загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ь на неск. типов и возводились по одному простому принципу (трактат "Ин цзао фа ши" о формах и методах строительства, 1103, Ли Мин-чжун). В основе каждого сооружения - " дянь " (одноэтажный прямоугольный в плане павильон), "лоу", или "гэ" (многоэтажные здания с обходными галереями), "тай" (небольшая беседка на высоком каменном основании), "тин" (беседка в парке), "лян" (галерея) - лежит простейшая ячейка каркаса, образованная 4 столбами и системой балок перекрытия. Сочетание этих ячеек создаёт конструктивную и пространств, основу самых различных зданий. Стены не являются несущим элементом; изогнутые по краям, поддерживаемые покрытыми красным лаком столбами, балками и системой "доугунов", черепичные крыши как бы парят в воздухе (храм Фогуан в горах Утайшань, 857; илл. см. т. 8, с. 121). Монументальная ясность и рациональность присущи танским кирпичным пагодам, почти лишённым декора и построенным на ритме простых прямых линий и повторяющихся объёмов (Даяньта, 652, перестроена в 704, и Сяояньта, 707-709, - обе близ Сианя).

Градостроит. мероприятия периода Сун связаны с расширением торговли, увеличением населения. Кварталы северосунской столицы Бяньлян (ныне Кайфын) не имеют стен, дворцовая часть перемещается в центр, по сторонам главной магистрали выстраиваются ряды лавок. Архитектура этого времени тяготеет к большему изяществу форм,лёгкости и стройности пропорций. В декоре зданий применяются цветные изразцы и роспись.

Для пагод сунского периода характерны более вытянутые пропорции, более сложные планы (Баочу, 968, и Люхэта, 970-1156 в Ханчжоу; Тета, или "Железная" пагода, в Кайфыне, 1041-48; Бэйсыта в Сучжоу, 1031-62). В новой (с 1127) столице Ханчжоу и др. местах к Ю. от р. Янцзы культивируются комплексы небольших по размерам садов, имитирующие естеств. природу. Искусств, ландшафты с некрашеными беседками и заросшими водоёмами отвечали требованиям простоты и естественности.

Монументальной скульптуре и погребальной пластике периода Тан свойственны те же гармония и мощь, что и архитектуре. Статуи пещерных храмов Дуньхуана и Лунмыня отличаются пластич. красотой, жизнеутверждающим духом, непринуждённостью движении. Лица буддийских божеств (при соблюдении художниками общих иконографич. законов) отражают кит. нац. тип. Тела и одежды приобретают мягкость и объёмность (статуя Будды Вайрочана в Лунмыне, 7 в.). Рельефы и мелкая пластика из погребений отличаются большим сюжетным многообразием, повествовательностью, остротой характеристик. В период Сун гармония физич. и духовного начал постепенно утрачивается. Пропорции тел удлиняются, жесты становятся более манерными (женские статуи из пещерного храма Тайюань). Вместо камня применяются лак, сандаловое дерево, золочёная бронза.

Высшим достижением иск-ва ср.-век. К. является живопись, в к-рой с наибольшей полнотой воплощены гуманистич. идеалы. Культовые настенные храмовые росписи (минеральными водяными красками по сухому известковому грунту, нанесённому на слой глины, смешанной с пенькой), исполненные по образцам известных живописцев того времени (У Даоцзы, Янь Ли-бэнь), отличаются светской направленностью (бытовые сцены, портреты жертвователей и чиновников, пейзажи). Установились определённые жанры в станковой живописи: портрет (Янь Либэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан, У Дао-цзы), живопись "цветов и птиц" (Бянь Луань), анималистич. жанр (Хан Гань). Пейзаж "шань-шуй" ("горы-воды") приобретает самостоят, значение и тесно сплетается с возвышенной поэзией и древними представлениями о силах мироздания. Своеобразные художеств. приёмы позволяют достигать больших обобщений, создают впечатление цельности природы как части бескрайнего мира (вытянутая форма свитка, композиц. построение с высоко поднятой линией горизонта, противопоставление разномасштабных предметов, создание между дальними и ближними предметами возд. среды в виде тумана, воды и облаков). Многокрасочны, ярки и нарядны плоскостные пейзажи Ли Сы-сюня и Ли Чжао-дао; более пространственны и эпичны монохромные пейзажи Ван Вэя.

В периоды "Пяти династий" (907 - 960) и Сун филос. направленность пейзажной живописи влияет и на др. живописные жанры, в т. ч. на жанр "цветов и птиц" (Сюй Си, Хуан Цюань),передающий через малый фрагмент природы большие филос. идеи (Цзин Хао, Цзюй Жань, Цуй Бо), Значит, место в это время занимает "живопись учёных" (Су Ши, Вэнь Тун, Ми Фэй) - поэтов, литераторов, считавших себя независимыми от академического направления и писавших в свободной, текучей манере, стараясь (как и живописцы, связанные с идеалами буддийской секты Чань,-Му-ци, Лян Кай, Ин Юй-цзянь) отобразить в своём творчестве "дао" - скрытый смысл явления, движение Вселенной, её душу. Пейзажи периода Сев. Сун (960-1127) изображают мир в его необъятности, суровым и величественным, отдалённым от человека (Го Си, Фань Куань, Ми Фэй, Ли Чэн и Гао Кэ-гун). Творческие достижения живописцев обобщаются в трактатах, по своей поэтич. форме созвучных живописи (трактаты Чжань Янь-юаня,9 в., Цзин Хао, 10 в., Го Си, сер. 11 в.).

В период Юж. Сун (1127-1279) на смену грандиозным ландшафтам приходит пейзаж, приближённый к людям, воспевающий простую, мягкую природу. Настроения, переданные через пейзаж,овеяны большим лиризмом, часто грустны или тревожны (картины Ли Тана, Ли Ди, Ма Юаня, Ся Гуя и др.).

Такого же высокого расцвета в периоды Тан и Сун достигает декоративно-прикладное иск-во. Появились многообразные изделия из фарфора: напр., белоснежный фарфор из г. Сийчжоу, в к-ром, несмотря на влияние изощрённых иранских орнаментальных мотивов, сохранялась монументальность формы древних изделий. Известны изящно простые по формам серо-голубые и серо-зелёные керамические сосуды из мастерских сел. Лунцюань-яо, Гуань-яо и Гэ-яо, подражающие драгоценному нефриту, белые сосуды с рельефным орнаментом из Динчжоу-яо и чёрно-белые из Цычжоу-яо с изысканным рисунком. Распространились ткани-"кэ-сы", узоры к-рых создавались по мотивам, заимствованным из живописи.

В период монг. династии Юань (13-14 вв.) продолжали сохраняться и развивались традиции танского и сунского иск-ва. Перестраиваются ансамбли юаньской столицы Даду (позже Пекин), расширяется её территория. Создаются дворцовые комплексы, главные здания к-рых соединяются посредине галереей, образуя обширные квадратные в плане дворы. Крыши дворцов покрываются цветной глазурованной черепицей, методы изготовления которой пришли из Средней Азии. В живописи наблюдается известная стабилизация жанров. Пейзажи Ни Цзаня, Хуан Гун-вана, Ван Мэна, У Чжэня и др. ещё более лиричны и интимны, чем сунские. Излюбленный аллегорический мотив - бамбук, сгибаемый бурей. Мастера направления "живописи учёных" используют пористую бумагу, их палитра монохромна или неярка.

Искусство периода Сун. 1. Цуй Б о. "Бамбук и цапля". Ок. 1070. 2. Ц з юй Жаль. "Снег". 10 в. 3. Ц у и Б о. "Одинокий гусь". 11 в. (Все три - шёлк, тушь. Музей Гугун. Пекин.)

Мемориальные мраморные ворота-"пайлоу" в императорском погребальном комплексе Шисаньлин близ Пекина. 1541.

Пекин. Комплекс императорского дворца - "Запретный город" (15 в.). 1. Ворота Умынь.

2. Павильон Чжунхэдянь.

В периоды Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) наивысшего расцвета достигли архитектура и декоративно-прикладное иск-во. Окончательно утвердились принципы регулярной, строго симметричной планировки городов, с огромными комплексами дворцовых и храмовых зданий (Пекин, Нанкин). Грандиозные масштабы и пространств, размах присущи и погребальным сооружениям (комплекс Шисаньлин близ Пекина, 15-17 вв., со скульптурной "аллеей духов" протяжённостью ок. 1 км). Типы построек с усовершенствованным стоечно-балочным каркасом оставались почти неизменными до кон. 19 в., хотя наряду с деревом шире применялись камень и кирпич (новый тип - кирпичный безбалочный храм-"уляндянь" в Нанкине, 1398). Сооружения приобретают большую динамичность, декоративность; системы "доугунов" становятся более дробными, занимая всё подкровельное пространство, и так же, как и потолки интерьеров, расписываются яркими красками с применением позолоты и введением жанровых и пейзажных мотивов. Дворцовые и храмовые сооружения 18-19 вв. приобрели особую пышность, ещё более возросла роль декоративного убранства (загородный парк Ихэюань близ Пекина с лёгкими причудливыми беседками, многочисл. орнаментальной скульптурой), утрачивалась объёмная цельность сооружений (храм Юнхэгун в Пекине). К кон. 19 - нач. 20 вв. растущие вычурность и прихотливость узоров привели к утрате органич. соединения орнамента и формы.

Живопись периодов Мин и Цин отличается от прошлого значительным усилением консервативности, канонизацией художеств, приёмов. Прошлые достижения становятся схемами, а мастера - подражателями стилям прошлых эпох. Более свободно творчество мастеров, живших вдали от столицы и образовавших многочисл. художеств, школы - чжэцзянскую (Дай Цзинь), сучжоускую (Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэн-мин)и др. Яркий мастер жанра "цветов и птиц" этого времени Сюй Вэй писал в свободной эскизной манере "се-и" ("живопись идей") широкой, насыщенной влагой кистью. Мастера бытового жанра Чоу Ин, Тан Инь, Чэнь Хун-шоу и др. создавали картины, иллюстрирующие старинные легенды и поэмы, в тонкой и подробной графич. манере "гун-би". Широкое распространение в периоды Мин и Цин получили лубок, гравюра на дереве и книжная иллюстрация. В период Цин, отличавшийся эклектичностью, в разных стилях и манерах работали пейзажисты Ван Хой, Ван Ши-минь, Ван Цзянь, Ван Юнь-ци (группа "четырёх Ванов"), в традиц. манере жанра "цветов и птиц" писал Юань Шоу-пин, живописцы Ши Тао и Чжу Да подражали Сюй Вэю.

В 14-19 вв. возросло произ-во многоцветного фарфора с пейзажными, жанровыми, растит, мотивами, выполненными подглазуркой росписью синим кобальтом, свинцовыми глазурями, надглазурными яркими красками ("доу-цай" - борьба цветов). Изготовлялся и белый фарфор (в Дэхуа), появилась перегородчатая эмаль. В традициях прошлого выполняются изделия из красного резного лака (сосуды, мебель, садовые скамейки), вышивки, ткани-"кэ-сы", резьба по камню, бамбуку и кости.

Во 2-й пол. 19 в. в превращённом в полуколонию К. резко обострились социальные и культурные противоречия. Во всех областях культурной жизни наблюдался застой. Общий упадок отразился и на архитектуре, и на декоративно-прикладном иск-ве, произведения к-рого были подчас вычурными и безвкусными. Крупные города (Шанхай, Тяньцзинь, Нанкин, ГуанЧжоу)застраивались эклектичными зданиями европ. типа - кам. домами с затейливыми арками, стилизов. в нац. традициях. Окраины, представлявшие собой грязные трущобы с извилистыми переулками, были застроены мазанками, бамбуковыми фанзами. Не менее эклектичным был и т. н. кит. ренессанс (дворцовый павильон Цинъяньфан в форме корабля в парке Ихэюань, б-ка - в Пекине), механически соединивший черты кит. и европ. архитектуры.

Парк Ихэюань близ Пекина (16-18 вв.). 1. Искусственное озеро Куньминху. 2. Беседка ("тин").

Гао Цзяньфу. "Сова в осеннем лесу". Бумага, тушь, водяные краски. 20 в. Художественный музей провинции Гуандун. Гуанчжоу.

Ближе всего связанными с жизнью народа оказались гравюра и лубок, носители демократич. тенденций. Первыми мастерами, сумевшими приблизить традиц. иск-во к жизни, были Жэнь Бо-нянь, У Чан-ши, Чэнь Шицзэн, Гао Цзянь-фу, стремившиеся вновь утвердить красоту мира природы (см. Гохуа). Появилась живопись маслом европ. типа. Великая Окт. социалистич. революция в России вызвала в К. подъём демократич. сил. В 1920-е гг. появляются плакат, гравюра нового типа, формируется революц. карикатура. Наиболее широко гравюра К. соприкоснулась с жизнью народа в 1940-е гг., после того как была создана Академия иск-в им. Лу Синя (1938) и сформировался круг совр. мастеров. Серии гравюр Гу Юаня, листы Ли Хуа,Ма Да и др. соединяют остроту и лаконизм традиц. манеры с новым мировосприятием.

Образование КНР в 1949 создало новые возможности для развития демократич. культуры. Развернулись градостроит. работы. Императорские дворцы и сады были переоборудованы в музеи и парки. Были созданы многие жилые и обществ, сооружения, расширены улицы и площади, с кон. 1950-х гг. используется принцип застройки микрорайонами. В проектировании и стр-ве большую помощь оказывали специалисты СССР и др. социалистич. стран. В архитектуре 1950-х гг. зодчие К. соединяли декоративные элементы традиц. архитектуры с совр. строит, конструкциями (здание Всекитайского собрания нар. представителей, гостиница "Пекин", гостиница "Дружба", Центр, вокзал - все в Пекине).

В живописи КНР 1950-х гг. значит, роль играет творчество Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Хуан Бинь-хуна и Сюй Бэйхуна. Не выходя за круг традиц. мотивов пейзажа, жанра "цветов и птиц", Ци Бай-ши раскрывал красоту природы, Сюй Бэй-хун создавал образы современников - портреты рабочих, деятелей культуры, стремясь соединить приёмы живописи "гохуа" с приёмами совр. европ. живописи. В ист., бытовом и пейзажном жанрах тот же метод использовали Ли Кэ-жань, Цзян Чжао-хэ и др. Получили распространение многие отрасли декоративно-прикладного иск-ва. Появилось иск-во весьма разнообразной художественной вырезки (т. н. оконные цветы). Значительное место занимают выделка художественных тканей и вышивка.

Жилые дома из бамбука в провинции Юньнань в Юго-Западном Китае. 20 в.

Годы "культурной революции" были периодом упадка кит. изобразит, иск-ва. По существу, его единств, областью, имевшей право на существование, был политический плакат, целиком посвящённый пропаганде "культурной революции" и "идей Мао".

Нек-рое оживление наблюдается с нач. 1972, о чём, в частности, свидетельствует проведение Всекитайской художеств, выставки и Всекитайской выставки кустарно-художеств. изделий.

Разнообразие климатич. условий нашло отражение в народной архитектуре К. На Ю.- лёгкие деревянные здания с высоко поднятыми углами крыш, на С.- массивные постройки с глинобитными стенами, в центр, р-нах - прямоугольные в плане каркасные хижины, в горных р-нах - дома пещерного типа. Самобытна архитектура авт. р-нов К.Тибета (см. Тибетский автономный район) и Синьцзяна (см. СиньцзянУйгурский автономный район).

Илл. см. на вклейках - к стр. 232-233 и табл. XX, XXI (стр. 240-241).

Лит.: Разумовский К. И., Китайское искусство, в кн.: Китай. История, экономика, культура, М.- Л., 1940; В е с т ф ален Э. X., Кречетова М. Н., Китайский фарфор, Л., 1947; Глухарёва О. иДенике Б., Краткая история искусства Китая, М.- Л., 1948; К о ч е т ова С., Фарфор и бумага в искусстве Китая, М. -Л., 1956; [Муриан И.], Современный китайский лубок, М., 1958; Глухарёва О. Н., Искусство народного Китая..., М., 1958; Кречетова М. Н., Резной камень Китая в Эрмитаже, Л., 1960; Виноградова Н. А., Искусство средневекового Китая, М., 1962; её же, Искусство Китая, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 1, М., 1956; т. 2, кн. 2, М., 1961; т. 6, кн. 2, М., 1965; её же, Китайская пейзажная живопись, М., 1972; Архитектура Китая, в кн.: .Всеобщая история архитектуры, т. 1, М., 1970, т. 9, М., 1971; Cohn W., Chinese painting, L., 1948; S о р е г A., The art and architecture of China, Harmondsworth, 1956; Siren O., Chinese painting: leading masters and principles, v. 1-7, L.- N. Y., 1956-58.

Н, А. Виноградова.

XV. Музыка

Муз. культура К.- одна из древнейших в мире. Её истоки восходят к первобытным песням и пляскам, достаточно высоко развитым уже во 2-м тысячелетии до н. э.

В текстах 11-6 вв. дон. э. слово "юэ" (музыка) выражало широкое понятие, включавшее поэзию, танцы, изобразит, иск-во. Т. о., музыка с древности была связана с различными сторонами жизни и деятельности человека.

Представленные в кн. "Шицзин" ("Книга песен") 3000 нар. песен, ритуальных гимнов (11-6 вв. до н. э.)- выдающийся памятник нар. песенного иск-ва; считается, что эта книга положила начало развитию собственно истории кит. музыки. В 6 в. до н. э. песня стала обособляться от пляски, превращаясь в самостоятельный вид иск-ва. В понимании древних кит. философов, музыка призвана была играть практич. роль. Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует истинному гос. устройству, поэтому она обладает строго определённой структурой. С древности в К. существовала муз. система люй (строй, мера), изобретение к-рой приписывается мифич. правителю Хуан-ди. В основе люй - 12-ступенный звукоряд, к-рый образован 12 бамбуковыми трубками различной величины, расположенными в таком соотношении, что возникала цепь восходящих квартовых ходов. Люй содержала в себе возможности строгой темперации (равномерная темперация осуществлена в 16 в. н. э.). В 7 в. до н. э., в соответствии с развитием интонац. природы кит. яз., в музыке К. было выделено 5 важнейших звуков, образующих пентатонный звукоряд (см. Пентатоника), происхождение к-рого объяснялось подражанием природе. Традиц. кит. оркестр включает ок. 100 инструментов. Наибольшая (ок. 30 видов) - струнная группа: щипковые - сэ, цинь, пипа, смычковые - ху (эрху, сыху, баньху); духовые инструменты: флейты - сяо (продольная), пайсяо (многоствольная, вид флейты пана), шэн (язычковый; даёт аккордовое звучание); ударные - барабаны, колокола.

Нар. песне К. свойственно одноголосие, гетерофония, повторяющиеся ритмы; манера исполнения отличается фальцетной, горловой окраской звука.

С 5 в. до н. э., с развитием конфуцианства, музыка в К. приобретает особенно важное обществ, значение. Осн. категории доктрины Конфуция - "жэнь" (гуманность) и "ли" (ритуал, система морально-этических принципов) - выступают в неразрывном единстве с музыкой. В период Хань (206 до н. э.-220 н. э.) общий культурный подъём сказывается и на усиленном развитии муз. иск-ва, когда собиранием и изучением муз. фольклора занималась созданная несколько ранее Юэфу (спец. муз. палата). В ведении последней находились исполнители на муз. инструментах, певцы, танцоры, с ней были связаны крупнейшие музыканты К.

В 3-6 вв. на характер музыки оказало влияние распространившееся в К. даосско-буддийское мировоззрение. В сочинении о цитре Цзи Кана (3 в.)понимание музыки как наивысшего выражения "дао"сути бытия - противопоставлено доктрине Конфуция; музыка стала индивидуальной, мистич. сферой, а не только обществ, категорией. В 5-10 вв. в К. вместе с буддизмом пришло влияние муз. культур др. народов, что сказалось на расширении состава оркестра за счёт новых инструментов и на ладовой структуре музыки. Первое проф. произв., дошедшее до нас в нотной записи,- пьеса для циня "Юланьпу" ("Одинокая орхидея"), приписываемая Цю Мину (6 в.).

Игра в ножной мяч в сопровождении оркестра. Гравюра периода Мин.

В связи с общим подъёмом культуры в период Тан (7-10 вв.) поднялся уровень муз. образования (в 714 открылось 5 спец. муз. учебных заведений), были созданы первые придворные актёрские проф. группы, в т. ч. "Грушевый сад" ("Лиюань"), ставшая исполнительской школой, к-рая объединила мн. музыкантов. Крупнейшее муз.-теоретич. соч.- трактат "Записки о музыке" Дуань Ань-цзе - относится к 10 в.

В период Сун (10-13 вв.) возрождается в изменённом виде конфуцианская теория музыки, по к-рой главное - непосредств. этич. действенность музыки, второстепенное - её эстетич. принципы: муз. философия, теория. 13 в. отмечен широким развитием демократич. муз. жанров, в т. ч. нар. песенного иск-ва, тесно связанного с театром этого времени: 4-актная драма цзацзюй осн. на нар. песнях Сев. К. (Гуань Хань-цин написал св. 60 пьес, используя сев.-кит. муз. фольклор); многочастная драма чуаньци строилась на нар. музыке Юж. К. В 15-16 вв. достигло высокого развития муз.театр. иск-во, связанное с творчеством актёра и композитора Вэй Лян-фу.

Заключительный этап в развитии классич. музыки К. относится к периоду династии Мин (14-17 вв.), когда Чжу Цзай-юй (в 16 в.) развил принцип равномерно-темперированного 12-ступенного звукоряда, завершив достижения системы люй.

С 17 в. до новейшего времени кит. музыка остаётся традиционной. Однако наблюдается тенденция к её демократизации. Для 18-19 вв. характерны европ. влияния, усилившиеся на рубеже 1920 вв.

После движения "4 мая" (1919) представители революционно настроенной молодёжи получают муз. образование в Европе, стремятся внести в музыку К. достижения муз. иск-ва др. стран (среди них - Си Син-хай). В 1932 композиторы Не Эр (автор песни "Марш добровольцев", ставшей гос. гимном КНР) и Люй Цзи организовали революц. группу музыкантов, создавших в период нац.-освободит, движения против япон. захватчиков популярные патриотич. 'массовые песни.

В первые годы после образования КНР (1949) развитию музыки в К. способствовали организац. мероприятия пр-ва. В 1949 создана Всекитайская ассоциация лит-ры и иск-ва; в 1953 при ней был организован Союз кит. композиторов.

С кон. 1950-х гг. наметился переход к созданию упрощённых, вульгаризаторских произв. В 1-й пол. 1960-х гг. и особенно в ходе "культурной революции" (2-я пол. 1960-х гг.) музыка была призвана в основном иллюстрировать политические лозунги китайского руководства.

В ходе "культурной революции" прекратилось исполнение зарубежной и кит. музыки, написанной до 1966. Были разрешены к постановке лишь неск. "образцовых" пьес пекинской муз. драмы и балетов ("образцовые", т. е. признаваемые "подлинно революционными", "отвечающими идеям Мао Цзэ-дуна"; служащие образцом для творчества и для подражания в жизни). На основе "образцовой" пьесы "Шацзябан" создана одноим. "оркестровая музыка" (термин "симфония" как европейский не употребляется) для симф. оркестра с участием кит. нац. инструментов. В концертные программы включаются арии из пекинской муз. драмы "Красный фонарь" в сопровождении фп. Если во 2-й пол. 1960-х гг. фп. музыка была запрещена и рояли и пианино уничтожались, то в 1970-е гг. фп. вновь было допущено на концертную эстраду. Использование фп. музыки разрешалось в соответствии с тезисом Мао Цзэ-дуна: "Поставить иностранное на службу китайскому". В 1970 создан фп. концерт "Хуанхэ" - коллективная переработка кантаты того же назв. композитора Си Син-хая. Это произв. стало исполняться только оркестром, т. к. текст был запрещён как не отвечающий "идеям Мао Цзэ-дуна", в нём сделаны купюры с целью уничтожения влияния рус. и сов. музыки, ощутимого в нек-рых частях кантаты и характерного для творчества Си Син-хая в целом. Исполняются 10 песен на новые тексты, написанные в духе культа личности Мао Цзэ-дуна. В период "культурной революции" исполнение нар. музыки самодеятельными и проф. коллективами было запрещено, певцов и инструменталистов стали привлекать к физич. работе. В 1970-е гг. музыкантам было разрешено включать в репертуар официально допущенные произв. нар. иск-ва. В 1972 издан сб. "Песни с поля боя", состоящий из песен периода "культурной революции "; эти песни исполняются повсеместно.

К нач. 1970-х гг. имелись 3 консерватории - в Пекине, Тяньцзине и Шанхае; 4 муз. ин-та - в Ухане (Хубэй), Шэньяне (Ляонин), Сиане (Шэньси), Чэнду (Сычуань). Эти консерватории и ин-ты не были закрыты, однако сведений о систематич. обучении в них и выпуске студентов нет.

Лит.: Шнеерсон Г. М., Музыкальная культура Китая, М., 1952; Музыкальные инструменты Китая. Авторизованный пер. с кит. под ред. и с доп. И. 3. Алендера, М., 1958; Музыкальная эстетика стран Востока, М., 1967, с. 140-245; Лисевич И. С., Древняя китайская поэзия и народная песня, М., 1969; Сорокин В. Ф., Трактат "Рассуждение о пении", в кн.: Историко-филологические исследования, М., 1967, с. 487 - 492; В а л и ц к и и В., "Культурная революция" в музыке, "Советская музыка", 1970, М° 8, с. 129 - 38. Е. В. Виноградова, А. Н. Желожовцев.



Таблица XVII

К ст. Киров. 1. Гостиница "Центральная". 1937. Архитектор И. Л. Чарушин. 2. Ротонда в парке имени Степана Халтурина. 1837. Архитектор А. Л. Витберг. 3. Лыжный трамплин. 1951. Инженер А. В. Казенин. 4. Художественный музей имени А. М. Горького. Начало 19 в. Архитектор И. Дюсор де Невиль. 5. Успенский собор в Трифоновском монастыре. 1689. 6. Драматический театр имени С. М. Кирова. 1939. Архитектор Фёдоров. 7. Памятник В. И. Ленину. Гранит. 1970. Скульпторы М. М. Кошкин, Ф. А. Шпак, архитектор И. М. Синица. 8. Дом Советов. 1946. Архитектор Е. И. Громаковский. 9. Памятник кировчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45. Бетон. 1967. Архитектор Ю. И. Кармазин. 10. Центральный универмаг. 1970. Архитектор Г. С. Турок. 11. Гостиница "Вятка". 1967. Архитектор Чернов.

Таблица XVIII

К ст. Китай. 1. Пустыня Такла-Макан на западе страны. 2. Гребневая зона гор Восточного Тянь-Шаня. 3. Овражная эрозия на Лёссовом плато. 4. Река Янцзы в среднем течении. 5. Берег острова Хайнань. 6. Среднегорный рельеф на юге Китая.

Таблица XIX

К ст. Китай. 1. Пекин. Главная улица Чанъаньцзе. 2. Шанхай. Набережная Вайтань (р. Хуанпу). 3. Гуанчжоу (б. Кантон). Набережная р. Жемчужной (дельта р. Сицзян). 4. Циндао. Город на побережье полуострова Шаньдун. 5. Ухань. Мост через р. Янцзы. 6. Гуйлинь. Вид на город в долине р. Гуйцзян.

Таблица XX

К ст. Китай. 1. "Дворец в Лояне". Шёлк, тушь, водяные краски. 8 в. 2. Ч ж о у Ф а н. "Чаепитие под мелодию циня". Шёлк, тушь, водяные краски. 8 в. Галерея Нельсона. Канзас-Сити. 3. Ли Гун-линь. "Портрет Вэймо". 11 в. Шёлк, тушь. Национальный музей. Токио. 4. Ли Тан. "Деревенский лекарь". Шёлк, тушь. 11 -12 вв. Музей Гугун. Пекин. 5. Ц и Б а и - ш и. "Белка". Бумага, тушь, водяные краски, 1930-е гг. Музей Гугун. Пекин, б. В э и ь Тун. "Ветка бамбука". Шёлк, тушь. 11 в. Раньше - в Музее Гугун, Пекин. 7. Д у н Юань. Пейзаж. 10 в. Раньше-в Музее Гугун, Пекин. 8. Л и Ц ю н ь. "Рассвет". Цветная гравюра. 1957, 9, Ма Юань. "Причудливая сосна". Шёлк, тушь, водяные краски. 12 в. Городской музей. Шанхай. 10. С ю и Б э й-х у п. "Сорока". Бумага, тушь. 1948. Музей искусства народов Востока. Москва.

Таблица XXI

К ст. Китай. 1. Керамический сосуд. Культура Яншао. 3-2-е тысячелетия до н. э. 2. Обратная сторона бронзового зеркала с инкрустацией перламутром. Период Тан. Исторический музей. Пекин, 3. Бронзовый сосуд-чху" для жертвенного вина. Период Шан. 4. Ваза из горного хрусталя с подвесными кольцами. 18 в. Музей Гугун. Пекин. 5. Золотое украшение для причёски в форме птицы-феникса. Период Суп. Собрание К. Кемпе. Экольсунд. в. Модель пагоды. Серебро. 19 в. 7. Шкатулка из чёрного лака с инкрустацией перламутром. 19 в. 8. Ч ж у X у а-ю. Серебряная чаша для вина в форме лодки с фигурой путешественника Чжан Чэня. 1375. Лондонский университет. 9. Керамическая фигура льва. Период Тан. Британский музей. Лондон. 10. Ажурная стопка для кистей. Слоновая кость, 19 в. (6, 7, 10- Музеи искусства народов Востока, Москва).

Таблица XXII

К ст. Китай. 1. Статуэтка, изображающая музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. - 3 в. н. э. 2. Фигурки актёров 7-9 вв., обнаруженные при раскопках могилы в г. Сиань. 3. Мэй Лань-фая в пьесе "Полотняная повязка". 1916. 4. "Месть рыбака". Шанхайский театр пекинской музыкальной драмы. 1959 (в ролях-Чжоу Синь-фан и Ли Юй-жу). 5. Сцена из спектакля "Приём Цзяв-Вэя". Театр юэцзяоцзюй провинции Хэнань. 1956. 6. Сцена "образцового спектакля" - музыкальной драмы "Шацзябан" в исполнении пекинского театра цзинцзюй. 7. Сцена из балета "Башня Лэйфынта". Центральный театр оперы и балета КНР. 1956. 8, 9. Кадры из фильмов: 8. "Стальной солдат". Реж. Чэн Инь. 1950. 9. "Седая девушка". Реж. Ван Бинь и Чжан Шуй-хуа. 1951.

Таблица XXIII

К ст. Кишинёв. 1. Проспект Ленина. 2. Бульвар Негруцци. 3. Площадь Освобождения. В центре - монумент в честь освобождения Молдавии от немецко-фашистских захватчиков (бронза, гранит, 1969, скульпторы Л. И. Дубиновский, Н. М. Эпельбаум, архитекторы И. Н. Гриценко, А. Г. Колотовкин, А. И. Минаев). 4. Площадь Победы. Справа - памятник В. И. Ленину (гранит, 1949, скульптор С. Д. Меркуров, архитекторы А. В. Щусев, В. Д. Турчанинов). 5, Жилой район Рышкановка. 1960-е гг.

Таблица XXIV

К ст. Кишинёв. 1. Площадь Победы. На втором плане - Дом правительства Молдавской ССР (1964, архитектор С. Д. Фридлин). 2. Здание Академии наук Молдавской ССР. 1951. Архитекторы В. П. Меднек, А. С. Веденкин. 3. Церковь Рождества богородицы ("Мазаракиевская"). 18 в. 4. Памятник Г. И. Котовскому. Бронза, гранит. 1953. Л. И. Дубиновский, И. Г. Першудчев, А. И. Посядо, К. Д. Китайка, архитектор Ф. П. Наумов. 5. Кафедральный собор (ныне - филиал Художественного музея Молдавской ССР). 1830-35. Архитектор А. И. Мельников. 6. Молдавский музыкальнодраматический театр им. А. С. Пушкина. Реконструкция 1953. 7. Здание вокзала. 1948. Архитектор Л. М. Чуприн.



XVI. Театр Театр, иск-во К. зародилось гл. обр. в нар. формах песенно-танцевального творчества, в песнях и танцах светских и религ. ритуалов, а также в форме "бай си" ("сто представлений"), включавшей мн. элементы цирковых жанров. В письменных памятниках 2-1-го тыс. до н. э. упоминаются термины "чан-к" ("поющий актёр") и "пай-ю" ("шут", "комик"). Происходивший в период Хань (3 в. до н. э.3 в. н. э.) рост городов и ремёсел оказал влияние на развитие театр, иск-ва. В бай си начинают вводиться сценки бытового содержания В период Тан (7-10 вв.), характеризующийся высоким развитием культуры, большое распространение получил буддизм, повлиявший на кит. лит-ру и иск-во, в частности на расцвет танцевального иск-ва. Появляется новая сценич. песенно-танцевальная форма - дацюйч Она явилась одной из основ кит. театра, объединив музыку, пение, танец и пантомиму. Стали популярными сатирич. пьески-диалоги "Игра о цаньцзюне", где высмеивались действия властей, продажные чиновники и др. Появились первые амплуа: находчивый остряк - цаньцзюнь и наивный глупец - цаньгу. Представление носило импровизац. характер. В сер. 8 в. при дворе танского имп. Сюань-цзуна была создана театр, школа "Грушевый сад"("Лиюань"), где готовили музыкантов, танцовщиц и певид для дворцовых представлений. Это же название получила и придворная актёрская труппа.

В 10-12 вв. происходит дальнейшее формирование театра, появляются проф. актёрские труппы. Одной из первых драматич. форм становятся пьесы цзацзюй (смешанные представления) - комич. импровизац. сценки. В 13-14 вв. театр К. достиг зрелости. В период господства монг. завоевателей он выполнял важную обществ, функцию, выражая протест против власти чужеземцев, социального произвола. К 13 в. относится расцвет драмы цзацзюй, для к-рой характерно деление пьесы на 4 акта, чёткость и простота композиции, напряжённость конфликта. Каждый акт строился на одной мелодии, в каждом акте - один поющий персонаж. Кит. драма развивалась по двум направлениям. Пьесы цзацзюй относятся к сев. ветви театра (бэйцюй). В этом жанре писали драматурги Гуань Хань-цин ("Обида Доу Э"), Ван Ши-фу ("Западный флигель"), Бо Пу ("Дождь в платанах") и др. Одновременно формировалась юж. ветвь (наньси), представленная драматич. формой чуаньци, характерной отсутствием стройности композиции, произвольностью размера пьесы и числа мелодий (в каждом акте несколько поющих персонажей). Происходило дальнейшее развитие условных средств сценич. выразительности, становившихся осн. эстетич. формой кит. традиц театра.

В 14-17 вв. были введены строгие цензурные ограничения на драматургию как самый демократич. лит. жанр. Мн. спектакли запрещались. Дальнейшее развитие театра происходило гл. обр. на периферии, где складывались первые локальные театр, жанры: иянский театр (пров. Цзянси) и куньцюй (уезда Куньшань той же провинции). Иянский театр по тематике и средствам актёрской выразительности был более демократичным. Ставились спектакли на бытовые темы, позже - инсценировки популярных романов ("Троецарствие" Ло Гуань-чжуна, "Речные заводи"Ши Най-аня, "Путешествие на Запад" У Чэн-эня). Изображение ист. событий (сцены сражений, поединки) обусловило развитие акробатич. и фехтовальной техники. Куньцюй - театр аристократич. слоев общества и интеллигенции. Лирико-бытовая тематика характерна для пьес этого вида театра, отличит.особенностью его была виртуозная вокальная и танцевальная техника исполнителя; к кон. 18 в. жанр потерял популярность из-за ориентации театра только на избранные слои общества.

В 17-19 вв. появились многочисл. местные (связанные с определённой терр. областью) театр жанры: банцзы, циньцян, юэцзюй и др. В сер. 19 в. на основе мн. местных театров, в т. ч. куньцюй, сложилась новая форма - пекинская музыкальная драма (цзинси), со временем сформировавшаяся в общенац. кит. классич. муз. драму. В цзинси получили выражение основные черты китайского театра.

Одна из особенностей иск-ва актёра кит. театра - игра с воображаемыми предметами, условные приёмы выразительности, стилизованные движения и жесты. В гриме и костюме широко используется символика цвета, орнамента. Твёрдо укоренилась система амплуа: амплуа героя - шэн делится на субамплуа гражданских (вэнынэн) и военных (ушэн) персонажей. Вэньшэн в зависимости от возраста подразделяется на пожилых и молодых героев (лаошэн и сяошэн). Амплуа героини - дань разделяется на субамплуа: пожилая героиня - лаодань, женщина в скромных (синих) одеждах - цинъи, характерная героиня (девушка в пёстром наряде) - хуадань, военная героиня - удань и даомадань, девочкаподросток - сяодань. Характерные мужские роли - цзин разделяются на воен. и гражд. персонажи - уцзин и вэньцзин.

С историей пекинской муз. драмы 20 в. связано творчество мн. актёров, основателей различных направлений кит. актёрского иск-ва: Тань Синь-пэй, Ван Яоцин, Мэй Лань-фан, Чжоу Синь-фан, Чэн Янь-цю, Оуян Юй-цянь и др. Они углубляли и переосмысливали трактовку традиц. сценич. образов. В нач. 20 в. под влиянием роста демократич. и революц. настроений стал формироваться совр. драматич. театр. Его становление происходило под воздействием европ. драматич. иск-ва. Первая драматич. труппа "Весенняя ива" ("Чуньлюшэ") была организована в 1907 кит. студентами, обучавшимися в Японии, где ставились пьесы европ. драматургов. В том же году в К. был создан первый проф. драматич. театр "Весеннее солнце" ("Чуньяншэ"). При режиме Юань Ши-кая (1912-16) прогрессивные деятели драматич. театра подверглись репрессиям, в результате чего театр отошёл от актуальной тематики.

Нек-рые попытки модернизации традиц. театра были предприняты под влиянием революц. движения "4 мая" (1919). В 1927 в Шанхае прогрессивные театр, деятели, драматурги и актёры совр. драматич. и традиц. театров объединились в "Южное общество" (" Наньгошэ" ). В 1930 возникла Лига левых театр, деятелей. В 30-х гг. совр. драматич. театры ставят пьесы рус. и зап.-европ. драматургии: "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Гроза" А. Н. Островского, "На дне" М. Горького, "Нора" Г. Ибсена и произв. нац. драматургии.

В период войны против япон. захватчиков (1937-45) в освобождённых р-нах появились сценич. произв. на актуальные темы, воплощённые средствами традиц. театра, а также пьесы традиц. репертуара в новой редакции. Во 2-й пол. 40-х гг. наряду с классическими появились и новые произв. в жанре пекинской музыкальной драмы ("Седая девушка" и др.).

После образования КНР (1949) был создан комитет по проведению театр, реформы. В 1951 изданы Указания Гос. адм. совета Центр, нар. пр-ва о проведении реформы классич. драмы, в к-рых выдвигались задачи упорядочения репертуара, реорганизации системы подготовки актёров и драматургов и др. В 1952 на 1-м Всекитайском смотре театра и драмы подведены итоги реформы. Было представлено св. 150 пьес 23 видов классич. кит. театра. Наряду с переработанными пьесами были показаны новые на темы современности, созданные на основе мелодий местных нар. театров. Известные кит. актёры: Мэй Лань-фан, Чжоу Синь-фан, Чэн Янь-цю, Юань Сюэ-фэнь, Чан Сянюй, Ван Яо-цин, Гэй Цзяо-тянь были отмечены Почётными премиями. С нач. 60-х гг. на театр были перенесены методы администрирования. Классич. репертуар стал подвергаться резкой критике. Появились произв. в жанре цзинси, поев, "актуальным проблемам" политич. и эксномич. жизни страны ("Никогда нельзя забывать" и др.). В 1963-64 был поставлен вопрос о "революции" в театре, об изгнании классич. пьес и замене их "современными революционными пьесами". Осн. направление в культурной и театральной политике 60-х гг. было выражено в тезисе "не разрушив старого, не построишь нового". В результате этой политики театр К. оказался в тяжёлом творч. кризисе. Произошло резкое сокращение проф. коллективов: в 1964 их было св. 20, в 1970 - всего 9: Первая труппа пекинской муз. драмы, Театр цзинцзюй Пекина, труппа "Алеет Восток" театра цзинси и др. Театры давали спектакли лишь в праздничные кампании. Старшее поколение актёров и режиссёров было отстранено от работы. Репертуар состоял из неск. "образцовых" пьес: в театре цзинси - "Красный фонарь", "Взятие горы Вэйхушань", "Шацзябан" и др.; в драматич. театре - "Порт" и др.

В 50-е гг. в К. было создано Пекинское хореографич. уч-ще, при к-ром работали курсы балетмейстеров. Руководили курсами сов. педагоги В. И. Цаплин и П. А. Гусев. С '1959 при уч-ще функционировала экспериментальная труппа, в репертуаре к-рой были "Лебединое озеро" П. И. Чайковского, "Корсар" (1959) и"Жнзель" (1960) А. Адана, "Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева (1962) и др. В 1963 было образовано хореографическое училище в Шанхае. В репертуаре балетной труппы Центрального театра оперы и балета (открыт в 1953) спектакли "Белая Змейка", "Волшебный фонарь" и др. В 60-е гг. создан балет на современную тему - "Красный женский батальон".

До событий "культурной революции" существовал Союз хореографов. В кон. 60-х гг. создана Рабоче-крестьянская солдатская балетная труппа. Балетное иск-во К. сочетает приёмы европейского балета с элементами китайского национального танца.

Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр. 240-241).

Лит.: Васильев В. А., Китайский театр, в кн.: Восточный театр, Л., 1929; Меньшиков Л. Н., Реформа китайской классической драмы, М., 1959; Мэй Ланьфан, Сорок лет на сцене, [пер. с кит.], М., 1963; Серова С., Пекинская музыкальная драма, М., 1970; Гай да И. В.,

Китайский традиционный театр сицюй, М., 1971; Arlington L. A., The Chinese drama from the earliest times untiel today. Shanghai, 1930; Z u n в С., Secrets of the Chinese drama, N. Y., 1964; Чжоу И-бай, Чжунго сицзюйши чанбянь (Большая история китайского театра), Пекин, 1960. С. А. Серова.

Цирк. О многовековой истории кит. цирка свидетельствуют памятники с изображением различных цирковых упражнений. В кит. цирке преобладают партерные жанры (т. е. акробатика, гимнастика, эквилибристика, жонглирование, иллюзионное иск-во), для него характерно трюковое многообразие, виртуозность исполнителей. Особый интерес представляют специфич. трюковые комбинации и номера: кит. игры, кит. ремни, кит. стол, эквилибр на мачте, прыжки через обручи, утыканные острыми ножами, и др. Для кит. цирка характерна связь с нац. театром (актёры к-рого владеют различными видами искусств, включая и цирковое). Стационарные цирки появились в К. впервые в сер. 20 в. (Чунцинский цирк). Существует ряд передвижных цирковых коллективов, крупнейший - Чунцинский цирковой ансамбль, а также стационарный цирк в Шанхае.

Лит,: Ш и р а и А., Китайский цирк, "Советский цирк", 1959, Jvjb 10; Левин А л., Цирк в древнем Китае, там же. А. Я. Шнеер.

XVII. Кино Произ-во художеств, (игровых) фильмов началось в 1913, но кинематография К. находилась в руках иностранцев. Только в 1917 вышел фильм, поставленный кит. фирмой. С 20-х гг. на киностудиях начали работать представители прогрессивной интеллигенции. Фильмы этого периода затрагивали значит, обществ, проблемы, пробуждали чувства патриотизма, звали на борьбу с япон. агрессией. Появились талантливые актёры: Юань Лин-юй, ЦзиньЯнь, Юань Му-чжи. Фильм "Песня рыбака" (1935, реж. Цай Чу-шэн) получил междунар. признание. В период войны с Японией (1937-45) выпуск фильмов резко сократился. На оккупиров. терр. работала прояпонская кинофирма "Май Эй", фильмы к-рой пропагандировали милитаристскую политику Японии. После 1945 на экранах гоминьдановского К. демонстрировались преим. кинокартины Голливуда (США, 90%проката). Выходили и отд. кит. фильмы прогрессивного содержания:"Весенние воды текут на восток" (реж. Цай Чу-шэн и Чжэн Цзюнь-ли), "Дорога в 8 тысяч ли, луна и облака" (реж. Ши Дун-шань) (оба в 1947), "Надежда в людях" (19-9, реж. Шэнь Фу) и др. В 1949 вышел первый на освобождённой территории художеств, фильм "Мост" (реж. Ван Бинь) о героин, труде кит. рабочих. Кинематографисты стремились сочетать традиции прогрессивного демократического киноискусства 30-х гг. с опытом революц. кино Яньаня, где с 1938 работала группа документалистов во главе с реж. Юань Му-чжи, снимавших фильмы о боях и о жизни в освобождённых р-нах. После провозглашения КНР (1949) началась национализация кинопредприятий. Среди кинокартин 50-х гг.: "Дочери Китая" (реж. Лин Цзыфэн и Чжай Цян), "Стальной солдат" (реж. Чэнь Инь), "Седая девушка" (реж. Ван Бинь и Чжан Шуй-хуа), "Моление о счастье" (реж. Сан Ху, по новелле Лу Синя), "Дочь партии" (реж. Линь Нун), "Новая история старого солдата" (реж. Шэнь Фу), "Чжао И-мань" (реж. Ша Мэн), "Во имя мира" (реж. Хуан Цзолинь), "Лавка Линя" (реж. Чжан Шуйхуа, по повести Мао Дуня), "Лян Шаньбо и Чжу Ин-тай" (реж. Сан Ху). Ставились фильмы совм. с СССР. В 1950 в Пекине был создан ин-т кинематографии, готовивший режиссёров, актёров и технич. специалистов. В 1956-57 было выпущено 78 кинокартин. В 1959 имелось 33 киностудии, из к-рых 11 было оборудовано для выпуска художеств, фильмов. Осн. кинематографич, центры страны - Пекин, Шанхай, Чанчунь. После начавшегося в 1958 "большого скачка" были сняты помпезные документальные киноленты об "успехах", но вскоре фильмы на совр. темы в связи с резким ухудшением экономического положения страны перестали выпускаться. С 1960 значит, место в кинопродукции заняли историко-революц. фильмы и экранизации нац. лит.-театр, классики: "Февраль - ранняя весна" (реж. Се Те-ли), "Сестры по сцене" (реж. Се Цзинь), "Волны южного моря" (реж. Цай Чу-шэн), "Обида Доу Э" (реж. Чжан Синь-ши, по пьесе Гуань Хань-щша), "Сон в красном тереме" (реж. Цэнь Фань) и др. С 1961 резко сократилась и постепенно прекратилась полностью демонстрация сов. фильмов в кинотеатрах.

С началом "культурной революции" в сер. 60-х гг. художеств, фильмы не ставились; снимались и демонстрировались лишь документальные фильмы, киножурнал "Новости" (нерегулярно), поев. гл. обр. официальным праздникам, приёмам и т. п.

После 1969 появляются отд. кинофильмы (в 1971-5) и телефильмы, в основе к-рых "образцовые" балеты и оперы (кинолента по балету "Красный женский батальон", 1970, была показана в 1971 на Междунар. кинофестивале в Венеции, во время кинонедели в Вене, по телевидению в США, и др.). С 1971 производство документальных фильмов по сравнению со 2-й пол. 60-х гг. увеличилось. В1971-72 выпущены муз. кинокартины "Шацзябан" (исполняется симф. музыка), "Хуанхэ" (фп. концерт), "Красный фонарь" (арии из одноим. муз. драмы в сопровождении фортепьяно). Из игровых фильмов 1-й пол. 60-х гг. демонстрируется "Подземная война" (1965), иллюстрирующий идеи Мао Цзэ-дуна о "народной войне". В кинопрокат изредка поступают художественные фильмы Албании, КНДР, ДРВ.

Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр. 240-241). А. Н. Желоховцев.

КИТАЙ-ГОРОД, древний р-н Москвы, включая Красную площадь, примыкающий с В. к Кремлю (см. Кремль Московский). Назван К.-г. в 16 в., вероятно, от слова "кита"- вязка жердей, к-рые применялись в конструкциях деревянно-земляных укреплений, предшествовавших каменным. Поселение в юж. части К.-г. существовало с 11 в. (см. Зарядье). К 14 в. ремесл. и торг, посад, получивший назв. Большого, или Великого, занял всю терр. между р. Москвой и р. Неглинной. Древнейшей его магистралью была Великая ул., шедшая по берегу р. Москвы от Кремля к пристани, затем образовались ул. Варьская (позднее - Варварка), Ильинская, Никольская (совр. ул. Разина, Куйбышева, 25 Октября) и др. К кон. 14 в. был построен земляной вал, в 1534 созданы ров и деревянно-земляные укрепления (по линии совр. пл. Революции, пр. К. Маркса, пл. Дзержинского, Новой и Старой площадей, Китайского проезда и набережной р. Москвы). В 1535-38 по этой линии построены кам. стены (арх. Петрок Малый, сохранились фрагменты) с 13 башнями, из к-рых 6 имели ворота. Толщина стен (ок. 6м) была почти равна их высоте (6,3 м). С кон. 15 в. на терр. К.-г, появились дворы бояр и духовенства, в 16 в.- здания нек-рых приказов. Ремесленники постепенно переселялись на окраины, но К.-г. оставался гл. торг, центром Москвы. В К.-г. строились Соляной, Кузнецкий и Мытный дворы, таможня, гостиные дворы. На Никольской ул. в 1563 был построен Печатный двор. В 1610-12 К.-г. был сожжён захватившими Москву поляками. Среди каменных зданий, выстроенных во 2-й четверти 17 в., были церковь Троицы (Грузинской богоматери) в Никитниках (1628-53, росписи 1652-53), палаты бояр Романовых, Посольский и Печатный дворы и др. В 1664 построен и новый Гостиный двор. Для основанного в 1634 Знаменского монастыря был сооружён в 1679-89 собор (арх. Ф. Григорьев, Г. Анисимов). К.-г. был значит, культ. центром Москвы. В Заиконоспасском монастыре на Никольской ул. в 1687 была открыта Славяно-греко-латинская академия. С нач. 18 в. он стал преим. торг, районом Москвы. Здесь находился и Моск. магистрат. В 1790-1805 на месте старого сооружён новый Гостиный двор (по проекту Дж. Кваренги, арх. С. А. Карин и И. С. Селехов). В 1812 К.-г. сгорел. При восстановлении застраивался преим. кам. зданиями. В нач. 20 в. К.-г. стал средоточием банков, торговых контор и складов, застройка его была очень тесной. В октябрьские дни 1917 революционные отряды по Никольской ул. наступали на занятый белогвардейцами Кремль.

За годы Сов. власти проведена реконструкция терр. быв. К.-г. (снесены ветхие строения, расширены узкие проезды, для чего снесена большая часть стен, построены станции метро и т. д.).

Лит.: История Москвы, т. 1-6, М., 1952 - 59; Сытин П. В., Из истории московских улиц. (Очерки), 3 изд.. М., 1958, с. 67 -114; Рабинович М. Г., О древней Москве, М., 1964, с. 50-55, 61-146. М. Г. Рабинович.

Никольские ворота Китай-города. 1535-38.

КИТАЙГОРОДСКИЙ Исаак Ильич [ 15(27 ).4.1888, Кременчуг,-26.6.1965, Москва], советский учёный в области физико-химии и технологии стекла, засл. деятель науки и техники РСФСР (1959). Окончил Киевский политехнич. ин-т (1910). Проф. Московского химико-технологич. ин-та им. Д. И. Менделеева (1933-65). Осн. труды по процессам стекловарения, разработке методов получения стекла, пеностекла и сверхпрочного искусств, камня. К. создал новый класс стеклокристаллич. материалов - ситаллов. Автор широко известного учебника по технологии стекла, переведённого на немецкий, венгерский и чешский языки. Гос. премии СССР (1941 и 1950) и Ленинская премия (1963). Награждён 4 орденами, а также медалями.

Соч.: Теория стеклообразования и методы варки стекла, М.- Л., 1935; Стекло и стекловарение, М., 1950; Технология стекла, 3 изд., М., 1961 (совм. с др.).

КИТАЙКА, китайская, или сливолистная, яблоня (Malus prunifolia), вид яблони с мелкими плодами. Отличается большой морозо- и засухоустойчивостью, применяется как подвой. Рано вступает в пору плодоношения и при хорошем уходе ежегодно даёт обильные урожаи. В СССР культивируется в сев. р-нах плодоводства, в щтр. р-не, Поволжье, Сибири, на Урале и Д. Востоке. Плоды - с неопадающими чашелистиками, разнообразные по величине, форме, окраске и вкусу, используются на варенье, глазированные фрукты и др. И. В. Мичурин путём гибридизации К. с культурными сортами вывел ценные сорта: К. золотую раннюю, К. анисовую, Бельфлёр-китайку и др.

КИТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (КАН), Академия наук КНР, высшее науч. учреждение страны, координирующее исследования по всем отраслям науки, а также руководящее мн. н.-и. организациями. Создана в ноябре 1949 на основе объединения Центр, н.-и. академии в Нанкине и Пекинской н.-и. академии. Во главе КАН стоит Академич. совет, руководящий отделениями АН и избирающий Постоянный комитет в составе президента, 6 вице-президентов и генерального секретаря. Президентом КАН был назначен (в 1949) Го Мо-жо.

Вначале (1949) в подчинении КАН находилось 16 н.-и. ин-тов и 6 лабораторий, 224 науч. сотрудника. С учётом советского опыта КАН строила свою деятельность по трём осн. направлениям: руководство науч. работой в стране, укрепление сотрудничества между науч. организациями, изучение достижений зарубежной науки и техники. АН СССР оказала КАН большую помощь в развёртывании исследований и подготовке кадров. В 1954 в составе КАН было 4 отделения: физ., хим. и матем. наук; биол. наук и наук о Земле (в 1957 оно было разделено на 2 отделения - биол. наук и геолого-геогр. наук); технич. наук; обществ, наук. В первые годы КАН имела свои филиалы в Шанхае, Нанкине, Куньмине.

В 1958 правительство КНР приняло решение создать в каждой провинции, а также в автономных районах филиалы КАН; к кон. 1959 было 26 филиалов. Однако в 1961-62 провинц. филиалы КАН упразднены, остались 5 районных филиалов, В 1962 число НИИ в КАН превысило 110 и в дальнейшем мало изменялось. Количество науч. сотрудников в 1962 составило 8 тыс., в т. ч. с учёными степенями ок. 1 тыс. В 1967 в КАН работало около 10 тыс. сотрудников, в т. ч. научных ок. половины состава.

В состав КАН входят Комитет по атомной энергии, Научно-технич. ун-т (готовит науч. кадры), Ин-т науч. и технич.информации, несколько комитетов по различным отраслям науки, руководящих специализированными НИИ, В. И. Акимов.

КИТАЙСКАЯ КРАПИВА, волокнистое растение сем. крапивных; то же, что рами.

КИТАЙСКАЯ РОЗА, декоративный кустарник сем. мальвовых, культивируемый в комнатах; относится к роду гибискус.

КИТАЙСКАЯ ЧАНЧУНЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КЧЖД; с 1953Харбинская ж. д.), ж.-д. магистраль в Сев.-Вост. Китае, от станции Маньчжурия через Харбин до Суйфыньхэ и от Харбина до Даляня (Дальнего), с ветками: Ляоян - Бэньси, Суцзятунь - Фушунь, Дашицяо - Инкоу, Цзиньчжоу - Чэньцзытун, Чжоушуйцзы - Люйшунь (Порт-Артур). КЧЖД под назв. Китайско-Восточной ж. д. (КВЖД) была построена Россией в 1897-1903 по рус.-кит. договору 1896. По окончании русско-японской войны 1904-05 юж. направление КВЖД от Куанчэнцзы (Чанчуня) до Даляня и Люйшуня по Портсмутскому мирному договору 1905 отошло к Японии и было названо ЮжноМаньчжурской ж. д. (ЮМЖД). В 1918 Япония ввела свои войска в р-н КВЖД и в 1920 пыталась завладеть ею. На Вашингтонской конференции 1921-22 происходила острая борьба держав за обладание КВЖД. По сов.-кит. соглашению 31 мая 1924 КВЖД была признана чисто коммерч. предприятием, совместно управляемым СССР и Китаем. В 1929 китайские милитаристы совершили нападение на КВЖД и границы СССР, но были отбиты частями Красной Армии. После оккупации в 1931 Сев.-Вост. Китая (Маньчжурии) Японией КВЖД была превращена япон. империалистами в р-н антисов. провокаций. В 1935 СССР пришлось продать КВЖД властям Маньчжоу-Го за небольшую сумму (140 млн. иен). После освобождения Красной Армией Сев.-Вост. Китая и поражения Японии во 2-й мировой войне ЮМЖД и КВЖД по сов.-кит. соглашению от 14 авг. 1945 поступили в совм. управление СССР и Китая, получив общее назв.- КЧЖД. Сов. Союз принял участие в восстановлении х-ва КЧЖД. После образования КНР в соответствии с новым сов.-кит. соглашением о КЧЖД от 14 февр. 1950 Сов. пр-во безвозмездно передало пр-ву КНР все свои права по совм. управлению КЧЖД со всем принадлежащим ей имуществом (передача оформлена протоколом от 31 дек. 1952). л. М. Малухин.

КИТАЙСКИЕ ГУСИ, группа домашних гусей, берущая начало от дикого шишковидного гуся, обитающего в Маньчжурии, Сев. Китае и на Ю.-В. Сибири. По цвету оперения встречаются две разновидности К. г.- белая и бурая. По яйценоскости занимают одно из первых мест среди других пород гусей. Ср. яйценоскость 3050 яиц, максимальная - св. 90 яиц. Масса яиц 130-140 г. Масса гусаков 4,04,5 кг, гусынь 3,8-4,0 кг. Мясные качества невысокие. Помеси от скрещивания с мясными породами гусей обладают высокой яйценоскостью и хорошими мясными качествами. Распространены К. г. во мн. странах, в т. ч. и в СССР. Э. Э. Пенионжкевич.

КИТАЙСКИЙ ОКУНЬ, рыба сем. морских окуней; то же, что ауха.

КИТАЙСКИЙ ОРЕХ, то же, что арахис.

КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК, язык китайцев, офиц. язык КНР. На К. я. говорит 95% населения страны (св. 730 млн. чел., 1970, оценка) и кит. население Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Бирмы, Малайзии, Таиланда, Сингапура и др. (св. 20 млн. чел.). К. я. относится к китайско-тибетской семье языков, распадается на 7 основных диалектных групп: северную (свыше 70% говорящих), У, Сян, Гань, Хакка, Юэ, Минь. Диалекты различаются фонетически, что затрудняет или делает невозможным междиалектное общение, лексикой, отчасти грамматикой, однако основы их грамматич. строя и словарного состава едины. Диалекты связаны регулярными звуковыми соответствиями (определённым звукам одного диалекта соответствуют определённые звуки другого диалекта).

Древнейшие письм. памятники (гадательные надписи на бронзе, камнях, костях и черепашьих панцирях) восходят, по-видимому, ко 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. Древнейшие лит. памятники -"Шуцзин" ("Книга истории") и "Шицзин" ("Книга песен") (1-я пол. 1-го тыс. дон. э.). На основе живых диалектов того времени сложился лит. др.-кит. яз.- вэньянь, к-рый с течением времени разошёлся с языком устного общения и стал (уже в 1-м тыс. н. э.) непонятным на слух. Этот письм. язык, отражающий нормы др.-кит. яз., использовался в качестве лит. яз. до 20 в., хотя и претерпел в течение веков значит, изменения (в частности, пополнился терминологией). К нач. 1-го тыс. н. э. относятся образцы нового письм. языка, отражавшего разговорную речь - байхуа (простой, понятный язык). Сев. байхуа лёг в основу общенародного К. я., получившего название путунхуа (общепонятный язык). В 1-й пол. 20 в. путунхуа полностью утвердился в письм. общении, вытеснив вэньянь, и стал нац. лит. яз. Совр. К. я. существует в двух формах - письм. и устной. В грамматич. и лексич. отношении нац. лит. К. я. опирается на северные диалекты. Его фонетич. нормой является пекинское произношение. Древний К. я. в его письм. иероглифич. форме, скрывав; шей реальный звуковой состав слов,язык односложный, в к-ром слова одноморфемны, неизменяемы и лишены грамматич. формы. Реконструкции звучания др.-кит. слов обнаружили сложную структуру слога в древнем К. я., в частности стечения согласных в начале слога и разнообразные конечнослоговые согласные. Нек-рые согласные в составе слога, по-видимому, имели характер префиксов и суффиксов. Это даёт основание полагать, что др.-кит. яз. имел достаточно сложную морфологич. систему, к-рая впоследствии была утрачена, и слово не было одноморфемным.

Становление нового языка байхуа сопровождалось появлением новых морфологич. черт - развитием двусложной (и, соответственно, двуморфемной) нормы слова, появлением словообразовательных и формообразовательных аффиксов, развившихся из знаменательных слов. Одновременно упростился звуковой состав слога (исчезновение стечений согласных, падение почти всех конечнослоговых согласных и т. п.).

Звуковой состав К. я. в области фонетики характеризуется тем, что его согласные и гласные (данные о кол-ве фонем расходятся) организованы в ограниченное количество тонированных слогов фикси-

рованного (постоянного) состава. В путунхуа насчитывается 414 слогов, с учётом тоновых вариантов -1324 (в путунхуа - 4 смыслоразличительных тона, каждый слог может иметь от 2 до 4 тоновых вариантов). Слогоделение морфологически значимо, т. е. каждый слог есть звуковая оболочка морфемы или простого слова. Отдельная фонема, как носитель смысла (обычно гласная), тонируется и представляет собой частный случай слога.

Морфема, как правило, односложна. Много односложных слов. Часть старых односложных слов синтаксически не самостоятельна, они употребляются лишь как компоненты сложных и производных слов. Доминирует двусложная (двуморфемная) норма слова. В связи с ростом терминологии растёт число более чем двусложных слов. В силу особенностей фонетико-морфологич. строя К. я. почти не имеет прямых заимствований, однако широко пользуется семантическими заимствованиями, образуя кальки. Быстрый рост многосложной лексики закрепляет характеристику совр. К. я. как полисиллаоичного. Словообразование осуществляется за счёт словосложения, аффиксации и конверсии. Модели словосложения - аналоги моделей словосочетаний. В К. я. во многих случаях невозможно отличить сложное слово от словосочетания. Формообразование представлено гл. обр. глагольными видовыми суффиксами. Форма мн. числа присуща существительным, обозначающим лиц, и личным местоимениям . Один аффикс может быть использован для "группового" оформления, т. е. может относиться к ряду знаменательных слов. Аффиксы немногочисленны, в ряде случаев факультативны, имеют агглютинативный характер. Агглютинация в К. я. не служит выражению отношений между словами, и строй К. я. остаётся преимущественно изолирующим .

Синтаксис К. я. характеризуется номинативным строем, относит, фиксированным порядком слов, определение всегда предшествует определяемому. Предложение может иметь форму активной и пассивной конструкции; возможны перестановки слов (в определённых пределах), не меняющие их синтаксической роли. К. я. имеет развитую систему сложных предложений, образуемых союзным и бессоюзным сочинением и подчинением.

Лит.: Иванов А. И,, Поливанов Е. Д., Грамматика современного китайского языка, М., 1930; Г а о М и нк а и, Ханьюй юйфа лунь (Теоретическая грамматика китайского языка), Пекин, 1957; Драгунов А. А., Исследования по грамматике современного китайского языка, ч. 1, М.-Л., 1952; Ван Ляо-и, Основы китайской грамматики, М., 1954; Яхонтов С. Е., Категория глагола в китайском языке, Л., 1957; Горелов В. И., Практическая грамматика китайского языка, М., 1957; Солнцев В. М., Очерки по современному китайскому языку, М., 1957; Люй Шу-сян, Очерк грамматики китайского языка, т. 1, М., 1961, т. 2, ч. 1 и 2, М., 1965; Юань Цзя-Хуа, Диалекты китайского языка, М., 1965; Я х о нт о в С. Е., Древнекитайский язык, М., 1965; Коротков Н. Н., Основные особенности морфологического строя китайского языка, М., 1968; Китайско-русский словарь, под ред. И. М. Ошанина, 2 изд., М., 1955; Karlgren В., Grammata Serica. Script and Phonetics in Chinese and Sino-Japanese, Stockh., 1940; его же, The Chinese language, N. Y., 1949; Chao Yuen-ren, A grammar of spoken Chinese, Berk. - Los Ang., 1968. В.М.Солнцев.

КИТАЙСКИЙ ЯСЕНЬ, дерево сем. симарубовых, один из видов айланта. Название "К. я." происходит от сходства его листьев и плодов с ясенем.

КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, см. Китайская Чанчунъская железная дорога.

КИТАЙСКО-ГИМАЛАЙСКАЯ ПОДОБЛАСТЬ, Маньчжуро-Китайская подобласть, подобласть Палеарктич. отдела Голарктич. зоогеографич. области суши. Занимает Приамурье, о-ва Японии, Вост. Китай, Сино-Тибетские горы (см. карту при ст. Зоогеографическое районирование, т 9, вклейка к стр. 584). Природные условия К.-Г. п. очень разнообразны. В рельефе сложное сочетание обширных равнин, по большей части возделанных (Великая Китайская равнина, Сунляо и др ), и гор. Естеств. растительность представлена преим. лесами (лиственными и смешанными, частично переходными на С к таёжным, на Ю. к тропич. лесам Индо-Малайской области).

Фауна К.-Г. п. в Палеарктике одна из наиболее богатых. Здесь значит, число эндемиков; вместе с тем с С. заходят лесные северные палеарктич. формы, с Ю.- индо-малайские. Из млекопитающих характерны насекомоядные - неск. родов землероек (Soriculus, Anourosorex и др.) и кротов (Uropsilus, Scaptonyx и др.); из хищных -1 род барсуков Arctonyx, красные волки, енотовидная собака, бамбуковый медведь, малая панда, харза; из грызунов - своеобразные роды белок, сонь, мышонок, цокоров и др.; из копытных - горал, водяные олени, пятнистые олени, аксис, мунтжаки и др., неск. видов обезьян (в т. ч. японский макак). Из птиц особенно интересны неск. родов фазанов (на Ю.) и ряд родов воробьиных (белоглазки, голубые сороки, тимелии), 1 род попугаев. Характерен ряд родов пресмыкающихся (ящериц и змей; в р. Янцзы обитает аллигатор), земноводных и рыб (из хрящевых ганоидов - Psephurus). В. Г. Гептнер.

КИТАЙСКОЕ ИНДИГО, горец красильный (Polygonum tinctorium), растение из рода горец сем. гречишных. Однолетнее растение родом из Вост. Азии. Прежде К. и. разводили на Ю. Украины и на Кавказе для получения синего красителя - индиго, производимого ныне синтетич. путём. В связи с этим К. и. перестали культивировать и оно встречается лишь изредка как одичалое и заносное растение.

КИТАЙСКОЕ ПИСЬМО, письмо, использующее особые знаки - иероглифы, записывающие слова или морфемы. В звуковом отношении иероглиф соответствует тонированному слогу. Начертание иероглифов складывается из стандартных черт (от одной до 28), повторяющихся в различных комбинациях. Сложные иероглифы являются комбинацией простых знаков, употребляющихся и самостоятельно. Древнейшие иероглифы-пиктограммы - схематизированные изображения предметов; восходят к сер. 2-го тыс. до н. э. Способ начертания и облик иероглифов неоднократно менялись. В 1 в. н. э. был выработан совр. стиль написания иероглифов (к а и ш у - "образцовое письмо"). Общее число знаков К. п. приблизительно 50 тыс. В совр. кит. языке используется 4-7 тыс. иероглифов. Кит. традиция различает 6 категорий иероглифов, к-рые ныне сводят к 3 группам:

1)пиктограммы и идеограммы (ок. 1500). К ним относятся древнейшие простые знаки ,а также комбинированные знаки, указывающие на более абстрактные значения; 2) ф онограммы (большинство иероглифов) - сложные знаки, состоящие из т. н. ключей, дающих намёк на значение слова или морфемы, и т. н. фонетиков, указывающих на точное или приблизит, звучание знака. Ключи - всегда простые знаки, фонетики могут быть простыми и сложными. Напр., в знаке ма -"мать" ключом является знак "женщина", а фонетикомма -"лошадь" (древняя пиктограмма). В кит. словарях иероглифы обычно располагают по ключам, число к-рых составляет 214; 3) "з а и м с т в о в а н н ы е" иероглифы - знаки разного строения, первоначально созданные для записи определённых слов, а затем использованные для записи др. слов (с отвлечённым значением). Напр., знак (вид древнего оружия) использован для записи личного местоимения 1-го лица; знак "рука" заимствован для записи наречия "снова, опять". Одни и те же иероглифы используются для записи фонетически различающихся, но семантически тех же слов в разных диалектах, а также слов древнего и современного языка, значительно разошедшихся в своём звучании. Это позволило иноязычным народам Японии, Кореи и Вьетнама заимствовать К. п. (в значительной мере вместе с кит. лексикой). В сер. 20 в. иероглифы широко употребляются только в Японии и Юж. Корее (в сочетании с япон. слоговым письмом либо с кор. азбукой). К. п. приспособлено к фонетико-