загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

7, Neuchatel, 1921-33; имеется параллельное изд. на нем. яз.) содержит св. 22 тыс. статей по истории Швейцарии с древнейших времён до 1930-х гг., много иллюстраций.

Лит.: Кауфман И. М., Словари и энциклопедии. Библиографический указатель, в. 1 - Дореволюционные издания, М., 1937; Zischka G., Index Lexicorum. Bibliographie der lexikalischen Nachschla-gewerke, W., 1959; Hepworth Ph., How to find out in history, Oxf. - [a.o.], 1966. А. И. Дробинский, И. И. Фролова.

"ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ", 1) непериодич. сборник документальных публикаций по истории дореволюц. России. Издавался Ин-том истории АН СССР в 1936-54 (10 вып.). Гл. ред.: Б. Д. Греков (1936-53), А. А. Новосельский (1954). 2) Науч. журнал, издававшийся в 1955-62 в Москве Ин-том истории АН СССР с участием Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Гл. архивного управления при Совете Министров СССР (6 номеров в год). Публиковал документ, материалы по истории СССР дооктябрьского и сов. периодов, КПСС и между-нар. рабочего движения, статьи по источниковедению, архивоведению и археографии, критико-библиографич. материалы; информации о науч. совещаниях и хронику зарубежного архивного дела. Гл. ред.: В. И. Шунков (1955-60), Д. А. Чу-гаев (1960-62).

"ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК", русский ежемесячный ист. научно-популярный журнал. Издавался в Петербурге (1880-1917) А. С. Сувориным, затем Б. Б. Глинским. Ред.: С. Н. Шубинский (1880-1913), Б. Б. Глинский (1913-17). В 1880 было 2,4 тыс. подписчиков, в 1913-12 тыс. Вышло 147 тт. "И. в." носил консервативно-монархич. характер (особенно после Революции 1905-07 и в 1-ю мировую войну 1914-18). Публиковал статьи по отечеств, истории, истории рус. литературы, географии и этнографии России; переводные романы, мемуары и дневники. Богато иллюстрирован.

Лит.: Городецкий Б. М. (сост.), Систематический указатель содержания "Исторического вестника" за 25 лет. (1880-1904), СПБ, 1908; Рудаков В. Е.-, Мартемьянов Т. А., Систематический указатель содержания "Исторического вестника" за семь лет. 1905-1911, П., 1915.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного иск-ва, посвящённый ист. событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому, И. ж. включает также изображения недавних событий, ист. значение которых признано современниками. Основные виды произв. И. ж.- ист. картины, росписи, рельефы и круглая скульптура, станковая графика. И. ж. часто переплетается с др. жанрами - бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-ист. композиции), пейзажем ("ист. пейзаж"); особенно тесно с И. ж. смыкается батальный жанр, когда он раскрывает ист. смысл военных событий. Эволюция И. ж. во многом обусловлена развитием ист. воззрений, социально-политич. взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных конфликтов в досоциалистич. обществах, с ростом классового и нац. самосознания, со стремлением воплотить в иск-ве передовые обществ, идеалы. В И. ж. часто находили художеств, выражение драма-тич. столкновения ист. сил, взгляд на народ как на активную движущую силу истории, события классовой и национально-освободительной борьбы.

И. ж. в его совр. виде сформировался вместе с развитием науч. воззрений на историю (полностью лишь в 18- 19 вв.), но мн. его особенности сложились значительно раньше. Зачатки И. ж. известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племён соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. В Др. Египте и Месопотамии ист. события воплощались либо в условных символич. композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством я т. д.), либо в циклах полулегендарных сцен, повествующих гл. обр. о подвигах правителя или его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий). В Др. Греции представления о пережитых событиях, как правило, облекались в мифологич. образы, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных героев - образцов гражд. доблести (группа "Тираноубийцы" работы Крития и Несиота, 477 до н. э., илл. см. т. 7, табл. XXVIII; рельефы фриза храма Нике Аптерос в Афинах с изображением битвы греков с врагами, ок. 420 до н. э.). С распадом мифологич. устоев мировоззрения стало возможным и драматич. изображение недавнего события с реальными героями (сцена битвы Александра Македонского с Дарием, 4-Звв. до н. э., известна по рим. копии). Связь др.-рим. ист. рельефов с идеями могущества гос-ва проявилась в композициях, прославляющих военных триумфаторов, и в документальных повествоват. фризах (колонна Траяна в Риме, 111-114), где роль символич. и мифологич. фигур незначительна.

В ср.-век. Европе, где господствовал теологич. взгляд на историю, религ. сюжеты рассматривались как исторические, а реальные события изображались редко и условно (т. н. ковёр из Байё, ок. 1080, илл. см. т. 4, табл. XXXVI, т. 5, табл. XXXII; миниатюры в ист. хрониках). С ростом нац. самосознания связаны ист. сюжеты в рус. иконах ("Битва суздальцев с новгородцами", 15 в.; "Церковь воинствующая", после 1552) и миниатюрах ("Кёнигсбергская летопись", кон. 15 в.; "Лицевой летописный свод", 2-я пол. 16 в.). Чаще изображения историко-батального и историко-бытового характера встречаются в иск-ве Азии. В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У, 147-163). Черты ист. действительности отражаются в ср.-век. росписях и рельефах Индии, Индонезии, Бирмы, Камбоджи. Историко-бытовые сюжеты появились с 7 в. в кит., с 11-12 вв.- в япон. живописи, с 15-16 вв.- в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Ср. Азии, Индии ("Бабурнаме", кон. 16 в.).

А. Мантенья. "Триумф Цезаря". Картон. 1485 - 88. Хэмптон-корт. Лондон.

Собственно И. ж. начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. В Италии фрески на темы актуальных событий были уже в 14 в. средством пропаганды обществ, идей. В 15 - нач. 16 вв. создавались многофигурные композиции с изображением битв (Паоло Уччелло, илл. см. т. 3, вклейка к стр. 41), торжеств, событий совр. жизни (Мелоццо да Фор-ли, Джентиле Беллини, Пинтуриккьо). Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к прошлому (в основном античному) как к героич. идеалу, образцу для современности. Во Франции миниатюры Ж. Фуке, С. Мармиона свидетельствовали о пробуждении интереса к достоверному воплощению ист. событий. В 16 в. итал. художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан прославили человека как героя истории, представляя ист. сюжеты в идеальном, вневременном плане. В картинах Якопо Тинторетто впервые героем стала людская масса с её драматич. судьбами. Известны и анонимные картины 16 в. с острыми политич. сюжетами ("Казнь Савонаролы")

В 17-18 вв. академизм выдвинул И. ж. на первый план, понимая его как "высокий" жанр, включающий религ., мифологич. и собственно исторические сюжеты. Оформился и тип многофигурной торжеств, по своему строю ист. картины. Помпезные историко-аллего-рич. композиции представляли монархов в облике антич. полководцев (III. Лебрен во Франции); для иск-ва 18 в. характерны и эффектные декоративные решения ист. тем (Дж. Б. Тьеполо в Италии). Широко распространялись гравюры ист. содержания. Прогрессивные искания, наметившие будущие пути И. ж., связаны с творчеством крупнейших художников 17 в.: Н. Пуссен (Франция) создал полные общественно-этич. пафоса образы благородных антич. героев ("Смерть Гер-маника", 1626-27); Д. Веласкес (Испания) с глубокой ист. объективностью представил конфликт противоборствующих сил - феод. Испании и бурж. Голландии ("Сдача Бреды", 1634; илл. см. т. 4, вклейка к стр. 369); П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял ист. реальность с фантазией и аллегорией в полных жизни и движения парадных историко-аллегорич. композициях (циклы "История Константина", "История Марии Медичи", ок. 1622-25); Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о героике нидерл. революции в сцене выступления стрелков в поход (т. н. "Ночной дозор", 1642) и в легендарном драматич. эпизоде освободит, борьбы батавов ("Заговор Юлия Цивилиса", 1661). В России И. ж. начал развиваться в 1-й пол. 18 в., с появлением рус. светского искусства и ист. науки; сочетанием патриотич. патетики, торжеств, праздничности и документальной точности отмечены гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв н празднеств Петра I), батальные картины, приписываемые И. Н. Никитину, рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны, исполненные при участии Б. К. Растрелли, мозаика мастерской М. В. Ломоносова "Полтавская баталия" (1762-64).

Во 2-й пол. 18 в., в эпоху Просвещения, возрастает идеологически-воспитательное значение И. ж.: поступки древних или ср.-век. героев воспринимаются как урок обществ, морали. Успехи археологии, интерес к истории культуры влекут за собой требования натуральности, точности деталей. Накануне Великой франц. революции строгие, мужественные картины главы революц. классицизма Ж. Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идеалов борьбы с тиранией, подвига во имя гражд. долга, прозвучали как призыв к борьбе ("Клятва Горациев", 1784, илл. см. т. 7, табл. XLII). В годы революции Давид в героически приподнятых образах воплотил её актуальные события ("Клятва в зале для игры в мяч", 1791, илл. см. т. 7, стр. 479; "Смерть Марата", 1793, илл. см. т. 7, табл. XLII). Дальнейший ход политич. жизни Франции определил культ отважного воина, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (в картинах Давида и А. Гро). Рус. И. ж. во 2-й пол. 18 в. также связан с просветительскими идеями и с классицизмом, пропагандистом к-рого стала Академия художеств; ведущую роль играла большая тематич. картина (А. П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (М. И. Козловский), посвящённые героям не только античной, но и нац. истории - древней и новой. Отечеств, война 1812 привлекла внимание рус. художников к героич. подвигам ист. деятелей и простых людей прошлого и современности (картины А. И. Иванова о др.-рус. героях; в скульптуре-"Минин и Пожарский" И. П. Мартоса, 1804-18, медальоны Ф. П. Толстого, 1814-36). Война за независимость в в Северной Америке 1775-83 стимулировала в иск-ве США демократизацию И. ж., стремление к жизненному, достоверному изображению событий (Дж. Трамбалл).

Трагич. аспекты истории вошли в И. ж. в нач. 19 в., в чём отразился драматизм революц. битв и сопротивления народов наполеоновской агрессии. В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву нар. героев противостоит беспощадное, жестокое насилие ("Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", ок. 1814, илл. см. т. 7, вклейка к стр. 25). Прогрессивные франц. романтики Т. Жерико, Э. Делакруа, А. Г. Декан насытили И. ж. духом протеста против несправедливости и беззакония, страстным, темпераментным восприятием драматич. противоречий и конфликтов как современности, так и прошлых эпох. Пафосом революц. романтики овеяны картина "Свобода, ведущая народ" Делакруа (1830), горельеф "Марсельеза" Ф. Рюда (1833-36), композиции О. Домье на темы классовых боёв; ярко выразительны здесь и аллегорич. фигуры, и типич. характеры участников революц. битв. Романтич. веяния сказались и в рус. И. ж.; трагич. события современности, волна восстаний в Европе косвенно отразились в картине К. П. Брюллова "Последний день Помпеи" (1830-33), посвящённой судьбе антич. цивилизации, обречённости людей, противостоящих слепой разрушит, стихии. Большую роль в формировании идеалов и методов рус. ист. живописи сыграл А. А. Иванов, ставивший в своих композициях на религ. темы проблемы ист. прогресса, нравств. возрождения народа, создавший систему подготовки большой картины с помощью многочисл. эскизов и натурных этюдов. В Германии А. Ретель обращался к героике средневековья, К. Ф. Лессинг - к теме нар. антифеод, войн прошлого. С национально-освободит. движениями связано развитие романтич. И. ж. в Бельгии (Г. Вапперс; Л. Галле, илл. см. т. 6, стр. 68), Италии (Ф. Айес), Чехии (И. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польше (А. Гротгер), Румынии (К. Д. Розенталь).

Многочисленны были и группы консервативных романтиков, искавших в ср,-век. прошлом свой ист. и эстетич. идеал. Идеями воскрешения ср.-век. иск-ва руководствовались нем. назарейцы и позже англ, прерафаэлиты. Сентимент. сцены рыцарской эпохи создавали нем. художники дюссельдорфской школы. Но особенную популярность получили картины П. Делароша (Франция), с мелодрама-тич. сюжетами и обилием бытовых деталей. И. ж. классицизма, закостеневший в отвлечённых антич. сюжетах (Д. Энгр, Франция), сменился салонно-академич. псевдоист. композициями, где торжествовали претенциозность и порой явная пошлость.

В сер. 19 в. бурное развитие обращённого к современности реалистич. иск-ва изменило характер И. ж., на время снизило интерес к большой ист. картине. Характерно распространение историко-бытовых картин, где воссоздавались "колорит эпохи", повседневная жизнь в точных деталях (Э. Месонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. Швинд в Австрии). Новый тип ист. картины создал А. Менцель (Германия), к-рый как бы проникал взглядом в жизнь отдалённой эпохи, убедительно воскрешал характеры и нравы времени Фридриха П. Идеи нац. возрождения, освободит, борьбы питали И. ж. Польши (Я. Матейко), Чехии (М. Алеш, илл. см. т. 1, стр. 422; Я. Чер-мак), Румынии (Т. Аман), Венгрии (М. Мункачи), в к-ром романтич. традиции, интерес к острым, кризисным ситуациям и к сильным, ярким характерам сочетались с реалистич. изображением конкретных условий жизни народов.

С 1860-х гг., с ростом демократич. движения и развитием ист. науки, начинается подъём рус. И. ж. В рус. ист. живописи 2-й пол. 19 в. были и мелодраматич. картины, вызывавшие сочувствие к жертвам насилия (К. Д. Флавицкий), и раз-влекат. "костюмные" изображения древ-нерус. быта (К. Е. Маковский), и салонно-академич. античные сцены (Г. И. Се-мирадский). Но осн. путь рус. И. ж. связан с расцветом демократич. реализма; он определялся широким интересом художников к отечеств, истории, к её драматич. противоречиям и кризисным эпохам, к судьбам не только крупнейших ист. деятелей, но и нар. масс. Вслед за В. Г. Шварцем, впервые убедительно показавшим облик Руси 16-17 вв., жи-вопасцы-передвижники (Н. Н. Ге, илл. см. т. 6, вклейка к стр. 153; Н. В. Нев-рев, А. Д. Кившенко) и близкий к передвижничеству скульптор М. М. Антокольский (илл. см. т. 2, стр. 92) утвердили в И. ж. убедительность и достоверность психологич. и бытовых характеристик, внимание к драматич. социальным коллизиям, критич., обличит, тенденции. Особой эмоцион. силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотич. произвола ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885) и могучего вольнолюбия народа ("Запорожцы", 1878-91). История нар. масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Боярыня Морозова", 1887; "Покэрение Сибири Ермаком", 1895); показывая, как в трудные моменты ист. переломов складываются судьбы народа и нац. характер, выковываются героич. личности, он запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и богатое живописное целое нар. массу, старинную архитектуру, пейзаж, художеств, особенности быта. Эпич., былинный дух рус. древней истории воскрешал В. М. Васнецов ("Богатыри", 1881-98, илл. см. т. 4, вклейка к стр. 329), облик моек, старины разных эпох - А. М. Васнецов (илл. см. т. 4, вклейка к стр. 328). К истории войн, к судьбе их рядовых участников обратился В. В. Верещагин (илл. см. т. 4, табл. XLIX).

К кон. 19 в. в И. ж. стал обозначаться поворот к символически-обобщённым, приподнятым над бытовой конкретностью образам (героич. композиция франц. скульптора О. Родена "Граждане Кале", 1884-86). Вневременная символика и стилизация характерны для ист. живописи П. Пювиса де Шаванна (Франция), Ф. Ходлера (Швейцария). В рус. И. ж. усиливаются лирич. переживание прошлого, интерес к ист. колориту, духовной атмосфере эпохи (М. В. Нестеров, М. А. Врубель, Н. К. Рерих); в картинах А. П. Рябушкина, С. В. Иванова, В. А. Серова рус. старинный быт изображён с глубоким лиризмом и с заострённой характерностью, подчас с чертами сатирич. гротеска. Графики "Мира искусства" (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере) противопоставляли современности причудливое своеобразие старины, в к-рой видели источник красоты и поэзии.

К кон. 19- нач. 20 вв. в И. ж. входит тема революц. борьбы, движений пролетариата и крестьянства (графич. циклы нем. художницы К. Кольвиц "Восстание ткачей", 1897-98, и "Крестьянская война", 1903-08, илл. см. т. 7, табл. XXI; картины С. В. Иванова, И. И. Бродского, В. Е. Маковского, А. В. Моравова, поев, событиям Революции 1905-07 или революционерам прошлого). Отказываясь от спокойной обстоятельности повествования, мн. художники 20 в., борющиеся за гуманистич. идеалы, придают своим ист. произв. прямое политич. совр. звучание, обращаются к показу резко обнажённых классовых противоречий, прибегают к гротеску, к социальной сатире, к острой трагич. экспрессии (анти-фаш. произв. нем. художников О. Дикса, Ж. Гроса, X. Грундига; фрески мекс. художников Д. Риверы, Д. Сикейроса, X. К. Ороско); наряду со сложными условно-символич. формами ("Герника" П. Пикассо, 1937) определяется тяготение к отчётливости политич. идей, свойственной плакату (картины Р. Гуттузо, А. Фужерона).

Сов. И. ж. присущи объективность и историч. конкретность изображения событий, взгляд на них с позиций партийности, марксистско-ленинского понимания ведущих закономерностей истории в её революц. развитии, раскрытие роли народа как творца истории. В сов. иск-ве сложилась и заняла почётное место историко-революц. тематика. В первые годы Сов. власти революц. события находили часто символико-аллегорич. воплощение (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Рост политич. сознания художников, успехи революц. преобразования страны, путь иск-ва к социалистич. реализму определили появление этапных произв. сов. И. ж.: в живописи -"Оборона Петрограда" А. А. Дейнеки (1928), "Допрос коммунистов" (1933) и "На старом уральском заводе" (1937) Б. В. Иогансона, посвящённые В. И. Ленину полотна И. И. Бродского (илл. см. на вклейке к ст. Ленин В. И.), А. М. Герасимова (илл. см. т. 4, вклейка к стр. 376), И. Э. Грабаря, картины С. В. Герасимова (илл. см. т. 6, вклейка к стр. 344), М. Б. Грекова (илл. см. т. 3, вклейка к стр. 41), П. М. Шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутате-ладзе; в скульптуре - обобщённые ист. образы "Булыжник - оружие пролетариата" И. Д. Шадра (1927; илл. см. т. 4, табл. III), "Октябрь" А. Т. Матвеева (1927; илл. см. там же).

1. А. П. Рябушкин. "Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате". 1893. Третьяковская галерея. Москва. 2. В. А. Фаворский.

"Кутузов". Гравюра на дереве. 1945.

Великая Отечеств, война 1941-45 побудила художников обратиться к событиям мужеств. борьбы сов.народа против фашизма и к героич. прошлому народов СССР (картины П. Д. Корина, Кукрыниксов, А. П. Бубнова, илл. см. т. 4, стр. 83, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова). В послевоенные годы художники посвящают свои произв. В. И. Ленину и революц. истории страны, подвигам сов. людей в борьбе за победу социализма, выдающимся деятелям и безымянным героям истории ("Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола" Б. В. Иогансона и др., 1950; картины Вл. А. Серова, илл. см. т. 4, вклейка к стр. 377, Г. М. Коржева, Ю. Н. Тулина, И. А. За-риня, Е. Е. Моисеенко, М. А. Савицкого, илл. см. т. 3, вклейка к стр. 152 и табл. XIII, Г. С. Мосина, М. Ш. Бруси-ловского; скульптура Н. В. Томского, Е. Вц. Вучетича, илл. см. т. 5, стр. 511, Ю. И. Микенаса, Э. Д. Амашукели, Л. В. Буковского, илл. см. т. 4, стр. 100; графика В. А. Фаворского, илл. см. т.7, табл. XXII, Е. А. Кибрика, В. И. Касия-на). И. ж. в иск-ве др. социалистич. стран посвящён эпизодам нац. истории, борьбе с фашизмом, победе социалистич. обществ, отношений: картины И. Петрова (Болгария; илл. см. т. 3, табл. XXIX), М. Лингнера (ГДР), А. Чукуренку (Румыния), Ф. Коварского (Польша); скульптура К. Дуниковского (Польша), Ф. Кремера (ГДР). Велико значение И. ж. в воспитании патриотизма и пролетарского интернационализма, в раскрытии классовых противоречий в истории общества, в утверждении ист. оптимизма и веры в торжество коммунистич. идеалов.

Илл. см. на вклейках - к стр. 568-569 и табл. XXXIX, XL (стр. 560-561).

Лит.: Русская историческая живопись. Выставка 1939г. [Каталог], М., 1939; Русская историческая живопись до октября 1917 года. [Альбом], М., 1962; Череиская М. Г., Советская историческая живопись, М., 1969; Зименко В., Советская историческая живопись, М., 1970; Locquin J., La peinture d'histoire en France de 1747 a 1785, P., 1912; Вriegег L., Die deutsche Geschichts-malerei des 19. Jahrhunderts, В., 1930; С о 1 in P., La peinture europeenne au XIX siecle. Le romantisme, P. - Brux., 1935.К. Г. Богемская.

"ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ", ежемесячный научно-популярный журнал. Издавался в Москве в 1937-45 (как продолжение журн. "Борьба классов") Об-вом историков-марксистов при Коммунистич. академии и её Ин-том истории; с дек. 1941 орган Ин-та истории АН СССР. В 1941 "И. ж." объединён с журн. "Историк-марксист". В 1945 вместо "И. ж." стал выходить журн. "Вопросы истории". Ответств. ред.: в 1937-41 - Б. М. Волин, затем Ем. Ярославский. "И. ж." публиковал статьи по истории СССР и КПСС, всеобщей истории, по историографии и источниковедению, научио-методич. статьи о преподавании истории в школе. В "И. ж." был раздел критики и библиографии.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории), марксистская теория развития общества и методология его познания. Предметом И. м. является общество как целостная и развивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы исторического процесса. И. м.- составная часть марксистско-ленинской философии и вместе с тем специфический компонент системы обществ, наук.

И. м. органически связан с диалектическим материализмом. Единство диа-лектич. и историч. материализма не отменяет относительно самостоятельного характера И. м. как науки об обществе, имеющей собственный понятийный аппарат и выработавшей философско-социо-логич. методологию социального познания. Необходимость такой филос. науки об обществе определяется прежде всего тем, что любая социальная теория, анализирующая деятельность людей, сталкивается с проблемой отношения их сознания к бытию. И. м. даёт решение этого осн. филос. вопроса применительно к обществу, т. е. вопроса о соотношении обществ, бытия людей и их сознания, руководствуясь общефилос. принципами диалектич. материализма и опираясь на материал самой истории. Открыв законы и движущие силы обществ, развития, создатели И. м. возвели социологию на уровень подлинной науки об обществе. И. м. выступает и в качестве марксистской общесоциологич. теории, к-рая раскрывает специфику структурных элементов социальной системы, характер их взаимодействия, законы обществ, развития и механизмы их проявления.

До возникновения марксизма во взглядах на общество безраздельно господствовал идеализм. Даже материалисты .до К. Маркса, а также такие выдающиеся представители обществ. наук, как А. Смит и Д. Рикардо, А. Сен-Симон и Ш. Фурье, О. Тьерри и Ф. Минье, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов и др., не были материалистами в понимании обществ, жизни.

Социальные предпосылки возникновения И. м. связаны с развитием капитализма, расширившим возможности обществ, познания, и классовой борьбы пролетариата, породившей обществ, потребность в объективном познании социальной действительности. И. м. связан с предшествующей социальной философией и обществ, наукой. До К. Маркса и Ф. Энгельса были сформулированы идеи историч. необходимости и обществ, развития (Дж. Вико, Г. Гегель), создана трудовая теория стоимости (Смит, Рикардо), открыта борьба классов (Тьерри, Минье, Ф. Гизо), предугаданы, хотя и в утопич. форме, нек-рые черты социализма (Т. Мор, Фурье, Сен-Симон, Р. Оуэн и др.).

Исходные положения теории И. м. были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40-х гг. 19 в. Впервые осн. принципы И. м. были ими сформулированы в работе "Немецкая идеологияv (1845-46, опубл. в СССР в 1933). Важное место в разработке марксистской концепции истории принадлежит таким трудам, как "Нищета философии" (1847), "Манифест Коммунистической партии" (1847), "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852) и др.

Краткая и вместе с тем целостная характеристика существа И. м. впервые была дана в предисл. "К критике политической экономии" (1859).

Выдвинутый первоначально в качестве гипотезы, И. м. должен был доказать свою истинность и плодотворность. Это было сделано основоположниками марксизма путём его применения к изучению различных социальных процессов и историч. событий и, в первую очередь, к анализу функционирования и развития капи-талистич. системы. Со времени выхода "Капитала" К. Маркса (1867) научная достоверность И. м. может считаться полностью доказанной (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 139-40).

И. м. совершил подлинный переворот в развитии философии и обществознания. Появление И. м. позволило достроить здание материализма "доверху", создать цельный научно-филос. взгляд на мир, включающий как природу, так и общество, конкретизировать общие принципы филос. мировоззрения применительно к обществу, как особой, социальной форме движения материи, научно проанализировать особенности обществ, познания, исследовать природу социальных понятий и диалектику их взаимоотношений.

Осн. категориями И. м. являются обществ, бытие, обществ, сознание, общественно-экономич. формация, способ производства, производит, силы, производств, отношения, базис, надстройка, социальная революция, формы общественного сознания.

Важнейшие принципы И. м.: признание первичности материальной жизни общества - обществ, бытия по отношению к обществ, сознанию и активной роли последнего в обществ, жизни; выделение из всей совокупности обществ, отношений - отношений производственных как экономич. структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все др. отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа; исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественнойсторич. процесса движения и смены формаций общественно-экономических; идея о том, что история делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудит, мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях обществ, производства их жизни. Разработка и применение этих принципов привели к преодолению главных недостатков предшествующих историч. и со-циологич. теорий: идеализма в понимании истории и игнорирования творч. роли народных масс в истории, позволили поставить на место абстрактных фило-софско-историч. схем научную теорию обществ, развития. "Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий,- на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса" (Ленин В. И., там же, т. 26, с. 58). И. м. составляет теоретико-методологич. основу научного обществознания - историч. науки, политэкономии, правоведения, теории искусства и т. д.

И. м. отвергает как идеалистич. отрыв общества от природы, так и их натуралистич. отождествление. Специфика общества выражается прежде всего в обществ, отношениях, образующих данную социальную систему, и в созданной человеком культуре. Характер этой системы в конечном счёте определяется степенью господства над природой, материально закреплённой в средствах труда, в производительных силах. Производство, т. е. функционирование и развитие производит, сил, есть фундаментальная основа существования человеческого общества. "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества,реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" (Марке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 13, с. 6-7). Вместе с тем И. м. принципиально отличается от вульгарного экономического материализма, рассматривающего экономику в качестве единств, активной силы в истории. И. м. требует учитывать относительную самостоятельность и специфику различных обществ, явлений. Зависимость духовной жизни от материальной, надстройки от базиса, всей социальной системы от способа производства отнюдь не является односторонней. И. м. обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества, в решении назревших социальных проблем. История есть результат сложного взаимодействия различных обществ, явлений, социальных сил. Но способ материального производства всегда является основой взаимодействия всех сторон обществ, жизни, и в конечном счёте, определяет характер общества и общее направление историч. процесса.

Важнейшей категорией И. м. является понятие общественно-экономич. формации как качественно определённого общества на данном этапе его развития. Это понятие позволяет выделить то общее, что имеется в порядках разных стран, находящихся на одинаковой ступени историч. развития, и тем самым применить в историч. исследовании общенаучный критерий повторяемости, подойти к познанию объективных законов развития общества. Каждая общественно-экономич. формация представляет собой своеобразный "социальный организм", специфика к-рого определяется, в первую очередь, материальными производств, отношениями, составляющими базис формации. Базис образует как бы "экономический скелет" социального организма, а его "плоть и кровь" составляет возникающая на основе данного базиса надстройка (см. Базис и надстройка). Надстройка - это совокупность идеологических, политических, нравственных, правовых, т. е. вторичных, отношений; связанных с ними организаций и учреждений (гос-во, суд, церковь и т. д.); различных чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, в сумме составляющих общественную психологию и идеологию данного общества. Базис и надстройка с достаточной определённостью и полнотой характеризуют особенность каждой формации, её качеств, отличие от других формаций. Но, помимо базиса и надстройки, категория общественно-экономич. формации охватывает и ряд других обществ, явлений, необходимых для функционирования данной формации, для жизни "социального организма". Каждая формация связана с определёнными производительными силами; никакое общество не может существовать без такого средства общения, как язык; в совр. обществах всё большую роль играет наука и т. п. Кроме того, каждая формация связана с определёнными типами дифференциации на социальные группы (классы, социальные слои) и общности (семья, народность, нация и др.). Эти образования находятся в различных отношениях к базису и надстройке, перекрещиваются с ними, но не могут быть отнесены ни к базису, ни к надстройке. И. м., т. о., рассматривает каждую общественно-экономическую формацию как сложную социальную систему, все элементы к-рой органически связаны между собой, а конституирующим элементом этой системы в конечном счёте выступает способ производства материальных благ.

С помощью категории общественно-экономич. формации И. м. неразрывно связывает анализ структуры общества с изучением процесса его развития. Трактовка историч. процесса как диалектики развития и смены общественно-экономич. формаций ставит изучение истории на конкретную почву. Анализ и сопоставление различных формационных структур позволяют выделить нек-рые общие зависимости и закономерности обществ, жизни, понять историч. процесс в его целостности. Общесоциологич. законом, определяющим историч. необходимость перехода от одной общественно-экономич. формации к другой, более высокой, и позволяющим понять сущность историч. прогресса, является открытый К. Марксом закон соответствия производственных отношений производительным силам. Производит, силы определяют производств, отношения. Соответствие производств, отношений производит, силам необходимо для нормального функционирования и развития производит, сил. Однако, развиваясь в рамках данных производств, отношений, производит, силы на известной ступени своего развития приходят с ними в противоречие. "Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке" (Марке К., там же, с. 7). До наступления социалистич. эпохи социальная революция есть закономерная форма перехода от одной общественно-экономич. формации к другой в процессе прогрессивного развития общества. Ступенями этого развития являются первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая общественно-экономич. формации. Кроме первобытнообщинной, все общественные формации, предшествующие коммунистической, основаны на эксплуатации и антагонизме классов. Среди многочисл. различий (половозрастных, этнических, профессиональных и т. д.) между людьми в антагонистич. формациях первостепенное социальное значение имеют различия классовые, ибо производственные отношения здесь являются отношениями господства и подчинения, эксплуатации одного класса другим, а все социальные проблемы решаются в борьбе классов.Классовая борьба является движущей силой развития антагонистич. общества. В этой борьбе каждый класс отстаивает и защищает свои материальные интересы, определяемые местом класса в системе данных производств, отношений и его отношением к другим классам. Чтобы стать руководящим принципом деятельности, интерес в той или иной степени должен быть осознан. Отражение коренных общеклассовых интересов в теоретически систематизированной форме осуществляется в идеологии класса. По своей социальной роли идеологии делятся на прогрессивные и реакционные, революционные и консервативные, по характеру отражения действительности - на научные и ненаучные, иллюзорные. И. м. требует рассматривать каждую идеологию с партийных позиций, т. е. связывать её с интересами тех или иных классов. Марксизм-ленинизм является революционной и последовательно научной идеологией, выражающей интересы пролетариата, интересы социалистич. развития. Марксистский принцип партийности позволяет осуществлять научный анализ социально-классовых и идеологич. явлений и процессов. Марксистская партийность и объективность, последовательная научность тождественны. Это определяется тем, что рабочий класс и его революц. партия строят программу борьбы за своё освобождение на основе объективных закономерностей обществ, развития. Поэтому правильное познание этих закономерностей - условие успешной освободит, борьбы трудящихся.

Классовый подход позволил И. м. научно определить природу государства. Государство возникло с появлением классов и явилось продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий. С помощью государства экономически господствующий класс осуществляет своё политич. господство и подавляет сопротивление угнетённых классов. Государство в антагонистич. обществе есть по своей сущности орудие насилия одного класса над другим. Типы государства и формы гос. устройства меняются с развитием антагонистич. общества, но его сущность как диктатуры эксплуататорского класса остаётся неизменной. В условиях капитализма развитие классовой борьбы пролетариата против буржуазии ведёт к социалистической революции и диктатуре пролетариата - качественно новому типу государства, к-рое служит орудием подавления и окончательного уничтожения эксплуататорских классов, сплочения трудящихся вокруг пролетариата и создания социали-стич. отношений товарищеского сотрудничества и взаимной помощи, основанных на обществ, собственности на средства производства. Социализм есть первая фаза новой формации, где уничтожена эксплуатация, но ещё сохраняются различия между трудящимися классами и социальными группами и в рамках к-рой подготавливаются условия для перехода к бесклассовому социально однородному обществу, к высшей фазе коммунизма Этот переход осуществляется постепенно на основе сознательного и планомерного использования законов обществ, развития, на основе сплочения и сотрудничества всех классов и социальных групп при сохранении руководящей роли рабочего класса. Социалистич. государство при этом становится общенародным. С социализма начинается новая эпоха в истории человечества, когда постепенно создаются условия для со-знат. регулирования людьми своих общественных отношений, их подчинения контролю общества, для гармонического развития человека, для втягивания всей массы трудящихся в процесс сознат. творчества истории. Научное понимание историч. развития в И. м. служит основой для выработки социальных идеалов и духовных ценностей нового общества, начало к-рому положила Великая Окт. социалистич. революция в России, ознаменовав наступление революц. эпохи перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе.

Общая концепция историч. развития, разработанная И. м., имеет важнейшее мировоззренч. и методологич. значение. Но это не схема, которую можно навязывать историч. процессу или трактовать в телеологич. духе - как стремление истории с самого начала к осуществлению определённой цели. Возможность и необходимость перехода к каждой новой формации возникает лишь в рамках предшествующей в той мере, в какой созревают материальные условия её осуществления. "... Человечество, - писал К. Маркс,- ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления" (там же).

Теория И. м. позволяет преодолеть крайности как фатализма, так и волюнтаризма в понимании исторического процесса. История - закономерный процесс. Люди не могут творить её по собств. произволу, ибо каждое новое поколение действует в определённых объективных условиях, созданных до него. Эти объективные материальные условия и законы открывают разнообразные, но определённые возможности для социальной деятельности. Реализация возможностей и, следовательно, реальный ход истории зависят от активности и инициативы людей, от сплочения и организованности революц. и прогрессивных сил. Поэтому конкретный ход истории никогда заранее не предуказан, он складывается в деятельности, в борьбе, во взаимодействии разнообразных сил, факторов, событий. Применение И. м. позволяет раскрыть и внутр. единство историч. процесса, и источники его многообразия.

И. м. органически связан с практикой революц. классовой борьбы пролетариата, с потребностями развития социалистич. общества. Определение конкретных целей и выбор средств, выработка политики, разработка стратегии и тактики классовой борьбы осуществляются коммунистич. партиями на основе применения принципов И. м. к анализу социальной действительности. Основой развития И. м. являются накопление нового историч. опыта и новые завоевания обществ, познания.

Огромный вклад в развитие И. м. внёс В. И. Ленин, обогативший его обобщением опыта классовой борьбы пролетариата в эпоху империализма, пролетарских революций и начала строительства социализма в СССР. Отмечая, что всякая социальная активность должна строиться в соответствии с учётом объективных условий, В. И. Ленин, исходя из задач классовой борьбы пролетариата, особое внимание уделял методам анализа объективных условий революц. движения, включая сюда не только уровень материального развития, характер социальных отношений, специфику классовой структуры общества, но и состояние сознания масс, их психологию, настроение и т. п. В. И. Ленин разработал вопрос о роли субъективного фактора в историч. процессе, всесторонне обосновал огромную роль научной теории в революц. движении, значение творческой инициативы масс, классов, партий и отд. личностей. В полемике с бурж. теоретиками и реформистами, догматиками и ревизионистами В. И. Ленин развил марксистскую теорию классовой борьбы, теорию наций и нац.-освободит, движений в их связи с общими задачами революц. борьбы пролетариата и строительства социалистич. общества; теорию социалистич. революции и диктатуры пролетариата, теорию культуры и культурной революции. Ленин сформулировал ряд важнейших методологич. принципов подхода к коммунистич. формации, связанных с сознательным целена-правл. характером её развития, ликвидацией антагонистич. классов и разработал программу социалистич. строительства в СССР.

Опираясь на принципы марксизма-ленинизма, коммунистич. и рабочие партии, учёные-марксисты разрабатывают И. м. с учётом опыта мирового революц. движения, развития социалистич. системы, в борьбе с враждебными марксизму-ленинизму теориями и течениями. Можно выделить три осн. направления разработки проблем И. м.

Первое связано с анализом социальных процессов в странах социализма и развитых капиталистич. странах, а также в странах "третьего мира", придерживающихся как социалистич., так и несоциалистич. ориентации. Применение И. м. к этим новым социальным условиям потребовало как дальнейшего развития "традиционных" проблем И. м., так и выдвижения новых вопросов. Речь идёт о конкретизации и дальнейшей разработке теории обществ, формации; принципов и методов анализа социально-классовой структуры общества, а также структуры и особенностей развития обществ, сознания, в частности идеологии; общих закономерностей и специфич. условий перехода от капитализма к социализму; об осмыслении социальных последствий совр. научно-технич. революции в условиях капитализма и социализма и борьбы двух противоположных социальных систем; о методологич. проблемах планирования, прогнозирования и управления процессами становления и развития социалистич. общества; о проблеме соотношения личности и общества.

Второе направление связано с разработкой методологич. проблем спец. обществ, наук и прежде всего истории, политич. экономии совр. капитализма и социализма, юридич. и др. наук. Ряд проблем возникает также в связи с необходимостью разработки общефилос. мировоззренч. вопросов. Значение этих проблем объясняется, в первую очередь, возрастанием роли общественных наук в жизни совр. общества и прежде всего в развитии социализма, а также развитием самих этих наук, накоплением нового материала, требующего теоретического обобщения. В самой общей форме методологич. проблемы, возникающие на стыке конкретных обществ, наук и И. м., связаны либо с трудностями проведения общих принципов в конкретном социальном познании (напр., соотношение объективного и субъективного в социалистич. экономике, проблема механизма социальной детерминации в различных историч. условиях и т. д.), либо с выявившейся недостаточностью категориального аппарата и необходимостью усвоения и выработки новых понятий, позволяющих более адекватно отражать и всесторонне охватывать исследуемые социальные явления. Разработка методологич. проблем конкретных обществ, наук способствует развитию И. м. и поднимает теоретич. уровень этих наук.

Как общесоциологич. теория И. м. является теоретич. и методологич. основой конкретных социальных исследований. В связи с развитием этих исследований была сформулирована и разработана точка зрения, согласно к-рой наряду с И. м. в структуру марксистской социологии включаются частносоциологич. теории, обобщающие и отражающие различные направления социологич. исследований. Частносоциологич. теории различной степени общности (например, социология труда, семьи, науки, права и т. д.) служат промежуточным, посредствующим звеном между общесоциологич. теорией и эмпирич. базой социологии.

Наконец, третье направление связано с разработкой и использованием для целей социального познания нек-рых общенаучных методов исследования (системный подход, математик, методы, структурно-функциональный подход и др.). Разработка методологич. проблем, возникших в связи с взаимовлиянием и взаимопроникновением наук, появлением новых методов социальных исследований, входит в круг задач И. м.

Исследования в области И. м., обогащение и развитие этой науки имеют важное мировоззренч., теоретич. и методологич. значение.

В идеологич. борьбе И. м. противостоит бурж. социально-филос. и социологич. концепциям и взглядам по .коренным вопросам теории обществ, развития и познания. Большинство бурж. социологов отвергает или подвергает сомнению осн. принципы И. м. Для них особенно неприемлемым является тезис И. м. о том, что капитализм есть последняя в истории антагонистич. формация и что на смену ему с необходимостью идёт коммунистич. обществ, формация, что переход от капитализма к социализму возможен лишь через социалистическую революцию и диктатуру пролетариата. Они утверждают, будто И. м.- чисто идеологии, конструкция, оторванная от жизни доктрина, призванная оправдать действия коммунистич. партий, что якобы развитие рационального исторического, социологии, знания об обществе постепенно ведёт к ликвидации И. м. В действительности имеет место обратный процесс: вместе с развитием различных сфер обществознания возрастает значение И. м. как общей теории и методологии обществ, познания. И. м. определяет идейно-теоретич. позиции всего марксистского обществознания.

И. м. оказал глубокое влияние на всю совр. социологич. мысль. Отвергая И. м. в целом, мн. бурж. социологи используют его отд. принципы и положения, как правило, искажая их. Социологи и философы-марксисты, подвергая критике бурж. социологию, учитывают также те её конкретные достижения, к-рые представляют науч. интерес (в частности, работы прогрессивных социологов, дающие богатый фактич. материал для критики капитализма).

Важным направлением теоретич. и идеологии, борьбы является критика различных искажений И. м. Это, во-первых, разоблачение всякого рода попыток протащить идеалистич., волюнтаристские взгляды на истории, процесс, во-вторых, это борьба против вульгаризации И. м., против подмены его экономич. материализмом, который отрицает сложную диалектику взаимодействия разнообразных, относительно самостоят, социальных сил и явлений и пытается причины всех событий в обществ, жизни искать только в экономике. Подмена диалектики социального взаимодействия узко понятым экономич. детерминизмом, вульгарно-социологич. схематизация историч. процесса глубоко чужды самому духу И. м. Критика идеалистич. искажений и вульгаризации И. м. имеет важное значение в условиях совр. острой идеологии, борьбы с правым и "левым" ревизионизмом и догматизмом.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его ж е, Гражданская война во Франции, там же, т. 17; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же, Капитал, там же, т. 23 - 25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Роль насилия в истории, там же; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 6; его же, Шаг вперёд, два шага назад, там же, т. 8; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 11; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Военная программа пролетарской революции, там же, т. 30; его же, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 31; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же. Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36: его же, Пролетарская революция "ренегат Каутский, там же, т. 37; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его же, Детская болезнь 4левизны" в коммунизме, там же, т. 41; его же, О кооперации, там же, т. 45; его же, О нашей революции, там же, т. 45; Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., Об историческом материализме. [Сб. высказываний], М., 1966; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1971; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Документы совещания Коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Лафарг П., Исторический материализм Маркса, [пер. с франц.], Иваново-Вознесенск, 1923; ПлехановГ. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; его же, К вопросу о роли личности в истории, там же, т. 2, М., 1956; Грамщи А., Избр. произв., пер. с итал., т. 1-3, М., 1957 - 59; Люксембург Р., Социальная реформа или революция, М., 1959; Меринг Ф., К. Маркс и Ф. Энгельс - создатели научного коммунизма, [пер. с нем.], М., 1960; Лабриола А., Очерки материалистического понимания истории, пер. с итал., М., 1960; Оранский С. А., Основные вопросы марксистской социологии, т. 1, Л., 1929; Исторический материализм, под ред. Ф. В. Константинова, 2 изд., М., 1954; Горохов Ф. А., Ленин и исторический материализм, 3 изд., М., 1958; Глезерман Г. Е., О законах общественного развития, М., 1960; его же, Исторический материализм и развитие социалистического общества, М., 1967; Исторический материа-лчзм и социальная философия современной буржуазии, М., 1960; Караваев Г. Г., Особенности общественного познания и логика научного исследования, Л., 1965; Чесноков Д. И., Исторический материализм, 2 изд., М., 1965; Добриянов В. С., Методологические проблемы теоретического и исторического познания, М., 1968; Проблемы познания социальных явлений. [Сб. ст.], М., 1968; Социология и идеология, М., 1969; Научно-техническая революция и общественный прогресс. [Сб.], М., 1969; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Исторический материализм, М., 1969.

В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ в Москве, центральный гос. музей истории СССР с древнейших времён до Великой Окт. социалистич. революции включительно. Основан в 1872. Здание И. м. на Красной площади построено в 1875-81 по проекту арх. В. О. Шервуда и инж. А. А. Семёнова. Открыт в 1883. И. м.- крупнейшее хранилище памятников истории и культуры народов Сов. Союза. Его фонды на 1 янв. 1972 наснитывали ок. 4 млн. предметов и св. 45 тыс. единиц хранения архивных материалов. В собрание И. м. входят богатейшие в СССР археол. коллекции, большой нумизматич. кабинет, ценные коллекции рус., вост. и зап. оружия, рус. и привозных тканей и одежд, изделий из драгоц. и недрагоц. металлов, стекла, керамики, кости, дерева, всемирно известное собрание рукописей и старо-пеиатных книг, историко-бытовые архивы, изобразит, материалы иконографии, и бытового характера, знаиительное собрание др.-рус. живописи, архит. графика, картографии, материалы 16-20 вв. и т. д. Среди них уникальные памятники: Бородинский (Бессарабский) клад (2 тыс. до н. э.), Таманский саркофаг (3 в. до н. э.), золотые вещи из Копен-ского Чаатаса (7-8 вв.), Изборник Святослава 1073, грей, рукописи 6-17 вв., новгородские берестяные грамоты 11 - 15 вв., Мстиславово Евангелие (12 в.), Никоновская летопись (16 в.), памятники, связанные с крупными ист. деятелями и событиями, в т. ч. обширные коллекции по Отечеств, войне 1812, Севастопольской обороне 1854-55, личные вещи М. И. Кутузова, И. С. Тургенева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и др. Для пополнения фондов в 1923-72 проведено св. 500 археол. и более 200 историко-бытовых экспедиций. В 48 залах И. м. размещены тематии. экспозиции и постоянно действующая выставка "Советский народ в период развёрнутого строительства коммунизма". Организуются также врем, тематич. выставки.

Филиалы И. м. в Москве: памятники русской архитектуры 16-18 вв.- Покровский собор (храм Василия Блаженного), Новодевичий монастырь, Музей архитектуры и живописи 17 в.- церковь Троицы в Никитниках, Музей прикладного искусства "Палаты 16-17 вв. в Зарядье" на улице Разина. В 1971 музей (вместе с филиалами) посетило более 2 млн. чел. Ежегодно проводится ок. 15 тыс. экскурсий,работает лекторий. На основе фондов в И. м. ведётся большая публикаторская и исследовательская работа по проблемам истории СССР, археологии и истории материальной культуры народов Сов. Союза. В 1972 И. м. в связи со 100-летием со дня основания награждён орденом Ленина.

Изд.: Описания памятников, в. 1 - 3 М., 1896 - 1903; Отчеты с приложениями (1883-1925); Труды (с 1926); Ежегодник (с 1960); серия "Памятники культуры" (с 1949).

Лит.: Очерки истории музейного дела в России, М., 1960-61 (Тр. НИИ музееведения, в. 2-3); Путеводитель по экспозиции. Государственный исторический музей, М., 1964. Г, М. Лебедева.

ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК КОМИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ (МКИН), постоянная междунар. орг-ция, имеющая целью установление науч. контактов между историками разных стран, подготовку и проведение Исторических конгрессов международных. МКИН создан согласно резолюции, принятой 5-м международным конгрессом историков в Брюсселе в апр. 1923; упредит, заседание состоялось 14 мая 1926 в Женеве; тогда же принят устав МКИН (в к-рый в 1933, 1950, 1957, 1960 вносились изменения).

МКИН состоит из нац. комитетов, к-рые представляют ист. науч. и уиебные учреждения 46 стран (на 1971), и междунар. орг-ций, примыкающих к МКИН (напр., Междунар. ассоциация византиноведения, Междунар. ассоциация по экономич. истории, Междунар. ассоциация по изучению стран Юго-Вост. Европы и др.), а также внутренних комиссий (напр., Комиссия по библиографии, Комиссия по иконографии, Комиссия по сравнительной военной истории и др.). Президенты МКИН: X. Кут (Норвегия) - в 1926-33, Г. Темперлей (Великобритания) - в 1933-38, Дж. Леланд (США) - с 1938, Г. Набхольц (Швейцария) - в 1947-50, Р. Фавтье (Франция)-в 1950-55, Ф. Шабо (Италия) -в 1955-60, Г. Шмид (Австрия) - в 1960- 1963, П. Арсен (Бельгия) - в 1965-70, А. А. Губер (СССР) - в 1970-71, Е. М. Жуков (СССР) - с сер. 1972. МКИН издаётинформац. бюллетень ("Comite international des sciences historiques. Bulletin d'information", с 1926- нерегулярно).

"ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ" непериодии. сборник. Издавался историческим обществом при Петербургском университете с 1890 по 1916. Вышел 21 том. Ред. Н. И. Кареев. Публиковались исследования по рус. и всеобщей истории, сведения о деятельности науч. учреждений, рецензии, отдельные ист. источники. Сотрудники А. С. Лаппо-Да-нилевский, В. И. Семевский, А. Е. Пресняков и др. представляли буржуазно-либеральное, частично народнич. направление в ист. науке. В 20-м т. сборника помещён библиографич. указатель ко всему изданию.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в России и в СССР, система подготовки пед. и науч. кадров в области истории. Как самостоят, отрасль высшего образования И. о. в России сформировалось в нач. 19 в. С 1804 на словесных ф-тах ун-тов было введено преподавание историч. дисциплин, в 1835 - в 4 ун-тах на философских ф-тах открылись истори-ко-филологич. отделения, к-рые в 1849 были преобразованы в ф-ты со спец. кафедрами истории. Читались курсы рус. истории, словесности и систематики, истории и лит-ры славянских народов, древней истории и истории ср. веков, теории и истории изящных искусств, вспомогательных историч. дисциплин, греч. и рим. словесности, вост. языков. И. о. осуществлялось в духе официальной теории "самодержавия, православия и народности". Революционная ист. мысль, представленная в трудах декабристов и революц. демократов, преследовалась. Вместе с тем учреждение спец. историч. кафедр и историке-филологич. ф-тов в ун-тах способствовало развитию историч. науки. Становление отечественного И. о. связано с науч. и пед. деятельностью ведущих рус. учёных буржуаз-но-либер. направления - Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского и др.

Введение в 1863 Университетского устава благотворно сказалось на развитии И. о. В 70-х гг. 19 в. наряду с чтением лекций начали практиковаться семинарии. На содержании И. о. в конце 19 - 20 вв. отразился идейно-методологич. кризис бурж. историч. науки, углубившийся в период империализма (уход в частную исследовательскую проблематику, распространение теории о непознаваемости законов ист. развития и т. п.).

После победы Великой Окт. социалистич. революции началось создание принципиально новой системы И.о., основанного на марксистско-ленинской теории. В 1918 в Москве открылась Социалистич. академия общественных наук, преобразованная в 1924 в Академию коммунистическую, имевшую в своём составе Ин-т истории. В 1925 образовалось общество историков-марксистов, оказавшее значительное влияние на И. о. в СССР. В 1919 историко-филологич. ф-ты ун-тов были реорганизованы в ф-ты обществ, наук (ФОНы) с ист. отделениями в составе; в ун-ты направлены на преподавательскую работу коммунисты - преподаватели и науч. работники. В 1921 для подготовки кадров учёных-марксистов был организован Ин-т красной профессуры (ИКП), в 1925 ИКП был разделён на несколько ин-тов, в т. ч. и ин-т истории. В 1925 вместо ФОНов были созданы гуманитарные ф-ты, в т. ч. этнологические с историко-археол. отделениями (в 1931 эти ф-ты были упразднены). В 1931 осн. Московский ин-т истории, философии и лит-ры - МИФЛИ (в 1941 слившийся с соответствующими ф-тами МГУ). В 1931-37 действовал Ленинградский ин-т истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ).

Перестройка И. о. в конце 20-х - нач. 30-х гг., как показал опыт, была во многом неоправданной и привела на практике по существу к ликвидации системы И. о., что было тесно связано с происшедшим в это время фактическим упразднением преподавания истории как уч. предмета в средней школе. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 чО преподавании гражданской истории в школе", в к-ром были разработаны основные принципы преподавания и изучения истории, обратило внимание на недопустимость игнорирования И. о. и создало перелом в развитии И.о. в СССР. В 1934 в Московском и Ленинградском ун-тах, а затем во многих др. ун-тах и пед. ин-тах открылись историч. ф-ты. Во 2-й пол. 30-х гг. под руководством ЦК ВКП(б) была осуществлена подготовка новых учебников истории для средней и высшей школы; в ходе этой работы было найдено марксистско-ленинское решение ряда крупных проблем истории СССР и всеобщей истории. Большой вклад в развитие И. о. в СССР внесли крупные сов. учёные Б. Д. Греков, Н. М. Дружинин, Е. В. Тарле, М. В. Нечкина, М. Н. Тихомиров, Е. А. Кос-минский, А. М. Панкратова, С. Д. Сказ-кин, В. М. Хвостов, И. И. Минц, А. С. Бубнов, Ем. Ярославский и мн. др., принявшие участие в создании учебников истории для высшей и средней школы.

В 30-х гг. сформировалась совр. система сов. И. о. В 1971 специалисты с И. о. готовились в более чем 150 ун-тах и пед. ин-тах страны (по дневной, вечерней и заочной формам обучения). Уч. планы специальности чистория" предусматривают изучение курсов истории СССР, археологии, всеобщей истории (древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, истории юж. и зап. славян, стран Азии, Африки и Лат. Америки), таких исторических дисциплин, как историография, источниковедение и др., курсов истории философии, истории религии и атеизма, истории искусства. Значительное место уделяется изучению методологических и социально-экономич. дисциплин (марксистско-ленинская философия, науч. коммунизм, по-литич. экономия), истории КПСС, а также одного или нескольких иностр. яз. Так как основной задачей И. о. является подготовка преподавателей истории и обществоведения, в уч. планах имеется цикл пед. дисциплин - педагогика, психология, методика преподавания истории и обществоведения и др. Ок. 20% уч. времени в ун-тах занимает специализация студентов (в области истории СССР, всеобщей истории, археологии, музееведения, архивоведения, этнографии, истории религии и науч. атеизма, истории отд. стран), в пед. ин-тах подготовка историков осуществляется без специализации. Уч. и производств, практика проводится в школах, археол. и этногр. экспедициях, архивах, музеях и др. В Дальневосточном (во Владивостоке), Ереванском, Ленинградском, Ташкентском, Тбилисском ун-тах на ф-тах востоковедения и в Ин-те вост. языков при МГУ готовятся историки-страноведы по странам Азии и Африки; в Московском, Ленинградском, Тбилисском и Уральском ( в Свердловске) ун-тах - по специальности чистория искусств" (о подготовке специалистов по истории и теории иск-в см. Искусствоведческое образование).

Срок обучения в ун-тах -5 лет, в пед. ин-тах -4 года (подготовка учителей истории со знанием иностр. языка - 5 лет). Обучение в ун-тах и большинстве пед. вузов завершается защитой дипломной работы и сдачей государств, экзаменов.

В 1971 по специальности чистория" в ун-тах и пед. ин-тах (с учётом студентов-заочников и вечерников) обучалось 104,7 тыс. студентов (из них ок.45 тыс.- в ун-тах); на историч. ф-ты было принято ок. 20 тыс. чел. (в т. ч. 7,7 тыс.- в ун-ты), выпущено 15,7 тыс. специалистов с И. о. (св. 6 тыс. из ун-тов). Кроме того,св. 3 тыс. студентов обучалось по специальности чисторико-архивоведение" в Московском историко-архивном институте.

Науч. и научно-пед. кадры историков готовятся в системе аспирантуры вузов, н.-и. учреждений АН СССР, респ. академий, Академии общественных наук при ЦК КПСС по специальностям: история КПСС, история СССР, история рабочего и коммунистич. движения, всеобщая история, история междунар. отношений и внешней политики, историография и источниковедение и др. В 1971 в аспирантуре по ист. специальностям обучалось св. 3 тыс. чел.

В 1971 в средней общеобразоват. школе работало св. 166 тыс. учителей истории, в вузах и н.-и. учреждениях -26,5 тыс. науч. и научно-пед. работников в области истории, в т. ч. ок. 12 тыс. докторов и кандидатов наук. В 1937-71 Высшая аттестац. комиссия утвердила в учёной степени доктора ист. наук 1,7 тыс. чел. и в учёной степени кандидата ист. наук - 15,7 тыс. чел.

В конце 60-х гг. в Московском, Ленинградском, Киевском, Уральском ун-тах, Московском пед. ин-те и ряде др. крупнейших вузов организованы ф-ты повышения квалификации преподавателей истории в вузах. Во всех республиках и областях СССР имеются институты усовершенствования учителей, в к-рых повышают квалификацию учителя истории в ср. школе.

Специализированные курсы истории нар. х-ва, истории экономич. учений, истории гос-ва и права, истории философии, истории науки и техники, истории иск-ва и т. п. изучаются на соответствующих ф-тах различных вузов; во всех вузах обязательными с