загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ии, Рима, Ср. Азии, Египта и др.) гл. обр. в том случае, когда прах покойного по к.-л. причинам оказывался недоступным для погребения. Этот обычай был связан с убеждением, что души мёртвых, не имеющих могил, не находят покоя. В Др. Египте царские К., возводившиеся наряду с фактич. гробницами фараонов, имели ритуальное значение.

КЕНОТРОН (от греч. kenos - пустой и электрон), электровакуумный диод, предназначенный для выпрямления переменного тока гл. обр. промышленной частоты. Его применяют в выпрямителях радиоприёмной, усилит, и измерит, аппаратуры, рентгеновских установок и т. д. Низковольтные К. (допустимое обратное напряжение на аноде до 2 кв, допустимая сила прямого тока до неск. ампер) имеют оксидные прямонакальные или подогревные катоды, чернёные или матированные ребристые аноды (чаще два). Высоковольтные К. (напряжение до 100 кв, сила тока до 500 ма) имеют оксидный или карбидированный катод и также чернёный ребристый анод (один). С развитием полупроводниковой техники низковольтные К. постепенно вытесняются полупроводниковыми диодами.

Лит.: Батушев В. А., Электронные приборы, М., 1969.

КЕНОША (Kenosha), город на С. США, в шт. Висконсин, на зап. берегу оз. Мичиган, между Чикаго и Милуоки. 78,8 тыс. жит. (1970; с пригородами 118 тыс.). В пром-сти 15 тыс. занятых. Ведущие отрасли: автомоб., металлообр., произ-во бытовых электроприборов, трикотажа. Осн. в 1835.

КЕНТ (Kent) Рокуэлл (21.6.1882, Тарритаун, шт. Нью-Йорк,- 13.3.1971, Платсберг, там же), американский художник, писатель, обществ, деятель. Учился живописи у Р. Хенри. Работал рыбаком, плотником, много путешествовал, жил на С. США, Ньюфаундленде, в Гренландии. Развивая традиции амер. реалистич. иск-ва, выполнил многочисл. картины, рис., гравюры, литографии, ярко запечатлевшие суровую природу сев. стран, жизнь простых людей - тружеников и борцов ("Труженики моря", 1907, музей в Нью-Бритене; "Весенняя лихорадка", 1908, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). Автор антифаш. плакатов и карикатур. Иллюстрировал произв. амер., зап.-европ., рус. авторов и собств. книги. Для творчества К. характерны мужеств. одухотворённость образов, чёткий, сильный рисунок, звучный колорит. В 1960 К. подарил сов. народу св. 900 своих произведений.

Р. Кент.

Р. Кент. "Вечная бдительность - залог свободы". Литография.

Как писатель К. дебютировал в 1920 книгой об Аляске "В диком краю" (рус. пер. 1965). В кн. "Курс N by E" (1930, рус. пер. 1962), "Саламина" (1935, рус. пер. 1962) и "Гренландский дневник" (1962, рус. пер. 1969), составляющих своеобразную "сагу о Гренландии", К. ярко обрисовал труд и отдых эскимосов, дал замечат. описания Севера. Автобиографич. соч. К. "Это моё собственное" (1940) и "Это я, Господи" (1955, рус. пер. 1965) раскрывают широкую панораму обществ, жизни США с кон. 19 до сер. 20 вв. Осн. часть кн. "О людях и горах" (1959) посвящена его впечатлениям от поездки по СССР в 1958.

Мужеств. борец за мир и демократию, К. ещё в 30-е гг. выступал против угрозы фашизма, участвовал в 1-м Всемирном конгрессе защиты мира (Париж - Прага, 1949), был одним из инициаторов и авторов историч. Стокгольмского воззвания(март 1950), делегатом Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир (Москва, июль 1962). Чл. Всемирного Совета Мира (с 1955). Пред. Нац. совета амер.-сов. дружбы (с 1957). Почётный чл. АХ СССР (1962). Междунар. Ленинская пр. "За укрепление мира между народами" (1967). Илл, см. на вклейке к стр. 48.

Лит.: [Ч е г о д а е в А. Д.], Рокуэлл Кент. Живопись. Графика, 3 изд., М., 1964; его же, Перо и кисть Рокуэлла Кента, "Литературная газета", 1971, 24 марта. К. П. Кудров.

КЕНТ (Kent) Уильям (ок. 1685, Бридлингтон, Йоркшир,- 12.4.1748, Лондон), английский архитектор. В 1709-19 жил в Риме, с 1735 придворный мастер в Лондоне. Работал также как живописец, мастер мебели, оформитель интерьеров. Представитель классицизма (усадьба Холкем-холл, Норфолк, 1734; казармы конной гвардии в Лондоне, 1750-58). Был гл. создателем нового типа живописных по планировке "английских" парков (парк усадьбы Стоу, Бакингемшир, 1738; илл. см. т. 4, стр. 447), одним из основоположников ложной готики (усадьба Эшер-плейс, Суррей, ок. 1730).

У. Кент. "Каменный зал" в усадьбе Хаутон-холл (Норфолк). 1726-31.

Лит.: Jourdain M., The work of William Kent, L.- N. Y., 1948.

KEHT (Kent), графство в Великобритании, в Англии, в басс. Темзы. Пл. 3,9 тыс. км2. Нас. 1,4 млн. чел. (1971). Адм. ц.- г. Мейдстон. С.-х. район, снабжающий Лондон фруктами, овощами, молочными продуктами. Вдоль Темзы - предприятия хим., бум., судоремонтной, цем., пищ., воен. пром-сти.

В 1 в. терр. совр. К., заселённая к этому времени кельтскими племенами, была завоёвана римлянами и стала одной из наиболее романизированных областей Британии. В 5 в. с началом англо-саксонского завоевания Британии было образовано королевство К. С 597 К. становится центром распространения христианства в Англии. Кентская "Правда Этельберта" (нач. 7 в.) была первой записью англо-саксонских правд. В кон. 8 в. К. вошёл в королевство Мерсию, в 825-в Уэссекс. Став в 10 в. частью единого англ, королевства, составил отдельную адм. единицу - графство. Экономич. развитие К. в ср. века характеризовалось наличием большого слоя лично свободных крестьян, ранним проникновением в деревню товарно-денежных отношений, выделением (уже к 13 в.) значит, слоя малозем. крестьянства, что делало К. важным центром крест, движений (Уота Тайлера восстание 1381, Кэда Джэка восстание 1450, Восстание Томаса Уайета 1554 и др.).

КЕНТАВР, созвездие Юж. полушария звёздного неба. Чаще наз. Центавр.

КЕНТАВРЫ, в др.-греч. мифологии лесные или горные демоны, полулюди, полукони, пристрастные к вину спутники Диониса. Согласно одному из вариантов мифа, первоначальным местом их поселения считались гористые местности Фессалии. Приглашённые на свадьбу вождя фессалийского племени лапифов Пирифоя, К. в состоянии опьянения пытались похитить невесту Пирифоя и др. желщин, вследствие чего разгорелось ожесточённое сражение К. с лапифами. Уцелевшие из побеждённых К. покинули Фессалию и расселились в др. горных областях Греции. Был распространён миф и о битве Геракла с К.

КЕНТАЛ, Кинтал (Quental) Антеру Таркиниу ди (18.4.1842, ПонтаДелгада, Азорские о-ва, - 11.9.1891, там же), португальский обществ, деятель, поэт и критик. Получил юрид. образование в Коим Аре (1858-64). Республиканец по убеждениям, К. находился под влиянием анархистских идей М. А. Бакунина. Участвовал в подготовке и создании португ. секции 1-го Интернационала (осн. в 1872). Свои обществ, взгляды К. пропагандировал в публицистич. статьях 1865-66 и "Лекциях о демократии" (1871). В статьях К. "Достоинство литературы и официальная словесность" (1865), "Здравый смысл и хороший вкус" (1865) и др. подчёркивается высокое социальное назначение лит-ры, формулируются принципы реалистич. иск-ва. Отдавая дань романтизму в нек-рых ранних произв. (поэма "Беатриче", 1863, сб. стихов "Романтические вёсны", 1872, и др.), в сб. "Современные оды" (1865, 2 доп. изд. 1875) и в "Полном собрании сонетов" (1860-84, изд. 1886), К. призывал к революц. борьбе. В 1871-73 находился в изгнании в США. Последние произв. К. проникнуты пессимистич. и мистич. настроениями (цикл "Скорбные стихи", 1892, и др.).

Соч.; Cartas, 2 ed., Coimbra, 1921; Ргоsas, v. 1 - 3, Coimbra, 1923-31; Sonetos, Lisboa, [1962].

Лит.: Александрова Ф. Ф., "Odes Modernas" Антеро де-Кентала, "Научный бюллетень Ленингр. гос. ун-та", 1947, №14 - 15; Carreiro J. В., Antero de Quental, Subsidies para a sua biografia, v. 1 - 2, Lisboa, 1948; Nogueira C., Antero de Quental. Esbpco para a sua biografia politico-social, Lisboa, 1950; В г asil R., Antero, vate da humanidade, Santarem, 1956. 3. И. Плавскин.

КЕНТАУ, город в Чимкентской обл. Казах. ССР. Расположен на склонах хр. Каратау, в 225 км к С.-З. от Чимкента. Автодорогой (40 км) соединён с ж.-д. ст. Туркестан. 57 тыс. жит. (1972). Добыча и обогащение полиметаллич. руд. Экскаваторный и трансформаторный з-ды, з-д железобетонных конструкций. Горно-металлургич. техникум. Город образован в 1955 из посёлков Кантаги, Миргалимсай и др.

КЕНТЕЙ, нагорье в МНР; см. Хэнтэй.

КЕНТЕЙ-АЛЙН, Кэнтэй-Алинь, горный хребет на С.-В. Китая, в пределах Маньчжуро-Корейских гор, среднее звено хр. Лаоелин. Вые. до 1183 м. Глубоко расчленён долинами pp. Мулинхэ и Муданьцзян и их притоков. На склонах сильно истреблённые широколиств. леса.

КЕНТЕР (Renter) Йылдыз (р. 11.10. 1928, Стамбул), турецкая актриса, режиссёр, педагог и театральный деятель. Окончила Анкарскую консерваторию (1948). Изучала театр, иск-во в США, а также Великобритании и др. зап.-европ. странах. В 1949 дебютировала как актриса. Играла в различных труппах Стамбула. В 1960 вместе с братом - актёром Мюшфиком К. организовала театр, труппу, к-рая в 1961 получила назв. "Актёры Кент" ("Кент оюнджулары", единственная в Турции постоянная частная труппа). В 1968 для этого коллектива построено здание. Здесь К. поставила спектакли: "Антигона" Ануя, "Чайка" Чехова (исполнила гл. роли) и др., а также выступала в ролях: Пембэ ("Женщина Пембэ" Сайына), Гертруда ("Гамлет" Шекспира). Снималась в кино. В 1971 вместе с труппой гастролировала в СССР. С 1956 преподаёт.

Лит.: Чорекчян X. А., О современном театре Турции, "Народы Азии и Африки", 1966, № 5; Tiyatro 1963 (Tiyatro yelhgi), 1st., 1963; Ozon М. N., D u rd е г В., Turk tiyatrosu ansiklopedisi, 1st., 1967; "Ses", 1st., 1968, № 52; 1971, № 27. X. А. Чорекчян.

КЕНТЕРБЕРИ (Canterbury), городграфство в Великобритании, в Англии, в графстве Кент. 33 тыс. жит. (1971). Небольшие предприятия кож., пищ. электротехнич., полиграфич. пром-сти. Возник на месте кельтского поселения, сменившегося рим. лагерем. В 6 в. стал столицей англо-саксонского королевства Кент. В К. древнейшие в стране епископская кафедра и аббатство (осн. в 597). Архиепископ Кентерберийский - глава англиканской церкви.

Кентербери. Собор. 1070-1503.

К. имеет сравнительно правильную планировку; богат ср.-век. постройками (церкви, госпитали, жилые дома). Собор (1070-1503) - гл. англиканская церковь: романская крипта, раннеготич. хор (1175-84, арх. Гийом из Санса), , позднеготич. неф (ок. 1377-1411), капелла-ротонда "Венец" (ок. 1200), заменяющая апсиду. В Королевском музее - художеств, гал., древности Кента.

Лит.: Cook G. H., Portrait of Canterbury cathedral, L., [1949].

КЕНТЕЙ-АЛЙН, Кэнтэй-Алинь, горный хребет рода гронофиллюм (Gronophyllum), а также нек-рых видов др. родов сем. пальм. В садоводстве К. чаще всего наз. виды рода ховея (Howea).

КЕНТУККИ (Kentucky), река на В. США, лев. приток р. Огайо. Образуется слиянием pp. Северная, Средняя и Южная Кентукки, стекающих с плато Камберленд. Дл. 410 км, пл. басс. 19 тыс. км2. Питание снегово-дождевое, слабое весеннее половодье. Ср. годовой расход 260 м3/сек. Река шлюзована, судоходна до г. Хайделберг. ГЭС. На К.- г. Франкфорт.

КЕНТУККИ (Kentucky), штат на Ю. США. Пл. 104,6 тыс. км2. Нас. 3,2 млн. чел. (1970), в т. ч. 52% городского. Адм. ц.- г. Франкфорт.

Большую часть терр. К. занимает известняковое плато Камберленд (выс. 200-450 м), расчленённое глубокими долинами pp. Камберленд, Грин-Ривер и Кентукки. Характерны карстовые формы рельефа, в т. ч. Мамонтова пещера. На 3. и С.-З.- равнина, ограниченная р. Огайо. Климат умеренный влажный (ср. месячные темп-ры от 0,4 до 24,4 °С, осадков 1000-1250мм в год). Широколиста, леса б. ч. вырублены.К.- индустр.-агр. штат. В обрабат. пром-сти занято 250 тыс. чел., в горнодоб. пром-сти - 29 тыс. чел. Развита хим. пром-сть (синтетич. каучук, волокна, пластмассы и др.), электротехнич. пром-сть (бытовые электроприборы в Луисвилле и др.) и общее машиностроение. Падьюка - один из центров атомной пром-сти США. Важное значение имеют пищ. (К. известен винокурением, в т. ч. произ-вом виски) и табачная пром-сть. Добыча кам. угля (101 млн. т в 1968, 18% общей добычи в стране, 2-е место после Зап. Виргинии), нефти, строит, камня, плавикового шпата, природного газа. Общая установленная мощность электростанции ок. 10 Гвт (1972).

В с. х-ве наряду с товарными много небольших ферм потребит, характера. Из-за разорения мелких фермеров кол-во ферм сократилось с 193 тыс. в 1954 до 130 гыс. в 1969. Стоимости товарной продукции растениеводства и животноводства примерно равны. Гл. товарная культура - табак (на равнине), по сбору (ок. 200 тыс. т) к-рого К. занимает 2-е место в США (после Сев. Каролины). Распространены также посевы кукурузы (осн. часть посевной площади), кормовых трав, сои, пшеницы. Развито мясо-молочное и мясное животноводство, на 1 янв. 1971 было (в млн. голов): кр. рог. скота 2,9, свиней 1,7. В горных р-нах, где основным занятием населения является животноводство, садоводство и табаководство, преобладают мелкие потребит, фермы. По р. Огайо - судоходство. М. Е. Половинках.

КЕНЬЯТТА (Kenyatta) Джомо, гос. и политич. деятель Кении; см. Кениата Дж.

КЕНЭ (Quesnay) Франсуа (4.6.1694, Мер, вблизи Парижа,- 16.12.1774, Версаль), французский экономист, основоположник школы физиократов. В 1718 сдал экзамен на звание врача, в 1744 получил учёную степень доктора медицины и стал придворным врачом при Людовике XV. Проблемами экономики начал заниматься в 60 лет. По определению К. Маркса, существенная заслуга физиократов, и прежде всего К., состояла в том, что "... они в пределах буржуазного кругозора дали анализ к а п и т ал а. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами современной политической экономии" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч.1, с. 12). К. и его школа отвергли основной тезис меркантилизма о происхождении прибыли из обращения и пытались объяснить прирост богатства из процесса производства. Первые статьи К., посвящённые вопросам цен на хлеб и налогам, были помещены в энциклопедии Д. Дидро. В главной работе К. "Экономическая таблица" (1758) (см. Экономическая таблица Кенэ) впервые сделана попытка провести анализ обществ, воспроизводства с позиции установления определённых балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами обществ, продукта. Теоретич. система К. имела для своего времени прогрессивное значение; практич. рекомендации, вытекающие из неё (напр., переложить всё налогообложение на землевладельцев), носили антифеод, характер.

Ф. Кенэ.

Соч.: Избр. экономические произведения, пер. с франц., М., I960.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), ч. 1, там же, т. 26, ч. 1. С. М. Никитин.

КЕПА, Кеппа, Тальвийоки, река в Карел. АССР. Дл. 154 км, пл. басс. 1640 км2. Берёт начало из оз. Таявиярви, проходит ряд озёр, впадает в оз. Кулянярви (в верх, течении р. Кемь). Порожиста. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Замерзает в ноябре, вскрывается в конце апреля - начале мая. Сток регулируется лесосплавными плотинами.

КЕПЛЕР (Kepler) Иоганн (27.12.1571, Вейль-дер-Штадт, Вюртемберг, - 15. 11. 1630, Регенсбург, Бавария), немецкий астроном, открывший законы движения планет. Род. в бедной протестантской семье. После обучения в монастырской школе в 1589 поступил в духовную семинарию при Тюбингенской академии (позднее ун-т), к-рую окончил со степенью бакалавра. В 1591 поступил в Тюбингенскую академию, где завершил своё образование. Проф. математики и астрономии М. Местлин частным образом познакомил К. с гелиоцентрической системой мира Н. Коперника, хотя сам был вынужден преподавать астрономию в соответствии с геоцентрической системой Птолемея. По окончании академии в 1593 К. получил степень магистра, но, обвинённый в свободомыслии, не был допущен к богословской карьере, а направлен преподавателем математики в гимназию г. Грац (Австрия). Там К. написал своё первое крупное сочинение "Тайна Вселенной" (1596), в к-ром пытался установить числовую зависимость между расстояниями планет от Солнца и размерами правильных многогранников. Эта книга не имеет науч. значения, но уже в ней К. проявил себя последовательным приверженцем теории Коперника. Религиозные преследования со стороны католиков побудили К. покинуть Грац; в 1600 он переехал в Прагу к знаменитому астроному Т. Браге, после смерти к-рого (1601) получил материалы его многолетних высокоточных наблюдений.

В Праге К. издал ряд трудов, в т. ч. трактат "Дополнения к Виттело" (1604) о применении оптики к астрономии, в к-ром рассмотрел астрономии, рефракцию и указал на сияние, появляющееся вокруг Солнца во время полных солнечных затмений - солнечную корону. Там же он впервые дал закон убывания освещённости обратно пропорционально квадрату расстояния от источника. В другом трактате "Диоптрики" (1611) К. описал изобретённый им телескоп (т. н. зрительная труба К.), явившийся прообразом еовр. рефракторов. Важнейшим сочинением К. явилась "Новая астрономия" (1609), посвящённая изучению движения Марса по наблюдениям Браге и содержащая первые два закона движения планет (см. Кеплера законы), установленные для Марса на основе обширных вычислений. В 1612 К. переехал в Линц, где в 1619 появилась "Гармония Мира", в к-рой он дал формулировку третьего закона, объединяющего теорию движения всех планет в стройное целое. Работа К. "Сокращение коперниковой астрономии" (ч. 1-3, 1618-22) содержит вывод, что первые два закона, установленные для Марса, относятся ко всем планетам и к движению Луны вокруг Земли, а третий закон прилагается и к 4 спутникам Юпитера. В этой работе К. изложил теорию и способы предсказания солнечных и лунных затмений; стремясь опорочить учение Коперника, Ватикан сразу же внёс это сочинение К. в список запрещённых книг. В 1619 К. издал трактат "О кометах".

Конец жизни К. был омрачён скитаниями и бедностью. Начавшаяся Тридцатилетняя война и усиление преследований протестантов католиками заставили К. искать убежища в Ульме. Там он закончил (1627) последнюю крупную работу "Рудольфовы таблицы ", подводящую итог многолетних трудов по обработке наблюдений Браге. Эти таблицы давали возможность в удобной форме вычислять для любого момента времени положение планет с высокой для той эпохи точностью. Эфемериды, вычисленные К. на основании этих таблиц, позволили ему предсказать прохождение Венеры по диску Солнца, состоявшееся в 1631. В 1628 в поисках средств к существованию К. стал астрологом у полководца А. Валленштейна и до 1630 жил в Загане (ныне Жагань, Польша). Последнее произв. К.- фантастический роман "Сон", издано уже после его смерти (1634). В нояб. 1630 К. поехал в Регенсбург; в дороге он заболел и вскоре после приезда в Регенсбург умер. Рукописи К. хранятся в СССР, в Ленинграде. В 1808 в Регенсбурге поставлен памятник К., а в 1870 - в Вейле.

Вся жизнь К. была посвящена обоснованию и развитию гелиоцентрического учения Коперника. Важнейшим аргументом в пользу центрального положения Солнца являются три закона К., положившие конец прежнему представлению о равномерных круговых движениях небесных тел. Солнце, занимая один из фокусов эллиптической орбиты планеты, является, по К., источником силы, движущей планеты. Законы К., навсегда вошедшие в основу теоретич. астрономии, получили объяснение в механике И. Ньютона, в частности в законе всемирного тяготения. Уже сам К. рассуждал о "тяжести", действующей между небесными телами, и объяснил приливы и отливы земных океанов воздействием Луны.

К. опубликовал много книг и статей; его замечательные матем. способности проявились не только в астрономич. работах, но и при рассмотрении задачи об измерении объёмов ("Новая стереометрия винных бочек", 1615), для чего К. предложил способ, содержащий в себе начатки анализа бесконечно малых. Используя идею метода неделимых, известную ему из работ Архимеда, К. оригинальными приёмами нашёл объёмы многих тел вращения. Сразу же после открытия логарифмов К. дал подробную теорию их использования для вычислений (1614) и составил таблицы логарифмов, по структуре похожие на современные (1624). Мировоззрение К. не было чуждо пифагорейским идеям, даже мистике. Он считался одним из крупнейших астрологов своего времени, хотя занимался астрологией в основном для заработка. Открытия К. сыграли большую историч. роль, став основой дальнейшего прогресса астрономии.

И. Кеплер.

Соч.: Gesatnmelte Werke, v. 1-18, Munch., 1937-69.

Лит.: Еремеева А. И., Выдающиеся астрономы мира, М., 1966; С a s р а г М., lohannes Kepler, Stuttg., 1950.



3.htm
КЕППЕН Владимир Петрович [26. 9 (8.10). 1846, Петербург,- 22.6.1940, Грац, Австрия], метеоролог и климатолог. Сын П. И. Кеппена. Учился в Петербургском ун-те. В 1872-75 работал в Гл. физич. обсерватории в Петербурге, с 1875 по 1919 в Герм, морской обсерватории в Гамбурге, с 1919 до конца жизни жил в Граце. Осн. труды по климатологии, общей и синоптич. метеорологии, морской метеорологии. К.- также один из пионеров аэрологич. исследований. Изучал климатич. условия многих р-нов

Земли, особенно океанов, повторяемость и движение циклонов и антициклонов, влияние солнечной активности на погоду и климат, климаты прошлого и пр.; особую известность получила классификация климатов земного шара, над к-рой он работал с 1900 по 1920. Вместе с рус. климатологом А. И. Воейковым и австр. метеорологом Ю. Ганном оказал определяющее влияние на развитие климатологии в кон. 19 - нач. 20 вв.

Соч.: Die Klimate der geologischen Vorzeit, В., 1924; Das geographische System der Klimate, В., 1936 (Handbuch der Klimatologie, Bd 1, Tl С); в рус. пер.- К Липатове дение. Общее учение о климате, СПВ, 1912; Основы климатологии (Климаты земного шара), М., 1938-

Лит.: Берг Л., Памяти В. П. Кеппена (1846 - 1940), "Изв. Всесоюзного географического общества", 1941, т. 73, в. 2; Хромов С., Владимир Кеппен, 1846 - 1940, "Метеорология и гидрология", 1940, № li. С. П. Хромов.

КЁППЕН (Коерреп) Вольфганг (р. 23.6. 1906, Грейфсвальд), немецкий писатель (ФРГ). В романах "Несчастная любовь" (1934), "Стена шатается" (1935) показал крушение надежд простого человека в капиталистич. обществе. В романах "Теплица" (1953, рус. пер. 1966), "Смерть в Риме" (1954, рус. пер. 1965) К. остро критикует возрождение милитаризма в ФРГ. К.- один из представителей критич. реализма в совр. нем. лит-ре; написанные в манере т. н. потока сознания, его романы отличаются остротой психологич. анализа. Идеи мира и прогресса утверждаются в кн. очерков К. "В Россию и в другие страны" (1958) и др. Пр. им. Георга Бюхнера (1962).

Соч. в рус. пер.: Они продали душу дьяволу, "За рубежом", 1960, № 2.

Лит.: Самарин Р., Против тех, кто сеет смерть, "Иностранная литература", i960, № 8; Черная Л., Непримиримость, "Новый мир", 1968, № 3; D о h I R., W. Коерреп, в кн.: Deutsche Literatur seit 194'5, Stuttg., 1968, S. 103-29.

КЕППЕН Пётр Иванович [19.2(2.3).1793, Харьков, - 23.5(4.6). 1864, Крым, имение Карабаг, ок. Алушты], русский учёный, статистик, этнограф, библиограф, акад. Петерб. АН (1843). Сын врача. Окончил Харьковский ун-т (1814). Участвовал в основании Об-ва любителей росс, словесности (1816). Издавал в 1825-26 один из первых библиографич. журналов в России-"Библиографические листы". Был одним из создателей Рус. геогр. об-ва (1845), в к-ром возглавлял отделение статистики. Организовал систематич. сбор статистич. данных о нац. составе населения России и издал первую "Этнографическую карту Европейской России" (1851). Автор капитальной монографии "Девятая ревизия. Исследование о числе жителей в России в 1851 г." (1857). Содействовал в 50-60-е гг. началу издания "Списков населённых мест Российской империи" (т. 1-65, 1861-85). Составил "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России" (1861). Материалы К. послужили основой для "Географическо-статистического словаря Российской империи" (под ред. П. П. Семёнова-Тян-Шанского, т. 1-5, 1863-85). К. издал ряд обзоров археол. памятников России.

Лит.: Кеппен Ф. П., Биография П. И. Кеппена, СПБ, 1911; Яцунский В. К., П. И. Кеппен, в сб.: Отечественные экономико-географы XVIII-XX вв., М.. 1957; П т у х а М. В., Очерки по истории статистики в СССР, т. 2, М., 1959, с. 410 - 21. Р. А. Агеева.

КЁПРЮЛЮ , турецкий феод, род, нек-рые члены к-рого во 2-й пол. 17 - нач. 18 вв. занимали в Османской империи пост великого везира (Мехмет в 1656-61; Фазыл Ахмет в 1661-76; Кара Мустафа в 1676-83; Фазыл Мустафа в 1689-91; Хюсейн в 1697-1703).

КЁПРЮЛЮ (Koprulu) Мехмет Фуат (4.12.1890, Стамбул,-28.6.1966, там же), турецкий филолог, публицист и историк. Учился на юриднч. ф-те Стамбульского ун-та; с 1913 проф. ун-та. С именем К. связывается начало европ. школы тур. литературоведения. В капитальных трудах: "Первые мистики в турецкой литературе" (1918), "Современная литература" (1924), "История турецкой религии" (1925), "История турецкой литературы" (1928), "Турецкие народные поэты" (1940-41) К. внёс много нового в освещение важных проблем тур. культуры. Перу К. принадлежит св. 500 работ по проблемам тур. яз., лит-ры, ср.-век. истории и истории религ. течений. К.-один из основателей (1946) Демократич. партии Турции; в 1950-57 мин. иностр. дел, содействовал вступлению Турции в НАТО (1952) и Багдадский пакт (1955).

Лит.: Гордлевский В. А., Переходная пора османской литературы, Избр. соч., т. 2, М., 1961; Mehmet Behcet Yazar, Mehmet Fuat Koprii.u, 1st., 1940; [Некролог], "Belletens", Ankara, 1966, c. 30, № 120, c. 621-36.

КЕПУРА (Kiepura) Ян (16.5.1902, Сосковец, Силезия, - 16.8.1966, Харрисон, близ Нью-Йорка), польский певец (лирико-драматич. тенор). Учился у В. Бжезиньского и Т. Леливы в Ba-ршаве. В 1923 дебютировал в Варшаве как концертный певец, в 1925 - как оперный. В 1926-28 солист оперы в Вене. В 1929 и 1931 выступал в театре"Ла Скала" (Милан), затем в др. театрах; Зап. Европы, в 1938 - в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). С кон. 1939 жил в США, пел в театрах Бродвея, в оперетте, снимался в кино, гастролировал в Сев. и Юж. Америке; после 1945 жил нек-рое время в Вене, выступал в странах Европы, в ПНР (1958). Мастер бельканто, К. обладал сильным и чистым голосом большого диапазона и красивого тембра. Прославился исполнением произв. итал. и франц. оперного репертуара и польск. нар. песен. Партии: Йонтек ("Галька" Мошошко), Фауст (одноим. произв. Гуно), Каварадосси, Калаф ("Тоска", "Турандот" Пуччини) и др.

Лит.: К a n s k i J., Jan Kiepura, "Ruch Muzyczny", 1966, № 19.

КЕПЫ (греч. Kepoi), античный город, основанный милетянами в 1-й пол. 6 в. до н. э. на вост. берегу Таманского зал. (ныне терр. Краснодарского края). К. входили в Боспорское государство. Расцвет города относится к эллинистич. эпохе и 1-2 вв. н. э.; перестал существовать в 4в. Раскопками (с 1957)обнаружены комплекс виноделен, керамич. печь, остатки святилища, где найдена небольшая мраморная скульптура Афродиты ("Афродита Таманская"). Исследовано св. 400 могил некрополя К., в т. ч. богатые погребения с золотыми украшениями, расписными и стеклянными сосудами, терракотовыми фигурками, оружием, скульпт. надгробиями.

Лит.: Сокольский Н. И., Кепы, в сб.: Античный город, М., 1963; Сокольский Н. И., С о р о к и н а Н. П., Раскопки города Кепы и его некрополя в 1957 -1963 гг., в кн.: Ежегодник Государственного Исторического музея, М., 1966.

КЁР (Coeur) Жак (ок. 1395, Бурж, - 25.11.1456, о. Хиос), французский коммерсант, финансист, гос. деятель. Сын богатого купца. Начал деятельность с чеканки монет, затем обратился к торг, операциям в Средиземноморье, гл. обр. в Леванте. Нажил колоссальное состояние. Начал разработку ряда серебряных, медных, свинцовых рудников, основал текст, мануфактуры. Создал свои торг, конторы в Лионе, Руане, Туре, Париже, Брюгге, Флоренции и др. европ. городах. К. стал кредитором франц. короля Карла VII (финансировал воен. действия французов против англичан, особенно в Нормандии), мн. влиятельнейших сеньоров Франции. Полученные К. от короля значит, привилегии способствовали его дальнейшему коммерч. процветанию. В 40-х гг. приобрёл большое политич. влияние. Назначенный королев, казначеем (мин. финансов), К. осуществил ряд адм. и финанс. реформ. В 144l получил дворянство; в 1442 вошёл в королев, совет. У разорившихся дворян К. скупил огромные поместья в Берри, Бурбонне и др. Увязнувшее в долгах придворное дворянство добилось ареста К. (1451) по обвинению в гос. измене; его имущество было конфисковано. К. удалось бежать из заключения (1454) и найти убежище в Риме. Папа Каликст III поручил ему командование флотом, направленным против турок; в этой экспедиции К. умер. Людовик XI реабилитировал К., часть его имущества была возвращена наследникам.

Источн.: Les affaires de J. Coeur. Journal du procureur Dauvet, ed. M. Mollat, v. 1-2, P., 1952-53 (библ.).

КЕРАЛА, штат на Ю.-З. Индии, у побережья Аравийского м. Пл. 38,9 тыс. км2, нас. 21,3 млн. чел. (1971), преим. народ малаяли. Адм. ц. - г . Тируванантапурам (Тривандрам). Плотность населения - наивысшая среди инд. штатов. Св. 60% населения исповедует индуизм, 21% - христиане, 18% - мусульмане. К. - штат наивысшей грамотности (60%; 1971).

Большую часть штата занимает низменный Малабарский берег. На В. - склоны Кардамоновых гор и гор Анаймуди (выс. до 2698 м). Климат тропич., муссонный, влажный сезон с апр. по ноябрь,осадков до 3000 мм в год. Равнины освоены под земледелие, на склонах вечнозелёные леса из тика, эбенового, палисандрового, пробкового и др. деревьев.

К. - аграрный р-н. Штат испытывает особо тяжёлое аграрное перенаселение. Ср. размер обрабатываемых крестьянских наделов - 0,8 га; помещиком считается владелец более 8 га земли. Почти Чз занятых в с. х-ве составляют батраки (с.-х. рабочие). Агр. реформа, принятая в К. в 1970, считается самой радикальной в Индии: она устанавливает наименьший предел землевладения в стране (6 га). Излишки помещичьей земли переходят к пр-ву' а оно распределяет эту землю среди безземельных крестьян и с.-х. рабочих, большинство из к-рых обрабатывало её на правах аренды. Вновь установленная сниженная арендная плата взимается пр-вом в счёт выкупа за землю. Используются практически все земли, пригодные для обработки (2 млн. га). Южная, более засушливая часть побережья интенсивно орошается. Почти весь Малабарский берег занят кокосовыми пальмами и посевами риса. На К. приходится св. 70% всех насаждений кокосовых пальм в Индии (назв. "Керала" означает на яз. малаяли "страна кокосовых пальм"). Выращивают также орехи кешью. В предгорьях важная прод. культура - тапиока. Распространены плантационные культуры, специи и пряности. К.- основной поставщик на мировой рынок чёрного перца (100 тыс. га, сборы 20-30 тыс. т в год), сушёного имбиря (ок. 20 тыс. т), кардамона, масла лимонной травы. Здесь сосредоточены почти все инд. плантации каучуконосов (гевеи), площади под к-рыми быстро расширяются (до 180 тыс. га к 1969). Плантации чая занимают ок. 40 тыс. га (ок. 12% общеинд. площади), кофе - 20 тыс. га (17%).

На К. приходится св. 1/3 улова морской рыбы в Индии (тунец, сардина, макрель, акула и др.).

На Малабарском побережье разрабатываются крупные залежи монацитовых песков, содержащих монацит, ильменит, рутил, циркон и др. минералы. На местном минеральном сырье основано произ-во графитовых материалов (Коттаям), черепицы и кирпича (Тричур). Установленная мощность ГЭС 500 Мет (1969). В Алвае - небольшой алюм. з-д на базе дешёвой электроэнергии. Пищевая пром-сть составляет ок. 1/2 фабричной продукции К.; гл. отрасли - обработка и упаковка орехов кешью (100 тыс. занятых), идущих в основном на экспорт, и произ-во кокосового масла. С обработкой кокосового ореха связана койровая пром-сть (центр Аллеппи); имеются хл.-бум., деревообр. и резиновая пром-сть (обработка натурального каучука; в Каламассери - з-д автомоб. шин; центр резиновой пром-сти - Коттаям). Машиностроение и металлообработка (ок. 10 тыс. занятых) представлены предприятиями электротехнич. пром-сти и электрооборудования (з-ды в Кананнуре, Эрнакуламе и др.), автодорожными мастерски-

ми (Тируванантапурам). В хим. пром-сти: выработка мыла, парфюмерных изделий из кокосового масла (Татапурам), целлюлозной массы (близ Кожикоде) и др., завод минеральных удобрений в Алвае. В Кочине - нефтеперерабат. з-д (на импортном сырье). Крупнейший портовопром. узел К. - сросшиеся города Кочин-Эрнакулам-Алвае. г. В. Сдасюк.

Историческая справка. В глубокой древности на терр. К. возникло гос-во Чера, к-рое упоминается в источниках с 3 в. до н. э. Части К. входили в состав гос-в Чола, Кадамба, Виджаянагар. В 1498 здесь впервые в Индии появились португальцы. В 1663 в нек-рых р-нах обосновались голландцы, в сер. 18 в. португальцев вытеснили французы. Тогда же на терр. К. появились англ, фактории. В сер. 18 в. юж. часть К. составляла княжество Траванкур, а сев. часть была завоёвана Майсуром. В 1792 сев. часть К. присоединена к владениям англ. Ост-Индской компании, а княжества Траванкур и Кочин стали её вассалами.

После достижения Индией независимости (1947) из этих княжеств был образован один штат - Траванкур-Кочин. В 1956 на его основе создан штат К. в совр. границах. В результате выборов 1957 пр-во штата сформировали коммунисты. Его усилия по улучшению положения нар. масс и подготовке агр. реформы вызвали резкое, в т. ч. вооруж., сопротивление имущих слоев, в результате чего пр-во К. в июле 1959 было смещено указом президента.

На выборах 1967 победу одержал Объединённый фронт в составе Коммунистической партии Индии, параллельной компартии (образовалась в 1964 в результате раскола Коммунистич. партии Индии), Объединённой социалистической партии, Мусульманской лиги и ряда мелких левых группировок. Пр-во увеличило зарплату рабочим и служащим гос. предприятий и учреждений, способствовало развитию пром-сти, с. х-ва, подготовило проект агр. реформы. В 1970, после внеочередных выборов в Законодат. собрание штата, пр-во возглавил один из лидеров Коммунистич. партии Индии А. Менон, входивший и в прежнее пр-во и с конца 1969 временно исполнявший обязанности главного министра. В это пр-во вошли представители Объединённого фронта, возглавляемого Коммунистической партией Индии, и Индийского национального конгресса. Параллельная компартия встала в оппозицию к пр-ву Менона. Это пр-во с 1970 ввело в действие закон об агр. реформе, согласно к-рому все арендаторы (2,5 млн. чел.) стали владельцами своих земель за выкуп, а с.-х. рабочие (500 тыс. чел.) получили права собственности на построенные ими хижины, на приусадебные участки. Был введён максимум земельного владения. Л. Б. Алаев.

КЕРАМЗИТ (от греч. keramos - глина), наиболее распространённый вид искусств, пористого заполнителя для лёгких бетонов (реже К. используется в качестве теплоизоляц. и звукоизоляц. засыпок в конструкциях зданий различного назначения).

К. получается при обжиге во вращающихся печах легкоплавких вспучивающихся глинистых пород, а также слабо вспучивающихся глинистых пород с добавками (солярового масла, опилок, торфа, сульфатно-спиртовой барды и т. п.).

По структуре керамзитовое зерно представляет собой стекловидную пористую массу (с замкнутыми порами сферич. формы), покрытую тонкой спёкшейся оболочкой. К. изготовляют преим. в виде гравия (крупностью зёрен 5-40 мм) и реже в виде щебня, к-рый может также изготовляться путём дробления крупных фракций керамзитового гравия или кусков вспученной массы К. Керамзитовый песок гравелистой формы (зёрна до 5 мм) получают при обжиге сырья в печах "кипящего слоя" или попутно, при обжиге глинистой породы во вращающихся печах. Плотность керамзитового гравия от 150 до 800 кг/м3, прочность при сжатии от 0,3 до 6 Мн/м2 (3-60 кгс/см2), водопоглощение от 10 до 25%, морозостойкость- не менее 15 Мрз (15 циклов переменного замораживания и оттаивания). См. также Керамзитобетои. Лит.: Онацкий С. П., Производство керамзита, М., 1971. Г. А. Бужевич.

КЕРАМЗИТОБЕТОН, наиболее распространённый вид лёгкого бетона, в к-ром крупным заполнителем является керамзит, а вяжущим - цемент (реже строит, гипс, известь, синтетич. смолы и т. п.); в качестве мелкого заполнителя применяют пористый или плотный (напр., кварцевый) песок. По структуре (степени пористости) бетона различают плотный, крупнопористый (беспесчаный) и поризованный К. В зависимости от назначения К. подразделяют на теплоизоляционный, конструктивно-теплоизоляционный, кенструктивный. Теплоизоляционный К. различной структуры применяют в осн. в качестве теплоизоляц. материала в слоистых ограждающих конструкциях зданий. Его плотность (в высуш. состоянии)от 350 (напр., крупнопористый К. на синтетнч. смолах) до 600 кг/м3; прочность при сжатии от 0,5 до 2,5 Мн/м2 (1 Мн/м2=10 кгс/см2); коэфф. теплопроводности 0,11-0,17 ет/(м-К), или [0,10-0,15 ккал/(м-ч-°С)]. Конструктивно-теплоизоляционный К. используют главным образом для однослойных стеновых панелей, крупных блоков и т. п. Его плотность 700-1200 кг/м3; прочность при сжатии 3,5-10 Мм/м2; коэфф. теплопроводности 0,21-0,46 вт/(м-К), или [0,180,40 ккалЦм-ч- °С)]; морозостойкость 15-100 Мрз (от 15 до 100 циклов попеременного замораживания и оттаивания). Конструктивный К., предназначенный для различных несущих конструкций зданий и инж. сооружений (напр., мостов), имеет плотность 1400-1800 кг/м3; прочность при сжатии 1050 Мн/м2; морозостойкость до 500 Мрз. Использование конструктивного К. (вместо обычного тяжёлого бетона) в крупноразмерных железобетонных конструкциях позволяет существенно снизить их массу и стоимость. Конструктивный К. высоких марок применяется также в судостроении (напр., для корпусов речных и мор. судов). См. также Лёгкий бетон.

Лит.: Строительные материалы, под ред. М. И. Хигеровпча, М., 1970; Бужевич Г. А., Лёгкие бетоны на пористых заполнителях, М., 1970. Г. А. Бужевич.

КЕРАМИКА (греч. keramike-гончарное искусство, от keramos - глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганич. соединений. К. получила широкое распространение во всех областях жизни - в быту (различная посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, на ж.-д., водном и возд. транспорте, в скульптуре и прикладном иск-ве. Осн. технологич. видами К. являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. В лучших своих образцах К. отражает высокие достижения иск-ва всех времён и народов.

Исторический очерк. Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали скульптуры людей и животных, известные ещё в палеолите. К позднему палеолиту нек-рые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью придать им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в неолите (ок. 5 тыс. лет дон. э.). Освоение произ-ва К.- одно из важнейших достижений первобытного человека в борьбе за существование: варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных продуктов. Как и др. подобные открытия (напр., пользование огнём), К. не является изобретением к.-л. одного лица или народа. Её осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, когда человеческое общество достигало соответств. уровня развития. Это не исключало в дальнейшем взаимовлияний, в результате к-рых лучшие достижения народов и отдельных мастеров становились общим достоянием. Способы обработки глины для получения К., как и самого произ-ва изделий, изменялись и совершенствовались в соответствии с развитием производит, сил народов (см. Гончарство). Распространённость К. и своеобразие её видов у различных народов в разные эпохи, наличие на К. орнаментов, клейм, а нередко и надписей делают её важным историч. источником. К. играла большую роль в развитии письменности (клинопись), первые образцы к-рой сохранились на керамич. плитках в Двуречье.

Первоначально осн. видом К. была посуда для хранения запасов и варки пищи. Сосуды обычно ставили между камнями очага, для чего удобнее было яйцевидное или округлое дно; толстые стенки для облегчения обжига покрывали вдавленным орнаментом, к-рый с самого начала имел также важное эстетич. и культовое значение. Начиная с энеолита (3-2-е тыс. до н. э.) на керамич. изделиях появилась роспись. Формы посуды развивались соответственно потребностям быта (напр., переход к оседлому образу жизни потребовал сосудов с плоским дном, приспособленным к плоским поду печи и столу; своеобразная форма славянских горшков вызвана особенностями приготовления пищи в печи, когда сосуд обогревается сбоку) и художеств, традициям народов. У каждого из них были в разные времена свои излюбленные формы сосудов, расположение и характер орнаментов, способы обработки поверхности, к-рую или оставляли естеств. фактуры и цвета глины, или лощили, изменяли цвет путём восстановительного обжига (см. Гончарный горн), расписывали, покрывали ангобом и глазурью.

Керамика эпох неолита и бронзы.1. Остро донный сосуд с ямочным орнаментом. Неолит. 2. Фрагмент сосуда с человеческой маской (из дер. Вознесеновки Хабаровского края). Неолит. Сибирское отделение АН СССР. Новосибирск. 3. Сосуд с ямочно-гребенчатым орнаментом. Срубная культура эпохи бронзы (сер. 2-го -нач. 1-го тыс. до н. э.). (1, 3 - Исторический музей, Москва.)

Античная керамика. 1. Краснолаковый сосуд. Древний Рим. 1 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. Этрусская канона. Конец 7 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция.

Коринфский сосуд в виде сатира, держащего кратер. Древняя Греция. 6 в. до н. э. Лувр. Париж.

Глинобитные жилища трипольскои культуры. (4-3-е тыс дон. э.), обжигавшиеся снаружи кострами и расписывавшиеся,- первый пример применения К. в качестве стройматериала. С развитием техники добывания металлов К. стала необходима и в металлургии (сопла горнов, тигли, литейные формы, льячки). Первоначально керамич. изделия формовались от руки и обжигались на костре или в домашней печи. Позже, уже в классовом обществе, появились специалистыгончары, пользовавшиеся гончарным кругом (или оттискивавшие изделия в спец. форме) и гончарным горном. Народам Америки до появления европейцев гончарный круг не был известен, однако и у них существовало самобытное керамич. произ-во (наиболее ранние изделия относятся к рубежу 3 и 2-го тыс. до н.э.). Особенно высокого развития оно достигло у майя, инков и ацтеков, изготовлявших разнообразную бытовую и культовую посуду, маски, статуэтки и др. Часть изделий покрывалась яркой росписью. В Др. Египте, Вавилонии и др. древних странах Бл. Востока впервые стала покрывать парадную посуду цветной глазурью и применять для построек кирпич (сначала сырцовый, позже - обожжённый). Для украшения зданий в Египте и Др. Иране употребляли глазурованные кирпичи и изразцы.

Др.-инд. цивилизации знали разнообразную расписную посуду, по формам близкую к посуде Двуречья, кирпичные плитки для мощения полов, статуэтки, таблички с письменами. В Др. Китае во 2-1-м тыс. до н. э. изготовлялись глазурованная посуда и отдельные сосуды из высококачеств. белой глины - каолина, к-рый в 1-м тыс. н. э. стал материалом первых фарфоровидных изделий, а затем и настоящего фарфора. Важное место в истории К. занимает К. др.-греческая, оказавшая большое влияние на К. многих народов. Особенно славилась разнообразная (20 видов) и совершенная по форме посуда. Парадные сосуды украшали обычно изящной немногоцветной росписью (см. Вазопись) на мифологич. и бытовые темы (т. н. чернофигурная и краснофигурная живопись на вазах). Великолепные образцы малой скульптуры представляют собой терракотовые статуэтки, гл. центром произ-ва к-рых была Танагра. Терракотовые архитектурные детали, черепица, водопроводные трубы изготовлялись как в Др. Греции, так и в Др. Риме, где в особенности развилось произ-во кирпича, из к-рого сооружались сложные конструкции (напр., своды перекрытий, пролёты мостов, акведуки). Рим. парадная посуда б. ч. оттискивалась в деревянных или керамич. формах, на к-рых был вырезан рельефный орнамент, и покрывалась красным лаком. У римлян и этрусков достигло расцвета изготовление керамич. погребальных сосудов - урн, известных также многим др. народам, придерживавшимся обряда трупосожжения. Этрусские и рим. урны украшались скульпт. изображениями (напр., сцены пиршеств). Традициям рим. К. в основном следовало произ-во К. Византии, испытавшее, однако, и влияние Бл. Востока (особенно в декорировке поверхности сосудов и в архит. К.). Уже с 6 в. визант. мастера перестали применять красный лак, а с 9 в. стали делать посуду с рельефным орнаментом, изображающим зверей и птиц и покрытым прозрачной глазурью. Визант. тонкий квадратный кирпич-"плинфа" оказал влияние на произ-во кирпича в Др. Руси. В Др. Руси с 10 в. изготовляли на гончарном круге разнообразную посуду, нек-рые сосуды покрывали зелёной глазурью. Глазуровали также плитки для полов и игрушки. На посуде и кирпичах обнаружены клейма мастеров, среди них имена Стефана и Якова. После упадка, вызванного монг.-татарским нашествием, произ-во К. возродилось к 14-15 вв. Главным его центром стала Гончарная слобода Москвы (в р-не совр. ул. Володарского), где к 17 в. были уже довольно крупные мастерские типа мануфактур, производившие посуду (16 видов), игрушки, светильники, чернильницы, муз. инструменты, с 18 в.- курительные трубки. В Псковской земле известны и керамич. глазурованные надгробия. Основными стройматериалами были кирпич, черепица, плитки, трубы; уже с 16 в. появились царские кирпичные заводы и первый стандартный "государев большой кирпич". Для украшения фасадов зданий и внутр. помещений делали изразцы - терракотовые и глазурованные (зелёные - "муравленые" и полихромные - "ценинные"), В 17 в. известны работавшие в Москве мастера Пётр Заборский, Степан Иванов, Иван Семёнов, Степан Буткеев и др. Произ-во изразцов было также в Ярославле и др. городах. С 18 в. рельефные изразцы вытесняются гладкими. В выборе сюжетов изображений сказывалось влияние нар. лубочных картин.

Славянские горшки 12 в. Музей истории и реконструкции г. Москвы.

В 1744 в Петербурге был основан первый в России гос. фарфоровый з-д (ныне з-д им. М. В. Ломоносова); в 1766 в Вербилках под Москвой - частная ф-ка Ф. Я. Гарднера; позже возникло множество др. частных предприятий, из к-рых самыми крупными в 19 - нач. 20 вв. стали з-ды М. С. Кузнецова. Наряду с заводским произ-вом фарфора, строит. и технич. К. сохранялось кустарное произ-во бытовой и художеств. К. Существовало неск. пром. районов со своими традициями (Гжель, Скопин и др.). О развитии керамич. произ-ва см. в статьях Строительных материалов промышленность и Фарфоро-фаянсовая промышленность. м. Г. Рабинович.

Художественная керамика. В развитии художеств. К. важную роль играли открытия, заключающиеся в подборе сортов глин и примесей для составления керамич. массы, а также в приёмах её формовки и обжига, обработки и украшения поверхности изделий. В стремлении получить предельно тонкую и красивую по тону К., прочную и лёгкую, керамисты разных стран приходили (часто независимо друг от друга) к сходным изобретениям, появлявшимся как одновременно, так и в весьма отдалённые друг от друга эпохи. Напр., секреты произ-ва фаянса и глазури, известные др.-егип. мастерам ещё в 15 в. до н. э., вновь открывались в 3-4 вв. в Китае, в 9-10 вв.в странах Бл. Востока, в 16 в.- франц. учёным Б. Палисси. В 18 в. секрет изготовления фарфора, уже с 6-7 вв. освоенного кит. мастерами, открывали И. Ф. Бётгер при помощи Э. В. Чирнхауза в Германии, Д. И. Виноградов в России, а керамисты Франции и Англии, не находя разгадки "китайского секрета", создали свои разновидности фарфоровидной К. (т. н. мягкий фарфор и костяной фарфор). Нередко изобретения, способствовавшие высокому взлёту керамич. иск-ва, надолго забывались или вовсе не получали применения впоследствии. Напр., разработанная др.-греч. мастерами исключительно тонкая технология терракоты, ставшая основой расцвета мелкой пластики Др. Греции и произ-ва совершенных по форме сосудов, оказавших влияние на всё последующее развитие керамич. иск-ва, была надолго забыта. По тонкости черепка к древнегреческим изделиям из терракоты приблизились лишь в 16 в. рельефные сосуды из Сен-Поршера во Франции (т. н. фаянсы Сен-Поршера). А рецепты приготовления очень прочных и стойких к действию кислот чёрного и красного лаков, к-рые служили гл. цветами в античной вазописи, утрачены, т. к. лак был навсегда вытеснен уже в Византии ангобом, эмалью и глазурью (с 9 в.). Преемственность в технологии и в художеств, традициях прослеживается лишь в эволюции гончарства, к-рое тесно связано с домашним ремеслом и с бытовым укладом народа. Но и в гончарстве известны периоды глубокого регресса (напр., лепка от руки сосудов в нек-рых странах Европы поры раннего средневековья). Поэтому история художеств. К. вплоть до 19 в. прерывиста, и её вехами становятся периоды расцвета каждой новой, более совершенной, чем предыдущая, разновидности К. Вновь открытый вид керамич. массы или материал для декорировки изделий, оказываясь в центре внимания художников, постепенно оттесняет другие, продолжающие своё развитие, но уже в качестве традиц. произ-ва. Нередко новый вид К. в силу своих технич. достоинств быстро вытесняет старые, и керамисты, прежде чем прийти к художеств, выявлению его специфики, используют его для имитации более дорогих и трудоёмких материалов. Так, в К. Китая, развивавшейся с наибольшей в мире последовательностью, прослеживается период подражания ранних фаянсов бронзе, а первые изделия из каменной массы и фарфора по форме и цвету очень близки сосудам из нефрита. С прямого подражания резьбе по камню, ганчу или стукко начинала своё развитие рельефная архит. К. Люстр, придающий особую утончённость своим металлич. отливом многоцветным расписным блюдам и чашам Ирана и др. стран Бл. Востока, а также исп.-маврит. К., первоначально служил лишь средством имитации в К. дорогих золотых и серебряных изделий. Известны также случаи имитации в К. одного её вида другим. Кит. фарфор, попав в 9 в. в Самарру (ныне на терр. Ирака), вызвал открытие фаянса для подражания тонким фарфоровым сосудам. С подражания кит. фарфору начала своё развитие и белая майолика с синей росписью, производившаяся в 16-18 вв. в Делфте (т. н. делфтский фаянс).

В мировой истории К. важную роль сыграли фаянс и фарфор Китая, оказавшие заметное влияние на развитие художеств. К. мн. стран Европы и Азии. В области архит. К. особенно выделяются многоцветная со сложными узорами глазуров. облицовка зданий Ср. Азии, Ирана, Азербайджана, Турции, араб, стран, а также процветавшие там же узорная кирпичная кладка и рельефная терракота. К высшим достижениям этих видов архит. декора в 10-15 вв. относится полихромная мозаичная керамич. облицовка зданий Самарканда и Бухары. Классич. образцами применения люстра стали фаянсовые иран. сосуды 13 в. и исп.-маврит. майолика 14-15 вв., отличающаяся от иран. К. большей строгостью колорита и рафинированностью цветовых сочетаний росписи и люстра. Известное влияние оказала исп.-маврит. К. на развитие в 15-17 вв. итал. майолики, в к-рой сюжетная роспись стала впервые после античности господствующим видом декорировки изделий, а керамич. скульптура получила монумент, характер в творчестве семьи флорентийских керамистов делла Роббиа. Итал. майолика оказала заметное влияние на майолику Германии 15 в. (в Нюрнберге и др. городах), где, однако, уже с 14 в. стали производить сосуды и из каменной массы, и на майолику Франции 16-18 вв. (в гг. Ним, Лион, Невер), развивавшуюся параллельно с произ-вом фаянса, а с рубежа 17 и 18 вв. и мягкого фарфора (Руан, Сен-Клу, Севр). В 18 в. фарфор как художеств, материал почти повсеместно оттесняет др. виды К. В фарфоре с наибольшей полнотой проявились эстетич. принципы классицизма с его культом предельно чётких формы и декора. Наряду с расписной и позолоч. мелкой пластикой получает развитие скульптура из бисквита. Однако с последней четверти 18 в. начинается возрождение интереса к художеств, возможностям более грубых видов К.- каменной массы и фаянса. Огромную роль в этом процессе сыграла деятельность англичанина Дж. Уэджвуда. Изготовлявшиеся на его заводе фаянсовые сервизы несколько смягчённых форм, с лёгкой графич. росписью, созвучной зарождавшемуся сентиментализму, а также двуцветные изделия из каменной массы, с как бы наложенным на поверхность рельефом стали объектом подражания для керамич. заводов Европы до кон. 19 в. Особое место в истории К. занимает также "революционный фаянс" Франции - сосуды эпохи Великой франц. революции 1789-94 с агитац. призывами и фигурами, олицетворяющими единение трудовых сословий, революц. бдительность и т. д. В эпоху романтизма фаянс играет почти равную с фарфором роль в художеств. К. (напр., изделия Межигорской фаянсовой ф-ки на Украине). Но общий упадок декоративно-прикладного иск-ва во 2-й пол. 19 в. сказался и на развитии художеств. К. Нек-рое оживление художеств, поисков керамистов периода развития стиля "модерн", с их интересом к рукодельной вещи из грубых, но искусно обработанных материалов (произв. М. А. Врубеля и др.), не могло существенно повлиять на общее состояние художеств. К., продолжавшей механически повторять машинными средствами старые образцы. Резкий перелом в её развитии принесла с собой Октябрьская революция 1917. Начиная с т. н. агитационного фарфора, живо откликавшегося на важнейшие явления жизни молодой Сов. республики, и с опытов ряда сов. художников-керамистов кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. по созданию образцов высокохудожеств. массовой К. (фарфора, фаянса, майолики) ведутся поиски путей повышения её эстетич. качества, в к-рые постепенно вовлекаются художники мн. стран. Этот процесс, прерванный 2-й мировой войной 1939-. 1945, возобновился с 1950-х гг., когда вопросы рационального и выразительного решения массовых керамических изделий, рассчитанных на пром. изготовление, стали обращать на себя внимание мировой общественности. Эти поиски возглавила междунар. Академия керамики в Женеве, членом к-рой является и СССР. Наряду с повышением художеств, уровня массовой К. с 1960-х гг. усиливается интерес к уникальной декоративной К., в к-рой всё шире начинают использовать не только грубые её виды, но и такие материалы, к-рые прежде считались нехудожественными (напр., шамот). Разрабатываются новые виды эмалей и глазурей, новые приёмы декорировки, новые типы декоративных изделий (напр., роспись керамич. глазурями декоративного произв. из бетона с последующим обжигом отдельных покрытых глазурью участков). Возрождаются традиц. центры нар. К. (напр., Гжель, Опошня), а её традиции используются в произв. ряда мастеров декоративной К. Н. В. Бетонов.

Советская керамика. 1. 3. П. Маисурадзе (Груз. ССР). "Горный козёл-тур" Декоративный сосуд. Ангоб, цветные глазури. 1964. 2. Е. С. Железняк (Укр. ССР). "Конь". Игрушка-свистулька. Глазурь. 1958. 3. У. Джуракулов (Узб. ССР). Графин (машрафа). Цветные глазури. 1962. Республиканский музей культуры узбекского народа. Самарканд. (1, 2 - Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", Москва.)

Р. Эйнберга (Латв. ССР). Молочный сервиз. Глина, лощение. 1967.

А. Г. К а рп о в а. "Всадник". Одоевская игрушка (Тульская область). Глина, роспись. I960. Музей народного искусства. Москва.

Производство К. Керамич. изделия и материалы классифицируют по назначению и свойствам, по осн. используемому сырью или фазовому составу спёкшейся К. (табл.). В зависимости от состава сырья и темп-ры обжига керамич. изделия подразделяют на 2 класса: полностью спёкшиеся, плотные, блестящие в изломе изделия с водопоглощением не выше 0,5% и пористые, частично спёкшиеся изделия с водопоглощением до 15%. Различают грубую К., имеющую крупнозернистую, неоднородную в изломе структуру (напр., строительный и шамотный кирпич), и тонкую К. с однородным, мелкозернистым в изломе и равномерно окрашенным черепком (напр., фарфор, фаянс). Осн. сырьём в керамич. пром-сти являются глины и каолины вследствие их широкого распространения и ценных технологич. свойств. Важнейшим компонентом исходной массы при произ-ве тонкой керамики являются полевые шпаты (гл. обр. микролин) и кварц. Полевые шпаты, особенно чистых сортов, и их сростки с кварцем добывают из пегматитов. Во всё возрастающих кол-вах кварцево-полевошпатовое сырьё добывается из разнообразных горных пород путём обогащения и очистки от вредных минеральных примесей. Однако повышенные и резко дифференцированные требования, предъявляемые к К. металлургией, электротехникой и приборостроением, обусловили развитие произ-ва огнеупоров и др. видов технич. К. на основе чистых окислов, карбидов и др. соединений. Свойства нек-рых видов технич. К. резко отличаются от свойств изделий, изготовляемых из глин и каолинов, и потому объединяющими признаками керамич. изделий и материалов остаются их получение спеканием при высоких темп-pax, а также использование в произ-ве родственных технологич. методов, к к-рым относятся: обработка сырья и приготовление керамич. массы, изготовление (формование), сушка и обжиг изделий.

По способу приготовления керамич. массы подразделяют на порошкообразные, пластичные и жидкие. Порошкообразные керамич. массы представляют собой увлажнённую или с добавкой органич. связок и пластификаторов смесь измельчённых и смешанных в сухом состоянии исходных минеральных компонентов. Перемешиванием глин и каолинов с отощающими добавками во влажном состоянии (18-26% воды по массе) получают пластич. формовочные массы, к-рые при дальнейшем увеличении содержания воды и с добавкой электролитов (пептизаторов) превращаются в жидкие керамич. массы (суспензии) - литейные шликеры. В произ-ве фарфора, фаянса и нек-рых др. видов К. пластичную формовочную массу получают из шликера частичным обезвоживанием его в фильтрпрессах с последующей гомогенизацией в вакуумных массомялках и шнековых прессах. При изготовлении нек-рых видов технич. К. литейный шликер приготовляют без глин и каолинов, добавляя в тонкомолотую смесь исходного сырья термопластич. и поверхностно-активные вещества (напр., парафин, воск, олеиновую кислоту), к-рые потом удаляются предварит, низкотемпературным обжигом изделий.

Выбор метода формования К. определяется в основном формой изделий. Изделия простой формы - огнеупорный кирпич, облицовочные плитки - прессуются из порошкообразных масс в стальных пресс-формах на механич. и гидравлич. прессах-автоматах. Стеновые стройматериалы - кирпич, пустотелые и облицовочные блоки, черепица, канализац. и дренажные трубы и др.- формуются из пластичных масс в шнековых вакуумных прессах выдавливанием бруса через профильные мундштуки. Изделия или заготовки заданной длины отрезают от бруса автоматами, синхронизированными с работой прессов. Хозяйств, фарфор и фаянс формуются преим. из пластичных масс в гипсовых формах на полуавтоматах и автоматах. Санитарностроительная К. сложной конфигурации отливается в гипсовых формах из керамич. шликера на механизированных конвеерных линиях. Радио- и пьезо-К., керметы и др. виды технич. К. в зависимости от их размеров и формы изготовляются гл. обр. прессованием из порошкообразных масс или отливкой из парафинового шликера в стальных пресс-формах. Заформованные тем или иным способом изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных или конвеерных сушилках.Обжиг К. является самым важным технологич. процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав и все важнейшие'свойства К. За редким исключением спекание кристаллич. фаз протекает с участием жидких фаз, образующихся из эвтектич. расплавов. В зависимости от состава керамич. массы и темп-ры обжига в фарфоровых, стеатитовых и др. плотно спекшихся изделиях содержание жидкой фазы в процессе спекания достигает 40-50% по массе и более. Силами поверхностного натяжения, возникающими на границе жидкой и твёрдой фаз, зёрна кристаллич. фаз (напр., кварца в фарфоре) сближаются, а газы, распределённые между ними, вытесняются из капилляров. В результате спекания размеры изделий уменьшаются, возрастают их механич. прочность и плотность. Спекание нек-рых видов технич. К. (напр., корундовой, бери л лиевой, циркониевой) осуществляется без участия жидкой фазы в результате объёмной диффузии и пластич. течения, сопровождающихся ростом кристаллов. Спекание в твёрдых фазах происходит при использовании весьма чистых материалов и при более выс. темп-pax, чем спекание с участием жидкой фазы, и потому получило распространение лишь в произ-ве технич. К. на основе чистых окислов и тому подобных исходных материалов. В соответствии с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных типов К. колеблется в широких пределах. Изделия из электрофарфора, фарфора, фаянса и др. видов тонкой К. покрываются перед обжигом глазурью, к-рая при высоких темп-pax обжига (1000-1400 °С) плавится, образуя стекловидный водои газонепроницаемый слой. Глазурованием повышают технич. и декоративнохудожеств. свойства К. Массивные изделия глазуруются после сушки и обжигаются в один приём. Тонкостенные изделия перед глазуровкой во избежание размокания в глазурной суспензии подвергают предварительному обжигу. В нек-рых керамич, производствах неглазурованная поверхность обожжённых изделий шлифуется абразивными порошками или абразивным инструментом. Изделия хоз. керамики украшаются керамич. красками, декалькоманией и золотом.

О произ-ве отд. видов К. см. в соответствующих статьях, а также в статьях Гжельская керамика, Дмитровский фарфоровый завод, Дулёвский фарфоровый завод, Мейсенский фарфор, Севрский фарфор, Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова.

Илл. см. на вклейках - к стр. 49 и табл. II-IV (стр. 96-97).

Лит.: А р ц и х о в с к и и А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947; А вгустиник А. И., Керамика, М., 1957; Технология керамики и огнеупоров, под ред. П. П. Будникова, 3 изд., М., 1962; Салтыков А. Б., Избр. труды, М., 1962; Черепанов А. М., Т р е с в я тский С. Г., Высокоогнеупорные материалы и изделия из окислов, 2 изд., М., 1964; Кинджери У. -Д., Введение в керамику, 2 изд., пер. с англ., М., 1967; Искусство керамики. Сб. под ред. Н. С. Степанян, М., 1970; Encyclopedia of world art, v. 3, N. Y.Toronto - L., 1960.И. А. Булавин.


Классификация керамических изделий





Назначение

Тип керамики

Исходные материалы

Температура обжига, °С

Изделия





Класс пористых, частично спёкшихся изделий с водопог лощением до 15%





Строительная керамика: стеновые материалы

Высокопористая, грубозернистая

Глина, песок и др. отощающие материалы

950-1150

Глиняный кирпич и пустотелые блоки (камни)





кровельные материалы

То же

Глина и песок

950-1150

Черепица