загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ографии, представляющие новый этап в болг. языкознании: в области грамматики (Л. Андрейчин, С. Стоиков и др.), болг. лексики, фразеологии и стилистики (Р. Мутафчиев и др.). др.-болг. языка и истории болг. яз. (К. Мирчев, И. Гылыбов, Д. Мирчева, А. Минчева, К. Даграмоджиева и др.), истории современного болг. лит. языка (Л. Андрей-чин и др.), слав, языкознания, этимологии и ономастики (В. Георгиев, И. Дуриданов, И. Займов и др.), стилистики (С. Василев, М. Янакиев). В области диалектологии большую ценность представляют работы С. Стойкова, Ц. Тодорова, И. Младенова и др.

Науч. центрами языкознания в Б являются, кроме академич. Ин-та болг. яз., также кафедры по различным областям языкознания (общего языкознания, болгаристики, русистики, романистики, классич. языков и др.) при Софийском ун-те. Периодич. издания по языкознанию: "Български език" (с 1951), "Език и литература" (с 1946).

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Научный центр республики-Болг. академия наук (БАН), в её составе 33 НИИ. Науч. исследования по с. х-ву координирует Академия с.-х. наук, созданная в 1961 на базе отделения биологии и с.-х. наук БАН. Она объединяет 28 ин-тов и 28 опытных станций; в её составе более 1200 сотрудников. В 1959 образован Гос. комитет по науке и технич. прогрессу, к-рый способствует большей целенаправленности научных исследований. В его ведении находится ряд ин-тов, в т. ч. изобретений и рационализации, стандартизации, мер и измерит, приборов, вычислит, техники, науч. организации производства и труда, научно-технич. и экономич. информации.

В Б. имеется 368 науч. орг-ций, из них при различных мин-вах и ведомствах работает 237, в т. ч. НИИ 55, проектных организаций 18; в их составе св. 7000 специалистов. В частности, в области химии и металлургии работают 5 НИИ, изучающих и проектирующих объекты хим., каучуковой, пластмассовой и нефтеперерабатывающей пром-сти. В области геологии, геодезии, цветной и чёрной металлургии, рудодобывающей пром-сти и горного дела исследования ведут 8 ин-тов; 63 НИИ, 5 проектных организаций, 3 научных центра работают в области строительства, машиностроения, энергетики и электропром-сти.

Науч. исследования в области экономич. наук ведут 6 ин-тов, 2 центра и группа финанс. исследований при Мин-ве финансов НРБ.

Науч. учреждения Б. поддерживают всесторонние между нар. связи, прежде всего с науч. учреждениями СССР и др. социалистич. стран, а также Великобритании, Франции, Италии, США и др.

Результаты н.-и. деятельности публикуются в ряде науч. изданий: докладах БАН, ежегодниках вузов, известиях ин-тов БАН и Академии с.-х. наук, трудах ведомственных ин-тов и специализированных журналах.

Лит.: Божков С., Болгарская академия цаук. Краткий очерк 1869 - 1969, София, 1969; Г р о з е в Г., История на българската философия, ч. 1-2, София, 1957-59; Б ъ н к о в А., Развитие на философската мисъл в България, София, 1966; Бирман М. А., Основные направления в исследовании новой и новейшей истории Болгарии в болгарской историографии, "Советское славяноведение", 1967, № 2; В а л е в Л. Б., Новая и новейшая история Болгарии в трудах современных болгарских исследователей (1944-67), там же, № 4; Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки, М., 1968, с. 203-209, 391-400; Натан Ж., История на икономическата мисъл в България, София, 1964; Г р и г о р о в К., Развитие на буржоазната икономическата мнсъл в България между двете световни войни, София, 1960; М а т е е в Е., Субективната школа и марксистско-ленинската политическа икономия, 2 изд., София, [1949]; Андреев М., Ангелов Д., История болгарского государства и права, пер. с болг., М., 1962.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

Периодич. болг. печать возникла в 40-х гг. 19 в. В связи с преследованиями со стороны тур. властей первые газеты и журналы издавались болг. патриотами и орг-циями за пределами Б. Внутри страны периодич. печать начала развиваться лишь с 1878. В 1969 в Б. издавалось 710 газет общим тиражом 750 млн. экз. (включая многотиражки) и 780 журналов (включая бюллетени) общим тиражом 40 млн. экз. Важнейшие газеты: "Работническо дело" (с 1927), орган ЦК БКП, тираж 650 тыс. экз. (здесь и далее - в 1970); "Земеделско знаме" (с 1902), орган БЗНС, тираж 160 тыс. экз.; "Отечествен фронт" (с 1942), орган ОФ, тираж 220 тыс. экз.; "Труд" (с 1946), орган Цен-тр. совета профсоюзов, тираж 100 тыс. экз.; "Народна младеж" (с 1944), орган ЦК Димитровского коммунистич. союза молодёжи (ДКСМ), тираж 230 тыс. экз.; "Народна армия" (с 1944), орган Мин-ва нар. обороны; "Поглед" (с 1930), орган Союза болг. журналистов, тираж 220 тыс. экз. Журналы: "Ново време" (с 1897), орган ЦК БКП, тираж 32 тыс. экз.; "Партиен живот" (с 1957), орган ЦК БКП, тираж 40 тыс. экз.; "Политическа просвета" (с 1966), орган ЦК БКП, тираж 34 тыс. экз.; "Младеж" (с 1945), орган ЦК ДКСМ, тираж 60 тыс. экз.; "Жената днес" (с 1945), орган К-та болг. женщин, тираж 327 тыс. экз. на болг. яз. и 70 тыс. экз. на русском.

Распространение информации внутри страны и за рубежом ведёт Болг. телеграфное агентство (Българска телеграфна агенция - БТА; осн. в 1898).

Радиовещание в Б. ведётся с нояб. 1929. В 1935 радиосвязь и радиовещание были объявлены монополией гос-ва.

Радиовещание осуществляется центр. радиостанцией в Софии и районными -в Варне, Пловдиве, Стара-Загоре. Внутр. вещание на болг. яз. ведётся по 3 национальным и 4 районным программам и специальной программе для столицы. С 1959 введена ежедневная программа на тур. яз. для тур. населения Б. Общий объём внутр. вещания Болг. радио - 50 часов в сутки. Иностр. вещание ведётся на болг. (радиостанция "Родина" - для болгар, находящихся за границей), греч., тур., серб.-хорв., араб., англ, (в т. ч. для США, Великобритании и стран Африки), франц. (в т. ч. для Африки), нем., итал., исп. (в т. ч. для Лат. Америки) и эсперанто языках. Общий объём вещания Болг. радио на заграницу - 24 часа в сутки. Регулярные передачи телевидения начались с нояб. 1959. С 1961 Болг. телевидение имеет еженедельно программы с общим объёмом ок. 35-40 часов (1969).

XIII. Литература

Литература Б.- древнейшая из слав, литератур. Возникла во 2-й пол. 9 в. Её начало связано с деятельностью учеников Кирилла и Мефодия, создателей слав, письменности. Древнеболг. лит-ра (9-12 вв.) была преим. церк.-дидактической, но для неё было характерно гражд. отношение к обществ, жизни и постановка филос. проблем (соч. Климента Охридского, Константина Преславского, Иоанна Экзарха, Козьмы Пресвитера, Черноризца Храбра). Её развитию способствовало богатое устное нар. творчество В апокрифич. произведениях в религ. форме отразились настроения нар. масс. Близки апокрифам богомильские антифеод. произведения ("Катарский требник", "Тайная книга" и др.).

В 14 в. лит-ру представляли Феодосий Тырновский, патриарх Евфимий Тырновский и ученик Евфимия - Григорий Цамблак, создавший "Похвальное слово Евфимию".

С кон. 14 в. лит. развитие в течение нескольких веков тормозилось в условиях османского ига. В 15-18 вв. популярны были сборники повестей, нравоучений - "дамаскины" (по имени греч. епископа Дамаскина Студита, проповеди к-рого переводились на болг. яз.). Но и в эту эпоху появлялись новые переводы, литература демократизировалась Деятельность писателей 15 в.- Константина Костенечского, Владислава Грамматика, Димитра Кантакузина носила общий южнослав. характер. В нач. 16 в, выходят первые болг. печатные книги.

Нац. возрождение Б., начавшееся вс 2-й половине 18 в., было новым периодом и в развитии литературы. Выдающиеся просветители Паисий Хилендарский (1722-98), Софроний Врачанский (1739-1813) выступали и как писатели. Нац. лит-pa сформировалась в 50-70-х гг. 19 в. - в период нац.-освободит, борьбы, закончившейся освобождением страны от тур. поработителей (1878). Литература развивалась как духовное орудие этой борьбы. Большую роль в её становлении сыграла рус. лит-pa. Многие болг. писатели учились в России, воспитывались на рус. классич. произведениях. В это время выступают поэты Д. Чинтулов (1822-86), П. Р. Славейков (1827-95), Г. С. Раковский (1821-67), X. Ботев (1849-76), творчество к-рого стало вершиной развития лит-ры эпохи Болг. возрождения; прозаик и драматург В. Друмев (1841-1901), прозаики Л. Каравелов (1835-79), И. Блысков (1839-1913), драматург Д. Войников (1833-78) и др. Возникают тенденции сентиментализма (напр., в поэзии Н. Герова), романтизма (в творчестве Чинтулова, Раковского и др.), к-рые, однако, не формируются в определённые течения. Осн. методом становится реализм, для к-рого характерен пафос героич. романтики (творчество Каравелова, П. Р. Славейкова, молодого И. Вазова, 1850-1921; лирика Ботева). Бурнс развивается периодич. печать (газеты "Свобода" и "Независимост" Каравелова, "Гайда" и "Македония" П. Р. Славейкова, "Дума на българските емигранти" и "Знаме" Ботева и др.). В лит.-критич. статьях Ботева и Каравелова находила обоснование эстетика болгарского реализма, близкая эстетике рус. революц. демократов.

С конца 70-х гг., после рус.-тур. войны 1877-78 и образования нац. болг. гос-ва, в литературе идёт процесс идейно-эстетич. размежевания. Высокого развития достигает критич. реализм. Осн. пафосом лит-ры 80-х гг. был патриотизм. Появляются крупные произведения, посвящённые нац.-освободит, борьбе 70-х гг.: роман выдающегося художника слова Вазова "Под игом" (1889-90), его же лирико-эпический цикл * Эпопея забытых" (1881-84), поэма П. П. Славейкова (1866-1912) -"Кровавая песня" (над которой автор работал около 20 лет; опубл. полностью поем., 1925), "Записки о болгарских восстаниях" (1884-92) 3. Стоянова (1851-89).

С 90-х гг. наступает расцвет критич. реализма. Создаются сатирич. произведения - цикл рассказов и фельетонов "Бай Ганю" (1895) А. Константинова (1863-97), повесть "Эпоха-кормилица „великих" людей" (1888) Вазова; крупными сатириками были также С. Михайловский (1856-1927), Г. Кирков (1867-1919), подвергшие осмеянию нравы бурж. общества. Одна из осн. тем в творчестве писателей-реалистов кон. 19 - нач. 20 вв.- разорение крестьянства. Крест. тема раскрыта в творчестве Елина-Пелина (1878-1949) и А. Страшимирова (1872-1937), в стихах Вазова, П. Яворова (1877-1914), Ц. Церковского (1869-1926). В стихах и прозе этих писателей возникает образ крестьянина-бунтаря. Жанр короткого социально-гуманистич. рассказа характерен для творчества Елина-Пелина, Страшимирова, правдиво показавших жизнь крестьянства, Г. Стаматова (1869-1942), обличавшего бурж. мораль и духовную нищету бурж. интеллигенции. В поэзии преобладала гражд. лирика.

В нач. 20 в. происходит процесс идейно-эстетич. разграничения. Продолжают выступать писатели, творчество к-рых отличалось известной противоречивостью: П. П. Славейков, П. Яворов (во 2-й период творчества), Д. Дебелянов (1887-1916) и др.; нек-рой частью своего творчества они представляли модернизм. Глубокий психологизм в изображении внутр. мира человека придавал болг. реализму этого периода новые черты. Болг. модернизм (с его осн. формой - символизмом, родоначальником к-рого был П. Яворов) сформировался в период 1905-18. Субъективистское восприятие мира, культ ирреального, подсознательного - характерные его черты. В 1-е десятилетие 20 в. представителями болг. символизма были Т. Траянов (1882-1945), Л. Стоянов (р. 1888), Н. Лилиев (1885-1960), во мн. произведениях -Е. Попдимитров (1885-1943), X. Ясенов (1889-1925).

К кон. 19 - нач. 20 вв. относится рождение пролетарской лит-ры. В поэзии Д. Полякова (1876-1953) и прозе Г. Киркова (1867-1919) впервые создан образ нового положительного героя - рабочего, социалиста. В поэзии и прозе Полянова преобладали революц.-романтич. черты. Д. Благоев (1856-1924) заложил основы марксистской эстетики в Болгарии. Крупными литературоведами демократич. направления были И. Д. Шишманов, Б. Пенев. Под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России и революц. событий в Б. в литературе происходят глубокие изменения. Символизм как течение распадается. Многие поэты порывают с ним и переходят в лагерь революц. лит-ры: X. Ясенов, Л. Стоянов и др.; от экспрессионизма в революц. лит-ру приходит Г. Милев (1895-1925), создавший антифаш. поэму "Сентябрь" (1925). После Сент. антифаш. восстания 1923 возникла новая волна революц. лит-ры: А. Разцветников (1897-1951), Н. Фуриаджиев (1903-68), А. Каралийчев (р. 1902). В 20^е гг. утверждаются осн. черты социалистич. реализма, прежде всего в поэзии X. Смирненского (1898-1923), раскрывающей жизнь в широкой историч. перспективе; в его стихах создан образ пролет, революционера, активного преобразователя мира. Если в 20-х гг. в социалистической лит-ре преобладали стихотворные жанры, то в 30-х гг. значит, место занимает проза: повести и романы Г. Караславова (р. 1904), К. Велкова (1902-60). Многостороннее становится образ пролетарского революционера в поэзии X. Радевского (р. 1903), М. Исаева (р. 1907). Новый этап в развитии социалистич. реализма знаменует собой новаторская поэзия Н. Вапцарова (1909-42). Антифаш. мотивы с особой силой звучали в творчестве А. Страшимирова (роман "Хоровод", 1926), Л. Стоянова (публицистич. статьи, рассказы и повести), А. Разцветникова (сб. стихов "Жертвенные костры", 1924), М. Марчевского (1898-1962), К. Белева (р. 1908), О. Василева (р. 1904), Г. Белева (1889-1963), А. Тодорова (р. 1906), Н. Фурнаджиева и др. К демократич. писателям принадлежат И. Йовков (1880-1937), А. Каралийчев, С. Загорчинов (1889-1969), С. Костов (1879-1939), С. Минков (1902-66), Е. Багряна (р. 1893), Ламар (р. 1898). Марксистскую лит. критику представляли Г. Бакалов (1873-1939), Т. Павлов (р. 1890). Во время Движения Сопротивления (1941 -1944) героически погибли поэты Н. Вапцаров, Ц. Спасов, X. Кырпачев и др. После победы нар.-демократич. революции (1944) перед литературой возникли новые задачи активного участия в социалистич. строительстве. Для литературы нар. Б. характерны стремление к глубокому психологич. анализу, жанровое и стилевое многообразие. В области прозы получил развитие историко-революц. роман: "Железный светильник" (1952), "Пре-спанские колокола" (1954), "Ильин день" (1953) Д. Талева (1898-1966); "Путь" (1945-54) С. Даскалова (р. 1909); "За свободу" (1954) С. Дичева (р. 1920); "На жизнь и смерть" (1953) Д. Ангелова (р. 1904). Созданы романы-эпопеи о борьбе болг. народа против капиталистич. гнёта и фашизма: "Табак" (1951) Д. Димова (1909-66), "Простые люди" (1951-63) Г. Караславова, "Иван Кондарев" (1958-64) Е. Станева (р. 1907). Социалистич. преобразования, проблемы новой морали раскрыты в романах: "Семья ткачей" (1956-60) К. Калчева (р. 1914), "Семь дней нашей жизни" (1966) А. Гуляшки (р. 1914). Характерно развитие лирич. прозы (творчество Д. Фучеджиева, Н. Хайтова, И. Радичкова). Поэзию представляют и поэты старшего поколения (Е. Багряна; Д. Габе, р. 1886; М. Исаев, Н. Фурнаджиев) и плеяда поэтов, выступивших в канун Сент. нар. вооружённого восстания 1944 и после него (В. Андреев, р. 1918, В. Ханчев, 1919-66, В. Петров, р. 1920, Г. Джагаров, р. 1925, П. Матев, р. 1924, Д. Методиев, р. 1922, Б. Димитрова, р. 1922, П. Пенев, 1930-1959, и др.), создавшие многообразную лирику - гражданскую, интимную, пейзажную, философскую. В центре совр. болг. драматургии - проблемы революц. гуманизма, социалистич. морали (пьесы К. Кюлявкова, О. Василева, К. Зидарова, р. 1902). В кон. 50-х гг. в драматургию пришла группа поэтов, стремящихся к "лиризации драмы" (пьесы И. Пейчева, р. 1916, И. Радоева, В. Петрова), и прозаиков (Д. Димов, Д. Асенов, Н. Хайтов и др.). Развивается интеллектуально-философская и публицистическая драма (пьесы Г. Джагарова, Н. Русева, Л-Стрелкова).

Вопросами истории лит-ры в Б. занимаются П. Динеков, Г. Цанев, теории лит-ры - П. Зарев, Г. Димитров-Гошкин, проблемами зап.-европ. лит-р -М. Минков, К. Гылыбов. Проблемы лит. связей разрабатывают Е. Георгиев, В. Велчев, С. Русакиев, Г. Константинов. Вклад в развитие литературоведения вносят также совр. критики (Б. Делчев, П. Данчев, С. Каролев, Е. Каранфилов, Л. Тенев и др.).

Лит.: Очерки истории болгарской литературы XIX-XX вв., М., 1959; Державин К. Н., Болгарский театр, М.- Л., 1950; Ерихонов Л., Русские революционные демократы и общественная мысль южных славян в 60-70-х гг. XIX века, М., 1950; Марков Д. Ф., Болгарская поэзия первой четверти XX в., М., 1959; его же, Болгарская литература наших дней, М., 1969; Злыднев В. И., Русско-болгарские литературные связи XX в., М., 1964; Гачев Г. Д., Ускоренное развитие литературы, М., 1964; Эстетика и литература. Статьи болгарских критиков, пер. с болг., М., 1966; Димитров Г., За лптературата, изкуството и науката, София, 1949; Павлов Т., За марксическа естетпка, лнтературна наука и критика, т. 1 - 2, София, 1954 - 55; История на българската литература, т. 1 - 2, София, 1962-66; Динеков П., Възрожденски писатели, 2 изд., София, 1964; Зарев П., Панорама на българската литература, т. 1, ч. 1-2, София, 1966-67; Ц а н е в Г., Страници от историята на българската литература, 3 изд. , София, 1958; Проблеми на съвременната българската литература, София, 1964; В е л ч е в В., Въздействието на руската класическа литература за формиране и развитие на българската литература през XIX век. София, 1958; Константинов Г., МинковЦ., Беликов С., Български писатели. Биографии, библиография, София, 1961. Д.Ф.Марков.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На терр. Б. найдены глиняные сосуды с прочерч. и лепным геом. орнаментом, фигурки людей и животных из глины (неолит, энеолит и эпоха бронзы - 4-2-е тыс. до н. э.). К раннему жел. веку относятся дольмены в горах Странджа, Сакар и Вост. Родопы, наскальные рисунки с изображением животных и людей (ок. 8-7 вв. до н. э.) близ г. Белоградчик. На побережье Чёрного м. сохранились остатки древнегреч. колоний - Аполлонии, Месембрии и др.- с многочисл. памятниками антич. скульптуры. О высоком уровне культуры фракийцев свидетельствуют остатки г. Севтополиса (близ Казанлыка) со следами богато декориров. обществ, и жилых зданий, купольная гробница близ Казанлыка с уникальной антич. стенописью, отражающей фракийский быт (4 в. до н. э.).

1. Глиняный сосуд 4-го тыс. до н. э. Национальный музей. Казан лык. 2. Глиняный сосуд эпохи бронзы. Археологический музей. Пловдив.

Среди антич. кладов выделяется клад из г. Панагюриште с отличающимися совершенством чеканки золотыми ритонами в форме голов животных и сосудами с рельефными сюжетными изображениями (4 в. до н. э.). От эпохи рим. владычества остались руины городов 1-2 вв. н. э. (Рациария, Видинский окр.; Эскус, Плевенский окр.; Никополис-ад-Иструм, Великотырновский окр.; и др.),крепостей (Хисар, Пловдивский окр.; Абритус, близ г. Разград), церковь св. Георгия в Софии (4 в.) и гробница в Силистре (4 в.; с прекрасно сохранившейся стенописью). В развалинах рим. вилл близ Ивайловграда обнаружены мозаичные полы с мифологич. и жанровыми изображениями. В период визант. господства начинается сооружение христ. храмов (3-нефная базилика, т. н. Старая митрополия, в Несебыре, 5 в.; купольная базилика св. Софии в г. София, 5-6 вв.; центрич. церковь в с. Перуштица, 6 в.; и др.). С созданием Первого Болг. царства (680-1018) формируется собственно болг. иск-во, складывающееся на основе культуры заселивших Б. в 6-7 вв. славян и протоболгар. В своём развитии оно впитывает богатые антич. и визант. художеств, традиции. Первым памятникам болг. зодчества (остатки крепостных стен и прямоуг. в плане дворцов в Плиске и Преславе, 9-10 вв.), сложенным из массивных кам. блоков, свойственна торжеств, тяжеловесность форм. Интерьеры дворцов с мраморными колоннадами были украшены плитами и карнизами с резным геом. орнаментом, а также скульптурой из меди и камня. Величествен уникальный памятник скульптуры этого времени -т. н. Мадарский всадник - высеченный на скале близ с. Мадара барельеф с обобщ. изображением всадника с собакой и льва, пронзённого копьём. Церк. архитектура 9-10 вв., исходившая из визант. прототипов (3-нефная базилика с обширным атриумом и партексом, т. н. Большая базилика, в Плиске; т. н. Круглая церковь в Преславе), отличалась красочностью декоративного убранства, в к-ром применялись глазу ров. керамич. плитки с многообразными растит, и геом. узорами (пальметты, ромбы, круги) и изображениями святых.

"Мадарский всадник". Рельеф близ с. Мадара. 9 в.

"Св. Тодор" (из церкви в Патлейне). Керамическое панно. 10 в. Музей в Преславе.

Оригинальным видом архит. декора были инкрустированные многоцветными стёклами кам. плиты и блоки. В период визант. владычества (1018-1187) художеств, жизнь замирает. Строятся гл. обр. укрепления и замки (крепость Баба Вида в Видине, Асенова крепость близ Асеновграда и др.). В эпоху Второго Болг. царства (1187-1396) гл. художеств, центром становится Тырново (совр. Велико-Тырново). Для тырновской художеств. школы характерны относительно меньшие, чем в 9-10 вв., размеры построек, стремление к декоративному изяществу. Традиции визант. иск-ва получают в ней свободное и оригинальное истолкование. Стены 4-столпных и 1-нефных купольных храмов, сложенных из камня и кирпича, расчленены ступенчатыми арочными нишами, глухими аркадами и украшены зубчатыми карнизами, керамич. глазуров. плитками с многоцветным геом. орнаментом. Наружные членения часто не связаны с внутр. структурой зданий (церкви в р-не Трапезица в г. Велико-Тырнове, 12-14 вв.; церкви Вседержителя и Иоанна Неосвящённого в Несебыре, обе - 13-14 вв.). 13-14 вв. были временем расцвета болг. ср.-век. живописи и миниатюры. Выдающийся памятник тырновской школы - стенопись (1259) церкви с. Бояна (ныне в черте Софии), отличающаяся свежестью реалистич. деталей, живой непосредственностью портретных образов, изысканностью сдержанного, мерцающего колорита. Усиливающееся внимание к реальному миру проявляется в исполненных наивной выразительности миниатюрах "Хроники Манасия" (сер. 14 в., Ватиканская б-ка, Рим) и "Евангелия Ивана Александра" (1356, Брит, музей, Лондон), в к-рых наряду со сценами болг. истории и портретами ист. лиц находит отражение совр. быт (одежда, вооружение, архитектура). В 12-14 вв. развиваются ювелирное иск-во, резьба по дереву и др. художеств. ремёсла. Завоевание Б. турками-османами (кон. 14 в.) положило конец расцвету древнеболг. иск-ва. Мн. памятники болг. культуры были уничтожены. В 15-16 вв. завоеватели вели стр-во мечетей, мостов и бань (мечеть Буюк-джамия в Софии, 1474; Кадин мост близ Кюстендила, 1470). Несмотря на иноземный гнёт, традиции болг. культуры продолжают сохраняться в 15-17 вв. в декоративно-прикладном и изобразит, иск-ве. Суровым по колориту фрескам Б. 15-17 вв.- в церкви Петра и Павла в Велико-Тырнове, 15 в., в Драгалевском, 1476, Кремиковском, 1493, и Бачковском, 1643, монастырях - при известном схематизме и канонич. отвлечённости образов нередко свойственны драматич. экспрессия и наивно-реалистич. черты. В архитектуре этого времени преобладают скромные однонефные сел. церкви с цилиндрич. сводами, покрытыми двускатной крышей.

В период Болг. возрождения (2-я пол. 18 в.- 1878) наступает новый подъём иск-ва. Расширяется светское и церк. стр-во. В городах сооружаются часовые башни, мосты, постоялые дворы, в сел. местности - монастыри с живописными внутр. дворами, окружёнными арочными галереями. Декоративной красочностью отличаются монастырские церкви с зап. притворами, украшенными арочными галереями, с мягкими волнистыми очертаниями карнизов и рядами двухцветной кам. кладки. Среди строителей этого периода появляются крупные нац. мастера - Алекси Рилец, построивший три корпуса Рильского монастыря (1816-19), Н. Фичев, соорудивший мост через р. Янтра у г. Бяла (1865-67), ряд постоялых дворов н церквей, а также П. Йованович, автор церкви Богородицы (1834-1860) в Рильском монастыре. В 18 в. окончательно складываются характерные нац. типы жилых домов с кам. цокольным этажом, фахверковой конструкцией 2-го этажа, с обилием галерей, эркеров, балконов, с росписями на фасадах и в интерьерах и с нарядными резными деревянными потолками (Дом Ламартина в Пловдиве, Дом Лютова в Копривштице). В изобразит, иск-ве складывается ряд местных художеств. школ - тревненская, самоковская и др., представители к-рых (резчики и иконописцы) создают иконостасы с многообразным резным орнаментом. В живописи проявляется стремление освободиться от религ. канонов. Крупнейший живописец Болг. возрождения Захарий Зограф вводил в свои фрески изображения современников и сцены реальной жизни. Ему же принадлежат и первые светские портреты. Светское реалистич. иск-во складывается в Б. в 60-70-х гг. 19 в. (портреты живописцев С. Доспевского, X. Цокева, Н. Павловича; последний был автором и первых болг. ист. композиций). Появляется патриотич. революц. графика (Г. Данчов, X. Дембицкий).

Миниатюра "Хроники Манасия". Сер. 14 в. Ватиканская библиотека. Рим.

После освобождения Б. от османского ига (1878) её иск-во переживает новый подъём. Начинаются большие градостроит. работы. В Софии, Варне, Пловдиве и других городах запутанная система кривых улиц отчасти сменяется сетью прямолинейных магистралей. В Софии сооружается ряд обществ, зданий (Нар. собрание, 1885, арх. К. Йованович; Нар. театр им. И. Вазова, 1904, арх. Ф. Фельнер и Г. Хельмер; храм-памятник Александра Невского, 1904-12, рус. арх. А. Н. Померанцев; и др.). Наряду с тенденциями эклектики в 1-м десятилетии 20 в. возникают поиски нац. архит. стиля (Синодальная палата в Софии, 1908, арх. П. Момчилов). В период между двумя мировыми войнами проявляется влияние функционализма и конструктивизма (Мин-во внутр. дел в Софии, 1939, арх. Г. Овчаров). В изобразит, иск-ве в 80-х гг. 19 в. складывается демократия, реалистич. направление. Живописцы А. Митов, И. Ангелов, И. Мырквичка и др. изображают в своих картинах жизнь крестьян, их нац. обычаи и обряды. Расцвет реалистич. батальной живописи связан с именем Я. Вешина.

Н. Фичев. Мост через р. Янтра уг. Бяла. 1865-67.

В. Димитров-Майстора. "Девушка". 1952. Художественная галерея. Бургас.

К ст. Болгария. 1. Церковь св. Софии в г. София. 5-6 вв. 2. Церковь Иоанна Неосвящённого в Несебыре. 13-14 вв. 3. Дом Лютова в Копривштице. 1854. 4. Внутренний двор Рильского монастыря. 1816-60. 5. Ф. Ф е л ь н е р, Г. X е л ь м е р. Народный театр им. И. Вазова в Софии. 1904. 6. А. Н. Померанцев. Храм-памятник Александра Невского в Софии. 1904-12. 7. Г. О в ч а р о в, Р. Р и б а р о в. Мавзолей Г. Димитрова в Софии. 1949. 8. Микрорайон Западный парк в Софии. 1960-е гг. 9. Н. Н е н о в и др. Курортный комплекс Албена близ Золотых Песков. 1960-е гг.

На рубеже 19 и 20 вв. в творчестве ряда художников проявляется влияние импрессионизма. Реалистич. традиции 19 в. сохраняются в пейзажной и портретной живописи (С. Иванов, Н. Петров, Ц. Тодоров), а также в портретной скульптуре (А. Николов). В 20-30-е гг. 20 в. иск-во Б. вступает в период противоречивых творческих исканий. Ряд мастеров иск-ва обращается к опыту европ. постимпрессионизма, сезаннизма и экспрессионизма.

Часовая башня в Тряинс. 1813.

В обстановке острой идейной борьбы постепенно выковываются прогрессивные художеств, тенденции. Демократич. традиции нац. культуры получают многообразное развитие в проникнутых суровой правдой сценах крест, жизни X. Станчева, в исходящих от нар. иск-ва декоративно-красочных композициях В. Димитрова-Майсторы и полных грубоватого жизнерадостного юмора сел. сценах С. Венева, в исполненных яркой поэтич. фантазии композициях на темы нар. сказаний и пейзажах И. Милева, П. Гесфгиева, Ц. Лавренова, гравюрах с изображением нац. памятников архитектуры В. Захариева, В. Стайкова и др. Развивается портретная (И. Петров, Д. Узунов) и пейзажная живопись (X. Станчев, П. Младенов и др.). Особой остроты достигает революц. журнальная графика (антимонархич. и антифашистские сатирич. рисунки и гравюры А. Жендова, С. Венева, И. Петрова, И. Бешкова, Б. Ангелушева и др.). В 30-е гг. пролетариату посвящают свои произведения живописцы Н. Балкански, С. Сотиров и скульпторы М, Марков, И. Фунев, И. Лазарев, В. Емануилова и др., во многом создавая предпосылки для формирования иск-ва социалистич. реализма.

И. Ф у н е в. "В вагоне третьего класса". Имитация чугуна. 1935. Национальная художественная галерея. София.

После установления в Б. нар.-демократич. строя (1944) иск-во Б. приобретает новое, социалистич. содержание. Огромный размах получают градостроит. работы. Составляются ген. планы развития и реконструкции Софии, Пловдива, Варны и др. городов, сооружаются новые пром. центры (гг. Димитровград, Мадан и др.). Создаётся ансамбль центра Софии с системой площадей (обстроенных парадными неоклассич. зданиями) и строгим по формам Мавзолеем Г. Димитрова (1949, арх. Г. Овчаров и Р. Рибаров). Сооружаются обществ, здания, жилые и спортивные комплексы. После периода подражания ист. стилям во 2-й пол. 50-х гг. появляется стремление к использованию более совр. и простых, функционально оправданных форм (Дворец бракосочетаний в Пловдиве, арх. М. Мареев, Д. Танева, В. Вылчанов; гостиница -"Рила" в Софии, арх. Г. Стоилов и др.; оба здания - 1962). Балконы, эркеры, лоджии, сильно выступающие солнцезащитные карнизы определяют приветливый облик и пластич. выразительность фасадов. В постройках 1960-х гг. используются фактурные и цветовые контрасты, монументально-декоративная живопись и скульптура. Здания органично вписываются в окружающий ландшафт. Живописностью планировки и застройки отличаются новые курортные комплексы близ гг. Варна и Несебыр (Солнечный Берег, арх. Н. Николов и др.; Золотые Пески, арх. Г. Ганев и др.; Албена, арх. Н. Ненов и др.), при стр-ве к-рых тактично использованы нац. традиции. Ведутся большие работы по реконструкции и благоустройству сёл и посёлков.

И. Мырквичка. "Рученица". 1894. Национальная художественная галерея. София.

В изобразит, иск-ве со 2-й пол. 40-х гг. получают распространение героич. темы революц. борьбы и социалистич. строительства, жизнеутверждающие образы рабочих и крестьян, нац. пейзажи. Постепенно освобождаясь от упрощённого истолкования задач социалистич. реализма, иск-во Б. обретает многообразие и яркое нац. своеобразие форм. Большие успехи достигнуты в монументальной и станковой живописи (И. Петров, Н. Балкански, С. Венев, С. Сотиров, В. Димитров-Майстора, Н. Петков, Б. Денев, И. Кирков, Д. Киров, С. Русев, Н. Мирчев), станковой и книжной графике (Б. Ангелушев, И. Петров, А. Поплилов, В. Стайков, П. Вылков, Г. Герасимов, М. Бехар), политич. карикатуре (А. Грозев, Ц. Цеков, Т. Пиндарев), станковой и монументальной скульптуре (А. Николов, И. Фунев, И. Лазарев, Л. Далчев, М. Марков, И. Крычмаров, В. Радославов). Для живописи 60-х гг. характерно стремление к созданию приподнятых героич. образов, к обострённой живописной экспрессии и декоративной красочности, а также обращение к древним нац. художеств, традициям. Успешно развиваются монументальное иск-во (мозаики А. Стаменова) и декоративно-прикладное иск-во (резьба по дереву А. Василева, керамика Г. Бакырджиева, ковры и декоративные ткани М. Йосифовой, С. Камбуровой и др.), мастера к-рого стремятся сочетать совр. художеств, концепции с традициями нар. иск-ва.

П. П а н а й о т о в. Портрет Г. Димитрова. 1967. Собственность Военного клуба в Софии.

Лит.: Бичев М., Български барок..., [София, 1955]; Томов Е., Болгарская графика, 2 изд., София, 1956; Мавродинов Н., Старобългарското изкуство. Изкуството на първото българско царство, София, 1950; его же, Старобългарското изкуство XI-XIII в., София, 1966; Божков А., Болгарское изобразительное искусство, Софил, 1964; Ц о н ч е в а М., Българско възраждане, София, 1962; Краткая история болгарской архитектуры, София, 1969; Съвременна българска живопис (Предговор от А. Божков), София, 1969; Boschkov A., Die bulgarische Malerei. Von den Anfangen bis zum 19. Jahrhundert, Recklinghausen, 1969.

XV. Музыка

Болг. нар. музыка сформировалась на основе нар. музыки слав, племён, вобрав в себя элементы муз. культуры древних жителей Балканского п-ова, а впоследствии испытала известное воздействие соседних народов и завоевателей. Болг. нар. песни сохранили самобытность как в отношении художеств, образности и эмоциональной окраски, так и по ряду формальных признаков (метр, ритм, ладо-гармонич. структура и др.). Преим. это песни одноголосного склада, в ср.-эап. и юго-зап. Б.- двухголосного. Мн. песни в различных областях страны имеют сложные равнодольные и неравно-дольные размеры-5/8, 7/8, 8/8, 9/8 и т. д. до 14/8. В числе древнейших нар. песен -обрядовые, связанные с языческими обрядами и верованиями, и трудовые -жнивные, посиделочные и др.; среди нар. танцев, восходящих к нар. обычаям,-прямое хоро, рученица, пайдушко хоро и др. Нар. муз. инструменты: годулка, гусла (струнные смычковые), тамбура (щипковый), различные духовые - гайда, кавал, свирель, додюк (одноствольная свирель), двоянка (двуствольная свирель), тупан и др. барабаны.

С принятием христианства (9 в.) развивается церк. пение на древнеболг. языке. Создаётся болг. церк.-певческая школа, оказавшая влияние на муз. культуру др. народов. Предположительно в 13-14 вв. сформировался т. н. болгарский распев, обнаруженный затем в рус. песенных сборниках 17-18 вв. В 14 в. выдвинулся автор муз.-теоретич. трактата - певчий и композитор болг. происхождения Иоанн Кукузель, живший в монастыре в Византии.

В ходе нац.-освободит. борьбы против османского господства создаются эпические песни - "юнашки" (героические), "хайдушки" (повстанческие), "возрожденски" (революционные, 2-я пол. 19 в.). С освобождением Б. (1878) связано возникновение нар. несено России. Позднее, в ходе борьбы болг. пролетариата против капитализма, монархич. режима и фашизма, родились нар. рабочие песни о Сентябрьском антифашистском восстании 1923, во время 2-й мировой войны -партизанские.

После 1878 начала формироваться светская гор. культура. Возникают хоры при нар. "читалиштах" (культ.-просвет. орг-ции), создаются духовые оркестры. С 90-х гг. 19 в. начинают развиваться проф. муз. творчество, исполнительское иск-во и музыкознание. Первые болг. композиторы - Е. Манолов, А. Букорештлиев, Д. Христов, П. Пипков, А. Морфов и А. Крыстев - работали преим. в области хоровой, сольной и детской песни (гл. обр. обработки нар. мелодий). Особенно значительно творчество Д. Христова. Начало болг. муз.-сценич. творчеству положил Г. Атанасов-Маэстро (6 опер, 1 оперетта и 5 детских оперетт). Первая болг. симфония создана Н. Атанасовым (1912).

С 1920-х гг. болг. композиторы работали во всех жанрах, овладевая различными муз. формами; наряду с использованием нар. мелодий в качестве тематич. материала они создают оригинальные произв. на собств. муз. темы в болг. духе, с характерным нац. звучанием. Большой вклад в музыку Б. внесли авторы опер, симфонических жанров, камерно-инструментальных произведений П. Владигеров, П. Стайнов, Л. Пипков, позднее - В. Стоянов, М. Големинов, Ф. Кутев, П. Хаджиев, Г. Димитров, С. Обретенов, Д. Ненов и др. В 1904 создана первая муз. школа (с 1921 - Гос. муз. академия, с 1954 - Болг. гос. консерватория): основаны Болгарское оперное товарищество (1908; с 1921 - Софийская народная опера), первый постоянный гос. симф. оркестр (1928), организовано мн. самодеятельных хоров, объединённых в Союз нар. хоров Б. (1926; с 1935 - Болг. певческий союз, существовал до 1952). Среди исполнителей: вокалисты - X. Морфова, С. Македонский, А. Тодорова, П. Райчев, Ц. Табакова, М. Милкова-Золотович, К. Кирова, Е. Николай, Т. Мазаров: пианисты-А. Стоянов, П. Пелишек, Т. Янкова, Д. Ненов; дирижёры - С. Попов, А. Найденов и А. Димитров. Значит, вклад в музыковедение Б. внесли Д. Христов и В. Стоин.

С установлением в Б. нар.-демократич. строя (1944) начинается новый период в развитии болг. муз. культуры. Возникают условия для всестороннего развития проф. и самодеятельного муз. иск-ва. Создаются новые муз. жанры - массовая песня, кантата и оратория, в к-рых применяются совр. приёмы письма, обновляются средства муз. выражения, расширяется тематика произв., отражающих революц. прошлое и совр. жизнь болг. народа. В симфоническом жанре работают П. Стайнов, Ф. Кутев, Л. Пипков, А. Райчев, К. Илиев, в жанре инструментального концерта - П. Владигеров, Л. Пипков, В. Стоянов, М. Големинов. Выделяются оперы Л. Пипкова, П. Хаджиева, М. Големинова, В. Стоянова, К. И лиева, оперетты П. Хаджиева, Г. Златева-Черкина, В. Райчева, А. Карастоянова, Ж. Леви и другие; кантаты и оратории С. Обретенова, Ф. Кутева, Л. Пипкова, Т. Попова. Мн. композиторы пишут камерную музыку, хоровые песнм и др.

Среди ведущих болг. исполнителей: вокалисты - Б. Христов, М. Попов, X. Брымбаров, Д. Узунов, Н. Николов, Н. Гяуров, Н. Гюзелев, К. Попова (ум. в 1966), Ю. Винер, Л. Барева, Р. Кабаиванская: пианисты - Л. Енчева, О. Либих, Н. Евров, А. Диков, Ю. Буков; скрипачи - Н. Симеонова, Б. Лечев, Д. Шнейдерман, Е. Камиларов, Г. Ба-дев, Г. Байнов; дирижёры - А. Найденов, В.Стефанов, В.Симеонов, К. Илиев, Д. Петков, Р. Райчев. В области музыковедения работают В. Крыстев, С. Стоянов, С. Джуджев, Р. Кацарова, Н. Кауфман, С. Петров.

Ведущие муз. орг-ции и коллективы (1970) - консерватория, муз. училища (5), Софийская гос. филармония, симф. оркестр Болг. радио и телевидения в Софии, 5 симф. оркестров в др. городах (в Русе, Варне, Бургасе, Пловдиве и Плевене), 5 оперных театров (в Софии, Русе, Варне, Стара-Загоре и Пловдиве), муз. театр им. С. Македонского (София), Болг. хоровая капелла им. Обретенова, 2 гос. ансамбля нар. песни и танца (в Софии и Благоевграде), Ансамбль песни и танца Болг. нар. армии, 2 струнных квартета. Существуют также самодеят. хоры в разных городах Б. В 1948 при Болг. академии наук осн. Ин-т музыки, к-рый разрабатывает проблемы болгарского нар. и проф. муз. творчества, теории музыки, эстетики и муз. педагогики. Композиторы и музыковеды объединены в творческий Союз болг. композиторов; его печатный орган (а также К-та по иск-ву и культуре) - журн. "Българска музика" (с 1948).

Лит..-Кръстев В., Очерки върху развитието на българската музика, т. 1, София, [1954]; Петров С., Очерцн по история на българската музикална култура, т. 1, София, 1959; Сб. статей болгарских музыковедов, [ред.-сост. К. Ангелов], М., 1962; Стайнов П., За българската музикална култура. Съст. В. Кръстев, София, 1967.

XVI. Балет

Древняя танцевальная культура болг. народа отличается богатством и разнообразием. Развитие болг. танцевального иск-ва было замедлено из-за многовекового османского ига. Первые попытки творчески осмыслить танц. фольклор были сделаны в 1907 учителями гимнастики Р, Колевой и П. Радоевым, к-рые после создания Болг. оперного т-ва (1908) поставили там первые балетные сцены в оперных спектаклях. В 1919 Радоев открыл детскую балетную школу. Для дальнейшего формирования проф. балетного иск-ва Б. значительными были гастроли артистов рус. балета (1920-22). В 1927 болг. танцовщик и балетм. А. Петров организовал первую проф. балетную труппу в Софийской народной опере; в том же году открыл балетную школу, в которой были подготовлены первые проф. болг. артисты балета - Е. Воронова, С. Ароэ (С. Дрова), А. Манолов и позднее-Н. Кираджиева, Л. Берон, Л. Колчакова и др.

В 30-х гг. 20 в. в балетном иск-ве Б. отмечаются противоречивые тенденции. Балетм. Л. Вылкова, ученица Р. фон Лабан и М. Вигман, поставила в Софийской народной опере балеты "Зелёная флейта" на музыку В. А. Моцарта, "Жар-птица" И. Ф. Стравинского, а также "Лебединое озеро" П. И. Чайковского, в к-рых частично использованы классич. танец, приёмы пластич. школы и средства свободного танца. Значительной для формирования в болг. балетном иск-ве традиций классич. танца была постановка балета "Спящая красавица" П. И. Чайковского (1938), осуществлённая рус. танцовщиком и балетм. М. фроманом. В 1937 А. Петров поставил первый болг. балет "Змей и Яна" X. Манолова, а в 1939 -"Раймонду" А. К. Глазунова. В 1942 балетм. М. Димова осуществила постановку балета "Нестинарка" М. Големинова, в к-рой впервые успешно использовано сочетание классич. балета с элементами нар. танцев.

После установления в Б. нар.-демократического строя начинается подлинный расцвет болг. балетного иск-ва. Балетная труппа Софийской народной оперы работает в творческом содружестве с сов. балетмейстерами и педагогами (Н. А. Анисимова, Н. С. Холфин, Ю. Н. Григорович, В. М. Чабукиани и др.). Балетм. А. Петров поставил балеты "Жизель" А. Адана (1948, 1960), "Лебединое озеро" (1956); "Эсмеральда" Ч. Пуньи, Л. Минкуса, С. Н. Василенко (1958); балетм. Н. Кираджиева-"Лауренсия" А. А. Крейна (1952), "Мирандолина" С. Н. Василенко (1954), "Треуголка" М. дё Фальй (1961). Среди ведущих танцовщиков балетного театра 60-х гг.: В. Кирова, К. Колдамова, К. Богоева, И. Лазарев и др. При оперных театрах в Стара-Загоре, Варне, Русе и Пловдиве созданы балетные труппы. В 1951 открыто Гос. хореографич. уч-ще с двумя отделениями: классич. танца и болг. танц. фольклора. С 1961 в Варне проводится междунар. конкурс балета (1964, 1965, 1966, 1968, 1970).

XVII. Драматический театр

С глубокой древности элементы театр. иск-ва были известны в болг. нар. играх. Многовековое османское иго тормозило развитие театра Б. С 40-х гг. 19 в. в нар. школах ученики разыгрывали на болг. языке драматизированные диалоги, авторами к-рых были педагоги. Любительские труппы создавались при нар. "читалиштах" (болг. самодеятельные культурно-просветительные орг-ции). В 1856 театральные представления состоялись в городах Ломе и Шумене. В 1866 один из первых болг. драматургов Д. Войников основал Браильское театральное об-во - первую постоянную труппу из любителей. В. Друмев создал историч. драму "Иванко" (поставлена в 1872), к-рая явилась вершиной нац. драматургии периода Болг. возрождения. В 70-х гг. 19 в. любительский театр получил в стране большое распространение. После освобождения от османского ига (1878) в Б. возникли первые проф. театральные коллективы: Болг. драматич. труппа в Пловдиве, созданная на базе Румелийской театральной труппы; Пловдивская любительская труппа, осн. часть к-рой в 1888 отделилась и образовала в Софии театр "Основа". В 1892 в Софии создана драматич. труппа "Слеза и смех". Формирование театра способствовало развитию болг. драматургии. На сцене труппы "Слеза и смех" начали деятельность многие известные болг. актёры первых лет существования проф. театра. В 1904 театр переведён на гос. бюджет и переименован в Нар. театр. В его труппе были объединены лучшие актёры страны: В. Кирков, А. Булевская, К. Сарафов, С. Огнянов, С. Бычваров, 3. Надева, И. Попов, А. Кирчев, X. Ганчев, Е. Снежина, Г. Киров, В. Игнатиева и др. Для Нар. театра писали пьесы драматурги И. Вазов, А. Страшимиров, П. Тодоров, П. Яворов.

В кон. 19 - нач. 20 вв. в Б. возникли др. проф. театры: передвижные театры -Драматич. театр Р. Поповой, Совр. театр (руководитель М. Икономов), Свободный театр и др. В этот период сформировалось реалистич. направление в болг. актёрском иск-ве. Его утверждению способствовало творчество актёров старшего поколения, получивших театральное образование в России. Нар. театр в Софии, руководимый реж. Н. Массалитиновым (1925-44), следовал сценич. принципам МХТ. В театре работали П. Атанасов, В. Трандафилов, Г. Стама-тов, М. Попова, Н. Икономов, Б. Михайлов, П. Димитров и др.; драматурги С. Л. Костов, И. Йовков, Р. Стоянов, Г. Райчев и др., деятельность к-рых была значит, для развития нац. театра. Массалитинов создал при театре драматич. школу-студию, в к-рой учились мн. ведущие совр. актёры Б.: И. Димов, К. Кисимов, 3. Йорданова, П. Герганова, О. Кирчева, Р. Делчева, И. Тасева и др. В 30-х гг. прогрессивным явлением для болг. театра была деятельность рабочих парт, театров ("Синие блузы", коллектив Трибуна, Народная сцена, переименованная позднее в Союз болг. работников театра, Реалистический театр, театр "Т-35" и др.), к-рые затем были закрыты буржуазными властями из-за их антифашистской направленности. Большое значение в пропаганде прогрессивной культуры имели передвижные театры.

После установления нар.-демократич. строя начался процесс возрождения театрального иск-ва. Увеличилась сеть профессиональных театров. Национальная драма является основой репертуара театров.

Театры Б. продолжают развивать реалистич. традиции. В 1969 в Б. работали 40 театров (32 драматических, 8 кукольных) и 3 тур. эстрадные труппы при драматич. театрах в Шумене, Кырджали и Разграде. В Софии имеются Нар. театр им. И. Вазова, драматич. театр "Слеза и смех", Театр Нар. армии, Сатирич. театр, Нар. театр молодёжи, театр "София", "Театр 199", Театр Слова, Уч. театр Высшего ин-та театрального иск-ва, Центр, театр кукол. В стране развита сеть самодеят. театральных коллективов (св. 3 тыс.). Высший ин-т театрального искусства осн. в 1948. Среди ведущих театральных деятелей 60-х гг.: актёры -Р. Делчева, О. Кирчева, С. Гецов, Г. Калоянчев, А. Карамитев, И. Кондов, Л. Кабакчиев, С. Джонев, М. Дупаринова, И. Димитрова, Т. Массалитинова, С. Славова и др.; режиссёры - Б. Дановский, Ф. Филипов, К. Мирский, С. Сырчаджиев, М. АН донов и др. В Софии ежемесячно выходит журн. "Театър" (с 1946).

Лит.: Державин К., Болгарский театр, М.- Л., 1950; П е н е в П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 1-4, София, 1952-58; Сто години български театър, София, 1956; И н д ж е в а Н., Театър на революционния протест, София, 1966. Н. А. Ястребова.

XVIII. Кино

Производство в Б. документальных и хроникальных фильмов началось в 1910. В 1915 поставлен первый художеств, фильм "Галантный болгарин" (реж. В. Гендов). В 1919 организовано акц. об-во "Лунафильм", на средства к-рого снимались хроникально-документальные и научно-популярные фильмы, художеств, фильмы с бытовой тематикой ("Лиляна", "Под старым небом"). Частные кинофирмы снимали комедии, приключенческие и др. фильмы, далёкие от жизни народа. В 1933 выпущен первый звуковой фильм "Бунт раба" (реж. Гендов). В 1939 создана государственная организация "Болгарское дело", выпускавшая фильмы, отмеченные, как правило, буржуазно-националистической направленностью.

После победы социалистич. революции кинотеатры, техническая база и фильмофонд перешли в руки государства (1948). В кон. 40-х - нач. 50-х гг. начало работать в кино новое поколение режиссёров, заложивших основы современного нац. киноискусства. Осн. место заняли фильмы о нац.-освободит, войне, о партизанских боях в годы 2-й мировой войны; героями этих фильмов стали лучшие представители народа. Среди фильмов, поставленных в 50-х гг.: "Калин Орёл" (1950, реж. Б. Борозанов, в сов. прокате - "Побег из неволи"), "Тревога" (1951, реж. 3. Жандов), "Под игом" (1952, реж. Д. Даковский), "Песня о человеке" (1954, реж. Б. Шаралиев), "На маленьком острове" (1958, реж. Р. Вылчанов). Расширились связи болгарских деятелей кино с кинематографией зарубежных стран; совм. с деятелями сов. кино созданы фильмы: "Герои Шипки" (1955, реж. С. Д. Васильев), "Урок истории" (1957, реж. Л. О. Арнштам), "Накануне" (1959, реж. В. М. Петров).

К нач. 60-х гг. определились новые тенденции в болг. киноискусстве - стремление режиссёров сочетать высокую гражданскую направленность, пафос борьбы за преобразование жизни с раскрытием индивидуальной человеческой психологии, поэтич. обобщениями, отказ от господствовавших ранее схематизма, иллюстративности. Среди фильмов 60-х гг.: "Солнце и тень" (1961, реж. Р. Вылчанов), "Как молоды мы были" (19о1, реж. Б. Желязкова), "Пленённая стая" (1962, реж. Д. Мундров), "Табак" (1953, реж. Н. Корабов, в сов. прокате - "Конец „Никотианы""), "Похититель персиков" (1964, реж. В. Радев), "Инспектор и ночь" (1964, реж. Вылчанов), "Рыцарь без забрала" (1966, реж. Б. Шаралиев), "Отклонение" (1967, реж. Г. Островский и Т. Стоянов), "Белая комната" (1968, реж. М. Андонов). Среди киноактёров Б.: Н. Коканова, Г. Калоянчев, Г. Георгиев, С. Данаилов, М. Драгоманская, Д. Тончева.

В области документального, научно-популярного, мультипликационного кино работают реж. Т. Динов, X. Топузанов, Р. Григоров, К. Костов, X. Ковачев и др. В Софии имеется Государственный киноархив, выпускается ежемесячный журн. "Киноизкуство" (с 1946). В Варне ежегодно (с 1961) проводится фестиваль болг. фильмов. В Б. имеется 3104 киноустановки, выпущено (1969): 14 игровых, 15 мультипликационных художественных фильмов, 60 документальных, 60 научно-популярных, ок. 90 короткометражных и рекламных фильмов.

Лит.:Погожева Л., Художественные фильмы Болгарии, М., 1963; Киноизкуството в България, София, 1960; Рачева М., Современный болгарский фильм, София, [б. г.].

БОЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ, первое гос. образование народов Ср. Поволжья и Прикамья; сформировалось в 10 в.; сыграло значит, роль в ср.-век. истории Вост. Европы. К 12 в. охватило терр. от Самарской луки до Сев. Чувашии и Юж. Приуралья. Осн. письм. источниками по истории Б. В.-К. являются сообщения арабо-перс. авторов (Ибн Фадлан, Ибн Хаукаль, Истахри, Ибн Руста, Гардизи и др.), соч. Рашидаддина, хазарские документы, рус. летописи, жития святых, эпиграфич. памятники болгар. Значительная роль в изучении Б. В.-К. принадлежит археологии, материалу, полученному в результате больших раскопок болгарских княжеских замков, городов (особенно Болгара и Сувара), сельских поселений и могильников. Основные раскопки проводились А. П. Смирновым начиная с 30-х гг. 20 в.

В формировании Б. В.-К. участвовали мн. финно-угорские племена. Значит, роль в дальнейшем развитии населения Волго-Камья и в создании государства сыграл приход в 7 в. из Приазовья в Ср. Поволжье большой группы тюркоязычных болг. племён, находившихся накануне образования классового общества (см. Болгары волжско-камские). К 10 в. кочевники-болгары почти полностью перешли к оседлому образу жизни. Основой их хозяйства стало плужное земледелие. До 10 в. болг. племена были подчинены Хазарскому каганату. В 922 хан г. Болгара Альмас начал объединять болг. племена. В борьбе с хазарами и внутр. противниками он опирался на поддержку арабов, номинально подчинившись халифу Муктадиру и приняв мусульманство. После разгрома Хазарии кн. Святославом Игоревичем (965) волжские болгары полностью освободились от подчинения хазарам. К кон. 10 в. феод. отношения стали господствующими. Археологич. данные позволяют предполагать в Б. В.-К. наличие крупного землевладения. Б. В.-К. находилась на торг. путях, связывающих Вост. Европу с Востоком. В 10 в. она активно торговала с Араб. халифатом, Византией, Русью. Её города превратились в крупные торг. и ремесл. центры. В 1006 был заключён торг. договор с Русью. Однако имели место и столкновения болгар с рус. князьями (походы рус. князей на болгар в 977, 985, 994 и 997). С 11 в. осн. воен. и торг. соперником Б. В.-К. стало Владимиро-Суздалъское княжество. Болгары неоднократно нападали на рус. города, что, в свою очередь, вызывало воен. походы рус. князей против Б. В.-К. (1120, 1164, 1172, 1183, 1220). Постоянная угроза со стороны рус. князей заставила болгар перенести столицу из Болгара в Биляр. В 1229 был заключён мир между Б. В.-К. и Русью.

В 20-х гг. 13 в. Б. В.-К. оказалась первым европ. гос-вом, принявшим на себя удар монголов. Нападение в 1223 было успешно отбито. Лишь в 1236 монголы взяли Биляр и к 1241 полностью покорили Б. В.-К., к-рая вошла в состав Золотой Орды, сохранив нек-рую автономию. Её культура явилась важным компонентом в формировании золотоордынской культуры Ниж. Поволжья. Во 2-й пол. 13 в. города Б. В.-К. снова стали крупными центрами торговли и ремесла. Первенство среди них перешло к Болгару.

Болгария Волжско-Камская. 1. Топоры и тёсла. 12 - 14 вв. 2. Глиняные сосуды. 10 - 12 вв. 3 - 4. Украшения: 3 - височное кольцо. 10 в.; 4 - перстень с надписью. 12 в. 5. Замочек. 14 в. 6. Изразец от облицовки здания. 14 в. 7. Соборная мечеть ("Чёрная палата") в Болгаре. 14 в. 8. Баня ("Красная палата") в Болгаре. 14 в. 9. Мусульманская усыпальница ("Монастырский погреб"). 14 в.

Сюда съезжались купцы из многих стран, включая Китай и Индию. В городе работали не только болгарские, но и иноземные ремесленники, в т. ч. армянские и русские. С 1240 по 1428 в Болгаре чеканилась своя монета. Оправившись после разгрома, учинённого монг.-татарами, болг. князья начали расширять свою территорию, гл. обр. в р-нах Вятки и Камы. Внутри Б. В.-К. выделяются 2 осн. княжества - Болгарское и Жукотинское. Большую роль начал также играть сев. центр Б. В.-К.- Казань. Экономич. подъём Б. В.-К. в 14 в. обусловил стремление болг. князей к самостоятельности. Их участие в дворцовых смутах в Золотой Орде вызвало карательные экспедиции золотоордынских ханов против Б. В.-К. Наиболее известен поход Булак-Тимура 1361. Ослабленная Ордой и разделённая на 2 княжества, Б. В.-К. не могла отбивать возобновившиеся с 1360 походы русских князей и многочисленные набеги ушкуйников.

Историки предполагают, что в сер. 90-х гг. 14 в. Б. В.-К. вместе с Ордой была разгромлена Тимуром, а в 30-х гг. 15 в. болг. земли к Ю. от Камы завоевали рус. феодалы. Самостоятельной осталась только Казань, ставшая столицей Казанского ханства.

Лит. Смирнов А. П., Волжские булгары, М., 1951; Очерки истории СССР. IX-XV вв., М., 1953, ч. 1, с. 717-23; ч. 2, с. 423 - 33. Н. Я. Мерперт.

БОЛГАРО-ВЕНГЕРСКИЙ ДОГОВОР 1948 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан в Софии 16 июля со стороны Болгарии пред. Сов. Мин. НРБ Г. Димитровым, зам. пред. Сов. Мин., министром иностр. дел НРБ В. Коларовым, со стороны Венгрии - пред. Сов. Мин. ВНР Л. Диньешем и министром иностр. дел ВНР Э. Мольнаром. Заключён на 20 лет. Обе стороны, стремясь к обеспечению безопасности своих народов, к сохранению и укреплению всеобщего мира, договорились проводить политику взаимной дружбы и крепить её путём тесного всестороннего сотрудничества, предпринимать совместно все зависящие от них меры к устранению любой угрозы возобновления агрессии со стороны Германии или любого др. гос-ва, к-рое объединилось бы с ней непосредственно или в к.-л. иной форме. Стороны обязались оказывать друг другу воен. и всякую иную помощь в случае, если одна из сторон будет вовлечена в воен. действия с Германией или любым др. гос-вом, объединившимся с ней в политике агрессии, не заключать к.-л. союза и не принимать участия в коалициях, действиях или мероприятиях, направленных против другой стороны. Б.-в. д. предусматривал расширение и укрепление взаимных экономич., культурных и др. связей. Договором предусматривалось, что он будет осуществляться в соответствии с принципами Устава ООН.

Публ. (на болг. и венг. яз.): "Държавен вестник", 1948, № 258.

БОЛГАРО-ВЕНГЕРСКИЙ ДОГОВОР 1969 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан в Софии 10 июля со стороны Болгарии первым секретарём ЦК БКП, председателем Сов. Мин. НРБ Т. Живковым, со стороны Венгрии- первым секретарём ЦК ВСРП Я. Кадаром и членом Политбюро ЦК ВСРП, председателем Сов. Мин. ВНР Е. Фоком. Заключён сроком на 20 лет. Констатируя исключительно важную роль болгаро-венгерского договора 1948, учитывая опыт и результаты социалистич. строительства в обеих странах и перемены, происшедшие в Европе и мире, стороны обязались, в соответствии с принципами социалистич. интернационализма, и впредь укреплять дружбу и всестороннее сотрудничество на основе равноправия, суверенитета и невмешательства во внутр. дела, действовать в духе укрепления единства и сплочённости, дружбы и братства социалистич. стран, координировать нар.-хоз. планы, расширять специализацию и кооперирование производства и содействовать сотрудничеству в рамках Совета экономич. взаимопомощи. Стороны выразили стремление к ослаблению междунар. напряжённости, прекращению гонки вооружений, достижению всеобщего и полного разоружения, окончательной ликвидации колониализма и неоколониализма. Они условились продолжать усилия для защиты мира во всём мире и безопасности народов от посягательств агрессивных сил империализма и реакции. В ст. 5 Договора говорится, что, проводя политику мирного сосуществования, стороны будут стремиться к обеспечению мира в Европе и созданию эффективной системы европ. безопасности, одной из гл. предпосылок к-рой является неприкосновенность существующих европ. границ; стороны выразили решимость, в соответствии с Варшавским договором 1955, обеспечивать неприкосновенность границ государств -участников этого договора, принимать все необходимые меры для недопущения агрессии со стороны каких бы то ни было сил империализма, милитаризма и реваншизма и давать отпор агрессору. В случае вооруж. нападения к.-л. гос-ва или группы гос-в стороны обязались, в соответствии с Варшавским договором и ст. 51 Устава ООН (предусматривающей неотъемлемое право на индивидуальную и коллективную оборону), оказывать друг другу всяческую помощь, включая и военную. Стороны договорились консультироваться по всем важным междунар. вопросам и действовать согласованно и сообразно их взаимным интересам.

Публ.: "Работническо дело", 1969, 13 юли; "Nepszabadsag", 1969, 13 Julius.

А, А. Колесников.

БОЛГАРО-ГЕРМАНСКИЙ ДОГОВОР 1915 О дружбе и союзе, подписан в Софии 24 авг. (6 сент.). Болгария обязывалась вступить в 1-ю мировую войну на стороне Германии, к-рая гарантировала терр. целостность Болгарии и по дополнит, тайному соглашению также её терр. приобретения за счёт соседних государств. В дополнение к Б.-г. д. 1915 была заключена в тот же день в Плессе воен. конвенция между Германией, Австро-Венгрией и Болгарией.

Публ.: Кесяковъ Б. Д., Приносъ къмъ дипломатическата история на България, [т. 1], С., 1925.

БОЛГАРО-ГРЕЧЕСКИЙ ДОГОВОР 1912, см. в ст. Балканский союз 1912.

БОЛГАРО-МОНГОЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1967 О дружбе и сотрудничестве, подписан в Улан-Баторе 21 июля со стороны Болгарии первым секретарём ЦК БКП, пред. Сов. Мин. НРБ Т. Живковым и пред. Президиума Нар. собрания НРБ Г. Трайковым, со стороны Монголии - первым секретарём ЦК МНРП, пред. Сов. Мин. МНР Ю. Цеденбалом и пред. Президиума Великого нар. хурала МНР Ж. Самбу. Заключён на 20 лет. Обе стороны обязались укреплять дружбу между монг. и болг. народами, развивать всестороннее сотрудничество и братскую взаимопомощь между обеими странами, развивать и углублять экономич. и науч.-технич. сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках многостороннего сотрудничества между социалистич. странами, в т. ч. и по линии СЭВ. Оба государства обязались принимать все меры для дальнейшего укрепления мощи, единства и сплочённости мирового социалистич. содружества, консультироваться по всем важнейшим междунар. вопросам, затрагивающим их интересы. В договоре указывается, что стороны будут активно участвовать в мероприятиях, направленных на укрепление мира и дружбы между народами, предотвращение и устранение империалистич. агрессии, достижение всеобщего и полного разоружения, на полную ликвидацию колониализма.

П у б л.: "Работническо дело", 1967, 23 юли; "Унэн Сонион", 1967, № 204.

БОЛГАРО-ПОЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1948 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан в Варшаве 29 мая со стороны Болгарии пред. Сов. Мин. НРБ Г. Димитровым и зам. пред. Сов. Мин. и министром иностр. дел НРБ В. Коларовым, со стороны Польши - пред. Сов. Мин. ПНР Ю. Циранкевичем и министром иностр. дел ПНР 3. Модзелевским. Заключён на 20 лет. Обе стороны обязались применять все доступные им меры к предотвращению агрессии со стороны Германии или любого иного государства, объединившегося в той или иной форме с Германией. В случае такой агрессии немедленно оказывать друг другу воен. и всякую иную помощь. Обе стороны обязались не заключать договоров и не участвовать в действиях, направленных против др. договаривающейся стороны. Стороны решили консультироваться по всем важным междунар. вопросам. Договор предусматривал расширение и укрепление взаимных экономич., культурных и др. связей.

Публ.: "Държавен вестник", 1948, № 152 (на болг. и польск. яз.).

БОЛГАРО-ПОЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1967 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помо-щ и, подписан в Софии 6 апр. со стороны Болгарии первым секретарём ЦК БКП, пред. Сов. Мин. НРБ Т. Живковым, со стороны Польши - Ген. секретарём ЦК ПОРП, чл. Гос. совета ПНР В. Гомулкой и пред. Сов. Мин. ПНР Ю. Циранкевичем. Заключён на 20 лет. Договаривающиеся стороны, констатируя, что, в то время как ГДР является фактором безопасности, западногерм. силы милитаризма и реваншизма угрожают миру, и отмечая важную роль болгаро-полъского договора 1948, а также учитывая изменения, происшедшие в Европе и мире за 20 лет, обязались, в соответствии с принципами социалистич. интернационализма на основе равноправия, суверенитета, невмешательства во внутр. дела друг друга, и впредь крепить дружбу и всестороннее сотрудничество двух гос-в, координировать нар.-хоз. планы, расширять специализацию и кооперирование произ-ва, развивать сотрудничество в рамках СЭВ, а также культурные и др. связи. Стороны заявили, что будут применять все меры к укреплению силы и сплочённости мирового социалистич. содружества, последовательно проводить политику мирного сосуществования государств с различным обществ. строем, продолжать в соответствии с целями и принципами Устава ООН усилия для обеспечения мира и безопасности, уменьшения междунар. напряжённости, прекращения гонки вооружений, достижения всеобщего и полного разоружения, ликвидации колониализма и неоколониализма, обеспечения мира в Европе и создания эффективной системы европ. безопасности. В соответствии с Варшавским договором 1955 стороны обязались обеспечивать нерушимость границ обоих государств, применять любые необходимые меры для предотвращения агрессии со стороны сил милитаризма и реванша. В случае вооруж. нападения на одну из сторон к.-л. государства или группы государств другая сторона немедленно окажет ей воен. и всякую иную помощь.

Публ.: "Работническо дело", 1967, 7 април; "Tribuna Ludu", 1967, 7 kwietnia.

БОЛГАРО-РУМЫШСКИЙ ДОГОВОР 1948 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан в Бухаресте 16 янв. со стороны Болгарии пред. Сов. Мин. НРБ Г. Димитровым, со стороны Румынии - пред. Сов. Мин. РНР П. Гроза. Заключён на 20 лет. Договор констатировал окончательное решение всех неразрешённых вопросов между Болгарией и Румынией, отразил их заинтересованность в укреплении дружественных связей, а также мира, особенно на Балканах и в Дунайском бассейне. Договаривающиеся стороны согласились в соответствии с целями и принципами ООН сотрудничать и совещаться по всем вопросам, связанным с судьбами их народов. Стороны обязались совместно принимать все меры для обеспечения их безопасности, национальной независимости и неприкосновенности своих территорий. В случае нападения на одну из сторон Германии или др. гос-ва стороны немедленно предоставят друг другу воен. и всякую иную помощь. Они обязались не заключать союзов и не участвовать в к.-л. действиях против другой договаривающейся стороны, сотрудничать во всех областях экономики и культуры.

Публ.: "Държавен вестник", 1948, № 32 (на болг. и рум. яз.).

БОЛГАРО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР 1915, Болгаро-т у р ецкая конвенция 1915, Об исправлении бол г.-т у р. границы. Подписан в Соф