-е гг., когда было проведено несколько крупных обследований Б. в. трудящихся с целью анализа изменений в их жизни в период после победы Октябрьской революции, а также для решения ряда задач, ставших перед советским обществом. Работу по изучению Б. в. в тот период возглавил советский экономист С. Г. Струмилин. 2-й этап - конец 20-х и 30-е гг., когда в СССР был начат переход на 7-часовой рабочий день и при этом существенно изменялся быт советских людей. Материалы обследований Б. в. в начале 30-х гг. были опубликованы в статистических справочниках -"Труд в СССР" (1934-36). Обследованиями Б. в. (напр., колхозников) начинают заниматься и статистич. органы. 3-й этап - с 50-х гг., когда программа сокращения рабочего дня потребовала провести обследования Б. в. трудящихся, чтобы выяснить изменения, происходящие в их жизни, и обосновать мероприятия, направленные на рост производительности труда, повышение материального благосостояния и культуры сов. народа, совершенствование нар. -хоз. планирования.

В 1957-60 изучение бюджета времени трудящихся было начато НИИ труда на отдельных предприятиях Москвы, Ленинграда и других городов. Эти обследования Б. в. охватили ок. 2 тыс. чел. В 1960 НИИ труда обследовал также Б. в. колхозников Херсонской области и Алтайского края. В кон. 1958 начал обследовать Б. в. рабочих Новосибирска Институт экономики и организации промышленности произ-ва Сибирского отделения АН СССР. В 1959-60 этот ин-т под рук. Г. А. Пруденского возглавил работу по изучению Б. в. в крупных рнах страны. В Сибири (Красноярский край, Новосибирская, Кемеровская обл. и г. Омск) за 1958-60 было получено и проанализировано ок. 13 тыс. суточных Б. в. рабочих, служащих, науч. работников. Обследование проходило также в Свердловске, Костроме и др. городах. За 1958-60 в городах и сел. местности СССР было изучено св. 21,5 тыс. суточных Б. в. (не считая целевых обследований). В 1962 наиболее крупные обследования Б. в. в СССР были проведены в Иркутске, Таганроге и Горьком, в 1963 - в Красноярском крае, Ивановской, Ростовской и Свердловской обл., в 1964 - в Ленинграде, в 1965 - в Пскове. В целом за 1958-65 в СССР было получено св. 150 тыс. суточных Б. в.

Исследованием Б. в. занимаются экономисты и социологи социалистич. и ка-питалистич. стран. В 1959 в ЮНЕСКО была образована международная группа социологов по изучению Б. в. Такие исследования ведутся в ФРГ, Нидерландах. США, Японии. Комплексное изучение вопросов Б. в. по программе, предложенной в 1963 редакцией журн. "Проблемы мира и социализма" (Прага), проводили Болгария, Венгрия, Польша и СССР. В 1964 Европ. центр ЮНЕСКО (в Вене) принял решение о проведении в 1965 междунар. обследования по сопоставлению Б. в. В Будапеште (1965) состоялось обсуждение программы такого обследования, в к-ром участвовали Бельгия, Венгрия, Польша, СССР, Франция, ФРГ, Югославия. Позднее к ним присоединились Болгария, Перу, США, Чехословакия. В сопоставительных междунар. социологич. исследованиях Б. в. (1968) участвовали социалистич. и капи-талистич. страны Европы и Америки.

Лит.: Струмилин С. Г., Проблемы экономики труда, М., 1957; П р у д е нский Г. А., Время и труд, М., 1965; Видревич Я. В., Бюджет времени и заработная плата специалистов, [М. ], 1930, 2 изд., М. - Л., 1931; Михеев В., Бюджет времени рабочих и служащих Москвы и Московской области, М. - Л., 1932; Л е-бедев-Патрейко В., Рабинович Г., Родин Д., Бюджет времени рабочей семьи, Л., 1933; Внерабочее время трудящихся, под ред. Г. А. Пруденского, Новосиб., 1961; Методологические вопросы изучения уровня жизни трудящихся, под ред. И. Ю. Писарева, в. 2, М., 1962; Болгов В. И., Внерабочее время и уровень жизни трудящихся, Новосиб., 1964; Петросян Г. С., Внерабочее время трудящихся в СССР, М., 1965; П а-т р у ш е в В. Д., Время как экономическая категория, М., 1966 (библ. ); Артемов В. А., Болгов В. И., Вольская О. В., Статистика бюджетов времени трудящихся, М., 1967. М. Б. Маркович.

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов гос-ва. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономич. строем общества, природой и функциями гос-ва (см. также Бюджетная система).

Б. г. в капиталистич. странах выражает отношения дополнит, эксплуатации трудящихся. Развитие его подчинено стихийным закономерностям капиталистич. произ-ва, и поэтому он выступает лишь как ориентировочная "... роспись предполагаемых доходов и расходов государства на текущий год... " (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 78). В соответствии с функциями бурж. гос-ва средства Б. г. используются в значит, части на непроизводит. цели (на милитаризацию экономики, на аппарат угнетения), и поэтому он отражает парази-тич. характер потребления нац. дохода. В силу циклич. характера развития капиталистич. х-ва Б. г. отличается крайней неустойчивостью. Спады и кризисы ведут к сокращению поступлений в бюджет, вызывая одновременно рост его расходов. Неустойчивость бюджета проявляется и в частых его дефицитах, к-рые в период общего кризиса капитализма становятся хроническими.

Б. г. совр. империалистич. гос-в как в фокусе отражает сущность гос. -монопо-листич. капитализма. Непосредственное вмешательство бурж. гос-ва в экономику, в процесс произ-ва, распределения и перераспределения нац. дохода влечёт усиление роли Б. г. Повышается доля нац. дохода, сосредоточиваемая в руках гос-ва и перераспределяемая через бюджет. Так, в нач. 20 в. в развитых капиталистич. странах (США, Великобритании, ФРГ, Франции) гос-во аккумулировало в бюджете 5-10% нац. дохода, а в 1968 уже 30-45%. В ряде стран через Б. г. прямо или косвенно финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в осн. капитал. Гл. источником доходов бюджета капиталистич.. гос-ва являются налоги, составляющие 85-95% всех бюджетных доходов и падающие в основном на рабочих, служащих, крестьян (фермеров) и мелкую буржуазию. Так, в Б. г. Франции в 1967 налоговые поступления составляли 92,2% всех бюджетных доходов, в ФРГ и США ок. 95%, в Великобритании 91,2%. На долю неналоговых доходов (поступлений от предприятий, гос. иму-ществ и т. п. ) приходится от 5 до 15%. Хотя налоговый пресс всё более усиливается, налогов не хватает для покрытия растущих. расходов и бюджетного дефицита бурж. гос-в, и они прибегают к займам и бум. -ден. эмиссии (см. табл. 1 и 2). Гл. часть расходов государственного бюджета в капиталистич. странах занимают расходы, связанные с ведением и подготовкой новых войн (прямые и косвенные военные расходы). В развитых капиталистических странах они составляют до 50% всех расходов бюджета. Монополии получают от военных заказов, оплачиваемых за счёт Б. г., колоссальные прибыли и используют их как средство поддержания высокой конъюнктуры. Значит, место в Б. г. многих капиталистич. стран занимают расходы по гос. долгу (выплате процентов по гос. долгу). Эти расходы относятся к косвенным военным затратам, т. к. сами займы используются в основном на военные цели.

Важной статьёй расходов Б. г. являются расходы, связанные с вмешательством бурж. гос-ва в экономику и её регулированием. Гос. финансирование экономики получило после 2-й мировой войны 1939-45 широкое развитие в ряде развитых капиталистич. стран. Крупные расходы связаны со стр-вом гос. предприятий и выплатой компенсаций бывшим собственникам национализированных предприятий. Напр., в Великобритании в отд. годы эти платежи достигали 120- 200 млн. ф. ст., во Франции - более 200 млн. фр. Гос-во в виде прямых капиталовложений и субсидий монополиям финансирует во Франции до 50% общей суммы капитальных вложений, в ФРГ до 30-40%, в Италии до 60%. Растут расходы Б. г. на инфраструктуру - строительство дорог, мостов, портов, газопроводов, учреждений просвещения, здравоохранения и др. объектов, имеющих высокую капиталоёмкость и малую прибыльность и поэтому невыгодных для монополий. Осн. часть расходов на инфраструктуру финансируется из местных бюджетов. В условиях научнотехнич. революции возрастают затраты на науч. исследования: в США с 1954 по 1967 они выросли с 5,7 млрд. долл. до 24 млрд. долл., причём до 70% этих расходов покрывается за счёт Б. г. В ФРГ эти затраты возросли с 1958 по 1967 почти в 6 раз, более половины их оплачивается за счёт Б. г. Во Франции Б. г. покрывает 213 этих расходов. Крупные средства идут на поощрение экспорта, предоставление кредитов иностр. гос-вам и т. д. Значит, средства Б. г. расходуются на содержание гос. аппарата - чиновников, полиции, суда и т. д. Расходы на социальнокультурные нужды (образование, здравоохранение и социальное обеспечение) относительно невелики и связаны с подготовкой квалифицированных кадров для капиталистич. предприятий, поддержанием работоспособности населения. Бурж. гос-во вынуждено увеличивать эти расходы под влиянием классовой борьбы и растущих требований трудящихся. О структуре расходов Б. г. в капиталистич. странах дают представление данные табл. 3 и 4.

Специфич. черты имеют Б. г. в развивающихся странах. Они в значит, части используются для развития нац. х-ва, расширения гос. сектора и социальнокультурного строительства, для ликвидации последствий колониализма и создания независимой экономики. В О АР, Бирме, Индии и ряде др. стран св. 50% расходов Б. г. направляется на эти цели. Причём в этих странах существуют также спец. бюджеты капитальных вложений, средства к-рых предназначены на инвестиции в нар. х-во и на социальнокультурное строительство.

Б. г. в дореволюц. России. Первые сведения об общей смете гос. доходов и расходов дореволюц. России и городовых сметах относятся к 1645. При Петре I были проведены крупные финанс. реформы в целях увеличения доходов казны и улучшения порядка их взимания, созданы коллегии для руководства финанс. делами (1718). Петровская роспись на 1723 включала 9200 тыс. руб. доходов и 9578 тыс. руб. расходов. Среди доходов гл. место занимали подушная подать (5096 тыс. руб. ), кабацкие сборы (1002 тыс. руб. ) и тамож. доход (656 тыс. руб. )- Расходы на армию и флот составляли 6899 тыс. руб. В 1802 учреждено Мин-во финансов, к-рое начало регулярно составлять ежегодные бюджеты. Хотя с 1897 бюджет ежегодно сводился с превышением доходов над расходами, фактически он был хронически дефицитным. "Свободная наличность" казначейства образовывалась за счёт роста гос. долга, повышения цен на водку и др. источников (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 257-63 и т. 23, с. 25-27). Гл. статьями доходов Б. г. были доходы от водочной монополии, косвенные и прямые налоги, пошлины. Среди расходов на 1-м месте стояли прямые воен. расходы и платежи по гос. займам. В годы 1-й мировой войны 1914-18 бюджетный дефицит возрос с 39,1% ко всей сумме расходов в 1913 до 81,7% в 1917. Гос. долг России увеличился с 8,8 млрд. руб. в 1913 до 60 млрд. руб. к весне 1917. Б. г. социалистич. стран выражает экономич. отношения планового распределения общественного продукта и нац. дохода между подразделениями обществ, произ-ва и экономич. районами страны, классами и социальными группами населения на базе обществ, собственности. Гос. бюджет СССР - осн. финанс. план образования и использования об-щегос. фонда ден. средств Сов. гос-ва. В Б. г. СССР сосредоточивается часть нац. дохода Сов. Союза, направляемая на планомерное развитие пром-сти, с. х-ва, транспорта, торговли и др. отраслей нар. х-ва, на повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов гос. управления. В СССР через Б. г. обеспечивается примерно половина затрат, связанных с расширенным воспроизводством (капитальные вложения, прирост оборотных средств, образование резервов) и ок. 80% средств, предназначенных на социальнокультурные нужды, а также расходы на содержание органов гос. управления и оборону страны. Централизация в Б. г. значит, части ден. накоплений социалистич. х-ва и нек-рой доли доходов населения служит важным условием планового развития нар. х-ва, соблюдения оптимальных пропорций между фондами накопления и потребления нац. дохода, обеспечения рациональных балансовых связей между отраслями нар. х-ва.
Табл. 1. - Доходы федерального бюджета США (млрд. долл.)



1968/69


1969/70



сумма (ожидаемое исполнение)


% к итогу


сумма (проект)


в %

к итогу
Подоходный налог с населения


84,4


45,3


90,4


45,5
Налог на прибыли корпораций


38,1


20,5


37,9


19,1
Акцизные и таможенные пошлины


17,1


9,2


18,0


9,1
Налоги для социального страхования


40,5


21,8


45,9


23,1
Прочие поступления


6,0


3,2


6,5


3,2
Итого


186,1


100,0


198,7


100,0
Табл. 2. - Доходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)















1968/69


1969/70









сумма (ожидаемое исполнение)


в % к итогу


сумма (проект)


в % к итогу
Подоходный налог (основной и дополнительный)


4,56


34,1


5,16


33,8
Налог на прибыли корпораций


1,35


10,1


1,69


11,1
Налог на прирост капитала


0,05


0,4


0,13


0,8
Таможенные пошлины и акцизы


4,60


34,4


4,95


32,4
Выборочный налог регулирования занятости


1,36


10,2


1,89


12,4
Прочие доходы


1,44


10,8


1,45


9,5
Итого


13,36


100,0


15,27


100,0
Табл. 3.- Расходы федерального бюджета США (млрд. долл.)*












Прямые военные расходы


1968/6!)


1969/70






сумма (ожидаемое исполнение)


в % к итогу


сумма (проект)


в % к итогу
81,0


44,1


81,5


41,7
Освоение космоса


4,2


2,3


3,9


2,0
Международные дела и финансы


3,9


2,1


3,8


1,9
Субсидии отраслям экономики


17,6


9,6


18,9


9,7
Военные пенсии


7,7


4,2


7,7


3,9
Платежи по гос. долгу


15,2


8,3


16,0


8,2
Расходы на просвещение и здравоохранение


18,6


10,1


20,9


10,7
Социальное обеспечение


37,4


20,4


42,0


21,5
Прочие расходы


3,2


1,7


6,5


3,3
Минус межведомственные начисления и отчисления


-5,1


-2,8


- 5,7


-2,9
Итого


183,7


100,0


195,3


100,0
* В 1968 федеральный бюджет был перестроен и в него были включены средства социального страхования и др. фонды казначейства, что привело к снижению удельного веса военных расходов (достигавшего ранее 70% собственно федерального бюджета) и повышению удельного веса социально-культурных расходов.












Табл. 4 . - Расходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)












Военные расходы


1968/69


1969/70






сумма (ожидаемое исполнение)


в % к итогу


сумма (проект)


в % к итогу
2,2


17,1


2,3


16,2
Гражданские расходы


8,6


65,8


9,3


66,5
Консолидированный фонд для постоянного обслуживания


0,8


6,2


0,8


5. 6
Итого


11,6


89,1


12,4


88,3
Превышение доходов над расходами . . .


1,7


-


2,2


-
Прирост и движение консолидированного фонда


1,4


10,9


1,6


11,7
Всего расходов с учётом прироста консолидированного фонда


13,0


100


14,0


100



Б. г. СССР сыграл большую роль в создании фундамента социалистич. экономики и построении социализма. Распределение и перераспределение в годы первых пятилеток (1929-40) через Б. г. накоплений х-ва и доходов населения, обеспечивая гос-во необходимыми ресурсами, способствовало становлению и развитию производств, отношений социализма, ограничению, вытеснению, а затем и ликвидации капиталистич. элементов. При помощи Б. г. большая часть нац. дохода направлялась на индустриализацию страны, в первую очередь на создание и развитие тяжёлой пром-сти, на социалистич. переустройство с. х-ва, осуществление культурной революции, укрепление оборонной мощи страны. В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 через Б. г. были мобилизованы огромные ден. ресурсы на развитие воен. экономики, удовлетворение нужд фронта и тыла. В послевоен. годы бюджет являлся осн. источником затрат по восстановлению и развитию всех отраслей нар. х-ва, повышению нар. благосостояния. В совр. условиях Б. г. служит одним из важных инструментов построения материальнотехнич. базы коммунизма. Через бюджет распределяется ок. половины нац. дохода страны, в т. ч. св. 80% ден. накоплений социалистич. х-ва и нек-рая часть доходов населения (см. Бюджетное планирование).

Осн. часть доходов Б. г. СССР - поступления от социалистич. предприятий, составляющие более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате развития быстрыми темпами всех отраслей социалистич. х-ва. Доходы социалистич. предприятий вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли [плата за производств, фонды, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли], налога с оборота, взносов гос. предприятий на гос. социальное страхование и нек-рых др. платежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966 экономич. реформы перестроены т. о., чтобы повысить заинтересованность работников предприятий в расширении произ-ва, его технич. совершенствовании и увеличении прибыли. Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении предприятий на расширение произ-ва (капиталовложения, прирост оборотных средств и др. ) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Налог с оборота полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали в 1970 менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоен. период значительно снизилась в связи с освобождением мн. плательщиков полностью или частично от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска гос. внутр. займов, реализуемых по подписке. Рост абс. суммы налогов с населения связан с увеличением численности рабочих и служащих и фонда их зарплаты и средней зарплаты при одноврем. снижении ставок обложения (см. табл. 5).

Св. 80% расходов бюджета составляют затраты на финансирование нар. х-ва и социальнокультурных нужд (см. табл. 6). Первые включают преим. капитальные и др. затраты, связанные с постройкой новых предприятий, расширением и технич. обновлением действующих предприятий, увеличением их оборотных фондов и др. расходами на развитие х-ва.
Табл. 5. - Структура доходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)



1940


1950


1960


1965


1971 (план)



сумма


в % к итогу


сумма


в % к итогу


сумма


в % к итогу


сумма


в % к итогу


сумма


в % к итог;
Всего


18,0


100


42,3


100


77,1


100


102,3


100


161,0


100
В том числе






























Поступления от социалистич. х-ва


16,0


88,8


35,4


83,7


70,1


91,0


93,9


91,8


146,1


90,8
из них: платежи из прибыли гос. предприятий


2,2


12,2


4,0


9,5


18,6


24,1


30,9


30,2


54,8


34,1
налог с оборота


10,6


58,8


23,6


55,8


31,3


40,6


38,7


37,8


54,2


33,6
подоходный налог с кооперации, колхозов и обществ, орг-ций


0,3


1,6


0,6


1,4


1,8


2,4


1,5


1,5


1,4


0,9
Средства гос. социального страхования


0,8


5,0


1,9


4.7


3,7


4,9


5,6


5,5


8,9


5,5
Поступления от населения


2,0


11,2


6,9


16,3


6,9


9,0


8,4


8,2


14,9


9,2
из них:






























налоги с населения


0,9


5,1


3,6


8,5


5,6


7,3


7,7


7,5


13,8


8,6
гос. займы


0,9


6, 1


2,7


7,3


0,9


1,2


0,2


0,2


0,4


0,3
Табл. 6. - Структура расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)

































1940


1950


1960


1965


1971 (план)


















сумма


в % к итогу


сумма


в % к итогу


сумма


в % к итогу


сумма


в % к итогу


сумма'


в % к итогу



17,4


100


41,3


100


73,1


100


101,6


100


160,8


100
В том числе






























Народное х-во


5,8


33,5


15,8


38,2


34,1


46,7


44,9


44,2


77,0


47,9
Социально-культурные мероприятия . . .


4,1


23,5


11,7


28,2


24,9


34,1


38,2


37,6


58,5


36,4
Оборона


5,7


32,6


8,3


20,0


9,3


12,7


12,8


12,6


17,9


11,1
Управление


0,7


3,9


1,4


3,4


1,1


1,5


1,3


1,3


1,7


1,1

С проведением экономии, реформы намного повышается роль собств. средств, а также кредитов банка в финансировании расходов на увеличение осн. и оборотных фондов предприятий. Расходы на социальнокультурные мероприятия включают финансирование затрат на просвещение и здравоохранение, строительство уч. заведений и лечебных учреждений, выплату стипендий, пенсий и пособий по гос. социальному страхованию и обеспечению и др. затраты, связанные с удовлетворением материальных и культурных потребностей населения. Значит, рост этих расходов в послевоен. период связан с расширением сети учреждений просвещения и здравоохранения, с повышением уровня пенсионного обеспечения, повышением зарплаты работникам просвещения и здравоохранения и др. мероприятиями. Расходы на оборону включают содержание Вооруж. Сил СССР и их оснащение необходимыми технич. средствами. Проводя политику мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем, Сов. Союз принимает вместе с тем необходимые меры к укреплению своей обороноспособности.

Расходы на управление включают финансирование органов гос. власти и управления (Верховных Советов, Советов Министров, министерств и ведомств, местных органов гос. власти и управления). Они тесно связаны с расходами по организации произ-ва и культурному обслуживанию населения.

Б. г. др. социалистич. стран сходны по своей природе и функциям с Б. г. СССР. Гл. источниками доходов (80-94% всех доходов бюджета) являются доходы от социалистич. х-ва, а в расходах осн. место занимают затраты на развитие нар. х-ва (45-55% всех расходов) и социальнокультурные мероприятия (25-40% расходов).

На базе планомерного и быстрого развития экономики социалистич. стран высокими темпами вырастает объём их Б. г. Напр., объём бюджета (включая гос. и местные бюджеты) вырос с 1950 по 1968 в Болгарии почти в 5 раз, в Венгрии больше чем в 5,7 раза, в Польше почти в 6 раз. Это позволяет систематически увеличивать бюджетное финансирование хоз. и культурного строительства.

Б. г. сыграл огромную роль в социалистич. преобразованиях, причём производит, характер его расходов способствовал ускорению темпов экономич. и культурного развития социалистич. стран. Б. г. служит средством активного воздействия на рост произ-ва и товарооборота, на увеличение источников накопления. Его роль особенно поднялась в условиях проведения хоз. реформ: введения платы за фонды и землю (в ГДР и Венгрии), изменений в системе отчислений от прибыли в бюджет, перехода к финансированию предприятий и объединений в первую очередь за счёт собств. ресурсов, повышения роли прибыли в материальном стимулировании, совершенствования хоз. деятельности и увеличения роли кредита в расширенном воспроиз-ве на предприятиях. За счёт Б. г. производятся наиболее крупные капитальные вложения, имеющие важное значение в реализации плановых пропорций в развитии х-ва, что повышает роль Б. г. в общей системе планирования нар. х-ва.

Лит.: Маркс К., Бюджет Соединенных Штатов и христианскогерманский бюджет,

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; е г о же, Парламент. Голосование 26 ноября. - Бюджет Дизраэли, там же, т. 8; е г о же, Мыло для народа, лакомый кусок для "Times". - Бюджет коалиционного министерства, там же, т. 9; Л е н и н В. И., По поводу государственной росписи, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; Бутаков Д., Бочкова В., Шевель И., Финансы стран народной демократия, М., 1959; Финансы капиталистических государств, М., 1964; финансы развивающихся государств, М., 1965; Болдырев Б. Т., Бюджет современного капиталистического государства, М., 1968; Государственный бюджет СССР, Авторский коллектив под руководством Лаврова В. В. и Плотникова К. Н., М., 1968; Ситарян С., Хозяйственная реформа и бюджет, М., 1968.

А. М. Александров, В. В. Лавров.

БЮДЖЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ, баланс доходов и расходов семьи, характеризующий сложившийся (Б. п. фактический) или расчётный (Б. п. нормативный) уровень жизни различных групп семей трудящихся. Показывает доходы семей по источникам поступлений и расходы по их назначению (см. Баланс денежных доходов и vacxodoe населения. Бюджетные обследования).

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, совокупность бюджетов гос-ва, адм. -терр. единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономич. отношениях и юридич. нормах. Характер Б. с. определяется социальноэкрномич. и политич. строем страны, а её организац. построение зависит от формы гос. и адм. устройства (см. Бюджетное право).

Б. с. капиталистич. стран. В унитарных гос-вах (напр., в Великобритании, Франции и др. ) Б. с. складывается из гос. бюджета и бюджетов местных органов самоуправления, в федеральных гос-вах - из центр, федерального бюджета, бюджетов членов федерации (в США - штатов, в Швейцарии - кантонов, в ФРГ - земель и т. д. ) и местных бюджетов. Отд. бюджеты противостоят друг другу, выражая противоречия между различными группировками буржуазии и классовые противоречия. В процессе роста концентрации произ-ва, централизации капитала, усиления власти монополий происходит бюрократия, централизация Б. с. Всё большая часть источников доходов сосредоточивается в руках гос-ва, к-рое определяет и гл. статьи расходов, усиливается финанс. зависимость местных бюджетов от центра. Особенно характерно это для 50-60-х гг., когда местные бюджеты росли значительно быстрее, чем центр, бюджет. В США удельный вес бюджетов штатов и местных бюджетов в общей сумме бюджетных расходов увеличился с 29,0% в 1952153 до 48,3% в 1968169; во Франции доля местных бюджетов выросла за эти годы с 16,0 до 29,0% ; в Италии с 20,0 до 29,0%. Местные бюджеты всё шире используются на развитие инфраструктуры, регулирование экономики, обеспечение монополий рабочей силой. Характерной чертой Б. с. капиталистич. стран является наличие многочисл. авт. бюджетов отд. орг-ций, внебюджетных смет и фондов, не подлежащих утверждению парламентами, что позволяет монополистич. капиталу бесконтрольно использовать средства гос. казны в своих интересах. Напр., в США, кроме общего казначейского фонда и гос. бюджета, существуют внебюджетные фонды: Управления междунар. сотрудничества, Администрации гражд. авиации, Бюро ветеранов войны и др. т. н. кредитные фонды. К числу внебюджетных фондов относится также выручка от реализации казённого имущества и ценных бумаг, используемая для погашения части гос. долга. В 1966167 объём внебюджетных ресурсов составил св. 45 млрд. долл. при общей сумме федерального бюджета в 121,2 млрд. долл.

В развивающихся странах, ставших на путь борьбы за укрепление политич. и экономич. независимости, организация Б. с. подчинена задачам ликвидации остатков феодализма и последствий колониализма. Ввиду слабости нац. буржуазии и недостатка у неё капиталов важнейшие мероприятия в области экономики и культуры в этих странах (напр., в ОАР, Индии, Бирме и др. ) финансируются за счёт гос. бюджета. Одновременно с целью привлечения широких слоев населения к участию в решении нац. экономич. и политич. задач правительства этих стран проводят политику развития инициативы и средств бюджетов местных органов.

Б. с. социалистических с т р а н. В СССР Б. с. включает союзный бюджет и гос. бюджеты союзных республик, к-рые в своей совокупности составляют гос. бюджет СССР. Это обеспечивает финансирование мероприятий, предусматриваемых планом развития нар. х-ва СССР, участие союзных республик в осуществлении планов, имеющих общесоюзное значение, всестороннее развитие экономики и культуры союзных республик и их взаимную помощь. В гос. бюджет СССР включается также бюджет гос. социального страхования, составляемый ВЦСПС и исполняемый профсоюзами. Гос. бюджеты союзных республик объединяют респ. бюджеты, гос. бюджеты авт. республик и местные бюджеты. Каждый край, область, авт. область, нац. округ, район, город, поселковый Совет и сельский Совет имеют свой местный бюджет, утверждаемый соответствующим Советом депутатов трудящихся. Общее количество бюджетов, объединяемых Б. с. СССР, составляет почти 50 тыс.

Построение Б. с. СССР, бюджетные права и обязанности органов гос. власти и управления определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и авт. республик, а также Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, законами о бюджетных правах союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся. О структуре и характере развития Б. с. СССР можно судить по данным таблицы на стр. 200.

Рост бюджетов союзных республик (составляющих в 1970 44,2% гос. бюджета СССР против 24,2% в 1940) свидетельствует о повышении роли союзных республик в хоз. и культурном строительстве.

Доходы союзного бюджета образуются в основном за счёт платежей из прибыли предприятий, находящихся в ведении союзных органов, доходов от внеш. торговли, взносов гос. предприятий по социальному страхованию, налога с оборота и др. общегос. доходов. Доходы респ. и местных бюджетов состоят из платежей от прибыли предприятий и от др. имущества, находящегося в ведении респ. и местных органов, а также из отчислений от общегос. доходов и налогов, передаваемых в эти бюджеты в порядке их регулирования (см. Бюджетное регулирование)

Направления и величина расходов различных бюджетов определяются задачами и функциями союзных, респ. и местных органов власти, закреплённых Конституцией СССР и союзных республик, и др. законодат. актами. Из союзного бюджета СССР финансируются отрасли х-ва и культуры, находящиеся в подчинении союзных органов и имеющие общесоюзное значение, а также расходы на оборону страны, общесоюзные органы гос. власти и управления. Из гос. бюджетов союзных республик финансируются отрасли, подчинённые респ. органам, из местных бюджетов - в основном отрасли местного х-ва и расходы социальнокультурных учреждений, обслуживающих население отд. местностей.

В др. социалистич. странах Б. с. строится на тех же принципах, что и Б. с. в СССР. В 1949150 в большинстве социалистич. стран были проведены бюджетные реформы, в ходе к-рых осуществлена перестройка Б. с. на принципах демокра-тич. централизма и ленинской нац. политики. Многочисл. внебюджетные сметы и фонды, существовавшие до революций в этих странах, были объединены с гос. бюджетом, что имело важное значение для укрепления всей системы нар. -хоз. и финанс. планирования. В большинстве социалистич. стран Б. с. складывается из 2 осн. звеньев - центр, бюджета и местных бюджетов [в Болгарии - это окружные (городские) бюджеты и бюджеты общин, в КНДР - бюджеты провинций и уездов (городов), в МНР - аймачные бюджеты и бюджеты сомонов, и т. п. ]. В 1968169 произошёл переход Чехословакии к федеративному гос. и бюджетному устройству. Теперь Б. с. в этой стране складывается из центр, бюджета ЧССР, гос. бюджета Чехии, гос. бюджета Словакии, к-рые состоят, в свою очередь, из центр, и местных бюджетов. В Югославии Б. с. состоит из бюджета федерации, бюджетов отд. республик (членов федерации) и бюджетов местных органов. В интересах укрепления организац. единства Б. с. в большинстве социалистич. стран местные бюджеты последовательно объединяются между собой и с центр, бюджетом, образуя единый гос. бюджет. Ведущая роль в гос. бюджете принадлежит центр, бюджетам, на долю к-рых приходится в среднем ок. 314 всех расходов гос. бюджета.
Динами к а расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)



1940


1950


1960


1965


1971 (план)
Гос. бюджет СССР


17,4


41,3


73,1


101,6


160,8
В том числе:















Союзный бюджет


13,2


31,7


30,1


43,2


88,7
Гос. бюджеты союзных республик

из них:


4,2


9,6


43,0


58,4


72,1













респ. бюджеты


1,2


3,0


28,6


37,3


43,0
бюджеты автономных республик и местные бюджеты


3,0


6,6


14,4


21,1


29,1

Как правило, задачей центр, бюджетов является финансирование общегос., хоз. и социальнокультурных мероприятий и обороны страны. Местные бюджеты обеспечивают развитие местного х-ва и социальнокультурное и бытовое обслуживание населения. В последние годы расширяются права местных органов в области хоз. и культурного строительства, что ведёт к быстрому росту их бюджетов и повышению их доли в едином гос. бюджете.

Лит. см. при ст. Бюджет государственный. А. М. Александров, В. В. Лавров.

БЮДЖЕТНАЯ СТАТИСТИКА, состав ная часть статистики жизненного уровня населения, характеризующая уровень и источники доходов семьи, расходы по их назначению, обеспеченность семьи жилищем и предметами культуры и быта, состав семьи, занятость и образование её членов и др. Выявляет степень удовлетворения материальных и духовных потребностей семьи, раскрывает зависимость потребления от уровня доходов, состава семьи и др. социалыго-экономич. признаков. Источниками статистич. информации по жизненному уровню населения СССР в целом, а также по классовому составу (рабочие, служащие, колхозники) являются гос. отчётность и переписи. Источником же дифференциров. информации о жизненном уровне различных обществ, групп населения служит Б. с. Её задача: сбор, разработка и анализ данных о жизненном уровне рабочих пром-сти, служащих, инженернотехнич. работников, колхозников, рабочих совхозов и др. Достаточно полную и достоверную статистич. информацию о жизненном уровне получают в результате выборочных обследований семейных бюджетов (см. Бюджетные обследования).

Анализ статистич. информации о семейных бюджетах вскрывает закономерности потребления, учитываемые при планировании развития нар. х-ва и повышения благосостояния всех слоев населения. Данные Б. с. используются также при исчислении нац. дохода страны и его распределении по группам населения, при расчёте реальных доходов трудящихся, составлении балансов трудовых ресурсов, балансов продуктов с. х-ва и в др. экономич. расчётах. Б. с. в СССР пользуется выборочным методом. Для анализа информации о семейных, бюджетах и выявления закономерностей подъёма жизненного уровня используется метод группировок семей по социальноэкономич. признакам (обществ, группа населения, адм. район страны, доход на семью и на члена семьи, зарплата главы семьи, размер и состав семьи по числу работающих лиц и числу иждивенцев, доля различных источников в семейном доходе и др. ), средние величины и индексы, а также теория вероятностей и математич. статистика (корреляционное исчисление, дисперсионный анализ и т. д. ). Большой вклад в развитие теории и практики Б. с. в 19-20 вв. внесли отечественные учёные Д. П. Журавский, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Ф. А. Щербина, А. М. Стопа-ни, С. Г. Струмилин, В. С. Немчинов и др. (см. Земская статистика).

Б. с. в капиталистич. странах, находясь на службе господствующего класса, резко преувеличивает доходы трудящихся и преуменьшает дохо