загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ая 37 частных амбулаторий), 22 лечебницами и 4 передвижными центрами здравоохранения. Функционировали также (1968) 11 центров охраны материнства и детства, 3 центра для школьников, 2 амбулаторных отделения по восстановлению трудоспособности, 2 психиатрич. амбулатории и 1 туберкулёзный центр. Работал 101 врач (1 врач на 8,3 тыс. жит.), из к-рых 91 - на гос. службе, а также 245 помощников врачей, 4 зубных врача, 14 фармацевтов и ок. 600 чел. ср. мед. персонала. Врачи получают образование в основном во Франции и в Дакарском ун-те (Сенегал); в К. готовят только ср. мед. персонал (школа в Пуэнт-Нуаре). В 1969 СССР построил в Браззавиле родильный дом на 100 коек. А. Е. Беляев, Т. А. Кобахидзе.

Ветеринарное дело. В патологии с.-х. животных преобладают инвазионные и инфекционные болезни, гл. обр. природно-очаговые - особенно стрептотрихоз, трипаносомоз и риккетсиозы. Распространены многочисл. гельминтозы (особенно шистосоматозы, цистицеркозы, тениозы, филяриозы, наносящие большой ущерб животноводству), а также гидроперикардит рогатого скота, сальмонеллёзы, чума и рожа свиней, туберкулёз кр. рог. скота; среди птиц - болезнь Ньюкасла, пуллороз, оспа-дифтерит, орнитоз. В отд. р-нах регистрируется пастереллёз, спорадически - бешенство; среди коз - различные кожные болезни. С 1965 в стране организована Гос. вет. служба. В К. 6 вет. врачей (1971).

Просвещение. После провозглашения независимости и особенно после 1964 развитию нар. образования уделяется особое внимание. В 1965 Нац. собранием принят и проведён в жизнь закон о переходе в руки гос-ва всех частных (миссионерских) уч. заведений. Затраты на просвещение с кон. 60-х гг. составляют 20-25% гос. бюджета (в 1970 ок. 4 млрд. афр. фр.). За годы независимости число учащихся, занятых всеми видами обучения, увеличилось почти в 3 раза (с 103 тыс. уч-ся в 1960 до 300 тыс. уч-ся в 1972). К. занимает 1-е место в Африке по уровню охвата образованием детей школьного возраста (в 1970 92% ). За успехи, достигнутые в ликвидации неграмотности, К. в 1970 получило приз ЮНЕСКО им. Н. К. Крупской.

Система образования имеет след, структуру. Начальная 6-летняя школа является обязательной для детей от 6 до 14 лет. Полные ср. общеобразоват. заведения - 7-летние лицеи (4 + 3), неполные - общеобразоват. коллежи с 4-летним сроком обучения. Сеть проф.-технич. уч. заведений включает центры проф. подготовки, технич. коллежи и технич. лицеи (соответственно 2 года, 5 и 8 лет обучения на базе нач. школы). Осуществляется перестройка системы нар. образования, направленная на создание единой политехнич. ср. школы. В 1971/72 уч. г. в нач. школах обучалось 260 тыс. уч-ся (ок. 95% детей соответствующего возраста), в ср. школах - 35 тыс. уч-ся, в проф.-технич. уч. заведениях-ок. 3 тыс. уч-ся. Учителей для начальной школы готовят пед. училища (ок. 600 уч-ся в 1971/72 уч. г.), преподавателей ср. школы - Высшая нормальная школа в Браззавиле (312 студентов в 1971/72 уч. г.).

Первое высшее уч. заведение страны - Центр высшего образования в Браззавиле открыт в 1961; факультеты: права, гуманитарный и естеств. наук. В 1971/72 уч. г. в нём обучалось св. 800 студентов (в их числе студенты из др. афр. стран).

Осенью 1972 на его базе открыт Нац. ун-т. Более 1000 конголезцев получает высшее и среднее спец. образование за рубежом (так, только в 1972 в СССР направлено 328 чел.).

В 1965 в Браззавиле открыт Нац. музей; при нём имеются архив и библиотека. В. П. Борисенков.

Научные учреждения. Руководство я.-и. работой осуществляет Нац. совет по науч. и технич. исследованиям (осн. в 1966) при Мин-ве планирования. При совете созданы комиссии по медицине, астрономии, лесоводству, рыболовству, гидрологии, геологии, технике и др. Имеются Ин-т исследований хлопка и волокнистых культур, Ин-т эфиромасличных культур, Центр тропич. лесоводства. В Браззавиле и Пуэнт-Нуаре находятся отделения франц. Управления научнотехнич. исследований в заморских территориях. Проблемы африканистики изучаются в Ин-те Африки.

Печать, радиовещание, телевидение. В 1972 выходило ок. 10 газет на франц. яз., в основном в Браззавиле: "Этумба" ("Etumba"), с 1965, тираж от 2 до 5 тыс. экз., еженедельная газета, орган ЦК КПТ, первонач. выходила как орган партии Нац. революц. движение под назв. "Вуа де ла революсьон" ("Voix de la Revolution"); "Смен" ("La Semaine"), с 1952, тираж 7,5 тыс. экз., воскресная католич. газета, помимо К., распространяется в Чаде, Центральноафр. Республике, в Габоне; также частные газеты, выпускаемые в виде бюллетеней, печатаемых на ротаторе, среди них "Нувель конголез" ("Nouvelles Congolaises"), тираж ок. 500 экз. С 1970 усилился контроль КПТ над органами массовой информации.

Имеется правительств, информац. агентство Конголезское агентство информации, осн. в 1962. Агентство издаёт ежедневный информац. бюллетень (на ротаторе), тираж 600 экз. Офиц. правительственная радиостанция "Голос конголезской революции", создана в 1963. Передачи ведутся на франц., лингала и др. языках. С 1963 работает Конголезское нац. телевидение. Телепередачи принимаются только в Браззавиле и его окрестностях.

Литература. С давних пор в К. существует богатый и самобытный фольклор, но письм. лит-pa появилась лишь после 2-й мировой войны 1939-45. В результате политики культурной ассимиляции, проводившейся франц. колон, властями, мн. языки народов К. не имеют письменности. Лит. языки - французский и лингала.

Первым поэтом К., выступившим в 1948, был Ж. Ф. Чикайя (р. 1931, живёт в Париже). Ему принадлежат сб-ки стихов "Чёрная кровь" (1955), "Огонь бруссы" (1957), "Кривя душой", "Резюме. Рассудочные слова для анализа страсти" (I960), а также сб. стихов "Чрево" (1964) и сб. "Африканские легенды" (1968) - прозаич. обработка преданий афр. континента. Поэзия Чикайи, отмеченная влиянием франц. сюрреализма, не ограничивается интимной лирикой. Тревожное ощущение огромных изменений в жизни континента, напряжённые раздумья о судьбах Африки составляют пафос сложного творчества Чикайи. Поэт М. Синда опубл. в 1956 сб. стихов "Первая песнь отъезда". В лучших его стихах ясно звучит антиколон, тема. Своеобразие манеры Синды - в умелом использовании ритмов нар. афр. поэзии, напр, ритма трудовой крест, песни в стих. "Даба" (мотыга). Поэт Ж. В. Тати-Лутар - автор сб. стихов "Конголезские корни" (1968), содержащих в основном любовную лирику, а также сб. "Поэмы моря" (1969).

Проза К. представлена романистом Ж. Малонга (р. 1907), автором романов "Легенда о Мфуму Ма Мазоно" (1955) и "Сердце арийки" (1955). В первом из них действие происходит в доколониальную эпоху; романтич. герой собирает рабов, бежавших от хозяев, и создаёт гос-во всеобщего братства и равенства. Действие романа "Сердце арийки" протекает в колон. К.; в нём поднимается проблема дискриминации и расового неравенства. А. Лопес, член Политбюро ЦК КПТ, посвятил проблеме племенной розни сб. рассказов "Трибализм". П. Лони написал роман "Матрикул 22", а также опубл. сб. легенд, сказок, пословиц, поговорок. Драматургия представлена творчеством Ф. Муангассы, Л. Амбили. Г. И. Потехина.

Архитектура и изобразительное искусство. Осн. тип нар. жилища - прямоугольные в плане хижины с двускатными крышами, расположенные прямыми рядами вдоль главной улицы поселения. Плетёная крыша из согнутых веток напоминает щит черепахи. Обрядовые хижины украшаются деревянным панно, расписанным яркими красками, с изображением обрядов посвящения. Со 2-й пол. 19 в. в городах строятся здания европейского типа.

Маска народа баяка. Дерево, волокно пальмы. Частное собрание. Брюссель,

В изобразит, иск-ве преобладают резная деревянная скульптура и маски. Пластич. выразительность фигур, их простейшие уравновешенные геометрич. формы дополняются линейным узором (татуировка, волосы и т. д.); чётки и упрощённо трактованы черты лиц (фигуры охранителей детей у народа батеке, сплошь утыканные гвоздями фигурыреликварии народа бавили). Повышенная декоративность присуща скульптуре народа бакота, где фигура превратиласьв ромб, увенчанный плоской головой. Разнообразны маски. Расписным белым закруглённым узором, подчёркивающим геометрич. форму, украшены маски батеке, гротескно-декоративны маски баяка, условность форм усиливает необычайную экспрессию масок бакота. Резьба служит осн. видом художеств, ремесла. Ею покрывают различные деревянные предметы, сосуды из тыквы, глиняную посуду. В совр. иск-ве наиболее значительны работы живописной школы-мастерской Пото-Пото (осн. в 1951 франц. живописцем и этнографом П. Лодсом), получившей своё название от одного из р-нов

Мастер школы Пото-Пото. "На реке". Гуашь, акварель. 1950-е гг.

Браззавиля. Ориентируясь на местные традиции, мастера Пото-Пото создали оригинальный стиль изображений нар. жизни (гуашь, акварель), в к-рых графичность и чёткость рисунка, острая экспрессия движений, динамичные силуэты вытянутых в пропорциях фигур соединены с декоративной насыщенностью цвета.

Музыка. Жанровые и стилевые особенности муз. культуры многочисл. народов, населяющих К., зародились в глубокой древности и сложились в доколон. период. Муз. творчество баконго, бавили, байомбе, бобанги, бабоши и др. народов было ограничено областью фольклора. Проф. сказители при дворах вождей и правителей не создали устойчивых муз.-художеств, направлений. Муз. формы народов К., особенно племён пигмеев бака, бабинга и др., связаны с охотой и земледельч. трудом. Песни и танцы, исполняемые во время с.-х. работ или на охоте, чаще всего носят характер свободной импровизации. Франц. колон, господство задержало становление нац. культуры. Рост городов привёл в 20 в. к развитию гор. муз. фольклора, формировавшегося под сильным влиянием франц. культуры. После провозглашения независимости (1960) возрос интерес к народной афр. музыке, к-рая сохранила много архаических черт как в танцевальном, так и в песенном наследии и особенно в муз. инструментарии. Конструкция инструментов передавалась из поколения в поколение (техника исполнения в основном также оставалась неизменной). Особое распространение получили барабаны (с резонаторами и без них, котлообразные и цилиндрические). Барабаны току, локука, лунгунгу и др. - основа оркестрового ансамбля. Барабаны служат также средством передачи сообщений, сказаний, мифов. Иск-во исполнения на барабанах передаётся по традиции и достигает большой виртуозности. Используются ксилофоны - линзи, эндара, мбока, нгука, манза и др. ( с резонаторами и без них). Распространено также афр. пианино (деревянный остов, к к-рому прикреплены железные, бамбуковые или деревянные пластинки - язычки) - санса, марибула, кизанзи и др.; звуки извлекаются путём вибрации свободных концов пластинок. Среди струнных инструментов: муз. лук, лира, арфа, цитра. Духовые инструменты представлены рогами, флейтами, трубами. В 60 - нач. 70-х гг. произошли существенные сдвиги в социальной и политич. структуре конголезских народов, в мировоззрении африканцев, что находит всё большее отражение и в афр. муз. культуре. Для совр. муз. жизни характерно появление новых муз. форм, особенно в крупных гор. центрах. Новые формы отличаются развитием основ афр. музыки, использованием европ. инструментария и влиянием амер. джаза и лат.-амер. музыки. Молодые композиторы, стремясь выйти за пределы канонов традиционной афр. музыки, обращаются к новым муз. формам. Л. О. Голден.

Театр. У народов, населяющих К., с глубокой древности распространены танцевальные представления, в к-рых участвуют целые поселения. Танцы этих представлений имеют часто сюжетный характер, изображают жатву, охоту, рыбную ловлю, связаны с бытовыми обрядами и ритуалом поклонения предкам. Пр-во республики принимало меры к поддержке и развитию нар. иск-ва, проводило смотры сельских артистов-любителей. После установления независимости (1960) началось развитие театра, близкого к совр. европейскому, появились любительские коллективы и драматургия. Наиболее значит, коллектив возник в 1965 в Браззавиле - Нац. конголезский театр (руководитель П. Майенга), где поставлены пьесы: "Котелок Кока Мбале" Г. Менга (показан на фестивале афр. иск-ва в Дакаре, 1966), "Оракул" того же автора (показан на Панафриканском фестивале в Алжире, 1969). Среди драматургов кон. 60-х гг. получил известность Л. Амбили; его пьеса "Обвиняемая Европа" (1969) осуждает политику империализма.

В 1966 создан Нац. конголезский балет, исполняющий традиционные нар. танцы (гастролирует в др. странах). Н. И, Львов.

Лит.: Субботин В. А., Французская колониальная экспансия в конце XIX в. (Экваториальная Африка и острова Индийского океана), М., 1962; Balandier G., Sociologie des Brazzavilles noires, P., 1955; Wagnet J. - M., Histoire et sociologie politique de la Republique du Congo (Brazzaville), P., 1963; Sautter G., De 1'Atlantique au fleuve Congo. Une geographic du sous-peuplement, v. 1 - 2, P., 1966; V e nnetier P., Geographic du Congo-Brazzaville, P., 1966; В ритмах там-тама. Поэты Африки, вступ. ст. Е. Гальпериной, М., 1961; Нагибин Ю., Когда цветут фламбуаяны, "Наш современник", 1972, № 5; Григорович Н., Искусство Пото-Пото, "Искусство", 1965, № 1; Wingert P. S., The sculpture of Negro Africa, N. Y., 1952; Italiaander R., Neue Kunst in Afrika, [Mannheim, 1957]; его же, Kongo. Bilder und Verse, Gutersloh, 1959; E 1 isofon E., The sculpture of Africa, N. Y., 1958; Хан га Л., "Говорящие" барабаны, "Советская музыка", 1964, № 4; Михайлов Д ж., Удивительный мир африканской музыки, в кн.: Африка ещё не открыта, [М., 1967]; Ankermann В., Die afrikanischen Musikinstrumente, В., 1901 (Diss.); Johnston H., George Grenfell and the Congo, L., 1908.

КОНГО ВПАДИНА, обширное понижение (ок. 1 тыс. км в диаметре) в Центр. Африке, лежащее внутри замкнутого кольца поднятий. В структурном отношении соответствует синеклизе Афр. платформы, заложившейся в верхнем докембрии. Подземный (на глуб. более 500-1000 м) выступ кристаллич. фундамента платформы разделяет синеклизу на две впадины - северную и южную, в центр, частях к-рых фундамент опущен на глуб. более 3000 м. Синеклиза выполнена мощной толщей верхнепротерозойских, верхнепалеозойских и мезозойских осадочных пород, прикрытых с поверхности относительно маломощными рыхлыми кайнозойскими отложениями. Рельеф К. в. характеризуется ярусным строением. Наиболее низкий (300-400 м) и молодой (голоценовый) ярус образуют широкие, б. ч. заболоченные пойменные долины многочисл. рек, сливающиеся в центр, части К. в. в единую плоскую, периодически затопляемую аллювиальную равнину. Выше прослеживается неск. уровней антропогеновых террас и плиоценантропогеновых террасовидных плате, поднимающихся к краевым плоскогорьям, выс. более 500 м на С. и 3., более 1000м на Ю. и В. Впадина дренируется р. Конго. Жаркий и влажный экваториальный (на сев. и юж. периферии - субэкваториальный) климат (ср. месячные темп-ры от 23-25° до 26-27°С, годовая сумма осадков 1500-2000 мм и более), сплошной покров густых влажных вечнозелёных и листопадно-вечнозелёных лесов. И. Н. Олейников.

КОНГО-КОРДОФАНСКИЕ ЯЗЫКИ, нигеро-кордофанские языки, гипотетически макросемья языков Африки, включающая, по теории амер. лингвиста Дж. Гринберга, две ветви: нигеро-конголезские языки и кордофанские языки. К нигеро-конголезской ветви принадлежат след, группы языков: 1) атлантич. зап. языки в Зап. Африке, 2) манде языки в Зап. Африке, 3) гур в Зап. Африке, 4) ква языки на Гвинейском побережье, 5) бенуэ-конголезские, в т. ч. ряд языков на С. и В. Нигерии и на С Камеруна (камбари, катаб, биром, джукун, ибибио, тив, буте и др.) и группа языков банту, 6) адамава-восточные в Нигерии, Камеруне и странах Центр. Африки. Типологически К.-к. я. разнообразны (агглютинативные, корнеизолирующие, реже флективные). Для большинства К.-к. я. характерна система согласовательных классов.

Лит.: Westermann D., Die westlichen Sudansprachen und ihre Beziehungen zum Bantu, В., 1927; Green berg J., Studies in African linguistic classification. New Haven, 1955; его же, Languages of Africa, The Hague, 1963. А. Б. Долгопольский.

КОНГОЛЕЗСКАЯ ПАРТИЯ ТРУДА (КПТ; Parti Congolais du Travail), революционно-демократнч. партия в Народной Республике Конго. Преемница партии Национальное революционное движение (НРД). Создана в дек. 1969 на Учредит, съезде, принявшем устав партии. Программа партии, предусматривающая некапиталистич. развитие страны, была принята на пленуме ЦК КПТ в дек. 1970 -" янв. 1971. На внеочередном съезде в кон. 1972 была принята новая программа, подтверждающая, социалистич. ориентацию развития страны. С момента создания КПТ является правящей партией и единственной в стране. КПТ непосредственно руководит центр, гос. органами, а своё влияние на местах обеспечивает через массовые обществ, орг-ции. В экономич. области КПТ гл. внимание уделяет созданию гос. сектора и превращению его в решающее звено нац. экономики. Основой внешнеполитич. деятельности КПТ является поддержка национально-освободительного движения и развитие всесторонних связей с социалистическими странами. Печатный орган КПТ - еженедельная газ. "Этумба" ("Etumba"). Пред. ЦК КПТ М. Нгуаби.

КОНГРЕВНОЕ ТИСНЕНИЕ (от имени англ, изобретателя У. Конгрева, W. Cong
reve; 1772-1828), рельефное, получение выпуклых изображений на переплёте с помощью горячего штампа и рельефного контрштампа (с обратной стороны). К. т. применяется для воспроизведения портрета автора книги, различного рода эмблем (напр., гербов, букв, цифр) и т. п. К. т. может быть бескрасочным или комбинированным с красочным изображением.

КОНГРЕГАЦИИ (от лат. congregatio - союз, соединение) в католицизме, 1) религ. орг-ции, непосредственно связанные с монашескими орденами, состоящие частично из священнослужителей, частично из мирян. У ряда монашеских орденов большое число К.; напр., к ордену бенедиктинцев в 60-х гг. 20 в. примыкали 20 муж. и 16 жен. К. Каждая К. имеет свой устав, утверждаемый папой или епископами. Члены К. дают не "торжественный" обет (как члены монашеских орденов), а "простой" - на определённый срок или пожизненный. Цели К. номинально - чисто религ. или религ.-благотворительного характера; фактически же они являются проводниками политич. планов католич. церкви. К. стали возникать в кон. 16-17 вв., широкое распространение получили в 19 в. Наиболее значит. К. конца 60-х гг. 20 в.: К. святого духа (осн. в 1703, центр - Париж, 5,15 тыс. чл.), К. редемптористов (осн. в 1732, центр - Неаполь, св. 9 тыс. чл.), К. облатов непорочной девы Марии (осн. в 1816, центр - Экс-ан-Прованс, 7,9 тыс. чл.), К. марианистов (осн. в 1817, центр - Бордо, ок. 3,5 тыс. чл.), К. салезиан (осн. в 1859, центр - Турин, 22,6 тыс. чл.). 2) Объединения неск. монастырей под единым управлением. 3) Учреждения, входящие в состав римской курии. И.Эльвин.

КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ, одно из течений в кальвинизме, возникшее в Англии во 2-й пол. 16 в. как радикальное направление в пуританизме (см. Пуритане). Наиболее видный из основателей - Р. Браун (отсюда другое назв. К.-б р а ун и с т ы). Во время Английской буржуазной революции 17 века приобрели значение политические партии (см. Индепенденты). Свою вторую родину К. нашли в английских колониях в Северной Америке.

Каждая община К. автономна, своим главой считает Христа и сама для себя определяет формы культа и символ веры, выбирает руководителей, пастора, принимает и исключает членов, не признавая над собой верховенства пресвитерии, как у пресвитериан. Вместе с тем каждая община К. "согласовывает" свои религ. верования и культ с др. общинами К. На практике К.-правоверные про
тестанты-кальвинисты, придерживаются "Савойского вероисповедания" (1658, Лондон), составленного по образцу кальвинистско-пресвитерианского "Вестминстерского вероисповедания", но с заменой пресвитерианского церк. устройства конгрегационалистским.

Конгрегационалистские общины распространены гл. обр. в англоязычных странах, численность К. ок. 2 млн. чел. В 1891 учреждён Международный конгрегационалистский совет (The International Congregational Council) с центром в Лондоне. К. активны в экуменическом движении. А. Н. Чанышев.

КОНГРЕСС (от лат. congressus - встреча, собрание), 1) встреча, собрание руководителей или представителей государств, территорий, организаций, а также вид междунар. конференции (Венский конгресс 1814-15, Всемирные К. сторонников мира, Всемирный К. за мир, нац. независимость и всеобщее разоружение, 1965, научные К.). 2) В нек-рых гос-вах (в Боливии, Бразилии, Венесуэле, Гондурасе, Колумбии, Мексике, Филиппинах и др.) - название законодат. органа или одной из его палат. В США К.- высший законодат. орган, состоящий из двух палат: палаты представителей (435 депутатов, избираемых каждый чётный год) и сената (100 сенаторов - по 2 от каждого штата, избираемых на 6 лет с обновлением 1/3 состава каждый чётный год). Во Франции К.- совместное заседание обеих палат парламента. 3) Название нек-рых нац. орг-ций ряда стран (напр., в Индии партия Индийский национальный конгресс).

КОНГРЕСС ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОФСОЮЗОВ (КПП), в 1935-55 организация профсоюзов США, построенная по производств, принципу. Осн. в нояб. 1935 частью профорганизаций, входивших в Американскую федерацию труда (АФТ); до 1938 наз. К-том производств, профсоюзов. Объединял ок. 5 млн. чл. (1951). Гл. роль в борьбе за создание КПП сыграли левые профсоюзы, в к-рых значит, влиянием пользовалась компартия США. В 1936 лидеры АФТ добились исключения из АФТ всех профсоюзов, примыкавших к к-ту. В 1938 к-т был преобразован в Конгресс производств, профсоюзов. Руководство КПП захватили правые профсоюзные лидеры. В 1949 КПП вышел из Всемирной федерации профсоюзов, в к-рую он входил с 1945. В дек. 1955 на объединит, съезде КПП и АФТ была создана объединённая Американская федерация труда - Конгресс производственных профсоюзов.

КОНГРИВ (Congreve) Уильям (10.2. 1670, Бардси, Йоркшир,-19.1. 1729, Лондон), английский драматург. Происходил из аристократич. семьи. Изучал в Дублине право. В комедиях "Старый холостяк" (1693), "Двоедушный" (1693), "Любовь за любовь" (1695, рус. пер. 1965), "Пути светской жизни" (1700) с большим драматургич. мастерством изобразил развращённые нравы аристократии, не пытаясь, однако, ни морализировать, ни обличать порочность светского общества.

Соч.: The complete works, v. 1-4, [L.], 1923; в рус. пер.- Пути светской жизни. [Отрывок], в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе XVII в. Сост. Б. И. Пуришев, М., 1949.

Лит.: История западно-европейского театра, т. 1, М., 1956; William Congreve, ed. by B. Morris, L.-Totowa (N.J.), [1972].

КОНГРУЭНТНОСТЬ (от лат. congruens, род. падеж congruentis - соразмерный, соответствующий, совпадающий), геометрический термин, употребляемый для обозначения равенства отрезков, углов, треугольников и др. фигур и тел в элементарной геометрии. Понятие К. может быть принято в качестве одного из осн. понятий элементарной геометрии. Его свойства могут быть в этом случае охарактеризованы соответствующими аксиомами, наз. аксиомами конгруэнтности. Если основным понятием считать движение (см. Движение в геометрии), то понятию К. уже даётся прямое определение: две фигуры наз. конгруэнтными, если одна из них может быть переведена в другую при помощи движения.

КОНГРУЭНЦИИ (от лат. congruentia - согласие, соответствие), морфологич. приспособления у разных особей одного вида, способствующие более тесным функциональным связям и обеспечивающие целостность вида. К. возникают у особей разных поколений (напр., между зародышевыми оболочками эмбриона и слизистой оболочкой матки млекопитающих), разных полов (напр., взаимоприспособленность копулятивного аппарата самца и самки у насекомых), одного пола (напр., исключающие убийство друг друга при боях за самку "турнирные" рога у самцов жвачных), у особей колониальных форм, выполняющих разные функции и имеющих разное строение (напр., гастрозоиды и дактилозоиды гидроидных поливов).

КОНГУР, горный массив и наиболее высокая вершина (7579 м) хр. Конгурмузтаг в Зап. Куньлуне на терр. Китая. Сложен преим. гнейсами и гранитами, расчленён глубокими ущельями. Ледники спускаются до 3800 м на сев. склонах и до 4500 м на южных. Многочисл. следы древнего оледенения. Склоны преим. обнажённые, в ниж. поясе по ущельям - кустарниковая растительность.


ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20.3 (1.4).1809, с. Большие Сорочинцы, ныне Полтавской обл.,-21.2(4.3).1852, Москва], русский писатель. Род. в семье небогатых помещиков В. А. и М. И. Гоголь-Яновских. Отец Г. написал неск. комедий на укр. яз. Образование Г. получил в Нежинской гимназии высших наук (1821- 1828), где проявились его интерес к лит-ре и живописи и незаурядный актёрский талант. Характерным для обществ. настроений Г. в этот период было его поведение в "деле о вольнодумстве", когда он выступил на стороне проф. Н. Г. Белоусова, подвергшегося гонению за распространение прогрессивных идей. С юношеских лет Г. мечтал о высоком гражд. поприще. Предполагая посвятить себя юстиции, он едет в 1828 в Петербург. Однако атмосфера бюрократического государства скоро заставила его отказаться от своего намерения. Г. меняет несколько мест службы, пробует преподавать историю, но постепенно литературная деятельность вытесняет все другие его занятия.

В 1829 Г. опубликовал под псевд. В. Алов идиллию "Ганц Кюхельгартен", к-рая успеха не имела. В 1831 состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании личности Г. как писателя. Лит. известность Г. принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-32). В 1835 выходят сб-ки "Арабески" и "Миргород"; в том же году В. Г. Белинский назвал Г. "...главою литературы, главою поэтов" (Полн. собр. соч., т. 1, 1953, с. 306). Вершиной творчества Г.-драматурга явился "Ревизор", вышедший в свет и одновременно поставленный на сцене в 1836. Сатирич. сила этого произведения была такова, что автор навлёк на себя ожесточённые нападки реакц. кругов. Этои неудовлетворённость петерб. постановкой "Ревизора", низводившей социальную комедию до уровня водевиля, вызвали у писателя глубокую депрессию. В июне 1836 Г. уехал за границу и пробыл там до 1848 (дважды приезжал в Россию). Он жил гл. обр. в Риме, где завязалась его дружба с художником А. А. Ивановым. В Италии Г. работал над главным своим созданием - романом-поэмой "Мёртвые души". Согласно окончат. замыслу, она должна была состоять из трёх томов. Г. издал только 1-й том (1842), к-рый вызвал ещё более сильный обществ. резонанс, чем "Ревизор". В массе различных толкований поэмы наиболее верной оказалась трактовка Белинского, определившего пафос книги как "... противоречие общественных форм русской жизни с ее глубоким субстанциальным началом..." (Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 431). Вскоре вышли "Сочинения" Г. в 4 тт., где появилась повесть "Шинель"; вместе с "Мёртвыми душами" она стала своеобразнымманифестом критического направления в рус. лит-ре.

Последующее творчество Г. протекает всё более тяжело и неровно. Чувствуя себя не в силах дать дальнейшему замыслу "Мёртвых душ" реалистич. воплощение, Г. выпустил кн. "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847), где в форме наставлений стремился указать русскому обществу путь к моральному обновлению. В 1848 вернувшись на родину, пытался продолжать работу над "Мёртвыми душами". Однако чувство творч. неудовлетворённости не покидало Г. В ночь на 12(24) февр. 1852, находясь в болезненном состоянии, он сжёг рукопись 2-го тома романа.

Значение Г. для русского общества Н. Г. Чернышевский выразил словами: "Он пробудил в нас сознание о нас самих..." (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 20). Объектом художеств. изображения Г. избрал те стороны жизни, к-рые до него считались уделом "низких" жанров в иск-ве. Основой действия в своих произв. Г. сделал "выгодную женитьбу", "стремление достать выгодное место" и т. п. мотивы, воссоздавшие живую картину нравов николаевскойэпохи. Одновременно Г., продолжая дело, начатое Пушкиным, обогатил лит. язык, максимально приблизив его к разговорному.

В окружающей жизни Г. остро волновали её бездуховность, господство узко-эгоистич. и меркантильных интересов. Он высмеивал внутр. пустоту провинциальных "существователей" ("Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", "Коляска"). Драматические произведения Г. ("Женитьба", "Ревизор", т. н. "драматические отрывки") показывают, что за "приличной" оболочкой служебных, семейных и бытовых отношений кроются полная внутренняя разобщённость людей и глубокие социальные антагонизмы. В петерб. повестях ("Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Шинель") тема иерархич. раздробленности общества и страшного одиночества человека приобретает трагич. звучание. Этому укладу жизни Г. противопоставил идеалы "воли", человеческого братства, высоких духовных ценностей. Как гар-монич. общество, где человек свободен от условностей бурж. цивилизации, где интересы личности слиты с интересами коллектива, показана у Г. Запорожская Сечь ("Тарас Бульба"). В "Старосветских помещиках" самозабвенная преданность друг другу, доброта двух старичков противопоставлены ненатуральной жизни петерб. общества. Художник, весь отдавшийся искусству, противостоит тому, кто погубил свой талант ради денег и дешёвого успеха ("Портрет").

Идеалы Г. несовместимы с нормами морали феодально-бурж. общества. Вместе с тем коренной чертой эстетики Г. было стремление воплотить прекрасное в современную ему жизнь. Служение гражданским идеалам, не осуществившееся на гос. поприще, Г. делает целью своего художественного творчества. Концепцию искусства как общественно-преобразующей силы он с наибольшей полнотой выразил в "Театральном разъезде","Портрете", 7-й главе "Мёртвых душ". "...Нельзя иначе устремить общество... к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости...",- писал Г. (Полн. собр. соч., т. 8, 1952, с. 298). С этих позиций создавались "Ревизор" и "Мёртвые души". Отказываясь признать морально-психологич. облик своих отрицат. героев подлинно человеческим достоянием, Г., говоря словами Герцена, "срывает с них человеческую личину" (Собр. соч., т. 13, 1958, с. 175). Уподобление персонажей животным или неодушевлённым предметам - осн. приём гоголевского гротеска. Его реализм определяется типичностью черт обществ. психологии, положенных в основу образа. Г. запечатлел нравств. облик совр. общества в образах такой колоссальной психологич. ёмкости, что они приобрели нарицат. значение, пережив породившую их эпоху. Показав паразитич. и антинародный характер николаевской бюрократии и поместного дворянства, произв. Г. возвестили историч. исчерпанность феод. отношений в России.

Другая сторона творч. программы Г. состояла в том, чтобы указать обществу "пути к прекрасному". Эта проблема явилась центральной при создании 2-го тома "Мёртвых душ". Неразрешимость её для Г. была обусловлена тем, что писатель хотел прийти к преобразованию общества путём морального возрождения каждой отд. личности, его составляющей. Сами же гос. институты царской России могли оставаться при этом, по мысли Г., неприкосновенными. Непонимание экономич. и политич. обусловленности общественных отношений, сочувствие романтич. концепции истории, согласно к-рой рус. нация считалась свободной от внутрисословной вражды, привели Г. в нач. 1840-х гг. к отвлечённому выводу, что именно в России прежде всего утвердится принцип человеческого братства. Он ищет в русском человеке те высокие душевные качества, к-рые послужили бы залогом осуществления этого идеала. Все лучшие свойства нац. характера Г. находит в нар. среде, у представителей трудового крестьянства; они олицетворяют живой дух нации в царстве мёртвых душ, нарисованных писателем. Однако, представляя нацию в духе историч. воззрений своей эпохи как внутренне единый организм, Г. считал возможным отыскать и вызвать к жизни те же нравств. черты и в среде господств. классов. В этой ошибочной теории - основа творч. трагедии Г. Считая неотъемлемой особенностью нации её религию, Г. трактовал свой обществ. идеал как православно-христианский. С этим связана возраставшая в последние годы жизни религиозность писателя. Отрицание моральных основ существующего общества (мн. главы "Выбранных мест" были запрещены цензурой) совмещается у Г. с признанием монархии, церкви и крепостного права; утверждение важнейшей обществ. роли крестьянства ("Блаженство всей земли сеют. Пропитанье миллионов сеют" -Полн. собр. соч., т. 7, 1951, с. 72) - с попыткой создать образы идеального помещика, откупщика-христианина. Резкая критика "Выбранных мест из переписки с друзьями" содержится в знаменитом письме Белинского к Г. (1847). Н. Г. Чернышевский охарактеризовал Г. как "...мученика скорбной мысли и благих стремлений" (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 776).

Внутр. сложность гоголевского творчества, получившего мировую известность, обусловила острую дискуссион-ность его оценок в критике. Различные школы в рус. и зарубежном литературоведении давали многочисл. толкования его противоречивых сторон. Позиция сов. науки в этой дискуссии определяется тем осмыслением наследия Г., начало к-рому положено в трудах рус. революц. демократов. Так, вслед за Чернышевским, введшим понятие "гоголевского периода" рус. лит-ры, сов. наука раскрывает могучее влияние творчества Г. на всё последующее развитие рус. критич. реализма. Многочисл. работы о Г., переиздания его соч., воплощение его образов на сцене и на экране, в музыке и живописи как в СССР, так и за рубежом подтверждают неугасающий интерес к творчеству великого рус. писателя во всём мире.

Г. был погребён на кладбище Данилова монастыря в Москве; в 1931 прах перенесён на Новодевичье кладбище.

Соч.: Сочинения, под ред. Н. Тихонравова, 10 изд., т. 1 - 7, М., 1889 - 96; Полн. собр. соч., т. 1-14, М., 1937-52.

Лит.: Белинский В. Г., О Гоголе. Статьи, рецензии, письма, М., 1949; Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников, М. -Л., 1952; Шенрок В. И., Материалы для биографии Н. В. Гоголя, т. 1 - 4, М., 1892-98; Машинский С. И., Гоголь и "дело о вольнодумстве", М., 1959; Н. В. Гоголь в русской критике, М., 1953; Гиппиус В. В., Творческий путь Гоголя, в его кн.: От Пушкина до Блока, М. -Л., 1966; Белый А., Мастерство Гоголя, М. - Л., 1934; Переверзев В. Ф., Творчество Гоголя, 4 изд., Иваново-Вознесенск, 1928; Поспелов Г. Н., Творчество Н. В. Гоголя, М., 1953; Храпченко М. Б., Творчество Гоголя, Зизд., М., 1959; СтепановН. Л., Гоголь. Творческий путь, 2 изд., М., 1959; Гуковский Г. А., Реализм Гоголя, М., 1959; Ермилов В. В., Гений Гоголя, М., 1959; Войтоловская Э. Л., Степанов А. Н., Н. В. Гоголь. Семинарий, Л., 1962; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.-Л., 1962; Морщинер М. С., Пожарский Н. И., Библиография переводов на иностранные языки произведений Н. В. Гоголя, М., 1953. Е. А. Смирнова.



ГОГОЛЬ (Bucephala clangula), птица подсем. нырков (Nyrocinae). Дл. тела до 50 см, весит 600-1100 г. Оперение у самцов и самок тёмно-серое; весной у самца чёрное с белым, у основания клюва белые пятна. Распространён в Европе, Азии и Сев. Америке. В СССР - в лесной и частично в лесостепной зонах. Хорошо плавает и ныряет. Питается мелкой рыбой, водными беспозвоночными и семенами водных растений. Обитает на незаросших озёрах и быстрых реках. Прилетает весной, с появлением первых полыней. Гнездится в дуплах,часто высоко над землёй. Откладывает 8-12 яиц. Легко заселяет искусственные дупла, что используется населением для сбора яиц. На зиму улетает; в СССР зимует на южных морях и озёрах; на незамерзающих водоёмах может зимовать даже на севере или высоко в горах. Объект промысла.

Близкий вид - исландский Г. (В. islandica), обитает в Исландии, Гренландии и Сев. Америке. См. Нырки.

А. И. Иванов.

ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович [5(17).1.1813 - 29.6(11.7).1889], русский философ-идеалист. Проф. Киевской духовной академии (1841-51) и Киевского ун-та (1851-86). Пытался критически переоценить гегелевскую и др. идеалистич. системы с христ. позиций. Идеализм Г. подвергся резкой критике со стороны русских материалистов 1860-х гг. М. Антонович характеризовал философию Г. как крайний мистицизм. Д. Писарев назвал её "мёртвой доктриной" (см. Соч., т. 1, 1955, с. 124). "Философский лексикон" Г. (т. 1-4, 1857- 1873) - одна из первых попыток создания в России филос. словаря.

Соч.: О характере философии средних веков, "Современник", 1849, [т. 15], № 6; Философия 17 и 18 веков в сравнении с философией 19 века и отношение той и другой к образованию, в. 1 - 3, К., 1878-84.

Лит.: [Колубовский Я. Н.], Материалы для истории философии в России, "Вопросы философии и психологии", 1890, кн. 4 (прилож. 1); История философии в СССР, т. 3, М., 1968, с. 307-09. Л. А. Коган.

ГОГРА, лев. приток Ганга; см. Гхагхра.

ГОД, промежуток времени, близкий по продолжительности к периоду обращения Земли вокруг Солнца. Уже в древности одной из важных науч. задач, имевших большое практич. значение, было определение продолжительности Г. на основе наблюдения повторяющихся астрономич. явлений. Довольно точные значения Г. были известны в Др. Китае и Др. Египте. Др.-греч. учёный Гиппарх во 2 в. до н. э. определил Г. равным "365 1/4 дня без 1/300 дня", что отличается от совр. значений Г. лишь на 61/2мин. Сложность движения Земли вокруг Солнца является причиной существования ряда отличающихся друг от друга понятий Г., применяющихся в разных областях науки и практич. жизни. Звёздный (сидерический) Г. определяет промежуток времени, в течение к-рого Солнце совершает свой видимый годичный путь по небесной сфере относительно звёзд. Тропический Г.- промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия; соответствует периоду, в течение к-рого на Земле происходит смена времён года - весны, лета, осени, зимы. Аномалистический Г.- промежуток времени между двумя последоват. прохождениями Солнца через перигелий; применяется в небесной механике. Драконический Г. - промежуток времени, по истечении к-рого Солнце возвращается к тому же (восходящему или нисходящему) узлу лунной орбиты; используется при предвы-числении солнечных и лунных затмений. Юлианский Г. являлся основой юлианского календаря (старого стиля) (см. Календарь); сейчас иногда применяется в астрономии для счисления больших промежутков времени (юлианское столетие, равное 36 525 сут). Григорианский Г. служит основной единицей в григорианском календаре (новом стиле). Лунный Г., равный продолжительности 12 (или 13) синодич. месяцев, применяется в лунных календарях. Продолжительность Г. см. в табл.

Год

Продолжительность в эфемеридных сутках (1950,0 г.)

Изменение за 100 лет в сутках
Звёздный

365,256360

+0.11*10-6
Тропический

365,242196

-6,16*10-6
Аномалистический

365,259641

+3,04*10-6
Драконический

346,620047

+32*10-6
Лунный (в 12 мес)

354,3670

-2,4*10-6
Юлианский

365,25

-
Григорианский (средняя продолжительность)

365,2425

-

См. также статью Время и литературу при ней. Н. П. Ерпылёв.

ГОДАВАРИ, Годи, река в Индии, на п-ове Индостан. Дл. 1450 км, пл. басс. 290 тыс. км2. Берёт начало на вост. склонах Зап. Гат, пересекает в глубокой долине плоскогорье Декан, впадает в Бенгальский зал., образуя значит. дельту. В верх. течении и перед выходом на приморскую равнину порожиста. Высокие уровни летом, когда расходы воды в многоводные годы достигают 40-60 тыс. м3/сек. Для орошения используется главным образом в низовьях (орошаемая площадь около 4 тыс. км2). Судоходна в ср. течении и в дельте, гл. рукав к-рой - Гаутами-Г.- доступен для больших судов. Ведётся строительство плотин, мощных ГЭС и ирригац. систем. На Г.- г. Раджамандри.

ГОДАР (Godard) Жан Люк (р. 3.12.1930, Париж), французский кинорежиссёр, с-ценарист. Один из зачинателей направления, получившего во франц. кино назв. "новая волна". По образованию Этнограф.

В кино начал работать в 1950-е гг. Известность Г. принёс фильм "На последнем дыхании" (1959). В фильмах "Маленький солдат" (1960), "Жить своей жизнью" (1961), "Карабинеры" (1962), "Альфавилль" (1965), "Пьеро-безумец" (1965) и др. режиссёр стремится доказать бессилие и обречённость всякой борьбы отд. личности против капиталистич. общества. Герои Г. (или, по определению теоретиков "новой волны",- антигерои) отчуждены в бурж. мире, но они отвергают также и социализм, противопоставляя ему своё анархо-индивидуалистич. понимание личной свободы. Ритмически-импульсивный монтаж, частое применение ручной камеры и натурные съёмки, создающие впечатление документальности изображаемых событий, использование приёмов коллажа, заимствованных у модернистской живописи, характеризуют своеобразную стилистику фильмов режиссёра. В конце 1960-х гг. Г. снимает фильмы, в к-рых пытается отразить острые проблемы современности ("Сделано в США", "Китаянка", "Уик энд", "Один плюс один", "Правда", "Ветер с востока" и др.), но нарочито подчёркнутая двусмысленность идеологич. позиций Г., являющихся выражением типично мелкобурж. анархич. "бунтарства" и смыкающихся в большинстве случаев с прямыми анти-коммунистич. тенденциями, обесценивает социальное и художеств. значение этих попыток.

Лит.: Collet J., Jean-Luc Godard, [P., 1968]; Eberhardt К., Jan-Luc Godard, Warsz., 1970. С. И. Юткевич.

ГОДАР (Godard) Эжен (27.8.1827, Клиши, Франция,-9.11.1890, Брюссель), французский воздухоплаватель. Совершил более 2500 подъёмов на возд. шарах во Франции и за границей. В 1863 построил самый большой для того времени возд. шар объёмом 14 тыс. м3. В 1870-71 во время осады Парижа организовал службу возд. почты на аэростатах.

ГОДВИН, Годуин (Godwin) Уильям (3.3.1756, Уисбич,-7.4.1836, Лондон), английский публицист, писатель, историк. Род. в семье священника. По окончании духовной семинарии неск. лет был пастором. Под влиянием франц. просветителей (Ж. Ж. Руссо, П. Гольбаха, К. Гельвеция) в нач. 1780-х гг. порвал с церковью. Положительно оценив Великую французскую революцию, Г. остался противником революционного насилия. Политич. взгляды Г. выражены в его "Рассуждении о политической справедливости" (т. 1-2, 1793), где, критикуя существующий социальный порядок, связанный с частной собственностью и гос. властью, порождающей насилие и обман, он рисует мелкобурж. утопию свободного общества независимых работников, продукты труда к-рых распределяются между всеми по потребностям. Нек-рыми сторонами "Рассуждения", отметил Ф. Энгельс, Г. "...граничит с коммунизмом...", но при этом "...решительно антисоциален" вследствие анархич. черт своей политич. программы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 27, с. 26). Мелкобурж. утопия Г. оказала значит. влияние на формирование различных направлений утопич. социализма, в частности Оуэна, и анархизма.

Лучший роман Г.-"Вещи, как они есть, или Приключения Калеба Вильямса" (т. 1-3, 1794, рус. пер. 1838, 1949). Рисуя судьбу бедняка, Г. доказывает, что закон оправдывает насилие богатых и закрепляет бесправие неимущих. Слабее выражен этот критич. мотив в романе "Сент-Леон" (т. 1-4, 1799) и ещё слабее - в романах "Флитвуд" (т. 1-3, 1805) и "Мандевилль" (т. 1-3, 1817). В композиции произв. Г. следует традициям готического романа. Его страстная критика обществ. устройства во многом подготовила социальную тему у писателей-романтиков середины 19 в. (Э. Сю, Ж. Санд).

Соч.: The life of Geoffrey Chaucer, the early English poet, v. 1-4, L., 1803; в рус. пер.- О собственности, М., 1958.

Лит.: Белинский В. Г., Калеб Виллиамс, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. именной указатель); Рамус П., Вильям Годвин как теоретик коммунистического анархизма, М., 1925; Алексеев М. П., У. Годвин, в его кн.: Из истории английской литературы, М.-Л., 1960; Woodcock G., William Godwin, L., 1946; Rodway A. E., Godwin and the age of transition, L. -N. Y., [1952]; Grу11s R. G., W. Godwin and his world, L., 1953; Monro D., Godwin's moral philosophy, L., 1953; Pollin B. R., Godwin criticism. A synoptic bibliography, [Toronto, 1967]. И. М. Катарский.

ГОДВИН-ОСТЕН, гора, наиболее высокая в горной системе Каракорум, в Азии; см. Чогори.


ГОДДАРД (Goddard) Роберт (5.10.1882, Вустер, шт. Массачусетс,- 10.8.1945, Балтимор), американский учёный, один из пионеров ракетной техники. В 1908 окончил Вустерский политехнич. ин-т. С 1914 работал в Кларковском ун-те (в 1919-43 проф.). В 1942-45 директор Исследовательского авиац. бюро при мин-ве ВМФ США. С 1907 занимался вопросами создания и использования ракет. В 1914-40 получил 83 патента на изобретения в области ракетной техники, а после 1945 на его имя был зарегистрирован ещё 131 патент из архивных материалов. Опыты с кислородо-углеводород-ным жидким топливом Г. начал в 1920, а стендовые испытания жидкостного ракетного двигателя на кислородо-эфирном топливе - в 1921. В 1926 в Вустере Г. публично впервые произвёл запуск ракеты с жидкостным ракетным двигателем (топливо-жидкий кислород и газолин). В последующие годы Г. разработал и испытал ряд экспериментальных жидкостных ракет и двигателей. Именем Г. назван кратер на обратной стороне Луны. Портрет стр. 8.

Соч.: A method of reaching extreme altitudes, City of Washington, 1919; Liquid-propellant rocket development, City of Washington, 1936; The autobiography, Worches-ter, 1966.

Лит.:

Lehman M., This hign man. The life of R. H. Goddard, N. Y., 1963 (библ.); The papers of R.H. Goddard, v. 1 - 3, N. Y., 1970.



ГОДЕН (Godin) Жан Батист Андре (26.1.1817, Эскери, -14.1.1888, Гиз), французский мелкобурж. реформатор. Находился под влиянием идей А. К. Сен-Симона, Э. Кабе и особенно Ш. Фурье. В 1859 попытался осуществить идею производств. -потребительской ассоциации на своём механич. заводе в г. Гизе. В соответствии с учением Фурье доход в "фамилистере" (от франц. famille - семья), как Г. назвал свою орг-цию, должен был делиться между "капиталом, трудом и талантом". В 1871-76 Г.- деп. Нац. собрания, поддерживал умеренных республиканцев. Уже к концу жизни Г. его ассоциация "фамилистер" стала типичным капиталистич. предприятием.

Соч.: Solutions sociales, P. -Brux., 1871; Mutualite sociale et association du capital et du travail..., P., 1880.

Лит.: Николаев А. А., Годэн и его значение в производительной кооперации, М., 1919; Duval F., J. В. A. Godin et le Familistere de Guise, P._, 1905; Prudhоmmeaux J., Les experiences sociales de J.-B.-A. Godin (1867-1878), Nimes, 1911.

В. А. Дунаевский.



ГОДЕЦИЯ (Godetia), род травянистых растений сем. кипрейных. Очень близок к роду кларкия и часто объединяется с ним. Ок. 20 видов в Сев. и Юж. Америке, особенно много в Калифорнии. Как декоративные однолетники с обильными красивыми крупными цветками разводятся гл. обр. Г. прелестная (G. amoena) и Г. крупноцветковая (G. grandiflora, G. whitneyi). Много форм и сортов различной высоты с простыми и махровыми цветками разнообразных оттенков белого, розового и красного цветов. Используют Г. на клумбах, рабатках и для срезки.



ГОДЖА (Hodza) Михал Милослав (22.9.1811, Ракша,-26.3.1870, Тешин), словацкий писатель и обществ. деятель, сподвижник Л. Штура. Один из основателей и руководителей культ.-просвет. об-ва "Татрин" (1844), один из руководителей словацкого восстания 1848. Боролся за утверждение словацкого лит. яз. В 60-х гг., будучи евангелич. проповедником в Липтовски-Микулаше, оказывал сопротивление мадьяризации словацкой церкви и в 1867 был вынужден покинуть Словакию. Г.- автор работ по словацкой лингвистике, а также ряда духовных песнопений.

Соч.: Dobruo slovo slovakom sucim na slovo, Leyoc, 1847; Vetm о slovencine, Levoc, 1848; Epigenes slovenicus, Lib 1, Leutschoviae, 1847.

Лит.: Golan K., Sturovske pokolenie, Brat., 1964. Н.М.Пашаева.



ГОДЗИАШВИЛИ Василий Давыдович [р. 14(27).11.1905, Тбилиси], грузинский советский актёр, нар. арт. СССР (1958). Чл. КПСС с 1943. В 1922-24 учился в драматич. студии под руководством А. Н. Пагавы в Тбилиси. В 1924-30 актёр Груз. театра имени Ш. Руставели (Тбилиси), с 1930 - в труппе Груз. театра им. К. Марджанишвили (Тбилиси). Среди лучших ролей: Ахма ("Анзор" Шаншиашвили), царь Ираклий ("На перепутье" Готуа), Луарсаб ("Человек ли он?" по Чавчавадзе), поручик Чешма-ков ("Затмение солнца в Грузии" Антонова), Аветик ("Иные нынче времена" Цагарели), дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго), Арбенин ("Маскарад" Лермонтова), Хлестаков ("Ревизор" Гоголя), Ричард III (одноим. трагедия Шекспира), Цезарь ("Цезарь и Клеопатра" Шоу). Выступает на эстраде (лауреат 1-го Всесоюзного конкурса эстрады). Снимается в кино. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 4-5-го созывов. Гос. пр. СССР (1952). Гос. пр. Груз. ССР им. Ш. Руставели (1971). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

ГОДИ, река в Индии; см. Годавари.

ГОДИЧНЫЕ КОЛЬЦА, годовые слои, 1) у растений - зоны прироста древесины, вызванные сезонной периодичностью деятельности камбия в результате смены тёплого и холодного времён года. Они хорошо различимы на поперечных разрезах ствола, ветвей и корней древесных растений в виде не совсем правильных (не строго концентрических) колец. Г. к. наиболее хорошо выражены у растений умеренных и холодных широт и соответствуют приросту за один вегетац. период. Древесина, отложенная камбием весной или в начале лета, отличается по структуре, цвету, блеску, твёрдости и др. механич. свойствам от древесины, образованной во 2-й половине вегетац. периода. Первая (внутренняя) часть Г. к. более рыхлая и светлая, вторая (наружная) - более плотная и тёмная. Клетки, составляющие раннюю древесину, имеют более тонкие стенки и широкие полости, клетки поздней древесины - более толстые стенки и узкие полости. Переход от ранней древесины к поздней, как правило, постепенный, а от поздней к ранней, образовавшейся в след. вегетац. периоде, чётко выраженный.

По числу Г. к. на распиле, проведённом на высоте шейки корня, можно определить возраст растения. Ширина Г. к. колеблется в зависимости от условий произрастания, участка ствола и возраста дерева. По мере роста дерева она возрастает, затем в период зрелости наступает стабилизация, а со старением дерева снова уменьшается; по высоте ствола ширина Г. к. у одиноко стоящих деревьев уменьшается к вершине, а у растений в густых насаждениях - к основанию. Иногда возникают т. н. ложные кольца: при удвоении Г. к. в результате отмирания листвы из-за весенних заморозков или при объедании её гусеницами и последующем распускании спящих почек. По Г. к. на основании ряда закономерностей их сложения можно реконструировать климаты прошлого и прогнозировать их в будущем (дендроклиматология), устанавливать время произрастания того или иного дерева., напр. археологических находок (дендрохронология). О. Н. Чистякова. 2) У животных - ежегодно формирующиеся и длительно сохраняющиеся образования в нек-рых тканях, позволяющие определять возраст особи. Г. к. наблюдаются в скелетных структурах, обладающих длительным ростом и не подверженных кардинальной перестройке в течение жизни. Образуются в результате сезонных изменений темпа роста ткани, отражающих сезонные изменения обмена веществ организма. Каждое Г. к. состоит из относительно широкого и узкого слоев разной структуры и оптич. плотности в зависимости от концентрации минеральных солей в минерализованных тканях. Г. к. выявляются либо при непосредств. рассматривании в проходящем или отражённом свете (на чешуе рыб, раковинах моллюсков, роговых клювах кальмаров, плоских костях черепа рыб, земноводных и пресмыкающихся, на когтях млекопитающих), либо на спилах и шлифах (в отолитах и плавниковых лучах рыб, в нек-рых костях рыб, земноводных, пресмыкающихся), либо на специально окрашенных тонких срезах зубов и костей млекопитающих. По числу Г. к. определяют возраст, а по относит. ширине их судят о темпе роста особи. Г. к. сохраняются в ископаемых остатках и могут быть использованы для установления темпа роста вымерших животных.

Лит.: Чугунова Н. И., Руководство по изучению возраста и роста рыб, М., 1959; Клевезаль Г. А., Клейненбeрг С. Е., Определение возраста млекопитающих по слоистым структурам зубов и кости, М., 1967; Physiology of Mollusca, ed. К. М. Wilbur, С. М. Jonge, v. 1-2, N. Y.- L., 1964; Реabоdv F. E., Annual growth zones in living and fossil vertebrates, "Journal of Morphology", 1961, v. 108, № 1.

Г. А. Клевезаль.



ГОДИЧНЫЙ ПАРАЛЛАКС звезды, малый угол (при звезде) в прямоугольном треугольнике, в к-ром гипотенуза есть расстояние от Солнца до звезды, а малый катет - большая полуось земной орбиты. Г. п. используют для определения расстояний до звёзд: вследствие большой удалённости звёзд расстояния до них можно считать обратно пропорциональными Г. п. См. Параллакс (в астрономии).



ГОДЛЕВСКИЙ (Godlewski) Эмиль (30.6. 1847, дер. Красоцин, -11.9.1930, Краков), польский физиолог растений и агрохимик. Окончил ун-т в Варшаве (1869). Проф. Краковского ун-та (1878-1919), зав. отделом Ин-та с. х-ва в Пулавах (1919-28). Осн. работы по фотосинтезу растений - выявлению его первичных продуктов, а также зависимости от концентрации углекислого газа и интенсивности освещения. Наблюдая за ритмичностью ростовых движений днём и ночью в зависимости от возраста растений, темп-ры и освещённости, Г. выдвинул нек-рые представления о механизме роста. Изучал дыхание растений, поглощение ими и перемещения в них воды, минеральных веществ и др.; установил, что при созревании маслянистых семян и образовании масла из углеводов дыхательный коэффициент достигает 4,75; доказал, что углерод в процессе нитрификации усваивается из СО2 воздуха. Г. разработал методику оценки плодородия почв по хим. составу выращенных на них растений. Осн. результаты исследований обобщены Г. в работе "Размышления о физиологии растений" (т. 1-2, 1923-33).

Лит.: Hryniewiecki В., Emil Godlewski (1847-1930), "Rocznik Towarzystwa Naukowego Warszawskiego", 1932, rok. 25, s. 192 - 97. E. M. Сенченкова.



ГОДЛЕР (Hodler) Фердинанд (1853- 1918), швейцарский художник; см. Ходлер Ф.



ГОДНЕВ Тихон Николаевич [р. 24.3 (5.4).1893, Задонск, ныне Липецкой обл.], советский физиолог растений, акад. АН БССР (1940; чл.-корр. 1935). Окончил Моск. ун-т в 1916, работал там же до 1919. Доцент Астраханского ун-та (1919-23) и Ивановского политехнич. ин-та (1923-27). Проф. Белорус. ун-та с 1927. В АН БССР с 1935. Создатель сов. школы исследователей биосинтеза хлорофилла. Осн. работы по биохимии хлорофилла, теории его образования и состояния в растении. Автор принятых идей о формировании хлорофилла через монопиррол и лейкосоединения порфиринов, о едином процессе синтеза хлорофилла и гема из углеводов, об относит. постоянстве содержания хлорофилла в единице объёма хлоропластов. Доказал единство протохлорофиллида (предшественника хлорофилла) в растит. мире и впервые осуществил темновое превращение последнего в хлорофилл у покрытосеменных. Работы Г. по исследованию состояния фотосинтетич. пигментов в онтогенезе в зависимости от световых и температурных условий - предпосылка для направленного вмешательства в процесс фотосинтеза. Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалью.

Соч.: Строение хлорофилла и методы его количественного определения, Минск, 1952; Хлорофилл. Его строение и образование в растении, Минск, 1963.

Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 2, М., 1947, с. 297 - 99.



ГОДОБЕРИНЦЫ, один из народов Дагестана; см. Аидо-цезские народы.

ГОДОВАНЕЦ Никита Павлович [р. 14(26).9.1893, с. Викнино, ныне Бершадского р-на Винницкой области], украинский советский поэт-баснописец. Род. в крест. семье. Был учителем. Печататься начал в 1917. В 1927 вышел сб. басен "Бедняк Клим", затем сб-ки "Парася на заупокойной службе" (1929), "Долгоносики" (1930), "Трактор и Рало" (1931), "Басни" (1932), в к-рых освещались злободневные темы из жизни укр. села периода коллективизации. Г. принадлежат переводы и перепевы басен Д. Бедного (1920), басен Эзопа (сб. "Река мудрости", 1964), Леонардо да Винчи, Федра и Бабрия (1967), басен И. Красицкого (1969), Лафонтена и др.

Соч.: Байки, [вступ. ст. П. Слипчука], К., 1957; Байки, т. 1- 2, [вступ. ст. И. Дузя], К., 1968; Байки i притч!, Львiв, 1970; в рус. пер. - Соловей в курятнике, М., 1960.

Лит.: Петров Ю., Байкар Микита Годованець, К., 1963. С. А. Крыжановский.

ГОДОВСКИЙ (Godowski) Леопольд (13.2.1870, Сошлы, близ Вильнюса,- 21.11.1938, Нью-Йорк), польский пианист, педагог (фп.) и композитор. Учился у В. Баргиля и Э. Рудорфа в Высшей школе музыки в Берлине (1884) и у К. Сен-Санса в Париже. С детства много концертировал (впервые - в 1879 в Вильно). Преподавал в Чикагской и Филадельфийской консерваториях (1894-1900), руководил Школой мастерства в Академии музыки в Вене (1909-14). С 1914 жил в Нью-Йорке. Как пианист прославился исключит. технич. мастерством, тонкостью и ясностью в передаче сложнейших по фактуре произв. Известен как автор транскрипций гл. обр. соч. франц. кла-весинистов (Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо и др.), сюит И. С. Баха, этюдов Ф. Шопена, вальсов И. Штрауса и мн. др. Был составителем и редактором сб-ка пьес педагогич. репертуара для фп. Г.- автор соч. для фп., в т. ч. пьес для левой руки; написал статью о фп. музыке для левой руки.

Лит.: Нейгауз Г., Памяти Леопольда Годовского, "Советская музыка", 1939, № 3; Чэзинс А., Леопольд Годовский, там же, 1960, № 3.



ГОДОГРАФ (от греч. hodos - путь, движение, направление и ...граф) в механике, кривая, представляющая собой геометрич. место концов переменного (изменяющегося со временем) вектора, значения к-рого в разные моменты времени отложены от общего начала О (см. рис.). Понятие Г. было введено англ. учёным У. Гамильтоном. Г. даёт наглядное геометрич. представление о том, как изменяется со временем физич. величина,
[0701-1.jpg]

изображаемая переменным вектором, и о скорости этого изменения, имеющей направление касательной к Г. Напр., скорость точки является величиной, изображаемой переменным вектором v. Отложив значения, к-рые имеет вектор v в разные моменты времени, от начала О, получим Г. скорости; при этом величина, характеризующая быстроту изменения скорости в точке М, т. е. ускорение то в этой точке, имеет для любого момента времени направление касательной к Г. скорости в соответствующей его точке (М'). С.М. Торг.

ГОДОЙ, Годой Альварес де Фария (Godoy Alvarez de Faria) Мануэль (12.5.1767, Кастуэра,-4.10. 1851, Париж), испанский гос. деятель; фаворит королевы Марии Луизы и короля Карла IV, фактически управлявший Испанией в 1792-1808 (с перерывом в 1798- 1801). Выходец из обедневшей дворянской семьи. В 1792-98 первый министр королевства. Способствовал вовлечению Испании в войну с Франц. республикой (1793-95); поражение исп. войск заставило Г. заключить мирный договор (Базель, 1795), а в 1796 воен. союз с Францией, в результате к-рого Испания, поставленная в зависимость от Франции, была втянута в разорительную войну с Англией. В 1798 враждебные Г. круги дворцовой камарильи использовали всенар. ненависть к нему и добились его отставки. В 1801 Г. был назначен генералиссимусом исп. войск и вскоре - снова главой пр-ва. В 1801 и 1803 Г. заключил с Францией новые договоры, к-рые привели к новой войне с Англией н оккупации Испании франц. войсками. В результате нар. восстания 17-18 марта 1808 Г. был арестован, его имущество конфисковано (общая стоимость имущества Г. превышала годовой бюджет Испании). После вступления в Мадрид франц. войск (23 марта 1808) Г. по приказу Наполеона был выслан во Францию. Л. В. Пономарёва.



ГОДОЙ-КРУС (Godoy Cruz), город на 3. Аргентины, в пров. Мендоса. 80 тыс. жит. (1960). Ж.-д. станция. Предприятия гл. обр. пищ. пром-сти (консервирование овощей и фруктов, виноделие и др.).

ГОДОНИН (Hodonm), город в Чехословакии, в Чешской Социалистической Республике, в Юж.-Моравской обл., на р. Морава. 21 тыс. жит. (1969). Трансп. узел. В районе Г. добыча лигнитов и крупная ГЭС. В Г. машиностроение, пищ. пром-сть, произ-во стройматериалов. Эт-нографич. музей.



ГОДСКИН, Xоджскин (Hodgskin) Томас (1787-1869), английский экономист, социалист-утопист. В работах "Защита труда от притязаний капитала" (1825, рус. пер. 1938) и "Популярная политическая экономия" (1827, рус. пер. 1938) критиковал капитализм. Продолжая лучшие традиции бурж. классич. по-литич. экономии, Г. доказывал, что единственный источник стоимости- труд и что капиталист присваивает часть труда рабочего. Капитал Г. понимал не как вещь, а как общественное отношение производителей, как средство приобретения власти над трудом. К. Маркс отметил, что у Г. "...правильно схвачена природа капитала" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 308).

Соч.: Сочинения, пер. с англ., М., 1938.

Лит.: Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), ч. 3, гл. 21, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3; Розенберг Д. И., История политической экономии, М., 1940, с. 334-38.



ГОДУНОВ Борис Фёдорович (ок. 1552-1605), русский царь; см. Борис Годунов.



ГОДУНОВ Пётр Иванович (г. рожд. неизв.- ум. 1670), стольник и воевода в Тобольске в 1667-70. Содействовал развитию земледелия и укреплению границ Сибири. В 1667 под руководством Г. составлена первая из известных карт Сибири - "Чертёж", где были отражены итоги рус. географич. открытий того времени. "Чертёж" дал достаточно реальную схему гидрографич. сети Сибири и Д. Востока, показал важнейшие города и области расселения племён, населяющих Сибирь. Кроме того, Г. составил "Ведомость о Китайской земле и глубокой Индеи", к-рая была затем переведена на новогреч. язык и вошла в состав мн. хронографов. "Ведомость" содержит разнообразный материал о Китае (преим. географич. и этнографич. характера).

Лит. и публ.: Гольденберг Л. А., Подлинная роспись Чертежа Сибири 1667 г., в кн.: Труды Института истории естествознания и техники, т. 42, М., 1962; Долгов С. О., Ведомость о Китайской земле и глубокой Индеи, СПБ, 1899.



ГОДХАВН (Godhavn), поселение и мор. порт на Ю. о-ва Диско, у зап. побережья Гренландии. Ок. 700 жит. (1970). Охота на мор. зверя. Рыболовство.

ГОЖУВ-ВЕЛЬКОПОЛЬСКИ, Гожув (Gorzow Wielkopolski), город на 3. Польши, в Зелёногурском воеводстве, на р. Варта. 73 тыс. жит. (1969). Машиностроение, в т. ч. тракторостроение; произ-во синтетич. волокон, шёлковых тканей; небольшие пищ., деревообр., льно-обраб. предприятия.



ГОЗНАК, Главное управление производством г