загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

>


ГРЕНА (от франц. graine, букв. - семя, зерно), яйца бабочки шелкопряда, из к-рых шелководы выводят гусениц, дающих после окукливания шёлковые коконы. Яйца начинают формироваться в яичнике гусеницы, завершают развитие в куколке. Яйца тутового шелкопряда овальной, несколько сплющенной формы, покрыты эластичной полупрозрачной скорлупой с отверстием на полюсе (для проникновения сперматозоидов) и многочисл. воздухоносными канальцами для дыхания зародыша. У нек-рых пород скорлупа Г. покрыта клейким веществом ("клеящая" и "сыпучая" Г.). Размер и масса Г. зависят от породы, упитанности бабочек-самок, сроков откладки. Ср. масса яйца тутового шелкопряда 0,5-0,7 мг, ср. масса кладки 280-380 мг, в кладке 500-600 яиц, в 1 г содержится 1500-2000 яиц. У дубового шелкопряда Г. крупнее: в 1 г ок. 120 яиц. Тутовый шелкопряд в стадии Г. зимует. Весной Г. оживляется. У бивольтинных пород (см. Вольтинизм) имеется поколение с незимующей Г. См. также Гренаж.
[0715-10.jpg]




Лит.: Астауров Б. Л., Искусственный партеногенез у тутового шелкопряда, М.- Л., 1940; Михайлов Е. Н., Грена, Таш., 1953. Е.Н.Михайлов.



ГРЕНАДА (Grenada), остров в Атлантич. ок., самый южный в архипелаге Малых Антильских островов. Брит. владение, имеющее статут "ассоциированного с Великобританией гос-ва". Пл. 0,34 тыс. км2. Нас. 103 тыс. чел. (1968). Вулканич. происхождения; неск. вулканич. вершин. Выс. до 840 м. Климат субэкваториальный, морской. Среднемесячные темп-ры ок. 26°С. Осадков св. 1500 мм в год. Влажнотропич., вечнозелёные леса. Осн. культуры: какао, мускатный орех, сах. тростник, бананы. Центр острова и порт - Сент-Джорджес. Остров открыт X. Колумбом в 1498.



ГРЕНАДЁРЫ (франц. grenadiers, от grenade - граната), род пехоты в европ. армиях 17-20 вв. Первоначально Г. наз. солдаты-гранатомётчики, появившиеся во время Тридцатилетней войны 1618- 1648. К кон. 17 в. во всех европ. армиях формируются гренадерские роты (впервые во Франции в 70-х гг.). Г. предназначались для действий в голове штурмовых колонн, на флангах. В нач. 18 в. появляются отд. гренадерские части. К кон. 18 в. Г. превращаются в отборные по составу войска, не отличающиеся по вооружению и характеру действий от остальной пехоты. Ограниченное распространение имели конно-Г., выполнявшие те же задачи, что и Г. в пехоте.

В России гренадерские роты впервые упоминаются в 1694 в отд. полках. В 1704 вводятся во всех пех. и кав. полках. В 1708 формируются первые гренадерские полки, существовавшие в 1708-25 и 1756-1917 в количестве от 4 до 20. В 1811 сведены в 2 дивизии, в 1814 образован Гренадерский корпус из 3 дивизий. Конно-гренадерские полки существовали в 1709-25, 1756-63 и 1790-93 в количестве от 1 до 6. В 1831 лейб-гвардии Драгунский полк переименован в Конно-гренадерский. В нач. 20 в. существовали след. гренадерские части: в гвардии - 1 кав. и 1 пех. полки и 1 рота (дворцовых Г.), в армии - 16 пех. полков (сведённых в 4 дивизии), 4 арт. бригады, 1 арт. дивизион и 1 сапёрный батальон. 1-я и 2-я гренадерские дивизии входили в Гренадерский корпус. Г. имели нек-рые отличия в обмундировании [изображение гопящей гренады (гранаты) на головных уборах, пуговицах, лядунках и пряжках]. Сохранились в англ. гвардии (1 полк); в зап.-герм. армии "панцер-Г." наз. мотострелки.



ГРЕНАДИЛЛОВОЕ ДЕРЕВО, древесина нек-рых тропич. деревьев сем. мотыльковых. Африканское Г. д., или чёрное дерево (Dalbergia melanoxylon), растёт в Африке, до 10 м высотой, древесина красновато-чёрная. Вест-Индское Г. д., или американское эбеновое дерево (Brya ebenus), небольшое деревце из Америки, древесина красновато-бурая. Г. д. очень твёрдое и тяжёлое - тонет в воде. Употребляется для изготовления музыкальных инструментов и токарных изделий.

ГРЕНАДИЛЛЫ, съедобные плоды нек-рых тропич. видов пассифлоры (страстоцвета) сем. страстоцветовых. Один из них - Passiflora quadrangularis -хорошо зимует в субтропиках СССР. Г. - красноватые, оранжевые или зеленоватые ягоды величиной от сливы до небольшой дыни; по вкусу напоминают крыжовник или гранат. Их употребляют в растёртом виде с молоком и сахаром. Применяются в кондитерской пром-сти.

ГРЕНАЖ (франц. grainage, от graine - грена), получение здоровой жизнеспособной грены (яиц) от бабочек тутового и дубового шелкопряда на спец. предприятиях - племенных шелководческих станциях и гренажных з-дах. Осн. задача Г. - борьба с болезнями шелкопрядов, передающимися через заражённую грену, гл. обр. с пебриной. В СССР шелководч. станции размножают грену чистых пород тутового шелкопряда и передают её племенным шелководч. х-вам, к-рые проводят выкормку гусениц и готовят чистопородную элитную грену для передачи гренажным з-дам. За каждым гренажным з-дом закреплён район, в племенных шелководческих х-вах к-рого проводится выкормка гусениц шелкопряда из элитной или племенной грены разных категорий. Племенные х-ва доставляют на гренажные з-ды коконы, к-рые после тщательной проверки, микроскопич. исследования образцов на пебрину и качеств. оценки каждой партии используются для выведения бабочек и получения грены. Гренажные з-ды готовят обычно пром. гибридную грену, передаваемую через районную контору по заготовке шелковичных коконов шелководческим х-вам для получения "промышленных" коконов - сырья для производства шёлка. Племенную грену в СССР производят только целлюлярным способом, к-рый гарантирует получение незаражённой грены. При этом способе после папильонажа (спаривания бабочек) самок изолируют в бумажные мешочки, где они откладывают грену. Затем бабочек микроскопируют для выявления заражённых пебриной, и больных бабочек вместе с отложенной ими греной уничтожают. Грену от здоровых самок объединяют, моют, развешивают в бумажные мешочки по 25 г (РСФСР) или по 29 г (Узб. ССР), что составляет т. н. коробку грены, и хранят в холодильнике до след. весны. Пром. грену получают менее трудоёмкими способами (пром., биол., термич. и способом В. А. Струнникова), а при заражённости пебриной - целлюлярным способом. Осн. масса приготовляемой грены должна быть гибридной. Грена чистых пород служит гл. обр. для приготовления гибридной. В странах развитого шелководства (Япония, КНР, Италия и др.) племенную грену готовят целлюлярным способом, пром. грену - пром. способом.

До Октябрьской революции более 70% грены ввозилось в Россию из-за границы. СССР - страна развитого гренажного произ-ва: 39 (на 1971) гренажных з-дов и 5 плем. шелководч. станций, приготовляющих грену тутового шелкопряда, сосредоточены в Ср. Азии, Закавказье (осн. р-нах шелководства дореволюц. России), в РСФСР, на Украине, в Молдавии.

Лит.: Михайлов Е. Н., Ковалев П. А., Селекция и племенное дело в шелководстве, М., 1956; Миляев А. П., Справочник по шелководству, М-, 1960; Ковалев П. А., Шевелева А. А., Тут ипак курти уругчилги ва селекцияси, Тошкент, 1962; Основные правила по приготовлению промышленной грены тутового шелкопряда на гренажных заводах Главного управления шелководства Министерства сельского хозяйства Узбекской ССР, Таш., 1962. Я. А. Ковалев.



ГРЕНВИЛЛ-БАРКЕР (Granville-Barker) Харли Гренвилл (25.11.1877, Лондон,-31.8.1946, Париж), английский драматург, историк и театр. деятель. Один из руководителей театра "Корт" (с 1904). Способствовал утверждению на сцене драматургии Б. Шоу и Г. Ибсена. Теоретич. работы Г.-Б. направлены против развлекательной мещанской драматургии и утверждают принципы критич. реализма: "Национальный театр" (1907, совм. с У. Арчером), "Образцовый театр" (1922), "Драматический метод" (1931). Наиболее значит. труд Г.-Б.- "Предисловия к Шекспиру" (т. 1-5, 1927-49). Его пьесы "Замужество Анны Лит" (1901), "Наследство Войси" (1905), "Растрата" (1907), "Фирма Мадраса" (1910) и "Голос по баллотировке" (1917) - реалистич. социально-бытовые драмы.

Соч.: The secret life, L., 1923; On dramatic method, N. Y., 1956; Prefaces to Shakespeare, v. 1 - 2, L., [1958]; The Voysey inheritance. A play, [L., 1959]. Лит.: Henderson A., European dramatists, [5 ed.], N. Y., 1926.

Ю. И. Кагарлицкий.



ГРЕНГАМ, остров в юж. группе Аландских о-вов, близ к-рого 27 июля (7 авг.) 1720 во время Северной войны 1700-21 произошёл мор. бой между рус. и швед. флотами. 26 июля галерный флот под командованием ген. М. М. Голицына (61 галера и 29 лодок, 52 орудия) по приказу Петра I прибыл к Аландским о-вам с целью уничтожения проникшей сюда щвед. эскадры вице-адм. Шеблата (1 лин. корабль, 4 фрегата и 9 малых судов, 156 орудий). 27 июля рус. флот двинулся к Г., чтобы занять удобную позицию в шхерах, но был атакован шведами и повернул обратно в пролив. Когда швед. корабли втянулись в мелководный р-н, русские перешли в контратаку и взяли 4 фрегата на абордаж, остальные швед. корабли отступили. Шведы потеряли 103 чел. убитыми и 407 пленными, русские - 82 убитыми и 203 ранеными. Победа при Г. ускорила заключение Ништадтского мирного договора 1721.

ГРЕНГОР (Gringore), Гренгуар (Gringoire) Пьер [ок. 1475, вероятно, Тюри-Аркур (деп. Кальвадос), - 1538, вероятно, Лотарингия], французский драматург, памфлетист и поэт. Сочувственно изображал горожан (поэма "Замок труда", 1499). Автор памфлетов против рим. курии. Известность приобрели его маленькие комич. пьески (т. н. соти), носившие острый политич. характер: "Надежда мира" (1510), "Игра о принце дураков и дурацкой матери" (1512) и др., высмеивавшие рим. папу Юлия П. Г.- автор ист. мистерии "Житие святого Людовика". Позднее перешёл в лагерь реакции. В поэме "Геральдика еретиков" (1524) оправдывал инквизицию.

Соч.: GEuvres completes, v. 1 - 2, P., 1858 - 77; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по истории зарубежного театра, т. 1, М., 1953, с. 144 - 46.

Лит.: Oulmont Ch., Pierre Gringore, P., 1911; Dittmann W., Pierre Gringore als Dramatiker, В., 1923 (Romanische Studien, hrsg. von E. Ebering, H. 21, имеется библ.). И.А.Лилеева.

ГРЕНДАЛЬ Владимир Давыдович [22.3(3.4).1884, Свеаборг,-16.11.1940, Москва], советский учёный-артиллерист, ген.-полковник артиллерии (1940), проф. (1939). Окончил Михайловскую арт. академию (1911). Участник 1-й мировой войны, полковник. В 1918 добровольно вступил в Красную Армию. Во время Гражд. войны инспектор артиллерии Юж. (1918-19) и Юго-Зап. (1920) фронтов. После войны нач. артиллерии Киевского и Петрогр. воен. округов (1923-24), зам. инспектора артиллерии РККА (1925- 1934). В 1935-37 на преподават. работе в Воен. академии им. Фрунзе. С янв. 1938 зам. нач. Гл. арт. управления (ГАУ) и пред. Арт. комитета ГАУ. Участвовал в сов.-финл. войне 1939-40 в качестве представителя ГАУ, командира оперативной группы войск и командующего 13-й армией. Автор мн. работ по стрельбе и боевому применению артиллерии. В разработанном под руководством Г. труде "Артиллерия в основных видах боя" (1940) были выражены наиболее прогрессивные взгляды на роль и значение артиллерии в будущей войне и высказаны практич. рекомендации по её боевому применению, что имело большое значение в ходе Великой Отечеств. войны 1941-45. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и медалью.

Соч.: Уточнённая стрельба, М., 1925; Огонь артиллерии, М., 1926; Полевая служба артиллерийского командования и штабов, М., 1927 (совм. с Бржевским И.).

ГРЁНЕР (Greener)Вильгельм (22.11.1867, Людвигсбург,-4.9.1939, Борнштедт), немецкий воен. деятель и писатель, ген.-лейтенант (1916). С 1884 в вюртембергской армии. С 1912 нач. отдела жел. дорог Ген. штаба, во время 1-й мировой войны 1914-18 нач. полевого управления жел. дорогами. В 1916-17 руководил управлением воен. пром-сти и был зам. воен. министра. С авг. 1917 командовал дивизией и корпусом на Зап., затем на Вост. фронте. С марта 1918 нач. штаба группы армий "Киев" ген. Г. Эйхгорна. С окт. 1918 по июнь 1919 1-й ген.-квартирмейстер, сменил на этом посту ген. Э. Людендорфа и руководил отступлением герм. армии, а затем борьбой с революц. движением. Вышел в отставку в знак протеста против Версальского договора. В 1920-23 министр путей сообщения, в 1928-32 министр рейхсвера, затем в отставке. В своих работах чрезмерно восхвалял ген. А. Шлифена и особенно его план войны против Франции (см. Шлифена план).

Соч.: Der Weltkrieg und seine Probleme, В., 1920; Der Feldherr wider Willen, В., 1930; в рус. пер. - Завещание Шлиффена, М., 1937.



ГРЕНЛАНДИЯ (Gr0nland, букв.- зелёная страна), остров в Сев. Ледовитом и Атлантич. океанах, к С.-В. от Сев. Америки. Г.- крупнейший остров в мире, часть терр. Дании. Пл. 2176 тыс. км2. Нас. 47 тыс. чел. (1970).

Гипсометрический профиль Гренландии с запада на восток: 1- лёд; 2-океан; 3-коренные породы.
[0715-11.jpg]



Природа. Геологическое строение и полезные ископаемые. Г. располагается почти целиком в сев.-вост. части Канадского щита, только на В. и С. развиты зоны каледонской складчатости. Породы, слагающие щит, представлены гнейсами, кварцитами, мраморами и гранитами архейского и раннепротерозойского возраста и перекрыты с несогласием вулканогенно-осадочными толщами среднепротерозойского возраста. Вост. зона каледонид отделена от щита глубинным разломом. Области каледонской геосинклинали выполнены терригенными и карбонатными толщами позднего протерозоя и карбонатными породами кембрия и ордовика, смятыми в силуре в складки. В девоне в межгорных впадинах происходило накопление континентальных пород. С конца палеозоя испытывает платформенное развитие. В мезозое отлагались песчаноглинистые породы. В кайнозое Г. поднялась, произошли расколы, с к-рыми связано излияние базальтов.

Полезные ископаемые приурочены к породам архейско-раннепротерозойского возраста (криолит на юге Г., графит, мрамор - в зап. Г.); с мезозоем связаны месторождения бурых углей. В вост. зоне каледонид обнаружены месторождения свинцово-цинковых и урановых руд.

К. А. Клитин.

Оледенение и рельеф. В антропогеновое время началось оледенение, скрывшее подо льдом большую часть Г.; ледниками покрыто 1834 тыс. км2 (в т. ч. 1726 тыс. км2 ледниковым щитом, занимающим всю внутр. часть и нек-рые береговые р-ны). Поверхность ледникового щита постепенно повышается от берегов внутрь острова. Наиболее высокий участок щита имеет форму пологого свода, вытянутого с С. на Ю. и поделённого под 66°-67°30' с. ш. поперечным понижением на 2 обширных

купола. Сев. купол достигает выс. 3300 м (под 71° с. ш. и 39° з. д.), южный - 2730 м (под 64° с. ш. и 44° з. д.). Ложе ледника имеет вогнутую форму. У зап. краёв его поверхность лежит на выс. 600 м, у вост. и в р-не южного купола - 1000 м, в центре острова - 0-100 м (местами ниже уровня океана). Ср. мощность ледника 2300 м, наибольшая - 3400 м. Объём льда 2,6 млн. км3. Поверхность покрыта слоем снега, перевеваемого ветром, образующим слабые всхолмления (заструги). Ниже уровня 1800-2000 м она слабо расчленена водными потоками, возникающими летом при таянии снега и льда, а у краёв (на выс. 1000-1500 м) разбита трещинами глуб. до 30-40 м. Фирновая граница на леднике лежит на выс. 1200-1500 м. Верхние слои льда перемещаются от центра к зап. и вост. краям ледника со ср. скоростью ок. 150 м в год. У краёв скорость возрастает, на отд. участках в движение приходит вся толща льда и образуются выводные ледники - узкие, продолговатые отростки щита, к-рые по долинам достигают океана. Выводные ледники двигаются со скоростью 20-40 м в сутки и дают начало айсбергам (до 100-135 м выс. над уровнем океана), к-рые выносятся в сев. часть Атлантики и представляют большую опасность для судоходства. На сев. склоне щита лёд почти неподвижен.

Вост. побережье омывается холодным Восточно-Гренландским течением и почти на протяжении всего года блокировано плавучими льдами, приносимыми из центр. части Сев. Ледовитого ок. Более доступно с моря юго-зап. побережье, омываемое тёплыми водами Западно-Гренландского течения. Почти постоянно блокировано льдами сев. побережье острова. Берега сильно изрезаны глубокими и длинными фьордами, доходящими до краёв ледяного щита. Общая протяжённость береговой линии достигает 39 тыс. км.

Участки непокрытой льдом суши протягиваются в виде непрерывной полосы вдоль берегов острова, достигая местами шир. 200-250 км. Наиболее значит. территории они занимают на Ю.-З. и С. острова и представляют собой плоскогорья вые. 400-600 м, чередующиеся с горными массивами выс. до 1700-2000 м. Вост. побережье образует покрытые горными ледниками хребты, в одном из к-рых - хр. Уоткинса - расположена наиболее высокая вершина Г. и всей Арктики - г. Гунбьёрн, 3700 м. На 3. древний кристаллич. щит выходит на поверхность, образуя широкий, но прерывистый пояс массивов и нагорий побережья моря Баффина.

Климат побережий морской, субарктический (к Ю. от 68° с. ш.) и арктический; в области ледникового щита - континентальный арктический. Остров часто пересекают циклоны, сопровождающиеся сильными ветрами, резкими изменениями темп-ры и выпадением осадков. Для области ледникового щита характерны отрицат. значения годового радиационного баланса. Охлаждение воздуха над ледником вызывает образование антициклонов. Ср. темп-pa января на побережье от -7°С на Ю. до -36°С на С., а июля от 10°С на Ю. до 3°С на С.-З. В центре Г. ср. темп-pa февраля -47° С (абс. минимум -70°С), июля -12°С. Годовое количество осадков на Ю. - 800 - 1100 мм, на С.- 150-250 мм, на леднике - 300-400 мм (почти исключительно - в виде снега). В толще ледникового щита до самого ложа темп-pa ниже -10°С. Расход льда в краевой части щита, вызываемый летним таянием и отделением айсбергов, не компенсируется накоплением льдов внутри Г. и ледник медленно сокращается.

Растительность в Г. приурочена к местам, свободным ото льда. На крайнем Ю. встречаются берёзовое криво-лесье, заросли рябины, ольхи, ивы и можжевельника, а также осоковые и злаковоразнотравные луга. На побережье до 80° с. ш. преобладает тундра, на Ю.- кустарниковая (карликовая берёзка, голубика, водяника и др.), на С. - мохово-лишайниковая, на сев. побережье - разрежённая растительность арктич. пустынь.

Животный мир. На берегах обитают сев. олень, мускусный овцебык (на С.), белый медведь, песец, полярный волк, лемминг, в прибрежных водах - гренландский кит, гренландский тюлень, морж и др. (всего 30 видов млекопитающих). Из птиц особенно распространены гаги, чайки и белые куропатки. Из рыб промысловое значение имеют треска, палтус, мойва, сёмга, акула. Промысел креветок. Г. М. Игнатьев.

Население составляет 47 тыс. чел. (1970), в т. ч. гренландцев (эскимосов) ок. 90% . В это число не включён персонал воен. баз США (до 2-4 тыс. чел.). После 2-й мировой войны в результате снижения смертности (до 8 на 1000 жит.) и резкого увеличения рождаемости (до 50 на 1000 жит.) наблюдается быстрый рост населения (в 1945 в Г. проживала 21 тыс. чел.). Св. 9/10 нас. сосредоточено на юго-зап. побережье Г., где расположены наиболее крупные нас. пункты (города): Готхоб (адм. ц., 5 тыс. жит.), Юлианехоб, Хольстейнсборг, Суккертоппен.



Историческая справка. Впервые остров был обнаружен исл. моряком Гунбьёрном ок. 875 (на берег не сходил). В 982 исландец норв происхождения Эйрик Рауда (Рыжий) произвёл первое обследование острова и назвал его Г. В 983 на юге Г. были осн. норманские (исл. ) колонии,просуществовавшие до 15 в. В 11 в.население Г., в том числе и коренное - эскимосы, приняло христианство (в 1126 в Г. осн. первое епископство). С 1262 до нач. 18 в. Г. фактически принадлежала Норвегии. В 1721 началась колонизация острова Данией. В 1744 Дания установила гос. монополию (существовала до 1950) на торговлю с Г. В 1814 при расторжении датско-норв. унии 1380 Г. осталась за Данией и до 1953 являлась её колонией, в 1953 Г. была объявлена частью терр. Дат. королевства. В апр. 1940, после оккупации Дании фаш. Германией, пр-во США заявило о распространении на Г. доктрины Монро. 9 апр. 1941 посланник Дании в Вашингтоне подписал с амер. пр-вом т. н. соглашение об обороне Г. (ратифицировано дат. ригсдагом 16 мая 1945). США приступили к созданию на Г. воен. баз. После вступления Дании в НАТО (4 апр. 1949) между дат. и амер. пр-вами 27 апр. 1951 было подписано новое соглашение, по к-ро-му Дания и США осуществляют совместную оборону острова. В 1971 США имели в Г. 2 воен. базы и др. воен. объекты.

П. Васильев.

Исследования Г. начались в 17 в. и проводились первоначально англичанами, а после колонизации острова - датчанами и норвежцами. Продолжительное путешествие в глубь Г. первым совершил швед А. Норденшельд (1883). В 1886 юж. часть острова пересекли норвежцы Ф. Нансен и О. Свердруп. В последующие годы ледник пересекали экспедиции Р. Пири (1892-95), К. Расмуссена (1912-13), А. Кервена (1912), Й. Коха (1913) и А. Вегенера (1906-08, 1912-13, 1929-30) и др. Из послевоен. исследований наиболее ценный материал дали французская экспедиция П. Виктора (1949- 1951) и англ. экспедиция Симпсона (1952-54). В последние годы почти непрерывные исследования, в т. ч. стационарные наблюдения на ледяном щите, ведут учёные США, Великобритании; в 1968- 1969 работала экспедиция АН СССР. Г. м. Игнатьев.



Хозяйство. Экономич. жизнь сосредоточена на узкой, свободной от материкового льда прибрежной полосе, занимающей примерно 15% общей площади Г., гл. обр. на Ю.-З. острова. В колон. период торговля с коренным населением, занимавшимся зверобойным промыслом (добыча тюленей и китов) и охотой, была монополизирована гос. датской компанией. В 1920-30-х гг., после потепления климата и подхода к берегам Г. трески, основным занятием населения стало рыболовство. После 50-х гг. усилились капиталовложения в экономику. Действует программа экономич. развития Г. в 1966-75, предусматривающая капиталовложения в размере 4 млрд. датских крон. Св. 1/2 экономически активного населения занято в рыболовстве и рыбообработке. Улов рыбы - 25-30 тыс. т в год, гл.обр. трески, к-рая экспортируется в сушёном и солёном виде. Действуют несколько рыбоконс. з-дов, верфей для ремонта и постройки мелких рыболовных судов, сетевязальные и трикот. ф-ки. Развиты мясо-шёрстное овцеводство (24 тыс. овец в 1969/70) и оленеводство(ок. 4тыс. оленей). Добывается криолит. М. Н. Соколов.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIII (стр. 288-289).

Лит.: Гренландия. Сб. ст., пер. с дат., М., 1953; Игнатьев Г. М., Гренландия, М., 1956; Агранат Г. А., Зарубежный Север, М., 1957; Fristrup В., The Greenland ice cape, Cph., 1966; "Meddelelser om Grоnland", Kbh., с 1879; Bogen om Grоnland, Kbh., 1968.












0717.htm
Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Архитекторы, скульпторы, вазописцы (живопись почти не сохранилась) Г. создали памятники иск-ва, служившие многие века спустя для самых различных народов образцами красоты, гармонии, высокого вкуса. Наиболее полно раскрыв свои возможности в период классики, когда переживала расцвет рабовладельческая демократия, греч. иск-во достигло глубокой человечности художеств. образа. Хотя творчество греков во многом основано на наивных мифологич.представлениях [по словам Маркса, "... греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства. но и его почву" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736)], оно не противостоит реальной жизни, проникнуто ощущением соразмерности мира и человека, осознанно воплощает красоту естеств. бытия последнего, в частности красоту и гармоничную архитектонику нормально развитого человеческого тела. Характерно, что человеческое метрическое начало присутствует не только в изобразит. иск-ве, но и в зодчестве: как показывает мате-матич. анализ пропорций др.-греч. храмов, они подобны пропорциям человеческой фигуры. Художеств. памятники Г. сохранились не только на терр. Балканского п-ова, но и в М. Азии, на Ю. Апеннинского п-ова, островах и побережье Средиземного м., а также в Сев. Причерноморье (см. Античные города Северного Причерноморья).

Собственно греч. иск-во зародилось в недрах микенского (см. Эгейская культура). Преемственная связь микенского иск-ва и иск-ва рубежа 2-1-го тыс. до н. э. прослеживается особенно чётко в расписной керамике и архитектуре (по-следоват. эволюция вазописи от поздне-микенской через субмикенскую и про-тогеометрическую к вазописи геометрического стиля 9-8 вв., сохранение в ранней греч. архитектуре распространённого в микенском зодчестве мега-рона). В пределах хронологич. рамок развития собственно др.-греч. иск-ва (11-1 вв.) различают неск. периодов: т. н. гомеровский, периоды архаики, классики и эллинизма.

В т. н. гомеровский период (11-8 вв. до н. э.) широкое развитие получила расписная керамика. Геометрич. стиль просуществовал до 7 в. В период его расцвета (8 в.) создаются служившие надгробиями дипилонские вазы и сосуды бытового назначения. Росписи на лучших памятниках геометрич. стиля впечатляют чёткой ритмикой, выразительностью линий, образующих узоры и фигуры людей. В геометрич. стиле создаются также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов - преим. прилепы щённой обработкой тыльной стороны (Тифон в виде змееподобного существа с тремя человеческими торсами и головами, ок. 570, на фронтоне афинского Гекатомпедона).

Статуарная архаич. скульптура развивается от небольших бронз. статуэток типа "Аполлона из Фив" (дар Мантикла; 1-я пол. 7 в.) к изваяниям обнажённых юношей-кгуросов и девушек-кор в длинных одеждах, среди к-рых особенно совершенны аттич. статуи зрелой и поздней архаики. В куросах наивно и цельно воплотились эстетич. представления архаики о физич. совершенстве человека, доблести защитника полиса, могуществе совершенного божества - Аполлона. Неподвижность форм ("Артемида Делос-ская", сер. 7 в.; "Гера Самосская", 2-я четв. 6 в.) сменяется условным обозначением движения ("Нике Делосская", сер. 6 в,, приписывается Архерму). Скульпторы, мало используя как средство выразительности мимику человеческого лица (т. н. архаич. улыбка), умели в то же время создать эмоциональный строй образа богатой моделировкой объёма, мастерской пластич. трактовкой драпировок с их то строгим, то изысканным, то прихотливым ритмом складок. В архаич. скульптуре проявляются местные различия: ионич. коры и куросы лиричностью и созерцательностью образов, плавной текучестью форм отличаются от суровых по облику и резких по моделировке дорич. статуй ("Клеобис" и "Битон", созданные ок. 600 Полимедом Аргосским).

В эпоху архаики окончательно сложились осн. разновидности др.-греч. ваз: амфора, кратер, килик, гидрия и др. Вазописцы 7 в. создают композиции т. н. коврового стиля, в к-ром жёсткость линий и условность узоров геометрич. стиля сменились гибкостью силуэтов, обилием растит. мотивов, частым в островной керамике использованием сюжетных сцен. В кон. 7-6 вв. в вазописи Коринфа, а затем Афин утверждается чернофигурный стиль, ведущими мастерами к-рого были Клитий, Эксекий, Амасис; с именем Андокида связан переход ок. 530 от чернофигурной вазописи к красно-фигурной (см. Вазопись).

В эпоху классики (5 в.- первыс три четверти 4 в. до н. э.) достигли расцвета др.-греч. города, сложилась система регулярной планировки (Милет, Пирей), гл. принципы к-рой (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов равновеликими домами и т. д.) принято связывать с именем Гипподама. "Гипподамова система" отвечала передовым обществ. идеалам и соответствовала демократич. структуре полиса. Типичным жилищем классич. периода был дом из сырца, осн. помещения к-рого группировались вокруг двора и примыкавшей к нему "пастады" (крытый проход на столбах). В архитектуре классич. храмов (являвшихся не только святыней, но и своеобразным символом полиса) типич. черты сочетались с индивидуальными: единая ордерная схема варьировалась путём изменения пропорций и масштаба однотипных построек, что было связано со стремлением каждого города-гос-ва к своеобразию архит. облика гл. сооружений. Поэтому столь различны при общности плана и тождестве ордерных элементов храм Афины Афайи на о. Эгина (ок. 500-480), храм Геры II (т. н. "храм Посейдона") в Посейдонии (2-я четв. 5 в.; илл. см. т. 2, табл. XXVII), храм Зевса в Олимпии (468-456).

На рубеже 6-5 вв. происходят решительные перемены в характере изобразит. иск-ва. Преодолевая условность архаич. форм, скульпторы, вазописцы, живописцы создают более близкие к жизни образы, совершеннее изображают человеческую фигуру и её движение, смелее выполняют многофигурные сцены на фронтонах и фризах. Принципы "строгого стиля", возникшего в начале классич. эпохи, особенно чётко воплотились в вазо-писи. Эпиктет, Евтимид, Евфроний, Дурис, вазописец Брига, работавшие в крас-нофигурной технике, создавали росписи не только на мифологич., но и на бытовые темы, показывая сцены пирушек, занятия в школах, атлетов на стадионах. "Строгий стиль" проявился и в скульптуре 1-й пол. 5 в., вызвав к жизни такие шедевры пластики, как фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина, фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии. В ран-неклассич. пластике наряду с героич.
[0716-1.jpg]

образами (группа "Тираноубийцы" работы Крития и Несиота, 477; статуя Нике работы Пеония, ок. 455; статуя Посейдона или Зевса с мыса Артемисий, ок. 450) создаются возвышенно-лирические (рельефы т. н. трона Лудовизи, 2-я четв. 5 в.). Поиски мастеров 1-й пол. 5 в. завершил Мирон. Совершенство пластич. исполнения человеческой фигуры даёт ему возможность выразить непреходящие по своему значению идеи: победы прекрасного над уродливым (группа "Афина и Мар-сий"), красоты гармонич. напряжения человеческих сил (статуя дискобола).

В сер. 5 в. иск-во классики достигает расцвета (т. н. высокая классика). Гл. политич. и художеств. центром Эллады становятся Афины в годы правления Перикла. На разрушенном персами в период греко-персидских войн Акрополе возводятся новые храмы, устанавливаются статуи, образуя живописный ансамбль, на крышках и фигурные ручки из глины и бронзы. Скудное представление об архитектуре гомеровского периода дают немногие остатки построек, терракотовые модели храмов и лит. описания. Судя по археол. данным, строит. техника этого времени уступает микенской и критской.

Следующий за гомеровским период архаики (7-6 вв. до н. э.) отмечен формированием полисов, образованием городов; гл. элементами их градостроит. структуры были святилище (акрополь) и обществ.-торг. центр (агора), вокруг к-рых располагались жилые кварталы. Ведущее место в застройке городов и святилищ занимали храмы ("жилища богов" со стоящей внутри статуей), к-рые сооружались первоначально из дерева, с нач. 6 в. - из известняка, а с сер. 6 в. - всё чаще из мрамора. Преобладающий тип храма - периптер, прямоугольное в плане помещение, обнесённое снаружи по периметру колоннадой,- складывается в результате длит. эволюции от древнего жилища-мегарона к храму в антах, простилю и амфипро-стилю. Наряду с храмами строились различные по функциям обществ. сооружения: булевтерии (дома для собраний, см. буле), стой, лесхи, театры, стадионы, палестры, гиммасии и др. С переходом к стр-ву из камня складываются гл. разновидности ордера, способствовавшего созданию тектонически ясного архит. образа, выработке соразмерных человеку архит. масштабов. Постройками дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии (последние годы 7 или нач. 6 в.), Аполлона в Коринфе (ок. 550), Артемиды на о. Керкира (нач. 6 в.), храм Геры I (т. н. "Базилика"; сер. 6 в.) и "храм Деметры" (2-я пол. 6 в.) в Посейдонии, храмы "С" и "D" в Селинунте (оба - 6 в.). Суровость облика дорич. храмов архаики созвучна настроениям эпохи напряжённой обществ. борьбы внутри греч. полисов. Ионический ордер, к к-рому близок эолийский (капители из Неандрии), возник в 6 в. в греч. городах М. Азии. Изысканность форм капители и стройность пропорций отличают его от дорического. Он используется в огромных многоколонных диптерах (храмы Артемиды в Эфесе и Геры на о. Самос, оба - сер. 6 в.) и с нек-рыми видоизменениями в небольших изящных сокровищницах в святилище в Дельфах.

Скульпторы архаики украшают храмы рельефами фризов и метоп, статуями на фронтонах, фигурными и орнаментальными акротериями, антефиксами из камня и терракоты. Суровые изваяния изображают богов или героев (Тесей, Геракл, Персей и др.), борющихся со страшными чудовищами - олицетворениями зла и пороков. Массивность фигур Персея, побеждающего Медузу с помощью стоящей рядом Афины, Геракла, несущего связанных карликов-керкопов (метопы Селинунта), созвучна архит. формам архаич. храмов (как бы набухающим стволам толстых колонн, высоким и громоздким антаблементам). Динамикой и сложностью композиции отличались непрерывные скульпт. фризы ионич. храмов. От мало связанных друг с другом отд. сцен на более ранних фризах совершается переход к гармонич. и целостным композициям (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, ок. 525). Рельефы ранних фронтонов (храм Артемиды на о. Керкира) сменяются круглой скульптурой с обоб-

сочетающий элементы асимметрии и симметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последоват. смену точек зрения. Лучшие архитекторы и скульпторы работают здесь под руководством Фидия. Иктин и Калликрат воздвигают храм Афины - Парфенон (447-438), олицетворяя в его строгих формах, гармоничных пропорциях, во всём его праздничном облике триумф победы в греко-перс. войнах; Мнесикл строит величеств. Пропилеи (437-432); безвестный мастер создаёт прихотливый в плане, изящный ионич. Эрехтейон (421-406). Строго архитектоничное скульпт. убранство Парфенона (созданное к 432) пронизано таким восприятием мира, к-рое избегает мелочей, частностей, деталей и призвано прославлять красоту и гармонию. Статуи и рельефы храма, изображающие исполненных высокого достоинства богов, шествующих в торжеств. процессии афинян, борющихся с кентаврами лапифов, посвящены теме торжества разумного эллинского начала над тёмными силами варварства. Возвышенные идеалы классики, представления о гражд. доблести, духовном, нравств. и физич. совершенстве свободного эллина, ярко выраженные в произв. Фидия и скульпт. убранстве Парфенона, воплотились также в работах Алкамена и Кресилая, в статуях пелопоннесского скульптора Поликлета (2-я пол. 5 в.), нашли отражение в росписях на вазах, во фресках Полигнота (2-я четв. 5 в.), терракотовых статуэтках, рельефах на монетах.

С нач. 4 в. (после Пелопоннесской войны), в период кризиса греч. полисной демократии происходит постепенное вытеснение интересов полиса интересами отд. личности. Большое внимание уделяется строительству уже не культовых зданий, а сооружений, теснее связанных с бытовыми потребностями человека: гимнасиев, палестр, одеонов, театров (из к-рых лучше всего сохранился театр в Эпидавре, 350-330, арх. Поликлет Младший); функционально чёткая композиция греч. театров легла в основу дальнейшего развития мировой архитектуры зрелищных сооружений. Проявляется и тенденция к увековечению личности в постройках мемориального назначения (мавзолей в Галикарнасе, ок. 350, арх. Пифей и Сатир; хорегический памятник Лисикрата в Афинах, ок. 335).

В изобразит. иск-ве возросший интерес к человеческому характеру стимулирует развитие скульпт. портрета (Деметрий из Алопеки, кон. 5-1-я пол. 4 вв.).

Противоречия действительности остро преломились в творчестве Скопаса, запечатлевшего в своих мифологич. композициях драматизм борьбы, силу духовных и физич. порывов человека (фриз мавзолея в Галикарнасе, фронтоны храма Афины Алей в Тегее, статуя менады). В статуях Праксителя ("Гермес с младенцем Дионисом", "Афродита Книд-ская" и др.) преобладают мечтательная задумчивость, элегия, покой и созерцательность. В работах Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского, проявляется острое ощущение изменчивой, драматически-сложной жизни мира, в героич. тематику вплетаются ноты возбуждения, тревоги (статуи апо-ксиомена, Гермеса, Геракла). На произв. Леохара, стремившегося следовать возвышенным образам классики 5 в., лежит печать академич. холодности.

Эллинистический период (кон. 4-1 вв. до н. э.) характеризуется принципиальным расширением зоны распространения греч. культуры, её активным взаимодействием с культурой народов, входивших в состав монархии Александра Македонского, а затем гос-в его преемников (см. Эллинистическая культура). Афины перестают быть гл. центром художеств. жизни. Законодателями вкусов становятся крупные малоазийские города. В этот период невиданного размаха достигает строительство, вырастают многочисл. новые города с регулярной планировкой (Александрия, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре и др.), воздвигаются огромные сооружения (Фа-росский маяк в Александрии), создаются величеств. архит. ансамбли (акрополь в Пергаме). Дифференцируется тип жилища - от скромного дома до дворца; в домах с традиц. планом внутр. двор превращается в обрамлённый колоннадой перистиль. Образы эллинистич. скульптуры (стремительная Нике Самофракийская, гибнущие в борьбе гиганты фриза Пергамского алтаря, напрягающий последние силы Лаокоон) пронизаны тревогой, окрашены трагич. мироощущением эпохи. Для иск-ва эллинизма характерно многообразие региональных школ, направлений, художественно-образных задач. Расцветает скульпт. портрет. На смену классич. идеалу гармоничного человека-гражданина приходят возвеличивание владык (статуи диадо-хов), не имеющая предела монумента-лизация образа божества (статуя Гелио-са - т. н. Колосс родосский), интерес к людям, стоящим на разных (в т. ч. и на низших) ступенях социальной лестницы, к характерным чертам человеческого возраста, к самобытности этнич. облика варваров. После завоевания Г. Римом иск-во эллинов входит в русло развития культуры завоевателей, обогащая последнюю своими многовековыми традициями, но всё больше утрачивая самостоят. характер. К опыту др.-греч. иск-ва широко обращалась художеств. культура последующих эпох. Проникнутое в лучших своих проявлениях гуманистич. духом, отмеченное цельностью восприятия и высокой гармоничностью эстетич. претворения мира, иск-во Г., по словам Маркса, продолжает "... доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737).



Музыка. Музыка занимала важное место в обществ. жизни греков. Обучение музыке составляло неотъемлемую часть воспитания юношества, а пение и игра на муз. инструментах входили в программу гимнастич. и художеств. состязаний. В Древней Г. существовали спец. объединения (коллегии) певцов, музыкантов и танцоров. Музыкальная практика древних греков имела преим. синкретич. характер (единство стиха., его интонирования, т. е. пения, инструментального сопровождения, танца, пластики). Музыка была одноголосной, хор пел в унисон. До нашего времени дошло неск. фрагментов нотных записей греч. музыки: музыка к стасиму драмы "Орест" Еврипида (ст. 338 -344), два гимна Аполлону (138 и 128 до н. э.), погребальная и лирическая песни, 12 строк пеана, строки музыки на самоубийство Аянта и др. Однако судить о сущности, принципах др.-греч. музыки можно преим. по лит. данным, теоретич. трактатам и произв. изобразит. иск-ва. Основой звукоряда др.-греч. музыки являлись тетрахорды. Лад образовывался из 2 тетрахордов (см. Древнегреческие лады).

К 3-2-му тыс. до н. э. относятся изображения древнейших струнных инструментов (лиры и др.), сцен игры на лире и авлосе с о. Крит, а также с Кикладских о-вов статуэтки арфистов и флейтистов. В поэмах Гомера упоминается об использовании музыки при трудовых процессах, религ. церемониях и нар. празднествах. Проф. исполнителями др.-греч. эпич. песен о богах и героях были певцыаэды, состоявшие на службе у общин или у царей, сопровождавшие свои импровизации игрой на инструменте, и рапсоды.

К наиболее ранним формам др.-греч. музыки принадлежат песня-лин (исполнявшаяся на уборке винограда и сопровождавшаяся игрой на форминге - струнном инструменте), свадебные песни, пеан (гимн радости в честь Аполлона) и тренос (погребальная песнь). В похоронных процессиях знатных лиц участвовали аэды и плакальщицы. Изображения подобных процессий сохранились на аттич. вазах 8-7 вв. до н. э.

Древнейшая эпоха муз. развития связывалась в греч. преданиях с именами мифич. авлетов Олимпа (см. Авлос) и Марсия. Фригийское происхождение этих музыкантов указывает на малоа-зийское и прежде всего хеттское влияние на греч. культуру. Олимп считался установителем древнейших правил (номов) игры на авлосе и законов гармонии, понимаемой как согласованность, благозвучие, совершенство. Его учеником предание называет Талета из Гортины (о. Крит). Он перенёс с Крита в Спарту обычай муз. сопровождения (на флейте) пеана Аполлону, ввёл хоровое исполнение (вероятно, в духе омузыкаленной декламации). Гомеровская традиция (в " Илиаде") также подтверждает, что хоровое пение зародилось на о. Крит.

В 7 в. на греческую муз. культуру большое влияние продолжала оказывать музыка М. Азии. Этот период связывается с именем Терпандра с о. Лесбос, тс-рый, по преданию, ок. 676 одержал победу на муз. состязании в Спарте. Ему приписываются введение китары - семиструнной лиры, сопровождавшей пение гомеровских поэм, а также установление китародич. номов (правил). В 586 на Пифийских играх в Дельфах победил аргосский авлет Сакад. Им было исполнено произведение, изображавшее убийство Аполлоном дракона, состоявшее из 5 частей и представлявшее собой, быть может, древнейший образец программной музыки. Рост городов, в к-рых происходили большие культовые и гражд. празднества, привёл к развитию хорового исполнения совместно с духовыми инструментами. Наряду с авлосом в употребление вошла металлич. труба. Музыка, и прежде всего хоровое исполнение, приобрела политич. значение. Популярна стала воен. тематика. Одновременно происходил подъём в области лирич. музыки (вся поэтич. лирика греков пелась: хоровой унисон и сольное исполнение под аккомпанемент авлоса или китары), начало расцвета к-рой связывается с именем поэта Архилоха, основавшего ок. 650 муз. школу. Архилох ввёл в поэтич. практику ямбический и трохеический триметры, к-рые воспроизводились вокальным исполнением вместе с инструментальной музыкой.

Не меньшее значение для истории др.-греч. музыки приобрели лесбосские поэты и музыканты Алкей и Сапфо, первый - как автор политически направленных, вторая-лирич. и любовных произв. Для их исполнения были введены новые муз. струнные инструменты - барбитон и пектида. Классиком хоровой лирики стал поэт и музыкант Пиндар, автор гимнов и дифирамбов, застольных и победных од, отличавшихся разнообразием форм, богатством и прихотливостью ритмов. На основе гимнов Пин-дара развился дифирамб, исполняемый на Дионисиях (6-4 вв. до н. э.) и превращённый Арионом в хоровое песнопение. Ему же приписывается выделение из хора сольной партии корифея. Всё это послужило основой для создания аттич. трагедии, соединившей в себе драму, музыку и др. виды иск-ва. Авторы трагедий, подобно др.-греч. лирич. поэтам, были одновременно и музыкантами (Эсхил, Фриних, Софокл, Еврипид). Хор из "Антигоны" Софокла: "Много на свете дивных сил, но сильней человека нет" стал нац. афинским гимном. Еврипид в своих произв. ограничил введение хоровых партий, сосредоточивая осн. внимание на сольных партиях актёров и корифеев, по образцу т. н. нового дифирамба - нового стиля в музыке, отличающегося от прежнего большей индивидуализацией, эмоционально-подвижным и виртуозным характером. Создателями этого стиля стали Кинесий (450-390), Филоксен из Киферы (436- 380) - любитель виртуозного сольного исполнения, поднявший и утвердивший значение музыки, написанной на слова поэтич. произв., Тимофей из Милета (ок. 400) - китаред, доведший количество струн на китаре до 11 и сделавший этот инструмент (вместо авлоса) основным при сопровождении хорового пения.

Широкое распространение музыки в греч. быту вызвало к жизни необходимость её осмысления и создание её теории. Попытки объяснения эмоциональных сил, заложенных в музыке, присутствуют в мифах об Орфее, Аполлоне, Арионе и др. Многие крупнейшие антич. мыслители занимались вопросами теории музыки и муз. эстетики. Гераклит (6-5 вв.) указал на диалектич. природу музыки. Пифагор (6 в.) и представители его школы открыли ряд аку-стич. законов музыки. Последователи Пифагора - каноники отстаивали пифагорейский строй, основанный на чисто математич. соотношениях между звуками, получаемыми при делении струны. Их противники - т. н. гармоники являлись сторонниками Аристоксена (4 в.), выдвинувшего положение о том, что критерием муз. произв. является слух, живое восприятие музыки человеком. Этико-теоретич. учение о музыке разрабатывали мн. антич. учёные, в т. ч. Аристотель (4 в.), придававший музыке гражданственное, педагогич. и развлекательное значение. Понятия, установленные др.-греч. теоретиками - мелодия, ритм, гамма и др., существуют и в совр. муз. практике, хотя и в несколько ином толковании. Ноты в др.-греч. практике обозначались греч. и финикийскими буквами.

Лит.: Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М., 1947; Таннери П., Первые шаги древнегреческой науки, пер. с франц., СПБ, 1902; Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классической древности, пер. с нем., М.- Л., 1936; Даннеман Ф., История естествознания, пер. с нем., т. 1, М., 1932; Дильс Г., Античная техника, пер. с нем., М.- Л., 1934; Нейгебауэр О., Точные науки в древности, М., 1968; Магидо-вич И. П., Очерки по истории географических открытий, М., 1967; его же, История открытия и исследования Европы, М., 1970 (совместно с Магидовичем В. И.); Дитмар А. Б., В страны олова и янтаря, М., 1963; его же, Родосская параллель, М., 1965; Ельницкий Л. А., Древнейшие океанские плавания, М., 1962; Том-сон Д. О., История древней географии, М., 1953; Berger H., Geschichte der wissenschaftlichen Erdkunde der Griechen, Lpz., 1903; Bunbury E. H., A history of ancient geography, v. 1 - 2, N. Y., 1959; Forbiger A., Handbuch der alten Geo-graphie, Bd 1, Graz, 1966.

Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Клингер В. П., Животные в античном и современном суеверии, К., 1911; Катаров Е., Культ фетишей, растений и животных в древней Греции, СПБ, 1913; Богаевский Б. Л., Земледельческая религия Афин, П., 1913 (Дисс.); Зелинский Ф. Ф., Древнегреческая религия, П., 1918; его же. Религия эллинизма, П., 1922; Альтман М. С., Греческая мифология, [М.- Л.], 1937; Р а д-циг С. И., Античная мифология, М.- Л., 1939; Л о с е в А. Ф., Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии, "Уч. зап. МГПИ им. Ленина", 1953, т. 72, в. 3; е г о же, Введение в античную мифологию, "Уч. зап. гос. пед. ин-та им. Т. Г. Шевченко, Филологическая серия", 1954, в. 5; е г о же, Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957; Кун Н. А., Легенды и мифы древней Греции, 4 изд., М., 1957; Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Тренчени-Вальдапфель И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Р г е 1-ler L., Griechische Mythologie, 4 Aufl., Bd 1-2, В., 1897-1926; Kern О., Die Religion der Griechen, Bd 1 - 3, В., 1926-38; Nestle W., Die griechische Religiosi-tat..., [Bd] 1-3, В.- Lpz., 1930-34; его ж е, Vom Mythos zum Logos, Aalen, 1966; Nils son M. P., Geschichte der griechi-schen Religion, 2 Aufl., Bd 1 - 2, Munch., 1955-61; Wilanowitz-Moellen-d о r f f U. von, Der Glaube der Hellenen, 3 Aufl., Bd 1-2, Base.-Stuttg., 1959.

Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956, с. 7 - 215; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 219 - 78, 303 - 15; Гегель Г. В. Ф., Лекции по истории философии, Соч., т. 9 - 11, М.-Л., 1932-35; Новицкий О. М., Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований, т. 1 - 4, К., I860-61; Редкий П. Г., Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще, т. 1-6, СПБ, 1889-91; Трубецкой С. Н., Метафизика в Древней Греции, М., 1890; его же, Курс истории древней философии, 3 изд., ч. 1 - 2, М., 1915; Виндельбанд В., История древней философии, М., 1911; Г о м п е р ц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911; Целлер Э., Очерк истории греческой философии, М-, 1913; Я щ е н к о А. С., Русская библиография по истории древней философии, Юрьев, 1915; Маковель-ский А. О., Досократики, ч. 1-3, Казань, 1914-19; его же, Древнегреческие ато-мисты, Баку, 1946; Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927; его же, Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, История античной эстетики, т. 1 - 2, М., 1963 - 69; Д ы н н и к М. А., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936; Асмус В. ф., История античной философии, М., 1965; Zе11ег Е., Die Philosophic der Griechen in ibrer geschichtlichen Entwick-lung, Bd 1-6, Lpz.. 1903-22; Hоenigswald R., Die Philosophic des Altertums, Munch., 1917; Aster E. von, Geschichte der antiken Philosophie, B., 1920; S t e i n L., Geschichte der Philosophie bis Platon, Miinch., 1921; Hoffmann E., Die griechische Philosophie von Thales bis Platon, Lpz. - В., 1921; Joel K., Geschichte der antiken Philosophie, Tubingen, 1921; Leisegang H., Griechische Philosophie von Thales bis Platon, Breslau, 1922; его же, Hellenistische Philosophie von Aristoteles bis Plotin, Breslau, 1923; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1, В., 1926; Brehier E., Historie de la philosophic, v. 1-2, P., 1938; Nestle W., Griechische Geistesgeschichte von Homer bis Lukian, Stuttg., 1944; Werner Ch., La philosophic grecque, 2 ed., P., 1945; Kranz W., Die griechische Philosophie, 2 Aufl., Wiesbaden, 1950; V о g e 1 C. J., Greek philosophy, v. 1 - 3, Leiden, 1950 - 59; Snell Br., Die Entdeckuns des Geistes, 3 Aufl., Hamb., 1955; Chevalier J., Histoire de la pensee, v. I - La pensee antique, P., 1955; G i g о n O., Grundprobleme der antiken Philosophie, Bern- Munch., 1959; Adorno Fr., La filosofia antica, v. 1-2, Mil., 1961 - 65; Guthrie W., A history of Greek philosophy, v. 1 - 3, Carab., 1962-69; С a p e 1 1 e W., Die griechische Philosophie, 2 Aufl., Bd 1-4,B.,1953-54.

Bury J. В., Ancient Greek historians, N. Y., 1958; J а с о b у F., Griechische Histo-riker, Stuttg., 1956.

История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1-3, М.- Л., 1946-60; Р а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 3 изд., М., 1969; Тронский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; Christ W., Griechische Literaturgeschichte, 6 Aufl., Bd 1-3, Munch., 1912-24; S с h m i d W. und S t a h 1 i n O., Geschichte der griechischen Literatur, Bd 1 - 5, Munch., 1929 - 48; L e-sky A., Geschichte der griechischen Literatur, 2 Aufl., Bern, 1963; Bowra С. М., Landmarks in Greek literature, L., 1966; Atkins J. W. H., Literary criticism in antiquity, v. 1 - 2, L., 1952.

Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 1, М., 1936; В а р-н е к е Б. В., История античного театра, М.- Л., 1940; В i e b е г М., The history of the Greek and Roman theater, 2 ed., Princeton, 1961; Navarre O., Le theatre grec, P., 1925; Dorpfeld W., Reisch E., Das griechische Theater, Athen - Lpz., 1896; Flichinger R.C., The Greek theater and its drama, 4 ed., Chi., 1960; P i e k a r d-C a m b r i d g e A. W., The theatre of Dionysus in Athens, Oxf., 1946.

Михаэлис А., Художественно-археологические открытия за сто лет, пер. с нем., М., 1913; Вальдгауер О. Ф., Античная скульптура, СПБ, 1923; Б р у-н о в Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. 2, М.- Л., 1935; Колпинский Ю., Искусство Греции эпохи расцвета, [М.], 1937; его же, Древняя Греция, М.- Л., 1939; Блаватский В. Д., Греческая скульптура, М.- Л., 1939; его же, История античной расписной керамики, М., 1953; Всеобщая история архитектуры, т. 2, кн. 1. Архитектура древней Греции, М., 1949; Всеобщая история искусств, т. 1. Искусство древнего мира, под общей ред. А. Д. Че-годаева, М., 1956; Сидорова Н. А., Новые открытия в области античного искусства. Находки зарубежных ученых, [М., 1965]; Чубова А. П. и Иванова А. П., Античная живопись, М., 1966; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры, М., 1967; Полевой В. М., Искусство Греции. Древний мир, М., 1970; Robertson G. S., A handbook of Greek and Roman architecture, 2 ed., Camb., 1945; R i с h t e r G. M. A., The sculpture and sculptors of the Greeks, new ed., New Haven, 1950; Robertson M., Greek painting (Great centuries of painting), N. Y. [a. o.], 1959.

Саккетти Л., О музыкальной художественности древних греков, СПБ, 1894; Петр В. И., О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, К., 1901; Музыкальная культура древнего мира, сб. ст. под ред. и с вступ. ст. Р. Грубера, Л., 1937; Античная музыкальная эстетика. Вступ. очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева, М., 1960 (на суперобл. 1961); R i е га a n n H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1, Tl 1 -, Die Musik des Altertums, 3 Aufl., Lpz., 1923; R e i n а с h Th., La musique grecque, P., 1926; W e g n e r M., Das Musikleben der Griechen, В., 1949; Martin E., Essai de restitution rythmique de quelques fragments notes de la musique grecque, P., [1954]; К о 1 1 e г Н., Musik und Dichtung im alten Griechenland, Bern -Munch., [1963].

А. Ф. Лосев (Религия и мифология), В. П. Гайденко (Философия), Н. Н. Пикус (Естественнонаучные взгляды), Л. А. Ельницкий (География, Историческая наука, Музыка), И. М. Тройский (Литература), В. В. Головня (Театр), Г. И. Соколов (Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство).



Изучение древнегреческой культуры.

Начало изучению др.-греч. культуры было положено ещё в период античности в трудах др.-греч. и рим. историков и филологов (по антич. терминологии - "грамматиков"). Наступившая при переходе к средневековью утрата интереса к Древней Г. не была абсолютной. Византийцы сохранили важнейшие др.-греч. тексты, служившие для школьных занятий или практич. потребностей, несмотря на их "языческое" происхождение. С сер. 9 в. возобновились собирание древних текстов и комментаторская работа, не прекращавшиеся до падения Византийской империи (1453). В Зап. Европе интерес к др.-греч. культуре пробудился в эпоху Возрождения. Наступило время усиленного собирания греч. рукописей и коллекционирования добытых раскопками памятников греч. иск-ва (гл. обр. в рим. копиях). С кон. 15 в. началось печатание др.-греч. текстов. Появились первые описания истории антич. иск-ва, целиком базирующиеся на работах древних авторов. Взгляд на антич. иск-во как на вершину, сменившуюся упадком в начале средневековья и новым расцветом в эпоху Возрождения (к-рая вернулась к антич. идеалам), особенно чётко выражен в книге итальянца Дж. Вазари. Дальнейшее развитие это воззрение получило в трудах теоретиков классицизма 17 в. (итал. учёные Дж. Агукки, Дж. П. Беллори, франц. - Н. Пуссен, А. Фелибьен). В 16-17 вв. начинают складываться вспомогат. дисциплины, позднее сделавшие возможным науч. исследования в области греч. истории, филологии: разрабатывались проблемы хронологии (Й. Ю. Скалшер), источниковедения (голл. учёный Г. Фосс), создавались словари (греко-лат. словарь Анри Этьенна, 1572-73; словарь ср.-век. греч. языка Ш. Дюканжа, 1688), закладывались основы греч. палеографии (Б. Монфокон, 1708). Греч. философия продолжала в известной мере сохранять нормативное значение [кембриджские платоники 17 в., Аристотель в лит. теории классицизма, обновление стоицизма нидерл. филологом Ю. Липсием (16 в.), эпикуреизма франц. философом П. Гассенди (17 в.)]. Однако в эпоху абсолютизма и феод.-католич. реакции интерес был направлен преим. на изучение поздней античности; филология 17-18 вв. чуждалась обобщений и приобрела преим. формальный и частный характер ("нидерландская" школа). Антиабсолютистские и антиклерикальные тенденции эпохи Просвещения, развившиеся в 18 в. идеи ист. закономерности (итал. мыслитель Дж. Вико), связи культуры с физико-геогр. средой и гос. строем (франц. просветитель Ш. Монтескье), понимание лит-ры как выражения нар. духа (нем. - И. Гердер) переключили интерес с поздних периодов античности на ранние, с Рима на Грецию. Начало науч. изучению антич. иск-ва было положено нем. гуманистом И. Винкелъманом, к-рый впервые стал его рассматривать в связи со всей историей и культурой общества и предложил сохранившееся до наших дней деление его истории на пять периодов. Вслед за Винкельманом "неогуманистическое" направление нем. мысли и лит-ры (И. В. Гёте, Ф. Шиллер, В. Гумбольдт, И. К. Ф. Гёльдерлин) усматривало в ранней Г. идеальную юность человеческого общества, осуществлявшую в условиях демократич. свободы гармонию индивидуального и всеобщего. Др.-греч. лит-ру начали истолковывать как "народную", и в этой идейной атмосфере родилась концепция гомеровского эпоса как результата коллективного творчества нар. поэтов (см. Гомеровский вопрос). 18 в. отмечен значит. достижениями и в области филологич. критики древних текстов и установления подлинности лит. памятников (англ. филолог Р. Бентли). Исходя из понимания антич. культуры (гл. обр. греч. культуры классич. периода) как единой гармоничной цельности, устанавливаемой "народным духом", основоположник "гомеровского вопроса" Ф. А. Вольф начертал программу всеобъемлющей "науки о древности" (или "классич. филологии"), энциклопедически охватывающей все стороны антич. жизни. С Вольфа и его учеников начинается внедрение историко-критич. принципа в изучение греч. культуры. В 18 в. стали известны произведения греч. архитектуры 6-5 вв. до н. э. в Юж. Италии. Началось изучение антич. памятников Греции и М. Азии (большую роль сыграло основанное в 1733 в Великобритании "Об-во дилетантов"). В 80-90-е гг. 18 в. появились работы по др.-греч. философии, написанные на основе первоисточников и содержащие большое число антич. текстов (нем. учёные К. Майнерс, Д. Тидеман, Ю. Буле, В. Теннеман). В нач. 19 в. в изучении истории антич. мира (в частности, Древней Г.) складывается науч. направление, связанное с именем нем. учёного Б. Г. Нибура, к-рый подверг критич. анализу данные антич. авторов и дал первые образцы науч. реконструкции в области антич. истории (т. н. критич. направление). Представитель этого направления англичанин Дж. Грот дал первое критич. изложение др.-греч. истории. В 30-х гг. 19 в. началось спец. изучение эпохи эллинизма (труды нем. учёного И. Г. Дрой-зена). В этот же период нем. учёным, учеником Вольфа А. Веком было положено начало систематич. изданию Корпуса греч. надписей (он также исследовал гос. х-во Афин, занимался метрологией, греч. календарём, греч. метрикой и комментированием греч. авторов). Разносторонним учёным был и ученик Бёка - К. О. Мюллер. Однако этому направлению "реальной" филологии в 1-й пол. 19 в. противостояла школа "формальной" филологии (нем. учёный Г. Герман), ограничивавшая свои задачи вопросами грамматич. анализа, метрики, интерпретацией и критикой текста. В 1-й пол. 19 в. всё интенсивнее накапливался археологический материал (стали известны храмы на о. Эгина, в Бассах и Коринфе, руины Микен, Тиринфа и др. памятники Г.). В начале века Европу поразила скульптура Парфенона, вывезенная из Афин лордом Элджином. В М. Азии были открыты рельефы мавзолея в Галикарнасе, памятники в Ксанфе и Дидимах. Замечат. образцы греч. то-ревтики были найдены в скифских курганах на Ю. России. В России в нач. 19 в. были изданы греч. и лат. словари, в 1840-х гг. бр. Коссовичи выпустили обширный греко-русский лексикон; с именем М. С. Куторги связано создание отечеств. школы исследователей античности, из которой вышли крупные учёные-эллинисты - М. М. Стасюлевич, В. В. Бауер, В. Г. Васильевский и др.

Накопление нового археол. и эпигра-фич. материала, непрерывно возраставшего с того времени, когда Греция стала самостоятельным гос-вом (1830), вызвало необходимость в более детальной специализации. Примерно с сер. 19 в. изучение различных сторон др.-греч. культуры целесообразнее рассматривать отдельно.

Изучение философии. Наиболее значительным в методологическом и концептуальном отношении явилось изложение др.-греч. философии в "Лекциях по истории философии" (1833-36) Г. Гегеля. Развитие античной философии представлено здесь как последовательное развёртывание определённых логических категорий, каждая из которых соотносится с той или иной филос. системой древности. С сер. 19 в. изучение др.-греч. философии развивалось в русле либо абстрактной метафизики, либо позитивизма. В первом плане получили известность труды нем. учёных Г. Рит-тера и К. Брандиса, давших чёткую, хотя и отвлечённую логику греч. и рим. философии. В плане позитивистского изучения др.-греч. философии непревзойдённым до наст. времени остаётся труд нем. философа Э. Целлера по истории греч. философии, в к-ром обширное привлечение первоисточников сочетается с их острой критикой, даётся яркая картина эпохи, а философия излагается в связи с общей историей др.-греч. культуры. К числу последователей Целлера принадлежат англ. учёный Дж. Барнет, австр. учёные Т. Гомперц, его сын Г. Гом-перц, франц. - П. Таннери. В последней четв. 19 в. возникает реакция против позитивизма в изучении др.-греч. культуры и философии (работы Ф. Ницше 70-х гг.). Эстетич.-символич. концепцию Ницше на обширном филологич. материале развивали в Германии Э. Роде и К. Йоэль, в России Вяч. Иванов. Большой вклад в изучение др.-греч. философии внесли другие противники позитивизма - представители марбургской школы неокантианства (Германия), анализировавшие мифолого-художеств. и метафизич. построения древних греков как систему трансцендентальных принципов (Г. Коген и особенно П. Наторп; затем А. Герланд, В. Кинкель, К. Гебель, Н. Гартман). В духе идей неокантианства написана работа В. Виндельбан-да по истории древней философии (рус. пер. 1893, 1908, 1911). Изучение истории др.-греч. философии в 20 в. характеризуется большой детализацией изложения и острейшей критикой первоисточников (напр., у нем. учёного У. Виламовица-Мёллендорфа в его работе о Платоне). Показателен интерес к связи антич. философии с общим характером духовной культуры античности (работы нем. учёных Р. Хёнигсваль-да, Э. фон Астера, Л. Штейна, Э. Хофма-на, X. Лейзеганга, В. Капелле и др. - ФРГ). Наиболее важными в этом отношении являются работы нем. учёных В. Нестле, Б. Снелля (ФРГ), О. Гигона (Швейцария). Среди последних общих работ по истории антич. философии, отражающих совр. развитие филологии, терминологии и социальной истории, с огромными библиографич. обзорами, следует выделить труды франц. учёных Ж. Шевалье и Э. Брейе, англ. - У. Гутри, итал. - Ф. Адорно.

В течение 19-20 вв. был проделан большой труд по изданию образцовых текстов др.-греч. философов - сначала в Германии, затем в Великобритании (Оксфорде и Кембридже), а с 1950-х гг. также в Италии. Отражением дальнейшей изученности текстов могут служить словари нем. учёных Ф. Асте (по Платону) и Г. Боница (по Аристотелю). Из многочисл. изданий фрагментов др.-греч. философов наиболее ценными являются издания Ф. Муллаха (1860-81), Г. Дильса (досократовские философы, 1903, последнее издание 1964, ФРГ), И. Арнима (стоики, 1903-24), К. Де Фогеля (Нидерланды) (1959-63, наиболее ценное собр. текстов греч. философов с англ. пер. и с об