загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ы определённые успехи в ранней диагностике и лечении опухолей. Ведутся работы по лазерной терапии. В развитие мед. науки большой вклад внесли И. С. Бака л, С. Б. Балмуханов, H. Д. Беклемишев, M. И. Брякин, О. С. Глозман, И. К. Ka-ракулов, С. P. Карынбаев, И. С. Корякин, П. П. Очкур, P. А. Сатпаева, A. H. Сыз-ганов, Г. H. Удинцев, К. И. Чуваков и др. О. И. Алексеев.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Общественные науки до нач. 20 в. В патриархально-феод. К. начиная с 9-10 вв. господствовала религ. идеология, представлявшая собой соединение ислама и шаманизма. В 9-13 вв. были созданы на араб. яз. филос. и историч. произведения, принадлежавшие аль-Фараби и Махмуду Кашгарскому и содержащие ценные наблюдения из жизни народов на терр. К. Монг.-тат. нашествие, распространившееся и на К., приостановило развитие его культуры. В последующее время гл. источником сведений по истории народов К. стали эпич. произведения нар. певцов-акынов. В поэмах "Кобланды", "Ер-Таргьш", "Камбар-батыр" и др. воспевались подвиги баты-рей, защищавших К. от набегов завоевателей. В 18- нач. 19 вв. крупный вклад в изучение истории, географии, этнографии, природы К. внесли рус. учёные П. С. Паллас, И. П. Фальк, И. Георги, И. К. Кириллов, П. И. Рычков, А. И. Лев-шин, H. Я. Бичурин.

Переломным моментом в развитии обществ, мысли явилось присоединение К. к России, завершившееся в 60-х гг. 19 в. К этому времени относится деятельность первого казах, учёного-просветителя, писателя и путешественника Ч. Валиханова, создавшего ряд работ по истории и этнографии казахов, киргизов, уйгур. Историю и этнографию К. изучали также казах, просветители И. Алтынсарин, Абай Ky-нанбаев и др. Они выступали против бесправия и угнетения масс, за ликвидацию отсталости К., призывали к развитию дружбы между народами, критиковали колон, политику царизма. Свои взгляды они обосновывали, опираясь не на религ. догмы, а на человеческий разум и науч. данные; познание рассматривалось ими как отражение объективного мира. Казах, просветителей-демократов интересовали проблемы социально-экономич. развития казах. общества: условия кочевого скотоводства, значение оседлости и земледелия для кочевых народов, роль пром-сти, торговли и денег, просвещения и др. Во 2-й пол. 19 в. историей К. занимались Л. Мейер, M. Красовский, M. И. Венюков и др., этнографией - В. В. Радлов, Г. H. Потанин, A. E. Алек-торов, A. H. Краснов, A. M. Никольский и др. Проблемы истории и этнографии К. исследовали также О. Сейдалин, Б. Даул-баев, M. Тяукин, M. Бабаджанов. Однако в дореволюц. период в К. собирался гл. обр. историч. материал. В кон. 19 в. открываются историко-естеств. музеи в Верном (ныне Алма-Ата), Семипалатинске, Оренбурге. A. E. Алекторов и A. H. Седельников выпустили в свет первые библиографии К. На рубеже 19- 20 вв. значит, вклад в изучение истории К. внёс акад. В. В. Бартолъд. Археоло-гич. изыскания на терр. К. начали П. И. Лерх, M. H. Ядринский и др.

Революция 1905-07 в России вызвала подъём освободит, движения. Обострение социальных противоречий обусловило формирование различных идейных течений в казах, филос. и обществ, мысли. Представители религ.-мистич. течения проповедовали ислам (Шакарим, М.-Ж. Копеев и др.), хотя нек-рые из них (Ko-пеев, Аубакир) указывали на полезность светского образования. Интересы и чаяния трудящихся масс были выражены в творчестве представителей казах, демократии, интеллигенции - поэта С. Торай-гырова, сатирика С. Донентаева, писателя и педагога С. Кубеева и др. Продолжая традиции просветителей, они выступали против бесправия масс и произвола властей, резко осуждали деятельность му-сульм. духовенства.

В нач. 20 в. распространилась марксистская лит-pa. В край проникали большевистские газ. "Искра", < Звезда", "Правда". В г. Верном и др. местах были созданы нелегальные библиотеки, имевшие произв. классиков марксизма-ленинизма ("Наёмный труд и капитал" К. Маркса, "Развитие социализма от утопии к науке" Ф. Энгельса, ряд работ В. И. Ленина). Местные группы и орг-ции РСДРП издавали и распространяли революц. прокламации.

Общественные науки в Советском К. Установление Сов. власти положило начало нац. возрождению казах, народа, расцвету его культуры.

Философия. После Окт. революции в результате коренных социально-экономич. преобразований в К. были созданы предпосылки для утверждения марксистско-ленинской философии и развития профессиональных филос. кадров. В 20-30-х гг. в К. шла идеологич. борьба по вопросам строительства социализма, подвергались критике концепция о якобы врождённой неспособности казахов к культурному творчеству, теория "единого потока", пересматривались оценки социальной структуры дореволюц. казах, общества и отношение к наследию прошлого. В центре внимания в этот период находилась также борьба против местного национализма и великодержавного шовинизма . Осмысление закономерностей освободит, движения казах, народа опровергало взгляды о "внешнем" отношении Окт. революции к истории Казахстана (С. Асфендияров, И. Ю. Кабулов). 3. А. Порядин, А. Лекеров, M. Тулепов, выступая с теоретич. статьями, с марксистских позиций освещали вопросы развития социализма в К., проблемы нац. культуры. В 1931 был осн. Казах. НИИ марксизма-ленинизма (в 1940 преобразован в Ин-т истории партии при ЦК компартии К.) с сектором философии. Большое значение имело то, что в 1938-41 на казах, яз. были переведены избр. произведения В. И. Ленина (6 тт.), создан филос. ф-т в Казах, гос. ун-те (1949) и Ин-т философии и права АН Казах. CCP (1958).

Важное направление работы философов К.- изучение комплекса вопросов, связанных с переходом к социализму, минуя капитализм, преобразование производств, отношений, культурная революция, формирование нового сознания, развитие языка (Б. А. Амантаев, H. Джандиль-дин, Д. К. Кшибеков, H. Сарсенбаев, T. С. Сарсенбаев и др.). Изучаются закономерности развития бурж. гос-ва при империализме и пути его революц. преобразования (Л. M. Славин). В области диалектич. материализма и филос. вопросов естествознания разрабатываются проблемы теории диалектики ленинского этапа в аспекте единства исторического и логического (A. X. Касым-жанов); методологич. проблемы частных наук (Ж. Абдильдин, M. H. Чечин, H. А. Мусабаева, К. X. Рахматуллин). Исследуется история общественно-филос. мысли К. (К. Бейсембиев); изучается культурное наследие, в особенности аль-Фараби; в работах M. С. Фазылова исследуются проблемы преодоления религ. пережитков в нац. отношениях, а в работах X. Акназарова и др. подвергается критике мусульм. идеология.

A. X. Касымжанов.

Историческая наука. Решающую роль в становлении и подъёме казах, историографии сыграли труды В. И. Ленина, его теоретич. наследие, партийные документы. В связи с тем, что в первые годы Сов. власти в К. не было марксистски образованных кадров историков, первоначально изучением истории К. занимались парт, и гос. деятели республики. Много сделали для изучения истории и этнографии казах, народа Об-во изучения К. (первый пред.- историк А. П. Чулошников), истпарты при Казах, обкоме и губкомах партии. В 1921 был создан Главархив, положивший начало сбору, обработке и использованию документального историч. материала.

Вопросами истории К. занимались учёные Москвы, Ленинграда, Ташкента, Омска, Оренбурга (В. В. Бартольд, А. Ю. Якубовский, А. К. Самойлович, M. E. Массой и др.). В 20-х гг. в К. работали археолого-этнографич. экспедиции АН СССР.Геогр. об-ва, собирались образцы нар. творчества (А. А. Диваев, А. В. Затаевич, Ж. Шанин, С. И.Руденко). Осуществлялся перевод на казах, яз. произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, парт, документов. Преодолевались ошибочные концепции и взгляды об обществ, строе казахов как бесклассовом и чисто родовом, о случайности, незакономерности победы здесь социали-стич. революции, об извечности экстенсивного кочевого скотоводческого х-ва, об определяющем влиянии географич. среды на историю казахов и т. п. Предпринимались первые попытки создания обобщающих трудов по истории К. и истории КП Казахстана, по истории нац.-освободит. движения. Развернулась подготовка кадров историков. Существенны заслуги перед наукой первого казаха- профессора истории С. Д. Асфендиярова, Т.Рыскулова, Г.Тогжанова, У.Джандосо-ва, И. Кабулова, А. Ф. Рязанова, E. И. Фёдорова, H. T. Тимофеева. Создавалась мемуарная лит-pa (С. Сейфуллин).

В 1934 был создан Казах. НИИ нац. культуры, ист.-археологич. сектор которого стал в 1936 ячейкой сектора истории Казахстанской базы, а с 1938 Казах, филиала АН СССР. В 1945 был открыт историч. ф-т Казах, ун-та им. С. M. Кирова, а затем историч. ф-ты в педвузах. Тогда же при АН Казах. CCP был создан Институт истории, археологии и этнографии. В годы Отечественной войны при участии A. M. Панкратовой, H. М.Дружинина, M. П. Вяткина, С. В. Бахрушина был подготовлен и издан (1943) первый обобщающий труд -"История Казахской CCP (с древнейших времён до наших дней)", и хотя книга содержала ошибочные положения по отдельным проблемам дореволюц. истории К., она осталась заметной вехой в казах, историографии.

В послевоен. годы расширились круг проблем, изучаемых историками, и их источниковедч. база. В рекогносцировочном плане шло археолого-этнографич. обследование терр. К. Вышла в свет "История Казахской ССР" (т.1-2, 2 изд., 1949). Заметно возрос интерес к истории Сов. К. Изучались социально-экономич. предпосылки Окт. революции, получило науч. обоснование положение о закономерности её победы в К., как составной части революц. процесса во всей стране, об активном участии казахов, как и трудящихся др. национальностей, в борьбе за Сов. власть. Появились исследования по истории воен. действий на казах, фронтах Гражд. войны - Актюбинском, Ce-миреченском, Уральском (С. H. Покровский). Создавались работы по истории образования и развития казах, сов. государственности, становлению очагов социалистич. индустрии (Турксиб), подготовке и проведению коллективизации с. х-ва в отд. областях К. Разрабатывались проблемы периодизации истории К. Существ, вклад был внесён в изучение нац.-освободит, движения - движения казахов Младшего жуза в 1783-97 под предводительством Батыря Срыма (работы M. П. Вяткина), восстания 1836-37 в Букеевском ханстве во главе с Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым (труды В. Ф. Шахматова). Продолжали накапливаться и изучаться этнографами (H. Сабитов) данные о материальной культуре, быте, прикладном искусстве казахов. Археологич. экспедиции с кон. 40-х гг. охватили почти всю терр. К.; велись раскопки памятников усуней и канг-лы, Зап.-Тюрк, каганата на Ю., культуры эпохи бронзы и ранних кочевников - на В. и в центре К. (A. X. Маргулан, A. H. Бернштам, С. С. Черников). Хорезмской археолого-этнографич. экспедицией АН СССР (С. П. Толстое) были вскрыты комплексы городищ Джеты-Асар и Алтын-Асар. На новом археологич. материале получил освещение кардинальный вопрос о соотношении и взаимосвязи кочевой и оседлой культур.

С сер. 50-х гг. фронт исследований казах, историографии охватил все периоды истории - от палеолита до современности, причём ведущее место заняла проблематика истории Сов. К. В 1957-59 вышло в свет 3-е издание "Истории Казахской ССР" (т. 1-2). Оно внесло много нового в освещение коренных проблем истории К. (2-й том, посвящённый эпохе социализма, переиздавался в 1963 и 1967). Значит, вкладом в казах, историографию явились "Очерки истории Коммунистич. партии Казахстана" (1963). Завершились перевод на казах, яз. и издание соч. Ленина (4 изд.), выявлено много документов, свидетельствующих о заботе В. И. Ленина о казах, народе, издан сб. "В. И. Ленин о Средней Азии и Казахстане" (1960), монография С. Бейсембаева "Ленин и Казахстан" (1968). Проблемы социалистич. и коммунистич. строительства в К., история компартии К. нашли отражение в трудах A. H. Нусупбекова, С. H. Покровского, П. M. Пахмурного, А. Б. Турсунбаева, M. Козыбаева, А. Ахметова, Ж. Жумабекова, А. Ержано-ва, T. Елеуова, А. С. Елагина. Совместно с науч. учреждениями братских республик создана монография по истории коммунистич. орг-ций Cp. Азии и К. Резко расширилась публикация документ, материалов по истории К. Изданы тематич. документальные сборники от нач. 16 в. до Великой Отечеств, войны 1941-45.

Изучались проблема перехода казах, народа к социализму, минуя капитализм, формы и методы социалистич. строительства в К. (С. Баишев, Д. Кшибеков, M. Сужиков). Проанализирован процесс формирования и развития сов. рабочего класса в К., в частности его нац. кадров в довоен. период (А. Нусупбеков). Исследовались история сов. строительства в ауле в переходный к социализму период, история нац.-государств, строительства и решение нац. вопроса в К. (С. Зиманов, А. Еренов, С. Кенжебаев, H. Кийкбаев).

А. Канапин, Р. Сулейменов, К. Бержа-нов показали достижения в строительстве и расцвете культуры казах, народа. Развёртывается изучение истории К. периода Великой Отечеств, войны (A. Hy-супбеков, Г. Абишев, M. Козыбаев, T. Балакаев и др.), ведётся работа над проблемами развития с. х-ва, совхозно-колх. строительства в К. в послевоен. годы.

Значительно расширились выявление и перевод (с комментариями) вост. источников по истории древнего и ср.-век. К. Продолжается изучение проблемы этногенеза казах, народности. Монографич. исследованию подверглись вопросы присоединения казах, земель к России, изменения в обществ.-экономич. строе казах, общества в 18-19 вв. (E. Б. Бекмаханов, H. Г. Аполлова, С. E. Толыбеков и др.). Выяснены пути распространения росс, капитализма "вширь" и разложения патриарха льно-феод. отношений в ауле, история переселения, развития рабочего и агр. движения во 2-й пол. 19- нач. 20 вв., история нар.-освободит, восстания 1916, Февр. бурж.-демократич. революции (Б. Сулейменов, П. Г. Галузо и др.).

Вышли из печати избр. соч. казах, просветителя И. Алтынсарина и 5-томное собр. соч. первого казах, учёного Ч. Ba-лиханова. A. X. Маргуланом, Б. Сулей-меновым, T. Тажибаевым, К. Бейсембие-вым опубликованы очерки о жизни и творчестве казах, просветителей, истории идейных течений в обществ, мысли и просвещении в К. Изданы комментированные тексты аль-Фараби (А. Касым-жанов). Проводилось сплошное этногра-фич. обследование терр. К., развивалось изучение культуры и быта совр. казах, аула (В. Востров, X. Аргынбаев и др.).

Создана археологич. карта К. Обнаружены палеолитич. находки на юге, востоке К. и в сев. Прибалхашье, определено место К. в становлении и распространении культуры эпохи бронзы на терр. всего СССР, завершены раскопки поселений, городищ и "царских" курганов периода ранних кочевников, саков, усу-ней, опубликован труд "Древняя культура Центрального Казахстана" (1966), книги о городах К., в т. ч. о ср.-век. Ta-разе. Уникален найденный Иссыкский клад, содержащий ок. 4 тыс. предметов высокого проф. иск-ва саков. Развернулись крупные стационарные раскопки в Отраре и Отрарском оазисе (A. X. Маргулан, К. Акишев, M. Кадыр-баев и др.). Г. Ф. Дахшлейгер.

Экономическая наука, В середине 20-х гг. в республике началось издание первого специализированного политико-экономич. журнала, где освещались и обсуждались наиболее актуальные нар.-хоз. проблемы. В 30-е гг. при вузах были организованы кафедры политич. экономии и отраслевых экономик. Экономич. ф-т Казах, ун-та стал одним из науч. центров республики (в 1963 на его базе создан Алма-Атинский ин-т нар. х-ва). В 1931 был основан Ин-т социалистич. реконструкции с. х-ва, реорганизованный в 60-х гг. в Ин-т экономики и организации с. х-ва Мин-ва с. х-ва Казах. CCP. Сектор экономики в составе АН Казах. CCP в 1952 был преобразован в Ин-т, экономики АН Казах. CCP. В 1962 создан я.-и. экономич. ин-т при Госплане республики. H.-и. учреждения и кафедры экономич. профиля в вузах актив-нр участвовали в составлении нар.-хоз. планов К., разрабатывали актуальные региональные проблемы экономич. развития.

Учёные-экономисты К. ведут теоретич. исследования в области политич. экономии, истории экономич. мысли, экономич. районирования и размещения производит, сил, экономики, организации и планирования нар. х-ва, экономики труда, эффективности капитальных вложений и новой техники, хозрасчёта и материального стимулирования, финансов и денежного обращения, кредита, бухгалтерского учёта, анализа хоз. деятельности и др. (С. Б. Баишев, T. А. Ашимбаев, P. M. Петухов, T. Шаукенбаев, С. E. Толыбеков, T. T. Тулебаев, M. К. Илюсизов и др.).

Разработка нар.-хоз. проблем координируется науч. проблемным советом "Экономика и размещение социалистич. произ-ва в К." (создан в 1962), состоящим из ведущих учёных-экономистов и специалистов-практиков. В 1969 организован филиал науч. проблемного совета АН СССР "Эффективность основных фондов, капитальных вложений и новой техники", в 1972- филиал науч. совета по комплексной проблеме "Научные основы хозяйственного расчёта". Экономич. науч. статьи публикуются в жури. "Народное хозяйство Казахстана" (орган Госплана Казах. CCP, с 1926), а также в "Вестнике АН Казахской ССР".

Юридическая наука. Становление правовой науки в К. связано с открытием в 1937 первого в республике юрйдич. высшего уч. заведения - Ин-та сов. стр-ва в Алма-Ате. Интенсивное развитие правовой науки началось в 50-х гг. Значит, внимание уделяется разработке вопросов теории и истории нац. сов. государственности, социалистич. права и нац.-гос. строительства в К. и в союзных среднеазиатских республиках. Изданы "История государства и права Советского Казахстана" в 3 тт. (1961-65), монографии "В. И. Ленин и советская национальная государственность в Казахстане" (С. 3. Зиманов, 1970), "Противоречия в развитии правовой надстройки при социализме" (M. T. Баймаханов, 1972) и др. К.- один из центров по исследованию проблем с.-х. (аграрного) права: по этой проблеме опубликованы монографич. исследования: "Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР" (А. Еренов, 1963), "Теоретические проблемы правового регулирования оплаты труда в колхозах" (К. А. Шайбеков, 1968), "Проблема ответственности в колхозном праве" (M. С.Сахипов, 1972) и др. Исследования в области права проводятся в Ин-те философии и права АН Казах. CCP (создан в 1958), в Казах, ин-те суд. экспертизы (создан в 1957), на юрйдич. ф-те Казах, ун-та (ф-т создан в 1955 на базе Алма-Атинского юрйдич. ин-та).

Лит.: История философии, т. 2, M., 1957, с. 420-22, т. 4, M., 1959, с. 259-63; Очерки по истории философской и общественно-поли^ тической мысли народов СССР, т. 2, M., 1956, с. 784-801; История философии в СССР, т. 1-3, M., 1968; Бейсембиев К., Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века, А.-А., 1957; его же, Идейно-политические течения в Казахстане конца XIX - начала XX века, А.-А., 1961.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

За годы Сов. власти в К. создана разветвлённая сеть науч. учреждений. В республике имеется (1972) более 200 науч. учреждений (включая вузы); работает ок. 28 тыс. науч. сотрудников, в т. ч. 109 академиков, действит. членов и чл.-корр., 483 доктора и 7045 кандидатов наук (в 1940 было 57 науч. учреждений, включая вузы; св. 1700 науч. работников).

Ведущий науч. центр республики - АН Казах. CCP - объединяет 26 науч. учреждений. Регулярно издаются журналы "Вестник Академии наук Казахской ССР" (на рус. и казах, языках, с 1944) и "Известия Академии наук Казахской ССР": серии геологическая, с 1944; физико-математическая, с 1947; химическая, с 1947; биологическая, с 1963; общественных наук, с 1963.

АН Казах. CCP развивает и укрепляет творч. связи с н.-и. учреждениями СССР и зарубежных стран. Обмен информацией, совместные работы, подготовка высококвалифицированных кадров осуществляются в сотрудничестве с академиями наук среднеазиатских республик (математика, физика, геология, история), Сиб. отделением АН СССР (механика горных пород, математика), АН УССР (химия, математика) и рядом отраслевых ин-тов. Проводятся совместные работы с учёными Чехословакии (гельминтология и органич. химия), Польши (катализ, физика высоких энергий), ГДР (механика горных пород), Монголии (почвоведение, химия лекарственных растений).

Помимо АН Казах. CCP, широкие исследования в республике проводят вузы и отраслевые НИИ, работающие в области цветной металлургии, горного дела, геологии, строительства и стройматериалов, энергетики, гидростроительства, мелиорации и с. х-ва. О. И. Алексеев.


XIII. Печать, радиовещание, телевидение

До Окт. революции 1917 на казах, яз. вышло в свет более 1000 книг, издававшихся гл. обр. в Петербурге, Казани, Оренбурге и Семипалатинске. Большое влияние оказала на развитие казах, книги Революция 1905-07. Только в нач. 20 в. было издано ок. 400 назв. казах, книг демократич. и просветит, характера. В становлении издательского дела в республиках Cp. Азии важную роль сыграло письмо В. И. Ленина в Госиздат и BCHX от 4 июня 1920: "Киргизские товарищи просят помощи, чтобы добыть словолитню, типографию и бумаги. Очень прошу их принять и оказать им всяческое содействие" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 51, с. 208). В нояб. 1920 создано первое казах. Гос. книжное изд-во, уже в 1921 выпустившее 20 назв. книг тиражом 27 тыс. экз. В 1972 в К. действовало 6 респ. книжных издательств (общественно-политич. лит-ры -"Казахстан", художественной - "Жазуши", сельскохозяйственной --"Кайнар", учебно-педагогической - "Мектеп", научной -"Наука", "Казах, сов. энциклопедия"), а также издательские отделы различных организаций и учреждений. В 1971 всеми издательствами К. было выпущено 2096 назв. книг и брошюр тиражом св. 25 млн. экз.

Первенец казах, периодич. печати - газ. "Туркистан уалаятынын газети" ("Газета Туркестанского края", 1870-82), издававшаяся в Ташкенте как приложение к рус. офиц. газете "Туркестанские ведомости". Вслед за ней в Омске появи лась газ. "Дала уалаятынын газети" ("Газета Степного края", 1888-1902), на страницах к-рой впервые были опубликованы произв. классика казах, лит-ры Абая

Кунанбаева (под псевд. К. Жамантаев). В период Революции 1905-07 на тэт. яз. издавалась (с 4 янв. по 27 апр. 1907) большевистская газета "Орал" ("Урал"). В 1911-13 в Урде и Уральске выходила газета "Казахстан" просветительского направления. Такой же характер имел и первый казах, журнал "Айкап"(1911- 1915), основанный казах, поэтом-демократом, впоследствии большевиком M. Сера-линым. В Троицке издавался татаро-казах, журн. "Акмолда" (по имени поэта кон. 19 в.; 1911-16). С сент. 1917 по июль 1918 выходила газета "Тиршилик" ("Жизнь"), орган молодёжной организации "Жас казах" ("Молодой казах"). В 1913 в К. издавалось 11 газет.

Начало печати Сов. К. положили газеты "Дурыстык жолы" ("Путь правды", февр. 1919, Урда), "Казах тили" ("Казахское слово", дек. 1919, Семипалатинск), "Ушкын" ("Искра", дек. 1919, Оренбург). С 1 янв. 1920 начала издаваться газета "Известия Киргизского края".

В 1971 выходила 361 газета, в т. ч. 15 респ., 34 областные, 246 районных, 10 городских, 55 низовых и 1 колхозная, годовым тиражом ок. 842 млн. экз. Респ. газеты: на казах, яз. - "Социалистик Казахстан" ("Социалистический Казахстан", с 1919), "Лениншил жас" ("Ленинская молодёжь", с 1921), "Казахстан мугалими" ("Учитель Казахстана", с 1952), "Казахстан пионери" ("Пионер Казахстана", с 1930), "Казах адебиети" ("Казахская литература", с 1934), "Спорт" (с 1959) и др.; на рус. яз.-"Казахстанская правда" (с 1920), "Ленинская смена" (с 1922), "Учитель Казахстана" (с 1952), "Дружные ребята" (с 1933), "Спорт" (с 1959) и др. Для др. наций и народностей издаются межреспубликанские газеты на их родном языке: на уйгурском - "Коммунизм туги" ("Знамя коммунизма", с 1957) с приложением на араб, графике, "Йени хаят" ("Новая жизнь", с 1970), 3 районные газеты; на корейском- "Лент кичи> ("Ленинское знамя", с 1968); на немецком - "Фройндшафт" ("Дружба", с 1966); на узбекском - 2 районные газеты. В 1971 выпущено 159 журналов и др. периодич. изданий, в т. ч. журналы на казах, яз.-"Казахстан ком-мунисти" ("Коммунист Казахстана", с 1921), "Жулдыз"("Звезда", с 1928), "Жа-лын" ("Пламя", с 1969), "Казахстан айелдери" ("Женщины Казахстана", с 1925), "Мадениет жане турмыс" ("Культура и быт", с 1958), "Билим жане енбек" ("Знание и труд", с 1960), "Балдырган" ("Росток", с 1958); на казах, и рус. языках -"Ара" ("Шмель", с 1956), "Казах-станнын ауыл шаруашылыги" ("Сельское хозяйство Казахстана", с 1951); на рус. яз. -"Партийная жизнь Казахстана" (с 1930),"Народноехозяйство Казахстана" (с 1926), "Автомобильный транспорт Казахстана" (с 1958), "Простор" (с 1935), "Здравоохранение Казахстана" (с 1941), "Кооператор Казахстана" (с 1958). Всего в 1971 издавалось 25 журналов, 2 блокнота агитатора, 74 номера трудов и учёных записок, 58 бюллетеней; годовой тираж журналов и др. периодич. изданий (кроме газет) составил 45,5 млн. экз. С 1921 работает Казахское телеграфное агентство (КазТАГ).

Первые радиопередачи начались в 1923. В 1972 среднесуточный объём радиовещания по 5 респ. и 17 областным программам составлял 64 часа; работало 200 районных и 10 городских радиоредакций. В 1958 начались первые телепередачи. В 1972 работало 15 студий телевидения и св. 40 ретрансляторов; общий объём телевизионного вещания по республике составлял 192 часа в сутки. Респ. радио и телевидение ведут передачи на казах., русском, корейском, уйгурском, нем. и узб. языках. Ретранслируются телепередачи из Москвы; Алма-Ата, Джезказган и Гурьев принимают телевизионную программу "Орбита". В Алма-Ате находятся Дом республиканского радиовещания и телевидения и студия "Казахтелефильм ".

Лит.: Бекхожин X., Казак бас-пасв31нщ даму жолдары, Алматы, 1964; Жиреншин Э. M., Казак мтаптары тарихынан, Алматы, 1971. Ш. Елеукенов.

XIV. Литература

Устно-поэтич. творчество казахов, корнями своими уходящее в глубокую древность, представлено песнями, сказками, пословицами и поговорками, героич. и лиро-эпич. поэмами, айтысами (песенно-поэтич. состязаниями нар. певцов), лирикой (толгау - филос. размышления, арнау - посвящения, и др.). Казах, фольклор включает св. 40 жанровых разновидностей, значит, часть к-рых специфична лишь для него (песни-прошения, песни-письма и др.). Песни делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Чрезвычайно богаты сказки; популярными героями казах, сказок были Ал дар-Косе и Жиренше - острословы и шутники, ловко умеющие провести своих врагов. В героич. эпосе, особенно в наиболее древних поэмах ("Кобланды", "Ер-Таргын", "Алпамыс", "Камбар-батыр" и др.), воспеты подвига богатырей (батырей), отстаивающих в постоянных сражениях независимость родного народа. Не менее любимы слушателями были лиро-эпич. поэмы ("Козы-Корпеш и Баян-Слу", "Кыз-Жибек" и др.), осн. содержание к-рых - верная и самоотверженная любовь молодых героев, их подчас трагич. судьба.

Из произв. устно-поэтич. творчества, авторство к-рых можно считать установленным, наиболее ранние относятся к 15 в. (акын Казтуган Суюниш-улы); в 16 в. известны Асан-Кайгы, имя к-рого стало легендарным, Доспамбет, Шалкииз. Большой популярностью пользовалось творчество Бухара-жырау Калкаманова (1693-1787, по др. источникам 1686- 1799), автора острых и политически актуальных для своего времени стихов, выражавшего, однако, феод, идеологию.

На рубеже 18-19 вв. в связи с присоединением значит, части К. к России начался новый этап в развитии казах, культуры, в т. ч. и литературы. Акыны Махамбет Утемисов (1804-46), Шернияз Жарылга-сов (1817-81), Суюмбай Аронов (1827- 1896)призывали народ к борьбе против угнетателей - баев, биев, а также царских чиновников-сатрапов. Творчество этих акынов носило демократич. характер; они видели и понимали преимущества приобщения К. к жизни России. Дулат Бабатаев (1802-71), Шортанбай Канаев (1818- 1881), Мурат Монкеев (1843-1906) представляли иное, клерикально-консервативное направление в казах, культуре; они критиковали существующие порядки с позиций идеализации патриархального прошлого, восхваляли религию (ислам).

Во 2-й пол. 19 в. выдвинулись акыны Биржан Кожагулов (1834-97), Acer Най-манбаев (1867-1924), поэтесса Сара Taстанбекова, Ахан Корамсин (Ахан-Сере, 1843-1913), Жаяу-Муса Байжанов (1835-1929), Джамбул Джабаев (1846- 1945); с их именами связано бурное развитие айтыса не только как формы поэтич. состязания, но и как действенного способа выразить обществ, мнение, направленное против угнетения, отстаивающее социальную справедливость.

В сер. 19 в. возникло казах, просветительство. Наиболее выдающимися его представителями были учёный-этнограф и фольклорист Чокан Валиханов (1835- 1865), учёный-педагог, писатель Ибрай Алтынсарин (1841-89), разработавший казах, алфавит на основе рус. графики; поэт-демократ Абай Кунаноаев (1845- 1904), новатор поэтич. формы, создатель целой поэтич. школы. Все они пропагандировали передовую рус. культуру, звали казах, народ идти по её пути.

Творчеством Абая открывается письм. казах, реалистич. лит-pa. Его лирика и сатира, прозаич. филос. назидания "Гак-лия" отражали жизнь казах, общества того времени с позиций критич. реализма. Традиции Абая были в нач. 20 в. продолжены литераторами-демократами Султан-махмутом Торайгыровым (1893-1920), Сабитом Донентаевым (1894 - 1933), Спандияром Кубеевым (1878-1956), My-хамеджаном Сералиным (1872-1929), Бекетом Утетлеуовым (1874-1946), Таи-ром Жомартбаевым (1891-1937), Бер-ниязом Кулеевым (1895-1923). Прогрессивные творч. силы группировались вокруг журн. "Айкап" (изд. 1911-15). Писатели-демократы после победы Окт. революции встали на сторону Сов. власти и лит. трудом служили строительству нового общества.

В кон. 19- нач. 20 вв. существовала в казах, лит-ре и группа т. н. "книжников", проповедовавших в своих произв. религ.-патриарх. взгляды; наиболее видными представителями были Нуржан Науша-баев (1859-1919) и Машур-Жусуп Ko-пеев (1857-1931). Немалой заслугой "книжников" была их собирательская деятельность (фольклор, образцы письм. лит-ры).

Писатели откровенно националистич. направления, после Октября перешедшие в лагерь идейных противников Сов. власти (А. Байтурсунов, M. Дула-тов, M. Жумабаев), связаны были с реакционной газетой "Казах" (1913).

Наряду с письм. дореволюц. казах, лит-рой развивался и фольклор. Творчество таких нар. акынов, как Джамбул Джабаев, Нурпеис Байганин (1860- 1945), Доскей Алимбаев (1855-1946), Нартай Бекежанов (1890-1954), Омар Шипин (1879-1963), Кенен Азербаев (р. 1884) и др., играло немалую роль в культурной и обществ, жизни К.; эти акыны создавали остро социальные произв., получившие распространение в народе. После Окт. революции они стали активными строителями сов. общества.

Зачинателями казахской советской литературы социалистич. реализма были поэт-революционер Сакен Сейфуллин (1894-1939), поэты Баймагамбет Изто-лин (1899-1921), Ильяс Джансугуров (1894-1937), писатели Беимбет Майлин (1894-1939), Мухтар Ауэзов (1897- 1961), Сабит Муканов (р. 1900). Они стояли у истока всех жанров совр. казахской лит-ры, ярко и непримиримо разоблачали социальный строй дореволюционной действительности и его пережитки; в их произведениях впервые заявил о себе герой нового времени - человек труда, преобразующий мир: поэма "Со-ветстан" (1925) и повесть "Землекопы" (1928) Сейфуллина, повесть "Коммунистка Раушан" (1929) Майлина и др,

В сер. 20-х гг. казах, лит-pa пополнилась свежими силами; в основном это были поэты: Иса Байзаков (1900-46), Аскар Токмагамбетов (р. 1905), Калма-кан Абдукадыров (1903-64), Таир Жаро-ков (1908-65), Абдильда Тажибаев (р. 1909), Гали Орманов (р. 1907), Ди-хан Абилев (р. 1907) и др. Они искали новые изобразит, средства: совр. тематика несла поэзии новый словарь, новые образы и ритмы, хотя казах, сов. поэзия и не отрывалась от классич. реалистич. традиции, заложенной творчеством Абая, и от традиций устной нар. поэзии в её лучших образцах.

В эти же годы выступили со своими произв. прозаики Габиден Мустафин (р. 1902), Габит Мусрепов (р. 1902) и др. В 1926 была создана Казах, ассоциация пролет, писателей, сыгравшая большую роль в объединении и идейном воспитании писателей, в их борьбе против буржуазно-националистич. идеологии. С 1927 начал выходить альманах "Жыл кусы" ("Первая ласточка"), а с 1928 - журн. "Жана адебиет" ("Новая литература").

30-е гг. характеризовались дальнейшим расширением тематики казах, лит-ры, более глубоким освоением принципов социалистич. реализма. В 1934 создан Союз писателей К., в 1936 состоялась 1-я декада казах, лит-ры и иск-ва в Москве. К этому времени казах, лит-ра стала многожанровой зрелой лит-рой, отображающей пафос социалистич. строительства. В поэмах Сейфуллина "Альбатрос" (1933) и "Социалистан" (1935) воспет великий Ленин, даны картины освободит, борьбы народа и его новой жизни; герой повести "Плоды" (1935) - человек свободного труда. В романе Майлина "Азамат Азаматыч" (1934) изображена борьба против буржуазного национализма, борьба за коллективизацию казах, аула. Рабочему классу поев, роман Саттара Ерубаева (1914-37)"Мои ровесники" (опубл. посмертно в 1939). Образ современника утверждался в рассказах Майлина, Ауэзова, Мусрепова, Альжаппара Абишева (р. 1907), в романе Джансугурова "Товарищи" (1933, неокончен). Одним из первых социально-историч. романов в казах, лит-ре был роман Муканова "Загадочное знамя" (новая ред.-"Ботагоз", 1938) - о судьбе народа на фоне событий восстания 1916, Окт. революции, борьбы за Сов. власть. Картина нар. восстания 1916 дана и в драме Ауэзова "Ночные раскаты" (1934). Вершина казах, поэзии 30-х гг.- поэмы Джансугурова "Степь" (1930), "Музыкант" (1935) и "Кулагер" (1936), где созданы образы людей из народа и нар. поэтов. В драматургии появились пьесы на сюжеты нар. лиро-эпич. поэм ("Айман-Шолпан", 1934, Ауэзова; "Козы-Корпеш и Баян-Слу", 1940, Мусрепова, и др.), а также произв. на совр. темы, к-рые заняли ведущее место (пьесы Майлина, Ta-жибаева; Шахмета Хусаинова, 1906-72).

Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 казах, лит-pa, как и вся сов. лит-pa, отражала воинский и трудовой подвиг сов. народа. Казах, поэзия тех лет дала высокие образцы гражданско-пат-риотич. поэзии как в лирич., так и в эпич. жанрах: лирические стихи Токмагамбе-това, Жарокова.Орманова, Абу Сарсенба-ева (р. 1905), Джубана Мулдагалиева (р. 1920), Халижана Бекхожина (р. 1913), Хамида Ергалиева (р. 1916) и др. печатались в газетах, в т. ч. и фронтовых, читались в окопах. Большим успехом пользовалась поэма Касыма Аманжолова (1911-55) "Сказание о смерти' поэта" (1944), поев, подвигу погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева. В 1942 опубл. лирико-философ. очерки "Я хочу жить" Баубека Булкишева (1916 - 44), погибшего на фронте. Патри-отич. пафосом проникнуто и творчество нар. акынов. По всей стране стало популярным стих. Джамбула "Ленинградцы, дети мои!".

Воен. тема нашла отражение в драматургии: пьесы "Час испытаний" (пост. 1941) Ауэзова, "Гвардия чести" (1942) Ауэзова и Абишева, "Амангельды" (пост. 1936) Хусаинова. Роман о тружениках тыла "Шиганак" (1945) опубл. Мустафин.

В послевоен. годы казах, лит-pa продолжала развивать тематику, связанную с минувшей войной. Появились романы "Солдат из Казахстана" (1949) Мусрепова ," Курляндия " (1950 ) Aoдижамила Нур-пеисова (р. 1924), "Грозные дни" (1957) Тахави Ахтанова (р. 1923), воен. мемуары писателя-воина Баурджана Момыш-улы (р. 1910) "За нами Москва" (1959) и др. Воен. тематика продолжена была и поэтами - в лирике и поэмах: поэма Жа-рокова о Зое Космодемьянской, Мулдагалиева - о Мусе Джалиле и др.

В 1956 Ауэзов завершил тетралогию "Путь Абая", 1-я кн. к-рой была опубл. в 1942. Это произв., получившее отклик во многих странах, оказало значит, влияние как на казах., так и на др. братские лит-ры. Нац. эпич. традиции обогащены в романе-эпопее Ауэзова худож. опытом всей сов. лит-ры. С крупными произв. на историко-революц. темы выступили Мука-нов ("Школа жизни", 1949-53), Мусрепов ("Пробуждённый край", 1953), Мустафин ("После бури", 1959), Хамза Есенжа-нов (р. 1908; "Яик - светлая река", 1957-60), Нурпеисов (трилогия "Кровь и пот", кн. 1-2, 1959-70) и др. MH. казах, писатели обращались в послевоен. годы к совр. тематике. Герои-современники - труженики села, рабочие, интеллигенты, молодёжь - оживают на страницах романов "Сыр-Дарья" (1947-48) Муканова, "Приволье" (1949) Габдула Сланова (1911-69), "Караганда" (1952) Мустафина, "Темир-Тау" (кн. 1-2, 1960-62, кн. 2 под назв. "Доктор Дарха-нов") Зеина Шашкина (1912-66), "Племя младое" (опубл. поем., 1962) Ауэзова, "Белый конь" (1962)Такена Алимкуло-ва (р. 1922), "Караван идёт к солнцу" (1963) Ануара Алимжанова (р. 1930), "Гудок в степи" (1964, совм. с К. Алтайским) Мухамеджана Каратаева (р. 1910), "Схватка" (1966) Ильяса Есенберлина (р. 1915) и др.

В поэзии послевоен. десятилетий особенно интенсивно развивались эпич. формы - сюжетная и лирич. поэмы, роман в стихах. Написано немало поэм на историч. темы: "Мария, дочь Егора" (1949-54) Бекхожина, "Колокол в степи" (1957) Гафу Каирбекова (р. 1928), "Курмангазы" (1958) Ергалиева, "Естай-Хорлан" Музафара Алимбаева (р. 1923) и др. О творческом труде, о богатом духовном мире сов. людей создали поэмы Тажибаев ("Портреты", 1957), Жароков ("Сталь, рождённая в степи", 1954), Мулдагалиев ("Судьба вдовы", 1961), Олжас Сулейменов (р. 1936; "Земля, поклонись человеку!", 1961) и др.

Сложные социальные и морально-этич. конфликты находятся в центре внимания драматургов: пьесы Хусаинова "Весенний ветер" (1952), Абишева "Единая семья" (1948), Тажибаева "Перед свадьбой" и "Приятели" (обе -1964) и др. Драматургия развивает и традиции историч. и историко-революц. жанра: "Чокан Вали-ханов" (1954) Муканова, "Ибрай Алтын-сарин" (1953) Мусатая Ахинжанова (р. 1905), "Наш Гани" (1957) Хусаинова, "Жаяу-Муса" (1965) Зейтина Акишева (р. 1911) и др.

С нач. 60-х гг. успешно развивается научно-фантастич. лит-pa: повести "Седьмая волна" (1964) и "От огня до атома" Медеу Сарсекеева (р. 1936), "Альфа гениальности" (1967) Шокана Алимбаева (р. 1941) и др.

Традиции лит-ры для детей были заложены творчеством Алтынсарина в сер. 19 в. В сов. время успешно работают в этой области Сапаргали Бегалин (р. 1895), Утебай Турманжанов (р. 1905), Бердибек Сокпакбаев (р. 1924) и др.

На 6-м съезде писателей К. (1971) главными тенденциями совр. казах, лит-ры были признаны её интеллектуализм, масштабность поисков и масштабность интересов, основанные на возросших требованиях читателей, на широте, всесторонности проблем, волнующих советского человека. Подтверждением этой мысли служит творчество не только писателей старшего поколения, но и произведения писателей, пришедших в лит-ру в 60-е гг., таких, как прозаики Азильхан Нуршаихов (р. 1922), Магзум Сундетов (р. 1936), Абиш Ke-кильбаев (р. 1939), Сатимжан Санбаев (р. 1939), Саин Муратбеков (р. 1936), Сакен Жунусов (р. 1934) и др., поэты Кадыр Мурзалиев (р. 1935), Туманбай Мулдагалиев (р. 1935), Саги Жиенбаев (р. 1934), Еркеш Ибрагим (р. 1930), Мукагали Макатаев (р. 1931), Жумекен Нажметдинов (р. 1935) и др.

Литературоведение и критика в казах, лит-ре, заявившие о себе с нач. 30-х гг. в статьях Сейфуллина, Джансугурова, Ауэзова, Кажима Джу-малиева (1907-68), Каратаева, Есмагам-бета Исмаилова (1911-66), в нач. 70-х гг. стремятся быть на уровне тех задач, к-рые ставят перед ними совр. казах. лит-pa и развитие литературоведческой н.-и. мысли. Науч. силы объединяет Ин-т лит-ры и иск-ва им. M. О. Ауэзова АН Казах. CCP. Известны труды Малика Габдулина (1915-73), Темиргали Нурта-зина (1907-73), Бейсенбая Кенжебаева (р. 1904), Бельгибая Шалабаева (р. 1911), Айкына Нуркатова (1928-65), Искака Дюсенбаева (р. 1910), Серика Кирабаева (р. 1927), Рахманкула Бердыбаева (р. 1927), Мырзабека Дуйсенова (р. 1928), Турсынбека Какишева (р. 1928) и др. Наряду с казах, учёными разрабатывали и продолжают разрабатывать проблемы истории и теории казах. лит-ры рус. литературоведы и критики M. С. Сильченко (1898-1970), M. И. Фетисов (1907- 1960), К. Л. Зелинский (1896 - 1970), 3. С. Кедрина (р. 1904), H. С. Смирнова (р. 1908), E. В. Лизунова (р. 1926). Выходят лит. журналы "Жулдыз" ("Звезда"), "Простор", лит. газета "Казах адебиети" ("Казахская литература").

Ещё в 19 в. казах, просветители Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин переводили на казах, яз. произв. А. С. Пушкина, M. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Л. H. Толстого. В сов. время перевод на казах, язык произв. др. лит-р народов СССР и мировой лит-ры приобрёл широкий размах. Произв. казах, писателей переведены на MH. языки народов СССР и др. стран. Большую роль во взаимосвязи казах, лит-ры с лит-рами др. народов СССР сыграла переводческая деятельность Л. С. Соболева, написавшего и ряд литературно-критич. работ о казах, лит-ре, A. H. Пантиелева, Ю. О. Домбров-ского, И. П. Шухова, Ю. П. Казакова, H. И. Анова, А. И. Брагина, поэтов К. Алтайского, К. Ваншенкина, E. Винокурова, А. Б. Гатова, П. Кузнецова, M. Луконина, M. Львова, И. Сельвин-ского, Я. Смелякова, Д. Снегина, M. Тарловского и MH. др.

За годы существования казах, сов. лит-ры переведено на казах, яз. более тысячи книг писателей др. народов СССР и ок. 300 произв. зарубежных писателей. В др. республиках страны издано св. 400 книг казах, писателей. В Ин-те лит-ры и иск-ва им. M. О. Ауэзова АН Казах. CCP работает отдел, изучающий взаимосвязи казах, лит-ры с лит-рами др. народов и стран.

СП К. осуществляет большую идейно-воспитат. и организационно-творческую работу. 1-й съезд СП К. состоялся в 1934, 2-й в 1939, 3-й в 1954, 4-й в 1959, 5-й в 1966, 6-й в 1971. В составе СП К. работают секции рус. и уйгур, писателей; в К. живут и работают также корейские и нем. п-исатели.

Лит.: Шалабаев Б., Очерки истории казахской дореволюционной литературы, А.-А., 1958; История казахской литературы, т. 1 - 3, А.-А.,1968-71; Очерк истории казахской советской литературы, M., 1960; История литератур народов Средней Азии и Казахстана, M., 1960; Каратаев M., Казахская литература, M., 1960; его же, От домбры до книги, M., 1969; Кедрина 3. С., Из живого источника (Очерки советской казахской литературы), 2 изд., доп., А.-А., 1966; Фетисов M. И., Зарождение казахской публицистики, А.-А., 1961; Лизунова E., Современный казахский роман, А.-А., 1964; Ахметов 3. А., Казахское стихосложение, А.-А., 1964; Сидельников В., Библиографический указатель по казахскому устному творчеству, в. 1, А.-А., 1951; Казахские литературные связи. Библиографич. указатель, А.-А., 1968; Греховодов H., Данилюк В., Косенко П., Писатели Казахстана. Биографический справочник, А.-А., 1969; НарымбетовА., Казахская советская литература. Библиографический указатель по литературоведению и критике. 1917 - 1940, А.-А., 1970; Габдуллин M., Казак халкыныц ауыз эдебиет!, Алматы, 1958; Ж у м а-лиев К., Казак, эпосы мен эдебиет тари-хыныц мэселелер!, Алматы, 1958; К е н ж е-баев Б., Казак халкыньщ XX гасыр басындары демократ жазушылары, Алматы, 1958; Тэжiбаев Э., Казак дра-матургиясыныц дамуы мен калыптасуы, Алматы, 1971; Казак. фольклористикасы, Алматы, 1972. M. Каратаев.


XV. Архитектура я изобразительное искусство

Архитектура. В эпоху бронзы племена, населявшие К., оставили памятники, относящиеся к андроновской культуре. Поселения того времени (Атасуйское, Каркаралинское - Карагандинская обл.; Алексеевское - Кустанайская обл.; и др.) состояли из 10-40 прямоугольных в плане жилищ-полуземлянок и хоз. построек. Сохранились культовые сооружения - дольмены, менгиры, погребальные ограды из кам. плит (могильник Бегазы, Центр. К.), курганы. В 1-м тыс. до н. э.- первых вв. н. э. у племён, населявших К. (саков, усуней и канглов), наряду с переносным жилищем - войлочной юртой было стационарное - дом из битой глины или сырцового кирпича в укреплённых оседлых поселениях (Чи-рикрабат, 5-2 вв. до н. э.; Бабышмул-ла, 4-2 вв. до н. э.; оба - Кзьгл-Ордин-ская обл.). Сохранились величеств, курганы с кам. облицовкой насыпи, бревенчатой камерой захоронения (могильник Бесшатыр на р. И ли, Алма-Атинская об л.), а также погребальные сооружения из крупного сырцового кирпича (городище Тегискен, 9-8 вв. дон. э., Кзыл-Ордин-ская обл.) с рядом помещений. Уникально для этого времени купольное погребальное сооружение Баланды II (4-2 вв.до н. э., Кзыл-Ординская обл.).

Погребальное сооружение Баланды II (Кзыл-Ординская область). 4-2 вв. до н.э. Вверху - план. Внизу - разрез.

Кроме укрепл. оседлых поселений, усуни и канг-лы имели также города-ставки: Чигу в Семиречье (к Ю.-В. от оз. Балхаш), Битянь на Сырдарье (среднее течение). В период, когда терр. К. входила в состав Тюркского каганата (6-8 вв.), а затем (8-10 вв.) в Тюргешский и Карлукский каганаты, развивались гг. Исфиджаб (с 11 в.- Сайрам, Чимкентская обл.), Тараз (ныне Джамбул) и др., сооружались крепости и замки-усадьбы (замок городища Баба-Ата, сев. склоны Каратау, Чимкентская обл.). С 8 в., с распространением ислама, в К. появляются новые типы зданий (мечети, медресе) и архит.-строит, приёмы (применение обожжённого кирпича, арочно-купольные конструкции, облицовка стен резной терракотой и др.). Строятся сардобы, бани, караван-сараи, мавзолеи. От 8-10 вв. сохранились мавзолеи конусообразной формы из кам. плит (Козы-Корпеша и Баян-Слу на р. Аягуз, к С.-В. от оз. Балхаш). В Юж. К. в период гос-ва Караха-нидов (10-12 вв.) города, возникшие на базе древних поселений (Тараз и др.), имели 3-частную структуру: цитадель, "шахристан" (гор. кварталы) и "рабат" (предместье).

С 10 в. складывается тип купольно-центрич. мемориального сооружения (мавзолеи Бабаджи-хатун в с. Головачёвка близ г.Джамбула, 10-Нвв., Айша-Биби), квадратного в плане, перекрытого сферич. или конич. куполом на арочных парусах, а затем-портально-купольного (мавзолей Сырлы-там, Кзыл-Ординская обл., 11-12 в.), прямоугольного в плане, с мощным порталом и тем же видом перекрытия. После монг.-тат. нашествия, со 2-й пол. 13 в. возрождаются и в 14-16 вв. достигают экономич. и культурного подъёма города (Сыгнак, Тараз, Сайрам и др.), возводятся монумент, сооружения-мавзолей Алаша-хан близ Улутау (Карагандинская обл.; 2-я пол. 13 в.), комплекс мавзолея-мечети Ходжа Ахмеда Ясави в г. Ясы (ныне г. Туркестан Чимкентской обл.; кон. 14 в.). Джунгарские нашествия (40-е гг. 17 в. - 20-е гг. 18 в.) привели в упадок культуру К.; сократилось строительство монумент, сооружений (мавзолеев, мечетей), утратилось архит. мастерство. В 17-18 вв. вдоль границ терр. К. возникли рус. воен. укрепления - Яицкий Городок (Уральск), Гурьев, Оренбург, Орск, Семипалатинск и др. Подъём экономики после окончат, присоединения К. к России (60-е гг. 19 в.) вызвал оживление строит, деятельности. Города Сев. и Вост. К., возникшие на базе воен. укреплений, обычно состояли из 4 осн. частей: крепости, казачьей станицы, т. н. татарской слободки и собственно города с прямоугольной сетью улиц. Для старых городов Юж. К. характерно деление на "старый" и "новый" город. Наряду с 1-этажными домами строились, гл. обр. в духе эклектики, адм. и торговые здания, ж.-д. вокзалы; сооружались мечети и медресе. В стр-ве мавзолеев применялись арочно-купольные конструкции, в отделке использовались орнаментиров. облицовочные плитки, резьба по камню и росписи. Мавзолеи возводились портально-куполь-ные из обожжённого кирпича (Жуздена, 1-я пол. 19 в., Торт-Кара, 40-е гг. 19 в.,- оба в Карагандинской обл.)или купольно-центрические из ракушечника (в местности Сенек на п-ове Мангышлак). В Зап. К. в кон. 19 - нач. 20 вв. были распространены "сагана-тамы" - надгробные сооружения (прямоугольные в плане, без крыши; стены украшены резьбой), известные ещё в средневековье. Часто встречаются "кулуп-тасы"- кам. резные столбы-памятники.

В сов. время, уже в 20-е гг., одновременно с ремонтно-восстановит. работами, началось стр-во жилых и обществ, зданий (в Кзыл-Орде, Чимкенте и др. городах), в архитектуре к-рых заметно стремление использовать традиции нац. зодчества (айваны, двсфики и т. д.). Индустриализация, развернувшаяся с 20-30-х гг., вызвала интенсивное развитие архитектуры и градостроительства. Массовое сооружение благоустроенных жилых и обществ, зданий велось в растущих старых и в возникающих новых городах - Балхаше, Караганде, Риддере (ныне Лениногорск) и др. и в посёлках - Ачисае, Ленгер-угле (ныне г. Ленгер), Джезказгане (ныне город) и мн. др. Города, посёлки, заводы вырастали вдоль Туркестано-Сиб. ж. д. Развитие нефт. пром-сти на р. Эмбе вызвало новое стр-во в Гурьеве. В кон. 20-х- нач. 30-х гг. строятся здания в духе сов.конструктивизма(Дом правительства, ныне здание ун-та, в Алма-Ате). Для архитектуры сер. 30-40-х гг. характерно использование ордерных форм (портики, колоннады, пилястры), нередко сочетающихся с традиц. элементами нац. зодчества (стрельчатые арочные проёмы, мотивы нац. орнамента). Среди лучших сооружений этого времени - мед. ин-т, Казах, театр оперы и балета им. Абая в Алма-Ате. Однако в предвоен. годы и в первое десятилетие после войны некри-тич. использование наследия приводило подчас к эклектике и архаизации.

1. Бронзовая фигурка архара (деталь жертвенного котла). 5-3 вв. до н. э. 2. Блюда. Керамика. 10-12 вв. 3. Серьги. Золото, инкрустация сердояиком и альмандином. 5-6 вв. 4. Диадема из Каргалинского клада. Золото, инкрустация бирюзой. 2 в. до н. э. - 2 в. н. э. 5. Тукти килем (тканый ворсовый ковёр). Джамбулская область. Нач. 20 в. 6. Алаша (тканый безворсовый ковёр). Кзыл-Ординская область. 19 в. Фрагмент. (1, 4-Центральный музей Казахстана, Алма-Ата; 2, 3, 5, 6 - Мугей-кабинет археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской CCP, Алма-Ата.)

К ст. Казахская CCP. 1. Мавзолей Бабаджи-хатун в селе Головачёвка близ г. Джамбул. 10-11 вв. 2. Мавзолей Алаша-хан близ Улутау (Карагандинская область). 13 в. 3. Мавзолей Жуздена (Карагандинская область). 1-я пол. 19 в. 4. Мечеть в селе Чаян (Чимкентская область). 2-я пол. 19 в. 5. Мавзолей Айша-Биби в селе Головачёвка. 11 -12 вв. 6. Кулуптас некрополя Караган на полуострове Мангышлак. Конец 19 в. 7. Саганатам Мамбетчина на плато Устюрт. 1910. 8. Мастер Дутбай Жандаулетов. Мавзолей Нурбергепа Калишева в Сенеке на полуострове Мангышлак. Конец 19 в. 9. Мавзолей-мечеть Ходжа Ахмеда Ясавн в г Туркестане (Чимкентская область). Конец 14 в. (снимок сделан до реставрации 1955 - 57).

После Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 (особенно со 2-й пол. 50-х гг.) в ещё более крупных масштабах развернулось стр-во. Растут и благоустраиваются молодые города, создаются новые (Рудный, Абай, Шахтинск, Ермак, Серебрянск), реконструируются старые. В 50-е гг. в Алма-Ате и др. городах построены адм. здания (Дом пр-ва в Алма-Ате), дворцы культуры, театры, кинотеатры, уч. и спортивные сооружения. С кон. 50-х гг. в К., как и в др. республиках, широко внедряются индустр. методы стр-ва. Для сооружений кон. 50- 60-х гг. (Дворец целинников в Целинограде; гостиница "Казахстан", Дворец спорта и Дворец им. В. И. Ленина- в Алма-Ате)характерны рациональность планировки, лаконичность и ясность архит. форм, использование монументально-декоративного иск-ва. С 1960-х гг. огромный размах получило жилищное стр-во. В Алма-Ате, Караганде, Павлодаре, Чимкенте, Целинограде и др. городах возникли обширные жилые р-ны крупнопанельных домов, отвечающих природно-климатич. условиям К. (антисейсмич. и солнцезащитные устройства), составлены ген. планы крупных городов (ген. план Алма-Аты, 1960-63, арх. Г. А. Бобович, Л. К. Вертоусов) и новых посёлков. Для застройки Алма-Аты кон. 60 - нач. 70-х гг. характерно увеличение этажности, а также новизна архит. форм жилых сооружений. Близ Алма-Аты построен высокогорный стадион Медео (1972, арх. В. 3. Кацев, А. С. Кайнарбаев и др., инж. M. В. Пла-хотников и др.). Освоение целинных и залежных земель (с 1954) положило начало интенсивному стр-ву сел. посёлков. В Алма-Ате в 1935 осн. Союз архитекторов Казах. CCP. M. M. Мендикулов.


Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Древнейшие памятники иск-ва на терр. К.- наскальные изображения животных, восходящие к эпохам палеолита (в горах Каратау и Хантау) и неолита (в гроте Джасыбай, Павлодарская обл.; и др.). От эпохи бронзы дошли памятники, относящиеся к андронов-ской культуре: кам. тотемич. изваяния животных (оленя, козла и др.), наскальные изображения сцен охоты (в ущелье Тамгалы, Алма-Атинская обл.; и др.), глиняные сосуды с геом. орнаментами, нанесёнными резьбой, насечкой, штампом. Для иск-ва саков, связанного со скифской культурой (см. Скифы), характерны изображения реальных и фантастич. зверей, входящие в круг "звериного стиля": золотые бляшки с плоскорельефными изображениями оленей из одного из чи-ликтинских курганов (7-6 вв. до н. э.), бронзовые фигурки крылатых львиц на жертвенном столе из Иссыкского клада (5-3 вв. до н. э.) и др. В "зверином стиле" выполнена и золотая ажурная усун-ская диадема из Каргалинского клада (2 в. до н. э.-2 в. н. э.), с динамичными фигурами оленей, птиц, крылатых коней и дракона. Cp.-век. изобразит, иск-во К. (7-17 вв.) представлено кам. изваяниями мужчин, женщин и животных, а также бронзовыми статуэтками женщин. Известны памятники декоративно-прикладного иск-ва этого времени: глиняные сосуды для хранения костей (оссуа-рии) в форме юрты; керамич. посуда - неглазурованная, украшенная на лепным, резным и штампованным орнаментом, и поливная (центр - г. Тараз), с характерным сочетанием чёрного, коричневого, жёлтого, красного цветов; изделия из кожи, металла, декорированные самобытным нац. орнаментом, для к-рого характерны крупные чёткие узоры из завитков, вкомпонованные в ромбы, круги. Традиции декоративно-прикладного иск-ва сохранялись и на протяжении 18-19 вв. Юрта, бытовые предметы - всё украшалось нац. орнаментом. В убранстве интерьера юрты гл. роль играли узорчатые войлочные ковры - текеметы (с ввалянным расплывчатым узором голубого, золотисто-жёлтого, красного цветов), сырмаки (гл. обр. чёрно-белые, с характерным чётким гра-фич. узором) и туе киизы (украшенные аппликацией из красного и чёрного сукна, часто сочетавшейся с вышивкой), а также тканые ковры с многоцветными узорами. Последние бывают как безворсовые ("алаша") с чередующимися орнаментированными полосами, так и ворсовые ("тукти килем"), для к-рых характерно наличие каймы с рисунком, отличающимся от узоров поля. Распространены вышивка (тамбурный шов и гладь) шёлковыми и шерстяными нитками, золотое шитьё, резьба (гл. обр. плоскорельефная) и инкрустация костью по дереву, выделка кожи (тиснение, инкрустация из кожи другого цвета с вышивкой), ювелирное дело (чеканка, гравировка, насечка, скань, чернение, крупные вставки из сердолика). В 19 в. создаются произв. изобразительного иск-ва, отражающие жизнь казах, народа: рисунки и акварели художника-казаха Ч. Валиханова и T. Г. Шевченко, картины и рисунки В. В. Верещагина и др.

В сов. время, уже в кон. 20-х и в 30-е гг., в тесном содружестве с рус. живописцами и графиками H. Г. Хлудовым, H. И. Крутильниковым, В. И. Антощенко-Оленевым работала целая плеяда нац. живописцев и графиков, проявлявшая живой интерес к новым явлениям сов. действительности, а также к историко-революционному прошлому казах, народа: А. Ташбаев, X. и К. Ходжиковы, А. Исмаилов, А. Кастеев и др.

Скульптура 6-15 вв. 1. Голова тюрка. Гранит. 6 - 8 вв. 2. "Архар". Ракушечник. 14 - 15 вв. Казахская художественная галерея им. T. Г. Шевченко. Алма-Ата. 3. Женская фигурка. Бронза. 8в. (1 и 3 - в Джамбулском краеведческом музее).

H. С. Гаев. "Ликбез". Линогравюра. 1969.

Для их творчества того периода характерны попытки освоить станковые формы, выработать нац. художеств, язык. В годы Великой Отечеств, войны художники работали над батальными и ист. картинами, повествующими о героизме сов. людей, портретами героев фронта и тыла, выполняли плакаты и карикатуры "Окон КазТАГа". С сер. 40-х и в 1-й пол. 50-х гг. выросло проф. мастерство художников; дальнейшее распространение получила сюжетная картина (А. Исмаилов, А. Кастеев и др.), а также портрет и пейзаж (A. M. Черкасский, M. С. Лизогуб, Л. П. Леонтьев и др.). Однако наряду с этим в изобразительном иск-ве нередко создавались произв., отмеченные чертами декларативности. Со 2-й пол. 50-х гг. значит, роль в развитии казах. иск-ва стали играть молодые художники, получившие образование в художеств. ин-тах Москвы, Ленинграда и др. городов. Для их творчества 60-нач. 70-х гг. характерно стремление к передаче эмоционального состояния человека, его внутр. связи с окружающим миром, порой воплощающееся в образах обобщён-но-символич. звучания. Эта тенденция повлекла за собой поиски новых выразит, средств. Среди живописцев этого периода выделяются M. С. Кенбаев, К. T. Тель-жанов, A. M. Степанов, С. А. Мамбеев, К. М.Шаяхметов, С. А. Айтбаев. В графике (иллюстрация, эстамп, станковый рисунок) работают H. С. Гаев, P. Сахи, Ч. Б. Кенжебаев, E. M. Сидоркин, И. E. Квачко, в станковой и монумент. скульптуре (преим. портретной) - X. И. Наурзбаев, Б. А.Тулеков, T. С. Досмагам-бетов. В развитии театрально-декорац. иск-ва значит, роль принадлежит В. В. Теляковскому, А. И. Ненашеву, А. Г. Га-лимбаевой, Г. М.Исмаиловой и др. В числе представителей декоративно-прикладного иск-ва - ювелиры, резчики по дереву и кости О. Кенебаев, Л. M. Ходжикова, P. С. Сарсенбин и др.

В Алма-Ате в 1940 осн. Союз художников Казах. CCP (с 1933 по 1940- оргкомитет Союза художников).

H.Б. Нурмухаммедов.

Лит.: Басенов T. К., Архитектурные памятники в районе Сам, А.-А., 1947; Мендикулов M. M., Памятники архитектуры полуострова Мангышлака и Западного Устюрта, А.-А., ,1956; Басенов Т. К., Орнамент Казахстана в архитектуре, А.-А., 1957; Маргулан A. X., Б а с е н о в T. К., M е н д и к у л о в M. M., Архитектура Казахстана, А.А., 1959; Холстов С. П., По древним дельтам Окса и Яксарта, M., 1962; Акишев К. А., К у ш а е в Г. А., Древняя культура саков и усуней долины реки Или, А.-А., 1963; Изобразительное искусство Казахстана, отв. ред. Б. Г. Ерзакович, A.-A-, 1963; Древняя культура Центрального Казахстана, А.-А., 1966; Мендыкулов M. M., Обновлённая Сары-Арка, А.-А., 1967; С а р ы-к у л о в а Г., Графика Казахстана, А.-А., 1967; Живопись Казахской CCP. [Альбом, предисловие H.-Б. Нурмухаммедова], M., [197O]; Народное декоративно-прикладное искусство казахов. [Альбом. Вступит, ст. H. А. Оразбаевой], Л., 1970; Нурмухам-медов H.-Б., Искусство Казахстана, [M., 197O]; Искусство Казахской CCP. [Альбом. Сост. и авт. вступит, ст. Г. А. Сарыкулова, Л., 1972]; Ежелп мйдениет кувлары, Алматы, 1966.


XVI. Музыка

До Окт. революции казах, муз. культура была представлена только нар. творчеством (песни и инструм. пьесы - кюй). На муз. канве речитативного склада жыр-ши (сказители) исполняли эпич. поэмы и легенды, акыны (поэты) складывали поэтич. импровизации, ертекши (сказочники) рассказывали сказки и басни. Распространение получили айтысы (соревнования), привлекавшие массы людей. Нар. муз. творчество основано на семиступенных диатонич. мажорном и минорном ладах, в к-рых элементы пентатоники занимают большое место. Оно характеризуется самобытными интонациями, развитыми песенными и инструм. формами, разнообразными метрич. и рит-мич. структурами. Среди бытующих муз. инструментов: домбра двухструнная (щипковый), кобыз с двумя струнами (смычковый), сыбызгы (духовой, типа продольной флейты), дауылпаз (ударный); с кон. 19 в. распространение получил сырнай (одно-двухголосная гармоника касимовской и тат. разновидностей). Большое значение для развития муз. иск-ва имело творчество нар. композиторов-певцов, инструменталистов и композиторов сер. 19- нач. 20 вв., мировоззрение к-рых складывалось под воздействием передовой рус. культуры. Среди них - основоположник новой письменной казах, поэзии и композитор Абай Кунанбаев, Биржан Кожагулов, Жаяу-Муса Байжа-нов, Даулеткерей Шигаев, Курмангазы Сагырбаев, Их лас Дукенов, Мухит Me-ралиев, Балуан-Шолак Баймурзин, Ахан-Сере Корамсин, Таттимбет Казангапов, Тлепбергенов, Сармалай и др.

После Окт. революции зародилась и сформировалась нац. социалистич. муз. культура. В своём становлении и развитии она опиралась на богатейшее нар. муз. творчество, освоение рус. и зарубежной классики, на использование опыта сов. музыки. Значительно активизировалась муз.-обществ, жизнь: возникли самодеятельные театрально-муз. кружки, хоровые коллективы, проводилась работа по записи и изучению муз. фольклора. Известны сборники нар. песен А. В. Затаевича. Получают поддержку соревнования певцов, акынов, музыкантов (одно из первых состоялось в 1919 в г. Верном, ныне Алма-Ата). Формировались новые жанры нар. муз. творчества, расширялись виды исполнительства, появились хоровое пение и ансамблевая игра на муз. инструментах. В 1934 состоялся 1-й респ. слёт деятелей нар. творчества, после к-рого был организован Оркестр казах, нар. инструментов им. КазЦИКа (с 1944- им. Курмангазы). В 1935 открыта филармония им. Джамбула, в её состав вошли казах, хор, оркестр нар. инструментов, ансамбль танца, группа нар. певцов.

В 1933 в Алма-Ате основана муз. студия, к-рая в 1934 преобразована в Казах, муз. театр (с 1936- Объединённый театр казах, и рус. оперы, с 1937- Казахский театр оперы и балета). В спектаклях участвовали певцы К. Байсеитова, К. Джандарбеков, К. Байсеитов, M. Ep-жанов и др. В 1934 поставлена первая казах, опера "Кыз-Жибек" E. Г. Бруси-ловского по мотивам одноим. эпоса, затем его же оперы "Жалбыр" (1935), "Ер-Тар-гын" (-"Храбрый Таргьш", 1937). Создаются первые нац. балеты (см. раздел Танец. Балет). В 30-40-е гг. происходило становление казах, массовой песни и романса, камерно-инструм., симф. и хоровой музыки. Возникали новые исполнительские коллективы при радиокомитете: симф. оркестр, ансамбль рус. нар. инструментов, казах, хор сов. массовой и нар. песни. В 1939 создан оргкомитет Союза композиторов К.

В 1942 поставлена опера -"Гвардия, алга!" ("Гвардия, вперёд!") Брусиловско-го - о героизме сов. народа в борьбе с нем.-фаш. захватчиками. Значит, этапом стали опера "Абай" А. К. Жубанова и Л. А. Хамиди (1944), в музыке к-рой использованы мелодии Абая, 3-я симфония ч Сары арка" ("Золотая степь") Брусиловского (1944). В 1944 в Алма-Ате открыта первая в К. консерватория (с 1963- Ин-т иск-в им. Курмангазы); в 1945 при АН Казах. CCP организован сектор искусствоведения.

Послевоенные годы характеризуются активной деятельностью казах, композиторов, к-рые вступили на путь творческого, свободного переинтонирования нар. мелоса, в отличие от цитатного его использования в предшествующие годы. Среди опер доминируют произведения на темы современности. Это - "Амангельды" Брусиловского и M. T. Тулебаева (пост. 1945; 2-я ред. 1961), "Тулеген Тохтаров" Жубанова и Хамиди (пост. 1947; 2-я ред. 1963). Событием явилась постановка в 1946 оперы Тулебаева "Биржан и Сара" о нар. композиторе Биржане Кожагулове. В 1953 поставлена опера "Дударай" Брусиловского, в к-рой массовые нар. сцены являются основным стержнем дра-матургич. развития. Первой уйгурской оперой стала "Назугум" К. X. Кужамья-рова (1956). Современности посвящены "Алтын таулар" ("Золотые горы") Ky-жамьярова и H. А. Тлендиева (I960), первая казах, комич. опера "Айсулу" С.М.Мухамеджанова (1964), "Камар-Су-лу" ("Красавица Камар") E. P. Рахмадие-ва, по одноим. роману С.Торайгырова (1963),