загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ва, Театр арм. драмы им. С. Шаумяна. Работают театры в Кутаиси (Театр им. Л. Месхишвили и кукольный), Сухуми (две труппы - грузинская и абхазская), Батуми (Театр им. И. Чавчавадзе), Рустави, Гори, Цхин-вали (две труппы - грузинская и осетинская), Чиатуре, Телави, Поти, Маха-радзе, Зугдиди, Ахалцихе.

В 1939 в Тбилиси создан Груз. гос. театральный ин-т им. Ш. Руставели. В 1945 образовано Груз. театральное об-во.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр. 384-385).

Лит.: Театр в Тифлисе с 1845 - 1856 год, Тифлис, 1888; Амаглобели С., Грузинский театр (Основные этапы развития). Предисловие А. В. Луначарского, М., 1930; Константин Александрович Марджанишвили. Творческое наследие, т. 1 - 2, Тб., 1958 - 1966; Гугушвили Э.иДжанелидзе Д., Грузинский гос. драматический театр имени Котэ Марджанишвили, Тб., 1958; Шапатава Е., Тбилисский Государственный театр русской драмы им. А. С. Грибоедова, Тб., 1958; Февральский А., Театр им. Руставели. М., 1959; Джанелидзе Д. С., Грузинский театр с древнейших времен до второй половины XIX века, Тб., 1959: История советского драматического театра, т. 1 - 5, М.. 1967 - 69.638.53). mS., 1965. Э. Н.Гугушвили.

Цирк. На городских площадях, нар. гуляньях, на празднествах во дворцах в Г. издавна выступали канатоходцы, акробаты на ходулях, жонглёры, наездники.В 1957 создан проф. Груз. цирковой коллектив (премьера в 1958, Тбилиси), с 1968 - засл. коллектив Груз. ССР, гастролирует за рубежом. Среди артистов цирка: засл. арт. Груз. ССР Г. А. Агдгомелашвили, А. А. Дадешке-лиани, Г. Г. Гарсеванишвили, Н. С. Ма-цаберидзе, Г. И. Натрошвили, А. 3. Те-диашвили и др.

XIX. Кино

Киносъёмки в Г. впервые осуществлены в 1908-10 В. Я. Амашукели и А. Д. Дигмеловым. В 1912 В. Я. Амашукели снял киноочерк "Путешествие Акакия Церетели по Раче и Лечхуми", к-рый явился первым значит. произведением груз. документ. кино. В 1916 А. Р. Цуцунава приступил к съёмкам первого художеств. фильма "Христинэ" (по Э. Ниношвили), который вышел на экраны в 1917. Подлинное развитие национального киноискусства начинается после установления в Г. Сов. власти. В 1921 на экраны вышел первый груз. сов. историко-революционный художественныйфильм ".Арсен Джорджиашвили" (реж. И. Н. Перестиани, сценарий ТТТ. Н. Да-диани). Для груз. кино 20-х гг. характерны экранизации: "Сурамская крепость" (1923, по Д. Чонкадзе, реж. И. Н. Перестиани), "У позорного столба" (1924, по А. Казбеги, реж. А. И. Бек-Назаров), "Три жизни" (1925, по Г. Церетели, реж. И. Н. Перестиани), "Мачеха Саманишвили" (1927, по Д. Клдиашвили, реж. 3. И. Беришвили, К. А. Марджанишвили); созданы фильмы по повести М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" ("Бэла", "Княжна Мэри", "Максим Максимыч" - все в 1927, реж. В. Г. Барский). Крупнейшей работой 1-й пол. 20-х гг. был первый сов. героико-приключенческий фильм, посвящённый Гражданской войне 1918-20,-"Красные дьяволята" (1923, реж. И. Н. Перестиани, сценарий П. А. Бляхина), обаятельные мужеств. молодые герои к-рого в течение многих лет пользовались успехом у зрителей. В груз. фильмах в эти годы снимались артисты: Н. Г. Вачнадзе, М. Г. Геловани, М. Э. Чиаурели, 3. И. Беришвили, А. С. Имедашвили, К. А. Микабе-ридзе и др. Во 2-й пол. 20-х гг. в груз. кино пришли молодые творческие работники, принесшие в нац. кинематограф знания в смежных областях иск-ва,- М. Э. Чиаурели, Н. М. Шенгелая, Д. Е. Рондели, М. К. Калатозов (Ка-латозашвили), Л. Д. Эсакиа, С. В. До-лидзе и др. В своём фильме "Элисо" (1928, по А. Казбеги) Н. М. Шенгелая подчеркнул тему солидарности народов, притесняемых царским самодержавием. Подчинённость всех компонентов фильма его основной идее, поэтические образы, новаторский монтаж, высокая изобразит. культура поставили фильм "Элисо" в число лучших произведений сов. "немого" кино. В кон. 20-х гг. всё большее внимание уделялось совр. теме. М. Г. Геловани поставил сатирич. комедию "Молодость побеждает" (1929) о борьбе комсомольцев с древним обычаем кровной мести. Современности посвящены фильмы Л. Д. Эсакиа "Верхом на Хольте" (1929), Д. Е. Ронделн "Угубзиара" (1930) и др. Тема борьбы нового со старым с особенной силой прозвучала в фильмах М. Э. Чиаурели "Саба" (1929), бичующем пережитки прошлого в рабочем быту, "Хабарда" (1931) - сатирич. гротесковой комедии, высмеивающей представителей эстетствующего дворянства. В своих фильмах Чиаурели активно использовал традиции груз. нар. живописи. Вышли на экран также фильмы "До скорого свидания" (1934, реж. Г. А. Макаров), где в своеобразной форме соединены мотивы сатирич. комедии-гротеска и социальной драмы (история побега из тюрьмы груз. революционера), и комедия "Приданое Жужуны" (1934, реж. С. Д. Палавандишвили). В 1930 режиссёр-оператор М. К. Калатозов снял фильм "Соль Сва-нетии" - документально-игровой киноочерк о жизни горного уголка Г., в к-ром долгое время сохранялись древние обычаи.

Первый груз. звуковой фильм - "Ша-кир" ("Роте Фане", 1932, реж. Л. Д. Эсакиа). В 30-е гг. в груз. кино ведущее значение приобретает историко-революц. тематика, значит. место принадлежит фильмам "Последний маскарад" (1934) и "Арсен" (1937) (реж. обоих фильмов М. Э. Чиаурели); "Последние крестоносцы" (1934) и "Дарико" (1937) (реж. обоих фильмов С. В. Долидзе) и др. Традиции груз. комедии развивали режиссёр Д. Е. Рондели ("Потерянный рай", 1938, "Запоздалый жених", 1940) и др. Н. М. Шенгелая поставил фильм "Золотистая долина" (1937) о колх. деревне. В сер. 30-х гг. начался выпуск груз. мультфильмов ("Аргонавты", "Чиора", "Пройдоха", реж. всех фильмов В. Я. Муджири). В годы Великой Отечеств. войны были созданы фильмы "Георгий Саакадзе" (1-2-я серии, 1942, 1943, реж. М. Э. Чиаурели), "В чёрных горах" (1941, реж. Н. М. Шенгелая), "Щит Джургая" (1944, реж. С. В. Долидзе, Д. Е. Рондели) и др. В фильмах играли актёры: А. А. Хо-рава, А. А. Васадзе, С. А. Закариадзе, Ш. К. Гамбашидзе, Ц. Цуцунава, Т. И. Цицишвили, С. Л. Багашвили, А. М. Жоржолиани, Д. П. Церодзе и др. Груз, документалисты работали во фронтовых группах, участвовали в создании летописи Великой Отечеств. войны; были сняты документ. фильмы "Конец немецкой авантюры на Кавказе", "Первая фронтовая весна" и др.

Новый этап в развитии груз. кино начался в сер. 50-х гг., увеличилось произ-во фильмов, расширилась их тематика. Наряду с фильмами известных режиссёров- "Кето и Котэ" (1948, реж. В. В. Таблиа-швили, Ш. М. Гедеванишвили), "Стрекоза" (1954, реж. С. В. Долидзе), "Они спустились с гор" (1955, реж. Н. К. Сани-швили) и др.- появились интересные работы молодых режиссёров: "Лурджа Магданы" (1956, реж. Т. Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе), "Наш двор" (1957, реж. Р. Д. Чхеидзе), "Чужие дети" (1958) и "Мольба" (1968, реж. Т. Е. Абуладзе). Значительное произведение груз. кинематографистов - "Отец солдата" (1965, реж. Р. Д. Чхеидзе, в гл. роли С. А. Закариадзе). Поставлены кинокартины: "Тайна двух океанов"(1957, реж. К.К.Пи-пинашвили), "Баши-Ачуки" (1957, реж. Л. Д. Эсакиа), "Отарова вдова" (1958, реж. М. Э. Чиаурели), "Последний из Сабудара" (1958, реж. Ш. И. Манагадве), "Прерванная песня" (1960, реж. Н.К. Са-нишвили), "День последний, день первый" (1960) и "Палиастоми" (1963, оба-реж. С. В. Долидзе), "Я, бабушка, Илико и Илларион" (1962, реж. Т. Е. Абуладзе), "Белый караван" (1963, реж. Э. Н. Шенгелая и Т. Г. Мелиава), "Свадьба" (1964, реж. М. Г. Кобахидзе), "Я вижу солнце" (1965, реж. Л. Л. Го-гоберидзе), "Хевсурская баллада" (1965, реж. Ш. И. Манагадзе), "Встреча с прошлым" (1967, реж. С. В. Долидзе), "Алавердоба" (1967, реж. Г. Н. Шенгелая), "Тариел Голуа" (1968, реж. Л. И. Хотивари), "Необыкновенная выставка" (1968, реж. Э. Н. Шенгелая), "Листопад" (1968, реж. О. Д. Иоселиани), "Большая зелёная долина" (1968, реж. М. А. Кокочашвили), "Ну и молодёжь" (1969, реж. Р. Д. Чхеидзе), "Пиросмани" (1969, реж. Г. Н. Шенгелая), "Свет в наших окнах" (1969, реж. К. Г. Мгеладзе), "Десница великого мастера" (1-2-я серии, 1970-71, реж. В. В. Таблиашвили) и др.

Художественные фильмы создаются на киностудии "Грузия-фильм". На груз. студии хроникально-документальных и научно-популярных фильмов ряд значит. картин создали оператор-режиссёр Г. И. Асатиани ("Разноэтажная Америка", "Мюнхен 25 лет спустя" и др.), режиссёры Д. А. Абашидзе, И. И. Канделаки, Ш. Т. Чагунава, О. С. Гургенид-зе, Р. М. Чиаурели, Г. Д. Чубабрия,Ш. И. Хомерики. Успехов добились режиссёры, работающие в мультнпликац. кино: В. Д. Бахтадзе, А. Н. Хинтибид-зе и др.

Создана студия, выпускающая телевизионные фильмы ("Серенада* реж. К. Л. Хотивари, "Кувшин" реж. И. М. Квирикадзе и др.). В 1957 осн. Союз кинематографистов Груз. ССР. В 1971 в Г. было 1826 киноустановок.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр. 384-385).



ГРУЗИНСКАЯ ТОНКОРУННАЯ ЖИРНОХВОСТАЯ ПОРОДА овец, выведена в 1938-59 в совхозе "Эльдари" Груз. ССР группой специалистов под рук. И. А. Бадзошвили скрещиванием грубошёрстных овец тушинской породы с тонкорунными баранами пород советский меринос и кавказской. Масса баранов 75-85 кг, наибольшая 120 кг, маток 55-60 кг, наибольшая 95 кг. Шерсть белая, тонкая, штапельного строения, 60-б4-го качества, дл. 8-9 см, наибольшая 11 см. Настриг шерсти с баранов 7 кг, максимальный до 11 кг, с маток 4 кг, максимальный 6,5 кг. Выход чистой шерсти 47-53%. Плодовитость 110-118%. Животные приспособлены к содержанию в горах и длительным перегонам. Разводят породу в Грузинской ССР.

Лит.: Бадзошвили И. А., Грузинская тонкорунная жирнохвостая овца, Тб., 1954; Николаев А. И., Овцеводство, 4 изд., М., 1964. Г. А. Окуличев.



ГРУЗИНСКИЙ ИНСТИТУТ СУБТРОПИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА, осн. в 1952 в Сухуми на базе ф-тов Груз. с.-х. ин-та. В составе Г. и. с. х. (1971): ф-ты субтропич. х-ва, технологии субтропич. культур, механизации с. х-ва, повышения квалификации специалистов с. х-ва, обществ. профессий; заочное отделение, аспирантура; 28 кафедр, 61 уч. и н.-и. лаборатория, почвенный музей. В б-ке св. 200 тыс. тт. В 1970/71 уч. г. в ин-те обучалось 4,2 тыс. студентов, работало ок. 200 преподавателей, в т. ч. 10 профессоров и докторов наук, ок. 100 доцентов и кандидатов наук. В 1952-71 ин-т подготовил св. 7 тыс. специалистов. Издаются "Труды" Г. и. с. х. (с 1957, на груз. и рус. языках).

ГРУЗИНСКИЙ МУЗЕЙ ИСКУССТВ, Музей искусств Грузинской ССРв Тбилиси, осн. в 1933 (до 1952 наз. "Метехи"). Включает ок. 40 тыс. произв. иск-ва. В отделе груз. иск-ва и культуры - уникальные высокоху-дожеств. образцы чеканки 6-19 вв. и эмальерного иск-ва 7-15 вв. (в т. ч. Хахульский складень, работы Бека и Бешкена Опизари), а также картины Г. И. Майсурадзе, Р. Н. Гвелесиани, А. Л. Беридзе, Г. И. Габашвили,А. Р. Мревлишвили, Нико Пиросмана-швили, М. И. Тоидзе, Д. Н. Какабадзе, Л. Д. Гудиашвили, Е. Д. Ахвледиани, К. К. Магалашвили, У. М. Джапаридзе, скульптура Я. И. Николадзе, Н. П. Канделаки, В. Б. Топуридзе, Т. Г. Абакелия; в отделе рус. иск-ва и культуры - произведения Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, И. К. Айвазовского, А. К. Саврасова, В. И. Сурикова, А. М. Васнецова, В. А. Серова, М. А. Врубеля; в отделе зап.-европ. иск-ва и культуры - произв. мастеров Италии, Германии, Нидерландов; в отделе сов. иск-ва - произв. Е. Е. Лансере, И. Э. Грабаря, А. А. Дейнеки и др.; в отделе иск-ва и культуры стран Востока - богатое собрание произв. иск-ва Ирана.

Лит.: Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Живопись. [Альбом. Составитель и автор Ш. Амиранашвили], М., 1960.

Ш. Я. Амиранашвили.



ГРУЗИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. В. И. Ленина, осн. в 1928 на базе организованного в 1922 политехнич. ф-та Тбилисского ун-та. После ряда преобразований в 30-е гг. функционировал как Груз. индустриальный (с 1947 политехнич.) ин-т им. С. М. Кирова. В 1959 объединился с Тбилисским ин-том инженеров ж.-д. транспорта и стал именоваться Груз. политехнич. ин-том им. В. И. Ленина.

Готовит инженеров для различных отраслей нар. х-ва по 70 специальностям. В составе ин-та (1971): 14 ф-тов дневного обучения- строительный, энергетич., горный, химич. и пищевой технологии, механико-машиностроит., металлургич., лёгкой пром-сти, автоматики и вычислительной техники, транспортный, инже-нерно-физ., геол., архитектуры, гидротехники и сантехники, связи и электроники; 7 вечерних ф-тов - в Тбилиси, Рустави, Поти, Гори, Батуми, Чиатуре, Ткибули; 5 заочных - в Тбилиси (4) и в Сухуми; Кутаисский ф-т (дневное, вечернее и заочное от деления ); подготовительное отделение; уч. пункты в Тквар-чели, Зугдиди и Телави; аспирантура; 93 кафедры, 190 учебных и 8 н.-и. и проблемных лабораторий; 3 музея (ми-нералогич., геолого-палеонтологич. и истории ин-та); в б-ке ин-та св. 1,2 млн. томов. Преподавание ведётся на груз. и рус. языках.

В 1970/71 уч. г. в ин-те обучалось св. 26 тыс. студентов, работало св. 1400 преподавателей, в т. ч. 103 профессора и доктора наук, 460 доцентов и кандидатов наук.

Ин-ту предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. За годы существования ин-т подготовил ок. 43 тыс. специалистов. Ин-т издаёт "Труды" (с 1934 до 1943 - "Известия") и учебно-методич. лит-ру. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1947). И. М. Биачидзе.



ГРУЗИНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ, основан в 1929 на базе агрономич. отделения Тбилисского ун-та в г. Тбилиси. В составе ин-та (1970): ф-ты агрономич.; плодоводства, виноградарства и технологии с.-х. продуктов; шелководства; экономии.; лесохозяйственный; механизации и электрификации с. х.-ва; заочный и повышения квалификации специалистов с. х-ва; аспирантура; 50 кафедр, 12 н.-и. лабораторий, 2 уч. х-ва; 3 музея (почвенный, лесной, защиты растений). В б-кеин-та 700 тыс. единиц хранения. В 1970/71 уч. г. в Г. с. и. обучалось ок. 7 тыс. студентов, работало св. 300 преподавателей, в т. ч. 47 профессоров и докторов наук, ок. 200 доцентов и кандидатов наук. Ин-ту предоставлено право принимать к защите докт. и канд. диссертации. В 1929-69 Г. с. и. подготовил 25 тыс. специалистов. Издаются (с 1933) "Труды" Г. с. и. В 1946 ин-т награждён орденом Трудового Красного Знамени. И. Ф. Саришвили.



ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР академический им. К. А. Марджанишвили, один из ведущих драматических театров Груз. ССР. Открыт в Кутаиси в 1928 под назв. 2-й Гос. дра-матич. театр. В 1930 переведён в Тбилиси. Организатор театра - К. А. Марджанишвили с группой его учеников - В. И. Анджапаридзе, Т. И. Чавчавадзе, У. В. Чхеидзе, Ш. К. Гамбашидзе, Д. К. Антадзе, А. М. Жоржолиани и др. Используя передовые демократич. традиции дореволюц. груз. и рус. театра, опыт работы в сов. театре, Марджанишвили продолжал поиски героико-роман-тич. иск-ва, созвучного современности. Он осуществил постановки, надолго сохранившиеся в репертуаре театра: "Гоп-ля, мы живём!" Толлера, "В самое сердце" Дадиани (обе в 1928), "Уриэль Акоста" Гуцкова, "Кваркваре Тутабери" Какабадзе (обе в 1929) и др. Театр стремится к утверждению произв. сов. авторов, создающих образы современников, участников Вел. Отечеств. войны, строителей коммунистич. общества: "Свадьба колхозника" Какабадзе (1938), "Строгие девушки" Буачидзе (1941), "Партизаны" Мдивани (1942), "Непобедимые" Готуа (1945), "Очаг Харатели" (1949), "Лавина" (1956) Мревлишвили, "Его звезда" Мо-сашвили (1951; Гос. пр. СССР, 1952), "У пропасти" Габескирия (1953), "Марине" Бараташвили (1950, 1958), "Я, бабушка, Илико и Илларион"Думбадзе и Г. Д.Лордкипанидзе (I960), "Вдова солдата" Джапаридзе (1964), "Святые в аду" Гецадзе (1967), "Похищение луны" Гамсахурдия, "Вчерашние" Дадиани (оба в 1968) и др. На сцене театра поставлены произв. груз. классич. наследия: "Гурия Ниношвили" по Ниношвили (1934), "Иные нынче времена" Цагарели (1936), "Изгнанник" Важа Пшавела (1945), "Человек ли он?" по Чавчавадзе (1946, 1954, 1970) и др. Значит. место в репертуаре занимает рус. и мировая классика: "Женитьба Фигаро" Бомарше (1937), "Рюи Блаз" Гюго (1941), "Бесприданница" Островского (1944), "Маскарад" Лермонтова (1946), "Ревизор" Гоголя (1951), "На дне" Горького (1957), "Ромео и Джульетта" (1949, 1962), "Антоний и Клеопатра" (1951), "Ричард III" (1957) Шекспира, "Мария Стюарт" (1955), "Дон Карлос" (1971) Шиллера, "Пигмалион" (1955), "Цезарь и Клеопатра" (1960) Шоу, "Медея" Еврипида (1962) и др. Плодотворно работает театр над совр. иностранной драматургией: "Деревья умирают стоя" Ка-соны (1957), "Девочка с ленточкой" Пергиалиса (1962), "Жаворонок" Ануя, "Мать" Чапека (оба в 1965) и др. Имя Марджанишвили театру присвоено в 19313. В 1958 коллектив награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1966 ему присвоено звание академического.

В театре работали: реж. Д. К. Антадзе, Г. Б. Журули, В. П. Кушиташвили, В. В. Таблиашвили, А. Е. Чхартишвили;актёры Ш. К- Гамбашидзе, А. Г. Гомелаури, 3. Н. Гомелаури, Н. С. Гоцирид-зе, Е. И. Донаури, А. Л. Кванталиани, П. К. Кобахидзе, Е. А. Черкезишвили, Г. В. Шавгулидзе. В труппе (1971): нар. артисты СССР В. И. Анджапаридзе, В. Д. Годзиашвили, нар. артисты Груз. ССР М. П. Давиташвили, К. И. Ма-харадзе, В. Д. Нинуа, Г. X. Ностава, А. А. Омиадзе, Т. И. Сакварелидзе, М. С. Тбилели, Я. В. Трипольский и др. Гл. режиссёр - нар. арт. Груз. ССР и Укр. ССР Д. А. Алексидзе.

Лит.: Гугушвили Э., Джанелидзе Д., Грузинский государственный драматический театр им. Котэ Марджанищви-ли. Краткий очерк, Тб., 1958.

Э. Н. Гугушвили, Д. С. Джанелидзе.



ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР академический им. Шота Руставе-л и, крупнейший драматич. театр Груз. ССР. Создан в Тбилиси в 1921 на основе Гос. театра драмы, организованного в 1920. Большое значение для творчества театра имела деятельность его руководителя К. А. Марджанишвили (1922-26). Спектакль "Овечий источник" ("Фуэнте Овехуна") Лопе де Вега (1922), созвучный революционной эпохе, отличавшийся высокой проф. культурой, стал выражением идейно-художеств. принципов театр. искусства Сов. Грузии. Тема революц.-освободит. борьбы получила сценич. воплощение в спектаклях "Герои Эрети" Шаншиашвили (1924), "Землетрясение в Лисабоне" Какабадзе (1925). Театр обращался к груз. и зарубежной классич. драматургии - "Тяжба" Г. Эристави (1921), "Затмение солнца в Грузин" Антонова (1923), "Гамлет" Шекспира (1925) и др., подчёркивая идеи гуманизма, протест против насилия и несправедливости. Со 2-й пол. 20 х гг. театр возглавлял А. В. Ахметели (1926-35); гл. место в репертуаре заняла советская драматургия. Спектакли "Разлом" Лавренёва, "Анзор" Шаншиашвилн (оба в 1928), "Ламара"по Важа Пшавела (1926, 1930), а также "Разбойники" ("Ин тиран-нос!", 1933) Шиллера и др. утвердили героико-романтич. направленность театра, стремление к монументально-поэтич. постановкам, выдвинули коллективе ряды ведущих театров СССР. Героике Гражданской и Отечеств. войн были посвящены спектакли "Киквидзе" Дарасели (1941, 1964), "Победители" Чирскова (1946), "Начальник станции" Мосашвили (1947) и др. Театр постоянно включал пьесы на история, темы, обращался к классич. драматургии: "Великий государь" Соловьёва (1945; Гос. пр. СССР, 1945), "Отелло" (1937), "Король Лир" (1948, 1966) Шекспира, "Потопленные камни" Мосашвили (1951; Гос. пр. СССР, 1951), "Отарова вдова" по Чавчавадзе (1952), "Васса Железнова" Горького, "Испанский священник" Флетчера (оба в 1954), "Мачеха Саманишвили" по Клдиашвили (1970). Значительными для творч. деятельности театра в 50- 60-е гг. явились постановки режиссёров Д. А. Алексидзе - "Царь Эдип" Софокла (1956), "Бахтриони" по Важа Пшавела (I960) и М. И. Туманишвили - "Антигона" Ануя (1968), "Пока арба не перевернулась" Иоселиани (1969). Спектакли театра характеризуются поэтичностью, глубоко аналитич. осмыслением драматич. произв., многообразием сценич. решений. В театре сложился ансамбль талантливых деятелей сценич. иск-ва, обладающих яркой индивидуальностью.

В разнос время здесь работали: А. А. Ва-садзе, С. А. Закариадзе, А. А. Хорава, Г. М. Давиташвили, Т. И. Чавчавадзе, У. В. Чхеидзе, И. И. Гамрекели и др. В 1936 театр награждён орденом Ленина. В 1921 ему присвоено имя поэта-гуманиста Шота Руставели, в 1966 - звание академического.

В труппе театра (1971): нар. арт. Груз. ССР Г. В. Гегечкори, Б. А. Закариадзе, С. А. Канчели, Э. Г. Магалаш-вили, Э. А. Манджгаладзе, Г. И. Са-гарадзе, Т. А. Тархнишвили, М. В. Чахава и др. Гл. режиссёр - нар. арт. Груз. ССР М. И. Туманишвили.

Лит.:Абхаидзе Ш. Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр им. Ш. Руставели. Краткий очерк, Тб., 1953; Февральский А., Театр им. Руставели, М., 1959.



ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР им. И. Чавчавадзе, драматический театр в Батуми. С 1912 в Батуми выступали сезонные проф. труппы. В 1937 труппу батум-ского театра составили выпускники аджарской студии Грузинского театра им. Ш. Руставели (Тбилиси). Среди спектаклей: "Хозяйка гостиницы" Гольдони, "Алькасар" Мдивани (оба в 1937), "Киквидзе" Дарасели, "Багратион" Шер-вашидзе (оба в 1942), "Изгнанник" Ва-жа Пшавела (1945), "Царь Эдип" Софокла (1946), "Наири" Лория (1951), "Отел-ло" Шекспира (1959), "Я, бабушка, Илико и Илларион" Думбадзе и Г. Д. Лорд-кипанидзе (I960), "Ожидание" Халваши (1961), "Мой сын Симон" Самсония (1963), "Святые в аду" Гецадзе (1967), "Мост" Чхаидзе (1969),"Заря Колхиды" К. А. Лордкипанидзе (1970). В труппе театра (1971): нар. артисты Груз. ССР Ю. О. Кобаладзе, А. Д. Мгеладзе, Н. И. Тетрадзе, М. М. Хиникадзе и др. Гл. режиссёр - Г. Г. Кавтарадзе.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР им. Л. Месхишвили, драматический театр в Кутаиси. Проф. театральная труппа, созданная в нач. 80-х гг., восприняла реалистич. демократич. традиции груз. театрального иск-ва. Большое значение для театра имела деятельность Ладо Месхишвили (В. С. Алекси-Месхишви-ли) - актёра, руководителя труппы (в 1897-1906). На сцене театра ставились: "Ткачи" Гауптмана (1905), "Соседи" Рамишвили (1905), "Последние" Горького (1910) и др. Театр содержался на обществ, началах, а в 1921 стал государственным. Им руководили М. Ф. Корели, К. А. Марджанишвили, Д. К. Антадзе, А. А. Васадзе и др. Лучшие постановки: "Гоп-ля, мы живём!" Толлера (1928), "Уриэль Акоста" Гуц-кова (1929), "Свадьба колхозника" Ка-кабадзе (1938), "Враги" Горького (1939), "Киквидзе" Дарасели (1942), "Начальник станции" Мосашвили (1947), "Любовь Яровая" Тренёва (1955), "Изгнанник" Важа Пшавела (1958), "Вчерашние" Дадиани (1966), "Антигона" Софокла (1969). В 1940 театру присвоено имя Ладо Месхишвили. В труппе театра-(1971): нар. артисты Груз. ССР В. П.Мег-ришвили, Ш. М. Пирвели; артисты Т. Л. Гвиниашвили, М. В. Гелашвили, Т. И. Кикнадзе, Б. М. Кокеладзе, Г. Д. Кокеладзе, К. В. Колхидели, Н. Д. Пхакадзе и др.

Е. И. Шапатава-Бухникашвили.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, Тбилисский академический им. 3. П. Палиашви-л и, крупнейший муз. театр Груз. ССР.Основан в Тбилиси в 1851. С 1896 спектакли ставились в новом здании (т. н. Казённый театр); сезон был открыт пост. оперы "Иван Сусанин" Глинки. В 1851- 1880 на сцене театра выступала итал. оперная труппа, с 1880 - русская. В конце 19 - нач. 20 вв. здесь работали видные груз. и рус. певцы: И. П. Сараджи-швили, А. И. Инашвили, О. А. Бахуташвили-Шульгина (основоположники груз. нац. вокальной исполнительской школы), В. М. Зарудная, Л. Г. Яковлев, Д. А. Усатов. Развитию театра способствовала деятельность М. М. Ипполитова-Иванова (дирижёр в 1884-93).

После установления Советской власти в Грузии театр становится центром нац. муз. культуры. Здесь впервые были поставлены оперы груз. композиторов: "Абесалом и Этери" (1919) и "Даиси" (1923) 3. Палиашвили, комич. опера "Кето и Котэ" Долидзе (1919), "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили (1919), "Коварная Тамара" М. Баланчивадзе (1926) и др. В 1936 театр осуществил пост.первого нац. груз. балета - "Мзечабу-ки" ("Сердце гор") А. Баланчивадзе.

В репертуаре театра мировая оперная и балетная классика, а также произведения сов. композиторов. Спектакли идут на груз. и рус. языках. Среди лучших постановок 50-60-х гг.: оперы - "Пиковая дама" Чайковского (1950), "Невеста Севера" Торадзе (1958), "Миндия" О. Тактакишвили (1961), "Десница великого мастера" Мшвелидзе (1961), "Семён Котко" Прокофьева (1964), "Дон Паскуале" Доницетти (1968); детские оперы-"Непрошенные гости" Букия (1950), "Красная шапочка" Гокиели (1958); балеты -"Горда" Торадзе (1949), "Отелло" Мачавариани (1957), "Демон" Цинцадзе (1961), "Золушка" Прокофьева (1966) и др.

В театре в разное время работали: певцы Д. Я. Андгуладзе, Д. Г. Бадридзе, Д. А. Гамрекели, Б. И. Кравейшвили, Н. Г. Кумсиашвили, Е. Т. Сохадзе, Н. А. Цомая; артисты балета И. А. Алексидзе, Т. М. Чабукиани; дирижёры Ш. И. Азмайпарашвили, О. А. Димит-риади, Е. С. Микеладзе, И. П. Палиашвили; режиссёры М. Г. Квалиашвили, А. Р. Цуцунава и др.В 1937 театр награждён орденом Ленина, тогда же ему было присвоено имя 3. П. Палиашвили. В 1969 в Кутаиси открыт филиал театра.В труппе театра (1971): певцы - нар. арт. СССР П. В. Амиранашвили, 3. И. Анджапаридзе, нар. арт. Груз. ССР М. П. Амиранашвили, Н. Д. Андгуладзе, Л. М. Гоциридзе, О. В. Кузнецова, Т. В. Мушкудиани и др.; артисты балета - нар. арт. Груз. ССР 3. М. Кикалейшвили, В.В. Цигнадзе; гл. дирижёр-нар. арт. Груз. ССР В. Л. Палиашвили; гл. режиссёр - засл. деят. иск-в Груз. ССР Г. В. Жордания; гл. балетмейстер - нар. арт. СССР В. М. Чабукиани; худ. руководитель театра - нар. арт. Груз. ССР Д. С. Мчедлидзе.

Лит.: Шавгулидзе Г. Д., Дни и годы Тифлисского оперного театра, Тб., 1936: Хучуа П., Тбилисский театр оперы и балета им. 3. Палиашвили, Тб., 1962.

ГРУЗИНСКИЙ ЯЗЫК, национальный язык грузин, основной язык группы картвельских языков. На Г.я. в СССР говорят ок. 3,25 млн. чел.(1970, перепись). По мнению большинства кавказоведов, Г. я. родствен абхазско-адыгейским, нахским и дагестанским языкам, составляя с нимииберийско-кавказскую семью языков. Г. я. - древнеписьменный язык. Древнейшие памятники - 5 в. н. э. Выделяются два основных периода истории Г. я.: др.-грузинский-5-11 вв. и новогрузинский, формирующийся с 12 в. в памятниках светской лит-ры. Новогрузинский яз. отличается от др.-грузинского в основном в лексике. Опорные диалекты для лит. Г. я. - картлийский с кахетинским. Расхождения между диалектами незначительны, обычно уровня говоров. Для горских диалектов Вост. Грузии (напр., тушинского, хевсур-ского) характерны архаизмы, для диалектов Зап. Грузии (напр., аджарского, гурийского) - инновации.

В совр. Г. я. - 5 простых гласных и 28 согласных фонем. Смычные и аффрикаты образуют троечные ряды (звонкий, придыхательный, абруптив); спиранты - парные (звонкий, глухой). Характерны гармонич. группы согласных. Ударение слабое динамическое. Морфология богатая. Широко используются префиксация и суффиксация. Принцип построения слова агглютинативный. Имеются элементы флективности. Именам чужда категория грамматич. рода. Различаются семантич. категории личности и вещи. Числа два. Склонение одно. Падежей шесть. Характерно отсутствие винительного и наличие эрга-тивного падежа. Склонение дополняется послелогами. Система спряжения глаголов сложная. В глаголе различаются категории лица, числа, версии, аспекта, залога, каузатива, наклонения. Глаголы разделяются на переходные - непереходные, статичные - динамичные. Глаголы спрягаются по лицам и числам как субъекта, так и объекта. Система субъект-но-объектного спряжения обусловливает сложность синтаксич. структуры простого предложения. Различаются три конструкции: номинативная, эргативная (при переходных глаголах времён прошедшего основного), дативная. Синтаксич. связь глагола с субъектом и объектом своеобразна (взаимозависимость членов синтагмы). Сложное предложение слагается из простых. Типы подчинения развиты. Порядок слов свободный. Сказуемое тяготеет к концу (в простом предложении). Определение в совр. Г. я. обычно предшествует определяемому. Лексика богата. Широко используются сочетание основ (композиты), образование производных основ (средствами суффиксации и префиксации).

Лит.: Марр Н., Основные таблицы к грамматике древнегрузинского языка, СПБ. 1908; его же, Грамматика древнелитературного грузинского языка, [М.]-Л., 1925; Руденко Б., Грамматика грузинского языка, М. -Л., 1940; Чикобава А. С., Грузинский язык, в сб.: Языки народов СССР, т. 4, М., 1967; Дзндзигури Ш. В., Грузинский язык, Тб., 1968.

2. Praktischer Teil, Z., 1958; Tschenkeli K., Marchev J., Georgisch-Deutsches Worterbuch, fasc. 1-19, Z., 1960-1970- (издание продолжается); Vogt H., Gram-" maire de la langue Georgienne, Oslo, 1971.

А, С. Чикобава.



ГРУЗИНСКОЕ ПИСЬМО, самостоятельная система письма, обслуживающая грузинский язык. Нац. традиция относит её возникновение ко времени царствования Фарнаваза (3 в. до н. э.).



[0721-1.jpg]

По новейшим исследованиям, Г. п. генетически связано с разновидностью во-сточноарамейского письма (эллинистич. периода), от к-рого происходит ряд письмен народов Востока. В дальнейшем, в результате христианизации Грузии, арамейская основа подвергалась трансформации под влиянием греч. письма (менялись направления письма, порядок букв в алфавите), вводились знаки для обозначения гласных, к-рые частично были заимствованы из греч. яз.

Древнейшими памятниками Г. п. являются надписи из Иудейской пустыни в Палестине (ок. 433 н. э.), Болниси (493), Джвари (на рубеже 6-7 вв.), палимпсесты (5-7 вв.), древнейшая датированная рукопись (864) из монастыря св. Екатерины на Синайском п-ове.

В процессе развития были выработаны 3 основные формы Г. п., сильно отличающиеся друг от друга: заглавное (мтаврули), или уставное, письмо, характеризующееся округлостью форм(поэтому носит также название мгргловани-"округлое") и одинаковым размером букв (за нек-рым исключением), было распространено до 9-10 вв.; строчное письмо (нусхури), получившее широкое распространение в текстах 9-11 вв. и последующего периода, отличающееся от уставного письма угловатостью линий и различным по высоте размером букв; светское (в противоположность двум предыдущим, называемым хуцури,- церковными), или военное (мхедрули), письмо, засвидетельствованное в 11 в. и употреблявшееся в канцеляриях, в текстах светского содержания, частной переписке, характеризуется различным размером вертикальных стволов, подобно нусхури, и округлостью форм.

Новогрузинское письмо, развившись из строчного письма, с введением книгопечатания (1709) стабилизируется и принимает окончательный вид. Совр. Г. п. основано на строгом фонологич. принципе (каждой фонеме соответствует определённая графема) и содержит 33 знака (5 для гласных и 28 для согласных). Заглавные буквы в печатных текстах, как правило, отсутствуют.

Лит.: Церетели Г. В., Армазское письмо и проблема происхождения грузинского алфавита, в сб.: Эпиграфика Востока, кн. 2 - 3, М- -Л.. 1948 - 49; его же, Древнейшие грузинские надписи из Палестины, Тбилиси, 1960.Г. В. Церетели.

ГРУЗИНЫ (самоназв. в ед. ч. - картвели), нация, осн. население Груз. ССР (66,8%, по переписи 1970). Говорят на грузинском языке. Общая числ. в СССР, по переписи 1970, - 3245 тыс. чел. За пределами СССР компактными группами живут на С.-В. Турции (в Лазистане), где издавна жили аборигенные груз. племена; в Иране - в сёлах Гиляна, Мазен-дерана и в Ферейдане (пров. Исфахан), куда они были выселены шахом Аббасом в 17 в. Г., проживающие в Турции и Иране, сохранили груз. культуру, язык и обычаи. Верующие Г. в большинстве православные (христианство в Грузии утвердилось в 1-й пол. 4 в.), часть - мусульмане (среди аджарцев, лазов). Г. - потомки племён, населявших с древнейших времён в основном ту же терр., к-рую занимает Груз. ССР. Груз. народ сложился из 3 крупных близкородств. этнич. групп: картов, мегрело-чанов (занов) и сванов, каждая из к-рых, в свою очередь, образовалась в результате длит. процесса консолидации более мелких племён. Единая груз. народность начала складываться в первых вв. 1-го тыс. до н. э. из племён, находившихся на стадии разложения первобытнообщинных отношений и становления классового общества. В это время возникли крупные племенные объединения (Диаохи, Колхи), к-рые, однако, из-за неразвитости производит. сил и отсутствия прочных экономич. связей были неустойчивыми. Образование ранних гос-в преим. в низменных р-нах Западной (Колхидское, или Эгрисское, гос-во в 6 в. до н. э.; см. Колхида) и Восточной (Картлийское, или Иберийское, гос-во в 3 в. до н. э.;см. Иберия) Грузии способствовало ускорению консолидации груз. народа, хотя этот процесс не везде был одинаковым (так, в обществ.-экономич. развитии население высокогорных р-нов всегда отставало от населения низменных р-нов Грузии). Важным этапом в становлении единой груз. народности было усиление в 1-2 вв. н. э. Иберийского гос-ва, распространившего свою политич. гегемонию на Зап. Грузию, населённую мегрело-чанскими племенами. В 4-6 вв. на терр. Грузии возникают феод. государства, к-рые в 11-13 вв. складываются в централизов. монархию. Процесс формирования груз. народности в основном завершился в 6-10 вв. Этот период характеризуется окончат. утверждением груз. языка в качестве общенародного, упрочением гос. территории и развитием общегруз. форм культуры (одежда, оружие, домашняя утварь и др.). Однако сепаратизм феодалов, периодич. ослабление центр. власти тормозили процесс консолидации и способствовали консервации в отд. р-нах местных особенностей. Так,в горных р-нах вплоть до 19 в. сохранялись жилые и оборонит. башни, пахотные орудия архаич. форм, а также пережитки кровной мести, древних религиозных представлений и др. В зависимости от местных особенностей культуры и быта,диалектальных различий определяются этногр. группы Г.: картлийцы, кахетинцы с ингилойцами, кизикцы, тушины, пшавы, хевсуры, мтиулы с гуда-макарцами, мохевцы, имеретины, рачин-цы, лечхумцы, сваны, мегрелы, лазы (чаны), аджарцы, гурийцы. Присоединение Грузии к Россиив 1801 - 10 способствовало процессам развития капиталистич. отношений и дальнейшей консолидации Г. в нацию (в основном завершилась во 2-й пол. 19 в.). После установления в Грузии Сов. власти (февр. 1921) Г. в ходе социа-листич. строительства сформировались в социалистич. нацию; завершается стирание различий между этнографическими группами Г.

Груз. народ создал высокую и своеобразную культуру, к-рая после Октябрьской революции получила особенно большое развитие. Сформировались новые элементы материальной культуры, новый, социалистич. уклад обществ. и семейной жизни (исчезли пережитки патриархальных отношений, неравноправия женщин и т. п.). Стираются различия в условиях жизни и в культуре города и деревни. Старые формы жилищ в значит. мере вытеснены современными, в к-рых творчески переработаны и учтены нац. традиции. Повсеместное распространение получила одежда совр. городского типа. Старые нац. типы одежды используются гл. обр. во время праздников, в самодеятельности и т. п. Исследования сов. груз. учёных, произведения деятелей лит-ры и иск-ва, нар. умельцев, развивающих традиц. промыслы (обработка меди и железа, драгоценных металлов, оружейное мастерство, гончарство, обработка льна и др.), нар. песенное искусство Г. пользуются широкой известностью. (О хозяйстве, занятиях и культуре Г. см. в ст. Грузинская ССР.)

Лит.: Народы Кавказа, т. 2, М.. 1962 (библ.); Чартолани М. И., Хозяйственный быт и материальная культура грузинского народа, Тб., 1964 (на груз. яз., резюме на рус. яз.).





ГРУЗИЯ, см. Грузинская Советская Социалистическая Республика.

"ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ", киностудия в Груз. ССР. Находится в Тбилиси. В 1921 при Наркомпросе Груз. ССР организована киносекция, в 1923 на её базе создан кинематографич. трест "Госкинопром" Грузии с постоянным киноателье. В 1938 переименован в Тбилисскую киностудию, к-рая с 1953 носит настоящее название. (В 1958 от "Г.-ф." отделилась Груз, студия хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.) С 1930 выпускает также мультипликац. фильмы. "Г.-ф." награждена орденом Ленина (1944). См. Грузинская ССР, раздел Кино.

ГРУЗОВАЯ МАРКА, знак предельной осадки, наносимый на обоих бортах мор. судна в середине его длины. Г. м. изображают в виде круга, пересечённого по центру горизонтальной линией, к-рая показывает наибольшую допустимую осадку судна в мор. воде (в летнее время в зоне умеренного климата), и ряда горизонтальных линий, показывающих предельное погружение его в море или реке в зависимости от времени года и р-на плавания (рис.). Над Г. м. наносят палубную линию. Положение Г. м. по высоте определяется величиной минимального надводного борта, регламентируемой Междунар. конвенцией о Г. м. (1966) либо национальными правилами,в зависимости от назначения, размеров и конструктивных особенностей судна, и удостоверяется свидетельством о Г. м., выдаваемым классификационным обществом. Для уменьшения регистровой вместимости при перевозке грузов с большим удельным погрузочным объёмом мор. грузовые суда могут иметь ниже второй палубы тоннажную марку - равносторонний треугольник, вершиной касающийся горизонтальной линии с уступом, к-рая показывает наибольшую осадку судна в мор. и пресной воде. Л. Г. Соколов.
[0721-2.jpg]

Грузовая и тоннажная марки двухпалубного морского судна длиной не более 100 м с механическим двигателем: I - грузовая марка; II - тоннажная марка; надводный борт: а - по летнюю грузовую марку; б - по тоннажную марку; марки для пресной воды: П и ТП - в умеренной и тропической зонах; марки для морской воды: Т - тропическая, Л и 3 - летняя и зимняя в умеренной зоне; ЗСА - зимняя в Северной Атлантике.






ГРУЗОВАЯ СТРЕЛА, судовое грузоподъёмное средство. Представляет собой балку-укосину, шарнирно закреплённую нижним концом на мачте или колонне, а верхним концом подвешенную на тросе так, что она может поворачиваться вокруг вертикальной оси и изменять наклон к горизонту (рис.). Груз поднимают и опускают лебёдкой. Грузоподъёмность Г. с. обычно не превышает 10 т., тяжеловесных - до 300 т. См. также Такелаж.


[0721-3.jpg]

Грузовая стрела: 1 - стрела; 2 - топенант; 3 - мачта; 4 - грузовой блок; 5 - грузовой шкентель; 6 - гак; 7- оттяжки; 8 - грузовая лебёдка.



ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ транспортного средства (вагона, автомобиля, судна, самолёта), объём его грузовых помещений. Г. - одна из основных эксплуатационных характеристик транспортного средства. Отношение занятого грузом объёма к Г. наз. коэфф. использования Г.

У судов различают Г.: зерновую (для сыпучих грузов) и киповую (для штучных грузов). Киповая Г., исключающая объёмы грузовых помещений, к-рые не могут быть использованы для укладки грузов, меньше зерновой Г. на 6-10%.

Важное значение имеет удельная Г. (объём грузовых помещений, приходящийся на единицу грузоподъёмности). Удельная Г. современных крытых ж.-д. вагонов составляет 1,94-2,0 м3/т, полувагонов-1,08-1,16 и цистерн - 1,02- 1,14 м3/т, автомобилей-самосвалов-0,6- 0,7 м3/т.

Мор. и речные суда в зависимости от назначения имеют различную удельную Г. Напр., рудовозы 0,5-1,0; суда для навалочных грузов и танкеры 1,2-1,4; суда для генеральных грузов 1,4-2,2. Удельная Г. самолёта Ан-22-7,0- 7,5 м3/т.

Для трансп. средств открытого типа (ж.-д. платформы, автомобили с бортовой платформой) удельную Г. выражают отношением площади грузовых помещений к грузоподъёмности. Этот показатель для ж.-д. платформ составляет 0,58-0,94 м2/т, а для автомобилей общего назначения 1,2-6,0 м2/m. E. С.Сергеев.



ГРУЗОВОЕ СУДНО, судно, предназ-нач. для перевозки различных грузов; см. Судно.



ГРУЗОВОЕ УСТРОЙСТВО судна, совокупность приспособлений и механизмов для погрузки, выгрузки и перемещения грузов. Обычно суда оборудуют Г. у. периодического действия - грузовыми стрелами и кранами, иногда лифтами. Благодаря простоте в эксплуатации на судах распространены Г. у. со стрелами; совр. суда чаще оборудуют кранами с электро- и гидроприводом. Грузоподъёмность стационарных судовых кранов обычно 5-8 т, иногда 15 т и более, а передвижных - до 30 т; последние устанавливают на контейнеро-возах, лесовозах-пакетовозах, навалочниках и др. Лифты имеют грузоподъёмность 1-5 т; используются для перемещения людей и небольших грузов на пассажирских, промысловых и др. судах. Г. у. непрерывного действия (ленточные транспортёры, ковшовые элеваторы, пневматич. перегружатели и др.) применяют в основном на саморазгружающихся судах - рудовозах, углевозах, цементовозах. Производительность транспортёрных Г. у. достигает 4000 т/ч.

Э. Г. Логвинович.



ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ характеризуется грузоподъёмностью, типом кузова, колёсной формулой и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъёмностью указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для буксировки прицепов Г. а. оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк) и быстродействующими соединит.устройствами для световой сигнализации и привода в действие тормозной системы прицепа.

По грузоподъёмности Г. а делят на след. классы: особо малой грузоподъёмности - до 1 т; малой грузоподъ-ёмности -1-2 т; средней грузоподъёмности -2-5 га (рис., 1); большой грузоподъёмности - св. 5 т; особо большой грузоподъёмности (внедорожный автомобиль, рис., 2) - свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в городах по габаритным ограничениям длина двухосного Г. а. не должна превышать 11 м и 12 м - автомобиля с кол-вом осей более двух (автопоезда до 22 м); ширина - 2,5 м, а высота -3,8 м. Повышение грузоподъёмности Г. а. достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные) или применением прицепов (полуприцепов) (рис., 3). В СССР для Г. а. и автопоездов рекомендован ряд грузоподьёмно-стей: 0,5; 1; 1,5; З; 5; 8; 10; 12; 14; 16; 25; 40; 60; 100 т.

По типу кузова Г. а. разделяют на автомобили общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами и специализированные - с кузовами спец. назначения (самосвалы, фургоны, рефрижераторы и т. п.). Г. а. и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или неск. однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-раз-грузочных работ нек-рые Г. а. оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. операций.

Конструкция Г. а. характеризуется компоновочной схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами управления (см. Автомобиль). Наиболее распространённые компоновочные схемы Г. а. - "кабина за двигателем" и "кабина над двигателем". Последняя получает всё большее распространение, особенно на Г. а. большой грузоподъёмности, т. к. позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более полного соответствия Г. а. роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается в неск. модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно, длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объёмной массой, а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъёмность далее при перевозке легковесных грузов.

Г. а. особо малой грузоподъёмности (фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей или на базе их агрегатов и узлов. Г. а. малой и средней грузоподъёмности имеют обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего сгорания), механич. трансмиссию с одинарной или двойной главной передачей, тормоза с гид-равлич. или гидропневматич. приводом, подвеску переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без усилителя. На Г. а. большой и особо большой грузоподъёмности чаще устанавливают дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механич., гидромеханич. и электромеханич. трансмиссии, тормоза с пневматич. или пневмогидравлич. приводом и тормоза-замедлители, рулевое управление с гидравлич. усилителями.

Основные параметры некоторых совр. Г. а. даны в таблице.В СССР Г. а. выпускаются автомобильными заводами: Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским ("Урал"), Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским (БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность).

К осн. моделям Г. а., выпускаемых отечеств. заводами, относятся: грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъёмность 1 т), ГАЗ-5ЗА (4 т), ЗИЛ-130 (5 т), "Урал-377" (7,5 т), МАЗ-500 (8 т), КАЗ-608 (седельный тягач), КрАЗ-257 (12 т). На их базе выпускается большое кол-во модификаций (самосвалов, автомобилей с повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.). Белорусский автозавод выпускает карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъёмности БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т), БелАЗ-549 (65 т).




Параметры грузовых автомобилей



Параметры

Грузоподъёмность автомобиля , т.



до 1,0

1,5

3

5

8

12



Минимальная площадь платформы,

мм





3000X1900

3800X2200

4500X2200

5200X2200

7000X2200



Погрузочная высота не более, мм

900

1150

1200

1200

1400

1400



Минимальный дорожный просвет, мм

175

200

240

260

270

270



Интенсивность разгона до скорости 50 км/ч, сек

15

15

15

25

25

35



Макс, скорость, км/ч

110

100

90

90

85

75



Коэфф. собственного веса

1,25

1,15

0,8

0,7

0,65

0,65



Размеры шины, дюймы (профиль шины- диаметр обода)

6.00-13

8,40-15

7,00-18

7,50-20

8,25-20

11,00-20




Развитие конструкции Г. а. идёт по пути наибольшего приспособления к условиям эксплуатации. Для Г. а. малой и средней грузоподъёмности осн. внимание уделяется улучшению манёвренности, интенсивности разгона, снижению погрузочной высоты и др. Для Г. а. большой грузоподъёмности наблюдается стремление к макс. повышению грузоподъёмности в пределах существующих весовых ограничений автомобиля, а также обеспечению подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъёмности, чем у самого автомобиля. Совершенствование силовой установки осуществляется применением более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Всё большее распространение получают быстроходные дизели, а на Г. а. большой грузоподъёмности имеются попытки применить газовую турбину. Использование атомной энергии (атомоходы) затруднено из-за необходимости применения сложной физиол. защиты.

Нек-рое распространение начинают получать автоматич. трансмиссии и дизель-электрич. передачи с использованием электродвигателей на всех колёсах (мотор-колесо). Это уменьшает загрязнённость возд. бассейнов городов токсичными веществами продуктов сгорания. Большое внимание уделяется облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения (эффективные тормоза, обзорность, сигнализация), уменьшению трудоёмкости работ по тех-нич. обслуживанию и ремонту и повышению надёжности конструкций.

Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 196з; Автомобилестроение СССР, М-, 1967; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968; Островцев А. Н., Основы проектирования автомобилей, М., 1968; Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969; Chagette }., Technique automobile, 3 ed., P., 1953.

Л. Л. Афанасьев.



ГРУЗОВОЙ ДВОР, часть территории ж.-д. станции, имеющая комплекс сооружений и устройств, предназначенных для приёма, погрузки, выгрузки, сортировки грузов и их краткосрочного хранения. В зависимости от объёма и структуры грузопотока Г. д. может быть общего типа и специализированный по роду груза. В комплекс сооружений механизированного Г. д. входят закрытые склады ангарного типа с внутр. вводом ж.-д. путей, открытые механизированные цехи перегрузки контейнеров и др. грузов, эстакады и повышенные пути для перегрузки перевозимых навалом грузов. Г. д. имеет устройства для определения веса груза, проверки габарита погрузки, средства связи, водопровод, осветительную сеть и противопожарные средства. На крупных станциях оптимальная расстановка вагонов по местам разгрузки и загрузки, а также автомобилей для централизованного завоза и вывоза грузов производится с помощью ЭВМ. На территории Г. д. размещаются товарная контора, информац. бюро, контора грузового двора, служебные помещения, ремонтные мастерские, гаражи, а также козловые, мостовые и стреловые краны, электро- и автопогрузчики и др. средства механизации погрузочно-разгрузочных работ и складских операций.

Лит.: Потапов В. П., Маталасов С. Ф.,

Грузовая н коммерческая работа железных дорог, М-, 1967. Е.С. фурман.



ГРУЗОВОЙ ПЛАН, карго-план, схема размещения грузов, перевозимых в грузовых помещениях и на верхней палубе судна. Г. п. служит руководством при погрузке и разгрузке и преследует цель обеспечить полное использование грузовместимости и грузоподъёмности судна, сохранность грузов при перевозке, удобную и быструю их погрузку и выгрузку, а также достаточную остойчивость судна, его допустимую осадку, общую и местную прочность корпуса. На Г. п. указывается наименование грузов, число мест отд. партий, их объём, положение центра тяжести и порт назначения.

ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, перемещение грузов различными средствами транспорта - универсальными и специальными. (Перемещение земляных масс при производстве строительных работ с помощью бульдозеров и других строительных машин к Г. п. не относится.) Различают: а) внутрипроизводственные Г. п., технологически связанные с производством той или иной продукции в пределах отд. предприятия; б) народнохозяйственные - перевозки продукции в сфере обращения от производителей к потребителям либо непосредственно (транзитные поставки), либо через склады долгосрочного хранения и торг. сеть (повторные перевозки). Объём Г. п. (измеряемый в тоннах) обусловлен объёмом произ-ва продукции и импорта и коэфф. повторности перевозок, т. е. тем, сколько раз одна и та же тонна продукции перевозится от предприятия-производителя до пунктов потребления (производственного или личного). Коэфф. повторности зависит от действующей системы снабжения и сбыта продукции, величины транзитных норм поставки, ёмкости и размещения складов, степени развитости т. н. смешанных перевозок, осуществляемых двумя или неск. видами транспорта (при таких перевозках одна и та же продукция учитывается отдельно каждым видом транспорта, т. е. имеет место повторный учёт), и от др. факторов. Как правило, в социалистич. странах коэфф. повторности перевозок меньше, чем в капиталистических, вследствие преимуществ плановой системы снабжения предприятий и сбыта их продукции.

В 1967 все виды транспорта всех стран мира перевезли ок. 85 млрд. т на среднее расстояние 258 км. При общей массе всей мировой продукции пром-сти и с. х-ва, равной ок. 26 млрд. т, каждая тонна продукции перевозилась в среднем 3,3 раза. В СССР в 1970 транспорт перевёз почти 18 млрд. т.

Объём Г. п. во всём мире возрос за последние 50 лет почти в 15 раз, а в СССР за период 1913-70 более чем в 80 раз. В 1970 наибольшая масса (по тоннажу) Г. п. производилась автомоб. транспортом - 4/5 (на короткие расстояния) и 1/5 др. видами транспорта вместе взятыми (на дальние расстояния). Е. Д. Хануков.

ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ, показатели, характеризующие объём перевозок грузов по участкам и направлениям трансп. сети, а также между корреспондирующими предприятиями, пунктами или р-нами. Г. п. изображаются либо графически или схематически, либо в виде т. н. косых таблиц, в к-рых указываются и корреспондирующие пункты и объём перевозок между ними. Г. п., как правило, неравномерны по отд. участкам сети и по направлениям "туда" и "обратно". В СССР наиболее мощные Г. п. складываются на линиях, связывающих осн. р-ны горно-доб., металлургич. и лесозаготовит. пром-сти с крупными центрами обрабат. пром-сти (напр., Донбасс с Центром, Кузбасс с Уралом и т. д.). Направление преобладающего грузопотока (напр., из Донбасса в Центр) наз. грузовым, а обратное - порожним. В СССР по сети жел. дорог в обратных направлениях перевозится примерно 3/5 массы грузов, перевозимых в грузовых направлениях. Неравенство Г. п. по направлениям "туда" и "обратно" вызывает порожние пробеги подвижного состава и непроизводительные пробеги локомотивов, судов, автомобилей, увеличение себестоимости перевозок и капиталовложений. Для смягчения неравномерности Г. п. осуществляются меры стимулирования загрузки порожних направлений, включая применение пониженных тарифов.

Мощность Г. п. измеряется показателем густоты перевозок (или грузонапряжённости). Она зависит от объёма произ-ва продукции, связанного с ним грузооборота и протяжённости сети. На жел. дорогах СССР средняя густота перевозок составляет 18,5 млн. т*км/км; она втрое выше средней густоты всей мировой сети жел. дорог и в 5 раз больше, чем в США. Высокой грузонапряжённости обычно сопутствуют более высокая степень использования производств. фондов транспорта, низкая себестоимость перевозок. Вместе с тем усложняется задача обеспечения бесперебойной работы транспорта и его содержание. Поэтому при чрезмерно высокой грузонапряжённости отд. направлений сети строят параллельные разгружающие линии. Е. Д. Хануков.

ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, вспомогательные устройства грузоподъёмных машин, с помощью к-рых захватывают груз, удерживают его при различных перемещениях и осуществляют разгрузку. Для непосредств. захвата груза используют крюки, к-рые при необходимости дополняются др. приспособлениями. Г. п. должны быть удобными и безопасными в работе, обеспечивать сохранность груза, иметь минимальную

Грузозахватные приспособления; а, 6, в, г -простейшие грузозахватные приспособления (способы вязки канатов с коушами); д - быстродействующий клещевой захват; е- эксцентриковый захват; ж - бадья; з - кюбель; и - грейфер; к - электромагнит.
[0721-4.jpg]

собственную массу, быстро захватывать и освобождать груз. Выбор Г. п. определяется свойствами, размерами,формой и массой перемещаемых грузов, а также характером производств. процесса. По виду перемещаемых грузов различают Г. п. для штучных грузов, для сыпучих и для жидких, а по роду привода в действие - ручные и автоматические, т. н. автостропы.

Наиболее просты по устройству т. н. чалочные Г. п., или стропы, для штучных грузов, представляющие собой отрезки канатов или сварных цепей, концы к-рых сращивают или снабжают коушами (спец. металлич. кольцо), крючьями или скобами (рис., а-г). Получили распространение быстродействующие клещевые (рис., д) и эксцентриковые (рис., е) захваты для ящиков, бочек, мешков, листового проката и пр. Захват и перемещение сыпучих грузов производят бадьями, кюбелями, грейферами (рис., ж, з, и), а жидких - при помощи бадей, ковшей и др. ёмкостей.

Автостропы позволяют освободить большое число рабочих-стропальщиков, обеспечивают более высокую степень безопасности работ и снижают их трудоёмкость. Нашли применение автостропы для железобетонных конструкций, контейнеров, грузов, сформированных в пакеты (см. Пакетоформирующая машина) и др. Для автоматич. захвата изделий из чёрных металлов широко используют грузовые электромагниты (рис., к). Дли-номерные грузы поднимают неск. электромагнитами, подвешенными к общей траверсе. Для подъёма грузов с ровными плоскими поверхностями (листы, строит. блоки, коробки) используют вакуумные Г. п., снабжённые захватами, головками или гибкими присосками. Принцип действия таких Г. п. основан на использовании разности атм. и внутр. давлений.

Совершенствование совр. Г. п. идёт как по линии разработки новых конструкций автоматич. захватов, так и по линии создания специализированных захватов для определённых грузов, напр. для рулонов листовой стали, пакетов листового материала, контейнеров, брёвен и т. п.

А. А. Пархоменко.



ГРУЗОНАПРЯЖЁННОСТЬ ж.-д. линии, показатель интенсивности использования ж.-д. сети; величина Г. (или густоты перевозок) измеряется количеством т*км, приходящихся на 1 км эксплуа-тац. длины жел. дорог (эксплуатац. длина жел. дорог СССР не включает протяжения вторых и третьих главных, а также станционных путей). Мощность грузопотока может быть измерена также количеством тонн груза, провезённых через определённое сечение (пункт) ж.-д. сети за определённый период времени. Средняя Г. сети жел. дорог СССР за послевоен. годы возросла более чем в 4 раза: с 4,3 млн. т* км/км в 1940 до 18,5 млн. т*км/км в 1970; на отд. направлениях ж.-д. сети средняя Г. колеблется от 1 до 70 млн. т*км/км и более. Средняя Г. ж.-д. сети США составляла 3,5 млн. т*км/км в 1968; в ФРГ - 2,0 и Франции - 1,7 млн. т*км/км, т. е. в 5-10 раз ниже, чем в СССР. Показатель Г. применяется также и к др. наземным, а также водным путям сообщения. Е. С. Сергеев.

ГРУЗООБОРОТ, основной условно натуральный экономич. показатель продукции транспорта как особой отрасли материального произ-ва. Представляет собой произведение количества перевезённого груза (в т) и расстояния перевозки (в км). Измеряется т*км нетто (на морском транспорте - тонно-милями, где миля = = 1,852 км), т.е. без веса подвижного состава, в к-ром груз перемещается. Следовательно, Г. транспорта зависит от массы перевозимого груза и дальности перевозки. Масса груза, в свою очередь, обусловлена объёмом и структурой произ-ва раз-

Табл. 1. -Грузооборот всех видов мирового транспорта по общественным системам и регионам в 1967





Автомобильный

Морской

Трубопроводный

Воздушный

Всего
Железно-дорож-ный

всего

в междугородных и пригородных сообщениях

всего по работе флота

международные сообщения

каботаж

Внут-ренний

ВОДНЫй

нефтяные трубопроводы

газопроводы

всего

в т. ч. внутренние сообщения

все виды сообщения

внутренние сообщения
млрд., т*км*
Мир в целом

4529

1710

1270

13459

12613

846

749

1023

457

14,8

8,1

21942

9322
Социалистические страны

2715

240

95

803

735

68

187

193

87

1 ,8

1 ,6

4227

3492
в т. ч. СССР

2215

170

51

527

475

52

144

183

81

1 ,1

1,5

3322

2847
Развитые капиталистические страны

1580

1287

1043

9077

8393

684

531

600

355

12,1

6,3

13442

5043
из них США

1082

732

567

690

210

480

389

511

295

9,5

6 , 0

3709

3495
Развивающиеся страны

234

183

132

3579

3483

94

31

230

15

0,9

0 ,2

4273

787
в процентах
Мир в целом

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0
Социалистические страны

59,9

14,0

7,5

6,0

5,9

8,0

25,0

18,9

19,0

12,2

19,9

19,3

37,5
в т. ч. СССР

49,0

10,0

4,0

3,9

3,8

6,1

19,3

17,9

17,7

12,0

18,5

15,2

30,5
Развитые капиталистические страны

34,9

75,3

82,1

67,4

66,6

80,9

71,0

58,6

77,7

81,7

77,8

61,3

54,1
из них США

23,9

42,8

44,6

5,1

1,7

56,7

51,9

50,0

64,6

66,6

74,1

17,0

37,5
Развивающиеся страны

5,2

10,7

10,4

26,6

27,5

11,1

4,0

22,5

3,3

6,1

0,3

19,4

8,4

*Ок. 70% всего грузооборота развивающихся стран составляют морские перевозки флота Либерии, формально являющегося самым крупным в мире, а также Панамы и нек-рых др. стран. Фактически этим флотом владеют крупные монополии США и ряда стран Зап. Европы. Суда этих монополий лишь фиктивно приписаны к портам малых стран с целью уклониться от уплаты больших налогов. Именно этой причиной объясняется сравнительно малый грузооборот морского флота США несмотря на большие размеры флота. По ориентировочным расчётам, действующая мировая статистика примерно втрое преувеличивает долю