загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

. Дж. Б. Виотти в Верчелли (с 1950 ежегодно), конкурс им. А. Казеллы в Неаполе (с 1952, каждые 2 года, до 196С участвовали пианисты, с 1962 - также композиторы), конкурс скрипачей им. Паганини в Генуе (с 1954, ежегодно), конкурс оркестровых дирижёров в Риме (с 1956, каждые 3 года, учреждён Нац. академией "Санта-Чечилия"), конкурс пианистов им. Э. Поццоли в Сереньс (с 1959, каждые 2 года), конкурс молодых дирижёров им. Г. Кантелли в Новаре (с 1961, каждые 2 года), конкурс вокалистов "Вердиевские голоса" в Буссетс (с 1961, ежегодно), конкурс хоровых коллективов им. Гвидо д'Ареццо (осн. в 1952 как национальный, с 1953 - международный; ежегодно, известен также под назв. "Полифонико"). Большое распространение получила коммерческая эстрадная музыка, насаждаемая крупными нотоиздат. фирмами и фирмами граммпластинок, а также телевидением; проводятся фестивали эстрадной песни (Сан-Ремо, "Канцониссима" и др.).

Среди муз. обществ - Корпорация новой музыки (с 1923), Ассоциация муз. библиотек, Об-во музыковедов и др. В И. много муз. уч. заведений (14 консерваторий, муз. лицеи, школы), науч. ин-тов (в т. ч. Ин-т изучения наследия Верди). С 1808 работает муз. изд-во и торг, фирма Рикорди и К° (имеются отделения во MH. странах).

Издаются муз. журналы: "La Ras-segna Musicale" (с 1928), "II Convegno Musicale" (с 1964) в Турине, "Musica е Dischi" (с 1945), "Musica Jazz" (с 1945), "Scala" (с 1949) в Милане и др.

Лит.: P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., M., 1931; его же, Опера до оперы, Собр. музыкально-исторических соч., пер. с франц., т. 4, M., 1938; Иванов-Боре ц-кий M. В., Музыкально-историческая хрестоматия, 2 изд., т. 1 - 2, M., 1933 - 36) Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, M., 1937; Л и в а н о в а Т. H., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.- Л., 1940; Л е в н к Б., История зарубежной музыки, в. 2, M-, 196Ij РозеншильдК., История зарубежной музыки до середины XVIII века, в. 1, M., 1963; Мартынов И. И., История зарубежной музыки первой половины XX века, M., 1963; К о н е н В. Д., История зарубежной музыки, в. 3, 2 изд., M., 1965; История европейского искусствознания от античности до конца 18 века, M., 1965; История европейского искусствознания. Вторая половина 19 века, M., 1965; ДрускинМ. С., История зарубежной музыки, в. 4, 3 изд., M., 1967; Delia Corte A., L'opera comica italiana nеl' 700, у. 1-2, Bari, 1923; В о п а-ventura A., L'opera italiana, Firenze, 1929; ConvagliosC.,11 folklore musicale in Italia, Napoh, 1936; A b b i a t i F., Storia della musica, v. 1 - 5, Mil., 1939-46; S a r-t о r i C,, Bibliografia della musica strumentale italiana stampato in Italiafino al 1700, Firenze, 1952; De P а о 1 i D., L'opera italiana dalle origini all'opera verista, Roma, [1954]; С о n-falonieri G., Storia della musica, v. 1-2, Mil., 1958.

(По материалам статьи К. А. Кузнецова из 2-го изд. БСЭ).


XVI. Балет

И.- страна, где зародился европейский балет. Этому способствовали традиции антич. и ср.-век. иск-ва, богатая нар. танц. культура. От бальных танцев и танц. выходов в придворных представлениях (14 в.) к аллегории, и мифология, пантомимам (15-16 вв.) - такова эволюция сценич. танца. Танец занимал значит, место также в комедии делъ арте. В кон. 16 в. деятельность итал. мастеров (балетм. Б. Бальтазарини и др.) способствовала формированию балета как театр, жанра во Франции. Во 2-й пол. 17 в. балет утвердился и в И., в придворном спектакле. В 18 в. почти все муз. театры И. ставили балеты. Ведущие итал. балетмейстеры и танцовщики (Г. Анджолини, В. Галеотти и др.) работали во Франции, Дании, России и др. странах. Новый этап в развитии балета И. был связан с началом борьбы итал. народа за независимость и единство страны (кон. 18 в.). Этот этап нашёл отражение в творчестве балетм. С. Вигано, к-рый ставил героич. хореодрамы ("Творения Прометея" Бетховена, 1801, 1813, "Отелло" на сборную музыку, 1818), в постановках Г. Джои. Ученики К. Бла-зиса, преподававшего в созданной в 1813 балетной школе при театре "Ла Скала", выступали в театрах MH. стран. В 1880-х гг. успехом пользовались феерии балетм. Л. Манцотти. Итал. мастера балета выработали особый виртуозный стиль исполнения, к-рый в кон. 19 в. был принят танц. школами др. стран. Танцовщики освоили пальцевую технику, усложнили вращения и прыжки, достигли большей элевации. Итал. артисты балета Э. Чеккетти, К. Брианца, П. Леньяни, В. Цукки выступали и на рус. сцене. В нач. 20 в. балет И. пришёл в упадок, и только нек-рое оживление наступило в период 1920-30-х гг. благодаря деятельности Б. Г. Романова, А. Миллоша и др. В середине 1940-х гг. значительно активизировалась работа балетной труппы и школы театра "Ла Скала", в репертуар к-рых вошли балеты П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, постановки Дж. Баланчина, Дж. Кранко и др. По инициативе реж. Б. Менцотти во 2-й пол. 60-х гг. в труппе театра осуществлены экспериментальные постановки для танцовщицы К. Фраччи ("Чайка" P. Влада по А. П. Чехову, "Египетские ночи" на музыку С. С. Прокофьева). Балетные труппы при оперных театрах Рима, Флоренции, Неаполя, Венеции, Палермо периодически ставят балетные спектакли, в т.ч. постановки Дж. Баланчина, Л. Ф. Мясина, Б. Ф. Нижинской, новые работы А. Миллоша. В Неаполе в кон. 60-х гг. в театре "Сан-Карло" был поставлен спектакль "Макбеты" на музыку P. Штрауса, разоблачающий фашизм. Среди ведущих артистов балета и балетмейстеров 1930-60: А. Радиче, О. Амати, В. Коломбо, M. Пистони, У. Дель Ара. В нач. 70-х гг. известность приобрели танцовщики А. Араньо, Э. Тера-буст, Л. Кози. Балетные спектакли регулярно ставятся для Междунар. фестивалей "Флорентийский музыкальный май" (с 1933) и фестиваля в Сполето (с 1958).

Лит. :ХудековС. H., История танцев, т. 1 - 4, СПБ, 1913 - 17; Классики хореографии, Л.- M., 1937; Reyna F., Des origi-nes du ballet, Р., 1955; T a n i G., Il balletto in Italia, в кн.: Cinquanta anni di opera e balletto in Italia, Roma, 1954. JI. Я. Суриц.


XVII. Драматический театр

Итал. театр восходит своими истоками к нар. земледельч. обрядам и играм. Католич. церковь, преследуя пережитки языческих зрелищ, к 5-6 вв. уничтожила в И. остатки античной театр, культуры (см. Рим Древний). В городах к 9-10 вв. появились зачатки проф. театр, иск-ва в выступлениях мимов. Элементы театра содержались и в масленичных карнавальных играх (особую известность позднее получили венецианские карнавалы, к-рые в 13-15 вв. приняли характер общегор. праздников). Борясь с нар. театром, церковь использовала в то же время средства театр, иск-ва для создания зрелищ религ. содержания (литургическая драма, мистерия). Популярным видом религ. представлений в 14 в. (на сюжеты преим. из Евангелия) были лауды. Однако влияние нар. театра проникало и в эти обрядовые действия, привнося в них светские, порой комедийно-сатирич. мотивы. Мистерия оставалась осн. видом театр, представлений до 15 в., когда христ. содержание было вытеснено из неё мифологическим и жанр этот приобрёл по существу светский характер. С соблюдением мистериальной формы была написана пьеса в стихах "Сказание об Орфее" А. Полициано (1480) - первый образец светской драмы эпохи Возрождения на итал. языке.

В эпоху Возрождения в И. началось развитие новой театр, культуры. На рубеже 15-16 вв. зародилась т. н. учёная комедия (Л. Ариосто, H. Макиавелли, П. Аретино, Дж. Бруно, Биббиена), исполнителями к-рой были любители-студенты или придворные. Создатели жанра трагедии Дж. Триссино, Дж. Ручеллаи следовали в своих произв. греч. образцам. Характерный жанр итал. театра 16 в.- "трагедия ужасов" (Дж. Джи-ральди Чинтио, С. Сперони, Л. Дольче и др.), близкая произв. Сенеки. Большое место в репертуаре придворных театров заняла стилизов. пастораль; особенно характерные произв. этого жанра создали T. Тассо, Б. Гварини. Наиболее значит, этап в развитии полупроф. театра 1-й пол. 16 в. связан с творчеством драматурга и актёра А. Беолько, автора насыщенных фольклором комедий на падуанском диалекте, создателя образа весёлого крестьянина из Падуи - Рудзанте.

Самое яркое явление эпохи Возрождения - комедия делъ арте (комедия масок), возникшая в 16 в. под влиянием форм нар. театра, тесно связанная с фарсовыми площадными театр, зрелищами. Гл. отличит, чертой комедии дель арте была сценич. импровизация. Создаваемые актёрами образы-маски обладали устойчивыми чертами н переходили из одного сценария в другой, изменяясь лишь в деталях. Персонажи говорили на нар. диалектах (кроме лирич. масок влюблённых), актёры играли в масках. Импровизац. представления комедии дель арте способствовали формированию сценич. иск-ва как особого вида проф. деятельности, стали школой виртуозного актёрского мастерства, сценич. приёмов, к-рые осваивались крупнейшими драматургами и театр, деятелями нового времени. Известные актёры комедии дель арте - А. Ганасса, братья T. и Д. Мартинелли, И. Андреннн (16 в.), T. Фьорилли, Д. Бьянколлели (17 в.), А. Сакки (18 в.).

Обращение итал. гуманистов к античности дало толчок развитию теории драмы. Итал. теоретики драмы (Дж. Триссино, Л. Кастельветро и др.) выработали драматургич. канон, требовавший резкого разделения трагедии и комедии, строгого соблюдения единства места, времени и действия, употребления в трагедии возвышенной поэтич. речи. Нормы, установленные итал. теоретиками, повлияли на формирование эстетики классицизма во Франции 16-17 вв.

Новый этап в развитии нац. театра связан с реформой, осуществлённой драматургом К. Гольдони, к-рый создал бытовую комедию с индивидуализированными характерами, отказался от традиц. масок и импровизации. Работая в театрах "Сан-Самуэле", "Сант-Анджело" (труппы под рук. Дж. Имера и Дж. Meдебака) и "Сан-Лука" в Венеции, он большое внимание уделял воспитанию актёров, прививал им понимание просветительских задач театра. Наиболее последоват. учениками Гольдони были актёр А. Коллальто-Маттиуцци и актриса К. Брешани. Противником бытовой комедии К. Гольдони стал драматург К. Гоцци, стремившийся возродить в театре сказочную тематику в сочетании с импровизацией и буффонадой масок комедии дель арте; он создал жанр театр, сказок - фьяб, впервые поставленных в театре "Сан-Самуэле" в 1761-65.

Театр, жизнь И. в 18 в. отличалась большим разнообразием. Крупными центрами театр, культуры были Венеция и Рим. Многочисл. драматич. труппы выступали в спец. зданиях (строились, как правило, для оперных спектаклей) Милана, Неаполя, Флоренции, Генуи и др. городов, а также в домах аристократов и богатых купцов. Наряду с лит. театром большой популярностью пользовались такие театрально-зрелищные жанры, как кукольный театр, выступления уличных акробатов и канатных плясунов, всевозможные ярмарочные и карнавальные представления.

Революц. события кон. 18 в. вызвали интерес к жанру героич. трагедии, виднейшим представителем к-рой был драматург В. Альфьери; его произведения ставились вначале в кружках любителей. Театр пережил период, ознаменовавшийся постановкой свободолюбивых трагедий Вольтера, M. Ж. Шенье, а также Дж. Пиндемонте, В. Монти, У. Фоско-ло. Нац.-освободит, движение (Рисорд-жименто) определило возникновение и утверждение романтич. направления в театре и драматургии (А. Мандзони, С. Пеллико, Дж. Никколини, К. Maренко). В нач. 19 в. драматургия В. Аль-фьери обрела таких ярких исполнителей, как А. Моррокези, П. Бланес (Флоренция), К. Маркионни (Милан) и др.

Революционно-романтич. драматургия создала предпосылки для развития новой ятал. школы актёрского иск-ва, основоположником к-рой стал актёр Г. Модена, участник революц. событий 1830-40-х гг. Артистич. и обществ, идеалы Модены наиболее полно воплотили его ученики А. Ристори, Э. Росси, T. Салъвини. Сце-нич. школа, созданная Моденой, характеризовалась идейной целеустремлённостью и политич. страстностью в изображении сильных, волевых характеров, отказом от элементов бытового, повседневного, снижающего героич. направленность иск-ва. В творчестве Росси и особенно Сальвини проявились реалистич. тенденции, стремление сочетать героич. начало с правдой чувств. Актёрское иск-во этого времени является вершиной театра И., обогатившего своими достижениями европ. культуру.

После объединения И. (1870) и установления конституционной монархии для обществ, и культурной жизни страны характерно разочарование в результатах Рисорджименто. Героич. трагедия перерождалась в историч. драму с элементами мелодрамы. В репертуаре актёров утвердилась бурж.-мещанская драматургия А. Дюма-сына, В. Сарду и их итал. эпигонов. В И. не было постоянных драматич. театров; пр-во не заботилось о развитии нац. театр, иск-ва. Трудные материальные условия вынуждали лучших представителей итал. театра постоянно гастролировать в др. странах. Руководители трупп, создаваемых на время турне, и даже выдающиеся актёры не ставили перед собой задачи создания сценич. ансамбля. Высокий уровень иск-ва отд. актёров не определял общего состояния театра И.

Утверждение веризма, развивавшего в театре преим. натуралистич. тенденции, лишило сценич. иск-во его героич. направленности. Наиболее ярким представителем итал. натурализма в актёрском иск-ве был Э. Цаккони. Большой популярностью пользовался трагедийный актёр Э. Новелли. Продолжательницей традиций T. Сальвини стала Э. пузе, актрг:са высокого драматизма и глубокой человечности. Выдающимися деятелями театра 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. были также Л. Беллоти-Бон, Ф. Андо, Э. и И. Граматика, T. ди Лоренцо, А. Мад-жи, К. Росси, P. Руджери и др. В диалектальном театре (на местных наречиях) сформировалось творчество актёров А. Петито, Дж. Грассо, Э. Скар-петты и др. С нач. 1900-х гг. репертуар театр, коллективов в значит, мере определялся драмами Г. Д'Аннунцио и др. представителей декадентской драматургии. Несколько позже важное значение приобрели бытовые комедии и особенно философско-психологич. драмы Л. Пи-ранделло, высоко оценённые А. Грамши.

Во время фаш. диктатуры (1922-43) итал. театр и драматургия переживали глубокий кризис. В репертуар входили развлекательные пьесы, бульварная драматургия, широкое распространение получили модернистские тенденции. Художеств, интерес представляла лишь деятельность работавших в Риме "Художественного театра." под рук. Л. Пиран-делло, "Театра независимых" и театра "Делле арти" под рук. актёра и драматурга А. Дж. Брагальи. Знакомство с театр, эстетикой К. С. Станиславского (педагогич. деятельность актёров и режиссёров T. Павловой, П. Шарова) вызвало организацию Академии драматич. иск-ва, созданной в 1935 в Риме видным театр, деятелем и историком С. Д'Амико.

Героич. борьба Движения Сопротивления, разгром фашизма, подъём демокра-тич. сил создали предпосылки для развития прогрессивного реалистич. театра. Под влиянием неореалистич. киноискусства сценич. деятели стремились к социальной остроте и жизненной достоверности спектаклей, обновлению репертуара, художеств, средств.

Прогрессивному развитию театра способствовала деятельность реж. Л. Висконти, к-рый, работая гл. обр. с труппой, возглавлявшейся видными актёрами P. Морелли и П. Стоппой, создавал спектакли, отмеченные гуманизмом. Особое место занял диалектальный театр Неаполя, организованный драматургом, режиссёром и актёром Э. Де Филиппа. Этот театр, коллектив обладает двумя труппами: городской, к-рая выступает в театре "Сан-Фердинандо", и гастрольной, разъезжающей по стране. MH. спектакли (ставятся преим. пьесы Де Фи-липпо), поев. совр. тематике, отличаются демократич. и гуманистич. направленностью. Художеств, практике этого театра присущ синтез традиций "весёлой стихии" комедии дель арте и правды времени, быта, трагедийного и острокомедийного начал. Характерная черта совр. итал. театра - возникновение (со 2-й пол. 40-х гг.) театров "стабиле", т. е. стационарных театров. В 1947 спектаклем "На дне" M. Горького открылся постоянный "Пикколо-театро" в Милане под рук. Дж. Стрелера и П. Грасси; затем были организованы "Пикколо-театро" в Риме под рук. реж. О. Косты, "Стабиле-театро" в Турине, возглавляемый Дж. Де Босси, а также театры в Генуе, Триесте, Падуе, Венеции, Флоренции. Среди театров нач. 50-х гг. получил известность "Театр итальянского искусства" (1952-54), организованный режиссёром, драматургом Л. Скуарциной вместе с выдающимся актёром В. Тасманом. В 40-50-е гг. усилился интерес к рус. драматургии, в репертуар вошли произв. H. В. Гоголя, А. П. Чехова, M. Горького, инсценировки романов Ф. M. Достоевского.

К сер. 60-х гг. упрочилось положение стационарных театров, субсидируемых гос-вом и гор. муниципалитетами. Чуждые коммерч. предпринимательству, эти театры распределяют абонементы со скидкой среди рабочих, студентов, служащих, организуют диспуты. Однако со 2-й пол. 60-х гг. нек-рые театры "стабиле" переживают кризис; преследуя лишь узкй-просветит. цели, они подчас становятся консервативными в своих идейно-эсте-тич. принципах. К лучшим итал. частным театр, коллективам относится труппа, во главе к-рой реж. Дж. Де Лулло, актёры P. Фальк, А. Валли, P. Альбани. Репертуар театров во многом определяется пьесами прогрессивного содержания, драмами и сатирич. комедиями, направленными против реакц. политики правящих кругов, социальных пороков совр. бурж. общества, против неофашизма. Наряду с классикой национальной и мировой (H. Макиавелли, В. Альфьери, К. Голь-дони, У. Шекспир, Мольер, А. П. Чехов и др.) ставятся пьесы итал. драматургов - Л. Пиранделло, P. Вивиани У. Бетти, Э. Де Филиппе, П. Гриффи Б. Гриффи, Б. Ронди, Л. Скуарцины Ч. Дж. Виола, С. Капелли, В. Фаджи M. Дурей, Д. Сбраджи, П. Леви А. Николаи и др., а также произве дения иностр. авторов (Б. Брехт T. Уильяме, Ж. Ануй и др.). В совр итал. театре одновременно с прогрессив ными существуют и реакц. тенденции напр., во MH. постановках католич пьес Д. Фабри и др., на основе библейских сюжетов, под мистич. покровом зрителям внушаются идеи непротивления злу, покорности существующему право порядку. Сугубо формалистич. характер носят поиски нек-рых режиссёров и драматургов, тяготеющих к т. н. абсурд ному театру. С кон. 60-х гг. в И. деиствуют т. н. политич. театры, выступающие против религ. ханжества, бурж бюрократии, неофашизма, но нек-рьх из них подчас скатываются к анархизму с их сцены звучат левацкие, псевдорево люц. лозунги. В числе известных итал актёров Дж. Альбертацци, M. Бенасси A. M. Гуарньери, Л. Бриньоне, А. Про клемер, П. Стоппа.

Значит, место в театр, жизни занимают спектакли на площадках античных театров в Сиракузе, Остии.

В 1962 в Милане организован Центр культуры под рук. драматурга и критика К. Террона, цель к-рого приблизить театр, иск-во к широкому зрителю.

Издаются многочисл. театр, журналы "II dramma" (с 1925), "Sipario" (с 1946; и др.

Лит.: Миклашевский К., La Corn-media dell'arte, или Театр итальянских комедиантов XVI, XVII, XVIII столетий, ч. 1, П, 1914 -[1917]; Оветт А., Итальянская литература, M., 1922; Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, M. - Л., 1940; Дживелегов А., Бояджиев Г., История западноевропейского театра. От возникновения до 1789г., M. - Л., 1941; История западноевропейского театра, т. 1 - 3, M., 1956-63; Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte, M., 1962; S а п е s i I., La commedia, V. 1 - 2, Mil., 1911 - 35; Ruberti G., Storia del teatro contempora-neo, 3 ed., Bologna, 1931; А р о 1 1 о n i о M., Storia del teatro italiano, v. 1 - 2, Firenze, 1954-58; P a n d о 1 f i V., Teatro italiano contemporaneo, Mil., 1959; La commedia dell'arte, a cura V. Pandolfi, v. 1 - 6, Firenze, 1957 - 61. Г. Н. Бояджиев.


Цирк. В И. издавна были известны цирковые семьи, дававшие представления на гор. ярмарках. Старейшая птал. цирковая семья Кьярини начала свою деятельность в 80-е гг. 16 в. (виднейшие представители - Франческо, Анджелика, Аделаида и Джузеппе). В 18-19 вв. получили известность цирковые династии Франкони, Турнер, Гуэрра, Кьези, Чи-низелли, Сидоли, Труцци ц др. Нек-рые итал. семейные труппы пользовались популярностью и в др. странах, где зачастую становились основателями циркового дела. Крупнейшие цирковые предприятия в 20 в.- цирки Д. Тоньи и О. Орфеи.


XVIII. Кино

Первый итал. фильм снят в 1896. В 1905-06 в Турине, Риме, Милане были организованы небольшие кинофирмы, выпускавшие художеств, фильмы. Подъём итал. кино относится к 1912-13, успех имели псевдоисторич. фильмы и картины на лит. сюжеты. Они отличались пышными декорациями, большими массовыми сценами, а также натурными съёмками архит. памятников и пейзажей И. Большую известность получили вышедшие в 1913 фильмы-"колоссы" - "Камо грядеши" (реж. Э. Гуаццони), "Последние дни Помпеи" (реж. Л. Мад-жи) и особенно "Кабирия" (реж, Дж. Пастроне). Снимались также комедийные фильмы и салонные мелодрамы, Организовав широкую рекламу популярным актёрам, кинофирмы способствовали появлению кинозвёзд - Ф. Бертини, Л. Кавальери, Эсперии и др. В 1914-15 было выпущено неск. фильмов, к-рые стремились достоверно показать полную лишений жизнь итал. народа ("Затерянные во мраке", реж. H. Мартольо; "Ассунта Спина", реж. Г. Серена); они были созданы под влиянием веризма. 1-я мировая война 1914-18 лишила И. иностр. кинорынков, усилилась конкуренция с нем. и амер. кино. С установлением фаш. режима (1922) начался кризис итал. кино. Нек-рое оживление внесло появление в нач. 30-х гг. звукового кино; первоначально это были гл. обр. муз. фильмы с участием известных певцов. В сер. 30-х гг. фаш. пр-во пыталось использовать кино как средство пропаганды. Был установлен контроль над кинопроизводством и кинопрокатом, в 1937 в Риме построен комплекс киностудий и создан киноинститут - Экспериментальный киноцентр. Однако откровенно фаш. и милитаристских фильмов было поставлено немного. В основном продолжали выходить костюмно-постановочные фильмы и салонные мелодрамы. Работы многих кинематографистов являлись пассивной оппозицией офиц. фаш. иск-ву. На общем фоне выделялись своей гуманностью лирич. комедии M. Камерини и нек-рые фильмы А. Блазетти. Своеобразным явлением были изысканные экранизации лит. произв. 18-19 вв., создававшиеся режиссёрами "каллиграфистами", близкими к лит. направлению "проза д'арте": M. Сольдати, P. Кастеллани, А. Латтуада, Ф. Поджоли. Зародилось т. н. доку-менталистское течение - фильмы, снятые без проф. исполнителей, на натуре (P. Росселлини, Ф. Де Робертис). Вопреки офиц. пропаганде, требовавшей прославления "величия империи", в нач. 40-х гг. появились фильмы "Одержимость" Л. Висконти (1942), "Прогулка в облаках" А. Блазетти (1942, в сов. прокате "Четыре шага в облаках"), "Дети смотрят на нас" В. Де Сика (1943). Они были глубоко гуманны, показывали распад итал. общества и непрочность его устоев, царящие в нём жестокость и несправедливость. Большое значение в подготовке нового демократич. кино имела деятельность молодых, антифашистски настроенных кинокритиков, группировавшихся в годы 2-й мировой войны 1939-45 вокруг Экспериментального киноцентра и журналов "Cinema" и "Bianco e пего" Это были Дж. Де Сантис, К. Лидзани, Дж. Пуччини, А. Пьетранджелли, M. AH-топиони, Л. Висконти, M. Аликата, Г. Аристарко, У. Казираги, ставшие впоследствии видными режиссёрами и киноведами, а также руководители Экспериментального киноцентра - Л. Кья-рини и У. Барбаро.

После освобождения И. от фашизма и гитлеровской оккупации в итал. кино возникло прогрессивное направление, получившее название неореализма. На зарождение этого направления оказали, в частности, влияние теоретич. работы В. И. Пудовкина, С. M. Эйзенштейна и сов. фильмы 20-х и 30-х гг. Наиболее значит, представители этого направления - режиссёры P, Росселлини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сан-тис, П. Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа, А. Латтуада. Манифестом неореализма стал фильм P. Росселлини "Рим - открытый город" (1945), отражавший единство итал. народа в борьбе против фашизма. Движение Сопротивления стало в 1945-46 одной из гл. тем нового кино И. (фильмы "Пайза" P. Росселлини, "Солнце ещё всходит" А. Вергано, "Опасно, бандиты!" К. Лидзани). Актуальным темам послевоен. И., страшным последствиям войны - безработице, детской безнадзорности, росту бандитизма, а также борьбе с мафией посвящены лучшие неореали-стич. фильмы: "Шуша" (1946), "Похитители велосипедов" (1948), "Умберто Д." (1951), реж. В. Де Сика; "Земля дрожит" (1948), реж. Л. Висконти; "Трагическая охота" (1947), "Горький рис" (1949), "Нет мира под оливами" (1950), "Рим, 11 часов" (1952), реж. Дж Де Сантис; "Без жалости" (1948), реж. А. Латтуада; "Во имя закона" (в сов. прокате "Под небом Сицилии", 1949), "Дорога надежды" (1950), реж. П. Джерми; "Неаполь - город миллионеров" (1950), реж. Э. Де Филиппе, комедия "Полицейские и воры" (1951), реж. Стено и M. Моничелли и др Однако прогрессивные тенденции, социальный протест в кино, историч. и кри-тич. подход к действительности наталкивались на серьёзные препятствия: им мешали отсутствие материальных средств, цензурные преследования со стороны хри-стианско-демократич. пр-ва и Ватикана. Неореалистич. фильмы были объявлены вредными и антинациональными. Одновременно в итал. кинематографию интенсивно проникал амер. капитал, голливудские монополии постепенно подчинили себе итал. кинофирмы и киностудии. Тормозилось восстановление разрушенной итал. кинопром-сти. В результате к сер. 50-х гг. качался кризис неореализма (оказавшегося во многом идейно непоследовательным): сдвиги, происшедшие в обществ, жизни И., организованная борьба трудящихся не получили достаточного отражения в фильмах неореалистов. К этому времени в ряде фильмов используются уже только чисто внеш. атрибуты неореализма ("Хлеб, любовь и фантазия", 1953, реж. Л, Коменчини), часть режиссёров отходит от прогрессивного кино. В фильме "Дорога" (1954, в сов. прокате "Они бродили по дорогам") реж. Ф. Феллини впервые прозвучали темы одиночества, разобщённости, рели-гиозно-мистич, мотивы.

Нарастание демократич движения в стране в кон 50-х - нач. 60-х гг на короткое время способствовало возвращению части итал. кинематографистов к ан-тифаш. и социальной тематике, Были поставлены фильмы: "Генерал Делла Po-вере" (1959), "В Риме была ночь" (I960), реж. P. Росселлини; "Большая война" (1959), реж. M. Моничелли, "Чочара" (1960) и "Затворники Альтоны" (1962), реж. Де Сика; "Все по домам" (1961), реж. Л. Коменчини; "Четыре дня Неаполя" (1962), реж. H. Лоя и др. Вышел ряд фильмов, в т. ч, многоплановый социальный кинороман "Рокко и его братья" (1960) Л. Висконти, фильмы - "Сладкая жизнь" (1959), "Восемь с половиной" (1962) Ф. Феллини, "Приключение" (1959), "Ночь" (1960), "Затмение" (1962), "Красная пустыня" (1964) M. AH-тониони, к-рые с разных идейных позиций отражали совр. состояние итал. бурж. общества: период врем, стабилизации, видимость процветания и т. н. экономическое чудо. Фильмы Феллини и Антониони, режиссёров, получивших мировую известность, несмотря на всё различие их творчества, показывали глубокую разобщённость людей, нарушение внутр. связей и бездуховность бурж. общества, трагич. судьбу художника в капиталистич мире. В 60-е гг. начинает работать как режиссёр писатель П. П. Пазолини, противоречивое творчество к-рого на первом этапе было проникнуто яростным социальным протестом,- "Нищий" (1961), "Мама Рома" (1962), "Евангелие от Матфея" (1964) В 70-е гг. в его фильмах всё отчётливее одерживают верх откровенно эротические и грубо натуралистич. мотивы ("Декамерон", "Свинарник" и др.), В жанре кинопублицистики выступил реж. Ф. Рози (фильмы-памфлеты "Сальваторе Джулиано", 1961, и "Руки над городом", 1963). Режиссёр M. Моничелли создал фильм "Товарищи" (1963) о первой итал забастовке. Были экранизированы значит, произв. совр. итал. литературы: "Семейная хроника" по В. Пратолини (1961, реж. В. Дзур-лини), "Девушка Бубе" по К. Кассоле (1963, реж. Л. Коменчини), "Равнодушные" по А. Моравиа (1965, реж. Ф. Ma-зелли) и др. В сер. 60-х гг. наблюдался значительный спад киноискусства. Резко вырос удельный вес коммерческих фильмов ("вестерны", сентиментально-эротич. картины, детективные комедии). Появились сделанные по амер. образцам милитаристские картины. В прогрессивном киноискусстве наиболее жизнеспособным оказался утвердившийся жанр социальной сатирич. комедии, сохранивший нек-рые лучшие традиции послевоен. итал. кино. В этом жанре работают режиссёры В. Де Сика ("Бум", 1963, "Брак по-итальянски", 1964), П. Джерми, создавший серию сатирич. трагикомедий ("Развод по-итальянски", 1961, "Соблазнённая и покинутая", 1963, и др.), а также Э. Петри, Л. Дзампа, обратившийся к режиссуре актёр А. Сорди и др.

Определ. место в итал. кино 2-й пол. 60-х гг заняли фильмы молодых режиссёров ("Кулаки в кармане" M. Бел-локкио, 1965, картины M. Сампери, Ф. Фреццы и др.), отражавшие протест молодёжи, носивший анархистский характер, однако последующие работы этих режиссёров стали разновидностью коммерч. кино. На рубеже 70-х гг. сложилось прогрессивное направление, получившее название "нового" или "левого политического кино". Оно противопоставило свои произведения, проникнутые антифашистским, антиколониалистским, демократич. духом, коммерч. продукции бурж кино. Наиболее видные представители "политического кино" И.- режиссёры Э. Петри ("Следствие по делу гражданина, оставшегося выше всяких подозрений", 1969, и "Рабочий класс идёт в рай", 1971), Ф. Рози ("Люди против", 1970, и "Дело Маттеи", 1972), Дж. Монтальдо ("С нами бог", 1969, и "Сакко и Ванцетти", 1971), Дж. Понтекорво ("Битва за Алжир", 1966, и "Кемада", 1971), Б. Бертолуччи ("Конформист" и "Стратегия паука", оба в 1969), В. Дзурлини ("Сидящий по правую руку", 1969), Дж. Пуччини ("Семь братьев Черви", 1967), Д. Дамиани, фильм к-рого "Признание полицейского комиссара прокурору республики" (1970) получил одну из гл. премий 7-го Междунар. кинофестиваля в Москве в 1971. Значительный фильм о рабочем классе - экранизация романа В. Пратолини "Метелло" (1970), реж. M. Болоньини. Направление "левого политич. кино" поддерживают представители старшего поколения. Таковы анти-фаш. картины Л. Висконти "Гибель богов" (др. назв. "Проклятые", 1968) и В. Де Сика "Сад Финци-Контини" (1971). В то время как Ф. Феллини поставил фильм "Сатирикон" (экранизация романа Петрония, 1969), проникнутый ощущением крушения цивилизации, мировой катастрофы, M. Антониони сумел отойти от главной для него темы человеческой разобщённости и поставил в США фильм "Забриски-пойнт" (1970), гневно обличающий жестокую амер. действительность и отражающий умонастроения бунтующей амер. молодёжи. Эта картина M. Антониони по праву занимает видное место как в итал. "политическом", так и в прогрессивном амер. кино.

Успешно в послевоен. годы развивается прогрессивное документальное кино, опирающееся на любительское кино. Демо-кратич. движение кинолюбителей возникло и приняло организац. формы по инициативе крупнейшего теоретика кино Ч. Дзаваттини. В 1970-71 созданы полнометражные документальные фильмы о забастовочной борьбе рабочего класса ("Контракт" и "Аполлон", реж. У. Гри-горетти), фильм об условиях жизни итал. трудящихся ("Бедные умирают раньше", реж. Б. Бертолуччи). Борьбе рим. забастовщиков посвящён фильм "Палатка на площади", снятый актёром Дж. M.Bo-лонте в 1972.

Наиболее известные актёры послевоен. итал. кино: А. Маньяни, Дж. Мазина, С. Лорен, Дж. Лоллобриджида, К. Кардинале, С. Сандрелли, M. Мастроянки, Дж. M. Волонте, А. Сорди, Тото, У.Тонь-яцци и др. Развивается творческое содружество между сов. и итал. кинематографистами, созданы фильмы совм. производства: "Они шли на Восток" реж. Дж. Де Сантиса (1964), "Красная палатка" реж. M. К. Калатозова (1970), "Подсолнухи" реж. В. Де Сика (1971), "Ватерлоо" реж. С. Ф.Бондарчука (1971) и др. В И. проводятся кинофестивали: Международный кинофестиваль в Венеции (в 1932, 1934-38 и с 1946), фестивали документальных, научных и учебно-популярных фильмов в Падуе, тури-стич. фильмов в Тренто, комич. фильмов в Бордигере, научно-фантастических фильмов в Триесте, фестиваль детских фильмов в Палермо и др. В И. существует более 40 кинофирм, все крупнейшие киностудии находятся в Риме (в т. ч. фирмы К. Понти и Д. Де Лаурентиса). Итал. кинопром-сть выпускает в год св. 200 фильмов. Имеется ок. 20 тыс. киноустановок, из них ок. 4/з принадлежит церковным приходам. Ватикан и католич. церковь влияют на кино через католич. печать и Католич. киноцентр, церковные приходы. Коммунистич. партия и левые силы И. оказывают широкую поддержку прогрессивным деятелям кино, борясь за нац. и демократич. характер итал. Киноискусства. Выходят спец. киножурналы: "Cinema nuovo", "Bianco е пего", "Filmcritica", "Cinema e film" и др. Выпускается большое кол-во телефильмов.

Лит.: Л и д з а н и К., Итальянское кпно, пер. с итал., M., 1956; К ь я р и н н Л., Сила кино, пер. с итал., M., 1955; С а д у л ь Ж., Всеобщая история кино, [пер. с франц.], т. 2, 3,6, M., 1958 - 1963; Соловьёва И., Кино Италии (1945-1960). Очерки, M., 1961; Богемский Г., Витторио Де Сика, M., 1963; Шитова В., Лукино Висконти, [M., 1965]; Кацев И., Джузеппе Де Сантис, [M., 1965]; Муратов Л. Г., Итальянский экран, Л., 1971.

Г. Д. Богемский.


"ИТАЛИЯ", дирижабль полужёсткого типа, построенный в 1927 в Италии. Объём 18 500 м3, мощность 3 мотора по 185 квт (по 250 л. с.), крейсерская скорость 90 км/час, дальность полёта 5500 км, полезная нагрузка 9,5 т. В 1928 итал. экспедиция на "И." в составе 16 чел. под командованием У. Нобиле совершила полёт с архипелага Шпицберген к Сев. полюсу, но на обратном пути потерпела катастрофу несколько севернее Шпицбергена. Из оставшихся в живых 8 участников полёта 7 чел. были спасены сов. экспедицией на ледоколе "Красин", 1 чел. - швед, лётчиком Лундборгом.

Лит. Бегоунек Ф., Трагедия в Ледовитом океане, пер. с чешек., M., 1962; Caм ойл о в и ч P. Л., На спасение экспедиции Нобиле, 4 изд., Л., 1967. Б. А. Кремер.


ИТАЛО-ГРЕЧЕСКАЯ ВОЙНА 1940- 1941, воен. действия фаш. Италии против Греции во время 2-й мировой войны 1939-45. 28 окт. 1940 итал. фаш. пр-во Б. Муссолини, стремясь к установлению господства на Средиземноморье, объявило войну Греции. Против Греции была направлена с терр. Албании, оккупированной Италией в 1939, 9-я итал. армия (8 дивизий, в т. ч. 1 танковая, всего до 200 тыс. чел.; 250 танков, 700 орудий, 400 самолётов) под команд, ген. Висконти Праска. Греция имела на границе, кроме пограничных частей, 2 пех. дивизии и 2 пех. бригады Эпирской армии ген. Папагоса, в которых насчитывалось 27 тыс. чел., 20 танков, 70 орудий и 36 самолётов. Итал. командование, уверенное в быстром разгроме греч. армии, развернуло наступление на Кас-торию и Флорину, планируя захватить Эпир, затем оккупировать всю Грецию. Однако греч. армия, умело используя горную местность, оказала упорное сопротивление и 14 ноября остановила итал. наступление, а затем, увеличив свои силы до 12 пех., 2 кав. дивизий и 3 пех. бригад, перешла в контрнаступление. 21 нояб. греч. войска, преследуя отступавшего противника, вступили на терр. Албании, где были поддержаны алб. партизанами. Итал. командование спешно подтянуло подкрепления и создало 11-ю армию, объединённую с 9-й в группу армий "Албания" (27 дивизий, командующий ген. Содду). Несмотря на превосходство сил противника, греч. войска продвинулись на алб. терр. от 25 до 60 км, после чего борьба приняла позиционный характер. Лишь после вступления в войну нем.-фаш. войск (см. Балканская кампания 1941) в апр. 1941 греч. армия потерпела поражение. 23 апр. 1941 в Салониках ген. Цолакоглу подписал акт о капитуляции и перемирии с Германией и Италией,

Лит.: История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941 - 1945, т. 1, M., 1963; Кавальеро У., Записки о войне, M., 1968; Кирьякидис Г. Д., Греция во второй мировой войне, M., 1967. H. M. Черепанов.


ИТАЛО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1911-12, Триполитанская, или Ливийская, война, захватническая война, предпринятая империалистич. Италией при попустительстве др. европ. держав, с целью отторжения от Османской империи её североафр. провинций - Три-политании и Киренаики и превращения их в колонию. 29 сент. 1911 Италия начала воен. действия. 5 окт. 1911 итал. морской десант занял Триполи и Хомс, а после высадки экспедиц. корпуса ген. К. Каневы (ок. 35 тыс. чел.) итал. войска, преодолев сопротивление незначит. гарнизонов (в Триполитании - ок. 5 тыс. чел., в Киренаике - ок. 2 тыс.) и отрядов местного населения, заняли гг. Тобрук (14 окт.), Дерну (17 окт.), Бенгази (21 окт.) и ряд прибрежных оазисов. Тур. войска отошли на Ю. Но, несмотря на воен.-технич. превосходство и жестокие карательные меры, попытки итал. войск проникнуть в глубь страны успеха не имели из-за вооруж. сопротивления пар-тиз. отрядов местного населения и добровольческих отрядов, прибывших из Туниса, Алжира, Египта и др. араб, стран. К кон. 1911 итал. войска удерживали лишь прибрежную полосу. К маю 1912 численность итал. войск в Триполитании и Киренаике достигла 100 тыс. чел. В апр.- окт. 1912 Италия, помимо новых операций в Сев. Африке, начала бомбардировку Дарданелл (апр. и июль), не давшую никаких результатов, и оккупировала (май) Додеканесские о-ва. Однако итал. войскам так и не удалось в тот период захватить внутренние р-ны Триполитании и Киренаики. В И.-т. в. 1911 -12 впервые была применена авиация для разведки и бомбометания.

Усилившийся кризис в правящих кругах Османской империи и начавшаяся в окт. 1912 Балканская война вынудили тур. пр-во отказаться от Триполитании и Киренаики. 15 окт. 1912 в Уши (Швейцария) был подписан предварительный секретный, а 18 окт. в Лозанне - гласный мирный договор. Султан обязался "даровать"населению Триполитании и Киренаики автономию и вывести из этих областей свои войска. Фактически с этого времени Триполитания и Киренаика превратились в итал. колонию (позднее стала наз. Ливия). Италия обязалась эвакуировать свои войска с Додеканесских о-вов (тем не менее они оставались под итал. господством до конца 2-й мировой войны 1939-45, после чего перешли к Греции). Отказ Турции от прав на Ливию и Додеканес был зафиксирован Лозаннским мирным договором 1923. Нар.-освободительная борьба против итал. колонизаторов в Ливии продолжалась до изгнания итал. войск (1943). Лит.: Ленин В. И., Конец войны Италии с Турцией, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22; Киселева В. И., Дипломатическая подготовка Уши-Лозаннского мира 1912г., "Труды Московского Гос. исторпко-архивного ин-та", 1958, т. 12; Я х и м о-вич 3. П., Итало-турецкая война 1911 - 1912 гг., M., 1967 (имеется библ.): Maltese P., La terra promessa, Mil., 1968. 3. П. Яхимович.


ИТАЛО-ЭФИОПСКИЕ ВОЙНЫ, колониальные захватнические войны Италии против Эфиопии. Война 1895 - 96. Началась с захвата в кон. 1895 итал. войсками под командованием ген. Баратьери пров. Тигре. Для отпора колонизаторам имп. Менелик II сформировал 120-тыс. армию. 7 дек. 1895 в бою при Амба-Алаги эфиопские войска под командованием раса Маконнена нанесли первое крупное поражение итал. частям. 1 марта 1896 произошла битва при г. Адува (Адуа), в ходе к-рой 20-тыс. итал. армия была разгромлена. По договору, подписанному 26 окт. 1896 в Аддис-Абебе, Италия вынуждена была признать полный суверенитет Эфиопии. Война 1935 - 1936. В нач. 30-х гг. Италия сосредоточила в своих колониях Эритрее и Итал. Сомали крупные контингенты войск. В 1934-35 она спровоцировала неск. погран. столкновений с Эфиопией. 3 окт. 1935 итал. армия под командованием маршала П. Бадольо, вооружённая танками, самолётами, артиллерией, вторглась на терр. Эфиопии. Ей противостояла эфиопская армия (под командованием Хайле Селассие I), сформированная из плохо вооружённых и необученных отрядов ополченцев (регулярные части насчитывали всего 10 тыс. чел.). Эфиопы оказали героич. сопротивление итал. агрессорам, но вынуждены были отступать. Только Сов. Союз в Лиге Наций и вне её выступал за пресечение агрессии и оказание помощи Эфиопии. Зап. державы по существу проводили политику поощрения агрессора. В авг. 1935 конгресс США принял закон о нейтралитете, что лишало Эфиопию возможности впредь закупать вооружение в США. Ещё в янв. 1935 по договору, заключённому между мин. иностр. дел Франции Лавалем и Муссолини, Франция предоставила Италии свободу действий в Эфиопии. В дек. 1935 Великобритания и Франция заключили соглашение, предусматривавшее фактически раздел Эфиопии (план Хора-Лаваля). В то же самое время Великобритания, Франция и США снабжали Италию оружием и стратегия, сырьём. 5 мая 1936 итал. войска заняли Аддис-Абебу. 1 июня 1936 пр-во Италии заявило об образовании колонии Итал. Вост. Африка в составе Эфиопии, Эритреи и Итал. Сомали. Однако партиз. война в Эфиопии продолжалась вплоть до освобождения страны в мае 1941.

Лит.: Попов В. Т., Разгром итальянцев под Адуа. M., 1938; Л и с о в с к и и П. А., Абиссинская авантюра итальянского фашизма, М.- Л., 1936; В о б л и к о в Д. Р., Эфиопия в борьбе за сохранение независимости. 1860 - 1960, M., 1961; Berkeley G. F. - H., The campaign of Adowa and the rise of Menelik, N. Y., [1969]; B a t-t a g 1 i a R., La prima guerra d'Africa, [Torino], 1958; Pignatelli L., La guerra dei sette mesi, Mil., [1965]; Barker A., The civilizing mission. The Italo-Ethiopian war 1935 - 1936, L., 1968.

Г. В. Цыпкин.


ИТАЛЬЯНСКАЯ КАМПАНИЯ 1943- 1945, воен. действия объединённых сил Великобритании и США против нем.-фаш. и итало-фаш. войск в Италии во время 2-й мировой войны 1939-45. На стороне англо^американцев в разное время действовали австрал., алж., браз., греч., инд., итал., канад., марокканские, новозеландские, палестинские, польск. и сенегальские части и соединения.

Крупные поражения, к-рые потерпели нем.-фаш. и итало-фаш. войска зимой и весной 1943 на сов.-герм, фронте и в Сев. Африке, привели к резкому падению боеспособности итал. армии и быстрому росту Движения Сопротивления в Италии. Из 82 дивизий и 8 бригад, 825 исправных боевых самолётов, 263 боевых кораблей (в т. ч. 6 Линкоров, 10 крейсеров, 93 подводные лодки), имевшихся в составе вооруж. сил Италии, для обороны метрополии было выделено 44 малобоеспособные дивизии, 6 бригад, 600 исправных самолётов и 183 корабля; остальные силы несли оккупац. службу и вели бои с партизанами на Балканах и в Юж. Франции. Нем.-фаш. командование смогло направить в Италию лишь 7 нем. дивизий, 1 бригаду, ок. 500 самолётов и 60 боевых кораблей.

10 июля англо-амер. войска (15-я группа армий ген. X. Александера при поддержке крупных сил ВМФ и ВВС) под общим команд, ген. Д. Эйзенхауэра высадились в Сицилии, начав Сицилийскую операцию 1943, к-рая завершилась 17 авг. захватом Сицилии. Правящие круги Италии, стремясь сохранить власть в своих руках, произвели дворцовый переворот. 25 июля по приказу короля глава фаш. пр-ва Б. Муссолини был арестован и заменён маршалом П. Бадольо. Потеря Сицилии, рост борьбы итал. народа против войны и разгром Советской Армией нем.-фаш. войск в Курской битве 1943 заставили пр-во Бадольо 3 сент. подписать условия капитуляции Италии. 3 сент. войска 8-й англ, армии высадились на Ю. Италии в р-не Реджо-ди-Калабрия и начали продвижение на С. 8 сент. союзное командование обнародовало соглашение о капитуляции Италии. Нем.-фаш. командование, спешно перебросив в Италию ещё 10 дивизий, разоружило почти всю итал. армию и заняло большую часть страны. Итал. пр-во и верх, командование бежали к союзникам. На оккупированной терр. гитлеровцы сформировали фаш. пр-во во главе с Муссолини, к-рого им удалось освободить из заключения. 9 сент. в р-не Салерно высадились войска 5-й амер. армии, к-рые вместе с 8-й англ, армией начали медленное продвижение на С. К нач. ноября нем.-фаш. войска группы армий "Ц" (10-я и 14-я армии) под команд, ген.-фельдмаршала А. Кессель-ринга отошли на заранее подготовленный рубеж по pp. Гарильяно и Сангро. В ноябре 1943- марте 1944 союзные войска предприняли неск. попыток прорвать оборону противника. С этой же целью 22 янв. в р-не Анцио был высажен мор. десант, а к 6 февр. весь 6-й амер. корпус. Однако, несмотря на превосходство в силах и средствах, союзникам не удалось прорвать оборону противника, а 6-й корпус был блокирован нем.-фаш. войсками.

К нач. мая 1944 силы союзников (верх, командующий ген. Г. M. Уилсон) были доведены до 25 дивизий (в т. ч. 5 броне-танк.), 8 бригад (4 бронетанк. и 1 "командос"), 9400 орудий и миномётов, 3960 самолётов. Нем.-фаш. группа армий "Ц" насчитывала 19 дивизий (в т. ч. I танк.), 2450 орудий и миномётов, 320 самолётов. На оккупированной нем.-фаш. войсками терр. развернулось партиз. движение, в к-ром ведущей силой была Коммунистич. партия, но участвовали также социалисты, католики, Партия действия и др. Партизаны (в мае ок. 80 тыс. чел.) контролировали значит, часть р-нов Ломбардии, Марке и др., отвлекая крупные силы противника.

11 мая союзные войска перешли в наступление в р-не южнее Кассино. После упорных боёв к 26 мая союзные войска продвинулись на 30-60 км и соединились с 6-м амер. корпусом. 4 июня амер. войска вступили в оставленный противником Рим, а к 15 авг. 15-я союзная группа армий при активной помощи итал. партизан вышла на рубеж юго-восточнее Ри-мини, Флоренция, р. Арно. 28 авг. союзники возобновили наступление и к 5 сент. преодолели полосу предполья, а 15 сент. начали прорыв т.н. Готской линии (севернее Пизы, Флоренции, Пезаро), но встретили упорное сопротивление и к концу года смогли прорвать оборону противника лишь на узком участке. Выйти в долину р. По не удалось.

Только 9 апр. 1945 союзные войска (верх, командующий фельдмаршал X. Александер) возобновили наступление. Имея общее превосходство в числе дивизий в 1,3 раза (27 против 21), в танках и штурмовых орудиях в 7,5 раза (3100 против 396), в орудиях полевой артиллерии в 3 раза (3000 против 1087)и в авиации в 30 раз (4000 против 130), англо-амер. командование на направлении гл. удара создало в числе дивизий тройное, в артиллерии - шестикратное и в танках - четырнадцатикратное превосходство над противником. К 21 апр. союзники прорвали всю глубину обороны немцев, продвинулись на 40 км и при решающем содействии партизан освободили Бо-лонью. 24 апр. они переправились через р. По. В ночь на 25 апр. в Генуе, Милане, Венеции и др. по призыву компартии, социалистич. партии и др. левых сил вспыхнуло всеобщее восстание, проходившее в основном под рук. Итал. компартии. 26 апреля восстание охватило Сев. Италию, к-рая почти вся была освобождена силами сопротивления. Используя успех восстания, англо-амер. войска закончили И. к. и 2 мая приняли капитуляцию нем.-фаш. группы армий "Ц". В И. к. немцы потеряли (включая потери от действий итал. партизан) 536 тыс. чел. (в т. ч. 300 тыс. пленными), союзники -320 тыс. И. к. представляет воен.-теоретич. интерес с точки зрения организации крупных мор. десантных операций, ведения наступления и обороны в горных условиях.

Лит.: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945 гг., т. 3-5, M., 1963-64; Кулиш В. M., Второй фронт, M., I960; Стрельников В. С., Черепанов H. M., Война без риска, M., 1965. H. M. Черепанов.


ИТАЛЬЯНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ИКП; Partito Co-munista Italiano - PCI), осн. 21 янв. 1921 на съезде в Ливорно левыми революц. группами Итальянской социалистической партии (ИСП). До 1943 носила назв. Коммунистич. партия Италии, являлась итал. секцией Коммунистич. интернационала. Наиболее зрелой в идеологич. отношении группой, вошедшей в состав ИКП, была группа "Ордине нуово" во главе с А. Грамши (г. Турин). Однако преобладающую роль в ИКП в первые годы её существования играло сектантское течение во главе с А. Бордигой. Позиции бордигистов мешали партии приобрести широкое влияние на массы, затрудняли сотрудничество с другими левыми силами для борьбы против наступавшего фашизма. При содействии Коминтерна в 1923- 1924 руководство ИКП было обновлено. Новое руководящее ядро (А. Грамши, П. Тольятти, M. Скоччимарро, У. Тер-рачини и др.) провело дискуссию о задачах и тактике ИКП, способствовавшую преодолению сектантских бордигистских взглядов. 3-й съезд ИКП (1926), обозначивший перелом в итал. Коммунистич. движении, предложил тактику, осн. на мобилизации всех трудящихся слоев на борьбу против фашизма. Осн. лозунгом партии стал призыв к единству - рабочего класса, рабочих и крестьян, Севера и Юга, всего народа Италии.

В период открытой фаш. диктатуры (1926-43) после роспуска всех политич. партий ИКП была единственной партией Италии, к-рая продолжила антифаш. деятельность не только в эмиграции, но и внутри страны, опираясь на свою нелегальную прессу и сеть подпольных орг-ций. Коммунисты восстановили в эмиграции и в подполье профсоюзные орг-ции. Многие лидеры ИКП подверглись репрессиям. После ареста Грамши (1926) руководителем партии стал П. Тольятти. В 1934 в Париже был подписан пакт о единстве действий между ИКП и ИСП, к-рый затем возобновлялся и просуществовал до 1956. ИКП активно боролась за осуществление линии 7-го конгресса Коминтерна на создание единого фронта рабочего класса и других трудящихся против фашизма и угрозы мировой войны. В период антифаш. войны в Испании (1936-39) тысячи итал. коммунистов сражались в составе Интернациональных бригад против исп. фашистов и итало-герм. фаш. интервентов. В это время коммунисты установили сотрудничество не только с итал. социалистами, но и с демократич. группами "Джустиция э Либерта". В 1937-38 ИКП разработала новую программу борьбы за социализм - борьбы за прогрессивную демократию, опирающуюся на рабочий класс и призванную ликвидировать господство монополий и помещиков, провести национализацию крупной пром-сти, передать землю крестьянам. Эта программа легла в основу программ партий левого крыла антифаш. фронта Сопротивления, сложившегося в период 2-й мировой войны 1939-45.

В ходе войны ИКП всё более активизировала свою работу в антифаш. подполье. С её участием в конце 1942 в Турине был создан первый Комитет нац. освобождения, по образцу к-рого в дальнейшем создавались комитеты в др. городах Италии. После краха итал. фашизма (июль 1943) и оккупации Италии нем.-фаш. войсками коммунисты были наиболее активной ведущей силой партизанского движения, развернувшегося в 1943-45. Политика коммунистов помогла объединению всех сил итал. антифашистов.

Коммунисты и социалисты вошли в пр-в Бадольо, созданное в 1944 на освобож денной территории.

После освобождения Италии (1945 ИКП взяла курс на превращение свое партии в массовую, прочно связанную со всеми слоями трудящихся. Численность ИКП резко возросла (нач. 1943-15 тыс. чл., конец 1945-1700 тыс. чл.

5-й съезд ИКП (дек. 1945- янв. 1946 выдвинул конкретную программу борьбы за демократич. возрождение (националзация монополий, агр. реформа, развитие кооперации, демократич. республик и т.д.) при сохранении антифаш. единства и руководящей роли рабочего класса

ИКП совместно с др. левыми силам: добилась установления в Италии республики (1946) с относительно широкой бурж. демократией, в частности она добилась включения в конституцию 1947 демократич. программных положений партий Сопротивления. Это дало возможность вести борьбу за глубокие демократич. преобразования на основе конституции. С переходом монополистнч. буржуазии в наступление на демократич завоевания трудящихся коммунисты и социалисты в мае 1947 были удалены и пр-ва. Попытки реакции применить против ИКП прямое насилие были отбиты в связи с покушением на жизнь П. Тольятти (14 июля 1948) Италию охватила всеобщая забастовка (14-16 июля), проде монстрировавшая высокий авторитет ИКП в народных массах.

Находясь в оппозиции, ИКП вместе с ИСП возглавила массовое движение рабочих против безработицы, за повышение жизненного уровня, крестьян - за землю, за ликвидацию полуфеод, отношений в деревне, всех трудящихся'- за мир, за сохранение и расширение позиций демократич. сил в стране.

В 50-х гг. в Италии, в результате высокой экономич. конъюнктуры и нек-рого повышения жизненного уровня трудящихся, в рабочем движении, в первую очередь в ИСП, распространились оппор-тунистич. иллюзии и ревизионистские настроения. В сент. 1956 ИСП расторгла пакт о единстве действий с ИКП. Нек-рые ревизионистские выступления имели место и в ИКП. Однако новые социально-экономич. условия создавали и благоприятные возможности для перехода рабочего класса в наступление. Эту возможность отметил 8-й съезд ИКП (1956), разработавший стратегич. линию борьбы коммунистов за социализм в Италии в совр. условиях. Съезд указал, что, развёртывая массовое движение за коренные демократич. и социалистич. преобразования, ИКП стремится привлекать к союзу с рабочим классом всё более широкие слои населения; вырывая у правящего класса всё новые экономич. и политич. позиции, демократич. силы в ожесточённой борьбе подготавливают решающий перевес для окончат, отстранения от власти монополистич. буржуазии; в то же время каждый из острых политич. кризисов, возникающих в ходе борьбы, может породить попытки правящих кругов прибегнуть к вооруж. насилию, однако чем шире союз народных сил, тем увереннее они могут сорвать эти попытки. Эта осн. линия 8-го съезда была развита и конкретизирована в последующей теоретич. и практич. работе партии. Следуя этой линии, коммунисты в союзе с др. левыми силами сорвали (июль 1960) попытку пр-ва Тамброни совершить реакц. переворот. После образования в 1962 правительств, коалиции т. н. "левого центра" с участием с 1963 социалистов ИКП стремилась поддержать всё положительное в деятельности этого пр-ва и одновременно резко критиковала бурж.-реформистскую ограниченность "левоцентризма" С конца 1964, когда программа пр-ва по сути дела лишилась демократич. содержания, ИКП повела против него прямую борьбу. Влияние ИКП непрерывно росло: на парламентских выборах 1963 она собрала свыше 25% голосов, на выборах 1968- 26,9%, а на выборах 1972 - 27,2%.

ИКП продолжала развитие своих тактических позиций на 11-м (1966) и на 12-м съездах (1969). На них был выдвинут лозунг создания нового демократич. большинства, к-рое охватывало бы все демократич. силы - от коммунистов до левых католич. кругов. 12-й съезд ИКП подчеркнул возможность развития в классовой борьбе новых форм демократии и самоуправления масс, закрепляющих завоевания трудящихся и содействующих их новому продвижению вперёд.

Делегации ИКП участвовали в между-нар. Совещаниях коммунистич. и рабочих партий в Москве в 1957, 1960 и 1969; ИКП одобрила работу этих Совещаний.

13-й съезд ИКП (1972) выдвинул задачу борьбы за пр-во демократич. поворота, против политики монополий и попыток крайне правых сил укрепить свои позиции. ИКП решительно выступила против сформированного в 1972 пра-воцентристского пр-ва.

На 8-12-м съездах ИКП принимала Тезисы - программы действия партии на ближайший период. На 13-м съезде ИКП были приняты развёрнутая поли-тич. резолюция и предвыборная программа. В 1972 ряды ИКП пополнились членами самораспустившейся Итальянской социалистической партии пролетарского единства. Организационный принцип построения ИКП - демократич. централизм. Устав несколько изменялся каждым съездом. Партийные билеты обмениваются раз в год. Пред, партии Л. Лонго, ген. секретарь Э. Берлингуэр. В 1969 ИКП объединяла 1503 тыс. чл., в 1972 - ок. 1600 тыс. чл. ЦО ИКП - газ. "Унита" ("L'Unita").


Съезды Итальянской коммунистической партии: 1-й съезд -21 янв. 1921, Ливорно; 2-й съезд -20-24 марта 1922, Рим; 3-й съезд-21 янв. 1926, Лион (Франция); 4-й съезд - март - апр. 1931, Кёльн - Дюссельдорф (Германия); 5-й съезд - 29 дек. 1945-6 янв. 1946, Рим; 6-й съезд -5-10 янв. 1948, Милан; 7-й съезд-3-8 апр. 1951, Рим; 8-й съезд -8-14 дек. 1956, Рим; 9-й съезд - 30 янв.-4 февр. 1960, Рим; 10-й съезд -2-8 дек. 1962, Рим; 11-й съезд - 25-31 янв. 1966, Рим; 12-й съезд -8-15 февр. 1969, Болонья; 13-й съезд -13-17 марта 1972, Милан.

Лит.: Материалы VIII съезда Итальянской коммунистической партии, [пер. с итал.], M., 1957; IX съезд Итальянской коммунистической партии, [пер. с итал.], M., 1960; X съезд Итальянской коммунистической партии, [пер. с итал.], M., 1963; XI съезд Итальянской коммунистической партии, [пер. с итал.], M., 1966; Грамши А., Избр. произв., пер. с итал., т. 1 - 3, M., 1957 - 59; Тольятти П., Избр. статьи и речи, пер. с итал., т. 1 - 2, M., 1965; его же, Речи в Учредительном собрании, пер. с итал., M , 1959; Togliatti P., Opere, v. 1-2, Roma, 1967 - 72; 30 лет Итальянской коммунистической партии, пер. с итал., M., 1963; 40 лет Итальянской коммунистической партии, M., 1961; Феррара M. п M., Беседуя с Тольятти, пер. с итал., M., 1965; Наумов В. К., Коммунисты Италии, M., 1972; Боевой авангард трудящихся Италии, M., 1971; История Италии, т. 3, M., 1971; Ко м олова H. П., Новейшая история Италии, M., 1970; Spriano P., Storia del Partito Comunista Italiano, V. 1 - 3, Roma-Torino, 1967-72. С.И.Дорофеев.


ИТАЛЬЯНСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ ТРУДЯЩИХСЯ (ИКПТ; Confederazione Italiana Sindacati Lavoratori - CISL), нац. профцентр Италии, второй по влиянию и численности после Всеобщей итальянской конфедерации труда (ВИКТ). Осн. в 1950 в результате слияния т. н. Свободной ВИКТ и Итал. федерации труда, к-рые были созданы после раскола ВИКТ в 1948. Находится под преобладающим влиянием христианско-демократич. партии. По данным самой орг-ции, насчитывает свыше 2 млн. чл. (1972). Созданная на платформе реформизма и сотрудничества классов, ИКПТ тем не менее с конца 60-х гг. всё чаще устанавливала единство действий с ВИКТ в борьбе за улучшение положения трудящихся, в защиту прав и свобод профсоюзов. Вошла в федерацию трёх итал. профцентров, образованную в 1972. Входит в Междунар. конфедерацию свободных профсоюзов. Печатный орган "Конкуисте дель лаворо" ("Conquiste del lavoro").

ИТАЛЬЯНСКАЯ САРАНЧА, итальянский прус, оазисный прус (Calliptamus italicus), насекомое сем. настоящих саранчовых, опасный вредитель с.-х. культур. Тело бурое или у основания розовые; дл. 14,5-41 мм. И. с. широко распространена на Ю. Европы, в Сев. Африке, Зап. и Cp. Азии, на С.-З. Монголии и Китая; в СССР - на Ю. Европ. части, Кавказе, на Ю. Зап. Сибири, в Алтайском крае, Казахстане, Cp. Азии.

Итальянская саранча: / - самка; 2 -самец; 3 - кубышка (боковая стенка удалена); 4-повреждённый злак. серое с коричневым оттенком, крылья

Типична для полынно-злаковых степей. На С. предпочитает открытые участки с лёгкими почвами, на Ю.- речные долины и оазисы. Повреждает хлопчатник, подсолнечник, бобовые, бахчевые, картофель, хлебные злаки и MH. др. культуры. В году одна генерация. Зимуют яйца в кубышках в верхнем слое почвы. Личинки отрождаются весной, взрослые особи появляются в июне - июле. В периоды массового размножения И. с. образует кулиги и стаи и ведёт себя как стадная саранча; в периоды численной депрессии живёт разрозненно. Меры борьбы см. в ст. Саранча.

Лит.: Васильев К. А., Итальянская саранча (Calliptamus italicus L.) в Центральном Казахстане, "Тр. научно-исследовательского ин-та защиты растений", 1962, т. 7. E. П. Цыпленков.


ИТАЛЬЯНСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ИСП; Partito So-cialista Italiano-PSI), осн. в авг. 1892 на съезде в Генуе. С 1892 наз. Партия итал. трудящихся, с 1893- Социалистич. партия итал. трудящихся, с 1895- Итал. социалистическая партия, с 1930- Итал. социалистич. партия пролетарского единства, с 1947- Итал. социалистич. партия, с 1966- Объединённая итал. социалистич. партия - Итал. с.-д. партия, с 1968- Итал. социалистич. партия -секция Социалистического интернационала. 2-й съезд ИСП (1893) принял программу, провозгласившую целью партии борьбу за завоевание власти рабочим классом и обобществление средств производства. Сложность обстановки в в Италии (незавершённость бурж.-демократич. преобразований, различие уровней развития Севера и Юга и пр.) обусловила особенности ИСП. Эта партия стала выразительницей разнообразных ц противоречивых оппозиционных настроений - революционно-социалистич. устремлений передового пролетариата, радикально-де-мократич. настроений широких масс, реформистских тенденций части интеллигенции и нек-рых слоев рабочего класса. С самого начала в партии определились два осн. течения: левое (непримиримые, затем анархосиндикалисты, максималисты) и правое (реформистское). Преобладание реформистов (с 1902) во главе с Ф. Турати закончилось в 1912, после исключения из партии их крайнего крыла (Л. Биссолати, И. Бонами и др.), вставшего на шовинистич. позиции. С этого времени ИСП обычно занимала более левые позиции, чем другие с.-д. партии Зап. Европы.

Под руководством максималистов (Дж. M. Серрати, К.Ладзари и др.) ИСП выступала против мировой империали-стич. войны 1914-18, хотя и с социал-пацифистских позиций. Была одним из инициаторов и участников междунар. социалистич. конференций в Циммервальде (1915) и Кинтале (1916). Активно поддержала движение в защиту Сов. России, в 1919 объявила о своём присоединении к Коминтерну. На выборах в парламент в 1919 получила 30% голосов. В период послевоен. революц. кризиса, выступая с революц. призывами, лидеры ИСП не осуществляли, однако, целеустремлённого практич. руководства нарастающим массовым движением, не нашли конкретных путей к победе социалистической революции в Италии. В 1921 революционное крыло ИСП вышло из неё, образовав Коммунистич. партию Италии (см. Итальянская коммунистическая партия). Под ударами фашизма, пришедшего к власти в Италии в 1922, ИСП фактически прекратила (1926) свою деятельность в стране.

Уроки послевоен. революц. кризиса и борьбы с фашизмом содействовали сближению эмигрантских орг-ций ИСП с компартией и заключению (17 авг. 1934 в Париже) пакта о единстве действий между ними (к-рый позже неоднократно возобновлялся). Социалисты активно участвовали в борьбе Интернациональных бригад в Испании (1936-39) и в Движении Сопротивления в Италии (во время оккупации Италии в 1943-45 нем.-фаш. войсками).

В 1944-47 ИСП, возглавлявшаяся П. Пенни, входила в пр-ва антнфаш. коалиции, примыкая к её левому крылу. Она сотрудничала с компартией в развернувшейся после освобождения Италии борьбе за прогрессивную демократию. В 1947 из ИСП вышла правая группировка Дж. Сарагата, в 1949- группа Дж. Ромита, к-рые в 1951 образовали Итал. с.-д. партию (ИСДП).

В 1955 ИСП объединяла 700 тыс. чл. Несмотря на боевую классовую политику, идеология, уровень ИСП был невысок. В изменившихся к сер. 50-х гг. условиях (экономич. подъём, нек-рое повышение жизненного уровня масс и связанное с этим усиление реформистских иллюзий у части трудящихся) руководящая группа ИСП во главе с П. Ненни стала эволюционировать вправо. Разорвав в 1956 пакт с компартией, ИСП в дальнейшем сблизилась с правящей Христиан-ско-демократич. партией (ХДП). Социалисты с 1962 поддержали политику "левого центра" и в 1963 вошли в левоцен-тристское пр-во А. Моро. В 1964 левое крыло ИСП вышло из неё и образовало Итальянскую социалистическую партию пролетарского единства. В 1966 ИСП объединилась с ИСДП фактически на платформе последней.

Опыт участия объединённой социали-стич. партии в правительств, коалиции показал невозможность проведения демо-кратич. реформ без опоры на массы. Новый подъём массового движения с 1968 создал опасность изоляции партии от широких слоев трудящихся. На парламентских выборах 1968 она потерпела поражение (потеряла 1