загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ьфельде (Н. Саксония, 1911, совм. с А. Мейе-ром), подчёркивают лёгкость навесной стены. В адм. здании на выставке "Немецкого Веркбунда" в Кёльне (1914) выразительно противопоставление кирпичных стен лёгким металлич. конструкциям и остеклению. В 1918 Г. возглавил школы прикладного и изобразит. иск-ва в Веймаре, объединив их под назв. "Государственный Баухауз" в 1919. В период работы в "Баухаузе" одним из первых стал осваивать те возможности для создания новых форм в совр. архитектуре и дизайне, к-рые заложены в индустр. произ-ве; Г. занимался социальными проблемами зодчества, не выходя, однако, за пределы реформистских иллюзий. В серийном произ-ве вещей, спроектированных художником-дизайнером, в индустр. домостроении Г. видел средство демократизации архитектуры и материально-бытовой среды, окружающей человека. После столкновения с консервативными властями Веймара Г. переводит "Баухауз" в Дессау, где строит для него новое здание (1925-26), к-рое имело значение манифеста выдвигаемых им принципов рационалистич. архитектуры; здесь задача организации функциональных процессов диктует асимметричное размещение масс здания. В кон. 20-х гг. Г. устанавливает тесные связи с мастерами сов. конструктивизма. В 1928 Г. переехал в Берлин, посвятив себя проблеме т. н. дешёвых жилищ (см. Жилище). Г. разработал приём "строчной застройки", при к-рой стандартные корпуса располагаются параллельными рядами (пос. Даммершток близ Карлсруэ, 1927-28), создал также несколько прототипов экономичных квартир, широко использующихся в Западной Европе. В 1934 после прихода к власти нацистов эмигрировал в Великобританию. Вместе с арх. М. Фраем создал ряд построек (Импингтонский сельский колледж, 1936-39, и др.), способствовавших распространению функционализма в архитектуре страны. В 1937 переехал в США, в 1937-52 проф. (с 1938 руководитель) архит. отделения Гарвардского ун-та в Кембридже. Построил пром. посёлок Н ью-Кенсингтон близ Питсбурга (1941, совм. с М. Л. Брёйером), с лёгкими по конструкции домами, расположение к-рых подчинялось рельефу местности. В 1946 Г. организовал творческий коллектив из 8 молодых архитекторов (ТАС), проектировал с ним архит. комплексы зданий Гарвардского ун-та в Кембридже (1949-50) и ун-та в Багдаде (стр-во начато в 1961); опираясь на опыт функционализма и используя новые достижения строит. техники, построил неоклассич.здание посольства США в Афинах (1957- 1961), небоскрёб авиакомпании "Пан-американ эрлайнс" в Нью-Йорке (1963). Портрет стр. 349.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIII (стр. 384-385), а также т. 2, табл. XXIX; т. 3, стр. 49; т. 6, табл. VIII.

Соч.: Internationale Architektur, Munch. 1925; Bauhausbauten in Dessau, Munch. 1930; The new architecture and the Bauhaus L., [1935]; Wege zu einer optischen Kultur Fr./M., 1956; в рус. пер. - Границы архи-тектуры, М., 1971.

Лит.: Giediоn S., Walter Gropius Mensch und Werk, Stuttg., 1954; Argan G. C., Walter Gropius e la Bauhaus, 2 ed., [Torino, 1957]; Fitch J. M., Walter Gropius, N. Y., 1960. А.В.Иконников.

ГРОППЕР (Cropper) Уильям (р. 3.12. 1897, Нью-Йорк), американский график и живописец. Ученик Р. Хенри и Дж. Беллоуза, с 1920-х гг. активный сотрудник коммунистич. прессы. В сатирич. рисунках и линогравюрах Г. резко и темпераментно обнажены классовый смысл обществ. антагонизмов, бесчеловечность бурж. строя США. Страстность обличения, напряжённая динамика и лапидарность манеры, а подчас и черты экспрессионистич. деформации сказались также в его плакатах, иллюстрациях и живописи - станковой и монументальной. В 1930-е гг. Г. посвятил мн. рисунки и литографии борьбе рабочего класса; в сериях литографий на темы гражд. войны в Испании 1936-39 (участником к-рой он был) и 2-й мировой войны 1939-45 Г. разоблачал фашизм и создал героич. образы борцов-антифашистов.

Лит.: A selection of drawings from the "Worker" 1924-1960. Album, N. Y., [1960].

ГРОС (Grosz) Жорж (наст. имя и фам.- Георг Эренфрид, Ehrenfried) (26.7. 1893, Берлин,-6.7.1959, Зап. Берлин),немецкий график и живописец. Учился в АХ в Дрездене (1909-11) ив художеств.-пром. школе в Берлине (1911-13). С 1918 чл. компартии Германии. Организатор "Красной группы" художников (1924), с 1928 чл. Ассоциации рево-люц. художников Германии в Берлине. Нек-рое время примыкал к дадаизму и экспрессионизму, писал в духе "новой вещественности" остро психоло-гич. портреты. Широкую известность получили графич. циклы Г. (литография, рисунок, акварель) "Лицо господствующего класса" (1921), "Се человек" (1922), "Расплата следует!" (1922-23), "Новое лицо господствующего класса" (1930), острогротескная манера которых навеяна наивным уличным рисунком; Г. в них зло и язвительно обличал эгоизм, жестокость и развращённость буржуазии, бесчеловечность милитаризма, показывал ужасы нар. нищеты и бесправия и растущую сознательность рабочего класса. В 1932-59 Г. жил в США, где отошёл от политич. деятельности, но создал ряд острых социально-критич. картин ("Мир", „1946, Музей амер. иск-ва Уитни, Нью-Йорк).

Соч.: A little Yes and a big No, N. Y., 1946.

Лит.: [Сьедин В.], Георг Гросс, М.- Л., 1931; Lang L. (Hrsg.), George Grosz, В., 1966.



ГРОСГЛОКНЕР (GroBglockner), самая высокая вершина в Австрии, в хр. Высокий Тауэрн. Выс. 3797 м. Сложена кристаллич. породами, имеет форму заострённой пирамиды. На вост. склоне - ледники дл. до 9 км.



ГРОС-ЕГЕРСДОРФ (GroВ-Jagersdorf), селение в б. Вост. Пруссии (юго-западнее Инстербурга, ныне Черняховска), в районе к-рого_ 19(30) авг. 1757 во время Семилетней войны 1756-63 произошло сражение между рус. войсками под команд. фельдмаршала С. Ф. Апраксина (55 тыс. чел.) и прус. войсками под команд. фельдмаршала X. Левальда (24 тыс.). Рус. армия 21 июля (1 авг.) 1757 перешла прус. границу и 30 июля (10 авг.) заняла Инстербург. Прус. войска располагались на позиции у Велау, прикрывая путь на Кенигсберг. Апраксин решил обойти эту позицию с Ю. и переправился на лев. берег р. Прегель. Левальд также перешёл на лев. берег Прегеля и 19(30) авг. внезапно атаковал рус. войска, к-рые выступили на Алленбург, но ещё не закончили построения походного порядка. Лесисто-болотистая местность мешала быстрому развёртыванию рус. армии, центр к-рой (2-я дивизия В. А. Лопухина) был атакован превосходящими силами противника. Рус. войска благодаря мужеству солдат и инициативе отд. командиров отразили атаки противника. Ввод в бой бригады П. А. Румянцева привёл к перелому в ходе сражения, к-рое закончилось поражением пруссаков, потерявших 5 тыс. чел. и 29 орудий. Русские потеряли 5400 чел. Левальд отступил на прав. берег р. Прегель, открыв путь на Кенигсберг, но Апраксин не использовал победу; заняв 25 авг. (5 сент.) Алленбург, он отошёл к Тильзиту.

Ввиду ожидавшейся смерти имп. Елизаветы Петровны Апраксин действовал в интересах придворной партии, ориентировавшейся на наследника престола Петра Фёдоровича, противника войны с Пруссией. В результате кампания 1757 окончилась безрезультатно.

ГРОСС (GroB) Ганс (16.12.1847, Грац,- 9.12.1915, там же), австр. учёный, криминалист. В 1897-1902 проф. уголовного права Черновицкого, в 1902-05 Пражского, с 1905 Грацкого ун-тов. Один из основоположников криминалистики, а также один из создателей судебной психологии. Работа Г. "Криминалистическая психология" (1898) - первое крупное произведение по судебной психологии. Создал первый в мире музей криминалистики в Граце. Осн. произведение Г.- "Руководство для судебных следователей, как система криминалистики" (1893, рус. пер. 1895-96, 1908 и 1930). Г. - основатель журнала "Archiv fur Kriminalanthropologie und Kriminalistik" ("Архив по криминалистической антропологии и криминалистике"). С 1898 до 1915 Г. гл. редактор этого журнала. Г.- автор работ, показывающих значение применения данных естеств. и точных наук к задачам раскрытия преступлений и обнаружения преступника. А. Ю. Штромас.

ГРОСС Евгений Фёдорович [р. 8(20). 10. 1897, г. Колпино, ныне Ленингр. обл.], советский физик, чл.-корр. АН СССР (1946). В 1924 окончил Ленингр. ун-т, с 1938 проф. там же. С 1944 работает также в Физико-технич. ин-те АН СССР, а с 1964 в Ин-те полупроводников АН СССР. Осн. труды по оптике твёрдого тела. В 1930 провёл количественные измерения тонкой структуры линии Рэлея, вызванной распространением тепловых волн при рассеянии света в кристаллах и жидкостях. В 1935 обнаружил спектры межмолекулярных колебаний - "грос-совские" частоты. В 1951 открыл оптич. спектр экситона, экспериментально доказав существование экситонов в кристаллах. В дальнейшем детально исследовал свойства экситонов и их роль в различных физич. явлениях (фотопроводимость, люминесценция), обнаружил у них диамагнетизм, явления Зеемана и Штарка, ионизацию во внешнем элект-рич. поле, инверсию магнитного поля экситона и распределение Максвелла по скоростям экситонов, оптич. аналог Мёсс-бауэра эффекта, роль экситонов в когерентном излучении кристаллов, открылоптич. спектр биэкситона и др. Гос. пр. СССР (1946). Ленинская пр. (1966). Награждён орденом Ленина и медалями.

Соч.: Спектр возбуждения экситонов в кристаллической решетке, "Успехи физических наук", 1957, т. 63, в. 3; Экситон и его движение в кристаллической решетке, там же, 1962, т. 76, в. 3.

Лит.: Захарченя Б. П., Каплянский А. А., Е. Ф. Гросс, "Успехи физических наук", 1968, т. 94. в. 2.

ГРОСС (нем. GroB), мера счёта, равная 12 дюжинам, т. е. 144 штукам.

ГРОССГЕЙМ Александр Альфонсович [23.2(6.3). 1888, с. Лиховка, ныне Днепропетровской обл. -4.12. 1948, Ленинград], советский ботаник, акад. АН СССР (1946; чл.-корр. 1939), акад. АН Азерб. ССР (1945). Окончил Московский ун-т (1912). Работал в Тбилисском ботанич. саду (1913-26), Тбилисском политехнич. ин-те (1917-30), Азерб. ун-те (1927- 1946). Организатор и директор Ботанич. ин-та АН Азерб. ССР (1936-47). С 1947 зав. сектором кавказской флоры Ботанич. ин-та АН СССР и зав. кафедрой ЛГУ. Осн. работы посвящены флоре, растительности и растит. ресурсам Кавказа. Автор сводок: "Флора Кавказа" в 4 томах (1928-34; 2 изд. не закончено, вышло 7 тт., 1939-67), "Анализ флоры Кавказа" (1936), "Растительные ресурсы Кавказа" (1946, Гос. пр. СССР, 1948), "Растительный покров Кавказа" (1948), "Определитель растений Кавказа" (1949). Предложил (1945) оригинальную филогенетическую систему покрытосеменных. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Портрет стр. 352.

Лит.: А.А.Гроссгейм. 1888 - 1948, М.- Л., 1953 (Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия биологических наук. Ботаника, в. 4). Д. В. Лебедев.

ГРОССЕ (Grosse) Эрнст (29.7.1862, Стендаль,-26.1.1927, Фрейбург), немецкий этнограф и искусствовед. В основном занимался проблемой возникновения иск-ва и форм семьи. Работы Г. ("Формы семьи и формы хозяйства", 1896, рус. пер. 1898; "Происхождение искусства", 1894, рус. пер. 1899) содержат огромный фактический этнографич. и ар-хеологич. материал, однако в трактовке его сочетаются вульгарный материализм и идеализм. Напр., типы семьи, а также происхождение и ранние формы иск-ва Г. механически связывал с "формами хозяйства", под к-рыми понимал лишь формы использования орудий произ-ва. Но по мере обществ. эволюции иск-во, по Г., совершенно отрывается от практич. потребностей людей и развивается лишь в результате присущего человеку чувства прекрасного и стремления к эстетич. наслаждению.



ГРОССЕТО (Grosseto), город в Италии, в обл. Тоскана. Адм. ц. провинции Грос-сето. 60,1 тыс. жит. (1969). Произ-во с.-х. машин, насосов; получение металлич. ртути из киновари (месторождение Монте-Амиата). Близ Г. добыча пирита (80% всей добычи в стране).

ГРОССМАН Василий Семёнович [29.11(12.12).1905, Бердичев, -14.9.1964, Москва], русский советский писатель. Окончил физико-математич. ф-т МГУ (1929). Работал в Донбассе инженером-химиком. Первая повесть Г. "Глюкауф" из жизни сов. шахтёров (1934) и рассказ "В городе Бердичеве" (1934) обратили на себя внимание М. Горького. Герои более поздних рассказов ("Четыре дня", "Товарищ Фёдор", "Кухарка"), пройдя через подпольную борьбу против царизмаи Гражд. войну, становятся строителями нового общества. Они показаны в обыденных жизненных обстоятельствах, что оттеняет необыкновенность их душевного склада. В романе "Степан Кольчугин" (ч. 1-4, 1937-40) рассказано о молодом рабочем, к-рый приходит в ряды большевистской партии.

В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945 Г.- воен. корреспондент газ. "Красная звезда" - публикует серию очерков о борьбе сов. народа против фашистов и повесть "Народ бессмертен" (1942) - первое крупное произв. о событиях войны, где дана обобщённая картина нар. подвига. В 1952 опубл. роман "За правое дело", в к-ром содержится попытка широкого осмысления исторического опыта Великой Отечественной войны. Осн. тема романа - тема народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть защиты родной земли. Война предстаёт здесь во всей её конкретности - от событий историч. масштаба до мельчайших подробностей, из к-рых складываются эти события. Позднее Г. опубликовал ряд рассказов ("Дорога", "Несколько печальных дней" и др.) и лирич. дневник-очерк о поездке в Армению "Добро вам!" (1965). Награждён 3 орденами, а также медалями.

Соч.: За правое дело, ч. 1 - 3, М., 1954; Повести. Рассказы. Очерки. [Вступ. ст. Ф. Левина], М., 1958; Старый учитель. Повести и рассказы, М., 1962; Добро вам! Рассказы. [Предисл. Н. Атарова], М.. 1967.

Лит.: Мясников А., Литература и война, "Октябрь", 1942, № 11; Перцов В., Подвиг и герой, "Знамя", 1945, № 9; Гал а н о в Б., Эпопея народной борьбы, "Молодой коммунист", 1953, № 1; Бочаров А. Г., В. Гроссман. Критико-биографический очерк, М., 1970; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 1, Л., 1959. Г. Н. Мунблит.



ГРОССМАН Леонид Петрович [12(24). 1.1888, Одесса, -15.12.1965, Москва], советский литературовед. Окончил юридич. ф-т Новороссийского ун-та в Одессе (1911). Начал печататься в 1903. Проф. Моск. гор. пед. ин-та им. В. П. Потёмкина. Осн. работы посвящены творчеству Ф. М. Достоевского и др. писателям 19 в., вопросам поэтики, связям рус. лит-ры с обществ. мыслью и зап.-европ. лит-рой, драматургии и театру. Автор романов и повестей: "Записки Д'Арши-ака" (1930), "Рулетенбург" (1932), "Бархатный диктатор" (1933).

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 4, М., 1928; Жизнь и труды Ф. М. Достоевского, М.- Л., 1935; Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31 - 32, М.,1937; Театр Сухово-Кобылина, М.- Л., 1940; Н. С. Лесков, М.. 1945; Пушкин, 3 изд., М., 1960; Достоевский, 2 доп. изд., М., 1965; Роман Нины Заречной, альм. "Прометей", т. 2, М., 1967.

ГРОССМЕЙСТЕР (нем. GroВmeister), великий магистр, в католической церкви глава духовно-рыцарского ордена. Избирается пожизненно членами ордена, утверждается папой римским. В ср. века, когда влияние духовно-рыцарских орденов было значительным, Г. играли большую политич. роль в феод. мире Европы. При утрате орденами прежнего влияния, термин "Г." сохранил значение титула глав нек-рых орденов.

ГРОССМЕЙСТЕР (нем. GrоВmeister- большой мастер), высшее почётное спортивное звание по шахматам и шашкам; присваивается междунар. федерациями и в СССР, в Венгрии - только по шахматам. В СССР звание Г. по шахматам установлено в 1935; в 1935-70 его получили (и выполнили нормативы для получения) 40 чел. Первый сов. Г. - М. М. Ботвинник. В 1949 Междунар. шахматная федерация (ФИДЕ, осн. в 1924) учредила звание междунар. Г. К нач. 1971 это звание было присвоено 104 лучшим шахматистам мира; среди них 36 сов. спортсменов: И. Е. Болеславский, И. 3. Бондаревский, М. М. Ботвинник, Д. И. Бронштейн, П. П. Керес, А. А. Котов, Г. Я. Левенфиш, А. А. Лилиен-таль, В. В. Рагозин, В. В. Смыслов, С. М. Флор (в 1950); Ю. Л. Авербах, Е. П. Геллер, В. Л. Корчной, Т. В. Пет-росян, Б. В. Спасский, М. Е. Тайманов, М. Н. Таль, А. К. Толуш (в 1952- 1957); В. С. Антошин, Е. А. Васюков, А. П. Гипслис, Б. И. Гургенидзе, Э. Е. Гуфельд, А. Н. Зайцев, А. Е. Карпов, Н. В. Крогиус, А. Я. Лейн, В. М. Либерзон, Л. А. Полугаевский, В. П. Симагин, А. С. Суэтин, С. А. Фурман, Р. Д. Холмов, Л. А. Шамкович, Л. 3. Штейн (в 1960-70). В 1958 учреждено звание Г. Междунар. федерации игры в шахматы по переписке (ИКЧФ), к-рое получили 20 шахматистов разных стран, среди них 6 советских, в т. ч. чемпионы мира ИКЧФ В. П. Загоровский и В. В. Рагозин.

В 1970 было 12 гроссмейстеров СССР по шашкам (звание установлено в 1961): 7 - по русским и 5 - по междунар. стоклеточным шашкам. В 1948 установлено звание междунар. Г. Всемирной федерации шашек (ФМЖД).

В числе 14 междунар. Г. по шашкам сов. спортсмены - чемпион мира А. Г. Андрейко, экс-чемпионы И. И. Ку-перман и В. И. Щёголев. Л. И. Абрамов.

ГРОССО (Grosso) Альфонсо (р. 1928, Севилья), испанский писатель. Один из видных представителей т. н. "молодого" или "объективного романа". В романах "Канава" (1961) и "Ослепительно голубое небо" (1961, рус. пер. 1967) дано социальное исследование исп. провинции с её острыми противоречиями. Романы "Сети", "Страстная пятница" (1963, рус. пер. 1964) и "Паломничество", объединённые в трилогию "Слева от солнца", показывают социальную трагедию исп. труженика. Г. опубл. сб. "Херминаль и др. рассказы" (1963), книги очерков и путевых заметок; кн. "Вниз по реке" (1966, совм. с А. Лопесом Салинасом) - документальное разоблачение эксплуатации батраков на юге Андалусии. В романе "Тайфун Инес приближается" (1968) отразились впечатления от поездки на ре-волюц. Кубу.

Соч.: Testa de copo, Barcelona, 1963; Cuadros de interior, [Barcelona], 1966; в рус. пер.- Ослепительно голубое небо, предисл. Л. Осповата, М., 1967.

Лит.: Ferres A., Noticia de Alfonso Grosso, "Realidad", 1966. febr.

И. А. Тертерян.



ГРОССУЛЯР (от позднелат. grossula-ria - крыжовник), минерал из группы граната. Хим. состав Саз(А1,Fе)2[SiO4]з. Бесцветный до буро-жёлтого, зелёного. Твёрдость по минералогич. шкале 6,5-7,0; плотность 3530-3600 кг/м3.

ГРОСУЛ Яким Сергеевич [р. 8(21).9. 1912], советский историк, чл.-корр. АН СССР (1966). Акад. и президент АН Молд. ССР (с 1961). Чл. КПСС с 1939. Специалист по истории и историографии Молдавии 19-20 вв., автор и соавтор монографий "Крестьяне Бессарабии (1812-1861 гг.)" (1956), "Крестьянская реформа 60-70 гг. XIX в. в Бессарабии" (1956); 2-томной "Истории Молдавской ССР" и мн. др. работ. Деп. Верх. Совета СССР 5-6-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина и 2 др. орденами.

ГРОСФАТЕР, гросфатертанц (от нем. GrоВvater - дедушка, Tanz - танец), немецкий шуточный танец, сопровождавшийся пением. Был распространён в 17-19 вв. Исполнялся на семейных праздниках (общий заключительный танец). Состоял из медленной трёхдольной и быстрой двухдольной частей. Использован в циклах фп. пьес "Бабочки" и "Карнавал" Шумана, в балете "Щелкунчик" Чайковского.



ГРОТ (Grote) Джордж (17.11.1794, графство Кент,- 18.6.1871, Лондон), английский историк античности. Гл. труд Г., посвящённый истории Др. Греции с древнейших времён до 301 до н. э., отличался для своего времени яркостью и полнотой изложения материала. Он исследовал преим. политич. историю; крайне идеализировал афинскую демократию. Рассматривая раннюю греч. историю с позиций гиперкритицизма, Г. отрицал достоверность событий вплоть до 8 в. до н. э.; модернизировал историю Др. Греции.

С о ч.: History of Greece, 5 ed., v. 1-10, L., 1888; Plato and the other companions of Sokrates, 2 ed., v. 1 - 3, L., 1867; Aristotle, v. 1 - 2, L., 1872; Fragments on ethical subjects, L., 1876; The minor works, L., 1873.

Лит.: Бузескул В. П., Введение в историю Греции, Зизд.,П., 1915, с. 270 - 81; Васильевский В. Г., Взгляд на историю афинской демократии, "Журнал Министерства народного просвещения", 1867, ч. 134, с. 87 -145. Л. Н. Казаманова.



ГРОТ Николай Яковлевич [18(30).4.1852, Хельсинки, - 23.5(4.6). 1899J, русский философ-идеалист. Сын Я. К. Трота. Проф. Моск. университета (с 1886), пред. Моск. психологич. общества, первый редактор журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889). Г. эволюционировал от позитивистского отрицания философии ("Отношение философии к науке и искусству", 1883) к попыткам создать самостоят. систему, используя для этого, в частности, элементы философии Дж. Бруно, И. Канта, А. Шопенгауэра и Э. Гартмана. Ранние психологич. работы Г. ("Психология чувствований...", 1879-80) обнаруживают влияние рефлекторной теории И. М. Сеченова. В дальнейшем Г. стремился построить учение о взаимодействии психич. и материальных процессов, вводя понятие психич. энергии, что сближает его концепцию с энергетизмом В. Оствальда. Г. стремился доказать бытие бога, выступив одним из предшественников веховства (см. "Ве-xи") и богоискательства.

Соч.: Основные моменты в развитии новой философии, М., 1894; Джордано Бруно и пантеизм, Од., 1885; Философия и ее общие задачи. Сб. ст., СПБ, 1904.

Лит.: Николай Яковлевич Грот..., СПБ, 1911 (имеется библ.). П. С. Шкуринов.



ГРОТ Яков Карлович [15(27). 12.1812, Петербург,- 24.5(5.6). 1893, там же], русский филолог, акад. Петерб. АН (1856). Проф. Гельсингфорсского ун-та (1840-52), проф. Петерб. лицея (1852- 1862). Автор работ по истории швед. и фин. лит-ры, по сканд. фольклору и мифологии, переводов сканд. поэтов, а также исследований о рус. лит-ре: "Пушкин, его лицейские товарищи и наставники" (1887, 2 изд. 1899), "Литературная жизнь Крылова", "Очерк жизни и поэзии Жуковского" (1883). Издал "Сочинения Г. Р. Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота" (т. 1-9, 1864-83) и др. "Филологические разыскания" (т. 1-2, 1873, 4 изд. 1899) посвящены рус. грамматике и лексикологии. Большое значение имел труд "Русское правописание" (1885, 22 изд. 1916), установивший нормы рус. правописания, к-рое с небольшими изменениями сохранялось до орфографич. реформы 1918. В 1891 под рук. Г. стал издаваться ака-демич. "Словарь русского языка" (участвовал в трёх выпусках - буквы А -Д).

Соч.: Труды, под ред. К. Я. Грота, т. 1 - 5, СПБ, 1898 -1903; Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым, т. 1-3, СПБ, 1896.

Лит.: Грот К. Я., Материалы для жизнеописания акад. Я. К. Грота, СПБ, 1912; Памяти акад. Я. К. Грота. 1812 - 1893, СПБ, 1913; Виноградов В. В., Русская наука о русском литературном языке, "Уч. зап. МГУ", 1946, в. 106, т. 3, кн. 1; Цейтлин Р. М., Краткий очерк истории русской лексикографии, М., 1958, гл. 7.

P.M. Цейтлин.



ГРОТ, Гротс Янис Янисович [27.1 (9.2). 1901, Силамуйжа, ныне Мадон-ский р-н Латв. ССР,-30.11.1968, Рига], латышский советский поэт. Род. в крестьянской семье. Г. вошёл в латыш. поэзию как романтик, бунтарь против бурж. действительности, пылко утверждающий будущее человечества (сб. "Вешние воды", 1925, "Вечерние облака", 1930, и др.). Писал сатирич. пьесы о бурж. Латвии ("Привет свободной Латвии!", 1930), ли-рико-романтич. драмы ("Пушкин", 1937; "Стенька Разин", 1932, и др.). К концу 30-х гг. его поэзия становится грустной, усталой ("В глубоких снегах", 1939). В стихах Г. сов. лет звучат мотивы дружбы народов, филос. раздумья (сб. "Утренний час", 1946; "Вечерние рассказы в посёлке", 1959). Поэзию Г. отличают душевность, музыкальность.

Соч.: Kopoti raksti, sej. 1-6, Riga, 1968 - 1971.

Лит.: Очерк латышской советской литературы. Рига, 1957. И. В. Киршентале.

ГРОТ (франц. grotte, от итал. grotta), 1) неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом; 2) расширение пещеры после узкого прохода; 3) ниша в конце ледникового языка, откуда вытекают талые воды.

ГРОТ в архитектуре, тип паркового сооружения (порой в виде павильона), кладка и отделка к-рого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естеств. пещеру. Г. были особенно широко распространены в европ. садово-парковой архитектуре 17-18 вв. (в России - с 18 в.).



ГРОТГЕР (Grottger) Артур (11.11.1837, Оттынёвице, ныне Отыневичи Жидачов-ского р-на Львовской обл.,-13.12.1867, Амели-ле-Бен, Франция), польский график и живописец. Представитель романтизма. Учился во Львове (1848-52) у Я. Машковского и Ю. Коссака, в Школе изящных иск-в в Кракове (1852-54) и в венской АХ (1855-58). Создал циклы картонов (итал. карандаш, мел), посвящённые драматич. событиям нац.-освободит. борьбы и Польского восстания 1863-64. Писал историч. композиции, портреты, батальные и жанровые сцены. Реализм и патриотич. героика уживаются у Г. с элементами академизма и мистич. символики.

Лит.: Р и с i a t a-P awlowska J., Artur Grottger, Torun, 1962.

ГРОТГУС, Гроттус (Grotthuss, Grothus) Кристиан Иоганн Дитрих (с 1805 известен как Теодор Г.) [20.1. 1785, Лейпциг,-14(26).3.1822, Гедучяй (Литва)], прибалтийский физик и химик. В 1803- 1804 и 1806-08 слушал лекции в высших школах Лейпцига и Парижа. В 1805 дал первое правильное теоретич. объяснение разложения воды электрич. током. Установил, что свет, поглощённый веществом, может вызывать в нём химич. реакцию (см. Гротгуса закон), открыл ускоренное окисление веществ свободным кислородом под действием света. Теориями Г., особенно в области электролиза и химического сродства, пользовались многие исследователи, не упоминая его имени.

Соч.: Abhandlungen uber Elektrizitat und Licht, Lpz., 1906 (Ostwald's Klassiker der exakten Wissenschaften, № 152), в рус. пер.: О разложении посредством гальванического электричества воды и растворенных в ней веществ, в кн.: Избранные труды по электричеству, М., 1956.

Лит.: Страдынь Я. П., Теодор Грот-гус. М., 1966 (имеется библ.).

ГРОТГУСА ЗАКОН, первый закон фотохимии, согласно к-рому хим. реакцию в веществе может вызвать только поглощённая часть падающего на него света. Впервые высказан на основании теоретич. соображений в 1818 К. Гротгусом. Это положение обосновали экспериментально Дж. Гершель (1842) и Дж. Дрейпер (1843); оно называется также законом Гротгуса - Дрейпера. Г. з. имел важное значение как предшественник закона фотохимич. эквивалентности, открытого А. Эйнштейном в 1912-13 (см. Фотохимия).



ГРОТЕВОЛЬ (Grotewohl) Отто (11.3. 1894, Брауншвейг,- 21.9.1964, Берлин), деятель герм. рабочего движения, политич. и гос. деятель ГДР. По профессии печатник. Окончил 8-летнюю школу; в 1924- 1926 учился в Академии им. Лейбница в Ганновере, в 1926-30 вольнослушатель Высшей политич. школы, Высшей коммерческой школы в Берлине и Берлинского университета. Вступил в 1908 в организацию социалистич. рабочей молодёжи в Брауншвейге, в 1910 стал её председателем, активно боролся против милитаризма. В 1912 вступил в С.-д. партию Германии. В 1914-18 служил в армии, осуждал предательскую политику руководства С.-д. партии. В 1918 вступил в Независимую с.-д. партию Германии, в 1922 стал снова чл. С.-д. партии, впоследствии принадлежал к её левому крылу. В 1919-21 служащий коммунальной страховой кассы. В 1920- 1925 деп. ландтага земли Брауншвейг, в 1921-22 мин. внутр. дел и нар. образования, в 1923-24 мин. юстиции пр-ва Брауншвейга. В 1925-33 деп. герм. рейхстага от С.-д. партии. Одновременно пред. орг-ции С.-д. партии в Брауншвейге, в 1925-33 президент земельной страховой компании Брауншвейга. В 1933, после захвата власти нацистами, был отстранён от работы. Принимал активное участие в нелегальной антифаш. борьбе. В 1938 Г. был арестован по обвинению в гос. измене и до марта 1939 находился в тюрьме. В ноябре вновь арестован по подозрению в заговоре против Гитлера и в течение 4 мес был под следствием. После освобождения продолжал антифаш. деятельность. В 1940-45 работал в одной из берлинских строит. контор.

После разгрома фаш. режима в Германии Г. развернул активную деятельность в восстановленной С.-д. партии Германии. В 1945 был избран пред. Центр. правления С.-д. партии. Решительно выступил за единство герм. рабочего движения. При непосредственном активном участии Г. в 1946 в восточной части Германии произошло объединение КПГ и СДПГ в Социалистич. единую партию Германии (СЕПГ).

На объединит. съезде в апр. 1946 Г. был избран в Центр. правление СЕПГ и стал (вместе с В. Пиком) одним из её председателей. С 1946 чл. Центрального секретариата Правления СЕПГ, с 1949 чл. Политбюро Центрального правления, а затем - Политбюро Центрального Комитета СЕПГ. После провозглашения Германской Демократич. Республики (7 окт. 1949) стал премьер-министром ГДР. С 1947 Г. входил в состав постоянного комитета Нем. нар. конгресса за единство и справедливый мир, а в 1948-49 в состав Нем. нар. совета. Был пред. Конституц. комиссии Народного совета, разработавшей первую Конституцию ГДР (1949). С 1950 чл. Нац. совета Нац. фронта демократич. Германии. С сент. 1960 - один из зам. пред. Гос. совета ГДР. Г. неоднократно выступал с заявлениями и мн. конструктивными предложениями, в к-рых находили отражение последовательная борьба ГДР за демократию и социализм, за укрепление дружбы с Советским Союзом и др. социалистич. странами, против возрождения милитаризма и реваншизма в ФРГ, за мир и безопасность в Европе. Награждён орденом Карла Маркса, 3 орденами (в золоте) за заслуги перед отечеством. Трижды удостоен звания Героя Труда ГДР (1954, 1959, 1964). Награждён орденом Ленина.

Соч.: Im Kampf um die einige Deutsche Demokratische Republik. Reden und Aufsatze, Bd 1 -6, В., 1959-1964; в рус. пер.- Избр. произв. (1945-1960), М.,1966. В.И.Цапанов.



ГРОТЕСК (франц. grotesque, итал. grottesco - причудливый, от grotta - грот), 1) орнамент, включающий в причудливых, фантастич. сочетаниях изобразит. и декоративные мотивы (растит. и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и т. д.). Г. были названы др.-рим. лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. при раскопках подземных помещений ("гротов") "Золотого дома" Нерона (1 в. н. э.) и др. сооружений. Г. использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане - в апартаментах Борджа, 1493-94, худ. Пинтуриккьо, и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля).

2) Тип художеств. образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Г. резко смещает "формы самой жизни", создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории) расшифровки. Г. свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма Г. таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла, обнаруживает "противоречивое единство" разнородного, разрушает общепринятые предрассудки.

Г.- древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Приёмы Г. присущи комедиям Аристофана и Плавта. К Г. охотно прибегало средневековое иск-во (напр., фигуры "химер" на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока - в драме). Став характерной формой н а-родной культуры (особенно - карнавалов) европ. средневековья, Г. выразил стихийно материалистич. и стихийно диалектич. понимание бытия народом. Художеств. вершина этого "гротескного реализма" - литература, живопись и театр Ренессанса (напр., "Похвала глупости" Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана в театре У. Шекспира, итал. комедия дель арте, живопись X. Босха и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно - "Гарган-тюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ре-нессансного Г.- отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: весёлый, ликующий и - одновременно - насмешливый, высмеивающий; он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирич. смеха нового времени. Ренессансный Г. выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой относительности и вечной "неготовности" бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство историч. перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом.

Просвещение с его культом разума и гармонии создало остро сатирич. Г., обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтич. Г. выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагич. ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством Г. подчёркивали антиномию эстетич. и нравственного (напр., у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинпле-на и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы -"Человек, который смеётся"). Нем. романтики отчётливо различают в гротескном мире "добро" и "зло", разводя их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность Г.: смех принял форму иронии и сарказма ("Крошка Цахес" и "Повелитель блох" Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью Г. совершили художеств. открытие - душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю "бесконечность" личности.

Среди реалистов 19 в. гротескная образность характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя - художников с весомым романтич. наследием. Смысл Г., однако, обрёл у реалистов большую социально-историч. ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго сатирич. Г.- "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного Г.

В 20 в. Г. становится вновь характерной формой иск-ва, в т. ч. ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением (экспрессионизм, сюрреализм и др.). В модернистском Г. (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в к-ром правит "оно" - непостижимая и бесчеловечная сила, "безусловная необходимость", превращающая человека в марионетку; Г. пронизан "страхом жизни" и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали). Мотивы модернистского Г. присутствуют в творчестве мн. крупных художников 20 в., гротескный мир к-рых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму ("Превращение" и "Процесс" Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло, живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо). Реалистич. Г. (Я. Гашек, Ч. Чаплин, Б. Брехт), выражая социальные коллизии 20 в., историч. "стихию" и могущество зла, сохраняет при этом осн. мотивы "гротескного реализма" и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского ("Клоп", "Баня"), пьесы-сказки Е. Л. Шварца ("Дракон", "Голый король"), опера-сказка "Любовь к трём апельсинам" С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда.

Как элемент стиля заострённый комич. приём Г. характерен для ряда комич. жанров - карикатуры, памфлета, фарса, буффонады, клоунады, эксцентрики и др.

Лит.: Луначарский А., О смехе. Собр. соч., т. 8, М.. 1967; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Манн Ю. В., О гротеске в литературе, М., 1966; Эйхенбаум Б. М., Как сделана "Шинель" Гоголя, в его кн.: О прозе. Л., 1969; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960: Pie1 P., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance. В.. 1962.

Н. П. Розин.



ГРОТЕСК, вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без отсечек.



ПРАВДА, ПРАВДА, ПРАВДА. Применяется гл. обр. для набора заголовков в газетах, объявлений, афиш



ГРОТЕФЕНД (Grotefend) Георг Фридрих (9.6.1775, Мюнхен,-15.12.1853, Ганновер), немецкий филолог, положивший начало дешифровке др.-персидской клинописи. Свои исследования начал, будучи школьным учителем в Гёттингене. В основу дешифровки взял 2 надписи перс. царей Ахеменидов. Исходя из повторяемости в этих надписях разгаданного им слова "царь" и опираясь на цепь логич.рассуждений, прочёл (в 1802) начало первой надписи как "Дарий, царь великий, царь царей, Гистаспа сын, Ахеменид", а начало второй как "Ксеркс, царь великий, царь царей, Дария царя сын, Ахеменид".

Техническая характеристика некоторых грохотов, выпускаемых в СССР



Тип грохота

Марка

Макс. производительность,

М3/Ч

Размер сит, мм

Количество сит

Размер отверстий сит, мм

Мощность электродвигателя, квт

Масса, кг

Назначение
Вибрационный наклонный

ГГТ-42

250

1500X3750

2

80X80 135X135

17

6615

Для сортировки строительных материалов крупностью до 400 мм
Вибрационный наклонный

ГГС-42

150

1500X3750

2

26X26 5X20

13

3500

Для сортировки строительных материалов крупностью до 150 мм
Вибрационный горизонтальный

ГСС-42

80

1250X1820

3

11X11 26X26 5X20

5,5

2100

Для сортировки строительных материалов крупностью до 150 мм
Резонансный двух-массный

ГРЛ 62-1

-

2000X5000

2

от 6X6 до 95X95

11

22540

Для сортировки и обезвоживания антрацитов, газовых и энергетических углей
Плоскокачающ ий-ся 4-коробный

ГПО-4М

100

1500X6000

2

1X1

11

10567

Для обезвоживания строительных материалов, угля и др. крупностью до 25 мм
Дуговой

СД-1

200

830X1330

1

от 0,5 до 1,5





350

Для сортировки и обезвоживания строительных материалов, угля и др. крупностью до 6 мм





Лит.: Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961; Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, Л. -М., 1958. И. М. Дьяконов.

ГРОТОН (Groton), город на Атлантич. побережье США, в шт. Коннектикут, при впадении р. Темс в пролив Лонг-Айленд. 38,5 тыс. жит. (1970). Имеется крупная верфь, строящая подводные лодки (в т. ч. атомные подводные лодки). Вблизи - база подводного флота США.

ГРОТСВИТА (Hrotsvitha) (ок. 935- ок. 975), немецкая писательница; см. Хросвита.


ГРОТТУС Кристиан (1785-1822), прибалтийский физик и химик; см. Гротгус К.


ГРОТФОНТЕЙН, Хрутфонтейн (Grootfontein), населённый пункт в Намибии (Юго-Зап. Африка). Ок. 3,7 тыс. жит. Веткой связан с ж. д. Цумеб - Уолфиш-Бей. Центр с.-х. р-на (кукуруза, животноводство). В р-не Г.- добыча меди, свинца, цинка и ванадия.

ГРОХОТ, устройство или машина для механич. сортировки сыпучих материалов по крупности частиц (кусков). Применяется для разделения на фракции угля, руд, щебня и т. д., а также для обезвоживания материалов (обогащённых углей, промытых руд и т. д.). Г.- один из осн. видов технологич. оборудования дробильно-сортировочных заводов и обогатительных фабрик. Г. подразделяются на неподвижные - устройства, и подвижные-машины.

Неподвижные Г. (колосниковые, дуговые, конические) состоят из рабочего органа неподвижной просеивающей поверхности и установки для её крепления. Колосниковые Г. имеют наклонную поверхность и щель св. 50 мм и применяются для грубой сортировки крупнокусковых материалов; дуговые Г. используются для обезвоживания и сортировки мелкозернистых материалов (угля, песка); конические - для обезвоживания и грубой сортировки.

Высокую эффективность грохочения обеспечивают подвижные Г. (машины).

Они состоят из одной или нескольких просеивающих поверхностей (сит), устройств для их установки и механизма, приводящего сита в движение. По характеру движения сит различают Г. с вращающимися поверхностями (барабанные), качающиеся, вибрационные и полувибрационные. Барабанные Г. состоят из концентрич. просеивающих поверхностей, вращающихся вокруг одной оси. Используются преим. для промывки материалов с попутной грубой сортировкой. Укачающихся Г. одно или неск. сит закреплены в прямоугольном коробе, соединённом с движущим механизмом, чаще эксцентриком. Материал движется по ситу под действием силы тяжести или сил инерции. Благодаря жёсткой кинематич. связи между коробом и эксцентриком размах колебаний сит строго определённый и не зависит от нагрузки на Г. Короб вибрационного Г. колеблется (вибрирует) под действием усилий, создаваемых вибратором. По характеру вибрации различают с прямолинейными, эллиптическими и круговыми вибрациями короба. В отличие от качающихся, у вибрационных Г. величина колебаний сит не постоянна и зависит от нагрузки. В промышленности применяются все типы Г., наиболее перспективными являются вибрационные (табл.). Среди этой группы следует выделить т. н. резонансные Г., в к-рых энергия двигателя расходуется лишь на преодоление сопротивлений колебаниям, а не на сообщение кинетич. энергии движущимся массам, поэтому резонансные Г. требуют привод меньшей мощности, а уравновешенность масс даёт возможность создавать Г. с большими просеивающими поверхностями.

Лит.: Гончаревич И. Ф., 3емсков В. Д., Корешков В. И., Вибрационные грохоты н конвейеры, М., 1960; Молявко А. Р., Зарубежные конструкции механических грохотов (Обзор), М., 1963; Макаров В. И., Соколов В. П., Машины для дробления и сортировки материалов. Справочник, М.-Л., 1966; Андреев С. Е., Зверевич В. В., Перов В. А., Дробление, измельчение и грохоченне полезных ископаемых, 2 изд., М., 1966; Пономарев И. В., Дробление и грохочение углей, М., 1970. В. В. Бердус.

ГРОХОЧЕНИЕ, сортировка сыпучих материалов по крупности частиц (кусков) на грохотах. Применяется для разделения угля, руды, строительных и др. сыпучих материалов на фракции или для выделения из материала частиц определённой крупности. Напр., при производстве щебня (в СССР ок. 200 млн. м3 в 1970) песчано-гравийная горная масса разделяется на 5 фракций (70-40; 40-20; 20-10; 10-5 и меньше 5 мм). При Г. материал, двигаясь по ситу грохота, расслаивается: чем крупнее частицы, тем выше слой, в к-ром они движутся. Частицы, размер к-рых в поперечнике меньше размера отверстия сита (т. н. ниж. класс), достигнув его поверхности, проваливаются через отверстие, т. е. просеиваются (в ниж., подрешётный, продукт), более крупные частицы (т. н верх. класс) скатываются по ситу и образуют верхний, надрешётный, продукт. Ввиду ограниченности длины грохота не все частицы с размерами меньше размера отверстия сита успевают просеяться, часть из них остаётся в надрешётном продукте, засоряя его и уменьшая массу подрешётного. Эффективность Г. зависит от многих факторов: крупности и формы частиц исходного материала и его нагрузки на грохот; типа грохота; размера и формы отверстий сита, его длины и угла наклона. Макс. эффективность Г. у барабанных грохотов 60-70%, качающихся 70-80%, вибрационных 90-98%. В пром-сти распространено Г. на ситах с размером отверстий от 3 мм и выше, редко встречаются отверстия в 1 мм. Для сортировки материалов, содержащих частицы мельче 1-3 мм, применяются преим. гидравлич. классификация или воздушная сепарация. Ввиду того, что Г. обеспечивает высокое качество сортировки, область его применения расширяется за счёт использования сит с более мелкими отверстиями.

Лит. см. при ст. Грохот.

ГРОЦИЙ, Гуго де Гроот (Grotius, Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,- 28.8.1645, Росток), голландский юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей теории естественного права и науки междунар. права. В 1619 за участие в политич. борьбе был приговорён к пожизненному заключению, в 1621 бежал во Францию, затем, преследуемый А. Ж. Ришельё, поселился в Швеции. Первая крупная работа Г. "Свободное море" ("Mare liberum", 1609) защищала принцип свободы морей, что соответствовало интересам Голландии, ставшей в то время крупной морской державой и сталкивавшейся с притязаниями Англии и Испании на господство в океане. Работа Г. "О праве войны и мира" (1625) посвящена проблемам междунар. права, но в ней Г. рассматривает и общие вопросы гос-ва и права. Г. делит право на "естественное" и "человеческое", вкладывая в эти понятия иное содержание, чем античные и ср.-век. мыслители. По Г., естественное право истинно само по себе и потому существует независимо от воли божьей; в ходе исполнения его принципов (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право "человеческое".

Гос-во возникает, по Г., из "общежительной природы человека", его возникновению предшествует т. н. общественный договор (см. Общественный договор, Естественное право). Хотя Г. и говорит о боге как творце всего сущего, теории его носили очевидный антиклерикальный характер. Папская курия внесла книгу Г. в число запрещённых.

Концепция междунар. права Г. вытекает из общих принципов его теории. Её осн. положения следующие: договоры между гос-вами должны заменить власть папы римского, они будут соблюдаться в силу естеств. закона; должны быть запрещены несправедливые войны, нарушающие чьё-либо право; воюющие стороны будут обязаны воздерживаться от истребления вражеской собственности и несправедливых жестокостей по отношению к гражд. населению. Г. предлагал также учредить постоянный орган для разрешения споров между гос-вами, к-рый обладал бы эффективными средствами принуждения. Теория Г. создавала основу для критики позитивного права с позиций естественного, что в конечном счёте служило ниспровержению феодализма. Его учение свидетельствует о зарождении т. н. юридического мировоззрения; по словам Ф. Энгельса, оно "...было теологическим мировоззрением, которому придали светский характер" ("Юридический социализм", см. Маркс К. и Энгель с Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 496). Портрет стр. 354.

Соч.: О праве войны и мира, пер. с лат., кн. 1 - 3, М., 1956.

Лит.: История политических учений, М., 1965, с. 215-18. 3. М. Черниловский.

ГРОШ (польск. grosz, нем. Groschen, от лат. denarius grossus - тяжёлая монета), монета различных времён и стран. Чеканка Г. началась в Италии в 12 в., во мн. европ. странах - в 13-14 вв. Первоначально Г. был крупной серебряной монетой. В 14-15 вв. вес и качество металла в Г. снизились, и он превратился в мелкую разменную монету.

В России чеканка Г. начата в 1654. В 17-18 вв. в обращении были медные Г., равные 2 коп., с 19 в. Г. назывались полкопейки. Г.-совр. разменная монета Польши и Австрии: польский Г.=1/100 злотого (обращаются монеты в 50,20,10,5 и 1 Г.), австр. Г. = 1/100 шиллинга (обращаются монеты в 50, 20, 10, 2, 11/2 Г.). В переносном смысле термин "Г." применяется для обозначения мизерной суммы.

ГРОШКОВСКИЙ (Groszkowski) Януш (р.21.3.1898, Варшава), польский учёный в области радиотехники и электроники, акад. (1952) и президент (1962) Польской АН. Профессор Политехнич. ин-та в Варшаве (с 1929). Один из инициаторов создания (1928) Радиотехнич. ин-та в Варшаве, преобразованного им в 1932 в Гос. ин-т электротехнич. связи. В 1951 организовал электронную лабораторию при Ин-те фундаментальных проблем техники Польской АН. Осн. труды по радиофизике и электронике, а также по физике и технике вакуума. Создал метод анализа нелинейных электронных устройств. Иностр. чл. АН СССР (с 1966) и чл. ряда зарубежных академий. Портрет стр. 354. С о ч. в рус. пер.: Генерирование высокочастотных колебаний и стабилизация частоты, М., 1953; Технология высокого вакуума, М., 1957.



ГРУ (Groux) Шарль де (4.8.1825, Комин, Франция,- 30.3.1870, Брюссель), бельгийский живописец. Учился в АХ в Брюсселе у Ф. Ж. Навеза и в Дюссельдорфе. Один из создателей "Свободного об-ва изящных иск-в" (1868). Мастер реали-стич. жанровой живописи, испытавший влияние Г. Курбе и Ж. Ф. Милле, Г. изображал страдающих обездвленных людей, скромных и скупых в выражении своих чувств. Для Г. характерны сдержанность цвета, простая, лаконичная композиция ("Молитва перед обедом", Музей совр. иск-ва, Брюссель).

Лит.: Pierron S., Charles de Groux, Brux., 1922.



ГРУББЕР (англ. grubber), устаревшее название культиватора для глубокого рыхления почвы.



ГРУБЕ Александр Васильевич [р.19(31). 8.1894, дер. Григорьевка Башк. АССР], советский скульптор, нар. художник БССР (1944). Скульптуре обучался самостоятельно. С 1918 работал в Белоруссии, с 1941 - в Москве. Пред. Правления Союза художников БССР (1942-44). Работает в области станковой и монумент. пластики. Испытал влияние белорус. нар. деревянной скульптуры. Произв.: "Труд" (1929), "Трактористка" (1935) - оба дерево, Художеств. музей БССР, Минск; портрет Л. М. Доватора (гипс, 1942, Третьяковская гал.), пам. В. В. Куйбышеву в Кокчетаве (бронза, 1948), "Сталевары" (гипс, 1957, собственность Мин-ва культуры СССР). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Илл. см. т. 3, табл. XIII.

Лит.: Старонка скульптуры. Прадукцыя А. Грубэ, "Мастацтва i рэвалюцыя", 1932, № 3-4.



ГРУБЕНМАН (Grubenmann) Ульрих (15.4.1850, Троген,- 16.3.1924, Цюрих), швейцарский минералог и петрограф. Проф. Цюрихского ун-та. Предложил гипотезу о трёхчленном делении земной коры на глубинные зоны, различающиеся по характеру процессов метаморфизма: ката-, мезо- и эпизона. Эти термины сохранились до наст. времени, но применяются для обозначения не столько глубины залегания пород, сколько интенсивности метаморфизма.

Соч.: Die kristallinen Schiefer, 2 Aufl., Tl 1-2, В., 1910; в рус. пер.-Метаморфизм горных пород. Общая часть, Л. - М., 1933 (совм. с П. Ниггли).



ГРУБЕР Роман Ильич [1(13).12.1895, Киев,- 24.3.1962, Москва], советский музыковед и педагог. Музыке учился в Киеве у М. П. Домбровского (фп.) и Г. Л. Любомирского (теория музыки). В 1922 окончил ф-т истории музыки Российского ин-та истории иск-в (Петроград), где занимался у Б. В. Асафьева, А. В. Преображенского, М. О. Штейнберга. С 1922 науч. сотрудник этого ин-та, в 1937 - 43 Науч.-исследоват. ин-та театра и музыки. Одновременно (с 1931) преподавал в Ленингр. консерватории (с 1935 проф., зав. кафедрой). С 1941 преподаватель Моск. консерватории (с 1943 зав. кафедрой всеобщей истории музыки). Его учениками являются мн. сов. музыковеды. Осн. труды Г. посв. истории мировой муз. культуры.

Соч.: Рихард Вагнер, М., 1934; Гендель, Л., 1935; История музыкальной культуры, т. 1 - 2, М. -Л., 1941 - 59; Всеобщая история музыки, 3 изд., ч. 1, М., 1965.

ГРУБИАН Матвей Михайлович [р.30.3 (12.4). 1909, м. Соколовка, ныне Киевской обл.], еврейский советский поэт. Окончил лит. ф-т Минского пед. ин-та в 1938. Участник Великой Отечеств. войны 1941 -45. Печататься начал в 1930. В 1935 в Минске вышел первый сб. стихов "Из подвала - к солнцу". Последующие сб-ки: "Лирика" (1940), "Песня о мужестве" (1947), "По следам войны" (на белорус. яз., 1947), "Я звал тебя, жизнь" (рус. пер. 1958), "Ключи" (рус. пер. 1962), "Лодка и течение" (на рус. яз., 1967).

Соч.; Фун келер аф дер зун, Минск, 1935; Лирик, Минск, 1940; Гезанг вегн мут, М., 1947.

Лит.: Ушаков Н., Земную тягу переспоря, "Литературная газета", 1968, 24 июля; Рубина Р., Мит ан эйгенер штим, в кн.: Штрайбер ун верк. Варшава, 1968.

Г. А. Ременик.



ГРУБИН (Hrubin) Франтишек (17.9. 1910, Прага, - 1.3.1971, Ческе-Будеёви-це), чешский поэт, нар. художник Чехословакии (1966). Род. в крест. семье. Выступил в нач. 30-х гг. Первые сб-ки включают преим. пейзажную лирику. Период нем. оккупации и победы над фашизмом отражён в сб-ках "Хлеб со сталью" (1945), "Река незабвенности" (1946), в поэме "Ночь Йова" (1945). Ан-тивоен. пафосом проникнуты поэмы "Хиросима" (1948) и "Метаморфоза" (1956). Мастером пейзажной и филос. лирики Г. выступает в сб-ках "Моя песня" (1956), "До предела любви" (1961). В драме "Августовское воскресенье" (1958) сталкиваются эгоистич. мораль мещанства с гуманизмом людей доброй воли. Г. много писал для детей.

Соч.: Basnicke dilo, sv. 1, 2, 6,

Praha, 1967-68; в рус. пер. -Романс для корнета. Стихи, М., 1970.

Лит.: Шмелькова И. А., Франтишек Грубин, в кн.; Очерки истории чешской литературы XIX-XX вв., М., 1963; Herman Z., Brabec J.. Karfikova V., Formankov a V., Ctyf i studie о Frantisku Hrubinovi, Praha, 1960. С. А. Шерлаимова.

ГРУБОШЁРСТНОЕ ОВЦЕВОДСТВО, отрасль животноводства, занимающаяся разведением овец с неоднородной грубой шерстью. Г. о. экономически выгодно только при разведении таких пород овец, к-рые, кроме шерсти, дают мясо, сало, молоко, смушки, овчины. Основные направления продуктивности Г. о. в СССР: мясо-шёрстное - кучугуровская, михновская, черкасская и др. породы; мясо-сальное- гиссарская, эдильбаевская и др. курдючные породы; мясо-шёрстно-молоч-ное - тушинская, балбас, карабахская, карачаевская, дагестанская и др. закавказские и сев.-кавказские породы; смушковое - каракульская, сокольская, ре-шетиловская и др.; шубное - романовская, кулундинская, северная короткохвостая и др. В нек-рых сев. европ. странах (Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, Финляндия) грубошёрстных овец разводят в основном для получения мяса и овчин. В странах жаркого климата (Индия, Алжир, Тунис, Ирак и др.) разводят преим. курдючных и жирнохвостых грубошёрстных овец для получения шерсти и мяса. Смушковое овцеводство развито в Иране, Афганистане, Юго-Зап. Африке и нек-рых европ. странах.

Шерсть грубошёрстных овец используют для производства грубых сукон, ковров, валяных и вязаных изделий, войлоков. Шкурки ягнят смушковых пород идут на выделку воротников, шапок, манто. Из овчин изготовляют тулупы, полушубки, шубы, различные кожаные изделия. Мясо овец (баранина) - ценный продукт питания. Из овечьего молока готовят брынзу и др. сыры. См. также Овцеводство.



ГРУБЫЕ КОРМА, сухие растительные корма с высоким содержанием клетчатки (25-45%). К Г. к. относятся: сено, гумённые корма (солома, мякина), веточный корм, высушенные водоросли. Г. к. являются обязательным компонентом зимних рационов травоядных животных. Около половины потребляемых в зимний период кормовых единиц и переваримого протеина животные получают в Г. к. Корма этой группы обеспечивают нужный объём рациона и рыхлую консистенцию кормовых масс, что способствует норм. пищеварению у травоядных животных. Молодняк для ускорения развития пищеварит. аппарата с раннего возраста приучают к поеданию Г. к.

Наибольшее значение из Г. к. имеет сено. По сравнению с др. кормами этой группы оно более питательно. Напр., в 100 кг сена клевера, люцерны, эспарцета, костра и др. содержится св. 50 кормовых единиц. Мн. виды сена (бобовое, бобово-злаковое) богаты полноценным протеином, минеральными веществами, углеводами, каротином. Из гумённых кормов наиболее питательна солома хлебных злаков. В 100 кг пшеничной соломы 22 кормовые единицы, овсяной - 31, просяной - 40. Солома яровых злаков питательнее, чем озимых. Для улучшения поедаемости соломы применяют различные способы подготовки её к скармливанию (резка, запаривание, кальцинирование и др.). Кол-во Г. к. в рационе зависит от вида, возраста и продуктивности животных. С ростом молочной продуктивности доля Г. к. в рационе снижается, сочных и концентрированных- увеличивается. Дача Г. к. молочным коровам - 2-2,5 кг на 100 кг живой массы.

Хранят сено и солому в скирдах, сто-гах и сенохранилищах; для удобства хранения и перевозки прессуют.

Лит. см. при ст. Корма. А. Д. Обухова.

ГРУДЗЁНДЗ (Grudziаdz), город на С. Польши, в Быдгощском воеводстве. 75,5 тыс. жит. (1969). Ж.-д. узел, порт на Висле. Предприятия машиностроения (с.-х. машины, судовое оборудование, эмалированные металлоизделия) и пищ. пром-сть, крупный з-д резин. изделий.

ГРУДИНА, совокупность скелетных элементов у наземных позвоночных животных и у человека, соединяющая по средней линии тела брюшные концы грудных рёбер и части плечевого пояса. К Г. прикрепляются грудные мышцы. Она - производное рёбер и впервые появилась у наземных позвоночных, когда в связи с прогрессивным развитием у них передних конечностей потребовалось усиление опоры для плечевого пояса. У земноводных и пресмыкающихся Г. обычно хрящевая; у последних к ней прикрепляются немногочисл. рёбра, образуя грудную клетку. У птиц Г. костная, у летающих птиц - со срединным выступом - килем, к к-рому


[0719-1.jpg]

прикрепляются мощные грудные мускулы. У млекопитающих Г. состоит из 3 отделов- рукоятки, тела и мечевидного отростка. У человека Г., или грудная кость,- непарная плоская кость, образующая среднюю часть передней стенки грудной клетки.

Грудина человека спереди: 1 -ключица; 2- рукоятка; 3 - тело; 4 - мечевидный отросток.



ГРУДНАЯ ЖАБА, устаревшее название стенокардии.



ГРУДНАЯ КЛЕТКА, совокупность грудных позвонков грудных рёбер и грудины, дающая у пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и у человека прочную опору для плечевого пояса и позволяющая использовать межрёберную мускулатуру при дыхательных движениях. Исторически Г. к. появляется у амниот в связи с прогрессивным развитием у них органов движения и дыхания. У млекопитающих дыхательная функция Г. к. усиливается благодаря появлению грудобрюшной преграды и образованию грудной полости. У большинства пресмыкающихся, туловище к-рых касается земли, Г. к. сплющена сверху вниз и боковой её диаметр больше спиннобрюшного; у млекопитающих и нек-рых пресмыкающихся (напр., у хамелеонов), у к-рых тело поднято на лапах от земли, Г. к. сплющена с боков и спиннобрюшной её диаметр преобладает над боковым. Такая форма Г. к. наз. "первичной". У человекообразных обезьян и особенно у человека первичная форма Г. к. изменяется на "вторичную", при к-рой боковой диаметр превышает спиннобрюшной. Бочкообразная Г. к. с равными спиннобрюш-ным и боковым диаметрами свойственна животным, скачущим на задних ногах (кенгуру, тушканчики), летающим (птицы, летучие мыши, из ископаемых - птерозавры), плавающим (киты, из ископаемых - ихтиозавры).


[0719-2.jpg]

Г. к. у человека имеет форму уплощенного в передне-заднем направлении усечённого конуса. Различают боковые стенки Г. к., к-рые образуются 12 парами рёбер, разделённых межрёберными промежутками; переднюю стенку, в состав к-рой входят концы рёбер и грудина, и заднюю стенку с позвоночником посередине. Сверху Г. к. имеет отверстие - верхнюю апертуру, границами к-рой служат правое и левое первые рёбра, первый трудней позвонок и рукоятка грудины. Через это отверстие в грудную полость проходят трахея, пищевод, сосуды и нервы. Нижняя апертура ограничена концами рёбер. Снизу Г. к. отделена от брюшной полости диафрагмой. В зависимости от пола, возраста, телосложения существуют различные формы Г. к., напр. у мужчин Г. к. более конусовидная, у женщин - цилиндрическая. Дети, страдающие рахитом, отличаются килевидной Г. к., у престарелых Г. к. либо уплощена, либо становится бочкообразной, особенно при эмфиземе лёгких. Лица астенич. телосложения (см. Консти-туция человека) имеют удлинённую и уплощенную Г. к., у людей пикнич. типа Г. к. короткая и массивная. При вдохе Г. к. расширяется, что сопровождается увеличением её продольного, передне-заднего и поперечного размеров.

В. В. Куприянов.



ГРУДНАЯ ПОЛОСТЬ, передняя часть полости тела у млекопитающих животных (у человека - верхняя). Отделена от брюшной полости грудобрюшной преградой. В Г. п. помещаются: дыхательные пути, лёгкие, пищевод, сердце, вилочко-вая железа, бронхиальные и лимфатич. узлы, проходят кровеносные, лимфатич. сосуды и нервы. Пространство в Г. п. между вогнутыми внутренними поверхностями лёгких, в к-ром (в особой околосердечной полости) расположено сердце, наз. средостением. Г. п. выстлана серозной оболочкой - плеврой. Лёгкие заключены в т. н. плевральные полости, замкнутые у человека и сообщающиеся между собой у большинства млекопитающих. Форма Г. п. зависит от формы грудной клетки и от положения грудобрюшной преграды.

ГРУДНИЦА в текстильном производстве, передняя поперечная связь остова ткацкого станка, служащая направляющей для полотна ткани, к-рое из горизонтального положения переходит в вертикальное.

ГРУДНИЦА (мед.), воспаление грудной (правильнее - молочной) железы; то же, что мастит.



ГРУДНОЙ РЕБЁНОК, ребёнок до конца первого года жизни. С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребёнка прекращается непосредственная связь с организмом матери, и он вступает в свой первый период жизни - период новорождённое™ (см. Новорождённый ребёнок). Со 2-го мес начинается второй период жизни - период грудного возраста, продолжающийся до конца первого года. В этот период происходит усиленное развитие функциональных способностей всех органов и систем организма ребёнка. Наиболее характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и нарастание массы тела Г. р.

Длина тела доношенного новорождённого в среднем равна 50 см. Мальчики обычно несколько крупнее девочек. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 25 см. Наиболее энергично увеличение роста идёт в первую четверть года, когда ежемесячная прибавка его равняется 3 см. Во вторую четверть года рост увеличивается на 2-2,5 см в месяц, в третью - на 2 см и в четвёртую - на 1,5 см. Законы увеличения массы тела те же, что и роста: чем моложе ребёнок, тем интенсивнее идёт прибавка его массы. В течение 1-го мес жизни масса ребёнка увеличивается на 600-700 г, на 2-м мес - на 800- 1000 г. Для 1-го полугодия средняя месячная прибавка массы - 600 г, для 2-го - 500 г. К 5-6 мес Г. р. удваивает свою первоначальную массу, к году утраивает.

Органы пищеварения Г. р. приспособлены к перевариванию женского молока и только постепенно получают способ-ность усваивать другую пищу. Для усиленного обмена веществ и роста тканей организму Г. р. требуется в 2-2,5 раза больше пищи на 1 кг массы тела, чем взрослому. Нагрузка на органы пищеварения повышенная и, вследствие незрелости пищеварительного тракта, особенно при неправильном вскармливании, вызывает желудочно-кишечные расстройства и нарушения обмена веществ. Количество слюны увеличивается к 3,5-4-6 мес жизни. Ёмкость желудка у новорождённого в среднем 30-35 мл, за каждый месяц возрастает на 20-25 мл, к 3 мес достигает 100 мл, а к году -250-350 мл.

Испражнения здорового Г. р. золотисто-жёлтого цвета (на воздухе зеленеют).При искусственном вскармливании стул более светлого цвета, иногда с серовато-глинистым оттенком, может иметь гнил