загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

инения, в к-ром находятся более общие и менее общие понятия. Маршруты, идущие от "корня" к "листьям", называются вертикальными рядами К., а узлы, одинаково отстоящие от общего подчиняющего понятия, образуют горизонтальный ряд. Так, в "Универсальной десятичной классификации" произведений печати "корню" соответствует понятие о всей совокупности произведений печати, которое делится затем на 10 гл. классов, и т. д.

Имеются два пути разработки таблиц К. - дедуктивный и индуктивный. Первый подход состоит в задании исходных общих понятий и оснований подразделения; выявление подчинённых понятий происходит в процессе подразделения подчиняющего; единство оснований подразделения и стабильность К. обеспечиваются самим способом её построения. При втором подходе основываются на понятиях об отд. предметах или их совокупностях, объединяя их в классы; обеспечение логич. единства и устойчивости К. становится более трудным, чем при первом способе. Обычно К. строятся с применением обоих подходов: высшие классы, как правило, образуются дедуктивно, низшие - индуктивно; дедукции отдают предпочтение в систематизации областей знания, индукции - при обработке фактич. материала и оформлении его в виде схем и таблиц.

По степени существенности оснований подразделения различаются естественные и искусственные К. Если в качестве основания берутся существ, признаки, из к-рых вытекает максимум производных, так что К. может служить источником знания классифицируемых объектов, то такая К. называется естественной (напр., периодическая система хим. элементов). Если же в К. используются несуществ, признаки, то К. считается искусственной; к искусственным К. относятся т. н. вспомогательные К. (алфавптно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках). В зависимости от широты К. могут быть энциклопедическими (универсальными), специальными (отраслевыми) и К. узкого круга однородных явлений.

Иногда термином "К." обозначают процесс разнесения объектов по классам. Здесь правильнее употреблять слово "классифицирование". Осн. принципом этого процесса является сравнение рассматриваемых объектов с заданными образцами, эталонными представителями классов. Этот принцип используется, напр., в биол. систематиках, а также лежит в основе алгоритмов автоматич. классифицирования документов или фигур (распознавания образов).

Особенно остро проблема построения и использования К. встала в период совр. научно-технич. революции, приведшей к т. н. информац. взрыву. Обилие и плохая упорядоченность новых понятий и терминов, печатных и неопубликованных материалов затрудняют поиск и использование нужных данных, что вызывает информац. дефицит, тормозящий обществ, прогресс. Разработка оптимальной К. становится поэтому не только научной, но и экономически важной задачей. Б. В. Якушкин.

КЛАССИФИКАЦИЯ (в обогащении полезных ископаемых), разделение мелких материалов на отд. классы крупности с использованием различия разделяемых частиц в размерах, форме и др. специфич. характеристиках. Крупные куски (до 2-4 мм) разделяются на классы с помощью сит грохочением или рассевом. Тонкие материалы разделить на отд. классы крупности с помощью сит трудно: мелкие ячейки сит забиваются, рассев малопроизводителен. Наиболее распространено использование для К, разницы в скорости перемещения частиц в воде пли воздухе под действием сил тяжести или центробежных сил. В этих случаях скорость движения зависит гл. обр. от размера частиц, но существенное влияние оказывают также плотность и форма частиц. Напр., скорости падения крупной частицы меньшей плотности н мелкой частицы большей плотности могут быть одинаковыми. Плоские частицы падают медленнее округлых. Поэтому наиболее чёткое разделение частиц по размерам происходит при близких характеристиках плотности и формы.

Трудность К. возрастает с уменьшением частиц. Очень тонкие (менее 10 мк) частицы сильнее слипаются друг с другом - коагулируют или флокулируют (см. Коагуляция и Флокуляция), нарушая чёткость разделения. Для чёткого разделения тонких частиц необходимо их разобщить, пептизировать (см. Пептизация) добавлением особых реагентов - пептпзаторов, предотвращающих слипание тонких частиц друг с другом. Тонкие частицы очень медленно падают в воде под действием силы тяжести, и процесс К. становится малопроизводительным. Приходится применять аппараты, в которых сила тяжести заменяется превосходящей её в сотни раз центробежной силой.

В зависимости от среды, в к-рой происходит разделение частиц по крупности, различают мокрую (гидравлическую) и сухую (пневматическую) К. Преимущество первой - возможность К. влажных материалов и суспензий, а также лучшее разделение слипшихся частиц с помощью пептизаторов. Преимущество сухой К. - устранение сложных процессов сушки, удорожающих К. и иногда ухудшающих свойства порошков.

Теория К. рассматривает перемещение твёрдых частиц в жидкой или газовой среде (см. Гравитационное обогащение) на основе Стокса закона, согласно которому мелкие частицы оседают со скоростью, прямо пропорциональной квадрату поперечника и плотности частиц и обратно пропорциональной вязкости среды. При относительно высокой плотности суспензии скорость падения частиц настолько замедляется, что даже крупные частицы за время нахождения в классифицирующем аппарате не успевают осесть.

Получают развитие методы К., связанные с приданием частицам определённого электрич. заряда (т. н. электрич. сепараторы), применяемые для К. небольших количеств ценных продуктов. К. осуществляется в спец. аппаратах - классификаторах. Выбор метода К. зависит от характеристики материала, требуемой производительности и от задач, поставленных перед процессом. Посредством мокрой К. обычно обеспечивают оптимальную крупность материала перед гравитац. обогащением и флотацией. Иногда К. позволяет получать конечные продукты, сортность к-рых определяется их крупностью (например, при обогащении каолина, асбеста, при произ-ве абразивных порошков и др.), при этом возможны разные методы К., в частности пневматич. К. - при обогащении асбеста. Особый случай К. - её применение для характеристики дисперсности порошков с помощью т. н. седиментационного онализа, осуществляемого только в лабораторных условиях.

Лит.: Лященко П. В., Гравитационные методы обогащения, [2 изд.], М., 1940; Эйгелес М. Ai, Обогащение неметаллических полезных ископаемых, М., 1952; Полькин С. И., Обогащение руд, М., 1953; Олофинский Н. Ф., Электрические методы обогащения, 3 изд., М., 1970. В. И. Классен.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ, 1) генетическая К. я. - по признаку родства, т. е. общего происхождения (см. Генеалогическая классификация языков). Родство к.-л. языков признаётся доказанным, если обнаружено общее происхождение значит, части морфем этих языков, всех грамматич. аффиксов (если они есть) и многих корней (в т. ч. в тех частях лексики, к-рые обычно отличаются особой устойчивостью: местоимения, названия нек-рых частей тела, слова со значением "вода", "огонь", "солнце", "быть", "дать", "есть", "пить" и пр.). Общее же происхождение корней и аффиксов подтверждается наличием в них регулярных межъязыковых фонетич. соответствий. Если создана сравнит.историч. фонетика, позволяющая приближённо реконструировать корни языка-предка и проследить (по строгим правилам) их превращение в корни языковпотомков, родство последних установлено. В этом смысле бесспорно существование следующих семей языков в Старом свете: индоевропейской, уральской (с финноугорской и самодийской ветвями), тюркской,монгольской, тунгусо-маньчжурской, дравидийской, картвельской, семито-хамитской (афразийской). В 60-е гг. 20 в. предпринята попытка строгого доказательства древнего родства между указанными 8 семьями языков, объединяющимися в ностратическую (борейскую) языковую семью: удалось построить сравнит, фонетику этих языков, проследив регулярные фонетич. соответствия более чем в 600 корнях и аффиксах. Есть основания предполагать ностратич. происхождение также юкагирского языка (возможно, принадлежащего к уральским), чукотскокамчатских, нивхского, корейского, японского, может быть, эскимосо-алеутских, возможно, также эламского и этрусского. Неясно положение абхазо-адыгской и нахско-дагестанской семей языков Кавказа: многие лингвисты объединяют их вместе с картвельскими в иберийскокавказскую языковую семью, однако существование последней пока не доказано (т. е. не установлены регулярные звукосоответствия, обнаружено мало общекавказских корней). Спорным остаётся генетич. положение хуррито-урартской семьи языков, к-рую одни лингвисты связывают с ностратич. языками, другие - с нахско-дагестанскими. Часть исследователей придерживается мнения о существовании алтайской семьи языков, объединяющей тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, а по мнению многих,- также корейский и японский языки. Хотя наличие множества общих корней и регулярных звукосоответствий в этих языках неоспоримо, для окончат, определения характера отношений между алтайскими языками остаётся выяснить, достаточно ли велико то количество общеалтайских корней и аффиксов, межъязыковые совпадения в к-рых необъяснимы ни заимствованием, ни общим ностратич. родством. Важнейшие языковые семьи Юж. и Юго-Вост. Азии: австроазиатская, таи-кадайская, мяо-яо, австронезийская (малайско-полинезийская)нек-рыми лингвистами объединяются в пгаотетич. семью австрических языков. Среди языков Евразии вне названных гипотетич. группировок остаются китайско-тибетская семья языков, енисейская, андаманская семьи, изолированные языки: баскский, бурушаски, айнский и нек-рые языки древности: шумерский, касситский, хаттский и др. На В. Индонезии существует изолированная севернохальмахерская языковая семья. Среди неавстронезийских языков Новой Гвинеи и соседних островов (собирательно именуемых папуасскими) выделяются, по новейшим данным, 13 языковых семей и, кроме того, много изолированных языков. Особую семью языков составляют австралийские. Неизвестна генетич. принадлежность почти не изученных вымерших тасманийских языков. Все многочисл. языковые группы Африки (кроме семито-хамитских) амер. лингвист Дж. Гринберг объединил в 3 гипотетич. семьи: нигеро-кордофанскую (включающую языки банту), нило-сахарскую и койсанскую. Однако объединение в эти семьи, аргументированное лексич. параллелями, до установления регулярных звукосоответствий остаётся лишь правдоподобной рабочей гипотезой. О классификации языков Америки см. Индейские языки.

2) Типологическая К. я. (см. также Морфологическая классификация языков) возникла на основании данных морфологии независимо от генетической или пространственной близости, опираясь исключительно на свойства языковой структуры. Типологич. К. я. стремится охватить материал всех языков мира, отразить их сходства и различия и при этом выявить возможные языковые типы и специфику каждого языка или группы типологически сходных языков. Совр. типологич. К. я. опирается на данные не только морфологии, но и фонологии, синтаксиса, семантики. Основанием для включения языка в типологич. К. я. является тип языка, т. е. характеристика основополагающих свойств его структуры. Однако тип не реализуется в языке абсолютно; реально в каждом языке представлено неск. типов, т. е. каждый язык политипологичен. Поэтому уместно говорить, в какой степени в структуре данного языка наличествует тот или иной тип; на этом основании предпринимаются попытки дать количеств, интерпретацию типологич. характеристики языка. Осн. проблемой для типологич. К. я. является создание описаний языков, выдержанных в единой терминологии и опирающихся на единую концепцию языковой структуры и системы непротиворечивых и достаточных критериев типологич. описания. Наиболее принята следующая типологическая К. я.: изолирующий (аморфный) тип - неизменяемые слова при грамматич. значимости порядка слов, слабое противопоставление значимых и служебных корней (напр., древнекитайский, вьетнамский, йоруба); агглютинирующий (агглютинативный) тип - развитая система однозначных аффиксов, отсутствие грамматич. чередований в корне, однотипность словоизменения для всех слов, принадлежащих к одной части речи, слабая связь (наличие отчётливых границ) между морфами (напр., многие финно-угорские языки, тюркские языки, языки банту); флектирующий (флективный) тип объединяет языки с внутр. флексией, т. е. с грамматически значимым чередованием в корне (семитские языки), и языки с внеш. флексией, фузией, т. е. с одновременным выражением нескольких грамматических значений одним аффиксом (например, руками - творит, падеж, мн. ч.), сильной связью (отсутствием отчётливых границ) между морфами и разнотипностью склонений и спряжений (в некоторой степени - сомали, эстонский, нахские языки); в древних и нек-рых совр. индоевропейских языках сочетаются внутр. флексия и фузия. Ряд типологов выделяет также инкорпорирующие (полисинтетические) языки, где имеются "слова-предложения", сложные комплексы: в состав глагольной формы включаются (иногда в усечённом виде) именные основы, соответствующие объекту и обстоятельствам, субъекту, а также нек-рые грамматич. показатели (напр., нек-рые языки индейцев Америки, нек-рые палеоазиатские и кавказские языки). Эту типологич. К. я., в основе своей морфологическую, нельзя считать окончательной гл. обр. из-за её неспособности отразить всю специфику отд. языка с учётом его структуры. Но в ней содержится в неявной форме возможность её уточнения путём анализа др. сфер языка. Напр., в изолирующих языках типа классич. китайского, вьетнамского, гвинейских наблюдаются односложность слова, равного морфеме, наличие политонии и ряд др. взаимосвязанных характеристик.

Лит.: Сепир Э., Язык, пер. с англ., М., 1934; Кузнецов П. С., Морфологическая классификация языков, М., 1954; Новое в лингвистике, в. 3, М.. 1963; Реформатский А. А., Агглютинация и фузия как две тенденции грамматического строения слова, в кн.: Морфологическая типология и проблема классификации языков, М.- Л., 1965; Успенский Б. А., Структурная типология языков, М., 1965; Климов Г. А., Кавказские языки, М., 1965; Иллич-Свитыч В. М., Материалы к сравнительному словарю ностратических языков, в кн.: Этимология. 1965, М., 1967; его же, Опыт сравнения ностратических языков, М., 1971; Типы лингвистических структур, в кн.: Общееязыкознание, 3 изд., М., 1972; Schmidt W., Die Mon-Khmer-V61ker, Braunschweig, 1906; Les langues du monde, nouv. ed., t. 1-2, P., 1964; Lewy E., Kleine Schriften, В., 1961; Co Minder В., Hat das Uralische Verwandte?, Uppsala, 1965; G г eenberg J., The languages of Africa, Bloomington - The Hague, 1966; Н о r n e K. M., Language typology 19-th and 20-th century views, Wash., 1966; Pettier В., La tipologie, в кн.: Encyclopedie de la Pleiade. Le langage, P., 1968; VeenkerW., Verwandschaft. zwischen dem Finnougrischen und entfernteren Sprachgruppen?, "Ural-Altaische Jahrbucher", 1969, Bd 41. А. Б. Долгопольский, М. А. Журинская.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетич. направление в европ. лит-ре и иск-ве 17 - нач. 19 вв., одной из важных черт к-рых являлось обращение к образам и формам антич. литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевроп. направлений в иск-ве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним иск-ву барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая нек-рые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся и своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всём их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в иск-ве Ренессанса как единое гармонич. целое, в К. поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политич. и частная сферы начали распадаться, а обществ, отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Идея разума в 17 в. неотделима от идеи абсолютистского (см. Абсолютизм) государства, к-рое в то время, по словам К. Маркса, выступило "... как всеобщий разум..." (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 254), "... как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества" (там же, т. 10, с. 431), как сила, способная обуздать феод, анархию и установить в стране спокойствие и порядок.

Принципы рационализма, соответствующие филос. идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художеств, произв. как на создание искусственное - сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип "подражание природе", классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из антич. поэтики (Аристотеля, Горация) и иск-ва, определяющих законы художеств, формы, в к-рой и проявляется разумная творч. воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение иск-ва. Художеств, преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания - иск-во призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало "высокомерное" по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетич. ценностью для К. обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связаны обращение к античности как абсолютной надысторич. эстетич. норме, а также принципы типизации характеров, к-рые выступают как воплощение к.-л. социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в к-ром жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он - особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он - торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этич. идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам К., оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика К. придаёт огромное значение обществ.-воспитат. функции иск-ва.

Эстетика К. устанавливает строгую иерархию жанров, к-рые делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода, а в живописи - историч., мифологич. и религ. жанры; их сфера - гос. жизнь или религ. история, их герои - монархи, полководцы, мифологич. персонажи, религ. подвижники) и "низкие" (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в живописи - т. н. "малый жанр" - пейзаж, портрет, натюрморт). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

К. в литературе. Поэтика К. начинала складываться в эпоху Позднего Возрождения в Италии (в поэтиках Л. Кастельветро, Ю. Ц. Скалигера), но как целостная художеств, система К. сформировался лишь во Франции 17 в., в период укрепления и расцвета абсолютизма.

Поэтика франц. К. складывается и осознаётся постепенно в борьбе с прециозной литературой и бурлеской, но законченно-системное выражение получает лишь в "Поэтическом искусстве" (1674) Н. Буало, обобщившего художеств, опыт франц. лит-ры 17 в.

Зачинателем поэзии и поэтики К. явился Ф. Малерб] проведённая им реформа языка и стиха была закреплена Франц. академией, на к-рую была возложена задача создания общеобязат. языкового и лит. канона. Ведущим жанром К. была трагедия, решающая важнейшие обществ, и нравств. проблемы века. Обществ, конфликты изображаются в ней отражёнными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравств. долгом и личными страстями. В этой коллизии отразилась наметившаяся поляризация обществ, и частного бытия человека, определявшая и структуру образа. Родовая, обществ, сущность, мыслящее, разумное "я" противостоит непосредственному индивидуальному бытию героя, к-рый, становясь на точку зрения разума, как бы извне обозревает себя, рефлектирует, томится своей расколотостью, ощущает императив стать равным своему идеальному "я". На раннем этапе (у П. Корнеля) этот императив сливается с долгом перед государством, а в дальнейшем (у Ж. Расина), по мере всё усиливающегося отчуждения государства, утрачивает политич. содержание и приобретает этич. характер. Внутреннее ощущение надвигающегося кризиса абсолютистской системы сказывается в трагедиях Расина и в том, что идеально стройная художеств, конструкция находится в противоречии с царящим в них хаосом слепых и стихийных страстей, перед которыми бессильны разум и воля человека.

Во франц. К. высокого развития достигли также "низкие" жанры - басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер). Именно в "низких" жанрах, образ к-рых строится не в идеальной дали историч. или мифологич. прошлого, а в зоне непосредств. контакта с современностью, получило развитие реалистич. начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество к-рого вобрало в себя различные идейно-художеств. течения и определило во многом дальнейшее развитие лит-ры. Собственно у Мольера комедия перестала быть "низким" жанром: его лучшие пьесы получили название "высокой комедии", ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие обществ., нравственные и филос. проблемы века. В рамках К. развивается и проза, для к-рой характерны типизация страстей, аналитич. характеристики, точность и ясность слога (проза моралистов Ф. Ларошфуко, Б. Паскаля, Ж. Лабрюйера, а также психологич. роман М. М. Лафайет).

Вступив в полосу упадка в конце 17 в., К. возрождается в эпоху Просвещения. Новый, просветительский К. сосуществует на протяжении 18 в. с просветительским р е а л и з м о м, а к концу века становится вновь господствующим художественным течением. Просветители во многом продолжают традиции К. 17 в. Им оказались близкими выраженные в К. позиция человека, сознательно относящегося к миру и к самому себе, способного подчинить обществ, и нравственному долгу свои стремления и страсти; пафос цивилизации; рационалистич. концепция художеств, творчества. Однако социально-политич. ориентация просветительского К. меняется. В традициях классицизма Вольтер создаёт трагедии, проникнутые борьбой против религ. фанатизма, абсолютистского гнёта, пафосом свободы. Обращение к античности как к миру идеальных первообразов, составлявшее суть К., в т. ч. и просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Там, где просветители стремились проникнуть за внешнюю эмпирию жизни, выйти за рамки частной жизни, они оказывались, как правило, в мире идеальных абстракций, т. к. во всех своих построениях исходили из изолированного индивида и сущность человека искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе. С просветительским К. тесно связана литература Великой франц. революции, к-рая облекала героические устремления в антич. мифы и предания (творчество М. Ж. Шенье и др.). В преданиях античности деятели революции, по словам К.Маркса, "...нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазноограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии" (М арке К. и Энгельс Ф., там же, т. 8, с. 120).

Под влиянием франц. лит-ры К. развивается и в др. странах Европы: в Англии (А. Поп, Дж. Аддисон), Италии (В. Альфьери, отчасти Уго Фосколо), в Германии (И. К. Готшед). Классицистские произв. Готшеда, всецело ориентированные на франц. образцы, не оставили значит, следа в нем. лит-ре, и только во 2-й пол. 18 в. складывается новый нем. К. как оригинальное художеств, явление (т. н. веймарский классицизм). В отличие от французского, на первый план он выдвигает нравств.-эстетич. проблемы. Основы его были заложены И. И. Винкелъманом, но высшего расцвета он достиг у И. В. Гёте и Ф. Шиллера в веймарский период их творчества. "Благородную простоту", гармонию и художеств, совершенство греч. классики, возникшей в условиях полисной демократии, нем. поэты противопоставляли убожеству нем. действительности и всей совр. цивилизации, калечащей человека. Шиллер и отчасти Гёте искали в искусстве главное средство воспитания гармонич. личности и, обращаясь к античности, стремились создать новую, современную литературу высокого стиля, способную выполнить эту задачу.

В эпоху наполеоновской империи К. утратил своё живое прогрессивное содержание. Его характеризовали внешняя офиц. помпезность и парадность, холодный и мёртвый академизм. Тем не менее как эпигонское течение он просуществовал во Франции вплоть до 30-40-х гг. 19 в. В. Я. Бахмутский.

К. в России зародился во 2-й четв. 18 в. под идеологич. влиянием эпохи Петра I (с её пафосом безусловного подчинения личности сознательно понятым общенац. интересам) в творчестве первых рус. просветителей - зачинателей новой рус. лит-ры А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Идея естеств. равенства людей, усвоенная рус. просветительством 18 в., стала основой его социологич. и этич. построений, а в лит-ре К. обусловила обращение к разработке этич. сущности человека. Художеств, формой выражения этой проблемы стало подчёркнутое присутствие автора (отношения к изображаемому). Поэтому опыт зап.-европ. К. был подвергнут существ, переработке; в рус. К. получили большее развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку историч. действительности: сатира (Кантемир), басня (А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, В. П. Петров, Г. Р. Державин). В тематике трагедий преобладают национально-ист, сюжеты (Сумароков, Я. Б. Княжнин, Н. П. Николев), а в их стиле - лиризм и "рупорность" осн. персонажей, прямо высказывающих любимые идеи автора. К. пережил сложную историю становления и выработки своей эстетики от 1730-х до 1790-х гг., когда против него выступили сторонники нового лит. направления - сентиментализма. Перестав удовлетворять обществ, потребностям, К. оставил в наследство рус. лит-ре 19 в. пафос гражданственности и сатирич. обличения. После статей В. Г. Белинского в рус. академич. науке и критике надолго установилось отрицат. отношение к К., преодоленное только в работах сов. исследователей. И.З.Серман.

Карлсруэ. План застройки. Основное строительство с 1715.

К. И. Росс и. Театральная улица (ныне улица зодчего Росси) в Ленинграде. 1828-34.

ф. И. Ш у б и н. Портрет Е. М. Чулкова. Мрамор. 1792. Русский музей. Ленинград.

В пластических искусствах предпосылки К. зарождаются уже во 2-й пол. 16 в. в Италии - в архит, теории и практике Палладио, теоретич. трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно они выражены в соч. Дж. П. Беллори (17 в.), а также в эстетич. нормативах, разработанных академистами болонской школы. Однако на всём протяжении 17 в. К., развивающийся во взаимодействии и полемике с барокко, лишь во франц. иск-ве превращается в целостную стилевую систему, а общеевроп. стилем становится в 18-нач. 19 вв. Архитектуре К. в целом присущи геометризм подчёркнуто статич. форм и логичность планировки, постоянное обращение к формам антич. архитектуры - при этом имелось в виду не одно лишь следование отд. её мотивам и элементам, а постижение её общих тектонич. закономерностей. Основой архит. языка К. становится ордер, в пропорциях и формах более близкий античности, чем в зодчестве предыдущих эпох. Стены трактуются как гладкие поверхности, ограничивающие чёткие, симметрично расположенные объёмы; архит. декор вводится таким образом, что никогда не "скрывает" общей структуры, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру К. свойственны ясность пространств, членений, мягкость цветов; широко используя перспективные эффекты в монументальнодекоративной живописи, К. принципиально отъединяет иллюзорное пространство от реального. В классицистич. синтезе иск-в формы подчинены строгой иерархии, где отчётливо главенствует архитектура. Градостроительство К. генетически связано с принципами Возрождения и барокко и активно развивает концепцию "идеального города"; в кон. 18-1-й трети 19 вв. складываются новые приёмы планировки, предусматривающие органич. соединение гор. застройки с элементами природы, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Тектонич. ясности архитектуры К. соответствует строгая разграниченность пространств, планов в скульптуре и живописи. Пластика К., в к-рой преобладают замкнутые одноцветные объёмы, обычно рассчитанные на фиксированную точку зрения, отличается сглаженной моделировкой и стабильностью форм. В живописи К. преимуществ, значение обретают рисунок и светотень (особенно в позднем К., когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика - к чистой, стилизованной линеарности), локальный колорит строится на сочетании трёх главенствующих цветов (напр., коричневый для первого, зелёный для второго, голубой для дальнего плана), свето-воздушная среда разрежается и превращается в нейтральное заполнение промежутков между пластич. объёмами, действие разворачивается, как на сценич. площадке.

Величайшим художником и теоретиком франц. К. 17 в. был Н. Пуссен, картины к-рого отмечены возвышенностью этич. содержания, просветлённой гармоничностью ритмич. строя и колорита. Блестящее развитие в эту эпоху получает идеальный пейзаж (Н. Пуссен, Клод Лоррен, Г. Дюге), воплощающий мечту о "золотом веке". В архитектуре принципы К. складываются в отмеченных ясностью ордерных членений н композиции постройках Ф. Мансара, в вост. фасаде Лувра, созданном К. Перро (илл. см. т. 2, табл. XXVIII, стр. 256-257),наиболее чистом по стилю образце К. 17 в., в творчестве Л. Лево, Ф. Блонделя. Со 2-й пол. 17 в. франц. К. вбирает в себя всё больше элементов барокко, что проявилось, в частности, в архитектуре и планировке Версаля (арх. Ж. Ардуэн-Мансар н др., планировка парка - А. Ленотр). Закреплению доктрин К. способствовало создание в Париже королевских академии живописи и скульптуры (1648) и академии архитектуры (1671), разработавших свод законов композиции и рисунка, нормы изображения эмоций, систему жанров в живописи и пропорций в архитектуре. В 17- нач. 18 вв. К. распространяется также в зодчестве Голландии (арх. Якоб ван Кампен, П. Пост), породившем особо сдержанный его вариант, в палладианской архитектуре Англии, где в строгом благородстве построек И. Джонса ещё сохраняются отголоски Ренессанса, а в произв. К. Рена и его последователей окончательно формируется нац. вариант К.

В сер. 18 в. возникает новое направление в К., соответствующее просветительскому К. в литературе и развивающееся первоначально в полемике с рококо. В архитектуре теперь всё чаще отказываются от жёстких планировочных схем, стремятся подчеркнуть конструктивный смысл ордера, особое внимание уделяют интерьеру и гибкой планировке комфортабельного жилого дома. Идеальным обрамлением для классицистич. здания нового типа становится пейзажная среда "английского" парка. Огромное влияние на К. 18 в. оказали развитие археол. знаний о греческой и римской древности (особенно раскопки Геркуланума и Помпеи), а также теоретич. труды И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиция.

Во франц. зодчестве этой эпохи складываются новые архит. типы: изысканногштимный особняк, лаконически-монументальное обществ, сосружение, открытая гор. площадь (арх. Ж. А. Габриель, Ж. Ж. Суфло). Гражд. пафос и лирич. мечтательность по-разному сочетаются в пластике Ж. Б. Пигаля, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудона, историч. и мифологич. живописи Ж. М. Вьена, декоративных пейзажах Ю. Робера. Накануне Великой франц. революции в архитектуре возникает стремление к суровой лапидарности форм, к внушительно-дидактич. образам, зодчие всё чаще обращаются к мотивам греч. архаики, иск-ва Др. Египта, иногда - к безордерной системе (постройки и проекты К. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Лекё). Эти поиски (отмеченные также влиянием архит. офортов Дж. Б. Пиранези) послужили отправной точкой для позднего К., или ампира. В живописи К. крупнейшим представителем революц. направления был Ж. Л. Давид, чьё творчество насыщено мужеств. драматичностью, торжественностью образного строя. В эпоху Наполеона I в архитектуре франц. ампира усиливаются черты пышной репрезентативности (Ш. Персье, П. Фонтен, Ж. Ф. Шальгрен), нередко приводившей к чрезмерной измельчённости деталей, что сказалось и в декоративно-прикладном иск-ве. Живопись позднего К., несмотря на появление отд. крупных мастеров (Д. Энгр), вырождается в официально-апологетич. или сентиментально-эротич. салонное направление.

Важнейшим интернац. центром К. 18нач. 19 вв. становится Рим, где господствует направление, нередко сочетающее величавое благородство форм с абстрактной и холодной идеализацией. Здесь работают: немецкий живописец А. Р. Менгс; скульпторы - итальянец А. Канова и датчанин Б. Торвальдсен; австр. пейзажист И. А. Кох.

Для нем. классицистич. зодчества 18 - нач. 19 вв. характерен строгий и рациональный стиль построек палладианца Ф. В. Эрдмансдорфа, а также К. Г. Лангханса, Д. Жилли и Ф. Жилли. Если в произв. К. Ф. Шинкеля, знаменующих вершину позднего нем. К., суровая монументальность форм органически связана с поисками новых, функциональных решений, то в постройках Л. фон Кленце и Ф. Гертнера господствует сухой археологизм. В изобразит, иск-ве нем. К., проникнутом созерцательным настроением, выделяются портреты А. и В. Тишбейнов, мифологич. иаллегорич. картоны А. Я. Карстенса, пластика И. Г. Шадова, И. Г. Даннеккера, К. Д. Рауха, а в декоративно-прикладном иск-ве - произведения мебельщика Д. Рентгена.

Дж. Флаксмен. Иллюстрация к "Илиаде" (гравюра Т. Пи" роли). 1793.

Ф. П. Толстой. "Битва при Арси-сюрОб". Медальон из серии, посвящённой Отечественной войне 1812. Воск. 1829. Русский музей. Ленинград.

Декоративно-прикладное искусство классицизма. 1. К. Одно. Миска для супа. Посеребрённая бронза. Нач. 19 в. Музей декоративного искусства. Париж. 2. А. Н. В о р он и х и н. Чаша и кувшин для умывания. Хрусталь, бронза. Конец 18 в. Музей художественного убранства русских дворцов 18-19 вв. Павловск. 3. Дж. Уэджв у д. Ваза. Чёрный базальт. 1775-1780. Уэджвудский институт. Бёрслем (Великобритания).

В англ, классицистич. зодчестве 18нач. 19 вв. первоначально преобладает палладианство, тесно связанное с расцветом паркового стр-ва (арх. У. Кент, Дж. Пейн, У. Чеймберс); об усилении археол. интереса к антич. образцам свидетельствуют постройки бр. Адам, отмеченные особым изяществом декоративной отделки. В нач. 19 в. в архитектуре проступают ампирные черты (особенно в творчестве Дж. Соуна). Центр, достижениями англ. К. являются высочайшая культура оформления жилой среды, смелые градостроит. мероприятия, отчасти предвосхищающие идею городасада (арх. Дж. Вуд, Дж. Вуд Младший, Дж. Нэш). Наиболее последовательными представителями К. в Англии были также рисовальщик-иллюстратор и скульптор Дж. Флаксмен и мастера декоративно-прикладного искусства (керамика Дж. Уэджвуда и мастеров з-да в Дерби).

В 18- нач. 19 вв. К. развивается также в Италии (арх. Дж. Пьермарини), Испании (арх. X. де Вильянуэва), странах Восточной Европы и Скандинавии, в США (арх. Т. Джефферсон, Дж. Хобан; живописцы Б. Уэст и Дж. С. Копли). К кон. 1-й трети 19 в. К. теряет значение ведущего течения и становится в ряд псевдоисторич. стилей; отголоски его сохраняются в неоклассицизме 20 в.

Рус. К. возник в сер. 18 в. и превратился в господствующий стиль в последней трети 18-1-й трети 19 вв. Процесс формирования нации, подъём государственности и небывалый для России расцвет светской культуры были историко-идеологич. почвой, питавшей патриотич. пафос рус. К. Произв. зодчих раннего К. (1760-70-е гг.; А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Баллен-Деламот, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) хранят ещё пластич. обогащённость форм, присущую барокко. Мастера зрелого К. (1770-90-е гг.; В. И. Баженов, И. Е. Старов, М. Ф. Казаков) создают постройки с тонкой пластич. дифференциацией фасадов, активно участвующие в организации пространственно-планировочной структуры города; развивается новый тип камерного дворца (Ч. Камерон, Дж. Кваренги), возникает рус. вариант палладианства (Н. А. Львов). В эпоху рус. ампира (1-я треть 19 в.), отражающего идеи политич. триумфа и мощи России, осуществляются особо грандиозные градостроит. мероприятия (особенно в Петербурге, где впервые была поставлена и решена проблема сочетания регулярных начал симметрично-осевой планировки со свободным, открытым пространством реки), разрабатываются регулярные планы более чем 400 городов, "образцовые" проекты почти всех типов сооружений, формируются ансамбли центров Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и др. городов. Величественные ансамбли и отд. здания (преим. в Петербурге) создают А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов; в Москве стр-во ведётся Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьевым (особенно характерным для Москвы становится тип небольшого особняка с уютным интерьером). Тонким своеобразием и поэтичностью отличаются гор. особняки и сельские усадьбы рус. К., где классицистич. формы и декор находят органич. воплощение в дереве. В изобразит, иск-ве развитие рус. К. тесно связано с деятельностью учреждённой в 1757 петерб. АХ. Скульптура рус. К. представлена монументально-декоративной пластикой (составляющей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой), станковыми композициями, элегически-просветлёнными надгробиями (И.П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. И. Теребенёв), произведениями медальерного иск-ва (Ф. П. Толстой). В живописи видными мастерами классицистич. ист. жанра были А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, И. А. Акимов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, ранний А. А. Иванов. Принципы К. отразились также в проникновенно-психологич. скульпт. портретах Ф. И. Шубина, живописных портретах Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, пейзажах Ф. М. Матвеева, поэтичной графике Ф. П. Толстого. В декоративно-прикладном иск-ве рус. К. среди замечат. образцов изделий, характерных для К. вообще (художеств. металл, фарфор, хрусталь и т. д.), оригинальностью своей техники и материала выделяются произв. камнерезного иск-ва, вещи из полированной стали, мебель из карельской берёзы. В 1-й пол. 19 в. всё более характерными для изобразит, иск-ва рус. К. становятся бездушные академич. схемы, с к-рыми вели борьбу мастера демократич. направления. А. И. Каплун.

В театральном искусстве К. способствовал более глубокому раскрытию идеи драматургич. произв., преодолению преувеличенности в изображении чувств, свойственной ср.-век. театру. Мастерство исполнения классицистской трагедии, поднятое на высоту подлинного иск-ва, подчинялось эстетич. принципам, вытекавшим из классицистекой эстетики Н. Буало. Осн. условием творчества актёров становится рационалистич. метод, сознательная работа над ролью. Актёр трагедии должен был эмоционально выразительно читать стихи, не стремясь к созданию иллюзии подлинных переживаний героя. Но в актёрском иск-ве проявлялось характерное для К. противоречие - принцип обращения к природе, разуму, истине был ограничен нормами придворного, аристократич. вкуса. Классицистский спектакль в целом отличался помпезностью, статичностью, актёры действовали на фоне декорации, лишённой историч. и бытовой конкретности (т. н. дворец по желанию). Утверждение К. в актёрском иск-ве связано с творчеством франц. актёров Мондори, Флоридора, Т. Дюпарк, М. Шанмеле. В 18 в. просветительский К. получил выражение в творчестве А. Лекена, И. Клерон, М. Дюмениль. Их этич. и гражд. пафос преодолел салонную изысканность придворного К. Демократич. тенденции К. наиболее отчётливо проявились в сценич. практике Мольера. В период Великой французской революции прогрессивные деятели театра, п-режде всего Ф. Ж. Тальма, придали К. новое, революц.-героич. звучание. Франц. К. 17-18 вв. оказал влияние на театр др. стран Европы; крупнейшие его представители - К. Нейбер в Германии, Т. Беттертон, Дж. Кембл в Англии. Яркое проявление К. в театре Франции - творчество Э. Рашель. В 19 - нач. 20 вв. эстетич. нормы К. сказывались в спектаклях театра "Комеди Франсез", в игре Ж. Муне-Сюлли, Сары Бернар и др. актёров.

В России К. возник в 30-50-е гг. 18 в. Творчество крупнейших деятелей рус. театра, сохранявшего основные признаки К., было по сравнению с западноевропейским насыщено просветительскими тенденциями, мотивами протеста, сатирич. обличения. Актёры, выросшие на основе национальной сценич. школы К.,-Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский, Т. Н. Троепольская, С. Н. Сандунов. В кон. 18 - нач. 19 вв. К. пережил пору идейного и художеств, кризиса, т. к. искренность и сила актёрских эмоций вступали в противоречие с канонич. правилами классицистской манеры игры и разрушали их. г. Я. Бояджиев.

Илл. см. на вклейках - к стр. 272 и табл. XXVI, XXVII (стр. 336-337).

Лит.: Р е и з о в Б. Г., Между классицизмом и романтизмом, Л., 1962; Русская литература XVIII в. Эпоха классицизма. [Сб. ст.], М.- Л., 1964; Виппер Ю. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала 17 в., М., 1967; Обломиевский Д. Д., Французский классицизм, М., 1968; Поспелов Г. Н., "Художественная система" русского классицизма, в его кн.: Проблемы литературного стиля, М., 1970; Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, W., 1924; Bray R., La formation de la doctrine classique en France, Gen., 1931; Adam A., Histoire de la litterature francaise au XVII siecle, v. 1 - 5, P., 1948 - 56; Peyre H., Qu'est-ce que le classicisme?, P., 1933.

История русского искусства, т. 6-8 (кн. 1), М.,1961 - 63; Всеобщая история искусств, т. 4-5, М., 1963-64; Коваленская Н. Н., Русский классицизм, М., 1964; Ренессанс, Барокко, Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве 15-17 веков, М., 1968; Всеобщая история архитектуры, т. 7, М., 1969; РотенбергЕ. И., Западноевропейское искусство 17 века, М., 1971 (Памятники мирового искусства, вып.4, 1-я серия); Zeitler R., Klassizismus und Utopie, Stockholm, 1954; Kaufmann E., Architecture in the Age of Reason, Camb. (Mass.), 1955; Hautecoeur L., L'histoire de 1'architecture classique en France, v. 1-7, P., 1943-57; Tapi e V., Baroque et classicisme, P., [1957]; Praz M., Gusto neoclassico, Napoli, 1959; Novotny F., Painting and sculpture in Europe. 1780-1880, Harmondsworth, 1960; Hubala E., Die Kunst des 17. Jahrhunderts, В., 1970; К e 1 1 e r H., Die Kunst des 18, Jahrhunderts, В., 1971.

История западноевропейского театра,т.1, М., 1956; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958.

КЛАССИЧЕСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, направление буржуазной экономической мысли, возникшее в период становления капитали стич. способа произ-ва и неразвитой классовой борьбы пролетариата (18 в.). Её представители впервые приступили к исследованию капиталистич. произ-ва и тем самым положили начало политич. экономии как науке. К. Маркс писал: "...под классической политической экономией я понимаю всю политическую экономию, начиная с У. Петти, которая исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства" (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2изд.,т. 23, с. 91, прим.). К. б. п. э., по характеристике В. И. Ленина,- один из источников марксизма.

Выражая интересы пром. буржуазии, К. б. п. э. провозгласила капитализм вечной и естественной формой произ-ва, единственным строем, якобы соответствующим "природе человека", т. е. природе буржуа, руководимого принципом "разумного эгоизма". К. 6. п. э. критиковала паразитизм и расточительство феодалов, подвергла пересмотру теории своих предшественников - меркантилистов, идеологов торг, капитала (см. Меркантилизм), обосновывая лозунг "экономич. свободы", высказывалась за ограничение вмешательства гос-ва в деятельность буржуа. К. б. п. эдоказывала, что в экономической жизни господствуют объективные, "естественные" законы, нарушение к-рых гос-вом приводит к бедствиям всего общества. К. б. п. э. стремилась отыскать эти внутр. закономерности, но вследствие ограниченности бурж. кругозора научность К. б. п. э. была относительной.

К. б. п. э. сложилась в Великобритании и во Франции. Наибольшее развитие получила в Великобритании. Её представители: У. Петти, положивший начало трудовой теории стоимости, изучению заработной платы и ренты; А. Смит, к-рого К. Маркс назвал обобщающим экономистом мануфактурного периода; Д. Рикардо - завершитель К. б. п. э. в Великобритании эпохи пром. переворота. Во Франции основоположником К. б. п. э. был П. Буагилъбер, в учении к-рого также были зачатки трудовой теории стоимости. Представителями К. б. п. э. во Франции были физиократы (Ф. Кенэ и А. Р. Ж. Тюрго), названные Марксом "...отцами современной политической экономии" (там же, т. 26, ч. 1, с. 12). Завершителем К. б. п. э. во Франции был Ж. Ш. Л. С. Сисмонди. Разделяя исходные положения К. б. п. э. (по вопросам теории стоимости, прибыли, ренты), Сисмонди в то же время был сторонником мелкого произ-ва, основоположником мелкобурж. направления экономической мысли - экономического романтизма. Для представителей французской К. б. п. э. характерна феод, ограниченность кругозора, проявившаяся в выдвижении на первый план с. х-ва и приверженности к мелкому произ-ву, что объясняется неразвитостью капиталистич. отношений в совр. им Франции.

К. б. п. э. использовала новый для политич. экономии того времени метод - проникновение в сущность явлений при помощи науч. абстракции. Однако науч. анализ, напр, у Смита, переплетался с поверхностными обобщениями, Рикардо также недостаточно пользовался науч. абстрагированием. Их методу присущи метафизичность, внеисторизм. Экономич. категории капитализма рассматривались как вечные и естественные, изменяющиеся только количественно. Представители К. б. п. э. не понимали, что экономич. категории, выражающие обществ, производетв. отношения, носят историч. характер.

Заслуга К. 6. п. э. в том, что она положила начало трудовой теории стоимости, сделала первые попытки рассмотрения отд. форм прибавочной стоимости. К. б. п. э. (в лице Рикардо) в трудовой теории стоимости видела исходный пункт анализа капитализма и пыталась свести его важнейшие экономич. категории к этой общей основе. Было установлено, что стоимость товара определяется трудом, необходимым для его произ-ва. Заслуга Смита в провозглашении источником стоимости общественно разделённого труда во всех сферах произ-ва. Смит и Рикардо указывали на различие между потребительной стоимостью и стоимостью товара. Однако противоречие между частным и общественным, конкретным и абстрактным трудом выяснено не было. Не давая необходимого анализа производств, отношений, проявляющихся в стоимости, К. б. п. э. ограничивалась лишь характеристикой её величины. Смит и Рикардо считали, что стоимость не может определяться индивидуальными затратами, но понятие общественно необходимого труда как основы стоимости осталось для них недоступным. В разработке теории трудовой стоимости Рикардо пошёл дальше Смита. "В противоположность Адаму Смиту, - указывал Маркс, - Давид Рикардо выработал четкое определение стоимости товара рабочим временем и показал, что этот закон господствует также и над буржуазными производственными отношениями, на первый взгляд более всего противоречащими ему" ("К критике политической экономии", там же, т. 13, с. 46). Различая стоимость, или "абсолютную" стоимость, и "относительную", или "сравнительную", стоимость, Рикардо отграничивал стоимость как воплощённый в товаре труд от меновой стоимости, или выражения стоимости товара в другом товаре. В проведении этого различия велика заслуга Рикардо, но он не мог выяснить, что меновая стоимость есть форма стоимости. "Один из основных недостатков классической политической экономии,- писал Маркс,- состоит в том, что ей никогда не удавалось из анализа товара и, в частности, товарной стоимости вывести форму стоимости, которая именно и делает ее меновой стоимостью. Как раз в лице своих лучших представителей А. Смита и Рикардо она рассматривает форму стоимости как нечто совершенно безразличное и даже внешнее по отношению к природе товара" (там же, т. 23, с. 91, прим.). Не выяснив же специфич. особенностей формы стоимости, Рикардо и др. представители К. 6. п. э. не поняли природы и функций денег, сущности капитала и ряда др. экономич. категорий.

Исходя из того, что труд является единственным источником стоимости, представители К. б. п. э. пришли к выводу, что прибыль, процент и рента также являются результатом труда рабочих. Рассматривая заработную плату и прибыль как две части стоимости, созданной трудом, они фактически сводили прибыль к прибавочной стоимости и впервые в экономич. теории отметили противоположность в движении величины заработной платы и прибыли, прибыли и ренты. Тем самым были подмечены экономич. противоречия классов бурж. общества в той форме, в какой они выступают в сфере распределения. Но дальше этого представители К. б. п. э. не пошли. Рассматривая труд как товар, а заработную плату как стоимость труда, они, сами того ле замечая, противоречили своей трудозой теории стоимости, будучи не в состояши объяснить присвоение прибыли кашталистами на основе закона стоимости. К. б. п. э. исследовала прибавочную ;тоимость не по существу, а лишь в её троявлении в особых формах (прибыль, зента, процент). Поэтому ею не выяснены :ущность и особенности капиталистич. жсплуатации, не показана эксплуататоржая сущность конкретных форм прибаючной стоимости. Представители К. б. п. э. ie могли также объяснить образование 1бсолютной ренты и отрицали её сущестювание, а дифференциальную ренту :вязывали с т. н. законом убывающего шодородия почвы.

К. б. п. э. положила начало и анализу сапитала, воспроизводства. В лице физиофатов она впервые в домарксовой экогомич. лит-ре попыталась в схематич. [юрме показать процесс воспроизводства [ обращения всего обществ, продукта.

Маркс охарактеризовал Экономическую таблицу Кенэ как гениальную для своего времени попытку представить весь процесс производства капитала как процесс воспроизводства, а обращение - только как момент обращения капитала (см. там же, т. 26, ч. 1, с. 345). Вместе с тем он отметил, что таблица отражала ограниченность физиократов в их представлении о с. х-ве как единственной производит, сфере произ-ва, где создаётся "чистый продукт". Смит и Рикардо отождествляли капитал с его веществ, носителями - деньгами, средствами произ-ва, товарами. Поэтому они не увидели, что в процессе кругооборота капитала происходит смена веществ, форм, в к-рых выступает капитал. Рассматривая структуру капитала, представители К. б. п. э. подметили различие между основным и оборотным капиталом, но т. к. они не анализировали процесс произ-ва прибавочной стоимости, то и не выявили деления капитала на постоянный и переменный. Ошибочно полагая, что обществ, продукт полностью распадается на доходы (см. Догма Смита), а накопление капитала означает использование всей капитализируемой прибавочной стоимости для найма дополнительных рабочих, К. б. п. э. закрыла себе путь к пониманию процесса капиталистич. воспроизводства.

Представители К. б. п. э. указывали на нек-рые противоречия капитализма. В частности, Рикардо отметил противоположность классовых интересов бурж. общества. Но считая эту противоположность естеств. законом обществ, жизни, он признавал неизбежными нищету трудящихся масс и частичные кризисы перепроизводства при капитализме. Сисмонди, критикуя капитализм с мелкобурж. позиций, поставил вопрос о противоречиях капитализма, в частности указывал на обнищание трудящихся и неизбежность экономич. кризисов при капитализме. Но не поняв основы этих противоречий и не видя путей их разрешения, выступал за возврат к мелкому произ-ву.

Науч. взгляды Рикардо были использованы в 20-х гг. 19 в. англ, социалистамирикардианцами (Т. Годскин, Дж. Брей, У. Томпсон) для критики капитализма и обоснования социалистич. учения.

Трудами Рикардо завершается развитие бурж. политич. экономии по восходящей линии. Характеризуя значение классич. школы, В. И. Ленин указывал, что "...классики нащупывали и нащупали целый ряд „естественных законов" капитализма, не понимая его преходящего характера, не видя классовой борьбы внутри его" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 42).

С завоеванием буржуазией политич. власти и обострением классовой борьбы пролетариата отд. вульгарные элементы К. б. п. э. стали использоваться бурж. экономистами в целях апологии капитализма (см. Вульгарная политическая экономия). Нек-рые идеи К. б. п. э. находят отражение в трудах совр. бурж. экономистов, гл. обр. представителей т. н. неоклассического направления.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1-3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23 - 25; его же, К критике политической экономии, там же, т. 13; его ж е, Теории прибавочной стоимости (1У том "Капитала"), ч. 1 - 3, там же, т. 26, ч. 1-3; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., К характеристике экономи-

ческого романтизма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 2; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3, гл. 1; его же. Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; П е т т и В., Экономические и статистические работы, пер. с англ., т. 1 - 2, М., 1940; Кенэ Ф., Избранные экономические произведения, пер. с франц., М., 1960; Тюрго А. Р. Ж.. Избранные экономические произведения, пер. с франц., М., 1961; Смит А., Исследование о природе и причинах богатства народов, пер. с англ., М., 1962; Рикардо Д., Начала политической экономии и налогового обложения, пер. с англ., Соч., т. 1, М., 1955; Сисмонди С. де, Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению, пер. [с франц.], т. 1 - 2, М., 1937; 3 а р р и н П. И., Классическая буржуазная политическая экономия, М., 1956; Аникин А. В., Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса, М., 1971. М. Н. Рындина.

КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА, механика, в основе к-рой лежат Ньютона законы механики и предметом изучения к-рой является движение макроскопич. материальных тел, совершаемое со скоростями, малыми по сравнению со скоростью света. Движения частиц со скоростями порядка скорости света рассматриваются в относительности теории, а движения микрочастиц изучаются в квантовой механике,

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ, период в развитии нем. философии кон. 18 - нач. 19 вв., в течение к-рого в ней последовательно появились: нем. классич. идеализм (осн. представители - И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) и материализм Л. Фейербаха. Гл. достижением этого периода было создание логики развития - диалектики. Термин "К. н. ф." употребляется Ф. Энгельсом в его работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". К. н. ф. является одним из источников марксизма. Подробнее см. в ст. Германия, раздел Философия.

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА, одно из направлений в бурж. теории уголовного права, возникшее в 18 в. в период борьбы буржуазии с феодализмом. Основой воззрений представителей К. ш. у. п. стали отрицание принципов феод, уголовного права и защита демократич. принципов уголовной ответственности и применения наказаний, провозгласивших формальное равенство всех перед законом. Это положение утвердилось как реакция на феодальное право привилегий и неравенство сословий. К. ш. у. п. на базе общих исходных положений объединяет ряд концепций и нац. вариантов, связанных с особенностями историч. развития той или иной страны. В Великобритании, где идеи, характерные для К. ш. у. п., появились ранее, чем в др. странах, выразителями новых правовых идей в области уголовного права, построенных на компромиссе буржуазии и аристократии, были философ Дж. Локк и правовед У. Блэкстон. Локк, по выражению Ф. Энгельса, был "... в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 года" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 419). Утверждение Локка, что только закон может быть мерилом хорошего и дурного, стало основой принципа К. ш. у. п.- nullum crimeu, nulla poena sine lege ("нет преступления, нет наказания без указания об этом в законе"). Уголовно-правовые взгляды Блэкстона отрицали концепцию Локка о принадлежности человеку естественных прав, к-рые должны отражаться в законах. Однако он выдвигал много компромиссных положений (напр., защита сложившегося при феодализме т. н. общего права). Возврат ко многим положениям феод, права весьма характерен для англ, учёного 19 в. И. Бентама. Во Франции большое влияние на развитие бурж. отношений в области уголовного права оказали франц. просветители и энциклопедисты, выдвинувшие, в частности, концепцию естественного права, лежащую в основе К. ш. у. п. В Германии её видным представителем был А. Фейербах. Крупнейшим представителем К. ш. у. п. является итал. учёный Ч. Беккариа, в работе к-рого "О преступлениях и наказаниях" (1764) наиболее чётко выражены взгляды этого направления. Беккариа считал, что преступления появляются не только в результате нарушений договоров, но и в связи с искажениями людьми божеств, и естеств. законов, однако сферу преступного он ограничивал областью нарушения законов. Беккариа выдвинул ряд основополагающих принципов уголовной ответственности: "наказание должно быть соразмерно преступлению, мерилом к-рого является фактич. вред"; "каждый гражданин может делать всё, что не противно законам, однако за нарушение закона следует наказание". Беккариа отрицал понятие наказания как истязания и мучения. Цель наказания он видел в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения преступлений. Прогрессивный характер носили выдвинутые Беккариа положения: "никто не может быть назван преступником, пока не вынесен обвинительный приговор" и "только законы могут устанавливать наказание за преступления ".

Гуманные принципы К. ш. у. п. выражали интересы стремившегося к власти класса буржуазии, вели к утверждению нового, бурж. права, сменившего феод, право сословий и привилегий.

К. ш. у. п. имела весьма широкое распространение в дореволюц. России. Принципы этой школы разделяли 3. А. Горюшкин, Н. Н. Сандунов, И. Ф. Тимковский, А. П. Куницын, В. Г. Кукольник и др. К представителям К. ш. у. п. в России 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. относятся А. С. Жиряев, В. Д. Спасович, П.Д. Калмыков, А. В. Лохвицкий, Н.А. Неклюдов, А. Ф. Кистяковский, Н. Д. Сергиевский, Н. С. Таганцев.

Неспособность К. ш. у. п. решить проблемы борьбы с ростом преступности в капиталистич. гос-вах привела к возникновению новых направлений буржуазного уголовного права. Определённой реакцией на догматические рецепты К. ш. у. п. явилась антропологическая школа уголовного права.

Лит.: Беккариа Ч., О преступлениях и наказаниях, пер., М., 1939; Таганцев Н. С., Русское уголовное право, часть общая, т. 2, 2 изд., СПБ, 1902; П о знышев С. В., Основные начала науки уголовного права. Общая часть уголовного прав, 2 изд., М., 1912; Решетников Ф. М., Уголовное право буржуазных стран, в. 2, М.. 1966. Н. А. Стручков.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ, канонизированная система выразительных средств хореографич. иск-ва, основанная на принципе поэтически-обобщённой трактовки сценич. образа; раскрытие эмоций, мыслей и переживаний средствами пластики. Как термин употребляется в России с конца 19 в. (см. Балет и Танец).

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, тип общего среднего образования, в основу к-рого положено изучение лат. и греч. языков и антич. лит-ры. К. о. начало складываться в Европе в эпоху Возрождения, когда резко возрос интерес к культурному наследию антич. народов. В 14-15 вв. латинский и особенно греч. языки гуманисты рассматривали как единственное средство приобщения к забытым в предыдущие столетия науке и иск-ву Др. Греции и Др. Рима. К числу первых классич. уч. заведений следует отнести школы итал. гуманистов - Гуарино Веронезе и Витторино да Фелътре. Однако уже к кон. 15 в. содержание К. о. претерпело серьёзные изменения. В преобладающем большинстве школ гл. целью стало овладение формальной стороной лат. языка, изящным стилем. Широкое распространение получило т. н. цицеронианство - увлечение изучением языка и стиля крупнейшего рим. оратора и писателя Цицерона (106-43 до н. э.). Это ограничило К. о. узкофилологич. рамками и способствовало возрождению формализма в обучении. С резкой критикой преувеличенного внимания к внеш. стороне лат. языка выступали Эразм Роттердамский, X. Вивес, И. Рейхлин, Ф. Меланхтон и мн. др. Однако цицеронианство продолжало господствовать в повышенных школах вплоть до 18 в. Наиболее ярким примером ср. школы, где давалось так односторонне трактуемое К. о., явилась гимназия.

Новый этап в развитии К. о. начался с сер. 18 в. и был связан с распространением в странах Зап. Европы, особенно в Германии, неогуманизма. Лат. и греч. языки вновь стали рассматриваться как осн. средство для усвоения культурного наследия древнего мира. Передовым мыслителям 18 в. др. греки казались идеалом гармонически развитых людей, к к-рому надо стремиться в процессе воспитания. С этого времени осн. задачей К. о. становится развитие мышления, эстетич. вкусов, формирование мировоззрения. В связи с этим в уч. планах гимназий и аналогичных им ср. уч. заведений (латинских школ, грамматических школ, лицеев и т. п.) довольно значит, место стала занимать математика, изучение к-рой наряду с изучением грамматики древних языков считалось гл. средством формального образования. В уч. план гимназий были включены также родной яз., история, география, в небольшом объёме - естеств. науки. К. о. стало рассматриваться исключительно как подготовительное к получению университетского и превратилось в гл. вид ср. образования.Таким К. о. сохранилось в большинстве стран Европы и Америки без существ, изменений до кон. 19 в. В наст, время классич. лицеи имеются во Франции и Италии, классич. гимназии - в ФРГ, классич. отделения в нек-рых грамматич. школах - в Великобритании, есть классич. ср. школы в Бельгии, Бразилии и др. Однако в чистом виде К. о. не встречается уже нигде. В уч. планы школ входят различные предметы, гл. обр. гуманитарные, хотя изучаются и предметы естественно-математич. цикла. На изучение древних языков отводится, напр., в классич. лицеях Италии ок. 28% общего времени, на классич. отделениях ср. школ в ГДР - 12%.

В Р о с с и и идеи К. о. начали распространяться с 17 в., когда появились греколатинские школы, открылись Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии. В 18 в. в России были открыты первые гимназии - при Академии наук в Петербурге (1726), при Московском ун-те (1755) и в Казани (1758). Они носили смешанный характер, и в их работе можно легко обнаружить черты, свойственные как шк