загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

собность) энергетич. К. бывает различным, превышая в отд. случаях 1000 м31сек (напр., пропускная способность деривационного К. при ГЭС Монтелимар во Франции 1860 м31сек). В СССР деривационные К. имеются на ГЭС: Земо-Авчальской, Рионской, Кондопожской, на Севанском каскаде и др.

Рис. 2. Схема ГЭС деривационного типа: / - деривационный подводящий канал; 2 - деривационный отводящий канал; 3 - здание ГЭС; 4 - напорный бассейн; 5 - водосбросный канал; в - головной водозаборный узел; 7 - река.

Оросительные (ирригационные) К., предназначенные для подачи воды к орошаемым земельным массивам, обычно образуют систему К. магистральных, распределительных, собственно оросительных (оросителей) и водосбросных (см. Орошение). В оросительные К. вода поступает самотёком или подаётся насосами. В крупных ирригационных системах длина магистральных К. нередко достигает неск. сот км (Каракумский канал, 1-я очередь, до г. Ашхабада, - свыше 800 км, Северо-Крымский канал - более 400 км, Большой Ферганский канал - ок. 300 км). Расходы воды в головной части этих К.- 250-500 м31сек.

Обводнительные К. подают воду для нужд с. х-ва (гл. обр. животноводства) в безводные и засушливые районы (напр., обводнительные К. в низовьях Волги, К. Терско-Кумской обводнит, системы). Поскольку при обводнении на засушливых землях обычно образуются мелкие (оазисного характера) орошаемые участки, обводнительные К. часто являются одновременно и оросительными (напр., Невинномысский, Кубань-Калаусский и др. K-).

Осушительные К. собирают воду, поступающую из осушительной или дренажной сети (на заболоченной или излишне увлажнённой территории), и отводят её в водоприёмник (реку, озеро, море) самотёком или с помощью насосных станций (см. Мелиорация). Осушительные К. трассируются, как правило, по наиболее низким отметкам осушаемой территории (по тальвегам).

Водопроводные К. служат для подачи воды от источника водоснабжения к месту её потребления - пром. р-ну, городу, посёлку и т. п. К большим водопроводным К. в СССР относятся каналы: Иртыш - Караганда общей протяжённостью ок. 460 км я пропускной способностью в головной части 75 м3/сек; Северский Донец - Донбасс - ок. 130 км, при головном расходе воды 25 м3/сек. Условия эксплуатации и санитарные требования иногда вызывают необходимость делать водопроводные К. закрытыми (напр., водопроводный К. дл. ок. 30 км. подающий воду из Учинского водохранилища к Москве).

Лесосплавные К. устраиваются для сплава леса молем или плотами обычно от мест его заготовки до лесосплавной реки или лесопильного завода (см. Лесосплав). Лесосплавные К. сооружаются также в р-нах гидроузлов для направления лесосплава в обход гидротехнич. сооружений.

Рыбоводные К. служат для подачи воды на искусственные нерестилища, для соединения с рекой отд. изолированных водоёмов (озёр), в к-рых водится рыба, для опреснения лиманов (напр., в низовьях р. Кубани) и т. п.

Комплексные К. сооружают для решения одновременно неск. водохо-зяйственных задач. Особенно большое развитие эти К. получили в СССР в связи с комплексным использованием речных водных ресурсов. Напр., К. имени Москвы осуществляет подачу воды для судоходства, водоснабжения и обводнения г. Москвы; Волго-Донской К. имени В. И. Ленина (вместе с Цимлянской ГЭС) - судоходно-ирригационно-обвод-нителъный и энергетич. комплекс; К. Иртыш - Караганда, кроме осн. задачи - водоснабжения, решает и вопросы орошения земель в Центр. Казахстане.

Формы поперечного сечения К. (рис. 3) зависят от его назначения, строит, свойств грунтов, условий производства земляных работ и др.

Рис. 3. Формы поперечного сечения каналов: а - трапецеидальная; 6 - прямоугольная; в - полигональная.

Наиболее распространённые формы сечений К., сооружаемых в мягких грунтах,- трапецеидальная и полигональная. Последняя обычно применяется при сооружении больших судоходных К. Прямоугольное сечение целесообразно при проведении К. в скальных выемках. Иногда (напр., при прохождении трассы К. в пределах населённых пунктов, на косогорных участках и т. д.) прямоугольное сечение в мягких грунтах обеспечивается сооружением вертикальных подпорных стенок.

Размеры сечения К. определяются гидравлич. расчётом по заданному расходу воды и допустимым для условий данного К. скоростям течения, а для судоходных и лесосплавных К., кроме того,- габаритами пропускаемых судов и плотов. Отношение площади живого сечения судоходных К. к площади миделе ва сечения расчётного судна должно быть не менее 4 для К. на водных путях 1-й категории; 3,5 (2-й категории); 3 (3-й и 4-й категорий); при меньших значениях этого отношения существенно возрастает сопротивление движению судна. Уклоны (заложения) откосов К. устанавливают в зависимости от характера грунтов. При большой глубине выемок, а также в сложных геологич. условиях устойчивость откосов проверяется расчётом.

Скорости течения воды, допустимые в К., имеют предельные значения: максимальные, исключающие возможность размыва ложа К., и минимальные, обеспечивающие незаносимость (не-заиляемость) ложа К. и не допускающие его зарастания растительностью. Так, например, безопасными в отношении размыва для К., проведённых в мягких грунтах (пески, суглинки), при глубине воды более 3 м являются скорости в пределах 0,4-1,5 м/сек; в твёрдых породах (мергели, песчаники) - 3,1-5,6 м/сек. Для определения незаиля-ющих скоростей воды пользуются формулами, осн. на принципе т. н. наносо-транспортирующей способности потока. Минимальные скорости в К., при к-рых не должно быть зарастания их ложа: 0,3 м/сек - для малых К. и 0,5- для больших К.

Облицовки ложа (одежды) К. устраиваются для предохранения его от размыва течением и волнами, сок-- ращения потерь воды на фильтрацию в грунт и уменьшения шероховатости дна и откосов (для увеличения пропускной способности К.). Облицовки, служащие только для защиты откосов К. от размыва, выполняются в виде каменного мощения, каменной укладки и наброски, а также в виде бетонных и железобетонных плит. Такие облицовки применяются обычно на судоходных К. На оросительных, обводнительных и осушительных К. используются иногда дерновые фашинно-хворостяные, плетнёвые и др. крепления. Противофильтрационные облицовки (экраны) выполняются обычно из глин, суглинков и из хорошо разложившегося торфа. Для предохранения экранов от механич. повреждений и температурных влияний их покрывают защитным слоем из песчаного или гравелистого грунта. Бетонные, железобетонные (рис. 4) и асфальтобетонные облицовки наиболее универсальны: они надёжно защищают ложе К. от размыва, обеспечивают его водонепроницаемость, увеличивают пропускную способность. Вместе с тем они позволяют полностью механизировать строит, работы. Для борьбы с фильтрацией на К., кроме устройства облицовок (экранов), применяют также колъматаж, механич. уплотнение грунтов, плёнки из синтетических материалов и др. способы.

Рис. 4. Облицовка ложа канала бетонными плитами.

Сооружения на К. Кроме спец. сооружений, связанных с эксплуатацией К. (шлюзы на судоходных К., насосные станции на машинных К., водоспуски и др.), на трассе всех К. возводят также большое количество гидротехнич. сооружений различного назначения. К ним относятся сооружения в местах пересечений К. с водотоками (трубы, дюкеры, акведуки), с путями сообщений (виадуки, туннели, мосты, паромные переправы и др.) и в местах резкого перелома рельефа местности (перепады, быстротоки).

Историческая справка. Задолго до н. э. в древних гос-вах Югс-Востока и Востока с развитием земледелия появилась необходимость в устройстве оросительных и обводнительных К. Известно, напр., орошение в долине р. Нил в Египте за 4400 лет до н. э. ив Китае (на р. Янцзы) в 3-м тыс. до н. э. Строительство судоходных К. также началось ещё в древности (напр., К. от Нила к Красному морю существовал в 6 в. до н. э.; китайский Великий канал). В ср. века судоходные К. сооружались гл. обр. в Голландии, Франции, Англии. Большое значение для строительства судоходных К. имело изобретение в 15 в. в Голландии камерного шлюза. В 16-

Рис. 5. Современные каналы: 1. Канал имени Москвы (СССР). 2. Северо-Крымский магистральный канал (СССР). 3. Ирригационный канал Сан-Луис (США, Калифорния). 4. Северный канал (Франция). 5. Сайменский канал (Финляндия).

17 вв. развитие торговли и мануфактурного произ-ва потребовало улучшения путей сообщения и устройства судоходных К. В 17-18 вв. и 1-й пол. 19 в. водные пути были основными, самыми экономичными транспортными артериями. К числу наиболее значит, сооружений этого периода относятся судоходные К. во Франции (Сена - Луара, Лангедокский, Центральный и др.), в Германии (Финов, Одер- Шпре, Одер - Висла, Эльба-Xaфель и др.), в Англии (Бриджуотер, Каледонский и др.). В связи с широким развитием мировой торговли, а также в стратегич. целях во 2-й пол. 19 в. и в 20 в. сооружаются морские К.- Суэцкий, Кильский, Панамский. На территории СССР К. для целей орошения строились ещё в 8-6 вв. до н. э. в древних гос-вах Хорезме и Урарту. Известны оросительные К., построенные в 12-13 вв. н. э. в Грузии (Алазанский, Самгорский). В дальнейшем строительство К. развивалось в основном в целях улучшения речного судоходства (напр., судоходный К. на р. Сухоне, 13 в.), для гидроэнерге-тич. целей (подвод воды к водяным мельницам), иногда для осушения земель. Интенсивное строительство К. развернулось при Петре I. Ивановским К. была соединена р. Ока с верховьями р. Дона, построены Вышневолоцкая система, соединившая Волгу с р. Метой и Балтийским м., Приладожские К. и позднее - судоходные соединения: Мариинское, Тихвинское, Огинское, Северо-Двинское и др. Новый этап в строительстве судоходных, энергетич., ирригационных и др. К. на территории СССР начался после Великой О. социалистич. революции. Уже в 1918 проводились изыскания для сооружения Волго-Донского К. В восстановительный период и особенно в годы довоенных пятилеток в СССР широко развернулось строительство К., имеющих комплексное нар.-хоз. значение. Большую роль в строительстве энергетич. К. сыграл план ГОЭЛРО, в соответствии с к-рым был построен ряд гидроэлектростанций (напр., Земо-Авчальская и Кондопож-ская) с деривационными К. Крупнейшим ирригационным комплексом довоенных пятилеток является Большой Ферганский К. В 30-е гг. сооружены К. Беломорско-Балтийский и имени Москвы, ряд оросительных К. в Cp. Азии и на Кавказе. После Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 строительство К. осуществлялось в ещё более широких масштабах. Были построены и вступили в строй К.: Волго-Донской имени В. И. Ленина, Каракумский (до Ашхабада), Южный Голодно-степский, Донской магистральный, Севе-ро-Крымский, Сев. Донец - Донбасс, Днепр - Кривой Рог, Аму-Бухарский и MH. др.

Лит.: Угинчус А. А., Каналы и сооружения на них, M., 1953; А с к о ч е н с к и й A. H., Орошение и обводнение в СССР, M., 1967; Г р и ш ин M. M., Гидротехнические сооружения, M., 1968.

П. H. Кораблинов.
1122.htm
КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ в международном праве, искусственные водные пути, соединяющие морские пространства и используемые для междунар. судоходства. К. м., сокращая мировые морские пути, играют важную роль в морском судоходстве и мировой торговле, через них идут крупные потоки судов и грузов; они также имеют большое воен-но-стратегич. значение (напр., Килъ-ский канал. Суэцкий канал, Панамский канал). С точки зрения правового положения, К. м. следует отличать от проливов, являющихся естеств. морскими путями, а также от каналов национальных (внутренних), к-рые для междунар. судоходства не используются и находятся под исключит, суверенитетом данного гос-ва.

К. м. как искусств, сооружения, расположенные на территории соответствующего гос-ва, являются неотъемлемой частью его территории и подчинены его юрисдикции с учётом международно-правовой регламентации; возможна сдача К. м. в аренду другому гос-ву (см. Аренда международно-правовая).

Режим плавания через К. м. регулируется междунар. конвенциями. В основе этого режима - принцип свободы прохода судов всех стран по К. м-, уважение со стороны государств-пользователей К. м. суверенных прав гос-ва, по территории к-рого проведён канал, изъятие К. м. из сферы военных действий в случае вооружённого конфликта, обязанность уплаты установленных сборов за проход.

Лит.: Бараболя П. Д., И в а на щ е н-KO Л. А., Колесник Д. H., Международно-правовой режим важнейших проливов и каналов, M., 1965.

КАНАЛЬНЫЙ РЕАКТОР, ядерный реактор, состоящий из системы отд. каналов, пространство между к-рыми заполнено замедлителем нейтронов. Тепловыделяющие элементы с ядерным топливом размещаются внутри каждого канала и охлаждаются индивидуальным потоком теплоносителя. Подвод и отвод теплоносителя в канале осуществляется по трубопроводам. К. р. из-за конструктивных особенностей принципиально не имеют ограничений размеров активной зоны, что при намечающейся тенденции увеличения единичных мощностей реакторов выгодно отличает их от корпусных реакторов, для к-рых увеличение мощности и соответственно размеров активной зоны сопряжено с трудностями в изготовлении, транспортировке и монтаже больших корпусов. Разделение теплоносителя и замедлителя в К. р. обеспечивает хороший баланс нейтронов и эффективный теплосъём в активной зоне. Это достигается соответствующим подбором вещества замедлителя и теплоносителя. Широкое развитие получили

К. р., в к-рых замедлителем является графит, имеющий удовлетворительные ядерные характеристики, а теплоносителем - обычная вода с её хорошими теп-лофизич. свойствами.

В К. р. с помощью спец. машин возможна перегрузка топлива на ходу, т. е. без остановки и расхолаживания реактора, что улучшает экономич. показатели энергетич. установки и обеспечивает бесперебойное снабжение потребителей электроэнергией. Наличие активной зоны, состоящей из отдельных каналов, позволяет организовать индивидуальный контроль за состоянием каждой топливной сборки и в случае повреждения произвести её немедленную замену. Однако, ввиду значит, размеров активной зоны К. р., её удельная нагрузка в неск. раз ниже, чем, напр., в корпусных реакторах, и обычно не превышает в среднем 15 квт на 1 л активной зоны. Наличие разветвлённой сети трубопроводов, подводящих и отводящих теплоноситель к каналам реактора, усложняет его компоновку и обслуживание и увеличивает вероятность возникновения неплотностей и течей.

К. р. различных типов получили широкое распространение во многих странах мира. Напр., реактор SGHWR с тяжеловодным замедлителем, охлаждаемый кипящей лёгкой водой (Великобритания), уран-графитовый реактор NPR с водяным теплоносителем (США), уран-графитовый реактор AGR с газовым охлаждением (Великобритания), К. р. типа CANDU с тяжеловодным замедлителем и теплоносителем (Канада), тяжеловодный реактор КС-150 с газовым охлаждением (Чехословакия) и т. д. В СССР накоплен большой опыт создания и эксплуатации К. р. Это исследовательские реакторы и энергетические реакторы, размножители-реакторы и реакторы, представляющие собой их комбинацию (двух-целевые реакторы). В качестве замедлителя нейтронов в К. р. используется графит, тяжёлая вода, бериллий, в качестве теплоносителя - обычная вода, пароводяная смесь, перегретый пар, углекислый газ и т. д.

Хорошие экономич. характеристики и отсутствие ограничений по увеличению единичной мощности К. р., несмотря на небольшую энергонапряжённость их активной зоны, благоприятствуют дальнейшему развитию К. р. В СССР предусмотрено сооружение нескольких атомных электростанций с серийными уран-графитовыми кипящими К. р. типа РБМ-К мощностью 1000 Мвт. Первая из этих двухреакторных атомных электростанций - Ленинградская - находится в стадии монтажного оборудования.

В. П. Василевский.

КАНАЛЬНЫЙ ТРАНЗИСТОР, то же, что полевой транзистор.

КАНАМИЦИН (Kantrex, Resistomycin), антибиотик группы аминогликозидов. Получен из актиномицета Streptomyces kanamyceticus в 1957. Растворим в воде, термостабилен, полиосновного характера. К. активен в отношении большинства грамположительных и грамотрицатель-ных бактерий, а также микобактерий. Не действует на дрожжи, грибы, энтерококки, бактероиды. Применяют раствор К.-сульфата (внутримышечно) при лечении туберкулёза. Мало токсичен, однако в больших дозах обладает побочным действием: влияет на почки, слуховые нервы и др.

KAHAHEA (Cananea), город на С.-З. Мексики, в шт. Сонора. Расположен на вые. св. 1500 м. 21 тыс. жит. (1960). Ж.-д. веткой соединён с ж. д. США. Центр добычи меди. Медеплавильный з-д (40 тыс. т черновой меди в год) принадлежит компании США "Анаконда".

KAHАП, вид однолетних лубоволокни-стых растений сем. мальвовых; то же, что кенаф.

КАНАРЕЕЧНИК (Phalaris), род однолетних или многолетних трав сем. злаков. Соцветие - колосовидная или лопастная метёлка. Колоски сжатые с боков, одноцветковые; колосковые чешуи по килю часто с крылом. OK . 40 видов в умеренном поясе обоих полушарий. Наиболее известен К. Канарский (Ph. canariensis), произрастающий в зап. Средиземноморье. В СССР иногда культивируется как кормовое растение и встречается изредка как одичавшее или заносное. Плоды его - хороший корм для комнатных птиц (т. н. канареечное семя). Широко распространён К. тростниковидный, или двукисточник (Ph. arundinaceae; иногда выделяется в монотипный род Typhoides). Растёт по берегам водоёмов, влажным лугам и т. п.; ценное сенокосное растение. Пестролистные формы его разводят как декоративные растения.

Канареечник: / - канареечник Канарский; 1а - детали цветка; 16 - колосок; 2 - канареечник тростниковидный; 2а - колосок.


КАНАРЕЕЧНОЕ СЕМЯ, плоды злака канареечника (гл. обр. Канарского).

КАНАРЕЙКА (Serinus canaria), птица сем. вьюрковых отряда воробьиных. Дл. тела 12-14 см- У самца спина жёлто-зелёная с тёмными пестринами, грудь и горло жёлтые. Самка зеленоватой окраски. Распространена К. на Мадейре, Азорских и Канарских о-вах (отсюда название). В 16 в. завезена в Европу и одомашнена, легко размножается в неволе. Выведено много пород, различающихся по экстерьеру и пению, ради к-рого К. содержат в клетках.

Канарейка (Serinus canaria).

Близкий к К. вид - канареечный вьюрок (S. serinus), иногда считающийся лишь подвидом К., распространён в Сев.-Зап. Африке, Малой Азии, Аравийском п-ове и в Европе (кроме С.); в СССР - на западе Европ. части. Селится в садах и парках; гнёзда на деревьях, в кладке 3-5 яиц; насиживает самка 13 суток. Питается гл. обр. семенами.

Лит.: Л у к и н a E. В., Певчие и цветные канарейки, M., 1966.

КАНАРИС (Kanaris) Константинос (ок. 1790, о. Псара,- 14.9.1877, Афины), греческий гос. деятель, флотоводец. Участник Греческой национально-освободительной революции 1821-29. В 1826 был избран деп. Нац. собрания. В 1843-44, 1854 мин. морского флота Греции. В 1864-65, 1877 возглавлял пр-во Греции. Выступал сторонником конституции.

КАНАРИС (Canaris) Фридрих Вильгельм (1.1.1887, Аплербек, близ Дортмунда,- 9.4.1945, лагерь Флоссенбюрг), нем.-фаш. воен. деятель, адмирал (1940). Род. в семье директора сталелитейного з-да. На флоте с 1905. Во время 1-й мировой войны 1914-18 служил на крейсере "Дрезден", после потопления к-рого в 1915 был интернирован в Чили. В 1916 заслан герм, разведкой в Испанию, где развернул широкую шпионскую деятельность, организовал снабжение герм, подводных лодок с терр. Испании и Португалии. После Ноябрьской революции 1918 в Германии - адъютант воен. министра Г. Носке, участвовал в организации убийства К. Либкнехта и P. Люксембург, а затем возглавлял "следствие" по этому делу. Участник т. н. Каппов-ского путча 1920. В последующие годы служил в герм. ВМФ, установил тесные связи с национал-социалистами. С 1935 нач. управления разведки и контрразведки ("абвера") при воен. мин-ве, а с 1938 при верх, командовании вооруж. сил. Организатор междунар. воен. провокаций и диверсий [при захвате Австрии (1938), Чехословакии (1939), нападении на Польшу (1939) и др.]. Создал широкую шпионско-диверсионную сеть в странах Европы, Азии, Африки и Америки. В февр. 1944 уволен в отставку. В условиях приближавшегося поражения фаш. Германии принял в 1944 участие в заговоре генералов против Гитлера, был арестован и повешен.

КАНАРСКАЯ КОТЛОВИНА, в Атлантич. ок.; см. Северо-Африканская котловина,

КАНАРСКИЕ ОСТРОВА (исп. Islas Canarias, букв.- собачьи острова, от лат. canis - собака; по словам др.-рим. учёного Плиния Старшего, на одном из этих островов водились большие собаки), группа островов в Атлантич. ок., в 100-120 км от сев.-зап. берегов Африки. Территория Испании; по адм. делению Испании образуют 2 провинции: Лас-Пальмас и Санта-Крус-де-Тенерифе. Наиболее значит, о-ва: Гран-Канария, Тенерифе, Фуэртевентура. Пл. о-вов 7,3 тыс. км2. Общая числ. жителей 1,2 млн. чел. (1970, перепись). Осн. население - испанцы, в состав к-рых влились группы коренного населения - гуанчей. Говорят на исп. языке. Религия - католицизм.

Острова сложены базальтами; много потухших и действующих вулканов (на Тенерифе, Пальме, Лансароте). Выс. до 3718 м (действующий вулкан Тейде на о. Тенерифе). Климат тропич., пассатный, умеренно жаркий и сухой. Осадков 300-500 мм в год. На склонах вулканов - заросли вечнозеленых кустарников и леса. В составе флоры много эндемичных видов (драконово дерево, Канарская финиковая пальма, Канарская сосна). Возделывают бананы, зерновые, картофель, цитрусовые, табак, виноград, бобовые. Разводят коз, овец, кр. рог. скот. Рыболовство. Климатич. курорты. К. о.- важная транзитная база в Атлантич. ок. Гл.
города и крупные порты: Лас-Пальмас и Санта-Крус-де-Тенерифе.

КАНАРСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, холодное течение на В. сев. части Атлантич. ок. Является вост. периферией сев. субтро-пич. антициклонального круговорота поверхностных вод. Направлено с С. на Ю. вдоль Пиренейского п-ова и Сев.-Зап. Африки как ветвь Северо-Атлантического течения. На Ю. переходит в Сев.-Пассатное течение, частично отклоняясь в Гвинейский зал. Шир. 400-600 км. Скорость до 2 км/ч. Темп-pa воды в февр. от 12 до 23 0C, августе от 19 до 26 0C. Солёность 36,0-36,8°/оо-

КАНАСДУДА (kanaszduda), канастюлёк, духовой муз. инструмент венгерских пастухов (свинопасов и др.)- воловий рог с деревянным точёным мундштуком без игровых отверстий. На К. исполняют гл. обр. ритмич. сигналы, а также импровизационные мелодии, построенные на натуральном (обертоновом) звукоряде.

КАНАСТЮЛЁК (kanasztulok), венгерский духовой муз. инструмент; см. Ka-насдуда.

КАНАТ, гибкое изделие, изготовленное из стальной проволоки, нитей, пряжи (каболки) из волокон растительного, син-тетич. или минерального происхождения. По способу изготовления К. подразделяются на кручёные (витые), невитые, плетёные (см. Канатное производство). Металлические (стальные) К. (рис. 1) изготовляют из непокрытой (светлой) или покрытой цинком или алюминием проволоки круглого или фасонного сечений с пределом прочности на растяжение в = 900-3500 Мн/м2 (90-350 кгс/мм2). Сечение стальных К.

Рис. 1. Схема кручёного каната: / - проволока, пряжа (каболки); 2 - прядь (спиральный канат); 3 - тросовый канат; 4 - кабельтовый канат.

может быть круглым, шестигранным, прямоугольным, квадратным. Витые круглые К. (рис. 2) могут иметь различную свивку: одинарную спиральную (или одна прядь), выполняются открытого, полузакрытого и закрытого типа; двойную (тросовую) из круглых или фасонных (трёхгранных, овальных и др.) прядей (от 3 до 8); тройную (кабельтовую) из К. тросовой свивки (стренг). По расположению проволок в слоях прядей К. выполняются с линейным, точечным или комбинированным касанием проволок и соответственно обозначаются ЛК, TK и ЛТК, или ТЛК. В зависимости от вида свивки прядей К. изготовляют раскручивающимися, нераскручивающимися, малокрутящимися (число прядей может быть от 18 до 31 с противоположным направлением свивки по отдельным слоям). Направление свивки прядей К. выбирают правое (обозначение Z) и левое (S); сочетание направлений свивок (рис. 3) отдельных элементов и К. в целом может быть крестовое правое (SZ) и крестовое левое (ZS), одностороннее правое (ZZ) и одностороннее левое (SS). Кручёные круглые К. имеют диаметр до 100 мм. Комбинированные витые К. изготовляют из пеньки и стали. В этом случае стальные пряди покрывают слоем пеньковых каболок или пластмассой. Невитые К. (рис. 4) состоят из плотно уложенных групп стальных проволок или спиральных К., обжатых спиральной обмоткой или зажимами.

Рис. 2. Поперечное сечение канатов: а - спирального открытого типа; 6 - спирального закрытого типа; в - двойной свивки с волокнистым сердечником; г - двойной свивки с металлическим сердечником; д - тройной кабельтовой свивки; е - фасонного овальнопрядного; ж - трёхграннопрядного; з - плоскопряд-ного; и - комбинированного; к - плоского.

Рис. 3. Металлические канаты различной свивки: SZ- крестовой правой; ZS- крестовой левой; ZZ- односторонней правой; SS - односторонней левой.

Рис. 4. Невитой канат с обмоткой.

Табл. 1. - Характеристика канатов различных видов



Канаты



Диаметр , MM

Разрывное усилие, кн1





Металлические





Спиральные открытые



0,65-34,4



0,44-965





Спиральные закрытые













несущие2

30-70



596-3950





подъёмные2

20-60



349-3751





Тросовые (ЛК) с сердечником:













волокнистым



2,2-63



2,62-2230





металлическим



1,9-61



2,41-2460





Трёхграннопрядные2

18-43,5



203,5-1405





Некрутящиеся



3,5-68



7,08-3255





Комбинированные





Пенька-сталь



8-32



8,9-112,7





Неметаллические





Пеньковые бельные



9,6-111,5



6,3-497,5





Пеньковые смольные



9,6-111,5



6-472,5





Сизальские



6,7-111,5



3,85-476





Манильские



9,6-111,5



7,76-637





Хлопчатобумажные



3-8



0,4-3





Полипропиленовые



7,9-28.7



7 -48





Капроновые



7,9-63,7



11,8-592




1 1 KH=I000 кгс. 2 Данные о разрывном усилии приведены на основе суммарной прочности проволоки.

Такие К. обычно собирают на месте применения, они могут иметь диаметр до 1,5 м. Разрывное усилие невитых К. в зависимости от диаметра достигает 1000 MH. Плетёные К. (рис. 5) изготовляют переплетением чётного числа (обычно 4) прядей, из к-рых половина имеет направление плетения правое, а другая - левое. Поперечное сечение таких К.- квадратное. Плоские К. состоят из чётного числа стренг (от 4 до 12 ) с чередующейся (правой и левой) свивкой, скреплённых (прошитых) прядями или стержнями, имеют прямоугольное сечение. Ширина таких К. до 250 мм.

Рис. 5. Плетёный металлический канат.

Неметаллические (волокнистые) К. свивают из длинных лубяных волокон русской (мягкой), манильской и сизальской (жёсткой) пеньки, семенных волокон кокосового ореха и хлопка, синтетич. волокон (полипропилена, капрона, нейлона, перлона и др.), волокон асбеста. Короткие волокна (пеньковые и хлопковые) используют для изготовления верёвок, шпагата и др. изделий. Неметаллич. К. выпускаются: витые (трёх- и четырёхпрядные), тросовой правой свивки, кабельтовые (трёхстренговые); плетёные обыкновенные круглые (фалы) и повышенной гибкости, т. н. морские. Диаметр волокнистых К. из русской пеньки (бельной и смольной), манильской и сизальской пеньки 6,7- 111,5 мм. К. из жёсткой пеньки имеют преимущество перед К. из мягких волокон из-за большей прочности и износостойкости материала и меньшего веса. Высокими прочностными данными обладают К. из синтетич. волокон. Прочностная характеристика различных видов К. приведена в табл. 1.

К. широко применяются во мн. отраслях нар. х-ва: а строительстве, на транспорте, в рыбной, лесной, горнодобывающей пром-сти, металлургии и др. (табл. 2).

Лит. см. при ст. Канатное производство. M. А. Букштейн.

КАНАТНАЯ ДОРОГА, сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в к-ром для перемещения вагонеток (вагонов, кресел) используется канат, натянутый между опорами. К. д. строят в горных, пересечённых и труднопроходимых местностях, при необходимости пересечь по кратчайшему расстоянию автомобильную или железную дорогу, реку, озеро и т. п., а также в городах с развитым наземным транспортом. По назначению различают К. д. грузовые, пассажирские и комбинированные, по устройству - двухканатные и однока-натные, с кольцевым или маятниковым движением вагонеток.

Табл. 2. - Применение канатов различных видов



Канаты



Применение





Металлические





Спиральные открытые



Ванты, арматура строительных конструкций, технич. изделий, грозозащитные тросы высоковольтных передач





Спиральные закрытые



Канатные дороги, шахтные подъёмники





Тросовые крестовые



Подъёмные, транспортныа механизмы и машины, буровые установки, лесозаготовка





Тросовые односторонние



Фуникулёры, наклонные шахтные подъёмники





Тросовые фасоннопрядные



Шахтные подъёмники с многоканатным подъёмом





Кабельтовые многостренговые



Морской и речной транспорт (швартовые, буксирные)





Комбинированные



Орудия тралового лова





Невитые



Арматура строительных конструкций, подвесные канатные мосты





Плоские



Шахтные подъёмники (подклетьевые) , проходческое оборудование шахт (подъёмные)





Плетёные



Грузоподъёмные устройства (исключают вращение поднимаемого груза)





Неметаллические





Тросовые бельные



Такелаж, обвязка тары





Тросовые смольные



Такелаж и др. (в основном на морском и речном транспорте)





Кабельтовые



Швартовые, буксирные





Плетёные (фалы)



Оснастка парусного флота, оснащение лага и др.




Грузовые К. д. обычно строят двухканатные с кольцевым движением вагонеток (рис. 1). Тележка вагонетки катится по неподвижному несущему канату. Вагонетки перемещаются тяговым канатом. Длина таких К. д. практически неограничена, т. к. их образуют последовательно соединённые самостоят, секции (6-12 км). Известны грузовые К. д. дл. 200 км (Швейцария) с углом подъёма до 30°. По кольцевой К. д. перемещают от 30 по 500 т (а в отд. случаях до 1000 т) груза в час при скорости движения вагонеток 1,5-3,3 м/сек. При меньшей протяжённости трассы строят двухканатные маятниковые дороги с 1 или 2 вагонетками, перемещающими до 150 т груза в час при скорости движения 10 м/сек. Протяжённость таких дорог до 3 км, максимальный угол подъёма 45°. На одноканатных дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним со скоростью 1-2,5 м/сек. Движение вагонеток обычно кольцевое. Производительность одноканатных дорог 10- 150 т/ч, наибольший угол подъёма 25°. Грузовые К. д. действуют на многих химич. комбинатах, горнорудных разработках и т. д.

Рис. 1. Грузовая двухканатная дорога с кольцевым движением вагонеток.

Пассажирские К. д. обычно строят двухканатные с маятниковым движением 1 или 2 вагонов, рассчитанных на 12-100 пассажиров каждый, и с кольцевым движением вагонов обычно на 4 чел. Безопасность движения на пассажирских дорогах обеспечивается установкой тормозного каната, дублированием тягового каната или применением спец. тормозного (парашютного) устройства, к-рое при обрыве тягового каната захватывает несущий. Протяжённость пассажирских К. д. достигает 12 км; подъём возможен на высоту до 3 км; скорость движения вагонов 1,5-11 м/сек. Известны также одноканатные, обычно кольцевые, дороги с жёстко закреплёнными одно- или двухместными сиденьями с посадкой и высадкой пассажиров на ходу. Такие дороги строят гл. обр. в горных курортных местностях (Австрия, Швейцария, Италия, Франция, Япония). К. д. в СССР действуют в Крыму (рис. 2), на Кавказе (напр., в Приэльбрусье, Каб.-Балк. АССР), в Южно-Сахалинске и др. местностях. На них перевозят 200- 1000 чел. в час при скорости движения 1-2,5 м/сек, расстоянии 0,6-2 км, разности уровней 0,5 км. Широко распространены одноканатные буксировочные дороги для горнолыжников, перемещающихся со скоростью 1,5 м/сек, стоя на лыжах и опираясь на пружинящие подвески, прикреплённые к тяговому канату. Нек-рые буксировочные К. д. на лето переоборудуются в кресельные.

Рис. 2. Участок пассажирской маятниковой канатной дороги протяжённостью 468 м для передвижения двух вагонов, рассчитанных на 40 пассажиров каждый (Крым, Мисхор, 1970).

Возможно использование К. д. для одновременной перевозки грузов и пассажиров. Особенно эффективно применение комбинированных дорог в лесозаготовительной и горнорудной пром-сти. Кроме подвесных К. д., разрабатываются наземные К. д., или к а-натные подъёмники (1970). С помощью таких устройств можно, напр., перемещать гружёные автомобили по крутым откосам, проводить суда через плотины (вместо обычного шлюзования).

Лит.: Барам и язе К. M., Коган И. Я., Пассажирские подвесные канатные дороги, M., 1962; Белая H. M., Прохоренко А. Г., Канатные лесотран-спортные установки, M., 1964; Дукельский А. И., Подвесные канатные дороги и кабельные краны, 4 изд., M.- Л., 1966; Машины непрерывного транспорта, под ред. В. И. Плавинского, M., 1969. В. С. Киреев.

КАНАТНАЯ ПЕРЕДАЧА, устройство для передачи вращат. движения от одного вала другому при помощи замкнутого каната, охватывающего шкивы, сидящие на ведущем и ведомом валах. В условиях совр. произ-ва К. п. вытеснены более удобным и экономичным электроприводом. К. п. применялись при межосевых расстояниях более 12 м (в К. п. до 25 м использовали пеньковые канаты, до 125 м и более - стальные). К. п. обеспечивали распределение момента от одного ведущего вала на неск. ведомых валов. Лит.: Ретшер ф., Детали машин, пер. с нем., т. 1-2, M.- Л., 1933-34.

КАНАТНАЯ ПИЛА, устройство для разрезки камня, режущим органом к-рого служит канат диаметром 3-6 мм. К, п. применяются в карьере при добыче (выпиливании) блоков из горного массива (рис. 1) или на камнеобрабатывающих предприятиях для производства из блоков облицовочных изделий (рис. 2). Резание камня осуществляется стальным неразвивающимся канатом дл. до 1500 м, под к-рый (в пропил) непрерывно подаётся смесь зёрен абразива и воды. Канат получает движение через шкив приводной станции; постоянное натяжение каната осуществляется натяжным приспособлением. Скорость движения каната 7- 11 м/сек. В качестве абразива применяют кварцевый песок - при распиловке пород средней твёрдости (типа мрамора) или карборунд - при распиловке твёрдых пород камня, напр, гранита (только в заводских условиях). Канат поддерживается системой роликов по всей его длине. Рабочее движение каната по вертикали (в пропиле) выполняется при помощи пильных стоек, имеющих устройство для перемещения роликов. К. п. делает пропил дл. до 50 л. Глубина возможного пропила обычно составляет ок. 3 м, но может быть увеличена, для чего используют более высокие пильные стойки. Скорость прорезания канатом камня зависит от твёрдости камня, степени износа каната (по мере изнашивания он увлекает меньше абразива) и качества абразивного материала. Она составляет при разрезке мрамора кварцевым песком от 15 до 3 см/ч и для гранита (только в заводских условиях), при резке к-рого применяют карборунд,- ок. 5 см/ч.

Прогрессивным направлением в совершенствовании К. п. является использование резцов из твёрдого сплава или армированных алмазом, к-рые закрепляются на канате. Твердосплавные резцы пригодны для резания известняков с пределом прочности до 15 Мн/мг (150 кгс/смг), гипсового камня и др. мягких камней; алмазные резцы могут резать мрамор.

К. п. широко применяется при добыче мрамора, травертина и др. пород карбонатного состава в районах с тёплыми климатич. условиями; в районах с длительным зимним периодом она применима в меньшей степени из-за замерзания технологич. воды. К. п. пригодна (благодаря малому диаметру каната) для выполнения лекальных резов, что часто используется при производстве памятников и сложных архитектурных изделий. А.М.Орлов.

Рис. 1. Канатная пила для выпиливания блоков камня в карьере; / - приводная станция; 2 - неразвивающийся канат; 3 - натяжное приспособление; 4 - пильные стойки.

Рис. 2. Канатная пила для резания камня в заводских условиях.

KAHАТНИК (Abutilon), род однолетних и многолетних растений сем. мальвовых. Травы, кустарники и реже небольшие деревья, часто мягко опушённые. Листья обычно цельные и сердцевидные, реже иной формы. Цветки б. ч. крупные, пазушные, без подчашия; венчик обычно жёлтый. Плод состоит из неск. (более 10) отдельных, вначале сросшихся пло-довок, как правило, содержащих по несколько семян. Род К. объединяет св. 150 (по др. данным 400 и более) видов, произрастающих преим. в тропиках и субтропиках обоих полушарий. В СССР 1 вид- К. Теофраста [A. theoph-rasti (A. avicennae)], на юге Европ. части, на Кавказе и в Cp. Азии, к-рый наиболее распространён в культуре как волокнистое растение. Ещё ок. 10 видов выращивают на волокно или как декоративные.

Канатник: / - верхняя часть стебля; 2 - цветок; 3 - плод.

К. Теофраста - однолетнее травянистое растение с прямым слабоветвящимся на верхушке стеблем, высотой у культурных разновидностей до 4 м. Корень стержневой с большим количеством боковых корешков. Листья очередные черешковые дл. до 15 см, глубокосердцевидные, городчатые по краям. Цветки жёлтые или оранжевые, одиночные или собраны в кистевиднометельча-тые соцветия. Плод состоит из 12- 15 заострённых плодовок. Семена почковидные, почти чёрные, 1000 семян весит 14-18 г. Вегетационный период К. 100-150 суток. В течение первого месяца надземная часть растения развивается очень медленно, а корневая система быстро. К.- в основном самоопылитель. Растение светолюбиво (в загущённых посевах рост его стеблей несколько задерживается) и влаголюбиво, особенно в период цветения и образования семян. Семена начинают прорастать при 10-12 0C. Всходы выдерживают заморозки до 2 0C. Оптимальная темп-pa для роста и развития 20-22 0C. Для культуры наиболее пригодны чернозёмные и пойменные почвы.

В сухих стеблях К. содержится до 25% волокна, используемого для выработки пряжи, из к-рой изготовляют мешковину, шпагат, верёвки и др. Волокно К. прочное, но ломкое. Для улучшения свойств его обычно подвергают варке в слабых растворах едкого натра. Из отходов изготовляют бумагу, изоляционные плиты. В семенах 16-20% полувысыхающего масла, пригодного для мыловарения, производства олифы и др. Родина и древний центр культуры К.- Китай, где его выращивают на больших площадях. Посевы К. есть в МНР, Японии, Египте, США и др.; в СССР - на коллекционных и опытных участках. Лит.: Лубяные культуры. [Сб. ст.], под ред. Я.M. Толлочко, M., 1950; Лубяные культуры, под ред. Я. M. Толлочко, M., 1953.

КАНАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, изготовление металлич. и неметаллич. (волокнистых) канатов на соответствующем технологич. оборудовании. Основные операции К. п.: перемотка проволоки, пряжи на катушки на волочильных или намоточных станках; свивка (скручивание) прядей на прядевьющих машинах; свивка канатов на канатовьющем или плетельном оборудовании.

Основные технологические параметры. На технологию изготовления каната влияют такие параметры, как шаг свивки, характер касания проволок в прядях и прядей в канате, направление и угол свивки, число прядей и др. Шаг свивки проволок в прядях для канатов с точечным касанием (TK) не должен превышать 11 расчётных диаметров круглых или фасонных прядей; в канатах с линейным касанием (ЛК) - 9 диаметров, в шестипрядных канатах - не более 6,5 диаметра, в фасоннопряд-ных - 7,5', в канатах тройного кручения - 7, а в стренгах плоского каната - 16 диаметров.

Пряди канатов с точечным касанием изготовляют одно- и многослойными. Число слоев проволок в прядях не превышает 5, общее число проволок доходит до 61, иногда - до 91. Каждый слой в канатах TK свивается при одинаковых углах свивки, а в ЛК - при разных, обычно в одну сторону. Спиральные канаты имеют чередующееся направление свивки для всех или части слоев, число к-рых доходит до 10. Пряди в канатах с линейным касанием (число слоев не более 3) изготовляют за одну технологич. операцию с числом проволок не более 48, к-рые свиваются в одну сторону. Углы свивки относительно оси пряди для канатов TK находятся в пределах 12-15°, для канатов ЛК- 16-20° (для наружного слоя). Угол свивки прядей в канат выбирают близким по величине к углу свивки проволок в прядях. Для изготовления канатов односторонней свивки на канатовьющих машинах устанавливается планетарная передача, к-рая сообщает вращение рамам с зарядными катушками и обеспечивает под-крутку прядей для сохранения плотности их свивки.

Рис. 1. Пряде-канатовьющая роторная машина: 1 - рама; 2 - ротор-корзина; 3 - распределительный шаблон; 4- роликовый преформатор; 5- обжимной механизм с плашками; 6 - рихтовальный механизм; 7 - тяговый механизм; 8 - приёмный механизм; 9 - полый вал.


В неметаллич. (волокнистых) канатах пряди независимо от числа каболок свиваются за одну технологич. операцию. Шаг свивки прядей трёхпрядных канатов равен 0,65-0,75 длины окружности, шаг свивки кабельтовых канатов - 0,85-1, верёвок-0,9-1,2, угол свивки - 27-33°. Направление свивки прядей и свивки каната или верёвки может быть разным. Перед свивкой проводят антикоррозийную смазку проволоки и прядей. Готовые изделия также смазывают и перед отправкой потребителям наматывают на барабаны.

Производство металлических канатов осуществляют на прядевьющих и канатовыощих машинах, к-рые имеют одинаковые кинематич. схемы и отличаются только размером и числом зарядных катушек (от 3 до 48). На раме (стойке) машины (рис. 1) размещается сердечник (металлич. или волокнистый), вокруг к-poro должны свиваться проволоки или пряди. Свивающий орган машины имеет шаблон для распределения проволок или прядей и преформатор для получения нераскручивающихся прядей или канатов. В формирующем обжимном механизме с плашками образуется конус свивки прядей или канатов и происходит их опрессовка. Для рихтовки изделий предназначен ро-личный механизм, из к-рого изделие тяговым и приёмным механизмами подаётся для намотки на катушки или барабаны.

В зависимости от конструкции свивающего органа различают машины двух типов: роторные (корзиночные), в к-рых катушки в рамах размещаются между отд. дисками и принимают участие в его вращении, и трубчатые (сигарные), в к-рых зарядные катушки располагаются в дебалансированных каретках последовательно внутри трубы-сигары (по её оси), но не вращаются вместе с трубой. В обоих случаях катушки вращаются вокруг своих осей под действием силы, возникающей при стягивании проволок, каболок или прядей тяговым механизмом. В роторных машинах сердечник проходит внутри полого вала ротора, а в трубчатых - по внутр. поверхности трубы. Направление свивки определяется изменением направления вращения свивального органа, а шаг свивки - соответствующим подбором частоты вращения свивального органа и окружной скорости тягового механизма. Трубчатые машины имеют большую производительность по сравнению с роторными и нек-рыми канатовьющими машинами при изготовлении канатов диаметром до 20 мм. Плетёные и плоские канаты изготовляют на спец. машинах и станках-тележках. Невитые К. монтируются потребителями на месте применения.

Производство неметаллических канатов осуществляют на машинах, называемых канатными дорогами (рис. 2), и стационарных прядевьющих и канатовыощих машинах. На канатных дорогах каболки последовательно вытягиваются и свиваются в пряди дл. до 350 ж Затем, проходя через головную стационарную и подвижную части машины, пряди подкручиваются и группируются по 3 или 4 на тележке с чекмарём - приспособлением для свивки каната. С помощью крючков головной и подвижной частей машины пряди свиваются в канаты тросовой, а затем кабельтовой свивки. На канатных дорогах изготовляют канаты или верёвки различных диаметров дл. до 250 м при использовании 2-3 типоразмеров.

Рис. 2. Канатная дорога: 1 - передний лафет; 2- рельсовый путь; 3 - калибродержатель; 4 - чекмарь; 5 - свивальная тележка; 5 - вытяжная машина; 7 - приводной канат.


На стационарных машинах изготовляют канаты и верёвки за две или одну технологич. операцию. В прядевьющих машинах, в отличие от машин для произ-ва прядей из проволоки, катушки с каболками размещаются в шпулярниках, а свивальный орган объединён с тяговым и приёмным механизмами, к-рые расположены внутри него. Благодаря особой заправке прядей в свивальном органе (с дополнительным оборотом) совр. конструкции машин за один оборот свивального органа обеспечивают получение двух шагов свивки прядей. Kaнатовьющие машины для канатов из волокнистых материалов отличаются от проволочных канатовьющих машин роторного типа числом зарядных рам и конструкцией планетарного механизма .

Канатно-верёвочные изделия небольших диаметров изготовляются за одну технологич. операцию (одновременное изготовление прядей и свивка их в канат) на комбинированных шнур-машинах и т. н. габлёрках, состоящих из двух комбинированных крутильных органов: один - для прядей, а другой - для свивки каната (верёвки) в целом. Фалы изготовляют на оплёточных машинах, а морские плетёные канаты - на спец. плетельных машинах.

Лит.: Букштейн M. А., Прядение жестких лубяных волокон и производство крученых изделий, M., 1945 (Прядение лубяных волокон, ч. 3); Глушко M. Ф., Стальные подъемные канаты, К., 1966; Сергеев С. Т., Надежность и долговечность подъемных канатов, К., 1968; Букштейн M. А., Производство и использование стальных канатов, 2 изд., M., 1973.

М. А. Букштейн.

КАНАТОХОДЕЦ, цирковой артист, демонстрирующий искусство эквилибристики на канате, закреплённом между двумя точками опоры. К. были известны ещё в древности (Рим, Китай, Персия), в ср. века иск-во К. получило распространение в Cp. Азии, на Кавказе, в европ. странах, позднее - в Юж. Америке. Выдающихся успехов достиг рус. канатоходец Ф. Ф. Молодцов, выступавший во 2-й пол. 19 в. (переходил по канату над Невой, Темзой и т. д.). В кон. 19 в. пеньковый канат, использовавшийся ранее, был заменён стальным тросом, это позволило выступать на канате одновременно неск. артистам. Наиболее известные сов. канатоходцы: Свирины, Тарасовы (20-50-е гг.), Хибины (40-50-е гг.), Волжанские (50-70-е гг.), узбекские К. Ташкенбаевы (40-70-е гг.), дагестанский коллектив "Цовкра" (30-70-е гг.) и др.

КАНАТЧИКОВ Семён Иванович (13.4. 1879 - 19.10.1940), советский парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1898. Род. в семье крестьянина, в дер. Гусево Моск. губ. С 1895 рабочий моек, заводов. С 1898 участвовал в работе Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Подвергался репрессиям. В 1900-02 вёл парт, работу в Саратове, чл. к-та РСДРП. В 1905 чл. Моск., затем Петерб. к-тов партии. В 1906 работал в Екатеринбурге (Свердловск) и H. Тагиле. Делегат 4-го (Объединительного) съезда РСДРП (1906). В 1907 чл. Моск. к-та партии. В 1908-10 на профсоюзной работе в Петербурге. В 1910-16 в тюрьме и ссылке в Иркутской губ. В 1917 чл. Новониколаевского (Новосибирск) и Томского к-тов РСДРП(б), чл. Новониколаевского совета. В 1918 пред. Томского воен.-революц. штаба, зам. пред, губисполко-ма, затем чл. Пермского гуоисполкома и зав. губ. отделом нар. образования. В 1919 в Москве чл. коллегии Наркомата внутр. дел, чл. Малого Совнаркома, один из организаторов Коммунистического университета им. Я. M. Свердлова. В 1920 чл. Сибревкома и зав. Сиб. отделом нар. образования, пред, обкома РКП(б) Тат. АССР. С 1921 ректор Коммунистич. ун-та в Петрограде. В 1924 зав. отделом печати ЦК РКП(б), в 1925-26 зав. отделом Истпарта ЦК ВКП(б). В 1926-28 корреспондент ТАСС в Чехословакии. С 1928 на литературной работе: ред. журн. "Красная Новь", ответств. ред. "Литературной газеты" и др. Делегат 14-го съезда ВКП(б) (1925).

Лит.: Они боролись за власть Советов, Ho-восиб., 1970, с. 86 - 93.

КАНАШ (до 1920 - Ш и х р а н ы), город в Чуваш. АССР. Расположен в 84 км к Ю. от Чебоксар, на автодороге Цивильск - Ульяновск. Ж.-д. линиями связан с Чебоксарами, Казанью, Арзамасом, Рузаевкой. 43,5 тыс. жит. (1972). Важный промышленный центр Чувашии. В К. заводы: крупный вагоноремонтный, электропогрузчиков, автозапчастей, резцов, авторемонтный, полимерных материалов, стройматериалов. Пищевая промышленность (мясокомбинат, маслозавод, кондитерская ф-ка и др.); швейная, валяльная, мебельная ф-ки. Техникумы: финансовый и вечерний ж.-д. транспорта, пед. и мед. уч-ща. Краеведч. музей. Возник в 90-х гг. 19 в. как ж.-д. станция, город с 1925.

КАНБЕРРА (Canberra), столица Австралийского Союза, важный адм., культурный, науч. и деловой центр страны.

Резиденция австрал. парламента и пр-ва с 1927. Расположена на Ю.-В. Австралии, на холмистой равнине на вые. 500- 600 м. Климат субтропический континентальный. Cp. темп-pa июля 5,9 0C, января 20,7 0C. Осадков 620 мм в год. Пл. 298 км2. 141,2 тыс. жит. (1971). В адм. отношении вместе с пригородами образует самостоят, единицу - Австралийскую столичную терр., пл. 2369,5 км2, нас. 143,5 тыс. чел. (1971). Жел. дорогой связана с Сиднеем и Мельбурном, узел автодорог и авиасообщений; близ К.- аэродром. Пищ. и лёгкая пром-сть. В окрестностях К.- с.-х. фермы, поставляющие в город мясо, молоко, фрукты, овощи. Значит, роль в экономике К. играет туризм (св. 1 млн. чел. в год).

Канберра. Общий вид города.

Возникновение К. связано с решением австрал. парламента, утвердившего в 1908-09 место стр-ва федеральной столицы.

Строительство К. было начато в 1913 по плану арх. У. Б. Гриффина (США), победившего на междунар. конкурсе, объявленном австрал. пр-вом в 1911-12. Город-сад на берегах оз. Берли-Гриффин, К. разделена на ряд зон (торговую, адм., учебную и т. д.); в основе плана К.-система площадей (с торг, центрами) и расположенных вокруг них радиальных и кольцевых улиц. Районы отделены друг от друга парковыми зонами и связаны развитой сетью автострад и мостами. Здания в сдержанном неоклассич. стиле, невысоки (парламент, 1927); стр-во зданий выше 10-11 этажей запрещено. Среди построек сер. 20 в. в совр. стиле - Нац. ун-т (1952, арх. Б. Б. Льюис).

В К. находятся Нац. ун-т Австралии, Нац. б-ка, Австрал. АН. Вблизи К., на горе Маунт-Стромло - крупная аст-рономич. обсерватория. Имеются ипподромы. Культурный центр (с двумя зрительными залами), неск. самодеятельных театральных трупп, концертный зал "Альберт-холл".

Лит.: Canberra. A nation's capital, ed. N. L. White, Sydney - L., [1954].

KAHBA (франц. canevas), сетчатая сквозная хл.-бум., реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная, сильно аппретированная. Вырабатывается полотняным или пере-вивочным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания, иногда в качестве прокладочного материала в одежде.

"KAH ВЫОНГ" ("В защиту императора"), освободительное движение в Сев. и Центр. Вьетнаме в 1885-96. Явилось ответом на договор 1884 между Францией и Вьетнамом, устанавливавший над последним франц. протекторат. Участники движения отстаивали нац. независимость, выступая под флагом защиты монархии и феод, устоев. Движением руководили представители класса феодалов и феод, интеллигенции (ван тхан). Начало движению положило восстание в г. Хюэ (пров. Куангчи) во главе с Тон Тхат Тхуетом, поддержанное много-числ. нар. выступлениями. Наиболее крупные очаги восстаний вспыхнули в пров. Хынгйен, Тханьхоа, Нгеан. Все выступления были подавлены франц. карателями. Но борьба вьетнамского народа продолжалась и вылилась в широкое антифранц. движение крестьян под рук. Де Tхама, к-рое длилось до 1913.

Лит.: Шилтова А. П., Мордвинов В. Ф., Национально-освободительное движение во Вьетнаме (18S8 -1945), M., 1958, с. 90-92; Мхитарян С. А., Рабочий класс и национально-освободительное движение во Вьетнаме (1885-1930), M., 1967, с. 61 - 64. С. А. Мхитарян.

КАНГА АРГУЗЛЬЕС (Canga Arguelles) Хосе (1770-1843), граф, испанский по-лптич. деятель и экономист. Во время Испанской революции 1808-14 участвовал в организации сопротивления франц. оккупантам. Был деп. Кадисских кортесов, мин. финансов в период Регентства, участником подготовки Кадисской конституции 1812. В 1814, после восстановления абсолютизма в Испании, был сослан. Участвовал в Испанской революции 1820-23, в 1820-21 занимал пост мин. финансов; принадлежал к партии "умеренных" (модерадос). В 1823-29 в эмиграции, после возвращения из к-рой в по-литич. жизни активного участия не принимал. К. А. - автор ряда экономич. работ. Его 5-томный труд "Финансовый словарь для руководителей финансов" (1826-27) содержит богатый материал по экономич. жизни Испании кон. 18 - нач. 19 вв., освещённый с бурж.-либеральных позиций.

КАНГАЛАССЫ, посёлок гор. типа в Якут. АССР. Пристань на левом берегу р. Лены, в 45 км к С. от Якутска. Добыча бурого угля.

KAH ГАМ ЧХАН (948-1031), корейский полководец, организатор борьбы против киданьских захватчиков в 11 в. В 1010, когда кидани захватили столицу Коре Кэгён (Кэсон), К. Г. Ч., вопреки капитулянтским настроениям в придворных кругах, сплотил нар. силы, к-рые под его руководством изгнали захватчиков. В кон. 1018 при повторном нашествии киданей К. Г. Ч. заранее подготовил корейские войска к обороне и в решающем сражении у г. Куджу (Кусон) разбил противника; из 100-тысячного войска киданей уцелело лишь неск. тыс. чел.

KAHГЕ, город на С. Кореи, в КНДР, на р. Токноган. Адм. ц. провинции Чагандо. 130 тыс. жит. (1962). Трансп. узел. Лесопиление и деревообработка, машиностроение; близ К. - месторождения графита, кам. угля, меди и др. ГЭС.

КАНГЛЫ, тюркское ро до-племенное объединение, возникшее в 11 -12 вв. в Приаральских степях (на С. от Хорезма и до Волги) в результате смешения местного огузско-печенежского населения с половцами, переселившимися из Прииртышья в 11 в. Осн. занятия - кочевое скотоводство и ремесло. К. играли значит, роль в ср.-век. среднеазиатских гос-вах, особенно в гос-ве Хорезмшахов. Часть К., откочевавшая на В., в р-н оз. Иссык-Куль, в 13 в. была разгромлена монголами. Оставшаяся в Хорезме часть вошла в состав формировавшихся народов Cp. Азии (узбеков, казахов, каракалпаков), а также башкир.

Лит.: История Узбекской CCP, 2 изд., т. 1, кн. 1 - 2, Таш., 1955-56; История Казахской CCP, т. 1, А.-А., 1957.

КАНГЮЙ, Кангха, Кангдиз, гос. образование в древней Cp. Азии. Ядро К. составляли кочевники, обитавшие, вероятно, вблизи Сырдарьи, которая ещё в ср. века именовалась "рекой Кан-га". Время начала формирования государства К. неизвестно, несомненно только, что оно существовало уже во 2 в. до н. э. На Ю. в состав К. входили тогда совр. Ташкентский оазис и часть земель междуречья Амударьи и Сырдарьи. В 1 в. до н. э. К. подчинялись также Хорезм и неск. др. владений. К. в это время представлял собой крупное гос-во, объединявшее ряд оседло-земледельч. областей и районов кочевий. Обладая большим войском (до 120 тыс. чел.), К. активно участвовал в борьбе народов Ферганы и Вост. Туркестана против Китая. В 1-3 вв. н. э. К. теряет Хорезм и Ташкентский оазис, вошедшие в состав Кушанского царства, но сохраняет самостоятельность и даже подчиняет себе некоторые владения в Сев. Приаралье и Юж. Приуралье. Позже 4 в. в источниках не упоминается.

Лит.: Бичурин H. Я., Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. 2, M.- Л., 1950.

КАНГЮЙСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура древнего Хорезма 4 в. до н. э. - 1 в. н. э., относящаяся к периоду развитого рабовладения. Основой х-ва было ирригационное земледелие. Высокого развития достигло керамич. произ-во. Сосуды отличались разнообразием и совершенством форм, покрывались красным ангобом или расписывались. Найдено множество терракотовых статуэток. Ухудшение качества керамики в кон. 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. (связано с влиянием культуры сакских степных племён периферии Хорезма) позволяет выделить т. н. позднеканпойский период. В строит, технике К. к. применялись необожжённые кирпичи, сводчатые перекрытия. Обнаружены памятники письменности, сложившейся на основе арамейского алфавита. Религия близка культам авестийского круга. Характерные памятники - Кой-Крылган-Кала, Джан-бас-Кала.

Лит.: Толстое С. П., По древним дельтам Окса и Яксарта, M., 1962; Воробьева M. Г., Керамика Хорезма античного периода, в кн.: Tp. Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 4, M., 1959; Кой-Крылган-Кала - памятник культуры древнего Хорезма IV в. до н. э. - IV в. н. э., там же, т. 5, M., 1967. Ю.А.Рапопорт.

КАНДАВА, город в Тукумском р-не Латв. CCP. Расположен на р. Абава (приток Венты), в 7 км от ж.-д. станции Кандава (на линии Рига - Вентспилс), в 95 км к 3. от Риги. Молочный завод. Совхоз-техникум механизации сельского хозяйства.

КАНДАГАР, город на Ю. Афганистана, у подножия отрогов Зап. Гиндукуша; на важной трансп. магистрали Кабул - Кандагар - Герат. Адм. ц. провинции Кандагар. 130,2 тыс. жит. (1970). Центр одного из главных плодоводческих оазисов (гранаты, абрикосы, миндаль, виноград). Торг, центр (ковры, каракуль, шкуры, кожи) обширных животноводческих р-нов на 3. и Ю. страны. Шерстоткацкая ф-ка, з-д по консервированию фруктов. Историко-этнографич. музей.

Основание К. приписывается Александру Македонскому. В 12-13 вв. К. становится крупным городом. В 13 в. К. последовательно владели Чингисхан и правители династии Куртов. С конца 14 в. подчинялся Тимуру, затем его преемникам. В 16-17 вв. К., являясь важным торг, и стратегич. пунктом, был объектом борьбы между Сефевидами и Великими Моголами- С сер. 17 в. - под властью Сефевидов. В 1709 население К. и его области подняло против Сефевидов восстание, к-рое привело к образованию Гильзайского княжества с центром в К. В 1738 подвергся нападению Надир-шаха Афшара, разрушен им; рядом был построен город, названный Надирабадом. Город был заново отстроен Ахмад-шахом Дуррани (назван Ахмад-шах; совр. К.), к-рый сделал его столицей Дурранийской державы (до 1773/74, когда столица была перенесена в Кабул). Сохранился мавзолей Ахмад-шаха (18 в.). В 1818-55 - центр Кандагарского княжества. В 1855 К. захватил Даст Мухаммед и включил его в состав афг. гос-ва.


КАНДАЛАКША, город в Мурманской обл. РСФСР. Порт на Белом м., при впадении р. Нива в Кандалакшский залив. Ж.-д. станция на линии Мурманск - Ленинград, в 277 км к Ю. от Мурманска. 43 тыс. жит. (1970). Алюминиевый, ме-ханич., авторемонтный и рыбоконсервный з-ды, лесокомбинат, предприятия ж.-д. транспорта, ГЭС. К. известна с 11 в., город с 1938.

Лит.: Кузьмин Г. Г. и Pазин E. Ф., Кандалакша, Мурманск, 1968 (библ. с. 202 - 205).

КАНДАЛАКШСКИЙ БЕРЕГ, название сев. берега Кандалакшской губы Белого м. В зап. части (от Кандалакши до мыса Турий) берег высокий, скалистый, вблизи много островов и подводных скал; к В. от мыса Турий берег низкий, слабо расчленён. Покрыт хвойными лесами (сосна, ель).

КАНДАЛАКШСКИЙ ЗАЛИВ, Кандалакский залив, залив Белого м. между Кандалакшским и Карельским берегами. Дл. 185 км. Шир. у входа 67 км. Делится на два района: зап. мелководный - Кандалуха (глуб. до 40 м) и вост. глубоководный - собственно К. з. (район наибольших глубин Белого м., до 330 м). Берега скалистые, сильно расчленённые, окаймлены множеством мелких островов, подводных скал ("луд") и отмелей. В К. з. впадают реки Нива, Ковда. Темп-pa воды на поверхности летом до 18,5 0C, зимой от -1,0 до 1,5 0C. С сер. ноября по май большая часть К. з. покрыта льдом. Солёность зимой 27- 29°/оо, летом от 0°/00 до 20-25°/00. Приливы полусуточные, до 2,2 м. Течения неустойчивые, 20-30 см/сек. Объекты промысла: сельдь, треска, нерпа. Порты: Кандалакша, Ковда, Умба. На островах и побережье К. з. расположен Кандалакшский заповедник.

КАНДАЛАКШСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен на островах и небольших участках материкового побережья Кан-далакшского зал. Белого м., а также Мурманского побережья Баренцева м. (архипелаг Семь Островов с прилегающим участком материка и Айновы о-ва). Образован в 1951 объединением двух заповедников - Кандалакшского и "Семь островов", созданных соответственно в 1932 и 1938 для охраны гнездовий морских птиц, прежде всего гаги. Пл. К. з. ок. 29 тыс. га (1970). На обрывистых, скалистых берегах о-вов Харлов и Кувшин знаменитые птичьи базары; гнездятся кайры, чайки моевки, гагарки, чистики. На всех заповедных островах Белого и Баренцева морей много обыкновенной гаги, различных чаек и др. птиц. Только на островах Баренцева м. количество гнёзд обыкновенной гаги увеличилось с 500 (1939) до 7200 (1970). На MH. островах Баренцева м. - крупнейшие в СССР колонии тупиков, места размножения редког