загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

проникшего с изгнанием из И. иезуитов (1767) и в культовое зодчество. Отдельные ансамбли, созданные в 17 и в 18 вв., не изменили существенно характер исп. городов, остававшихся неблагоустроенными и сохранявшими свой ср.-век. облик и на протяжении почти всего 19 в. Мало коснулись стилевые изменения в исп. архитектуре и рядовых жилищ. Лишь их аркады в юж. районах приобрели сходство с итальянскими. 1-я пол. 17 в.- время самых значит, завоеваний исп. живописи. В борьбе с насаждаемым при дворе итальянизмом (В. Кардучо и др.) крепнут местные новые центры исп. иск-ва в Валенсии (Ф. Рибальта), Севилье (X. де Роэлас, Ф. Эррера Старший), Толедо (X. R. Майно). Стремление художников раскрыть духовную значимость реального мира, обращение к простой натуре,к обыденным предметам сближали исп. мастеров с Ka-раваджо, но их произв. отличались чисто исп. суровостью и нек-рой статичностью. Их работы подготовили почву для творчества X. Риберы и Ф. Сурбарана, к-рые самой конкретностью художеств, языка утверждали правдивое восприятие жизни, повышенное внимание к натуре, к характеру человека, а монументализацией образов - величие обыденного. Своё высшее выражение эти принципы нашли у Д. Веласкеса. Присущие ему зоркость и объективность вдумчивого психолога и живая непосредственность художеств, видения, широкий охват явлений жизни во всей сложности её изменчивых и противоречивых проявлений и композиционная завершённость свободно написанных ист. и жанровых картин, портретов и пейзажей, отличающихся подвижностью и тональным богатством колористич. строя, открывали новые пути развития исп. и мировой живописи. Скульпторы Г. Фернандес, X. Мартинес Монтаньес, A. Kaно, П. де Мена, обратившись к традициям нар. полихромией пластики, создали ярко самобытные образы, полные драматичной жизненной экспрессии. Со .2-й пол. 17 в. в исп. иск-ве нарастают черты стилизации и декоративности, тенденции мистицизма и тяготение к причудливой зрелищности. Однако отд. художники, связанные с традициями иск-ва первой половины века (Б. Э. Мурильо, А. Пуга, А. Переда), противостояли своим творчеством упадку гуманистич. начала, к-рый обнаруживал себя в изощрённо виртуозном придворном иск-ве (К. Коэльо и др.) н в исступлённо фанатичных, пронизанных мистицизмом работах X. де Вальдес Леаля. Значит, этапом развития исп. иск-ва рубежа 18 и 19 вв. явилось творчество Ф. Гойи, к-рое прочно слилось с освободит, борьбой исп. народа. Гойя впервые в мировом иск-ве встал на путь бескомпромиссного обнажения уродливых сторон действительности во имя утверждения гуманистич. основ бытия. Его остро сатирич. офорты, беспощадно правдивые придворные портреты, глубоко трагичные исторические картины предвосхитили романтизм в иск-ве. Оказав влияние на развитие европейского иск-ва в целом, Гойя не имел прямых продолжателей в И. Его воздействию подверглись в какой-то мере лишь Л. Аленса и Э. Лукас. Романтизм, развивавшийся в И. с 1830-х гг., получил под влиянием неудач буржуазно-демократического движения преимущественно созерцательно-ретроспективную направленность, наложившую отпечаток и на всё искусство 2-й пол. 19 в. Образы героев освободительной борьбы создают лишь отдельные художники (скульптор А. Маринас, живописец А. Хисберт), тогда как гл. темой господствующей в И. историч. живописи стало прославление былого могущества страны, его идеализация. В бытовом жанре и пейзаже (развившемся с 1860-х гг.) наряду с внешне эффектными, но незначит. по содержанию картинами М. Фортуни появляются связанные с реальной жизнью работы X. Хименеса Аранды.

Хиль де Силоэ и Диего дела Крус. Ретабло церкви монастыря Мирафлорес в Бургосе. Раскрашенное дерево. 1496-99.

Многолетний застой в развитии исп. архитектуры, засилье эклектики и случайность застройки городов, при к-рой ещё сильнее обнажались контрасты между центром и окраинами, между сверхбогатыми особняками и массовым жильём, всё более приходившим в упадок,- всё это длилось в И. вплоть до конца 1920-х гг. Лишь творчество А. Гауди, архитектора стиля "модерн", и градостроит. начинание А. Сорио-и-Мата, автора проекта "линейного города" (1892), в к-ром впервые была выдвинута идея линейной структуры развития совр. города, были заметными явлениями. Но это никак не изменяло косного духа исп. городов того времени. Строительство и до, и после 1-й мировой войны 1914-18 велось в традиционных формах "истории, стилей". С образованием Испанской республики (1931) начинается широкая градостроит. деятельность группы архитекторов и техников - ГАТЕПАК (Группа исп. архитекторов и инженеров для содействия прогрессу совр. архитектуры), к-рая возникла в 1928 и исходила из принципов функционализма. Она предприняла разработку ряда типовых зданий (школ, больниц, жилищ). В Мадриде началось стр-во сооружений, в к-рых применялись прогрессивные конструкции и планировочные системы: Университетского городка (1931, арх. М. Лопес Отеро), Центрального туберкулёзного санатория (1935), ипподрома (1935, инж. Э. Торроха). После установления в И. фашистской диктатуры направление архитектуры резко меняется, новаторские поиски отметаются как политически левые, И. теряет кадры ведущих архитекторов, вынужденных эмигрировать (X. Л. Серт, Л. Лакаса, Ф. Кандела и др.). Насаждается "стиль Эскориала" (Министерство авиации в Мадриде, 1943-51, арх. Л. Г. Сото); строятся церкви, монастыри и др. нарочито монумен-тализиров. сооружения. Однако после разгрома фашизма в Германии и Италии франкистский режим вынужден был пойти на ряд уступок прогрессивно настроенной культурной оппозиции. В этих условиях "новая архитектура" находит применение при строительстве отд. рабочих посёлков (в Валенсии, 1952), новых гор. районов; возобновляется реконструкция Мадрида (новый ген. план -1950-е гг., арх. X. Л. Серт), при которой свободная планировка и смешанная застройка домами разной этажности сочетаются с устройством патио и квартир в двух уровнях. Наряду с функционали-стскими решениями применяются принципы органической архитектуры (детский дом отдыха Мирафлорес де ла Сьер-ра близ Мадрида, 1959, арх. X. А. Корралес, А. де ла Сота и др.) и брутализма (жилой дом в Ситхасе, 1969). Однако эти работы не снимают проблемы широкой реконструкции городов и их жилого фонда, т. к. большинство трудящихся И. по-прежнему проживает в крайне неблагоприятных условиях.

Изобразительное иск-во И. кон. 19- нач. 20 вв. отмечено преодолением традиций салонного академизма и развитием импрессионизма (X. Соролья, Д. де Регойос, X. Мир). С нач. 20 в. наряду с художниками "модерна" (Э. Англада, X. М. Серт) работают живописцы, стремящиеся к реалистич. изображению подлинной И., без привкуса дешёвой экзотики (Р. Чичарро, В. и Р. Субиорре и др.). Однако и их произведения несут на себе печать известной театрализованности (особенно характерной для работ И. Сулоаги). В первые десятилетия 20 в. испанское искусство испытывает сильное влияние французского. Ряд каталонских скульпторов (X. Клара и др.) подвергся воздействию творчества А. Дайоля. Народные образы создаёт в духе кубизма Маноло, а в духе экспрессионизма - X. Солана, произведения которого подчёркнуто гротесковы, но не лишены жизненной правды. Непосредственно в русле парижской школы развивается творчество сюрреалистов С. Дали и X. Миро, кубиста X. Гриса и др., а также П. Пикассо. В произв. художников реалистич.направления (скульпторы X. Антонио, В. Мачо, Э. Барраль, живописцы X. Ло-пес Мескита, М. Бенедито Вивес, Р. Ка-сас), затрагивавших волнующие темы современности, отражалось напряжение обществ, битв 20-30-х гг. В годы Народного фронта и войны с франкистами ведущей областью иск-ва стала графика (плакат, карикатура, нар. лубок). В условиях фаш. террора иск-во становится средством утверждения творческой личности для мн. художников, не желающих идти на службу диктатуре. Особенно ярко это проявилось после 2-й мировой войны, когда наряду с подпольным иск-вом (гл. обр. графика), непосредственно участвующим в антифранкистском движении (рисунки А. Ибар-ролы и др.), получила широкое развитие гл. обр. пейзажная живопись (в русле реализма, а также экспрессионизма), средствами к-рой художники (Б. Паленсия, Г. Ортега Муньес, Ф. Сан-Хосе, А. Дельгадо и др.) воспевают величие и мощь природы родной страны, красоту её трудовых людей. Их объединяет и стремление создать обобщённый, героизированный, пластически-выразительный образ.

Д. де Силоэ. "Усекновение главы Иоанна Предтечи". Рельеф из хора церкви Сан-Бенито в Вальядолиде. Дерево. 1-я пол. 16 в. Национальный музей религиозной скульптуры.

Вальядолид. Дж. Б. Сакетти, В. Родригес, Ф. Сабатини (по проекту Ф. Ювары). Королевский дворец в Мадриде. 1738 - 64.

Плакаты 1936-39. М. Бас. "Вступайте добровольцами в рабочие бригады!" (слева). Лео. "Убийцы!" (справа).

Илл. см. на вклейках - к стр. 512-513 и табл. XXXV-XXXVII (стр. 560-561). Лит.: Малицкая К. М., Испания, М., 1935; её же, Испанская живопись XVI-XVII вв., М., 1947; Всеобщая история искусств, т. 1-6 (кн. 1), М., 1956-65; Левина И., Искусство Испании XVI-XVII веков, М., 1965; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л. -М., 1966, т. 5, М., 1967, т. 7, М., 1969; "Современная архитектура:, [пер. с франц.], 1970, Mb 3; Sanchez-Canton F. J., Fuentes para la historia del arte espaflol, t. 1-5, Madrid, 1923-41; Post Ch. R., A history of Spanish painting, v. 1-12, Camb. (Mass.), 1930-60; Ars Hispaniae., v. 1- , Madrid, 1952- (изд. про1 долж.) (библ.); KublerA., Soria M., Art and architecture in Spain and Portugal and their American dominions. 1500 to 1800. [Harmondsworth, a. o.], 1959.

Т. П. Каптерева (изобразительное иск-во).

E. И. Кириченко (архитектура),

XV. Музыка

Исп. музыка в её нар. и проф. формах - наследие древней и богатой культуры. Её истоки - в высокоразвитом и устойчивом в своих традициях муз. иск-ве древнейших обитателей страны - иберов, в 6 в. до н. э. смешавшихся с кельтами. Последующие завоеватели привносили свою муз. культуру, также накладывавшуюся на первоначальную иберийскую основу. Арабы, господствовавшие в И. в 8-15 вв., и цыганские племена, поселившиеся в 15 в. в юж. части полуострова, усилили привнесённый ранее различными выходцами с Бл. Востока вост. колорит музыки И.

Историч. судьбы И. и её специфич. геогр. условия определили многообразие местных муз. культур и стилей, из к-рых выделяются 5 основных: 1) музыка басков - потомков древних иберов, в наиболее чистом виде сохранившая архаич. черты в ладовой сфере (особые виды диатоники) и в метроритмич. структуре (5-дольные метры нац. песен и танцев); среди инструментов - духовые (чисту, альбока), различные барабаны (тун-тун, пандерета и др.). 2) Галисийская музыка, также обнаруживающая древнюю кельтскую основу; по колориту и ладовому складу (частое применение особых видов мелодич. и гармонич. мажора) является связующим звеном между исп. и португ. музыкой. В нар. галисийской музыке преобладают лирич. песенные формы. Нац. местный инструмент - гайта гальега (галисийскаяволынка). 3) Каталанская музыка (Каталония и Балеарские о-ва), стилистически близкая нар. музыке Юж. Франции, особенно Прованса (сказались культурные контакты в эпоху трубадуров); в ней песенные формы также преобладают над танцевальными, в ладовой структуре господствует мажороминор, наиболее частые размеры -2- и 6-дольные. Среди инструментов - маленькая флейта пронзительного тембра (флювиоль) и тамбурин. 4) Кастильская музыка, к-рой наиболее присущи общеиспанские черты. Она богата и песенными, и танцевальными формами. Для неё характерны: стихотворная метрика романсов и сегидилий; мелос, сочетающий внутр. энергию с внеш. сдержанностью и строгостью, господство диатоники, нередко очень своеобразно окрашенной, малый диапазон мелодий, преобладающие 3-дольные и смешанные метры, полиритмия и как главный аккомпанирующий и сольный инструмент - гитара. 5) Музыка Андалусии, представленная двумя основными типами: а) канте хондо (более поздний тип - фламенко), в к-ром древняя иберо-анда-лусийская основа смешалась с исполнительской манерой вост. происхождения (гл. обр. цыган), находит наиболее полное выражение в песенных формах (солеарес, канья, сигирийя, петенера, поло); б) собственно андалусийская. Экзотический колорит, присущий музыке Андалусии в целом, обусловлен повышенно экспрессивной манерой исполнения, особым ладо-гармонич. строем (тональная и ладовая переменность, бимодаль-ность, увеличенные интервалы, обильная хроматика и орнаментика и т. п.). Первые письменные памятники профессионального муз. творчества в И. (сб-ки гимнов, записанных невмами), дошедшие до нас от вестготской эпохи (5-8 вв.; особенно т. н. "Антифонарий короля Вамбы", 7 в.), показывают высокий уровень гимнотворчества и тесную связь этого жанра с нар.-песенными истоками. Крупнейшим сочинителем гимнов и учёным-теоретиком был Исидор Севильский (560-636), автор трактата " Этимология" (3 раздела посвящены музыке). Др. выдающиеся авторы - Леандр из Севильи (6 в.), Евгений Толедский (ум. в 656), Ильдефонсо (607-667). Реконкиста ускорила формирование нац. исп. культуры, в т. ч. музыкальной. Её первым проявлением стали героико-эпич. песни (cantares de gesta) историч. содержания, культивировавшиеся уже в 12 в. трубадурами и хуглярами (жонглёрами). Со временем эти песни трансформировались в романсы - муз.-поэтич. форму, в к-рой сочетались профессиональное иск-во трубадуров и нар. творчество. Романсы, тематика к-рых охватывала все стороны жизни и быта исп. народа, пелись на нар. исп. (романском) яз. под аккомпанемент виу-элы (предшественницы гитары). Трубадуры, поэзия и музыка к-рых достигли расцвета в 14 в., разрабатывали жанры: кантиги, альбады, пасторали, ретроэнсы. В народе были особенно распространены вильянсикос (песни сельского происхождения с разнообразной тематикой - от любовных до религ. сюжетов - и развитой муз. и поэтич. структурой) и кантар-сильос - более простые по форме песни строфич. членения с регулярным метром. Оба эти жанра интенсивно развивали крупнейшие композиторы 2-й пол. 15- нач. 16 вв. X. де Анчиета, Ф. Пень-ялоса и X. дель Энсина - родоначальник исп. муз. театра, драматург; затем Л. Фернандес, подготовивший своими •"Фарсами и эклогами* (1514) создание лирич. драмы, и Ж. Висенте (португалец по происхождению). В 16 в. получила распространение инструм. музыка, гл. обр. для виуэлы: прелюдии, тьентос (пьесы с полифонич. развитием типа ричеркара), диференсиас (вариации), фантазии, пьесы танц. характера, в к-рых также широко использовались нар. темы. Наиболее известные виуэлисты 16 в. - Л. Милан, Э. де Вальдеррабано, М. де Фуэнльяна, Л. де Нарваэс, А. Мударра, в 17 в.- X. Марин. Имитационно-полифонич. и вариационный стиль утвердились с 16 в. и в органной музыке, выдающимися мастерами к-рой были А. и Э. де Кабесон, позднее - Л. Венегас де Энестроса, Т. де Санта-Мария и X. Кабанильес.

В эпоху Возрождения исп. полифонич. музыка достигла расцвета в творчестве К. Моралеса и Ф. Терреро, писавших и культовую, и светскую музыку, и особенно в соч. выдающегося представителя исп. культовой полифонии Т. Л. де Виктории. В Андалусии в это же время выдвинулись полифонисты X. Васкес, X. Наварро, Ф. де лас Инфантас, Ф. С. де Ланга; в Каталонии - Дж. Брудьё, М. Флека и П. А. Вила; вВаленсии - X. X. Перес и Х.Б. Комес; в Толедо-Б. Рибера, X. Кабальеро и Б. Эскобедо. Появились значительные муз.-теоретич. и эстетич. труды. Б. Рамос де Пареха в трактате "Практическая музыка" (1482) выступил против схоластич. учений церк. авторитетов, развивая принципы равномерной темперации. Ф. Салинас написал трактат "Семь книг о музыке" (1577), содержащий записи мн. исп. нар. песен того времени. Д. Ортис в "Трактате о глосах" (1553) впервые теоретически обосновал иск-во вариационной разработки (диференсиас). Выдающимися муз. теоретиками были также X. Бермудо, Д. М. Дуран, Д. дель Пуэрто, М. де Бискарги.

Древнейшие памятники религ. муз. драмы -"Поклонение волхвов" (12 в.) и "Успение девы Марии" (т. н. "Мистерия Эльче", 13 в.). В 14 в. зарождаются светские формы муз. театра. Его своеобразие в эпоху Возрождения проявилось в эклогах - драматич. сценах с музыкой на религ. и светские сюжеты, преим. пасторального характера (крупнейшие представители - X. дель Энсина, Л. Фернандес и Ж. Висенте). Специфич. исп. оперный жанр сарсуэла (сложилась в 17 в.) - лирич. пьеса, в к-рой диалог чередуется с песнями и танцами; по характеру близка франц. комической опере и нем. зингшпилю. Она не развилась в большую оперу - этому препятствовало также господство итал. оперы в И. В 18 в. формируется лирич. муз. комедия тонадилья, сохранившая популярность до нач. 19 в.,- демократич. жанр, тесно связанный с нац. тематикой и передовыми идеями исп. общества. Создатели тона-дилий в 18-19 вв.- Л. Мисон, П. Эстеве-и-Гримау, Б. де Ласерна и М. Гарсиа.

Среди крупных композиторов 18 в.- А. Солер, В. Мартин-и-Солер, Р. Кар-нисер, Ф. Соре (гитарист и автор театр, и инструм. соч.).

С открытием консерваторий в Мадриде (1830) и Барселоне (1847) и постоянных оперных театров в Барселоне (1847] и Мадриде (1850) муз. жизнь активизировалась. С сер. 60-х гг. 19 в. деятельность видных композиторов - М. Эславы, Ф. Барбьери, М. Фернандеса Кабальеро, позднее Т. Бретоны, Р. Чапи-и-Лоренте, А. Вивеса - была связана с мадридским театром "Сарсуэла".

В последней четверти 19 в. в И. началось движение за возрождение художественно-самобытной нац. муз. культуры (т. н. Ренасимьенто), возглавленное композитором и муз.-обществ. деятелем Ф. Педрелем. Его муз. соч. (оперная трилогия "Пиренеи" и др.), теоретич. труды и педагогич. деятельность оказали решающее влияние на формирование совр. исп. композиторской школы. Основоположники новой музыки - ученики Педреля И. Альбенис, Э. Гранадос-и-Кампинья и М. де Фалья-и-Матеу. Творчество М. де Фальи - вершина совр. исп. музыки, одно из высших достижений зап.-европ. муз. классики 20 в, Высокого уровня достигло в 20 в. исполнительское иск-во: выдвинулись пианисты X. Турина, Р. Виньес, скрипачи П. Сарасате-и-Наваскуэс, X. Манен, виолончелисты П. Касальс, Г. Касадо, гитаристы Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия, дирижёры Э. Ф. Арбос, X. Итурби, певицы М. Гай: Э. Идальго, К. Супервиа, В. де лос Анхелес, Т. Берганса, П. Лоренгар. Среди музыковедов - Р. Митхана-и-Гордон, Ф. Гаскуэ, А. Саласар, X. Субира, Э. Л. Чаварри, Э. М. Торнер и др.

В годы Нац.-революционной войны 1936-39 в И. широкое распространение получила массовая песня. Известные авторы революционно-патриотич. песен - С. Бакарисе, Э. К. Чапи, К. Паласио. После установления франкистского режима мн. исп. музыканты эмигрировали (М. де Фалья, П. Касальс, X. Баутиста, Э. К. Чапи, К. Паласио). После 2-й мировой войны 1939-45 выдвинулись композиторы О. Эспла Триай, Э. Альфтер, Г. Питалуга, П. Соросабаль. Новое явление в муз. обществ, жизни И.- распространение массовой анонимной политич. антифранкистской песни.

Лит.: Кузнецов К., Из истории испанской музыки, Этюды 1 - 5, "Музыка", 1937, № 20, 21, 23, 29, 32; Грубер Р. И., Музыкальная культура Испании XV - начала XVII веков, в его кн.: История музыкальной культуры, М., 1953, т. 2, ч. 1, с. 337 - 406; Пичугин П., Пламя за Пиренеями, "Советская музыка", 1966, № 6; Subira J., Historia de la musica espano-la e hispanoamericana, Barcelona, 1953; Sa1azar A., La musica de Espana, Buenos Aires- Mexico, 1953; Lopez Chavarri E., Musica popular espafiola, 3 ed., Barcelona, 1958; Liberovici S. et Straniero M. E., Chansons de la nouvelle resistance espagnole, P., 1963; Marсо Т., La musica de la Espana contemporanea, Madrid, 1970.

П. Ахундов.

XVI. Танец

Исп. танец известен с глубокой древности. Сохранились танц. формы, к-рые встречались в эпоху эллинизма. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он входил во все театр, представления. В ср. века возникла "мореска" (муз.-танц. сценка), к-рая с кон. 15 в. стала известна в Европе. Танцы вводились в постановки пьес Ло-пе де Вега, П. Кальдерона и др. В 17- 18 вв. распространились представления с танцами: лирич. сарсуэлы, комедийные тонадильи. Возникали новые формы исп. танца: в 19 в. танго, севилльна, хабанера, перенесённая с Кубы, и др. Исп. танцы принято подразделять на четыре группы (стиля): нар., фламенко, классич. и совр. (20 в.). Самую обширную группу составляют нар. танцы различных провинций. Среди них сольные, парные, групповые, круговые, к-рые исчисляются сотнями, имеют каждый своё муз. сопровождение. Чрезвычайно богата танцами Андалусия; здесь исполнялись малагуэнья, ронденья, гранадина, генетически связанные с наиболее популярным танцем фанданго; сегидилья - парный танец, сопровождающийся игрой кастаньет или гитары; качуча - сольный женский танец и др. Популярная в Галисии альборада исполняется под звуки рожка или свирели и тамбурина. Известны хота из Арагоны и хота из Валенсии - парный танец острого ритма, сопровождающийся пением, игрой на гитаре или мандолине и кастаньетах; каталонская capдана - хороводный танец, исполняемый с ансамблем духовых и ударных инструментов. Непременная часть ежегодных деревенских празднеств - традиционные танцы басков (с кинжалами, кубками). Танцы фламенко (аллегриас, солеарес, фарукка и др.) бытуют у цыган южной И. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания или чередования ударов каблуков и носков, значительна роль рук. Кастаньеты используются редко и обычно женщинами. Танцы фламенко исполняются в сопровождении гитары, выкриков, хлопков в ладоши. Допускается импровизация, несравненно большая, чем в др. нар. исп. танцах. Разработка и регламентация нац. танцев привела к образованию к кон. 18 в. исп. классич. танца, к-рому обучают в школах: болеро, сегидилья из Ла-Манчи, малагуэнья, хота из Валенсии, андалусийские петенерас, оле, панадерос и др. Наибольшего расцвета исп. классич. танец достиг в нач. 19 в. В 1807 была создана Академия театр, танца, появились трактаты о танце, учебники. Однако к кон. 19 в. наступил период упадка этого танца - он академизировался, перестал развиваться. Обновление исп. танца началось в 1920-х гг. и привело к созданию нового совр. стиля. Танцовщица Архентина (А. Мерсе) первая стала сочетать формы классич. н нар. танца, использовала музыку И. Альбениса, М. де Фальи, создавала спектакли средствами нац. танца ("Любовь-волшебница" и "Треуголка" на музыку де Фальи). В 1930-60-х гг. получили известность танцовщики Архентинита, Пилар Лопес, В. Эскудеро, К. Амайя, Антонио и др. Исп. танец отличается исключительным ритмич. богатством, эмоциональностью, разнообразием форм. Этим объясняется его широкое распространение во всех странах. Напр., сарабанда, в 15- 16 вв. исполнявшаяся перед началом комедий, и чакона, известная в И. с 16 в., превратились во Франции в 17-18 вв. в придворные танцы, вводились в балеты комп. Ж. Б. Люлли. С нач. 19 в. исп. танцы стали занимать всё более видное место в балетных спектаклях Зап. Европы. Мн. исп. танцовщики и целые труппы выезжали за пределы страны, нек-рые побывали и в России. Переработанные в манере классич. балета исп. танцы вводили в постановки А. Сен-Леон, М. И. Петипа. В спектаклях 20 в. (у М. М. Фокина, отчасти А. А. Горского) исп. танцы были более стилизованы. Совр. балетмейстеры приближают их к нар. танцам. В театрах стали появляться балеты, построенные исключительно на исп. танцах: "Арагонская хота" на музыку М. И. Глинки, балетм. Фокин (1916), "Треуголка" на музыку де Фальи, балетм. Л. Ф. Мясин (1919), мно-гочисл. постановки балетов на музыку "Испанского каприччио" Н. А. Римского-Корсакова и "Болеро" М. Равеля и др. Муз. обработки исп. танца имеются у К.В. Глюка, В. А. Моцарта, Э. Гранадоса, Э. Ф. Направника и др.

Лит.: Александров В., Испанские народные танцы, Л., 1959; Levin-son A., La Argentina. Essai sur la danse espagnole, P., 1928; Hughes R. M., Spanish dancing, N. Y., 1948; Brunei1esсhi E., Antonio and Spanish dancing, L., 1958. E. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

Регулярные театр, представления в И. устраивались ещё в эпоху владычества римлян. В ср. века развивался религ. театр (литургическая драма, мистерия, а с сер. 16 в. "священные действа"- аллегорич. драмы на сюжеты истории, мифов, легенд) и нар.-комедийный театр, оказавший, несмотря на преследования церкви, большое влияние на дальнейшее формирование сценич. иск-ва. В 14-15 вв. появились и зачатки придворного театра (спектакли, разыгрывавшиеся актёрами-любителями из знати).

В сер. 16 в. возникли проф. театр, труппы (в зависимости от количества актёров они наз. булюлю, ньяке, гарнача, фарандула и др.), ставившие гл. обр. фарсовые сценки, используя примитивный реквизит. Одна из первых таких трупп была создана драматургом и актёром Л one де Руэдой. Во 2-й пол. 16 в. церк. братства, получив монополию на театр, представления, создали постоянные публичные театры - т.н. коррали, в Мадриде ("Корраль де ла Крус" в 1579, "Кор-раль дель Принсипе" в 1582), Севилье, Барселоне, Валенсии и др. городах. Эти театры ориентировались преим. на широкие круги гор. зрителя; здесь утверждалась гуманистич. и демократич. драматургия Возрождения, представленная произв. выдающегося драматурга Лопе де Вега и его школы, а также произв. X. Руиса де Аларкона, Тирсо де Молины и др. В кон. 16- нач. 17 вв. в корралях выступали многочисл. проф. труппы, руководимые А. де Сиснеросом, Н. де лос Риосом, А. де Вальегасом, М. Вальехо и др. Здесь выдвинулись мн. разносторонне одарённые актёры: П. де Моралес, К. Перес, Д. Ариас де Пеньяфьель, X. Вака, X. де Бургос, М. де Кордова, М. Кальдерон, М. Рикельме и др.

Католич. церковь и абсолютизм ограничивали гуманистич. и демократич. тенденции корралей (сокращение числа действующих трупп, строгая цензура, частые запреты представлений светских пьес) и поддерживали придворный театр. В 20-х гг. 17 в. в королев, резиденциях Эль Пардо, Буэн Ретиро были оборудованы театр, помещения и начались регулярные представления, на к-рые допускались и горожане. Здесь ставились преим. аллегорич. и мифологич. пьесы и феерии, в к-рых особое внимание уделялось зрелищным и постановочным эффектам. Итал. декораторы К. Лотти, Ф. Риччи и др. совершенствовали сценич. технику (ввели кулисы, живописные перспективные декорации, сложную сценич. технику). Популярностью пользовались пьесы П. Кальдерона де ла Барки, Ф. де Рохаса Соррильи, в творчестве к-рых проявился нек-рый отход от гуманистич. ренессансных традиций.

В 17 в. достиг расцвета жанр ауто, ставившихся на передвижных платформах-повозках во время церк. праздников. Во 2-й пол. 17 в. преследования светского театра феодально-католич. реакцией привели к резкому сокращению числа трупп, упадку театрального иск-ва.

В 18 в. получает распространение франц. классицизм, оказавший влияние на актёрское иск-во, в к-ром утверждались пафос и декламационный стиль. Однако мн. театры продолжали ставить произв. исп. драматургии 16-17 вв., а лучшие актёры - М. Ладвенант, Р. Луна, М. Р. Фернандес и др. - в своём искусстве опирались на реалистич. традиции. Те же традиции развивались и в муз.-драматич. жанрах сайнете, сарсуэлы, тонадильи. Наиболее известный автор, работавший в этих жанрах,- Р. Ф. де ла Крус; исполнением ролей в них прославилась актриса М. А. Фернандес. Творчество выдающегося актёра И. Майкеса подготовило подъём исп. театра. Майкес возглавлял мадридские театры "Каньос дель Пераль" (1801-05) и "Принсипе" (1805-18), осуществил ряд важных реформ в театр, иск-ве. Утверждение романтич. драматургии А. Сааве-дры (герцог де Ривас), А. Гарсиа Гутьер-реса, X. Соррильи-и-Мораля и др., а также семейно-бытовой реалистич. комедии определило расцвет театра И. в 30- 40-е гг. 19 в. Были открыты новые театры - "Эспаньоль" в Мадриде (в 1849), "Лисео" в Барселоне (в 1847) и др. В романтич. драмах с успехом выступали сестры Б. и Т. Ламадрид, К. Латорре, М. Диес и др.; в семейно-бытовых комедиях прославились X. Ромеа и К. Родригес.

В сер. 19 в. значит, произв. драматургии, реалистич. традиции отстаивал ч Театр Комедии" (оси в 1849), руководимый режиссёром и актёром Э. Марир. В этом театре работал видный актёр Р. Кальво, исполнитель ролей в пьесах Кальдерона, Тирсо де Молины.

С нач. 20 в. театр, всё более подчиняясь вкусам бурж. обывателя, переживал упадок; на сцене господствовали -"малые жанры", развлекательные пьесы и мелодрамы, а затем - модернистская драматургия. В театре "Эслава" Г. Мартинес Сьер-ра (в 1917-25) пытался утвердить символистскую драматургию. Однако в те же годы выдающиеся актёры М. Герреро и Ф. Диас де Мендоса в театре "Эспань-оль" пропагандировали пьесы драматургов 16-17 вв. и совр. передовых авторов.

В годы Республики (после 1931) были предприняты попытки реформы театра И., его демократизации. Особую роль в этом сыграли передвижные театр, труппы, руководимые выдающимся поэтом и драматургом Ф. Гарсиа Лоркой и драматургом А. Касоной, а также деятельность актрисы М. Ксиргу и трупп Л. Мем-бривес, X. Диас де Артигаса. В театр, клубе "Носотрос" ставились пьесы М. Горького, Б. Брехта и др.

Во время Национально-революционной войны 1936-39 театры на республиканской территории, перешедшие в ведение гос-ва, обновляли репертуар, включая классич. и передовую современную западноевроп. и исп. драматургию. На фронтах выступали передвижные проф. и самодеятельные труппы, ставившие пьесы Р. Альберти, М. Эрнандеса и др.

После захвата власти франкистами все прогрессивные реформы в области театра, осуществлённые республиканским пр-вом, были отменены. Театры вновь стали коммерч. предприятиями. На сцене большинства театров ставятся дра-матич. и муз. спектакли преим. развлекательного характера. Лишь в 1950-х гг., несмотря на гнёт театр, цензуры, в театре "Эспаньоль", Нац. театре им. М. Герреро (ранее наз. "Принсеса"), в "Театре Комедии" в Мадриде, театре "Моратин"в Барселоне и нек-рых др. появились постановки классич. исп. драматургии (напр., "Нумансия" Сервантеса в театре "Эспаньоль", сезон 1967-68; "Селестина" в сценич. редакции А. Касоны, театр "Бельяс Артес", Мадрид, сезон 1965-66, и др.). В репертуаре театров пьесы А. П. Чехова, М. Горького, Б. Брехта, Дж. Б. Пристли, А. Миллера, Ф Гарсиа Лорки и совр. исп. пьесы с острой социально-критич. направленностью А. Буэро Вальехо, А. Састре, Л. Ольмо и др. Ещё более широко спектакли оппозиционного по отношению к франкизму характера ставятся на сценах любительских студенческих театров, многочисленных театр, клубов. Деятельность этих экспериментальных театров оказывает благотворное влияние и на проф. театр, воспитывая талантливых актёров и режиссёров. Театр, центром является Мадрид, где работает св. 20 театров. Кадры актёров готовят спец. отделения Мадридской и Барселонской консерваторий, а также школа драматич. иск-ва (Мадрид). Среди театр, деятелей: реж. X. Л. Алонсо Мильянес, X. Осуна, X. Тамайо, Л. Эскобар, А. де ла Торре, К. Лука де Тена, актёры Р. Лусия, И. Гарсес, Э. Нориега, К. Лопес Аранда, М. Леаль, А. Марсильяк.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXVIII (стр. 560-561).

Лит.: Узин B.C., Испанский театр, в кн.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Diaz de Escovar N. Y., Lasso d e la Vega F. de P., Historia del teatro espanol, t. 1-2, Barcelona, [1924]; Sainz de Robles F. C., El teatro espanol. Historia у antologia (Desde sus origenes hasta el Siglo XIX), t. 1-7, Madrid, 1942-43; Valbuena Prat A., Historia del teatro espanol, Barcelona, [1956]; Aubrun С h. V., Histoire du theatre espagnol, P., 1965; Al varo F.. El espectador у la cri-tica, [t. 1-12], Valladolid-Madrid, [1959-1970]. 3. И. Плавскин.

XVIII. Кино

В 1905 в И. был поставлен первый художеств, фильм. С 1908 центром кинопроизводства стала Барселона. В 1915-19 работала первая крупная фирма в Мадриде. В 20-е гг. выпускалось ежегодно 30-40 фильмов, в т. ч. экранизации произв. известных исп. прозаиков, драматургов. Ведущие режиссёры этого времени - Б. Перохо, Ф. Рей. В 1934 был поставлен первый звуковой фильм •"Вода в почве" (реж. Э. Ф. Ардавин). В годы бурж. Республики (1931-36) выпуск фильмов увеличился, киностудии были переоборудованы. Среди лучших кинопроизв. этих лет - документальный фильм "Земля без хлеба" (1932, реж. Л. Бюнюэль) о голодной жизни исп. батраков и крестьян-бедняков. Нац.-революц. война 1936-39 нашла отражение в фильмах "Заря надежды", "Глухие предместья", "В поисках песни" и особенно в документ, лентах "Невмешательство", "Бомбы над Мадридом", "Наступление" и др. После установления франкистской диктатуры на экранах господствует коммерч. кинопродукция. Однако несмотря на жестокую цензуру, появляются фильмы, отмеченные социально-критич. тенденциями: "Добро пожаловать, мистер Маршалл!" (1953, реж. Л. Г. Берланга, X. А. Бардем), "Смерть велосипедиста" (1954), "Главная улица" (1956) (реж. обоих фильмов Бардем); "Калабуч" (1956), "Пласидо" (1960), "Палач" (1963) (реж. всех фильмов Берланга). Мировую известность получила кинокартина реж. Л. Бюнюэля "Виридиана" (1961). Правдивое изображение жизни, постановка важных проблем исп. действительности отличают кинопроизв.: "Бродяги" (1961), "Плач по бандиту" (1963), "Охота" (1965), "Мята со льдом" (1967) (реж. всех фильмов К. Саура), "Доброволец" (1963), "Актеон" (1965; реж. обоих фильмов X. Грау), "Поиск" (1966, реж. А. Фоне), "Девять писем Берте" (1966, реж. Б. Патино), "Гусёк" (1964), "Сломанные игрушки" (1966) (реж. обоих фильмов М. Саммерс) и др. С кон. 60-х гг. из-за трудностей, связанных с цензурой, большинство режиссёров вынуждено ставить коммерч. фильмы (сексуальные комедии и мелодрамы, муз. кинокартины и т. п.).

В Мадриде работает Ин-т нац. кинематографии; имеется Исп. нац. фильмотека. В Сан-Себастьяне, Барселоне, Вальядолиде проводятся Междунар. кинофестивали. Среди известных актёров: X. Мистраль, Ф. Рабаль, А. Баутиста, Э. Пенелья, К. Монтес, Ф. Фернан Го-мес, А. Клссас, X. Суарес, С. Бруно, С. Монтьель. Выпускается (1971) сп. 100 фильмов в год (из них Св. 50 совм. с др. странами).

Лит.: Садуль Ж., Всеобщая история кино, т. 6, М., 1963, с. 317 -22; Garcia Escudero J. М., Cine espanol, Madrid, [1962].

ИСПАНИЯ БЛИЖНЯЯ (Hispania Citerior), рим. провинция на вост. побережье Испании; образована в 197 до н. э. (гл. город - Новый Карфаген). При Августе в 27 до н. э. была переименована в Тарраконскую Испанию (Hispania Таг-raconensis; гл. город - Таррако).

ИСПАНИЯ ДАЛЬНЯЯ (Hispania Ulterior), рим. провинция на юго-зап. побережье Испании; образована в 197 до н. э. При Августе ок. 15-12 до н. э. от И. Д. на 3. была отделена провинция Лузи-тания, а оставшаяся юж. часть провинции со времени Флавиев (69-96) получила назв. Бетика.

"ИСПАНКА", тяжёлая форма гриппа, пандемия к-рого наблюдалась в 1918. Впервые описана в Испании (отсюда название).

ИСПАНО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА 1898, первая империалистич. война за передел колониальных владений. Ставя целью захват Кубы, Филиппин и Пуэрто-Рико, находившихся под исп. колониальным господством, пр-во США рассматривало эти владения не только как ценные источники сырья и рынки сбыта, но и как важный плацдарм для экспансии капитала США в страны Азии и Лат. Америки. Началась в условиях развернувшихся на Кубе (с 1895) и Филиппинах (с 1896) мощных восстаний против исп. колон, гнёта, в результате к-рых исп. колон, режим в этих странах был подорван. Чтобы привлечь кубинских и филиппинских повстанцев в качестве своих союзников в борьбе против Испании, пр-во США обещало поддержать их борьбу за независимость. Развернув лицемерную кампанию против "исп. жестокостей" на Кубе, особенно усилившуюся после гибели 15 февр. 1898 на гаванском рейде (при невыясненных обстоятельствах) амер. броненосца "Мейн", пр-во США предъявило исп. пр-ву ультиматум, фактически требовавший отказа Испании от Кубы. 21 апр. США без объявления войны начали воен. действия против Испании.

Воен. действия велись в Вест-Индии (о-ва Куба и Пуэрто-Рико) и на Филиппинах. Амер. эскадра контр-адм. У. Самп-сона (2 броненосца, 1 броненосный крейсер, 9 крейсеров, 5 мониторов) в апреле блокировала сев.-вост. побережье Кубы, где находились исп. войска в кол-ве ок. 200 тыс. чел. Зап, часть Кубы была занята отрядами кубинской освободит, армии. В сер. мая к блокирующим силам присоединилась эскадра коммодора У.Шлея (2 броненосца, 1 броненосный крейсер, 3 крейсера). Исп. эскадра адм. П. Серверы (4 броненосца, 3 миноносца), совершив переход через Атлантич. ок., 19 мая вошла в порт Сантьяго-де-Куба. При попытке выйти из порта 3 июля исп. корабли были уничтожены амер. эскадрой. Амер. десант совместно с повстанцами 16 июля овладел Сантьяго-де-Куба, а *в начале авг. полностью разбил исп. войска на Кубе. В июле - авг. амер. войска заняли зап. часть Пуэрто-Рико. Амер. эскадра коммодора Дж. Дьюи (4 крейсера, 2 канонерские лодки) в апр. вышла из Гонконга и в ночь на 1 мая прорвалась в Маниль-скую бухту, а утром уничтожила арт. огнём 10 устаревших исп. кораблей у берега. Амер. десант вместе с повстанцами осадил Манилу, к-рая была взята 13 авг. Ещё в июне сопротивление испанцев на Филиппинах было сломлено и острова были оккупированы амер. войсками. Лишённая флота и возможности поддержать свои войска на Кубе и Филиппинах, Испания капитулировала (13 авг.). И.-а. в. длилась всего 3,5 мес. Осн. тяжесть войны на суше вынесли на своих плечах народы Кубы и Филиппин. Однако правящие круги США вероломно предали своих союзников, добившись от Испании по Парижскому мирному договору (10 дек. 1898) передачи Соединённым штатам Пуэрто-Рико, о. Гуам и (за 20 млн. долларов) Филиппин. Исп. колониальный гнёт на этих терр. сменился американским. Куба, формально объявленная независимой, была оккупирована войсками США. И.-а. в., обнаружившая гнилость исп. монархии и свидетельствовавшая о вступлении США в борьбу за мировую гегемонию, явилась, по определению В. И. Ленина, одной из главных исторических вех, к-рыми отмечено начало эпохи империализма (см. Поли, собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 164).

Лит.: Слезкин Л. Ю., Испано-американская война 1898, М., 1956; Владимиров Л. С., Дипломатия США в период американо-испанской войны 1898, М., 1957; Нитобург Э. Л., Похищение жемчужины. Полтора века экспансионистской политики США на Кубе, М., 1968; Меген А., Стратегический разбор действий на море во время испано-американской войны, пер. с англ., СПБ, 1899; Губер А. А., Филиппинская республика 1898 года и американский империализм, М., 1961; Roig de Lеисhsenring E., Cuba no debe su independencia a los Estados Unidos, 4 ed., La Habana, 1961.

Э. Л. Нитобург, Г. Б. Карамзин.

ИСПАНО-ФРАНЦУЗСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1904 подписано в Париже 3 окт. Состоит из 2 документов: декларации о присоединении Испании к англо-франц. соглашению 1904 и секретной конвенциио разделе Марокко на сферы влияния. В соответствии с конвенцией в сферу влияния Испании вошли часть Сев. Марокко (кроме гг. Фее и Таза) и часть Юго-Зап. Марокко; Франция признавала права Испании на р-н Санта-Крус (Ифни), уступленный Испании марокканским султаном по Тетуанскому мирному договору 1860. Испания обязывалась в течение 15 лет не предпринимать в своей зоне к.-л. действий без предварит, согласия Франции, а также брала обязательство не уступать и не передавать во врем, владение никакой др. державе к.-л. части своей зоны и не возводить укреплений на марокканском побережье к 3. от Ме-лильи. Танжер выделялся из исп. зоны и сохранял особый режим.

Публ.: Recueil international des traites du XXe siecle, annee 1904. pub], par Descamps et L. Renault, P., [1905].

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1808-14, см. в ст. Испанские революции 19 века.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1820-23, см. в ст. Испанские революции 19 века.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1834-43, см. в ст. Испанские революции 19 века.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1854-56, см. в ст. Испанские революции 19 века.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1868-74, см. в ст. Испанские революции 19 века.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1931-39, революция, в ходе к-рой сложилась в Испании демократическая республика нового типа, воплотившая некоторые из основных черт народной демократии. Особенности И. р. были в значит, мере обусловлены нек-рыми отличит, чертами ист. развития Испании (прежде всего исключит, живучестью феод, пережитков, носители которых - помещики - закрепили в годы фаш. режима тесный союз с финанс.-пром. олигархией). Осью политич. борьбы, развернувшейся накануне революц. взрыва, был антагонизм между блоком землевладельческой аристократии и финансовой олигархии (его господство олицетворяла монархия) и испанским народом в целом. Противоречия господствовавшей в стране социальной и политич. системы были обострены экономич. кризисом, охватившим Испанию в сер. 1930.

Стремясь предотвратить крушение монархии, правительство Беренгера, пришедшее в январе 1930 на смену диктатуре генерала Примо де Риверы, издало декрет о проведении 19 марта выборов в кортесы. Этот манёвр не принёс успеха его инициаторам, ибо в условиях революц. подъёма оппозиц. силы отказались участвоватьв выборах и вынудили Беренгера подать в отставку (14 февр. 1931). Король Альфонс XIII (правил в 1902-31) назначил главой пр-ва вместо ген. Беренгера адм. Аснара. Новое пр-во сразу объявило о проведении 12 апр. выборов в муниципалитеты. Но эти выборы вылились в решительный антимо-нархич. плебисцит. Во всех городах Испании в выборах в муниципальные советы победили республиканцы. За республику высказалось подавляющее большинство населения Испании. На другой день после выборов лидер каталонского нац. движения Масиа провозгласил создание Каталонской республики. 14 апр. 1931 Революц. к-т (созд. лидерами бурж.-респ. движения на основе Сан-Себастъянского пакта 1930) собрался в здании Мин-ва внутр. дел и сформировал врем. пр-во, к-рое возглавил Аль-кала Самора (лидер Демократич. либеральной партии). В этот день король отрёкся от престола. 27 июня 1931 собрались Учредит, кортесы, к-рые 9 дек. 1931 приняли респ. конституцию.

Провозглашение республики. Мадрид, Пуэрта дель Соль. 14 апреля 1931.

Эта мирная революция лишила власти блок помещичьей аристократии и крупной буржуазии, к-рый уступил место новому блоку, представлявшему всю буржуазию, за исключением нек-рых групп монополистич. капитала; стремясь обеспечить себе опору в массах, буржуазия привлекла к участию в пр-ве Социалистич. партию. В дек. 1931 давление масс привело к отстранению от власти двух самых правых политич. партий правительств, блока: Консервативной (лидер М. Маура) и Радикальной (лидер А. Леррус). Руководство пр-вом оказалось в руках мелкобурж. республиканцев, к-рые не пошли по пути коренных социально-экономич. преобразований. При новом, бурж.-демократич. строе сохранялись латифундии, натур, рента, издольщина, не была проведена в жизнь агр. реформа, в к-рой так нуждалась Испания -"страна земли без людей и людей без земли" и к-рую требовали миллионы обездоленных крестьян и с.-х. рабочих. Респ. и социалистич. министры оттолкнули массы от республики, проводя политику заигрывания с реакцией и насилия по отношению к рабочему классу и крестьянству, чем расчистили путь для контрреволюции, которая начала готовиться к восстановлению прежних порядков. Так стал возможным воен. мятеж 10 авг. 1932, возглавлявшийся ген. Санхурхо, быстро подавленный благодаря ответному выступлению масс (Санхурхо, приговорённый вначале к смертной казни, а затем к 30 годам тюрьмы, был в 1934 освобождён пр-вом Лерруса). В сент. 1933 вследствие наступления реакции, социалисты были выведены из пр-ва. Раскол респ.-социалистич. блока, явившийся результатом противоречивой и не-последоват. внутр. политики пр-ва, вызвал полйтич. кризис в республике. Респ. партии под давлением правых сил раскололись на мелкие группы. Парламент был распущен. Новые выборы (19 нояб. 1933) принесли победу Радикальной партии и правым профаш. силам. Социалистич. партия потеряла почти половину своих мест в парламенте.

Одержав в 1933 победу на выборах, реакция получила широкие возможности для захвата власти легальным путём и подрыва республики изнутри. С этой целью силы реакции объединились в Конфедерацию автономных правых (СЭДА) с Хилем Роблесом во главе. В нач. окт. 1934 СЭДА после ряда подготовит, манёвров вошла в состав пр-ва.

В этот период руководителем и организатором масс, объединявшихся в борьбе с силами контрреволюции, становилась Коммунистич. партия Испании (КПИ; созд. в 1920). Среди мер, направленных на демократизацию страны, Коммунистич. партия в первую очередь выдвигала агр. реформу. Коммунисты требовали ограничения господства крупных нац. и иностр. банков и монополий над экономич. и социальной жизнью страны. Коммунистич. партия считала необходимым провозгласить право на самоопределение Каталонии, Страны Басков и Галисии, предоставить полную независимость Марокко и вывести исп. войска из Сев. Африки. По мнению коммунистов, республика должна была осуществить демократич. обновление гос. аппарата и в первую очередь командного состава исп. армии. Коммунистич. партия считала, что для последовательного осуществления демократизации страны необходимо, чтобы рабочий класс выполнил роль руководителя народных масс, важнейшим условием чего должно было стать объединение всех сил рабочего класса. Поэтому борьбу за единство рабочего класса компартия сделала осью своей политики. Политика единства прокладывала себе дорогу в массах; она находила сочувственный отклик и в рядах Социалистич. партии, к-рая, после того как социалисты были вытеснены из пр-ва, переживала острый кризис. Если нек-рых Социалистич. лидеров поражение и провал их политики подтолкнули к открытому переходу вправо - в" направлении либерализма и отказу от классовых позиций, то др., более близкая к пролетариату часть руководства во главе с Ф. Ларго Кабальеро активно включилась в антифаш. борьбу. Это позволило в течение 1934 добиться первых успехов на пути установления единства действий между Коммунистич. и Социалистич. партиями.

Когда СЭДА 4 окт. 1934 вошла в состав пр-ва, массы, руководимые Социалистич. и Коммунистич. партиями, выразили немедленно своё отрицат. отношение к этому факту. В Испании была объявлена всеобщая забастовка, к-рая в Астурии, в Стране Басков, Каталонии и Мадриде переросла в вооруж. восстание. Особенно широким размахом и наибольшей остротой отличалась борьба в Астурии (см. Октябрьские бои 1934 в Испании). Пр-во бросило против трудящихся подразделения иностр. легиона и марокканские части, к-рые с особой жестокостью расправились с астурий-скими горняками. Репрессиями против повстанч. движения в окт. 1934 руководил ген. Франко, уже тогда готовивший заговор против республики. Хотя Октябрьское восстание 1934 и потерпело поражение из-за отсутствия подготовки и координации действий, всё же оно задержало осуществление планов реакции и вызвало по всей стране массовое движение солидарности с восставшими, ненависть к реакции и подготовило условия для образования Нар. фронта. Спустя два месяца после окончания борьбы в Астурии по инициативе компартии в условиях подполья был создан к-т по связи между руководством Социалистич. и Коммунистич партиями. В мае 1935 КПИ, опираясь на уже действовавший в течение неск. месяцев Антифаш. блок, предложила Социалистич. партии образовать Нар. фронт. Однако Социалистич. партия под предлогом нежелания сотрудничать с бурж.-респ. партиями, изгнавшими её из пр-ва, ответила отказом. Хотя в общенац. масштабе предложение коммунистов не было принято, тем не менее на местах возникли многочисл. к-ты Нар. фронта и к-ты по связи между социалистами и коммунистами, практически осуществлявшие политику единства. Опираясь на решения 7-го конгресса Коминтерна (25 июля -20 авг. 1935, Москва), Коммунистич. партия развивала успехи, достигнутые в деле создания Нар. фронта. В дек. 1935 Всеобщая унитарная конфедерация труда, находившаяся под влиянием коммунистов, вошла во Всеобщий союз трудящихся (ВСТ), руководимый социалистами. В результате был сделан важный шаг на пути к профсоюзному единству.

В дек. 1935 под давлением масс реакц. пр-во было вынуждено подать в отставку. Было сформировано пр-во во главе с бурж. демократом Портела Вальяда-ресом, к-рый распустил парламент и назначил новые выборы. Это была победа демократич. сил, ускорившая создание Нар. фронта. 15 янв. 1936 был подписан пакт об образовании Нар. фронта, в к-рый вошли Социалистич. партия, Коммунистич. партия, Леворесп. партия, Респ. союз, Всеобщий союз трудящихся и ряд мелких полйтич. групп. Вне рядов Нар. фронта оставалась анархистская Нац. конфедерация труда (НКТ), хотя рядовые рабочие, входившие в неё, активно сотрудничали с рабочими др. полйтич. направлений, вопреки сектантской тактике лидеров НКТ. На состоявшихся 16 февр. выборах демократич. силы одержали убедительную победу. Из 480 мест в парламенте партии Нар. фронта завоевали 268.

Победа Нар. фронта воодушевила прогрессивные силы Испании на борьбу за осуществление глубоких демократич. преобразований. Грандиозные уличные демонстрации, состоявшиеся в Мадриде и др. городах, свидетельствовали о решимости масс упрочить и развить одержанную победу. Народ требовал освобождения полйтич. заключённых, и это требование было выполнено без промедлений. Быстро росло влияние Коммунистич. партии, численность к-рой в февр. 1936 составляла 30 тыс., в марте - 50 тыс., в апр.-60 тыс., в июне -84 тыс., в июле -100 тыс. чел. Укрепился Нар. фронт, ведущей силой к-рого был рабочий класс. Слияние организаций со-циалистич. и коммунистич. молодёжи в Союз объединённой Социалистич. молодёжи (апр. 1936) подготовило основу для единства молодёжного движения. В Каталонии в результате слияния 4 рабочих партий (июль 1936) была создана Объединённая Социалистич. партия Каталонии. Успехи Нар. фронта вновь открыли перед Испанией перспективу развития демократич. революции мирным, парламентским путём. В результате победы Нар. фронтабыло создано респ. пр-во, поддержанное социалистами и коммунистами, не входившими в него. КПИ была сторонницей создания пр-ва Нар. фронта, однако против этого возражала Социалистич. партия.

Народ вооружается. Июль 1936.

Долорес Ибаррури и Хосе Диас (первый справа) на Мадридском фронте, 1936.

Образовавшиеся после победы Нар. фронта пр-ва Асаньи (19 февр. 1936- 12 мая 1936) и Касареса Кироги (12 мая 1936-18 июля 1936) не учли суровых уроков, полученных в первые годы республики, не приняли необходимых мер для защиты демократич. строя. На прежних местах в армии оставалось большинство генералов-реакционеров (в т. ч. Франко, Мола, Годеда, Кейпо де Льяно, Аранда, Кабанельяс, Ягуэ и др.), к-рые готовили заговор против республики. В тесном контакте с такими реакц. полйтич. группами, как основанная в 1933 Исп. фаланга (фаш. партия) и организация "Обновление Испании", во главе к-рой стоял Кальво Сотело, б. соратник диктатора Примо де Риверы (с 13 сент. 1923 по 28 янв. 1930), эти генералы завершили последние приготовления к мятежу. За генералами стояла помещичье-финанс. олигархия, стремившаяся установить фаш. диктатуру и тем самым упрочить свои позиции в стране.

Подготавливая мятеж против республики, исп. реакция опиралась на поддержку Гитлера и Муссолини. Ещё в 1934 в Риме представителями исп. реакции было заключено соглашение с Муссолини, к-рый обещал предоставить вооружение и ден. средства крайне правым исп. силам. В марте 1936, после победы Нар. фронта, ген. Санхурхо (он должен был возглавить мятеж; после его гибели 20 июля 1936 в авиац. катастрофе гл. руководителем мятежа стал ген. Франко) и вождь фаланги Хосе Антонио Примо де Ривера отправились в Берлин, чтобы окончательно уточнить детали участия фаш. Германии в борьбе против исп. народа. 16 июля ген. Мола оповестил всех участвовавших в заговоре генералов о том, что мятеж вспыхнет и будет развиваться последовательно 18, 19 и 20 июля. Военные, действовавшие в Марокко, выступили раньше установленного срока (утром 17 июля). Первые части, использованные мятежниками, в большинстве состояли из солдат иностр. легиона (11 тыс. чел.) и марокканских солдат (14 тыс. чел.). Военщина, жестоко подавив отдельные попытки сопротивления, овладела городами Мелилья, Сеута и Тетуан. 18 июля заговорщики, восставшие на Пиренейском п-ове, захватили Кадис и Севилью.

Воен.-фаш. мятеж оставил республику без армии. В обстановке, к-рая требовала энергичных и безотлагат. действий, виднейшие респ. лидеры обнаружили слабость и нерешительность. Глава пр-ва Касарес Кирога (Леворесп. партия) и президент республики (с мая 1936) Асанья до последнего момента противились передаче оружия в руки народа и пытались добиться соглашения с мятежниками. Но рабочий класс, нар. массы не соглашались на капитуляцию, которую им предлагало пр-во. Как только в Мадриде узнали о мятеже в Марокко, все предприятия прекратили работу и народ устремился на улицу, требуя у пр-ва оружия для защиты республики. Делегация Коммунистич. партии явилась к главе пр-ва и поддержала требования масс. 18 июля комиссия представителей Нар. фронта вновь посетила Касареса Кирогу и потребовала вооружить народ.

Грозная нар. волна поднялась, чтобы дать отпор реакц. мятежу. Касарес Кирога, оказавшийся не в состоянии нести ответственность за действия своего пр-ва, подал в отставку. Президент Асанья поручил Д. Мартинесу Баррио (лидеру партии Респ. союз) сформировать пр-во, которое должно было достичь соглашения с мятежниками, что на деле означало бы капитуляцию. Однако энергичный протест народа сорвал эту попытку. 19 июля приступило к своим обязанностям новое пр-во, возглавленное одним из лидеров Леворесп. партии Хосе Хи-ралем. Но в спорах о том, вооружать или не вооружать народ, было потеряно три дня, и эти три дня колебаний заговорщики использовали, захватив 23 города. За колебания респ. лидеров народ расплачивался своей кровью.

Передовой пост народной милиции обстреливает позиции мятежников. 1936.

Тем не менее мятежники вскоре смогли убедиться в решимости нар. масс преградить дорогу фашизму. В Барселоне и Мадриде мятеж был быстро подавлен. По всей Испании рабочие, крестьяне, ремесленники, интеллигенция поднялись на защиту республики.

В нач. авг. 1936 преимущество ещё сохранялось за республикой. В руках республиканцев оставались Мадрид, Валенсия, Каталония, Астурия, Страна Басков, б. часть Эстремадуры, Новая Кастилия, Мурсия. Республика осуществляла контроль над гл. пром. и горнорудными центрами, портами (Барселона, Бильбао, Сантандер, Малага, Альмерия, Картахена и др.) и наиболее богатыми с.-х. районами (см. карту). Мятеж в основном был подавлен. Республика была спасена от первого фаш. натиска.

Исп. трудящиеся сумели разгромить фаш. мятеж благодаря настойчивой деятельности коммунистов, направленной на достижение единства действий рабочих и всех антифашистов, взаимопонимания и соглашения между Коммунистич. и Социалистич. партиями.

После первых ударов, нанесённых мятежникам, война могла бы кончиться, если бы она велась в нац. рамках. Но на Помощь реакции пришли Гитлер и Муссолини, к-рые послали в Испанию герм, и итал. войска, оснащённые по последнему слову техники. Это изменило характер войны, развернувшейся в Испании. Она не была уже гражд. войной. В результате иностр. интервенции война для исп. народа превратилась в национально-революционную: национальную - потому что в ней отстаивалась целостность и нац. независимость Испании, революционную - потому что была войной за свободу и демократию, против фашизма.

Война в Испании в той или иной степени затрагивала все страны, все народы, все пр-ва. Для осуществления своих агрессивных планов, направленных против Европы и всего мира, Гитлер нуждался в стратегич. базе (к-рую представлял собой Пиренейский п-ов), чтобы оказаться в тылу у Франции, поставить под контроль пути в Африку и на Восток, использовать близость п-ова к амер. континенту. Англ., франц. и амер. пр-ва не только позволили Гитлеру осуществить открытую интервенцию в Испанию, но и помогли его агрессивным планам, объявив по отношению к республике и исп. народу преступную политику "невмешательства", к-рая оказала весьма важное влияние на исход войны в Испании и ускорила развязывание 2-й мировой войны 1939- 1945 (см. Комитет по невмешательству в испанские дела).

Итало-герм. интервенция сыграла решающую роль на первом этапе войны в Испании и по мере роста сопротивления республиканцев приобретала всё больший размах. Муссолини направил в Испанию 150 тыс. солдат, в т. ч. неск. дивизий, имевших опыт войны против Эфиопии. Итал. воен.-мор. флот, включавший подводные лодки, оперировал в Средиземном м. Итал. авиация, дислоцировавшаяся в Испании, совершила 86 420 вылетов (во время войны в Эфиопии она совершила 3949 вылетов), 5319 бомбардировок, во время к-рых на исп. населённые пункты было сброшено 11585т взрывчатых веществ.

Гитлер, со своей стороны, направил Франко значит, кол-во самолётов, танков, артиллерии, средств связи и тысячи офицеров, к-рые должны были обучить и организовать франкистскую армию (в частности, он послал в Испанию легион "Кондор" под команд, ген. Шперле, а позднее - ген. Рихтгофена и Фольк-мана). Тот факт, что 26 113 нем. военнослужащих были награждены Гитлером за заслуги в войне в Испании, свидетельствует о размахе герм, интервенции.

Крупные монополии США внесли свою лепту в поддержку мятежников: Франко получил в 1936 от компаний США ("Стандард ойл компани" и др.) 344 тыс. т, в 1937 - 420 тыс. т, в 1938 - 478 тыс. т, в 1939 - 624 тыс. т горючего (по данным X. Фейца - экономич. советника посольства США в Мадриде). Не меньшее значение имели для мятежников поставки амер. грузовиков (12 тыс. от компаний "Форд", "Студебеккер" и "Дженерал моторе"). В то же время США запретили продавать оружие, самолёты и горючее Исп. республике. СССР, решительно вставший на защиту исп. демократии, снабжал республиканцев оружием, несмотря на всякого рода трудности. Сов. добровольцы, гл. оор. танкисты и лётчики, участвовали в обороне республики. В поддержку её борьбы развернулось широкое движение солидарности, высшим выражением к-рого явились Интернациональные бригады, организованные гл. обр. комму-нистич. партиями.

Отряд республиканской армии вступает в Бриуэгу (Гвадалахарский фронт). 1937.

Героическая борьба исп. народа и его первые победы служили лучшим доказательством того, что против фашизма можно бороться и что фашизм можно победить. Тем не менее Социалистич. рабочий интернационал, отклонявший неоднократные предложения Коминтерна об объединении усилий междунар. рабочего движения в защиту исп. народа, по существу поддерживал политику "невмешательства ".

32 с половиной месяца, с 17 июля 1936 по 1 апр. 1939, в необычайно трудных условиях исп. народ оказывал сопротивление фаш. агрессии. На первом этапе, до весны 1937, главной задачей были борьба за создание нар. армии и оборона столицы, к-рой угрожала армия мятежников и интервентов. 8 авг. 1936 фашисты захватили Бадахос, а 3 сент. Талаве-ру-де-ла-Рейна, расположенную примерно в 100 километрах от Мадрида.

Для борьбы с возросшей угрозой 4 сент. было сформировано новое респ. пр-во во гл. с лидером социалистов Ф. Ларго Кабальеро, в к-рое вошли все партии Нар. фронта, в т. ч. Коммунистич. партия. Нек-рое время спустя в пр-во вошла Баскская националистич. партия. 1 окт. 1936 респ. кортесы одобрили Статут Страны Басков, а 7 окт. в Бильбао было создано автономное пр-во во гл. с католиком Агирре. 4 нояб. 1936 в пр-во Ларго Кабальеро были включены представители Нац. конфедерации труда.

К 6 нояб. франкистские войска приблизились к предместьям Мадрида. В этот период на весь мир прозвучал ист. лозунг защитников Мадрида: "Они не пройдут!". Фаш. войска разбились о стальную преграду, воздвигнутую героизмом респ. бойцов, бойцов Интернац. бригад и всего населения Мадрида, поднявшихся на защиту каждой улицы, каждого дома. В февр. 1937 попытки фашистов окружить Мадрид потерпели крах в результате проведённой респ. армией Ха-рамской операции. 8-20 марта 1937 народная армия одержала победу под Гвадалахарой, где было разбито неск. регулярных дивизий армии Муссолини. Франко пришлось отказаться от своего плана взятия Мадрида. Центр тяжести воен. действий был перемещён на С. Испании, в р-н баскских жел. рудников.

Героич. оборона Мадрида продемонстрировала правильность политики КПИ, направленной на создание нар. армии, способной дать отпор врагу и осуществлявшейся вопреки сопротивлению Ларго Кабальеро. Последний всё более подпадал под влияние анархистов и проф. военных, к-рые не верили в победу народа. Его пособничество анархистским авантюристам обусловило переход Малаги 14 февр. 1937 в руки фашистов. Попустительство Ларго Кабальеро позволило анархо-троцкистским группам, в к-рых орудовали агенты врага, поднять в Барселоне 3 мая 1937 путч против респ. пр-ва, к-рый был подавлен каталонскими трудящимися под руководством Объединённой социалистич. партии Каталонии. Серьёзность положения диктовала настоят, необходимость радикальным образом изменить политику респ. пр-ва. 17 мая 1937 было создано новое пр-во Нар. фронта. Пр-во возглавил социалист X. Негрин.

На 2-м этапе войны (с весны 1937 до весны 1938), несмотря на то, что значит, часть членов Всеобщего союза трудящихся, руководимого Ларго Кабальеро, и Нац. конфедерация труда отказались поддержать новое пр-во, были достигнуты успехи в деле создания армии, к-рая смогла предпринять наступат. операции под Брунете (в июле 1937) и Бельчите (в авг.- сент. 1937). Но Ларго Кабальеро оставил после себя тяжёлое наследие. Положение на С. Испании было крайне трудным и не было возможности задержать там наступление фашистов, к-рому благоприятствовала бурж. -националистич. политика пр-ва Страны Басков. Это пр-во предпочло отдать фашистам невредимыми предприятия Бильбао и не организовало последоват. сопротивления. 20 июня фашисты вошли в Бильбао, 26 авг. пал Сантандер. Астурия сопротивлялась до кон. окт. 1937.

Чтобы сорвать новое наступление Франко на Мадрид, 15 дек. респ. армия сама перешла в наступление и захватила г. Теруэль. Однако, как и при Гвадалахаре, этот успех не был использован пр-вом. Отрицат. моментом этого этапа войны была деятельность министра обороны социалиста И. Прието. Одержимый антикоммунизмом и не веривший в народ, он тормозил укрепление нар. армии, стремясь заменить её армией профессиональной. Факты очень скоро показали, что эта политика вела к поражению.

Упрочив свои силы за счёт новой помощи от немцев и итальянцев, враг 9 марта 1938 прорвал Арагонский фронт. 15 апр. фаш. войска вышли к Средиземному м., разрезав надвое терр. республики. Тяжёлая воен. обстановка осложнилась к тому же политикой прямого пособничества фаш. агрессорам, проводившейся зап. странами. Не встречая сопротивления со стороны Великобритании, США, Франции, Гитлер в марте 1938 захватил Австрию. Чемберлен подписал 16 апр. 1938 соглашение с Муссолини, означавшее молчаливое согласие англичан на участие итал. войск в борьбе на стороне Франко. В этих условиях в правящих кругах Исп. республики начало выкристаллизовываться капитулянтское течение, в к-ром активную роль играли социалистич. лидеры вроде X. Бестейро и Прието, нек-рые респ. руководители и главари Федерации анархистов Иберии.

Коммунистич. партия предупредила нацию о смертельной опасности. Мощный патриотич. подъём охватил исп. народ, к-рый на многолюдны