загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

связи с этим конгресс утвердил намеченную 9-м пленумом ИККИ (февр. 1928) тактику, к-рая затем была выражена в формуле "класс против класса". Эта тактика предусматривала усиление борьбы против реформизма социал-демократии и ориентировала компартии на подготовку к возможному возникновению острого социально-политич. кризиса в капиталистич. странах. Однако она исходила только из перспективы пролет, революции как непосредств. задачи дня и недооценивала опасности фашизма, к-рый мог воспользоваться кризисом в реакц. целях. К тому же применялась эта тактика во многих случаях по-сектантски. Конгресс призвал коммунистов и рабочий класс к усилению борьбы против угрозы новой мировой войны. Конгресс единодушно подчеркнул необходимость для всех компартий защиты Сов. Союза - первой и единственной в то время страны социализма. "Защита Союза Советских Социалистических Республик от международной буржуазии,- говорилось в тезисах конгресса о борьбе с воен. опасностью,- отвечает классовым интересам и является долгом чести международного пролетариата" (там же, с. 810). Заявив о безусловной и активной поддержке К. И. и всеми компартиями нац.-освободит, борьбы народов колон, и зависимых стран, конгресс призвал к защите кит. революции от империалистич. интервентов. Вместе с тем под впечатлением измены гоминьдана делу кит. революции (1927) конгресс дал ошибочную оценку нац. буржуазии как силы, уже не способной к участию в борьбе против империализма.

6-й конгресс принял Программу К. И., в к-рой была дана науч. характеристика капитализма, в особенности периода его общего кризиса, намечена периодизация революционного движения за 10 лет, прошедшие после Октябрьской революции, освещены цели мирового коммунистич. движения. В Программе подчёркивалось огромное значение первого в истории социалистич. гос-ва для революц. борьбы во всём капиталистич. мире и формулировались взаимные интернац. обязанности Сов. Союза и междунар. пролетариата. Однако по отдельным вопросам тактики в Программе нашли отражение и отмечавшиеся выше неправильные оценки. Разрабатывая проблемы стратегии и тактики междунар. коммунистич. движения, К. И. при активном участии ВКП(б) помог компартиям преодолеть ошибки, связанные с активизацией в ряде коммунистич. партий представителей правого уклона [Н. И. Бухарин и др. в ВКП(б), Д. Ловстон в компартии США, Г. Брандлер в компартии Германии и др.], к-рые переоценивали степень стабилизации капитализма, пытались доказать возможность "организованного капитализма" и совершали др. оппортунистам. ошибки.

Новые задачи встали перед коммунистич. движением в связи с последствиями небывалого по разрушительной силе мирового экономич. кризиса 1929-33, усилением агрессивности империализма и наступлением на демократию, вплоть до поворота к фашизму. В этот период коммунистич. партии ряда стран выступили как влиятельная сила; в них выковалось стойкое марксистско-ленинское ядро, сплотившееся во Франции вокруг М. Тореза и М. Кашена, в Италии - А. Грамши и П. Тольятти (Эрколи), в Германии - Э. Тельмана, В. Пика, В. Ульбрихта, в Болгарии - Г. Димитрова и В. Коларова, в Финляндии - О. Куусинена, в США - У. Фостера, в Польше - Ю. Ленского, в Испании - X. Диаса и Д. Ибаррури, в Великобритании - У. Галлахера и Г. Подлита. Изменившиеся условия поставили компартии перед проблемами, к-рые не были предусмотрены в прежних решениях К. И.; более того, отдельные из принятых ранее тактич. установок и рекомендаций К. И. оказались непригодными. Трагич. опыт Германии, где фашизм захватил в 1933 власть, был тяжёлым уроком для всего междунар. рабочего и коммунистич. движения. Опыт антифаш. борьбы показал, что для её успеха необходимо объединение всех демократич. сил, широчайших слоев народа и прежде всего - единство рабочего класса.

13-й пленум ИККИ (нояб.- дек. 1933), отметив нарастание фаш. угрозы в странах капитализма, сделал особый упор на создание единого рабочего фронта как гл. средства борьбы против этой угрозы. Однако новую тактич. линию, отвечающую новым условиям революц. борьбы, ещё предстояло разработать. Она разрабатывалась с учётом опыта вооруж. боёв австр. и исп. пролетариата в 1934, борьбы Франц. компартии за единый рабочий и народный фронт в своей стране, антифаш. борьбы коммунистич. партий др. стран. Эта линия была окончательно определена 7-м конгрессом К. И., подготовка к к-рому проходила в условиях самого широкого коллективного обсуждения назревших проблем.

К. моменту созыва 7-го конгресс а К.И. (Москва, 25 июля - 20 авг. 1935) в К. И. входило 76 коммунистических партий и организаций, 19 из них в качестве сочувствующих. В их рядах насчитывалось 3 млн. 141 тыс. коммунистов, в т. ч. 785,5 тыс. в капиталистич. странах. Только 26 орг-ций действовали легально, остальные 50 были загнаны в подполье и подвергались жестоким преследованиям. В работе конгресса участвовало 513 делегатов, представлявших 65 компартий, а также ряд междунар. орг-ций - МОПР, КИМ, Профинтерн и др. Почётным пред, конгресса был избран Э. Тельман, находившийся в тюрьме в фаш. Германии. Конгресс обсудил следующие вопросы: 1. Отчёт о деятельности ИККИ (докладчик В. Пик); 2. Отчёт о работе Интернациональной контрольной комиссии (докладчик 3. Ангаретис); 3. Наступление фашизма и задачи К. И. в борьбе за единство рабочего класса против фашизма (докладчик Г. Димитров); 4. Подготовка империалистич. войны и задачи К. И. (докладчик П. Тольятти); 5. Итоги строительства социализма в СССР (докладчик Д. 3. Мануильский); 6. Выборы руководящих органов Коминтерна. Работа конгресса проходила в обстановке деловой, всесторонней дискуссии и творческой критики и самокритики.

Ист. значение 7-го конгресса заключается прежде всего в том, что он наметил чёткую стратегич. и тактич. линии коммунистических партий в борьбе против наступления фашизма и развязывания новой мировой войны. Конгресс дал определение классовой сущности фашизма у власти как "открытой террористической диктатуры наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов финансового капитала..." (Резолюции VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала, [М.], 1935, с. 10-И). Конгресс констатировал, что приход фашизма к власти означал не обычную смену одного бурж. пр-ва другим, а замену одной формы классового господства буржуазии - парламентской демократии - другой его формой, открыто реакционной, террористич. диктатурой. В отличие от послеоктябрьского революц. подъёма, когда перед рабочим классом стоял вопрос выбора - социалнстнч. революция или бурж. демократия (причём поддержка последней в тот момент означала фактич. переход на сторону классового врага), политич. кризис начала 30-х гг. поставил иную альтернативу - фашизм или бурж. демократия.

Иначе в связи с этим был поставлен вопрос и об отношениях с с.-д-тией. Наступление фашизма привело к серьёзным сдвигам в самом с.-д. движении. Линия на непримиримую борьбу не только с его правыми, открыто реакц. лидерами, но и с центристами, к-рая была совершенно правильной в своё время, в новых условиях нуждалась в пересмотре. Теперь требовалось объединение всех, кто по тем или иным причинам мог выступить против нависшей над народами фаш. опасности и угрозы новой мировой войны. Тактику коммунистпч. движения надо было привести в соответствие с новыми задачами. Необходимо было решительно покончить с сектантством, к-рое оставалось одним из препятствий к единству действий рабочего класса. Изменение 7-м конгрессом прежней линии не означало, разумеется, отказа от конечных целей движения - борьбы за диктатуру пролетариата, за социализм. Борьба за демократию укрепляла позиции пролетариата в общедемократич. фронте, способствовала созданию и укреплению союза рабочего класса, крестьянства и всех трудящихся масс и, следовательно, помогала формированию политнч. армии социалистич. революции. Рассмотрев проблемы, поставленные перед коммунистич. движением в новой обстановке, 7-й конгресс К. И. определил тактику единого рабочего и нар. фронта, основы к-рой были сформулированы Лениным ещё на 3-м конгрессе Коминтерна. Первоочередной задачей междунар. рабочего движения было создание единого рабочего фронта. Конгресс подчеркнул, что он не ставит единству действий "...никаких условий, за исключением одного - элементарного, для всех рабочих приемлемого...: чтобы единство действий было направлено против фашизма, против наступления капитала, против угрозы войны..." (Димитров Г., Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала..., см. в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 395). Разумеется, такая широкая и гибкая постановка вопроса о едином рабочем фронте не означала примирения с оппортунизмом, носителями к-рого были правые лидеры с.-д-тии. С проблемой единого рабочего фронта была тесно связана и новая постановка вопроса о единстве профсоюзного движения как в национальном, так и в междунар. .масштабе. Конгресс пришёл к выводу о необходимости для профсоюзов, руководимых коммунистами, либо войти в состав реформистских профсоюзов, либо объединиться с ними на платформе борьбы против фашизма и наступления капитала. Более гибко поставил конгресс и вопрос о перспективах политич. единства рабочего класса. Конгресс разработал принципы народного фронта. Речь шла об объединении на базе единого рабочего фронта широких слоев крестьянства, мелкой городской буржуазии, трудовой интеллигенции, т. е. именно тех слоев, к-рые фашизм пытался увлечь за собой, запугивая жупелом "красной опасности". Гл. средством создания нар. фронта, отметил конгресс, является последовательная борьба революц. пролетариата в защиту специфич. требований и интересов этих слоев. Конгресс разработал вопрос о пр-ве нар. фронта, к-рое рассматривалось как власть широкой классовой коалиции, направленная против фашизма и войны. В своём развитии эта власть при наличии благоприятных условий могла перерасти в демократпч. диктатуру пролетариата и крестьянства, в свою очередь прокладывающую путь к диктатуре пролетариата. Огромный вклад в разработку проблем нар. фронта внесли Г. Димитров, представители ВКП(б), франц., исп. и др. компартий.

Большое значение имели выводы 7-го конгресса по вопросам нац.-освободит, движения. Отвергнув левацкие установки, в основе к-рых лежала недооценка общенациональных, антиимпериалистич. задач революций в колон, странах, конгресс указал, что для большинства колоний и полуколоний неизбежен этап нац.освободит. борьбы, направленной против империалистич. угнетателей. Главный лозунг, выдвинутый конгрессом для народов угнетённых и зависимых стран,добиваться создания антиимпериалистич. единого фронта, объединяющего все силы нац. освобождения. Этот лозунг означал последовательное продолжение и развитие политики Коминтерна по нац.-колон. вопросу, разработанной под руководством Ленина.

Одним из центр, вопросов 7-го конгресса был вопрос о борьбе против развязывания новой мировой войны. Отметив, что передел мира уже начался, что гл. поджигателями войны являются герм, и итал. фашизм и япон. империализм, что империалисты Запада поощряют фаш. агрессию, конгресс со всей силой подчеркнул, что в случае нападения на СССР коммунисты призовут трудящихся "...всеми средствами и любой ценой содействовать победе Красной Армии над армиями империалистов" (Резолюции VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала, [М.], 1935, с. 44). От имени коммунистов всех стран конгресс заявил, что Сов. Союз - это оплот свободы народов, что победа социализма в СССР оказывает революционизирующее воздействие на трудящиеся массы всех стран, внушает им уверенность в своих силах и убеждение в необходимости и практич. возможности свержения капитализма и построения социализма. В случае фаш. агрессии, подчеркнул конгресс, коммунисты и рабочий класс обязаны "...стать... в первые ряды бойцов за национальную независимость и вести освободительную войну до конца..." (там же, с. 42). Опровергнув клеветнич. утверждения, будто коммунисты желают войны в расчёте на то, что она принесёт революцию, Г. Димитров выдвинул в заключительной речи на закрытии конгресса положение о том, что "трудящиеся массы своими боевыми действиями могут помешать империалистической войне" (Димитров Г. М., В борьбе за единый фронт против фашизма и войны, М., 1939, с. 93). Г. Димитров связал такую возможность (к-рая полностью отсутствовала в 1914) прежде всего с фактом существования Сов. Союза и его мирной политикой.

Конгресс избрал руководящие органы Коминтерна - Исполком, Интернациональную контрольную комиссию, Президиум и Секретариат ИККИ. Генеральным секретарём ИККИ был избран выдающийся революционер-интернационалист Г. Димитров.

7-й конгресс К. И. явился важной вехой и в отношении дальнейшего развития форм единства междунар. коммунистич. движения. Учитывая рост политич. зрелости и расширение геогр. диапазона деятельности коммунистов, конгресс счёл возможным и необходимым внести изменения в методы и формы руководства К. И. Конгресс предложил ИККИ "...избегать, как правило, непосредственного вмешательства во внутриорганизационныедела коммунистических партий" (Резолюции VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала, [М.], 1935, с. 4). ИККИ надлежало сосредоточиться на разработке основных политич. и тактич. положений, имеющих общее междунар. значение. Вскоре после 7-го конгресса по инициативе представителей ЦК ВКП(б) в К. И. Секретариат ИККИ принял ряд важных постановлений в этом направлении.

Выполняя решения конгресса, виднейшие деятели компартий активно работали в руководстве К. И. в атмосфере взаимного доверия и товарищеского сотрудничества. Осуществлялся на практике принцип коллективного руководства. Вопросы работы той или иной партии обсуждались при активном участии её представителей. Иногда эти обсуждения носили критич. характер. Выводы и рекомендации, принимавшиеся в ходе обсуждений, всегда были плодом коллективного решения всех участников.

В этот период в коммунистич. движении имели место и нек-рые отрицательные явления, связанные с культом личности Сталина.

После 7-го конгресса К. И. коммунистич. партии Франции, Испании, Китая и др. стран, действуя в духе его решений, обогатили мировое коммунистич. движение ценным опытом борьбы за расширение связей с массами, за создание и укрепление Нар. фронта. Во Франции победа Народного фронта (создан в 1935) на парламентских выборах в апр.-мае 1936 не только устранила опасность фаш. переворота, но и позволила провести ряд прогрессивных реформ. В Испании огромные возможности созданного в янв. 1936 Нар. фронта как силы, мобилизующей массы на борьбу против фашизма, за осуществление глубоких социальных преобразований, особенно убедительно выявились в ходе Нац.-революц. войны исп. народа против фаш. мятежников и италогерм. интервентов (1936-39). В Китае коммунисты направляли усилия на создание единого антияпон. фронта всех патриотич. сил страны на базе сотрудничества компартии и гоминьдана. В Бразилии в 1935 был создан объединивший демократич. силы Нац.-освободит, альянс, к-рый принял на себя руководство антифаш. вооруж. борьбой, развернувшейся осенью этого года.

Коммунисты активизировали борьбу за сплочение рабочего класса и всех демократич. сил в междунар. масштабе. В целях восстановления единства профдвижения руководимые коммунистами Красные профсоюзы, входившие в Профинтерн (Красный интернационал профсоюзов), стали вступать в общие профсоюзные объединения своих стран, и в 1937 Профинтерн перестал существовать. Коммунисты приняли деятельное участие в развернувшемся в 30-е гг. антивоен. движении демократич. общественности (междунар. рабочие и крестьянские конгрессы, междунар. конгрессы писателей, журналистов, деятелей культуры, спортивные, женские, молодёжные и др.), а также в движении солидарности с боровшимися за свою свободу и независимость испанским, китайским и эфиопским народами.

Исполком К. И. в 1935-39 десять раз предлагал руководству Социалистич. рабочего интернационала конкретную платформу объединения усилий коммунистич. и с.-д. движения в борьбе против фашизма и развязывания войны. В 1935 дважды - в Брюсселе и Париже - представители ИККИ Кашен и Торез встречались с лидерами Социалистич. рабочего интернационала. Однако эти усилия не нашли должного отклика со стороны правых вождей с.-д-тии. Позиция Социалистич. рабочего интернационала и Социалистич. партий привела к тому, что междунар. рабочий класс оставался расколотым в обстановке наступления фашизма и возраставшей опасности новой мировой войны.

В результате деятельности К. И. между двумя мировыми войнами междунар. рабочее движение в целом встретило 2-ю мировую войну 1939-45 более подготовленным, чем 1-ю. Несмотря на то, что раскол рабочего класса и политика зап. держав помешали предотвращению новой войны, влияние рабочего класса на характер, ход и результаты 2-й мировой войны было более широким и значительным, чем в 1914-18.

Великий патриотич. и интернац. подвиг Коммунистич. партии Сов. Союза, сов. народа в войне против фашизма, героич. антифаш. борьба коммунистов Польши, Югославии, Франции, Италии, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Монголии, Албании, Греции, Румынии, Норвегии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Люксембурга, Китая, Кореи, Вьетнама, исп., нем., финских и япон. коммунистов, самоотверженная деятельность всех компартий стран антигитлеровской коалиции явились весомым вкладом междунар. коммунистич. движения в решение судеб послевоенного мира. Однако по мере роста мирового коммунистич. движения (1917-400 тыс. коммунистов, 1939-4,3 млн.), повышения уровня политич. зрелости и усложнения задач коммунистич. партий избранная 1-м конгрессом К. И. организац. форма их объединения, отвечавшая потребностям начального периода коммунистич. движения, перестала соответствовать новому этапу его развития.

Разнообразие ситуаций в различных странах и районах мира, созданное характером и особенностями 2-й мировой войны, меняло положение К. И. как единого центра для всего коммунистич. движения. Одни компартии должны были действовать в странах-агрессорах, другие - в странах-жертвах агрессии. Одни оставались легальными в странах с империалистич. пр-вами, воевавшими против фаш. держав, другие были загнаны в подполье пр-вами, капитулировавшими перед агрессором. Одни находились в колониях, оккупированных или оказавшихся под угрозой оккупации гос-вами фаш. блока, другие действовали в колониях, находившихся вне непосредственной сферы войны. Коммунистич. партии должны были тщательно учитывать положение своих стран, особенности внутр. и внеш. политики того или иного гос-ва. В силу всего этого руководство мировым коммунистич. движением из одного центра становилось практически не только невозможным, но и нецелесообразным, ибо появилась бы опасность схематизации тактики, навязывания таких решений, к-рые не соответствовали конкретной обстановке.

Кроме того, ради обеспечения максимально возможного единства действий всех нац. и междунар. сил, готовых бороться против фашизма, надо было устранить всё, что могло этому мешать, в частности надо было окончательно похоронить миф о "вмешательстве Москвы" во внутр. дела др. стран, лишить всякой почвы клевету, будто коммунистич. партии не самостоятельны и действуют "по приказу извне". В силу всех этих причин Президиум ИККИ в мае 1943 принял решение о роспуске К. И., одобренное всеми его секциями.

Великая историч. заслуга К. И. состояла прежде всего в том, что он отстоял учение марксизма-ленинизма от опошления и извращения его оппортунистами как справа, так и "слева", осуществил соединение марксизма-ленинизма с рабочим движением в междунар. масштабе, развивал марксистско-ленинскую теорию, стратегию и тактику в условиях первого этапа общего кризиса капитализма и строительства социализма в СССР, содействовал сплочению авангарда передовых рабочих многих стран в подлинно пролет, партии, помогал им мобилизовать массы трудящихся для защиты своих экономич. и политич. интересов и борьбы против фашизма и империалистич. войн, крепил интернац. единство рабочего класса, боролся за развитие и победу нац.-освободит, движения и сыграл важную роль в подготовке историч. революц. преобразований, осуществлённых во время и после окончания 2-й мировой войны. Коммунистич. партии, возглавившие рабочий класс в ходе развернувшихся в ряде стран народнодемократич. и социалистич. революций, прошли неоценимую по своему значению школу К. И. Большой политич. опыт, тесная связь с первой страной социализма - Сов. Союзом позволили им с успехом осуществить демократич. и социалистич. преобразования. Всё это привело к образованию могучей мировой социалистич. системы, к-рая оказывает решающее воздействие на весь ход мировой истории в интересах мира и социализма.

Опыт К. И. учит, что сила и действенность коммунистич. движения определяются верностью пролетарскому интернационализму. К. И. высоко поднял знамя интернационализма, способствовал распространению его идей по всему миру. После роспуска К. И. формы интернациональных связей между братскими партиями изменились. Однако необходимость всемерно оберегать, развивать и укреплять принципы пролетарского интернационализма остаётся первостепенной задачей. Это - жизненная необходимость для коммунистического движения: интернационализм заложен в самой основе его деятельности как всемирной силы, к-рая выражает коренные интересы рабочего класса, всех трудящихся. Интернационализм противостоит нац. розни и расовой вражде, выгодным эксплуататорским классам. Утверждение и распространение интернационализма - самая надёжная гарантия от раздробления коммунистич. движения на отдельные отряды, от опасности замыкания их в нац. или региональных рамках. На современном этапе, как отметило междунар. Совещание коммунистических и рабочих партий 1969, неотъемлемой составной частью пролетарского интернационализма является защита реального социализма. Правильная интернационалистская политика коммунистич. партий имеет принципиальное значение для судеб всего рабочего движения, для судеб человечества. Традиции К. И., накопленный им богатейший политический опыт верно служат коммунистическим партиям в их борьбе за мир, демократию, национальную независимость и социализм, в их борьбе за единство международного коммунистического движения на базе марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма, в борьбе против правого и "левого" оппортунизма.

В новых условиях, сложившихся в послевоенный период, ленинские идеи и принципы междунар. коммунистич. движения получили дальнейшее развитие в документах междунар. Совещаний коммунистич. и рабочих партий 1957, 1960 и 1969, в решениях съездов КПСС, Программе КПСС, марксистско-ленинских программных документах братских партий.

Илл. см. на вклейке, табл. XLI, XLII (стр. 576-577).

Источи, и лит.: Ленин В. И., I конгресс Коммунистического Интернационала 2-6 марта 1919, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37; его же, Завоеванное и записанное, там же, т. 37; его эк е, 06 основании Коммунистического Интернационала, там же; его же. III Коммунистический Интернационал, там же, т. 38; его же, Третий Интернационал и его место в истории, там же; его же, О задачах III Интернационала (Рамсей Макдональд о III Интернационале), там же, т. 39; его же, Речь на торжественном заседании Московского Совета, посвящённом годовщине III Интернационала, 6 марта 1920 г., там же, т. 40; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; его же, Тезисы ко II конгрессу Коммунистического Интернационала, там же; его же, II конгресс Коммунистического Интернационала 19 июля - 7 августа 1920 г., там же; его же, Второй конгресс Коммунистического Интернационала, там же; его же, III конгресс Коммунистического Интернационала 22 июня - 12 июля 1921, там же, т. 44; его же, Мы заплатили слитком дорого, там же, т. 45; его ж е, IV конгресс Коммунистического Интер-" национала 5 ноября - 5 декабря 1922 г., там же; его же, Письмо членам Полит" бюро ЦК РКП(б) с предложениями к проекту директив ИККИ делегации Коминтерна на конференции трех Интернационалов, там же, т. 45; его же, Замечания на проекты тезисов о тактике к III конгрессу Коммунистического Интернационала, Письмо Г. Е. Зиновьеву 10 июня 1921 г,; там же, т, 52 (см. также Справочный том, ч, 1( с. 283-86)? Первый конгресс Коминтерна М,, 1933) Борьба большевиков за создание Коммунистического Интернационала. Мат-лы и док-ты? М. 1934; Второй конгресс Комин терна, М 19345 III конгресс Коминтерна, Стенографический отчет, М., 1922; "Бюллетень IV конгресса Коммунистического Интернационала", 1922, № 1 - 32; IV Всемирный конгресс Коммунистического Интернационала, 5 нояб.- 3 дек. 1922. Избранные доклады, речи и резолюции, М.- П., 1923; V конгресс Коминтерна. Стенографический отчет, ч. 1 - 2, М.- Л., 1925; VI конгресс Коминтерна. Стенографический отчет, ч. 1-6, М.- Л., 1929; Документы и материалы о борьбе Коминтерна против империалистической войны в защиту СССР, М.- Л., 1928: Коммунистический Интернационал в документах. 1919 - 1932, М., 1933 (включает Устав и Программу К. И.); Коммунистический Интернационал перед VII Всемирным конгрессом, М., 1935: Пик В., Отчет о деятельности ИККИ 26 июля 1935 г., М., 1935; Д и м и т-

р о в Г. М., Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма. Доклад на VII Всемирном конгрессе Коминтерна, М.- Л., 1935; Э р к о л и М. (Тольятти П.), О задачах Коммунистического Интернационала в связи с подготовкой империялистами новой мировой войны. Доклад и заключительное слово, М., 1935; Коммунистаческая партия Австрии в борьбе за массы, М., 1935; Коммунистическая партия Испании в борьбе против фашизма, М., 1935; Коммунистическая партия Польши - за антифашистский народный фронт, М., 1935; Коммунистические партии Прибалтики в борьбе за единый фронт против фашизма и войны, М., 1935; Готвальд К., Компартия Чехословакии в борьбе за единый фронт, М., 1935; Коммунистическая партия Чехословакии в борьбе за единый фронт - против войны и фашизма, М., 1935; Л о з о в" ский А., За единство мирового профдвижения, М., 1935; Куусинен О. В., Движение молодежи и борьба против фашизма и военной опасности, М., 1935; Резолюции VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала, М., 1935; VII Kongress der Kommunistischen Internationale, Moskau, 1935; VII Congress of the Communist Internationale. Abridged stenographic report of the proceedings, L., 1939; Постановление Президиума Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала от 15 мая 1943 г., "Большевик", 1943, № 10; Сообщение Президиума Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала от 9 июня 1943 г., там же; Ленин и международное рабочее движение, М., 1970; Ленин в борьбе за революционный Интернационал, М., 1970; В. И. Ленин и Коммунистический Интернационал, М., 1970; Лейбзон Б. М. и Шириня К. К., Поворот в политике Коминтерна (К 30-летию VII конгресса), М., 1965; Ф о с т е р У., История трех Интернационалов, [пер. с англ.], М., 1959; Датт П., Интернационал. Очерк истории коммунистического движения 1948 - 1963, [пер. с англ.], М., 1966; Коммунистический Интернационал. Краткий исторический очерк, М., 1969; Трофимов К. С., Обзор источников и литературы по истории Комму нистического Интернационала, "Вопросы истории КПСС", 1963, № 9; Пономарёв Б. Н., Историческое значение Комино терна, "Коммунист", 1969, № 5; его же, Славная годовщина в истории коммунистического движения, "Проблемы мира и социализма", 1969, № 2; Международная встреча, посвященная 30-летию VII Конгресса Коминтерна, Прага, 1966. Б.Н.Пономарев.

"КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ", журнал, орган Исполнительного комитета Коммунистич. Интернационала; издавался в 1919-43 на рус., англ., франц., нем., исп. и кит. яз. Освещал важнейшие проблемы теории, стратегии и тактики мирового коммунистич., рабочего и нац.-освободит, движения, разоблачал реформистов, троцкистов, правых уклонистов и др. противников марксизма-ленинизма, выступал против милитаризма, фашизма и войны, в защиту СССР. В журн. сотрудничали В. И. Ленин, Г. Димитров, О. Куусинен, Д. 3. Мануильский, Э. Тельман, П. Тольятти, М. Торез и др. видные деятели междунар. коммунистич. движения.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ МОЛОДЁЖИ (КИМ), междунар. молодёжная орг-ция, существовавшая в 1919-43; являлась секцией Коминтерна и действовала под его руководством. Идея создания КИМ принадлежала В.И,Ленину, под руководством которого большевики начали борьбу за сплочение левых сил в междунар. молодёжном движении ещё в годы 1-й мировой войны 1914-18. 1-й учредит, конгресс КИМ состоялся 20-26 нояб. 1919 в Берлине. На нём присутствовало 29 делегатов из 13 стран (Сов. России, Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Дании, Польши, Венгрии, Румынии, Италии, Испании, Чехословакии), представлявшие 219 тыс. чл. молодёжных орг-ций. Среди участников конгресса были активные деятели левого крыла Социалистического интернационала молодёжи. Конгресс принял решение о создании КИМ, о его вступлении в Коминтерн, утвердил Устав и Программу. КИМ ставил своей задачей создать широкое массовое движение молодёжи в защиту её экономич., политич. и культурных интересов, содействовать изучению молодёжью теории и практики марксизма-ленинизма. Особое внимание КИМ уделял борьбе против милитаризма, войны и фашизма, в поддержку СССР. Пути и средства осуществления этих целей рассматривались в 20-х гг. на 2-м (9-23 июля 1921), 3-м (4-16 дек. 1922), 4-м (15-25 июня 1924) и 5-м (20 авг. -18 сент. 1928) конгрессах КИМ.

В 20-30-х гг. секции КИМ активно участвовали в революционных выступлениях рабочего класса, в массовых движениях в защиту экономических и политических интересов молодёжи, очищаясь в ходе революционной борьбы от оппортунистических элементов. В авг. 1928 орг-ции (св. 40), входившие в КИМ, насчитывали 2157 тыс. чл. (из них 2030 тыс. чл. ВЛКСМ); в окт. 1935 в 56 секций КИМ входило 3773 тыс. чл. (из них 3500 тыс. чл. ВЛКСМ).

6-й конгресс КИМ (25 сент. -11 окт. 1935) выдвинул в соответствии с решениями 7-го конгресса Коминтерна (25 июля20 авг. 1935) задачу создания широкого единого фронта молодёжи для борьбы против наступления фашизма и опасности войны. Новые установки 6-го конгресса содействовали устранению элементов сектантства в коммунистич. молодёжном движении и распространению влияния последнего среди трудящейся молодёжи. Вскоре после конгресса был преодолен раскол молодёжного движения в Испании, Бельгии, Аргентине, Китае. Линия КИМ на единство действий молодёжи позволила созвать междунар. конгрессы молодёжи в Женеве (в 1936) и в США (в 1938). На этих конгрессах представители КИМ добивались единых действий в борьбе молодёжи против интервенции фаш. Германии и Италии в Испании и др. агрессивных действий империалистич. держав (напр., япон. агрессии против Китая). В движение за мир было вовлечено ок. 40 млн. юношей и девушек почти во всех странах мира. В обстановке 2-й мировой войны 1939-45 деятельность КИМ способствовала организации антифаш. борьбы молодёжи .

КИМ сыграл большую роль в организации и сплочении междунар. молодёжного движения. При его поддержке комсомольские орг-ции различных стран выросли, окрепли и могли под руководством компартий самостоятельно решать стоявшие передними задачи. В мае 1943 вслед за роспуском Коминтерна КИМ был распущен.

Высшим органом КИМ были конгрессы, в промежутках между конгрессами - Исполком КИМ, избиравший Президиум п Секретариат.

Лит.: Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41; его же, Третьему мировому конгрессу Коммунистического Интернационала Молодежи в Москве, там же, т. 45; Ф о с т е р У., История трех Интернационалов, [пер. с англ.], М., 1959; Молодежь в борьбе за единый фронт. Материалы VI Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала Молодежи, М., 1938; Привалов В. В., Образование Коммунистического Интернационала молодежи, Л., 1968. В. В. Александров.

"КОММУНИСТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ", см. Манифест Коммунистической партии".

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Я. М. СВЕРДЛОВА, первое в СССР высшее парт, учебное заведение, готовившее кадры парт, и сов. работников. Образовался из созданных в июле 1918 в Москве по инициативе Я. М. Свердлова курсов агитаторов и инструкторов при ВЦИК. Им же была составлена первая уч. программа. В янв. 1919 курсы преобразованы в Школу сов. работы. На её основе по постановлению 8-го съезда РКП(б) была создана Центр, школа сов. и парт, работы, переименованная в июле 1919 в К. у. им. Я. М. Свердлова. Курс обучения в ун-те вначале составлял 6-8 месяцев, затем был увеличен до 2, 3, 4 лет. В. И. Ленин уделял большое внимание организации ун-та, выработке его уч. программ. 11 июля и 29 авг. 1919 Ленин прочёл в ун-те две лекции о гос-ве; 24 окт. 1919 произнёс напутственную речь слушателям ун-та, отправлявшимся на фронт. В ун-те выступали с лекциями Я. М. Свердлов, А. М. Горький, М. И. Калинин, В. В. Куйбышев, А. В. Луначарский и др.; преподавали В. В. Адоратский, Н. Н. Батурин, А. С. Бубнов, М. Ф. Владимирский, В. П. Волгин, С. Н. Гусев, Ф. Я. Кон, Н. М. Лукин, С. И. Мицкевич, С. А. Пионтковский, М. Н. Покровский, И. И. Скворцов-Степанов, А. М. Стопани, Е. М. Ярославский и др. Ректорами были М. Н. Лядов, В. И. Невский, В. П. Антонов-Саратовский. При ун-те работали: Вечерний коммунистич ун-т, Вечернняя совпартшкола, Воскресный коммунистич. ун-т, Заочный коммунистич. ун-т, Лекторские курсы, в дальнейшем - Ин-т аспирантов. За первые 10 лет ун-т окончило св. 10 тыс. чел., обучалось в нём 19 тыс. чел. По решению ЦК ВКП(б) 21 сент. 1932 К. у. был реорганизован в Высший Коммунистич. с.-х. ун-т им. Я. М. Свердлова. В связи с 15-летием в 1933 ун-т был награждён орденом Ленина. В 1935 ун-т преобразован в Высшую школу пропагандистов при ЦК ВКП(б) им. Я. М. Свердлова.

Лит.: Иванова Л. В., Коммунистические университеты и их роль в подготовке историков-марксистов в 1918 -1922 гг., в кн.: История и историки. Историография истории СССР. Сб. статей, М., 1965. И. В. Загоскина.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ЗАПАДА и м. Ю. Ю. М а рхлевского (КУНМЗ), создан по декрету СНК РСФСР от 28 нояб. 1921 в Москве для подготовки политических работников из представителей национальностей Запада, населяющих СССР, на базе Литовско-еврейско-латышской, Немецкой, Польской, Румынской высших партийных школ, к-рые составили соответствующие секторы КУНМЗ. Позднее были организованы секторы: белорусский, болгарский, итальянский, молдавский и югославский. 18 сент. 1922 открыт филиал КУНМЗ в Петрограде, образованный путём слияния Латышской, Эстонской и Финской парт, школ; в 1924 латышский сектор филиала был соединён с основным (московским). Первый выпуск (352 чел.) состоялся в 1922. С 1922/23 уч. года был установлен 3-летний срок обучения и организованы отделения: парт, работы и политич. просвещения; профсоюзного движения; экономич.; адм.-правовое. Параллельно с осн. в большинстве секторов существовали и одногодичные курсы. Зачисление в КУНМЗ осуществлялось по рекомендации местных парт, и комсомольских орг-ций. К 1927 учились представители 14 национальностей. Первым ректором КУНМЗ до 1925 был Ю. Ю. Мархлевский. Студенты КУНМЗ под руководством преподавателей вели большую агитационно-пропагандистскую работу. В связи с перестройкой системы партийно-политич. просвещения в 1936 КУНМЗ прекратил существование. КУНМЗ и его филиал подготовили несколько тысяч парт., комсомольских и профсоюзных работников различных национальностей Запада. Г. В. Антонов.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРУДЯЩИХСЯ ВОСТОКА (КУТВ), создан по декрету ВЦИК РСФСР от 21 апр. 1921 в Москве при Наркомпросе РСФСР для подготовки работников сов. вост. республик и областей, позднее был в ведении ЦК ВКП(б); открыт 21 окт. 1921 на базе Вост. курсов при Наркомнаце. В различное время обучались представители 73 национальностей. КУТВ имел отделения в Ташкенте, Баку, Иркутске. С 1923 срок обучения 3 года. Уч. программа имела общеобразовательный характер. Осн. отделения КУТВ: парт, работы и политич. просвещения; профсоюзного движения; экономич.; адм.-правовое. Занятия вели А. В. Луначарский, Л. Б. Красин, М. Н. Покровский, А. А. Губер, И. М. Рейснер, Б. 3. Шумяцкий и др. В ун-те велась также большая н.-и. работа. В 1927 создана н.-и. ассоциация по изучению социально-экономич. проблем сов. и зарубежного Востока и проблем нац. и колониальных. В 1927-38 издавался печатный орган "Революционный Восток". Студенты ун-та под руководством преподавателей вели большую агитационно-пропагандистскую работу. В кон. 30-х гг. КУТВ в связи с созданием ряда высших уч. заведений в нац. республиках Ср. Азии, Сибири, Сев. Кавказа прекратил свою деятельность. Ун-т и его отделения подготовили неск. тысяч парт., комсомольских и профсоюзных работников мн. национальностей Востока. Г. В. Антонов.

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, планомерное, целеустремлённое и систематич. формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма.

До возникновения марксизма не было целостной науч. теории воспитания всесторонне развитой личности. Вместе с тем ещё др.-греч. мыслители выдвинули задачу сочетания умственного, нравственного, эстетич. и физич. воспитания. Проблема всестороннего развития человека разрабатывалась и в эпоху Возрождения. Ряд ценных идей о воспитании высказали социалисты-утописты (см. Утопический социализм). Они подвергли резкой критике бурж. мораль и систему воспитания, выдвинули идею общенародного воспитания, согласно к-рой всё общество и каждый его институт должны представлять собой школу воспитания. Большое значение в воспитании нового человека утописты придавали морали и иск-ву; они впервые обосновали идею безрелигиозного воспитания, отстаивали демократич. принципы образования равноправного, бесплатного, всеобщего и светского; сформулировали идею о самовоспитании народа в процессе творческого труда, о соединении образования с трудом. Р. Оуэн сделал попытку практически соединить обучение с производит, трудом. Утописты отстаивали идею всестороннего развития человека. Труд как условие свободного воспитания индивидов обеспечивает, по мнению утопистов, разносторонность и целостность индивидов. Однако социалисты-утописты не видели объективных закономерностей возникновения коммунистич. общества, не смогли раскрыть действительных путей формирования нового человека.

Науч. основы теории К. в. были разработаны К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Классики марксизмаленинизма вскрыли социальную природу воспитания и его классово-историч. характер, связали воспитание людей с переустройством обществ, отношений, с активной ролью людей в этом процессе. Они показали, что сущность человека - это совокупность тех обществ, отношений, к-рые он застаёт при рождении и усваивает в процессе обществ.-преобразующей деятельности. В процессе этой деятельности происходит формирование обществ, сущности человека, его сознания, нравств. и эстетич. чувств, самовоспитание человека. К. в. не имеет ничего общего с элитарной точкой зрения на массу как на простой объект воспитания. Только в обществ.революц. практике и воспитатель может быть воспитан. Маркс и Энгельс подвергли уничтожающей критике бурж. систему воспитания, раскрыли её классовую сущность. По словам Маркса, бурж. система нравств. воспитания сводится к вдалбливанию в сознание людей бурж. принципов морали, оправдывающих неравенство людей, эксплуатацию человека человеком. Все средства воспитания буржуазия направила на культивирование в людях бурж. индивидуализма, стяжательства, властолюбия. На основе закономерностей социально-исторического развития и анализа общественных потребностей Маркс и Энгельс сформулировали цель К. в. как всестороннее гармоническое развитие всех духовных и физических сил каждого члена общества. Маркс показал, что природа крупной пром-сти уже в условиях капитализма создаёт потребность и предпосылки для устранения бурж. системы разделения труда, для всестороннего развития работника. Но капиталистические общественные отношения препятствуют осуществлению этой потребности, воспроизводят уродующее человека социальное разделение труда с его закостенелыми специальностями, с отрывом умств. труда от физического, с расщеплением человеческой личности, превращением индивида в частичного человека. Это глубокое противоречие может быть устранено только в результате уничтожения частной собственности и установления нового, социалистич. способа производства. Только в условиях коммунизма создаётся возможность для всестороннего, гармонич. развития людей. Маркс и Энгельс обосновали ведущий принцип воспитания людей коммунистич. общества - соединения обучения с трудом. В новом обществе, писал Маркс, "... каждый трудоспособный взрослый человек должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 197). Политехнич. образование, соединённое с производит, трудом, Маркс рассматривал не только как одно из средств увеличения обществ, богатства, но и как "... единственное средство для производства всесторонне развитых людей" (там же, т. 23, с. 495). Члены коммунистического общества смогут в полной мере овладеть богатствами культуры и утверждать себя как личности в деятельности, творчестве, преодолев противоположность между рабочим и свободным временем.

Учение Маркса и Энгельса о К. в. было развито Лениным. Строительство коммунистич. общества, писал Ленин, приведёт "... к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 33).

Ленин конкретизировал и развил дальше марксистский принцип соединения обучения с трудом. Он считал, что нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производит, трудом молодого поколения. Важную роль в воспитании всесторонне развитых людей Ленин отводил политехническому образованию, которое должно осуществляться в тесной связи с производит, трудом, с усвоением науч. знаний. Для того чтобы строить коммунистич. общество, молодёжь должна неустанно учиться, овладевать знаниями, к-рые выработало человечество на протяжении своего историч. развития. В неразрывной связи с образованием Ленин считал необходимым осуществлять воспитание подрастающего поколения в духе коммунистич. нравственности. Ленин писал, что надо воспитывать всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде, в духе коммунистич. организованности, умения подчинять свои интересы интересам коллектива (см. там же, т. 41, с. 318).

В ходе социалистич. и коммунистич. строительства в СССР и др. странах социализма на практике осуществляются идеи К. в., у людей воспитываются такие качества, как преданность делу коммунизма, непримиримость к эксплуатации и угнетению человека человеком, коллективизм, гуманизм, социалистич. патриотизм, чувство интернациональной солидарности, трудолюбие, личное достоинство. Сердцевиной К. в. является формирование у широчайших масс трудящихся коммунистич. мировоззрения. Овладение теорией марксизма-ленинизма позволяет человеку выработать научные взгляды на мир, осознать своё место и роль в происходящих событиях, давать им правильную оценку и делать верные практические выводы, т. е. сознательно участвовать в коммунистическом строительстве.

Формирование научного мировоззрения предполагает выработку у людей гражданственности и ответственности, социальной активности, стремления отдать свои силы общему делу.

Формирование научного мировоззрения, коммунистич. убеждённости требует непримиримой борьбы против буржуазной идеологии, против ревизионистских и реформистских теорий, правой и левой разновидности оппортунизма, национализма.

Составной частью К. в. является атеистическое воспитание. Освобождение духовных сил человека от религ. предрассудков делает его непримиримым ко всякой мистике и суевериям, раскрепощает его творческие силы.

К. в.- творческий процесс, связанный с активным участием людей в строительстве коммунизма, с борьбой за новое общество. Именно в трудовой деятельности достигается единство теории и практики, знания превращаются в убеждения, становятся нормой повседневного поведения, руководством к практической деятельности. Поэтому воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности, трудовое воспитание является важнейшей задачей К. в. В труде формируются коммунистич. мировоззрение п характер человека, новое отношение личности к обществу, глубокое сознание обществ, долга, раскрываются способности и таланты людей. "Строить новую дисциплину труда,подчёркивал Ленин,- строить новые формы общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения людей к труду, это - работа многих лет и десятилетий" (там же, т. 40, с. 316). В СССР в результате коренных социальных преобразований у подавляющего большинства советских людей сложились новые, социалистические взгляды на труд, он становится для них смыслом жизни. Новые задачи коммунистического строительства, необходимость соединить преимущества социализма с достижениями научно-технической революции, всемерно интенсифицировать общественное производство, резко улучшить его качественные показатели тесно связаны с повышением уровня сознательности трудящихся, особенно в отношении к труду и общественной собственности. Строительство коммунизма служит материальной основой для перерастания социалистич. труда в труд коммунистический.

Формирование нового человека предполагает воспитание в духе коммунистич. нравственности, впитавшей в себя основные общечеловеческие моральные нормы, к-рые нар. массы выработали на протяжении тысячелетий. В Программе КПСС сформулирован моральный кодекс строителей коммунизма. Этот кодекс включает такие нравственные принципы, как преданность делу коммунизма, любовь к социалистич. Родине, к странам социализма; добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; гуманные отношения между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат; честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к нац. и расовой неприязни; непримиримость к врагам коммунизма, мира и свободы народов; братская солидарность с трудящимися всех стран.



Таблица XLI

В. И. Ленин в президиуме заседания 1-го конгресса Коммунистического Интернационала. Москва. Кремль.

В. И. Ленин на заседании одной из комиссий 2-го конгресса Коммунистического Интернационала. Москва. Кремль.

Таблица XLII

К cm. Коммунистический Интернационал.



Коммунистическая мораль утверждается в постоянной и бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого, с влиянием бурж. идеологии. Не может быть победы коммунистич. морали без решительной борьбы с такими её антиподами, как тунеядство, хищение обществ, собственности, безыдейность, стяжательство, взяточничество, клевета, пьянство, хулиганство и т. п.

Воспитательная работа Коммунистич. партии, социалистич. гос-ва, общественности строится прежде всего на основе мер убеждения. Однако она не исключает и мер принуждения по отношению к нарушителям трудовой и гос. дисциплины, расхитителям социалистич. собственности, т. е. ко всем антиобществ, элементам.

Важнейшей составной частью К. в. является эстетическое воспитание, цель к-рого - воспитание творческих способностей людей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и иск-ве, обогащение духовной жизни человека. Эстетически развитый человек способен наслаждаться красотой, творить по законам красоты, активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого. В социалистич. обществе сложилась и развивается специальная система художеств, образования и воспитания широких нар. масс, приобщения их к различным формам эстетич. деятельности .

К. в. включает в себя и физическое воспитание, которое укрепляет здоровье, способствует росту трудовых возможностей людей, совершенствует их нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития человека.

Воспитательная работа предполагает также и самовоспитание. Требовательность к самому себе, к своему поведению, способность к самодисциплине, самоорганизованности, умение, как говорил Ленин, вырабатывать самому коммунистические взгляды - важнейшая сторона формирования нового человека. В обществе зрелого социализма внимание к вопросам самовоспитания возрастает. Социализм со всей остротой ставит вопрос о внутренней ответственности человека, о личной гражданской совести, об усвоении духовных и нравственных ценностей, о совершенствовании и самосовершенствовании человеческой личности.

Формирование нового человека происходит в неразрывной связи с созданием материально-технич. базы коммунизма и совершенствованием социалистич. общественных отношений, постепенным перерастанием их в коммунистич. отношения. Оно совершается в общественно-преобразующей деятельности людей, строящих коммунистич. общество, в результате усвоения ими новых норм и правил жизни в семье, школе, на производстве и т. д. Все гос. и общественные организации, направляемые Коммунистич. партией, ведут постоянную культурно-воспитат. работу, ускоряя формирование нового человека. К. в. подрастающих поколений - основная задача системы учебных заведений. Главным фактором формирования новой личности, новых отношений между людьми является трудовой коллектив. Важную роль в К. в. трудящихся играют Советы и все органы социалистич. гос-ва, комсомол, профсоюзы, кооперативные и др. массовые организации. В условиях развитого социалистич. общества их роль в воспитании и мобилизации трудящихся на решение задач хозяйственного и культурного строительства всё более возрастает. Громадную роль в формировании коммунистического мировоззрения человека, его нравственных убеждений, духовной культуры играют литература и искусство. Важное место в идеологической работе Коммунистической партии и государства занимает система партийного просвещения, деятельность культурно-просветительных учреждений, печать, радиовещание, телевидение и т. д.

Руководящей и направляющей силой в процессе К. в. является Коммунистич. партия Советского Союза. Владея знаниями законов развития общества, она обеспечивает руководство всей работой по строительству коммунизма и К. в. трудящихся.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образова" нии. [Сб.], М., 1968; Программа КПСС, М., 1961; Крупская Н. К., Избр. педагогические произведения, М., 1957; Калинин М. И., 0 воспитании и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957; Макаренко А. С., Соч. в 7 томах, т. 5, М.. 1958; Основы коммунистического воспитания, 2 изд., М., 1964; Ковалеве. М., Формирование нового человека, М., 1971.

КОММУТАТИВНОСТЬ [позднелат. commutativus - меняющий(ся), от лат. commute - меняю(сь)], переместительность, переместится ьный закон, свойство сложения и умножения чисел, выражаемое тождествами: а + b = b + a, ab = ba. В более общем смысле действие а * b наз. коммутативным, если а * b = b * а. Свойством К. обладают, напр., сложение и умножение многочленов; векторное умножение (см. Векторное произведение) не является коммутативным, так как [a,b] = = - [b, а]

КОММУТАТОР (новолат. commutator, от лат. commuto - меняю, изменяю), переключатель, распределитель, устройство, обеспечивающее посредством включения, отключения и переключения выбор требуемой выходной цепи (цепей) и соединение с ней входной цепи (цепей). Выбор производится или вручную (см. Телеграфный коммутатор) или автоматически по программе, заданной в функции времени или состояния др. электрич. цепей. К. входит составным элементом в более сложные устройства для передачи информации в телемеханике и связи, с его помощью решаются задачи программирования и управления в цифровой вычислит, технике, соединения цепей в электрич. машинах и т. д. Различают электромеханич., электронные и электроннолучевые К. Простейшие электромеханич. К. представляют собой рубильники, коллекторы электромашинные, наборы электромагнитных реле (см. Многократный координатный соединитель) или искателей электромеханических; более сложные К.- электронные устройства, собранные по определённым функциональным схемам на ионных приборах, электронных лампах, полупроводниковых приборах (см. Коммутатор управляемый) или электроннолучевых переключателях, а также (для цепей СВЧ) на газовых разрядниках, циркуляторах и т. д.

КОММУТАТОР УПРАВЛЯЕМЫЙ в электроприводе, многопозиционный бесконтактный переключатель, в к-ром рабочим элементом служит полупроводниковый прибор (диод, транзистор или тиристор). К. у. широко применяют вместо коллекторно-щёточного аппарата в электрических машинах: малой мощности - на диодах и транзисторах, большой - на тиристорах. К. у. надёжны и имеют высокую скорость переключений (св. 1 млн. в сек). На рис. показана электрич. схема К. у. на тиристорах (1-6). В вентильном электродвигателе Д обмотка якоря ОЯ расположена на статоре и обмотка возбуждения ОВ - на полюсах вращающегося ротора. Постоянный ток подводится к ОЯ через тиристоры, причём в каждый момент времени через один тиристор из катодной (КГ) и один из анодной (АГ) групп, благодаря чему электрич. ток постоянно протекает по двум фазам ОЯ. Частота переключения тиристоров определяет частоту вращения вала электродвигателя (см. также Бесконтактная система управления электроприводом).

Электрическая схема тиристорного коммутатора для питания вентильного электродвигателя от сети постоянного тока: Д - вентильный электродвигатель? ОЯ-обмотка якоря; ОВ - обмотка возбуждения; Ккоммутатор; АГанодная группа; КГ - катодная группа; U - пряжение питания; 1-6 тиристоры.

Лит.: Бесконтактные элементы и системы телемеханики с временным разделением сигналов, М., 1964; Тнхменев Б. Н., Трахтман Л. М., Подвижной состав электрических железных дорог, 3 изд., М., 1969. Ю. М. Иньков.

КОММУТАЦИОННЫЕ СООТНОШЕНИЯ, то же, что перестановочные соотношения.

КОММУТАЦИЯ (от лат. commutatio - перемена), замена барщинных повинностей и натур, оброков феодально-эксплуатируемых крестьян ден. рентой, происходившая в результате и по мере проникновения товарно-денежных отношений в феод, деревню. Термин "К." обычно употребляется применительно к агр. отношениям стран Зап. Европы.

КОММУТАЦИЯ электрических цепей, различного рода переключения электрич. соединений проводов, кабелей, машин, трансформаторов, аппаратов и приборов, производимые в установках, генерирующих, распределяющих и потребляющих электрич. энергию. К. называют также перемену направления тока в цепи (перемену полюсов). К., как правило, сопровождается переходными процессами, возникающими вследствие быстрого перераспределения токов и напряжений в ветвях электрич. цепи.

КОММЮНИКЕ (франц. communique, от лат. communico-сообщаю), официальное сообщение о результатах междунар. переговоров, о международном соглашении, о важных событиях во внутренней жизни страны - конференциях, совещаниях, постановлениях и т. д., о ходе военных операций и т. п. В междунар. отношениях К. может носить характер одностороннего акта или совместного заявления участников переговоров с изложением как позитивных результатов переговоров, так и расхождений или особых мнений к.-л. из участников переговоров. Совм. К. не являются междунар. договорами, хотя и могут содержать постановления, к-рые участники рассматривают в качестве таковых. Если в К. о переговорах включено текстуально достигнутое соглашение, не имеющее иной официальной формы, то оно рассматривается как междунар. договор со всеми вытекающими отсюда последствиями. Широкое применение совместные К., содержащие договорные постановления, получили в практике социалистич. гос-в,

КОМНАТНАЯ МУХА (Musca domestiса), насекомое сем. мух настоящих. Дл. тела 6-8 мм. 2 формы (подвида). Типичная форма (М. d. domestica) распространена в умеренной зоне всего земного шара; в СССР - гл. обр. в степной, лесостепной и лесной зонах. Юж. форма (М. d. vicina) - в юж. широтах средней полосы, в субтропиках и тропиках; в СССР - в Закавказье, Ср. Азии и Юж. Приморье. В одной кладке в среднем 120 яиц (дл. 1-1,2 мм); общая плодовитость самки 900 яиц; яйцо развивается 850 часов. Личинки К. м. (дл. до 13мм) белого цвета. Развиваются 3-25 с,уток, после чего превращаются в куколку, образуя пупарий; фаза куколки длится от 3 суток до неск. месяцев (при зимовке). В умеренных широтах К. м. может дать до 9, а в субтропиках и тропиках - до 15 поколений в год. Зимует К. м. в фазах личинки, куколки или взрослого насекомого (оплодотворённые самки). К. м.- один из наиболее распространённых "спутников" человека (см. Синантропные организмы), переносчик возбудителей ряда заразных болезней, особенно кишечных инфекций; переносит также яйца глистов. Меры борьбы: профилактич.- хранение навоза и нечистот в плотно закрытых вместилищах, вывоз мусора каждые 3-4 суток, чистота в жилищах и скотных дворах; истребит, меры-обработка уборных, мусороприёмников, скотных дворов, пищевых блоков препаратами хлорофоса (раз в месяц); сладкие приманки с хлорофосом или формалином, развешивание лент липкой бумаги. Для уничтожения яиц и личинок мух места выплода обрабатывают препаратами карбофоса, креолином, сольвентнафтой и т. п. Лит.: Сухова М. Н., Синантропные мухи (Мухи, обитающие в местах проживания человека), М., 1951; ДербеневаУхо в а В. П., Мухи и их эпидемиологическое значение, М., 1952. А. Л. Штакелъберг, К, А. Бреев.

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ, растения, выращиваемые в жилых комнатах и обществ, помещениях для декоративных целей. Происходят К. р. из тропич. и субтропич. областей земного шара. Среди К. р. много разнообразных видов, представителей разных семейств (бегониевые, кактусовые, пальмы, лилейные и др.). В декоративном садоводстве их обычно делят на красивоцветущие растения (фуксия, пеларгония, цикламен, азалея, амариллис, комнатный жасмин, сенполия - узамбарская фиалка) и декоративно-лиственные, с декоративной, нередко пёстроокрашенной листвой (диффенбахия, пилея, хлорофитум, пальмы, монстера, филодендрон, лавр, мирт и др.). К. р. выращивают преим. в глиняных, пластмассовых горшках или деревянных кадках, наполненных почвенной питательной смесью, к-рая составляется в соответствии с потребностями каждого вида или группы растений. Осн. правила ухода: регулярный полив, летом -подкормка слабыми растворами минеральных удобрений, весной - пересадка в свежую землю, регулярное обмывание и опрыскивание листьев. Растения тропич. происхождения хорошо выносят высокую темп-ру комнат (20-25 °С), но им необходима повышенная влажность воздуха. Субтропич. виды (лавр, мирт, олеандр, китайский розан и др.) успешно развиваются зимой лишь при пониженной темп-ре (10-12 °С). На южных окнах лучше развиваются растения, происходящие из открытых пустынных мест (кактусы и др. сочные растения - агавы, алоэ); на окнах, обращённых к северу, хорошо растут различные папоротники, хвойные растения. Наиболее неприхотливые К. р. используются в итерьерах служебных помещений, обществ, зданий. Как правило, это виды с жёсткими кожистыми листьями (сансевьера, монстера, диффенбахия, драцена, фикус, пеперомия). Среди К. р. распространены группы кактусов, бегоний, луковичных растений. Используются в озеленении ампельные и вьющиеся растения (колумнея, плющ, традесканция, пеперомия и др.) (см. Ампельные растения, Вьющиеся растения). Нек-рые виды выращиваются ради декоративных, а иногда и съедобных плодов (лимон, апельсин, мандарин, комнатный перец). Подбирая разные виды, можно иметь растения в цвету почти на протяжении всего года. В комнатных условиях выращиваются также хвойные и лиственные породы. В Японии, напр., издавна принято культивировать в комнатах ель, сосну, лиственницу, дуб, сливу, вишню и др.; при этом особыми приёмами замедляют их рост, в результате чего образуются карликовые растения. (См. также Декоративные растения.)

Лит.: Карнеев И. Е., Культура оранжерейно-комнатных растений, М., 1957; Киселев Г. Е., Цветоводство, 3 изд., М., 1964; Журкова Е. Н., Ильина Е. Я., Комнатные растения, М., 1968; Верзилин Н., Путешествие с домашними растениями. Л., 1970; Справочник цветовода, М., 1971. Т. М. Клевенская.

КОМНИНЫ (Komnenoi), династия визант. императоров (1081-1185). Их род ведёт начало из Комны (Фракия?). Представители К.: Алексей I (правил в 1081-1118), из провинц. воен. аристократии, опираясь на к-рую захватил власть (считается основателем династии К., хотя фактически начало династии положил его дядя Исаак I, в результате мятежа малоазийской знати занявший престол в 1057, а в 1059 отрёкшийся от него в пользу Константина X из рода Дук); Иоанн II (1118-43); Мануил I (1143-80) (младший сын Иоанна II); Алексей II (1180-83) (до 1182 регентшей при малолетнем императоре была вдова Мануила I Мария Ксения, фактическим правителем - племянник Мануила I Алексей Комнин); Андроник I (1183-85) (двоюродный брат Мануила I) захватил власть в 1182 (до 1183 правил в качестве регента Алексея II), в 1183 умертвил Алексея II; был свергнут и казнён.

К. сумели укрепить гос-во, расширить его границы на В. и С.-З. Опирались на землевладельческую и воен. аристократию (сплочённую родством и свойством в единый "клан", имевший тенденцию превратиться в замкнутую социальную группу), отчасти на провинц. города. Особенности внеш. политики К.: система союзов с рядом зап.-европ. гос-в, обычно закреплявшихся брачными связями, и установление суверенитета над соседними гос-вами (Венгрия, Сербия, Антиохийское княжество). К. предоставили обширные привилегии на терр. Византии итал. республикам Венеции, Генуе.

Потомки Андроника I, принявшие имя "Великие Комнины", правили в Трапезундской империи в 1204-1461.

Лит.: К а ж д а н А. П., Загадка Комнинов, в сб.: Византийский временник, т. 25, М., 1964. А.П.Каждан.

КОМО (Соmо), озеро у юж. подножий Альп на С. Италии, на выс. 198 м. Дл. 50 км, шир. до 4,5 км, пл. 146 км2, макс, глубина 410 м. Котловина К. тектонико-ледникового происхождения; берега преим. крутые, скалистые и высокие. В ср. части озеро разветвляется на 2 басс. Через К. протекает р. Адда, лев. приток р. По, на С. впадает р. Мера. Рыболовство, разведение форели, сига, карпа. Судоходство. На К. много курортов. Крупнейшие из них - гг. Комо, Лекко.

КОМО (Соmо), город в Сев. Италии, в Ломбардии. Живописно расположен на юго-зап. берегу оз. Комо, в Ломбардских Предальпах. Адм. ц. провинции Комо. 95,6 тыс. жит. (1970). Ж.-д. узел. Шёлковая, станкоинструментальная, электротехнич., часовая, деревообр. пром-сть. Романские церкви, готические рагуша(13 в.) и собор (14-18 вв.). Из совр. архитектуры - постройки Дж. Терраньи (кон. 1920-х- 1930-е гг.).

Лит.: G i u s t i G. P., Itinerario storico-rom