загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

,5 млн. избирателей). Значит, силы в партии (т. н. "новое большинство") выступили за изменение её политики в духе более решит, отстаивания требований трудящихся и сотрудничества с компартией по определённым вопросам. В 1969 противники поворота курса партии влево - бывшие социал-демократы и часть крайне правых социалистов - покинули её ряды, образовав Унитарную социалистич. партию (в 1971 приняла назв. с.-д. партии). На парламентских выборах 7 мая 1972 ИСП собрала 3,9 млн. голосов (9,6%). 39-й съезд ИСП (1972) выступил против сформированного в том же году правоцентри-стского пр-ва, за восстановление коалиции "левого центра".

Программа действий партии на ближайший период формулируется в докладе секретаря съезду. Последний Устав принят в 1968. В партии преобладают городские трудящиеся слои. В 1972 ИСП объединяла ок. 500 тыс. чл. Секретарь ИСП - Ф. Де Мартино ЦО ИСП -ежедневная газ. "Аванти!" ("Avanti!").

С. И. Дорофеев.


ИТАЛЬЯНСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ПРОЛЕТАРСКОГО ЕДИНСТВА (ИСППЕ; Partito Socialis-ta Italiano di Unita Proletaria - PSIUP). Существовала в 1964-72. Была образована в янв. 1964 представителями левого течения, вышедшими из Итальянской социалистической партии в знак протеста против реформистской политики её лидеров. ИСППЕ встала на позиции сотрудничества с Итал. компартией и др. левыми силами Италии в борьбе за жизненные права итал. трудящихся, за социализм. Во внеш. политике партия выступила за активный нейтралитет Италии, её выход из НАТО, за дружбу и сотрудничество с СССР и др. социалистич. странами. В 1971 ИСППЕ насчитывала 182 тыс. чл. В 1972 чрезвычайный съезд ИСППЕ принял решение о самороспуске и вступлении её чл. в Итал. компартию.

"ИТАЛЬЯНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НАУК, ЛИТЕРАТОРЫ И ИСКУССТВА" ("Enciclopedia italiana di scienze, lettere ed arti"), "И т а л ь я н а", крупнейшая универсальная итал. энциклопедия. Издана в 1929-39 в 36 тт., последний из к-рых является указателем ко всему изданию, а также к 1-му дополнению (Арреп-dice I), вышедшему в 1938. Последующие два двухтомных дополнения охватывают более чем десятилетние периоды каждое и вышли соответственно в 1948-49 (за 1938-48) и в 1961 (за 1949-60). Основная часть "Итальяны" носит ярко выраженный гуманитарный характер, особое внимание в ней уделяется истории, искусству, литературе, географии, биографич. материалам. Преобладают развёрнутые статьи-обзоры, снабжённые рекомендуемой лит-рой на ряде европ. языков. Термины сопровождаются указаниями на франц., исп., нем. и англ, эквиваленты. Энциклопедия богато иллюстрирована, наибольшую ценность представляют репродукции произведений иск-ва, геогр. карты, портреты. "Итальяна" была задумана как монументальное роскошное издание, свидетельствующее о "величии" фаш. Италии. Многие статьи, посвящённые современности, проникнуты фаш. идеологией (в качестве одного из авторов привлекался и Муссолини), что резко снижает качество энциклопедии, несмотря на обилие содержащихся в ней ценных справочных сведений. В дополнит, томах больше места отводится естеств. наукам и технике. И. В. Гудовщикова.

ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ 1494-1559, войны между Францией, Испанией, "Священной Рим. империей" (с вмешательством др. гос-в) за обладание Италией, а также и за гегемонию в Европе. Велись преим. на терр. Италии. Политич. раздробленность Италии, распри между итал. roc-вами облегчали осуществление агрессивных замыслов крупных держав. Франц. король Карл VIII после смерти неаполитанского короля Фердинанда I (янв. 1494) заявил о своих притязаниях в качестве наследника Анжуйской династии (боковой линии франц. королев, дома) на Неаполитанское королевство (захваченное у Анжуйского дома в сер. 15 в. Арагонской династией). Осенью 1494 Карл VIII с сильной армией (в состав к-рой входил значит, отряд швейцарских наёмников) перешёл Альпы и двинулся к Неаполю, заручившись активной поддержкой миланского герцога Лодовико Моро (к-рый конфликтовал с Арагонским домом Неаполя и надеялся с помощью франц. войск упрочить своё положение правителя Милана); Венеция и папа Александр VI сохраняли дружественный по отношению к Франции нейтралитет. Не встретив серьёзного сопротивления гос-в Сев. и Cp. Италии, франц. король прошёл через Рим и, добившись от папы инвеституры на Неаполитанское королевство (янв. 1495), в февр. 1495 захватил Неаполь. Грабежи франц. армии, введение новых поборов вызвали возмущение населения королевства, Карл VIII оказался перед угрозой всеобщего восстания. Изменились также и позиции итал. гос-в, напуганных успехами французов. Для изгнания их из Италии в марте 1495 была создана "Святая лига" (или "Венецианская лига"), в к-рую вошли Венеция, Милан, рим. папа; к лиге примкнули имп. Максимилиан I и исп. король Фердинанд II Арагонский. Карл VIII, боясь быть отрезанным от Франции, в мае 1495 покинул Неаполь и с основной частью своих войск двинулся на С. Битва с армией "Святой лиги" произошла 6 июля 1495 при Форно-BO; франц. войскам удалось прорваться и уйти на родину (окт. 1495). После ряда поражений, к-рые нанесли исп. войска остававшимся ещё в Италии франц. гарнизонам, Франция подписала капитуляцию и очистила терр. Неаполитанского королевства (дек. 1496). Однако умиротворения в Италии не наступило; вторжение франц. короля оживило экспансионистские тенденции нек-рых итал. гос-в и в первую очередь - папства. Один за др. вспыхнули очаги внутр. войн в Италии; крупнейшим конфликтом явилась война между Пизой и Флоренцией, начавшаяся ещё в 1494. Не отказалась от агрессивных планов и Франция. Преемник Карла VIII (ум. в 1498) Людовик XII предпринял в 1499 поход в Италию с целью завоевания Миланского герцогства (династич. претензии на герцогство он предъявил как внук Валентины Висконти, род к-рой правил в Милане до 1447). Предварительно франц. король договорился о воен. помощи с Венецией и Флоренцией и о нейтралитете - с императором и папой (последний видел во Франции опору в борьбе с итал. гос-вами). Разбив в ряде сражений в 1499-1500 войска MII-ланцев, Людовик XII захватил Миланское герцогство и завладел всей Ломбардией. В 1500 в Гранаде был заключён секретный договор между Францией и Испанией о разделе между ними Неаполитанского королевства. В 1501-02 франц. и исп. войска завоевали Неаполитанское королевство; однако весной 1503 между Францией н Испанией начался конфликт из-за спорных областей. В сражении при р. Гарильяно (29 дек. 1503) исп. войска разгромили франц. войска. Франция вынуждена была отказаться от притязаний на Неаполитанское королевство, к-рое стало владением исп. короны (договор 1504 в Блуа). T. о., в начальный период И. в. оказались захваченными 2 крупнейших гос-ва Италии - Миланское герцогство и Неаполитанское королевство. Единственным нтал. гос-вом, извлекшим выгоду из этих войн, была Венеция, получившая после падения Милана значит, терр. Ломбардии, Неаполя, ряд апулийских портов. Претензии Венеции на гегемонию в Италии стали угрожать интересам не только Франции и Испании, но и др. итал. гос-в. В дек. 1508 была образована антивенецианская Камбрейская лига, в к-рую вошли папа римский, "Священная Рим. империя", Франция, Испания; к ней присоединились нек-рые итал. гос-ва (Флоренция, Феррара, Мантуя и др.). В апр. 1509 папа наложил на Венецианскую республику интердикт. Весной 1509 Франция начала воен. действия против Венеции, в короткий срок захватила её ломбардские владения, одержав крупную победу над венецианцами 14 мая 1509 при Анья-делло. Войска императора в июне 1509 заняли Верону, Виченцу, Падую (к-рую венецианцы вскоре сумели отвоевать). Венеции, однако, удалось разрушить коалицию: она достигла соглашения с Испанией (отказавшись от всяких претензий на Юг Италии) и с папой римским (возвратив захваченные ею ранее города Романьи). Ценой громадного напряжения

К ст. Италия. 1. Гребневая зона Западных Альп в Пьемонте. 2. Озеро Лаго-Маджоре на севере Италии. 3. Доломитовые Альпы. 4. Культурный ландшафт на северо-востоке Италия (область Венеция). S. Роща пиний в Кампании. 6. Остров

Капри в Тирренском море. 7. Вулкан Этна (Сицилия) во время извержения.

К ст. Италия.
1. Рим. Вид центра города - Пьяцца Венеция и Виа дель Корсо. 2. Неаполь. Вид на город" со стороны Неаполитанской бухты. 3. Катания. Исторический центр города. 4. Милан. Панорама города. 5. Флоренция. Вид части города. На переднем плане - р. Арно. 6. Сорренто, город-курорт на берегу Неаполитанского залива. 7. Город-порт

Бари. Набережная.

К ст. Италия.
1. Церковь Сан-Мяньято аль Монте во Флоренции. Начата в 1014. 2. Соборный комплекс в Пизе. Баптистерий (начат в 1153), собор (1063-1160) и кампанила (1174-1372). 3. Микеланджело и Дж. делла Порта. Западный фасад и купол собора св. Петра в Риме. 1586-93. 4. Ф. Брунеллески. Капелла Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции. Начата в 1429. Интерьер. 5. Ф. Брунеллески. Церковь Санто-Спирито во Флоренции. Начата в 1444. 6. Бенедетто да Майано. Палаццо Строцци во Флоренции. Начато в 1489. 7. Л. Б е р н и н и. Мраморная лестница Палаццо Барберини в Риме. После 1629. 8. Л. Б е р н и н и. Церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме. 1653-58. 9. M. С а н м и к е л и. Палаццо Бевилаква в Вероне. 1532. 10. П. Л. H е р в и. Ангар в Орбетелло. 1938. 11. Э. Mонтуори и др. Вокзал Термини в Риме. 1950.
12 Дж. Понти, П. Л. Не рви и др. Конторское здание Пирелли в Милане. 1956-60.

К ст. Италия. 1. M а з а ч ч о. "Изгнание из рая". Фреска капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. 1427-28. 2. Пьеро делла Франческа. "Приезд царицы Савской>. фреска церкви Сан-Франче-ско в Ареццо. 1452-66. Деталь. 3. Андреа дель Be р р о к к ь о. "Мадонна". Ок. 1470. Картинная галерея. Берлин-Далем. 4. Рафаэль. "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем". 1507. Лувр. Париж. S. Джорджоне. "Три философа". Художественно-исторический музей. Вена. 6. Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы (т. н. "Джоконда"). Ок. 1503. Лувр. Париж. 7. Тинторетто. "Нахождение тела св. Марка". Брера. Милан. Деталь. 8. П о н-т о р м о. "Вертумн и Помона". Фреска виллы Медичи в Поджо-а-Каяно. 1520. Фрагмент. 9. Микеланджело. "Оплакивание Христа". Мрамор. До 1550-55. Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

К ст. Италия. 1. Караваджо. "Призвание апостола Матфея" (деталь). Между 1597 и 1601. Церковь Сан-Луиджи деи Франчези. Рим. 2. А. К а р р а ч ч и. "Пьета". Художественно-исторический музей. Вена. 3. И. Лисс. "Аполлон и Марсий". Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина. Москва. 4. Дж. M. К р е с п и.. "Соборование". Ок. 1708-12. Картинная галерея. Дрезден. S. Дж. Б. Пьяццетта. "Гадалка". 1740. Галерея Академии. Венеция. 6. Дж. Б. T ь е п о л о. "Смерть Дидоны". Музей изобразительных искусств им. A. С. Пушкина. Москва. 7. Дж. А. К а-н а л е т т о. "Большой канал в Венеции". Картинная галерея. Дрезден.
К ст. Италия. 1. А. Модильяни. "Госпожа Чеховская с веером".. Музей Пти-Пале. Париж. 2. Дж. Де Кирико. "Меланхолия прекрасного дня". 1913. Собрание Б. Гольдшмидта. Брюссель. 3. Ф. Казорати. "Сильвана Ченни". 1921. 4. Ш и п и о н е. "Пьяцца Навона". 1930. Частное собрание. Рим. 5. Дж. Моранди. "Натюрморт". Национальная галерея современного искусства. Рим. 6. Дж. M а н ц у. "Кардинал". Бронза. 1951. Национальная галерея. Осло. 7. Дж. Дзигаина. "Отдых каменщиков". 1953. Галерея. Вадо-Лигуре. 8. M. M а р и н и. "Всадник".Бронза. 1949-50.

Коллекция Крайенбюль. Цюрих.

К ст. Италия. 1. Сцена из представления комедии дель арте. 16 в. 2. Сцена из спектакля "Филипп" В. Альфьери. 3. Э. Росси в роли Макбета. "Макбет" У. Шекспира. 4. Э. Дузе в роли Ребекки. "Росмерсхольм" Г. Ибсена. 5. T. Сальвини в роли Отелло. "Отелло" У. Шекспира. 6-11. Сцены из спектаклей: 6. "Слуга двух господ" К. Голь-дони. "Пикколо-театро". Милан. 1947. 7. "Адельгиз" Дж. Мандзони. "Итальянский народный театр" под руководством В. Гасмана. Рим. 1952. 8. "Суббота, воскресенье, понедельник" Э. Де Филиппе. Труппа Э. Де Филиппе. 1960. 9. "Метаморфозы бродячего музыканта". Обработка старинного фарса. Труппа итальянского театра под руководством П. Де Филиппе. 1964. 10. "Неистовый Роланд" Л. Ариосто. Представление на площади в Милане. 1969. 11. "На дне" M. Горького.

"Пикколо-театро". Милан. 1970.

К "т. Италия. 1. Сцена из балета "Титаны", Балетмейстер С. Вигано. Милан. 1819. 2-5. Сцены из опер: 2. "Норма" В. Беллини. Театр "Ла Скала". 1832. 3. "Сила судьбы" Дж. Верди. Театр "Ла Скала". 1869. 4. "Возвращение Улисса" К. Монтеверди. "Флорентийский музыкальный май". 1942. S. "Богема" Дж. Пуччини. Театр "Ла Скала". 1963. 6-11. Кадры из фильмов: 6. "Рим - открытый город". Реж. P. Росселлини. 1945. 7. "Похитители велосипедов". Реж. В. Де Сика. 1948. 8. "Ночь". Реж. M. Антониони. 1960. 9. "Рокко и его братья". Реж. Л. Висконти. 1960. 10. "Сладкая жизнь". Реж. Ф. Феллини. 1959. 11. "Руки над городом". Реж. Ф. Рози. 1963.

Венеция вернула значит, часть своих владений, но силы её оказались подорванными; после войны с Камбрейской лигой венецианская политика сводилась гл. обр. к отстаиванию целостности своей территории.

Усиление позиций Франции в сев.-зап. Италии вызвало переориентацию борющихся сил. Под эгидой папы Юлия II образовалась новая, "Священная лига" (окт. 1511) с целью изгнания из Италии французов. В союз с папой вошли Венеция, Испания, Англия, швейцарские кантоны. Ряд итал. гос-в выступил на стороне Франции (Модена, Феррара), Флоренция сохраняла стойкий нейтралитет. Несмотря на победу в сражении под Равенной (11 апр. 1512), французы, понёсшие огромные потери, вынуждены были в течение 1512 освободить Ломбардию (чему способствовали также антифранц. восстания в ломбардских городах и Генуе); в Милане была восстановлена власть Сфорца, во Флоренции - Медичи. В ноябре 1512 в "Священную лигу" вступил имп. Максимилиан I. Весной 1513 Венеция, изменив ориентацию, заключила в Блуа договор с Францией о завоевании и разделе между ними Сев. Италии. В мае 1513 на терр. Италии снова начались воен. действия. В кон. 1513 Франция подписала перемирие с Испанией, в авг. 1514 в Лондоне - мир с Англией. Вступивший в 1515 на франц. престол Франциск I возобновил И. в. Франц. войска, поддержанные венецианскими, разбили при Маринъяно (13- 14 сент. 1515) швейц. наёмников миланского герцога. Франция вновь утвердилась в Милане и Павии, а Венеция - в Бергамо и Бреше. В ноябре 1516 франц. король подписал мир (получивший назв. вечного мира) с швейцарскими кантонами. По Нуайонскому миру (авг. 1516), подписанному франц. и исп. королями, были признаны права Франции на Милан, Испании - на Неаполь.

После избрания в 1519 исп. короля Карла I императором "Священной Рим. империи" (Карл V) открылась новая фаза И. в. Империя Карла V, включив большую часть Европы, окружила Францию кольцом, угрожая её терр. целостности. Единственной брешью, прервавшей коммуникации между сев. и юж. владениями Карла V, были терр. в Сев.Италии, находившиеся под властью Франции. В этих условиях обладание Миланом становилось для Франции чрезвычайно важным, а Карлу V для объединения своих владений надо было изгнать французов из Сев. Италии. В 1521 Карл V заключил тайный договор с папой Львом X о восстановлении в Милане династии Сфорца. В том же году в Италии снова развернулись воен. действия. Франц. войско, в к-рое входили и швейцарские наёмники, потерпело крупное поражение от имперских войск в апр. 1522 при Бикокке. 24 февр. 1525 франц. армия была разгромлена при Павии. Франц. король попал в плен и был увезён в Мадрид. По Мадридскому договору 1526 Франциск I усгупал Карлу V Миланское герцогство и герцогство Бургундию, но, вернувшись во Францию (заложниками остались его сыновья), он отрёкся от договора. Для изгнания имперских войск в мае 1526 при поддержке Англии была оформлена Коньякская лига, в к-рую вошли Франция, папа Климент VII, Венеция, Флоренция, герцог Милана. Действия войск лиги отли-

Переход через Альпы армии Франциска I. Барельеф гробницы Франциска I работы Пьера Бонтана. Ок. 1555. Аббатство Сен-Дени, близ Парижа.

чались крайней нерешительностью. В 1527 имперская армия (одним из командующих к-рой был изменивший Франции коннетабль Ш. Бурбон), грабя и опустошая всё на своём пути, двинулась через Милан к Риму, в мае захватила его, подвергнув страшному разгрому; папа римский попал в плен. Франция пыталась продолжать войну. Летом 1527 франц. войска взяли Милан, Па-вию; в 1528 завоевали значит, часть Неаполитанского королевства. Однако закрепить успехи Франции не удалось. Папа римский пошёл на сепаратные переговоры с императором, отказавшись в его пользу от гг. Пьяченцы, Пармы, Модены и обязавшись уплатить выкуп; между ними был подписан в июне 1529 Барселонский договор. Франция, покинутая игал. союзниками, заключила с империей мир в Камбре (авг. 1529); Франция сохраняла Бургундию, но отдавала Фландрию и Артуа, отказывалась от притязаний на Италию; Франциск I должен был жениться на сестре Карла V, а император за выкуп возвращал ему сыновей. Неаполитанское королевство объявлялось исп. владением, др. итал. гос-ва попадали в зависимость (в той или иной форме) от императора. В февр. 1530 в Болонье Карл V торжественно венчался итал. и императорской коронами.

И. в. возобновились в 1536, чему предшествовало занятие имперскими войсками Милана после смерти герцога Ф. Сфорца. Франц. войска оккупировали Пьемонт и Савойю. В 1538 при посредстве папы Павла III между Францией и империей было заключено в Ницце перемирие на 10 лет. Убийство на терр. Миланского герцогства 2 франц. посланников, направлявшихся к султану, явилось поводом к следующей войне (1542-44). Франциск I заручился союзом с герцогом Клеве, королями Дании, Швеции, тур. султаном; англ, король стал на сторону императора. В 1543 франко-тур. эскадра взяла Ниццу, в апр. 1544 франц. войска одержали блестящую победу над имперскими при Черезоле. В это же время имперские и англ, войска вторглись на терр. Франции. Мир в Крепи (сент. 1544), подписанный императором и франц. королём, повторял Камбрейский договор 1529 в отношении терр. притязаний обоих государей; кроме того, обе стороны обязывались освободить терр., захваченные ими с 1536, и договаривались о совместных действиях против "неверных" (турок). В 1546 в Ардре был заключён мир между Францией и Англией.

Однако франц. короли не отказались от своих экспансионистских планов. Возобновились войны в Италии между Францией и империей. В 1547 был убит герцог Пармы (сын папы Павла III), и герцогство было занято имперскими войсками. Рим. папа, стремившийся утвердить на герцогском престоле своего племянника из рода Фарнезе, призвал на помощь франц. короля. Это явилось поводом для воен. действий, развернувшихся в 1551 между франц. и имперскими войсками под стенами Пармы и Mи-рандолы. В 1553 с помощью тур. флота Франция отняла Корсику у Генуи (находившейся в зависимости от исп. Габсбургов). В 1552 при воен. поддержке Франции Сиена добилась независимости, изгнав со своей терр. испанцев. В 1554 Сиену, осаждённую исп.-флорентийскими войсками, защищал франц. гарнизон Б. Монлюка, но в апр. 1555 вынужден был её сдать. В марте 1555 франц. войска оккупировали Касале в Пьемонте. В февр. 1556 в аббатстве Восель между франц. королём и императором было заключено перемирие (по к-рому Пьемонт и Корсика оставались у Франции).

Битва при Павии (1525). Барельеф гробницы Франциска I работы Пьера Бонтана. Ок. 1555. Аббатство Сен-Дени, близ Парижа.

Но в том же году папа Павел IV, находившийся во враждебных отношениях с Карлом V, получил от франц. короля обещание ввести в Италию войска для изгнания испанцев. В 1557 франц. армия, возглавленная герцогом Ф. Гизом, двинулась к Неаполю. Исп. король Филипп II (в пользу к-рого Карл V отказался от Испании, Нидерландов, итал. владений), в противовес франц. интервенции в Италию, направил из Юж. Нидерландов на терр. Франции исп. армию во гл. с герцогом Савойским (владения к-рого были оккупированы французами); под угрозой оказался Париж. Разгром франц. войск у Сен-Кантена (авг. 1557) заставил прервать франц. поход в Италию. Победа французов, отвоевавших у англичан (союзников Филиппа II) Кале, положение не исправила. Полное финансовое истощение Франции и Испании вынудило их пойти на заключение Като-Каморезийского мира 1559, знаменовавшего собой конец франц. экспансии в Италии, закрепившего господство Испании на С. и Ю. п-ова и политич. раздробленность страны.

И. в. сыграли известную роль в развитии воен. искусства: впервые нашли широкое применение ручное огнестрельное оружие, артиллерия.

Источи.: Документы по истории внешней политики Франции. 1547 -1548, М.- Л., 1963.

Лит.: История Италии, т. 1, гл. 10, M.. 1970; Lemonnier H., Les guerres d'ltalie, Р., 1903; RomierL., Les origines politic!ues des guerres de religion, t. 1 - 2, P., 1913 - 14; Fueter E.. Geschichte des europaischen Staatensystem von 1492 bis 1559, Munch., 1919; Ercole F., Da Carlo VIII a Carlo V, Firenze, 1932.

Л. Г. Катушкина.


ИТАЛЬЯНСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (Banca commerciale Italiana), один из крупнейших акц. коммерч. банков Италии. Совместно с Банком Рима и Итальянским кредитом входит в группу банков нац. значения. Осн. в 1894 в Милане с первоначальным капиталом в 20 млн. лир. 75% акций принадлежало нем. капиталу. В годы мирового эконо-мич. кризиса 1929-33 банк был на грани банкротства, от к-рого его спасла субсидия пр-ва в 5 млрд. лир на условиях продажи пр-ву 95% акций банка. С 60-х гг. эти акции принадлежат гос. Ин-ту пром. реконструкции (ИРИ). По закону банк имеет право предоставлять только краткосрочные кредиты; в предоставлении среднесрочных кредитов банк участвует через Медиобанк - Банк среднесрочного кредита, созданный в 1946 И. к. б. совместно с Банком Рима и Итальянским кредитом. И. к. б. посредничает в размещении ценных бумаг акц. об-в, кредитует внеш. торговлю и содействует вывозу капитала. Тесно связан с западногерм. банками. На нач. 1972 банк имел 283 отделения и агентства в Италии, 1 отделение в США, 1 в Великобритании, 1 в Сингапуре, 2 в Турции и представительства в Париже, Токио, Франкфурте-на-Майне, Сиднее, Каире и Мехико. Имеет дочерний банк в Париже с 10 отделениями (на нач. 1972). Сумма баланса банка на нач. 1972 (в млрд. лир) составляла 6730, вклады 5733, ссуды 3108, капитал и резервы 80. M. Ю. Бортник.


ИТАЛЬЯНСКИЙ КРЕДИТ (Credito Italiano), один из трёх крупнейших акционерных коммерческих банков Италии, составляющих группу "банков нац. значения". 81% акций И. к. принадлежит Ин-ту пром. реконструкции (ИРИ). В правление И. к. входят представители крупнейших итал. монополий "ФИАТ" и "Монтекатини Эдисон". Банк основан в 1870 в Генуе с участием нем. капитала. В 1895 получил название И. к. Первоначально банк был универсальным - депозитным и инвестиционным. В 1930 слился с Нац. кредитным банком, получил помощь пр-ва, уступив ему часть акций и передав долгосрочные вложения в пром. предприятия спец. гос. ин-там. Банк выступает как депозитный, производя все виды краткосрочных кредитных операций. Для осуществления среднесрочных операций И. к. совместно с двумя др. "банками нац. значения" (Банком Рима и Итальянским коммерческим банком) основал (1946) спец. ин-т среднесрочного кредита - Медиобанк в Милане. И. к. имеет участие в др. итал. ин-тах среднесрочного кредита, а также в ряде швейц. и междунар. инвестиционных об-в. Число отделений на нач. 1971 составляло 299. Представительства И. к. находятся в Великобритании, Франции, ФРГ, Швейцарии, США, Аргентине, Бразилии. На начало 1971 сумма баланса составляла (в млрд. лир) 4790, депозиты 4148, учётно-ссудные операции 2326, ценные бумаги 615, капитал и резервы 58,2. К.А.Штром.

ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД БОНАПАРТА 1796-97, боевые действия франц. войск под команд, ген. Наполеона Бонапарта против австро-сардинских войск в Сев. Италии во время войны Франции 1792-97 с 1-й коалицией европ. держав [Австрия, Великобритания, Пруссия (до 1795), Россия, Сардиния, Королевство обеих Сицилии и др.]. В 1796 франц. командование планировало нанести гл. удар по Австрии силами армий ген. Ж. Б. Журдана и Ж. В. Моро (155 тыс. чел.) с рубежа р. Рейн. На франц. Итальянскую армию ген. Бонапарта (ок. 42 тыс. чел.) была возложена второстепенная задача по овладению Сев. Италией. Но в ходе войны решающие события произошли в Италии. К нач. апр. 1796 гл. силы франц. Итал. армии (35 тыс.) располагались вдоль побережья Генуэзского зал., имея против себя сардинскую армию ген. Л. Колли (22 тыс.) и австр. армию фельдмаршала И. Больё (30 тыс.). Горные проходы из Пьемонта во Францию обеспечивала франц. Альпийская армия ген. Ф. К. Келлермана (20 тыс.), против к-рой располагались сардинские войска герцога Аоста (20 тыс.). 11 апр. франц. войска перешли в наступление. Последовательно сосредоточивая превосходящие силы против отд. групп противника, растянутых на широком фронте, Бонапарт разбил его по частям у Монтенотте (12 апр.), Чевы и Мондови (22 апр.). 28 апр. Сардиния заключила перемирие, а 5 мая мир с Францией. После этого Бонапарт вынудил австр. войска отойти за р. По, а затем за р. Адда. 10 мая франц. войска одержали победу при Лоди, 15 мая заняли Милан, а 4 июня блокировали Мантую. Часть сил двинулась в Тоскану и 29 июня заняла Ливорно, где находилась база англ, флота. С конца июля началась борьба за Мантую - гл. опорный пункт в Италии. Австр. командование (с мая ген. Д. Вурм-сер, с окт. фельдмаршал И. Альвинци) предприняло 4 попытки деблокировать крепость, но в сражениях при Кастильо-не (5 авг.), Роверето (5 сент.), Бассано (8 сект.), Арколе (15-17 нояб.) и Риволи (13-15 янв. 1797) австр. войска потерпели поражение. 2 февр. капитулировала Мантуя. В марте французы вторглись в Австрию и начали наступление на Вену. 18 апр. было подписано Леобенское перемирие, а 17 окт. заключён Кампо-формийский мир 1797. В ходе И. п. Б. на терр. Италии был образован ряд республик, проведены бурж. реформы. Однако франц. армия, уничтожая феод. порядки, в то же время грабила завоёванные области, жестоко подавляя проявления недовольства народа. Успехи франц. войск были обусловлены гл. обр. их новой тактикой колонн в сочетании с рассыпным строем, а также полководческим искусством Бонапарта. Смело маневрируя огранич. силами, он добивался численного превосходства на решающих участках и одерживал победы над австр. войсками, командование к-рых слепо придерживалось канонов кордонной стратегии и линейной тактики. Лит.: Энгельс Ф., Избр. военные произведения, M., 1958; Богданович M. И., Поход 1796 г. Бонапарта в Италии, СПБ, I860; Клаузевиц К., Итальянский поход Наполеона Бонапарта 1796 г., M., 1939; Левицкий H. А., Полководческое искусство Наполеона, M., 1938. И. И. Рог-тунов.

ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД СУВОРОВА 1799, боевые действия русско-австр. войск под команд, фельдмаршала А. В. Суворова против франц. войск в Сев. Италии во время войны 1798-1802 Франции со 2-й коалицией европ. держав (Великобритания, Австрия, Россия, Турция, Королевство обеих Сицилии). Россия направила из Чёрного в Средиземное м. эскадру вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова, в Сев. Италию - два корпуса (ок. 33 тыс. чел.) и в Швейцарию - корпус ген. A. M. Римского-Корсакова (27 тыс. чел.). Французы в Сев. Италии имели Итальянскую армию ген. Б. Шерера (58 тыс. чел.), в Юж. и Cp. Италии - Неаполитанскую армию ген. Ж. Макдо-нальда (34 тыс. чел.). Франц. войскам в Сев. Италии противостояли 86-тыс. австр. армия фельдмаршала M. Меласа и 22-тыс. рус. корпус ген. А. Г. Розен -берга (другой - 11-тыс. рус. корпус прибыл в июне 1799). По требованию австр. пр-ва главнокомандующим союзными войсками в Сев. Италии был назначен Суворов, к-рый 4(15) апр. принял в Валеджо командование. Суворов, блокировав частью войск крепости Пескьеру и Мантую, с гл. силами (48,5 тыс. чел.) выступил 8(19) апр. из Валеджо и 15- 17 (26-28) апр. в сражении на р. Адда нанёс поражение франц. армии, во главе к-рой 15(26) апр. был поставлен ген. Ж. В. Моро. 17-18 (28-29) апр. союзные войска вступили в Милан. Остатки армии Моро отошли к Генуе. 15(26) мая союзная армия заняла Турин. Франц. командование решило нанести по армии Суворова двойной удар: с Ю. из р-на Генуи - войсками Моро (14 тыс.) и с В.- войсками Макдональда (36 тыс.), к-рые 24 мая (4 июня) начали выдвигаться в Сев. Италию. Суворов, оставив у Алессандрии заслон против Моро, с остальными войсками (ок. 22 тыс.) 4(15) июня выступил против армии Макдональда и 6-8 (17-19) июня во встречном сражении на р. Треббия разбил её. Моро поспешно отступил к Генуе, куда подошли и остатки армии Макдональда. В конце июля 35-тыс. франц. армия под командованием ген. В. К. Жубера перешла в наступление из р-на Генуи на Алессандрию, где находились гл. силы союзников. Суворов, усилив свои войска до 50 тыс. чел. за счёт войск, подошедших из-под Мантун после её взятия 17(28) июля, в сражении при Нови 4(15) авг. одержал победу. Успехи рус. войск в Сев. Италии и рус. флота в Средиземноморском походе Ушакова 1798-1800 привели почти к полной ликвидации господства французов в этом р-не. Великобритания и Австрия, опасаясь усиления влияния России, решили удалить рус. войска из Италии. 16(27)авг. Суворов получил приказ австр. гофкригс-рата идти с рус. войсками в Швейцарию на соединение с корпусом Римского-Корсакова (см. Швейцарский поход Суворова 1799). Победы союзников в Сев. Италии были обусловлены главным образом высокими боевыми качествами рус. войск и полководческим искусством Суворова, а также поддержкой итальянцев, к-рые видели в рус. войсках своих освободителей от тягот франц. оккупации. Вместе с тем результатами И. п. С. воспользовалась контрреволюция, к-рая ликвидировала республиканские порядки. Лит.: А, В. Суворов. Документы, т. 4, 1799-1800, M., 1953; Богданович M. И., Походы Суворова в Италии и Швейцарии, СПБ, 1846; Милю-тин Д. А., История войны 1799 г. между Россией и Францией..., 2 изд., т. 1 - 3, СПБ, 1857; Клаузевиц, 1799 г., ч. 1, M., 1938; Боголюбов A. H., Полководческое искусство А. В. Суворова, M., 1939.

И. И. Ростунов.


ИТАЛЬЯНСКИЙ РАЙГРАС, райграс многоукосный, плевел многоцветковый (Lolium multiflorum), одно-двулетнее растение сем. злаков. Распространено в Европе, Малой и Передней Азии, Сев. Африке. В СССР - на юге Европ. части и на 3. Закавказья. Высокоурожайная кормовая трава, легко вымерзающая; в культуре чаще однолетняя разновидность (т.н. райграс в е с т е рвольдский), разводимая во MH. странах; в СССР - лишь иногда на Черноморском побережье Кавказа, в лесостепной зоне Украины и в Белоруссии.

ИТАЛЬЯНСКИЙ СОЮ3 ТРУДА (ИСТ; Unione Italiana del Lavoro - UIL), нац. профцентр Италии. Осн. в 1950. Руководящая роль в ИСТ принадлежит Итал. социалистической, Социал-демократической (б. Унитарной социалистической) и Республиканской партиям. По данным самого ИСТ, он насчитывает ок. 1500 тыс. чел. (1972). ИСТ создавался на платформе реформизма и сотрудничества классов. С кон. 60-х гг. начал в основном выступать в забастовочной борьбе совместно с др. профцентрами страны. Вошёл в федерацию трёх итал. профцентров, образованную в 1972. Входит в Междунар. конфедерацию свободных профсоюзов. Печатный орган - "Иль лаворо италь-яно" ("II Lavoro Italiano").

ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК, принадлежит к романской группе индоевропейских языков. На нём говорят в Италии (ок. 54 млн. чел., 1971, оценка), в гос-ве Сан-Марино, в швейц. кантоне Тессин, на Корсике, на о. Мальта, в среде итал. эмигрантов (св. 7 млн. чел.), большая часть к-рых находится в США, Канаде и Австралии, в Сомалийской Республике, где И. я. является одним из официальных языков. И. я. развился из нар. латыни после падения Римской империи. Первые письменные памятники на различных итал. диалектах относятся к 10- 12 вв.; первые лит. документы - к 13 в. ("Сицилийская школа поэтов"), Итал. диалекты делятся на 3 группы: северную (галло-итал. диалекты Пьемонта, Ломбардии, Эмилии-Романьи, Венеции и Истрии), центрально-южную (диалекты Марке, Умбрии, Лацио, Кампании, Апу-лии, Абруцци, Молизе, Базиликаты, Сицилии) и тосканскую (диалекты Флоренции, Сиены, Ареццо, Пизы). Нек-рые сев. и центр.-южные диалекты имеют не только устный, но и письменно-лит, вариант (напр., венецианский, миланский, неаполитанский, сицилийский). Общеитал. лит. язык сложился на основе флорентийского диалекта (14 в.), распространившегося благодаря флорентийским писателям - Данте, Петрарке и Боккаччо. В связи с тем, что Италия вплоть до 1871 была лишена единого культурного и адм. центра, общий И. я. вне Тосканы существовал вплоть до 20 в. почти исключительно в письменной форме и был доступен лишь грамотной части населения. В 20 в. под воздействием радио и телевидения устная лит. норма оттесняет диалекты, принимая в свою очередь различную диалектную окраску в разных областях (italiano regionale). Фонетич. и морфологич. особенности лит. И. я. (и тосканских диалектов): все слова в абсолютном исходе оканчиваются на гласный звук. Под ударением различаются 7 гласных (i, е, е, а, э, о, и) и ряд дифтонгов (UD, ie, io, ia, iu, au); часты скопления гласных (lei-"она", io- "я", aiuola-"грядка", ghiaia-"галька"); характерно противопоставление простых и двойных согласных (dita-"пальцы", ditta-"фирма", buco-"дыра", bосса- "рот"). Артикуляция звуков чёткая и напряжённая. Род и число существительных выражены флексией (rosa-"роза"-rose, capo-"голова"-capi), категории определённости и неопределённости выражаются артиклями (il, la - uno, una). Падежи отсутствуют; их значения передаются предлогами (di, a, da). Грамматич. значения лица, числа, времени, наклонения выражены флексией глагола. Система времён индикатива состоит из четырёх простых и четырёх сложных форм. Порядок слов свободный.

Лит.: Б у р с ь е Э., Основы романского языкознания, пер. с франц., M., 1952; Migliorini В., Storia della lingua italiana, [2 ed.], Firenze, I960; M а и г о T. de, Storia linguistica dell'Italia unita, Bari, 1963; R oh If s G., Gramraatica storica della lingua italiana e dei suoi dialetti, v. 1 - 3, Torino, 1966 - 68; Camilli A., Pronun-cia e grafia dell'italiano, 3 ed., Firenze, 1965; Battaglia S. , Pernicone V., La grammatica italiana, 2 ed., Torino, 1968; Cappuccini G., Migliorini B., Vocabolario della lingua italiana, Torino, 1955; Palazzi F., Novissimo dizionario della lingua italiana, 2 ed., Mil., [1964]; Prati A., Vocabolario etimologico italiano, [Torino, 1951]; Battisti .G., A 1 e s s i о G., Dizionario etimologico italiano, [v.] 1 - 5, Firenze, 1968. T. Б.Алисова.


ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРОСО, щетинник итальянский (Setaria italica), однолетнее культурное растение сем. злаков, разновидности к-рого известны под назв. гоми, могар и др.


ИТАЛЬЯНЦЫ, нация, осн. население Италии. Числ. в Италии ок. 54 млн. чел. (1971, оценка). Значит, группы И. живут в др. странах Европы (св. 2,5 млн. чел.), в Сев. и Юж. Америке (ок. 7 млн. чел.), в Сев. Африке (ок. 200 тыс. чел.), Австралии (св. 200 тыс. чел.). Небольшое число И. имеется также в странах Азии. И. говорят на итальянском языке. Подавляющее большинство верующих И.- католики.

В 1-м тыс. до н. э. значит, часть населения Апеннинского п-ова составляли италийские племена (см. Италики). Одно из них - латины, жившие в области Лаций и основавшие Рим, в б-2 вв. до н. э. покорили остальные италийские племена и населявших С. полуострова этрусков, лигуров, венетов, кельтов, а на

Ю. полуострова и о-вах Сардиния, Сицилия и Корсика - греков, карфагенян и сикулов. В 1-2 вв. н. э. всё население полуострова уже говорило на т. н. нар. латыни. При этом языки племён Италии послужили основой образования местных диалектных особенностей, что впоследствии повлияло и на формирование диалектов итал. яз. В первых вв. н. э. началось интенсивное смешение романизованного населения Апеннинского п-ова с рабами различного происхождения, а с 5 в.- с герм, племенами (вестготами, вандалами, остготами, лангобардами). В течение 6-10 вв. нек-рые области Италии завоёвывали византийцы, франки, арабы, венгры, норманны; происходило массовое смешение италийского населения с завоевателями, в процессе к-рого складывались итал. народность и итал. народный яз. Но офиц. языком оставалась лит. латынь. В 11 -13 вв. завершилось складывание итал. народности. Для формирования итал. нации очень важным было постепенное утверждение единого лит. языка. В 13-14 вв. значение такого языка начал приобретать тосканский диалект. Однако продолжит, сохранение политич. раздробленности страны препятствовало консолидации населения отд. итал. областей, отличавшихся диалектами и особенностями материальной и духовной культуры, в единую нацию. Этот процесс завершился только во 2-й пол. 19 в. в ходе развития капитализма в Италии, её государственного объединения. Нек-рые различия в материальной и духовной культуре сохраняются между отд. областями и в совр. Италии (напр., разные типы сел. поселений и жилищ в Сев., Центр, и Юж. Италии). Разнообразно устное нар. творчество И. Для Сев. Италии характерны эпич. поэмы, для Центр, и Юж.- лирич. стихотворения-страм-ботти. Широко распространены нар. песни, ритмы и мелодии к-рых варьируют в различных областях (в Кампании, напр.,- лирич. песни; от её гл. города Неаполя происходит название этого жанра - "неаполитанские песни"). Большим разнообразием отличаются нар. танцы И.- тарантелла, сальтарелло, ломбарда, бергамаска и др. Вековые традиции имеет нар. декоративно-прикладное иск-во. И. внесли крупный вклад в мировую муз. культуру и изобразит, иск-во. Об истории, х-ве и культуре И. см. также ст. Италия.

Лит.: Народы зарубежной Европы, т. 2, M., 1965 (библ. на с. 610); К а н д е л о-P о Дж., История современной Италии, пер. с итал., т. 1-4, 1958 - 66; История Италии, т. 1-3. M., 1970-71; Iro-Volkskunde, Munch., [1963]; Le regioni d'ltalia, v. 1 - 2, 13-16, 18, Torino, 1960-66.

H. А. Красновская.


ИТАМИ, город в Японии, на о. Хонсю в префектуре Хиого, сев.-зап. пригород г. Осака. 154 тыс. жит. (1970). Предприятия фармацевтич., резиновой, пищевкусовой и текст, пром-сти.

ИТАПЕКУРУ (Itapecurii), река на С.-В. Бразилии. Дл. ок. 650 км, пл. басе, ок. 40 тыс. км2. Берёт начало в хр. Серра-ду-Итапекуру на сев. окраине Бразильского плоскогорья, впадает в зал. Сан-Жозе Атлантич. ок. Питание дождевое. Паводок в марте - мае. Cp. расход воды менее 100 м3/сек. На И.- г. Кодо.


ИТАТИАЯ (Itatiaia), второе название горной вершины Агулъяс-Неграс в хр. Серра-да-Мантикейра в Бразилии.


ИТАТКА, посёлок гор. типа в Томском р-не Томской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Томск - Асино, в 54 км к С.-В. от Томска. Леспромхозы.


ИТАТСКИЙ, посёлок гор. типа в Тяжин-ском р-не Кемеровской обл. РСФСР. Ж.-д. станция (Итат) на линии Новосибирск - Ачинск. Молочный и овощесу-шильный з-ды.


ИТЕЛЬМЕНСКИЙ ЯЗЫК, язык ительменов, один из палеоазиатских языков (чукотско-камчатская семья). Распространён в Тигильском р-не Корякского нац. округа Камчатской обл. (зап. побережье Камчатки). Число говорящих 464 чел. (1970, перепись). Из трёх диалектов И. я.: южного, восточного (камчаторец-кого) и западного, ещё существовавших в 1-й пол. 19 в., сохранились лишь 2 говора зап. диалекта. Письменности И. я. не имеет.

Фонетич. тип И. я. отличается высокой консонантной насыщенностью. Морфологич. тип И. я.- агглютинирующий. Грамматич. форманты и нек-рые корни И. я. обнаруживают его родство с чукотским и корякскими языками; звуковые соответствия между этими языками слабо изучены.

Лит.: Молл T. А., Очерк фонетики и морфологии седанкинского диалекта ительменского языка. "Уч. зап. Ленинградского гос. пед. ин-та", 1960, т. 167; Володин А. П. и Жукова A. H., Ительменский язык, в сб.: Языки народов СССР, т. 5, Л.- M.. 1968; В о g о г a s W., Chuk-chee, в кн.; Boas F., Handbook of American Indian languages, pt 2, Wash., 1922.

А. П. Володин.


ИТЕЛЬМЕНЫ, народ, живущий в Тигильском р-не Корякского нац. округа Камчатской обл. Числ. 1,3 тыс. чел. (1970, перепись). Говорят на ительменском языке и русском яз. Время появления И. на полуострове Камчатка не установлено. В кон. 17 в., когда Камчатка была присоединена к России, И. населяли почти весь полуостров. Они жили первобытнообщинным строем, занимались рыболовством и охотой, употребляли каменные и костяные орудия неолитич. типа. С сер. 18 в. под влиянием рус. переселенцев стали осваивать огородничество и скотоводство. Одновременно шёл процесс смешения И. с русскими (смешанное население, как и собственно И., называли камчадалами). В советское время в х-ве и культуре И. произошли коренные изменения: большинство И. занято в колхозном производстве (рыболовстве и охотничьем промысле, огородничестве и животноводстве); ликвидирована неграмотность, появилась нац. интеллигенция.

Лит.: Народы Сибири, M.- Л., 1956 (библ.). В. В. Антропова.


ИТЕРАТИВНОСТЬ (от лат. iterativus - повторный, многократный) (биол.), свойство нек-рых тканей (например, симпатических нервных узлов, гладких мышц) реагировать на раздражения только в том случае, если они следуют одно за другим с достаточной частотой. Причина И. в том, что каждое раздражение, будучи подпороговым, повышает возбудимость ткани, пока очередное раздражение не станет сверхпороговым и вызовет возбуждение.


ИТЕРАЦИЯ (от лат. iteratio - повторение) в математике, результат повторного применения к.-л. матем. операции. Так, если у = f(x) = f1(x) есть нек-рая функция от х, то функции f2(х) = f[f1(x)], f3(X) = f[f2(x)],..., fn(x) = f[fn-1(x) наз. соответственно второй, третьей,..., n-й итерациями функции f(x) Напр., полагая f(x) = хa, получают f2(x) = (хa)a = хa*a, f3(x) = = (xa*a)a = xa*a*a, ..., fn(x) = (xa^(n-1))a = xa^n Индекс п наз. показателем И. а переход от функции f(x) к функциям f2(x), f3(x), ...- итерированием. Для нек-рых классов функций можно определить И. с произвольным действительным и даже комплексным показателем. И. пользуются при решении различного рода ур-ний и систем ур-ний итерационными методами. Подробнее см. Последовательных приближений метод.

Лит.: Коллатц Л., Функциональный анализ и вычислительная математика, пер. с нем., M., 1969.


ИТИКАВА, одна из старейших актёрских династий в япон. театре кабуки. В Японии существует традиция передачи сценич. имени по наследству актёру-сыну или усыновлённому ученику. В 40- 50-е гг. 20 в. среди династии И. известны: Дандзюро 11-й, Энноскэ 2-й, Садандзи 3-й, Дансиро 3-й, Яодзо 9-й; в 60-е - нач. 70-х гг.- Эбидзо 10-й, Монноскэ 7-й, Энноскэ 3-й и др.

И. Дандзюро -одна из ветвей актёрской династии И., насчитывает 11 поколений. Наиболее выдающиеся: Дандзюро 1-й (май 1660 - 19.2. 1704). В 1673 создал новый грим, к-рый утвердился затем как традиционный грим для ролей арагото - воинов-героев. И. Дандзюро 11-й (6.1.1909- 10.11. 1965). Был одним из самых популярных совр. актёров театра кабуки, исполнял гл. обр. романтич. и героич. мужские роли (амплуа - татияку).

И. Садандзи -одна из ветвей актёрской династии И., насчитывает три поколения. Наиболее выдающиеся: И. Садандзи 2-й (19. 10. 1880-23.2.1940). Содействовал утверждению совр. драмы - сингэки на япон. сцене. Был одним из самых прогрессивных актёров своего времени, стремился обновить иск-во кабуки. В 1928 возглавлял труппу, гастролировавшую в Москве.

И. Энноскэ - одна из ветвей актёрской династии И. Наиболее выдающийся представитель этой ветви И. Энноскэ 2-й (10.5.1888- 12.6.1963). В 1919 выезжал за границу, где знакомился с театр, иск-вом Зап. Европы и Сев. Америки. С 1944 возглавлял одну из четырёх крупнейших трупп театра кабуки. В 1955-63 чл. япон. Академии иск-в. В 1961 гастролировал вместе с труппой в СССР.

Лит.: Кабуки, [пер. с англ., вступ. ст. и примечания Л. Д. Гришелёвой], M., 1965; Гундзи M., Японский театр кабуки, M., 1969. Л. Д. Гпишелёва.

ИТИКАВА Сёити (20.3.1892-15.3. 1945), деятель рабочего движения Японии. Окончив литературный факультет Ун-та Васэда (1916), стал принимать активное участие в рабочем движении. После создания Коммунистич. партии Японии (КПЯ) (1922) вступил в её ряды и был редактором журн. "Мусан кайкю" ("Класс неимущих"). В 1923 был заключён в тюрьму. В 1928 представлял КПЯ на 6-м конгрессе Коминтерна в Москве, был избран членом Исполкома Коминтерна. По возвращении в Японию возглавлял ЦК КПЯ. В апр. 1929 был арестован. Выступил на суде в 1931 с защитой программы и тактики КПЯ. Был приговорён к пожизненному тюремному заключению. 7-й конгресс Коминтерна (1935) заочно избрал И. членом Исполкома. Замучен в тюрьме Mияги.


ИТИКАВА, город в Японии, на о. Хонсю, в префектуре Тиба, пригород Токио. 261 тыс. жит. (1970). Трансп. машиностроение, авиац., металлургическая, шерстопрядильная, пищевкусовая промышленность .


ИТИЛЬ, название р. Волги в ср.-век. араб, и перс, лит-ре. В наст, время назв. И. употребляется у татар, башкир, чувашей и нек-рых др. тюркоязычных народов.


ИТИЛЬ, столица Хазарского каганата в 8-10 вв. (в 15 км выше совр. Астрахани). Располагалась на обеих сторонах р. Итиль (Волги) и небольшом острове. В И. жили хазары, тюрки, славяне, евреи. Население занималось скотоводством, земледелием, рыболовством, ремёслами, торговлей. В И. были дворец кагана, храмы, училища, бани, базары. Жилые постройки состояли из деревянных шатров, войлочных юрт и землянок. В 965 И. разрушен киевским кн. Святославом Игоревичем.

Лит.: Артамонов M. И., История хазар, Л., 1962.


ИТИНОМИЯ, город в Японии, на Ю. о. Хонсю, в префектуре Айти. Город-спутник Нагой. 219 тыс. жит. (1970). Центр текст, пром-сти; швейные и красильные ф-ки. Произ-во резиновых изделий.


ИТИХАРА, город в Японии, на о. Хонсю, у побережья Токийского зал., в префектуре Тиба. 156 тыс. жит. (1970). Предприятия электротехнич., нефтехим., стекольной пром-сти.


ИТО Хиробуми (2.9.1841, дер. Тока, пров. Суо,-26.10.1909, Харбин), японский гос. деятель и дипломат. Руководил составлением реакц. япон. конституции 1889 (действовала до 1946). В 1885-88, 1892-96, 1898 и 1900-01 - премьер-министр. Являясь гэнро, оказывал большое влияние на политику япон. монархии в последней трети 19 в.- первом десятилетии 20 в. В 1900 организовал бурж.-помещичью партию Сэиюкай. Находясь в 1906-09 в Корее (ген. резидент), подготовил аннексию Кореи. Был убит корейским патриотом.

ИТОН (Eaton) Сайрус (р. 27.12.1883, Пагуош, пров. Новая Шотландия, Канада), общественный деятель США, промышленник. В 1905 окончил Макмастер-ский ун-т (Торонто). В 1913 принял гражданство США, начал активную предпринимат. деятельность. После 2-й мировой войны 1939-45 - один из влият. руководителей кливлендской финансовой группы. В нач. 1950-х гг. стал принимать деят. участие в обществ, жизни страны. Неоднократно выступал за разрядку междунар. напряжённости и осуществление принципов мирного сосуществования. Инициатор созыва т. н. Пагуошских конференции видных учёных и обществ, деятелей мира. Лауреат Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1960).

ИТОН (Eton), город в Великобритании, на Ю. графства Бакингемшир, на лев. берегу р. Темза, напротив г. Виндзор. Ок. 5 тыс. жит. (1970). Известен старинным колледжем (осн. в 1440), где обучаются гл. обр. выходцы из аристократич. семей.

С. Итикава.

С. Итон.


ИТСЕГЕК, ежовник безлистный (Anabasis aphylla), растение сем. маревых. Невысокий ветвистый полукустарничек с мелкими чешуевидными супротивными листьями; цветки в колосовидных соцветиях. Плод ягодообраз-ный с желтоватыми или розовыми крыловидными придатками. Растёт в солончаковых и глинистых пустынях и полупустынях Передней, Cp. и Центр. Азии, а также на Ю. Европ. части СССР, на Кавказе и на Ю. Сибири. Молодые зелёные веточки И. содержат алкалоиды, гл. обр. анабазин (эффективное средство для борьбы с насекомыми - вредителями с.-х. культур, а также сырьё для получения никотиновой к-ты - витамина PP).

Итсегек; я - часть соцветия; б - листочек околоцветника; в - цветок.




ИТТЕРБИЙ (лат. Ytterbium), Yb, хим. элемент семейства лантаноидов; ат. номер 70, ат. масса 173,04.

ИТТРИЙ (Yttrium), Y, хим. элемент III гр. периодич. системы Менделеева; ат. номер 39, ат. масса 88,9059. В природе представлен одним стабильным изотопом 89Y. И. вместе со скандием, лантаном и лантаноидами составляет группу т. н. редкоземельных элементов. Эти элементы очень сходны по химическим свойствам, совместно встречаются в природе, имеют общую историю открытия. Подробнее см. Лантаноиды, Редкоземельные элементы.

И.-лёгкий металл (плотн. 4,472 г/сл3). Изотоп 89Y имеет малое сечение захвата тепловых нейтронов (1,38-10-28 м2, т. е. 1,38 6), благодаря чему И. может применяться в качестве конструкционного материала в ядерной технике. Высокая прочность сравнительно лёгких сплавов И. с алюминием делает их перспективными в самолётостроении. Из окиси И. Y2O3 (очень высокой чистоты) изготовляют иттриевые ферриты, применйемые в радиоэлектронике, в слуховых приборах, в ячейках памяти счётно-решающих устройств и т. д.

ИТУРБИДЕ (Itiirbide) Агустин (27.9.1783, Вальядолид, ныне Морелия,- 19.7.1824, Падилья), гос. и воен. деятель Мексики. Сын исп. дворянина. С 1798 в исп. армии, где получил чин полковника. Активно участвовал в подавлении развернувшегося в 1810 в стране нац.-освободит. движения, жестоко расправлялся с мскс. патриотами. Во время Революции 1820-23 в Испании И., отражая интересы мекс. помещиков, духовенства и военщины, возглавил вооруж. выступление за отделение от Испании. 19 мая 1822 И. объявил себя императором под именем Агустина I и установил террористич. режим. Полное финансовое банкротство пр-ва И., переход армии на сторону республиканцев привели к падению империи И. В марте 1823 И. отрёкся от престола и бежал в Европу. В 1824 нелегально вернулся в Мексику, был схвачен и расстрелян.

Лит.: Альперович M. С., Война за независимость Мексики (1810-1824), M., 1964, с. 268-338.


ИТУРУП, самый крупный остров среди Курильских о-вов (Сахалинская обл. РСФСР). Площадь 6725 км2, дл. 200 км, шир. от 7 до 27 км. Расположен в юж. гряде и состоит из вулканич. массивов и горных кряжей. Вые. до 1634 м. Берега высокие, обрывистые. На С.-В. ольховое мелколесье, в центр, части перелески курильской лиственницы, на Ю.-З. смешанные леса с лианами. В подлеске густые заросли курильского бамбука, в верхнегорном поясе - каменного березняка и кедрового стланика. На И.- г. Курильск.


ИУДА ИСКАРИОТ, Скариот (человек из г. Кариот), согласно библейской мифологии, один из 12 учеников (апостолов) Иисуса Христа, предавший учителя в руки иерусалимских властей за 30 сребреников. Рассказ о предательстве И И. и его смерти в евангелиях и деяниях апостольских даётся в разных версиях. История И. И. получила своё развитие в апокрифической литературе, в средневековых мистериях. Образ И. И., ставший символом предательства, нашёл отражение в искусстве средневековья, Возрождения [обычно изображались предательство И. И., своим поцелуем указывающего стражникам Иисуса Христа (Иудин поцелуй), и тайная вечеря] и в литературе (Данте и др.).


ИУДАИЗМ, религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине; распространена среди евреев. О числе верующих (иу-даистов) достоверных статистич. данных нет. Большинство верующих сосредоточено в Израиле и США.

В 13 в. до н. э. часть западносемитских кочевых племён, бежавшая, по библейскому преданию, в пустыню от егип. фараона (еврейские племена), в период их вторжения в Палестину объединялась вокруг общего культа бога племенного союза Яхве [окончательно племенной союз, принявший название "Израиль" ("бог сражается"), сложился к 11 в. до н. э.]. Поклонение Яхве (имя к-poro позже было табуировано и заменялось словом "господь") не исключало и культы др. божеств, как своих племенных, так и местных ханаанейских. Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящён шатёр ("скиния") и в нём ларец ("ковчег"), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствовавшего во всём мире. Офиц. культ осуществлялся особой родоплем. группой или кастой левитов. После возникновения в кон. 11 в. до н. э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон (сын царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. Культ Яхве стал,т.о.,основой официальной идеологии этого государства, защищавшей интересы рабовладельцев. При разделении царства в 10 в. до н. э. на северное, собственно Израильское, и южное-Иудейское, с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение гл. обр. для южного царства; в северном имелись свои храмы. Но и в южном царстве продолжали официально существовать и др. места культа как Яхве, так и др. богов.

В постепенном складывании И. как догматич. религии важнейшую роль сыграло т. н. пророческое движение, развивавшееся с 9-8 вв. до н. э. С 8 в. до н. э. проповеди пророков записывались. Вначале пророки не настаивали на универсальности Яхве, но объявляли его "ревнивым богом", не допускающим, чтобы его "избранники" почитали др. богов. Возникла концепция "договора" ("завета") между израильскими племенами и Яхве (первые, якобы, обязались не чтить других богов и исполнять желания Яхве, а Яхве - передать им власть над Палестиной). Внешним признаком "договора" было объявлено обрезание, являвшееся в действительности обрядом, известным и многим другим народам Древнего Востока как пережиток ритуала инициации - принятия мальчика в общину воинов. Нек-рые из пророков выступали против различных проявлений социальной несправедливости, продолжая стоять на почве тогда всеобщей рабо-владельч. идеологии.

Гибель в 722 до н. э. северного, Израильского царства и избавление Иерусалима от ассирийской осады (700 до н. э.) были использованы пророками для внедрения своих идей среди жителей Иудейского царства.

В 9-7 вв. до н. э. сложились в основных чертах книги Бытие, Исход, Левит, Числа, приписанные Моисею, по преданию, возглавлявшему израильтян ещё во времена кочевья. В них излагалось мифическое прошлое израильтян, а также правовые и этич. нормы в духе концепции "завета" и "ревнивого бога"; обряды и многие черты мифологического мировоззрения были восприняты из более ранних культовых традиций. К 8-6 вв. до н. э. восходят также книги, трактующие историю Израильского и Иудейского царств с точки зрения выполнения или невыполнения условий Яхве царями и населением. В 8-7 вв. до н. э. пророки уже начинают отрицать само бытие др. богов, кроме Яхве, но существование иных культов среди населения засвидетельствовано до 5 в. до н. э. В 622 до н. э., при перестройке иерусалимского храма царём Иосией, была "открыта" рукопись т. н. Второзакония, подводившего итог учению пророков. Вместе с окончательной редакцией остальных четырёх Книг Моисея Второзаконие составило с нач. 4 в. до н. э. Пятикнижие, или Тору (Закон), наиболее почитаемую в И. часть священного писания (Библии). В дальнейшем все социальные бедствия, выпадавшие на долю этнич. групп, придерживавшихся иудейской религии, объяснялись отступлением от буквы Торы. Это определило догматич. характер И. и большое значение, к-рое придавалось буквалистски-точному исполнению предписываемых Торой ритуалов.

В 587 до н. э. большая часть иудеев была переселена вавилонским царём Навуходоносором II в Вавилонию; Иерусалимский храм был разрушен. Среди переселенцев выступил пророк Иезекииль с идеей восстановления Израиля, но уже как теократич. гос-ва с центром в новом иерусалимском храме. Основателем этого гос-ва должен был быть потомок царя Давида - мессия. На развитие И. в период вавилонского плена оказала влияние иранская религия.

При перс, династии Ахеменидов иудеи были возвращены в Иерусалим, превращённый в самоуправляющийся храмовый город (6-5 вв. до н. э.). Был построен новый, "2-й храм" Яхве. Но руководители новой религ. общины Эзра и Неемия не приняли в неё не побывавших в плену иудеев, а также остававшихся в Палестине израильтян под предлогом их смешанности с людьми, почитавшими др. богов. Непринятые создали особую общину самаритян, сохраняющуюся в Палестине до настоящего времени. После Эзры изоляция верующих евреев - под предлогом их богоизбранности - стала одной из важнейших догм И.; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в "завет" с богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и выполнения требований Торы.

В 3-2 вв. до н. э. значит, часть иудеев была выселена эллинистическими завоевателями в Египет, Сирию, Армению и др. В самой Иудее, в обстановке острой классовой борьбы, стали возникать различные течения внутри И., напр, ессеи, осуждавшие официальное направление в И. (фарисеев) и развивавшие идеи аскетизма, примитивного социального равенства. Одной из иудейских сект было первоначально и христианство, к-рое лишь позже отделилось и противопоставило себя И., однако иудаистические священные книги целиком вошли в христ. Библию (Ветхий завет, т. е. "древний договор", - в отличие от Нового завета - Евангелий и т. п.).

Ок. 100 н. э. был окончательно установлен канон священных книг И., включивший Тору, Пророков (записи религиозно-политических речей и исторические книги "пророческого" направления) и Писания (книги другого содержания, признанные не противоречащими догмам И., в т. ч. кн. Руфь, Эсфирь, Иов, Экклесиаст, Песнь песней и др.). В связи с введением письменного канона мужчинам иудейской религиозной общины вменялась обязательная грамотность; это правило сохранялось в течение всего средневековья.

После двух восстаний против римского владычества (Иудейская война 66-73 и восстание Бар-Кохбы 132-135) иудеи были выселены из Иерусалима.

Важнейшим культовым нововведением диаспоры явилась замена богослужения в храме (к-рое, по догме, могло происходить только в Иерусалиме) молитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религ. закона (раввинов) вместо жрецов; раввины обычно управляли и гражданско-правовой жизнью членов религ. общины. Разработка религ. учения И. продолжалась в виде комментирования Библии (Мишна, до 3 в.) и составления Гемары - собрания право-, вых (Галаха) и фольклорных (Аггада) толкований библейских текстов,- часто в неимоверно лапидарной, туманной форме, субъективных и противоречивых; Гемара с Мишной составляют Талмуд (до 5 в.). На создание религ.-филос. обоснования норм И. (особенно монотеизма) повлияла эллинистическая идеалистич. философия и раннесредневековый, в т. ч. арабский, неоплатонизм и аристотелизм. Учение раннесредневекового И. было обобщено Маймонидом в 12 в. (вера в единого бестелесного вечного бога-творца, раскрывшегося людям через Моисея и пророков, вечность Торы, ожидание мессии, посмертное воздаяние по делам, воскресение из мёртвых).

Обитая на территории господства других догматич. религий, иудеи подвергались правовым ограничениям, а иногда и жесточайшим преследованиям, особенно в христианских странах, поскольку христианское учение возлагало на иудейскую религ. общину 1 в. вину за казнь Иисуса. Вместе с тем догма И., требовавшая изоляции иудеев от людей др. религий, облегчала властям христианских государств создание еврейских гетто. Несмотря на искусственно создававшуюся замкнутость приверженцев И., нек-рые средневековые царства, стремясь избежать политич. влияния больших христианских держав, переходили в И. (напр., хымьяритское в Юж. Аравии в 517, хазарское в Поволжье в 8 в.). В 8 в. в Ираке, Сирии и Палестине возникла секта караимов, отвергавшая раввинат и все раввинские комментарии к Библии. В И. получили также распространение мистические учения, напр. каббала (важнейшее соч. "Зохар" Моисея де Леона, 13 в.). Под её влиянием находилась и позднейшая религ.-филос. иудаисти-ческая литература ("Шулхан Арух",этико-правовой свод Иосифа Каро, 16 в., регулирующий жизнь верующих до мелочей).

В 17 в. возникло движение мистика и авантюриста Саббатая Цеви (Турция), объявившего себя мессией; оно нашло многочисленных последователей среди евреев разных стран, ошибочно искавших в учении Цеви средств избавления от социального гнёта. Крах этого движения и ухудшение положения евреев как в гетто Европы, так и в Азии и Африке, привели, с одной стороны, к новому усилению изоляции их от других народов, с другой - к отрицавшему авторитет раввинов хасидизму (Баал Шем-Тов, сер. 18 в.), настаивавшему на индивидуальном общении верующего с богом через посредство "праведников" (цаддиков). И то и другое объективно способствовало закреплению бесправного положения евреев и их отрыву от общедемократич. движений.

Во 2-й пол. 19 в. среди иудаистов Германии, США и др. стран началось движение за реформу И. путём сближения с христианским протестантизмом, что явилось одной из попыток приспособить И. к утвердившимся бурж. порядкам и поставить его на службу капитализму; реформаторы предлагали понимать мессианизм и ожидание восстановления храма и создания теократич. гос-ва в Иерусалиме в переносном смысле, как грядущее осуществление этических идеалов человечества, якобы заложенных в И. Однако ортодоксальный И. оставался господствующим течением среди евреев, особенно в США и Вост. Европе.

И. не признаёт храмов и не имеет духовной иерархии; синагоги содержатся на средства верующих (значит, вклад на их содержание вносят капиталисты). В США существует Совет синагог Америки, в ведении к-рого находится ряд учебных заведений.

В гос-ве Израиль И. является официальной религией. Синагоги, как и организации других религий, финансируются министерством религии; раввинату переданы судебные функции по семейно-брачным и нек-рым другим делам евреев.

Важнейшие праздники И.: суббота, когда запрещается всякая деятельность, вплоть до варки пищи и передвижения; 10-й день после лунного нового года ("день очищения", йом-киппур) - время поста и покаяния; пасха (весной); пятидесятница; праздник кущей (осенью; на 7-й или 8-й день после него - праздник "веселья Торы"). В 13 лет исповедующий И. мальчик проходит обряд "бар-миц-ва", вводящий его в общину верующих, причём он должен показать знание священного писания и произнести соответствующую речь на языке иврит. Жизнь исповедующих И. обременена множеством архаических ограничений, ритуалов, пищевых запретов и т.п.

И., как религия, талмудическая обрядность, отвлекает трудящихся евреев от понимания истинных причин социального гнёта. И., как и другие религии, всегда являлся в руках господствовавших эксплуататорских классов средством духовного угнетения трудящихся. И. взят на вооружение сионизмом, являющимся в наст, время офиц. идеологией государства Израиль. Стремясь завоевать на свою сторону массы трудящихся евреев и оторвать их от мирового рево-люц. рабочего и национально-освободит. движения, а также оправдать захватническую политику Израиля, сионизм стал использовать в своих политич. целях такие идеи И., как мессианизм, предполагающий создание нового, "идеального" Израиля (с центром в Иерусалиме), к-рый включал бы всю Палестину. Со 2-й четверти 20 в. сионизм нашёл поддержку у наиболее реакционных элементов среди иудаистов, особенно в США. В своей шовинистич. аннексионистской политике сионизм использует догмат И. о "богоизбранности" евреев, с помощью И. стремится обосновать концепцию "всемирной евр. наци