загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

тич. и воен. деятель. Род. в бедной крест, семье. В 1925 вступил в компартию Кореи. С 1932 один из руководителей кор. партиз. движения в Сев.-Вост. Китае и сев. р-нах Кореи против япон. оккупантов. В 1947-48 зам. пред. Нар. к-та Сев. Кореи и одновременно нач. Департамента обороны. С сент. 1948 зам. пред. Кабинета министров и мин. пром-сти КНДР. Чл. Политсовета ЦК Трудовой партии Кореи. Во время войны в Корее (1950-53) против амер. интервентов и их южнокор. пособников был назначен в 1950 чл. Воен. к-та КНДР и командующим фронтом. В память о К. Ч. г. Сонджин переименован в г. Ким-Чхэк.

КИМ-ЧХЭК, К и м-Ч а к (до 1951-С о нд ж и н), город в Сев. Корее, в КНДР, в пров. Хамгён-Пукто. 87,2 тыс. жит. (1960). Порт на берегу незамерзающей бухты Сончжинхан в Японском м. Крупный центр чёрной металлургии. Произ-во ферросплавов, электростали, стройматериалов; пищ. пром-сть; судоверфь. Близ К.-Ч. добыча магнезита и графита. Переименован в честь Кил Чхэка.

КИМЯГАРОВ Бенсион Ариевич(р. 30. 9.1920, Самарканд), советский кинорежиссёр и кинодраматург, нар. артист Тадж. ССР (1960). Чл. КПСС с 1944. Окончил режиссёрский ф-т ВГИКа в 1944 (педагог С. М. Эйзенштейн). Работает с 1944 в тадж. кино. Выступал в документальном кино: "Таджикистан" (1946, совм. с Л. И. Степановой), "Садриддин Айни" (1949), "Земля молодости" (1950), "Советский Таджикистан" (1951), "Четыре песни о Таджикистане" (1965) и др. Ставит художеств, фильмы: "Дохунда" (1957), "Высокая должность" (1958), "Судьба поэта" (1959), "Знамя кузнеца" (1961), "Тишины не будет" (1963), "Мирное время" (1965), "Хасанарбакеш" (1966), "Как велит сердце" (1968), "Сказание о Рустаме" (1970), "Рустам и Сухраб" (1972). Гос. пр. СССР (1952). В 1962-70 первый секретарь Союза кинематографистов Таджикистана. Награждён 4 орденами, а также медалями.

КИН (псевд.; наст. фам. С у р о в и к и н) Виктор Павлович (1903, Борисоглебск,- 1937), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1920. Род. в семье ж.-д. рабочего. Был в парт, подполье на Д. Востоке. Лит. работу начал в 1923 как фельетонист в центр, прессе ("Комсомольская правда" и др.). В 1931-36 корреспондент ТАСС в Италии и Франции, в 1937 редактор "Журналь де Моску". Единств, законченная книга - роман "По ту сторону" (1928), где изображена Гражд. война на Д. Востоке в 1921-22. Герои книги - юные романтики, к-рые не мыслят жизни вне революции и выносят на своих плечах всю тяжесть борьбы. Роман неоднократно инсценировался; в 1958 - экранизация по сценарию В. Симукова и Ц. Кии. Незавершённые работы К.- роман "Лилль" о 1-й мировой войне 1914-18, книга о сов. журналистах.

Соч.: Избранное, М., 1965.

Лит.: Всегда по эту сторону. Воспоминания о Викторе Кине, М., 1966.

КИН (Kean), семья англ. актёров. Эдмунд К. (17.3. 1787, Лондон,-15.5. 1833, Ричмонд), представитель англ, сценич. романтизма. В 12 лет стал бродячим актёром, с 14- играл в провинц. театрах. Здесь создал лучшие роли (в т. ч. в трагедиях У. Шекспира), к-рые прославили его. В 1814 впервые выступил в Лондоне в роли Шейлока ("Венецианский купец" Шекспира) в театре "Друри-Лейн", где позднее утвердился как лучший трагич. актёр

Э.КИН.

Э. Кин в роли сэра Оверрича ("Новый способ платить старые долги" Ф. Мессинджера).

Англии: Ричард III, Гамлет, Макбет ("Ричард III", "Гамлет", "Макбет" Шекспира), Отелло, Яго ("Отелло" Шекспира), сэр Оверрич ("Новый способ платить старые долги" Мессинджера). Герои, созданные К., сочетали трагическое с обыденным; зрителям были близки их чувства, страдания и радости. Актёргуманист стремился создать образы большой моральной чистоты. В роли Отелло он играл глубину страданий, а не ревность, в Гамлете - стихийный протест против лжи и лицемерия англ, общества. Огромный сценич. темперамент, острый ум и наблюдательность, отточенность внеш. рисунка роли - всё это определило жизненую силу иск-ва К. Исполнение актёром каждой новой роли превращалось в событие общественной значимости. Близость К. к демократич. кругам, его прогрессивные устремления вызывали нападки нек-рых критиков, рассматривавших его иск-во с позиций чуждой ему эстетики классицизма. После небывалого в истории англ. театра триумфа началась открытая травля актёра со стороны реакц. кругов англ, общества; ему не дали возглавить театр "ДруриЛейнк После гастролей в США (1825-26) К. почти не выступал. Чарлз Джон К. (18.1.1811, Уотерфорд,- 22.1.1868, Лондон) - сын Эдмунда К. Учился в Итоне. В 1827 дебютировал в театре "Друри-Лейн" (вопреки воле отца, к-рый не хотел, чтобы сын стал актёром); играл в мелодрамах. Стремился подражать отцу, пользовался успехом благодаря своему имени (не обладал ни темпераментом, ни эмоциональностью отца, ни его умением тонко и глубоко раскрывать внутр. мир героев). В 1850 возглавил театр "Принсесс" (Лондон), к-рый приобрёл популярность среди англ, аристократии. Репертуар театра состоял в основном из мелодрам и пьес Шекспира. В постановках основное внимание К. обращал на декорации и костюмы, постановочные эффекты (в массовых сценах участвовали сотни статистов) в ущерб раскрытию содержания. К. добивался историч. достоверности обстановки, стремился передать атмосферу времени, в к-ром происходило действие. Чтобы придать спектаклям большую зрелищность, К. вольно обращался с текстом пьесы. Одним из первых ввёл в практику длит, показ одной пьесы, что позволило ему держать небольшую труппу актёров. В 1859 из-за материальных неурядиц ушёл из театра. В 1863-67 гастролировал в Австралии, Юж. Америке, США.

Лит.: История западноевропейского театра, М., 1963, т. 3; Минц Н., Эдмунд Кин, М., 1957; Hawk ins F. W., The life of Edmund Kean. From published and original sources, v. 1-2, L., 1869. Н. В.Минц.

КИНАБАЛУ, Кинибалу (Kinabalu, Kinibalu), горный массив на С. о. Калимантан, в Малайзии. Вые. до 4101 м (самый высокий в Малайском архипелаге). Сложен преим. гранитами и гранодиоритами. До выс. 3500 м - тропич. и горные леса, выше - кустарниковые заросли, луга.

КИНАДОН (греч. Kinadon) (ум. в 399 до н. э.), глава заговора 399 в Спарте. Опираясь на обедневших и неполноправных спартиатов, периэков и илотов, готовил вооруж. восстание с целью перераспределения собственности, уравнения в гражд. правах, ликвидации олигархич. правления. Заговор был раскрыт вследствие предательства, К. и его сторонники казнены.

КИНАЗЫ (от греч. kineo - двигаю, перемещаю), фосфотрансферазы, группа ферментов, относящихся к классу трансфераз; переносят фосфатные группы с аденозинтрифосфорной к-ты (АТФ) на разные субстраты, преим. на гидроксильную группу спиртов, углеводов или аминокислот. Для всех К. необходимо присутствие ионов магния (Mg2+), к-рый служит связующим звеном между АТФ и белком. К К. относятся ферменты, обеспечивающие использование гликогена и глюкозы в клетке (киназа фосфорилазы, гексокиназа, фосфофруктокиназа, пируваткиназа), принимающие участие в синтезе коферментов (НАД-киназа, рибофлавинкиназа, пиридоксалькиназа), а также протеинкиназы, осуществляющие фосфорилирование белков. Киназные реакции, сопряжённые с превращением богатой энергией связи АТФ (см. Аденозинфосфорные кислоты} в бедную энергией связь, практически необратимы. В отличие от этого, такие К., как ацетаткиназа, карбаматкиназа, креатинкиназа, аденилаткиназа (миокиназа), нуклеозидмоно- и дифосфаткиназы, катализируют реакции, в ходе к-рых происходит перенос фосфатных групп без потери энергии, вследствие чего данные реакции легко обратимы.

Гидролитич. ферменты, наз. также"К."(энтерокиназа, тромбокиназа, плазминокиназа), к собственно К. не относятся. В. И. Телепнева.

КИНБУРН, бывшая крепость на Кинбурнской косе (ныне в Очаковском р-не Николаевской обл.). Построена турками в 15 в., с 1774 - в составе России. Во время рус.-тур. войны 1787-91 тур. флот 1(12) окт. 1787 после бомбардировки высадил на косе 5-тысячный десант. Рус. войска под команд. А. В. Суворова арт. огнём вынудили отойти тур. корабли, а затем после упорного боя сбросили десант в море. Турки потеряли 4,5 тыс. чел., русские-ок. 450 чел. Крепость упразднена в 1857.

КИНБУРНСКАЯ КОСА, песчаная коса между Днепровско-Бугским и Ягорлыцким лиманами Чёрного моря. Дл. ок. 40 км, шир. 8-10 км. Покрыта ковыльной степью, в понижениях - дубы, берёзы, вербы. Много пресных и солёных озёр - места гнездования белой цапли, журавлей. В вост. части К. к. заболочена. У берегов рыболовство. Входит в состав Черноморского заповедника. На западе К. к. в 15 в. турками была построена крепость, в районе к-рой А. В. Суворов разгромил крупный тур. десант в 1787 (см. Кинбурн).

КИНГ (King) Мартин Лютер (15.1.1929, Атланта, шт. Джорджия,- 4.4. 1968, Мемфис, шт. Теннесси), деятель негритянского движения США, один из руководителей борьбы за гражд. права негров. В 1955 окончил Бостонский ун-т со степенью доктора философии. Баптистский пастор (с 1954). В 1957 организовал и возглавил негритянскую орг-цию "Юж. конференция христианского руководства". Начав свою деятельность как бурж. либерал, К. в последние годы жизни подошёл к пониманию социальной сущности расовой проблемы и необходимости социальных реформ; призывал негров к единству действий с белыми трудящимися. К. разработал и широко применял тактику активных массовых ненасильственных действий в борьбе за гражд. права. Первым из ведущих негритянских лидеров выступил против агрессии США во Вьетнаме. Нобелевская пр. Мира (1964). Убит расистами.

М. Л. Кинг.

Соч.: Stride toward freedom. The Mont?omery story, N.Y., 1958; Why we can't wait?, NI.Y., 1964; Where do we go from here: Chaos эг community?, N. Y., 1967; в рус. пер.Есть у меня мечта... Избр. труды и выступпения, М., 1970.

Лит.: Кондратов С. Н., Жизнь и :мерть М. Л. Кинга, [М.], 1970; К i n я C.S., My life with Martin King, N. Y., 196У. 3. Л. Нитобург.

КИНГ (King) Уильям Лайон Макензи (17.12.1874, Берлин, совр. Китченер, Онтарио,- 22.7. 1950, Кингсмир, Квебек), гос. деятель Канады. В 1909-11 министр труда. В 1919-48 лидер Либеральной партии Канады. Премьер-мин, в 1921-26, 1926-30 и 1935-48. В 1942 пр-во К. установило дипломатич. отношения с СССР; в послевоен. период оно пошло на резкое ухудшение сов.канад. отношений. В основе внешнеполитич. концепции К. лежала идея ослабления зависимости Канады от Великобритании и всемерного укрепления её связей с США. К. проводил антирабочую политику, прикрывая её бурж. теорией о посреднической роли гос-ва в отношениях между капиталом и рабочими.

КИНГ (King) Эрнест Джозеф (23.11. 1878, Лорейн, шт. Огайо,- 25.6. 1956, Портсмут, шт. Нью-Хэмпшир), адмирал флота США (1944). Окончил Воен.-мор. академию (1901). В 1936-41 последовательно - командующий базовыми, разведывательными и линейными силами ВМС США, чл. Генерального совета Мор. мин-ва, командующий патрульными силами. С февр. по дек. 1941 командующий Атлантич. флотом. В дек. 1941, после катастрофы в Пёрл-Харборе, назначен главнокомандующим ВМС США, а в марте 1942 - нач. мор. операций. Чл. К-та начальников штабов видов вооруж. сил и англо-амер. Объединённого к-та начальников штабов. Успешно руководил разработкой операций ВМС США во время 2-й мировой войны 1939-45. С янв. 1946 в отставке. Автор работы "ВМС США в войне 1941-1945" (1946).

КИНГ (King), остров у юго-вост. побережья Австралии, в прол. Басса. Пл. 1125 км2. Поверхность - равнина (выс. до 213 м), сложенная преим. рыхлыми мор. и делювиальными отложениями. Сухие эвкалиптовые леса. Месторождения руд вольфрама.

КИНГА, в а к и н г а, народ в Танзании, населяющий сев. побережье оз. Ньяса. К. мало изучен. Числ. ок. 100 тыс. чел. (1970, оценка). Язык относится к вост. группе языков банту. У К. сохраняются традиц. родоплем. верования и культы, часть - христиане. Осн. занятие - земледелие, на побережье - рыболовство.

КИНГИСЕПП Виктор Эдуардович [12(24).3. 1888, Каарма-Суйре, о. Сааремаа,- 4.5.1922, Таллин], деятель революц. движения России и Эстонии. Чл. Коммунистич. партии с 1906. Окончил Петерб. ун-т в 1917. В революц. движении с 1905. В 1907-14 вёл парт, работу в Петербурге, Таллине; участвовал в издании газ. "Кийр" ("Луч") в 1913-14, поддерживал связь с Русским бюро ЦК РСДРП, с большевистской фракцией 4-й Гос. думы и с "Правдой". Подвергался репрессиям. После Февр. революции 1917 вернулся в Петроград; с нач. июня в Таллине, один из руководителей большевистской организации Эстонии. С 22 окт. (4нояб.) 1917 зам. пред. ВРК Эстляндского края, организовывал Красную Гвардию. С 26 окт. (8 нояб.) 1917 чл. Исполкома Советов Эстляндского края.

В. Э. Кингисепп.

С марта 1918 работал в Москве в Верх, ревтрибунале и в ВЧК; чл. Особой следств. комиссии по делу о мятеже левых эсеров, следователь по делу о шпионской орг-ции Локкарта. В марте 1918 на 4-м Всеросс. съезде Советов был избран чл. ВЦИК. С нояб. 1918 руководил Коммунистич. партией Эстонии. На 1-м (1920) и 2-м (1921) съездах КП Эстонии избирался чл. ЦК и чл. Политбюро ЦК, создавал подпольные типографии, выпускал газ. "Коммунист". Арестован полицией Эст. бурж. пр-ва 3 мая 1922 и по приговору военно-полевого суда расстрелян в ночь на 4 мая.

Соч.: Борьба против иностранных империалистов и их пособников. Сб. ст. и листовок, Тал., 1956; К вопросам культуры. Сб. избр. ст. (1913-1914 гг.), Тал., 1956.

Лит.: П я с с А., В. Кингисепп, в кн.: Знаменосцы революции, т. 1, Тал., 1964; Руднев Н., В. Э. Кингисепп, Л., 1962 (библ.); Воеводин Е., Три часа перед казнью, М.. 1970; Elukutse-riigikukutaja, Tallinn, 1963.

КИНГИСЕПП (б. Аренсбург, до 1952 - Курессааре), город, центр Кингисеппского р-на Эст. ССР. Расположен на юге о. Сааремаа, на берегу Рижского зал., в 3 км от пристани Роомассааре. 12 тыс. жит. (1970). Основан в сер. 14 в. вокруг замка, построенного на месте Эстонского укрепления, существовавшего ещё в 12 в. В 1563 получил права города. В 1560 - 1645 принадлежал Дании, по миру в Брёмсебру перешёл к Швеции. Во время Северной войны 1700-21 русские войска заняли остров и Аренсбургскую крепость (1710); в 1721 по Ништадтскому миру присоединён к России. Начиная с сер. 19 в. К. приобрёл славу курортного города: в городе были построены три грязелечебницы (1840, 1876, 1883).

Сов. власть установлена в июле 1940. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 жители города вместе с воинами Балт. флота и Красной Армии участвовали в гсроич. защите Моонзундского архипелага (см. Моонзундская оборонительная операция 1941). С 5 окт. 1941 по 7 окт. 1944 К. был оккупирован нем.-фаш. войсками, нанёсшими городу большой ущерб. После войны К. полностью восстановлен. В 1952 переименован в честь В. Э. Кингисеппа.

Кингнсепп. Замок. 14-15 вв. Общий вид.

Из пром. предприятий в К. имеются рыбный, мясной и молочный комбинаты, пивоваренный з-д, произ-во мебели. Центр К. сохраняет ср.-век. планировку, узкие извилистые улицы застроены малоэтажными зданиями. В центр, части города, на берегу залива, в большом парке расположен замок (14-15 вв.), сооружённый из местного доломита и окружённый земляными валами и рвами, - образец конвентского дома. Ратуша (1670, перестроена в 1786-87, барокко), церковь Николая (1790, классицизм). Имеются Дом-музей В. Э. Кингисеппа и в замке-краеведческий музей. К С.-В. от К.- геол. заказник - метеоритные кратеры Каали.

КИНГИСЕПП (до 1922 - Я м б у р г), город, центр Кингисеппского р-на Ленинградской обл. РСФСР, на р. Луга, в 40 км от её впадения в Финский залив. Ж.-д. станция на линии Ленинград - Таллин, в 138 км к Ю.-З. от Ленинграда. 17 тыс. жит. (1970). Добыча фосфоритов. Леспромхоз, кожевенный и молочный з-ды, лесомебельный комбинат. Строится (1973) з-д удобрений. Осн. в 1384 как крепость Ям, в 1707 переименован в Ямбург, город с 1784, в 1922 переименован в честь В. Э. Кингисеппа.

Лит.: Ефимов А. С., Кингисепп, Л. 1972.

КИНГЛЕК (Kinglake) Александер Уильям (5.8.1809, Тонтон, Сомерсетшир,2.1.1891, Лондон), английский воен. историк, политич. деятель; сторонник Либеральной партии. Участвовал в Крымской войне 1853-56. 8-томная работа К. "Вторжение в Крым", написанная на основе англ., франц. и рус. источников, а также личных наблюдений автора, содержит обильный фактич. материал о войне; однако её науч. значимость снижается доведённым до абсурда восхвалением англ, армии.

С о ч.: The invasion of the Crimea, v. 1 - 8, Edinburgh - L., 1863-87.

Лит.: Энгельс Ф., Кннглек о сражении на Альме, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 15.

КИНГСЛИ (Kingsley) Чарлз (12.6. 1819, Холн, Девоншир,-23. 1. 1875, Зверели, Хэмпшир), английский писатель и публицист. В духе "христианского социализма" выступал против революц. направления в чартизме; в романе "Олтон Локк" (1850) показал превращение активного чартистского агитатора в смиренного реформатора. Историч. романы К. ("Ипатия", опубл. 1852-53, рус. пер. 1893, и др.) направлены против религ. фанатизма, прославляют превосходство англиканской церкви перед католицизмом. Роман "Хэреуорд" (1866) посвящён истории нар. восстания против Вильгельма Завоевателя в 1070. К.автор религ. проповедей и лекций, сб-ка стихов (1872).

Соч.: The life and works, v. 1 - 19, L., 1901-03.

Лит.: История английской литературы, т. 2, в. 2, М., 1955; Baldwin S. Е., Charles Kingsley, N. Y., 1934.

КИНГСПОРТ (Kingsport), город на Ю.-В. США, в шт. Теннесси, в долине среди Аппалачских гор, на р. Юж. Холстон (басс. р. Теннесси). 32 тыс. жителей (1970). Один из крупных центров книгопечатания в США. Бум. ф-ка. Хим., текст, (искусств, и синтетич. ткани), кож.-обув, и пищ. пром-сть.

КИНГСТАУН (Kingstown), второе название г. Дан-Лэри в Ирландии.

КИНГСТОН (от англ, kingston valve), забортный клапан, клапан на подводной части наружной обшивки судна. Через К., присоединяемые к приёмным или отливным патрубкам судовых систем (балластной, противопожарной, охлаждения конденсаторов или двигателей, затопления артиллерийских погребов и др.), заполняют трубопроводы или отсеки судна забортной водой и отливают воду за борт.

КИНГСТОН (Kingston), город, столица Ямайки. Расположен на юж. берегу о. Ямайка, в глубине бухты. Климат тропический влажный; ср. темп-pa янв. 24,3 °С, июля 27,6 °С; осадков 700 мм в год. 117,4 тыс. жит. (1970), вместе с Сент-Андру и пригородной зоной 555,7 тыс. жит. (1969). К. и Сент-Андру образуют самостоят. адм. единицу. Населением избирается на 3 г. муниципальный совет, в состав к-рого входят по должности депутаты нижней палаты парламента Ямайки от К.

Основан англичанами в сер. 17 в.; был крупнейшим центром работорговли в Вест-Индии. После разрушения гл. города Ямайки - Порт-Ройяла землетрясением (1692) б. ч. жителей переселилась в К. В 1703 К. пострадал от пожара. Позднее стал экономич. центром и гл. портом острова, а с 1872 - столицей Ямайки. В 1907 К. был почти полностью разрушен землетрясением, погибла б. ч. зданий староанглийской архитектуры. С кон. 30-х гг. 20 в. К.центр антиколон, выступлений и крупных забастовок. В 1962 в К. провозглашена независимость Ямайки.

Гл. пром.-торг, и культ, центр страны. Узел жел. и шосс. дорог. Через порт К. идёт почти весь импорт и значит, часть экспорта (сахар, ром, кофе, бананы). Б. ч. предприятий пищ., текст., швейной, кож.-обув., деревообр. пром-сти. Нефтеперерабат. и металлообр з-ды. В пригороде (Рокфорт) - цем. з-д. Аэропорт междунар. значения (Палисейдос).

В К.-5 факультетов Ун-та Вест-Индии (студенты из Ямайки, Барбадоса, Тринидада и Тобаго, Багамских и др. о-вов Карибского м.), при ун-те - библиотека и 6 ин-тов (педагогики, междунар. отношений, социально-экономич. исследований и др., а также госпиталь - крупнейшее мед. учреждение страны). Среди науч. учреждений - Мед. консультативный совет, Колледж иск-в, естеств. наук и технологии, Совет по науч. исследованиям, Ин-т по изучению Ямайки (при нём публичная библиотека, музеи естеств. истории, художественный и исторический, художеств, галерея).

КИНГСТОН (Kingston), город на Ю. Канады, в пров. Онтарио. 61,9 тыс. жит. (1971). Ж.-д. узел. Порт на оз. Онтарио. Вывоз зерна, леса. Элеваторы. Цв. металлургия (на базе близлежащих полиметаллич. руд). Трансп. машиностроение, текст, пром-сть. Произ-во керамики. Ун-т.

КИНГСТОН-ЭПОН-ХАЛЛ (Kingston upon Hull), официальное название г. Холл (Гулль) в Великобритании.

КИНГ-УИЛЬЯМ (King William), остров в Канадском Арктич. архипелаге. Пл.12,4 тыс. к.м2. Постоянное нас. около 300 чел. (1967). Сложен гл. обр. известняками. Вые. до 140 м. В центр, части много озёр. Берега низкие, с многочисл. заливами. Покрыт мохово-лишайниковой полигональной тундрой. Осн. населённый пункт - Йоа-Хейвен (место зимовки Р. Амундсена в 1903-06).

КИНДИ, аль-Кинди Абу Юсуф Якуб бен Исхак (ок. 800, Басра,- ок. 870, Багдад), арабский философ и учёный, основоположник вост. перипатетизма (аристотелизма); был назван "философом арабов". Участвовал в работе по переводу и комментированию соч. греч. философов и учёных, предпринятой в период правления халифа альМамуна. Воспринял философию Аристотеля в изложении афинской школы неоплатонизма. Считая началом философии классификацию наук, К. стремился охватить всю совокупность знаний своего времени. Ему принадлежит множество трактатов (в 10 в. было известно 240 назв., сохранилось более 40) по метафизике, логике, этике, математике, классификации наук, астрологии, медицине, теории музыки, оптике, метеорологии, алхимии и др. Соч. К. пользовались широкой популярностью в ср.-век. Зап. Европе.

С о ч.: Rasa'il al-Kindi, ed. by M. Abu Ridah, v. 1 - 2, Cairo, 1950-53; в рус. пер., в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока, М., 1961, с.37 -132.

Лит.: Сагадеев А. В., Новые публикации трактатов аль-Кинди, "Народы Азии и Африки", 1964, № 1; Abu Ridah M., Rasail al-Kindi al-falsafiyyah, v. 1, Cairo, 1950; Atiyeh G. N.. Al-Kindi; the philosopher of the Arabs, Rawalpindi, 1966; Rescher N., Al-Kindi. An annotated bibliography, Pittsburgh, 1964. А. В. Сагадеев.

КИНДИА (Kindia), город в Гвинейской Республике. 25 тыс. жит. (1964). Жел. дорогой и шоссе соединён с Конакри. Торг, центр с.-х. р-на (бананы, ананасы, рис, цитрусовые). Пищ. предприятия. В районе К. крупные месторождения бокситов, проект освоения к-рых осуществляется (1973) при содействии СССР на основе соглашения 1969.

КИНЕ (Quinet) Эдгар (17.2.1803, Буркан-Брес,- 27.3.1875, Париж), французский политич. деятель, историк. С 1841 проф. Коллеж де Франс, откуда был уволен в 1846 за борьбу против реакц. католич. духовенства и иезуитов, к-рую вёл вместе с Ж. Мишле. К. принял активное участие в Февр. революции 1848, был чл. Учредит, и Законодат. собраний. После контрреволюц. гос. переворота 2 дек. 1851 вынужден был в 1852 эмигрировать (вернулся во Францию в 1870). В 60-е гг. заметен переход К. на более правые позиции. Из многочисл. трудов К. наиболее известна работа о Великой франц. революции (t. 1-2, 1865, рус. пер.- "Революция и критика ее", т. 1-2, М., 1908), к-рая выявляет при общем сочувствии революции абстрактное понимание К. свободы, недоверие к политич. активности народа.

Соч.: Oeuvres completes, v. 1 - 30, P., [s. a.].

Лит.: Кареев Н. И., Французские историки второй пол. XIX в. и нач. XX в., т. 2, Л., 1924, гл. 7; Vales A., Edgar Quinet..., P., 1936.

КИНЕЛЬ, город в Куйбышевской обл. РСФСР. Крупный ж.-д. узел, в 41 км к В. от г. Куйбышева. В К. ж.-д. магистраль из Москвы разветвляется по двум направлениям: на Уфу - Омск и Оренбург - Ташкент. 39 тыс. жит. (1970). Предприятия ж.-д. транспорта, з-д укупорочных изделий, произ-во мебели, швейных изделий, пищ. продуктов. С.-х. ин-т. К. возник в 1837, город с 1944.

КИНЕМА (от греч. kinema - движение), мельчайшая единица речеобразования, т. е. признак того или иного звука (фонемы), определяемый через положение или движение речевых органов (по определению И. А. Бодуэна де Куртенэ), напр., рус. "п", "б", "м" объединены К. губности. К. противопоставлена акусма - акустический признак звука (фонемы). Понятия К. и акусмы близки совр. понятию дифференциального признака фонемы. Иногда К. называют также мельчайшую единицу мимической (жестикуляторной) речи.




5.htm
КИНЕТОХОР (от греч. kinetos - движущийся и chores - место), механич. центр хромосомы, к к-рому прикрепляются нити веретена деления клетки; то же, что центромера.

КИНЕШМА, город в Ивановской обл. РСФСР. Протянулся вдоль прав, берега Волги на 15 км. Речной порт, конечная станция ж.-д. линии от Александрова. 97 тыс. жит. (1972; 34 тыс. в 1926).

К. известна с нач. 15 в. как слобода. В 1429 опустошена татарами. В 1504 Иван III пожаловал К. кн. Ф. М. Бельскому, а затем Иван IV - кн. Ив. П. Шуйскому, после смерти к-рого К. вернулась в царское владение (1587). В 1608 К. дважды захватывали поляки. В 1708 К. приписана к Архангелогородской, а в 1719 - к Ярославской провинции. С 1778 уездный город Костромской губ.

Один из старейших пром. центров Верх. Поволжья. Второй (после Иванова) по населению и пром. значению город области. Крупный центр текст, (хл.-бум.) пром-сти (Красноволжский комбинат, ф-ки: прядильная, 2 прядильно-ткацкие). Произ-во бумагоделательного оборудования, электротехнических изделий и др. продукции. Лесохимический з-д. Пищ. пром-сть (мельзаводы, элеваторы, мясокомбинат и др.), произ-во стандартных домов, стройматериалов. Техникумы: химико-технологич., вечерний текст., технологич., экономический, мед. и пед. уч-ща. Краеведч. музей. Драматич. театр. В 20 км к С. от К., в дер. Щелыково - музей-усадьба А. Н. Островского.

Лит.: Мезени на Н., Михайлов Я., Кинешма. Путеводитель-очерк, Ярославль, 1971.

КИНЖАЛ (от араб, ханджар), колющее оружие рукопашного боя с обоюдоострым коротким клинком. В глубокой древности К. делались из рога животных, разрезанного на острые пластины, а также из кремня. Затем начали применять для изготовления К. медь, бронзу, железо, позднее - сталь. Стальные К. носят в красиво украшенных ножнах. У нек-рых народов (напр., на Кавказе) К. является принадлежностью нац. костюма.

КИНЖАЛЬНЫЙ ОГОНЬ, огонь пулемётов, орудий, танков, самоходно-арт. установок, открываемый внезапно, с близких расстояний в одном, заранее подготовленном направлении. Готовится, как правило, в обороне с замаскированных позиций во фланг наступающему противнику и ведётся с предельным напряжением.

КИНЗЯ АРСЛАНОВ (гг. рожд. и смерти неизв.), сподвижник Е. И. Пугачёва, один из предводителей восставших башкир в Крест, войне 1773-75. Был абызом (учителем), знал рус. яз., в нач. 1760-х гг. стал старшиной БушмасКыпчакской вол. Ногайской дороги (области) Башкирии. В нач. окт. 1773 К. А. во главе башкир своей волости пришёл в Бёрдский лагерь (ок. Оренбурга) Пугачёва, получил чин "главного полковника" и стал "атаманом" башкир. На тат. яз. писал указы, манифесты и т. п., был членом гл. штаба повстанцев. Вместе с Пугачёвым руководил многочисл. очагами восстания в Башкирии. Пропал без вести в сент. 1774.

Лит.: Усманов А. Н., Кинзя Арсланов - выдающийся сподвижник Пугачева, в сб.: Исторические записки, т. 71, М., 1962,

КИНИКИ (греч. kynikoi, от Купоsarges - Киносарг, холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici - циники), одна из т. н. сократических филос. школ Древней Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синайский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений,это не трактаты, к-рые они писали, а преим. анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому: "Отойди и не засти мне солнца"; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т. п. Примитивность кинич. философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма,- лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной и притом, возможно, более простой идее. Мыслить по-кинически - только средство; цель - жить по-кинически.

Учение К., созданное в условиях кризиса антич. полиса людьми, не имевшими своей доли в гражд. укладе жизни (основатель кинизма Аптисфен был незаконнорождённым), обобщает опыт индивида, к-рый может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ: духовной свободы. Последовав примеру Сократа, К. довели его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала; недаром Платон назвал Диогена "Сократом, сошедшим с ума". Если Сократ ещё демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотич. морали, то К. с вызовом именовали себя "гражданами мира" (термин "космополит" был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, к-рое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее: Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия - "без общины, без дома, без отечества". К. хотели быть "нагими и одинокими"; социальные связи и культурные навыки казались им мнимостью, "дымом" (п порядке умств. провоцирования они отрицали все требования стыда, настаивали на допустимости кровосмесительства и антропофагии и т. п.). "Дым" нужно развеять, обнажив человеч. сущность, в к-рой человек должен свернуться и замкнуться, чтобы стать абсолютно защищённым от всякого удара извне. Все виды физ. и духовной бедности для К. предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком. Житейское опрощение дополнялось интеллектуальным: в той мере, в какой К. занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, "идеи" Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредств. отношение к предмету.

Философия К. послужила непосредств. источником стоицизма, смягчившего кинич. парадоксы и внёсшего гораздо более конструктивное отношение к политич. жизни и к умств. культуре, но удержавшего характерный для К. перевес этики над др. филос. дисциплинами. Образ жизни К. оказал влияние на идеологич. оформление христ. аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество). Типологически школа К. стоит в ряду разнообразных духовных движений, сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до совр. хиппи).

Лит.: Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М. - Л., 1947; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М., 1969, с. 84 - 108; Нахов И. М., Политические взгляды киников,в сб.: Вопросы классической филологии, сб. 3 - 4, М., 1971, с. 66 - 154; Dudley D. R., A history of cynicism from Diogenes to the sixth century, L., 1937; H 6 i s t a d R., Cynic hero and cynic king. Studies in the cynic conception of man, Uppsala, 1948; Say re F., The Greek cynics, Bait., 1948. С. С. Аверинцев.

КИНИНЫ (от греч. kineo - двигаю, побуждаю), 1)цитокинины, распространённые в растениях и микроорганизмах вещества, производные 6-аминопурина (см. Пуриновые основания). К. много в семенах и плодах, меньше в корнях, стеблях и листьях. Напр., из 70 кг семян кукурузы (молочной спелости) получен 1 г К., наз. зеатином. К. стимулируют деление клеток, участвуют в образовании корней и стеблей, дифференциации новых органов, способствуют продлению жизни срезанных листьев. Так, нанесение К. на пожелтевшие срезанные листья вызывает их позеленение. Эти и др. важные функции К. связаны с их участием в образовании РНК, ДНК и белка, а также в перераспределении продуктов обмена, или метаболитов, в растении (при нанесении К. на одну половину пожелтевшего листа усиливается приток метаболитов к ней из др., необработанной половины). К числу особенно активных К. относится к и н е т и н, выделенный из дрожжей. К. Е. Овчаров. 2) У животных - вещества полипептидной природы с широким спектром биол. активности. К. расслабляют гладкую мускулатуру сосудов, понижают кровяное давление, повышают проницаемость капилляров, вызывают болевые ощущения, сокращают или расслабляют гладкую мускулатуру изолированных органов. У человека и млекопитающих найдено три К.: брадикин ин - линейный нонапептид (из 9 аминокислот), лизилбрадикинин (или каллидин)- декапептид (из 10 аминокислот), метиониллизи лбрадик и н и н - ундекапептид (из 11 аминокислот). Все К. образуются в плазме крови или межклеточных .пространствах при отщеплении (под действием калликреина) от одного неактивного предшественника белковой природы - кининогена. В 1 мл плазмы крови человека в норме содержится от 0 до 0,002 мкг К. Вследствие быстрой ферментативной инактивации (под влиянием кининаз) в крови и тканях К. оказывают преим. местное действие. Физиоя. роль К. связана с регуляцией местного кровотока и капиллярной проницаемости. Т. С. Пасхина. Лит.: Пасхина Т. С., Биохимические основы патологии сердечно-сосудистой системы, в кн.: Молекулярные основы патологии, М., 1966.

КИНКАЖУ (Potos flavus), хищное млекопитающее сем. енотовых. Дл. тела 41-57 см, хвоста - 40-50 см, весит 1,5-2,7 кг. Голова круглая, морда короткая, хвост длинный и очень цепкий. Густой бархатистый мех сверху серожёлтый, снизу рыжевато-жёлтый. Морда тёмно-бурая или черноватая. Распространён К. на юге Сев. Америки (Юж. Мексика), в Центр, и Юж. Америке (к Ю. до Мату-Гросу в Бразилии). К. ловко лазает по деревьям, цепляясь хвостом и лапами. Ведёт ночной образ жизни. Питается плодами (вред, наносимый фруктовым плантациям, незначителен), а также насекомыми, мелкими зверьками, яйцами птиц. 1 детёныша (редко 2) приносит весной или летом. Пойманные молодыми, они легко приручаются. Из шкур К. делают сумки, пояса.

КИНКАН, кумкват (Fortunella), род плодовых вечнозелёных деревьев или кустарников сем. рутовых. Листья мелкие, тёмно-зелёные. Цветки белые, небольшие, одиночные или в соцветиях, обоеполые. Плоды до 2 см в диаметре, круглые или овальные, жёлто-оранжевые, с гладкой, очень душистой, сладкой, съедобной кожурой; мякоть кисло-сладкая. К. довольно морозостоек (выдерживает кратковременные заморозки до 12 °С).

Кинкан японский: 1 - ветка с цветками; 2 - ветка с плодами: 3 - поперечный разрез плода (схема).

Во влажных субтропиках СССР хорошо растёт и плодоносит как на кислых, так и на слабощелочных почвах. Родина - Вост. Азия. Известно 6 видов в Китае, Японии и на Малайском архипелаге; в СССР - 2 (оба культурные): К. м а рг а р и т а, или овальный (F. margarita), и К. я п о н с к и и (F. japonica). Плоды используют для варенья и цукатов. К. применяют как декоративное растение и в селекции для выведения морозостойких форм цитрусовых. Размножают прививкой на всех видах цитрусовых растений и на трифолиате. Агротехника такая же, как и для др. цитрусовых культур.

Лит.: Екимов В. П., Субтропическое плодоводство, М., 1955; Жуковский П. М., Культурные растения н их сородичи, 3 изд., Л., 1971.А. Д. Александров.

КИНКАРДИН (Kincardine), графство в Великобритании, в Шотландии. Пл. 1 тыс. км2. Нас. 25,3 тыс. чел. (1970). Адм. ц. - Стонхейвен.

КИНКИ, К и н а и, низменность на юге о. Хонсю в Японии. Занимает единую тектоническую впадину с зал. О[сака и оз. Бива. Сложена аллювием р. Йодо и её притоков, на Ю.- мор. террасы. Климат субтропич. муссонный. На равнине возделывается рис, на прилегающих холмах - зерновые, шелковица, чай, цитрусовыс. На К.- гг. Осака, Киото.

КИНО Цураюки (882-946), японский поэт. Занимал невысокие должности при дворе императора. Возглавлял комитет по составлению первой придворной антологии япон. поэзии -"Кокинвакасю" (922), в к-рой помещены стихи, ставшие для последующих поэтов классич. образцами. Сохранилось 440 его собственных стихотворений, написанных в жанре танка. Его "Путевые записки из Тоса" (936), состоящие из прозаич. пейзажных зарисовок, перемежающихся лирич. стихами, положили начало жанру лирич. дневников (ник и). Известен также как первый теоретик япон. поэзии.

Соч. в рус. пер.: Путевые записки из Тоса, в сб.: Восток, т. 1, М., 1935; в сб.: Японская поэзия, М., 1956; в сб.: Японские пятистишия, М., 1971.

Лит.: Конрад Н. И., Японская литература в образцах и очерках, Л., 1927; Литература Востока в средние века, ч. M., 1970.

КИНО... (от греч. kineo - двигаю, двигаюсь), часть сложных слов, указывающая на связь с кинематографией; напр., киноискусство, кинотеатр и др.

КИНОА, однолетнее растение из рода марь, более известное под названием квцноа.

КИНОВАРНЫЕ ПОМЕТЫ (от киноварь - минеральный краситель красного цвета), обозначения, применявшиеся в древнерус. церк. нотописи - знаменном письме; см. Крюки.

КИНОВАРЬ (от греч. kinnabari), минерал, относящийся к классу сульфидов; хим. состав HgS; содержит 86,2% Hg. Кристаллизуется в тригональной системе, образуя кристаллы ромбоэдрич. облика и кристаллически зернистые или порошковатые массы. Цвет красный, иногда наблюдается тёмная синевато-серая побежалость. В тонких осколках К. прозрачна, обладает ярким "алмазным" блеском. Тв. по минералогич. шкале 2-2,5; плотность 8090-8200 кг/м3. К.наиболее распространённый минерал ртути. Образуется в гидротермальных близповерхностных месторождениях вместе с кварцем, кальцитом, баритом, антимонитом, пиритом, марказитом, реже реальгаром, самородным золотом. В СССР месторождения К. известны на Украине (Никитовка), в Киргизии (Хайдаркен, Чаувай), на Алтае (Акташ, Чаган-Узун) и др.; за рубежом - в Испании (Альмаден), Югославии (Авала), Италии (Идрия), США (Нью-Альмаден). Природная К. служит исходным сырьём для получения ртути, а также для приготовления красок, гл. обр. художественных (акварельных и масляных). Как художеств, краску К. применяли уже в Древнем Египте. Г. П. Барсанов.

КИНОВЕДЕНИЕ, наука о кино, специфике киноискусства, закономерностях обществ, природы фильма. В К. входят теория и история кино, кинокритика и в качестве вспомогательного раздела - фильмография. К. развивается в тесной связи с филос. науками, особенно с эстетикой. В социалистич. странах К. базируется на марксистско-ленинской эстетике, руководствуется её общими положениями, познаёт собств. законы кино. К. связано с др. отраслями искусствоведения, а также историей, социологией, психологией.

Первые попытки осмысления вопросов кино в России были предприняты ещё в дореволюц. годы. Своеобразие нового вида нск-ва привлекло внимание выдающихся деятелей рус. культуры - Л. Н. Толстого, М. Горького, В. Э. Мейерхольда, Л. Н. Андреева и др. Уже тогда были поставлены проблемы специфики киноиск-ва, его выразит, средств, места в жизни общества. Однако становление К. как самостоятельной науки произошло лишь после Великой Окт. социалистич. революции. Направление развития сов. К. определила политика коммунистич. партии в области кино, видевшей в нём могучее средство политич. воспитания и просвещения масс. Ответственные задачи, поставленные партией перед киноиск-вом, потребовали рассмотрения его природы и художеств, возможностей. Основополагающими для сов. киноведческой науки стали высказывания В. И. Ленина о кино.

Осн. направленность сов. К. в 1920-е гг.- изучение выразит, средств кино, связанных с образно-публицнстич. трактовкой материала действительности в целях революц. воспитания масс. Становление сов. К. происходило в неразрывной связи с творческой практикой сов. киноиск-ва. Большой вклад в сов. К. принадлежит ведущим сов. кинорежиссёрам - Л. В. Кулешову, Д. Вертову, С. М. Эйзенштейну, В. И. Пудовкину. В формировании сов. К. участвовали также сценаристы Н. А. Зархи, В. К. Туркин, политич. деятели А. В. Луначарский, П. М. Керженцев, писатели В. В. Маяковский, Ю. Н. Тынянов, И. Г. Эренбург, литературоведы Б. М. Эйхенбаум, В. Б. Шкловский, первые проф. киноведы и кинокритики Н. А. Лебедев, И. В. Соколов, а также деятели муз. и театр, иск-ва. Ряд теоретиков кино 20-х гг. ошибочно отрицал художеств, вымысел, "игровое" кино, переоценивал роль монтажа по сравнению с выразительностью материала кадра и др. В 30-е гг. перед сов. К. встали новые задачи, обусловленные введением звука, а главное- обращением киноиск-ва к изображению личности нового человека, формирующегося в борьбе за революц. преобразование мира. Утверждение в нач. 30-х гг. метода социалистич. реализма, определение его осн. особенностей в киноиск-ве способствовали идейному росту сов. К. Внимание К. сосредоточилось на исследовании выразит, форм, соответствующих новым задачам кино; разрабатывались проблемы иск-ва киноактёра (большое значение имели труды В. И. Пудовкина), вопросы кинодраматургии, теория монтажа звука и изображения (статьи С. М. Эйзенштейна "Вертикальный монтаж", "Монтаж" и др.). Появились труды по истории сов. и зарубежного кино (Н. М. Иезуитов, Г. А. Авенариус). В конце 30 - нач. 50-х гг. наметилось нек-рое сужение тематики киноведч. работ, отказ от постановки общетеоретич. проблем и др. С сер. 50-х гг. подъём сов. К. проявился в повышении идейно-теоретич. уровня киноведч. работ, в расширении круга авторов, в разнообразии тематики, в науч. разработке истории рус. дореволюционного, сов. и мирового кино. В числе видных историков и теоретиков кинокиноведы М. Ю. Блейман, И. В. Вайсфельд, С. С. Гинзбург, Е. С. Добин, С. В. Дробашенко, В. Н. Ждан, А. В. Караганов, Р. Н. Юренев, С. И. Фрейлих, а также кинорежиссёры С. А. Герасимов, Г. М. Козинцев, М. И. Ромм, С. И. Юткевич и др. Совр. сов. К. практикует комплексное изучение кино, использующее методику социологии, психологии, педагогики, а также естественно-математич. наук. Успешно решаются проблемы взаимосвязи теории, истории и кинокритики. Для совр. этапа развития К. характерно внимание к общим, идейноэстетич. проблемам кино. Глубокий интерес киноведов вызывает проблема изображения совр. героя на экране. В 60- 70-е гг. разработка вопросов К. в СССР сосредоточена во ВГИКе, Госфильмофон де СССР, Ин-те истории иск-в, Н.-и. кинофотоин-те (Москва), Ин-те театра, музыки и кинематографии (Ленинград), Укр. ин-те искусствоведения, этнографии и фольклора (Киев) и в др. республиканских искусствоведч. ин-тах.

В зарубежном К. идёт постоянная борьба двух тенденций, связанных с разным социальным и идеологич. подходом к кинематографу: с одной стороны, анализируются закономерности киноиск-ва как специфич. формы обществ, сознания, с другой - теория направлена на утверждение фильма как стандартного коммерч. зрелища, на разработку оптимальных условий его создания и массового потребления. Ещё до 1-й мировой войны 1914-18 появились работы Г. Уэфкера, В. Пановски, Э. Альтенлоб (Германия), Р. Канудо (Франция), в к-рых исследовались отличия осн. компонентов кинопроизведения (актёрское иск-во, изобразит, решение) от соответствующих компонентов театра, социология фильма. В 20-е гг. А. Антуан, Л. Деллюк, Л. Муссинак (Франция) изучали специфику кино в ряду др. иск-в. Возникали теории "движущейся живописи", "зрительной музыки". Представители франц. "Авангарда" выступали против коммерч. стандарта, за эксперимент в киноиск-ве. Нек-рые "авангардисты" (напр., А. Шокет) пропагандировали т. н. элитарное кино, т. е. кино для "избранных". В эти годы самостоятельной областью К. стала кинокритика. Значит, теоретич. работы, рассматривавшие кинематограф как сложный и целостный объект, возникли в 30-е гг. Работа нем. учёного Р. Арнхейма "Кино как искусство" достаточно полно характеризовала "немой" фильм, но в ней автору не удалось правильно оценить возможности звукового кино. Англ, режиссёр и киновед П. Рота создал (1936) первую книгу по истории мирового кино. Эмигрировавшие в США после прихода фашистов к власти (1933) нем. киноведы Р. Арнхейм и 3. Кракауэр исследовали кинематограф, используя методику психологии и социологии. После 2-й мировой войны 1939-45 итал. кинокритики У. Барбаро, Л. Кьярини, Г. Аристарко, опираясь на опыт сов. кино, посвятили свои работы изучению законов реализма в кино, утверждению принципов социально активного киноиск-ва - неореализма. В связи с бурным ростом кинодокументализма изучалась природа и специфика документ, фильма (Дж. Грирсон, К. Рейс - Великобритания). Во Франции была предпринята попытка объединить представителей гуманитарных и естественных наук в рамках "Ин-та фильмологии" (Париж, 1947-62) для комплексного изучения кинематографа. Однако из-за отсутствия единой методологич. основы этот замысел осуществить не удалось. Киновед-марксист Ж. Садуль создал уникальную по энциклопедичности "Всеобщую историю кино" (не завершена). Нек-рые киноведы (А. Базен - Франция, 3. Кракауэр - США) обращались к изучению онтологии кинематографа наряду с исследованием взаимодействия кино с др. иск-вами. Ряд работ был посвящён идеологич. функциям фильма в каппталистич. обществе, вопросам кмноэкономики, фильму как объекту массовой культуры (Дж. Лоусон - США, А. Монтегю - Великобритания, П. Башлен, А. Мерсийон - Франция, Э. Паталас - ФРГ). Пропаганде рус. и сов. кино на Западе способствовала исследоват. работа Дж. Лейды (США).

С конца 60-х гг. в зарубежном К. возникает направление (киносемиотика), к-рое при изучении фильма использует методику совр. лингвистики (К. Метц - Франция, П. П. Пазолини - Италия). Исследуются взаимосвязи кино и телевидения. Распространение в массовой кинопродукции Запада тем насилия, секса, фильмов "ужасов" вызвало к жизни кинотеории, базирующиеся на фрейдистских концепциях (А. Киру, Л. Дюка - Франция). Бурж. К. нередко обращается к идеям экзистенциализма. Спец. теоретич. исследования проводятся в Междунар. католич. киноцентре (Париж) в связи с широким использованием кинематографа для религ. пропаганды.

Н.-и. изыскания в области К. ведутся в Музее совр. иск-ва (Нью-Йорк), в Британской киноакадемии (Лондон), в Пизанском ун-те, в Нем. ин-те киноведения (Висбаден, ФРГ), в Ин-те киноведения и в Герм, академии иск-в (Берлин, ГДР), в секторе теории и истории кино Ин-та иск-ва Польской академии наук (Варшава) и др.

Значителен вклад в К. мн. учёных социалистич. стран. Б. Балаж (Венгрия; в 1931-45 работал в СССР) исследовал как внутреннюю структуру фильма, так и его социальные функции. Е. Теплиц (Польша) создал один из лучших трудов по истории мирового кино. В области К. работают также Е. Плажевский, В. Михалек, 3. Питера (Польша), И. Немешкюрти (Венгрия), Н. Милев, Г. Стоянов-Бигор (Болгария), Л. Лингарт, А. Броусил (Чехословакия). Польские киноведы (К. Жигульский и др.) многое сделали для изучения зрителя. Социологич. проблемам кино, воздействию фильма на детскую аудиторию посвящены значит, работы чехосл. учёных. В ГДР ведётся разработка методики прогнозирования кинематографа (Г. Херлингхауз).

Нац. фильмархивы объединены Междунар. организацией киноархивов (ФИАФ).

Лит.: Самое важное из всех искусств. Ленин о кино, М., 1963; Кинематограф. Сб. ст., М., 1919; Поэтика кино. [Сб. ст.], М.- Л., 1927; Кулешов Л. В., Искусство кино (Мой опыт), [М.], 1929; Л ебедев Н. А., К вопросу о специфике кино, М., 1935; Туркин В. К., Драматургия кино, М., 1938; Вопросы кинодраматургии. [Сб. ст.], в. 1-5, М., 1954-65; Пудовкин В. И., Избр. статьи, М., 1955; Вопросы киноискусства. Сб. ст. и материалов, в. 1 - 14, М., 1956-1972; Очерки истории советского кино, т. 1 - 3, М., 1956 - 1961; Вайсфельд И., Мастерство кинодраматурга, М., 1961; Добин Е. С., Поэтика киноискусства, М., 1961; Зоркая Н. М., Советский историко-революционный фильм, М., 1962; Юткевич С., О киноискусстве, М., 1962; М а ч ер ет А. В., Художественные течения в советском кино, М., 1963; Ромм М. И., Беседы о кино, М., 1964; Эйзенштейн С. М., Избр. произведения, т. 1-6, М., 1964-71; Ю р е н е в Р., Советская кинокомедия, М., 1964; Луначарский о кино. Статьи. Высказывания. Сценарии. Документы, М., 1965; Лебедев Н., Очерк истории кино СССР, М., 1965; Шкловский В. Б., За сорок лет, [М., 1965]; Довженко А. П., Собр. соч., т. 1-4, М., 1966-69; Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, [М., 1966]; Кино и зритель. Опыт социологического исследования, [М., 1968]; История советского кино, т. 1, М., 1969; Пиотровский А. И., Театр. Кино. Жизнь, Л.,1969; Герасимов С., Жизнь, фильмы, споры, М., 1971; Козинцев Г., Глубокий экран, М., 1971; Ждан В., Введение в эстетику фильма, М., 1972; Селезнева Т., Киномысль 1920-х годов, М-, 1972.

Деллюк Л., Фотогения кино, пер. [с франц.], М., 1924; Муссинак Л., Рождение кино, пер. [с франц.], Л., 1926; Мартен М., Язык кино, [пер. с франц.], М., 1959; А р н х е и м Р., Кино как искусство, пер. с англ., М., 1960; А р ис т а р к о Г., История теорий кино, пер. с итал., М., 1966; Plazewski J., Jezyk fi.mu, Warsz., 1961; Б а з е н А., Что такое кино?, [пер. с франц.], М., 1972; Е Р s t е i n J., Le sinematographe vu de 1'Etna, P., 1926; Cohen-Seat G., Essai sur les principes d'une philosophic du cinema, P., 1958; К г acauer S., Theory of film, N. Y., 1960; Mi try J., Esthetique et psycologie du cinema, [v.] 1-2, P., [1963-65]; Lewicki B. W., Wprowadzenie do wiedzy о fi.mie. Wroclaw [i.i.], 1964; Wstep do badania dziefa filmowego, Warsz., 1966; Wspolczesae teorie filmowe, Warsz., 1968; Stephenson R., D e b г i x J. R., The cinema as art, [Harmondsworth (Midd'x), 1969]; Metz C., Langage et cinema, P., 1971. См. также лит. при ст. Киноискусство. В. А. Кузнецова, Я. Б. Иоскевич.

КИНОДРАМАТУРГИЯ, литературнокинематографический вид творчества; произв. К. сценарий - лит. и идейнохудожеств. основа фильма. Отрицание К. как новой, самостоятельной области лит-ры, а сценария в качестве важнейшего элемента творч. процесса создания кинокартины, имеющее место в зарубежной кинотеории, является подчас оружием в сложнейшей идеологич. классовой борьбе, средством утверждения реакц. идей.

Формируясь в прямой связи с развитием изобразит, возможностей киноискусства, К. в то же время овладевает средствами лит. образности. Двойственность природы К.- литературной, с одной стороны, и кинематография.-с другой, вызывает появление 2 типов сценария: лит. произв., представляющего собой основу фильма и в то же время имеющего самостоят, художеств, ценность, и лит. материала, в к-ром дано изложение замысла, передающее содержание и конструкцию будущего фильма.

Кинодраматурги обращаются непосредственно к изображению событий действительности, используя выразит, средства кино, а также разных видов лит-ры, привлекают в качестве основы лит. произв., адаптируя их для экрана.

Характер и способы, степень полноты изложения материала в сценарии неодинаковы на разных этапах истории кино и отражают индивидуальные особенности творчества различных кинодраматургов. Если в "немом" кино 10-х гг. 20 в. лит. сюжеты, персонажи, построение в большинстве случаев заимствовались из произв. лит-ры, то к кон. 20-х гг. К. вырабатывает собств. формы, в той или иной мере сочетающие свойства и возможности прозы и драмы. К 30-м гг. предпочтение оказывается драматургии с предельной концентрацией действия, напряжённостью драматич. конфликта; такой способ организации сценарного материала стал считаться осн. законом К. С введением звука в кино большое значение приобретает звучащее слово. Особенно важную роль играет диалог - одно из гл. средств раскрытия характера человека. Дальнейшее расширение возможностей киноискусства позволило К. более углублённо исследовать жизнь, воспроизводить её в большем многообразии и сложности и тем самым привело к изменению эстетич. норм К. Форма сценария стала более

свободной, разнообразной, способной к выражению усложнившейся системы звукозрит. образов фильма. Жанры К., относительно чётко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают в произв. совр. К.

В формировании сов. К. наряду с литераторами, целиком посвятившими себя кинодраматургич. творчеству,-В. К. Туркиным, К. Н. Виноградской, Н. А. Зархи, Б. Л. Леонидовым, Г. Э. Гребнером, А. Г. Ржешевским, участвовали прозаики, поэты, литературоведы, драматурги - В. В. Маяковский, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, С. М. Третьяков, Н. Ф. Погодин, В. В. Вишневский и др. Значительная роль в становлении К. принадлежит сов. кинорежиссёрам С. М. Эйзенштейну, А. П. Довженко, С. А. Герасимову, а также Д. У. Гриффиту, Ч. Чаплину (США), Ф. Феллини, М. Антониони (Италия) и др.

Среди лучших произв. сов. и зарубежной К., оказавших существенное влияние на развитие киноискусства, -"Мать" и "Конец Санкт-Петербурга" Н. А. Зархи, "Чапаев" Г. Н. и С. Д. Васильевых, "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" А. Я. Каплера, "Коммунист" Е. И. Габриловича, "Баллада о солдате" В. И. Ежова, "Девять дней одного года" Д. Я. Храбровицкого; "Под крышами Парижа" Р. Клера (Франция), "Осведомитель" Д. Николса, "Гражданин Кейн" О. Уэллса (США), "Похитители велосипедов", "Крыша" Ч. Дзаваттини (Италия), "Земляничная поляна" И.Бергмана (Швеция).

Лит.: Шкловский В., Как писать сценарии, М.-Л., 1931; В о л ь к е нштейн В., Драматургия кино, М.-Л., 1937; Туркин В., Драматургия кино, М., 1938; Л о у с о н Д., Теория и практика создания пьесы и киносценария, пер. с англ., М., 1960; Вайсфельд И., Мастерство кинодраматурга, М., 1961; Ф р е и л и х С., Драматургия экрана, М., 1961; Б а л а ш Б., Кино. Становление и сущность нового искусства, пер. с нем., М-, 1968; Демин В. П., Фильм без интриги, М., 1966; Вайсфельд И. В., Новая область литературы, М., 1970; Фомин В, И., Все краски сюжета, М., 1971. Л. И. Белова.

КИНОЖУРНАЛ, периодический киновыпуск, содержанием к-рого обычно является информация о жизни страны, внутр. и междунар. общественно-политич. событиях. К. состоит из отд. эпизодов, к-рые принято называть сюжетами. В Сов. Союзе произ-во К. началось в 1918; первый журнал - "Кинонеделя". В СССР в нач. 70-х гг. выпускалось св. 50 К. Наиболее популярный - "Новости дня" (выходит под этим назв. с 1944, 5 раз в месяц). Обычно содержит 6-8 сюжетов. Существуют также тематич. журналы: "Советский спорт", "Новости сельского хозяйства", "Пионерия", "Иностранная кинохроника" и др. В нек-рых союзных республиках и краях выпускаются К.: "Советская Украина", "Советский Казахстан", "Восточная Сибирь" и др. В социалистич. странах К. содержат информацию о жизни трудящихся, социалистич. строительстве. В К. капиталистич. стран осн. место занимают торговая реклама, сенсационные сообщения и т. п.

КИНОИСКУССТВО, род искусства, произведения к-рого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности.

В К. синтезируются эстетич. свойства лит-ры, театрального и изобразит, иск-в, музыки на основе собств., лишь ему присущих, выразительных средств, из к-рых главными являются фотографич. природа изображения, позволяющая с предельной достоверностью воссоздавать любые картины действительности, и монтаж. Наглядность воплощаемых на экране образов и доступность фильмов широким массам в совокупности со всеми др. возможностями К. определяют значение К. как важнейшего из всех искусств (см. В. И. Ленин, в сб. "Самое важное из всех искусств", 1963, с. 124). Обращённое к огромной массовой аудитории, создающее иллюзию реальности воплощаемых в фильмах событий, К. является важным средством формирования зрительских представлений о действительности, этических взглядов, эстетич. вкусов. К. играет выдающуюся роль в общественно-политич. и культурной жизни Советской страны, помогая Коммунистич. партии Сов. Союза воспитывать народ в духе коммунизма и интернационализма. Сов. К. и К. др. социалистич. стран служит народу, делу мира и взаимопонимания между трудящимися всех стран, в то время как бурж. К. в массе своих произв. используется в интересах эксплуататорских классов, для пропаганды реакц. идей.

Подвижность киноаппарата и разнообразие применяемой при съёмке оптики дают возможность представить в кадре огромные пространства и большие массы людей (общий план), небольшие группы людей в их взаимоотношениях (средний план), человеческий портрет или отд. деталь (крупный план). Благодаря этому в границах кадра могут быть выделены наиболее существенные, эстетически значимые стороны изображаемого объекта. Соединение кадров в монтаже служит выражением мысли автора, создаёт непрерывность развития действия, организует зрительное повествование, позволяет путём сопоставления отд. планов метафорически истолковывать действие, формирует ритм фильма.

Создание произв. К., как правило, сложный творч. и производств, процесс, в к-ром объединяется работа деятелей иск-ва разных специальностей: кинодраматурга (автора сценария); режиссёра, определяющего истолкование и реализацию замысла и руководящего работой остальных участников постановки; актёров, воплощающих образы действующих лиц; оператора, характеризующего действие средствами композиционной, светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего изобразит, характеристику среды действия и костюмов действующих лиц (а в мультипликации и внешнюю характеристику персонажей); композитора и др.

За время развития К. сформировались 4 осн. его вида: художеств, (игровая) кинематография, воплощающая средствами исполнительского творчества произв. кинодраматургии или адаптированные произв. прозы, драматургии, поэзии; документальная кинематография, являющаяся особым видом образной публицистики, основывающаяся по-преимуществу на непосредственной фиксации на плёнку реальной действительности; мультипликационная кинематография, "одушевляющая" графические или кукольные персонажи; научно-популярная кинематография, использующая средства этих 3 видов для пропаганды научных знаний.

Художеств, кинематографии доступны возможности эпоса, лирики и драмы, но в кинопроизв., имеющих повествовательный характер, всегда присутствуют черты, сближающие их с драмой, в частности драматич. конфликт. Документальная кинематография обладает всей широтой возможностей публицистич. жанров лит-ры и журналистики. Она объединяет и произв. образной кинопублицистики, и информационные фильмы (кинорепортаж). Образы графич. и объёмной мультипликации создаются съёмкой неподвижных последовательных фаз движения рисованных или кукольных персонажей. Особое внимание она уделяет созданию фильмов для детей. Науч.-популярная кинематография знакомит зрителей с жизнью природы и общества, научными открытиями и изобретениями, воссоздаёт ход творч. поисков учёных и мастеров иск-в, наглядно демонстрирует физикохим. и биол. процессы. Для решения этих задач она пользуется как чисто дидактич., так и художественно-образными средствами в зависимости от темы и задачи фильма.

Жанры К., относительно чётко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (мелодрама, приключенческий фильм, комич. лента и др.), видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению или даже распаду. Новаторские устремления деятелей кино обусловливают сочетание в одном произв. черт, характерных для прозы, драмы, лирики. Проблема чистоты или смешения жанров связана также с творч. индивидуальностью, эстетич. воззрениями режиссёра, кинодраматурга и др. создателей фильма.

Создание фильмов и их демонстрация требуют высокоорганизованной технич. базы и связаны с большими материальными затратами. Кинематография является не только областью иск-ва, но и особой отраслью пром-сти и торговли. Вследствие этого в бурж. странах монополистич. капитал не только захватил в свои руки киноэкономику (произ-во и прокат фильмов, эксплуатацию киносети), но и установил жёсткий идеологич. контроль над содержанием снимающихся и демонстрируемых фильмов. Только в социалистич. странах, где средства произ-ва и распространения фильмов находятся в руках гос-ва, деятели К. могут полностью отдавать творч. силы делу идейного, этич. и эстетич. воспитания широких масс зрителей.

Исторический очерк. История развития К. условно делится на 4 периода. Первый охватывает время от изобретения кинематографа бр. Л. и О. Люмьер (1895) до окончания 1-й мировой войны 1914-18. Уже в этот период кинематография получает распространение во всём мире. Возникнув как технич. аттракцион, "живая фотография", она вскоре разделяется на художественную, хроникальную и научно-популярную кинематографию (гл. обр. видовые фильмы). В самых ранних фильмах (примерно до 1908) действие, запечатлеваемое на плёнке, снималось большими кусками, соединявшимися друг с другом надписями, к-рые его объясняли. Киноаппарат, как правило, снимал с одной точки, рисуя изображение в общесредних планах, охватывающих пространство, приблизительно равное сценич. площадке.

Актеры пользовались техникой театр, исполнения, пытаясь, однако, восполнить отсутствие звучащего слова подчёркнутой мимич. игрой. Во второй половине этого периода (1908-18) началось освоение собств. средств К.: режиссёры стали свободнее размещать действие в пространстве кадра, искать возможности изложения содержания фильмов при помощи выбора планов и монтажа, актёры начали овладевать специфич. техникой игры перед киноаппаратом. От плоских рисованных декораций художники перешли к объёмным, оформляющим реальное пространство действия. Была усовершенствована техника комбинированных съёмок, начало к-рым положили С. Блэктон в США, Ж. Мельес и Э. Коль во Франции, В. А. Старевич в России, Дж. Пастроне в Италии. Однако К. в массе своих произв. не стало ещё самостоятельным видом творчества. Поиски Д. У. Гриффита (США) определялись влиянием англ, реалистич. прозы; Я. А. Протазанов и В. Р. Гардин (Россия) стремились использовать для экрана прежде всего опыт рус. реалистич. лит-ры и театра; М. Сеннетт и Ч. Чаплин (США), М. Линдер (Франция) развивали традиции цирковой клоунады и пантомимы. В этот период были достигнуты отд. художеств, успехи, хотя подавляющее большинство фильмов оставалось типичным явлением бурж. "массовой культуры ".

Второй период развития К.-20-е гг., когда "немое" кино сформировалось как самостоятельное иск-во. Решающий вклад в исследование и освоение собственных возможностей, выразит, и изобразит, средств К. принадлежит сов. кинематографии. Великая Октябрьская социалистич. революция, освободив К. от подчинения коммерческим расчётам предпринимателей, создала условия для углублённых творч. поисков деятелей сов. К. Стремление отразить и осмыслить новую революц. действительность определило главное направление развития сов. К. На практике стало осуществляться указание В. И. Ленина о том, что произ во собств. фильмов в Сов. стране должно начинаться с хроники. От хроникальной съёмки событий сов. К. переходило к образно-публицистич. их истолкованию в поэтических документальных филь. мах Д. Вертова и монтажных историко-революционных фильмах Э. И. Шуб. Влияние кинодокументализма отчётливо сказалось и на историко-революционных киноэпопеях С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Н. М. Шенгелая и др. Уже в 20-е гг. ленинская нац. политика партии обеспечила возникновение нац. К. у укр., груз., азерб., белорус., арм. и узб. народов.

Революц. тематика заняла ведущее место в многонац. К. СССР. Борьба за