загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

мур", в рассказах "Скрипка и свирель", "Лишняя", "Улыбка", "Желудок", "Священник", в драме "Расправа" и др. Д. выступил как страстный защитник прав простых людей. В рассказах и повестях 20-30-х гг.: "В доме отдыха", "Мерке", "Сато" (1929), "Рашид", "Нигяр", "Товарищи" и др. Д. писал о революционной борьбе и творч. труде сов. народа. В драме-сказке "Храбрый Назар" (1924) Д. высмеял монархию и бурж. нравы. Пьесы Д.- "Наполеон Кор-котян", "Капутан", "Страна родная" (1939) - оказали влияние на развитие арм. сов. драматургии 20-30-х гг. Идеями патриотизма проникнут монумент. роман "Вардананк" (ч. 1-2, 1943-46, 2-е перераб. изд., 1951), изображающий народно-освободит. войну армян в 451. Неоконч. роман "Месроп Маштоц" (ч. 1, 1956) рисует жизнь арм. просветителя и учёного 4-5 вв. Д. оставил труды в области литературоведения, языкознания, историографии и искусствоведения. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В рус. пер.- Избранное, Ер., 1950; Рассказы, М., 1954; Вардананк, М., 1961; Чаргей, Ер., 1956.

Лит.: Мурадян Г. Б., Дереник Де-мирчян, Ер., 1956; История армянской советской литературы, М., 1966, с. 428-50.

ДЕМИУРГ (от греч. demiurgos - мастер, ремесленник, творец), термин, означающий: в философии - созидающее начало вообще, в теологии - бог, творец мира. В Др. Греции имел главным образом социальное назначение: Д. называли ремесл. и торг, круги населения, противопоставляемые землевладельч. знати -евпатридам и земледельцам - геоморам, а также лиц свободных профессий -врачей, поэтов, певцов и т. д.

ДЕМИЧЕВ Пётр Нилович (р.3.1. 1918, пос. Песочная, ныне г. Киров Калужской обл.), советский парт, и гос. деятель. Чл. КПСС с 1939. Род. в семье рабочего. Учился в машиностроит. техникуме. В 1937-1944 служил в Сов. Армии. Окончил в 1944 Моск. хим.-технологич. ин-т им. Д.И. Менделеева; в 1944-45 на науч.-педагогич. работе. С 1945 на руководящей парт, работе-зав. отделом, затем секретарь Сов. райкома партии Москвы; в 1950-56 работал в аппарате Моск. горкома КПСС и в ЦК КПСС. В 1953 заочно окончил Высшую парт, школу при ЦК КПСС. В 1956-58 секретарь МК КПСС. В 1958-59 управляющий делами Совета Министров СССР. В 1959-60 первый секретарь Московского обкома КПСС, в 1960-62 первый секретарь Моск. горкома КПСС. На 22-24-м съездах КПСС избран членом ЦК КПСС. В 1959-61 член Бюро ЦК КПСС по РСФСР. С окт. 1961 секретарь ЦК КПСС. В 1962-66 член Президиума Верх. Совета СССР. С 1964 по апр. 1966 кандидат в чл. Президиума ЦК КПСС. С апр. 1966 кандидат в чл. Политбюро ЦК КПСС. Депутат Верх. Совета СССР 5-8-го созывов. Неоднократно участвовал в переговорах между партийно-правительств. делегациями СССР и др. стран, выступал на научно-теоретич. конференциях. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

ДЕММЕНИ Евгений Сергеевич [28.2 (12.3).1898, Петербург,-23.1.1969, Ленинград], русский сов. актёр и режиссёр, засл. арт. РСФСР (1934). В 1918 начал выступать как актёр-любитель. В 1924 организовал и возглавил в Ленинграде театр кукол-петрушек (первоначально при Ленингр. ТЮЗе). В 1930 театр объединился с Театром марионеток Л. В. Шапориной-Яковлевой и получил назв.- Ленингр. кукольный театр под рук. Евг. Дем-мени, где Д. выступал как актёр и режиссёр. Д. ставил спектакли для детей и взрослых, впервые осуществил пост, пьес С. Я. Маршака, Е. Л. Шварца для театра кукол. Один из основоположников сов. театра кукол, Д. содействовал подъёму проф. культуры этого вида театр, искусства, разработке методолргич. проблем кукольного спектакля. Вёл педагогич. работу. С 1929 выступал с куклами и на эстраде. Награждён 2 орденами.

Соч.: XX лет. 1919-1939, Л., 1939; За петрушечной ширмой. Пособие для школ и клубов, М. - Л., 1930; Страницы из жизни театра, Л., 1949; Куклы на сцене, М.- Л., 1949; Школьный кукольный театр, Л., 1960.

ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ (франц. demobilisation, от de - приставка, означающая отмену, прекращение, и mobiliser - приводить в движение), перевод вооруж. сил и всех отраслей нар. х-ва с воен. положения на мирное. Д. предусматривает сокращение по окончании войны вооруж. сил до штатов мирного времени путём расформирования войсковых частей и соединений, штабов, учреждений и заведений, созданных в воен. время, увольнение излишнего личного состава в запас и возвращение в нар. х-во имущества, изъятого при мобилизации.

Д. К. Демирчян.

П. Н. Демичев.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА, статистика населения, область статистики, занимающаяся приложением статистич. методов к сбору, обработке, изложению и анализу данных, характеризующих численность, состав, размещение и движение населения той или иной страны, территории или отдельных его групп. Под Д. с. понимают также совокупность числовых данных о населении, а иногда и область практич. деятельности по сбору и обработке этих данных. Теоре-тич. основой сов. Д. с. является марксистско-ленинская демография. Методы, разрабатываемые Д. с., основываются на положениях теории статистики. Д. с. является одним из важных орудий демо-графич. анализа, а накапливаемые ею сведения служат фактич. основой мн. социально-экономич. исследований населения. Д. с. разрабатывает методы сбора данных о населении, текущей и перспективной оценки его численности и состава, методы измерения, сравнения интенсивности и изучения факторов демо-графич. процессов (рождаемости, смертности, брачности, распада браков и др.). Исторически к ним примыкают другие, не статистические методы демографии, в частности построение математич. моделей населения (стационарного, стабильного и др.), анализ функций воспроиз-ва населения, представляемых в виде демографич. таблиц (плодовитости, смертности, брачности), разработка общих характеристик режима воспроиз-ва населения, а также моделей, имитирующих демогра-фич. процессы.

Анализ закономерностей развития населения предполагает измерение интенсивности демографич. процессов путём вычисления коэффициентов, выражающих частоту тех или иных демографич. событий (рождений, смертей, браков, разводов) в населении или его группах, или вероятностей наступления этих событий. Поскольку интенсивность этих событий зависит от возраста, особенно важное значение имеют показатели для отдельных возрастов. Набор таких показателей, вычисленных для совокупности сверстников за разные годы их жизни, характеризует воспроизводство реального поколения. На практике чаще пользуются возрастными показателями для условного или гипотетич. поколения, к-рые характеризуют интенсивность де-мографич. процессов в один и тот же период, но относятся к людям разных поколений. Самостоятельное значение имеют показатели для отдельных групп возрастов - детских, трудоспособных, детородных. Важны характеристики процесса образования и распада семей.

Источником данных Д. с. служит учёт населения. По традиции различают учёт состояния и учёт движения населения. Сведения о состоянии населения, т. е. его численности, размещении и распределении по социальным группам, полу, возрасту, образованию, национальности, занятиям и т. д., получают при переписяк населения, проводимых на определ. момент, централизованно, по единой программе, к-рые дают как бы моментальную фотографию населения. Сведения о естеств. движении населения - об изменении его численности и состава вследствие рождений и смертей (а также о браках и разводах) - даёт текущий учёт этих событий, основанный на регистрации актов гражд. состояния. Механич. движение населения, или миграция, учитывается при переписях, либо путём регистрации перемены места жительства. В нек-рых странах ведутся постоянные списки или т. н. регистры населения. В СССР одной из форм их являются нехозяйственные книги сельсоветского учёта. Сведения о населении и демографич. процессах получают также из регулярных или эпизодич. выборочных обследований, особенно важных в странах, где учёт населения не налажен. Выборочные обследования по т. н. анам-нестич. методу, т. е. путём опроса о событиях в прошлом, позволяют получить показатели для реального поколения. Материалы этих источников дают возможность получать оценки численности и воз-растно-полового состава населения между переписями, а также сведения, необходимые для анализа демографич. процессов в терр. разрезе.

Совр. система информации о населении складывается со 2-й пол. 19 в. и налажена лишь в экономически развитых странах. Для совр. этапа развития Д. с. характерно расширение арсенала методов сбора и анализа информации, привлечение математики и социологии, широкое применение ЭВМ при обработке данных. В СССР, как и в большинстве стран мира, данные Д. с. собираются и обрабатываются в основном органами гос. статистики. Функции гос. статистической службы включают также перспективные исчисления населения, определение текущих оценок численности и возрастно-полово-го состава населения, построение демографич. таблиц и элементы демографич. анализа. Данные Д. с. публикуются в спец. журналах, статистич. сборниках, демографич. ежегодниках, выпускаемых '' во многих странах мира.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. иЭнгельс ф., Соч., 2 изд., т. 23; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3; его ж е, Статистика и социология, там же, т. 30; Гозулов А. И., Переписи населения СССР и капиталистических стран, М., 1936; Боярский А. Я., Курс демографической статистики, М., 1945; Новосельский С. А., Вопросы демографической и санитарной статистики, М., 1958; Птуха М. В., Очерки по статистике населения, М., I960; Население мира. Справочник, под общей ред. Б. Ц. Урланиса, [М., 1965]; Пресса Р., Народонаселение и его изучение, пер. с франц., М., 1966; Курс демографии, под общей ред. А. Я. Боярского, М., 1967; Корчак-Чепурков-ский Ю. А., Избранные демографические исследования, М., 1970; Паевский В. В., Вопросы демографической и медицинской статистики. [Избр. произв., под ред. А. М. Меркова], М., 1970; United Nations. Statistical Office. Demographic yearbook, N. Y., 1958-. Л.Г.Волков.

ДЕМОГРАФИЯ (от греч. demos-народ и ...графия), наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-ист, обусловленности. Последнее означает, что Д. относится к общественным наукам. Центральное место в Д. занимает исследование воспроиз-ва населения, т. е. процесса смены одних групп людей другими. Воспроизводство населения происходит прежде всего вследствие естеств. смены поколений, т. е. через рождаемость и смертность, или т. н. естественного движения населения. Население отдельных терр. меняется также вследствие прибытия людей с др. терр. (иммиграция) и выбытия их на др. территории (эмиграция), вместе образующих миграцию, или механическое движение населения. Наконец, изменение населения совершается и путём перехода людей из одного состояния в другое (из одних групп в другие) по мере изменения их возраста, семейного положения, числа детей (демографич. мобильность) или уровня образования, профессии, социального положения и т. д. (социальная мобильность). Т. о., в широкой трактовке воспроизводство населения состоит в изменении его численности, состава и размещения под влиянием демографич. процессов - естеств. движения, миграции и мобильности населения. Самостоят, значение в Д. имеет процесс формирования, развития и распада семей. Изменения населения и его частей рассматриваются в Д. не только в количественном, но и в качеств, аспекте, напр, не только увеличение числа специалистов и связанное с ним изменение проф. структуры населения, но и повышение уровня их подготовки, не только изменение численности людей определ. возраста, но и их физич. развитие и т. д. Различные признаки людей служат в Д. как для характеристики всего населения, так и для выделения конкретных его групп в качестве самостоят, объекта исследования.

Хотя все процессы изменения населения складываются из событий в жизни отд. людей, Д. исследует их как массовые процессы, охватывающие совокупности случаев рождения, смерти или перехода из одного состояния в другое.

Изучая взаимосвязи демографич. процессов между собой, их зависимость от социально-экономич. явлений, а также социально-экономич. последствия развития населения, Д. раскрывает законы и закономерности движения населения. Воспроизводство населения, протекающее в конкретной обществ, среде, определяется социально-экономич. условиями жизни общества. "Условия размножения человека,- писал В. И. Ленин,- непосредственно зависят от устройства различных социальных организмов..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 476). Д. не упускает из вида биол. природу самих людей и взаимодействие населения с естеств. средой. Главное же для Д. состоит во взаимодействии населения с обществ, развитием. Это вытекает, во-первых, из решающего значения социально-экономич. факторов, тех событий в жизни людей, из к-рых складываются демографич. процессы; во-вторых, из роли населения в развитии общества (особенно трудоспособного населения, его знаний и навыков как гл. производит, силы). В то же время население -субъект всех экономич. и др. обществ, явлений; удовлетворение его потребностей является конечной целью произ-ва. В силу этого закон, раскрывающий соотношение между развитием производит, сил в определ. общественной форме и населением в качестве их гл. элемента, входит в систему экономич. законов и является в то же время для Д. исходным законом, под его влиянием протекают исследуемые Д. явления и процессы. Экономич. закон народонаселения и определяемые им демографич. процессы должны рассматриваться в неразрывной связи со всей системой общесоциологич. и экономич. законов данной обществ, формации. Марксистская Д., изучающая процесс воспроизводства населения, диалектически исходит из того, что на этот процесс влияют базис и надстройка, причем решающее влияние оказывает базис. Д. устанавливает ряд закономерностей, относящихся к взаимосвязи воспроизводства населения и его структуры, в частности изменения рождаемости и смертности в зависимости от возрастной структуры, а также изменения возрастно-половой структуры в зависимости от характера воспроизводства и др. демографич. процессов. Особое значение имеет выяснение характера влияния на воспроизводство населения комплекса социально-экономич., политич., культурных, юридич., религ. и бытовых факторов, а также их влияние на миграцию и социальную мобильность. Развивается также анализ социально-психологич. факторов брачности и плодовитости.

Д. исследует не только влияние закона народонаселения и социально-экономич. процессов вообще на воспроизводство населения, но и обратное влияние роста народонаселения на развитие общества. Особенно важное место занимает здесь глубокое исследование состава и движения трудовых ресурсов, а также изучение населения как массы потребителей. Это направление исследований иногда выделяют под названием "экономической Д.".

Поскольку демографич. процессы оказывают влияние на социально-экономич. развитие, в частности на развитие экономики, правомерна задача определения наиболее выгодного (оптимального) течения этих процессов. Более узкое понятие демографич. оптимума означает нек-рую наилучшую численность или возрастно-половой состав населения, иногда наиболее выгодные темпы его роста. Выяснение оптимальных границ демографич. процессов не следует отождествлять с бурж. теорией "оптимума населения", пытающейся объяснить социальное неравенство и бедность излишком или недостатком людей.

Одна из задач Д.- разработка на основании изучения закономерностей воспроизводства населения демографич. политики, или политики населения; системы мероприятий, направленных на то, чтобы максимально приблизить течение демографич. процессов к оптимальному. Политика населения в широком смысле слова должна оказывать влияние не только на изменение численности населения, но и на все демографич. процессы. Это воздействие может быть прямым (ограничение законодат. путём миграции, стимулирование браков или деторождения, планирование Подготовки специалистов) или косвенным (повышение уровня жизни там, куда нужно привлечь население, создание условий для увеличения числа детей в семье, пропаганда тех или иных профессий). Для обоснования политики населения важно не только знание закономерностей тех демографич. процессов, на к-рые она призвана воздействовать, но и оценка возможного эффекта тех или иных мероприятий, а также их последствий.

Демографич. процессы обусловлены определ. отношениями, складывающимися в жизни людей, прежде всего общественными. Поэтому Д. в изучении населения тесно связана с рядом др. наук-по-литич. экономией, медициной, этнографией и др. Однако она не заменяет эти науки и не растворяется в них, т. к. её интересы неизменно сосредоточены на изучении совокупностей людей, вступающих в те или иные отношения, и закономерностей изменения этих совокупностей. Так, по-литич. экономия рассматривает отношения людей в процессе произ-ва. Для неё возрастание численности пролетариата, например, есть следствие и важная черта развития капитализма. В Д. же этот процесс рассматривается как особенность воспроизводства социальной структуры населения. Нац. отношения, закономерности формирования этнических общностей изучаются этнографией. К сфере Д. относится этнич. структура населения и её воспроизводство, демографич. процессы в этнич. разрезе. Т. о., Д. касается указанных ранее отношений постольку, поскольку они влияют на воспроизводство населения или отдельных его групп. Характеристики самих групп - их структура и особенности их воспроизводства становятся специальностью Д., к-рая здесь действует уже полностью на своей собственной почве. Общей основой марксистско-ленинской методологии познания закономерностей воспроизводства населения служат диалектич. и ист. материализм и марксистско-ленинская политич. экономия. Марксистский диалектич. метод предполагает рассмотрение демографич. процессов как неотъемлемой части общих закономерностей развития природы и общества в их взаимосвязи, движении и развитии. Вместе с тем Д. пользуется и специфич. методами. Поскольку демографич. процессы - массовые явления, первостепенное значение в Д. приобретают методы количеств, изучения массовых явлений, т. е. статистич. методы, применяемые для сбора, обработки и анализа данных о населении. По вопросу о соотношении Д. и демографич. статистики существуют различные точки зрения. Иногда Д. неверно отождествляют с демографической статистикой. Подобно др. отраслям статистики в соответствующих науках, демографич. статистика играет в Д. роль одного из её методов, как говорил В. И. Ленин о статистике в целом -"...одного из самых могущественных орудий социального познания...". Демографич. статистика поставляет факты, на к-рые опирается Д. в своих исследованиях.

Описание структуры, размещения и движения населения на основе статистич. данных о нём иногда называют описательной (дескриптивной) Д.

Большое значение в Д. имеют методы математики. Математич. приёмы исследования воспроизводящихся совокупностей были впервые разработаны именно применительно к задачам Д. и лишь затем стали применяться в др. областях (воспроиз-во массового оборудования, теория надёжности, теория массового обслуживания и др.). В Д. разработаны математич. модели, позволяющие вывести характеристики воспроизводства населения (фактические или предельные) из заданных условий, относящихся к т. н. режиму его воспроизводства: системы повозрастных показателей плодовитости и смертности, вероятностей перехода из одного состояния в другое и т. д. Эти модели используются, в частности, для прогнозов населения и его перспективного исчисления. Математич. методы, применяемые для изучения воспроизводства населения, иногда выделяют под названием "математич. Д.". Широкие перспективы применения математики в Д. открывает совр. вычислит, техника.

Специфика демографич. процессов, в частности естеств. движения населения, привела к разработке ряда спец. демографич. методов исследования - метода ги-потетич. поколения, отражающего закономерности воспроизводства в данный момент с помощью набора возрастных показателей для лиц разных поколений, метода когорт, или исследования воспроизводства реального поколения людей, методовт. н. потенциальной Д., оперирующей численностями не людей, а человеко-лет предстоящей жизни, и др. Наряду с перечисл. методами Д. не только допускает, но и требует применения абстракт-но-аналитич. метода вообще, сочетания индукции и дедукции. В Д., как и в др. областях науки, необходимо формулировать гипотезы, проверять их фактами, достигать на этой основе науч. обобщений. Т.о., методология демографич. исследования предполагает единство теоретич. анализа, статистич. измерения, науч. прогноза и определения практич. политики.

Родоначальником науки Д. считается англ, учёный Джон Граунт (1620-74); на основании записей о смертях в Лондоне за ряд лет он впервые попытался построить "линию дожития" - основу таблиц смертности и сформулировать нек-рые закономерности движения населения. Проблемы населения и его взаимосвязи с экономикой рассматривали У. Петти и Г. Кинг (Великобритания), а вслед за ними А. Депарсьё (Франция) и др. В 18 в. эти исследования были развиты с применением математич. методов В. Керсебомом (Голландия), П. В. Вар-гентином (Швеция), Л. Эйлером (Россия) и др. Существенный шаг в самой постановке задачи изучения закономерностей естественного движения населения, независимо от их теологич. трактовки, был сделан И. П. Зюсмильхом (Германия). На рубеже 19 в. с усилением классовой борьбы получили развитие вульгарные бурж; апологетич. теории. Вслед за рядом работ [Дж. Таунсенда (Великобритания), Б. Франклина (США)] появляется "Опыт о законе народонаселения" Т. Р. Мальтуса (Великобритания). Суть его взглядов получила название мальтузианство. Это учение основано на ложной идее, будто причиной нищеты масс в обществе, основанном на эксплуатации, является не общественный строй, а якобы чрезмерный рост населения.

В 19 в. повсеместно налаживался регулярный учёт населения и расширились возможности анализа фактич. данных о нём. Трудами статистиков [А. Кетле (Бельгия), Ж. Бертилъона (Франция), У. Фарра (Великобритания), В. Лексиса и Г. Ф. Кнаппа (Германия) и мн. др.] развиваются методы количеств, измерения и анализа демографич. процессов. В 1855 в названии работы франц. учёного А. Гийара появляется термин "Д.", к-рую он определял как "естественную и социальную историю человеческого рода". В кон. 19 в., наряду с концепциями народонаселения в рамках экономич. теорий, появляются бурж. теории развития населения [Г. Спенсера (Великобритания), В. Зомбарта (Германия) и др.], а позднее - собственно демографич. теории, объясняющие причины демографич. изменений с биол. позиций [А. Дюмона (Франция), Р. Пирла (США) и др.]. Разрабатывается математическая теория воспроизводства населения, важный вклад в к-рую был внесён В. Борткеви-чем и Р. Кучинским (Германия), А. Лот-кой (США).

В России первые демографич. работы, посвящённые смертности и брачности, принадлежат Д. Бернулли. Глубокие идеи о законах развития и политике населения были высказаны М. В. Ломоносовым. В 18 - нач. 19 вв. демографич. исследования на основании отечеств, материалов велись в АН (И. Ф. Герман). В 19 в. изучение населения проводилось в русле складывающейся статистики и связано было гл. обр. с исследованиями смертности (К. Ф. Герман; В. И. Гребенщиков и др.). Выдающееся место в отечеств. Д. занимают работы В. Я. Буняковского.

Вопросам теории народонаселения большое внимание уделяли марксисты А. Бебель, Г. В. Плеханов. Особо важное значение для развития марксистской теории народонаселения имеют труды В. И. Ленина, в частности характеристика агр. перенаселения, критика закона убывающего плодородия почвы, критика мальтузианства и неомальтузианства кон. 19-нач. 20 вв., раскрытие Лениным мел-кобурж. сущности этого учения. Для развития Д. в годы Сов. власти характерны глубокие исследования демографич. процессов, разработка методов анализа воспроизводства населения, критика реакц. теорий народонаселения. Видное место в демографич. исследованиях занимают работы М. В. Птухи, С. А. Новосельского, В. В. Паевского, Ю. А. Корчака-Че-пурковского и др.

Развитие науки Д. имеет важное идео-логич., политич. и практич. значение. Совр. этап демографич. исследований характеризуется острым столкновением бурж. и марксистской Д., особенно в связи с ускорением после 2-й мировой войны 1939-45 роста населения развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Америки, получившим название демографич. взрыва. Это явление, вызвавшее во всем мире волну мальтузианских и неомальтузианских настроений, ставит перед марксистской Д. важную идеологич. задачу. В разоблачении бурж. взглядов марксистская Д. исходит из того, что отсталость этих стран и трудности их экономич. развития вызваны не ростом населения, а тяжёлым наследием колониализма, отсталостью экономики, сохранением в ней феод. и дофеод. черт. Экономич. и социальное развитие в этих странах тормозится гл. обр. отжившими формами социального устройства. Сохраняет своё значение и задача разоблачения бурж.-реакц. попыток оправдания с демографич. позиций войн и гонки вооружений.

Изучение населения, его состава и размещения, закономерностей его воспроиз-ва, предвидение будущего течения демогра-фич. процессов особенно важны в странах социализма, где растущие запросы человека стоят в центре внимания общества. Отсюда большое практич. значение исследований, ведущихся в Д. для планирования нар. х-ва. См. также Народонаселение, Народонаселения закон, Миграция населения.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. 23; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), там же, т. 26, ч. 2, гл. 9; его же, Письмо Кугельману от 27 июня 1870г., там же, т. 32; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 1; е г о же, Письмо К. Каутскому от 1 февраля 1881 г., там же, т. 35; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, гл. 3, разд. 1 - 10, гл. 7, разд. 2; его же, К характеристике экономического романтизма, там же, т. 2, гл. 1, разд. 3,9; его же, Рабочий класс и неомальтузианство, там же, т. 23; Программа КПСС, М., 1971, ч, I, разд. 2,6,7, ч. 2, введение, разд. 1,2 и 3; Козлов Б. С., Естественное движение населения капиталистических стран Европы, М., 1959; Смулевич Б. Я., Критика буржуазных теорий и политики народонаселения, М., 1959; П т у х а М. В., Очерки по статистике населения, М., 1960; Урланис Б. Ц., Войны и народонаселение Европы, М., 1961; его же, Динамика и структура населения СССР и США, М., 1964; Валентей Д. И., Теория и политика народонаселения, М., 1967; Курс демографии, под ред. А. Я. Боярского, М., 1967; Коростелев Г. М., Рост народонаселения и общественный прогресс, Свердловск, 1968; Болдырев В. А., Экономический закон населения при социализме, М-, 1968; Козлов В. И., Динамика численности народов, М., 1969; Корчак-Чепурков-с к и и Ю. А., Избранные демографические исследования, М., 1970. А. Я. Боярский.

ДЕМОДЕКОЗ, железница, инвазионное заболевание животных, сопровождающееся генерализов. или местным поражением кожи. Вызывается клещами рода Demodex, паразитирующими в сальных, потовых железах и волосяных мешочках кожи. Наиболее тяжело Д. протекает у собак, кр. рог. скота и свиней. Демодекозные клещи червеобразной формы до 0,3 мм длины и 0,04 мм ширины, строго специфичны для каждого вида с.-х. животных.

Заболевание характеризуется очаговым выпадением волос, появлением струпьев, пустул при отсутствии зуда. Больные худеют. Возможен падёж, особенно у собак.

Д. трудно поддаётся лечению, т. к. клещи локализуются в глубине кожи. Из препаратов применяют 6%-ную эмульсию мыла К, тонкодисперсную серу, 0,5%-ную эмульсию корала и др. Медикаментозное лечение сочетают с улучшением ухода, содержания и кормления.

ДЕМОДУЛЯЦИЯ, процесс, обратный модуляции колебаний. Подробнее см. Детектирование.

ДЕ-МОЙН (Des Moines), город в США, на судоходной р. Де-Мойн (лев. приток Миссисипи); адм. центр шт. Айова. 199 тыс. жит. (1970). Ж.-д. узел. Важный центр кукурузно-животноводч. пояса США. Развиты с.-х. машиностроение, муком., мясоконсервная, хим. пром-сть. В пром-сти 25 тыс. занятых. Университет (осн. в 1881).

"ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ" КАПИТАЛА, бурж. концепция, возникшая в кон. 19 в., а после 2-й мировой войны 1939-45 ставшая одним из элементов теории "народного капитализма". Сущность концепции "Д". к. заключается в утверждении, что широкое распространение мелких акций среди населения якобы ведёт к распылению собственности на капитал, т. н. диффузии собственности, и приводит к фальшивому выводу о ликвидации различий между рабочим классом и буржуазией. Приобретение акций, к-рое даёт формальное право акционерам принимать участие в ежегодных собраниях пайщиков и направлять развитие акц. об-ва, будто бы превращает даже мелких акционеров в совладельцев капиталистич. предприятий. В результате этого якобы происходит демократизация капиталистич. экономики и её трансформация в "народный капитализм". Цель концепции "Д." к. доказать, что с заменой индивидуального капиталиста коллективным капиталистом - акц. компанией - частная собственность растворяется, теряет свой прежний социально-экономич.смысл. В действительности изменение формы капиталистич. собственности не меняет её характера.Господство капитала сохраняется независимо от того, выступает ли этот последний "... как отдельный капиталист или как капиталист комбинированный, как в акционерных обществах" (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 345). Акц. форма капитала скрывает, маскирует экономическое господство финанс. капитала, способствует усилению его мощи. Юридически все акционеры, обладающие правом голоса, имеют право контроля за деятельностью акц. об-ва. Но фактически большинство индивидуальных акционеров, в частности все мелкие акционеры, лишены возможности осуществить свои права. Наличие множества мелких и средних акционеров, распылённых по всей стране, не только не ликвидирует господства крупного капитала, а, напротив, даёт возможность капиталистич. магнатам, владеющим контрольным пакетом акций, контролировать корпорации с громадным акц. капиталом.

В США в 60-х гг. держатели акций составляли 15% общей численности населения. Из них только 2,6% пром. рабочих и 0,3% фермеров и с.-х. рабочих имели акции. Средний размер ежегодного диви-дента рабочего-акционера равен примерно его двухдневному заработку. Наличие у трудящихся небольшого количества акций не меняет их положения в обществе и не превращает их в капиталистов.

Социальное назначение теории "Д". к. заключается в том, чтобы создать у рабочих иллюзию общности интересов труда и капитала, доказать бессмысленность борьбы трудящихся против буржуазии.

Лит.: Л е н и н В. И., Рецензия [на книгу К. Каутского "Бернштейн и социал-демократическая программа. Антикритика"], Поли, собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 180-81; Буржуазная политическая экономия о проблемах современного капитализма, М., 1965, с. 377 -404; Панова М., "Народный капитализм" сегодня, М., 1970. Н. В. Опарин.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ (Democratic Association), рабочая орг-ция, созданная в Лондоне в 1838 наиболее революц. элементами чартизма (Дж. Гарни и др.). Насчитывала ок. 3000 чл., гл. обр. рабочих. Д. а. отстаивала революц. путь борьбы за Нар. хартию, вплоть до вооруж. восстания, выступала за установление в Великобритании респ. строя, пропагандировала доктрины утопич. коммунизма в духе учения Г. Бабёфа. Д. а., действовавшая до кон. 1839, "... сильно способствовала укреплению активности чартистского движения, развитию заложенных в нем коммунистических элементов" (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 591).

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ США (Democratic Party), одна из двух (наряду с Республиканской партией) главных партий монополистнч. капитала в США. Образована в 1828 (в лит-ре Д. п. часто наз. преемницей Демократич.-респ. партии, созданной Т. Джефферсоном в 90-х гг. 18 в.). Первоначально Д. п. объединяла плантаторов-рабовладельцев Юга и связанную с ними часть буржуазии Севера, а также значит, группы фермеров и мелкой буржуазии. К сер. 19 в. в Д. п. усилились позиции крупных плантаторов и той части буржуазии, к-рая блокировалась с ними. В период с 1828 по 1861 Д. п. в течение 24 лет являлась правящей партией [в 1829-41 (президенты Э. Джэксон и М. Ван Бурен), в 1845-49 (президент Дж. К. Полк), в 1853-61 (президенты Ф. Пирс и Дж. Бьюкенен)]. В условиях обострения противоречий между Севером и Югом (в частности, по вопросу о рабстве) произошёл раскол Д. п., способствовавший упрочению позиций Республиканской партии. После победы на выборах 1860 респ. кандидата А. Линкольна наиболее реакц. группировка демократов Юга (т. н. диксикраты) стала в 1860-61 гл. организатором мятежа и создания сепаратистской рабовладельч. конфедерации. После окончания Гражд. войны 1861-65 различия между Д. п. и Респ. партией стали быстро стираться; к нач. 20 в. обе партии превратились в политич. орг-ции крупного капитала. В условиях существующей в США двухпартийной системы, к-рая используется господствующим классом как одно из средств для отвлечения трудящихся от борьбы за их насущные интересы, Д. п. и Респ. партия периодически сменяют друг друга у власти. С 1861 Д. п. 44 года находилась у власти - в 1885-89 и 1893-97 (президент С. Г. Кливленд), в 1913-21 (президент Т. В. Вильсон), в 1933-53 (президенты Ф. Д. Рузвельт и Г. Трумэн), в 1961-69 (президенты Дж. Ф. Кеннеди и Л. Джонсон).

Защищая интересы монополистич. капитала, Д. п. стремится опираться на различные социальные слои и с этой целью нередко прибегает к изощрённой социальной демагогии. К кон. 1960-х гг. в Д. п. определились три осн. группировки: центр, отражающий прежде всего интересы части крупных монополий С.-В. и пользующийся наибольшим влиянием; "либеральное крыло" (радикально настроенная интеллигенция, часть профсоюзов, студенчество), призывающее в ряде случаев к проведению более гибкой внутр. и внеш. политики; диксикраты, объединяющие наиболее реакц. круги партии, в основном из юж. штатов, и нередко блокирующиеся с правым крылом республиканцев. В ходе предвыборной кампании 1968 группа демократов-южан приняла активное участие в создании т. н. Амер. независимой партии, выступившей с откровенно расистских, профаш. позиций.

Д. п. не имеет постоянного членства, принадлежность к ней определяется голосованием за её кандидатов на выборах. Парт, аппарат, состоящий из руководства и функционеров различных рангов, действующих в штатах, городах и графствах, составляет партию в собств. смысле слова. Один раз в четыре года созывается съезд партии, к-рый избирает кандидатов на посты президента и вице-президента, а также принимает парт, программу (платформу), фактически ни к чему не обязывающую парт, руководителей. В период между съездами деятельность Д. п. координирует Нац. комитет; большое влияние имеют парт, фракции в обеих палатах конгресса, а также местные парт, боссы. Лидером партии является президент (если партия стоит у власти), бывший президент либо кандидат на этот пост (если она находится в оппозиции). Штаб-квартира Нац. комитета - в Вашингтоне.

Лит.: Ленин В. И., Итоги и значение президентских выборов в Америке, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 22; Черняк Е. Б., Государственный строй и политические партии США, М., 1957; Minor H., The story of the Democratic party, N. Y., 1928; Chambers W. N.. The democrats 1789-1964. A short history of a popular party, Princeton -N. Y., [1964]. Д. С. Леонов.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ Югославии, бурж. партия, существовала с мая 1919 по апр. 1941. Программа Д. п. (окт. 1921) включала требования центра-листского гос. устройства, парламентарной монархии и защиты бурж.-демокра-тич. свобод. В 1919-28 Д. п. (лидер Л. Давидович) неоднократно входила в пр-во; в 1919-20, 1924 Давидович возглавлял югосл. пр-во. В 1924 от Д. п. (в результате разногласий по отношению к хорв. нац. движению и др. вопросам) отделилась Независимая демократич. партия во главе с С. Прибичевичем. После воен. монархич. переворота 1929 Д. п. в основном находилась в оппозиции к режиму. В сер. 30-х гг. Д. п. вместе с Сербской крест, и Радикальной партиями образовала Объединённую оппозицию, выступавшую за восстановление бурж.-демократич. свобод, решение хорв. вопроса на базе соглашения с т. н. Крест.-демо-кратич. коалицией (образована в 1927 Хорв. крест, партией и Независимой демократич. партией). В кон. 1937- нач. 1938 в Д. п. образовалось левое крыло во главе с И. Рибаром (летом 1940 демократич. девица оформилась в самостоят, партию), стоявшее за сотрудничество с компартией Югославии (КПЮ) и создание Нар. фронта. Д. п. поддержала гос. переворот 27 марта 1941, направленный против политики пр-ва Д. Цветковича - В. Мачека, подписавшего протокол о присоединении Югославии к Берлинскому пакту 1940, и вошла в пр-во ген. Д. Симовича, созданное после переворота. После оккупации Югославии фаш. войсками (апр. 1941) Д. п. прекратила существование. Ряд представителей левого крыла Д. п. вошёл в Нар.-освободит, фронт, возглавленный КПЮ.

Лит. .-Culinovic F., Jugoslavia izme-ctu dva rata, knj. 1 - 2, Zagreb, 1961. В. К. Волков.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ГВИНЕИ (ДПГ), нац.-демократич. партия, объединяющая рабочих, крестьян, служащих, интеллигенцию страны. Осн. в мае 1947 в качестве местной секции Африканского демократического объединения (РДА). В нач. 50-х гг. ДПГ стала главной политической силой Гвинеи, объединившей широкие слои населения на базе антиимпериалистич. борьбы. По призыву ДПГ большинство населения Гвинеи проголосовало против проекта новой франц. конституции 1958, предусматривавшего сохранение господства Франции в быв. франц. колониях в составе т. н. Сообщества. В нояб. 1958 конференция ДПГ приняла решение о выходе из РДА в связи с тем, что руководство РДА выступило за сохранение быв. франц. колоний в составе Сообщества.

Осн. принципы внутр. и внеш. политики ДПГ изложены в Уставе партии (принят в 1947; последние изменения внесены в 1967) и решениях съездов и конференций. После завоевания независимости Гвинеей (окт. 1958) ДПГ стала правящей и единственной партией в Гвинейской Республике. Она осуществила ряд демократич. преобразований; выдвинула задачу ликвидации наследия колониализма и преодоления экономич. отсталости; высказалась за некапиталистич. путь развития. Внеш. политика ДПГ осн. на принципе позитивного нейтралитета и неприсоединения. 8-й съезд партии (25 сент. -2 окт. 1967) подтвердил осн. направления внутр. и внеш. политики Гвинеи.

Верховный орган партии - съезд. На 8-м съезде (1967) были избраны ЦК ДПГ и Нац. политбюро (до этого руководящим органом партии между съездами было Нац. политбюро). Ген. секретарь ДПГ -Секу Туре. ЦО ДПГ-газ. "Хройя" ("Но-гоуа"; на яз. суссу - "Достоинство"), изд. на франц. яз. с апр. 1961; в 1951 -1961- газ. "Либерте" ("La Liberte").

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КУРДИСТАНА (ДПК), создана в 1946. Возглавила борьбу иракских курдов за их нац. права. Активно участвовала в нац.-освободит. борьбе народов Ирака против колон, господства. После Июльской революции 1958 в Ираке входила во Фронт нац. единства. В условиях начатой в 1961 ирак. пр-вом Касема войны против курдов ДПК и её пред. М. Барзани возглавили вооруж. борьбу курдского народа.

Программа ДПК, принятая 6-м съездом (авг. 1964), требовала автономии курдов в рамках Иракской Республики, установления демократич. власти в Ираке, укрепления арабо-курдского братства, упрочения нац. единства страны. В нач. 1970 между курдским руководством и иракским пр-вом было достигнуто соглашение о мирном урегулировании курдской проблемы в Ираке. 8-й съезд ДПК (июль 1970) высказался за проведение в жизнь принципов, содержащихся в Заявлении ирак. пр-ва от 11 марта 1970 по курдскому вопросу, за установление прочного единства курдов и арабов в борьбе за укрепление нац. независимости Иракской Республики. В 1970 в состав ирак. пр-ва вошли 5 министров от ДПК. ДПК издаёт газ. "Ат-Таахи", на араб. яз.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ БЛОК в Румынии, массовая антифаш. орг-ция рум. трудящихся в мае 1935- осенью 1937. Работала под руководством находившейся в подполье компартии Румынии (КПР). Программа Д. б. предусматривала борьбу за сохранение и расширение демократич. свобод, за создание антифаш. Нар. фронта. Орг-ции Д. б. были созданы во всех крупных городах Румынии. В кон. 1935- нач. 1936 было установлено единство действий Д. б. и др. массовых демократич. орг-ций трудящихся - Фронта земледельцев и МАДОС (орг-ция венг. трудящихся, образована в 1934). Созданный на их основе Демократич. фронт одержал победу на частичных парламентских выборах в февр. 1936 и на выборах в местные органы власти весной 1937. В феврале - марте 1936 руководители Д. б. были арестованы. Осенью 1937 Д. б. был распущен. Деятельность Д. б. продолжил в кон. 1937- нач. 1938 Демократич. союз.

Лит.: Constantinescu-JasiP., Lupta pentru formarea Frontului popular in Romania, Buc.. 1968.

"ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ", реформистская теория, согласно к-рой социализм в совр. эпоху, утратив классово-пролетарский характер, превратился в "общедемократич." течение на базе "примирения" классов, а марксизм-ленинизм в его воплощении в практике со-циалистич., коммунистич. строительства, революц. борьбе рабочего класса стал "ветвью, оторвавшейся от социализма". По своему классовому содержанию "Д.с." выступает как последоват. выражение антикоммуниста, тенденций правого оппортунизма и ревизионизма, как логич. развитие идейных основ правой социал-демократии, порвавшей с традиционными социалистич. программами рабочего движения.

Понятие "Д. с." употреблялось уже в реформистской лит-ре кон. 19 в. Им обозначалось одно из направлений "государственного социализма", отдававшее предпочтение бурж.-демократич. гос-ву по сравнению с монархическим. С нач. 20 в. правые лидеры социал-демократии выдвигают понимание социализма, противопоставляемое коммунизму. "Д. с." выступает против диктатуры пролетариата, изображаемой в виде авторитарного гос. коммунизма, попирающего свободу личности, нивелирующего её потребности и способности. Представители "Д. с." проводят ревизию марксистско-ленинских взглядов на капиталистич. общество. Новые явления в развитии гос.-монополистич. капитализма после 2-й мировой войны 1939-45, особенно обусловленные научно-технич. революцией, истолковывались как свидетельство "трансформации" капитализма. К 50-м гг. оформилась совр. доктрина "Д. с.", провозглашающая т. н. "чистое" социалистич. общество, в к-ром отсутствуют обществ, собственность на средства произ-ва, власть трудящихся при руководящей роли рабочего класса и его политич. авангарда, марксистско-ленинская идеология.

По мысли теоретиков "Д. с." [Б. Каутский (Австрия), X. Гейтскелл, Дж. Коул, А. Кросленд, Г. Ласки, Г. Моррисон, Дж. Стрейчи, М. Филлипс (Великобритания), Н. Томас (США), Ф. Штернберг (ФРГ) и др.], социализм, толкуемый как социально-нравственный идеал, применяемый во всех сферах обществ, и личной жизни, складывается как результат реформистских мер, призванных в каждый данный момент обеспечить "всё более полную классовую гармонию", "максимально возможное всеобщее благоденствие", "наиболее справедливое распределение нац. дохода" и содействовать тем самым "социализации хозяйства" на базе и в рамках бурж. строя. Вместо обществ., гос. собственности на средства произ-ва в качестве адекватного базиса "Д. с." постулируется гос. контроль (частичное и косвенное регулирование экономич. развития путём программирования, налогообложения, участия в прибылях и пр.) над "смешанной экономикой", предполагающей наряду с гос.-капиталистич. предприятиями сохранение частнохоз. капитализма и конкуренции при господстве монополий. Согласно доктрине "Д. с.", контроль бурж. roc-ва над экономикой
представляет социалистич. меру при соответствующей "демократия. процедуре" этого контроля; выработка её ставится в зависимость даже не столько от завоевания большинства в парламенте, сколько прежде всего от "этического обновления", достижения "общего согласия" о проведении реформ, при сохранении различий в мировоззрении, терпимости ко всем (исключая коммунизм) взглядам.

Во Франкфуртской декларации (июль 1951) Социалистический интернационал, порвав уже не только по существу, но и формально с марксизмом, провозгласил "Д. с." своей офиц. доктриной, призванной дать единственно возможное решение социальных проблем для стран, прежде всего с высокоразвитой экономикой. В качестве задачи на 70-е гг. партии Социнтерна выдвинули достижение "социальной демократии". Идеи "Д. с." широко используются для защиты капитализма в странах монополистич. капитала, для нападок на практику социалистич. строительства, для маскировки попыток реставрировать капитализм в социалистич. странах.

Термин "Д. с."- ненаучен, поскольку он предполагает в качестве надстройки социализма систему бурж. демократии и, с др. стороны, допускает возможность недемократич. устройства при социализме. На деле же построение социализма возможно лишь в условиях диктатуры пролетариата и социалистич. демократии, составляющей неотъемлемый его признак и необходимый фактор реализации его принципов.

Лит.: Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27; его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий (Сборник материалов), Прага, 1969; Шарки Л. Л., Социализм в Австралии. Точка зрения коммунистов на "демократический социализм", пер. с англ., М., 1958; Критика современных буржуазных, реформистских и ревизионистских экономических теорий, М., 1960; Идеология современного реформизма, М., 1970; Коул Д. Д. Г., Капитализм в современном мире, пер. с англ., М., 1958; Берне Э., Теория и практика правых лейбористов, пер. с англ., М., 1962; Thomas N., Democratic socialism, N. Y., 1953; Strachey J., Contemporary capitalism, L., 1956; С г о s I a n d C. A. R., The future of socialism, L., 1957; Sozialdemokratie in Europa, Hrsg. H. Wehner, Hannover, 1966. E. Г. Панфилов.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ НАРОДА ФИНЛЯНДИИ (ДСНФ; Suomen kansan demokraattinen liitto), массовая политич. орг-ция Финляндии. Осн. 29 окт. 1944 компартией Финляндии (КПФ) и левыми с.-д. В области внеш. политики активно выступает за укрепление дружбы и развитие всестороннего сотрудничества с Сов. Союзом. В 1948 представители ДСНФ принимали участие в разработке и подписании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией. Во внутриполитич. жизни ДСНФ играет роль широкого объединения демократич. сил, прежде всего рабочего класса и трудового крестьянства, выступающих за демократию, против власти крупного капитала. В ДСНФ наряду с индивидуальными членами в качестве коллективных входят: КПФ, Демократич. союз женщин Финляндии, Академич. социалистич. об-во. Численность ДСНФ -ок. 150 тыс. чл. (1970). Представители ДСНФ входили в правительство Финляндии в 1944-48 и в 1966-71. На парламентских выборах 1972 ДСНФ получил 37 мандатов в парламенте (из 200). ЦО ДСНФ (совм. с КПФ) - газ. "Кан-сан уутисет" ("Kansan Uutiset").

П. Крылов.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ФРОНТ АЛБАНИИ (ДФА), массовая обществ.-политич. орг-ция. Создана по инициативе компартии в сент. 1942 на конференции в Пезе (под Тираной) под назв. Нац.-освободит. фронт Албании (НОФ). Ставила целью объединение всех патриотич. сил страны на борьбу против фаш. захватчиков и коллаборационистов. В НОФ, помимо компартии, входили орг-ции молодёжи, руководимые коммунистами. Конференция приняла решение об органах фронта на местах -нац.-освободит, советах (создавались по инициативе коммунистов с нач. 1942, выполняли разнообразные воен. и адм. функции). Для руководства НОФ конференция избрала временный Ген. нац.-освободительный совет. По решению Ген. нац.-освободит, совета в мае 1944 в Пермете был созван Антифаш. нац.-освободит. конгресс, к-рый избрал Антифашистский национально-освободительный совет Албании (АНОСА) в качестве высшего органа власти. АНОСА сформировал высший исполнит, орган - Антифашистский национально-освободительный комитет Албании (АНОКА) с функциями врем, пр-ва. 20 окт. 1944 2-ое заседание АНОСА приняло решение о преобразовании АНОКА во Врем, демократич. пр-во Албании, Одновременно был принят закон о нац.-освободит, советах на местах, по к-рому они впредь должны были выполнять функции только органов гос. власти. 26 окт. 1944 орг-ции, входившие в НОФ, провели конференцию, на к-рой был избран Ген. совет фронта как обще-демократич. орган. В авг. 1945 НОФ был преобразован в ДФА, тогда же была принята программа фронта. В мае 1950 2-й съезд ДФА принял Устав фронта. ДФА действует под руководством Алб. партии труда. Имеет индивидуальное членство. Высшим органом ДФА является съезд, к-рый в соответствии с новым Уставом, принятым на 3-м съезде в июне 1955, должен созываться раз в четыре года, а в период между съездами - Ген. совет ДФА и избираемое им Правление. Пред. Ген. совета - Э. Ходжа. ЦО ДФА - газ. "Башкими" ("Bashkimi").

Лит.: Смирнова Н. Д., Образование Народной Республики Албании. 1939 - 1946, М., 1960; Historia e Shqip_erise, v. 2, Tirane, 1965; Historia e partise se punes te Shqipe-rise, Tirane, 1968. B.C. Женин.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ, важнейший принцип организационного строения, деятельности, руководства марксистско-ленинских партий, социалистич. гос-ва, управления социалистич. экономикой. Суть Д. ц. состоит в сочетании демократизма, т. е. полновластия трудящихся, их самодеятельности и инициативы, выборности их руководящих органов и их подотчётности массам, с централизацией - руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов интересам общим в борьбе за достижение поставленной цели. Если в классово-антагонистич. обществе демократия и централизм противоположны, находятся в постоянном конфликте, то в условиях социализма они выступают в ди-алектич. единстве.

Идея Д. ц. как основополагающего организац. принципа строения революц. пролетарской партии была впервые выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом и нашла своё практич. выражение в организац. структуре Союза коммунистов (осн. 1847) (см. Устав Союза коммунистов, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 524-29). В. И. Ленин, обобщая опыт классовой борьбы пролетариата, развил принцип Д. ц. В его трудах "Что делать?", "Письмо к товарищу о наших организационных задачах", "Шаг вперед, два шага назад" и др. разработаны организац. принципы пролетарской партии нового типа: членство в партии на основе признания её программы и обязательного вхождения в одну из парт, орг-ции, железная дисциплина, одинаково обязательная для всех членов партии, строжайшее выполнение парт, решений, подчинение меньшинства большинству, низших орг-ции высшим, выборность и отчётность парт, органов, развитие активности и самодеятельности парт. масс. Выработанные Лениным нормы парт, жизни закреплены в Уставе партии, к-рый был принят Вторым съездом РСДРП (1903), затем уточнялся и дополнялся последующими съездами и конференциями. Первая конференция РСДРП (1905) признала бесспорным принцип Д. ц. Четвёртый (Объединительный) съезд РСДРП (1906) впервые внёс в Устав положение о том, что: "Все организации партии строятся на началах демократического централизма" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 1, 1970, с. 182). Восьмая Всероссийская конференция РКП(б) (1919) признала Д. ц. "руководящим принципом организационного строения партии" (там же, т. 2, с. 12).

Став после Окт. социалистич. революции 1917 правящей партией, Коммуни-стич. партия распространила осуществление Д. ц. и в гос. строительстве. Против Д. ц. выступали троцкисты (см. Троцкизм), т. н. "левые коммунисты", "де-цисты" (см. Гриппа "демократического централизма") и др. антипарт, группировки, стремившиеся под предлогом развития парт, демократизма создать и узаконить в партии фракционность и тем самым подорвать монолитное единство её рядов. Десятый съезд РКП(б) (1921) решительно осудил всякую фракционность в партии и принял по предложению Ленина резолюцию "О единстве партии".

Развёрнутое определение Д. ц. дано в Уставе, принятом Семнадцатым съездом ВКП(6) (1934). Согласно действующему ныне Уставу КПСС, Д. ц. означает: "... а) выборность всех руководящих органов партии снизу доверху; б) периодическую отчётность партийных органов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими органами; в) строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших" (Устав КПСС, 1971, с. 22).

На основе Д. ц. КПСС действует как монолитная орг-ция, спаянная едиными идейными, организац. и тактич. принципами, обязательными для каждого коммуниста. Руководство партией осуществляется из одного центра. Верховным органом КПСС является съезд партии. В промежутках между съездами всей деятельностью партии руководит ЦК КПСС. Республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные орг-ции и их к-ты в своей деятельности руководствуются Программой и Уставом КПСС, осуществляют политику партии, организуют исполнение директив ЦК КПСС. Они автономны в решении местных вопросов, если эти решения не противоречат политике партии. В партии недопустимы к.-л. проявления местничества и недисциплинированности в выполнении директив вышестоящих орг-ций. Строгое подчинение орг-ций центру, низших орг-ций -высшим обеспечивает единство действий всех звеньев партии, высокую организованность и оперативность в её работе. Централизм органически связан с внутрипартийной демократией (см. Демократия внутрипартийная).

Двадцатый съезд КПСС (1956) подчеркнул необходимость строгого соблюдения принципов Д. ц. Их развитие после Октябрьского (1964) пленума ЦК КПСС нашло своё выражение в дальнейшем укреплении принципа коллективного руководства в центре и на местах, в повышении роли пленумов парт, органов, в проявлении полного доверия к кадрам и улучшении внутрипарт. информации.

По принципу Д. ц. построены и работают в СССР Советы депутатов трудящихся, профессиональные союзы. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи и др. Д. ц. стал основой построения органов Сов. власти, что означает: выборность всех органов гос. власти в центре и на местах; подотчётность депутатов перед избирателями и право последних отозвать депутата, если он не оправдал доверие избирателей; формирование органов гос. управления представительными органами. Все органы гос. власти и гос. управления образуют единую систему и работают на основе подчинения нижестоящих органов руководству и контролю вышестоящих органов. Акты сов. гос. органов обязательны к исполнению на всей терр. деятельности данного органа для всех, к кому эти акты относятся. Ленинские принципы построения сов. гос. органов на основе Д. ц. закреплены в Конституции СССР (1936).

В сов. многонациональном гос-ве Д. ц. сочетается с социалистич. федеративным устройством. Ленин отмечал, что Д. ц. не исключает, а предполагает автономию и федерацию (см. Поля. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 151). Залогом успешного проведения принципов Д. ц. является руководящая роль Коммунистич. партии.

Принцип Д. ц. осуществляется и в др. марксистско-ленинских партиях. Ленин, определяя условия приёма в Коминтерн, писал: "Партии, принадлежащие к Коммунистическому Интернационалу, должны быть построены по принципу демократического централизма" (там же, т. 41, с. 209). Только при этом условии партия рабочего класса может успешно выполнять роль коллективного руководителя и организатора трудящихся масс в их борьбе за ликвидацию эксплуататорского строя, за построение коммунизма. Не случайно совр. ревизионисты с особой яростью нападают на Д. ц., предлагая "отделить демократию от централизма", обеспечить свободу фракций и группировок, подчинить централизм демократии и т. д. Разрыв неделимого принципа Д. ц. означал бы ослабление руководства, отказ от дисциплины и, в конечном итоге, бессилие политич. партии. "Левые"
ревизионисты отрицают демократию и стремятся насаждать бюрократич. централизм.

Как показывает ист. опыт, какое бы то ни было извращение принципов Д. ц., попытки противопоставления демократии централизму, отрицание руководящей роли Коммунистич. партии ведут к серьёзным последствиям и несут угрозу социалистич. строю. Решительно отметая ревизионистские измышления, Совещание представителей Коммунистич. и рабочих партий в нояб. 1960 в своём Заявлении подчеркнуло, что марксистско-ленинские партии считают неукоснительное соблюдение ленинских норм парт, жизни на основе принципа Д. ц. непреложным законом своей деятельности. Хотя в междунар. Коммунистич. движении в наст, время не существует руководящего центра, каждая марксистско-ленинская партия, будучи самостоятельной, призвана руководствоваться коллективно выработанными решениями и документами. В документе международного Совещания коммунистич. и рабочих партий 17 июня 1969 "Задачи борьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил" отмечается, что "национальная и интернациональная ответственность каждой коммунистической и рабочей партии нераздельны" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, Прага, 1969, с. 41). Строгое соблюдение каждой партией коллективно выработанных решений обеспечивает единство всего мирового коммунистич. и рабочего движения, укрепляет его как ведущую политич. силу современности.

Л. В. Шириков.

Д. ц. в управлении народным хозяйством, коренной принцип хозяйств, руководства при социализме, соответствующий отношениям обществ, социалистич. собственности на средства произ-ва. Принцип Д. ц. охватывает все фазы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Демократич. характер экономич. управления при социализме, предопределённый отношениями социалистич. собственности, основывается на постоянной и тесной связи и принципиальном соответствии интересов управляющих и управляемых звеньев х-ва, в результате чего процесс экономич. управления протекает на основе товарищеского сотрудничества и взаимопомощи между ними.

Основополагающие методологич. и те-оретич. идеи относительно Д. ц. в управлении нар. х-вом выдвинуты и сформулированы В. И. Лениным. "Наша задача теперь,- указывал Ленин,- провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т. п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 152). Своё дальнейшее развитие ленинское учение о Д. ц. в хоз. строительстве получило в теоретич. и практич. деятельности КПСС и марксистско-ленинских партий др. социалистич. стран, в работах экономистов-марксистов оо экономич. управлении социалистич. х-вом.

Обществ, социалистич. собственность делает необходимым и возможным централизовать в масштабе всего нар. х-ва важнейшие функции экономич. управления. В то же время Д. ц. предполагает хоз. самостоятельность отд. объектов (предприятий и др. звеньев). Нецентрализованными остаются решения локальных экономич. задач, а также выработка конкретных форм и методов проведения в жизнь директив органов общехоз. руководства. При социализме интересы индивидуумов, различных коллективов и социальных групп совпадают с интересами социалистич. общества в целом. Это единство выражается в наличии обществ, экономич. интереса, в неантагонистич. характере противоречий между интересами и в возможности координировать, объединить, централизовать действия носителей разных обособленных интересов в масштабе всего х-ва. В то же время существует объективное разнообразие условий хозяйствования, условий достижения единых, согласованных, централизованно установленных хоз. целей. Отсюда необходимость разнообразить хоз. решения, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные варианты, способы достижения общехоз. установок в рамках единого нар.-хоз. плана.

Социализму присуще демократич. осуществление централизации при решении экономич. задач. Централизация охватывает здесь решение важнейших вопросов хоз. жизни общества: в первую очередь формирование нар.-хоз. структуры и нар.-хоз. пропорций, определение направления и темпов экономич. развития общества, координацию и увязку планов, составляемых на местах, проведение единой гос. политики в области технич. прогресса, капитальных вложений, размещения производства, оплаты труда, цен, финансов, осуществление единой системы учёта и статистики, а также выработку системы норм хоз. поведения для всех хоз. звеньев. Этим обеспечиваются ведущая роль централизованного руководства х-вом и реальное подчинение действий относительно обособленных хоз. звеньев интересам развития обществ, произ-ва в целом. Хоз. самостоятельность развивается в рамках ограничений, вытекающих из ведущей роли централизованного хоз. руководства.

Отход от Д. ц., забвение приоритета обществ, интересов или даже их отрицание ведут к анархо-синдикалистскому извращению Д. ц. "Мы стоим за демократический централизм,- указывал Ленин.- И надо ясно понять, как далеко отличается демократический централизм, с одной стороны, от централизма бюрократического, с другой стороны - от анархизма" (там же, с. 151).

Централизм бюрократический опасен тем, что сковывает творческую инициативу масс, препятствует полному выявлению и эффективному использованию резервов хоз. развития. Борьба с централизмом бюрократическим - одна из гл. проблем совершенствования управления социалистич. обществом. Д. ц. "...нисколько не исключает, а напротив, предполагает полнейшую свободу различных местностей и даже различных общин государства в выработке разнообразных форм и государственной, и общественной, и экономической жизни,- отмечал Ленин.-Нет ничего ошибочней, чем смешение демократического централизма с бюрократизмом и с шаблонизацией" (там же, с. 151-52).

Не меньший вред социалистич. строительству способен нанести и анархо-синдикализм. Он опасен подрывом централизма, не позволяет использовать его преимущества, наладить эффективное планирование. Анархо-синдикализм на практике ведёт к разрозненности действий, местничеству, стремлению к необоснованной хоз. обособленности.

Конкретные соотношения централизации и самостоятельности, единоначалия и коллегиальности, формы взаимосвязи общественных, классовых, коллективных и личных интересов, формы разделения функций управления между разными органами управления и т. п.- всё это не может быть задано раз и навсегда и зависит от конкретно-историч. условий развития х-ва. Круг централизованно решаемых проблем хоз. руководства