загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

рувия и Фронтина), инженера, космогра-фа и оптика Ф. Мавролико (переводы Архимеда, Аполлония, Феодосия и др.). Ю. Скалигер издал труды Аристотеля по зоологии и Теофраста по ботанике.

С итал. Возрождением во многом связано возникновение геологич. науки. Леонардо да Винчи, занимавшийся проектированием и стр-вом каналов, установил органич. происхождение ископаемых остатков, отложившихся в результате смены моря сушей. К подобным же выводам пришли в 16 в. Дж. Фра-касторо, Дж. Кардано, А. Чезальпино и др. В кон. 16 в. геология как наука о Земле фигурировала в трудах У. Альд-рованди. Впоследствии на протяжении двух веков в геологии господствовали дилювианистские воззрения, согласно к-рым окаменелости возникли в результате всемирного потопа, против чего едва ли не первым выступил ещё Дж. Фракасторо.

Значит, развитие получили анатомия, физиология и медицина. Исследователи не ограничились распространением произведений древних авторов. Они ввели в практику точный эксперимент, в частности анатомирование трупов. Основоположником этого направления был Лиу-ции де Мондино (нач. 14 в.), "Анатомия" к-рого долго оставалась единственным руководством для студентов, допущенным церковью. Большую роль в становлении биологии периода итал. Возрождения сыграл Леонардо да Винчи. В изучении человеческого тела его детальные анато-мич. и физиол. наблюдения находились в неразрывной связи, причём он широко применял к ним принципы механики. Разносторонний учёный Дж. Фракасторо прославился как автор сочинения "О контагии, контагиозных болезнях и лечении" (1546), в к-ром отвергались взгляды на "поветрия" как на причины этих болезней и высказывались предположения о передаче их невидимыми частицами. Основоположник науч. анатомии фламандец А. Везалий в годы пребывания в И. (1537-43) составил знаменитый труд "О строении человеческого тела". Везалий положил начало ревизии представлений Галена. Он же ввёл новый метод преподавания с демонстрацией анатомич. препаратов. Для формирования науч. анатомии много сделали Дж. де Карпи, Г. Фаллопий, Б. Евстахио (Рим), Г. Азелли (Павия). M. Севери-HO (Неаполь) стал одним из основателей сравнит, анатомии животных. Ученик

Фаллопия Дж. Фабриций перешёл от анатомич. проблем к исследованию функций органов. Он работал и в области эмбриологии. Огромную роль в развитии биологии сыграли географич. открытия кон. 15 - нач. 16 вв. Наряду с описаниями растений появились их первые науч. классификации. А. Чезальпино положил в основу такой классификации объективный критерий - строение и характер органов воспроизведения, выступив как прямой предшественник К. Линнея. Б. Палисси одним из первых указал на необходимость для растений минерального питания. У. Альдро-ванди - естествоиспытатель из Бо-лоньи - основал ботанич. сад, создал самый большой археологический и ес-тественноисторический музей своего времени.


Период создания основ современной науки (кон. 16-кон. 18 вв.). С кон. 16 в. наука И. занимала лидирующее положение в Европе. Борцом против схоластики был мыслитель и учёный Дж. Бруно, развивший гелиоцентрич. учение H. Коперника. Работы итал. учёного Г. Галилея имели огромное значение для всего естествознания, в особенности для утверждения гелиоцентрич. системы мира. Сконструированный им телескоп ознаменовал новую эру в астрономии. Деятельность Галилея способствовала развитию экспериментального направления в естествознании. Успехи техники содействовали формированию нового типа учёного, независимого от университетской среды, где преобладали защитники схоластики. Академии (созд. в И. в 15- 17 вв.), действовавшие независимо от ун-тов, способствовали развитию новых естественнонауч. воззрений. Телезианская академия (Неаполь), названная по имени философа и учёного Б. Телезио, много сделала для борьбы со схоластич. аристо-телизмом. Академия деи Линчей, осн. в 1603 (ныне Нац. академия деи Линчей), объединила выдающихся экспериментаторов; в её работах участвовал Галилей. Его традиции поддерживала и фло-рент. Академия дель Чименто, однако она была упразднена под давлением церк. властей. Членами этой академии были Ф. Реди (доказавший несостоятельность идеи "самозарождения жизни"), датчанин H. Стено (один из основателей кристаллографии и геологии), астроном Дж. Кассини, ученик Галилея Вивиани. Значительны заслуги др. учеников Галилея: Б. Кастелли (работы по гидротехнике); Б. Кавальери (развитие интеграционных методов Архимеда); Э. Торичелли (открытие атмосферного давления, изобретение ртутного барометра и более совершенного микроскопа, разработка исчисления бесконечно малых).

В 17 в. в И. сформировалось одно из направлений биологии - ятрофизика (или ятромеханика). С. Санторио - выходец с Балканского п-ова, работавший в И. как врач, сделал попытки ввести в медицину физич. методы изучения обмена веществ и дыхания (взвешивания и т. п.). Дж. Борелли опубликовал двухтомный труд "О движении животных" (1680-81), разрабатывал вопросы анатомии и физиологии с позиций механики и математики. Ученик Борелли Л. Беллини раскрыл роль диафрагмы в дыхании и предпринял попытку объяснить работу почек с точки зрения механики. Анатом M. Мальпиги использовал новые методы, в т. ч. микроскопические, для изучения строения органов растений и животных; он впервые описал капилляры как звено кровеносной системы, связывающее венозные и артериальные сосуды.

В 17-18 вв., в условиях политич. раздробленности, экономит, упадка итал. гос-в, а затем австр. владычества, наука И. утратила ведущее положение в европ. естествознании. После процессов над Галилеем католич. реакция способствовала попыткам интерпретации новых открытий с позиций традиц. аристотелизма. Так, открытие дифракции света Ф. Гримальди не получило адекватного истолкования. Не были правильно оценены результаты экспериментальной проверки галилеевых законов падения, проведённой Дж. Риччоли. В основном описательный характер носили развивавшиеся био-логич. науки. Выдающееся значение имели работы Дж. Морганьи (основоположник патологич. анатомии), Дж. Бальиви (установил различие между гладкими и поперечнополосатыми мышцами), А. Кокки (основатель Флорентийского ботанич. об-ва), Ф. Фонтана (известный пневмохимик). Л. Спалланцани, следуя за Ф. Реди, рядом опытов (нагрев в запаянных сосудах) опроверг теорию о самозарождении даже микроскопич. организмов. Он первым произвёл искусств, оплодотворение млекопитающих, исследовал оплодотворение (и регенерацию) у амфибий, экспериментально доказав роль семени в этом процессе.

В нач. 18 в. с критикой теологич. трактовок истории Земли (в частности, дилю-вианистских концепций англ, авторов), выступил А. Валлиснери, составивший общий очерк осадочных напластований И. Его последователь Л. Моро изучал также вулканич. деятельность и землетрясения. Созданную последним "Теорию Земли" комментировал Ч. Дженерелли, к-рый развил представление о постоянно идущем горообразовании. К 18 в. относится зарождение морской геологии (Марси-льи, В. Донати); исследуется также речная эрозия как причина происхождения долин (Тарджони). В 1759 Дж. Ардуино подразделил все геологич. образования И. на первичные, вторичные, третичные, а также четвертичные, что легло в основу последующей стратиграфич. шкалы для всего мира. К кон. 18 в. относятся первые попытки использования палеонто-логич. остатков для установления относительного возраста содержащих их пластов (Сольдани).

В 1-й пол. 18 в. математик Я. Рикка-ти работал в области теории дифференциальных уравнений. Опыты над свободным падением тел продолжил в кон. 18 в. Дж. Гульельмини, стремившийся доказать вращение Земли. В 40-60-е гг. 18 в. науч. деятельностью в И. занимался хорват P. Бошкович (измерения силы тяжести и объяснение гравитационных аномалий). К кон. 18 в. относятся классич. работы по электричеству Л. Гальвани и А. Вольта.

Однако для итал. науки этого периода характерно недостаточное развитие прикладных исследований.


Развитие науки в 19 в. В 1-й пол. 19 в. в И. проявились тенденции к объединению науч. сил. Первый съезд естествоиспытателей И. в Пизе в 1839 был воспринят как призыв к объединению страны. В том же году в Риме было основано Итал. общество содействия прогрессу наук. В 1839-47 съезды естествоиспытателей собирались ежегодно, затем они возобновились лишь в 1862, но происходили нерегулярно вплоть до 1907, когда была создана Нац. науч. ассоциация прогресса науки.

После объединения И. начали проводиться планомерные метеорологич. наблюдения. Были организованы многие учреждения общегос. значения: действовала основанная ещё в 1841 обсерватория на Везувии (ею руководил физик M. Мел-лони, а затем Л. Пальмиери); в 1872- Топографич. (впоследствии Географич.) воен. ин-т; в 1867- Итал. географич. об-во; в 1876 в Риме - Мед. академия; в 1881- Геологич. об-во; в 1893- Итал. антропологии, ин-т.

В 1-й пол. 19 в. выделялись работы немногих учёных. Огромное значение для разработки теоретич. основ химии, а также для физики имели работы А. Авогад-ро, установившего (в 1811) закон, носящий его имя (см. Авогадро закон). Важные исследования брожения выполнил Дж. Фаброни. Разносторонним химиком был Л. Бруньятелли - издатель первых итал. химич. журналов. Дж. Батиста и Дж. Амичи усовершенствовали микроскоп. Математик П. Руффини выдвинул новые идеи, оказавшие влияние на развитие алгебры. Ранее Дж. Саккери опубликовал труды, в к-рых пытался обосновать постулат Евклида о параллельных. Видным итал. геологом 1-й четв. 19 в. был Ш. Брейслак (региональные исследования, преим. вулканич. областей И.). Большое значение имели работы геолога и палеонтолога Дж. Брок-ки, к-рый, в противовес катастрофи-стским концепциям, выдвинул представление о естественном -"старении" и "смерти" видов и родов организмов прошлого.

Во 2-й пол. 19 в. появились крупные достижения в химии и электротехнике. Ряд итал. учёных получил мировую известность: химик С. Канниццаро ввёл чёткое понятие молекулы и произвёл реформу атомных весов; значительны исследования астрономов Скиапарелли и А. Сек-ки. Среди итал. химиков-органиков выделяются P. Назини, Л. Кьоцца, Ч. Бертаньини, P. Пириа, А. Собреро, И. Гуарески. Во Флоренции работал ученик Beлера Г. Шифф, автор многочисл. химич. синтезов; учеником последнего был Г. Пеллиццари, открывший уразол. Крупными физиками и электротехниками были P. Феличи, А. Пачинотти (один из изобретателей динамомашины), Г. Феррарис (открыл вращающееся магнитное поле). Л. Пальмиери построил "земно-электрический круг"- прототип генератора переменного тока (1845). А. Меуччи получил патент на изобретение телефона. А. Риги создал генератор сантиметровых волн. Г. Маркони в 1896 осуществил радиопередачу на 3 км.

Распространение дарвинизма способствовало развитию в кон. 19 в. исследований по систематике и филогенезу, охвативших все группы животных. Выделяются работы зоологов О. и А. Коста, Б. Грасси, Д. Роза, П. Панчери, А. делла Балле, А. Андрее. В 1873 была создана Неаполитанская гидробиол. (зоол.) станция, привлекавшая учёных и из др. стран. Продолжается развитие анатомии. А. Кор-ти исследовал строение и работу слухового аппарата млекопитающих, обнаружив орган, названный его именем. Ф. Пачи-ни изучил ретину глаза, экстерорецеп-торы.


Развитие естественных и технических наук в 20 в. В период империализма, в особенности во время господства фашизма, итал. наука испытывала воздействие милитаризации страны. Условия фаш. режима тормозили развитие не только фундаментальных, но и ряда прикладных наук. Усилились реакц. тенденции в науке, возросло влияние католич. идеологии Ватикана. Подъём естественнонауч. и технич. исследований начался во 2-й пол. 50- нач. 60-х гг., в значит, мере в связи с научно-технич. революцией.

В 20 в. интенсивно велись математич. исследования. Дж. Веронезе много сделал для развития геометрии. В. Вольтерра разрабатывал теорию интегральных уравнений и заложил основы функционального анализа. Г. Риччн-Куроастро и его ученики, особенно T. Леви-Чивита, разработали тензорное исчисление. Известны труды Л. Бьянки, Ф. Брноски, Э. Бельтрами, Ф. Казорати. Разносторонними математиками были Л. Кремона (опубликовал труды в области алгебраич. геометрии, графостатики, начертательной геометрии) и Дж. Пеано (работал в области дифференц. ур-ний, логич. оснований математики, аксиоматич. метода, играющего важную роль в совр. математике). Работы Г. Фубини (1907) дополнили первые результаты А. Лебега о кратных интегралах. На основе монографии К. Каратеодо-ри (1918) по теории функций действительного переменного сложилась одна из совр. школ в теории дифференциальных уравнений (P. Каччопполи, Леви-Чивита, Дж. Сансоне, Дж. Скорца-Драгони, Ф. Три-коми и др.); для неё характерен интерес к нелинейным проблемам. Из других совр. направлений развилась алгебраич. геометрия. Систематич. исследования геометрич. свойств алгебраич. многообразий принадлежат Б. Сегре, Дж. Севери, А. Андреотти и др. В 60-х гг. появились новые работы прикладного направления, в частности в решении задач аэродинамики (Л. Наполитано, 1966) и теории оптимального управления (Л. Чезари).

В физике наиболее значительны достижения в исследовании космич. излучения, в квантовой и ядерной физике. Д. Па-чини обнаружил неземное происхождение космич. лучей; в 1933 Б. Росси установил сложный характер космич. излучения. Крупнейший вклад в квантовую теорию внёс Э. Ферми. В 1934 он разработал количественную теорию (3-распа-да. В 1934-38 он со своими учениками Э. Амальди, О. д'Агостино, Б. Понтекорво, Ф. Разетти сделал крупные экспериментальные и теоретич. открытия в нейтронной физике (Нобелевская пр., 1938). В 1938 Ферми эмигрировал в США, где в 1942 ему удалось впервые осуществить ядерную цепную реакцию. После 2-й мировой войны комплекс исследований по физике высоких энергий выполнил Амальди с сотрудниками.

В нач. 20 в. большое развитие получила анатомия и физиология нервной системы. Прогресс в области нейрогистологии связан с именем К. Гольджи. Он заложил основу нейронной теории (Нобелевская пр., 1906), открыл внутриклеточный органоид, названный его именем ("аппарат Гольджи"). Большой вклад в развитие мед. наук внесли патологоанатомы Дж. Биццоцеро, Г. Банти, Л. Барда, микробиологи и эпидемиологи Д. Прасси и А. Асколи, хирурги А. Дольотти, П. Вальдони, историки медицины A. Ka-стильони, Ф. Пачини и др.

В области региональной геологии учёные И. придают важное значение проблеме строения Альп и Апеннин. Традиционно развивается вулканология. В изучении полезных ископаемых выделяются работы по геологии ртутных месторождений. География, исследования направлены на комплексное изучение Средиземноморья. Метеорология и геофизика И. занимают заметное место в мировой науке. И. В. Крутъ (науки о земле), В.И. Назаров (биология), Васко Ронки, Италия (физика; наука средневековья и Возрождения), H. И. Симонов (математика), A .H. Шамин (химия).

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Развитие наук на терр. И. в период существования Рим. гос-ва см. в ст. Рим Древний.


Философия. Вплоть до позднего средневековья философия на терр. И. развивалась в общих рамках свроп. ср.-век. мысли. Выходцами из И. были такие крупнейшие представители ср.-век. философии, как Пётр Дамиани, Ланфранк, Ансельм Кентерберийский, Пётр Ломбардский, Фома Аквинский, деятельность к-рых протекала преим. за пределами И. Большую связь с И. обнаруживают мистич. учения Арнольда Бреши-анского и Иоахима Флорского. По существу начало формирования итал. философии относится к 13-14 вв. Важную роль в этом процессе сыграли Болонский и Па-дуанский ун-ты; последний стал центром аверроистского (см. Аверроизм) аристо-телизма (Пьетро д'Абано и др.), с к-рым связано развитие учения о двойственной ucине - философской и религиозной (Марсилий Падуанский).

В эпоху Возрождения итал. философия играет ведущую роль в развитии европ. философии. В целом ренессансная мысль проникнута идеями гуманизма (в широком смысле слова), к-рый противопоставляется первоначально (Петрарка, Боккаччо) поздней схоластике. Философия эпохи Возрождения ещё слабо вычленена в системе культуры и не имеет чёткого осознания специфических для неё предмета и методов; она обычно не отделяет себя от теологии, магии, рождающейся экспериментальной науки, теории иск-ва и т. д. В общем русле увлечения гуманистов мудростью древних намечаются тенденции к возрождению учений, несовместимых с христ. миросозерцанием, в частности эпикуреизма. Хотя в эпоху Возрождения властно заявляют о себе мате-риалистич. и атеистич. идеи (Дж. Ч. Ba-нини и др.), они предстают в целом как тенденции и стороны различных идеали-стич. концепций. Особое место в формировании новых моральных и политич. принципов занимает H. Макиавелли, утверждающий автономную значимость "гос. необходимости", её независимость от к.-л. моральных и религ. оснований и выдвигающий идеал сильного человека, своей "доблестью" призванного победить слепую "судьбу". Идеи Макиавелли оказали значит, воздействие не только на мыслителей его эпохи, но и на социо-логич. концепции нового времени.

Гуманисты опираются в своих филос. построениях на традиции платонизма (сказывается также влияние Августина и вест, патристики), пытаясь синтезировать их с принципами христ. вероучения (M. Фичино, Пико делла Мирандола и деятельность Платоновской академии во Флоренции). Обращение к неоплатонизму и нек-рым эзотерич. учениям (каббала и т. п.) привело к распространению оккультных наук, в т. ч. астрологии и алхимии. Из этого увлечения "ма-гич. науками" родилась итал. натурфилософия эпохи Возрождения (Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, T. Кампанелла), достигшая наивысшего развития у Дж. Бруно. Проникнутая пантеистич. умонастроениями и гилозоизмом, натурфилософия Возрождения утверждает единство и иерархич. упорядоченность мира, где всё - от сферы духа до сферы низших существ и самой материи - пронизано "симпатическими" связями субстанциального сродства. На основе представления о единстве человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма) возникает идеал человека-мага, открывающего закономерное действие потаённых сил и благодаря этому господствующего над стихиями. Эти магич. устремления натурфилософов способствовали развитию опытного знания, экспериментального естествознания. Материалистич. тенденции в итал. философии Возрождения достигают высшего развития у П. Помпонац-ци, в целом придерживавшегося аристо-телизма.

Во 2-й пол. 17-18 вв. итал. филос. мысль скудеет: в это время в И. не существовало ни филос. школ, ни сколько-нибудь влият. филос. направлений. Особняком стоит Дж. Вико, один из основоположников историзма в новоевроп. философии, предшественник Гердера и Гегеля. Вико выдвинул теорию история, круговорота - циклич. развития наций, и дал опыт целостного истолкования различных форм духовной культуры и социальной жизни как определённого исто-рич. единства.

Господствующее положение в философии нач. 19 в. занимали различные направления католич. мысли, гл. обр. учения А. Розмини и В. Джоберти, испытавших известное влияние И. Канта и полемизировавших с гегелевской диалектикой. В 18.30-60-е гг. выдвигается ряд прогрессивных мыслителей, принадлежавших к демократич. крылу нац.-освободит, движения (К. Пизакане, К. Кат-танео, Дж. Феррари). В 50-70-х гг. наиболее значит, филос. направлением было т. н. неаполитанское гегельянство, к правому крылу к-рого принадлежал А. Вера, а к левому - Б. Спавента и Ф. де Санктис. Для левых неаполитанских гегельянцев характерно стремление к преодолению догматич. трактовки Гегеля, просветительская, гуманистич., антиклерик. направленность. В силу своей противоречивости неаполитанское гегельянство стало одним из идейных источников как марксизма в И., так и итал. неогегельянства. В последние десятилетия 19 в. доминирующим в идейной жизни И. стал позитивизм, представлявший собой пёстрое и в общем неоригинальное явление. Его наиболее известный представитель - P. Ардиго. Весьма влиятельной в последующем развитии бурж. социологич. мысли оказалась концепция В. Парето (функционалистское учение о "социальном равновесии", теория смены элит и др.).

В нач. 20 в. господствующим становится неогегельянский идеализм в субъективно-идеалистической (Дж. Джентиле) и объективно-идеалистической (Б. Кроче) формах. Итал. неогегельянцы развили консервативные стороны неаполитанского гегельянства. Они считали идеализм Гегеля недостаточно последовательным, а свою задачу видели в освобождении учения Гегеля от "ошибочной идеи природы" и превращении его в "чистую философию духа". Итал. неогегельянство развивалось в непрерывной борьбе с марксизмом и в направлении сближения с католич. спиритуализмом. Офиц. гос. идеологией И. с сер. 1920-х гг. был фашизм, к-рому, однако, фактически не удалось создать филос. системы, несмотря на заимствования из многочисл. источников - религиозно-мистических, иррацио-налистич., позитивистских, неогегельянских, синдикалистских и др. Неогегельянство перестаёт быть ведущим направлением в 40-х гг. 20 в. Но если Кроче не оставил филос. школы, то влияние Джентиле (примкнувшего к фашизму) продолжало оставаться весьма значительным. Последователи его разделились на т. н. левых джентилианцев (Уго Спирито, Г. Калод-жеро), выдвинувших принцип "пробле-матизма" относительности любого филос. решения, и правых джентилианцев - более многочисл. и влият. группу, к к-рой относятся, в частности, представители христ. спиритуализма (M. Ф. Шакка, А. Карлини и др.), соединяющего элементы системы Джентиле с идеями Платона, Августина и Розмини. В центре внимания христ. спиритуализма, в отличие от томизма, офиц. философии католич. церкви,- индивидуальное сознание, раскрытие его на пути к богу. Томизм весьма распространён в И. (Ф. Ольджати, К. Джакон, У. Падовани, Г. Бонтадини и др.). Представители сен. направлений итал. религ. философии объединяются в т. н. Галларатском движении, осн. в 1945; ежегодно происходят съезды участников этого движения.

После 2-й мировой войны в И. получает развитие экзистенциализм. Гл. представителем христ. экзистенциализма является Э. Кастелли. Создатель т. н. позитивного экзистенциализма H. Аббаньяно пытался преодолеть пессимизм и негативизм "классического" экзистенциализма путём соединения его с неопозитивизмом и этич. формализмом. Ряд мыслителей ищет пути от абстрактного гуманизма к марксизму. В этом плане представляют интерес концепции Э. Пачи и особенно Э. Гарена, крупного историка философии.

В последней трети 19 в. в И. получают распространение идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Начиная с оригинального мыслителя-марксиста кон. 19 в. А. Лаб-риолы, итал. марксистская филос. мысль ориентируется гл. обр. в направлении разработки проблем историч. материализма и теории науч. социализма. Идейное наследие А. Грамши, основателя Итал. коммунистич. партии, последовательно отстаивавшего и развивавшего марксистско-ленинскую теорию, оказало большое влияние на итал. культуру и филос. мысль (не только марксистскую) в после-воен. период. Последователи А. Грамши -П. Тольятти и плеяда совр. исследователей-марксистов, осн. внимание уделяют вопросам, связанным с концепцией "итал. пути к социализму". Вопросы диалектич. материализма, теории познания, логики, философии естествознания занимают большое место в трудах А. Банфи, Г. Делла Вольпе, Л. Ломбар-до-Радиче. Исследоват. работу итал. марксисты ведут в области эстетики (критика бурж. эстетики, проблемы художественного метода, истории эстетич. идей и др.). Центром марксистской мысли является Институт Грамши (осн. в 1949).

Гл. центры филос. исследований: Ин-т философии при Рим. ун-те (осн. в 1939, Итал. об-во филос. и религ. исследований, Итал. об-во социологии (осн. 1937). Филос. журналы: "Archivio di filosofia" (с 1931), "De Homine" (с 1961), "Critica" (1903-44, с 1945 назв.-"Quaderni del-la critica"), "Filosofia" (с 1950), "Giorna-Ie di metafisica" (c 1946), "Giornale cri-tico della filosofia italiano" (c 1920), -"II Pensiero" (c 1956), "Rivista critica di sto-ria della filosofia" (c 1946), "Rivista di filosofia" (c 1909), "Rivista di filosofia neo-scolastica" (c 1909), "Sophia" (c 1933), "Sapienza" (c 1948). Вопросы марксистской философии освещаются в журн. "Critica Marxista" (c 1963).

H. В. Котрелев (до 19 в.), С. А. Эфиров (с 19 в.).


Историческая наука. Осн. историч. сочинения периода раннего средневековья в И.-"Гетика" Кассиодора (6 в.), дошедшая в пересказе Иордана, "История лангобардов" Павла Диакона (8 в.) и историч. сочинения Лиутпранда. С ростом городов начался расцвет ср.-век. историч. науки И. В 11 -13 вв. были созданы многочисл. гор. хроники: миланские - Арнульфа и Ландульфа; Генуи - Каффаро; Модены, Пармы и др. городов - Салимбене, а также монастырские хроники (хроника Монтекассино - Льва Марсиканского и др.). К этому же периоду относятся историч. труды Готфрида из Витербо, Гуго Фальканда, Ландульфа и др. В 14 в. появились хроники общеитал. значения флорентийцев Дино Компаньи и Джованни Виллани.

Историч. науку эпохи Возрождения в И. характеризуют отказ от богословских историч. концепций, начало науч. критики историч. источников, реалистич. подход к анализу историч. событий. Видные представители гуманистич. историографии И. 15 в.- Леонардо Бруни, Под-жо Браччолини, Флавио Бьондо; основоположником критич. метода считается Лоренцо Балла, разоблачивший подложность т. н. "Константинова дара". Наиболее полное развитие принципы гуманистич. историографии нашли в сочинениях крупнейших историков 16 в.- Никколо Макиавелли, впервые подчеркнувшего связь внешнеполитич. истории с внутр. политикой гос-ва, и Франческо Гвиччардини, показавшего экономич. и политич. кризис И. к нач. 16 в. В 17 в. итал. историография переживала упадок, связанный с феод.-католич. реакцией. Гл. направлением историографии 18 в. было собирание, критика и публикация источников. Наиболее значительны издания Л. А. Муратори.

Становление бурж. историч. науки в И. было связано с идеями Просвещения, а также с идеологич. запросами развивавшегося нац. движения. В первые десятилетия 19 в. вышел ряд трудов энци-клопедич. характера, созданных К. Тройя, Дж. Каппони, Ч. Канту и др. Господствует либерально-католич. направление (неогвельфы); его крупнейшие представители - Тройя, Каппони, Чезаре Бальбо, исследовали, преим. проблемы ср.-век. истории И. В борьбе коммун и папства против чужеземных императоров они видели прообраз совр. нац. движения. Неогвельфам противостояла школа гибеллинов (Дж. Никколини, А. Раниери, А. Ваннуччи, Дж. Ла Фарина), опиравшаяся на политич. и антиклерикальные идеи Макиавелли. Оба направления исчезли после Революции 1848.

В сер. 19 в. растёт интерес к социально-экономич. истории (труды Л. Чибрарио, Л. Бьянкини, Э. Поджи). В 1842 во Флоренции (и с 1844 в Неаполе) стал выходить первый историч. журнал "Archivio storico italiano".

После объединения И. начался новый этап в развитии историч. науки. В 60- 70-х гг. 19 в. возникли многочисл. общества по изучению отечеств, истории, ряд общих и спец. историч. журналов. В 1883 образовался итал. историч. ин-т. Началась публикация обширного документального материала. Повысился уровень историч. исследований. В кон. 19 в. ведущая роль принадлежала т. н. филологич. школе (П. Виллари и др.), принявшей принципы позитивизма. В кон. 19- нач. 20 вв. итал. историч. наука выдвинула ряд учёных с мировым именем: Э. Пайс - историк антич. культуры, Г. Ферреро - специалист по истории Др. Рима, Л. Каэтани - по истории араб, народов.

В нач. 20 в. в историографии получила значит, распространение т. н. экономико-юридич. школа (Г. Сальвемини, Дж.Воль-пе и др.). Историки этой школы пытались осуществить синтез историч., юридич. и экономич. наук. Большой вклад внесли представители экономико-юридич. школы в изучение истории средневековья. В тот же период стала складываться т. н. эти-ко-политич. школа, основоположником к-рой был Б. Кроче. Она оказала сильное воздействие на развитие не только итал., но и мировой бурж. историографии. Проповеди мнимой беспристрастности историка, метафизичности н социологизму филологич. школы Кроче противопоставил тезис об историч. характере всего существующего. Однако историзм Кроче носил идеалистич. характер. Отводя социально-экономич. истории второстепенную роль, Кроче утверждал, что гл. задача историка - изучение духовной и религ. жизни человечества, т. е. разработка этико-политич. истории.

Вступление И. в эпоху империализма и формирование империалистич. идеологии породили крайне реакц. тенденции в бурж. историографии. Появились работы, написанные в духе национализма и шовинизма (А. Ориани, Э. Коррадини и др.). В нач. 20 в. был достигнут известный прогресс в изучении политич., экономич. и идейных предпосылок объединения И.- т. н. Рисорджименто (труды Дж. Прато, Л. Эйнауди, А. Анцилотти, H. Родолико, Г. Сальвемини и др.). В период фаш. господства (1922-43)определ. часть итал. интеллигенции встала на путь активной поддержки фашизма. Офиц. идеологами фаш. режима стали Дж. Джентиле и Дж. Вольпе. Фаш. режим, заинтересованный в идеологич. обосновании своей экспансионистской программы, поощрял исследования в области меж-дунар. политики. Был создан ряд специализированных ин-тов: Ин-т стран Cp. и Д. Востока, Ин-т стран Вост. Европы, Ин-т междунар. политики.

Одним из гл. объектов изучения оставалась история Рисорджименто и порождённого им либерального гос-ва. Фаш. историография была представлена работами Дж. Вольпе и др., антифашистская - работами историков различных политич. и историографич. направлений - Г. Сальвемини, П. Гобетти, либеральная - Б. Кроче, А. Омодео, Ф. Ша-бо. Антифашистски настроенные историки группировались вокруг журн. Кроче "Critica" (Неаполь).

Начало марксистской историографии в И. положили труды А. Грамши и П. Тольятти. После разгрома фашизма и окончания 2-й мировой войны 1939-45 в итал. историографии выросло сильное марксистское течение, к-рое внесло значит, вклад в разработку прежде всего проблем новой и новейшей истории. В связи с расширением проблематики историч. исследований появилось много новых историч. ин-тов.

Освобождение И. от гнёта фашизма сделало насущной обществ, потребностью переосмысление в свете нового историч. опыта как ближайшего, так и её более отдалённого прошлого. "Сквозными" темами новой и новейшей истории И. стали социально-экономич. история и история трудящихся масс (работы Дж. Луц-цатто, Э. Серени, Л. Даль Пане, Л. Буль-феретти, P. Виллари, П. Виллари и др.). Важной самостоят, областью науч. исследований стала в послевоен, годы история рабочего и социалистич. движения (работы П. Тольятти, А. Коломби, Дж. Берти, Дж. Тревизани, Г. Манакорда, П. Сприано, Дж. Прокаччи, А. Романо и др.). С 50-х гг. в И. активизировалась католич. историография (Дж. Спадолпани. Г. де Роза, А. Емоло и др.).

Свидетельством успехов совр. историографии является издание ряда обобщающих трудов по истории страны (напр., "История Италии", т. 1-5, 1959-60, под ред. H. Валери; "История современной Италии" Дж. Канделоро, т. 1-6,1956-70; рус. пер., т. 1-5, 1958-71). Наиболее обстоятельно изучаются в послевоен. время проблемы экономич. истории ср. веков, проблемы Возрождения, Рисорджименто, истории рабочего и социалистич. движения, фашизма и антифаш. движения. Экономике И. эпохи феодализма посвящены обширные исследования А. Сапори, Ф. Мелиса, Дж. Луццатто, P. Лопеца, К. Чиполла. Вопросы идеологии эпохи Возрождения фундаментально разработаны в трудах Э. Гаре-на, П. Росси, H. Бадалони, Л. Фир-по. В послевоен. период наиболее значит, работы по истории Рисорджименто созданы Ф. Делла Перута, Г. Куацца, Д. Де Марко, P. Ромео. Итал. фашизм исследован в работах историков-марксистов (П. Алатри, Э. Сантарслли и др.) и историков др. политич. и историографич. направлений, таких, как Л. Саль-ваторелли, Дж. Мира, P. Де Фелнче и др. Проблемы Сопротивления разработаны учёными и политич. деятелями-марксистами - Л. Лонго, P. Батталья, историками-социалистами Ф. Каталано, Л. Бас-со, P. Карли-Баллола, католич. историками и историками других направлений.

Важнейшие центры изучения истории: Итал. ин-т истории средневековья (осн. в 1883), Ин-т истории Рисорджименто (осн. в 1906), Итал. ин-т античной истории (осн. в 1930); Итал. ин-т новой и новейшей истории (осн. в 1934), Ин-т Грамши (осн. в 1949), Ин-т Дж. Фсльтринел-ли (осн. в 1949). Важными центрами изучения истории являются ун-ты и многочисл. историч. об-ва. Осн. периодич. издания: "Archivio storico italiano" (с 1842), "Nuova antologia" (c 18S6), "Archivio storico lombardo" (с 1874), "Archivio storico per Ie ,provincie napole-tane" (c 1876), "Rivista storica italiana" (c 1884), "Rassegna storica del Risorgi-mento" (c 1914), "Nuova rivista storica" (c 1917), "Civilta moderna" (c 1929), "Studi storici" (c 1959), "Critica Marxista" (c 1963). В. И. Рутенбург, Л. M. Брагина,

Г. С. Филатов.


Экономическая наука. Оформление экономич. науки в И. как самостоят, отрасли знания относится к сер. 18 в. Меркантилисты (наиболее видные из них А. Серра и Дж. Монтанари) придавали особое значение развитию сферы обращения, к-рая, по их мнению, наибольшим образом способствует росту производит, сил в особых условиях И. Просветители кон. 18 и нач. 19 в. Дж. Вико, А. Дженовези, Л. А. Муратори, Дж. P. Карли и др. в своих работах развивали идеи франц. энциклопедистов применительно к требованиям социально-экономич. и общественно-политич. развития И. Важную роль в развитии итал. экономич. науки сыграло создание в 1754 А. Дженовези при Неаполитанском ун-те первой в Европе кафедры поли-тич. экономии, объединившей учёных, к-рые оставили глубокие экономич. исследования. К школе Дженовези относился выдающийся итал. экономист 2-й пол. 18 в. Ф. Галиани, к-рый в числе других физиократов, как отмечал К. Маркс, подходил в более или менее метких высказываниях "... к правильному анализу товара..." (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 44).

Развитие экономич. науки во 2-й пол. 19 в. происходило под значит, влиянием идей и теорий зарубежных, гл. обр. англ. и франц., экономистов. Гссподствующим направлением были доктрины и концепции экономич. либерализма и позитивизма, в наибольшей степени отвечавшие интересам растущей пром. буржуазии. Представители этого направления (К. Кат-танео, Ф. Феррара, А. Месседалья и др.) достигли существ, успехов в разработке конкретных экономич. проблем - статистики, ден. обращения, демографии и др. В 70-80-х гг. в И. распространяется экономическое учение К. Маркса. Работы А. Лабриолы положили начало развитию марксистского направления в экономической науке И. С критикой капиталистических отношений выступали Дж. Романьози, Дж. Мадзини, К. Пиза-кане и др., заложившие основы теорий мелкобурж. социализма в И. Важным вкладом в развитие экономич. науки в кон. 19 в. явились работы В. Парето, к-рый одним из первых начал разработку ма-тематич. методов анализа экономич. процессов и явлений. В кон. 19- нач. 20 вв. в И. получили распространение экономич. теории, обосновывавшие активное вмешательство гос-ва в экономич. жизнь (дирижизм). С установлением в стране фаш. диктатуры это направление (К. Ферри, У. Спирито и др.) достигло апогея в корпоративистских теориях, ставших офиц. социально-эконо-мич. доктриной фаш. гос-ва.

После 2-й мировой войны 1939-45 развитие экономич. науки в И. приобрело ряд новых черт. Одним из важнейших направлений стала марксистская экономич. мысль, внёсшая большой вклад в изучение структуры и тенденций развития итал. экономики и гос.-монополистич. капитализма (П. Тольятти, Л. Лонго, P. Гриеко, Дж. Амендола, Э; Серени, А. Пезенти и др.). Особое значение имели нац. и междунар. теоретич. конференции экономистов-марксистов, проведённые Итал. компартией: нац. конференция о тенденциях развития итал. капитализма (Рим, 1965), конференция об итал. и мировой экономике (Рим, 1969). Для экономич. мысли этого периода характерно также сохранение влияния дирижизма, или статолистского (от итал. sta-to - гос-во) направления (П. Силос-Лабини, H. Андриата, С. Ломбардини и др.). Кроме того, бурж. экономич. наука использует теоретич. концепции и методы, разработанные экономич. школами др. развитых капиталистич. стран, стремясь приспособить их к конкретным условиям И. Важнейшее место в работах итал. экономистов всех направлений занимают проблемы, связанные с путями преодоления отраслевых и региональных диспропорций в нар. х-ве и повышения его эффективности.

H.-и. деятельность в области экономики осуществляют государственные учреждения - Нац. центр исследований (осн. в нач. 1960-х гг.), координирующий н.-и. работы в стране; Центр, ин-т статистики (осн. в 1926), Ин-т по изучению конъюнктуры (осн. в 1957), Нац. ин-т агр. экономики (осн. в 1946); частные учреждения - Бюро по изучению и исследованиям (осн. в 1946) при Конфедерации итал. пром-сти; Ассоциация для развития пром-сти на Юге (осн. в 1946) и др. Науч. исследованиями занимаются также экономич. ф-ты ун-тов, исследовательские центры Итал. банка, Нац. торг, банка и нек-рые др. гос. объединения.

Экономич. журн.: еженедельник "Моп-do economico" (с 1946), ежемесячник "Rivista di politica economica" (с 1911), "Moneta e creditor (с 1947), "Rassegna economica" (с 1946). Статьи по экономич. науке публикуются также в теоретич. журналах Итал. компартии "Critica mаr-xista" (с 1963) и "Politica ed economia" (с 1970). H. П. Васильков.

Юридическая наука. С 6 в. осн. предметом изучения для итал. юристов стала кодификация Юстиниана. Наиболее значит, трудом в области междунар. права был составленный Кассиодором (6 в.) сборник дипломатич. документов, в к-ром комментировались отд. нормы права. Определ. внимание праву уделялось в системе схоластич. образования. В 10 в. в Павии возникла школа по преподаванию лангобардского права (видные её представители - Бонифилий, Ланфранк, Валькауз, Вильгельм, Уго). Примерно в 11 в. сложилась равеннская школа юристов, изучавших рим. право. В кон. 11 в. на базе комментирования Кодекса Юстиниана, Институций и др. в Болонье возникла новая правовая школа (т. н. болонская школа) - школа глоссаторов, основателем к-рой считается Ирнерий. Известность приобрели его ученики - Булгар, Мартин, Якоб, Гуго. Глоссаторы сыграли большую роль в рецепции рим. права и развитии юридич. знаний в Европе. Их преемниками были юристы, занимавшиеся комментированием глосс и рим. права (т. н. комментаторы, или постглоссаторы); наиболее известны- Одофред, Бартоло и Бальд. Последующим комментированием рим. права занимались легисты. В ср. века значит, развития достигло и изучение церк., канонического права. В 1151 сборник ка-нонич. права был составлен болонским монахом Грацианом (Кодекс, или Декрет Грациана). Последователей Грациана называли канонистами или декретистами, наиболее видный из них - преподаватель права в Болонье и Модене Дурантис, составивший в 1275 своеобразную юридич. энциклопедию (Speculum judiciale). Значит, влияние на развитие правовой мысли в И. оказал Фома Аквинский (одна из важнейших частей системы его взглядов - учение о гос-ве и обществе). Первым сохранившимся сочинением в И. по уголовному праву была книга 13 в. Аль-берто Гандино (напечатана в 1491). Уголовному праву посвящены также труды Юлия Клара и Проспера Форниция. Эти учёные пытались оправдать жестокость уголовного права ср. веков.

Характерное для эпохи Возрождения обращение к античности и её классич. образцам в сфере права и правовой мысли вылилось в рецепцию рим. права и рим. юридич. культуры. В 15-16 вв. складывается т. н. филологич. школа юристов, или "элегантная школа правоведения" (Будеус, А. Альциат, Куяций и др.). Её приверженцы стремились от комментирования глосс вернуться непосредственно к изучению рим. права в сочетании с рим. историей и культурой В результате рим. право стало, существенным элементом общей культуры эпохи Возрождения. В изучении рим. права участвовали не только учёные-юристы, но и виднейшие представители итал. гуманизма Л. Балла и А. Полициано; первая история рим. права была написана учеником Баллы Летом Помпонием ("О римских магистратах, жрецах, правоведах и законах"). Глубокий след в итал. науке о гсс-ве и праве оставили H. Макиавелли и Ф. Гвиччардини. Ряд прогрессивных идей по вопросам гсс-ва и права высказал социалист-утопист T. Кампа-нелла. Во 2-й пол. 18 в. с резкой критикой феод, порядков выступили итал. просветители. Юрист Г. Филанджери выпустил книгу "Наука законодательства", получившую общеевроп. известность (она оказала нек-рое влияние на взгляды рус. декабристов). К деятелям просвещения принадлежал также юрист Ч. Беккариа, выдвинувший прогрессивные принципы уголовного права.

Среди юристов 19 в. видное место занимает П. С. Манчини - основатель нац. школы междунар. права. Доктрина Манчини сложилась в условиях движения за объединение И., её принципы оказали влияние на науку междунар. частного права.

В 70-х гг. 19 в. возникла антропологическая школа уголовного права, иногда её называют ломброзианстпом, поскольку сснователем её был итал. учёный Ч. Ломб-розо; его ближайшими последователями были P. Гарофало и Э. Ферри.

В 19-20 вв. в И., как и в др. странах, во всех областях бурж. правоведения наблюдается стремление выйти за рамки формально-догматич. методологии (характерной для правовой науки 18- нач. 19 вв.), причём в И. этот процесс впервые обозначился наиболее чётко. В науке гос. права т. н. юридич. школа, гл. представителем к-рой был В. Орландо (осн. труд "Принципы конституционного права", рус. пер. 1907), обновляется и модернизируется с помощью идей институцио-нализма (С. Романо, С. Лессона и др.). В сфере философии права совершается переход от неокантианства, преобладавшего в нач. 20 в., к неогегельянству (напр., Дж. Дель Веккьо), к-рое в период фашизма выступало в самых различных формах (напр., политико-правовое учение Дж. Джентиле - одного из теоретиков фаш. режима). Распространение получают идеи корпоративизма (см. Корпоративное государство). После 2-й мировой войны в юридич. науке И. распространяется теория т. н. возрождённого естественного права (А. Пассерин д'Антрев, С. Пассарел, Паллиери и др.) как в неотомистском, так и в светском вариантах (А. Баратта, С. Котта и др.). Развитие получили позитивистские (H. Боб-био) и неопозитивистские (У. Скарнелли) течения в праве, а также социологич. школа (P. Тревес).

В 1945 по инициативе Ф. Граматика в И. был создан центр по изучению социальной защиты. Теория "новой социальной защиты" распространилась как в И., так и за её пределами; её сторонники - юристы различной политич. ориентации. В рамках этой теории Ф. Граматика возглавляет т. н. группу экстремистов, представители к-рой считают, что характер применяемых судом мер общественной безопасности должен зависеть не от характера преступного деяния, а от степени антисоциальности подозреваемого (по существу это означает полный отказ от принципа законности в сфере уголовного права).

Нек-рые итал. юристы рассматривают вопросы государствоведения и правоведения с позиций марксизма. Многие важные правовые проблемы решаются в работах А. Грамши, П. Тольятти, Л. Лонго и др. деятелей Коммунистич. партии И., а также в программных документах партии.

Центры н.-и. работы в области права: Ин-т истории итал. права, Ин-т рим. права, Ин-т публичного права и политич. доктрины (все в Риме), Юридич. ин-т (Турин), Ин-т истории права и рим. права (Милан) и др., а также ун-ты в Риме, Турине, Милане и др. городах. Наиболее крупные правовые журналы: "Bulletino dell'Istituto de Diritto Romano" (с 1888), "Giurisprudenza Costituzio-nale" (с 1956), "Giurisprudenza Italiana" (с 1848), "Rassegna di Diritto Romano" (c 1955), "Rivista di Scienza Giuridiche" (c 1950). Я. С. Грацианский.


Языкознание. Впервые в И. языковедч. проблемы (классификация языков, причины их изменения, соотношение общего лит. языка и диалектов) были затронуты в трактате Данте "О народном красноречии" (1305). Вплоть до сер. 19 в. сочинения о языке носят общефилологич. характер: составлялись словари, грамматики, комментарии к лат. и итал. текстам. В 1582 во Флоренции учредилась Академия делла Круска, где велась работа над нормативным словарём итал. языка (1612, 5 изд., 1863-1923). Языкознание как отд. науч. дисциплина оформилось в кон. 19 в. в связи с развитием сравнит.-историч. описания языков вообще и итал. диалектов в частности. Основоположником итал. лингвистики был Г. И. Асколи, работы к-рого по древним языкам и по итал. диалектологии - "Ладинские говоры" (1873) и др.- развивают методы нем. школы младограмматиков. Последователями Асколи являются итал. диалектологи К. Сальвиони, П. Г. Гойданич, К. Мерло. Лингвистич. география, представленная работами Дж. Бертони -"Диалекты Италии" (1916) и M. Бартоли"Введение в новую лингвистику" (1925), "Очерки ареальной лингвистики" (1945), вначале находилась под влиянием эсте-тич. концепции языка (акт индивидуального творчества) Б. Кроче и носила название неолингвистики. Критику крочеанст-ва в языкознании с позиций точных методов исследования содержит книга Дж. Ненчони "Идеализм и реализм в науке о языке" (1946). Вплоть до сер. 20 в. итал. лингвистика остаётся в стороне от структурных (точных) методов изучения языка и занимается описанием языка как обществ, явления. В связи с этим развивались такие области, как диалектология, ономасиология, лингвистич. география (Б. Террачини, К. Мерло, Дж. Ви-досси, К. Баттисти); составляются лингвистич. атласы (Дж. Боттильони, Дж. Видосси), этимологич. словари (К. Баттисти и Дж. Алессио); пишутся руководства по общему, индоевроп. и романскому языкознанию (В. Пизани, Дж. Девото, К. Тальявини); изучаются проблемы субстрата, языковых смешений, этнолинг-вистики. Большое место занимают также работы, посвящённые языку и стилю отдельных писателей (Дж. Фолена, Ф. Маццони, Дж. Контини). Изучение языка Данте, начатое ещё в 16 в., ведётся в спец. институте "Сочиета дантеска" во Флоренции. В центре внимания итал. лингвистов и филологов находятся вопросы нормализации итал. яз., соотношение лит. яз. и диалектов, взаимодействие функциональных стилей (Б. Мильорини, Дж. Девото, T. Де Мауро, А. Скъяффини, Б. Террачини). Обобщающее исследование по истории итал. языка - книга Б. Мильорини "История итальянского языка" (1960). H.-и. центром изучения итал. языка является Академия делла Круска, состоящая из трёх секторов - итал. филологии, грамматики и лексикографии. Лингвистич. журналы: "Archi-vio glottologico italiano" (c 1873), "L'lta-Ha dialettale" (с 1924), "Archivium roma-nicum" (1917-41), "Cultura neolatina" (c 1941), "Studi di filologia italiana" (c 1927), "Lingua Nostra" (c 1939), "Lingua e Stile" (c 1966). т. Б. Алисова.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Основное гос. учреждение, на к-рое возложены организация и руководство н.-и. работами во всех областях естественных и технич. наук (за исключением проблем атомной энергии),- Нац. совет исследований (созд. 1923). Ему подчинены VO ин-тов и лабораторий (из них 36 ведут фундаментальные и 34- прикладные исследования) и 108 исследовательских центров (из них 78 ведут фундаментальные исследования, остальные - прикладные). Совет организует также службу информации и контролирует междунар. науч. связи И.

Проведение исследований по атомной энергии возглавляет Нац. комитет по атомной энергии (осн. 1960). Комитету подчинены созданные в 1953 Нац. лаборатории во Фраскати (синхротрон и лаборатория ионизир. газов) и Центр ядерных исследований в Касачча. Комитетом руководит Мин-во пром-сти, торговли и кустарного промысла, к-рому также подчинены Гос. электроэнергетич. объединение, Геологич. служба и Химич. служба горной пром-сти, 9 эксперимент, станций по исследованию материалов (топлива, целлюлозы и т. д.). При ун-тах действуют многие малочисленные н.-и. ин-ты (с числом сотрудников до 20), к-рые ведут в основном фундаментальные исследования.

Крупнейшим центром, ведущим фундаментальные исследования, является Нац. ин-т ядерной физики, объединяющий работу всех исследовательских учреждений И. в этой области.

Исследования в области с.-х. наук (с.-х. химии и бактериологии, почвоведения, генетики, патологии растений и т. д.) проводятся в 22 ин-тах, подчиняющихся Мин-ву с. х-ва и леса; оно руководит также Центр, управлением метеорологии, океанографич. ин-тами и обсерваториями. Мин-во здравоохранения контролирует работу лабораторий в области биологич. химии, фармакологии, биологии, микробиологии и паразитологии, гигиены и т. д., а также деятельность Высшего ин-та здравоохранения.

При фирмах имеется ок. 700 н.-и. учреждений, ведущих работы, в основном прикладного характера, в области металлургии, химии, электроники, авиа-и автомобилестроения, а также ядерной энергии и космоса. В 1963 наиболее крупные фирмы И. (гос. объединение "ИРИ") создали Экспериментальный металлургический центр в Риме. С помощью группы "ИРИ" созданы исследовательский центр и лаборатория по телекоммуникациям и центр по изучению морской техники. В 1969 в центрах, действующих при фирмах "ИРИ", работало св. 4 тыс. чел. Фундаментальные и прикладные исследования по нефти и газу ведутся в гос. нефтегазовом объединении "ЭНИ". Осн. центры "ЭНИ"- объединённые лаборатории под Миланом и Центр под Римом.

Науч. работы в области органич. синтеза на базе нефтехимии проводятся также в исследовательских центрах компании "Монтекатини Эдисон". Значит, работы ведутся в науч. учреждениях компаний "ФИАТ" и "Сниа - Вискоза". Однако MH. фирмы И. не проводят науч. исследований, предпочитая приобретать патенты и лицензии за рубежом.

Академии наук, науч. об-ва и ассоциации И. не заняты непосредственно проведением науч. исследований. Наиболее значительной является Национальная академия деи Линчей (1603). В И. действуют также нек-рые междунар. исследовательские центры - Ин-т генетики и биофизики в Неаполе, Центр теоретич. физики в Триесте, Центр по механике в Удино, Центр ядерных исследований в Испре. С 1960 по 1969 расходы на исследовательские работы в И. возросли с 55 млрд. лир до 422,47 млрд., т. е. более чем в 8 раз. Тем не менее по уровню этих затрат И. занимает одно из последних мест в Европе.

E. Д. T абакрев.

Лит.: Italy, ed. M. Millet, [Roma, 1970); Guareschi I., La chemica in Italia dal 1750 al 1800, Suppl. annuale, all'enciclopedia di chimica scientifica tecnologica e industri-ale, v. 25, Torino, 1909, p. 413; Storia delle scienze, v. 1 - 3, Torino. 1965; История философии, т. 1 - 2, M., 1940 - 41; История философии, т. 1, 3, 5, M., 1957 - 61; Г а р и н Э., Хроника итальянской философии 20 в. (1900 - 1943), пер. с итал., M., 1965; Э ф и-р о в С. А., Итальянская буржуазная философия 20 в., M., 1968; Gentile G., Le origini della filosofia contemporanea in Italia, v. 1 - 4, Messina, 1917 - 23; S с i-acca M. F., La philosophic italienne con temporal ne, P., [1953]; Saitta G., Il pensiero italiano nelPumanesimo e nel Rinascimento, v. 1 - 3, Bplosma. 1949-51; La filosofia contemporanea in Italia, v. 1 - 2, Roma, 1958; Gar in E., L'umanesimo italiano, 2 ed., Bari, 1965; его же, La cul-tura filosofica del Rinascimento italiano, Firenze, 1961; его же, Storia della filosofia italiana, [2 ed.], v. 1 - 3, T9rino, 1966; его же, Cronache di filosofia italiana. 1900-1943, [Bari], 1966 (Quindici anni dopo 1945-1960, .v. 1-2); Lombardi F., La filosofia italiana negli ultimi cento anni, Roma, [№59]; Marciano F. E., Storia della filosofia italiana, Roma, 1959; В а и H-штейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.- Л., 1964; Историография нового времени стран Европы и Америки, M., 1967; Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки, M., 1968; Сгосе В., Storia della storiografia italiana..., 2 ed., v. 1-2, Bari, 1930; Maturi W., Interpreta-zioni del Risorgimento, Torino, 1962; La storiografia italiana negli ultimi vent'anni, v. 1-2, Mil., 1970; Fanfani A., Le origini dello spirito capitalistico in Italia, Mil., 1933; Un secolo di progresso scientifico italiano. 1839-1939, v. 1-6, Roma, [1939].


XII. Печать, радиовещание, телевидение

Выходит (1972) 81 ежедневная газета, 74 иллюстрированных еженедельника. Самые влият. бурж. газеты (по данным 1972): "Коррьере делла сера" ("Corriere della Sera"), газета ломбардских промышленников, с 1876, тираж 600 тыс. экз., выходит в Милане; "Стампа" ("Stampa"), с 1866, тираж 450 тыс. экз., принадлежит концерну "ФИАТ", выходит в Турине; "Мессаджеро" ("Mes-saggero"), выходит в Риме с 1878, тираж 350 тыс. экз.; "Джорно" ("Giorno"), с 1956, тираж 270 тыс. экз., связана с объединением "ЭНИ", выходит в Милане; "Национе" ("Nazione"), с 1859, тираж 220 тыс. экз., выходит во Флоренции.

Компартия издаёт с 1924 газ. "Унита" ("Unita") в двух изданиях (в Риме и Милане), тираж ок. 300 тыс. экз.; журналы "Ринашита" ("Rinascita"), с 1944, "Критика марксиста" ("Critica Marxista"). Местные федерации компартии издают еженедельные или двухнедельные газеты.

Орган Итал. социалистич. партии - газ. "Аванти!" ("Avanti!"), с 1896, тираж ок. 50 тыс. экз., выходит в Риме.

Орган Христианско-демократич. партии- газ. "Пополо" ("Popolo"), с 1944, тираж 25 тыс. экз., выходит в Риме.

Широкое распространение в Риме имеет "Паэзе сера" ("Paese sera") - вечерняя прогрессивная газета, с 1949, тираж ок. 150 тыс. экз.

Радиовещание осуществляется с 6 окт. 1924, когда вступила в строй радиостанция в Риме. Телевидение начало транслировать свои передачи по нац. программе в 1954 и по 2-му каналу - в 1961; передачи ведутся на итал. яз. В И. четыре радио-и телевизионных центра - в Риме, Милане, Неаполе и Турине.

Внутри И. радиовещание ведётся на итал. яз. (имеются три осн. программы, не считая местных); кроме того, есть передачи на нем. яз.- для меньшинства, проживающего в области Трентино-Алъ-то-Адидже (Юж. Тироль), и на словенском яз. (для областей, прилегающих к Триесту). На заграницу вещание ведётся на 22 яз. Радиовещание и телевидение находятся в ведении акционерного об-ва "Радио э телевизионе итальяна" ("РАИ-ТВ"), контролируемого гос-вом. А. Л. Адамишин.


XIII. Литература

Ранний фольклор в И. не сохранился. Cp.-век. лит-pa И. возникла после падения Рим. империи и в период между 6 и 12 вв. создавалась на лат. яз. (преим. религ. гимны, легенды и хроники). Быстрое развитие городов способствовало появлению лит. памятников на нац. диалектах в кон. 12- нач. 13 вв. (повествоват. религ. поэзия, светская и религ. лирика). В 1-й пол. 13 в. возникла сицилийская поэтич. школа (Якопо да Лентини, ум. 1233, и др.), подражавшая прованс. трубадурам. В Тоскане в связи с внутригор. борьбой развивалась политич. лирика (Гвитто-не д'Ареццо, ок. 1230- ок. 1294, и др.), а также аллегорико-дидактич. поэзия (Брунетто Латини, ок. 1220- ок. 1294).

Лучший образец прозы 13 в.- анонимный сб. новелл на тосканском диалекте "Новеллияо".

В кон. 13 в. возникла филос. поэзия "Дольче стиль нуово", к-рая воспевала возвышенную любовь и раскрывала психологию влюблённого (болонский поэт Г. Гвиницелли, между 1230 и 1240- 1276, и флорентийские поэты Г. Кавальканти, 1255 или 1259-1300, молодой Данте и др.). Антисословность и возвеличение человеч. чувства придавали этой поэзии черты Предвозрождения.

Создатель единого лит. языка - Данте Алигьери (1265-1321), "... последний поэт средяевековья и ... первый поэт нового времени" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Гл. его произв.- повесть "Новая жизнь" (1292), воспевавшая его любовь к Беатриче, и поэма "Комедия" (закончена в 1321; названа в конце 14 в. "Божественной") - один из величайших памятников мировой лит-ры, в к-рой ставятся актуальные проблемы времени, моральные, богословские, политические, и с огромной художеств, силой изображены чувства и страдания людей.

Литература Возрождения (14-16 вв.) в И., бывшей его колыбелью, подготовлена экономич. развитием городов, оживлёнными торг, связями с др. странами, общим ростом светской культуры. Лит-ре Возрождения присущи гуманистич. мировоззрение, антисословность, жизнерадостное свободомыслие, высокое представление о возможностях человеч. личности, увлечение античностью. Поэт Ф. Петрарка (1304-74) - родоначальник лирики Возрождения. В его стихотв. сб. "Кан-цоньере" (1470) воспевается земная любовь к Лауре и тонко выявлены оттенки любовного чувства. ДЖ. Боккаччо (1313- 1375) в поэтич. и прозаич. произв., особенно в проникнутом антиклерикализмом сб. новелл "Декамерон" (изд. 1471) и повести "Фьяметта" (изд. 1472), утверждал новую гуманистич. мораль, прославлял свободного активного человека и отрицал аскетизм. В 15 в. идеи Возрождения получили развитие в сочинениях т.н. учёных-гуманистов - филологов, философов-писателей, изучавших античность и писавших на лат. яз.: Дж. Ф. П. Брач-чолини (1380-1459), автор фацетий, Л. Б. Альберти (1404-72), Л. Балла (1407-57) и др. Попытку сблизить "учёный гуманизм" с нар. поэзией предприняли флорентийские поэты кружка Медичи: Лоренцо Медичи (1449- 1492), правитель Флоренции; А. Поли-циано (1454-94; лирич. драма "Сказание об Орфее", пост. 1480) и особенно Л. Пульчи (1432-84; комич. поэма "Большой Моргант", 1480). Гуманистич. мироощущением проникнуты незаконч. рыцарская поэма M. Боярдо (1441-94) "Влюблённый Роланд" (изд. 1495) и пасторальный роман "Аркадия" (1504) неаполитанца Я. Саннадзаро (1455- 1530), оказавший влияние на развитие европ. пасторали 16-17 вв. 1-я пол. 16 в. знаменует собой расцвет итал. Возрождения. Установился единый лит. яз. В кон. 16 в. под влиянием начавшегося экономич. и политич. упадка, общей феод, и католич. реакции наступил кризис гуманизма, повлиявший на содержание лит-ры.

Развиваются различные жанры. Фер-рарец Л. Ариосто (1474-1533) написал продолжение поэмы Боярдо - поэму "Неистовый Роланд" (1516), проникнутую любовью к земной жизни; в ней высмеиваются ср.-век. понятия, фантастические мотивы переплетаются с иронией. Ариосто - создатель итал. бытовой комедии ("Шкатулка" и др.). В са-тирич. направлении комедию развивали H. Макиавелли (1469-1527; "Мандрагора"), П. Аретино (1492-1556) и философ Дж. Бруно (1548-1600; "Подсвечник", 1582). Пасторальную драму, идеализирующую действительность, представляли T. Тассо (1544-95; "Аминта", 1573) и Б. Гварини (1538-1612; "Верный пастух", пост. 1590) - основоположники этого нового жанра.

Художеств, проза 16 в. представлена соч. "Придворный" (1528) Б. Кастильо-не (1478-1529), мемуарами Б. Челлини (1500-71) и новеллистикой (А. Фирен-цуола, 1493-1543; M. Банделло, ок. 1485-1561, и др.), постепенно утрачивающей антиклерикализм и антисословность. В лирике господствовали возглавляемые филологом и поэтом П. Бембо (1470- 1547) эпигоны Петрарки. Эпич. поэзию продолжал T. Тассо, ощущавший трагич. противоречия между близкими ему гуманистич. идеалами и религ.-аскетич. идеологией. Гуманистич. принципы, пронизывающие ряд эпизодов его поэмы "Освобождённый Иерусалим" (1575), сталкиваются с проповедью аскетизма, а понятие обществ, долга приобретает религ. окраску.

В 17 в. контрреформация и феод, реакция, господство испанцев над значит, частью итал. земель породили явления застоя в духовной жизни и кризис лит-ры. Барочная поэзия Дж. Марино (1569- 1625; поэма "Адонис", 1623) и его последователей отмечена вычурностью и стремлением к формальной новизне. С маринизмом боролись поэт и драматург Г. Кьяб-рера (1552-1638) и поэт А. Тассони (1565-1635; героико-комич. поэма "Похищенное ведро", 1622). Из прозы 17 в. выделяется со. итал. сказок на неаполитанском диалекте, обработанных Дж. Ба-зиле (1575-1632),-"Сказка о сказках", или "Пентамерон" (1634-36). Лит. академия Аркадия (в кон. 17 в.), провозгласившая борьбу с маринизмом, способствовала развитию в 18 в. как классицизма (трагедии П. Я. Мартелло, 1665-1727, и Ш. Маффеи, 1675-1755), так и галантной поэзии рококо (П. Роллп, 1687- 1765, и др.). Оба направления переплелись в творчестве лирика и драматурга П. Метастазио (1698-1782), создателя многочисл. мелодрам ("Покинутая Ди-дона", 1724, "Катон в Утике", 1728, и др.).

Просвещение в И. началось в сер. 18 в. и способствовало развитию нац. самосознания. Большую роль в распространении просветит, идей сыграли миланские журналы "La Frusta letteraria" (1763-65), "Caffe" (1764-66) и др. Драматург К. Гольдони (1707-93) отказался от импровизированной комедии делъ арте и создал реалистич. комедию характеров ("Трактирщица", 1753, "Самодуры", 1760, и др.), выражающую демократич. идеи третьего сословия. Его идейный противник К. Гоцци (1720-1806) в своих дра-матич. сказках возрождал элементы комедии дель арте ("Принцесса Турандот", 1762, и др.), высмеивал просветительский рационализм. Гражданств. пафосом исполнены тираноборч. трагедии В. Альфьери (1749-1803; "Саул"и др.), в к-рых революц. классицизм переходит в пред-романтизм. Просветительскими идеями проникнута сатирич. поэма "День" (ч.1-

4, 1763-1804) Дж. Парини (1729-99). Литература периода Рисорджименто(кон. 18 в. -1870) отличается гражданственностью и патриотизмом. Это ощущается уже в творчестве писателя В. Монти (1754-1828) при всей его идейной непоследовательности. В произв. У. Фо-сколо (1778-1827), где классицизм переплетается с сентиментализмом, отражаются рост нац. самосознания и возмущение против угнетённого положения родины (роман -"Последние письма Яко-по Ортиса", 1798, поэма "Гробницы", 1807). Реалистич. стихи на миланском диалекте писал К. Порта (1775-1821).

В кон. 10-х- нач. 20-х гг. 19 в. романтизм стал господствующим направлением и установил свои эстетич. принципы (статьи, брошюры, послания Дж. Берше, 1783-1851; Л. ди Бреме, 1780-1820; А. Мандзони, 1785-1873, и др.). Появились поэзия и проза, отражающие идеи нац.-освободит, движения (лирика Берше; мемуары С. Пеллико, 1789-1854, "Мои темницы", 1832). В лирике Дж. Леопарди (1798-1837) выражены скорбь патриота при виде униженной отчизны, романтич. отчаяние и неверие в прогресс. В этот же период возникает жанр историч. романа. Его родоначальник А. Мандзони - автор романа "Обручённые" (1827), где герои - итал. крестьяне - противостоят феод, произволу. Реалистич. изображение действительности в этом произв. переплетается с романтич. мотивами, а католич. религиозность сталкивается с подлинным историзмом. В 30-40-е гг. появляются историч. романы Ф. Д. Гверрацци (1804-73), трагедии Дж. Никколини (1782-1861), лирика Г. Мамели (1827-49) и А. Поэрио (1802- 1848), проникнутые революц. идеями Дж. Мадзини (1805-72). Историко-бы-товые романы M. д'Адзельо (1798- 1866) и др. последователей Мандзони отмечены либерализмом и католицизмом. Одновременно расцвела сатирич. поэзия на диалектах - флорентийца Дж. Джу-сти (1809-50) и римлянина Дж. Белли (1791-1863).

После Революции 1848-49 выделяется творчество поэтов-гарибальдийцев А. Але-арди (1812-78), Л. Меркантини (1821-72). В историч. романе гарибальдийца И. Ньево (1831-61) "Исповедь итальянца" (1858) о развитии нац.-освободит, движения вплоть до Революции 1848-49 явствен переход от романтизма к реализму. Такой же переход наблюдается и в романе P. Джованьоли (1838- 1915) "Спартак" (1874). Политич. поэзия Дж. Кардуччи (1835-1907) проникнута идеями Рисорджименто и протестом против их быстрого забвения в объединённой И.