загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

итич. подход к историографич. наследию, к традиционной офиц. лит-ре. Своими работами в этой области известны вост.-чжэцзянская группа (Хуан Цзун-си, Вань Сы-тун, Цюань Цзу-ван) и школа критич. исследований (Гу Янь-у, Цянь Да-синь и др.). В труде Чжан Сюэ-чэна "Вэнь ши тун-и" ("Общий смысл литературы и истории") поставлены проблемы сознания и морали историка, соотношения субъективного и объективного, правдивости описания.

Для кит. офиц. историографии в целом было характерно презрительное отношение к выступлениям нар. масс против феод, гнёта, к освободит, борьбе неханьских (некитайских) народов, насильственно включённых в состав кит. империи. В 19 в. заметно усилилась патриотич. тема в историографии и интерес к внеш. миру (Линь Цзэ-сюй, Вэй Юань, Се Фучэн). Началось знакомство кит. интеллигенции с бурж. наукой Запада. В работах Кан Ю-вэя (1858-1927) традиц. теории древних школ получили развитие в виде учения о трёх эпохах истории. Кан Ю-вэй,Лян Ци-чао и др. подвергали систематич. критике древние тексты, изучали методологию ист. исследований.

В 20 в. в кит. историографию, с одной стороны, проникли бурж. идеалистич. теории, с другой - происходило постепенное знакомство с марксизмом. Глашатаем историко-материалистич. идей в кит. историографии стал выдающийся кит. марксист Ли Да-чжао. Развитие историографии шло сложным путём. Сохраняли свою силу традиц. взгляды и методы, были опубликованы истории династий Юань и Цин и десятки трудов старого жанра. В то же время обнаружение новых находок и материалов (надписи на костях, ханьские тексты из Цзюйяна, императорские архивы) расширило базу исследований. Большой вклад в развитие ист. науки внесли Ло Чжэнь-юй, Дун Цзо-бинь, Ван Го-вэй и др. Критич. подход к древности проявили учёные, связанные с изданием "Гу ши бянь" ("Дискуссии по древней истории").

В годы гоминьдановского господства (1927-49) в области истории развёртывалась острая идейная борьба между прогрессивными и реакционными взглядами. В офиц. историографии проповедовались конфуцианские идеи, реакц. бурж. теории и открытый национализм (Дай Цзи-тао, Цзян Тин-фу, Тао Сишэн и др.). Наряду с этим росла прогрессивная лит-pa, публиковались труды Фань Вэнь-ланя, Хоу Вай-лу, Цзянь Бо-цзаня, Го Мо-жо. В 1941 вышла коллективная работа "Краткая история Китая", в к-рой заметно стремление раскрыть историю кит. общества в свете марксистского учения об обществ.-экономич. формациях.

Создание КНР, провозглашение марксистско-ленинской идеологии основой науч. творчества открывали для развития историографии новые большие возможности. В 1949-58 ист. наука сделала заметные успехи. Созданы три ин-та истории, Ин-т археологии Кит. АН. Начали выходить ист. журн. "Лиши яньцзю" ("Изучение истории") (с 1954), "Каогу" ("Археология") и др. Развёртывались археол. поиски, давшие хорошие результаты в изучении культур Яншао и Луншань, продвинулось изучение обществ Инь, Чжоу и Хань. Вокруг узловых проблем средневековья (характер феод, общества, формы землевладения, крест, восстания, зарождение раннекапиталистич. отношений) развернулись дискуссии. Опубликовано большое число документов и материалов по новой истории: документы восстаний тайпинов, няньцзюней, ихэтуаней, истории Синьхайской революции, движения "4 мая" и др. Изучение новейшей истории ещё не получило широкого развития, но вместе с тем была проделана полезная работа по републикации парт, журналов, материалов по рабочему движению, по гражд. войнам.

Значительно менее продуктивным для историков оказался период 1959-65, что прямо было связано с политич. ситуацией в стране. Во 2-й пол. 60-х гг., в период "культурной революции", перестали выходить книги и журналы по истории, видные историки (У Хань, Цзянь Бо-цзань, Хоу Вай-лу и др.) подверглись нападкам и гонениям, науч. ин-ты бездействовали. Всё это серьёзно задержало развитие кит. историографии. Р. В, Вятпкин.

Экономическая наука. Возникновение экономич. мысли К. относится к 1-му тыс. до н. э. Между представителями ведущих школ филос. мысли Др. К.: конфуцианской, даосизма, моизма (последователей Мо-цзы), легистов - на протяжении веков шла острая полемика о взаимоотношениях рабства и общины, об экономич возможностях и недостатках общины, о степени вмешательства гос-ва в экономич. жизнь, о проблемах гос. монополии, торговли, финансов.

Так, конфуцианцы большое значение придавали увеличению богатства народа и гос-ва, усилению его могущества, причём источником богатства они считали труд. Монеты, исходя из признания равенства людей от природы, выступали против сословности, привилегий знати, угнетающей крестьян и ремесленников. Оставаясь на позициях частной собственности, они стремились к развитию свободной инициативы мелких производителей.,, к всеобщему участию в физич. труде для создания совместными усилиями всеобщего благополучия. Школа легистов и её крупнейший представитель Хань Фзй утверждали необходимость укрепления экономич. и воен. могущества гос-ва. Основой экономики они считали с. х-во, поэтому требовали поощрения земледельцев.

В феод. К. во время Тайнинского восстания (1850-64) выдвигалась идея создания справедливого обществ, строя на основе уравнительности всех его членов в сфере произ-ва И распределения. В кон. 19 в., когда в среде прогрессивной интеллигенции К. возникло движение т. н. реформаторов, его руководители Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Тань Сы-тун считали, что преодолеть экономич. и политич. отсталость К. можно только идя по пути Запада, овладев его политич. и науч.-технич. опытом, и выдвигали идею проведения реформ сверху. На смену реформаторам пришло движение революц. бурж. демократии в лице её наиболее последовательной идеологии - суньятсенизма.

После победы Великой Окт. социалистич. революции в России в К. первым пропагандистом марксизма, в т. ч. и экономич. учения К. Маркса, был Ли Да-чжао. Он подчёркивал, что идеи науч. коммунизма указывают путь для решения всех коренных проблем К. Марксистское движение в К. развивалось и укреплялось в острой борьбе c идеологией феод, компрадорской реакции, бурж. реформизма и мелкобурж. стихийности.

После образования КНР, в период с 1949 до 1958, характерным был подход с марксистских позиций к проблемам строительства социализма в К., изучение и использование опыта экономич. строительства в СССР. Были созданы науч. и уч. заведения, занимавшиеся экономич. исследованиями и подготовкой экономич. кадров (до 1966): Ин-т экономики Кит. АН в Пекине; Отделение Ин-та экономики Кит. АН в Шанхае; Нар. ун-т в Чанчуне; Нанькайский гос. ун-т в Тяньцзине; Финансово-валютный ин-т в Шанхае; ин-ты с. х-ва в гг. Ухань, Нанкин, Гуанчжоу, Чэнду,• организован ряд периодич. изданий, освещавших вопросы экономики страны: "Цзинцзи яньцзю" ("Экономические исследования") - ежемесячный журнал, орган Ин-та экономики Кит. АН (Пекин, 1955-66); "Цзинцзи чжоубао" ("Экономический ежеквартальный вестник"; Шанхай, 1948-54); чЦзихуа цзинцзи" ("Плановое хозяйство"; Пекин, 1956-58), в 1959 объединён с "Тун-цзы гунцзо" ("Статистическая работа"; Пекин, 1957-58) под общим названием "Цзи-хуа юйтун-цзы" ("Экономика и статистика"; Пекин, до 1960 включительно); "Цзисехуа нунье" ("Механизированное сельское хозяйство"; Пекин, 1954-57); "Цай-чжэн" ("Финансы"; Пекин, 1958-63); "Чжунго нунбао" ("Сельское хозяйство Китая"; Пекин, 1950-65); "Чжунго цзиньюн" ("Денежное обращение Китая"; Пекин, 1950-1959). В КНР обсуждались проблемы характера действия объективных экономич. законов в условиях К., использования товарно-ден. отношений, форм и методов планирования. При этом происходила борьба двух направлений экономич. мысли - научного, марксистско-ленинского, и волюнтаристского, мелкобуржуазного. Последнее взяло верх в годы "большого скачка" и "культурной революции". В К. были отвергнуты теоретич. закономерности социалистич. строительства, получили распространение разного рода "новые" экономич. теории, напр, концепция "волнообразного развития народного хозяйства", утверждающая, что для социалистич. экономики характерно не планомерное, а скачкообразное развитие, при к-ром подъёмы периодически сменяются спадами во всех отраслях экономики. Выдвижение курса: "сельское хозяйство - основа экономики, а промышленность - ведущая сила" - явилось фактически отступлением от политики социалистич. индустриализации, затормозило её развитие и пагубно сказалось на всём нар. х-ве.

Во внешнеэкономической политике отрицались объективные закономерности экономического сближения стран социализма, был провозглашён курс "опоры на собственные силы", игнорирующий международное социалистическое разделение труда.

Извращение ленинского принципа соотношения политики и экономики и объявление политики "командной силой", к-рая может не считаться с объективными экономич. законами, отход в целом от материалистич. обоснования экономич. политики усугубили трудности, испытываемые нар. х-вом КНР. Концепции маоизма, осн. на волюнтаристских принципах, не выдержали проверки практикой социалистич. строительства, ходом междунар. жизни. В них нет научного, конструктивного содержания. И. Н. Самарин.

Юридическая наука. Возникновение и развитие юрид. мысли в К. было тесно связано на протяжении бол ее чем 2 тыс. лет (до нач. 20 в.) с этико-политич. школами - легистской (школа "фацзя") и конфуцианской. Концепции легистов в наиболее полной форме изложены в трактате "Шань Цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан", рус. пер. 1968), составленном в 3 в. до н. э. последователями известного реформатора Шан Яна. Развивая принцип универсальности закона, выдвинутый одним из родоначальников легизма Гуань Чжоном (7 в. до н. э.), Шан Ян создал совершенную для его времени модель деспотического гос-ва, в которой закону отводилась роль регулятора жизни общества и государства. По мнению легистов, хорошее правление возможно лишь там, где глава гос-ва опирается на единые, обязательные для всех законы. Именно с помощью закона возможно проведение крупных экономич. и политич. акций. Считая закон верховной силой, легисты наделяли правителя неограниченной властью, поскольку, по их мнению, лишь он один являлся творцом законов. Эпоха расцвета легистской школы (5-3 вв. до н. э.) была временем возникновения и распространения частной собственности на землю, развития торговли и ремесла, роста городов; новые социальные слои: богатые общинники, ремесленники и торговцы - начинали играть заметную роль не только в экономич., но и политич. жизни общества. Эти социальные процессы отразила теория и практика легистов, к-рые попытались с помощью закона разорвать патронимич. узы. В области гос. права легисты создали ряд юрид. норм и институтов, ставших основой новой гос. структуры - императорской системы власти. Принципиальными противниками легистов как сторонников законодат. системы явились конфуцианцы. Конфуций осуждал всякие законодат. акты, считая, что они подрывают позиции наследств, аристократии. Конфуцианцы возражали против выдвинутой легистами концепции равенства всех перед законом, утверждая, что наследств, аристократия и администрация должны стоять над законом. Борьба легистов с конфуцианцами закончилась недолгой победой легистов: в период империи Цинь (221-207 до н. э.) легистские концепции были положены в основу правления. Однако выросшая бюрократия была кровно заинтересована в получении привилегий перед законом; уже в эпоху Хань (206 до н. э.- 220 н. э.), когда конфуцианство стало офиц. идеологией господствующего класса, конфуцианцы постепенно отвоёвывали у правителей различные уступки в пользу бюрократии. В период правления династии Вэй (220-265) был принят закон о "Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел" ("ба и"), наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегиров. положение по отношению к закону и тем самым возвысивший её над остальными классами и сословиями. Ещё в эпоху Хань произошла частичная конфуцианизация законов, прежде всего в области семейных отношений (напр., усиление мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде). В эту же эпоху произошло разграничение сфер влияния между легизмом и конфуцианством, сохранявшееся до нач. 20 в.: концепции легистов применялись в области адм. и уголовного права, гражд., семейное и др. отрасли частного права базировались на догматах конфуцианской морали. Произошла также конфуцианизация нек-рых легистских концепций. Относительно стабильная система власти оказала влияние и на характер законодательства. Для всех династийных кодексов законов характерна преемственность осн. юрид. положений. Наиболее чётко это прослеживается на примере сводов законов Цинской династии (1644-1911); "Основные своды и постановления великой династии Цин" и "Собрание законов и постановлений великой династии Цин". Так, осн. статьи уголовного кодекса "Основных сводов и постановлений великой династии Цин" заимствованы без к.-л. существенных изменений из кодекса предшествовавшей династии Мин (1368-1644), основанного на законодат. системе династии Тан (618-907). "Собрание законов и постановлений великой династии Цин" аналогично "Своду законодательных актов династии Мин", содержавшему нормы, регламентировавшие различные вопросы гос. управления и х-ва.

Традиционные юрид. нормы не могли удовлетворить потребностей экономич. и политич. развития К. в новое время. Когда в кон. 19 в. возникло движение за реформы, ведущие представители этого движения (Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао и др.), выдвинув программу бурж. преобразований в целях ускоренного развития капиталистич. отношений в рамках конституц. монархии, выступали за изменение традиц. законов. В результате Сииъхайской революции была упразднена императорская система власти и вместе с тем многие традиц. законы (в т. ч. и закон "ба и"). 10 марта 1912 Нац. собрание приняло врем, конституцию Кит. Республики, в разработке к-рой принимал участие Сунь Ят-сен. Эта конституция провозгласила такие демократич. принципы, как равноправие граждан, неприкосновенность личности, жилища и имущества, свобода слова, печати, собраний, ввела избират. право и др. Однако установление в стране господства бэйянских милитаристов, а с 1927 чанкайшистской диктатуры помешало реальному осуществлению провозглашённых демократич. прав и свобод. Демократич. строительство в 1927-1949 осуществляла лишь КПК, сначала на терр. сов. р-нов, где были утверждены новые принципы обществ, и гос. строя в форме Советов, закреплённые в принятом в 1931 проекте Конституции Китайской Советской Республики а затем в освобождённых р-нах.

Возникновение новой правовой науки в К. относится к периоду, непосредственно следовавшему за образованием КНР в 1949. Работы, опубликованные в первые годы нар. власти, носили науч.-популярный характер либо были обобщением практики деятельности политико-юрид. органов. В 1953 была создана Китайская ассоциация политич. и юрид. наук, начавшая издавать в 1954 правовой журн. "Чжэн-фа яньцзю" ("Изучение политики и права"). В 1958 создан Ин-т правовых и политич. наук Кит. АН.

С нач. 60-х гг. правовая наука К. вступила в полосу тяжёлого кризиса: юрид. публикации свелись к восхвалению "идей Мао Цзэ-дуна" и критике работ юристов СССР и др. социалистич. стран. Л. С. Переломов,

Языкознание. Изучение кит. яз. в К. до 20 в. велось в рамках традиц. филологии на основе комментирования и толкования классич. текстов. Изучались диалекты, состав и строение слога, иероглифика, имелись зачатки грамматич. анализа, напр, введение понятий "ши цзы" и "сюй цзы" ("полные" и "пустые" слова), "хо цзы" и "сы цзы" ("живые" и "мёртвые" слова), что соответствует глаголам и именам. Первые работы, содержащие сведения о кит. яз. и письме, относятся к рубежу н. э. Древнейший толковый словарь - Эр-я (окончат, редакция - 3 в. до н. э.). В 1 в. н. э. Ян Сюн составил словарь "Фанъянь" ("Диалекты"), отразивший диалектнуюлексикупериода Хань; Сюй Шэнь создал иероглифич. словарь "Шо вэнь цзе цзы" ("Толкование простых и объяснение сложных знаков"), в к-ром все иероглифы распределены по 6 категориям (классификация сохранила значение до наших дней). Традиц. фонетич. представления о кит. яз. связаны с расчленением слога на 2 компонента - шэн (начальнослоговой согласный) и юнь (концовка слога, или рифма, включающая тонированный слогообразующий гласный). С 7 в. стали появляться словари рифм ("Цеюнь", 601; "Танъюнь", 751, и др.), имевшие значение для позднейших реконструкций фонетики древнего кит. яз. Иероглифы в них располагаются в соответствии с тонами и рифмами.

Комментарии древних классич. текстов, напр, комментарий Чжу Си (12 в.), содержат филологич. сведения о древнем кит. яз. (толкование значений знаменательных и служебных слов). В нач. 17 в. были составлены наиболее полные словари- иероглифич. словарь "Канси цзыдянь" и словарь рифм "Пэй вэнь юнь фу". Позднее создаются многочисл. лексикографич., а также фонетические (в традиц. смысле) работы. В нач. 20 в. были расшифрованы надписи на гадательных костях 14-12 вв. до н. э. (Ван Го-вэй и др.).

В собственно лингвистич. плане изучение кит. яз. началось в 1898 - грамматика Ма Цзянь-чжуна "Ма-ши вэнь тун". Эта и последующие грамматики испытали влияние европ. науки. В 30-х гг. 20 в. появляются оригинальные исследования по истории, грамматике, лексикологии, фонетике, в т. ч. ист. диалектологии (работы Ли Цзинь-си, Дун Тун-хэ, Ван Ли, Ло Чан-пэя, Люй Шу-сяна, Лу Чжи-вэя, Гао Мин-кая, Цао Бо-ханя, Юань Цзяхуа и др.). В 30-х годах разрабатывались проекты латинизации письма. Интенсивная лингвистич. работа развернулась в КНР в 50-х гг.: создан Ин-т языкознания, стали выходить языковедч. журналы "Чжунго юйвэнь" ("Китайский язык"), "Юйвэнь сюэси" ("Языковая учёба"), "Вэньцзы гайгэ" ("Реформа письма"). Кит. учёные провели значит, работу по составлению проекта фонетич. алфавита и подготовке реформы письма. В годы "культурной революции" (2-я пол. 60-х гг.) языковедческая работа была приостановлена. В.М.Солнцев.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В кон. 1949 создана Китайская академия наук (АН КНР). В 1949 насчитывалось 40 н.-и. opr-ций; в 1952 в науч. учреждениях работало ок. 10 тыс. исследователей и инженеров. В 1956 в Пекине создана Академия мед. наук, объединившая 12 отделений, в к-рых в 1958 работало св. 4 тыс. чел., включая св. 600 науч. работников (из них 102 имели учёные степени). В 1957 в Пекине осн. Академия с.-х. наук, в которую вошли 31 НИИ и св. 100 с.-х. науч. станций. Значительный объём науч. исследований выполняли вузы.

В 1958 в К. числилось 848 н.-и. орг-ций, из них 170 работали в области фундаментальных исследований, 415 занимались прикладными исследованиями в области пром-сти и транспорта, 134 - в области с. х-ва, 101 - в медицине, 28 - в др. науках. В 1958 в н.-и. учреждениях работало 118, 6 тыс. чел., в т. ч. 32,5 тыс. науч. сотрудников (из них ок. 1,5 тыс. докторов наук).

За годы "большого скачка" сеть н.-и. орг-ций несколько расширилась, но многие из них были созданы без учёта имевшихся возможностей и оказались слабо оснащёнными и плохо укомплектованными кадрами. В этот период решающую роль в проведении общегос. науч.-технич. политики стала играть Гос. комиссия по науке и технике. В 1958 в Пекине была создана Академия воен. наук. В 1958 осн. Академия геол. наук, в состав к-рой вошли 6 НИИ.

Переход к политике "урегулирования" положительно отразился на росте численности науч. кадров. В 1965 в исследоват. орг-циях страны работало 425 тыс. чел., в т. ч. 53 тыс. науч. сотрудников - учёных и инженеров, из них 3,5 тыс. чел. находились в системе АН; 45 тыс. чел. - в н.-и. ин-тах отраслевых мин-в пром-сти, включая воен. пром-сть; 4,5 тыс. чел. - в др. ин-тах и орг-циях. В вузах насчитывалось ок. 100 тыс. преподавателей, часть к-рых занималась исследоват. деятельностью. Большая часть учёных работала в области естеств. и технич. наук. Исследования проблем гуманитарных наук вели ин-ты отделения общественных наук Кит. АН и факультеты нек-рых ун-тов: Пекинского, Фуданьского, Нанькайского, Уханьского и др.

Во время "культурной революции" научным кадрам был нанесён большой ущерб. Особенно пострадали сотрудники, занятые исследованиями по общественным наукам. В этот период усилилась милитаризация кит. науки. В дек. 1967 армия установила контроль над Кит. АН. Кит. руководители постарались оградить от эксцессов "культурной революции" науч. учреждения, работавшие в области военного произ-ва.

До "культурной революции" в К. существовало много науч. об-в: фармакологическое (с 1912), медицинское (с 1914), геологическое (с 1922), психологическое (с 1955), метеорологическое (с 1924), физиологическое (с 1926), физическое (с 1932), химическое (с 1932), ботаническое (с 1933), географическое (с 1909), зоологическое (с 1934), энтомологическое (с 1951), почвоведения (с 1945), анатомическое (с 1947), по изучению лесов (с 1951), механики и строительства (с 1951), гидрографическое (с 1951), математическое (с 1936) и др. Деятельностью этих об-в долгое время руководила Всекитайская федерация науч.-технич. об-в. До сер. 60-х гг. науч. об-ва издавали свои журналы; выход многих из них был прекращён в годы "культурной революции". После "культурной революции" началось восстановление нормальной деятельности Кит. АН и др. науч. учреждений. Однако этот процесс в большей мере относится к ин-там, занимающимся естественными и техническими науками. Условия работы науч. учреждений гуманитарного профиля остаются сложными и противоречивыми .

Высшей инстанцией .ведающей всеми вопросами н.-и. работ в К., является Гос. совет, к-рый осуществляет общее руководство и контроль за развитием науки через Гос. комиссию по науке и технике, Гос. плановую комиссию и др. органы. Науч. исследованиями руководят отраслевые министерства, а также Кит. АН. Координация н.-и. работ возложена на АН. Непосредственными исполнителями исследовательских работ являются НИИ отраслевых академий, подчинённых соответствующим мин-вам, НИИ отделений Кит. АН, НИИ отраслевых мин-в и вузов. В. И. Акимов.

Лит.: Чжуцзы цзичэн (Собр. произв. древних мыслителей), т. 1-8, Пекин, 1957; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1 - 5, Пекин, 1957-60; Книга правителя области Шан, пер. с кит., вступ. статья и коммент. Л. С. Переломова, М., 1968; Китайская философия, пер. с кит. и текст М. Л. Титаренко, в кн.: Антология мировой философии, т. 1, М., 1969; Древнекитайская философия. Собр. текстов, т. 1, М., 1972; КонрадН. И., Запад и Восток, М., 1966; Я н X и н-ш у н, Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М., 1950; П е т р о в А. А., Очерк философии Китая, в кн.: Китай, М.- Л., 1940; Алтайский М., Георгиев В., Антимарксистская сущность философских взглядов Мао Цзэ-дуна, М., 1969; FunS Y u - 1 a n, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53; Levenson J. R., Origines et itineraire du confucianisme, "Diogenes-, 1963, № 42; Е ф и м о в Г., Историко-библиографический обзор источников и литературы по новой истории Китая, ч. 1-3, Л., 1965-72; Историческая наука в КНР, М., 1971; Цзинь Юй-фу, Чжунго шисюэ ши (История исторической науки Китая), Пекин, 1962; Найто Торадзиро, Сина сигаку си (История исторической науки Китая), Токио, 1953; Historians of China and Japan, L., 1965; К о р б а ш Э., Экономические "теории" маоизма, М., 1971; N е е d h a m J., Science and civilisation in China, v. 1-5, 1954-71.

XII. Печать, радиовещание, телевидение В 1958 в КНР издавалось 1884 газеты и 818 журналов (в т. ч. св. 30 газет и журналов на языках нац. меньшинств К.) общим годовым тиражом газет ок. 4,5 млрд. экз., журналов -537 млн. экз. В период "культурной революции", во 2-й пол. 60-х гг., мн. центр, и провинц. газеты и журналы, почти все органы обществ, орг-ций, отраслевые и местные издания были закрыты. В каталог для подписки на кит. прессу в КНР в 1968 было включено всего лишь 55 наименований газет и журналов, в т. ч. только 4 наименования на нац. языках К.; при этом мн. издания разрешались для распространения только внутри страны. В каталоге на 1972 для подписки иностр. представителям включено всего 11 наименований центр, газет и журналов. Гл. печатными органами в КНР являются издающиеся в Пекине газ. "Жэньминь жибао" (орган ЦК компартии, выходит с 1948), "Гуанмин жибао" (орган демократич. партий Китая, выходит с 1949) и журн. "Хунци" (орган ЦК компартии, выходит с 1958). Основную информацию центр, и местные газеты КНР получают от телеграфного агентства Синьхуа.

Чоу И н. "Поэма о покинутой жене" (фрагмент). Шёлк, тушь, водяные краски. 16 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

К cm. Китай.

Первая радиовещат. станция в К. была создана в 1927 в Шанхае. В 1947 в гоминьдановском Китае насчитывалось 42 гос. и 90 частных и иностр. радиостанций. В столице освобождённых районов г. Яньань радиостанция Синьхуа начала вещать 5 сент. 1945. После провозглашения КНР (1949) все радиостанции были национализированы и образована Центр, нар. радиовещат. станция в Пекине, передачи к-рой ретранслируются 5 крупными радиостанциями: на С.-В., в Синьцзяне, Шанхае, Гуанчжоу и Куньмине. Пекинская радиостанция контролирует 117 местных радиовещат. станций. Она ведёт вещание на 5 кит. диалектах, а также организует передачи на осн. нац. языках К. Зарубежные передачи ведутся более чем на 30 иностр. яз.

Первые телевизионные станции в КНР были построены в 1958 - в Пекине и Шанхае. В 1965 действовали 13 телевизионных станций: в гг. Пекин (2 станции), Тяньцзинь, Шанхай, Харбин, Гуанчжоу, Чанчунь, Шэньян, Сиань, Тайюань, Хэфэй, Нанкин, Ухань. В. И. Елизаров.

XIII. Литература Кит. лит-pa является одной из древнейших лит-р мира и имеет трёхтысячелетнюю традицию. Поздние записи и обработки свидетельствуют о существовании у китайцев сравнительно развитой системы мифологии, но значит, эпич. памятники периода древности и раннего средневековья отсутствуют. Первое крупное поэтич. произв. др.-кит. лит-ры - "Шицзин" ("Книга песен") (11-6 вв. до н. э.) представляет собой собрание нар. песен, ритуальных гимнов, к-рые отражают чувства и переживания простых людей, осуждают недостойных правителей, рассказывают о бедствиях страны. В насыщенном яркими мифологич. образами творчестве первого известного по имени кит. поэта Цюй Юаня (ок. 340- ок. 278 до н. э.) раскрывается возвышенный мир поэта-человеколюбца, смело обличавшего тиранию. Стихотв. и поэмы Цюй Юаня, его учеников Сун Юя (3 в. до н. э.) и др. представлены в антологии "Чуские элегии" (2 в. до н.э.). Художеств, проза 1-го тыс. до н. э. неотделима от филос., ист., геогр. и др. сочинений, многие части к-рых сюжетно организованы и эмоционально окрашены: "Шаншу"("Книга исторических преданий"), летопись эпохи Чжоу "Цзо чжуань", "Чжаньго цэ" ("Книга о борющихся царствах") и др. Особое значение для последующего развития лит-ры имели конфуцианские "Лунь юй" ("Беседы и суждения") (5 в. до н. э.) и "Мэн-цзы" (4-Звв. дон. э.), а также даосские "Дао дэ цзин" ("Книга пути и добродетели") (5 в. дон. э.)и "Чжуан-цзы" (3 в. до н. э.). Большой интерес представляют притчи и нар. легенды, включённые в "Чжуан-цзы" и др. филос. труды 4-3 вв. до н. э. ("Сюнь-цзы", "Хуайнань-цзы"), а также написанное в форме фантастич. путешествия "Предание о сыне неба My" (5 в. до н. э.).

Крупнейшим памятником прозы эпохи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) являются "Ши цзи" ("Исторические записки") Сыма Цяня (нач. 1 в. до н. э.) - огромный труд, включающий яркие характеристики деятелей прошлого и их высказывания. Из позднейших династийных хроник своими лит. достоинствами выделяется "Хань шу" ("История Хань") Бань Гу (32-92). В "высокой" поэзии того времени господствовал отличавшийся выспренностью прозо-поэтич. жанр фу. Лишь в нек-рых фу Сыма Сян-жу (179-118 до н. э.) и в лирич. "малых фу" ощущается живое чувство. Наиболее яркую часть поэтич. наследия составили лирич. и сатирич. нар. песни - юэфу, в к-рых запечатлена жизнь народа. В поэме "Павлины летят на юго-восток", представляющей собой одно из немногих эпич. произв. кит. классич. лит-ры, рассказывается о трагедии любящей четы и о произволе родителей.

Песни юэфу оказали заметное влияние на первых представителей лит-ры раннего феодализма - поэтов Цао Цао (155220), Цао Чжи (192-232), Ван Цаня (177-217) и др., к-рые писали о тяготах воен. жизни, о страданиях народа, гибнущего от войн и эпидемий. Антидеспотич. настроения отразились в творчестве Кун Юна (153-208), Жуань Цзи (210-263) и Цзи Кана (223-262). В "Поэме скорби и гнева" Цай Янь (177-?) рассказала о своей долгой жизни в плену у кочевников. В поэзии господствовал пятисловный рифмованный стих, но его первоначальная безыскусственность постепенно стала сменяться стремлением к изысканности поэтич. речи. К концу периода Юж. и Сев. династий (4-6 вв. или 5-6 вв.) появились фонетически строго организованные стихи "новых форм". Крупнейший поэт кон. 4 - нач. 5 вв. Тао Юань-мин (365-427) отказался от чиновничьей карьеры, чтобы быть ближе к людям, к природе. Для его новаторской (при всей внеш. традиционности) поэзии характерны глубокие раздумья над смыслом жизни, над призванием человека. К 5 в. относится проникнутая буддийскими настроениями утончённая пейзажная и филос. лирика Се Лин-юня (385-433) и Се Яо (464-499). Ей противостоят "подражания юэфу" выходца из народаБао Чжао(ок. 414-ок. 466), в к-рых поэт сетует на царящую вокруг несправедливость. Наиболее полно лит-pa периода Юж. и Сев. династий представлена в антологии "Литературный изборник" (ок. 530) Сяо Туна.

В нар. юэфу 4-6 вв. чётко выделяются "сев. песни" героико-эпич. склада (напр., "Песнь о Мулань") и "южные", в к-рых преобладают любовные мотивы. Под влиянием юж. юэфу тема любви проникла и в "высокую" поэзию (антология "Новые напевы нефритовой башни", 6 в., Сюй Лина). В 4-5 вв. были созданы первые сб-ки коротких новелл и анекдотов на фантастические и реже авантюрные сюжеты, часто фольклорные (Гань Бао, 4 в., и др.). Но в бессюжетной художественной прозе до нач. 7 вв. господствовал изощрённый, предполагающий лит. и ист. ассоциации, "параллельный стиль".

После объединения страны Танской династией (618-907) возникли благоприятные условия для расцвета лит-ры. Общему культурному подъёму способствовало возникновение многолюдных городов, расширение связей с соседними странами, изобретение книгопечатания. Именно тогда окончательно формируется кит. лит. яз. вэньянь. Уже Чэнь Цзы-ан (661-702), отвергая украшательскую поэзию, выступал за жизненность содержания и высокие идеалы в лит-ре. Расцвет лит-ры наступает в 8 в.Его открывают певец природы и дружбы Мэн Хао-жань (689-740) и Ван Вэй (699 или 701 - 759 или 761)- лирик, художник и музыкант. Поэты "пограничной школы" Гао Ши (700?-765), Цэнь Шэнь (715-770) и отчасти Ван Чан-лин (698-765) поведали правду о тяжёлой доле воинов, к-рых посылали охранять завоёванные земли. Гуманистич. лирика Ли Бо (701-762) проникнута стремлением к постижению смысла бытия. Его образы часто гиперболичны, атмосфера жизнерадостна. Творчество др. величайшего кит. поэта Ду Фу (712-770) пронизано болью за страдающий народ; в его сдержанной и суровой по колориту поэзии гражд. мотивы соседствуют с сугубо личными переживаниями. Дальнейшее развитие социальная тема получила в творчестве Бо Цзюй-и (772-846), прославившегося своими пейзажными и филос. четверостишиями, а также поэмами "Лютня" и "Песнь вечной скорби". К числу крупнейших лириков 8-9 вв. относятся Юань Чжэнь (779-831), Ли Шан-инь (813-858) и Ду My (803-853), для произв. к-рых характерны усиление субъективного начала и усложнённость образов.

В нач. 9 в. Хань Юй (768-824) и Лю Цзун-юань (773-819) возглавили конфуцианское в своей основе движение за "возрождение древности". Господствующему в прозе украшательскому "параллельному стилю" они противопоставляли ясную, содержательную прозу "древнего стиля" (г у в э н ь). В прочно утвердившихся с этого времени различных жанрах гувэнь - эссе, послания, притчи, предисловия - ярко проявились свойственные кит. лит-ре дидактич. тенденции, стремление к прямому воздействию на читателя. На лит. яз. вэньянь появляются сб-ки любовных, авантюрных и фантастич. новелл Бо Син-цзяня (770 - ок. 816), Юань Чжэня, а также Ли Гун-цзо. Одновременно на разговорном яз. формируется генетически связанный с буддийскими проповедями прозо-поэтич. сказовый жанр б я н ьв э н ь, гор. повесть х у а б э н ь, крупная прозо-поэтич. форма ч ж у н г у нд я о, подготовившие появление романа и драмы.

В период правления династии Сун (960-1279) наряду со строгим классич. стихом ши (филос. и ист. поэзия Оуян Сю, 1007-72; Хуан Тин-цзяня, 1045-1105; Ван Ань-ши, 1021-86; Су Ши, 1036-1101) широкое распространение получила песенная лирика цы, для к-рой более характерно эмоциональное начало, интерес к внутр. миру человека. Популярнейшими среди авторов цы были Лю Юн (987-1053), Чжоу Бан-янь (1056-1121), поэтесса Ли Цин-чжао (1084-1151?), поэт-патриот Синь Ци-цзи (1140-1207). Обществ, тематика: жизнь крестьян, защита страны - занимала большое место в творчестве Л у Ю (1125-1210) и Фань Чэн-да (1126-93). Оуян Сю, Су Ши и др. создали также прекрасные образцы прозы гувэнь. Однако к концу периода в "высоких" жанрах поэзии и прозы заметны уже признаки застоя. Последним видным сунским поэтом был автор "Песни духу прямоты" Вэнь Тяньсян (1236-82), погибший в борьбе с монг. завоевателями.

Время правления монг. династии Юань (1280-1368) отмечено дальнейшим ростом городов и ухудшением положения служилого образованного сословия. Следствием этого было врем, усиление влияния буддийской и даосской идеологий, а также широкое распространение демократических жанров, особенно драмы, ранние записи к-рой относятся к 13 в. (т. и. юж. драма). В 13 в. на С. страны утверждается тесно связанная с музыкой строго канонизированная четырёхактная муз. драма цзацзюй на героич. и бытовые темы, а также сказания о небожителях Гуань Хань-цина, Бо Пу (ок. 1222ок. 1312), Ма Чжи-юаня (1250?-1324?), Ван Ши-фу (ум. ок. 1330) и др. авторов. Появилась новая разновидность песенной лирики с а н ь ц ю и (Чжан Кэ-цзю, ок. 1280-1330; Цяо Цзи, 1280-1345) и сб-ки прозаических заметок о жизненных событиях, мыслей о прочитанном и др.

Важным явлением лит-ры 14 в. была циклизация нар. повестей и возникновение на этой основе романов-эпопей, объединяющих большое число сюжетно завершённых, но не всегда связанных друг с другом глав-эпизодов. Первыми из них были беллетризированные хроники о событиях 3 в. - "Троецарствие" Ло Гуаньчжуна (ок. 1330-ок. 1400) и "Речные заводи" Ши Най-аня (14- нач. 15 вв.) о деяниях повстанцев 12 в. При династии Мин (1368-1644) вновь выдвигаются "высокие" жанры. Наряду с утратившими значит, долю своего демократизма "сев. драмами " были созданы более крупные по объёму и свободные по форме "юж. драмы" Ли Кай-сяня (1501-68), Ван Ши-чжэня (1526-90) и др. Высшими образцами драматургии этого периода явились "Пионовая беседка" Тан Сянь-цзу (1550-1616)романтич. история о любви, побеждающей смерть, ист. трагедия "Дворец бессмертия" Хун Шэна (1645? - 1704) и "Веер с персиковыми цветами" Кун Шан-жэня (1648-1718).

В кон. 16 в. Ли Чжи (1527-1602), Юань Хун-дао (1568-1610) и др. писатели выступали против ставшего официальным течения "возврата к древности". Отмечается новый подъём повествоват. прозы на разговорном языке: фантастич. эпопея "Путешествие на Запад" У Чэн-эня (ок. 1500-1582), историко-фантастич. роман "Плавание Чжэн Хэ по Индийскому океану" (1597) Ло Мао-дэна, анонимный социально-бытовой роман "Цзинь, Пин, Мэй"] (кон. 16 в.), ярко воспроизводящий гор. нравы своей эпохи. Писатели Фэн Мэн-лун (1574-1646), Лин Мэн-чу (1580-1644) и др. опубликовали многочисл. обработки нар. повестей, а также оригинальные новеллы.

Маньчжурское вторжение (1644) обусловило появление плеяды оппозиционно настроенных поэтов и мыслителей, для творчества к-рых характерны просветительские тенденции: Хуан Цзун-си (1610-96), Гу Янь-у (1613-82), Ван Фу-чжи (1619-92). Появились романы, прославляющие героев прошлого: "Сказание о Юэ Фэе" (кон. 17 в.) Цянь Цая. Пороки общества обличаются в насыщенных фантастикой и иронией новеллах Пу Сун-лина (1640-1715). У Цзин-цзы (1701-54) в сатирич. романе "Неофициальная история конфуцианцев" клеймил с позиций "истинного" конфуцианства пошлость, карьеризм и консерватизм служилой интеллигенции. Вершиной классич. романа явился "Сон в красном тереме" Цао Сюэ-циня (ок. 1715-1762) - психологически насыщенное повествование о моральном и экономич. упадке феод, аристократии. В дальнейшем, в обстановке усиливавшегося цензурного давления маньчжурских властей господствующее место в лит-ре вновь заняли "высокие" жанры ортодоксально-конфуцианской "тунчэнской школы". Им противостояли произв. прогрессивных мыслителей Дай Чжэня (1723-77) и Гун Цзы-чжэня (1792-1841), сатирико-фантастич. роман с элементами утопии "Цветы в зеркале" Ли Жу-чжэня (ок. 1763-1830), нар. пьесы, сказы, песни и др. произв. "низких" жанров позднего средневековья, игнорировавшиеся официальной филологической наукой.

Лит-pa нового времени (сер. 19 в. - 1917) отразила освободит, движение против маньчжуро-кит. феодалов и экспансии капиталистических гос-в Запада, упадок феод, общества и первое знакомство с культурой Запада. На фоне эпигонских соч. выделяется патриотич. лирика Линь Цзэ-сюя (1785-1850), Вэй Юаня (1794-1857) и особенно Хуан Цзунь-сяня (1848-1905), к-рый выступал за обновление классич. поэтич. форм. Своеобразная лит-pa была порождена восстанием тайпинов (Хун Жэнь-гань, 1822-64, и др.), а также движением за реформы в 90-е гг. (Тань Сы-тун, 1866-98; Лян Ци-чао, 1873-1929). Проза представлена противоречивыми в идейном отношении романами: авантюрным - "Деяния судьи Ши" (аноним, 1838), героическим - "Трое храбрых, пятеро справедливых" (1879) сказителя Ши Юй-куня, нравоописательным "Цветы на море" (1892) Хань Бан-цина (1856-94). В 1900-1910-е гг. прозаич. произв. заполнили многочисл. лит. журналы. Наибольший интерес представляют просветительские "обличительные романы", вскрывающие язвы общества и пытающиеся указать способы их лечения: "Наше чиновничество" и "Краткая история цивилизации" Ли Бао-цзя (1867-1906), "Нелепости, виденные за 20 лет" У Во-яо (1866-1910), "Путешествие Лао Цаня" Лю Э (1857-1909), а также "Цветы в море зла" Цзэн Пу (1871-1934), в к-ром с симпатией изображаются кит. и рус. революционеры. Революц. подъём нач. 1900-х гг. получил отражение в прогрессивной публицистике Чжан Тай-яня (1868-1936), Цзоу Жуна (1885-1905), в поэзии Цю Цзиня (1875-1907), Су Мань-шу (1884-1918); на позициях борьбы с маньчжурской монархией стояло также поэтическое "Южное общество" (Лю Я-цзы, 1887-1958, и др.). В период революции 1911-13 наступил кратковременный расцвет политически окрашенной прозы и драматургии, однако при Юань Ши-кае (1912-1916) их сменила поверхностная развлекательная литература.

Новейшая лит-pa родилась на гребне освободит, движения "4 мая" (1919), развернувшегося под воздействием Великой Окт. социалистич. революции в России. Её черты (отрицание старого мира, демократичность идеалов и обновление языка, связь с передовой зарубежной, особенно русской, культурой) воплотились в творчестве Лу Синя (1881 -1936), впервые сделавшего рядового человека главным героем художеств, произведения. В его сб-ках рассказов "Клич" и "Блуждания", в повести "Подлинная история А-кью" критич. реализм в кит. прозе достиг зрелости. Реалистич. направление господствовало и в произв. участников созданного в 1921 Общества изучения литературы Е Шэн-тао (р. 1893), Ван Тун-чжао (1898-1957), Сюй Ди-шаня (1893-1941). Основанной в 1922 группе "Творчество" были свойственны романтич. тенденции: Юй Да-фу (1896-1945), Чэн Фан-у (р. 1894), Го Мо-жо (р. 1892). К нач. 20-х гг. новые формы поэзии на разговорном языке почти полностью вытеснили классические: творчество Лю Да-бая (1880-1932), Вэнь И-до (1899-1946), Чжу Цзы-цина (1899-1948). Хун Шэнь (1894-1955), Тянь Хань (р. 1898) и др. стали создавать драмы для "разговорного" театра.

По мере развития политич. борьбы происходило расслоение среди сторонников новой культуры; выделились бурж.-либеральное крыло (Ху Ши, 1891-1916, об-во "Новолуние") и революц. течение, усилившееся в ходе революции 1925-27 (Цзян Гуан-цы, 1901-31; Жоу Ши, 1901-1931; Инь Фу, 1909-31; Ху Е-пинь, 1903-31). В кон. 20-х гг. распространяется марксистская эстетика, на позиции к-рой перешёл Лу Синь. Вместе с видным деятелем компартии К. Цюй Цю-бо (1899-1935) он стал идейным руководителем пролетарской Лиги левых писателей Китая (1930-36), к-рая смело вела борьбу с бурж.-националистич. и "надклассовыми" течениями в лит-ре, пропагандировала произв. сов. писателей. Среди её членов были тяготевший к многоплановым социальным романам Мао Дунь (р. 1896; романы "Затмение", "Перед рассветом"), Дин Лин (р. 1907; повесть "Наводнение"), авторы реалистич. рассказов Ай У (р. 1904), Е Цзы (1912-39), Ша Тин (р. 1906), поэт Пу Фэн (1911-43), драматург Ся Янь (р. 1901) и др. Реалистич. направление в прозе представляли также Ба Цзинь (р. 1904), отобразивший тягу молодёжи к радикальным переменам (романы "Семья", "Любовь"), сатирик и бытописатель Лао Шэ (1899-1966; роман "Записки о кошачьем городе", 1933, "Рикша") и Чжан Тянь-и (р. 1906). Социально психологич. драмы большого эмоцион. накала "Гроза", "Восход" создал Цао Юй (р. 1910). Антиреалистич. модернистские течения не заняли большого места в литературе К. Символизм, эстетизм и некоторые др. декадентские направления, представленные творчеством поэтов Дай Ван-шу (1904-1950), Ли Цзинь-фа (р. 1901 - год смерти неизв.), отчасти Сюй Чжи-мо (1896-1931), не получили в ней широкого распространения; молодая поэзия смело овладевала новыми формами реалистич. отражения действительности: Цзан Кэ-цзя (р. 1905), Кэ Чжун-пин (р. 1903), Сяо Цзюнь (р. 1908), Сяо Хун (1911-42).

Начало нац.-освободит, войны кит. народа против япон. захватчиков (1937) обусловило бурный рост патриотич. лит-ры малых форм - очерки, стихи для декламации, агитац. пьесы, популярные у демократич. аудитории: патриотич. поэзия Ай Цина (р. 1910; поэма "Он умер во второй раз"), Тянь Цзяня (р. 1917; поэма "Тем, кто сражается"), рассказы и очерки Цю Дун-пина (1915-41), Лю Бай-юя (р. 1915), пьесы Сун Чжи-ди (1914-56), Ма Янь-сяна (р. 1907). Политика подавления прогрессивной литературы гоминьдановским пр-вом заставила писателей обращаться либо к истории (пьесы Ян Хань-шэна, Оуян Юй-цяня, Лао Шэ), либо к бытовой проблематике. Лишь в некоторых произведениях (роман "Распад" Мао Дуня, рассказ "Г-н Хуа Вэй" Чжан Тянь-и) содержалась критика отрицательных сторон жизни гоминьдановского тыла.

После разгрома империалистич. Японии (1945) прогрессивная лит-pa развернула борьбу за демократич. развитие страны. В 1945-47 были созданы сатирич. стихи Юань Шуй-по (р. 1916), пьеса "Карьера" Чэнь Бай-чэня (р. 1909), трилогия "Четыре поколения под одной крышей" Лао Шэ и "Осаждённая крепость" Цянь Чжун-шу. Однако к 1948 чанкайшистский террор снова вынудил большинство писателей замолчать или уехать с подвластной гоминьдановцам территории.

В освобождённых районах под руководством компартии К. развивалась революционная лит-pa, неразрывно связанная с борьбой масс, впитавшая традиции нар. творчества. Её ведущая тема - новые отношения между людьми: рассказ "Песенки Ли Ю-цая", повесть "Перемены в Лицзячжуане" Чжао Шу-ли (р. 1906), романы "Ураган" Чжоу Ли-бо (р. 1908) и "Солнце над рекой Сангань" Дин Лин. Появились первые произв. о рабочем классе: повесть "Движущая сила" Цао Мин (р. 1913). Большую популярность приобрели пьеса коллектива авторов "Седая девушка" (1945), лирико-героич. поэма "Ван Гуй и Ли Сян-сян" Ли Цзи (р. 1921) и первая часть поэмы "Возница" Тянь Цзяня.

Победа нар. революции в 1949, создание КНР дали новый импульс лит. творчеству, появляются произведения о социалистич. строительстве и воспитании нового человека. Жизнь и труд рабочих и крестьян, героизм народа, руководимого коммунистами, - общая тема созданных в 50-е гг. романов "Деревня Саньливань" Чжао Шу-ли и "Стальной поток" Чжоу Ли-бо (р. 1908), сб. очерков "Самые любимые" Вэй Вэя (р. 1920) и др. произв. Историко-революц. сюжеты разрабатывались в романах "Песнь молодости" Ян Мо (р. 1915), "Битва за Яньань"Ду Пэн-чэна (р. 1921),"Цветыосота"Фэн Дэ-ина (р. 1936). В поэзии 50-х гг. получили распространение темы борьбы за мир и дружбы с народами др. стран: стихи и поэмы Тянь Цзяня, Ша Оу, Вэнь Цзе, Шао Янь-сяна. Приобрело известность творчество писателей, представляющих нац. лит-ры К. - монг., уйгурскую, казахскую. Поддерживались тесные связи с писателями социалистич. стран и прогрессивными литераторами мира, широко переводились произв. сов. лит-ры и др. социалистич. стран. Но уже к кон. 50-х гг. начали нарастать сектантские и догматич. тенденции в культурной жизни, критика пережитков бурж. и феод, идеологии приобретала примитивно-вульгаризаторский характер. Применялись меры административного воздействия на "инакомыслящих", организовывались разного рода "проработочные кампании", затронувшие таких писателей, как Дин Лин, Ай Цин, Фэн Сюэ-фэн и др.

В 1958 единственным творческим методом кит. лит-ры было провозглашено "сочетание революц. романтизма с революц. реализмом". По существу же от писателей потребовали апологетич. отношения к кит. действительности. Осн. упор делается на самодеятельное творчество. Правда, в нач. 60-х гг. ещё продолжали появляться авторские произв., в т. ч. историко-революц. романы "Лучшие люди эпохи" Оуян Шаня, "Красный утёс" Ло Гуан-биня и Ян И-яня, роман о кооперировании деревни "Начало" Лю Цина, рассказы Ли Чжуня, Ван Вэнь-ши, Жу Чжи-цзюаня, ист. пьесы У Ханя, Цао Юя и др. С сер. 60-х гг., с началом "культурной революции", издание новых художеств, произв. и переводов практически прекратилось, а немногие публицистич. произв. призваны были иллюстрировать "идеи Мао Цзэ-дуна". Приостановилась также деятельность Союза китайских писателей (создан в 1953). В 1966 перестали издаваться такие лит. журналы, как "Жэньминь вэньсюэ", "Вэньи оао", "Цзюй бэнь", "Шикань", "Шицзе вэньсюэ" и др. С нач. 1972 наметилось нек-рое оживление в области лит-ры. За этот год было выпущено или переиздано более 100 наименований книг, в т. ч. романов, повестей, сб-ков рассказов, стихов, песен. Среди переизданных произв.классич. романы "Сон в красном тереме", "Путешествие на Запад","Речные заводи", "Троецарствие". Большинство вновь изданных книг написано "авторскими коллективами", их тематика очень ограничена. Отдельные книги рассказывают о тяжёлой жизни народа при гоминьдановском режиме, о кооперировании деревни, посвящены армии, пропаганде её особой роли в жизни страны. Основная масса кит. профессиональных литераторов в творческую работу не включалась. Современная иностранная литература представлена немногочисленными рассказами и стихами, а сов. художеств, литература - книжками-картинками на сюжеты М. Горького ("Детство", "В людях", "Мать") и Н. А. Островского ("Как закалялась сталь").

В 1972 выходил журн. "Chinese literature" ("Китайская литература") на англ, яз., рассчитанный на зарубежных читателей. Наблюдалось возобновление местных лит. журналов, напр. "Хэбэй вэньи", "Гуандун вэньи", и армейского лит.-художеств, журн. "Цзюньдуй вэньи". В. С. Волжанин.

Литературоведение. Традиц. кит. литературоведение с его культом изящного слова ("вэнь") оформилось на базе конфуцианско-даосско-буддийского культурного комплекса. Его философские основы были заложены в 6-3 вв. до н. э. суждениями Конфуция, Лао-цзы и особенно Чжуан-цзы. Во 2 в. до н. э. была создана первая поэтика -"Большое предисловие" к "Книге песен",- суммирующая взгляды конфуцианской школы. В кон. 5 в. Шэнь Юэ в "Трактате о четырёх тонах" дал основы теории стиха, в нач. 6 в. появилось первое произв. лит. критики -"Категории стихов" Чжун Жуна. Лю Се (5-6 вв.) в "Резном драконе литературной мысли" оформил кит. лит. мысль в законченную систему. В дальнейшем на кит. литературоведение большое влияние оказала теория поэтич. вдохновения Сыкун Ту (9-10 вв.). С 6 в. на первый план выдвигается теория жанров. Начиная с эпохи Сун (10-13 вв.) появилось большое количество трактатов о поэзии ("шихуа"), а в эпоху Юань (13-14 вв.) - трактаты о драме. Сюжетная художеств, проза считалась вульгарной и почти не изучалась. В лит-ре, как и в природе, теоретики традиц. кит. литературоведения видели воплощение абсолютного начала ("дао"), к-рое постигал сам и доносил до читателя писатель. Главным в ней считалось внутреннее, сущностное, потаённое. Это вело к увлечению иносказательностью, поисками скрытого смысла. Высоко ценилась дидактич. функция лит-ры. Лит. термины были скорее образными, чем логическими. Преклонение перед стариной обусловливало их внешнюю консервацию, хотя на разных этапах эти термины наполнялись разным содержанием, что вело к синкретизму и многозначности.

На рубеже 20в. совр. науч.методы изучения лит-ры начали вытеснять прежние эмпирические. Большой вклад в изучение классич. наследия внесли Ван Говэй и Лян Ци-чао. С нач. 20-х гг. всё большее внимание исследователей привлекал процесс ист. развития лит-ры, а также сюжетная художеств, проза: "Краткая история китайской повествовательной прозы" (1923) Лу Синя, "История китайской простонародной лит-ры" (1938) Чжэн Чжэнь-до и др. Осмысливался процесс развития литературной мысли: "История китайской ли!ературной критики" (1934) Ло Гэнь-цзе и др. Переводы Лу Синя, Цюй Цю-бо и др. знакомили читателя с марксистской эстетикой. Началось изучение кит, фольклора (журн. "Гэяо"), зарубежной лит-ры (Мао Дунь, Чжэн Чжэнь-до, Чжао Цзин-шэнь). Большую роль в развитии лит. теории играли такие организации, как стоявшее на реалистич. позициях Общество изучения литературы (и его журн. "Сяошо юэбао"), романтич. группа "Творчество" (издавала журн. "Чуанцзао"), пролетарская Лига левых писателей и др.

После образования КНР (1949) появились марксистские работы о лит. наследии и совр. лит-ре, прошёл ряд дискуссий (напр., о конфликте в произведении). Однако, наряду со стремлением мн. литературоведов овладеть марксистской методологией, стали распространяться вульгарно-социологич. и утилитарные концепции, получившие преобладание к сер. 60-х гг. Лит-pa стала рассматриваться как средство воспитания народа в духе национализма, антисоветизма и культа личности Мао Цзэ-дуна; её эстетические и познавательные функции отрицались. Во время "культурной революции" (2-я пол. 60-х гг.) и в последующий период развитие литературоведения и литературной критики было прервано. Прекратилось изучение классического наследия, которое трактовалось как "реакционное и феодально-буржуазное". После характерного для периода "культурной революции" огульного прославления "революционных пьес" критики с 1972 стали призывать к борьбе против "беспринципного, вульгарного восхваления", к развёртыванию доброжелательной критики, к оказанию помощи авторам в совершенствовании их произв. Кит. критика вновь, хотя и осторожно, заговорила о необходимости овладения писателями знаниями и проф. мастерством, выступила против "упрощённого подхода к литературе и искусству". В то же время гл. объектом критики остаётся т. н. теория среднего человека, согласно к-рой человек изображается таким, каков он есть, с его положительными и отрицательными чертами. В противовес подобным взглядам, критики призывали создавать образы "героев", лишённых к.-л. недостатков и отличающихся преданностью Мао Цзэ-дуну и его "идеям". Активизировалась пропаганда лозунгов "выбрасывать старое, впитывать новое", "расчистить место для новой культуры". И. Ли.

Лит.: Васильев В. П., Очерк истории китайской литературы, СПБ, 1880; Алексеев В. М., Китайская пОэма о поэте. Стансы Сы-кун Ту, П., 1916; его же, Римлянин Гораций и китаец Лу Цзи о поэтическом мастерстве, "Известия АН СССР. ОЛЯ", 1944, т. 3, вып. 4;Федоренко Н. Т., Китайская литература, М., 1956; Конрад Н. И., Краткий очерк истории китайской литературы, в кн.: Китайская литература, Хрестоматия, т. 1, М., 1959; его же, Запад и Восток, М., 1966; Сорокин В. Ф. иЭйдлин Л.З., Китайская литература, М., 1962; Шнейдер М. Е., Творческий путь Цюй Цю-бо, М., 1964; ЛисевичИ. С., Вопросы формы и содержания в ранних китайских поэтиках, "Народы Азии и Африки", 1968, № 1; Л и с е в и ч И. С., Древняя китайская поэзия и народная песня, М., 1969; Надеев И. М., "Культурная революция" и судьба китайской литературы, М., 1969; Позднеева Л. Д., Китайская литература, в кн.: Литература Востока в средние века, ч. 1, М., 1970; Семанов В. И., Эволюция китайского романа, М,, 1970; Риф тин Б. Л., Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае, М., 1970; Эй длин Л. 3., Чжэн Чжэнь-до и наука о китайской литературе, в кн.; "Движение 4 мая" в Китае, М., 1971; Черкасский Л. Е., Новая китайская поэзия (20-30-е годы), М., 1972; Hughes Е. R., The art of letters. Lu Chi's "Wen Fu", A. D. 302, N. Y., 1951; Л у Синь, Чжунго сяошо ши люэ (История китайской художественной прозы), Пекин, 1953; Ч ж е н Чжэнь-до, Чатубэнь чжунго вэньсюэ ши (Иллюстрированная история китайской литературы), т. 1-4, Пекин, 1957; L i u H s i е, The literary mind and the carving of dragons, N. Y., 1959; Чжунго вэньсюэ ши, Чжунго кэсюэюань... (История китайской литературы. Институт Китайской академии наук), т. 1 - 3, Пекин, 1962; D е Ь о n G., Ts'ang-lang's Gesprache iiber die Dichtung. Ein Beitrag zur chinesischen Poetik, Wiesbaden, 1962.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники иск-ва К. восходят к 3-му тыс. до н. э. В долинах больших рек сохранились остатки обнесённых рвами неолитич. поселений, с глинобитными ямного типа жилищами на жердевом каркасе. Во многих р-нах К. обнаружены тонкостенные разнообразные по размерам и формам глиняные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), выполненные на гончарном круге, однотонные или искусно расписанные по поверхности полихромным геом. узором (ромбы, спирали, треугольники, круги и зигзаги), магич. смысл к-рого связывался с представлениями о силах природы, властвующих над человеком (по месту находок расписная керамика получила наименование "Яншао", чёрные гладкие сосуды без рис. -"Луншань", 3-2-е тыс. до н. э.). Многие из форм неолитич. керамики (трёхногие сосуды-"ли", кувшины и кубки) употреблялись в течение ряда последующих эпох.

В период гос-ва Инь (Шан; 2-е тыс. до н. э.) появились города, обнесённые стенами, с характерной для К. прямоугольной планировкой, с храмами и дворцами наследств, правителей - ванов на центральной магистрали. Остатки дворца столицы - Анъяна указывают на зарождение в этот период каркасной системы в кит. зодчестве (на глинобитной платформе возводятся столбы, перекрытые подкровельными горизонтальными балками). Дошедшие до нас в большом количестве бронз. бытовые и ритуальные сосуды 2-го тыс. до н. э. свидетельствуют о сложении самобытного стиля иск-ва. Они отличаются разнообразием форм, пластически обогащённых причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц, чудовищ, изощрённой фантазией узоров. Сравнительно с периодом неолита круг орнаментальных мотивов расширился и видоизменился. Отвлечённые символы природы стали более конкретными. Тигры, змеи, драконы, узоры, обозначавшие гром и облака, маска фантастич. хищника "тао-те" связывались со странами света, планетами, ранними представлениями о мироздании. Они должны были оберегать человека отстихийных бедствий, привлекать к нему добрые знамения. Поэтому узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест. Несмотря на фантастичность и кажущуюся стихийность декора, сосуды отличаются строгими пропорциями и ритмом, чётким распределением орнамента, его симметрией, определившими стилистич. закономерности иск-ва К. в последующие периоды. В погребениях 2-го тыс. до н. э., помимо бронзовых сосудов, обнаружены сосуды из матовой белой глины, инкрустированное золотом, малахитом и бирюзой бронзовое оружие и резные изделия из нефрита. Сами подземные захоронения знати достигали крупных размеров (до 340 м2). Они состояли из двух расположенных друг над другом помещений, со стенами, украшенными инкрустацией и росписью. При входах ставились кам. статуи фантастич. животных - стражей могил.

Искусство периода Инь. 1. Бронзовый бокал-"гу". Национальный музей восточного искусства. Рим. 2. Бронзовый сосуд"дин" для жертвенного мяса. Музей Гугун. Пекин.

Важным этапом в развитии кит. культуры является сер. 1-го тыс. до н. э. (период Чжоу-11-3 вв. до н. э.- и входящий в него период Чжаньго - 5-3 вв. до н. э.). В это время обобщаются науч. сведения, почерпнутые из многовекового наблюдения природы. Возникшие в 1-м тыс. до н. э. важнейшие религ.-филос. учения - конфуцианство и даосизм, обобщившие представления о структуре мироздания и общества, оказали значит, воздействие на всю последующую культуру К.

В сер. 1-го тыс. до н. э. на базе прошлого опыта складываются принципы архитектуры и градостроительства, к-рые легли в основу кит. зодчества средневековья. Они были зафиксированы в письменных трактатах ("Чжоу ли", 3 в. до н. э.) с конкретными указаниями расположения зданий, длины стен, ширины улиц и т. д. К сер. 1-го тыс. до н. э. меняется и характер бронз, сосудов, формы к-рых становятся более мягкими, простыми и изящными, узоры более графичными и плоскими. Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые сцены (охота, жатва), связанные с ритуальными обрядами. Складывается и характерный для К. вид живописи тушью на свитках. Первая дошедшая до нас картина на шёлке (из погребения в г. Чанша, Музей Гугун, Пекин) относится к периоду Чжаньго. Изображение битвы дракона и феникса над стоящей молодой женщиной связано с осмыслением жизни человека в загробном царстве и властвующими над ним силами природы. Несмотря на схематичность, это произв. свидетельствует о зарождении важнейших традиций живописи (ярусное построение композиции, чёткость линейного рисунка). Высокими декоративно-живописными достоинствами отмечены также расписные лаковые изделия этого периода.

Время, когда страна объединилась в единое централизов. гос-во Цинь (221207 до н. э.), ознаменовалось стр-вом осн. части Великой китайской стены.

О разнообразии строит, приёмов периодов Цинь и Хань (206 до н. э.-220 н. э.) свидетельствуют глиняные модели домов из погребений знати (сильно вытянутые вверх 2- и 3-этажные дома, покрытые черепичными крышами, увенчанными коньком), многоярусные дозорные башни"лоу", усадьбы с постройками, расположенными в глубине прямоугольных в плане замкнутых дворов. Сложившиеся здесь конструктивные и декоративные приёмы получили развитие в период средневековья (система кронштейнов-"доугунов", поддерживающая на местах соединения опорных столбов и балок тяжёлую крышу; изломы её краёв, орнаментация черепичных наверший кровли и т. д.).

В изобразит, иск-ве периода Хань переплетаются черты культур мн. соседних народов Азии с местными стилистчч. особенностями. Гравированные по кирпичу и камню рельефы назидат. и легендарно-исторического (навеянного конфуцианской идеологией) характера из погребений знати (семейства У в Уцзялине, 147 н. э., гробница в Иннане - обе в пров. Шаньдун) отражают всё многообразие представлений древних китайцев о структуре Вселенной, странах света, небесных мирах, божествах грома и созвездий, о пирах во дворцах небожителей. Реальные, жизненные наблюдения перемежаются в них с яркой фантастикой. Живопись, также сохранившаяся на стенах погребений (росписи из могилы знатного сановника в уезде Ваньду, 126-144), по стилю соответствует рельефам. Ханьская монументальная пластика, ещё неразвитая и скованная, также связана с оформлением погребений (фигуры крылатых львов, заимствованные на Ср. Востоке, статуи чиновников образовывали ставшую обязательной наземную "аллею духов"). Гораздо живее и естественнее глиняные фигуры (чиновники, слуги, музыканты, танцовщицы) из погребений.

"Рудокоп". Терракотовая статуэтка из погребения. Период Хань.

В иск-ве периода раннего средневековья (4-6 вв.) возник целый ряд новых тем и образов. Буддизм, пришедший из Индии в первых вв. н. э. со своей иконографич. системой и сюжетами, обусловил тягу к более монументальным формам в архитектуре, скульптуре и живописи, породил стремление к созданию грандиозных синтетич. комплексов, способствовал появлению новых образов буддийских божеств.

Распространение буддизма повлекло за собой возникновение нового типа культовых сооружений - скальных монастырей, создававшихся в течение многих веков (Юнъган, Майцзишанъ, Цяньфодун близ Дунъхуана, Лунмынъ), мемориальных башен-пагод и деревянных наземных храмов со скульптурной алтарной композицией. Пещерные монастыри и храмы высекались по типу индийских в толще скал и по протяжённости вдоль их обрыва достигали неск. км. Квадратные, прямоугольные или полукруглые в плане пещеры вмещали в себя многократно воспроизведённые скульпт. изображения Будды в различных его состояниях, его учеников, святых и др. Потолки и стены заполнялись гравированными рельефами и росписями. В скульптуре и настенной живописи проявляется интерес к духовному миру человека, ведутся поиски новых идеалов. Пагоды этого времени соединяют в себе местные и иноземные архит. приёмы. Пагода Сунъюэсы (пров. Хэнань; илл.см. т. 2, табл. XXVII, с. 256257) сочетает ярусную чёткость и вытянутость пропорций древних дозорных башен К. с гибкостью, мягкой кривизной силуэта и пластичностью инд. башнеобразных храмов. В станковой живописи на шёлке и на бумаге широкое распространение приобретает бытовой жанр, иллюстрируются многие стихи и поэмы, возникают первые пейзажные фоны. Устанавливаются два типа свитков - горизонтальный для постепенного рассматривания на столе и вертикальный для оформления стены (самые ранние свитки созданы Гу Кайчжи, 4 - нач. 5 вв.; дошли в старых копиях). Появляются первые теоретич. работы, обобщившие опыт многих поколений. Т. н. шесть законов живописи Се Хэ (5 в.) свидетельствуют о заинтересованности проблемами передачи внутр. духовной сущности явлений, соотношения в иск-ве жизненной правды и правдоподобия. 46 вв. - время расцвета каллиграфии, развивавшейся в стилистич. единстве с живописью.

Периодами наивысшего подъёма всех областей культуры К. были 7-13 вв., время господства могуществ. гос-в - Тан (618-907) и Сун (960-1279). Эти периоды ознаменовались широкими торг, и культурными связями со многими вост. странами. Зрелое средневековье творчески переосмыслило привнесённые в 4-6 вв. иноземные образы и формы, органически соединило их с наиболее ценными сторонами древней культуры К. В период Тан большая роль по-прежнему принадлежала монументальным скульптуре и архитектуре, отличавшимся духом ясной гармонии и спокойного величия форм. Города (Лоян, Чанъань), достигшие огромных размеров (пл. Чанъаня 8410 га, периметр 36 км), сохраняли прежнюю чёткость планировки с разделением на замкнутые в стенах кварталы (в Чанъане 108 кварталов-"фанов"), симметрично расположенные по сторонам центр, магистрали, пересекающей весь город. В Чанъане сев. часть магистрали занимали кварталы императорского города, в центр, части располагались рынки, в южной - жилые кварталы. Жилища были строго регламентированы по размерам (дом не более трёх пролётов между столбами) и группировались вокруг внутренних дворов. Ведущая роль принадлежала деревянной архитектуре. Монументальные дворцовые и храмовые здания делилис