загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

"Жумбак кыз" (< Загадочная девушка") Мухамеджанова (1971). К 50-летию Окт. революции была поставлена (1967) опера А. В. Бычкова, Г. И. Гризбила и Рахмадиева "Степное зарево" о борьбе за Сов. власть в Семиречье.

В симф. жанрах написано большое число произв.; среди них-"Казахская симфония" В. В. Великанова (1947), поэмы "Казахстан" Тулебаева (1951), "Джайляу-да" К. А. Мусина (1948), первая уйгурская симф. поэма"Ризвангуль" Кужамья-рова(1950), 4-я, 5-я, 6-я ("Курмангазы") и 7-я симфонии Брусиловского, симфония "Буря" Мухамеджанова (1968, посвящена 100-летию со дня рождения В. И. Ленина), симфония"Жигер" ("Энергия") Г. А. Жуоановой (1971). Ряд произв. написан для Казах, оркестра нар. инструментов им. Курмангазы. Большое развитие в муз. культуре получил кантатно-ораториальный жанр. Первая кантата в казах, музыке - "Советский Казахстан" - была написана Брусилов-ским к 30-й годовщине Октября. Среди произв. этого жанра - кантата "Огни коммунизма" Тулебаева (1951), оратория "Заря над степью" Жубановой (I960), её же оратория "Ленин" (1969) и оратории "Голос веков" Мухамеджанова (1960), "Ода партии" Рахмадиева (1970). Значит, произв. для хора явились сюиты "За мир" Б. Б. Байкадамова (1953), "Юность" Тулебаева, хоры "Одинокий дуб" Жубановой, "Вечер на Балхаше" Рахмадиева, "Песня о партии" Хамиди. Большой популярностью пользуются песни Тлендиева, Ш. Калдаякова, А. Еспае-ва, С. Каримбаева.

Процесс развития в области камерно-инструм. музыки шёл более медленно, чем в др. жанрах. Среди струнных квартетов - "Песня о жизни" Брусиловского, "В родном колхозе" Кужамьярова (основан на уйгурском мелосе). В числе произв. для скрипки с фп.-"Импровизация памяти Абая" Великанова, "Вариации" Жубановой, сюита "Бозайгыр" Брусиловского. В песнях и романсах 50- 60-х гг. отмечается интонационная связь с рус. сов. песнями.

В формировании и становлении казах, сов. музыки большую помощь оказали MH. рус. музыканты: композиторы - нар. арт. Казах. CCP E. Г. Брусиловский, засл. деятели иск-в Казах. CCP В. В. Великанов, С. И. Шабельский; дирижёры -засл. деятели иск-в Казах. CCP Г. А. Столяров, В. И. Пирадов, Л. M. Шаргородский; хормейстеры - нар. артисты Казах. CCP А. В. Преображенский, Б. В. Лебедев, А. В. Молодов, и MH. др.

Среди деятелей муз. искусства: певцы - нар. артисты СССР P.M. Абдул-лин, P. T. Багланова, P. У. Джамано-ва, E. Б. Серкебаев, Б. А. Тулегенова, нар. арт. Казах. CCP M. M. Абдул-лин, А. Байкадамова, Ш. Бейсекова, Б. Досымжанов, Ж. Елебеков, P. Есимжанова, К. Кенжетаев, Г. Курмангалиев, Ж. Омарова, А. Б. Умбетбаев; домбристы - нар. артисты Казах. CCP К. Жант-леуов, P. Омаров; дирижёры - нар. артисты Казах. CCP Г. H. Дугашев, Ш. К. Кажгалиев, Ф. Ш. Мансуров, засл. деят. иск-в Казах. CCP T. О. Османов и др. Достижения муз. культуры К. были показаны на Декадах казах, иск-ва и лит-ры в Москве (1936 и 1958), на Неделях казах, музыки в Тат. АССР (1962), Арм. CCP (1968), Узб. CCP (1960,1971). В Казах. CCP работают (1972): Казах, хоровая капелла, Казах, оркестр нар. инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца Казах. CCP, Симф. оркестр, Камерный оркестр Казах, телевидения и радио, молодёжный эстрадный ансамбль "Гульдер", Ин-т иск-в им. Курмангазы, несколько педагогич. ин-тов и ин-тов культуры с муз. отделениями, 11 муз. уч-щ, 156 детских муз. и художеств, школ.

Союз композиторов осн. в 1939. В 1972 насчитывал 40 членов.


Лит.: Захаевич А. В., 500 казахских песев и кюйев, А.А., 1931; его же, 1000 песен казахского народа, 2 изд., M., 1963; Музыкальная культура Казахстана. Сб. статей и материалов, [А.-А.], 1955; Гиза то в Б., Казахский государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, А.А., 1957; Ж у б а н о в А. К., Струны столетий. Очерки о жизни и творческой деятельности казахских народных композиторов, А.-А., 1958; его же, Соловьи столетий, [пер. с казах.], А.-А., 1967; Ka-напин А. К. и Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, А.-А., 1958; Композиторы Советского Казахстана.Сб.статей, A.A., 1958; МессманВл., Возрождение песни, А.-А., 1958; Очерки по истории казахской советской музыки, А.-А., 1962; E р з а к ович Б. Г., Песенная культура казахского народа, А.-А., 1966; История музыки народов СССР, т. 1-3, M., 1970-72; Реал-дин Ж., Эннен-операга, Алматы, 1971. Б. Г, Ерзакович.


XVII. Танец. Балет

Казах, народ издавна имел самобытную танц. культуру. Танец, подобно др. видам нац. иск-ва, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танц. образах передавал все его особенности. Подтверждением служат сохранившиеся нар. танцы, среди к-рых- трудовые (ормек би - танец ткачей), охотничьи (коян би-охота беркута на зайца, кусбеги-дауылпаз - обучение сокола охоте), танцы-состязания (утыс би ), шуточные, сатирич., юмористич. (насыбайши), танцы подражания животным (ортеке-козёл-прыгун, кара жорга, тепенкок - танец скакуна, бег иноходца, аю би - медвежий танец). В муз. фольклоре бытовали лирич. театрализованные танцы с пением, танцы-хороводы и др. Особой популярностью в народе пользовались празднества, связанные с календарём трудового года. На них исполнялись танцы-состязания - переплясы, показывающие зрителям ловкость и выносливость плясунов, танцы-игры, ночные хороводы вокруг костров. Свадебные обряды, длившиеся по неск. дней, выливались в яркое театрализованное представление, пронизанное пантомимич. действием, шуточными танцами. Существовали пляски религиозные, к-рые исполнялись только шаманами как средство лечения больных и служили для "изгнания злого духа". В отличие от узбеков, таджиков и др. вост. народов мусульм. вероисповедания, казахи имели танцы парные, исполняемые юношей и девушкой,- коян беркут.

Школ по обучению танцу (как это было В Индии, Японии, Китае и др. странах Востока) не существовало. Иск-во плясунов передавалось из поколения в поколение. В патриархально-феод. обществе каждый род имел своих мастеров-профессионалов. Они были на положении придворных шутов или в числе нар. забавников-комиков "ку". Канонич. форм нар. плясок у казахов не существовало. Импровизация - непременное условие танц. фольклора. Наиболее характерные особенности танца - экспрессивность исполнения, резкость движений, подвижность плеч, "игра" суставов, напряжённость и собранность корпуса, гибкость, позволяющая танцовщику включать сложные акробатич. приёмы. Типично также сочетание яркого эмоционального характера танца с разнообразием хореографич. рисунка, что особенно проявлялось в танцах-состязаниях (утыс би, сылкыма). Наибольшей спецификой отличались пляски на коне, но это не была джигитовка. Джигитовать умел каждый казах, плясать же, стоя в седле,- только профессиональные танцовщики, у к-рых и конь подчинялся ритму. Танец исполнялся под аккомпанемент домбры (или барабана). Энергичный и чёткий ритм би кюйев (танцевальных мелодий) служил основой для упорядочения ритма и темпа танца. Предрассудки тормозили развитие танцевальной культуры. Иск-во плясунов не получило такого распространения, как муз. творчество. В период феодализма плясать на потеху народа считалось "презренным занятием", уделом неимущих бедняков. Распад патриархально-родового строя, изменения экономич. и социальной жизни народа сопровождались закономерным изживанием старинных обычаев и традиций, древние формы нар. плясок деградировали и к кон. 19 в. почти полностью исчезли из нар. быта.

В условиях социалистич. общества, с развитием материальной и духовной культуры, созданием профессионального театра (30-е гг.) началось развитие нац. танц. иск-ва. Старинные казах, танцы, воспринятые профессиональными танцовщиками, обогащённые новыми выразит, средствами и содержанием, со сцены профессионального театра перешли в нар. самодеятельные коллективы. Такие танцы, как айжан кыз, кииз басу, тепенкок, маусымжан, саунши женгей, бескыз, келинчек, мерген, кокпар и др., стали наиболее популярными танцами в нар. развлечениях.

В 1939 был создан первый ансамбль нар. танца при Казах, филармонии (худ. рук.- засл. деят. иск-в Казах. CCP А. Исмаилов). Значит, вклад в развитие нар. танц. иск-ва внесла концертная деятельность нар. арт. Казах. CCP Шары Жиенкуловой (руководителя Ансамбля песен и танцев мира), засл. арт. Казах. CCP H. Тапаловой (руководителя Ансамбля песни и танца). В 1955 создан Ансамбль песни и танца Казах. CCP. В его репертуаре старинные казах, танцы; ансамбль ведёт также большую работу по созданию совр. нар. танца. Среди ведущих исполнителей -засл. артисты Казах. CCP 3. Розмухамедова, А. Исмаилов. В 1968 создан хореографич. ансамбль классич. и нар. танца "Молодой балет Алма-Аты" (худ. рук.-засл. арт. Казах. CCP Б. Г. Аюханов), в репертуаре к-рого казах, танцы "Беркут и лиса", "Танец акынов", "Акку", "Джигитовка", танц. сцены из оперы "Кыз-Жибек" E. Г. Бру-силовского и на темы эпоса.

Первые образцы сценич. танца появились в муз. спектакле "Айман-Шолпан" (1934), операх "Кыз-Жибек" (1934), "Жалбыр" (1935), "Ер-Таргын" (1937) E. Г. Брусиловского. Объединённый театр казах, и рус. оперы (создан в 1936; с 1937-Казах, театр оперы и балета) в сезон 1936-37 поставил балетные спектакли "Коппелия" Л. Делиба, "Лебединое озеро" П. И. Чайковского, в 1938- первый нац. балет "Калкаман и Мамыр" В. В. Великанова, в 1940-"Коктем" И. H. Надирова, в 1950-"Камбар и Ha-зым" Великанова, в 1958- "Дорогой дружбы" ("Джунгарские ворота") H. А. Тлендиева, Л. Б. Степанова и E. В. Манае-ва, в 1966-"Акканат"и"Хиросима"("Ле-генда о белой птице") Г. А. Жубановой, в 1969- уйгурский балет "Чин-Томур" К. X. Кужамьярова, "Козы-Корпеш и Баян-Слу" Брусиловского (1971). Среди др. балетов: "Конёк-Горбунок" Ч. Пуньи (1939), "Раймонда" А. К. Глазунова (1940), "Лауренсия" А. А. Крейна (1942), "Жизель" А. Адана (1943), "Дон Кихот" Л. Минкуса (1946), "Доктор Айболит" И. В. Морозова (1950), "Эсмеральда" Пуньи, P. M. Глиэра, С. H. Василенко (1953), "Шурале"Ф. З.Яруллина (1956), "Легенда о любви" А. Д. Меликова (1963) и др.

В числе балетмейстеров: засл. деятели иск-в Казах. CCP Д. Абиров, 3. Рай-баев. Среди ведущих артистов балета: нар. арт. Казах. CCP С. Кушербаева, засл. артисты Казах. CCP А. Бекбосынов, Д. Джалилов, P. Тажиева, С. Тулусано-ва и др.

В 1934 в Алма-Ате при муз. школе открыто балетное отделение, преобразованное в 1937 в Хореографич. уч-ще. Л. П. Сарынова.


XVIII. Драматический театр

Элементы театр. иск-ва содержались в старинных нар. обрядах, играх, выступлениях нар. комиков-"острословов", песенных состязаниях-диалогах акынов. Однако условия феод, строя, колонизаторская политика царского пр-ва тормозили развитие казах. театра. Лишь после Революции 1905-07 появились первые произв. нац. драматургии. В Оренбурге, Омске, Семипалатинске, Ташкенте ставились любительские спектакли на казах, яз. Интенсивное развитие нац. театра началось после Великой Окт. социалистич. революции. Большое значение для развития театр, иск-ва имели драматич. полупроф. коллективы. В одной из таких трупп, работавшей в Семипалатинске под назв. "Ес-аймак", начали творч. путь А. Кашаубаев, И. Байзаков, Ж. Шанин, К. Байжанов, Ж. Елебеков и др., ставшие впоследствии видными деятелями казах, иск-ва. В Оренбурге при Казах, ин-те нар. образования в 1922 возник первый постоянный театр, кружок, в к-ром работали актёры E. Умурзаков, С. Кожамку-лов, К. У. Бадыров и др. В 1926 в Кзыл-Орде открылся первый казах, театр (см. Казахский театр драмы), в 1928 переведённый в Алма-Ату. В его труппу вошли мастера нар. творчества, участники художеств самодеятельности. Зарождавшаяся нац. драматургия (пьесы M. О. Ауэзо-ва, С. Сейфуллина, Б. Майлина, Ж. Шанина и др.) отражала борьбу за новый быт, за раскрепощение женщины, подвергала критике тёмные стороны жизни старого аула. Одновременно с драматич. спектак-лями во вновь созданном театре организовывались концерты, вечера нар. творчества.

В 30-е гг. освоение рус. театр, культуры, сочетавшееся с развитием прогрессивных нац. традиций, способствовало совершенствованию актёрского мастерства, повышению культуры спектакля. В репертуаре театра появились пьесы H. В. Гоголя, H. Ф. Погодина, К. А. Тренёва. Значит, работами театра стали спектакли "Ночные раскаты" Ауэзова (1935), "Амангельды" Г. Мусрепова (1937).

В 1932 в Алма-Ате была создана школа, готовившая драматич. актёров, певцов и музыкантов. Началось интенсивное развитие сети районных и колхозно-совх. театров, возникавших на основе самодеятельных кружков. Эти театры вели культурно-воспитательную работу в отдалённых селениях. Во MH. городах открывались областные казах, и рус. драматич. театры. С 1937 театры стали пополняться актёрами и режиссёрами, получившими спец. подготовку в школах Москвы и Ленинграда. Сформировалось творчество драматургов А. Тажибаева, Ш. Хусаинова, А. Абишева, произв. к-рых более широко отражали жизнь совр. К. Важное значение для развития нац. театра имели спектакли -"Ревизор" Гоголя (1936), "Исатай и Махамбет" M. Акинжанова (1938), "Абай" Ауэзова и Л. С. Соболева, "Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова (оба в 1940), "Товарищи" Абишева, "Марабай" M. Кайбалдина и Хусаинова (оба в 1941).

С первых дней Великой Отечеств, войны 1941-45 в К. создавались пьесы и спектакли, поев, темам и событиям воен. времени: "Молния" Абишева (1941), "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева (1942) и др., значит, место в репертуаре ряда театров заняли фольклорно-историч. спектакли "Ахан-Сере и Актокты" Мусрепова, "Алдар-Косе" Хусаинова (оба в 1942), связывавшие казах, театр со старинной художеств, культурой.

В 1944 в Алма-Ате создан Театр для детей и юношества (рус. труппа работает с 1945, казах.- с 1948); среди постановок - сказки "Золотой биток" Акинжанова и К. Бадырова (1948), "Алдар-Косе" Хусаинова (1953), спектакль на историч. сюжет "Ибрай Алтынсарин" Акинжанова (1951), спектакли из жизни молодёжи -"Лучистый камень" (1949), "Баловник" (1954) Хусаинова, и др.

Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. репертуар театров составили спектакли о современности-"Победители" Б. Ф. Чирс-кова (1947), "Дружба и любовь" (1947) и "Единая семья" (1949) Абишева, "Миллионер" Г. Мустафина, "Голос Америки" Б. А. Лавренёва (оба в 1950), "Калиновая роща" A. E. Корнейчука (1951), "Цвети, степь!" Тажибаева (1952). Среди постановок рус. и зарубежной классики выделялись "Таланты и поклонники" (1949) и "Гроза" (1950) A. H. Островского, "Скупой" Мольера (1952). Театры стремились расширить жанровый и тематич. диапазон, искали пути к созданию спектаклей большой эмоциональной насыщенности.

Во 2-й пол. 50-х гг. были поставлены пьесы на сюжеты, связанные с историей К.,-"Чокан Валиханов" С. Муканова (1956), "Майра" Тажибаева (1957), возобновлены спектакли фольклорно-историч. содержания - " EH лик и Кебек" Ауэзова (1957), "Ахан-Сере и Актокты" Мусрепова (1958, под назв. "Трагедия поэта"). Совр. тематика получает дальнейшую разработку в произв. драматургии- "Одно дерево - не лес" ("Цвети, степь!") Тажибаева (1958), "Волчонок под шапкой" К. Мухамеджанова (1959), постановка к-рых определила новый этап развития нац. театра, связанный с поисками углублённого раскрытия характеров положит, героев, стремлением к более полному отражению жизни народа, к органичному слиянию традиций нар. творчества с достижениями совр. сов. театра. В 1958 Казах, театр им. M. О. Ауэзова и Респ. рус. театр участвовали в Декаде казах, иск-ва и лит-ры в Москве.

Среди спектаклей 60-х гг. выделяются: "Материнское поле" по Ч. Айтматову (1964), "Сауле" (1961) и "Буран" (1966) T. Ахтанова, "Сильнее смерти" С. Жу-нусова (1967), "Всеми забытый" H. Хик-мета (1967), "Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского (1967), "Ленин в 1918 году" А. Я. Каплера (1970) и др.

В 1972 работало 25 театров, в т. ч. Казах, академич. театр драмы им. M. О. Ауэзова, Респ. рус. театр драмы им. M. Ю. Лермонтова, Театр для детей и юношества, Театр кукол (рус. и казах, группы), Уйгурский, Корейский театры в Алма-Ате, казах, театры в городах Джамбул, Кзыл-Орда, Чимкент, Караганда, Семипалатинск, Гурьев, Джетысай, Аркалык.

Казах, театры ставят пьесы драматургов братских республик: "Блудный сын" Э. Раннета (1959), "В ночь лунного затмения" M. Карима (1967),"Наркес" И. Юма-гулова (1968), "Звезда Вьетнама" И. И. Куприянова (1968), "Мать своих детей" A. H. Афиногенова (оба в 1971), "Башмачки" Д. Файзи (1972), "Тополёк мой в красной косынке" (1966), "Лицом к лицу" по Айтматову (1972). Проведены (с 1962) недели лит-ры и иск-ва Узбекистана, Татарии, Туркменистана, РСФСР, Украины, Армении, Таджикистана.

Значит, вклад в развитие казах, дра-матич. театра внесли нар. артисты СССР Ш. К. Айманов, К. Куанышпаев, нар. артисты Казах. CCP P. Койчубаева, M. Г. Насонов, Ж. Шанин. Среди деятелей казах, театра (1972): нар. артисты СССР X. Букеева, С. Майканова, нар. артисты Казах. CCP К. У. Бадыров, IU. Джандарбекова, А. Джолумбетов, H. Жантурин, К. Кармысов, С. Кожам-кулов, А. Мамбетов, И. Ногайбаев, Б. Римова, Ш. Сакиев, 3. Сулейменова, M. Суртубаев, С. Тельгараев, E. Умурза-ков, 3. Шарнпова, Д. Шашкина и др.

Лит.: Львов H. И., Казахский академический театр драмы, А.-А., 1957; его же, Казахский театр. Очерк истории, M., 1961; Канапин А. К., Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, А.-А., 1958; Казахские областные театры. [Сб. статей], А.-А., 1965; История советского драматического театра, т. 1-6, M., 1966 - 71; К д а к б а е в Б., HypnefiicoB K., M. Эуезов атындары Казактыц мемлекетпк академия лык., драма театрына 40 жыл. Ал-маты, 1966; Куандык.овК., Тунгыш улт театры, Алматы, 1969. H. И. Львов.


Цирк. В нар. иск-ве К. издавна существовали выступавшие на различных празднествах силачи-балуаны (Хаджи-мухан Мунайтбасов, Балуан-Шолак), акробаты-затейники (акын Шашубай Кош-карбаев), комики-импровизаторы. В г. Верном (ныне Алма-Ата) с 1919 выступал цирк под рук. А. И. Сосина, в его репертуаре были также пантомимы на революц. темы -"Борьба труда с капиталом", "Жертвы нужды". В 1923 в Семипалатинске работала цирковая антреприза В. Феррони (позже Товарищество цирковых артистов и борцов). В 1965 в Алма-Ате создана Муз.-эстрадная студия, преобразованная затем в эстрадно-цирковую. Её выпускники влились в организованный в 1970 Казахский цирковой коллектив. В 1972 открыто новое здание цирка в Алма-Ате. А. Я. Шнеер.


XIX. Кино

Первый киносеанс на терр. К. состоялся в 1910. До Окт. революции существовало 13 кинозалов. Впервые киносъёмка произведена в 1925- моек, кинохроникёры отсняли 5-й съезд Советов К. В том же году вышел первый документальный фильм о К.-"Годовщина КАССР". В 1928 в Алма-Ате создано отделение треста "Восток-фильм" (выпускало пе-риодич. киножурнал "Последние новости", киноочерки "Алма-Ата и её окрестности", "Кооперация в ауле", "На Джайляу", "Кзыл-аскер"). Фильм "Турксиб" (1929, реж. В. А. Турин) о стр-ве Туркестано-Сиб. ж.-д. магистрали явился выдающимся произв. сов. документального кино. В 20-30-е гг. художеств, фильмы, поев, жизни К., с участием казах, актёров создавались на центральных киностудиях страны режиссёрами этих студий. Фильмы "Мятеж" (1929), "Песня степей" (1930), "Джут" (1932), "Тайна Каратау" (1933), "Вражьи тропы" (1935) способствовали возникновению нац. киноискусства. Создание фильма "Амангельды> (1939, реж. M. 3. Левин; в гл. роли - E. Умурзаков) о борьбе казах, трудящихся за установление Сов. власти ознаменовало рождение казах, кино. В 1934 в Алма-Ате была организована студия кинохроники, выпускавшая еженедельный киножурнал "Советский Казахстан" и документально-хроникальные фильмы.

Алма-атинская киностудия художеств, фильмов (создана в окт. 1941) в 1942 объединилась с эвакуированными студиями " Мосфильм " и "Ленфильм " и работала под назв. Центральная объединённая киностудия (ЦОКС). Совместная работа молодых казах, кинематографистов с видными деятелями сов. кино - С. M. Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным, Г. H. и С. Д. Васильевыми, И. А. Пырьевым, Ф. M. Эрмлером, Ю. Я. Райзманом, Г. Л. Рошалем, Д. Вертовым и др. способствовала росту нац. кадров, созданию кинопроизведений о жизни казах, народа ("Песни Абая", 1946, и др.).

В 1944 "Мосфильм" и "Ленфцльм" были реэвакуированы, оставшаяся в Алма-Ате студия в том же году слилась с Алма-атинской студией кинохроники; с 1960- киностудия <Каэахфилъм". В 50- нач. 70-х гг. созданы историч. и исто-рико-революц. фильмы: "Джамбул" (1953, реж. E. Л. Дзиган; в роли Джамбула - Ш. К. Айманов); "Ботагоз" (1958, реж. E. А. Арон) - о судьбе женщины-казашки, принимавшей участие в революц. борьбе за установление Сов. власти в К.; "Его время придёт" (1958, реж. M. С. Бе-галин), поев, выдающемуся казах, обществ, деятелю Чокану Валиханову; "Мы из Семиречья" (1959, реж. С. Ходжиков); "Тревожное утро" (1966, реж. А. Карсак-баев); "Песнь о Маншук" (1970, реж. Бегалин) о Великой Отечеств. войне; "Конец атамана" (1971, реж. Ш. К. Айманов) о сов. чекистах, и др. Выпущены фильмы по мотивам народного эпоса: "Поэма о любви" (1954, реж. Айманов и К. А. Гаккель); "Алдар-Косе" (1965, реж. Айманов); "Кыз-Жибек" (1972, реж. Ходжиков). Большое место занимают фильмы на современные темы. Среди них: "Девушка-джигит" (1955. реж. П. П. Боголюбов), "Мы здесь живём" (1957, реж. Айманов и M. Л. Володарский), "Наш милый доктор" (1958, реж. Айманов), "Если бы каждый из нас" (1962, реж. Ходжиков), "Сказ о матери" (1964, реж. А. Я. Карпов), "Меня зовут Кожа" (1964, реж. Карсакбаев), "Земля отцов" (1966, реж. Айманов). Среди документальных фильмов: "Тебе, фронт" (1942), "Думы о счастье" (1956, реж. A. M. Медведкин), "В нашем городе" (1957, реж. О. Абишев), "Такая короткая жизнь" (1969, реж. Ю. Пискунов), "Иртыш - Караганда" (1970, реж. Г. Емельянов), "Династия шахтёров" (1972, реж. Абишев), "Курман-газы" (1972, реж. С. Нарымбетов, M. Ускембаева) и др. Большую роль в казах. кино сыграл актёр и режиссёр Ш.К. Айманов. В казах, кино работают режиссёры: III. Бейсембаев, К. Абусеи-тов, Ж. Байтенов (художеств, кино), Г. Новожилов, T. Дуйсебаев, А. Нугманов, M. Дулепо, Я. Смирнов, Э. Файк, О. Зекки, И. Верещагин, И. Чикно-веров, А. Кулаков, Л. Мухамедгалиева (документальное кино), А. Хайдаров (мультипликац. кино); актёры: H. Жан-турин, К. Кожабеков, А. Умурзакова; операторы: M. Аранышев, А. Ашрапов, Ф. Абсалямов, M. Беркович, M. Дуга-нов, M. Додонов, M. Сагимбаев и др. В 1958 организован Союз кинематографистов К. В 1972 в К. было 10 700 киноустановок.


Лит.: Сиранов К., Казахское киноискусство, А.-А., 1958; Канапин А. К. и Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, А.-А., 1958; Сиранов К., Киноискусство Советского Казахстана, А.-А., 1966; Федулин А., Кино в Казахстане, А.-А., 1967. К. Сираноа.

КАЗАХСКАЯ ТОНКОРУННАЯ ПОРОДА овец, порода мясо-шёрстного направления. Выведена в 1931-46 на экспериментальной базе Казах, н.-и. ин-та животноводства скрещиванием казах, курдючных овец с баранами породы прекос. Помесей 1-го и 2-го поколений с однородной тонкой и полутонкой шерстью разводили -"в себе". Овцы К. т. п. крупные, с крепкой конституцией. Матки безрогие, бараны с рогами и безрогие. Шерсть однородная, мериносового характера, не грубее 60-го качества. Длина шерсти 7-8 см, наибольшая до 13 см, извитость нормальная. Настриг с баранов 7-9 кг, с лучших до 14 кг, с маток 4-4,5 кг, с лучших до 8 кг. Выход чистой шерсти ок. 50%. Масса баранов 90-100 кг, наибольшая до 140 кг, маток 60-65 кг, наибольшая до 100 кг. Плодовитость 130-140 ягнят на 100 маток. Животные скороспелы, хорошо нагуливаются. К полуторагодовалому возрасту баранчики достигают 70% массы взрослых животных, ярки 85%. Убойный выход 53-57%. Овцы приспособлены к круглогодовому пастбищному содержанию и тебенёвке. К. т. п. используют как основную улучшающую породу в районах отгонного животноводства Казахстана.

Баран казахской тонкорунной породы.


Лит.: Бальмонт В. А., Казахские тонкорунные овцы, А.-А., 1948; его же, О методах совершенствования овец казахской тонкорунной породы, "Овцеводство", 1966, № 2. „В. А. Бальмонт.

КАЗАХСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ им. T. Г. Шевченко в Алма-Ате, осн. в 1935. Включает ок. 10 000 произведений изобразительного и декоративно-прикладного казах., рус. дореволюц., сов., зап.-европ. и зарубежного вост. иск-ва. В отделе казахского иск-ва - произведения A. M. Черкасского, А. Кастеева, M. С. Лизогуб, X. Ходжилова, А. Исмаилова, H.-Б. Нур-мухаммедова, M. С. Кенбаева, X. И. Ha-урзбаева, К. T. Тельжанова, С. А. Мам-беева, E. M. Сидоркина; в отделе рус. искусства - работы Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, А. К. Саврасова, И. E. Репина, А. С. Голубкиной, Б. M. Кустодиева, В. Э. Борисова-Мусатова, 3. E. Серебряковой, К. С. Петрова-Водкина; в отделе сов. иск-ва - произв. К.Ф. Юона, П. П. Кон-чаловского, M. С. Сарьяна, С. Д. Лебедевой, П. Д. Корина, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки, Я. Д. Ромаса, У. Тан-сыкбаева, E. Ф. Белашовой, Г. А. Айтие-ва, T. H. Яблонской, П. Ф. Никонова, А. Г. Пологовой. В отделе зап.-европ. иск-ва - картины К. Коро, H. В. Диаза, Ш. Ф. Добиньи и др. В отделе прикладного иск-ва Китая, Индии и Японии - произв. мастеров 20 в.

Лит.: Казахская художественная галерея им. T. Г. Шевченко. Каталог, в. 1 - 6, А.-А., 1961 - 72, в. 7, M., 1971; Плахотная Л., К у ч и с И., Казахская государственная художественная галерея им. T. Г. Шевченко. [Альбом. Текст И. Кучис], M., [1966].

Л. Г. Плахотная.


КАЗАХСКИЙ АРХАРОМЕРИНОС, порода тонкорунных овец мясо-шёрстного направления. Выведена в Казах. CCP в 1934-50. Единств, порода овец, выведенная методом межвидовой гибридизации. Семенем убитого дикого архара осеменили маток породы новокавказский меринос; баранов-помесей 1-го поколения скрещивали с матками пород прекос и рамбулье. Помесей 3-го поколения разводили "в себе". Овцы породы К. а. крупные, с крепкой конституцией, прочным костяком, гармоничным телосложением. Хорошо приспособлены к горным условиям, используют высокогорные пастбища , легко передвигаются по резко пересечённому рельефу. Масса баранов 90-115 кг, маток 55-65 кг. Настриг шерсти с баранов 7-8 кг, с маток 3,2- 3,5 кг. Шерсть в основном 64-го качества, длина 7-10 см. Выход чистой шерсти 50-55%. Плодовитость 110-120 ягнят на 100 маток. К. а. используют для скрещивания с грубошёрстными овцами. Районы разведения породы: Алма-Атинская, Восточно-Казахстанская и Павлодарская обл.


Баран казахский архаромеринос.


Лит.: Бутарин H. С., Казахский архаромеринос, в кн.: Породы сельскохозяйственных животных, выведенные в Казахстане, А.-А., 1960; Исенжулов А. И., Ж а н -деркин А. И., П р о к а з и н О. А., Казахский архаромеринос и возможности дальнейшего совершенствования породы, "Тр. Ин-та экспериментальной биологии АН КазССР", 1965, т. 2. А. И. Жандеркин.

КАЗАХСКИЙ МЕЛКОСОПОЧНИК, Сарыарка, Центральноказахстанский мелкосопочник, равнинно-возвышенная территория с отдельными низкогорными массивами и хребтами, расположенная в центр, и вост. частях Казахской CCP. Протяжённость с 3. на В. почти 1200 км. Ширина в зап. части ок. 900 км, в вост.- 400 км. В зап. части, имеющей ср. абс. высоты от 300 до 500 м и характеризующейся большей выровненностью рельефа, имеются два низкогорных массива: Улутау (1133 м) на 3. и Кокчетавская возв. (г. Синюха, 947 м) на С. Вост. часть отличается большими абс. высотами (в среднем от 500 до 1000 м) и более расчленённым рельефом; в центре её поднимаются Каркаралинские горы с массивом Аксоран (1565 м) - самым высоким в К. м. На В. расположен хр. Чингизтау (1077 м). Низкогорные массивы, относительная высота к-рых обычно не превышает 500-600 м, окружены мелкосопоч-ником, т. е. пространствами возвышенной волнистой равнины, на к-рой рядами или беспорядочно расположены многочисл. холмы и увалы из коренных пород, с относит, вые. от 10-50 м до 100 м.

В геол. отношении терр. К. м. входит в состав Урало-Монгольского геосинклинального пояса. Сложена сильно дислоцированными метаморфич. сланцами, кварцитами, песчаниками и известняками палеозоя, местами прикрытыми мезо-кай-нозойскими отложениями; до 60% площади занимают интрузивные (граниты, диориты, порфириты) и эффузивные породы. Важнейшее значение в формировании структур имели каледонский и герцинский этапы тектогенеза, резко отличающиеся общим структурным планом. Каледонская система складок имеет сев.-вост., а герцинская - сев.-зап. простирания. Структуры каледонского возраста распространены на 3. страны, герцин-ского - на В. В конце палеозоя - начале мезозоя вся терр. была разбита сбросами. С конца карбона наступил континентальный период, продолжающийся до наст. времени. Вследствие выветривания и денудации, вероятно, высокая горная страна, возникшая в результате герцинского орогенеза, была снивелиро-вана и постепенно приобрела современный облик. Мелкосопочник образовался путём небольших тектонич. поднятий деформации и повторного расчленения древнего пенеплена; низкогорные массивы - результат новейших локальных поднятий большей амплитуды.

Климат континентальный с резко возрастающей к Ю. засушливостью. Cp. темп-ры января от -14 до -18°С, июля 20-24°С. Зимой морозы достигают -400C, а летом дневные темп-ры поднимаются до35°С и более (на Ю.). Годовое кол-во осадков 200-300 мм (до 370 мм в сев. горных массивах). Снежный покров маломощный. Летом часты засухи. Через К. м. проходит водораздел басе. Иртыша и область внутреннего стока Cp. Азии. Наиболее крупные реки - Ишим (басе. Иртыша), Нура, Сарысу. Режим стока очень неравномерен. Реки питаются гл. обр. за счёт весеннего таяния снега, отчасти грунтовыми водами, имеют весеннее половодье, летом сильно мелеют. Весенний сток р. Нура составляет 88% объёма её годового стока, летний - 3%. Зимой реки замерзают, мелкие промерзают до дна. Все реки К. м. несудоходны. На терр. К. м. много озёр. Самое крупное, но неглубокое - солёное оз. Тенгиз.

Сев. часть К. м. относится к степной зоне с разнотравно-типчаково-ковыльной растительностью на юж. чернозёмах, частично распаханных; средняя - к су-хостепной зоне с типчаково-ковыльной растительностью на тёмно-каштановых (тоже частью распаханных) и каштановых почвах. Юж. и вост. части К. м. входят в зону полупустыни, где сочетаются степные (дерновинно-злаковые) и пустынные (полынные и солянковые) растительные сообщества и господствуют светло-каштановые почвы; юго-вост. часть у оз. Балхаш входит в пустынную зону. Целинные пространства К. м. используются как пастбища.

Лит.: Сваричевская 3. А., Геоморфология Казахстана и Средней Азии, Л., 1965; Казахстан, M., 1969 (Природные условия и естественные ресурсы СССР); Г в о зд е ц к и и H. А., Николаев В. А., Казахстан, M., 1971. H. А. Гвоздецкий.


КАЗАХСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. Абая, осн. в Алма-Ате в 1928 в составе 3 отделений (физико-математическое, естественное и лингви-стич.-литературное). С 1930 самостоятельный вуз. В 1935 К. п. и. присвоено имя Абая Кунанбаева. В составе ин-та (1972): ф-ты - физ., матем., естественно-геогр., филологич., ист., художественно-графич.; заочное и подготовит, отделения; аспирантура; 33 кафедры, 15 уч. лабораторий, агробиостанция; в б-ке ок. 500 тыс. ед. хранения. В 1971/72 уч. г. в К. п. и. обучалось св. 7 тыс. студентов, работало ок. 400 преподавателей, в т. ч. 6 академиков и чл.-корр. АН СССР и АН Казах. CCP, 14 профессоров и докторов наук, 161 доцент и канд. наук. Ин-ту предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Издаются "Учёные записки" (с 1940) и межвузовские сборники (с 1968). За годы существования ин-т подготовил ок. 25 тыс. специалистов. С. E. Толыбеков.

КАЗАХСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. В. И. Лен и н а, организован в 1960 в Алма-Ате на базе Казах, горно-металлургич. ин-та, осн. в 1934. В составе К. п. и. (1972): ф-ты - горный, металлургич., геологоразведочный, инженерно-строит., инженерно-экономич., нефтяной, архитектурный, автоматики и вычислит, техники, энергетич., геофи-зич., общетехнич.; заочное отделение, филиал в г. Рудный, общетехнич. ф-ты в гг. Лениногорске, Усть-Каменогорске, Каратау; аспирантура; 85 кафедр, 6 отраслевых и 3 проблемные лаборатории; в б-ке 706 тыс. ед. хранения. В 1971/72 уч. году в ин-те обучалось 13,5 тыс. студентов, работало св. 900 преподавателей, в т. ч. 8 академиков и чл.-корр. АН Казах. CCP, 29 докторов наук и профессоров, св. 300 кандидатов наук и доцентов. К. п. и. предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Ин-т издаёт (с 1938) "Сборник научных трудов". В 1970 К. п. и. присвоено имя В. И. Ленина. За годы существования ин-т подготовил 13,8 тыс. специалистов. А. К. Омаров.

КАЗАХСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ, осн. в 1930 в Алма-Ате. В составе К. с. и. (1972): ф-ты - агрономич., почвоведения и агрохимии, плодоовощеводства и виноградарства, защиты растений, экономики и организации с. х-ва, лесного х-ва, механизации и электрификации с. х-ва, организации и технологии ремонта машин, а также повышения квалификации руководителей и специалистов с. х-ва; аспирантура; 50 кафедр, учебно-опытное х-во (21,2 тыс. га), учебно-производств. мастерские, н.-и лаборатория и питомник; в б-ке 262 тыс. ед. хранения. Ин-ту предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Издаются (с 1948) "Труды". За годы существования ин-том подготовлено 15 тыс. специалистов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971). X. А. Арыстанбеков.


КАЗАХСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ академический им. M. О. А у э з о в а, организован в 1925 в Кзыл-Орде (открылся 13 янв. 1926). В 1928 переведён в Алма-Ату. В труппу вошли мастера нар. творчества, участники самодеятельности, в т. ч. С. Кожамкулов, К. Куанышпаев, E. Умурзаков, К. У. Бадыров, Ж. Шанин. Позднее труппа пополнилась актёрами, выросшими в самом театре, в драматич. школах Алма-Аты и Ташкента, выпускниками казах. студий ГИТИСа (1938 и 1954). Вначале театр возглавлял Ж.Шанин.Особенным успехом пользовались спектакли, воспроизводившие быт старого аула: "Енлик и Кебек", "Жёны-соперницы", "Карагоз" Ауэзова (все в 1926), "Красные соколы"Сейфул-лина (1926), "Аркалык-батыр" Шанина (1927). Позднее были осуществлены постановки спектаклей на темы коллективизации и индустриализации страны: "Шахта" Шанина (1930), "Фронт" Майли-на (1931). В 1932-35 и 1937-39 театром руководил реж. M. Г. Насонов; ставились произв. рус. драматургии - "Ревизор" Гоголя (1936), "Любовь Яровая" Тренёва (1937), "Мой друг" Погодина (1939), пьесы нац.драматургов - "Ночные раскаты" Ауэзова (1935), "Амангельды" (1937), "Козы-Корпеш и Баян-Слу" (1940) Мус-репова. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 был создан патриотич. спектакль "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева (1942), поставлены "Ахан-Сере и Акток-ты" Мусрепова (1942), "Укрощение строптивой" Шекспира (1943) и др. Во 2-й пол. 40-х и в 50-е гг. на сцене театра с успехом ставятся пьесы о жизни республики - "Дружба и любовь" (1947), "Зависть" (1955) Абишева, "Вчера и сегодня" Хусаинова (1956), "Цвети, степь! " ("Одно дерево-не лес") Тажибаева (1952 и 1958), "Абай" по роману Ауэзова (1949; Гос. пр. СССР, 1952). Овладению реалистич. методом способствовала работа над рус. и зап.-европ. классикой: "Таланты и поклонники" (1949), "Гроза" (1950) Островского, "Скупой" Мольера (1952). В 50- 60-е гг. театр обращается к историч. тематике- "Чокан Валиханов" Муканова (1956), "Майра" Тажибаева (1957, 1969); в его репертуаре пьесы молодых драматургов - "Волчонок под шапкой" (1959), "На чужбине" (1968) Мухамеджанова, "Сауле" (1961), "Буран" (1966) Ахтанова, и др. Систематически ставятся пьесы драматургов др. республик-"Материнское поле" по Айтматову (1964), "Башмачки" Файзи (1972) и др. В 1937 театр получил назв. академического, в 1946 награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1961 ему присвоено имя писателя M. О. Ауэзова. В труппе театра (1972): нар. артисты СССР X. Букеева, С. Майканова, нар. арт. Казах. CCP К. У. Бадыров, Ш. Джандарбекова, А. Джолумбетов, С. Кожамкулов, К. Кармысов, Ш. Мусин, И. Ногайбаев, Б. Римова, M. Суртубаев, С. Тельгараев, E. Умурзаков, 3. Шарипова и др. Гл. режиссёр - нар. арт. Казах. CCP А. Мамбетов.

Лит.: Львов H. И., Казахский академический театр драмы, А.-А., 1957; см. также лит. при ст. Казахская CCP, раздел Драматический театр.


КАЗАХСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛETA академический им. А б а я, осн. в Алма-Ате в 1933 как Музыкальная студия, с 1934 Музыкальный театр; в 1937 получил совр. название (с 1945 - им. Абая). С 1941 работает в новом здании. Спектакли идут на казах, и рус. языках. Утверждению на сцене театра нац. оперного репертуара способствовали: композитор E. Г. Брусиловский, режиссёр Ж. Шанин, певцы и режиссёры К. Байсеитов, К. Джан-дарбеков, певцы - К. Байсеитова, M. Ержанов и др. В 1934 на сцене театра была поставлена первая нац. опера "Кыз-Жибек" Брусиловского, в 1938 - первый нац. балет "Калкаман и Мамыр" Великанова. В репертуаре театра нац. оперы и балеты, произв. мировой классики и сов. композиторов др. республик.В числе лучших пост.: нац. оперы - "Жал-быр" (1935) и "Ер-Таргын" (1937) Брусиловского, "Абай" Жубанова и Хамиди (1944), "Биржан и Сара" Тулебаева (1946, Гос. пр. СССР, 1949), "Камар-Слу" Рахмадиева (1963), "Айслу" (1964) и "Жумбак кыз" (1971) Мухамеджанова, и др.; балеты -"Дорогой дружбы "("Джун-гарские ворота") Тлендиева, Степанова и Манаева (1958), "Легенда о белой птице" ("Акканат" и "Хиросима") Жубановой (1966) и др. В 1969 театр показал первый уйгурский балет "Чин-Томур" Кужамья-рова. В 1959 театр награждён орденом Ленина. В труппе театра (1972): певцы-нар. арт. СССР P. Абдуллин, P. Джаманова, E. Серкебаев, Б. Тулегенова, нар. арт. Казах. CCP Ш. Бейсекова, К. Кенжетаев, Г. Курмангалиев, А. Умбетбаев и др.; солисты балета - нар. арт. Казахской CCP С. Кушербаева и др.; гл. дирижёр - засл. деят. искусств Башкирской АССР В. Д. Руттер; гл. режиссёр - нар. арт. Казахской CCP Б. Д. Досымжанов.

Лит.: Мекишев Б.,БисеноваГ., Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая, А.-А., 1954; M е с с м а н В., Возрождение песни, А.-А., 1958. В. Г. Ерзакович.

КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С. M. Кирова, осн. в Алма-Ате в 1934. В составе К. у. (1972): ф-ты - меха-нико-матем., физ., хим., биол., геогр., юрид., ист., филос., филологич., журналистики, два ф-та повышения квалификации преподавателей вузов, 6 вечерних и заочных ф-тов, аспирантура (преподавание ведётся на казах, и рус. языках); 77 кафедр, 12 проблемных лабораторий, типолаборатория, линейный ускоритель; в б-ке 850 тыс. ед. хранения. В 1971/72 уч. г. в ун-те обучалось св. 10 тыс. студентов, работало ок. 1 тыс. преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. 55 профессоров и докторов наук, 370 доцентов и кандидатов наук. К. у. издаёт (с 1938) "Учёные записки". За годы существования ун-т подготовил св. 23 тыс. специалистов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971). У. А. Джолдасбеков.


КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК, язык казахов, коренного населения Казах. CCP. Число говорящих в пределах СССР 5193 тыс. чел. (1970, перепись). На К. я. говорят также казахи, живущие в КНР (509 тыс. чел., 1953, перепись), МНР (43 тыс. чел., 1963, оценка) и Афганистане (Зтыс. чел., 1962, оценка). Относится к кып-чакской группе тюркских языков.

В совр. К. я. выделяют три диалекта: сев.-вост., южный и западный. Однако диалектные различия К. я. невелики. В основе совр. лит. К. я. лежит сев.-вост. диалект. Осн. особенности К. я.: 1) соответствие звука "ш" общетюркскому "ч" (каш вместо кач - "убегать"); 2) соответствие "с" общетюркскому "ш" (кыс вместо кыш-"зима"); 3) соответствие начального звука "ж" начальным звукам "и" и "ж" в др. тюрк, языках (жол вместо иол или жол-"дорога"); 4) наличие формы причастия наст.-будущего времени на - атын, (-этин), (йтын), (-йтин). Лит. К. я. оформился во 2-й пол. 19 в. благодаря деятельности казах, просветителей Абая Кунанбаева и Ибрая Aлтынсарина. Первоначально К. я. пользовался арабским алфавитом, позднее латиницей; в 1940 была принята письменность на рус. основе.

Лит.: МелиоранскийП. M., Краткая грамматика казак-киргизского языка, ч. 1 - 2, СПБ, 1894-97; Б а л а к а-ев M. Б., Современный казахский язык. Синтаксис словосочетания и простого предложения, А.-А., 1959; Бегалиев Г., Краткий казахско-русский словарь, А.-А., 1959; Современный казахский язык, под ред. M. Б. Балакаева, H. А. Баскакова, С. К. Кенесбае-ва, А.-А., 1962; Русско-казахский словарь, под ред. H. Сауранбаева, M-, 1954.

Л. T. Кайдаров.


"КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА", республиканская газета Казах. CCP на рус. яз. Осн. в 1920. Первоначально выходила под назв. "Известия Киргизского края", затем назв. газеты неск. раз менялось, с 1932-"К. п.". ВЫХОДИТЕ Алма-Ате 6 раз в неделю. Тираж (1970) 170 тыс. экз.

КАЗАХСТАНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН, экономич. район СССР, территориально совпадающий с Казахской CCP (см. Казахская Советская Социалистическая Республика, раздел Народное хозяйство, а также ст. Экономические районы СССР).

"КАЗАХФИЛЬМ" , казахская советская киностудия художеств, и документально-хроникальных фильмов. В 1941 организована Алма-атинская киностудия художеств. фильмов. В 1942 вместе с эвакуированными в Алма-Ату киностудиями "Мосфильм" и "Ленфильм" была преобразована в Центр, объединённую киностудию (ЦОКС), существовавшую до 1944. В 1944, после реэвакуации "Мосфильма" и "Ленфильма", оставшаяся в Алма-Ате студия художеств, фильмов слилась со студией кинохроники (организованной в 1934) и стала называться Алма-атинской студией художеств, и документально-хроникальных фильмов, в 1960 переименована в "К.". См. Казахская Советская Социалистическая Республика, раздел Кино.

КАЗАЦКОЕ, посёлок гор. типа в Бери-славском р-не Херсонской обл. УССР, на Днепре. Ж.-д. ст. Казацкое (на линии Каховка - Николаев). 3-ды: железобетонных изделий, винодельческий. Виноградарство.


КАЗАЧЕСТВО, воен. сословие в доре-волюц. России 18 - нач. 20 вв. В 14- 17 вв.- вольные люди, свободные от тягла и работавшие по найму, гл. обр. на различных промыслах, а также лица, нёсшие воен. службу на окраинах страны и т. н. вольные казаки. Служилые казаки разделялись на городовых (полковых) и станичных (сторожевых) и использовались для защиты соответственно городов и сторожевых постов, за что получали от пр-ва землю на условиях поместного владения и жалование. Как социальная группа эти казаки были близки к стрельцам, пушкарям и др. В 18-19 вв. большая часть их была переведена в податное сословие и вошла в категорию однодворцев, другие вошли в состав казачьих войск (Сибирского, Оренбургского и др.).

Рост феод, эксплуатации и крепостничества в 15-16 вв. в Рус. и Польско-Ли-тов. гос-вах, усугублявшийся на захваченной Польшей Украине нац.-религиозным гнётом, привёл к массовому бегству крестьян и посадских людей за пределы этих гос-в, гл. обр. на незанятые земли на Ю. В результате со 2-й пол. 15 в. за линией сторожевых укреплений на юж. и юго-вост. окраинах России и Украины, в основном по pp. Днепр, Дон и Яик и их притокам поселяются беглые крестьяне и посадские люди, наз. себя вольными людьми - казаками. Необходимость вести постоянную борьбу против соседних феод, гос-в и полукочевых народов потребовала объединения этих людей в воен. общины. В 15 - нач. 16 вв. возникли общины донских, волжских, днепровских (черкасских), гребенских и яицких казаков. В 1-й пол. 16 в. возникает Запорожская Сечь (см. Сечь Запорожская), во 2-й пол. 16 в.- общины терских казаков и служилое сибирское К. Польск. пр-во во 2-й пол. 16 в., пытаясь использовать верхушку укр. К. в своих интересах, создало категорию реестровых казаков, состоявших на жаловании, а остальных стремилось перевести в податные сословия и закрепостить. Быстро возраставшее укр. К. составило ведущую силу нар. восстаний на Украине против польск. господства в конце 16-1-й пол. 17 вв. и особенно в Освободит, войне укр. народа 1648-54 под рук. Богдана Хмельницкого. В сер. 17 в. на терр. вост. части Украины, отошедшей к России, образовалось Слободское К.

Основу хоз. жизни К. вначале составляли промыслы - охота, рыболовство и бортничество; сравнительно рано появилось скотоводство; земледелие, как правило, стало распространяться позднее, примерно со 2-й пол. 17 в. В 16-17 вв. важными источниками существования К. были воен. добыча и жалование от гос-ва. К. быстро освоило огромные пространства плодородных земель Дикого поля и др. окраин России и Украины. В 16- 17 вв. казаки во главе с Ермаком, В. В. Атласовым, С. И. Дежнёвым, В. Д. Поярковым, E. П. Хабаровым и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и Д. Востока. В 16-1-й пол. 17 вв. царское пр-во не имело достаточных сил, чтобы подчинять своей власти "вольное" К., но стремилось использовать его для защиты границ гос-ва, посылая казакам жалование, боеприпасы, хлеб. Это способствовало постепенному превращению К. в особое привилегированное воен. сословие (окончательно в 19 в.), положение к-рого определялось тем, что за службу гос-ву за каждым казачьим войском закреплялась занятая им земля, к-рую войско передавало в пользование казачьим станицам. Эта феод, форма землепользования сохранялась вплоть до Окт. революции.

К. с самого начала было неоднородным. В процессе социальной дифференциации увеличивалось количество бедных казаков ("голытьба", "нетяги" и др.), к-рые принимали активное участие в крест, войнах и восстаниях 17-18 вв. Одновременно из среды "домовитых" выделялась богатая верхушка, к-рая захватывала руководящее положение в казачьих общинах, образовав группу старшин. К нач. 19 в. старшина вошла в состав дворянского сословия России.

В 16-17 вв. К. пользовалось автономией в области суда, управления и внеш. сношений. Все важнейшие дела обсуждал общий сход казаков (рада, круг), на решения к-рого рядовая масса оказывала нек-рое влияние. Царское пр-во, опираясь на зажиточное К. и старшину, постепенно (особенно с нач. 18 в.) стало ограничивать автономию казачьих областей, стремясь к полному подчинению К. центр, власти.

В 17-18 вв. широкие слои К. упорно отстаивали свою свободу от посягательств со стороны царского пр-ва. Вольнолюбивое К. было одной из гл. движущих сил крест, войн и восстаний 17-18 вв., выдвинув из своей среды таких крупных руководителей антифеодальной борьбы, как С. T. Разин, К, А. Булавин и E. И. Пугачёв.

1. Рада в Запорожской Сечи; на заднем плане-курени. С гравюры 18 в. 2. Донской казак. С гравюры 18 в. 3. Украинский казак с казачкой. С рисунка 18 в.



В нач. 18 в. казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1721 они перешли в ведение воен. ведомства; постепенно была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, к-рые стали назначаться пр-вом. После Крест, войны под предводительством E. И. Пугачёва 1773-75 была упразднена Запорожская Сечь, а Донское, Уральское (быв. Яицкое) и др. войска окончательно подчинены воен. ведомству. Во 2-й пол. 18-19 вв. был упразднён ряд казачьих войск и созданы новые казачьи войска, полностью подчинённые пр-ву (Астраханское - 1750, Оренбургское - 1755, Черноморское - 1787, Сибирское - 1808, Кавказское линейное - 1832, разделённое в 1860 вместе с Черноморским на Кубанское и Терское, Забайкальское - 1851, Амурское- 1858, Семиреченское - 1867, Уссурийское - 1889). Эти войска сыграли значит, роль в колонизации малонаселённых окраин (Сибирь, Д. Восток, Семиречье, отчасти Сев. Кавказ), в распространении земледелия.

К нач. 20 в. в России существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское). Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк Мин-ва внутр. дел.

Численность казачьего населения и казаков, находившихся на военной службе в 1916, тыс. чел. атаманы избирались на сходах. Муж. казачье население с 18 лет было обязано нести воен. службу в течение 20 лет (по уставу 1875 для Донского войска, распространённому позже на др. войска), в т. ч. 3 года в "приготовительном" разряде, 12 лет в "строевом" [4 года на действительной службе (1-я очередь) и 8 лет на "льготе" (2-я и 3-я очереди) с периодич. лагерными сборами} и 5 лет в запасе. В 1909 срок службы был сокращён до 18 лет за счёт сокращения "приготовительного" разряда до 1 года. На воен. службу казак обязан был являться со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 К. в мирное время выставляло 54 конных полка, 23 батареи, 6 пластунских батальонов, 11 отд. сотен, 4 отд. дивизиона и императорский конвой (всего 68,5 тыс. чел.). Во время войны (к 1917) было выставлено 164 конных полка, 54 батареи, 30 пластунских батальонов, 179 отд. сотен,78 полусотен, 9 конных и пеших дивизионов, 63 запасные сотни и 3,5 запасных батарей, императорский конвой (всего св. 200 тыс. чел.). Благодаря хорошей боевой подготовке и воен. традициям казачьи части играли значит, роль в войнах России 18-19 вв., особенно в Семилетней войне 1756-63, Отечеств, войне 1812, Кавказской войне 1817-64, Крымской войне 1853-56, рус.-тур. войне 1877-78. В конце 19 - нач. 20 вв. царизм, опираясь на экономич. зажиточность К., его привилегированность как воен. сословия и политич. отсталость, широко использовал К. для несения полицейской службы и подавления нац.-освободит, и революц. движения, особенно в период Революции 1905-07.

В основе привлечения К. к воен. службе и выполнению полицейских функций лежала сложившаяся окончательно в 19 в. система землевладения в казачьих областях. Положение 1869 закрепляло общинное владение станичными (юртовымй) землями, из к-рых производилось наделение казаков "паем" в 30 дес. на казака (на практике наделы составляли в среднем от 9 до 23 дес.). Остальные земли составляли войсковой запас, предназначавшийся гл. обр. для пополнения станичных участков по мере роста казачьего населения. В 1916 К. располагало 63 млн. дес. на 474 тыс. служилого состава (всё казачье население - св. 4,4 млн. чел.). Земли казачьего дворянства в 1848 были объявлены потомственной собственностью. Всеми этими мерами царизм стремился законсервировать экономич. и обществ.-политич. уклад К., что обусловило сохранение в х-ве и быте К. многих феод, черт. Вместе с тем развитие капитализма втягивало К. в товарно-ден. отношения, подрывая устои его сословной обособленности. Ввиду слабости в казачьих областях помещичьего землевладения капита-листич. отношения стали довольно быстро проникать в экономику казачьих станиц, чему способствовал приток пришлого населения (иногородних) после отмены крепостного права. Дон, Кубань и др. становятся р-нами торг, земледелия, развивается аренда войсковых земель, возникает антагонизм между К. и "иногородними". В самом К. происходит процесс классового расслоения. х-во зажиточной верхушки приобретает капиталистич. характер. Вместе с тем росло число бедняцких казачьих X-B, хотя в целом обеспеченность казаков землёй оставалась значительно выше, чем крестьян, осо-

1. Уральские казаки в Швейцарском походе Суворова. 2. Кубанские казаки. 2-я пол. 19 в. 3. Донские казаки вступают в немецкий город в Вост. Пруссии. 1914. 4. Уссурийский казак. 1915.

















Казачьи войска


Население


На воен. службе






Донское


1495


ок. 100






Кубанское


1367


ок. 90






Оренбургское


533


27






Забайкальское


265


14,5






Терское


255


18






Сибирское


172


11,5






Уральское (в 1917 - Яицкое)


166


11,5






Амурское


49


3,5






Семиреченское


45


3,5






Астраханское


40


2,5






Уссурийское


34


2,5






Енисейские казаки (иркутские и красноярские)


ок. 10


0,6






Якутский полк


ок. 3


0,3






Итого


ок. 4434


ок. 285,4

















Все казачьи войска и области, населённые казаками, были в воен. и адм. отношении подчинены Гл. управлению казачьих войск, а с 1910 - Казачьему отделу Гл. штаба Воен. мин-ва во главе с атаманом всех казачьих войск, к-рым с 1827 являлся наследник престола. Во главе каждого войска стоял "наказный" (назначенный) атаман, а при нём войсковой штаб, к-рый управлял делами войска через назначенных атаманов отделов или окружных атаманов (в Донском и Амурском войсках). Станичные и хуторские

бенно в Европ. России. К нач. 20 в. в нек-рых казачьих областях развилась пром-сть (Дон, Кубань, Сибирь), разорившиеся казаки вливались в ряды рабочего класса. В нач. 20 в. происходило обострение классовой борьбы в казачьей среде. В 1906-07 в ряде казачьих частей (2-й Урупский полк, пластунские батальоны и др.) произошли революц. выступления и волнения. Но вследствие особенностей воен.-сословной организации К. классовая борьба ещё не приобрела широкого размаха. Большинство К. оставалось "... таким же монархическим, как и прежде..." (Ленин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 277). Однако быстро развивавшиеся различия "...в размерах землевладения, в платежах, в условиях средневекового пользования землей за службу и т. д." (там же, т. 16, с. 315), а также влияние обнищания и общей революционизации масс в годы 1-й мировой войны 1914-18 привели к тому, что к 1917 классовый, а не сословный антагонизм стал гл. противоречием в казачьих областях. Во время Февр. революции 1917 казачьи части перешли на сторону восставшего народа. На Дону, Кубани, Тереке, в Сибири возникли Советы казачьих депутатов. При поддержке Врем, пр-ва был создан Совет Союза казачьих войск, руководство к-рого поддерживало ген. Л. Г. Корнилова. В марте - мае 1917 в казачьих областях были проведены войсковые круги (на Кубани - рада) и созданы контрреволюц. войсковые пр-ва во главе с атаманами. Однако казачьи массы не поддержали корниловщину. В период Окт. революции Комму-нистич. партия сумела увлечь за собой казачью бедноту и массы фронтового К., что, в частности, явилось причиной быстрого разгрома мятежа Керенского-Краснова. Трудовое К. участвовало в разгроме контрреволюц. мятежей в казачьих областях и установлении там Сов. власти. В марте - мае 1918 были образованы Донская, Кубано-Черноморская и Терская сов. республики в составе РСФСР.

Развитие социалистич. революции в деревне в 1918 обострило классовую борьбу и вызвало серьёзные колебания среди К. На сторону контрреволюции встали кулацкая прослойка и среднее К. Значит, часть К. оказалась в рядах белогвардейских армий.

Организация Коммунистич. партией казачьей бедноты, победы Красной Армии и противоречия между К. и поме-щичье-бурж. контрреволюцией обусловили переход масс трудового К. в конце 1919 на сторону Сов. власти. В рядах Красной Армии сражались казачьи части и соединения под команд. П. В. Бахту-рова, M. Ф. Блинова, С. M. Будённого, Б. M. Думенко, H. Д. Каширина, Ф. К. Миронова и др. Переход К. на сторону Сов. власти был закреплён на 1-м Всеросс. съезде трудовых казаков (февр.- март 1920), на основе решений к-рого 25 марта 1920 был издан декрет об учреждении в казачьих областях местных органов власти, предусмотренных Конституцией РСФСР. В 1920 пост. ВЦИК на казачьи области были распространены все действующие в РСФСР общие законоположения о землеустройстве и землепользовании. Эти акты положили конец существованию К. как особого воен. сословия.

Трудовое К. вступило на путь социалистич. строительства. В апр. 1925 пленум ЦК ВКП(б) разработал меры по укреплению и развитию х-ва в быв. казачьих областях, указал на необходимость широкого привлечения к парт, и сов. работе руководителей красного К., подчеркнул недопустимость игнорирования особенностей казачьего быта. В ходе коллективизации в казачьих областях было сломлено ожесточённое сопротивление кулачества, исчезли различия между казаками и "иногородними". 20 апр. 1936 ЦИК СССР отменил существовавшие для К. ограничения в отношении службы в Красной Армии. Были созданы, кроме уже существовавших, новые кав. казачьи дивизии. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 на фронтах геройски сражались казачьи соединения под команд. П. А. Белова, Л. M. Доватора, H. Я. Кириченко, И. А. Плиева, А. Г. Селиванова и др. См. также ст. об отдельных казачьих войсках.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., T. 16, с. 314-16; T. 34, с. 219-20; т. 35, с. 296-97; т. 39, с. 244, 302; т. 40, с. 166-87; Столетие военного министерства, т. 11, ч. 1-4, СПБ, 1902-11; Г о л о б у ц-кий В. А., Черноморское казачество. К., 1956; его же, Запорожское казачество, К., 1957; История Дона. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистиче-ческой революции, Ростов-на-Дону, 1965; История Дона. От Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней, Ростов-на-Дону, 1967; Хорошхин M., Казачьи войска, СПБ, 1881.

А. П. Пронштейн, К. А. Хмелевский.


КАЗАЧОК, народный танец (украинский К., кубанский К., терский К. и др.). Муз. размер 2/4. Наибольшее распространение получил укр. К.- живой, весёлый танец импровизационного характера. К. исполняется парами. Первая муз. обработка К. приписывается польскому лютнисту и композитору С. Дусяцкому (1-я четв. 17 в.). В рус. рукописных сб. мелодия К. встречается со 2-й пол. 18 в. К. появляется во франц. балетах и особую популярность приобретает в 1820-х гг. (после пребывания рус. войск в Париже). В нач. 19 в. в России К. исполнялся как бальный танец. А. С. Даргомыжский написал для симфонич. оркестра "Малороссийский казачок" (1864).


КАЗАЧЬИ ШКОЛЫ, станичные и поселковые уч. заведения для казачьего сословия в России (Донского, Оренбургского, Уральского и др. казачьих войск). К. ш. появились в 19 в. К 1910 было 5510 К. ш., в т. ч. 73 средних и 1 высшее уч. заведение (Алексеевский донской по-литехнич. ин-т). Большое внимание уделялось воен. подготовке учащихся. До 1916 К. ш. подчинялись Войсковому хозяйственному правлению и атаманам воен. отделов того или иного казачьего войска. С 1916 по адм. и уч. делам перешли в подчинение Мин-ва нар. просвещения.


КАЗАЧЬЯ ЛОПАНЬ, посёлок гор. типа в Дергачёвском р-не Харьковской обл. УССР. Ж.-д. станция на линии Харьков - Белгород. Семеноводческий совхоз. Цех по переработке молока.


КАЗБЕГИ Александр [8(20).1. 1848, с. Степанцминда, ныне Казбеги,-10(22). 12. 1893, Тбилиси], грузинский писатель. Род. в семье правителя Горского округа. После смерти отца вёл огромное помещичье хозяйство. К. освободил крестьян от податей, но вскоре, отказавшись от положения властительного феодала, ушёл в горы, пастушествовал 7 лет, вёл жизнь, полную лишений, глубоко узнал обычаи и законы общины.

А. Казбеги.

П. M. Казьмин.

В 1879 поселился в Тбилиси, стал сотрудником газ. "Дрое-ба". В 1881 в газете появился роман К. "Элгуджа", в к-ром созданы полные драматизма образы мужеств. горских крестьян, борцов за свою честь и свободу. Роман имел большой успех. Тираж отд. издания романа "Элгуджа" был конфискован полицией ц сожжён. Вслед за ним были опубл. повести: "Элисо" (1882), "Отцеубийца" (1882), "Цико" (1883), "Отверженная" (1884), "Хеви-сбери Гоча" (1884), "Пастырь" (1885) и др. Все произв. К. написаны с 1880 по 1886. К. разоблачал беззакония царских чиновников и феодалов, создавал героич. образы благородных и мужественных крестьян. Лишения и преследования привели К. к тяжёлой душевной болезни. Умер в одиночестве и нищете.

Любовь к родине нерасторжима у К. с идеями справедливости, гуманности, с готовностью к борьбе с притеснителями народа. Почти все герои К. гибнут в неравной борьбе, и тем не менее его произв. проникнуты верой в неиссякаемые силы народа.

К. изобразил пленительные ландшафты горной Грузии. Нек-рая идеализация прошлого, законов родового общества сочетается в произв. К. с отрицанием жестоких норм общинного строя. Обострённое чувство современности, сила правдивого изображения действительности ставят К. в ряд крупнейших мастеров груз, прозы 19 в.

К. перевёл на груз. яз. "Торе от ума" А. С. Грибоедова, "Ромео и Джульетту" У. Шекспира, стихи M. Ю. Лермонтова и др.

В рус. пер.- Избранное, т. 1-2, Тб., 1948-49; Избр. произведения, т. 1-2, Тб., 1957; Элисо. Повести и рассказы. [Вступ. ст. E. Лундберга], M., 1964.

Лит.:Барамидзе А., Ради ан и Ш., Ж г е н т и Б., История грузинской литературы, Тб., 1958; Джибладзе Г., Романтики и реалисты в грузинской литературе 19 в., Тб., 1963.


КАЗБЕГИ (до 1921 - Стспанцминда), посёлок гор. типа, центр Казбег-ского р-на Груз. CCP. Расположен у подножия г. Казбек, в верх, течении р. Терек (на вые. 1750 м), на Военно-Грузинской дороге, в 46 км к Ю. от г. Орджоникидзе. 3-д по розливу минер, воды "Казбеги" (типа нарзана). Краеведч. музей им. А. Казбеги. Из К. начинаются восхожденияна вершину Казбека; построена канатная дорога от К. до Самеба. Близ К.- туристская база.


КАЗБЕК (груз. Мкинвари, букв.- ледяной; осет. У р с х о х, букв.- белая гора), вершина Бокового хр. Б. Кавказа, поднимающаяся над долиной Терека, вблизи Военно-Грузинской дороги. Главная вершина - восточная, высота 5033 м, западная вершина на 400 м ниже. К.- потухший вулкан вые. 370 м, насаженный на массив из нижнеюрских сланцев, давший ряд лавовых потоков, спустившихся до долины р. Терек. К., видимо, действовал в антропогене; наблюдается небольшая сольфаторная деятельность. Вершина покрыта вечными снегами и фирном, от к-рых по склонам спускаются долинные ледники (Суатиси, Мна, Орцвери, Девдоракский, Чачский и др.). Общая пл. оледенения 135 кмг. На Гергетском леднике высокогорная метеорологии, станция. Туризм.

КАЗБЕКСКИЙ КЛАД, комплекс бронз., серебряных и жел. предметов (ок. 200 шт.), обнаруженный в 1877 Г. Д. Филимоновым на терр. станции Казбек Военно-Груз. дороги (ныне пос. Казбеги в Груз. CCP). Датирующими вещами являются серебряные чаши и фигурка барана, выполненные в стиле ахеменидского иск-ва 6-5 вв. до н. э. Бронз, сосуды, фибулы, фигуры оленей, фаллические изображения человека, навершия, рукоятки, бронз, поя