загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

олам формально-грамматич., так и неогуманистич. направлений со значит, примесью элементов реальнопрактич. образования. Гос. гимназии как тип общеобразовательной ср. школы были созданы в России по Уставу 1804, и с ними связана дальнейшая история К. о. Первые гимназии давали не узкоклассич. образование, на изучение лат. языка в них отводилось только 13% уч. времени. Тенденция к усилению К. о. в духе неогуманизма наметилась в процессе подготовки гимназич. устава 1828, по к-рому удельный вес древних языков в уч. планах значительно увеличился (в гимназиях с одним лат. языком - 17% уч. времени, в гимназиях с 2 языками - 30% на оба). Усиление К. о. шло параллельно с усилением сословного начала в рус. ср. школе. Древние языки превратились в барьер, закрывавший доступ в ср. школы детям непривилегированных сословий. По Уставу 1864 предусматривалось создание наряду с классич. гимназиями также реальных. Однако по-прежнему только К. о. считалось полноценным, дающим достаточную подготовку для поступления в ун-т. Для 2-й пол. 19 в. характерна борьба между сторонниками 2 типов ср. образования - классического и реального (см. Реальное образование). К сторонникам последнего относились революц. демократы, К. Д. Ушинский и его последователи, большинство прогрессивно настроенных людей. При реакц. министре нар. просвещения Д. А. Толстом (1866-80) К. о. было вновь дано формально-грамматич. направление. Ценность изучения древних языков правительств, круги усматривали только в развитии формального мышления уч-ся, в отвлечении их от актуальных проблем современности. Древние языки считались средством, к-рое может задержать развитие материалистич. воззрений. Оторванное от жизни, К. о. вызывало недовольство во всех кругах общества. В результате в нач. 20 в. было несколько сокращено количество уч. часов, отводившихся на изучение лат. языка, в большинстве гимназий было снято преподавание греч. языка. Однако К. о. оставалось господствующим типом ср. образования до Великой Октябрьской социалистической революции.

Лит.: Капнист П., Классицизм, как необходимая основа гимназического образования, в. 2, М., 1900; Зелинский Ф., Древний мир и мы, СПБ, 1903; Паульсен Ф., Исторический очерк развития образования в Германии, пер. с нем., М., 1908; Алешинцев И., История гимназического образования в России, СПБ, 1912; Рождественский С. В., Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII -XIX вв., СПБ, 1912; М и ж у е в П. Г., Главные моменты в развитии западно-европейской школы, М., 1913; Г а н е л и н Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., 2 изд., М.,1954; Константинов Н. А., Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 г., 2 изд., М., 1956. Э. Д. Днепров,

КЛАССНАЯ ДАМА, в дореволюц. России надзирательница, назначавшаяся в помощь начальнику женской гимназии или прогимназии. Должность была введена по Положению 1870; соответствовала должности классного наставника. К. д. со свидетельством на звание домашней наставницы, или домашней учительницы, имела право преподавать один из предметов в женских прогимназиях или 3 низших классах женских гимназий.

КЛАССНОСТЬ ЖИВОТНЫХ, принадлежность с.-х. животных к бонитировочным классам, устанавливаемым в результате оценки животных по комплексу признаков (см. Бонитировка сельскохозяйственных животных). Правила отнесения животных к тому или иному классу определяются инструкциями по бонитировке отд. видов с.-х. животных, утверждёнными Мин-вом с. х-ва СССР. Осн. бонитировочный класс - первый: его показатели по оцениваемым признакам (живой массе, экстерьеру, продуктивности и др.) соответствуют требованиям для записи животных в Гос. племенную книгу (ГПК). Более ценных животных относят к классам элита и элита-рекорд; менее ценных - ко второму, третьему, четвёртому классам. Внеклассных животных из плем. поголовья выбраковывают. К. ж.- показатель плем. и хоз. ценности с.-х. животных; в зависимости от классности животные получают различное назначение (в племенные и пользовательные стада), на животных устанавливается различная цена.

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, организация учебного процесса, при к-рой уч-ся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно уч. года),- классы, а ведущей формой обучения является урок.

В общей схеме организации К.-у. с. о. чётко выделяются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикально они надстраиваются один над другим, что отражает содержательновременные (часть уч. курса - один год) ступени в обучении, на которых находятся уч-ся, и обозначаются порядковыми числительными. Горизонтально - один возле другого - располагаются классы, работающие по тем же уч. планам и программам, такие классы наз. "параллельными" и обычно обозначаются буквами при числительных, отражающих их место по вертикали. Если группировка уч-ся проводится на основе особых критериев и для различных целей, полного подобия по горизонтали может не быть, напр, между обычными и специализированными классами.

Исторически К.-у. с. о. пришла на смену индивидуальному обучению, отдельные её элементы существовали в школах древнего мира и средних веков. Сложившиеся к 6 в. до н. э. в Древней Греции спартанская и афинская системы воспитания предусматривали единый возраст поступления в школу (7 лет), организацию обучения на неск. уровнях по установленным уч. планам, создание устойчивых групп уч-ся, с к-рыми отд. виды занятий проводились одновременно (Спарта). Возникшие в раннем средневековье монастырские и соборные школы имели твёрдое расписание, точно определённую продолжительность занятий. В эпоху Возрождения (14-16 вв.) в ряде школ применялось объединение уч-ся в классах по знаниям. Разработанная Ф. Меланхтоном система организации нем. школ (1528) предусматривала деление школы на классы, содержала уч. планы и программы обучения в каждом из них; идеи Меланхтона были реализованы на практике Страсбургской классич. лат. гимназией И. Штурма (осн. 1538). Этим было положено начало плану организации обучения "один класс - один год", к-рый лежит в основе К.-у. с. о. В открытых во 2-й пол. 16 в. иезуитских школах и коллегиумах уч-ся подразделялись на классы по знаниям и применялись элементы одновременного обучения всех уч-ся класса. В 16 в. в братских школах Юго-Зап. Руси (Львовской, Луцкой и др.) уч-ся подразделялись на классы и занятия с каждым классом проводились по спец. расписанию.

Первоначальное теоретич. обоснование К.-у. с. о. дал чеш. педагог Я. А. Коменский, к-рый видел в ней не только педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации школьного образования.

В 17-18 вв. К.-у. с. о. получила признание и в 19 в. стала одной из ведущих систем организации школьного обучения во многих странах. В школах России К.-у. с. о. начала широко применяться в последней четв. 18 в.; изданное в 1783 "Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи" утверждало К.-у. с. о. как осн. систему организации обучения в рус. нар. школах. В дальнейшем значительный вклад в науч. разработку многих сторон К.-у. с. о., особенно урока, внёс К. Д. Ушинск-ий.

В процессе развития и совершенствования К.-у. с. о. в кон. 19 - нач. 20 вв., когда нек-рые страны приняли законы об обязательном обучении, выявился ряд сложных и актуальных проблем: классификация уч-ся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и др. Школы капиталистич. стран (США, Великобритании и др.) уже в нач. 20 в. предприняли попытки решить эти проблемы посредством распределения уч-ся в параллельных классах по способностям. Это привело к возникновению "сильных", "средних", "слабых" классов и соответствующей дифференциации уч. программ, сроков изучения материала, методов преподавания, в результате чего возможность перехода из "слабых" в "средние" и "сильные" классы фактически исключалась. Группировка проводилась в соответствии с показаниями тестовых испытаний умственной одарённости и стала использоваться правящими кругами бурж. стран в качестве одного из средств классовой селекции уч-ся. Некритич. применение педологами подобной методики классификации уч-ся в условиях сов. школы было осуждено постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 "О педологических извращениях в системе наркомпросов".

Анализ данных теории и практики обучения показывает, что идея группировки уч-ся по способностям имеет двойственную природу: теоретически предполагая определённые организац. преимущества, она включает ряд крайне нежелательных последствий, прежде всего в гуманном отношении. Она и практически неосуществима по мн. причинам, из к-рых главными являются отсутствие научно обоснованных способов объективного измерения способностей уч-ся и неизбежное нарушение однородности состава класса (даже если бы удалось достичь её при помощи тех или иных методик классификации) из-за неравномерности развития уч-ся и различий в их интересах, склонностях.

В массовых общеобразовательных школах учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга способностями, склонностями, интересами. Работать в таких классах, естественно, сложнее, но опыт лучших школ и учителей свидетельствует, что эти трудности преодолимы. Развитие интересов и способностей каждого уч-ся, формирование творческой индивидуальности обеспечиваются сочетанием достаточно гибких и разнообразных видов обучения на уроках с факультативными занятиями и различными формами внеклассной и внешкольной работы.

Совершенствованию К.-у. с. о. во многом способствовали исследования сов. дидактов. В условиях сов. школы К.-у. с. о. обеспечивает чёткость организации уч. работы, относительно непрерывное пед. руководство уч-ся, их продуктивную познавательную деятельность, сохраняет личностные отношения между учителем и уч-ся, а также между самими уч-ся и способствует созданию ученич. коллектива, к-рый становится эффективным инструментом не только обучения, но и воспитания уч-ся. В старших классах школ К.-у. с. о. применяется в сочетании с элементами лекционно-семинарской системы. Кроме общеобразовательных школ, К.-у. с. о. используется в проф.технич. уч-щах и средних спец. уч. заведениях.

Лит.: Педагогика. Курс лекций, под ред. Г.И.Щукиной, [М., 1966]; С к а ткин М. Н., Совершенствование процесса обучения, М., 1971; Основы дидактики, под ред. Б. П. Есипова, М., 1967. А. А. Бударный.

КЛАССНЫЙ НАСТАВНИК, в дореволюц. России преподаватель гимназии или реального училища, нёсший ответственность за воспитание уч-ся и осуществлявший надзор за их поведением. По Уставу гимназий 1864 в каждой гимназии учреждалось по 2 должности воспитателей с высшим образованием: одна для низших, другая для высших классов. Уставы гимназий 1871 и реальных училищ 1872 учреждали должности К. н. (по одной на каждый класс). Обязанности К. н. должны были выполнять штатные преподаватели, получавшие за это надбавку к осн. жалованью. Были также учреждены должности помощников К. н.классных надзирателей.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, учитель, выполняющий функции ответственного организатора классного ученич. коллектива в общеобразовательных школах. Должность К. р. введена в сов. школе в нач.,30-х гг. Осн. обязанности К. р. определены уставом средней общеобразовательной школы. К. р. ведёт воспитательную работу в сотрудничестве с др. учителями, пионерским вожатым и комсомольской группой; способствует осуществлению единых пед. требований к уч-ся со стороны педагогов, работающих с классом (в т. ч. объём домашних заданий в пределах установленных норм), и родителей; организует общественно полезный труд и внеклассную работу уч-ся; проводит массовые, в т. ч. оздоровительные, мероприятия. К. р. направляет работу органов ученич. самоуправления в классе и помогает в работе пионерам и комсомольцам; организует помощь слабоуспевающим уч-ся; ведёт документацию класса. В вечерних (заочных) общеобразовательных ср. школах К. р. осуществляет тесную связь с предприятиями и учреждениями, где трудятся уч-ся. Должность К. р. существует также в средних специальных учебных заведениях и мн. профессионально-технических учебных заведениях. К. р. назначается директором уч. заведения. Для К. р. выпускается журнал "Воспитание школьников". В. М. Коротав.

КЛАССОВАЯ БОРЬБА, борьба между классами, интересы к-рых несовместимы или противоречат друг другу. К. б. представляет собой осн. содержание и движущую силу истории всех антагонистич. классовых обществ.

К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит открытие великого закона историч. движения классовых обществ, согласно к-рому "...всякая историческая борьба - совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области - в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 259). Создание теории К. б. дало возможность обобщить бесконечно разнообразные действия отд. лиц и свести их к действиям больших групп людей, различающихся по своему положению в системе обществ, производства, - классов. Тем самым был дан объективный критерий для обнаружения повторяемости в истории, для "...сведения индивидуального к социальному..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 429), а стало быть, и для понимания закономерности историч. процесса (см. Закономерность общественная).

Теория К. б. имеет громадное методологич. значение для всех отраслей обществ, наук, т. к. помогает понять реальное классовое содержание идеологич. и политич. борьбы во всех её формах. Как подчёркивал В. И. Ленин, люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся разыскивать за любыми социальными фразами, заявлениями, обещаниями интересы тех или иных классов.

Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом теории К. б. имела решающее значение для науч. обоснования необходимости социализма и путей перехода к нему. Логическим выводом из этой теории является признание необходимости диктатуры пролетариата как орудия его К. б. и социалистического преобразования общества. В. И. Ленин отмечал: "Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может оказаться еще невыходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики... Марксист лишь тот, кто распространяе т признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата" (там же, т. 33, с. 34).

Источником К. б. является противоречие интересов классов. В зависимости от характера этого противоречия различают классы антагонистические и неантагонистические. Антагонистическими являются прежде всего взаимоотношения между осн. классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы - рабовладельцы, крестьяне - феодалы, пролетарии - буржуазия. Антагонистическими могут быть и взаимоотношения между господствующими классами сменяющих друг друга формаций (напр., между феодалами и буржуазией), если их коренные интересы несовместимы. Переход от одной формации К другой осуществляется через социальную революцию, к-рая при всём многообразии её форм всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов. "Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов", - так характеризовали Маркс и Энгельс осн. фазы К. б. до возникновения капитализма (Соч., 2 изд., т. 4, с. 424). Капитализм упростил и обнажил классовые противоречия, противопоставив друг другу два больших класса - буржуазию и пролетариат. Пролетариатпервый из угнетённых классов, К. б. к-рого принимает действительно интернац. характер и всемирный размах. В отличие от предшествовавших угнетённых классов, пролетариат ведёт К. б. под руководством своей политич. партии, к-рая вооружает его научным пониманием коренных классовых интересов и путей их осуществления.

Пролетариат ведёт свою К. б. в трёх осн. формах: экономической, политической и идеологической. Экономич. борьба - это борьба за проф. интересы рабочих (повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д.). Она противодействует наступлению предпринимателей на жизненные условия рабочих, подготавливает рабочих к борьбе за более широкие цели, способствует их революц. воспитанию и организации. В этой борьбе выросли профсоюзы, объединяющие в 70-х гг. 20 в. 250 млн. рабочих во всём мире. Экономич. борьба, особенно в совр. условиях, переплетается и перерастает в борьбу политическую. Число забастовок в странах развитого капитализма составляло в 1951-55 - 13211 (в среднем за год), в 1956-60 - 12 790, в 1961-65 - 15 323, в 1966-70 - 18 650. С 1960 по 1970 в развитых капиталистич. странах было 260 крупнейших общенац. забастовок - значительно больше, чем за предшествующее десятилетие. Забастовщики предъявляют не только экономич. требования, а борются и за расширение демократич. свобод, выступают против актов империалистич. агрессии. В условиях гос.монополистич. капитализма борьба даже за повседневные экономич. нужды не может быть успешной без политич. борьбы. Марксисты борются как против реформистов, пытающихся свести К. б. пролетариата к экономич. борьбе, так и против сектантской недооценки экономич. борьбы. Политич. борьба является высшей формой К. 6. пролетариата. Особенности этой формы К. о., взятой в её полном развитии, состоят, во-первых, в том, что она означает борьбу за коренные интересы пролетариата. Во-вторых, политич. борьба - это общеклассовая борьба; она означает уже не борьбу рабочих отд. предприятия против своего хозяина, а всего класса пролетариев против класса капиталистов. В-третьих, в политич. борьбе складывается партия - высшая форма классовой организации пролетариата. Самое главное в политич. борьбе пролетариата - борьба за установление и упрочение им своей власти. Достижение этой цели невозможно без идеологич. К. б., задача к-рой состоит прежде всего в том, чтобы высвободить пролетариат из-под влияния бурж. идеологии. Идеологич. борьба призвана внести в массы пролетариата социалистич. идеологию, что необходимо для превращения стихийной К. б. в борьбу сознательную. Идеологич. борьба партии пролетариата, направленная против всех форм бурж. и реформистской идеологии, приобретает в совр. эпоху особенно широкий размах. "Эта борьба - отражение в духовной жизни человечества исторического процесса перехода от капитализма к социализму" (Программа КПСС, 1972, с. 51).

Понятие "формы К. б." употребляется также в более узком смысле слова, совпадающем с понятием средств, методов К. б. (стачки, демонстрации, бойкот выборов, парламентская борьба, вооруж. восстание и т. д.). Марксизм-ленинизм отвергает абсолютизацию тех или иных форм К. б. В. И. Ленин подчёркивал, что партия пролетариата должна уметь владеть всеми формами К. б., применять те или иные формы в зависимости от историч. обстановки. "Успех борьбы рабочего класса за победу революции будет зависеть от того, насколько он и его партия овладеют всеми формами борьбы - мирными и немирными, парламентскими или непарламентскими - и будут готовы к самой быстрой и неожиданной смене одной формы борьбы другой" (там же, с. 41).

Важнейшая особенность К. б. пролетариата на совр. этапе истории состоит в органич. сочетании борьбы за демократию с борьбой за социализм. Перерастание монополистич. капитализма в гос.монополистич. капитализм сопровождается наступлением крупных монополий на интересы рабочего класса и широких масс народа по всем линиям. В то же время растут трудности, испытываемые мелкой и средней гор. буржуазией. Т. о., вместе с обострением осн. классового противоречия бурж. общества - между трудом и капиталом - углубляется противоречие между большинством нации и монополиями. Эта новая расстановка классовых сил создаёт возможность установления союза рабочего класса с широчайшими слоями народа в борьбе за ликвидацию господства монополий. Борьба за мир, демократию, в защиту нац. суверенитета, за коренные социальные реформы - это борьба за общедемократич. задачи, вокруг решения к-рых пролетариат может объединить самые широкие слои народа, что облегчает ему и борьбу за социализм. Сближение значит, части интеллигенции и служащих с пролетариатом, рост численности студенческой молодёжи в условиях научно-технич. революции, обострение социальных конфликтов и возрастание активности различных групп населения увеличивают массу "горючего материала" в капиталистич. странах и расширяют ряды потенциальных союзников пролетариата. В совр. условиях рабочий класс выступает как главный и наиболее сильный противник власти монополий, как центр притяжения всех антимонополистических сил.

К. б. в нац. рамках тесно переплетается с К. б. на междунар. арене. Объединение силы монополий и бурж. гос-ва в единый механизм связано и с междунар. монополиями. В борьбе против растущего революц. движения бурж. гос-ва вступают в военные союзы и блоки (типа НАТО и др.), к-рые ставят своей целью не только проведение империалистич. политики в междунар. отношениях, но и подавление в случае острых кризисов в отд. странах их революц. сил путём вмешательства извне.

В совр. эпоху произошло существ, изменение соотношения классовых сил на мировой арене в пользу трудящихся. Это связано прежде всего с образованием мировой системы социализма, к-рая является главным завоеванием междунар. рабочего класса.

С победой Великой Окт. социалистич. революции и появлением на мировой арене социализма образовался новый фронт К. б.: противоборство двух социальных систем. Взаимоотношения двух систем, какую бы форму они ни принимали - от вооружённого отражения империалистич. агрессии до мирного сосуществования гос-в и экономич. соревнования социализма с капитализмом,- представляют собой поприще К. б. Борьба двух систем выражает осн. противоречие совр. эпохи. Под влиянием этого противоречия развёртывается в совр. условиях К. б. и в странах т. н. "третьего мира". Изменившееся соотношение сил на междунар. арене создало благоприятные условия для разрушения колониальной системы империализма и освобождения мн. стран Азии, Африки и Лат. Америки. Классовая структура этих стран отличается большой сложностью, так как их экономика была деформирована империализмом, капиталистич. отношения в ряде стран переплетаются с докапиталистическими: феодальными и дофеодальными. В нац.-освободит, борьбе против империализма, к-рая по своему содержанию является общедемократической, различные классы могут выступать единым фронтом. По мере решения задач нац. освобождения всё больше выступают на первый план социальные проблемы, в к-рых особенно остро проявляются классовые противоречия. Это, однако, не исключает возможности объединения всех прогрессивных сил вокруг рабочего класса, к-рый является наиболее последоват. борцом за решение задач нац. и социального освобождения.

Историч. опыт показывает, что К. б. против реакц. сил - единств, путь освобождения трудящихся. Через К. б. осуществляется и переход на социалистич. путь развития, утверждается социализм.

Установление диктатуры пролетариата означает не прекращение К. о., а её продолжение в новых формах и новыми средствами. Пролетариат превращается в господствующий класс и приобретает такое орудие К. б., как новая гос. власть. В связи с этим отпадает ряд форм К. б., к-рыми пользовался пролетариат (восстание и др.), и появляются новые формы К. б., к-рые можно назвать государственными. В. И. Ленин определил след, новые формы К. б. пролетариата: 1) подавление сопротивления эксплуататоров; 2) гражданская война; 3) нейтрализация мелкой буржуазии; 4) "использование" буржуазии и бурж. специалистов; 5) воспитание новой дисциплины. Первая форма К. б. является всеобщей, обязательной для всех стран в переходный период от капитализма к социализму. Вторая - не обязательна для всех стран. Как показывает опыт европ. социалистич. стран, при благоприятных для рабочего класса условиях (помощь социалистич. стран и ослабление мирового капитализма) есть возможность избежать гражд. войны. Ленинская характеристика охватывает и такие новые формы К. б. пролетариата, к-рые выражают его руководящее воздействие на непролет, слои трудящихся - крестьянство, бурж. интеллигенцию и даже на отсталые слои рабочего класса. Конкретное выражение этих форм К. б. может быть различным. Напр., при нек-рых условиях может оказаться необходимой политика нейтрализации середняка (как в первый период пролет, революции в Сов. России), на смену к-рой затем приходит политика прочного союза со средним крестьянством. В странах нар. демократии почти везде не было надобности проводить политику нейтрализации среднего крестьянства, а оказалось возможным сразу установить с ним отношения союза. Но и здесь гос. руководство крестьянством со стороны рабочего класса представляло своеобразную форму К. б.

Осн. вопросом К. б. в переходный период является вопрос "кто - кого", кто победит - социализм или капитализм. Марксизм-ленинизм отвергает как правооппортунистич. теорию затухания К. б., к-рая отрицает антагонистич. противоречия между пролетариатом и буржуазией, так и левацкую теорию необходимости разжигания К. б. Рабочий класс, стоящий у власти, не заинтересован в искусств, разжигании К. б. Обострение К. б. может быть вызвано двоякими причинами: 1) действиями враждебных эксплуататорских классов, пользующихся поддержкой со стороны капиталистич. мира; 2) наступлением социалистич. элементов на капиталистические, вызывающим усиление сопротивления последних.

В странах нар. демократии К. б., как правило, имела менее острые формы, чем в Сов. Союзе, что определяется прежде всего изменением соотношения классовых сил в пользу социализма. Однако развитие не идёт по прямой линии, К. б. в эпоху строительства социализма может в связи с теми или иными изменениями внутр. и внешней обстановки в отд. периоды усиливаться и принимать самые острые формы, вплоть до вооруж. выступления врагов социализма против власти рабочего класса (напр., в Венгрии в 1956). Как показали события 1968 в Чехословакии, враги социализма учитывают уроки К. б. и могут попытаться добиться своей цели путём разложения социализма изнутри, широко используя для этого ревизионистские элементы ("тихая контрреволюция").

С построением социалистич. общества исчезает почва для классовых столкновений. Вопреки утверждению левосектантских элементов о неизбежности К. б. при социализме вплоть до победы коммунизма, отношения между всеми социальными группами социалистич. общества (рабочими, кооперированными крестьянами, интеллигенцией) есть отношения дружеств. сотрудничества. Однако остаётся фронт К. б. против внешнего, капиталистич. мира. Внутри общества остаётся также необходимость борьбы против пережитков капитализма в сознании и поведении людей, против идейного наследия старого мира. В совр. условиях, когда резко обострилась идеологич. борьба между двумя системами, особое значение приобретают решительное разоблачение происков империализма, коммунистич. воспитание всех трудящихся, усиление идеологич. деятельности партии.

Лит.: Маркс К., Наёмный труд и капитал, Маркс К.и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; его же, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., там же. т. 7; его же, Заработная плата, цена и прибыль, там же, т. 16; его же, Гражданская война во Франции, там же, т. 17; его же, Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия", там же, т. 18; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же, [Письмо] Ф. Больте 23 ноября 1871,там же, т. 33; М а р к с К. и Энгельс Ф., "Циркулярное письмо" А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. 17 - 18 сент. 1879, там же, т. 34; Э нгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; его же, Крестьянский вопрос во Франции и Германии, там же, т. 22; его же, К критике проекта социалдемократической программы 1891г., там же; Ленин В. И., Что делать?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 11; его же, Три источника и три составных частя марксизма, там же, т. 23; его ж е, О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы, там же; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; его же, О диктатуре пролетариата, там же, т. 39; Л а 6риола А., Очерки материалистического понимания истории, пер. с итал., М., 1960; Плеханов Г. В., Первые фазы учения о классовой борьбе, Соч., т. 11, М.- Л., 1928; Программа КПСС, М., 1972; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Программные документы коммунистических и рабочих партий капиталистических стран Европы, М., 1960; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, Прага, 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Кадар Я., О политическом положении и задачах партии, М., 1960; его же, Из опыта классовой борьбы в Венгрии, в его кн.; Избранные статьи и речи, М., 1960; Г ус а к Г., Избранные статьи и речи, М., 1969; Уроки кризисного развития в Компартии Чехословакии и обществе после XIII съезда КПЧ, М.,1971; Ленинизм и мировое революционное рабочее движение, М., 1969. См. также лит. при ст. Классы. Г. Е. Глезерман.

"КЛАССОВАЯ БОРЬБА ВО ФРАНЦИИ С 1848 ПО 1850 г.", произведение К. Маркса, в к-ром на основе обобщения опыта Революции 1848 во Франции развиваются важнейшие положения историч. материализма, теории и тактики классовой борьбы пролетариата. Работа была написана Марксом в янв.- марте 1850 и опубликована в виде трёх статей в первых трёх выпусках журнала "Новая Рейнская газета. Политико-экономическое обозрение" ("Neue Rheinische Zeitung. Politisch-okonomische Revue", 1850, № 1, 2, 3) под общим заглавием "С 1848 по 1849". Переиздавая в 1895 работу Маркса, Ф. Энгельс дал ей название "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", написал к ней введение и ввёл в неё дополнительную, четвёртую главу; в эту главу вошли посвящённые событиям во Франции разделы написанного Марксом и Энгельсом в нояб. 1849 третьего междунар. обзора, к-рый был помещён в № 5-6 "Новой Рейнской газеты" (автором этих разделов был Маркс).

В "К. б. во Ф." Маркс, анализируя причины, характер и ход бурж.-демократич. Революции 1848 во Франции, впервые применил метод материалистич. диалектики к изучению целого историч. периода. Рассматривая роль различных классов и социальных групп в ходе революции, Маркс показывает на примере Франции, что революции, будучи "локомотивами истории", ускоряющими ход её развития, выявляют могучие творческие силы нар. масс. Маркс раскрывает обнаружившуюся в обстановке обострения классовой борьбы контрреволюционность французской буржуазии, которая с первых же дней революции выступила не только как злейший враг пролетариата, спровоцировав его на восстание в июне 1848 (см. Июньское восстание 1848) и учинив над ним кровавую расправу, но и как косная сила, препятствовавшая развитию страны по революц. и демократич. пути. В этих условиях, указывает Маркс, рабочий класс стал гл. силой революц. движения и историч. прогресса. Находясь на первом этапе революции в плену бурж. иллюзий, франц. пролетариат лишь в смертельной схватке с контрреволюцией в ходе восстания освободился от этих иллюзий и осознал свои классовые интересы.

В своей работе Маркс раскрывает всемирно-историч. значение июньского восстания, называя его "... первой великой битвой между обоими классами, на которые распадается современное общество" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 29).

Доказывая необходимость завоевания рабочим классом политич. власти, Маркс впервые употребляет в этой работе термин "диктатура пролетариата", к-рая рассматривается им "...как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений" (там же, с. 91).

Решая вопрос о союзниках пролетариата в революции, Маркс видит одну из гл. причин поражения июньского восстания, помимо незрелости самого пролетариата, в том, что рабочих не поддержали крестьянство и гор. мелкая буржуазия. Однако позиция, занятая этими слоями, представляла собой, как отмечал Маркс, преходящее явление и противоречила их собственным подлинным интересам. "Только падение капитала может поднять крестьянина, только антикапиталистическое, пролетарское правительство может положить конец его экономической нищете и общественной деградации" (там же, с. 86). Т. о., исходя из опыта Революции 1848 во Франции, Маркс приходит к важнейшему теоретич. и политич. выводу о том, что союз пролетариата и крестьянстваодно из осн. условий победы революции. Раскрывая роль гор. мелкобурж. слоев как союзников пролетариата, Маркс в то же время подверг острой критике их политич. представителей и идеологов. На примере выступления мелкобурж. партии Горы 13 июня 1849 Маркс показал её полную неспособность самостоятельно руководить революц. борьбой.

В работе Маркса получили дальнейшую разработку и конкретизацию важнейшие положения историч. материализма: о взаимосвязи базиса и надстройки и определяющей роли экономич. базиса в обществ, жизни; о значении борьбы классов и партий и о ведущей роли пролетариата в революции; о месте революц. переворотов и решающей роли нар. масс в истории; о роли гос-ва и обществ, идей в историч. процессе. Идеи, изложенные Марксом в "К. б. во Ф.", развиты в ряде его последующих работ.

"К. б. во Ф." многократно переиздавалась. До Великой Окт. социалистич. революции вышло 13 изд. на рус. яз. (первое - в Женеве в 1902). Работа Маркса вошла в 1-е изд. (т. 8) и 2-е изд. (т. 7) Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса; в избранные произведения: К. Маркса в 2 томах (т. 2 - изд. в 1933, 1935, 1940); К. Маркса и Ф. Энгельса в 2 томах (т. 1-изд. в 1948, 1952, 1955); К. Маркса и Ф. Энгельса в 3 томах (т. 1-1966 и 1970). В виде отд. книги работа выдержала в СССР на 1 июля 1970 16 изданий на рус. яз. общим тиражом 1 млн. 55 тыс. экз., на др. языках народов СССР и иностр. яз.-38 изданий общим тиражом 323 тыс. экз. Б. А. Крылов.

КЛАССОН Роберт Эдуардович [31.1 (12.2).1868, Киев,-11.2.1926, Москва], советский электротехник, руководитель строительства ряда электростанций, создатель гидравлич. способа добычи торфа. После окончания в 1891 Петерб. технологич. ин-та К. стажировался в Германии, где принимал участие в монтаже и пуске первой линии электропередачи трёхфазного тока от Лауфена до Франкфуртской электротехнич. выставки. Участвовал в Петербурге с М. И. Брусневым, Л. Б. Красиным, Н. К. Крупской и др. в первых марксистских кружках; позднее от политической деятельности отошёл. В 1895-96 К. руководил строительством электростанции трёхфазного тока на Охтинских пороховых з-дах под Петербургом. Под рук. К. и по его проектам построены крупные гор. электростанции в Москве (1897) и Петербурге (1898). В 1900-06 К. активно участвовал в электрификации Бакинских нефтепромыслов; вследствие отказа применить репрессии к забастовавшим рабочим должен был оставить пост директора акц. об-ва "Электросила". По инициативе К. и под его руководством в 1912-14 построена первая в мире районная электростанция, работающая на торфе. Сооружённая около г. Богородска (совр. г. Ногинск Моск. обл.), эта станция ныне носит имя К. В 1914 К. предложил гидравлич. способ добычи торфа, к-рый был практически осуществлён в нач. 20-х гг. благодаря энергичной поддержке В. И. Ленина. К. участвовал в составлении плана ГОЭЛРО. Последние работы К. посвящены решению проблемы искусств, сушки и обезвоживания гидроторфа.

Лит.: Кржижановский Г. М., Памяти Р. Э. Классона, "Электричество", 1926, № 4; Красин Л. Б., Инженер Р. Э. Классов, там же; Винтер А. В., Выдающийся инженер-новатор в области энергетики Р. Э. Классов, "Изв. АН СССР. Отделение технических наук", 1951, N° 9. А. А. Пархоменко.

КЛАССЫ общественные, "...большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 15). Это определение дано В. И. Лениным применительно к К. антагонистич. общества. Отношения между такими К. неизбежно ведут к классовой борьбе. Однако К. остаются ещё и в социалистич. обществе, ликвидировавшем эксплуатацию. Полное уничтожение классового деления общества возможно только на весьма высокой ступени развития производительных сил и производственных отношений: оно требует не только отмены частной собственности на средства производства, но и преодоления старых форм обществ, разделения труда, существ, различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом.

Отношения между К. социалистич. общества основаны на совместном труде и сотрудничестве, а не на эксплуатации и взаимной борьбе. При социализме общество не делится больше на такие группы людей, из к-рых одна может, вследствие занимаемого ею места в системе обществ, хозяйства, присваивать себе труд другой. В этом смысле коренные основы классового деления общества уже устранены. Тем не менее и к К. социалистич. общества применимы важнейшие признаки, указанные в ленинском определении. Это К., объединённые социалистич. системой хозяйства, однотипной обществ, собственностью на средства производства, совместным трудом, но в то же время ещё различающиеся в рамках указанной общности по своему отношению к средствам производства, роли в обществ, организации труда, формам распределения обществ, дохода.

Научная теория К. выработана в результате длительного развития обществ, мысли. О том, что общество делится на знатных и незнатных, богатых и бедных и т. д., было известно издавна. Но эти различия объяснялись волей бога, судьбой, природой людей и т. п. причинами. Первые шаги к объяснению экономич. основ разделения общества на К. сделали франц. и англ, экономисты конца 18нач. 19 вв. (отчасти Ф. Кенэ и гл. обр. А. Смит и Д. Рикардо). Однако, объясняя существование К. различием источников их дохода, Смит и Рикардо не смогли выяснить наиболее глубокие причины классового деления общества, к-рые коренятся не в способе распределения, а в способе производства. Притом Смит и особенно Рикардо рассматривали деление общества на К. не исторически; они считали капиталистич. отношения естественными и вечными.

Историч. развитие борьбы К. в эпоху бурж. революций получило отражение в трудах франц. историков 1-й пол. 19 в.- О. Тьерри, Ф. Минье, Ф. Гизо и др., рассматривавших эти революции как проявление борьбы третьего сословия (гл. обр. буржуазии) против феодалов. Ключ к пониманию политич. истории они искали в имуществ. отношениях людей, в условиях существования различных К. Однако и франц. историки не сумели вскрыть подлинную основу классового деления общества. Происхождение К. они объясняли завоеванием, покорением одних народов другими; признавая "законной" лишь классовую борьбу буржуазии против феодалов, они осуждали классовую борьбу пролетариата против буржуазии.

В отличие от бурж. экономистов и историков, утопические социалисты (см. Утопический социализм) осуждали эксплуатацию человека человеком и призывали к её уничтожению. Нек-рые из них (напр., А. Сен-Симон) близко подошли к пониманию историч. процесса как борьбы К. Но осуществление социализма мыслилось большинством утопич. социалистов как результат установления гармонии между К. Серьёзный шаг вперёд в развитии теории К. сделали рус. социалисты и революц. демократы, особенно Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. От сочинений Чернышевского, говорил В. И. Ленин, "...веет духом классовой борьбы" (там же, т. 25, с. 94). "По выгодам, все европейское общество,писал Чернышевский,- разделено на две половины: одна живет чужим трудом, другая - своим собственным; первая благоденствует, вторая терпит нужду... Это разделение общества, основанное на материальных интересах, отражается и в политической деятельности" (Поли, собр. соч., т. 6, 1949, с. 337). Возлагая свои надежды на революц. борьбу трудящихся, на победу крестьянской революции, рус. революц. демократы ещё не могли - в силу незрелости капиталистич. отношений в России - дать строго научное определение К. и понять историч. роль пролетариата.

Открытие всемирно-исторической роли пролетариата принадлежит К. .Марксу и Ф. Энгельсу, к-рые благодаря материалистич. пониманию истории выработали научную теорию К. Важнейшие положения этой теории сформулированы К. Марксом в письме И. Вейдемейеру от 5 марта 1852: "То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 28, с. 427). Связав существование К. с определ. историч. фазами в развитии произ-ва, т. е. с определ. способами производства, марксизм вскрыл материальные основы классового деления общества и глубочайшие источники антагонизма классов. Марксизм доказал, что разделение на К. присуще не всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а следовательно, и исторически преходящее явление.

У всех народов классовое общество возникло в процессе разложения первобытнообщинного строя, но в разное время (в конце 4-го - нач. 3-го тыс. до н. э. в долинах рек Нил, Евфрат и Тигр, в 3-2-м тыс. до н. э. в Индии, Китае, в 1-м тыс. до н. э. в Греции, а затем в Риме). Возникновение К. становится возможным лишь тогда, когда рост производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а общая собственность на средства производства сменяется частной собственностью. С появлением частной собственности становится неизбежным имуществ. неравенство внутри общины: отд. роды и семьи богатеют, другие нищают и оказываются в экономич. зависимости от первых. Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие родовую знать, используя своё положение, обогащаются за счёт общины. Отношения господства и подчинения возникли, как показал Ф. Энгельс в работе "Анти-Дюринг", двумя путями: 1) путём выделения эксплуататорской верхушки внутри общины и 2) путём превращения в рабов военнопленных, захваченных при столкновениях между общинами. Оба эти пути переплетаются. Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушают прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастают города - центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строя возникает классовое общество, характерной чертой к-рого является антагонизм между К. эксплуататоров и эксплуатируемых. Господствующие К., будучи собственниками всех или по крайней мере важнейших средств производства, получают возможность присваивать труд угнетённых К., полностью или частично лишённых средств производства. Во всех классово антагонистич. обществах господствующие К., составляющие меньшинство населения, сосредоточивают в своих руках управление производством, заведование гос. делами, превращают умств. труд в свою монополию, тогда как огромное большинство населения, принадлежащее к угнетённым К., обречено на тяжёлый физич. труд.

Рабство, крепостничество, наёмный труд образуют три сменяющих друг друга способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-антагонистич. общества. При первых двух способах классовой эксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) был юридически бесправным или неполноправным, лично зависимым от владельца средств производства. В этих обществах "... различие классов фиксировалось и в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса... Деление общества на классы обще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы бессословные" (Ленин В. И., Поли. собр. соч.,5 изд., т. 6, с. 311, прим.).

При анализе классовой структуры общества марксизм-ленинизм различает К. основные и неосновные, а также учитывает наличие различных групп, слоев внутри К. и промежуточных прослоек между К. Основными К. называются такие К., существование к-рых непосредственно вытекает из господствующего в данной общественно-экономич. формации способа производства. Но наряду с господствующим способом произ-ва в классовых формациях могут сохраняться и остатки прежних способов произ-ва или возникать ростки новых способов произ-ва в виде особых укладов хозяйства. С этим связано существование неосновных, переходных К. В тех капиталистич. странах, где сохранились значит, пережитки феодализма, существуют в качестве неосн. К. помещики, всё более срастающиеся с буржуазией. В большинстве капиталистич. стран имеются

многочисл. слои мелкой буржуазии (ремесленники, мелкие крестьяне), к-рые по мере развития капитализма дифференцируются. Подвергая жесточайшей эксплуатации не только пролетариев, но и большую часть крестьян, капитализм создаёт условия, делающие возможным привлечение на сторону пролетариата трудящегося крестьянства, его эксплуатируемого большинства. Внутри К. обычно имеются различные слои, группы, интересы к-рых частично не совпадают. Так, напр., в античном обществе имела место борьба между рабовладельч. аристократией и демократией, в к-рой отражались противоречия интересов различных слоев рабовладельцев. В капиталистич. обществе также существуют противоречия между интересами различных слоев буржуазии (напр., монополистич. и немонополистич. буржуазии).

Развитие капитализма ведёт к изменениям в классовой структуре общества, к-рые, однако, вопреки утверждениям реформистов, не устраняют, а углубляют классовые антагонизмы. Важнейшие из этих изменений связаны, с одной стороны, с процессом роста монополистич. капитализма и его перерастанием в гос.-монополистич. капитализм, а с другой стороны, с развитием научно-технич. революции. За последнее столетие в развитых капиталистич. странах уменьшился удельный вес буржуазии в самодеят. населении (если в сер. 19 в. он превышал в Великобритании 8% , то в 60-70-х гг. 20 в. составляет в высокоразвитых капиталистич. странах всего от 1-2 до 3-4% ). В то же время колоссально возросло богатство буржуазии. Внутри неё выделилась монополистич. верхушка, соединившая в своих руках экономич. и политич. власть. Интересы монополий оказались в противоречии с интересами не только трудящихся, но и мелких и даже части средних предпринимателей. В условиях гос.монополистич. капитализма ускорился процесс вытеснения и разорения мелких частных собственников (крестьян, ремесленников и др.) и сократился их удельный веса населении. Вместе с тем возрос удельный вес работников наёмного труда. Доля наёмных работников достигла к 1969 в Великобритании 93,5%, США - 91,6%, ФРГ -82,6%, во Франции - 76,8% , в Японии - 62,6% общего состава самодеят. населения. В общей массе лиц наёмного труда важнейшее место как по численности, так и по своей роли в производстве занимает совр. рабочий класс.

Развитие капиталистич. производства, и особенно развёртывание научно-технич. революции, ведёт к существ, изменениям в структуре рабочего класса. Изменяется соотношение различных отрядов рабочего класса, прежде всего промышленного и сельскохозяйственного. В США в 1870 пром. пролетариат относился к сельскохозяйственному как 1:1, в 1960 как 16 : 1; в Великобритании в 1951 как 14 : 1, в 1964 как 19 : 1; во Франции в 1954 как 6 : 1, в 1965 как 12 : 1; в ФРГ в 1950 как 7,4 : 1, в 1967 как 38 : 1.

В развитых капиталистич. странах растёт удельный вес сферы обслуживания. Однако перераспределение труда между производств, и непроизводств, сферами не свидетельствует о сокращении и тем более о грядущем "исчезновении" пролетариата, так как сфера обслуживания не находится за пределами классовой структуры общества, в ней воспроизводится свойственное ему деление на К.

Ядро рабочего класса составляет фабрично-заводской пролетариат. Но рабочий класс включает в себя и с.-х. пролетариат, а также транспортных и торговых рабочих, к-рые принимают участие в завершении процесса произ-ва и создании прибавочной стоимости или создают неоплаченным трудом условия для её присвоения капиталистами.

В совр. условиях рабочий класс не сводится к совокупности работников физич. труда. Научно-технич. революция изменяет производств, функции рабочего, упраздняет ряд старых профессий, создаёт новые профессии, требующие более высокого уровня квалификации. Подавляющее большинство рабочих занято преимущественно физич. трудом, но развёртывание научно-технич. революции ведёт к возрастанию доли умств. труда в производстве, к-рый также создаёт прибавочную стоимость для капиталистов.

Научно-технич. прогресс, рост образования и культуры привели к бурному росту численности лиц, занятых преимущественно умств. трудом, - интеллигенции и служащих. Напр., в США их доля в общем количестве занятых возросла с 31% в 1940 до 45% в 1966. Социальный состав интеллигенции неоднороден. Её верхушка (напр., управляющие и т. д.) срастается с господствующим классом; часть интеллигенции, занятая т. н. профессиями "свободного труда", близка по своему положению к средним слоям общества. В то же время всё более значит, часть интеллигенции и служащих утрачивает своё прежнее положение привилегированного слоя общества и сближается по своему положению с рабочим классом. Служащие и инженерно-технич. работники в большей, чем раньше, степени пополняются не за счёт "верхов" общества, а за счёт трудящихся - не только мелкой буржуазии, но и пролетариата. Сокращается разрыв между заработной платой рабочих и жалованьем массы служащих. Мелкий, а часто и средний служащий оплачиваются не лучше рабочего. Наконец, значит, часть инженерно-технич. персонала утрачивает свою командную роль "обер"и "унтер "-офицеров капитала, поскольку автоматизация и механизация производства сами определяют принудит, ритм производств, процесса.

Изменения в социальной структуре капитализма создают предпосылки для всё более тесного союза рабочего класса с широкими слоями трудящихся города и деревни. Сближение интересов крестьянства, гор. средних слоев и интеллигенции с интересами рабочего класса способствует, как отметило междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий (1969), сужению социальной базы монополий и открывает возможности для создания широкого союза всех антимонополистич. и антиимпериалистич. сил. Ведущей силой в этом союзе выступает рабочий класс, к-рый всё больше становится центром притяжения всех трудящихся слоев населения.

При оценке историч. роли каждого К. марксизм-ленинизм исходит из анализа его объективного положения в системе обществ, производства, его условий жизни. Этим определяются его классовые интересы, к-рые, будучи осознаны, находят более или менее отчётливое выражение в его идеологии. Всемирно-историч. миссия рабочего класса определяется его положением в системе капиталистич. произ-ва и заключается в уничтожении бурж. общества и создании бесклассового коммунистич. общества. На протяжении тысячелетий существование К. было исторически необходимым. Оно было обусловлено, как отметил Ф. Энгельс, относит, неразвитостью производит, сил, когда развитие общества могло осуществляться лишь при закабалении массы трудящихся; при этом условии привилегированное меньшинство могло заниматься гос. делами, наукой, искусствами и т. д. В связи с огромным ростом производительности труда, достигнутым крупной капиталистич. пром-стью, возникли материальные предпосылки для уничтожения К. Существование какого бы то ни было господствующего эксплуататорского К. не только стало излишним, но превратилось в прямое препятствие для дальнейшего развития общества.

Уничтожение К. возможно лишь путём завоевания пролетариатом политич. власти и коренного преобразования экономич. строя. Для уничтожения эксплуататорского строя необходимо ликвидировать частную собственность на средства произ-ва и заменить её обществ, собственностью. "Уничтожить классы - это значит поставить всех граждан в одинаковое отношение к средствам производства всего общества, это значит - все граждане имеют одинаковый доступ к работе на общественных средствах производства, на общественной земле, на общественных фабриках и так далее" (Ленин В. И., там же, т. 24, с. 363). К. нельзя уничтожить сразу, они продолжают существовать в течение длит, времени и после свержения власти капиталистов. В переходный период от капитализма к социализму в странах, где экономич. строй является многоукладным, существуют три К.: рабочий класс, связанный главным образом с социалистич. укладом хозяйства, трудящееся крестьянство, связанное в своём подавляющем большинстве с мелкотоварным укладом хозяйства (основные К.), и капиталистич. элементы города и деревни, связанные с частиокапиталистич. укладом хозяйства (неосн., второстепенный К.). В результате победы социалистич. форм хозяйства ликвидируются все эксплуататорские К. и коренным образом изменяется классовая структура общества. Однако, как показывает опыт, и на ступени социализма сохраняются известные классовые различия между рабочим классом и крестьянством. Эти различия связаны с наличием двух форм социалистич. собственности: гос. общенародной и кооперативно-колхозной, существование к-рых обусловливается в свою очередь неодинаковой степенью обобществления производства, развития производит, сил в пром-сти и с. х-ве. Ещё не преодоленные существ, различия между городом и деревней, умств. и физич. трудом отражаются в социальной структуре общества, к-рое состоит из рабочего класса, кооперированного крестьянства, служащих и интеллигенции.

Рабочий класс в условиях развитого социализма является самым многочисл. К. общества. Его удельный вес в населении СССР возрос с 14,6% в 1913 до 33,5% в 1939 и 59,8% в 1972. Рабочий К. играет ведущую роль в обществе, обусловленную, во-первых, тем, что он трудится на предприятиях, находящихся во всенародной собственности, представляющих наиболее высокую форму социалистич. хозяйства. Во-вторых, рабочий класс составляет осн. массу работников индустрии, к-рая является ведущей силой всего нар. хозяйства. В-третьих, рабочий класс обладает наибольшим революц. опытом, закалкой, организованностью. Ведущая роль рабочего класса возрастает вместе с ростом его численности, общей культуры, образования, политич. активности. Удельный вес рабочих, имеющих среднее и высшее образование, возрос в СССР с 8,4% в 1939 и 39,6% в 1959 до 64% в 1972.

В отличие от рабочего класса, численность колхозного крестьянства сокращается (с 47,2% в 1939 до 19,3% в 1972). Однако в условиях социализма это не является результатом пролетаризации и разорения крестьянства, наоборот, его благосостояние растёт. Механизация с. х-ва, рост технич. вооружённости труда высвобождают излишки рабочей силы в деревне и вместе с тем изменяют характер труда крестьянина, делают его более производительным, сближают его с трудом рабочего. Удельный вес лиц с высшим и средним образованием среди колхозников составлял в 1939 всего 1,8%, в 195922,6% и в 1972 - 44%. Общая социалистич. основа, на к-рой базируют своё существование рабочий класс и крестьянство, растущий уровень обобществления труда в деревне обусловливают неуклонное сближение этих классов.

Социализм ускоряет рост численности работников умств. труда и обусловливает сближение между работниками физич. и умств. труда. С 1926 по 1971 число работников, занятых преимущественно умств. трудом, возросло в СССР более чем в 10 раз. Удельный вес служащих в населении СССР возрос с 2,4% в 1913 до 16,7% в 1939 и 20,9% в 1972. В условиях социализма интеллигенция стала подлинно народной, она пополняется в растущей степени из среды рабочих, крестьян и др. слоев трудящихся и отдаёт свою творческую энергию делу народа.

Существование при социализме классовых и социальных различий делает необходимым точный учёт в политике как интересов всего народа, так и интересов составляющих его К. и социальных групп. Сама природа социализма обусловливает постепенное сближение всех этих групп и стирание различий между ними. Этот процесс развёртывается прежде всего в результате экономич. и культурного подъёма деревни, превращения с.-х. труда в разновидность индустриального. Рост обобществления труда в колхозах, развитие экономич. связей между колхозами и гос. сектором ведут к сближению колхозной собственности с общенародной. В то же время на базе соединения научно-технич. революции с преимуществами социализма идёт процесс сближения труда физического с умственным. Т. о., в процессе строительства развитого социалистич. общества и его перерастания в коммунизм общество становится всё более социально однородным. Этот объективный процесс, однако, не развёртывается стихийно, а в огромной мере зависит от политики партии, к-рая направляет в одно общее русло деятельность всех социальных групп.

Успехи в решении историч. задачи уничтожения эксплуататорских К. практически опровергли утверждения бурж. идеологов о "вечности" частной собственности, "естественности" разделения общества на господствующих и подчинённых.

Бурж. теорий К. обычно характеризуются антиисторич. подходом. Так, напр., сторонники биологич. теорий утверждают, что в основе деления общества на К. лежат различная биологич. ценность людей, различия в происхождении, в расовой принадлежности. Для большинства бурж. теорий характерно отрицание материальных основ разделения общества на К. Представители психологич. теории определяют К. как группы людей с одинаковой психикой, одинаковым восприятием внешней среды, эмоциями и т. д. Бурж. социологич. теории стремятся либо затушевать различия между К., либо, наоборот, объявить их естественными и неустранимыми. Многие бурж. социологи утверждают, что сам пролетариат "исчез", растворился в "среднем классе". Однако в действительности никакого "среднего класса" не существует; есть многочисленные промежуточные слои, к-рые не образуют единого класса. Их существование отнюдь не ведёт к выравниванию положения противоположных К. Столь же несостоятельны попытки подменить разделение общества на противоположные К. делением его на множество слоев ("страт"), различающихся между собой по роду занятий, доходам, месту жительства и др. признакам. Марксизм-ленинизм, разумеется, не отрицает существования в обществе наряду с классами и др. социальных слоев и групп. Однако их место и роль могут быть поняты лишь при учёте того, какое место они занимают в классовой структуре общества и в борьбе между К. Классовые противоположности нельзя заслонить профессиональными, культурными и другими различиями. Эти противоположности исчезают только в результате коренного изменения отношений производства, революц. ниспровержения устоев капиталистич. общества и создания нового, социалистич. общества.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Введение. (Из экономических рукописей 1857 - 1858 годов), там же, т. 12; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его ж е, Капитал, т. 1 - 3, там же, т. 23-25; его же, Теории прибавочной стоимости (IV т. "Капитала"), там же, т. 26 (ч. 1-3); Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21, гл. 4; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же; его же, Общественные классы - необходимые и излишние, там же, т. 19; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же, т. 1; его же, Ещё одно уничтожение социализма, там же, т. 25; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; Программа КПСС, М., 1972; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, Прага, 1969; Торез М., Понятие класса и историческая роль рабочего класса, ((Коммунист", 1963, № 6; Солнцев С. И., Общественные классы, 2 изд., П., 1923; Семёнов В. С., Проблема классов и классовой борьбы в современной буржуазной социологии, М., 1959; его же, Капитализм и классы, М., 1969; Грант Э., Социализм и средние классы, пер. с англ., М., 1960; Варга Е., Капитализм двадцатого века, М., 1961; Шнеерсон А. И., Городские средние слои при капитализме, М., 1961; Ааронович С., Правящий класс [в Англии], пер. с англ., [М.], 1962; Глезерман Г. Е., Исторический материализм и развитие социалистического общества, 2 изд., М., 1973, гл. 4; Проблемы изменения социальной структуры советского общества, М., 1968; Классы, социальные слои и группы в СССР, М., 1968; Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р., Социальные перемещения, М., 1970; Иноземцев Н. Н., Современный капитализм: новые явления и противоречия, М., 1972; Научный коммунизм и фальсификация его ренегатами, М., 1972. Г. Е. Глезерман.

КЛАССЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ, сложившееся в дипломатической практике и получившее закрепление в междунар. праве деление дипломатич. представителей. Впервые единообразная классификация дипломатич. представителей была введена Венским регламентом 1815 и дополнившим его Ахенским протоколом 1818. Эта классификация включала след, классы: 1) послы, легаты или нунции; 2) посланники или иные аккредитуемые при главе гос-ва лица; 3) министры-резиденты; 4) поверенные в делах. Устанавливалось привилегированное положение дипломатич. представителей первого класса; первоначально право назначать послов признавалось только за великими державами, членами Священного союза.

В 19 - нач. 20 вв. происходило постепенное устранение различия между послами и посланниками, полностью исчез класс министров-резидентов. Венская конференция о дипломатич. отношениях и иммунитетах 1961 установила новое деление дипломатич. представителей на классы. Согласно ст. 14 Венской конвенции 1961 о дипломатических сношениях, главы представительств подразделяются на 3 класса: 1) послов и нунциев, аккредитуемых при главах гос-в, и других глав представительств эквивалентного ранга; 2) посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах гос-в; 3) поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностр. дел.

Гос-ва обмениваются, как правило, дипломатич. представителями одного и того же класса (определяется по согл