загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

рже 1122 м (Изер, Франция). В СССР Назаровская пропасть в р-не Сочи на Зап. Кавказе имеет глубину ок. 500 м.

Комплекс поверхностных и подземных карстовых форм наиболее полно выражен в том случае, когда поверхность растворимых горных пород обнажена - голый К. Но растворимые горные породы могут быть покрыты: слоем почвы и дёрна (тогда отсутствуют обнажённые карры) - задернованный К.; нерастворимыми рыхлыми осадками (для поверхности характерны воронки и другие формы "просасыва-ния", образующиеся путём вмывания в трещины и пустоты карстующихся толщ рыхлых покровных образований) - покрытый К.; нерастворимыми скальными образованиями (из поверхностных форм характерны только провалы) - бронированный К. Растворимые породы могут быть вообще глубоко погребены под векарстующимися толщами, и тогда карстовые формы на поверхности не выражены - погребённый К. Своеобразные карстовые ландшафты наблюдаются в тропич. странах, нередко с характерными останцамй из известняков (конический К., башенный К. и др.). Своеобразно протекают карстовые процессы в условиях распространения многолетнемёрзлых горных пород.

Карстовые местности бедны поверхностными водотоками. Реки и ручьи часто уходят в подземные полости, проделав в них часть своего пути, выходят опять на поверхность в виде мощных источников (воклюзов), гл. обр. по краям карстовых массивов. Циркуляция подземных вод наиболее интенсивна в при-долинных участках и в зонах тектонич. нарушений, где сильнее развивается К. В платформенных равнинных условиях внутр. части ("ядра") водоразделов обычно бывают закарстованы слабее, чем придолинные участки.

С карстовыми явлениями внешне сходны явления псевдокарста, возникающие во льду и мёрзлых грунтах (термокарст), в мелкообломочных и пористых грунтах ("кластокарст", "глинистый К.", "лёссовый К.", механич. суффозия, просадки); в их развитии осн. роль играют физ. процессы - таяние льда, механич. воздействие движущейся воды и пр. Процессы, связанные с выщелачиванием солей из рыхлых грунтов, с растворением известкового и гипсового цемента песчаников и конгломератов, составляют группу карстово-суффозион-ных процессов. В этих породах вода растворяет только включения или цемент, а основная масса породы (глинистые частицы, песок, галька) удаляется механич. действием движущейся воды.

1. Останцовый тропический карст (Куба, долина Виньялес). 2. Ливаньско-Поле (Югославия). 3. Свежий пропал в осыпи, прикрывающей гипсы (СССР, Заалайский хребет).

Карст осложняет пром., жилищное и транспортное строительство, сооружение ГЭС, водохранилищ (известны случаи фильтрации воды из водохранилищ и даже разрушения плотин из-за явлений К.). Подземные полости и трещины уменьшают прочность грунта, что заставляет вести спец. изыскания при строительстве, прокладке дорог и т. д. При относительно слабом развитии К. допускается строительство жилых зданий в 5 этажей с обязательным усилением фундаментов, закладки железобетонных поясов и т. п.

К. нередко затрудняет добычу полезных ископаемых в закарстованных массивах, но иногда используются его дренирующие свойства. Вместе с тем некоторые полезные ископаемые выполняют карстовые полости, образуя месторождения свинцовых, цинковых и жел. руд, бокситов, фосфоритов, нефти и горючих газов, россыпей золота, алмазов и др.

В СССР К. развит во MH. р-нах на Вост.-Европ. равнине, в Крыму, на Урале и в Предуралье, на передовых хребтах Б. Кавказа, в Cp. Азии (плато Устюрт, хребты Каратау, Алайский, Зеравшан-ский, Петра Первого и др.), местами в Казахском мелкосопочнике, в горах Юж. Сибири, в Приангарье и на Д. Востоке. За рубежом особенно интенсивно К. развит в Югославии, считающейся страной классич. К., во многих др. странах Зап. Европы, в различных р-нах CШA, в Вест-Индии (на Кубе, Пуэрто-Рико, Ямайке), в Китае (особенно в Гуанси-Чжуанском авт. р-не и пров. Юньнань), на п-ове Индокитай и др.

Лит.: Г в о з д е ц к и и H. А., Карст, 2 изд., M., 1954; M а к с и м о в п ч Г. А., Основы карстоведення, т. 1 - 2, Пермь, 1963 - 69; Соколов Д. С.. Основные условия развития карста, M., 1962; Карст и его народнохозяйственное значение. Сб. ст., M., 1964; Типы карста в СССР. [Сб. ст.], M., 1965. H. А. Гвоздецкий.

КАРСТ, Крас (Kras), известняковое плато на С.-З. Югославии (зап. оконечность в Италии), к С. от п-ова Истрия. Вые. до 643 м (г. Трстель). Повсеместное развитие карстовых форм рельефа (карры, воронки, полья, колодцы, пещеры). Почти полное отсутствие поверхностного стока, скудная травянистая растительность. В котловинах на плодородных почвах - виноградарство. На плато находится всемирно известная пещера Постойнска-Яма. В г. Постойна - ин-т по изучению пещер.

KAPCTEHC (Carstensz), прежнее название горной вершины на о. Новая Гвинея; см. Джая.

КАРСТОВЕДЕНИЕ, отрасль знания, посвящённая явлениям карста. Изучает совр. и древние явления и процессы, свойственные растворимым в природных водах горным породам, образование, развитие, распространение и практич. значение карстовых явлений.

KAPCУH, посёлок гор. типа, центр Кар-сунского р-на Ульяновской обл. РСФСР. Расположен на р. Барыш (приток Суры), в 22 км к С.-З. от ж.-д. станции Вешкай-ма (на линии Ульяновск - Инза). Чулочно-носочная ф-ка, маслозавод. Мед. уч-ще.

КАРТ (англ, cart), гоночный микролитражный автомобиль с двухтактным двигателем. Особенности К.- отсутствие кузова, упругой подвески передних и задних колёс, дифференциала. Основанием К. служит трубчатая рама, несущая металлич. пол. Сиденье с мягкой спинкой исключает смещение водителя при поворотах. Колёса с пневматич. шинами устанавливаются на шарикоподшипниках. Рулевое управление - автомобильного типа со штурвалом замкнутой формы. Колёсные тормоза могут быть колодочными или дисковыми с гидравлич. приводом. Двигатель располагается возле задней оси. Требования безопасности предусматривают устройство щитков, защищающих водителя от ожога о нагретые части двигателя и ограждающих цепную передачу для привода задних колёс. В СССР к соревнованиям (картинг) допускаются К. пяти классов; наиболее распространёнными являются: класс А с рабочим объёмом двигателя до 100 см3 и класс Б - до 125 см3 (на К. этих классов не устанавливается коробка передач).

Размеры К.: база (расстояние между осями) от 1010 до 1220 мм, шир. колеи не менее 2/з базы, макс. дл. 1820 мм, наибольший диаметр колеса 350 мм. Макс, скорость К. на прямых участках 150 км/ч. А. А. Сабинин.

КАРТА (нем. Karte; первоисточник: греч. chartes - лист или свиток папируса для письма), 1) уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости (см. Географические карты), звёздного неба (см.Звёздные карты) или их частей, содержащее данные в соответствии с назначением К. 2) Бланк с перечнем к.-л. сведений (санаторно-курортная К. и т. п.). 3) Игральные К., создание к-рых приписывается народам Востока. 4) (Устар.) список кушаний и напитков в ресторане. 5) (Устар.) почтовая открытка. См. также Карта с краевой перфорацией.

КАРТА С КРАЕВОЙ ПЕРФОРАЦИЕЙ, носитель информации в виде карты из плотной бумаги, тонкого картона или пластмассового листа стандартной формы и размеров, имеющей по краям один или неск. рядов отверстий (перфораций). Информация размещается на средней части карты, а характеризующие её признаки кодируются системой прорезей от отверстий к краям карты (рис.). Поиск и выборка документа в наборе карт производится механич. установлением тождества признаков искомой и имеющейся информации с помощью спиц, к-рые пропускают через отверстия, соответствующие заданным признакам. Карточки, у к-рых спицы попали в прорези, механически отделяются от карточек, не имеющих прорезей, т. е. с отличными от заданных признаками. К. с к. п. применяют в информационных системах как средство малой механизации, значи-

Карта с краевой перфорацией.

тельно ускоряющее и упрощающее процесс информационного поиска.

КАРТАГО (Cartago), город на 3. Колумбии, в деп. Валье-дель-Каука. 64,8 тыс. жит. (1968). Ж.-д. станция на линии Медельин - Кали. Topr.-трансп. центр с.-х. р-на (кофе, сах. тростник, табак, бананы, кукуруза; животноводство) в долине р. Каука. Осн. в 1540.

КАРТАЛИНСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет на юж. склоне Б. Кавказа, в Груз. CCP; см. Картлийский хребет.

КАРТАЛЫ, город (до 1944 - посёлок) в Челябинской обл. РСФСР. Расположен на р. Карталы-Аят (басе. Тобола), в 150 км к В. от Магнитогорска. Узел ж.-д. линий на Магнитогорск, Челябинск, Орск, Целиноград. 43 тыс. жит. (1970). Предприятия ж.-д. транспорта, произ-BO стройматериалов, зап. частей для с.-х. машин, ковровых изделий.

KAPTAH (Cartan) Анри Поль (р. 8.7. 1904, Нанси), французский математик. Сын Э. Картана. Окончил Высшую нормальную школу (1926). Проф. Парижского ун-та (1940). Осн. работы относятся к теории аналитич. функций многих переменных, топологии и гомологич. алгебре. Ежегодный семинар К. в Высшей нормальной школе, посвящённый изложению новейших результатов в этих разделах математики, а также в ал-гебраич. геометрии и теории автоморф-ных функций, способствовал пропаганде новейших результатов в этих областях и распространению характерных для франц. математич. школы языка и стиля мышления.

Соч. в рус. пер.: Гомологическая алгебра, M., 1960 (совм. с С. Эйленбергом); Элементарная теория аналитических функций одного и нескольких комплексных переменных, M., 1963.

Лит.: Seminaire H. Cartan, 1948 - 1964, v. 1 - 6, N. Y., 1969.


КАРТАН (Cartan) Эли Жозеф (9.4. 1869, Доломьё,- 6.5.1951, Париж), французский математик, чл. Парижской АН (1931). Окончил Высшую нормальную школу (1891). С 1912 проф. Парижского ун-та. Осн. труды по теории непрерывных групп, теории дифференциальных уравнений и дифференциальной геометрии. В 1894 заложил основы алгебраич. теории групп Ли, в 1913 построил теорию представлений полупростых групп Ли; в дальнейшем связал группы Ли с дифференциальной геометрией и топологией. В 1899-1902 создал т. н. метод внешних форм, к-рый позволил ему разрешить проблему совместности уравнений Пфаффа. В дифференциальной геометрии многомерных пространств им построены обобщённые пространства аффинной, проективной и конформной связности и, кроме того, дан общий метод подвижного репера, к-рый в соединении с методом внешних форм является эффективным средством решения геом. проблем. Казанское физико-матем. общество присудило (1937) К. за исследования по геометрии и теории групп премию им. H. И. Лобачевского.

Соч.: Selecta, Р., 1939; в рус. пер. - Метод подвижного репера, теория непрерывных групп и обобщенные пространства, M. - Л., 1933; Геометрия римановых пространств, M. - Л., 1936; Интегральные инварианты, M. - Л., 1940; Теория спиноров, M., 1947; Геометрия групп Ли и симметрические пространства, M., 1949.

Лит.: С Ь е г n S. S. and С h е v a I-ley G., EHe Cartan and his mathematical work, "Bulletin of the American Mathematical Society", 1952, v. 58, № 2 (имеется библ.).

КАРТАХЕНА (Cartagena), город, крупный порт и пром. центр в Испании на Средиземноморском побережье, в области Мурсия. 147,4 тыс. жит. (1969). К.- наиболее крупный по грузообороту исп. порт (св. 10 млн. т); вывоз цветных металлов и фруктов, ввоз нефти. Нефтепереработка (мощность завода ок. 8 млн. т) и нефтехимия, размещены в пригороде - портовом городе Эскомб-рерас; произ-во свинца, цинка, кадмия в пригороде К.- Ла-Уньон; судостроение, хим. промышленность (в частности, производство серной кислоты). ТЭС (250 Мет).

К. (в древности-Hовый Карфаген) осн. ок. 228 до н.э. полководцем Гасдрубалом как воен. база карфагенян для завоевания Испании. С 209 до н. э. по 5 в. н. э.- под властью Рима. В 425 завоёвана вандалами, в 534 - Византией, в 7 в.- вестготами и в 711 - арабами. В 1243 в ходе Реконкисты К. была присоединена к Кастилии.

В период Нац.-революционной войны исп. народа 1936-39 К.- один из портов респ. флота.


КАРТАХЕНА (Cartagena), город на С. Колумбии, на побережье Карибского м. Адм. ц. департамента Боливар. 323 тыс. жит. (1971). Важный пост страны (грузооборот 0,5 млн. т в 1969). Автодорогой связан с г. Богота. Экономич. и тор-гово-распределит. центр сев. Колумбии. Произ-во вязаных и трикотажных изделий, обуви, растит, масел, муки, сахара. Близ К. нефтеперерабат. з-д, хим. предприятия. Вывоз нефти, кофе. Осн. в 1533 исп. конкистадором Педро де Эредиа на месте индейского поселения.

Картахена. Дворец инквизиции. 1706, портал - 1770.

В период расцвета исп. колон, империи - крупнейший порт и крепость.

От колон, периода сохранились: мощные гор. стены и укрепления (1532- 1796, инж. X. Б. Антонелли, А. де Аре-вало и др.), собор (1538-1796, арх. X. К. Чакон и др.), монастыри, церкви, жилые дома 16-18 вв.- все гл. обр. в стиле барокко. Среди совр. построек - бейсбольный стадион (1947, арх. Г. А. Ортега, M. Г. Солано) с железобетонным козырьком большого выноса над трибуной.

Лит.: Porto del Portillo R., Plazas у calles de Cartagena, Bogota, 1945.


КАРТВЕЛИШВИЛИ (парт. псевд.- Лаврентьев) Лаврентий Иосифович [16(28).4.1890 - 22.8.1938], советский гос. и парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1910. Род. в крест, семье в с. Ианети, ныне Груз. CCP. В революц. движении с 1905. В 1911-14 учился в Киевском коммерч. ин-те. В 1915-16 вёл парт, работу в Саратове. В 1917-18 пред. Киевского гор. райкома РСДРП(б). С июля 1918 чл. ЦК КП(б)У. С кон. 1918 по авг. 1919 чл. Одесского обл. и гор. к-тов КП(б)У, чл. Одесского ревкома. В 1919 чл. PBC Юж. группы 12-й армии. В 1920 зав. орготделом Одесского обкома и редактор газ. "Коммунист". В 1921-23 секретарь Киевского губкома КП(б)У. В 1923-28 секретарь ЦК КП(б) Грузии, 2-й секретарь Закавказского крайкома партии, затем пред. CHK Грузии. В 1929-30 нач. политуправления Укр. воен. округа, затем 2-й секретарь ЦК КП(б)У. В 1931-33 секретарь Закавказского крайкома, затем секретарь Зап.-Сиб. крайкома ВКП(б) и чл. Воен. совета Особой Даль-невост. армии. С янв. по июль 1937 секретарь Крымского обкома ВКП(б). Делегат 10-17-го съездов партии (кроме 12-го). На 16-м съезде был избран кандидатом в чл. ЦК.


КАРТВЕЛЫ (груз. - картвели), 1) самоназвание грузин. Восходит к наименованию вост.-груз, племени картав, к-рые вместе с мегрело-лазами (чанами) и сванами составили основу формирования груз, народа. 2) Собирательное название древнегруз. картвельских племён.

КАРТВЕЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ, южно-кавказские, иберийские, южная группа кавказских языков. К. я. распространены в Груз. CCP, частично - в Азерб. CCP, а также в Турции и Иране. В СССР число говорящих на К. я. св. 3 млн. чел. (1970, перепись). Включает др.-письменный груз, (памятники с 5 в.) и бесписьменные мегрельский, чанский и сванский языки (близкородственные мегрельский и чанский объединяются в "занскую" подгруппу и нередко рассматриваются как единый занский или мегрельско-чанский язык).

В фонетике обычно 5-7 простых гласных фонем и 25-28 согласных. Ударение - слабовыраженное силовое. Морфология К. я. характеризуется развитыми склонением и спряжением. В рамках общего агглютинативного типа имеется синтетизм, глагольная префиксация. В глаголе следы древней системы аблаута. Имя различает категории числа (ед. и MH. число) и падежа (от 6 до 9). Склонение однотипно (отклонение лишь в сванском). Имеется система послелогов. Различаются переходные и непереходные, статические и динамич. глаголы. Основные категории глагола: лицо (спряжение носит полиперсональный характер при обозначении как субъекта, так и объекта), версия, залог (преим. префиксальные), число, время и наклонение (суффиксальные). В К. я. от 11 до 15 модально-временных форм. Способы синтаксич. связи - управление, координация, примыкание и согласование. Различаются три основные конструкции предложения: номинативная, эрга-тивная (при переходных глаголах в большинстве времён) и дативная (при глаголах восприятия). Порядок членов предложения свободный, однако глагол тяготеет к концу предложения. Основа лексики - исконный словарь и производные от него. Словообразование префиксальное, суффиксальное и гл. обр.- префиксально-суффиксальное; есть словосложение. Много дискриптивных слов. Заимствования из араб., перс., тюрк. яз.

Лит.: ЦагарелиА. А., Сравнительный обзор морфологии иберийской группы кавказских языков, 2 изд., Тб., 1957; К л и-м о в Г. А., Склонение в картвельских языках в сравнительно-историческом аспекте, M., 1962; его же, Этимологический словарь картвельских языков, M., 1964; В о р р Fr., Die kaukasischen Glieder des indoeuro-paischen Sprachstamms, В., 1847; D е е t е г s G., Das kharthwelische Verbum, Lpz., 1930; Schmidt K.-H., Studien zur Rekonst-ruktion des Lautstandes der siidkaukasischen Grundsprache, Wiesbaden, 1962.

КАРТЕЗИАНСТВО, направление в философии и естествознании 17-18 вв., теоретич. источником к-рого были идеи франц. философа P. Декарта (латини-зир. имя Cartesius - Картезий, отсюда назв.). К. характеризуется последоват. дуализмом - предельно чётким разделением мира на две самостоят, (независимые) субстанции - протяжённую (res extensa) и мыслящую (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не разрешимой в К. Для К. характерно также развитие рационалистич. матема-тич. (геометрич.) метода. Самодостоверность сознания (декартовское "мыслю, следовательно существую"), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая т. о. пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия "вихрь"; физика К. впоследстии нашла своё выражение в теории близко действия. В развитии К. обозначились две противоположные тенденции - к материали-стич. монизму (X. Де Руа, Б. Спиноза) и к идеалистич. окказионализму (А. Гей-линкс, H. Мальбранш).

Лит.: Быховский Б., Философия Декарта, M. - Л., 1940. гл. 10; История философии, т. 1, M., 1957, с. 382 - 408; Л ь о ц-ци M., История физики, пер. с итал., M., 1970; Brockdorff C., Descartes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre, Munch., 1923; M о и у P., Le developpement de Ia physique cartesienne (1646 - 1712), P., 1934; D i b о n P., Sur I1 histoire de Ia phi-losophie cartesienne, Groningue, 1955. См. также лит. при ст. Декарт.

Л. А. Ляховеикий.

КАРТЕЛЬ (франц. cartel, от итал. cartello, от carta - бумага, документ), форма монополистического соглашения между фирмами, принадлежащими чаще всего к одной отрасли, с целью извлечения монопольной прибыли посредством регулирования объёмов производства и сбыта (квот) для его основных участников. Одной из форм картельного соглашения является синдикат. Развитие форм картельных соглашений связано также с частичным обменом коммерч. информацией, с унификацией счетоводства, с организацией патентных пулов для совместной покупки и использования патентов. Как во всякой форме монополизации, в К. переплетаются черты ка-питалистич. рационализации и технич. прогресса с элементами застоя и загнивания. Однако в условиях совр. научно-технич. революции К. выступает как наименее гибкая форма монополистич. концентрации, что обусловило нек-рые особенности его развития.

К. возникли в результате концентрации произ-ва и централизации капитала в кон. 19 в. В 1-й пол. 20 в. наибольшее распространение получили в Германии. Американское антитрестовское законодателъство запрещало монополизацию отдельных сфер коммерческой деятельности и в первую очередь создание К. Оно ускорило процесс слияний и поглощений, образование держательских компаний и др. развитых форм монополистич. концентрации. В тех отраслях, где возникновение монополий не было подготовлено соответствующим уровнем концентрации произ-ва, К. продолжали существовать в скрытом виде. В странах Зап. Европы нац. К. получили развитие в сер. 50-х и нач. 60-х гг. 20 в. В эти годы были приняты законы об обязательной регистрации К. Цель этого законодательства заключалась в содействии монополизации на основе более быстрой концентрации произ-ва. Хотя гос. регистрация и ставит ряд ограничений для сохранения старых и организации новых К., эта форма монополизации получила широкое распространение в Зап. Европе. В Великобритании, где в 1956 была введена обязательная регистрация К., до кон. 1958 было подано 2240 заявок. В Нидерландах новый закон вступил в силу в 1958 и к нач. 1960 было зарегистрировано 1133 К. В Швеции в 1960 было 925 К., в Дании в 1958 - 925 К. В ФРГ и Японии, где введены более жёсткие ограничения, число официально зарегистрированных К. значительно меньше. Наряду с нац. К. в 20 в. возникает множество междунар. К., особенно на мировых капиталистических рынках сырья и полуфабрикатов (см. Картель международный). В совр. условиях при высоком уровне концентрации произ-ва и капитала в большинстве развитых капиталистических стран появляются различные виды соглашений между крупными фирмами, основанных на "взаимопонимании", знании рынка, взаимном соблюдении негласных квот, скрытых соглашениях по изменению цен и т. д. Эти соглашения более эффективно обеспечивают монополию на рынке немногих крупных продавцов по сравнению со старыми К., регулировавшими сбыт многочисленных мелких и средних фирм. На смену К. ныне приходят т. н. комбинированные комплексы, представляющие собой союзы, построенные на производств, и науч-но-технич. основе, к-рые выполняют попутно и картельные функции.

Ю. Б. Кочеврин.


К ст. Карпаты. 1. Ландшафт в Закарпатье. 2. Высокие Татры. На переднем плане - высокогорные озёра. 3. Водопад на р. Теребля (УССР). 4. Карстовая пещера в Западных Румынских горах. 5. Среднегорный ландшафт Южных Карпат в Румынии. 6. Гребневая зона Восточных Карпат.


К ст. Каунас. 1. Остатки замка (13-17 вв.; слева) и церковь Юргс (начало строительства- 1471). 2. Дворец Массальских. Нач. 17 в. 3. Химико-технологический факультет политехнического института. 1937. Архитектор В. Жямкальнис-Ландсбергис. 4. Публичная библиотека. 1937-38. Архитектор В. Жямкальнис-Ландсбергис. S. Ратуша. 1542. Архитектор Б. Хойновски. Пристройка башни и реконструкция фасада-1771, архитектор И. Матекерис. 6. Строительный факультет политехнического института. 1964-65. Архитектор В. Дичюс, инженер И. Сланюш. 7. Картинная галерея Художественного музея им. M. К. Чюрлениса. 1969. Архитектор Ф. Витас. 8. Кафе "Тульпе". I960-61. Архитекторы А. Микенас, В. Дичюс. 9. Площадь Юлиуса Янониса. Справа-здание института "Промпроект" (1963-65) архитекторы А. Сприндис, В. Стаускас, инженеры И. Ясунас, В. Казимонас, А. Лопейтис).

КАРТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ, соглашение (союз) монополий или фирм, принадлежащих разным странам (но действующих чаще всего в одной отрасли), о разделе рынков сбыта, источников сырья, об установлении монопольных цен, использовании патентов и др. мероприятиях в целях получения максимальной прибыли. В К. м. объединяются также нац. картели и иные формы нац. монополи-стич. союзов.

Возникновение К. м. связано с переходом капитализма в стадию империализма. На это указывал В. И. Ленин: "... Внутренний рынок, при капитализме, неизбежно связан с внешним. Капитализм давно создал всемирный рынок. И по мере того, как рос вывоз капитала и расширялись всячески заграничные и колониальные связи и „сферы влияния" крупнейших монополистических союзов, дело "естественно" подходило к всемирному соглашению между ними, к образованию международных картелей" (Л е-н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 364). К. м.- это новая ступень всемирной концентрации капитала и произ-ва.

Рост числа и экономич. силы К. м. особенно ускорился после 1-й мировой войны 1914-18, в период общего кризиса капитализма, всё большего сужения сферы влияния капитала и обострения проблемы сбыта. Если перед 1-й мировой войной их было ок. 100, то к нач. 2-й мировой войны 1939-45 - ок. 1200. К. м. участвовали в подготовке и развязывании войны.

После войны, в связи с возникновением и развитием мировой социалистич. системы х-ва, а также обострением конкурентной борьбы между западноевроп. капиталистами и капиталистами США и Японии, усилился процесс картелизации капиталистич. произ-ва. В 50-х гг. насчитывалось десятки тысяч К. м. Они выступают как междунар. (чаще всего тайные) соглашения капиталистов, направленные против трудящихся своих стран и народов др. стран.

С ростом гос.-монополистич. капитализма К. м. часто выступают в форме соглашений между отд. капиталистическими странами, направленных прежде всего против мировой социалистич. системы х-ва. Такие орг-ции, как Европейское объединение угля и стали, Европейское сообщество по атомной энергии и др., стали военно-экономич. базой НАТО. Их развитие связано с усилением процесса капиталистич. интеграции.

Среди крупных К. м. наиболее известны следующие.

Картели в судоходстве существуют чаще всего в форме конференций и пулов. Конференция - это соглашение судовладельцев, в к-ром его участники договариваются об общих условиях перевозок, о распределении районов работы, о ценах мор. перевозок. Пул - более высокая форма картеля. В пуле участники договариваются о распределении перевозок грузов или пассажиров, доходов и т. п.

Судоходные картели имеют различные названия. Обычно в названиях указывается район обслуживания (напр., "Юнайтед Кингдом - Острейлиа конференс" - United Kingdom - Australia conference; "Ассошиэйшен оф Уэст Индия трансат-лантик стимшип лайно - Association of West India Transatlantic Steamship Lines).

Преобладающая часть судоходных картелей осуществляет перевозки в междунар. сообщениях. Одна и та же судовладельческая компания может быть участником нескольких междунар. картелей, действующих на различных направлениях.

Возникновение судоходных картелей относится к последней четверти 19 в. Первым картельным соглашением в области линейных перевозок была Калькуттская конференция, созданная в 1875 для перевозки грузов между Индией и Великобританией. В период между двумя мировыми войнами стали возникать соглашения между отдельными картелями, охватывающие различные районы перевозок. Перед мировым экономич. кризисом 1929-33 междунар. судоходные картели контролировали св. 50% пассажирских и ок. 80% грузовых морских перевозок.

После 2-й мировой войны увеличилось число картельных соглашений в линейном судоходстве. В 1972 насчитывалось ок. 370 соглашений, охватывающих преобладающее число направлений морских перевозок между портами капиталистических стран. Значительно возросла мощь судовладельческих картелей, получила дальнейшее распространение практика заключения соглашений между отд. картелями в линейном судоходстве. В связи с развитием перевозок контейнерными судами в кон. 60 - нач. 70-х гг. появились соглашения в форме консорциумов, имеющие целью монополизировать эти перевозки. Монополизируя перевозки на определённых направлениях, устанавливая повышенные ставки на перевозки грузов и пассажиров, судоходные картели получают высокие прибыли. Уровень линейных тарифов непрерывно увеличивается. Картельные соглашения не могут устранить конкуренции в капиталистич. судоходстве. Она существует между судовладельческими компаниями, входящими в картели, между отд. картелями и между картелями и аутсайдерами. Политика судоходных картелей, установление ими высоких цен на перевозки отрицательно сказывается на развитии междунар. торговли и в особенности торговли развивающихся стран.

Э. M. Крамаров.

Картели по машинам и оборудованию. Характерны гл. обр. для электротехнич. пром-сти и трансп. машиностроения, т. е. отраслей с высокой степенью концентрации произ-ва.

Наиболее крупным является картель по электрооборудованию, созданный в 1930 (в 1942 ликвидирован, восстановлен в 1945). В нач. 70-х гг. в него входили 40 компаний: англ. - 17, швейц.-5, франц., итал. и ФРГ - по 4, швед.-3, белы., австр. и фин.- по 1. Имеет 16 товарных секций по отд. видам оборудования (генераторы и электродвигатели, гидротурбины, паровые турбины, трансформаторы и др.). Деятельность картеля базируется на соглашениях о ценах и о компенсациях и уведомлениях (информация всех членов картеля о получаемых запросах и заказах и т. п.), к-рые дают им возможность продавать оборудование по монопольно высоким ценам. Среди официальных участников картеля наиболее сильны позиции англ. фирм. Компании США в картеле формально не участвуют, однако фактически пользуются в нём большим влиянием, т. к. крупнейшие амер. электротехнич. монополии тесно связаны с входящими в картель компаниями ФРГ и Франции.

Картель по радиоаппаратуре образован в 1925 и восстановлен после 2-й мировой войны. В него входит ряд компаний США, ФРГ, Великобритании, Франции и др. стран, в т. ч. "Дженерал электрик" (General Electric), "Вестингауз электрик" (Westinghouse Electric), "Сименс" (Siemens), "АЭГ-Телефункен" (AEG-TeIe-funken), "Дженерал электрик-Инглиш электрик" (General Electric-English Electric). В послевоен. период в радиоэлектронной пром-сти произошли большие изменения, связанные с появлением новых видов продукции, в первую очередь электронных вычислит, машин (ЭВМ). Господство на рынке этих машин захватили амер. монополии.

В 1969 заключено картельное соглашение между двумя крупными автомоб. монополиями - амер. "Крайслер" (Chrysler) и япон. "Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries), предусматривающее сотрудничество в произ-ве и сборке автомобилей, а также в технич., торг, и финанс. областях (как в США и Японии, так и в третьих странах). В 1968 соглашение, имеющее аналогичные картельные черты, было заключено между двумя др. автомоб. монополиями - итал. "ФИАТ" (FIAT) и франц. "Ситро-ен" (Citroen).

В ряде случаев междунар. картели по машинам существуют в форме междунар. ассоциаций, федераций, бюро или комитетов.

Ассоциации объединяют большое число фирм, так, напр., Междунар. ассоциация по ж.-д. подвижному составу включает более 80 вагоностроит. компаний западноевроп. стран, контролирует рынок ж.-д. вагонов Зап. Европы. Руководящую роль занимают в ней крупные фирмы ФРГ, Великобритании, Франции, Бельгии и Италии. Такую же роль на рынке тепловозов стран Зап. Европы играет ассоциация европ. тепловозостроит. компаний. А. А. Змеев.

Картели по удобрениям. Перед 2-й мировой войной на мировом рынке удобрений ведущую роль играли междунар. калийный (возник в 1926), азотный (1928), фосфатный (1933) картели, объединявшие экспортёров удобрений. После войны значительно усилили свои позиции монополии США, к-рые начали вытеснять с осн. рынков сбыта монополии ФРГ, Франции, Италии. В 1962 в Цюрихе (Швейцария) создан новый Междунар. азотный картель. Он объединяет производителей азотных удобрений только континентальных стран Зап. Европы. Координационный центр картеля - акц. компания "Нитрекс" (Nitrex A. G.) с акц. капиталом 1 млн. швейц. фр., к-рый делится поровну между участниками картеля. Монополии ФРГ, как и в довоен. картеле, владеют 30% акций. К моменту образования картеля на долю его членов приходилось 83,5% произ-ва азота в Зап. Европе и 35% продукции всех капиталистич. стран. "Нитрекс" в централизованном порядке собирает все заказы на поставку азотных удобрений и распределяет их между участниками картеля.

Функции Междунар. калийного картеля, в к-рый до 2-й мировой войны входили монополии Франции, Германии, Испании, Польши, Великобритании, США и др. стран, выполняют после войны Междунар. калийный ин-т в Берне (Швейцария), представляющий в основном интересы западиоевроп. компаний, и две орг-ции США - Амер. калийный ин-т и Фонд для междунар. исследований о калии.

Междунар. картель по фосфатам, объединявший до 2-й мировой войны экспортёров фосфатов США, Сев. Африки, Германии, Нидерландов и др. стран, распался на ряд региональных картелей. Они координируют свою деятельность в масштабах мирового рынка. Как и по условиям довоен. соглашения, 50% экспорта фосфатов из США отгружается в за-падноевроп. страны, 20% - в Японию, 30% - в Канаду и страны Лат. Америки. По-прежнему в Зап. Европу направляется ок. 90% экспорта фосфатов стран Сев. Африки; ни один из экспортёров не поставляет фосфатов в США.

И. И. Львовская.

Картели по химическим товарам. Возникли в кон. 19 в. и особенно широко распространились в период между 1-й и 2-й мировыми войнами.

Содовый картель возник в 1872. Его деятельность перед 2-й мировой войной регулировалась соглашениями 1924, 1929 и 1938. Участники картеля - белы, монополия "Сольве" (Sofvay), национальный экспортный содовый картель США "Ал-кассо" (Alkasso), англ. хим. трест"Импи-риал кемикал индастрис", "ИКИ" (Imperial Chemical Industries, ICI), и германский хим. трест "И. Г. Фарбениндустри" (I. G. Farbenindustrie). Картель регулировал экспорт содопродуктов во все страны капиталистич. мира. Внутр. рынки участников картеля объявлялись исключительно их территориями.

Картель по анилиновым красителям (1927) контролировал св. 90% всего произ-ва органич. синтетич. красителей в капиталистич. мире. Руководящую роль в нём играл "И. Г. Фарбениндустри". В состав картеля входили также компании Франции, Швейцарии, Италии, Великобритании,Польши, США и Японии.

Обострение конкуренции на рынках хим. товаров после 2-й мировой войны толкало крупнейшие монополии к восстановлению довоен. или к созданию новых картелей. В частности, были восстановлены и действуют картельные сговоры по содопродуктам, красителям, хинину.

В послевоенный период картельное регулирование рынков ряда хим. товаров производится под вывеской различных междунар. ассоциаций, н.-и. центров, бюро по стандартизации, предпринимательских союзов (Междунар. центр производителей ядохимикатов, Европ. комитет ассоциаций лакокрасочной пром-сти, Междунар. комитет по искусств, шёлку и синтетич. волокнам и т. п.). Всё шире используются в этих целях патентные и лицензионные соглашения, особенно в отношении новых видов химикатов.

И. И. Львовская.

Картели по цветным металлам. Наиболее известны алюминиевые и медные. До нач. 1-й мировой войны на рынке алюминия функционировали 2 междунар. картеля (1901-08 и 1913-14). После войны между осн. алюминиевыми монополиями было заключено (1923) новое соглашение по ценам, а в 1926 создан 3-й междунар. картель, деятельность к-рого была нарушена мировым экономия. кризисом 1929-33. 4-й, самый мощный Междунар. алюминиевый картель был образован в 1931 в виде акц. об-ва под назв. "Альянс алюминьом компани" со сроком действия 99 лет. Картель был создан наиболее крупными алюминиевыми компаниями Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии. Акции картеля распределялись между участниками пропорционально их производств, мощи. Акция давала право на выпуск определённого количества алюминия. Начало 2-й мировой войны нарушило его деятельность, но формально он был распущен после 2-й мировой войны. К нач. 60-х гг. на мировом капиталистич. рынке алюминия создалась реальная угроза длит, превышения предложения над спросом. В этих условиях алюминиевые монополии вновь вернулись к идее согласованного воздействия на рынок, о чём, в частности, свидетельствует их единая политика цен.

Междунар. картель по меди "Коппер экспортере инкорпорейтед" (1926) контролировал 86% произ-ва меди в капиталистич. странах и фактически подчинил своему влиянию Лондонскую биржу металлов. В состав картеля входили ведущие амер. и западноевроп. медные монополии, в т. ч. "Американ метал клай-макс инкорпорейтед" (American Metal Climax Inc.), "Американ смелтинг энд рифайнинг компани" (American Smelting and Refining Company) и др. Распался в период экономич. кризиса 1929-33. В 1935 был образован новый медный картель сроком на 3 года, контролировавший ок. 75% произ-ва этого металла в капиталистич. странах. В состав картеля вошли крупнейшие медные компании, находившиеся под контролем амер., англ, и белы, капитала. После 2-й мировой войны кризис 1957-58 и связанное с ним сокращение потребления меди в условиях резко возросшего к тому времени произ-ва привели к образованию значительного излишка этого металла и к падению цен. В связи с этим ведущие компании сговорились об одноврем. и одинаковом по размерам сокращении произ-ва меди. В дальнейшем (1962-63) был достигнут ещё более полный контроль над ценами на медь, чем во времена картеля в 1926. Рост спроса на медь привёл в 1966 к распаду этого сговора.

В. Г. Елизаров.

Картели по чёрным металлам. Перед 2-й мировой войной действовал Междунар. стальной картель (MCK), созданный в 1937 на базе соглашения о разделе рынков сбыта от 1933 между Германией, Францией, Саарской обл., Бельгией и Люксембургом. В 1934 к соглашению присоединились Чехословакия, Австрия, в 1935 - Венгрия и Польша, а также Британская стальная федерация и в 1937 - стальные монополии США. MCK подчинил своему контролю почти весь капиталистич. рынок стали. В 1938 на страны, фирмы к-рых входили в MCK, приходилось ок. 85% выплавки стали в капиталистич. мире. С MCK были тесно связаны картели по изделиям из чёрных металлов, существовавшие независимо от него. После 2-й мировой войны были предприняты попытки восстановить MCK. В 1953 металлургич. монополии Франции, Бельгии и Люксембурга подписали соглашение об организации Стального картеля, получившего назв. "Брюссельская конвенция". В том же году к нему присоединились фирмы ФРГ и Нидерландов, а затем Италии и Австрии.

Ухудшение конъюнктуры на рынке чёрных металлов привело к созданию в 1967 Междунар. ин-та чугуна и стали (МИЧС) - орг-ции картельного типа; в отличие от MCK, он не делит внешних рынков. Создание МИЧС официально имеет целью укрепление контактов между сталепромышленниками различных капиталистич. стран, обмен информацией, касающейся положения на рынке чёрных металлов. В 1970 МИЧС объединял более 100 металлургич. компаний 24 капиталистич. стран, производивших ок. 95% стали в капиталистич. мире. Количество голосов для каждой страны зависит от объёма произ-ва стали. Поэтому работу ин-та фактически контролируют США.

Кроме общих картелей, на рынке чёрных металлов действуют картели по отд^ видам проката. Членами трубного картеля, созданного в сер. 20-х гг., были фирмы Германии, Франции, Бельгии, Чехословакии, Люксембурга, Саарской обл., Польши, США, Великобритании и Канады, в последующем к нему присоединились япрн. и итал. производители и швед, импортёры. В 1935 трубный картель распался. После 2-й мировой войны нек-рые участники трубного картеля в 1950 заключили джентльменское соглашение. Его членами являются, в частности, промышленники Франции, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Италии. В послевоенные годы, кроме трубного картеля, продолжает действовать также картель по рельсам. Поскольку произ-во рельсов в капиталистич. странах сконцентрировано на предприятиях относительно небольшого числа фирм, последним удалось сохранить контроль над рынком. До 2-й мировой войны производители белой жести неск. раз заключали соглашения о разделе рынков сбыта, причём господствующее влияние на рынок этого товара оказывали монополии Великобритании и США. В послевоен. период действует новый картель - чклуб> по белой жести, в к-рый входят производители Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Канады и Японии. Картель устанавливает контроль над рынком путём заключения соглашений, ограничивающих взаимную торговлю и предусматривающих раздел рынков стран, не входящих в картель. К деятельности картеля удалось неофициально привлечь амер. фирмы. Л.М.Райцин. Картель нефтяной объединяет 7 крупнейших нефт. трестов США, Великобритании, Нидерландов: "Стандард ойл ком-пани оф Нью-Джерси" (Standard Oil Company of New Jersey), "Стандард ойл компани оф Калифорния" (Standard Oil Company of California), "Мобил ойл" (Mobil Oil), "Галф ойл" (Gulf Oil), "Тексако" (Texaco) - США; "Бритиш петролеум" (British Petroleum) - Великобритания; "Ройял датч-Шелл" (Royal Dutch-Shell)- Великобритания и Нидерланды, с к-рыми в ряде случаев тесно сотрудничает франц. монополия "Компани франсез де петроль" (Compagnie Francaise des Petroles). Картель сформировался в кон. 20-х - нач. 30-х гг. и распространил свою деятельность на все капиталистич. страны и на все отрасли капиталистич. нефт. х-ва - от разведки и добычи нефти до произ-ва и сбыта нефтепродуктов.

Нефт. монополии США, входящие в картель, находятся в собственности частного амер. капитала. Контроль над "Ройял датч-Шелл" осуществляет частный капитал Великобритании и Нидерландов. У "Бритищ петролеум" 49% выпущенных акций принадлежат гос-ву. У "Компани франсез де петроль" 35% акций по стоимости и 40% по праву голоса принадлежат гос-ву. T. о., нефт. картель представляет собой союз частного и гос.-монопо-листич. капитала, проводящий особенно агрессивную политику по отношению к развивающимся странам-собственникам нефти при прямой поддержке своих правительств.

После 2-й мировой войны в связи с обострением конкурентной борьбы между членами картеля и монополиями-аутсайдерами, усилением гос.-монополистич. тенденций в промышленно развитых странах - осн. потребителях нефти и нефтепродуктов, ростом антиимпериали-стич. движения в развивающихся нефтедобывающих странах и национализацией в нек-рых из них собственности членов картеля наблюдается известное снижение доли картеля в нефт. х-ве капиталистич. и развивающихся стран: с 1963 по 1969 в добыче нефти (за пределами США) с 82,1% до 76,8%, в переработке нефти с 65,3% до 56,1%, в сбыте нефтепродуктов с 62,6% до 54,1%. И. M. Резникова.


КАРТЕЛЬНАЯ ЦЕНА, единая монопольная цена, фиксируемая участниками национального картеля на основе общего соглашения с целью не допустить со стороны отдельных фирм, входящих в картель, сбивания цен. К. ц. может иметь вид единой шкалы цен на все виды продукции, подлежащие картельному регулированию, когда продукция фирм, входящих в картель, значительно дифференцирована. К. ц., как правило, намного превышает цены, предшествовавшие картельному соглашению, она должна обеспечить среднюю прибыль наименее эффективной фирме из числа входящих в картель. Остальные фирмы-участницы получают монопольную прибыль, размеры к-рой определяются разницей между издержками их произ-ва и издержками произ-ва наименее эффективного участника. Такое регулирование цены возможно лишь на основе совместного ограничения произ-ва и сбыта продукции. Устойчивость К. ц. определяется рядом факторов, как-то: возможность устранения или включения в картель аутсайдеров; отсутствие конкуренции заменителей, способных переключить на себя часть спроса на продукцию картеля; отсутствие сил, ведущих к подрыву картеля изнутри (напр., в результате применения скрытых скидок к установленной цене) и т. д. К. ц. является одной из наиболее явных форм монопольной цены, существование к-рой во MH. случаях ведёт к длительной задержке технич. прогресса в картелированной отрасли. Ю. Б. Кочеврин.


КАРТЕР (Carter) Герберт Дайсон (р. 2.2.1910, Сент-Джон, Нью-Брансуик), канадский писатель, общественный деятель. Пишет на англ. яз. С 1956 редактор прогрессивного ежемесячника "Нортерн нейборс" ("Northern Neighbors"), освещающего жизнь СССР. В кн. -"Русское секретное оружие" (1942) К. писал о будущем сов. науки. В 1950 опубл. антифашистский роман "Будущее за нас" (рус. пер. 1952). В романе "Сыновья без отцов" (1955, рус. пер. 1958) впервые в канад. лит-ре показан рабочий коллектив. Автор книги об СССР ч Мы видели социализм" (1951-52, совместно с Шарлоттой Картер). О жизни Сов. страны К. рассказывает также в книгах: "Большая ложь" (1958), написанной в ответ на клеветнич. кампанию против СССР, и "Надежда мира" (1959). Автор книг "Наука и революция" (1966), "Рабочая власть" (1970) и др.

Лит.: Сазонова И., Большая правда, "Иностранная литература", 1958, № 11.

Л. С. Орёл.


КАРТЕР (Carter) Хоуард (9.5.1873, Cy-эффем, Норфолк,- 2.3.1939, Лондон), английский археолог. С 1891 участвовал в раскопках в Египте - в р-не Элъ-Амарны и в др. местах Cp. Египта. С 1902 вёл раскопки в Долине царей; в 1922 открыл гробницу фараона XVIII династии Тутанхамона (15 в. до н. э.), в к-рой было найдено много памятников иск-ва.

Соч.: Carter H. and Mace A., The tomb of Tut-ankh-Amen discovered by the late Earl of Carnarvon and H. Carter, v. 1-3, L. - N. Y., 1923-33; в рус. пер. -Гробница Тутанхамона, пер. с англ., M., 1959.


КАРТЕР (англ, carter), неподвижная корпусная часть машин или механизмов обычно коробчатой формы; служит опорой для деталей и защищает их от загрязнений. Напр., К. поршневого двигателя служит опорой для коленчатого вала, рабочих цилиндров и др. деталей. Нижняя часть К. используется как резервуар для смазочного масла. К. изготовляют из чугуна, стали без термич. обработки, сплавов лёгких металлов.


КАРТЕЧНИЦА, многоствольное огнестрельное оружие на колёсном лафете или треноге, предназначенное для ведения интенсивного огня. Первые К. амер. конструктора P. Гатлинга (60-е гг. 19 в.) имели 6-10 стволов калибра 13 или 25,4 мм и производили до 200 выстрелов в мин. Такие К. находились на вооружении многих армий, в т. ч. русской. Усовершенствованная франц. конструкторами (Ж. Б. Вершером де Реффи и Монтиньи) К. имела 37 стволов и наз. митральезой. В 80-х гг. рус. изобретатели А. П. Горлов и др. еоздали более совершенные 5-10-ствольные К. под штатные ружейные патроны. В кон. 19 в. К. утратили своё значение, т. к. действительность стрельбы шрапнелью из арт. орудий оказалась выше, чем из К. Дальнейшие поиски технич. решения проблемы скорострельности привели к созданию пулемёта.

Картечница Гатдинга: P - рукоятка; В - воронка для всыпания патронов.


КАРТЕЧЬ (польск. kartecza, от итал. cartoccio, букв.- свёрток, патрон), 1) один из видов арт. снарядов, применявшихся артиллерией для поражения живой силы противника на близких расстояниях. В 14-16 вв. К. имела различные размеры и форму, изготовлялась из кусков камня, железа, засыпалась в канал ствола поверх боевого заряда и закреплялась пыжом. В последующем для предохранения канала ствола от порчи К. стали помещать в оболочку (мешочек). В 17-19 вв. К.- снаряд со сферическими чугунными или свинцовыми пулями, расположенными в ме-таллич. корпусе или картонной упаковке. Пули К. обладали убойной силой на дальности до 300 м и рассеивались по фронту до 50 м. С появлением шрапнели (в нач. 19 в.) К. постепенно утратила своё значение и в совр. артиллерии не применяется. 2) Крупная дробь для охотничьего ружья (диаметром более 5 мм).


КАРТИНА, произведение живописи, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художеств, значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры, К. не обязательно связана с определ. интерьером или определ. системой декориро-вания. Состоит из основы (холста, дерев, или металлич. доски, картона, бумаги), грунта и красочного слоя. К.- один из наиболее типичных видов станкового искусства.


КАРТИНА, законченная часть акта в пьесе, сценич. представлении. В дра-матич., оперном, балетном спектакле К. отделяются друг от друга коротким перерывом, во время к-рого публика остаётся на местах, а на сцене происходит быстрая смена декораций или остаётся прежняя декорация.

КАРТИНГ (англ, carting), гонки на картах - микроавтомобилях без подвески. Трассы К. отличаются сложной конфигурацией с большим числом правых и левых поворотов разных (преим. малых) радиусов; длина их, согласно требованиям Международной автомобильной федерации (ФИА), от 400 до 1200 м, шир. от 6 до 10 м, длина прямого участка не более 100 м. Большое распространение, особенно как молодёжные соревнования, К. получил в СССР (первые гонки проведены в 1961 в г. Вент-спилсе Латв. CCP). Ежегодно разыгрывается первенство страны среди взрослых (классы с двигателями рабочим объёмом 125 и 175 см3) и юношей (классы 50 и 125 см3). К. входит в программу спартакиад по военно-техническим видам спорта. Ежегодно разыгрывается чемпионат мира в классе А (до 100 см3, без коробки передач, масса машины с гонщиком не менее 120 кг). См. также статью Автомобильный спорт.


КАРТИНИ (Kartini) Раден Адженг (21.4.1879, дер. Майонг, Центр. Ява,- 17.9.1904, г. Рембанг), индонезийская просветительница. Дочь регента Джапа-ры (Ява). Блестяще владея голл. яз., изучила обширную лит-ру на этом яз., в т. ч. нек-рые труды голл. социалистов. Выступала против старых феод, обычаев, добивалась жен. эмансипации и считала просвещение гл. средством раскрепощения женщины и прогресса всего индонез. народа. Протестовала против угнетения индонезийцев голл. колонизаторами. Выступая за овладение передовой европ. культурой, подчёркивала, что индонезийцы должны ценить своё собственное культурное наследие. К. была предшественницей организованного нац.-освободит, движения, на участников к-рого её идеи оказали большое влияние.

Лит. Беленький А. Б., Карти-ни - дочь Индонезии, M., 1966.


КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ АРМЕНИИ, официальное назв. Ереванской картинной галереи.


КАРТЛИ, историч. область Вост. Грузии. В антич. и визант. источниках известна под назв. Иберия. Под гегемонией К. в 4-3 вв. до н. э. сложилось восточногрузинское гос-во с центром в г. Мцхета. С 4 в. н. э. в К. началось формирование феод, отношений, чему способствовало принятие христианства (ок. 337). С кон. 10 в. К. стала ядром единого груз, гос-ва. После его распада К. во 2-й пол. 15 в. выделилась в самостоят. Картлийское царство, объединившееся в 1762 с Кахети в единое гос-во, к-рое было присоединено в 1801 к России.


КАРТЛИЙСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет на южном склоне Б. Кавказа, в Груз. CCP, между pp. Пшавской Арагви и Иори. Дл. св. 100 км. Вые. до 3000 м (на С.). Сложен гл. обр. песчаниками, мергелями, сланцами. На склонах - буковые и дубовые леса, на вершине (на С. ив центре) - горные луга.


КАРТЛИЙСКОЕ ЦАРСТВО, феод, гос-во в Вост. Грузии, возникшее во 2-й пол. 15 в. в результате распада единого Груз, царства. Столица - Тбилиси. Существовало до 1762, когда при царе Ираклии II было объединено с Кахети в одно Картлийско-Кахетинское гос-во. Экономика К. ц. основывалась на натур, х-ве. Страна делилась на отдельные полусамостоят. единицы - сатавадо. В кон. 17 - нач. 18 вв. в К. ц. происходит подъём экономики и культуры. В 16-18 вв. К. ц. вело постоянную борьбу против ирано-тур. агрессии. Груз, политики (Луарсаб I, Симон, Георгий Саакадзе, Ростом, Вахтанг VI, Ираклий II и др.) боролись за сохранение независимости страны. В 1723 К. ц. овладели турки, в 1735 - иранцы. В 1744 К. ц. освобождается от чужестранных поработителей. В 1801 Картлийско-Кахетинское царство присоединяется к России.

Лит.: История Грузии, т. 1, Тб., 1962.

КАРТЛИНЦЫ, грузины, живущие на терр. историч. области Вост. Грузии - Картли (в основном басе. р. Куры и её притоков). Говорят на картлийском диалекте груз, языка. В прошлом отличались нек-рыми локальными особенностями культуры и быта.


"КАРТЛИС ЦХОВРЕБА" ("Житие Картли"), сборник груз, летописей, созданный к 12 в. и постепенно (до 19 в.) пополнявшийся. "К. ц." делится на "Древнюю К. ц." и "Новую К. ц.". "Древняя" охватывает историю Грузии по 14 в., "Новая" - с 14 в. по 18 в. Сохранилось несколько списков "Древней К. ц." (15, 16 и 17 вв.). В 18 в. царём Вахтан-гом VI была создана комиссия "учёных мужей" под руководством Бери Эгна-ташвили, к-рая составила историю Грузии 14-18 вв. В 19 в. к "К. ц." был причислен и ряд др. ист. сочинений 17-18 вв., охватывающих события 15- 18 вв. В "К. ц."в основном дана политич. история Грузии. Данные "К. ц." во MH. случаях подтверждаются сведениями греч. и лат. авторов, арм., араб., перс, и др. историков, данными археол. и эпиграфич. памятников. В ней также имеются сведения по истории Армении, Албании Кавказской, народов Сев. Кавказа и др. "К. ц." была переведена на арм. язык ещё в 12 в.

Лит.: "Картлис цховреба", в кн.: M ej ликишвили Г. А., К истории древней Грузии, Тб., 1959, с. 28 - 47; Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1, M., 1955, с. 143-44. M. Д. Лордкипанидзе.

КАРТОВЕДЕНИЕ, раздел картографии, изучающий геогр. карты, их элементы, свойства, виды, а также способы использования карт.

КАРТОГРАММА (от карта и ...грамма), карта, показывающая среднюю интенсивность к.-л. явления по отдельным районам (единицам) нанесённого на К. территориального деления. Напр., К. может характеризовать по странам, областям или районам среднюю плотность населения, распаханность территории (количество пашни в га в среднем на 100 га всей земельной площади) и т. п. Для наглядности изображения каждую территориальную единицу раскрашивают или штрихуют в соответствии с вычисленной для неё интенсивностью явления так, чтобы сила расцветки или штриховки отражала эту интенсивность. К. используются особенно широко для наглядного воспроизведения материалов статистики населения и с. х-ва. Недостаток К. состоит в том, что она не показывает различий в интенсивности явлений внутри каждой территориальной единицы; этот недостаток ослабляется с увеличением дробности территориального деления.

КАРТОГРАММА АГРОХИМИЧЕСКАЯ, карта, показывающая степень обеспеченности почвы усвояемыми для растений питательными элементами - фосфором, калием, азотом, магнием, микроэлементами, или потребность почвы в известковании и гипсовании. Подразделяются на крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные. В с. х-ве СССР крупномасштабные К. а. используют для определения общей потребности X-B в удобрениях, установления правильных доз и видов удобрений для отдельных полей, при разработке плана известкования и гипсования почв в колхозах и совхозах. Наиболее распространены К. а., показывающие обеспеченность почвы усвояемыми фосфором и калием, кислотность почвы, реже - обеспеченность почвы азотом, магнием, микроэлементами.

Для отдельных областей и с.-х. зон СССР составлены среднемасштабные К. а., для нек-рых республик и экономич. районов - мелкомасштабные. Почвенным ин-том им. В. В. Докучаева составлена К. а. для территории СССР. На ней выделены почвенно-агрохимич. зоны и районы, характеризующиеся однообразными агрономич., почвенными и климатич. условиями, к-рые определяют эффективность удобрений и потребность почвы в известковании и гипсовании. Мелко- и среднемасштабные К. а. необходимы для составления научно обоснованных планов производства минеральных удобрений и распределения их между отдельными р-нами СССР.

За рубежом К. а. называют картами агрохимическими; их классификация и методы составления аналогичны принятым в СССР. См. также Агрохимический анализ, Агрохимическая служба.

Лит.: Агрохимическое картографирование почв, M., 1962; Руководство по составлению почвенных и агрохимических карт, M., 1964; Общесоюзная инструкция по крупномасштабным почвенным и агрохимическим исследованиям территории колхозов и совхозов..., M., 1964; Пособие по проведению анализов почв и составлению агрохимических картограмм, M., 1965; Соколова. В., Розов H. H., Руднева E. H., Поч-венно-агрохимическая карта СССР, "Агрохимия", 1966, № 1. А. В. Соколов.


КАРТОГРАФИРОВАНИЕ КОМПЛЕКCHOE, многостороннее отображение на геогр. картах природных и социально-экономич. явлений с учётом их взаимосвязей. Для К. к. используют три основных пути: изготовление комплекса (целостного набора) различных по тематике, но взаимосвязанных геогр. карт (напр., комплексные атласы); создание серий различных тематических карт по согласованным программам, что обеспечивает взаимное дополнение карт, возможность их сопоставления и, следовательно, удобство совместного использования (напр., гос. геол. карты СССР - стра-тиграфич., геоморфологич., полезных ископаемых, нередко дополняемые картами четвертичных отложений, гидрогеол. и др.); составление комплексных карт, отображающих совместно несколько взаимосвязанных явлений, каждое в своих показателях (напр., синоптические карты, включающие темп-ру, давление и др. метеорологич. элементы).

К. к. может различаться: по широте комплекса - от сравнительно ограниченной совокупности явлений (характеристик), напр, существенных для познания строения и состава земной коры или качественной оценки с.-х. земель, до полного картографич. свода науч. знаний по физ., экономич. и политич. географии; по территориальному охвату - от карт отдельных ключевых участков в несколько км2, подвергаемых детальному изучению, до обзора планеты в целом (напр., Большой Советский атлас мира).

Изготовление комплекса взаимосвязанных карт часто является одной из главных целей комплексных геогр. исследований, организуемых в целях всестороннего изучения территории для решения различных нар.-хоз. задач. Больших успехов К. к. достигло в разработке и создании геогр. атласов. Для методологии комплексного картографирования имеют большое значение письма В. И. Ленина, написанные им в 1920-21 по поводу подготовки первых советских геогр. атласов (см. Атлас географический).

Лит.: С а л и щ е в К. А., Картография, 2 изд., M., 1971. К. А. Салищев.


"КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ", см. "Летописи" Всесоюзной книжной палаты.


КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ СЕТКА, графическое изображение на плоскости (карте) геогр. меридианов и параллелей. При составлении геогр. карт К. с. служит для построения картографич. изображения. При пользовании картой К. с. позволяет определять координаты любой точки (геогр. или прямоугольные, в зависимости от вида К. с.) и азимуты линий, а также судить о величине искажений картографической проекции в различных частях карты.

КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ, см. Геодезические и картографические журналы.

КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ, графические, фотографические, цифровые и текстовые данные, используемые для составления геогр. карт. Среди К. и. различают: астрономо- геодезические, включающие результаты астрономич., триангуляционных, полигонометрич. и нивелирных работ по созданию плановой и высотной геодезич. основы, представленные гл. обр. в числовой форме; съёмочно-картографические - различные съёмочные материалы: аэроснимки, снимки, полученные посредством наземной фототеодолитной съёмки, снимки с искусств, спутников Земли и космич. летательных аппаратов, фотопланы, материалы, полученные топографич. методами съёмки, а также разнообразные карты; текстовые и табличные, содержащие результаты геогр., экономико-статистич. и др. видов исследований и их обобщения.

Всё большее применение находит кодовая запись (чаще цифровая) содержания К. и. на перфокартах, перфолентах и др., предназначенная для обработки, хранения и поиска требуемых сведений с помощью электронных вычислит, машин, а также использование К. и. в виде микрофильмов и микрокарт.

В ряде стран уже приступили к созданию т. н. банков геодезич., топографо-картографич. и тематико-картографич. информации. Банки призваны заменить крупные массивы традиционных К. и. путём накопления информации в форме, обеспечивающей возможность автома-тич. обработки, поиска, выдачи как отдельных данных, так и различных их сочетаний. Они явятся одним из звеньев в общей схеме автоматизации картогра-фич. процессов.

По значению для составления той или иной конкретной карты К. и. условно делятся на: основные, с к-рых заимствуется основное содержание карты; дополнительные, служащие для уточнения отдельных элементов; вспомогательные, привлекаемые для общей ориентировки, ознакомления с картографируемой территорией, а также с типами карт и атласов, сходными с проектируемыми или составляемыми.

При оценке К. и. используют разнообразные критерии. Напр., при оценке качества астрономо-геодезич. источников учитываются их точность и единство исходных данных с системой координат, используемой на составляемой карте; при определении пригодности фотоснимков - их стереофотограмметрич. и фото-графич. качества, современность. Осн. критериями при оценке общегеогр. карт являются их масштаб, целевое назначение, авторство, геом. точность, современность, полнота содержания и качество картографич. генерализации, технико-экономич. целесообразность использования источника. Важным, а в ряде случаев важнейшим критерием оценки общегеогр. и многих тематич. карт является их идейно-политич. направленность. Изучение и анализ текстовых и табличных источников относятся к специальным разделам картографии (картографии населения, экономической, исторической, почвенной картографии и др.).

Лит.: Бюшгенс Л. M., Анализ и оценка иностранных общегеографических карт как материалов для составления, M.,

1957; Салищев К. А., Основы картоведения, 3 изд., т. 2, M., 1962. Л. M. Бюшгенс.


КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ, приборы, применяемые при составлении и оформлении (подготовке к изданию) карт. При составлении матем. основы (картографич. сетки и опорных пунктов) применяются координатографы, штангенциркули с линейками ЛБЛ, лекала, линейки Дробышева (для про-черчивания дуг окружностей с помощью отверстий со скошенными краями), нормальные (женевские) линейки (для измерения линий с точностью до 0,2 мм с помощью 2 передвижных луп). При перенесении картографич. изображения с источника на составляемую карту используются приборы, позволяющие уменьшать или увеличивать изображение без изменения картографич. проекции источника (пантографы, репродукционные установки, проекторы), а также осуществлять преобразование картографич. проекции исходного материала (картографические трансформаторы). При подготовке составительских и оформительских (издательских) оригиналов карт используют чертёжные и гравировальные инструменты. См. также Карто-издателъские процессы, Картосостави-тельские процессы. А.Г.Иванов.

1132.htm
КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ, графические методы, используемые на картах для показа пространств, размещения явлений, их сочетаний, связей и развития. С этой целью в картографии применяют особую знаковую систему - картография, символы (знаки), многообразие к-рых обобщено и систематизировано в относительно небольшом числе К. с. и. К основным способам относятся: значки, линейные знаки, изолинии, качественный фон, локализованные диаграммы, точечный способ, ареалы, знаки движения, картодиаграммы и картограммы. Способ значков (внемасштаб-ных знаков) используют для объектов, не выражающихся в масштабе карты, и вообще для передачи явлений, локализованных в пунктах. Значки указывают местоположение и вид объектов, а также могут характеризовать их величину, значение, изменение во времени и т. д. (напр., значки населённых пунктов, обозначающие тип поселений, численность населения и адм. значение). Для передачи характеристик картографируемых объектов используются форма, величина и цвет значков. По форме значки могут быть геометрическими, буквенными и наглядными, напоминающими по рисунку изображаемый объект (см. Казахская CCP, экономич. карта; карты к ст. Каменный век). Часто употребляют значки геом. формы, площадь к-рых пропорциональна количественному показателю объектов, напр, числу рабочих при картографировании пром. предприятий или пром. пунктов.

Лине