загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

26; в рус. пер. - Обзор развития понятия об атоме, частице и эквиваленте и различных систем формул, Киев, 1873; О пределах и о форме теоретического преподавания химии, Киев, 1873.

Лит.: Менделеев Д. И., Химический конгресс в Карлсруэ, Соч., т. 15, Л.- M., 1949; Джуа M., История химии, пер. с итал., M., 1966; Б ы к о в Г. В., К р и ц-ман В. А., Станислав Канниццаро. Очерк жизни и деятельности, M., 1972 (имеется библиография трудов К.). С. А. Погодин.

КАННИЦЦАРО РЕАКЦИЯ, превращение альдегида в смесь равных молярных количеств спирта и кислоты под действием водного или водно-спиртового раствора щёлочи, напр.:

2C6H5CHO + KOH -> C6H5COOK + + C6H5CH2OH.

К. р.- окислительно-восстановительный процесс, характерный для арома-тич. и гетероциклич. альдегидов, а также альдегидов алифатич. ряда, не содержащих атомов водорода у углерода, связанного с альдегидной группой. К. р. удаётся провести и в случае двух неодинаковых альдегидов (т. н. перекрёстная К. р.). Так, из смеси бензальдегида C6H5CHO и формальдегида HCHO образуется бен-зиловый спирт C6H5CH2OH и муравьиная к-та HCOOH. Такой вариант К. р. широко применяют для восстановления малодоступных альдегидов в соответствующие спирты. Реакция открыта в 1853 С. Канниццаро.

КАННСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922, конференция Верх. совета Антанты, в к-рой участвовали представители Бельгии, Великобритании, Италии, Франции и Японии, а также представитель Германии, члены Репарац. комиссии (была создана в 1919 для определения суммы репараций, возложенных на Германию и её союзников, и способов их взыскания) и наблюдатель от США; происходила 6- 13 янв. в г. Канне (Франция). К. к. явилась этапом подготовки Генуэзской конференции 1922.

6 янв. 1922 К. к. единогласно приняла предложенную англ, премьер-мин. Д. Ллойд Джорджем резолюцию о созыве в Генуе экономич. и финанс. конференции всех европ. гос-в. Сов. пр-во, к-рое неоднократно выступало за экономич. сотрудничество с др. державами, получив приглашение на конференцию (оно было передано 7 янв. пр-вом Италии), незамедлительно ответило согласием. К. к. утвердила предварит, порядок дня и "Основные условия, необходимые для плодотворной работы" Генуэзской конференции (в 6 параграфах). 1-й параграф "условий" содержал признание за каждой нацией "права избирать для себя ту систему, которую она предпочитает". В. И. Ленин отмечал, что 1-й параграф резолюции К. к., "...признавая равноправие двух систем собственности (капиталистической, или частной собственности, и коммунистической, принятой пока лишь в РСФСР), вынужден, таким образом, признать, хотя и косвенно, крах, банкротство первой системы собственности, неизбежность соглашения ее со второй, как равной с равным" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 192-93). Остальные параграфы предусматривали гарантии для иностр. капитала и имущества в России; признание ею всех частных долгов и обязательств прежних пр-в и др. Особо указывалось, что зап. державы признают Сов. пр-во лишь после принятия им перечисленных условий. Эти условия представляли собой обречённую на неудачу попытку заставить Сов. пр-во средствами диплома-тич. давления пойти на серьёзные принципиальные уступки капиталистич. странам.

К. к. предоставила Германии отсрочку по ближайшим репарационным платежам. В ходе конференции велись переговоры об англо-франц. гарантийном пакте (пакт должен был обеспечить Франции помощь со стороны Великобритании в случае нападения Германии), но соглашение не было достигнуто.

Публ.: Документы внешней политики СССР, [т. 5], M., 1961; Материалы Генуэзской конференции, M., 1922, с. 3-10.

А. И. Степанов.


КАННЫ (Саппе; лат. Cannae), селение в Юго-Вост. Италии, на р. Ауфид (ныне Офанто), близ к-рого 2 авг. 216 до н. э. произошло крупнейшее сражение во время 2-й Пунической войны (см. Пунические войны) между римской армией (80 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы; в сражении участвовало 63 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы), к-рой в день сражения командовал консул Теренций Варрон, и карфагенской армией Ганнибала (40 тыс. пехоты и 10 тыс. конницы). Рим. пехота, имея глубокий и плотный боевой порядок, атаковала центр карфагенского войска и потеснила его. Однако карфагенская конница разгромила на флангах рим. конницу, после чего рим. пехота была окружена и почти вся уничтожена. Римляне потеряли 48 тыс. убитыми и 10 тыс. пленными, карфагеняне - 6 тыс. убитыми. После поражения рим. армии MH. южноитал. и сицилийские города перешли на сторону Ганнибала. Однако из-за недостатка сил он не смог воспользоваться победой и двинуться на Рим. Сражение при К. является выдающимся образцом воен. искусства. "Никогда еще не было такого полного разгрома целой армии" (Энгельс Ф., Избр. воен. произведения, 1956, с. 211).

Лит.: Разин E. А., История военного искусства, т. 1, M., 1955; Строков А. А., История военного искусства, т. 1, M., 1955; Дельбрюк Г., История военного искусства в рамках политической истории, т. 1, M., 1936; Шлиффен А., Канны, 2 изд., M., 1938.


KAHO (Сапо) Алонсо (крещён 19.3.1601, Гранада,- ум. 3.9.1667, там же), испанский скульптор и живописец, представитель барокко. Учился в Севилье у X. Монтаньеса и Ф. Пачеко (с 1616). Работал в Севилье (до 1637), Мадриде, Валенсии, Гранаде (с 1652). Идущая от традиций дерев, раскрашенной скульптуры полихромная пластика К. (ретаб-ло церкви Санта-Мария в Лебрихе, пров. Севилья, 1628-38; статуи и бюсты святых для собора в Гранаде, 1658-60) монументальна по характеру, отличается тонкой одухотворённостью и жизненно-конкретной экспрессией.

A. К а н о. "Мадонна" (фрагмент). Дерево, роспись. 1660. Собор в Гранаде.

Менее самобытна живопись К. ("Мадонна, вручающая младенца Христа св. Антонию", 1645-52, Прадо, Мадрид; цикл картин "Семь радостей Марии", 1652-64, собор в Гранаде), отмеченная чертами идеализации, внешней красивости и влиянием итал. иск-ва. Созданный К. проект зап. фасада собора в Гранаде осуществлён в 1703 арх. X. Гранадосом. Илл. см. также т. 8, табл. VI (стр. 48-49).

Лит.: Wethey H. E., Alonso Cano, Princeton, 1955.


KAHO (Капо), город на С. Нигерии, адм. центр шт. Кано. 351,2 тыс. жит. (1970). Ж.-Д. станция. Узел шосс. дорог. Аэропорт междунар. значения. Крупный центр ремесла и торговли арахисом, хлопком, козьей кожей и шкурами. Произ-во: арахисового масла, мясных консервов, мыла, кожаной обуви, дубильных веществ, цемента; текст, ф-ка. До 19 в. К.- столица города-гос-ва народа хауса - Кано (см. Хауса государства).

КАНО, одна из школ японской живописи, существующая со 2-й пол. 15 в. и названная по имени своих основателей Кано Масанобу и Кано Мотонобу. Для произв. художников К. раннего этапа (2-я пол. 15-1-я пол. 16 вв.; гл. обр. пейзажи, живопись "цветов и птиц" на свитках, ширмах, раздвижных дверях), опиравшихся на традиции школы Ямато-э и монохромной живописи, характерно сочетание условно-декоративной композиции с подчёркнуто правдоподобными деталями (птицы, ветки деревьев). В живописи К. периода расцвета (кон. 16- 1-я пол. 17 вв.) отд. детали, приобретая нек-рую условность, целиком подчиняются орнаментально-декоративному строю композиции (Кано Эйтоку, Кано Санраку, Кано Танъю и др.). Живопись художников К. во 2-й пол. 17-20 вв. (Кано Ясунобу, Кано Цунэнобу, Тайкан Ёкояма и др.) при всём мастерстве исполнения становится иногда холодной и безжизненной, являясь, в сущности, повторением старых образцов.

К а н о м o т о н о б у. Пейзаж из серии "Восемь видов Киото". Свиток. Живопись на бумаге. Конец 15- 1-я половина 16 вв. Монастырь Такайэн, Киото.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXVII (стр. 304-305).

Лит.: Бродский В. E., Японское классическое искусство, M., 1969.

KAHОAC (Canoas), город на Ю. Бразилии в шт. Риу-Гранди-ду-Сул. 122 тыс. жит. (1968). Ж.-д. станция. Узел автодорог. Произ-во стройматериалов (стекло, цемент), металлургия, трансп. машиностроение, электротехнич., хим., меб., целлюлозно-бумажная, мясохладобойная пром-сть. Близ К.- нефтеперерабат. з-д (гос. компании "Петробраз").

KAHOBA (Canova) Антонио (1.11.1757, Поссаньо, обл. Венеция,-13.10.1822, Венеция), итальянский скульптор-классицист. Учился в Венеции (1768-74) у скульптора Дж. Торретти. Работал гл. обр. в Венеции и Риме. В ранних произв. следовал традициям иск-ва барокко. Впоследствии вступил на путь формального подражания антич. скульптуре. В выполненных К. эффектных надгробиях (надгробие Климента XIII, 1792, собор св. Петра, Рим), статуях мифологич. героев ("Амур и Психея", 1793, Лувр, Париж, 1800, Эрмитаж, Ленинград), идеализированных портретах ("Паолина Боргезе в виде Венеры", 1805-07, Гал. Боргезе, Рим) торжеств, спокойствие композиции, ясность и изящество пропорций сочетаются с холодной отвлечённостью образов, чертами сенти-мент. слащавости и салонной красивости, безжизненностью гладкой, отполированной поверхности мрамора. Творчество К-явилось одним из тех образцов, на к-рые ориентировалась европ. академич. скульптура 19 в.

A. К а н о в а. "Персей". Мрамор. 1801. Музей. Пио-Клементино.Ватикан.

Лит.: Косарева H. К., Канова и его произведения в Эрмитаже, 2 изд.. Л., 1963; Coletti L. (ed.), Mostra Canoviana. [Catalogo], Treviso, 1957.

KAHOBAC ДЕЛЬ КАСТИЛЬО (Сапоvas del Castillo) Антонио (8.2.1828, Малага,-8.8.1897, Санта-Агеда), испанский гос. деятель, писатель, историк. В молодости был либералом, участвовал в разработке т. н. Мансанаресской программы 1854, предусматривавшей созыв учредит, кортесов, уменьшение налогов, создание нар. милиции. В 1857 губернатор Кадиса, в 1864 министр финансов. В годы Революции 1868-74 выступал против республики, за монархию Бур-бонов. Был одним из гл. вдохновителей Реставрации 1874. К. д. К.- основатель (1875) и лидер Консервативной партии. В 1875-81 (с короткими перерывами), 1884-85, 1890-92 и 1895-97 был премьер-министром. Способствовал упрочению конституционно-монархич. системы в стране. Убит итал. анархистом.

Соч.: Historia de Ia decadencia de Espana..., 2 ed., Madrid, 1910; Estudios del reinado de Felipe IV, v. 1 - 2, Madrid, 1888; Obras poeti-cas, Madrid, 1887.


КАНОН (от греч. kanon - норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер. 1) Библейский К.- совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными" (в отличие от апокрифов) и применяемых при богослужении в качестве "священного писания". К. Ветхого завета, написанного на др.-евр. яз., сложился к нач. 2 в. н. э. К. Ветхого завета в греч. пер. (сложившийся позднее) отличается от него составом книг и редакцией их. К. Нового завета был определён Афанасием Александрийским в 367, но споры (особенно по поводу включения в него Апокалипсиса) продолжались вплоть до 9 в. К. православной, католической и протестантской церквей различаются составом произведений. 2) Церковный К.-установленные христ. церковью правила в области вероучения, культа, организации церкви и возведённые в "закон" высшей церк. инстанцией (церк. соборами, гл. обр. Вселенскими соборами, папскими декреталиями). См. Каноническое право.

КАНОН в изобразительном искусстве, совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художеств, произв. нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения; К. наз. также произв., служащее нормативным образцом. Системы К., связанные с религ. предписаниями, господствовали в иск-ве Др. Востока и средних веков (церковно-догматич. К.-"подлинники" в иконописи). Для античности и Возрождения характерны попытки рационалистич. путём найти идеальную закономерность в пропорциях человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения человеческой фигуры.

КАНОН, форма многоголосной музыки, основанная на проведении во всех голосах одной и той же мелодии, к-рая в каждом последующем голосе вступает ещё до того, как она закончилась в предыдущем (принцип строгойимитации). Наиболее распространены 2- и 3-голосные К., однако встречаются и К. на 4-5 голосов. Мелодия в К. может начинаться в каждом последующем голосе с того же звука или со звука, отстоящего от него на любой интервал. Существуют виды К., в к-рых мелодия в последующих голосах проходит с увеличением или уменьшением всех длительностей, в ином метрич. оформлении, в обращении (меняется направление интервалов), в противодвижении (от последнего звука к первому) и т. п. Встречаются т. н. д в о и н о и К., в к-ром имитируются 2 одновременно звучащие мелодии-темы; бесконечный К., где окончание подводится к началу т. о., что он может повторяться любое число раз. В загадочном К. выписана только мелодия, и условия её имитирования должен установить исполнитель. К. возник ок. 12 в. и особенно широко использовался с 14 в. в эпоху господства полифонии; в 15 в. на канонич. основе часто строились крупные произв. культовой музыки (канонич. месса). В последующее время К. чаще применяется как элемент др. формы (напр., фуги). Высочайшего развития К. достиг в творчестве И. С. Баха. Замечательные образцы К. принадлежат и рус. композиторам (квартет "Какое чудное мгновенье" из 1-го действия "Руслана и Людмилы" Глинки, дуэт "Враги" из 2-й картины 2-го действия "Евгения Онегина" Чайковского и др.).

Лит.: Танеев С., Учение о каноне, M., 1929; Богатырев С.. Двойной канон, М.- Л., 1947. Т.Ф.Мюллер.

KAHОН, канун, струнный щипковый муз. инструмент. Распространён в странах Бл. и Cp. Востока. В Сов. Союзе встречается в Армении. Дл. 800-900 мм. Корпус плоский. Число струн 24. Настройка диатоническая. Звук извлекается плектром, надетым на палец подобно напёрстку.


КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА (франц. canonniere, от canon - пушка), боевой арт. корабль, предназначенный для ведения боевых действий в прибрежных р-нах моря, на мелководье и на реках.

Канонерская лодка.

К. л. подразделяются на морские и речные. К. л. бывают спец. постройки, но в воен. время их число обычно увеличивается за счёт переоборудования мелкосидящих судов торгового, промыслового и технич. флота. К. л. используются для нанесения арт. ударов по береговым объектам, живой силе и боевой технике противника, уничтожения малых прибрежных кораблей н судов, арт. поддержки приморских флангов сухопутных войск. Кроме того, они могут использоваться в десантных и противодесантных действиях, для постановки мин, перевозки войск, конвойной, дозорной служб и решения др. задач. Водоизмещение К. л. не превышает 2,5 тыс. т; скорость хода 9-20 узлов (17-37 км в час). Гл. вооружение 2-5 арт. установок калибром 76-152 мм. Для обороны от возд. противника К. л. могут иметь малокалиберные (20-37-мм) зенитные автома-тич. пушки и крупнокалиберные зенитные пулемёты. После 2-й мировой войны 1939-45 в связи с развитием береговой ракетной артиллерии роль К. л. как морских арт. кораблей прибрежного действия, по иностр. данным, снизилась, но для действий на озёрах и реках в военное время они не утратили своего значения. Б. Ф. Балев.

КАНОНИЗАЦИЯ (позднелат. canoni-zatio, от греч. kanonizo - определяю на основании правила, узаконяю, от ka-пбп - правило, канон), в католической и православной церквах включение того или иного лица в число святых. В католицизме представляет собой акт, строго разработанный в юрид. и богослужебном отношениях. Общецерк. порядок К. был введён папой Александром III во 2-й пол. 12 в. и закреплён в 1200 Иннокентием III: право К. стало прерогативой лишь рим. пап. Проводя К., церковь всегда преследует политические цели.

В православии такого строгого порядка проведения К., как в католицизме, нет. В России общецерк. К. была введена в 16 в. и поставлена под контроль царя, а со времени Петра I совершалась согласно императорским указам по представлению Синода.


КАНОНИК (от позднелат. canonicus), в католич. и англиканской церквах член капитула.


КАНОНИР (нем. Kanonier), в дореволюционной России рядовой солдат артиллерии.


КАНОНИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ, статистический ансамбль для макроско-пич. систем (напр., газа в сосуде, кристалла), находящихся в тепловом контакте с окружающей средой, темп-pa к-рой неизменна. Такие системы можно рассматривать как малые части (подсистемы) большой замкнутой системы, находящейся в состоянии теплового равновесия. Для К. а. характерно, что взаимодействие подсистемы с остальной частью замкнутой системы (т. н. термостатом) считается слабым, так что энергией этого взаимодействия можно пренебречь по сравнению с энергией подсистемы. Поэтому имеет смысл говорить об энергии подсистемы как об определённой величине. Однако взаимодействие между подсистемой и термостатом ведёт к обмену энергией между ними, вследствие чего подсистема может находиться в различных энергетич. состояниях. Распределение вероятностей различных микроскопич. состояний подсистемы (т. е. состояний, определяемых значениями координат и скоростей всех слагающих подсистему частиц) даётся каноническим Гиббса распределением.

Понятие о К. а. было введено Дж. У. Гиббсом', оно позволяет легко получить основные результаты статистической физики, в частности вывести законы термодинамики.

Лит. см. при ст. Статистическая физика. Г. Я. Мякишев.


КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО, совокупность решений церк. соборов и постановлений рим. пап. В К. п. нашло отражение положение, "...которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Первая кодификация К. п. была предпринята в 12 в. болонским монахом Гра-цианом, написавшим трактат "Согласование разноречивых канонов", к-рый получил значение источника права. В 1582 в правление папы Григория XIII был издан "Свод канонического права" (Corpus juris canonici), представлявший собой дополненное и переработанное издание трактата Грациана. Особенно широкой компетенция церковных судов была в ср. века, характеризовавшиеся укреплением связи между церковью и гос-вом. К церковной юрисдикции относилась значит, часть внецерковных (гл. обр. гражданских) правоотношений: брачно-семейные, имуществ. и даже уголовные. Соответственно и нормы К. п. не ограничивались внутрицерковной орг-цией и отношениями, захватывая различные отрасли права.

Развитие абсолютизма и повышение роли светских судов привели к постепенному сужению сферы действия К. п., окончательно закреплённому при бурж. строе. Напр., "Кодекс канонического права 1917", изданный папой Бенедиктом XV, регулирует только внутрицерков-ные дела. Содержащиеся в этом кодексе нормы можно рассматривать как правовые лишь в той мере, в какой они признаются обязательными тем или иным гос-вом.

В православной церкви К. п. именуется совокупность канонич. правил, установленных гл. обр. на церк. соборах. Значит, часть этих правил включалась в церковное право, действовавшее в царской России, и. С. Грацианский.

КАНОНИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, то же, что Гиббса распределение каноническое.


КАНОННИКОВ Иннокентий Иванович [16(28).5.1854, Иркутск, - 2(15).3.1902, Казань], русский химик. По окончании Казанского ун-та (1875) преподавал там же (с 1886 профессор). В 1884 показал, что удельная рефракция раствора равна сумме удельных рефракций растворённого вещества и растворителя. К. установил циклич. строение нек-рых терпенов, наличие двойной связи в малеиновой к-те, бициклич. структуры в молекуле камфоры и др.; нашёл зависимость между углом вращения плоскости поляризации и минимальным углом отклонения преломлённого луча. В 1890 К. показал, что удельное вращение смеси веществ есть среднее из величин удельного вращения компонентов.

Лит.: Сорокин В. И., Памяти Иннокентия Ивановича Канонникова, "Журнал Русского физико-химического об-ва, часть химическая", 1902, т. 34, отдел 1. в. 5, с. 450-57.


КАНОПА (от греч. Kanobos - назв. города в Древнем Египте, у устья Нила), 1) в Др. Египте 4 высоких сосуда (из алебастра, фаянса и др. материалов), в к-рые клали внутренности покойного, вынутые при бальзамировании. Крышки К. делали в форме голов сыновей бога Гора (павиана - Хапи, человека - Амсет, сокола - Кебексенуф, шакала - Дуаму-теф). К. ставили в спец. ящик с рельефными изображениями богинь - покровительниц К.: Исиды, Нефтиды, M ут и Нейт. 2) В Др. Этрурии (Италия) урна для хранения пепла после сожжения трупа. Имела округлую или яйцевидную форму, две ручки, иногда высокую подставку, крышку в виде человеческой головы.

Канопы: / - древнеегипетская; 2 - этрусская.

КАНОПУС, а Киля, звезда 0,75 визуальной звёздной величины, светимость в 7800 раз больше солнечной, расстояние от Солнца 160 парсек. К.- вторая по яркости звезда неба.

KAHOCCA (Canossa), замок в Сев. Италии (в 18 км от г. Реджонель-Эмилия), в к-ром в янв. 1077 в ходе борьбы за инвеституру произошла встреча рим. папы Григория VII (гостя владелицы К. маркграфини Матильды Тосканской) с отлучённым от церкви и низложенным герм, императором Генрихом IV. По данным нек-рых хроник, Генрих IV три дня в одежде кающегося грешника простоял у стен К., добиваясь приёма папой. Выражение "идти в К." стало означать - согласиться на унизит, капитуляцию (на самом деле "хождение" Генриха IV в К. было лишь политич. манёвром).

КАНОЭ (англ, canoe, от исп. сапоа - челнок; заимствование из языка кариб-ских индейцев), 1) лодка у MH. индейских племён Сев. Америки. К. либо изготовлялись из целого ствола дерева (путём выжигания и выдалбливания), либо сначала строился каркас, к-рый затем обтягивали корой. К. имели симметрично заострённые нос и корму. Были различных размеров, вместимостью от 2 до 100 чел. 2) Совр. К. - безуключинное гребное судно, для к-рого характерны челночно-образная форма корпуса и способ гребли одним однолопастным лопатообразным веслом; руление производится поворотом весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Различают К. хоз.-бытового назначения (для перевозки грузов и пассажиров, для охоты и рыболовства), туристские и спортивные (для т. н. гладких гонок на спокойной воде и для водного слалома на бурных горных реках). По способу производства К. делятся на долблёные из цельных кусков ствола дерева и изготовленные путём обтягивания каркаса непромокаемыми материалами (спец. фанерой, шкурами, прорезиненными тканями, син-тетич. плёнками и пластиками). Наиболее совершенны спортивные К., к-рые изготавливаются из полированной фанеры (лучшие образцы - из красного дерева) или пластмасс. Туристские К. строятся обычно разборными на каркасе или надувными - на 2-3 чел. К. для водного слалома делаются из стеклопластиков с герметич. отсеками непотопляемости в носу и корме. На К. гребцы располагаются сидя на дне или на сидениях-банках; на спортивных К. гребут стоя на одном колене. Количество гребцов на К. от одного до неск. десятков чел. (на спортивных - от одного до шести). Размеры, вес и форма спортивных К. ограничиваются правилами. Сечения и продольные линии корпуса этих К. должны быть выпуклыми и непрерывными. Макс. дл. К.-одиночки - 520 см, минимальная шир. 75 см, минимальная масса 16 кг; К.- двойки соответственно: 650 см, 75 см, 20 кг; К.-шестёрки - 1100 см, 85 см, 50 кг. См. также Гребля на байдарках и каноэ, Гребной спорт.

E. Л. Кабанов.


КАНПУР, город в Сев. Индии, в шт. Уттар-Прадеш, на прав, берегу Ганга. 1,3 млн. жит. (1971). Положение К. в центр, части долины Ганга способствовало превращению города в важный трансп. узел и крупнейший центр фабрично-заводской пром-сти Сев. Индии. Осн. отрасли пром-сти - текст, (гл. обр. хл.-бум., а также шерстяная) и кож.-обувная. Развиваются машиностроение (вагоностроение и др.), химич. пром-сть (в 1968 построен завод хим. удобрений, производящий св. 450 тыс. т мочевины в год), металлообработка. Имеется пищевкусовая пром-сть; ремонтные мастерские; кустарное произ-во щёток. Ун-т (с 1966).


КАНРОБЕР (Canrobert) Франсуа (27.6. 1809, Сен-Сере,-28.1.1895, Париж), маршал Франции (1856). В 1835-49 участвовал в колон, войнах в Сев. Африке. С 1850 адъютант Луи Наполеона Бонапарта, активно содействовал ему во время гос. переворота 2 дек. 1851. В период Крымской войны 1853-56 командовал дивизией, с 14(26) сент. 1854 по 4(16) мая 1855 - всеми франц. войсками в Крыму, затем снова дивизией. С 1859 командовал корпусом. Во время франко-прус. войны 1870-71 корпус К. после сражения у Сен-Прива был отброшен к крепости Мец, где сдался в плен при капитуляции армии А. Базена. В 1871-76 К. был лидером бонапартистов во франц. Нац. собрании; сенатор.


КАНСАЙ, Кинки, крупный экономич. район Японии, в южной части о. Хонсю. Включает 6 префектур: Осака, Киото, Хиого (подрайон Зап. Кансай), Сига, Ha-ра и Вакаяма (подрайон Вост. Кансай). К р-ну К. причисляют о. Авадзи во Внутреннем Японском м. Пл. 27,2 тыс. км2. Нас. 17,4 млн. чел. (1970). В 48 городах К. проживало почти 72% его населения (1967). В составе экономически активного населения (7,6 млн. чел. в 1965) занятых в обрабат. пром-сти 34% , в с. х-ве 10,5%, в сфере обслуживания 13%, в торговле 20,5%, в строительстве 7,4%.

Географич. положение района в архипелаге Японских о-вов при наличии развитой трансп. сети и удобных морских коммуникаций содействовало его экономич. развитию. Более 1/2 района сосредоточено в приморской полосе. По общему объёму произ-ва К. занимает 2-е место (после экономич. р-на Канто) в Японии. По нац. доходу (1965) на 1-м месте обрабат. пром-сть (35% ), затем торговля (18% ), строительство (8% ) и с. X-BO (3% ). Топливо, сырьё и пром. полуфабрикаты в основном привозные. На терр. К. добывается медь на руднике Икуно в префектуре Хиого, олово - на рудниках Акенобе, свинец и цинк-в префектуре Вакаяма, марганцевая руда-в префектурах Осака, Сига и Киото.

Отраслевая структура обрабат. пром-сти: текст, пром-сть (30% общеяпон. произ-ва), чёрная металлургия (36%), машиностроение (29% общеяпон. произ-ва), электромашиностроение (25% ), хим. пром-сть (22% ).

Район К., особенно Осака, издавна славится текст, и прежде всего хл.-бум. пром-стью. Произ-во хл.-бум. тканей и изделий из натурального шёлка - в гг. Осака, Киото, Вакаяма. Крупное воен. произ-во, включая воен. судостроение. В К. развита также стек., керамич., полиграфич. и пищ. пром-сть. Металлургия и машиностроение сконцентрированы в основном в р-не Осака - Кобе. Для К. характерно сочетание совр. фабрично-заводской пром-сти с распылённым ремесленно-кустарным произ-вом.

С. X-BO имеет ограниченное значение в экономике К.; район нуждается в подвозе с.-х. продукции извне. Однако приморская часть района - низменность Кинки - считается одним из крупных рисопроизводящих районов страны (8% общеяпон. площади под рисом; сбор - 1,2 млн. т). После уборки урожая рисовые поля вторично засеваются ячменём и пшеницей. Плантации чая, цитрусовых (мандарины в префектуре Вакаяма) и виноградники (префектура Осака). Животноводство имеет подсобное значение; развито птицеводство. Ж.-д. сеть электрифицирована. Мор. порты - Осака и Кобе. H. А. Смирнов.

КАНСАЙ, посёлок гор. типа в Ленина-бадской обл. Тадж. CCP. Расположен на склонах хр. Карамазор, в 49 км к С. от ж.-д. ст. Ленинабад (на линии Хаваст - Коканд). 5 тыс. жит. (1970). Добыча свинцово-цинковых руд.

"КАНСАН УУТИСЕТ". ("Kansan Uutiset" - "Народные новости"), ежедневная газета, орган Коммунистической партии Финляндии и Демократического союза народа Финляндии. Осн. в 1957, издаётся в Хельсинки. Тираж (1970) 40 тыс. экз.

КАНСИ, С ю а н ь E (4.5.1654-20.12. 1722, Пекин), император маньчжурской династии Цин в Китае (с 1662). Во время правления К. было завершено завоевание Китая маньчжурами. К. жестоко подавлял многочисл. нар. выступления, подвергая террору участников антиманьчжурских движений, в т. ч. патриотически настроенную кит. интеллигенцию; положил начало т. н. литературной инквизиции ("тюрьмы письменности"). Проводил агрессивную политику в отношении соседних народов и гос-в. В 1691 захватил Халху, начал завоевание Ойротского ханства. При К. укрепилась власть маньчжуро-кит. феодалов в Тибете, велись воен. походы против рус. поселений на Амуре и был заключён с Россией Нер-чинский договор 1689.

KAHCK, город в Красноярском крае РСФСР. Расположен на Ю.-В. края, на терр. Канской лесостепи, на р. Кан (приток Енисея). Ж.-д. станция (Канск-Ени-сейский), в 247 км к В. от Красноярска. Узел автодорог. 94 тыс. жит. (1972; 42 тыс. в 1939). Хл.-бум., деревообр. и стройматериалов комбинаты, предприятия маш.-строит, и металлообр. пром-сти, биохимич. з-д, пищ. пром-сть (мельничный и мясной комбинаты, ликёро-водочный и пивовар, з-ды и др.). Политехникум, технологич., библиотечный и вечерний текст, техникумы, пед. и мед. училища. Драматический театр, краеведческий музей. К. осн. в 1626 как острог, к-рый в 1640 был перенесён на место, где ныне находится Канск. При учреждении Енисейской губ. (1822) К. стал городом.


КАНСКАЯ ЛЕСОСТЕПЬ, в среднем течении р. Кан, в Красноярском крае РСФСР. Ограничена на С.-З. Енисейским кряжем, на Ю.-Восточным Саяном, на С.-В. примыкает к Среднесибирскому плоскогорью. К. л. занимает тектонич. впадину, сложенную гл. обр. песчаниками и глинами среднего и верхнего палеозоя и угленосными отложениями юры. Поверхность - холмисто-увалистая равнина с широким распространением лёссовидных суглинков. Вые. от 300 м на С.-В. до 470 м на Ю. Климат резко континентальный, засушливый; ср. темп-pa января от -18 до -20 °С, июля выше 18° С. Годовое кол-во осадков 340- 370 мм, больше половины выпадает летом. Преобладают чернозёмные и дерново-подзолистые почвы. Леса сохранились б. ч. в виде берёзовых колков по склонам сев. экспозиции, с примесью сосны и лиственницы на водоразделах. Значит, часть терр. распахана. В пределах К. л. расположена вост. часть Канско-Ачинско-го угольного бассейна.


КАНСКО-АЧИНСКИЙ УГОЛЬНЫЙ БАССЕЙН расположен в юж. части Красноярского края, в Кемеровской и Иркутской обл. РСФСР. К.-А. у. б. вытянут вдоль Сибирской ж. д. (от ст. Итат на 3. до ст. Тайшет на В.) на расстояние ок. 700 км. Шир. от 50 до 250 км. Площадь открытой части басе. ок. 45 тыс. км2. Енисей делит К.-А. у. б. на две части: западную, ранее называвшуюся Чулымо-Енисейским басе., и восточную, известную ранее как Канский басе. Общие геол. запасы углей 601 млрд. т (по подсчётам 1968, до глубины 600 м), в т. ч. пригодных для разработки открытым способом 140 млрд. т.

Первые представления об угленосности были получены в кон. 19 - нач. 20 вв. при геол. исследованиях по трассе строившейся Сибирской ж.-д. магистрали. Разработка углей в басе, началась с 1904 на Иршинском месторождении; массовое освоение басе.- с 1939. Осн. месторождения: Берёзовское, Барандатское, Итат-ское, Боготольское, Назаровское, Ирша-Бородинское, Абанское, Саяно-Партизан-ское. Угленосная толща К.-А. у. б. сложена юрскими осадками континентального типа, представляющими чередование песчаников, конгломератов, гравели-тов, алевролитов, аргиллитов и пластов угля. В преобладающей части имеет черты типичного платформенного басе, с горизонтальным залеганием слабо лити-фицированных пород общей мощностью ок. 200-400 м; в юго-вост. части мощность угленосной толщи возрастает до 700-800 м; здесь она сложена более плотными породами и имеет складчатое залегание. Местами юра несогласно перекрывается непродуктивными отложениями мелового, палеогенового и неогенового возраста. Угленосность пром. значения приурочена к двум разновозрастным циклам осадконакопления - нижнеюрскому и среднеюрскому. В басе, известно до 20 рабочих пластов угля суммарной мощностью 120 м. Основное пром. значение имеет залегающий в верхнем горизонте среднеюрских отложений пласт Мощный, мощность к-poro изменяется от первых десятков м до 80 м. Угли по составу гумусовые с редко встречающимися прослоями сапропелево-гумусового состава, по степени углефикации - бурые (Б1 и Б2), за исключением Саяно-Партизанского месторождения, где они относятся к каменным (марки Г); мощность пластов на этом месторождении 1-1,5 м, условия залегания сложные. Показатели качества бурых углей: содержание влаги 21-44% , зольность 7-14%, серы 0,2-0,8% ; выход летучих веществ 46-49%; теплота сгорания рабочего топлива 11,7- 15,7 Мдж/кг (2800-3750 ккал/кг), горючей массы 27,2-28,2 Мдж/кг (6500- 6750 ккал/кг); на воздухе они растрескиваются и через 12-14 сут превращаются в мелочь. В кам. углях содержание влаги 5,6% , зольность 10% , содержание серы 1,2% ; выход летучих веществ 48% ; теплота сгорания рабочего топлива 26,1 Мдж/кг (6220 ккал/кг), горючей массы 33,6 Мдж/кг (8030 ккал/кг). Угли басе, пригодны также в качестве сырья для хим. пром-сти. Неглубокое залегание пластов угля, большая мощность основного пласта Мощного на обширных площадях позволяют вести разработку месторождений открытым способом. В 1970 было добыто 18 млн. т угля. Весьма перспективным является разведанное Берёзовское месторождение, располагающее крупными запасами угля. Кроме углей, на площади бассейна имеются месторождения нерудных полезных ископаемых, главным образом стройматериалов.

Лит.: Геология месторождений угля и горючих сланцев СССР, т. 8, M., 1964.

А. К. Матвеев.


KAHСКОE БЕЛОГОРЬЕ, горный хребет в зап. части главного водораздельного хребта Восточного Саяна (Красноярский край РСФСР). Расположен между Майским Белогорьем на 3. и Агульскими Белками на В., образуя водораздел рек басе. Кана и Кизира. Дл. ок. 110 км, вые. 1800-2000 м (высшая точка - г. Пирамида, 2256 м). Преобладают средневысотные массивы с плоскими выровненными вершинами, сложенные гл. обр. кристаллич. сланцами, мраморами, гранитами. Сев. склоны расчленены густой сетью хорошо разработанных, нередко широких речных долин. На склонах повсюду густая темнохвойная тайга, а на наиболее высоких вершинах - ли-шайниковая каменистая тундра.

KAHCЬOHEPO, кансьонёйру (исп. cansionero, португ. cansioneiro - песенник), сборники любовной и сатирич. поэзии Испании и Португалии. В 12- 14 вв. составлялись на галисийском наречии португ. языка. Древнейший из сохранившихся К.- Ажудский ("Cancionei-ro da Ajuda"), составленный в кон. 13 в. Ватиканский ("Cancioneiro da Vaticana>) и наиболее полный из К.- Колоччи-Бран-кути ("Cancioneiro da Biblioteca Nacional. Colocci-Brancuti") - копии 16 в. с оригиналов 14 в.; объединяли ок. 200 поэтов, в творчестве к-рых традиции нар. португ. поэзии противоречиво сочетаются с влиянием прованс. рыцарской лирики.С 15 в. составляются К. поэтов, пишущих на исп. яз.: "Кансьонеро Баэны" ("El cancionero de Ваепа", изд. 1851), составленный X. А. Баэной ок. 1445; "Кансьонеро Стуньиги" ("Cancionero de Stuniga", изд. 1872); "Всеобщий Кансьонеро" ("Cancionero general", 1511), собранный Э. дель Кастильо. В 1516 португальский поэт-гуманист Г. ди Резенди опубликовал под названием "Общий Кансьонеро" ("Сап-cioneiro geral") антологию лирических и сатирических произведений с сер. 15 в. до нач. 16 в. на португальском и испанском языках.

Лит. :Менендес Пидаль Р., Древнейшая испанская лирическая поэзия. Арабская поэзия и поэзия европейская, в его кн.: Избранные произведения. Испанская литература Средних веков и эпохи Возрождения, пер. с исп., M., 1961; Смирнов А. А., Средневековая литература Испании, Л., 1969; Menendezу Pelayo M., Antologi'a de poetas h'ricos castellanos..., v. 1-13, Madrid, 1890-1908; Rodrigues L a p a M., Licoes de literatura portuguesa. Epoca medieval, 3 ed., Coimbra, 1952.

А. И. Дробинский, З. И. Плавскин.

KAHT (Kant) Герман (p. 14.6.1926, Гамбург), немецкий писатель и публицист (ГДР). Первый сб. новелл "Немножко южного моря" (1962). Романы К. "Актовый зал" (1965, рус. пер. 1968), "Импрес-сум" (1972) посвящены проблемам становления личности в социалистич. обществе. Пр. им. Г. Гейне (1962) и пр. им. Г. Манна (1967).

Соч.: In Stockholm, В., 1971 (совм. с Л. Реэром); в рус. пер.- В союзе с народом, "Вопросы литературы", 1969, № 10.

Лит.: Книпович E., "Актовый зал" Г. Канта, "Иностранная литература", 1966, № 12; Четверикова H., Просто о сложном, "Подъём", 1969, Mb 1; Au er A., Eine einfache Sache. Zu dem Roman "Die Aula" von H. Kant (1965), в его кн.: Standor-te - Erkundungen, Halle/Saale, 1967.


КАНТ (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград,-12.2.1804, там же), немецкий философ и учёный, родоначальник нем. классической философии. Прожил всю жизнь в Кенигсберге, где окончил ун-т (1745) и был в 1755-70 доцентом, а в 1770-96 проф. ун-т?.. В филос. развитии К. различают два периода - "докритический" (до 1770) и "критический". В т. н. "докритический" период К. признаёт возможность умозрит. познания вещей, как они существуют сами по себе ("метафизики", согласно принятой тогда терминологии); в т. н. "критический" период - отрицает способность такого познания на основании предварит, исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей.

В "докритический" период ("Всеобщая естественная история и теория неба", 1755) К. разработал "небулярную" кос-могонич. гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной "туманности", т. е. из огромного облака диффузного вещества (см. Канта гипотеза). Согласно оценке Ф. Энгельса, эта теория К. "...была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени" (Mаркc К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 56). В то же время К. высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедление - в результате приливного трения - суточного вращения Земли, а также развил учение об относительности движения и покоя. В биологии К. наметил идею ге-неалогич. классификации животного мира, в исследованиях по антропологии выдвинул идею естеств. развития человеческих рас. Параллельно с этими естественнонаучными работами К. написал в "докритический" период ряд философских работ. В них он наметил - под влиянием эмпиризма и скептицизма английского философа Д. Юма - различие между основанием реальным и логическим, осмеял увлечение нек-рых своих современников т. н. "духовидени-ем" и др.

Диссертация "О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира" (1770) явилась началом перехода к воззрениям "критического" периода, гл. произведениями к-рого стали "Критика чистого разума" (1781),

"Критика практического разума" (1788) и "Критика способности суждения" (1790). Основу всех трёх "Критик" составляет учение К. о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, - "вещах в себе". Познание наше начинается, по К., с того, что "вещи в себе" воздействуют и. Кант. на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения К.- материалист. Но в учении о формах и границах познания К.- идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретич. знания "о вещах в себе". Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирич. знания о вещах могут неограниченно расширяться и углубляться, но это ни на йоту не приблизит нас к познанию "вещей в себе".

В логике К. проводил различие между обычной, или общей, логикой, к-рая исследует формы мысли, отвлекаясь от вопросов об их предметном содержании, и логикой трансцендентальной, к-рая исследует в формах мышления то, что сообщает знанию априорный, всеобщий и необходимый характер. Основной для него вопрос - об источниках и границах знания - К. формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических (т. е. дающих новое знание) суждений в каждом из трёх главных видов знания - математике, теоретич. естествознании и метафизике (умозрит. познании истинно-сущего). Решение этих трёх вопросов "Критики чистого разума" К. приурочивает к исследованию трёх осн. способностей познания - чувственности, рассудка и разума.

В основе математики лежат созерцания пространства и времени. Формы их перестают у К. быть формами существования самих вещей и становятся только априорными формами чувственности. В основе этих созерцаний лежат "чистые", т. е. не зависящие от опыта и предшествующие ему (априорные), формы пространства и времени, что и обусловливает всеобщность и необходимость матем. истин.

В теоретич. естествознании условием возможности априорных синте-тич. суждений являются 12 категорий (напр., единство, множество, цельность, реальность, отрицание и т. д.), к-рые в качестве "чистых" понятий априорны. Но чтобы возникло подлинное знание, необходимо соединение (синтез) чувственного созерцания с категориями рассудка, высшим условием к-рого является единство нашего сознания. Поскольку всеобщие и необходимые законы опыта принадлежат не самой природе, а только рассудку, к-рый вкладывает их в природу, постольку естествознание, по К., само строит свой предмет - со стороны его логич. формы.

Рассмотрение вопроса о возможности синтетич. суждений в "м е т а ф и з и к е" К. приурочивает к исследованию разума, порождающего "идеи", т. е. понятия о безусловной целостности, или единстве, обусловленных явлений (понятия о душе, мире и боге). К. пришёл к выводу, что все три умозрит. науки традиц. философии, рассматривавшей эти идеи,- "рациональная психология", "рациональная космология" и "рациональная теология" - науки мнимые. Понимая, что его критика стремится ограничить компетенцию разума, К. полагал, будто то, что при этом теряет познание, выигрывает вера. T. к. бог не может быть найден в опыте, не принадлежит к миру явлений, то, по К., невозможно ни доказательство его существования, ни его опровержение. Религия становится предметом веры, а не науки или теоретической философии. Верить в бога, по К., не только возможно, но и необходимо, т. к. без этой веры невозможно примирить требования нравств. сознания с непререкаемыми фактами зла, царящего в человеческой жизни.

Большую роль в развитии философии после К. сыграла кантовская критика рациональной космологии. По К., притязания последней с необходимостью ведут к возникновению в разуме антиномий - противоречащих друг другу и в то же время одинаково доказуемых ответов на исследуемые ею вопросы: мир и конечен - и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и неделимых частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно. T. о., разум по самой своей природе антиномичен и диалектичен. Однако эта диалектика космо-логич. положений остаётся, по К., только субъективной, не выражает противоречивости самих вещей и не нарушает логич. запрета противоречивости. Все противоречия космологич. "диалектики" падают, как только падает лежащее в их основе ложное, по К., допущение, будто мир как безусловное целое может быть предметом разумного теоретич. познания.

На основе результатов критики теоретич. разума К. построил свою этику. Исходной её предпосылкой оказалось сложившееся у К. под влиянием франц. философа Ж. Ж. Руссо убеждение в том, что всякая личность - самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Осн. законом этики К. провозгласил внутреннее повеление (категорический императив), требующее руководствоваться чисто формальным правилом: поступать всегда согласно принципу, к-рый мог бы стать и всеобщим законом (др. формулировка: поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству - в своём лице и лице другого - как к цели, а не только как к средству).

В эстетике К. сводит прекрасное к "незаинтересованному" удовольствию, не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображённый в произв. искусства, и обусловленному только его формой. Впрочем, провести вполне последовательно свой формализм К. не смог: в этике - вразрез с формальным характером "категорического императива" К. выдвинул принцип самоценности каждой личности; в эстетике - вразрез с формализмом в понимании прекрасного - объявил высшим видом искусства поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала.

Прогрессивным было учение К. о роли антагонизмов в ист. процессе жизни общества. Только через действие сил, к-рые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по К., достижение величайшей задачи человеческого рода - всеобщего правового гражд. состояния. Параллельно с этим должно быть установлено состояние вечного мира между всеми гос-вами. Средством к установлению и сохранению мира К. считал развитие междунар. торговли и общения с их взаимными выгодами для различных гос-в.

Изобилующее противоречиями учение К. оказало огромное влияние на последующее развитие науч. и филос. мысли. Своим учением об антиномиях разума К. сыграл выдающуюся роль в развитии диалектики. К. критиковали и пытались на него опереться философы самых различных направлений. Возникшее в 60-х гг. 19 в. неокантианство стремилось разработать на основе идей К. систему идеализма (см. также Марбург-ская школа). Двойственный характер философии К., допускающий её критику "справа" и "слева" (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 202-14), отмечали классики марксизма-ленинизма, высоко оценивая её положительные стороны и критикуя её субъективно-идеалистические и агностические тенденции. К. Маркс охарактеризовал философию К. по её обществ, содержанию как немецкую теорию франц. бурж. революции (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 184).

С о ч.: Gesammelte Schriften, Bd 1 - 23, В., 1910 - 55; Briefe, Gott., 1970; в рус. пер.- Соч., т. 1 - 6, M., 1963 - 66.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18 (см. Указах, имён); ДеборинА. M., Диалектика у Канта, в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 1, M., 1924; А с м у с В. Ф., Диалектика Канта, 2 изд., M., 1930; его же, Философия И.Канта, M., 1957; К а р а п е-т я н А., Критический анализ философии Канта, Ep., 1958; Галанза П. H., Учение И. Канта о государстве и праве, M., 1960; Шашкевич П. Д., Теория познания И. Канта, M., 1960; Попов С. И., Кант и кантианство, M., 1961; Паульсен Ф., Кант, его жизнь и учение, 2 изд., СПБ, 1905; Фишер К., История новой философии, т. 4-5, СПБ, 1906 - 10; R е п о и-v i е г С. В., Critique de Ia doctrine de Kant, P., 1906; C a i r d E., The critical philosophy of I. Kant, 2ed., v. 1-2, L., 1909; Co-hen H., Kants Begriindung der Ethik..., 2 Aufl., B., 1910; его же, Kants Theorie der Erfahrung, 4 Aufl., В., 1925; S i name 1 G., Kant, 5 Aufl., Munch., 1921; C a s-sirer E., Kants Leben und Lehre, B., 1921; Reininger R., Kant. Seine Anhanger und seine Gegner, Munch., 1923; V о r 1 a n-der K., I. Kant, Bd 1 - 2, Lpz., 1924; Ri-e h 1 A., Der philosophische Kritizismus, Bd 1 - 3, Lpz., 1924-26; Wundt M., Kant als Metaphysiker, Stuttg., 1924; Rickert H., Kant als Philosoph der modernen Kultur, Tubingen, 1924; Ad i ekes E., Kant als Naturforscher, Bd 1 - 2, B., 1924 - 25; Heidegger M., Kant und das Problem der Metaphysik, Bonn, 1929; V 1 e e-schauwerH. J.de, !/evolution de Ia pen-see Kantienne, P., 1939; R i t z e 1 W., Studien zum Wandel der Kant-Auffassungen, Mein-senheim/Glan, 1952; Kroner R., Von Kant bis Hegel, Bd 1 - 2, Tubingen, 1961; Bohatec J., Die Religionsphilosophie Kants..., Hildesheim, 1966; H e i m s o-eth H., Transzendentale Dialektik, Bd 1 - 4, B., 1966 - 71; Martin G., Immanuel Kant, 4 Aufl., B., 1969; "Kant-Studien", Bd 1 -61-, 1896 - 70 - .

Комментарии и словари к соч. К.: Eisler R., Kant-Lexikon, Hildesheim, 1961; Vaihinger H., Kommen-

tar zu I. Kants Kritik der reinen Vernunft, 2 Aufl., Bd 1-2, Stuttg., 1922; C oh en H., Kommentar zu I. Kants Kritik der reinen Vernunft, 4 Aufl., Lpz., 1925; Ratke H-, Systematisches Handlexikon zu Kants Kritik der reinen Vernunft, 2 Aufl., Hamb., 1965.

В. Ф. Асмус.


KAHT (Canth) Минна (псевд.; наст, имя Ульрика Вильхельмина, урожд. Ионсон; Johnson) (19.3.1844, Тампере,- 12.5.1897, Куопио), финская писательница. Род. в семье торговца. В первых произв. К. изображена жизнь фин. деревни: "Новеллы и рассказы" (1878), пьесы "Кража со взломом" (1882), "В доме Ройнила" (1883). В пьесе К. "Жена рабочего" (1885, в рус. пер. "Хомсанту", 1960), новеллах ("Бедные люди", 1886, и др.) реалистически показаны бесправие и нищета рабочего люда Финляндии, назревающий протест против эксплуатации. В драме "Дети горькой судьбы" (1888) впервые в фин. лит-ре представлен образ бунтаря. В новеллах ("Ханна", 1886, и др.), пьесе "Сюльви" (1893, рус. пер. 1960) и др. К. разоблачает бурж. мораль и воспитание, выступает за равноправие женщины. В произв. К. 90-х гг. острота социальных проблем сменяется морализаторской, примирительной тенденцией ("Семья пастора", 1891; "Анна-Лийса", 1895).

Соч.: Kootut teokset, nide 1 - 4, HeIs., 1925 - 28; Valitut teokset, HeIs., 1957.

Лит.: [Драматургия M. Кант], в кн.: К а р х у Э. Г., Финляндская литература и Россия. 1850-1900, М.- Л., 1964; F г е п-ckell-Theslleff G., Minna Canth, HeIs., 1944; Tarkiainen V., К a u p-pinen E., Suomalaisen kirjallisuuden his-toria, HeIs., 1961; К a n n i I a H., Minna Canthin kirjallinen tuotanto. Henkilobiblio-grafia, [HeIs., 1967]. И. Ю. Марцина.

КАНТ (от лат. cantus - пение, песня), род бытовой многоголосной песни, распространённой в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально К. создавались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства и в монастырях.

Поэтика К. идёт от лит. (книжной) поэзии, а не нар. песни. В 17 в. К. создавались на слова С. Полоцкого, E. Слави-нецкого, Д. Ростовского и др. представителей силлабической поэзии. Тексты и напевы К. бытовали во MH. вариантах, входили в распространённые рукописные сборники. Для муз. стиля К. характерно 3-голосное изложение с параллельным движением верхних голосов, квадратная муз. строфа. Исполнялись они ансамблем певцов или хором без сопровождения инструментов. Интонац. строй К. представляет сплав элементов знаменного распева, рус. и укр. нар. песни, а также польской мелодики. В 18 в. появляются К. патриотич., бытового, любовно-лирич. содержания;, для петровской эпохи характерны "приветственные" и "панегирические" К. с фанфарными мелодич. оборотами, торжеств, ритмом полонеза, ликующими руладами. К. становятся излюбленной формой музицирования гор. слоев населения. Лирич. К. впитывают в себя элементы бытующих танц. форм, гл. обр. менуэта. Известны К. на тексты В. К. Тредиаковского, M. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и др. поэтов, однако в большинстве случаев слова и музыка К. анонимны.

Лит.: Финдейзен H. Ф., Очерки по истории музыки в России, т. 1 - 2, M.- Л., 1928-29; Ливанова T. H., Русская музыкальная культура XVIII века..., т. 1, M., 1952; Позднеев А. В., Рукописные песенники XVII - XVIII веков, "Уч. записки

Московского заочного пед. ин-та", 1958, т. 1; К е л д ы шi Ю. В., Русская музыка XVIII века, M., 1965; его же, Об исторических корнях канта, в сб.: Musica antiqua Europae Orientalis, t. 2, Bydgoszcz, 1969.

Ю. В. Келдыш.

КАНТ (польск. kant, от нем. Kante), 1) цветной шнурок, оторочка по краям или швам форменной одежды: на брюках, фуражке, петлицах и погонах.

2) Выступающие за линию обреза книжного блока края переплёта или обложки.

КАНТ, посёлок гор. типа, центр Кантского р-на Кирг. CCP. Расположен в Чуй-ской долине. Ж.-д. станция в 20 км к В. от г. Фрунзе. 22,5 тыс. жит. (1971). Цем.-шиферный комбинат, сах. и ре-монтно-механич. з-ды.

КАНТА ГИПОТЕЗА в астрономии, гипотеза об образовании планетной системы из рассеянной материи, заполнявшей всё пространство этой системы и находившейся в единообразном вращательном движении вокруг центрального сгущения - Солнца. Изложена в книге И. Канта "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755), в к-рой он поставил вопрос о естеств. происхождении всех небесных тел ("Дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен образоваться мир") и дал космогонич. объяснение закономерности движения планет. В К. г. изложена в общем правильная картина развития вращающегося пылевого облака (в гипотезе говорится о "частичках", поскольку во времена Канта существование атомов и молекул газов и их отличие от пылинок было неизвестно). Матем. обоснование нарисованной Кантом космогонич. картины было предложено лишь в сер. 20 в., когда была понята роль перехода механич. энергии в тепловую при столкновениях твёрдых частиц. См. Космогония.

Б. Ю. Левин.


КАНТАБИЛЕ (итал. cantabile, букв.- певуче), певучесть, напевность мелодики, а также муз. исполнения. С сер. 18 в. обозначение К. часто выставляется в начале музыкальной пьесы вместе с обозначением темпа, определяя характер музыки (Andante cantabile в струнном квартете соч. 11 П. И. Чайковского). Иногда названием муз. пьесы становится один термин "К." без к.-л. добавлений (Кантабиле для виолончели и фп. Ц. Кюи).

КАНТАБРИЙСКИЕ ГОРЫ (Cordillera Cantabrica), горы на С. Испании. Протягиваются вдоль юж. берегов Бискайского зал. Дл. ок. 500 км, вые. до 2648 м (г. Торре-де-Серредо). Сев. склоны крутые, местами отвесные, глубоко расчленены речными долинами и ущельями, юж.- пологие, обращены к Месете. Наиболее высокая, зап. часть (ср. вые. ок. 2 тыс. м) сложена палеозойскими кварцитами, мраморами, известняками, вост. часть (Баскские горы) - более низкая (вые. 1000-1500 м), состоит преим. из хребтов с мягкими очертаниями вершин и склонов; сложена мезозойскими известняками, песчаниками, доломитами. Широко распространён карст. Месторождения кам. угля, жел., полиметаллич. руд. Климат влажный, особенно на сев. склонах; осадков более 1000 мм в год. Густая сеть полноводных рек. На сев. склонах широколиств. и смешанные леса (дуб, бук, каштан, сосна), на юж. преобладают вечнозелёные и листопадные кустарники, выше 1600-1800 м - субальпийские кустарники и альпийские луга.


КАНТАБРЫ (лат. Cantabri), одно из иберийских племён в Сев. Испании. Отличались, по сообщениям древних авторов, суровым нравом и большой храбростью. Упорно боролись во 2-1 вв. до н. э. против рим. завоевания; были окончательно покорены римлянами при Августе в 29-19 до н. э. Терр. их расселения вошла в рим. провинцию Испания Ближняя (или Тарраконская).

КАНТАКУЗИНЫ, 1) знатный визант. род (Kantakuzenoi), выдвинувшийся в кон. 11 в. Особенное влияние К. приобрели в нач. 14 в. Им принадлежали владения во Фракии и на Пелопоннесе. Один из К. был наместником Пелопоннеса, его сын стал императором (Иоанн VI К.). Сыновья Иоанна VI получили в уделы: Мануил - Пелопоннес (Морею), Матфей - Фракию. После смерти Ma-нуила (1380) К. нек-рое время удерживали Морею, но в 1381 (или 1382) были вынуждены уступить её Палео логам. 2) Знатный валашский род (Cantacuzino), возводящий своё происхождение к визант. роду К., представители к-рого после падения Византии (сер. 15 в.) перешли на службу к туркам. Шербан К. (1640- 1688) с 1678 - господарь Валахии. С нач. 18 в. MH. члены рода К. переселились из Валахии в Россию. В 19 - нач. 20 вв. К. занимали видные политич. посты в Румынии.

Лит.: Ni col D. M., The Byzantine family of Kantakouzenos (Cantacuzenus) ca. 1100-1460, Wash., 1968.


КАНТАЛЬ (Cantal), древний конусообразный вулкан в Центр. Франц. массиве. Вые. 1858 м- Основание поперечника от 60 до 80 км. Образовался в результате неогеновых извержений с излияниями андезитов и базальтов. Вершина разрушена, склоны расчленены на отдельные платообразные участки. Горно-луговая растительность.


КАНТАЛЬ (Cantal), департамент во Франции, в пределах Центр. Франц. массива. Пл. 5,8 тыс. км2. Нас. 168 тыс. чел. (1971). Адм. ц.- г. Орийак. Гл. отрасль экономики - с. X-BO. Осн. культуры: рожь, пшеница, гречиха, овёс, картофель. На горных пастбищах - молочное животноводство. Произ-во сыра ("канталь" и "голубой"); кож. и дерево-обр. предприятия.


КАНТАЛЬ, жаростойкий сплав на основе железа, содержащий ок. 22% хрома, 5% алюминия и 0,5% кобальта. В Швеции выпускается ряд разновидностей К., различие в эксплуатационных свойствах к-рых обусловливается в основном особенностями технологии их произ-ва. Сплавы отличаются высоким удельным электрич. сопротивлением (до 1,45 Мом-м) и жаростойкостью (до 1375 0C); темп-pa плавления К. ок. 1510 0C. В виде проволоки или ленты К. используют гл. обр. для изготовления нагревательных элементов электрических печей. Аналогами К. в СССР являются сплавы типа хромалъ марок ОХ23Ю5А и ОХ27Ю5А.


КАНТАРИДИН, действующее вещество шпанских мушек и др. жуков сем. нарывников; терпеноид, ангидрид кантариди-новой к-ты. К. плохо растворим в воде, хорошо - в жирах и органич. растворителях. Обладает сильным раздражающим действием на кожу и слизистые оболочки; вызывает боль, жжение, образование пузырей; при всасывании - отравление, сопровождающееся воспалением слизистой оболочки мочевыводящих путей, слюнотечением, рвотой, поносом, болями в животе, возбуждением центр, нервной системы.


КАНТАРОФИЛИЯ (от греч. kantharos - жук и philia - дружба, любовь), перекрёстное опыление цветков при помощи жуков, к-рые питаются пыльцой или нек-рыми сочными тканями цветка. Спец. приспособленности к К. у цветков и у жуков б. ч. не наблюдается. Полная, т. н. настоящая, К. присуща лишь немногим растениям (саговники, каликант и нек-рые др.).


КАНТАТА (итал. cantata, от лат. canto - пою), крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются К. торжественного, радостного, лирич., скорбного, повествоват. характера; подразделяются на светские и духовные (религиозные). Обычно К. состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. К. близка к оратории, отличается от неё меньшими масштабами, отсутствием драматич. разработки сюжета, преим. камерным характером.

К. возникла в Италии в 1-й пол. 17 в. Вначале итал. К. была сольной; позднее создавались К., близкие к оперным сценам. Расцвет итал. К. относится к сер. 17 в. и связан с творчеством композиторов Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти и др. Итал. К. были светскими; духовная К. сформировалась в Германии. Наряду с оркестром и солистами в ней большое значение приобрёл хор. Высокохудожеств. образцы духовных и светских К. создал И. С. Бах. Первые рус. К. возникли в 18 в. Во 2-й пол. 19 в. ряд значительных произв. в жанре К. был создан рус. композиторами-классиками: П. И. Чайковским ("Москва"), H. А. Римским-Корсаковым ("Из Гомера" и др.), С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым. Советскую К. отличает возросшая роль хора, использование интонаций нар. и массовой песни. Важное место в К. сов. композиторов заняли историко-героич. ("Александр Невский" С. С. Прокофьева, симфония-К. "На поле Куликовом" Ю. А. Шапорина) и патриотические темы ("Кантата о Родине" А. Г. Арутюняна, симфония-К. "Украина моя" А. Я. Штогаренко и др.).

Лит.: Хохловкина А., Советская оратория и кантата, M., 1955; III и р н-нян Р., Оратория и кантата, M., 1960; S с h m i t z E., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Bd 1- Geschichte der weltlichen Solokantate, [3 Aufl.], HiI-desheim, 1965. См. также лит. при ст. И. С. Бах и Оратория. Б. В. Левик.

КАНТЕГИРСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в средней части Зап. Саяна (Красноярский край РСФСР). Расположен в междуречье Енисея и его лев. притока р. Кантегир. Дл. ок. 90 км; вые. 1800- 2200 м (наибольшая - 2485 м). Сложен кристаллич. сланцами, гранитами. Склоны расчленены глубокими эрозионными долинами. Преобладают ландшафты темнохвойной горной тайги. Иногда К. х. называют также горный массив в верховьях р. Кантегир.

КАНТЕЛЕ (фин. kantele), карело-фин. струнный щипковый муз. инструмент. Родствен эст. каннеле, латыш, кокле, литов. канклес и рус. крыловидным (звончатым) гуслям.

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич [ 10(21). 9.1708, Константинополь, - 31. 3 (11.4). 1744, Париж], русский поэт-сатирик, дипломат. Сын молд. господаря Д. К. Кантемира. Был широко образован: в совершенстве владел неск. языками, изучал точные и гуманитарные науки, историю рус. культуры. Лит. деятельность начал в 1725 с переводов. В политич. эпиграммах и оригинальных сатирах (1729-31) выступил как смелый защитник реформ Петра I. С 1732 посол в Великобритании, в 1738-44 - во Франции. Будучи за границей, продолжал писать сатиры, переводил Горация, Анакреонта, тщетно добиваясь печатания своих произв. в Петербурге. Сторонник теории естеств. права, распространял идеи Просвещения, резко критиковал церковь и духовенство. В 1730 К. перевёл на рус. яз. трактат физика Б. Фонтенеля "Разговоры о множестве миров". В 1742 написал к трактату примечания, многие из к-рых вошли в письма "О природе и человеке", явившиеся первой попыткой создания рус. филос. терминологии и ма-териалистич. объяснения важнейших филос. понятий. Ввёл в оборот рус. речи такие слова, как "идея", "депутат", "материя", "природа" и др. В 1756 Синод конфисковал перевод трактата. Прочитав трактат В. К. Тредиаковского "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735), К. выступил в защиту силлабического стихосложения. Произв. К. и его переводы, а также его связи с Монтескье, Вольтером и др. обострили в нач. 40-х гг. его отношения с царским пр-вом. Однако авторитет К. в европ. столицах, глубокое знание меж-дунар. отношений, умение действовать в сложной обстановке войны за Австр. наследство (1740-48) заставляли рус. пр-во терпеть К. на ответств. дипломатия, постах. Реляции и дипломатич. переписка К. содержат серьёзный анализ внеш. и внутр. политики европ. гос-в. Большая часть их не опубликована, хранится в архивах СССР. К.- один из основоположников рус. классицизма и новой сатирич. поэзии.

Соч.: Сочинения, письма иизбр.переводы, т. 1 - 2, СПБ, 1867 - 68; [Письма], в кн.: Майков Л. H. (сост.), Материалы для биографии Кантемира, СПБ, 1903; Собр. стихотворений, [Вступительная статья Ф. Я. Приймы], Л., 1956.

Лит.: Тимофеев Л. И., Кантемир и развитие силлабического стиха, в его кн.: Очерки теории и истории русского стиха, M., 1958; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 4 изд., M., 1960; Плеханов Г. В., "Учёная дружина" и самодержавие. 3 раздел - А. Д. Кантемир, Соч., т. 21, М.- Л., 1925; его же, Общественная мысль в изящной литературе, там же; История философии в СССР, т. 1, M.. 1968, с. 293-98.

E. E. Юровская, И. 3. Серман.


КАНТЕМИР Дмитрий Константинович [26.10.1673, Молдавия,-21.8(1.9).1723, поместье Дмитровка Харьковской губ.], учёный и политич. деятель Молдавии и России. Обучался в Константинопольской греко-латинской академии. Сын молд. господаря Константина Кантемира, с 1710 молд. господарь. В 1711 заключил тайный договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. После неудачного Прутского похода 1711 Петра I К. и 4 тыс. молдаван ушли в Россию. К. стал советником царя по вост. вопросам, получил титул князя и поместья на Украине. В 1714 был избран чл. Берлинской академии наук; участвовал в Персидском походе 1722-23. Почти все труды К. написаны в России, и на них оказали большое влияние петровские реформы. К.-