загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

на управляемый орган. Гидравлич. И. м. работают при давлении до 3Мн/м2 (30кгс/см2), пневматич. до 0,6 Мм/л2 (6 кгс/см2). Большинство электрич. И. м. имеют мощность электродвигателей от 10 вт до одного, а в отд. случаях до неск. квт.

Лит.: Основы автоматического регулирования, под ред. В. В. Солодовникова, т. 2, ч. 1, М., 1959; Миронов К. А., Шипетин Л. И., Автоматические регуляторы-Справочные материалы, М., 1961; Автомати. ческие приборы, регуляторы и управляющие машины, 2 изд., М., 1968. К. А. Розанов.

ИСПОЛЬЩИНА, вид аренды земли, при к-рой арендная плата, уплачиваемая собственнику земли, составляет половину урожая; разновидность издольщины.

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ (ИТК), в СССР, согласно ст. 11 Основ исправительно-трудового законодательства, исправительно-трудовое учреждение, в к-ром содержатся лица, осуждённые к лишению свободы, достигшие совершеннолетия. ИТК представляют наиболее целесообразную форму учреждения, исполняющего приговоры к этому виду наказания, т. к. в ИТК наряду с процессом наказания осуждённых наиболее эффективно достигается цель исправления и перевоспитания путём привлечения их к общественно полезному труду.

ИТК, в зависимости от установленного в них режима и категорий осуждённых, подразделяются на колонии общего, усиленного, строгого, особого режимов, а также колонии-поселения.В ИТК общего режима отбывают наказание впервые осуждённые к лишению свободы за преступления, не являющиеся тяжкими; в ИТК усиленного режима - впервые осуждённые к лишению свободы за тяжкие преступления; в ИТК строгого режима - осуждённые за особо опасные гос. преступления или ранее отбывавшие наказание в местах лишения свободы; в ИТК особого режима - особо опасные рецидивисты и осуждённые, к-рым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке амнистии или помилования.

Осуждённые к лишению свободы женщины отбывают наказание в ИТК общего и строгого режимов (в последних отбывают наказание особо опасные рецидивистки, осуждённые за особо опасные гос. преступления, и женщины, к-рым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке амнистии или помилования).

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО, отрасль социалистич. права, нормы к-рой регулируют порядок и условия отбывания уголовного наказания и применения к осуждённым мер исправительно-трудового воздействия, т. е. обществ, отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовного наказания. В СССР предмет И.-т.п. определён Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно к-рым задача исправительно-трудового законодательства состоит в обеспечении исполнения уголовного наказания. Основы определяют принципы и устанавливают общие положения исполнения и отбывания всех видов уголовного наказания, назначаемого судом. Кроме того, порядок и условия отбывания различных видов наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия регламентируются исправительно-трудовыми кодексами и иными законами Союза ССР и союзных республик.

И.-т. п. тесно связано с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все эти отрасли права служат решению общих задач борьбы с преступностью, основные принципы уголовного права являются ведущими и для И.-т. п. Однако, несмотря на общность задач и основных принципов, эти отрасли права отличаются друг от друга по предмету регулируемых ими общественных отношений: уголовное право определяет цели, содержание и виды наказаний, регулирует условия их назначения и освобождения в суд. порядке, а И.-т. п. - порядок и условия его исполнения и отбывания (см. Исполнение наказания).

Исправительно-трудовое право тесно связано и со спец. отраслями педагогики и психологии: исправительно-трудовой педагогикой и психологией, т. к. исполнение наказания предполагает наряду с осуществлением кары применение целой совокупности приёмов, средств и методов пе-дагогич. и психологич. воздействия.

И.-т. п. как самостоят, отрасль права начало развиваться в первые годы Сов. власти. В 1918 была принята временная инструкция НКЮ РСФСР "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового" - первый нормативный акт, регулировавший деятельность исправительно-трудовых учреждений. Большая роль в определении осн. принципов исправительно-трудовой политики принадлежит В. И. Ленину, к-рый в ряде своих работ отмечал такие принципы работы исправительно-трудовых учреждений, как дифференцированный подход к различным категориям преступников, гуманное отношение к осуждённым, исправление их при помощи различных средств воздействия. Эти положения получили развитие в последующих законодательных актах по И.-т. п. В решениях 20-го, 22-го и 23-го съездов КПСС поставлены задачи укрепления социа-листич. законности и правопорядка, усиления идеологич., воспитат. работы, развития советской демократии, повышения роли общественности в борьбе за искоренение преступности. В 1954-61 были приняты нормативные акты, регулирующие порядок исполнения наказания.

Важнейшим этапом развития И.-т. п. явились принятые в июле 1969 Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик - общесоюзного закона, определившего принципы и установившего общие положения исполнения и отбывания уголовного наказания, а также принятие исправительно-трудовых кодексов союзных республик. Широкое развитие в СССР получила наука И.-т. п., к-рая изучает не только нормы этой отрасли права и регулируемые ими обществ, отношения, но и со-циально-экономич. закономерности, обусловливающие развитие системы органов, исполнения наказания, эффективность их работы, обобщает практику.

Лит.: Исправительно-трудовое право, М., 1966; Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917-1959 гг.), М., 1959. И. В. Шмаров.

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ИТУ), в СССР гос. орган, на к-рый возложено исполнение наказания в виде лишения свободы. Основы исправительно-трудового законодатапьства СССР предусматривают три вида ИТУ - исправительно-трудовые колонии, тюрьмы и воспитательно-трудовые колонии. Совершеннолетние, осуждённые к лишению свободы, отбывают наказание в исправительно-трудовой колонии или тюрьме, несовершеннолетние в возрасте до 18 лет - в воспитательно-трудовой колонии. Вид ИТУ, в к-ром осуждённый должен отбывать наказание, определяется в приговоре суда.

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОДЕКС (ИТК), в СССР систематизированный законодат. акт, определяющий в соответствии с Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик принципы и общие положения исполнения и отбывания уголовного наказания на терр. союзной республики, порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к осуждённым к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы. Регулирует также деятельность учреждений и органов, исполняющих приговоры к этим видам наказаний. Согласно Основам исправительно-трудового законодательства, принятие ИТК отнесено к компетенции союзных республик.

Впервые ИТК был принят в РСФСР в 1924, а затем в 1933, в УССР и Узб. ССР соответственно в 1925 и 1935, в Туркм. ССР - соответственно в 1928 и в 1934, в Азерб., Груз. ССР- в 1925, в БССР- в 1926.

После принятия в 1969 Основ исправительно-трудового законодательства во всех союзных республиках приняты новые ИТК.

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ без лишения свободы, по сов. уголовному праву вид наказания, назначаемый судом на срок от 1 мес. до 1 г. При И. р. из заработка осуждённого удерживается в доход гос-ва от 5 до 20% (размер удержаний устанавливается приговором суда). Удержания производятся со всей суммы заработка без исключения из неё налогов и других платежей. Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчисляются осуждённым из заработка за вычетом этих удержаний. И. р. назначаются судом в тех случаях, когда характер совершённого преступления и личность виновного дают основание полагать, что его исправление и перевоспитание может быть достигнуто без изоляции от общества в условиях трудового коллектива.

Для осуждённых к И. р. устанавливаются нек-рые ограничения трудовых прав: во время отбывания наказания они не могут уволиться с работы по собственному желанию без разрешения органов, ведающих исполнением этого вида наказания; им не предоставляется в этот период очередной отпуск; время отбывания И. р. не засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж, дающий право на отпуск, на получение льгот и надбавок к заработной плате. Если осуждённые в период отбывания наказания добросовестно работают и примерно ведут себя, время отбывания И. р. может быть включено на основании решения суда в общий трудовой стаж.

Если осуждённые злостно уклоняются от отбывания наказания, суд может по представлению органов, исполняющих этот вид наказания, заменить неотбытый срок И. р. наказанием в виде лишения свободы на тот же срок.

Уголовное законодательство предусматривает два вида И. р. без лишения свободы: по месту работы осуждённого или в иных местах, но в р-не жительства осуждённого. При осуждении к И. р. несовершеннолетнего суд в обязательном порядке учитывает необходимость обеспечения надлежащего надзора за его поведением в получением им производственной квалификации.

Срок отбывания И. р. исчисляется месяцами и днями, в течение к-рых осуждённый работал и из его заработка производились удержания. В этот срок также засчитывается время, в течение к-рого осуждённый не работал по уважит, причинам и ему в соответствии с законом выплачивается заработная плата: время болезни, время, предоставленное для ухода за больными, а также время, проведённое в отпуске по беременности и родам.

Об И. р. как мере наказания за адм. правонарушения см. в ст. Взыскание административное.

ИСПРАВНИК, глава полиции в уезде в дореволюц. России. Должность И. учреждена в 1775. До 1862 наз. капитан-исправником, стоял во главе земского суда - коллегиального органа, распространявшего свою власть также и на уезд. Избирался местным дворянством на 3 года. С 1862 И. возглавлял уездное полицейское управление, его власть стала единоличной, в компетенции И. оказался и уездный город; назначался и увольнялся губернатором.

ИСПРАВНОСТЬ, состояние технич. устройства, при к-ром оно соответствует всем требованиям, обусловленным технич. документацией. Исправным считается такое устройство, у к-рого все параметры, определяющие работоспособность и характеризующие его состояние и внешний вид, находятся в заданных пределах, и, кроме того, оно не имеет отказов резервных узлов и элементов. Из исправного состояния изделие вследствие отказа или повреждения может перейти в неисправное (см. Неисправность).

ИСПРАЖНЕНИЯ, кал, содержимое нижнего отдела толстого кишечника, выделяющееся при дефекации. У человека и большинства животных И. обладают плотной консистенцией вследствие всасывания воды в толстых кишках. И. состоят из непереваренных остатков пищи, слизе-подобного кишечного сока, эпителиальных клеток (постоянно слущивающихся с внутр. поверхности кишечника), микроорганизмов кишечной флоры (гл. обр. кишечной палочки). Исследование И. имеет диагностич. значение. В И. могут быть обнаружены кровь и гной (напр., при язвенной болезни, геморрое), глисты и их яйца, возбудители дизентерии, брюшного тифа, холеры и др.




1038.htm
ИСТ-КИЛБРАЙД (East Kilbride), город в Великобритании, в Шотландии. Начал строиться в 1946-47 как жилой и пром. город-спутник в конурбации Глазго (Центр. Клайдсайд). 53,4 тыс. жит. (1967). Разнообразное машиностроение, пищ. пром-сть.

ИСТ-ЛОНДОН (East London), Ус-Лонден, город и порт на берегу Индийского ок., в устье р. Баффало. Ж.-д. узел на Ю.-В. ЮАР, в Капской пров. 134 тыс. жит. (1967), в т. ч. св. половины африканцев. Торг. центр; текст., швейная, кож., автосборочная пром-сть. База рыболовецкого флота. Осн. в 1847-48.

ИСТ-ЛОТИАН (East Lothian), графство в Великобритании, в Шотландии, на побережье Северного м. и зал. Ферт-оф-Форт. Пл. 0,7 тыс. км1- Нас. 54,2 тыс. чел. (1967). Адм. ц. -г. Хаддингтон.

ИСТМ (греч. Isthmos), в древности назв. Коринфского перешейка.

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ, Истмии, в древности общегреч. празднества и состязания в честь бога Посейдона. Устраивались на Истмийском (совр. Коринфском) перешейке 1 раз в 2 года. Имели первоначально местное, а с нач. 6 в. до н. э. общегреч. значение. На празднествах проводились гимнастич., конные, позднее поэтич. и музыкальные состязания. Победителю вручалась пальмовая ветвь, и он увенчивался венком из сельдерея или сосновых ветвей. Начатыми в 80-е гг. 19 в. археологич. раскопками обнаружены близ Коринфа театр, ипподром, стадион, а также остатки храмов Посейдона и Меликерта.

В. И. Истомин.

А. И. Истомина.

ИСТМОЛ при ЦК ВЛКСМ (Комиссия по изучению истории Всесоюзного Ленинского коммунистич. союза молодёжи и юношеского движения в СССР), создан в 1921 по решению ЦК РКСМ. Отделения И. существовали при ЦК комсомола союзных республик, обкомах и горкомах. И. занимался собиранием, изучением и изданием материалов и документов по истории молодёжного движения в России и СССР. Опубликовал стеиографич. отчёты 1-4-го съездов РКСМ: "ВЛКСМ в резолюциях его съездов и конференций. 1918-1928" (1929), документ, сборники о положениях, условиях труда и быте рабочей молодёжи, её участии в рабочем революц. движении, библиографич. сведения о комсомольцах, погибших в революц.борьбе и на фронтах Гражданской войны. И. издал большое кол-во очерков и популярных брошюр, заложив основы научной историографии молодёжного движения и комсомола в стране. И. прекратил существование в начале 30-х гг.

Г. Д. Алексеева.

ИСТОБЕНСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота, порода молочного направления. Выведена в 19 в. в Истобенской волости Вятской губ. многолетним отбором местного скота и улучшением его холмогорской, швицкой, ярославской и голландской породами. Животные И. п. имеют хорошо выраженный молочный тип. Масть чёрная, черно-пёстрая, красная и красно-пёстрая; часто встречаются животные с белым хребтом. Масса коров 420-450 кг, быков 650- 720 кг. Удой коров 2400-3000 кг молока, рекордный - 8366 кг. В результате долголетнего отбора животных по жирномолочности в породе закреплено ценное качество - высокая жирность молока - 4,1-4,2%, у нек-рых коров до 5%. Разводится порода в Кировской области РСФСР.

Лит.: ПершинаЗ. Н., Истобенский скот, Киров, 1958: Скотоводство. Крупный рогатый скот, т 1, М., 1961.

ИСТОД (Polygala), род растений сем. истодовых. Многолетние, редко однолетние травы и полукустарнички с очередными листьями. Цветки в кистях, неправильные. Ок. 600 видов, почти по всему земному шару. В СССР ок. 30 видов. Широко распространены в Европ. части И. обыкновенный (P. vulgaris) и И. горьковатый (P. amarella), растущие на сыроватых лугах, а также И. хохлатый (P. comosa) - на суходольных лугах. Из корней И. т о н-колистного (P. tenuifolia) и И. сибирского (P. sibirica), содержащих сапонины, готовят отвар, к-рый применяется как отхаркивающее средство.

Истод обыкновенный: а - цветок.

ИСТОДОВЫЕ (Polygalaceae), семейство двудольных растений. Травы, кустарники, лианы, редко - небольшие деревья. Листья цельные, б. ч. очередные, без прилистников. Цветки обоеполые, б. или м. неправильные, собранные в кистевидные, колосовидные или метельчатые соцветия. Чашелистиков 5, из них 2 боковых обычно крупнее остальных, лепестковидные; развитых лепестков обычно 3. Тычинок 8, реже меньше, обычно сросшихся нитями. Плод - б. ч. коробочка. Ок. 14 родов (ок. 900 видов), встречающихся почти повсеместно, кроме Н. Зеландии, Полинезии и Арктики. В СССР растут лишь виды истода. Нек-рые И. используют как лекарств., декоративные и пищевые растения.

Лит.: ТахтаджянА. Л., Система и филогения цветковых растений, М.-Л., 1966; Нutсhinson J., The genera of flowering plants, v. 2, Oxf., 1967.

ИСТОК, место начала реки, к-рым может быть сток из озера или ручей, получающий воду из родника, болота, ледника. Обычно соответствует месту, с к-рого появляется постоянное русло потока. В речной системе, имеющей большое количество И., главным считается наиболее удалённый от устья и наиболее многоводный. Нередко главное русло реки и её И. имеют различные названия; напр., Сев. Двина образуется от слияния Сухоны и Юга, Амур - Шилки и Аргуни.

ИСТОМА Григорий (Истома Малый), русский дипломат кон. 15 - нач. 16 вв. В 1496 был направлен для дипломатич. переговоров в Данию. В связи с осложнением рус.-швед, отношений не мог ехать через Прибалтику и отправился из устья Сев. Двины мор. путём. Обогнув Кольский и Скандинавский п-ова, И. достиг г. Тронхейм, откуда сухим путём направился в Берген, а затем в Копенгаген, открыв т. о. задолго до англ, мореплавателя Р. Ченслерй возможность сношений Рус. гос-ва с Зап. Европой по Сев. морям.

ИСТОМИН Владимир Иванович [1809 Пензенская губ.,-7(19). 3. 1855, Севастополь], герой Севастопольской оборонь: 1854-55, контр-адмирал (1853). Из дво рян. Окончил Мор. кадетский корпус (1827). Участвовал в Наваринском сражении 1827 и блокаде Дарданелл (1828- 1829). В 1836 переведён с Балтийского на Черноморский флот. С 1850 командо вал линейным кораблём "Париж", н; к-ром участвовал в Синайском сраженш 1853. Во время обороны Севастопол; возглавлял оборону Малахова кургаш и прилегающих редутов, показав приме[ храбрости и выдержки. Убит ядрои на Камчатском редуте. Похоронен в Се вастополе.

ИСТОМИН Карион (кон. 40-х гг. 17 в. Курск,- 1717, Москва), русский поэт монах. Один из первых моек, просвети телей, ученик Симеона Полоцкого. ABTOJ и переводчик с лат. яз. многих догматич. историч., педагогич. трудов. В сборнике силлабич. стихов, поднесённом в 168: царевне Софье, прославлял "науку сво бодну", призывал устроить высшую шко лу. В "Книге вразумления" наставля; "мудрости" 11-летнего царя Петра I составил "Большой букварь", книгу "По лис" - стихотворную энциклопедию содержащую характеристику наук, вре мен года, стран света, церковныэ таинств.

Лит.: Еремнн И. П., Карион Истомин в кн.: История русской литературы, т. 2 ч. 2, М.-Л., 1948, с. 355-60.

ИСТОМИН Константин Николаева [26. 12. 1886 (7. 1. 1887), Курск,-28. 8. 1942, Самарканд], советский живописец. Учился в школе живописг Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-09) и на отделении истории иск-ва МГУ (1909- 1913). И. организовывал первые сов. художеств, уч. заведения; один из профессо ров-руководителей Вхутемаса-Вхутеина (1921-30), преподавал также в Моек, полиграфич. ин-те (1930-39). В произв зрелого периода (пейзажи, жанровые картины кон. 1920 - нач. 1930-х гг.) И стремился сочетать традиции идейно тематич. картины, характерной для рус. демократич. иск-ва 2-й пол. 19 в., и поиски остроты пластич. решений, типичной для европ. живописи кон. 19 - нач. 20 вв. ("Утро", 1928, Рус. музей Ленинград; "Вузовки", 1933, Третьяков екая гал.).

Лит.: Яблонская М. Н., К. Н. Истомин, М., [1972].

ИСТОМИНА Авдотья Ильинична [6(17). 1. 1799, Петербург,-26. 6 (8.7), 1848, там же], русская артистка балета, В 1816 окончила Петерб. театр, уч-ще и дебютировала на сцене петерб. Боль шого театра, вскоре заняла положение ведущей танцовщицы балетной труппы. Исполнительница гл. партий в анакреон-тич. (Галатея -"Ацис и Галатея" Каво-са), а затем и героич. (Евхариса - "Евтимий и Евхариса, или Побеждённа* тень Либаса" Жома) балетах Ш. Дидло, И. владела иск-вом выразительной пантомимы и виртуозной техникой танца. А. С. Пушкин воспел И. в "Евгения Онегине". Её прославленные партии: Флора ("Зефир и Флора" Кавоса), Лиза ("Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность"), Луиза ("Дезертир", музыка сборная), Черкешенка ("Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса), царица Сумбека ("Сумбека, или Покорение Казанского царства" Сонне). В творчестве И. воплотились черты, предвещавшие начало расцвета рус. балетного романтизма .

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958, с. 156 - 58; Слонимский Ю., Дидло, Л.-М., 1958; Эльяш Н., Авдотья Истомина, [Л., 1971]. В. М. Красовская.

ИСТОРИЗМ, принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Принцип И. первоначально был выдвинут и разрабатывался в филос. системах Дж. Вико, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Фихте, Г. Гегеля, А. Сен-Симона, А. И. Герцена. В 18 и 1-й пол. 19 вв. его развитие шло в форме философии истории, к-рая возникла в борьбе с бессодержательным эмпиризмом историч. науки средневековья и провиденциализмом теологии. Философия истории просветителей 18 в. рассматривала человеческое общество как часть природы; заимствуя из естествознания понятие причинности, она выдвинула идею "естественных законов" истории, единства историч. процесса (И. Гер-дер), разработала теорию прогресса как движения от низшего к высшему (франц. материалисты) и т. д. Взгляд на историю общества как на внутренне закономерный, необходимый процесс развивали представители нем. классич. идеализма. Однако и они привносили эту необходимость в историю извне, из области философии. Высшим этапом развития принципа домарксистского И. была философия Гегеля; по словам Ф. Энгельса, "он первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 496). Огромную роль в утверждении принципа И. сыграли успехи конкретных наук - науки об обществе (напр., А. Бар-нав, франц. историки периода Реставрации) и естествознания (И. Кант, Ч. Лайель, Ч. Дарвин). Принципу И. до К. Маркса было чуждо понимание развития как борьбы внутр. противоречий, что приводило к господству эволюционизма.

Осн. смысл философско-историч. концепций неокантианства (Г. Риккерт, В. Виндельбанд), крочеанства (Б. Кро-че), философии жизни (В. Дильтей), экзистенциализма (К. Ясперс), прагматизма, неспозитивизма (К. Поппер), неогегельянства, а также теорий последователей этих концепций в сфере конкретных наук - т. н. "исторической школы" в политич. экономии, "позитивной школы" в истории и др., состоит как раз в отрицании возможности подхода к объективной действительности с точки зрения раскрытия закономерного процесса её развития, в подмене принципа И. релятивизмом. Ограниченно понимают И. представители и тех бурж. концепций истории, к-рые сводят процесс развития к чередованию одних и тех же "циклов" (А. Тойнби), к серии не связанных друг с другом "стадий роста" (У. Ростоу) и т. д.

Последовательно принцип И. был разработан К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Выражая сущность марксистского понимания этого принципа, В. И. Ленин писал: "...Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 67). Отличит, черта марксистского И. состоит в том, что он распространяется на все сферы существования объективной действительности - природу, общество и мышление. "Мы знаем только одну единственную науку,- писали К. Маркс и Ф. Энгельс,- науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.).

Марксистский И. исходит не просто из движения объективного мира, не просто из его изменяемости во времени, но именно из его развития. Такой подход означает, что объект должен рассматриваться, во-первых, с точки зрения его внутр. структуры, причём не как ме-ханич. множество отд. элементов, связей, зависимостей, а как органич. совокупность этих структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое, как система; во-вторых, с точки зрения процесса, т. е. следующих друг за другом во времени совокупности историч. связей и зависимостей его внутр. составляющих; в-третьих, с точки зрения выявления и фиксирования качеств, изменений в его структуре в целом; наконец, с точки зрения раскрытия закономерностей его развития, законов перехода от одного исторического состояния объекта, характеризующегося одной структурой, к другому историческому состоянию, характеризующемуся другой структурой.

В соответствии с принципом И., разработанным марксистско-ленинской философией, процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том виде, в к-ром они протекали в действительности. Иными словами, марксистский И. совпадает с высшей науч. объективностью, исключает искажения действительной истории, допускаемые бурж. наукой, архаизацию настоящего и модернизацию прошлого. Любое явление, любой предмет могут быть поняты и правильно оценены лишь при условии рассмотрения их в конкретных историч. условиях и связях. "Весь дух марксизма,- писал В. И. Ленин,- вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь (а) исторически; (|3) лишь в связи с другими; (Y) лишь в связи с конкретным опытом истории" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 49, с. 329).

Для совр. науки - естественной (биология) и социальной (социология, антропология, лингвистика, этнография), равно как и для филос. и логико-методоло-гич. осмысления процессов, происходящих в совр. науч. знании, характерны дальнейшее развитие принципа И., его сближение с др. принципами и прежде всего такими, как структурно-функциональный и системный подходы, обогащение его содержания элементами указанных принципов и методов.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., К критике политической экономии, там же, т. 13; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произведения, т. 1, М., 1956; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.-Л., 1933; Грушнн Б. А., Очерки логики исторического исследования, М., 1961; К о н И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Столяров В. И., Процесс изменения и его познание, М., 1966; Философские проблемы исторической науки, Сб., М., 1969; Popper К. R., The poverty of historicism, L., 1960; Lipset S., Ноfstadter R. (eds), Sociology and .history. Methods, N. Y., 1968; Nisbet R. A., Social change and history. Aspects of the western theory of development, N. Y., 1969. Б. А. Грушин.

ИСТОРИЗМЫ, слова, обозначающие предметы, вещи, явления, к-рые не существуют в совр. действительности. "Тиун" (сборщик податей), "бортничать" (собирать мёд диких пчёл) и др. в настоящее время вышли из живого употребления, но при описании Древней Руси они выступают как И. (по отношению к современности). Возраст И. может исчисляться и столетиями ("смерд", "боярин", "братина"), и десятилетиями ("нэпман", "ликбез", "продналог"). В противоположность архаизмам, И. не имеют своих семантич. эквивалентов в лексич. системе совр. языка. И. обычно используются в языке художеств, произв. на историч. темы при стилизации, напр. "На конях князья разъезжали в шишаках узорных, к метыж в лаптях врагов отражали в тех боях упорных!" (Н. Асеев).

Лит.: Калинин А. В., Лексика русского языка, 2 изд., М., 1971, с. 102-107; Михайловская Н. Г., Устаревшие слова, "Русская речь", 1972, № 6. Н. Г. Михайловская.

ИСТОРИИ ИНСТИТУТ Академии наук СССР, н.-и. учреждение, в к-ром исследовались проблемы истории народов СССР, истории стран Европы, Сев. и Юж. Америки. Создан в 1936 на основе Ин-та истории Комму-нистич. академии и Историко-археогра-фич. ин-та АН СССР; в 1938 учреждено Ленингр. отделение. В 1968 ин-т разделён на Истории СССР институт АН СССР и Всеобщей истории институт АН СССР.

ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНСТИТУТ Академии наук СССР, см. Археологии институт Академии наук СССР.

ИСТОРИИ СССР ИНСТИТУТ Академии наук СССР, центральное н.-и. учреждение, в к-ром разрабатываются проблемы отечеств, истории. Создан в 1968 на базе Ин-та истории АН СССР (1936). В ин-те 13 секторов: сов. общества, России периода капитализма, лока-питалистич. формаций на терр. СССР, общих проблем истории народов СССР, историографии и источниковедения, исторической географии и др. Ин-т занимается исследованием фундаментальных проблем истории СССР с древнейших времён до наших дней, подготавливает науч. труды и публикацию историч. источников, координирует исследоват. работу в области истории СССР; организует науч. дискуссии, обсуждения, конференции; устанавливает контакты с учёными зарубежных стран. Ин-т имеет Ленингр. отделение, а также аспирантуру. Выпускает журн. "История СССР" (с 1957) и непериодич. издания: "Исторические записки" (с 1937), "Архео-графический ежегодник" (с 1958), "История и историки" (с 1965). Г.Д.Алексеева.

ИСТИРИИ, ФИЛОСОФИИ, ЛИТЕРАТОРЫ ИНСТИТУТЫ (ИФЛИ) гуманитарные вузы университетского типа, существовавшие в СССР в 1930-е гг. Моск. ин-т истории, философии и лит -ры - МИФЛИ (первонач. назв.- Историко-философский ин-т), осн. в 1931 на базе ф-та истории и философии Моск. ун-та. Состоял из отделений - философского, история., антирелигиозного, истории развития техники, краеведения, истории и методологии иск-ва, к-рые вместе с вошедшими в состав ин-та филос. и истории, отделениями Коммунистич. ун-та преподавателей обществ, наук были реорганизованы в ф-ты: исторический, философский, лит-ры, языка и иск-ва; в 1939 открыт экономич. ф-т. В 1938 МИФЛИ присвоено имя Н. Г. Чернышевского. В 1941 влился в Моск. ун-т. Л енингр. ин-т истории, философии и лингвистики - ЛИФЛИ, создан в 1931 в составе историко-лит., музейно-краеведч., редакционно-издательского отделений, к-рые в 1934 реорганизованы в ф-ты: лингвистический, лит., историч., философский. В 1937 эти ф-ты были объединены с соответствующими ф-тами Ленингр. ун-та.

"ИСТОРИК-МАРКСИСТ", науч. журнал. Издавался в Москве в 1926-41. В 1926-31 орган Об-ва историков-марксистов при Коммунистич. академии и её Ин-та истории, в 1936-41 орган Ин-та истории АН СССР. В 1926-31 вышло 22 номера, периодичность издания в 1932-34 и 1936-39 - 6 номеров в год, в 1935 и 1940 - 12 номеров. Ответств. редакторы: М. Н. Покровский (1930-32), Н. М. Лукин (1933-38), Е. М. Ярославский (1938-41). Журнал освещал вопросы отечеств, и всеобщей истории,в т. ч. стран Востока. Сыграл большую роль в борьбе с бурж. историографией и в утверждении марксистской концепции в сов. историч. науке. В 1941 объединён с "Историческим журналом".

ИСТОРИОГРАФИЯ (от история и...графия), 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвящённых определ. теме или историч. эпохе (напр., И. Великой Окт. социалистич. революции), или совокупность исторических работ, обладающих внутр. единством в социально-классовом или нац. отношении (напр., марксистская И., франц. И.). 2) Науч. дисциплина, изучающая историю исторической науки.

И. как история исторической науки. И. до сер. 19 в. (до возникновения марксистской И.). В древности ещё до появления письменности ист. представления и нек-рые элементы ист. знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков. Возникновение классов и государства расширило потребность в исторических знаниях, а появление письменности позволило приступить к их накоплению. В раннеклассовых обществах были подготовлены нек-рые условия для развития ист. познания (напр., разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи ист. содержания: ист. надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование ист. событий оказывала религия. Все ист. события объяснялись "волей богов". Такие ист. представления закреплялись в "священных книгах" (напр., в Библии).

Важным этапом в прогрессивном развитии ист. познания была античная И. Она нашла своё высшее проявление в сочинениях др.-греч. историков Геродота (прозванного "отцом истории") и особенно Фукидида; для последнего характерны уже отказ от объяснения истории вмешательством божественных сил и стремление проникнуть во внутр. причинно-следственную связь событий, элементы ист. критики -попытка отделить достоверные факты от вымысла. Сочинения этих историков представляют собой уже не отрывочное, а связное, занимательное по форме повествование, посвящённое преим. политич. истории (истории греко-перс. войн, Пелопоннесской войны). В соч. Полибия впервые зарождается понятие всемирной истории. Существ, значение в античной И. имели также соч. Тита Ливия, Тацита, Плутарха (мастера биографич. жанра), Ап-пиана и др. Античной ист. мысли - при всех её достижениях - была чужда идея ист. прогресса: история рисовалась либо как регрессивный процесс, либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. (Подробнее об античной И. см. в статьях Греция Древняя, Рим Древний, раздел Культура.) Кит. историк Сыма Цянь (2-1 вв. до н. э.) создал первую всеобщую историю Китая, отойдя от чисто хронологич. принципа ист. повествования и пытаясь осветить не только политические, но и др. стороны жизни Др. Китая.

Для И. эпохи феодализма, когда характер ист. мышления определяла преим. феод.-церк. идеология, характерен провиденциалистский взгляд на историю, при к-ром ист. события рассматривались как результат вмешательства божественной воли, как осуществление "божественного плана" (см. Провиденциализм). Этой идеей была проникнута и феод.-христ. периодизация всемирной истории по "четырём монархиям" (Асси-ро-Вавилонская, Мидо-Персидская, Греко-Македонская, Римская - последнее "земное" гос-во) - последовательная их смена рассматривалась как результат божественного провидения. На зап.-европ. феод.-христ. И. наряду с Библией огромное влияние оказали филос.-ист. концепции христ. теолога Августина Блаженного, на мусульманскую И.- Коран. (О мусульм. арабской ср.-век. И. см. в ст. Арабская культура, раздел Историческая наука.) Наиболее распространёнными формами ист. сочинений наряду с агиографической (житийной) лит-рой (см. Жития святых) были анналы, "всемирные истории" (напр., зап.-европ. хрониста Оттона Фрейзин-генского, араб, историка ат-Табари) - обзоры всемирной истории от "сотворения мира". Ср.-век. авторы, как правило, видели лишь внеш. связь явлений в виде их хронологич. последовательности, отсюда характерная форма ист. сочинений с погодной записью событий - анналы, рус. летописи (наиболее известный из ранних рус. летописных сводов - "Повесть временных лет"). Постепенно происходило усложнение ист. повествования. На смену примитивным анналам приходят более сложные хроники; по мере развития городов появляются гор. хроники; в процессе гос. централизации возникают летописные своды (напр.большие французские хроники 13-15 вв., московские летописные своды 15-16 вв. и др.). Одна из ранних в ср.-век. И. попыток перейти от чисто повествоват. истории к изложению ист. событий в их причинной связи (на светской основе) была предпринята в 14 в. араб, историком Ибн Хальдуном, отвергшим объяснение истории с позиций религ. идеологии и рассматривавшим историю как постоянное изменение быта и нравов людей, как непрерывный процесс возвышения и падения гос-в.

Первым этапом в становлении бурж. ист. мысли была зап.-европ. гуманистич. И. эпохи Возрождения (15-16 вв.). Её наиболее выдающиеся представители увидели движущую силу ист. процесса в политич. борьбе партий и социальных групп, сменяющих друг друга у власти (итал. гуманисты Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини), пытались вскрыть законы ист. развития и связать их с более общими законами, разрабатывая вопросы влияния геогр. среды на историю (франц. мыслитель Ж. Воден). Такой - светский - подход к истории означал разрыв с феод.-теологич. её трактовкой и был огромным прогрессивным шагом в развитии И. Исключит, значение для И. имело изобретение (сер. 15 в.) и распространение книгопечатания. Историки-гуманисты, опираясь на успехи филологии, положили начало систематич. критике ист. источников (итал. гуманисты Флавио Бьондо, Лоренцо Балла и др.), к-рая стала мощным орудием преодоления представлений, выработанных феод. И. Они заложили основы (итал. гуманист Л. Бруни) новой периодизации истории (деление её на древнюю, среднюю, новую). Гуманистич. И. подорвала монополию феод. И. в Зап. Европе. Представители феод.-абсолютистской и феод.-католической И. в борьбе с новым пониманием истории обратили большое внимание на собирание, систематизацию и публикацию ист. источников. В 17 в. появляются вспомогат. ист. дисциплины (дипломатика, палеография); боллан-дисты и мавристы издают первые обширные своды ср.-век. ист. документов. В 18 в. начало собиранию и публикации ист. источников было положено в России (см. ст. Археография).

В 17 в. голл. и англ. бурж. мыслители (Г. Гроций, Т. Гоббс) предприняли первые попытки создать теории обществ, развития на принципах естественного права и др. рационалистич. учений; итал. мыслитель Дж. Вико возродил и развил идею круговорота в истории. С неизвестной до того времени отчётливостью вопрос о законах истории был поставлен франц. просветителями 18 в. Подойдя к истории с позиций рационализма, они искали законы истории или в разумной сущности человека, или во взаимодействии общества с природой, механически уподобляя законы истории законам природы. Франц. просветители выдвинули идею создания всеобщей истории человечества, исходя из признания единства судеб человеческого рода (Вольтер), теорию естеств. состояния, утверждавшую, что в начале ист. Развития человек был только частью природы (Ж. Ж. Руссо), идею непрерывного прогресса в истории (Ж. Кондорсе и др.), разработали учение о влиянии на обществ, развитие естеств.-геогр. среды (Ш. Монтескье). Осн. предметом занятия историков они считали не только политич. историю, но и историю культуры (в широком смысле слова). Видные представители англ, и шотл. просветительской И. (Э. Гиббон, У. Робертсон) дали обстоятельное освещение с антиклерикальныхи антифеод, позиций важных периодов европейской истории. Большое значение имели филос.-ист. концепции нем. просветителей, особенно И. Г. Гердера, рус. просветителей, особенно А. Н. Радищева, подошедшего к истории с точки зрения революц. борьбы против самодержавия и крепостничества.

Против просветительской И. и её идей выступили в нач. 19 в. представители реакц. дворянского романтизма. Это направление романтич. И. (особенно сильное в нем. ист. и ист.-юридич. науке) отвергало существование переворотов в истории, идеализировало средневековье, отрицало рационалистич. объяснение истории. Однако романтики - при всей реакционности их общих позиций - внесли в постулат, развитие ист. науки плодотворные идеи. Они настаивали на наличии внутр. связи в ист. эпохах, полагая, что совр. состояние каждого народа является продуктом его длительного ист. развития, обращали внимание на качественное своеобразие истории отд. народов и др. Видные представители т. н. исторической школы права в Германии (Ф. К. Савиньи, К. Ф. Эйхгорн) внесли значит, вклад в изучение истории гос-ва и права, базируя свои исследования на тщательном изучении и критике ист. источников. Большую роль в разработке критич. методов исследования в ист. науке сыграла классич. филология. Её применение к античной истории (нем. учёные Ф. А. Вольф, А. Бек и особенно Б. Г. Нибур) означало новую ступень в развитии этой отрасли ист. науки. Л. Ранке (Германия) впервые стал систематически применять к источникам по ср.-век. и новой истории принцип исследования, ранее выдвинутый фило-логами-античниками. Прогресс источниковедения позволил приступить к созданию первых науч. серийных публикаций источников по истории античности ("Корпус греческих надписей" - с 1825, позднее, с 1863 - "Корпус латинских надписей") и ср. веков (Monumenta Ger-maniae historica и др.). В то же время ист. концепция Ранке (провиденциализм, представление о решающей роли идей в истории, утверждение примата внеш. политики над внутренней, преим. внимание к деятельности "великих людей" и др.) была реакционной; она оказала существенное и длительное влияние на И. консервативного юнкерско-бурж. направления в Германии.

В русской И. этого времени господствующим было дворянско-монархич. направление (крупнейшие представители 1-й пол. 19 в.- Н. М. Карамзин, М. П. Погодин). Оно отстаивало тезис о решающей роли самодержавия в рус. истории, о коренном различии ист. развития России и Зап. Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революц. пути развития. "Скептическая школа" рус. И. (М. Т. Каче-новский и др.), требовавшая критич. отношения к ист. источникам, начала критич. пересмотр мн. концепций дворянской И.

В 1-й пол. 19 в. на прогресс ист. представлений большое влияние оказали филос.-ист. концепции утопич. социализма (прежде всего А. Сен-Симона) и философия Г. Гегеля, предпринявшего -в рамках идеалистич. философии истории - наиболее плодотворную попытку раскрыть внутр. связь беспрерывного движения, изменения и преобразования, присущих истории человечества. Идея Сен-Симона о роли классовой борьбы в истории, возникшая из обобщения им ист. опыта Великой франц. революции, была воспринята франц. либерально-бурж. историками эпохи Реставрации - О. Тьерри, Ф. Минье, Ф. Гизо. Несмотря на ист. и классовую ограниченность выдвинутой ими теории классовой борьбы (объяснение происхождения классов из завоевания, отождествление борьбы классов с борьбой "рас"), разработка ими конкретной истории Франции и Англии как истории классовой борьбы была в мировой И. явлением большого научного значения.

Признание закономерности ист. развития, стремление установить взаимосвязь ист. явлений и рассматривать историю как процесс развития в первую очередь политич. июридич. институтов - при особом внимании к истории гос-ва (с к-рой нередко отождествлялась история народа) - стали характерными для подхода к освещению истории многими крупными историками 19 в. С этих позиций подошёл, в частности, к рассмотрению рус. истории С. М. Соловьёв.

Домарксистская науч.-ист. мысль получила высшее развитие в революц.-демократич. концепции истории. В ист. взглядах В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, историка-демократа А. П. Щапова нашло выражение приближение ист. познания к материалистич. пониманию истории. Оставаясь, в конечном счёте, на позициях идеализма в области методологии обществ, наук, революц. демократы вместе с тем при постановке вопроса об объективных законах истории, к-рые они считали общими для всех народов, придавали особое значение развитию экономич. быта, изменениям в со-циально-экономич. положении нар. масс. Стержнем революц.-демократич. концепции явилась идея о решающей роли нар. масс в обществ, развитии, в ходе к-рого определяющее значение революц. демократы придавали революц. борьбе угнетённых против угнетателей. Революц.-демократич. концепция истории во многом содействовала подготовке условий для распространения в России материалистич. понимания истории.

Возникновение марксистской И. Несмотря на значит, прогресс ист. познания, для всей домарксистской И. было характерно идеалистич. истолкование осн. причин развития общества. С распространением К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектического материализма на область обществ, явлений история впервые получила последовательно науч. методологич. основу. Возникновение материалистич. понимания истории стало переломным этапом в развитии познания обществ, жизни. Марксизм доказал, что движущие силы истории определяются материальным производством, возникновением, развитием и гибелью различных способов производства, порождающих всю обществ, структуру. В законах развития способов производства был найден ключ к исследованию самодвижения человеческого общества. Тем самым был указан путь "...к научному изучению истории как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 58). Применение в качестве руководящего методологич. принципа учения об общественно-экономических формациях к анализу конкретных обществ, явлений давало возможность "...правильно и точно изобразить действительный исторический процесс..." (там же, т. 1, с. 164). На этой основе Маркс и Энгельс показали, что сам объективный ход истории ведёт к победе пролетариата над буржуазией, к ликвидации в результате социалистич. революции капитализма, к победе коммунизма. Выявление Марксом и Энгельсом значения классовой борьбы и революций в истории, всемирно-ист, миссии рабочего класса, роли диктатуры пролетариата, пролет, партии вооружало ист. науку пониманием главных и решающих вопросов обществ, развития. Тем самым ист. познание было органически соединено с практикой революц. борьбы пролетариата.

Огромное значение для развития марксистской ист. науки имел "Капитал" Маркса. С появлением "Капитала" (1-й том вышел в свет в 1867) материалистич. понимание истории из науч. гипотезы было превращено в подтверждённую всесторонним анализом капитализма строгую науч. теорию, к-рая стала синонимом единственно науч. восприятия истории (см. там же, с. 140). Маркс и Энгельс дали образцы применения диалектико-материалистич. метода не только в разработке общефилос. и экономич. проблем, но и проблем конкретной истории. Это нашло отражение в таких ист. исследованиях, как "Классовая борьба во Франции", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" Маркса, "Крестьянская война в Германии", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Энгельса и др. Наиболее полное освещение получили в трудах Маркса и Энгельса история капиталистич. общества, история бурж. революций, история рабочего и нац.-освободит, движения, но ими были разработаны и мн. кардинальные проблемы истории дока-питалистич. формаций.

См. также статьи Исторический материализм, Марксизм-ленинизм, Маркс К., Энгельс Ф.

Буржуазная И. 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Бурж. ист. наука 2-й пол. 19 в. имела крупные успехи в области накопления фактов и первоначальной обработки собранного материала, повышения уровня исследоват. работы, её техники, развития вспомогат. ист. дисциплин, публикации ист. источников. Совершенствовалась организация ист. науки и ист. образования - повсеместно в ун-тах создавались кафедры истории и ист. семинары, возникали мно-гочисл. исторические общества, быстро увеличивалось число исторических журналов. Происходило расширение проблематики, изучаемой ист. наукой. История политич. событий по-прежнему занимала в бурж. И. доминирующее положение. Однако бурж. И. приступила к более или менее широкому исследованию истории духовной и материальной культуры, истории социально-экономич. быта, пром-сти, торговли и несколько позднее- к истории социальных движений. В ист. исследованиях стал использоваться сравнительно-исторический метод, историки всё чаще стали обращаться к статистике. Крупными успехами было отмечено исследование ранних этапов развития человеческого общества. В работах амер. учёного Л. Г. Моргана впервые получила широкое истолкование проблема рода как универсальной формы организации первобытного общества. Трудами нем. учёного Г. Л. Маурера, основателя общинной теории, было доказано, что частная собственность на землю не являлась изначальной формой землевладения. Одним из крупнейших исследований в области антич. истории, оказавших существ, влияние на дальнейшее развитие бурж. И. античности, была "Римская история" нем. историка Т. Моммзена. В проблематике медиевистики важное место занимал вопрос о происхождении зап.-европ. феодализма. В поисках ответа на него возобновилась начавшаяся ещё в 18 в. полемика между т. н. германистами и романистами о роли герм, и рим. институтов в формировании феодализма. Среди бурж. медиевистов как историко-правового (Маурер, Г. Вайц, П. Рот и др. в Германии, У. Стебс и др. в Великобритании), так и историко-экономич. направления (оно приобретало всё большее влияние с сер. 70-х гг.) господствовали представления о качественном отличии ср.-век. общества от поздне-римского, подчёркивалась решающая роль свободного крестьянства и общины в раннее средневековье (её значение признавали и представители вотчинной теории 2-й пол. 19 в.- нем. учёные К. Т. Инама-Штернегг, К. Лампрехт и др.). Бурж. исследователи истории нового времени активизировали изучение проблем бурж. революций. Во франц. И. в борьбе с клерикально-монархич., бурж.-дворянским и др. реакц. направлениями (А. Токвиль, И. Тэн и др.) усиливается (с 70-80-х гг.) либерально-республиканская традиция в изучении Великой франц. революции (А. Олар и его школа). Англ, либеральная И., отражая растущую консервативность англ, буржуазии, противопоставляла (вслед за Т. Б. Маколеем) бескровную "Славную революцию" 1688-89 "крайностям" революц. событий 40-х гг. 17 в.; была создана концепция англ, революции как чисто религиозной, "пуританской" революции, революции без классовой борьбы (С. Р. Гардинер).

Развитие бурж. И. 2-й пол. 19 в. в ведущих европ. странах и в США проходило под сильным воздействием позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер и др.). Общими, наиболее характерными чертами позитивистской И. являлись: критика традиционной И. (сводившей задачу историка к описанию отд. событий и деятельности "великих людей"), усиление внимания к экономич. и социальной истории, отказ от умозрительных, спекулятивных построений в пользу накопления, тщательной критической проверки и описания "позитивных" ист. фактов. В этом отношении позитивистский этап в И. означал известный шаг вперёд в развитии бурж. ист. науки. В то же время позитивистскую И. характеризовали ме-ханич. толкование идеи ист. закономерности, отрицание революц. скачков в истории и проповедь эволюционизма, агностицизм в объяснении сущности и причин ист. явлений. Развивавшаяся в период завершения в осн. капиталистич. странах пром. переворота, в условиях роста рабочего движения и классовой борьбы пролетариата, позитивистская И. своим остриём была обращена против марксистского мировоззрения и молодой марксистской И.

В Великобритании историки либерально-позитивистского направления создают первые крупные труды по экономич. истории (Т. Роджерс, У. Кеннингем), обобщающие синтетич. работы ("История цивилизации в Англии" Г. Бокля, "История английского народа" Дж. Грина). Интенсивно развивалась позитивистская И. в США, особенно после Гражд. войны 1861-65; большое значение имели труды историка и социолога Дж. Дрей-пера. В рус. И. новым явлением были работы В. О. Ключевского, концентрировавшего своё внимание в исследовании русского ист. процесса на анализе социальных и экономич. факторов (особенно в работах 80-х гг.) и противопоставлявшего во многом свои взгляды ист. концепциям господствовавшей ранее в рус. И. государственной школы (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин и др.). Под сильным влиянием позитивизма сложилось мировоззрение Н. П. Павлова-Сильванского, отстаивавшего идею единства рус. и зап.-европ. ист. процесса и доказывавшего наличие феодализма в ср.-век. Руси (что отрицалось тогда рус. бурж. и дворянскими историками). С 70-80-х г. вырастает влиятельное либерально-позитивистское направление рус. историков, изучающих зап.-европ. историю (Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский, П. Г. Виноградов, И. В. Лу-чицкий, позднее Д. М. Петрушевский, А. Н. Савин); особенно крупный вклад они внесли в разработку агр. истории Франции и Англии. В Германии влияние позитивизма было незначительным (крупнейший герм. историк-позитивист -К. Лампрехт). Здесь после объединения страны "сверху" отчётливо проявилось сближение либерального и консервативного (идущего от Л. Ранке) направлений в И. Историки "малогерманской" школы (Г. Зибель, Г. Трейчке, И. Дройзен и др.) в своих ист. сочинениях создали легенду об "ист. миссии" прусской династии Гогенцоллернов как "собирателей и объединителей" Германии.

С кон. 19 - нач. 20 вв. в бурж. И. появляются признаки кризиса, распространившегося в первую очередь на область методологии истории. Социальные причины кризиса были связаны с наступлением эпохи империализма н обострением противоречий капиталистич. системы, гносеологические - с крахом позити-висгского подхода к ист. процессу, отчётливо проявившимся в эти годы. В бурж. И. ведущих капиталистич. стран намечается тенденция к пересмотру тео-ретико-методологич. основ истории как науки (отказ от признания закономерного и прогрессивного характера обществ, развития, единства мирового ист. процесса, объективного характера самого ист. знания); усилились тенденции к сближению истории с лит-рой, искусством (а не с точными науками, что было характерно для позитивизма). Особенно отчётливо эти симптомы обозначились в Германии [распространение взглядов "идиографической" баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Рик-керт), М. Вебера, выступление против идеи ист. закономерности историков Г. фон Белова, Ф. Мейнеке, Г. Онкена и др.]. "Антипозитивистская реакция" отчётлива проявилась и в итал. И., где на смену переживавшим кризис традиционным, отчасти связанным с позитивизмом школам ("критико-филологи-ческой", "экономико-юридической") пришла в качестве господствующей неогегельянская "этико-политическая" концепция истории Б. Кроче (сохранившая влияние в итал. И. и в 20 в.).

Кон. 19 - нач. 20 вв.- эпоха выдающихся археол. открытий (см. в ст. Археология), осваивавшихся ист. наукой. И. продолжает накопление фактич. материала, добивается успехов в изучении отд. сторон ист. процесса. Историки проявляют всё большее внимание к проблемам экономики и социальных отношений (в т. ч. и древней истории - нем. историки Э. Мейер, Р. Пёльман и др.). Укрепляются организац. основы ист. науки и ист. образования, появляются фундаментальные обобщающие труды (напр., "Кембриджская история", "Всемирная история" Э. Лависса цА. Рамбо, "История Западной Европы в новое время" Н.И. Кapeeвa). Во Франции создаются крупные исследования по истории Великой Франц. революции (А. Олар и его школа, А. Матьез), труды по социальной и экономич. истории (Э. Левассёр, Ж. Вейль), фундаментальная, написанная с прогрессивных позиций "Социалистическая история" под редакцией и при участии Ж. Жореса. В США закладываются основы влиятельного направления бурж. экономизма: появляются труды Ф. Тёрнера о "подвижной границе" США как важнейшем факторе их истории в новое время. В этот период создаёт свои первые работы Ч. Бирд, стремившийся найти социально-экономич. корни политич. борьбы в США в годы первой амер. революции.

Вместе с тем и в области конкретно-историографич. работы конец 19 - начало 20 вв. знаменуется усилением реакц. тенденций. Возникшее на рубеже 19-20 вв. т. н. критическое направление подвергло пересмотру (с реакц. методо-логич. позиций) либеральные нет. концепции, господствовавшие в бурж. И. 2-й пол. 19 в. Усилилась присущая бурж. И. модернизация истории. Стремясь доказать извечность капиталистич. строя, историки этого направления "находили" капитализм в античности (Э. Мейер) и в ср. века (австр. историк А. Допш). Всё более широкое признание получала в бурж. И. идея "непрерывности" (кон-тинуитета) при переходе от античности к средневековью (выдвинута франц. историком Н. Д. Фюстель де Куланжем), связанная с отрицанием революц. скачков в истории. В России ярким проявлением кризиса бурж. ист. науки было возрождение представлений о принципиально различном ист. развитии России и Зап. Европы (прежде всего в работах П. Н.Милюкова), влияние идей неокантианства в методологии (А. С. Лаппо-Данилев-ский, Д. М. Петрушевский). Усилившиеся реакционные течения в бурж. И. были направлены не только против марксизма, но и против различных вариантов либерального и демократич. подхода к. ист. процессу (правобуржуазная И. во Франции, пангерманская И., экспансионистская школа в изучении политики США, шовинистич. направление в итал. И. и т. д.).

Марксистское направление в И. кон. 19 - нач. 20 вв. Начало ленинского этапа в марксистской И. В кон. 19 - нач. 20 вв. в противовес господствующей бурж. И. и в борьбе с ней развивается марксистское направление И. Г. В. Плеханов, Ф. Меринг, А. Бебель, П. Лафарг, Дж. Коннолли, А. Лабриола, Д. Благоев и др. его представители внесли серьёзный вклад в науч. разработку истории рабочего движения, капитализма, крестьянства и крест, движений, революций, обществ, мысли и др. проблем. Вместе с тем отрицательное влияние на развитие марксистской ист. мысли оказывал усилившийся оппортунизм ряда идеологов 2-го Интернационала (герм. с.-д. Э. Бернштейн, К. Каутский, Г. Ку-нов и др.), к-рый отразился и на их ист. взглядах по мн. важным проблемам (истории капитализма, междунар. рабочего движения, колониальной политики и др.).

Ленин в борьбе с бурж. и реформистской И. развил и обогатил марксистскую концепцию всемирно-исторического процесса. Он разработал проблемы социалистич. революции, роли нар. масс в истории бурж. революций, рабочего, демократич. и нац.-освободит, движения и др. Прочная методо-логич. база для науч. изучения истории новейшего времени была заложена В. И. Лениным а его теории империализма ("Империализм, как высшая стадия капитализма" и др. работы). Ещё в работах 90-х гг. ("Развитие капитализма в России" и др.) Ленин заложил основы марксистской концепции рус. ист. процесса. В трудах Ленина были принципиально решены такие кардинальные проблемы рус. истории, как периодизация истории России и рус. революц. движения, особенности феод, строя в России, генезис капитализма, вопросы пореформенного социально-экономич. и политич. развития России, внутр. и внеш. политики царизма и мн. др. Марксистская концепция русской и всемирной истории разрабатывалась в России целым рядом деятелей партии, публицистов, историков.

Марксистская И. в СССР и др. странах после 1917. Победа Великой Окт. социалистич. революции в России впервые создала условия для превращения марксистского направления И. в господствующее направление ист. науки целой страны. Формирование сов. ист. науки происходило в ожесточённой идейной борьбе против бурж.-помещичьих и меньшевистских ист. концепций, в борьбе с троцкистскими, каутскианскими и др. искажениями истории. Сов. ист. наука опиралась на основополагающие труды Маркса, Энгельса, Ленина. Огромное значение имело дальнейшее развитие Лениным в послеоктябрьский период марксистской концепции ист. процесса - обобщение опыта подготовки и проведения Окт. революции, первых лет Сов. власти, истории партии, истории междунар. рабочего и нац.-освободит, движения и мн. др. Потребности социалистич. строительства, задачи коммунистам. воспитания трудящихся и борьбы с враждебной идеологией выдвинули на первый план в молодой сов. И. необходимость разработки новой ист. проблематики. Исследование сов. историками первого поколения (А. А. Адоратский, М. Н. Покровский, И. И. Скворцов-Степанов, Е.М. Ярославский, В. И. Невский, Ф. А. Ротштейн, М. С. Ольминский, Н. Н. Батурин, М. П. Павлович и др.) актуальных проблем отечественной и всеобщей истории явилось важным этапом в становлении сов. марксистской И. Они разрабатывали важнейшие проблемы новой и новейшей истории: история бурж. революций (особенно Великой франц. революции), Парижской Коммуны, возникновения и развития марксизма, рус. революц. движения, большевизма, Великой Окт. революции, нац.-освободит, движений и др. Исследование этой новой ист. проблематики было органически связано с постановкой и решением важнейших теоретич. проблем: роль революций в мировой истории, закономерности классовой борьбы на различных этапах обществ, развития, отличие Великой Окт. социалистич. революции от революций прошлого, её характер, движущие силы, междунар. значение, роль нар. масс в истории и др.

Создание новой И. по традиц. проблемам и периодам истории шло прежде всего по пути пересмотра и преодоления идеалистич. концепций всемирно-ист, процесса и утверждения материалистич. понимания истории, по пути всестороннего изучения и переосмысления накопленного дореволюц. наукой ист. материала. Историки-марксисты первого поколения подвергли серьёзной критике важнейшие теоретич.положения бурж.И.- ист. идеализм, плюрализм, различные виды модернизации ист. прошлого, ограниченность её проблематики (игнорирование истории классовой борьбы и др.). М. Н. Покровскому, первому из рус. профессиональных историков, сделавшему попытку систематич. изложения истории России с марксистских позиций, принадлежала ведущая роль в сов. ист. науке периода её становления. В его деятельности наиболее отчётливо отразились как успехи, так и трудности 1-го этапа развития марксистской ист. науки в СССР. Поиски новых путей развития ист. мысли, при узости фактографической базы исследований побольшинству проблем истории - в соединении с недостаточной марксистской подготовкой молодых кадров, приводили к нек-рым ошибочным оценкам и положениям, порождали в сов. И. этого времени элементы схематизма, "экономического материализма" и вульгарного социологизма. Успехи и слабости 1-го этапа развития сов. И. сказались и в проведённых в кон. 20 - нач. 30-х гг. историками-марксистами дискуссиях об общественно-экономич. формациях и "азиатском способе производства", о первобытнообщинном строе, рабовладении и феодализме и др. Под руководством Коммунистич. партии сов. историки подвергли критике и преодолели как буржуазно-апологетический, так и нигилистический подход к ист. прошлому. С сер. 30-х гг. начался новый этап развития сов. ист. науки. К этому времени во всех областях изучения истории утвердилась марксистско-ленинская теория и методология. Концепция всемирно-ист, процесса, рассматривающая его как закономерную смену общественно-экономич. формаций: первобытнообщинного строя, рабовладельческой формации, феодализма, капитализма, социализма (коммунизма), стала в сов. ист. науке господствующей. Рост профессионального мастерства, подготовка кадров историков-марксистов (в т. ч. и по тем отраслям ист. науки, которые ранее были монополией старых, дореволюц. кадров историков) позволили приступить к интенсивной монографич. разработке мн. проблем и периодов отечественной и мировой истории. Изучение социально-экономич. отношений, положения непо-средств. производителей заняло центр, место в ист. исследованиях. Так, наибольшие успехи исследователей, занимавшихся историей рус. и зап.-европ. феодализма, были связаны с изучением агр. отношений, истории крестьянства (труды Б. Д. Грекова, Н. М. Дружинина по истории крестьянства в России, Е. А. Кос-минского, С. Д. Сказкина и др. по агр. истории стран Зап. Европы и др.), др.-рус. ремесла (Б. А. Рыбаков). Исследовались и обсуждались проблемы социально-экономич. предпосылок перехода от феодализма к капитализму в России. Особое внимание в этот период уделялось выявлению единства всемирно-ист, процесса, общих закономерностей в развитии общества. Так, напр., в области древней истории утвердилась точка зрения об обществах не только античных, но и древневосточных как рабовладельческих, много усилий было направлено на преодоление присущего бурж. И. "ев-ропоцентризма" и доказательство принципиального единства путей обществ, развития стран Востока и Запада и т. д.Утвердилась точка зрения о феод. характере Кие