загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

. и всеобщей истории, естеств. истории и физике, черчению, рисованию, гимнастике, а также нек-рым прикладным знаниям и ремёслам (работы по дереву и металлу ).

Обучение в Г. у. было платным, размер платы устанавливался инспектором нар. училищ в соответствии с местными условиями и утверждался попечителем уч. округа. Права выпускников Г. у. на продолжение образования были ограничены. Они могли поступить только в низшие проф. школы или на 1- и 2-годичные педагогические курсы, существовавшие при нек-рых Г. у. Курсы давали право преподавать в начальных училищах и возможность поступления в учительский институт. В 1912 Г. у. были преобразованы в высшие начальные училища.

М. Ф. Шабаева.



ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ, две категории населения, различающиеся по месту проживания: в городах и др. гор. поселениях и в сел. местностях. Соотношение Г. и с. н. показывает степень урбанизации стран и районов, однако критерии для отнесения населённых пунктов к городским или сельским в разных странах неодинаковы (см. Городские поселения). В 1969 гор. население составило ок. 33% всего населения мира (в Европе 59%, Азии 21%, Африке 16%, Сев. и Центр. Америке 62%, Юж. Америке 49%). В нек-рых странах 75- 80% населения относится к городскому (Великобритания, ФРГ, Австралия и др.); в США -73% (1968).

В СССР доля гор. населения в ходе индустриализации страны поднялась с 18% в 1926 до 56% к нач. 1970 (гор. население 136 млн. чел., сельское - 105,7 млн.). Резкое преобладание гор. населения характерно для осн. пром. р-нов страны (напр., в Московской обл. с Москвой 86% , Донецкой 87% , Ворошиловградской 83%, Кемеровской 82%, Свердловской 81%, Челябинской 78% ) и нек-рых р-нов нового пром. освоения природных ресурсов (в Мурманской обл. 89%, Магаданской 75%, Камчатской 76%). Доля сел. населения высока гл. обр. в республиках и областях с широким развитием трудоёмких отраслей с. х-ва (Узбекская ССР 36% , Таджикская-37%, Молдавская- 32% ). В Сов. Союзе поставлена и успешно выполняется в процессе коммунистич. строительства задача всемерного сближения культурно-бытовых условий жизни гор. и сел. населения. с. А. Ковалёв.

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально-культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа. К Г. х. относятся жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, предприятия и организации бытового обслуживания населения, гор. транспорта, связи, торговли и общественного питания, а также соответствующие службы, сооружения, учреждения просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т. д.

Г. х. находится в ведении муниципальных органов, к-рые в зависимости от своих прав и обязанностей, определяемых социальным строем страны, её гос. политикой, законодательством и эконо-мич. возможностями, осуществляют руководство Г. х., надзор за состоянием обслуживания населения, эксплуатацией, развитием предприятий, организаций и служб Г. х. Уровень развития Г. х. и степень благоустройства городов оказывают большое влияние на условия труда, быта и отдыха их населения, во многом сказываются на производительности труда и поэтому имеют большое социальное и экономич. значение.

В СССР плановое и интенсивное развитие Г. х.- важнейшая часть программы непрерывного повышения материального благосостояния народа, предмет постоянной заботы КПСС, пр-ва СССР, пр-в союзных республик, местных Советов. Развитие Г. х. обеспечивается за счёт систематически выделяемых гос-вом крупных капитальных вложений и материальных ресурсов. Значит. внимание развитию Г. х. уделяется и в др. социалистич. странах.

Зачатки Г. х. возникли с созданием и развитием городов.

Во 2-й пол. 20 в. в большинстве стран наблюдается ускоренный рост гор. населения. В связи с этим значительно возросло социальное и народнохозяйственное значение Г. х.

Г. х. в капиталистич. странах формируется стихийно и крайне неравномерно. Хотя его развитие осуществляется гл. обр. за счёт налогообложения трудящихся, уровень благоустройства городов, особенно рабочих районов, во мн. странах резко отстаёт от потребностей широких слоев населения. Частная собственность на гор. земли, предприятия и сооружения не позволяет Г. х. развиваться комплексно, по единому градостроительному плану. Интенсивный рост гор. населения мн. капиталистич. стран усугубляет диспропорцию между потребностями жителей и состоянием Г. х.

В царской России Г. х. было слабо развито. На примерно 800 городов страны к 1917 приходилось лишь 215 небольших водопроводов, 23 канализации, 35 трамвайных предприятий, 606 бань и 13 прачечных. Мн. предприятия коммунального х-ва находились во владении частных предпринимателей, акционерных обществ, иностр. концессионеров, которые руководствовались только коммерч. интересами. Большинство населения, особенно рабочие пром. центров, жило в неблагоустроенных домах, находившихся, как правило, в антисанитарном состоянии, что приводило к распространению инфекц. заболеваний и высокой смертности гор. жителей. Сеть учреждений социально-культурного назначения была развита слабо и обслуживала гл. обр. зажиточные слои общества.

Великая Окт. социалистич. революция, ликвидировав в стране бурж.-помещичье господство, превратила Г. х. "...из средства дополнительной эксплуатации рабочих масс в организацию обслуживания их материальных и культурно-бытовых нужд" [Из резолюции пленума ЦК ВКП(б) 11-15 июня 1931, см. "КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 4, 1970, с. 544]. Гор. Советам были переданы дома, отобранные у крупных домовладельцев, и в них переселены семьи рабочих. Принадлежавшие частным предпринимателям коммунальные предприятия были национализированы. Уже в первые годы Сов. власти были приняты меры по восстановлению и реконструкции Г. х., к-рое пришло в упадок в результате 1-й мировой войны 1914-18, Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20.

Большие успехи в развитии Г. х. были достигнуты за годы довоен. пятилеток (1929-40). В ходе социалистич. строительства возникали новые города и реконструировались старые. Интенсивно росли водопроводно-канализац. х-во, сеть прачечных и бань, гор. энергетич. х-во. Мн. города получили автобусный, троллейбусный и таксомоторный транспорт; в Москве был построен метрополитен. Даже в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в городах вост. р-нов страны - Урала, Сибири, Ср. Азии и Д. Востока - в связи с эвакуацией населения и пром-сти из прифронтовых р-нов интенсивно велось жилищное, коммунальное и социально-культурное строительство. За годы войны нем.-фаш. захватчики нанесли Г. х. СССР огромный ущерб. Полностью или частично было разрушено св. 70 млн. м2 жилой площади, ок. 250 водопроводов, 114 канализационных систем, 46 трамвайных и 5 троллейбусных х-в, 362 коммунальные электростанции и большое число др. предприятий и учреждений Г. х. Восстановительные работы в Г. х. начинались сразу после освобождения городов от фаш. оккупантов. В 1946-50 одновременно с восстановлением городов развивались все отрасли Г. х.

Г. х. СССР располагает огромными осн. фондами, совр. сооружениями, оснащёнными новейшим оборудованием, средствами механизации и автоматизации. Осн. фонды жилищно-коммунального х-ва и бытового обслуживания СССР на 1 янв. 1970 составили 29% от стоимости всех осн. фондов нар. х-ва страны (в ценах 1955). Общая (полезная) площадь гор. жил. фонда на кон. 1969 составила 1469 млн. м2 (в т. ч. обобществлённый фонд - 1014 млн. м2), а на одного городского жителя составляла 10,8 м2; в 1969 в СССР на 1000 чел. населения было построено 9,3 квартиры (в США 7,4, ФРГ 9,2, Великобритании 6,7). Большое развитие получил гор. общественный транспорт; после войны построены метрополитены в Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси; строится (1971) метрополитен в Харькове. К нач. 1969 1714 городов (96%) и 2511 посёлков гор. типа (63%) имели водопроводы. Общая суточная мощность всех водопроводов превышает 49 млн. м3, из них 30 млн. м3 приходится на долю коммунальных водопроводов. В 1968 населению на коммунально-бытовые нужды было отпущено ок. 9 млрд. м3 воды. Ок. 6,5 млрд. м3 воды забирается из поверхностных источников; перед подачей в сеть вода подвергается физикохимич. обработке на очистных сооружениях с обязательным доведением её качества до требований гос. стандарта. К кон. 1968 гор. обобществлённый жил. фонд страны был обеспечен канализацией на 68%, центр. отоплением на 66%, электрич. освещением почти на 100 %. Быстрыми темпами ведётся газификация жил. фонда и предприятий Г. х. на базе использования природного и сжиженного газа; к кон. 1969 в городах и посёлках гор. типа насчитывалось ок. 17 млн. газифицированных квартир (в 5 раз больше, чем в 1960). Интенсивно развиваются и др. отрасли коммунального х-ва, сеть организаций и предприятий бытового обслуживания населения. За 1960-68 число предприятий розничной торговли гос. и кооперативных организаций увеличилось на 21%, предприятий общественного питания на 40%, детских садов и яслей-садов более чем в 2,8 раза (по числу детей в них - в 6,3 раза), число абонентов гор. телефонных станций в 2,4 раза.

"Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы" предусмотрено: расширить работы по благоустройству населённых пунктов, улучшению коммунального обслуживания населения; завершить в основном обеспечение гор. населения централизованным водоснабжением, построить за пятилетие водопроводы в 700 городах и рабочих посёлках; довести газификацию жил. фонда в городах и посёлках гор. типа до 65-75% ; значительно увеличить использование электроэнергии для бытовых нужд населения; усилить работы по улучшению санитарного состояния населённых пунктов и окружающей среды (см. 1971, с. 50).

В СССР управление Г. х. (осн. фонды гор. благоустройства, б. ч. коммунально-бытовых предприятий, учреждений социально-культурного назначения, государственного жил. фонда) находится в непосредств. ведении местных Советов депутатов трудящихся. Центр. респ. органами управления отраслями Г. х. являются соответствующие респ. (или союзно-респ.) мин-ва, осуществляющие технич. политику развития своих отраслей, организацию науч. исследований и разработок совр. оборудования, подготовку и утверждение правил, инструкций, норм по капитальному стр-ву и т. д. Нек-рые пром. предприятия и орг-ции союзных и респ. мин-в имеют свой ведомственный жилой фонд и отд. коммунальные службы; наряду с этим они проводят в городах совместно с местными Советами значит. работу по жил., коммунальному, социально-культурному стр-ву и внешнему благоустройству городов.

Лит.: Селеванов Т. А., Тельперин М. А., Планирование городского хозяйства, М., 1970; Файнберг А. И., Домбровский А. А., Строганова Т. А. [и др.], Экономика, организация и планирование городского хозяйства. Учебник, 2 изд., М., 1969; Джунь Б. М., Эффективность использования основных фондов коммунального хозяйства, К., 1969;

Клопотов К. К., Жилищно-коммунальное хозяйство на подъеме, М., 1971; Гольцман Л. Н., Экономика коммунального хозяйства, Услуги, тарифы, М., 1966; Брокер Д. А., Боярский А. Я. [и др.], Жилищно-коммунальная статистика. Учебник, М., 1965. К. К. Клопотов.



ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА, в дореволюц. России пред. гор. думы и гор. управы. Должность Г. г. впервые учреждена в 1785. По гор. реформе 1870 Г. г. избирался на 4 года гор. думой и утверждался в должности либо министром внутр. дел, либо губернатором, в Москве и Петербурге утверждался царём. С 1892 Г. г. считался состоящим на гос. службе.



ГОРОДСКОЙ КЛИМАТ, климатич. условия крупного совр. города, создаваемые самим городом. Крыши и стены гор. построек и искусств. покрытия улиц нагреваются больше, чем естеств. поверхность, и повышают темп-ру воздуха в городе. Пром. предприятия, отопительные системы и автотранспорт нагревают воздух над городом и загрязняют его дымом и газообразными продуктами сгорания, а тем самым и обогащают ядрами конденсации. В результате продолжительность солнечного сияния в городах снижена на 25-30 мим в день (Лондон), приток солнечной радиации также снижен (в крупных городах США в среднем на 15% ), а темп-pa воздуха повышена, особенно ночью и зимой. В среднем темп-ра воздуха большого города на 1-2 °С выше, чем окружающей местности, а макс, температурные различия между ними достигают 5-8 °С и более. В связи с этим иногда наблюдается приток воздуха от окраин к центру города (городской бриз), а также усиление восходящих движений воздуха над городом с соответствующим образованием облаков. В городе меньше дней со снегом, длиннее вегетац. период в садах и безморозный период. Относит. влажность воздуха в городе понижена в среднем на 6%, облачность и годовая сумма осадков увеличены на 10-15% . Повышенное содержание ядер конденсации в гор. воздухе и ослабление скорости ветра в городе (в среднем на 25% ) приводят к увеличению повторяемости туманов (в городах США на 30% летом и на 100% зимой) и к возрастанию их интенсивности. Дымные туманы (смоги) в ряде больших городов приводят к увеличению заболеваемости и смертности, в особенности от болезней дыхательных путей и сердечно-сосудистых. Распределение темп-ры, загрязнение воздуха, направление и скорость ветра зависят от расположения улиц, площадей и зелёных зон. Общие закономерности Г. к. должны учитываться при планировании новых городов и кварталов.

Лит.: Шелейховский Г. В., Задымление городов, М.- Л., 1949; Кратцер П. А., Климат города, пер. с нем., М., 1958. С. П. Хромов.



ГОРОДСКОЙ МОСТ, мост для движения гор. транспорта и пешеходов, расположенный в черте города. Г. м., как правило, строят для совмещённого движения различных видов гор. транспорта. При наличии раздельных трансп. трасс Г. м. могут быть предназначены специально для одного из видов транспорта (трамвайный мост, автомоб. мост, метромост). Выбор места расположения Г. м. определяется комплексом планировочных, инж. и трансп. условий и согласуется прежде всего с генеральным планом развития города. Место перехода и инженерное решение Г. м. принимают по результатам технико-экономич. сравнения различных вариантов. Планировочные условия предусматривают увязку трассы перехода моста с сетью гор. улиц, возможность создания предмостных площадей и устройства транспортных развязок. Большое внимание уделяется Г. м. как архит. элементу застройки города (рис. 1), учитывается необходимость его гармонич. сочетания с набережными, площадями и гор. зданиями.

Интенсивность трансп. потоков и их направление определяют собой необходимую ширину моста и организацию движения на подходах. Если улица, ведущая к Г. м., располагается в одном уровне с проездами вдоль набережных, то на предмостных площадях организуется развязка примыкающих потоков движения. Наиболее совершенно пересечение набережных с подходами к Г. м. в разных уровнях (рис. 2). Обычная схема совр. Г. м. состоит из пролётов речной части (собственно мост) и путепроводов над проездами по набережным (напр., гор. мосты через р. Москву). Подъём на мост с примыкающих к нему улиц осуществляется по наклонным участкам дороги - рампам, устроенным в виде эстакад или насыпей.

Наиболее распространены Г. м. из железобетона и стали. Как правило, в Г. м. для свободного обозрения гор. застройки используют конструкции пролётного строения с ездой поверху. Конструкции с ездой понизу применяются в висячих мостах.

Лит.: Гибшман Е. Е., Городские инженерные сооружения, М., 1959; Страментов А. Е., Введение в городское строительство, М., 1963; Надёжин Б. М., Мосты и путепроводы в городах, М., 1964.

Б. М. Надёжин.



ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ, комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на терр. города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы, связанные с благоустройством города. При наличии в системе города городов-спутников и зон массового отдыха, удалённых от жилых массивов и пром. р-нов, Г. т. обслуживает всю агломерацию. Г. т. является важной отраслью городского хозяйства.

Развитие совр. городов (особенно с населением 100 тыс. жит. и больше) сопровождается увеличением их территории, миграцией населения в новые окраинные р-ны, удалением жилых р-нов от мест приложения труда. Следствие этого - увеличение дальности пути горожан на работу, рост числа жителей города, пользующихся транспортом, и увеличение среднего количества поездок одного жителя в год. Быстро растёт и объём грузовых перевозок внутри городов. Развитие Г. т. и улучшение обслуживания населения, особенно пассажирским транспортом, влияет на бюджет времени населения.

Г. т. включает: трансп. средства (подвижной состав); путевые устройства (рельсовые пути, туннели, эстакады, мосты и путепроводы, станции, остановочные пункты и места для стоянок); пристани и лодочные станции; средства энергоснабжения (тяговые электроподстанции, кабельные и контактные сети, бензозаправочные станции - бензоколонки); ремонтные мастерские и заводы; депо и гаражи; станции технич. обслуживания, пункты проката автомобилей; линейные устройства (связь, сигнализация, блокировка); диспетчерское управление. По назначению Г. т. подразделяют на пассажирский, грузовой и спец. транспорт.

Г. т. пассажирский объединяет: массовый общественный транспорт, перевозящий пассажиров по определённым маршрутам и подразделяющийся на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный транспорт); легковой автомоб. транспорт (таксомоторы, ведомственные и личные автомобили); двухколёсный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды); водный транспорт (речной "трамвай", моторные и гребные лодки, паромные переправы); возд. транспорт (вертолёты).

Быстрый рост автомобилестроения во 2-й четв. и особенно в нач. 2-й пол. 20 в. в развитых капиталистич. странах привёл к насыщению городов легковыми автомобилями и переключению на них б. ч. пассажирских перевозок. Так, в городах Великобритании и Франции легковыми автомобилями выполняется ок. 70%, а в городах США - ок. 90% всех пасс. перевозок (1967). Стихийное развитие легкового автомоб. транспорта без необходимой увязки его с общей проблемой Г. т., в частности с пропускной способностью улично-дорожной сети, привело во мн. случаях в крупных и особенно крупнейших городах капиталистич. мира к "транспортному параличу" гор. движения, гл. обр. в центр. р-нах городов в часы "пик". Это потребовало введения ряда ограничений на движение индивидуального транспорта (в Нью-Йорке-Манхаттан, в Лондоне - Сити) и вынудило муниципалитеты мн. крупных городов обратить внимание на преимущественное использование средств массового общественного транспорта, в частности внеуличного.

В СССР главенствующая роль в гор. пассажироперевозках принадлежит массовому общественному транспорту (особенно поездки на работу и с работы, составляющие 98-99% от всех поездок). Доля легкового автомоб. транспорта в общем объёме гор. пасс. перевозок в СССР невелика (в 1967 ок. 4%).

С сер. 1960-х гг. в ряде стран появляется новый вид пасс. транспорта - скоростной трамвай; он распространён в ФРГ, Бельгии, Швеции, США. В СССР линии скоростного трамвая проектируются в Ленинграде, Киеве, Риге, Волгограде, Саратове, Перми и др. городах. Возможность организации маршрутного (а не только линейного, как у метрополитена) движения в сочетании с достаточно высокой скоростью (25-30 км/ч) и значительно меньшей (сравнительно с метрополитеном) стоимостью строительства делает скоростной трамвай весьма перспективным видом транспорта для мн. крупных городов СССР.

По данным Междунар. союза общественного транспорта, во всём мире (без СССР) имелось в 1967 36 городов с метрополитеном, 401 город с трамвайным и 271 город с троллейбусным транспортом. В 31 городе мира имелся такой вид Г. т., как монорельсовые дороги, однако только две из них находились в нормальной эксплуатации - в Вуппертале (ФРГ) и Токио протяжённостью ок. 13 км каждая. Остальные дороги либо экспериментальные, либо носят характер аттракционов.

В дореволюционной России трамвайное сообщение было (в нынешних границах СССР) в 42 городах с общей протяжённостью одиночного эксплуатац. пути 1690 км и годовым объёмом перевозок 1128 млн. пассажиров. Автобусы имелись в весьма ограниченном количестве и эксплуатировались гл. обр. в междугор. сообщении на курортах Крыма и Кавказа. За время 1-й мировой войны 1914-18 и Гражд. войны и воен. интервенции 1918- 1920 Г. т. пришёл в полный упадок. Сов. государству пришлось восстанавливать разрушенное трамвайное х-во, а затем развивать его, одновременно вводя новые виды транспорта. С 1924 начало развиваться автобусное сообщение; в 1933 в Москве было организовано троллейбусное сообщение, а в 1935 открыта первая линия метрополитена.

В 1970 все города СССР обслуживались массовым пасс. транспортом. Все его виды (метрополитен, трамвай, троллейбус и автобус) имеются в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку; трамвай, троллейбус и автобус - в 56 городах, трамвай и автобус - в 54, троллейбус и автобус - в 55 городах. Остальные города обслуживаются только автобусом. Общий объём перевозок на массовом общественном транспорте в городах СССР за 1970 составил ок. 36 млрд. пассажиров и, кроме того, на пригородных линиях автобусами и ж.-д. транспортом перевезено ок. 7 млрд. пассажиров. Доля отд. видов Г. т. в пасс. перевозках составляла (1970): метрополитена 6,4%, трамвая 22,2%, троллейбуса 17,0% и автобуса 54,4% . Протяжённость линий пасс. Г. т. достигла к кон. 1970: метрополитена 214,5 км (двойного пути), трамвая 8261 км, троллейбуса 8142 км (одиночного пути). Протяжённость маршрутов автобусов в городах составила 87 800 км.

Развитие пасс. Г. т. в СССР характеризуется данными табл. 1 и 2.

В дек. 1967 Сов. Мин. СССР принял пост. "О мерах по улучшению обслуживания населения городским пассажирским транспортом", определяющее направление в технич. политике его развития на ближайшую перспективу.

Г. т. грузовой включает: грузовой автомоб. транспорт общего назначения и специализированный, выполняющий осн. объём грузовых перевозок в городах; грузовой таксомоторный автотранспорт, обслуживающий индивидуальные грузовые перевозки населения; грузовой электротранспорт - трамваи и троллейбусы, осуществляющие в некоторых городах перевозку грузов по стабильным направлениям; конный (гужевой) транспорт, имеющий распространение в малых городах и посёлках гор. типа для перевозки небольших объёмов грузов на короткие расстояния. Грузовые перевозки в городах производятся также ж.-д. пром. транспортом, который обслуживает крупные промышленные предприятия и склады, и водным транспортом в городах, расположенных на берегах судоходных рек и морском побережье.

В городах СССР грузовые перевозки осуществляются, как правило, централизованно крупными трансп. предприятиями, объединяющими в своих х-вах осн. парк грузовых автомобилей.

Г. т. специальный состоит из парка специализированных автомобилей по обслуживанию нужд города и его населения - снегоочистительные и снегоуборочные машины, машины для посыпки улиц песком в зимнее время, подметальные, тротуароуборочные и поливочные машины, мусоровозы, автовышки, пожарные машины, санитарные машины и др. (см. Коммунальные машины.).

Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР на 1971-75 намечено расширить перевозки населения городским пассажирским транспортом, в частности увеличить выпуск автобусов большой вместимости.

Лит.: Петров В. К.,Сосянц В. Г., Городской транспорт. Уч. пособие, М.- Л., 1949; Страментов А. Е., Фишельсон М. С., Городское движение, 2 изд., М., 1965; Городской транспорт № 4 (Организация движения), в сб.: Научные труды Академии Коммунального хозяйства им. К.Д.Панфилова, в. 45, М., 1967; Проблемы перевозок, "Труды Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике", 1968, т. 56, в. 4; Галонен Ю. М., Науменко В. С., Современное состояние и тенденции развития общественного транспорта в крупных городах. Обзоры по городскому хозяйству, М., 1970. И. А. Молодых.

Табл. 1.-Количество городов СССР, имеющих массовый пассажирский транспорт (на конец года)

Табл. 2.- Объём пассажирских перевозок в городах СССР за год (млн. пассажиров)



Вид транспорта

1917

1940

1950

1960

1970
Метрополитен





1

1

3

5
Трамвай

42

81

91

108

110
Троллейбус

--

8

29

53

111
Автобус

-

325

459

1241

2017






Вид транспорта

1917

1940

1950

1960

1970
Метрополитен





377

629

1148

2295
Трамвай

1128

7283

5156

7827

7962
Троллейбус





293

945

3041

6122
Автобус

-

550

957

8932

19518
Всего

1128

8503

7687

20948

35897





ГОРОД-CПУТНИК, город или посёлок гор. типа, развивающийся близ более крупного города и тяготеющий к нему как к центру в производственном, хоз. и культ.-бытовом отношении; часто образует периферийный элемент гор. агломерации или конурбации (см. Агломерация населённых пунктов). В отличие от пригорода (или предместья), Г.-с. не имеет тенденции к слиянию с центр. городом, расстояния между ними зависят от трансп. условий, обеспечивающих единство хоз. жизни гор. центра и Г.-с. Основой для создания Г.-с. служат пром. предприятия, н.-и. учреждения, высшие уч. заведения и т. д., строящиеся близ крупного центра или выводимые из него в результате реконструкции. Создание Г.-с. способствует ликвидации излишней концентрации пром-сти и населения в крупном городе и упорядочению развития всей возглавляемой им агломерации. Г.-с. имеются в СССР, Великобритании, Швеции, Финляндии и др. странах.

В соответствии с функциями различают неск. типов Г.-с.- пром., пром.-трансп., курортные, жилые (т.н. города-"спальни", почти всё занятое население к-рых ездит в центр. город на работу) и др. Г.-с. "спальни" распространены в капиталистич. странах; в социалистич. странах население Г.-с. в значит. мере обеспечивается работой на месте. Так, напр., в Сов. Союзе вокруг крупных городов (Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и др.) намечено и частично осуществлено в плановом порядке создание новых или за счёт существовавших населённых мест благоустроенных Г.-с. нового типа для рассредоточения населения и перевода из центр. города нек-рых предприятий. В капиталистич. странах рост Г.-с. происходит преимущественно стихийно, усложняя хаотич. конурбации; для развивающихся стран, при свойственной им слабости экономич. связей, Г.-с. не характерны.

Лит.: Города-спутники. Сб. ст., М., 1961; Давидович В. Г., Расселение в промышленных узлах, М., 1960; Xауке М. О., Пригородная зона большого города, М., 1960; "Проблемы советского градостроительства", т. 13, М., 1961; Селф П., Города выходят из своих границ..., пер. с англ., М., 1962. В. В. Покшишевский.



ГОРОДЦОВ Василий Алексеевич [И (23).3.1860,с. Дубровичи, ныне Рязанской обл.,- 3.2.1945, Москва], советский археолог. Чл. КПСС с 1938. Проф. Моск. ун-та (1918-44) и ряда др. высших уч. заведений. Осн. работы посвящены различным разделам археол. науки, а также этнографии и историч. географии. Одним из первых открыл и исследовал палеолитич. жилища (Тимоновская стоянка, 1928). Создал классификацию археол. культур эпохи бронзы степной и лесной зон Европ. части СССР и сейчас принятую всеми учёными. Г. исследовал также памятники раннего жел. века (Бельское, Елизаветинское городища и мн. др.) и ср.-век. древности (Старая Рязань, Маджар и др.). Его обобщающие труды по археологии России легли в основу совр. археол. знаний. Г. много сделал в области методики полевых исследований, музейного дела, преподавания и популяризации археологии. Награждён орденом Ленина.

Соч.: Первобытная археология, М., 1908; Бытовая археология, М., 1910; Культуры бронзовой эпохи в Средней России, в кн.: Отчет Российского исторического музея в Москве за 1914г., М., 1915; Археология, т. 1,Каменный период, М.- П., 1923; Старшее Каширское городище, в кн.: Изв. Государственной академии истории материальной культуры, в. 85, М. - Л., 1933; Тимоновская палеолитическая стоянка, М.- Л., 1935.

Лит.: Крайнов Д. А., К столетию со дня рождения В. А. Городцова, "Советская археология", 1960, № 1.

Д. Б. Шелов.

ГОРОЖАНКИН Иван Николаевич [16(28).8.1848, Воронеж,-7(20).11.1904, Москва], русский ботаник. Окончил Моск. ун-т (1871), доцент (с 1875) и проф. (с 1881) там же. Основоположник сравнительно-эмбриологич. направления в рус. ботанике. Изучил строение архего-ниев у голосеменных, первым наблюдал и описал у них процесс оплодотворения, ввёл понятие архегониальных растений (мохообразные, папоротникообразные, голосеменные). На зелёной водоросли хламидомонаде проследил эволюцию полового размножения от изогамии через гетерогамию к оогамии. Создал моск. морфологич. школу ботаников.

Лит.: Мейер К. И., И. Н. Горожанкин и его роль в развитии русской ботаники (1848-1904), М., 1966 (библ.).



ГОРОНТАЛО, холонтало, народ в Индонезии. Г. живут на С. о. Сулавеси, на п-ове Минахаса. Числ. ок. 500тыс. чел., (1967, оценка). Язык Г., распадающийся на неск. диалектов, относится к индонезийским языкам, но имеет много черт, характерных для филиппинских языков. Религия Г.- ислам, с сильными пережитками древних доисламских верований. Осн. занятия - земледелие (рис, кукуруза, кокосовая и саговая пальмы) и животноводство (крупный и мелкий рог. скот, лошади). Развиты плетение, ткачество.



ГОРОНТАЛО (Gorontalo), город и порт в Индонезии, в сев.-вост. части о. Сулавеси, на побережье зал. Томини. 71 тыс. жит. (1961). Центр плантационного р-на. Вывоз копры, капока, кофе, раттана, древесины, смол, шкур.

ГОРООБРАЗОВАНИЕ, процесс формирования горных сооружений в результате проявления вертикальных тектонич. движений, по скорости превосходящих скорость экзогенных процессов - разрушения и сноса (денудации) горных пород или накопления осадков (аккумуляции), ведущих к выравниванию земной поверхности. Г. характерно для подвижных поясов Земли. См. также Горы.

ГОРОСКОП (греч. horoskopos), чертёж для "предсказания судьбы" в ложном учении - астрологии. В 12 "домах" Г. размещаются планеты в соответствии с их расположением на небе в момент рождения человека или совершения к.-н. события. Пользуясь весьма запутанными и туманными правилами, основанными на идее о влиянии расположения небесных светил, гл. обр. планет, на земные события, астрологи "предсказывают" судьбу человека или исход того или иного события .



ГОРОТЕЛИЯ (от греч. hora - обычное время, продолжительность и telos - осуществление, завершение), обычный средний темп эволюции, присущий мн. группам организмов. Г. характерна для эволюции мн. филогенетич. линий (филумов), в частности хищных млекопитающих, нек-рых брюхоногих моллюсков и др. Эти формы наз. горотелическими. Ср. Брадителия, Тахителия. Лит. :Симпсон Д. Г., Темпы и формы эволюции, пер. с англ., М., 1948.
ГОРОХ (Pisum), род однолетних и многолетних растений сем. бобовых. Объединяет 6-7 видов. В СССР 5-6 видов. Из них: многолетние - Г. красивый (P. formosum) и Г. Оше (P. aucheri), произрастающие на Кавказе и в Малой Азии (иногда выделяются в особый род Vavilovia); однолетние - Г. сирийский, или приземистый (Р. syriacum), растущий в Закавказье, Вост. Средиземноморье и Малой Азии, Г. высокий (P. elatius), распространённый на Кавказе, в Средиземноморье и Передней Азии (до Тибета и Индии), Г. посевной (P. sativum), подразделяемый на подвиды: посевной (ssp. sativum), полевой, или пелюшка (ssp. arvense, иногда выделяется в самострят. вид P. arvense), азиатский (ssp. asiaticum) и закавказский (ssp. transcaucasicum), широко распространён в культуре. В Эфиопии и Йемене дико и в культуре произрастает Г. абиссинский (P. abyssinicum).

Корень Г. стержневой, проникает в почву на 1 м и глубже. Стебель выс. 15 - 250 см, иногда ветвится. Листья парноперистые, с 1-3 парами листочков, как правило, заканчиваются усиками. Цветки пазушные, по 1-2, реже 3-7 на цветоносе, с венчиком различной окраски - от белой до пурпурно-фиолетовой. Плоды (бобы) цилиндрические или сплюснутые, прямые или изогнутые. Семена (горошины) гладкие или морщинистые, с бесцветной или окрашенной кожурой, иногда с рисунком. М. Э. Кирпичников.



Г. посевной - однолетнее яровое или зимующее растение. Стебель 4-гранный, голый, полегающий. Листья сизые (с восковым налётом) или зелёные, в основании их 2 крупных прилистника. Цветки белые с зеленоватыми жилками, розовые, красно-фиолетовые. У бобов лущильных сортов на внутр. стороне створок образуется пергаментный слой. В каждом бобе 3-11 семян (гладких или морщинистых) различной окраски (светло-зелёные, жёлтые, крапчатые и др.); 1000 семян весит от 35 до 400 г.

Горох посевной: 1 - общий вид растения; 2 - лист; 3 - цветок; 4 - корень; 5 - бобы (а - лущильных сортов, б - сахарных сортов); 6 - семена.
[0708-1.jpg]

Вегетац. период от 45 до 120 и более дней. Цветение растянуто. Г.- самоопылитель, но в жаркое и сухое лето возможно перекрёстное опыление. Семена Г. начинают прорастать при 1-2 °С, всходы переносят заморозки 5 - 10 °С, оптимальная темп-pa для формирования вегетативных органов 12-16 °С, во время бутонизации и цветения 16 - 20 °С. Транспирационный коэфф. 400 - 450. Лучшие почвы для Г.- суглинистые с достаточной аэрацией и слабокислой или нейтральной реакцией.

Возделывают Г. как высокобелковое пищевое и кормовое растение. Зерно (зрелые семена) Г. употребляют в пищу в варёном виде, перерабатывают на крупу, муку, консервы и т. д. Зелёный горошек и зелёные лопатки (бобы) используют в пищу в свежем, варёном и консервированном виде. Кормовые сорта (зелёная масса, сено, зерно), а также гороховую солому и мякину скармливают скоту.

Г. известен в культуре с 4 в. до н. э. Родиной его считают Вост. Афганистан и Сев.-Зап. Индию. За рубежом этой культурой в 1970 было занято св. 6 млн. га, в т. ч. зелёным горошком ок. 300 тыс. га. Большие площади Г.- в Китае, Индии, США, Румынии, Венгрии, ГДР, Великобритании. В СССР в 1970 Г. выращивали на площади 3,350 млн. га, валовой сбор зерна более 5 млн. т, ср. урожай 16,3 ц с 1 га, в передовых х-вах 30-40 ц. Осн. р-ны возделывания в СССР: центральночернозёмная и нечернозёмная зоны, Поволжье, Украина, Прибалтика, Урал, Сибирь. Выращивают: зерновые сорта - Рамонский 77, Торсдаг, Капитал, Уладовский 208 и др.; кормовые - Восток 55, Укосный 1; овощные - Победитель Г-33, Неистощимый 198 и др.

Лучшие предшественники для Г.- сахарная свёкла, картофель, удобренные озимые, кукуруза, капуста, томаты, огурцы, корнеплоды. Сам Г. является хорошим предшественником для др. культур, т. к. оставляет в почве большое кол-во азота (см. Азотфиксация). Его выращивают и в занятом пару. Осенью поле под Г. лущат (при посеве после зерновых) и пашут на зябь, весной боронуют и культивируют, перед посевом выравнивают шлейфами, боронами или катками. Фосфорные и калийные удобрения ускоряют созревание, повышают урожай и его качество. На дерново-подзолистых почвах применяют молибден. Семена перед посевом обрабатывают нитрагином. Высевают Г. весной в самые ранние сроки рядовым, узкорядным или перекрёстным способами; норма высева мелкосемянных сортов 1,5-2 ц/га, крупносемянных 2,5- 3,5 ц/га (1-1,2 млн. семян на 1 га); глубина заделки семян 4-8 см. На Ю. возможны подзимние посевы. Во влажных р-нах Г. полегает, поэтому его высевают в смеси с овсом, фацелией, горчицей и др. культурами, созревающими одновременно с ним. Убирают обычно раздельным способом при созревании 70% бобов, на Ю.-прямым комбайнированием.

Наиболее опасные вредители Г.- клубеньковые долгоносики, гороховая зерновка, гороховая тля, гороховая плодожорка. Из болезней наибольший вред приносят аскохитоз, ржавчина, мучнистая роса.

Лит.: Федотов В. С., Горох, М., 1960; Соловьева В. К. и Дворникова 3. В., Бобовые овощные культуры, М., 1963; [Генералов Г. Ф.], Сорта и агротехника гороха, М., 1964.



ГОРОХОВ, город (с 1939), центр. Гороховского р-на Волынской обл. УССР, в 9 км от ж.-д. ст. Горохов (на линии Луцк - Львов). Литейно-механич. з-д. Произ-во стройматериалов. Пищекомбинат. С.-х. техникум. Музей революционной, боевой и трудовой славы.



ГОРОХОВА Галина Евгеньевна (р. 31.8. 1938, Москва), советская спортсменка (фехтование на рапирах), засл. мастер спорта (1960), преподаватель. Чл. КПСС с 1964. Многократная чемпионка СССР (6 раз в 1960-70) и мира (1965, 1970) в личных соревнованиях; чемпионка СССР (13 раз в 1958-70), мира (10 раз в 1958-71) и Олимпийских игр (1960, Рим; 1968, Мехико) в командных соревнованиях. Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

ГОРОХОВАЯ ЗЕРНОВКА (Bruchus pisorum), жук сем. зерновок, опасный вредитель гороха. Тело дл. 4-5 мм, блестяще-чёрное , с ржаво-серым опушением; на надкрыльях косые беловатые полоски, на конце брюшка белый крестообразный рисунок. Г. з. встречается повсеместно. В СССР сильно вредит в степной и лесостепной зонах. В году одно поколение. Г. з. появляется на посевах гороха во время его цветения. Яйца откладывает на зелёные бобы (всего св. 200). Личинки внедряются в горошины, выедая в них полость (в горошине развивается одна личинка), и там же окукливаются. Жуки отрождаются в середине августа и зимуют внутри зерна. Большинство жуков с горохом попадает в зернохранилища, нек-рые зимуют в поле в осыпавшихся горошинах; на Ю. могут выбираться из зёрен и зимовать в почве, под растит. остатками, корой деревьев. Повреждённый горох обесценивается как продукт питания и семенной материал. Меры борьбы: в поле - ранний посев гороха здоровыми семенами, обработка посевов инсектицидами, своевременная и в сжатые сроки уборка урожая, глубокая зяблевая вспашка и др. О Г. з. в зернохранилищах см. Вредители зерна и зерно-продуктов.
[0708-2.jpg]

Гороховая зерновка: 1 - жук; 2 - личинка; 3 - куколка; 4 - повреждённые зёрна гороха.

Лит.: Иванова 3. В., Гороховая зерновка, М., 1959. А. А. Брудная.

ГОРОХОВАЯ ТЛЯ (Acyrthosiphon pisum), насекомое отряда равнокрылых хоботных сем. тлей. Тело дл. 4-5 мм бархатисто-зелёное. Встречается в Европе, Азии, Сев. Америке, Сев. Африке. Повреждает люцерну, клевер, кормовые бобы, горох, вику, сою и др. бобовые. Зимует в фазе яйца на многолетних бобовых. Весной отрождается и с июня по август девственным путем даёт до 10 поколений. Интенсивно размножается на молодой сочной растительности в умеренно влажную тёплую погоду. Осенью появляется двуполое поколение, откладывающее яйца. Высасывая соки из стеблей, листьев, бобов, Г. т. может значительно снизить урожай. Меры борьбы: обработка посевов афицидами; ранний посев зернобобовых рано созревающих сортов и др. О. И. Петруха.



[0708-3.jpg]

Гороховая тля: 1 - крылатая самка; 2 - бескрылая самка.


ГОРОХОВЕЦ, город, центр Гороховецкого р-на Владимирской обл. РСФСР, пристань на р. Клязьма. Расположен на шоссе Москва - Горький, в И км к С. от ж.-д. ст. Гороховец. 3-ды: судостроительный, подъёмно-трансп. оборудования. Г. впервые упоминается в летописи под 1239. С 1787 - уездный город Владимирской губ. Пам. архитектуры 17 в.: кам. церкви с открытыми высокими крыльцами, килевидными завершениями фасадов, пилястрами на углах, сложными наличниками окон (напр., в Сретенском и Никольском монастырях); Благовещенский собор (1700); кам. 2-этажные дома (Селина, Шумилиной), повторяющие композицию деревянных хором.

Лит.: Столетов А. В., Памятники архитектуры Владимирской области, Владимир, 1958; Тиц А. А., По окраинным землям владимирским..., М., 1969.



ГОРОХОВСКАЯ Мария Кондратьевна (р. 17.10.1921, Евпатория), советская спортсменка, засл. мастер спорта (1952), судья междунар. категории (1964), преподаватель. Абсолютная чемпионка Олимпийских игр (1952) и чемпионка мира (1954) по спортивной гимнастике. Абсолютная чемпионка СССР (1951-52), многократная чемпионка СССР (1948- 1954) в отдельных видах гимнастич. многоборья. Награждена орденом Трудового Красного Знамени.



ГОРОХОВЫЕ ПЛОДОЖОРКИ, бабочки сем. листовёрток, вредители гороха и др. бобовых культур. Наиболее опасна Laspeyresia nigricana. Крылья в размахе 13-17 мм, передние тёмно-бурые, с белыми штрихами по краю, задние у самок бурые, у самцов беловатые, с бурым краем. Встречается в Европе; в СССР сильно вредит в лесной и лесостепной зонах Европ. части в жаркое лето. Зимуют гусеницы в почве и там же окукливаются. Бабочки вылетают ко времени цветения гороха, яйца откладывают гл. обр. на листья. Гусеницы внедряются в боб и обгрызают снаружи горошины.

Местами бобовые культуры повреждает вид Г. п. L. dorsana. Меры борьбы: глубокая зяблевая вспашка плугами с предплужниками, посев скороспелых сортов гороха в ранние сроки, смешанные посевы гороха со злаковыми культурами; применение яйцееда трихограммы.

Лит.: Липский Б. А., Гороховые плодожорки и меры борьбы с ними, Л., 1938; Ээнлайд А., Возможности уменьшения вреда, наносимого гороховыми плодожорками, в кн.: Сборник научных трудов Эстонской сельскохозяйственной академии, в. 1, Тал., 1955. И.М.Беляев.



ГОРОЧНАЯ АВТОМАТИКА, система комплексной механизации и автоматизации технологич. процесса ж.-д. сортировочных горок (см. Горка сортировочная). Автоматизация процесса расформирования составов поездов с горки решается системами Г. а.: автоматич. регулированием скорости скатывания отцепов (АРС), горочной автоматич. централизацией стрелок (ГАЦ), автоматич. заданием скорости роспуска составов (АЗСР), телеуправлением горочным локомотивом (ТГЛ) и др.

Система АРС служит для поддержания необходимых интервалов между скатывающимися отцепами с целью исключения нагонов одного отцепа другим на спускной части горки; для обеспечения требуемой дальности пробега отцепов и подхода их к вагонам, стоящим на путях сортировочного парка, с допустимой скоростью соударения (1,5 м/сек). В системе АРС спец. приборы измеряют ходовые качества и массу каждого отцепа, свободную длину сортировочного пути, на к-рый следует данный отцеп, и др. параметры. По этим данным счётно-решающие устройства вычисляют скорость выхода отцепа с автоматически управляемых тормозных позиций (вагонных замедлителей), следящие устройства сравнивают вычислительные скорости с фактическими, поступающими от радиолокац. измерителей скорости, и выдают соответствующие команды в устройства авторегулирования замедлителей.

Система ГАЦ обеспечивает автоматич. перевод стрелок по маршруту следования отцепов. Может работать в двух режимах: программном, при к-ром маршруты следования отцепов предварительно записываются на перфокарту и считываются с неё в процессе роспуска состава; и маршрутном, при к-ром маршруты следования отцепов устанавливаются непосредственно перед их подходом к головной стрелке горки. Для обеспечения связи между движущимися отцепами и устройствами ГАЦ, а также для исключения перевода стрелки под вагоном вся спускная часть горки разбита на короткие изолированные одна от другой секции (рельсовые цепи), к-рые не должны перекрываться базой грузового вагона.

Система АЗСР вычисляет и задаёт предельно допустимую скорость надвига состава на горку в момент отделения от состава очередного отцепа. Длинным отцепам или отцепам, маршруты следования к-рых делятся на головных стрелках, задаются более высокие скорости роспуска, чем во всех остальных случаях. Это позволяет повысить ср. скорость роспуска составов, а соответственно, и перерабатывающую способность горки. Кроме того, система АЗСР обеспечивает программирование маршрутов для системы ГАЦ и выдаёт на цифровых индикаторах, установленных в месте расцепки вагонов, указания о количестве вагонов в двух очередных отцепах, подходящих к горбу горки.

Система ТГЛ предусмотрена для автоматич. реализации заданий, выдаваемых системой АЗСР по радиоканалу, обеспечивая автоматическое (без участия машиниста) управление горочным локомотивом. Телеуправление позволяет привести локомотив в движение в заданном направлении, осуществляет регулирование его скорости в соответствии с получаемыми командами или остановку.

Лит. см. при ст. Железнодорожная автоматика. Н. М. Фонарёв.

ГОРОШЕК, вика (Vicia), род однолетних, двулетних или многолетних трав сем. бобовых. Стебли обычно слабые, лишь редко прямостоячие. Листья, как правило, парноперистосложные и заканчиваются усиками, при помощи к-рых они цепляются за окружающие растения или опору. Цветки - по 1 или 2-3 в пазухах листьев или же собраны в кисти. Св. 150 видов, преим. в умеренных областях Сев. полушария, особенно в странах Средиземноморья; немногие в Юж. Америке и в горах тропич. Вост. Африки. В СССР более 80 видов, больше всего на Кавказе. Почти все Г. хорошие медоносы и ценные кормовые травы. Культивируемые виды больше известны под назв. вика. Как декоративное растение разводят многолетний Г. однопарный (V. unijuga). К роду Г. иногда относят вид V. faba - бобы.

М. Э. Кирпичников.



ГОРОШИНЫ (Pisidium), род пресноводных двустворчатых моллюсков сем. шаровок. Раковина (дл. 2-10 мм) овальная, со сдвинутыми назад макушками. Распространены в пресных водоёмах всех континентов. В СССР неск. десятков видов в самых различных водоёмах (реки, озёра, пруды, лужи, подземные воды). Питаются взвешенными в воде бактериями и органич. остатками. Служат пищей нек-рым рыбам.



ГОРРОКС (Horrocks) Джеримайя (1617-41), английский астроном; см. Дж. Xoppoкс.



ГОРСЕЙ (Horsey) Джером (г. рожд. неизв.- ум. не ранее 1626), английский дворянин, с 1573 был в России в качестве агента английской "Московской компании", добился для неё привилегий. В 1581 -91 выполнил также ряд важных дипломатич. поручений англ. и рус. правительств. Автор соч. о России ("Путешествие Горсея", "Описание коронации Фёдора Иоанновича", "Второе и третье посольства к русскому царю", "Письма к лорду Берлею о России" и др.), содержащих ценные сведения о положении в России после смерти Ивана IV, гибели в Угличе царевича Дмитрия в 1591, о внеш. политике и пр.

Соч.: Записки о Московии XVI в. сэра Джерома Горсея, пер. с англ., СПБ, 1909.

В. И. Корецкий.



ГОРСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ГАССР), советская автономия народов б. Терской и части Кубанской (Карачай) обл. в 1921-24. Входила в состав РСФСР. Пл. св. 73 тыс. км2. Нас. ок. 786 тыс. чел.- чеченцы, ингуши, осетины, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, русские (казаки и т. н. иногородние). Делилась на 6 адм. округов. Столица - г. Владикавказ (ныне Орджоникидзе).

ГАССР провозглашена 17 нояб. 1920 на съезде народов Терской обл. во Владикавказе. На учредит. съезде Советов ГАССР (16-22 апр. 1921), в работе к-рого принял участие представитель ВЦИК и ЦК РКП(б) С. М. Киров, был оглашён декрет ВЦИК от 20 янв. 1921 об образовании ГАССР. Съезд определил систему органов гос. власти и гос. управления, установил порядок взаимоотношений их между собой и с гос. органами РСФСР, наметил адм.-терр. устройство ГАССР, принял постановления по земельному и продовольственному вопросам, о нар. образовании, шариате, избрал ЦИК ГАССР. Образование ГАССР явилось одним из этапов государственного строительства у народов Терека. Первоочередные задачи ГАССР: урегулирование земельного вопроса и создание мирных, дружественных взаимоотношений народностей.

В процессе нац. гос. строительства осуществлялось нац. размежевание народностей: из состава ГАССР были выделены Кабардинский (1 сент. 1921), Карачаевский (12 янв. 1922), Чеченский (30 нояб. 1922), Балкарский (16 янв. 1922) округа, преобразованные в авт. области РСФСР. Декретом ВЦИК от 7 июля 1924 ГАССР была упразднена и на её терр. созданы Сев.-Осетинская и Ингушская АО и населённый казаками Сунженский округ с правами губ. исполкома. Владикавказ был выделен в самостоят. единицу, непосредственно подчинённую ВЦИК РСФСР. В декрете указывалось, что расчленение ГАССР по нац. признаку производится "в согласии с волеизъявлением народностей, населяющих Автономную Горскую Социалистическую Советскую Республику, и в целях скорейшего развития классового самосознания национальностей, входящих в состав Автономной Горской Социалистической Советской Республики, а также в целях наиболее широкого вовлечения трудящихся масс этой Республики в дела советского государственного управления".

Гороховая плодожорка: 1 - бабочка; 2 - гусеница; 3 - повреждение гороха.
[0708-4.jpg]




Лит.: Ленин В. И., Товарищам-коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43; Сталин И. В., Доклад о Советской автономной Терской области, Соч., т. 4, М., 1951; Киров С. М., Избранные статьи и речи. (1912-1934), М., 1957, с. 107-37; Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик, т. 1 - 4, М., 1959 - 62; Мулукаев P. C-, К истории Горской Автономной Советской Социалистической республики, в сб.: Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского ин-та, т. 20, Орджоникидзе, 1957. А. А. Шафир.



ГОРСКИЙ Александр Алексеевич [6 (18). 8. 1871, около Петербурга,- 20.10.1924, Москва], советский артист балета, балетмейстер, педагог, засл. арт. императорских (позднее гос. академич.) театров (1915). По окончании Петерб. театр. уч-ща в 1889-1900 артист Мариинского театра. В 1900 режиссёр балета, в 1902-24 балетмейстер Большого театра. Возглавив моск. балетную труппу, Г. стал осуществлять реформу балета, опираясь в большой степени на опыт дра-матич. театров (МХТ и др.). Стремился преодолеть мн. условности академич. балета 19 в. (канонич. структуру, раздельное существование танца и пантомимы). Начав с обновления старого спектакля ("Дон Кихот" Минкуса, 1900), Г. переработал мн. балеты классич. наследия, пытаясь пересмотреть их драматургию, заменяя отвлечённые кордебалетные ансамбли танцами, оправданными действием, добиваясь историч. достоверности оформления: "Лебединое озеро" Чайковского, "Конёк-Горбунок" Пуньи, "Жизель" и "Корсар" Адана, "Баядерка" Минкуса и др. Свои творч. устремления Г. полностью осуществил в самостоят. работах: "Дочь Гудулы" Симона (1902), "Саламбо" Арендса (1910), "Любовь быстра" на муз. Грига (1913), "Эвника и Петроний" на муз. Шопена (1915), "Щелкунчик" Чайковского (1919) и др. К 1-й годовщине Окт. революции Г. поставил балет "Стенька Разин" на муз. А. К. Глазунова, к 5-й годовщине - детский спектакль на совр. тему "Вечно живые цветы" на муз. Б. В. Асафьева

(с отд. номерами др. композиторов). Г. преподавал в Петербурге (1896- 1900), с 1902 - в Москве. Среди его учеников: А. М. Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк и др.

Лит.: Бахрушин Ю., Александр Алексеевич Горский, 1871-1924, М.- Л., 1946. Е. Я. Суриц.



ГОРСКИЙ Александр Васильевич [16(28).8.1812-12(24).10. 1875], русский церк. историк и археограф. Проф., а с 1864 ректор Моск. духовной академии. С 1849 начал работу над "Описанием славянских рукописей Московской синодальной библиотеки" (т. 1-6, 1855-1917), содержащим мн. ценных открытий и справочных сведений по истории слав., греч. лит-ры. В журнальных "Прибавлениях к творениям святых отцов в русском переводе" Г. опубликовал ценные с фак-тич. стороны лекции по ранней истории христ. церкви и биографии рус. митрополитов - Кирилла II, Петра, Алексея, Киприана, Фотия, Ионы и др., а также важные памятники др.-рус. лит-ры, в т. ч. знаменитое "Слово о законе и благодати митрополита Илариона".

Лит.: Попов С., Ректор Московской духовной академии протоиерей А. В. Горский, Сергиев Посад, 1897 (библ.).



ГОРСКИЙ Иван Иванович [р. 31.8 (12.9).1893, Рыбинск], советский геолог и палеонтолог, чл.-корр. АН СССР (1943). С 1935 проф. Ленингр. горного ин-та. В 1943-47 директор Всесоюзного н.-и. геол. ин-та. Пред. Президиума Карело-фин. филиала АН СССР (1947- 1952). В 1950-60 директор Лаборатории геологии угля АН СССР. В 1960-68 зам. академика-секретаря Отд. геолого-геогр. наук (затем отд. наук о Земле) АН СССР. Осн. работы по геологии и угольным месторождениям Урала, а также Казахстана и Ср. Азии. Изучал фауну кораллов верх. палеозоя на терр. СССР. Г. принимал участие в составлении геологич. карт Урала, Европ. части СССР,

Кавказа и обзорной карты прогноза углей СССР (1956). Золотая медаль имени А. П. Карпинского (1970). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Каменноугольные кораллы Новой Земли, Л., 1938 (Труды Всесоюзного Арктического ин-та, т. 93, в. 3); Пояса и узлы угленакопления в свете современных данных,

"Тр. Лаборатории геологии угля АН СССР", 1956, в. 5.



ГОРСКОЕ, город (с 1938) в Ворошиловградской обл. УССР, в 4 км от ж.-д. ст. Шипилово (на линии Родаково - Красный Лиман). 16 тыс. жит. (1970). Добыча угля. Обогатит. ф-ка. Хлебоком-бинат.



ГОРСТ (нем. Horst), приподнятый над смежными участками, обычно вытянутый, участок земной коры, ограниченный круто наклонёнными разрывами - сбросами или взбросами. Размеры Г. различны - до многих десятков км в поперечнике и сотен км в длину.

[0708-5.jpg]



ГОРСТ-АНТИКЛИНАЛЬ, выпуклая складка слоев горных пород с крыльями, опущенными по сбросам, благодаря чему ядро складки выступает в виде горста. Г.-а. характерны для относительно консолидированных областей земной коры, в частности молодых платформ.

ГОРТАННЫЕ МЕШКИ, выпячивания слизистой оболочки гортани у нек-рых млекопитающих, играющие роль резонаторов при голосообразовании. Парные Г. м. хорошо развиты у человекообразных обезьян, имеются у лошади, осла, тапира, а также у нек-рых зубатых китообразных. Помимо парных Г. м., иногда образуется непарный Г. м. выпячиванием стенки гортани между щитовидным и перстневидным хрящами (напр., у куниц, игрунковых обезьян и нек-рых беззубых китообразных) или между щитовидным хрящом и надгортанником (напр., у сев. оленя, антилоп, большинства обезьян). Особенно сильно непарный Г. м., вместе с парными, развит у обезьян ревунов, крик к-рых слышен за несколько км.



ГОРТАННЫЕ СОГЛАСНЫЕ, согласные звуки, образующиеся в гортани. Воздушная струя, проходя через голосовую щель, встречает препятствие в виде сомкнутых или сближенных (но ненапряжённых) голосовых связок и, преодолевая его, даёт шум, определяемый как Г. с. При наличии смычки образуется смычный Г. с., наз. гортанным взрывом, напр. в груз. яз. п, т, к. При наличии щели образуется слабый шум трения, к-рый определяется как гортанный щелевой согласный шум (фарингальный Г. с.,
напр., немецкое h в начале слова). Иногда термин "Г. с." употребляют и для обозначения увулярных, заднеязычных (задненёбных) и даже среднеязычных (средненёбных) согласных (см. Согласные).

ГОРТАНЬ, верхняя гортань, совокупность хрящей, мышц и связок, образующих начальный отдел дыхательного горла у наземных позвоночных животных и у человека. Обычно Г. содержит голосовой аппарат. Полость Г. разделена на переднюю, или преддверие Г., и заднюю. Передняя часть полости Г. через дыхательную щель сообщается с полостью глотки, задняя - переходит в полость трахеи. Г.- производное глотки, а хрящ Г.- преобразованные жаберные дуги. У большинства хвостатых и у всех бесхвостых земноводных различают черпаловидные и перстневидные хрящи Г. (рис. 1, 2). У бесхвостых земноводных (напр., у лягушек) Г., сливаясь с трахеей,
образует короткий гортанно-трахеальный мешок. Вдоль внутр. краёв черпаловидных хрящей имеются складки слизистой оболочки, разделённые голосовой щелью. Снизу к перстневидному хрящу прирастает полукольцо, образованное хрящами трахеи, - всё это образование наз. перстневидно-трахеальным хрящом (рис. 2). У пресмыкающихся и у птиц в Г. имеются те же хрящи, что и у земноводных. У млекопитающих в
[0708-6.jpg]

Рис. 1. Гортань хвостатого земноводного (сирена): 1 - черпаловидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - трахеальные хрящи; 4- полость трахеи.
[0708-7.jpg]

Рис. 2. Гортань лягушки (вид сбоку): 1 - сросшиеся хрящи трахеи; 2 - перстневидный хрящ; 3 - черпаловидный хрящ. 4-перстневидно - трахеальный хрящ.

Г. появляются новые хрящи - щитовидный и надгортанник (рис. 3). Перстневидный хрящ у большинства млекопитающих в связи с расширением на спинной поверхности по форме напоминает перстень с печаткой. У большинства млекопитающих в Г. появляются дополнит. хрящи: санториниевы - на верх. концах черпаловидных хрящей, и врисберговы - по бокам переднего края надгортанника. Голосовые связки, имеющиеся у большинства млекопитающих, натянуты между черпаловид-ными и щитовидным хрящами. Строение Г. зависит от особенностей питания и дыхания животных. Так, у китообразных (рис. 4) и новорождённых сумчатых млекопитающих сильно вытянутые черпаловидные хрящи и надгортанник образуют трубку, к-рая вдаётся позади мягкого нёба в хоаны. Такое устройство Г. позволяет сумчатым одновременно и дышать в сосать молоко; у китообразных оно препятствует попаданию в Г. воды при заглатывании пищи.

[0708-8.jpg]

Рис. 3. Гортань косули: 1 - щитовидный хрящ; 2 - надгортанник; 3 - перстневидный хрящ; 4- черпаловидный хрящ; 5 - трахея.

Рис. 4. Гортань зубатого кита: 1 - надгортанник; 2 - черпаловидный хрящ; 3 - перстневидный хрящ; 4 - щитовидный хрящ; 5 - трахея.

Лит.: Шмальгаузен И. И., Основы сравнительной анатомии позвоночных животных, 4 изд., М., 1947. А. Н.Дружинин.

Г. у человека, начальный отдел дыхательной системы, орган голосообразования. Являясь продолжением гортаноглотки (см. Глотка), Г. обеспечивает прохождение воздуха в трахею и препятствует в известной мере попаданию в неё твёрдых и жидких веществ. Г. расположена в передней области шеи у взрослого на уровне 4-6 шейных позвонков, начинается отверстием на передней стенке глотки. Основа Г. (рис. 5, 6) состоит из хрящей: 3 непарных - надгортанника, щитовидного хряща (самого крупного, образующего выступ - "кадык"), перстневидного, находящегося на границе с трахеей, и 2 парных черпаловидных, расположенных сзади и подвижно соединённых с др. хрящами. В Г. различают 3 части: вход, или преддверие Г., желудочек, или среднюю часть, и нижний отдел. Более широкая верх. часть отделена от средней желудочковыми (ложными) голосовыми связками (складками) слизистой оболочки, ограничивающими щель преддверия Г. Желудочек и ниж. отдел разграничены парой истинных голосовых связок, между к-рыми находится голосовая щель. Поверх хрящевого остова Г. расположены мышцы. Наиболее крупная - перстнещитовидная - соединяет одноимённые хрящи и при сокращении смещает щитовидный хрящ книзу, натягивая истинные голосовые связки и суживая голосовую щель. Др. мышцы (щито-черпаловидная, задняя и латеральная перстне-черпаловидная, поперечная и косая черпаловидные) прикреплены к черпаловидным хрящам, но только задние перстне-черпаловидные мышцы при сокращении расширяют голосовую щель (см. также Голос). Г. получает кровоснабжение из верх. и ниж. гортанных артерий; отток крови в систему яремных и подключичных вен осуществляется по одноимённым венам. Верх.и ниж. гортанные нервы - ветви блуждающих нервов - обеспечивают чувствительную и двигательную иннервацию Г. В. В. Куприянов.


Рис. 5. Гортань человека (вид сзади): 1 - надгортанник; 2 - большие рога подъязычной кости; 3 - связки между подъязычной костью и щитовидным хрящом; 4 - черпаловидные хрящи; 5 - щитовидный хрящ; 6 - перстневидный хрящ; 7-дыхательное горло; 8- санториниевы хрящи.
[0708-9.jpg]




Рис. 6. Сагиттальный разрез через гортань человека: 1 - надгортанник; 2 - вход в гортань; 3 - морганиев желудочек; 4 - истинная голосовая связка; 5 - полость гортани; 6 - полость дыхательного горла.
[0708-10.jpg]





ГОРТЕНЗИЙ Квинт (Quintus Hortensius), римский политич. деятель, диктатор 287 до н. э.; провёл под давлением плебеев закон, по к-рому решения плебейских собраний (по трибам) получали силу закона и не нуждались в одобрении сената. Лит.: Costa E., La lex hortensia de plebiscitis, Bologna, 1912.



ГОРТЕНЗИЯ, распространённое в декоративном садоводстве назв. культивируемых видов рода гидрангия. Наиболее популярна Г. крупнолистная (Hydrangea macrophylla, прежде Г. садовая - Н. hortensis), родом из Японии, введена в культуру в кон. 18 в. Образует б. ч. щитковидные соцветия, в центре к-рых расположены мелкие обоеполые цветки, а по краям - крупные, бесполые, с сильно разросшимися чашелистиками. Имеются сорта с малиновой, розовой, голубой и белой окраской цветков. Разводят в оранжереях и в комнатных условиях. Размножают зелёными черенками. Черенки укореняют в ящиках при темп-ре 16-18 оС, затем пересаживают в горшки. Зимой хранят в оранжереях. В апреле растения зацветают. В открытом грунте Г. садовая успешно выращивается при условии хорошего укрытия почвой или листом в зимний период.

Иногда в оранжереях и в открытом грунте разводят Г. метельчатую (Н. paniculata) - кустарник с крупными продолговатыми зеленовато-белыми соцветиями, розовеющими к периоду отцветания. Особенно эффектны штамбовые экземпляры, пригодные и для выращивания в кадках. Размножается черенками и отводками. Г. разношерстистая (Н. heteromala, прежде Н. Bretschneideri) - крупный кустарник с обильными плоскими или щитковидными соцветиями. Выращивается как и Г. метельчатая. Г. древовидная (Н. arborescens) - прямостоячий кустарник с широко-яйцевидными листьями и обильными округлыми белыми соцветиями. Имеется садовая форма с очень крупными соцветиями из стерильных цветков.

Лит.: Сааков С. Г., Гортензии, М., 1959.



ГОРТЕР (Gorter) Герман (26.11.1864, Вормервер,-15.9.1927, Брюссель), нидерландский поэт, критик, общественный деятель. Изучал филологию в Амстердамском ун-те. Был учителем. С 1895 посвятил себя пропаганде социализма. В 1897 примкнул к С.-д. рабочей партии Нид