загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

упадка Римской империи и зарождения в её пределах варварских гос-в. Орозий и епископ Исидор Севильский (ок. 560-636) оставили ценные сведения о событиях, связанных с историей вестготского королевства. Ранний период Реконкисты представлен монастырскими хрониками и "Песней о Сиде", восходящей к сер. 12 в. К 13 в. относятся своды по истории И. толедского епископа Род-риго Хименеса де Рады и кастильского короля Альфонса X, при дворе к-рого изучение истории велось не только кастильскими (в И. в 13 в. кастильский яз. вытеснил в историч. лит-ре латынь), но и араб, учёными. С именем хрониста Педро Лопеса де Аллы связаны блестящие, но крайне тенденциозные описания эпохи смут и гражд. войн сер. 14 в. В 13-14 вв. успешно развивается каталонская историография, представленная рядом хроник. В 8-15 вв. неск. историч. школ и крупных историков (Ибн Хайян, Ибн Абд Раббихи, Ибн аль-Хатиб и др.) выдвинула арабская И. Центрами историч. науки в араб. И. были в 9-10 вв. Кордова, в 13-14 вв. Гранада. На рубеже 15-16 вв. в историч. науке появляются выразители абсолютистских тенденций; крупнейший из них - хронист Эрнан дель Пульгар. В 1-й пол. 16 в. события, связанные с исп. заморскими открытиями и колонизацией Нового Света, находят отражение в хрониках ряда исп. историков, напр, в трудах историка-гуманиста Бартоломе Лас-Касаса, выступившего с гневной критикой исп. колон, системы. Крупнейшим представителем гуманистич. историографии был философ и историк Хуан Луис Вивес. Однако в условиях реакции, начавшейся во 2-й пол. 16 в., в стране получили преобладание феод.-архаические тенденции (Прудеясио Сан-доваль, Хуан де Марнана и др.). В 17 в. на фоне общего застоя исп. общественной мысли заметный след оставила деятельность группы историков, предпринявших попытку разобраться в причинах прогрессировавшего упадка империи Габсбургов; среди них - историки т. н. экономич. школы Мартинес де Мата, Санчо де Монкада, Альварес Осорио.

Во 2-й пол. 18 в., в кратковременный период реформ, осуществлённых в духе просвещенного абсолютизма, с открытием недоступных ранее исследователям архивов, началась публикация старых источников, основанная на крнтич. анализе текста. Крупнейшие исп. историки П. Кампоманес, Г. Ховельянос выступили с резкой критикой феод, порядков и с пропагандой идей Просвещения. Появились историч. и геогр. энциклопедич. словари.

Напряжённая политич. борьба, к-рая развернулась в И. в 19 в., наложила отпечаток на всю исп. историографию. Наиболее ярким представителем бурж.-либерального направления в историографии 19 в. был Модесто Лафуэнте, автор многотомной, основанной на богатом документальном материале "Всеобщей истории Испании". Абсолютистско-монархич., как и конституционно-монархич., течения не дали крупных исследователей. Начиная с Исп. революции 1868-74 видное место в историч. науке занимает бурж.-респ. течение, представленное в 19 в. работами Ф. Гарридо, H. Сальмерона, Ф. Пи-и-Маргаля и Э. Кастелара и др. К социалдемократич. течению относятся работы X. Меса, X. Морато, П. Иглесиаса, к анархо-синдикалистскому - труды А. Лоренсо.

На рубеже 19-20 вв. огромное влияние на развитие историч. мысли оказало "Поколение 1898 года" (см. раздел Исторический очерк) в лице M. Унамуно, А. Ганивета, X. Ортега-и-Гасета, P. де Маэсту, P. Альтамиры, P. Менендеса Пидаля и др. Беспощадная критика его представителями исп. действительности способствовала пересмотру многих устаревших историч. концепций. Труды представителей "Поколения 1898 года" расширили рамки исследования истории И., начиная от древнейших времён до современности. Отпечаток влияния историч. мысли представителей "Поколения 1898 года" носят появившиеся в 20 в. работы P. Альтамиры "История Испании и испанской цивилизации", А. Бальестероса Беретта "История Испании и её влияние на мировую историю", многотомная, ещё не законченная "История Испании", начатая под редакцией P. Менендеса Пидаля, многотомная "Социально-экономическая история Испании и Америки" под редакцией В. Вивеса. Последняя работа выгодно выделяется среди других работ интересом автора к изучению истории развития производит, сил и социально-экономических проблем страны.

После Исп. революции 1931-39 появилось большое количество историч. исследований, посвящённых революции или связанных так или иначе с различными аспектами обществ, жизни И. в годы революции. Среди авторов, рассматривающих проблемы, выдвинутые революцией, в целом с франкистских позиций, наиболее известные - Э. Комин Коломер, А. Севилья, X. Пла. Приспособляя историч. науку к политич. нуждам режима, франкистская историография извращает политику исп. империализма, историю классовой борьбы, нац.-освободит, движения народов Каталонии, Страны Басков и Галисии. После 2-й мировой войны 1939-45 нек-рые представители нового поколения исп. историков стремятся, вопреки франкистскому засилью в научной и культурной жизни страны, освещать важнейшие проблемы истории И. с демо-кратич., по существу с антифранкистских позиций.

Установление в стране франкистского режима заставило многих видных историков эмигрировать из И. Среди них: К. Санчес Альборнос, Америке Кастро, С. де Мадарьяга-и-Рохо, M. Туньон де Ларра, А. Рамос Оливейра и др.

Особое место в историографии Исп. революции 1931-39 и Национально-революционной войны 1936-39, рабочего и коммунистич. движения занимают работы "Война и революция в Испании 1936 - 1939 гг.", "История Коммунистической партии Испании. Краткий курс", подготовленные к печати КПИ, воспоминания Д. Ибаррури "Единственный путь".

Важнейшие центры изучения истории в И.: ун-ты, Королев, исп. академия (осн. в 1713), Королевская академия истории (осн. в 1738, издаёт "Memorias", "Memorial Historico", "Boletin"), Королевская исп.-амер. академия (осн. в 1910, издаёт "Boletin"), Королевская академия искусства и ист. наук в Толедо (осн. в 1916, издаёт "Boletin"), Генеральный комиссариат археологии, раскопок (осн. в 1939, издаёт "Acta Arqueologica", "Informes y Memorias", "Noti-ciario Arqueologico Hispanico").

Я. M. Свет (до 19 в.), С. П. Пожарская. X. Гарсия (с 19 в.).

Экономическая наука. Становление экономич. науки в И. как самостоятельной отрасли знаний началось в 16 в. Произведения экономистов 16 в. посвящены гл. обр. теории денег, ден. обращения и цен, развитию идей меркантилизма. До последней трети 18 в. доминирующая роль принадлежала сторонникам меркантилизма (Л. Ортис, Санчо де Монкада, Марти-нес де ла Мата и др.). В 17-1-й пол. 18 вв. в трудах M. Гонсалеса де Сельориего, ф. Сентени и др. были высказаны нек-рые идеи и догадки, получившие позднее тео-ретич. обоснование в трудах физиократов и представителей классич. бурж. политич. экономии. Исп. просветители 18 в. Б. Уорц, П. Кампоманес, Г. Ховельянос и др. развивали идеи физиократов и классиков бурж. политич. экономии применительно к условиям И. Центр, место в идейном наследии просветителей занимает труд Ховельяноса "Доклад об аграрной реформе" (1795), к-рый был оценён К. .Марксом как подлинная декларация исп. революционеров нач. 19 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., г. 10, с. 437). По инициативе просветителей во MH. городах были созданы экономич. об-ва для изучения проблем экономич. развития И.

В экономия, лит-ре И. 19 в. значит, место заняла полемика между сторонниками свободы торговли (Л. Фигерола, Э. Кастелар, X. Эчегарай) и защитниками протекционизма (Э. Хаумандреу, X. Гу-аль-и-Феррер, П. Мадос). В тот же период с мелкобурж. критикой капитализма выступили исп. социалисты-утописты Ф. Гарридо, Ф. Пи-и-Маргаль, X. Коста и др. В последней трети 19 в. в И. начинают распространяться идеи науч. социализма, чему способствовало создание исп. секции 1-го Интернационала.

В 20 в. успехи в разработке конкретных экономич. проблем - статистики, ден. обращения, исчисления нац. дохода и др.- связаны с именами А. Флореса де Лемуса, Ф. Берниса, Л. Олариаги. Новые явления в экономике И., обусловленные образованием монополий и финанс. капитала, с прогрессивных позиций исследовались X. Г. Себальосом Тереси и А. Лопе-сом дель Арко. Необходимость радикальной агр. реформы, направленной на уничтожение пережитков феодализма, в нач. 20 в. обосновывал П. Каррион.

С установлением в 1939 франкистской диктатуры в стране офиц. экономич. доктриной становится национал-синдикализм, в основе к-рого лежали концепции активного вмешательства гос-ва в экономику. Эти концепции, выдвигавшиеся ещё в 20-е гг. в работах Ф. Камбо, X. Кальво Сотело, после установления франкистского режима принимают такие крайние формы, как автаркия, принудительное накопление, корпоративизм (X. А. Примо де Ривера, X. Арейльса, P. Гай-и-де-Монте-лья и др.). К кон. 50-х гг. методы гос. регулирования экономики, применявшиеся в И., потерпели крах. Теоретич. основой гос.-экономич. политики становится неолиберализм, обоснованием к-рого занимаются X. Прадос Аррарте, Э. Фуэнтес Кинтана, А. Ульястрес. Не отвергая гос. вмешательства в экономику, они выступают за широкое использование механизма рынка и конкуренции, за приток иностр. капитала. В 50 и 60-е гг. происходит возрождение прогрессивных, радикально-критич. направлений анализа исп. экономич. и социальной действительности (P. Тамамес, А. Комин, X. Анльо и др.). Существенный вклад в изучение тенденций развития исп. экономики, агр. вопроса на совр. этапе, проблем гос.-монополи-стич. регулирования был сделан представителями марксистской экономич. мысли (T. Гарсиа, X. Гомес и др.).

Научно-исследовательскую деятельность в области экономики осуществляют гос. учреждения: Нац. иы-т статистики, Экономич. научно-исследовательский ин-т им. Санчо де Монкады, Ин-т естественных и аграрных наук и др., а также частные учреждения - напр., Ka-толич. ин-т индустрии и ремесла. Науч. исследованиями занимаются экономич. ф-ты ун-тов, исследовательские центры Торгово-пром. и мореходных палат, Исп. банка, Бискайского банка, Комиссариата по планированию и др.

Важнейшие экономич. журналы: "Revista de economia politica" (с 1950); "Boletin de estudios economicos" (с 1946); "Moneda у credito" (с 1942); "Informacion comercial espanola" (с 1947); "Economia industrial" (с 1964).

Лит.: Colmeiro M., Biblioteca de los economistas espauoles de los siglos XVI- XVII у XVIII, Madrid, 1880; Sаrrailh J., L'Espaffne eclairee de Ia seconde moitie du XVIII siecle, P., 1954; Vеlarde F. J., El profesor Bernis ante Ia economia espanola, "Revista de Economia Politica", 1961, v. 12. X. Вгесемс.

Юридическая наука. История юридич. науки в И. восходит ко временам рим. завоевания. В ср. века трактаты исп. юристов, гл. обр. по вопросам рим. и ка-нонич. права, получили распространение как в самой И., так и в др. странах Европы. В 12-13 вв. были созданы компиляции королевского права и обычных норм. Наиболее известная из этих компиляций- "Siete Partides"-"Семь партид"-относится к периоду правления кастильского короля Альфонса X Мудрого и приписывается учёному-юристу Якобо Руису (утт верждены в 1348 при Альфонсе XI). В период араб, господства и реконкисты деятельность исп. учёных-юристов была тесно связана с Болонской школой права. Они сыграли заметную роль в развитии деятельности глоссаторов и постглоссаторов. В 14 в. испанец Каррильо де Альборнос основал исп. коллегию Болонской школы. Существ, влияние на правовую науку И. оказали мусульм. школы права, существовавшие в Гранаде, Кордове и др. городах. В 14 в. сложилась школа политич. и междунар. права, получившая большое развитие в 15-17 вв. В эпоху Возрождения приобрели известность работы цивилиста Антонио де Неб-рихи, основателя политич. права Паскуа-ля де Гагеньоса, Алонсо Диаса де Мон тальво - издателя кодекса права, составленного в предметно-алфавитном порядке (рассматривается как прообраз будущих юридич. словарей), Педро де Рибаденейра - автора полемич. трактата, направленного против трактата Макиавелли "Государь", Ф. Васкеса де Менчаки - специалиста по междунар. праву. Инквизиция также наложила отпечаток на историю исп. правовой культуры: в 16-17 вв. появилось множество юридич. соч. на темы, связанные с магией, колдовством, еретичеством.

Укрепление абсолютизма содействовало дальнейшей эволюции правовой науки в направлении создания отечеств, королевского права на основе традиц. исп. правовых школ - канонич. права, романистов, регалистов. В 18 в. на юридич. мысль И. оказали значит, влияние идеи естественного права (в томистском духе), взгляды франц. просветителей. Эти идеи нашли отражение в соч. исп. просветителей Г. Ховельяноса, X. Флоридабланки, 11. Кампоманеса, освещавших правовые аспекты политики просвещённого абсолютизма. Тогда же проведена реформа правового образования.

Потребности развивающихся бурж. отношений стимулировали появление фундаментальных работ по гражд., торг., семейному праву. В нач. 19 в. большую известность приобретают труды цивилиста X. Сала, его работа "Вещное право"- - классич, произведение исп. правовой науки. В этот период сложились либеральная и радикальная школы конституционалистов, одним из наиболее известных представителей к-рых был Франсиско де Асис Пачеко, основатель юридического журнала "Revista de legislacidn." ("Ревиста делегисласьон"). Реакц. клерикально-монархич. тенденцию исп. школы политич. права представлял юрист, публицист и гос. деятель Д. Кортес, сочинения которого были канонизированы впоследствии во франкистской И. К кон. 19 в. были осуществлены серьёзные реформы права в бурж. духе. Были, в частности, приняты кодексы по различным отраслям права. В подготовке этих кодексов принимали участие видные юристы. На исп. правовую мысль 19 в. значит, влияние оказали труды малоизвестного нем. философа Ф. Краузе, правовые и политич. взгляды к-рого, сочетавшие положения Канта с религиозным мистицизмом, пропагандировались либеральной бурж. интеллигенцией (т. н. течение crausismo). Конец 19 - нач. 20 вв. отмечены угасанием исп. правовой школы. В политич. праве получают наибольшее распространение взгляды реакц. "традиционалистов я: Васкеса де Мельи, Рамиро де Маэсту, Хиля Роблеса. В 20-30-х гг. распространялись фашистские и реакц.-клерикальные идеи тотального гсс-ва и корпоративного права, в значит, степени заимствованные из Германии и Италии.

После Нац.-револкщ. войны 1936-39 и установления диктатуры Франко официальная правовая доктрина приобретает откровенно фаш. характер. Деятельность юристов фашиствующего направления связана с офиц. Ин-том политич. исследований. Фаш. теоретики (Пеман, Хайвер Конде и др.) пытались обосновать "законность" режима Франко и "национальный", "народный" характер франкистского государства и права. В И. стали широко публиковаться сочинения по политич. (государственному) и адм. праву (M. Миранда Годед, X. Херас Сиф-ра и др.), а также по фаш, корпоративному законодательству, трудовому и семейному праву (Кастан Тобеньяс, Санчес-Хироп, Келькехеу и др.). С конца 50-х гг. Б правовой лит-ре намечается интерес к традиц. гражд. праву, к сравнительно-правовым исследованиям и др.

В легальной правовой науке совр. И. представлены различные течения от фалангистов, поддерживающих модернизированную модель этатистско-корпоратив-ного строя, до христианских демократов и социал-реформистов. Наиболее видное официозное направление группируется вокруг католич. философа и социолога Кальво Серрера. Значит, часть юридич. общественности поддерживает идеи либерализации и демократизации режима, создания полноценных представит, ин-тов, выступает за соблюдение элементарных политич. прав и гарантий личности.

Крупнейшие науч. центры изучения права: Королевская академия моральных и политич. наук (осн. в 1857) и Королевская академия юриспруденции и законодательства в Мадриде (осн. в 1730). Учебные центры по подготовке юристов: юридич. факультеты ун-тов в Барселоне, Мадриде, Памплоне, Овьедо, Севилье и др. городах. Важнейшие периодич. издания: "Revista de administracion publiса", с 1950, "Revista de estudios politicos ", с 1950, "Revista de politica inter-nacional", с 1950, "Revista de politica social", с 1928/1929, "Revista espanola de derecho internacional", с 1948.

Л. Б. Волков.

Языкознание зародилось в И. в кон. 15 в. в среде гуманистов - знатоков древних языков, крупнейшим из к-рых был А. де Небриха -автор первой грамматики исп. языка (1492), исп.-лат. и лат.-исп. словарей, а также правил орфографии.

16 в. в исп. языкознании знаменуется созданием "Диалога о языке" (1535-36) X. де Вальдеса. В "Диалоге" содержатся рассуждения о норме исп. языка, в частности стилистической. Вальдес выступает поборником простого, естеств. языка. Крупнейшим событием в развитии филологии 17 в. была публикация толкового словаря С. Коваррубиаса ("Tesoro de Ia lengua castellana", 1611, 2 доп. изд. 1674), В 1713 была создана Королевская исп. академия, перед к-рой была поставлена задача составления словаря и грамматики исп. языка, а также упорядочения правил орфографии. В первом исп. академия, словаре, известном под назв. "Словарь авторитетов" (т. 1-6, 1726-39), значения слов были иллюстрированы цитатами из произв. писателей-классиков, но начиная со 2-го изд. (1780) цитаты были исключены, и словарь публикуется в одном томе. Первая академич. грамматика была опубликована в 1772. Если в 18 в. деятельность языковедов была подчинена гл. обр. цели нормализации лит. языка, упорядочения словоупотребления, грамматич. правил и правописания, то в 19 в. в круг языковедч. деятельности входит изучение происхождения и истории исп. языка, критика текста, этимологич. разыскания, комментированное издание памятников, изучение языка и стиля писателей. Одним из крупнейших филологов 19 в. является X. Ceхадор-и-Фраука- автор капитального исследования языка M. де Сервантеса. В кон. 19 в. исп. филологич; школу на многие годы возглавил P. Менендес Пидаль, автор фундаментальных трудов по исп. словесности, среди к-рых особенно широко известны "Истоки испанского языка" (1926, 3 изд. 1950) и "Руководство по исторической грамматике испанского языка" (1904, 12 изд. 1966). Языкознание 20 в. характеризуется исследованиями по диалектологии, составлением региональных словарей, трудами по лин-гвистич. географии (В. Гарсиа де Диего, M. Альвар и др.). Был составлен сводный лингвистич. атлас Пиренейского п-ова (т. 1, 1962). Активизировалось изучение разных аспектов совр. исп. языка: фонетики (T. Наварро Томас), грамматики (А. Алонсо, С. Хили Гая, M. Крнадо де Валь, Э, Лоренсо), а также исследование каталанского (А. Бадиа Маргарит) и пор-тут. (П. Васкес Куэста, M. А. Мендиш да Луш) языков. Составлена и осуществляется программа обследования разговорной речи населения крупных городов И. и Лат. Америки. В 1963 в Мадриде состоялся 1-й съезд испанистич. центров, материалы к-рого опубл. под назв. "Настоящее и будущее испанского языка" (т. 1-2, 1964). Осн. лингвистич. центры-Королевская исп. академия; Ин-т им. Мигеля Сервантеса при Высшем совете научных исследований (с 1939), а также Междунар. организация по собиранию информации и наблюдению над совр. языком И. и Лат. Америки "Офинес", имеющая резиденцию в Мадриде. Филологич. журналы: "Revista de fuologia espanola" (осн. P. Менендесом Пидалем в 1914), "Revista de dialcctologia у tradiciones populares" (осн. P. Менендесом Пидалем в 1914), "Emerita" (с 1933), "Boletin de filologia espanola" (с 1953), "Filolo-gia moderna" (с 1960) и лингвистич. бюллетень "Espanol actual" (c!965), посвящённый совр. исп. языку. Крупнейшее лингвистич. изд-во "Гредос" регулярно публикует серию "Романо-испанская библиотека". H. Д. Арутюнова"

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Научные исследования в И. организуются и координируются Высшим советом науч. исследований, организованным в 1939 и состоящим из членов Королев, исп. академии, представителей ун-тов, науч. ин-тов, технич. вузов, пром-сти, армии и др. Науч. учреждения и ин-ты с близкой тематикой объединяются в патронаты. Из науч. ин-тов, входящих в патро-наты, наиболее известны: Ин-т зоологии им. X. де Акоста, Ин-т микробиологии им. X. Феррава, Матем. ин-т им. X. Хуана, Ин-т химии им. А. Алонсо Барбы, Ин-т физики им. А. де Санта-Крус, Ин-т науч. приборов им. Л. Торреса Кеведо. Имеются также науч. учреждения, подчиняющиеся непосредственно мин-вам, в частности Объединение по ядерной энергии (1951). Науч. исследования финансируются как гос-вом, так и отд. фирмами.

В И. имеется неск. академий: Королев, исп. (осн. в 1713), Королев, нац. академия медицины (осн. в 1732), Королев, академия наук и искусств в Барселоне (осн. в 1764), Королев, академия фармации (осн. в 1932) и др. Существует ряд науч. обществ. в. я. Визггм.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В И. выходит 205 газет общим тиражом 6,5 млн. экз. (здесь и далее тираж на 1970) и св. 3 тыс. журналов и др. периодич. изданий. Крупнейшие ежедневные газеты: "АБэСэ" ("ABC"), изд. в Мадриде с 1905, тираж 213 тыс. экз., и Севилье с 1929, тираж 67,6 тыс. экз., орган монархич. кругов; "Арриба" ("Arriba"), с 1935, тираж 25 тыс. экз., орган партии Национальное движение; "Вангуардия" ("Vanguard ia"), изд. в Барселоне с 1881, тираж 206,6 тыс. экз.; выражает взгляды крупной каталонской буржуазии и чиновничества; "Иа" ("Ya"), с 1935, тираж 139 тыс. экз., орган католич. кругов; "Мадрид" ("Madrid"), с 1939, тираж 77 тыс. экз., вечерняя газета, выражает взгляды либерального крыла религиозно-политич. орг-ции "Опус ден"; "Марка" ("Магса"), спортивная газета, с 1938, тираж 130тыс. экз.; "Нуэво диарио" ("Nuevo Diario"), с 1967, тираж 60 тыс. экз., связана с религиозно-по-литич. орг-цией "Опус ден"; "Пуэбло" ("Pueblo"), с 1940, тираж 242 тыс. экз., вечерняя газ. Исп. профсоюзной орг-ции; "Солидаридад насьональ" ("Solidaridad Nacional"), с 1936 (до 1939 - как еженедельник), тираж 50 тыс. экз., орган партии Нац. движение; "Куадернос пара эль диалоге" ("Cuadernos para el Dialogo"), еженедельная газ., изд. в Мадриде с 1963. Выражает взгляды левых католиков. Тираж 35 тыс. экз.

Органы Коммунистич. партии И. (издаются нелегально): газ. "Мундо ооре-ро" ("Mundo Obrero"), с 1931; журнал "Нуэстра бандера" ("Nuestra Bandera").

В Мадриде функционирует офиц. Информационное агентство Испании (ЭФЭ- EFE - Editorial Falange Espanola, осн. в 1939). Радиовещание в И. осуществляется с 1919. Имеется гос. радио - Нац. радио И. Работают 15 радиостанций - в Мадриде и в крупных провинц. городах. Вещание ведётся по трём программам на собственно И., её владения, а также на страны Азии, Африки, Бл. Востока, Европы, Сев. и Юж. Америки (на 21 яз., в т. ч. на англ., исп., франц., арабском).

Экспериментальные телепередачи в Мадриде велись с 1951, регулярные начались в 1956. В 1970 телепередачи велись по 2 программам 30 телестанциями, главные из к-рых расположены в Мадриде, Барселоне, Сарагосе, Бильбао, Гвадалахаре. Нац. радио И. и исп. телевидение находятся в ведении Главного управления радиовещания и телевидения Мин-ва информации и туризма.

Ю. К. Беленко.

XIII. Литература

Литература в И. развивается на испанском, или "кастильском", яз. (испанская) и на языках нац. меньшинств - баскском (баскская), каталанском (каталанская) и на галисийском диалекте португ. яз. (галисийская).

Испанская литература. Лит-pa И. формировалась в ср. века на основе нар. творчества, а также под воздействием антич. и араб, культуры (об араб, лит-ре на территории И. см. в ст. Арабская культура; посредниками между двумя культурами нередко выступали евр. писатели). В период Реконкисты развивались нар. лирика (отд. её образцы созданы в жанрах, свойственных исп.-араб. поэзии,- мувашшаха и др.) и героич. эпос, повествующий о борьбе против мавров, о гегемонии Кастилии и междоусобной борьбе знати ("Песнь о моём Сиде", созд.ок. 1140, поэмы о Фер-нане Гонсалссе, о семи инфантах Лары и др.). Особое место в ср.-век. лит-ре И. занимала клерикально-рыцарская лит-ра. Родоначальником "учёной" литературы на исп. яз. был поэт Г. де Берсео (кон. 12 в.-после 1246), автор сб. "Чудеса богоматери" и житий. Популярностью пользовались анонимные авантюрно-дидактич. романы "Книга об Аполонии" (13 в.), "Книга об Александре" (13 в.), "Рыцарь Сифар" (ок. 1300). Важную роль в развитии прозы сыграли составленные под рук. Альфонса X (1221-84) "Первая всеобщая хроника" и др. труды. Мотивы гуманизма характерны для крупнейших произв. "учёной" литературы 14 в.: сб-ка новелл-притч "Граф Луканор" (1328-35) Хуана Мануэля (1282-1348), стихотворной "Книги о благой любви" (1343) Хуана Руиса (1283 - ок. 1350) и "Поэмы о придворной жизни" (1385- 1403) П. Лопеса де Аллы (1332-1407).

В 15 в. особое распространение получили нар. романсы и сатирич. поэзия. Влияние нар. поэзии ощущается и в творчестве И. Лопеса де Мендосы (маркиз де Сантильяна; 1398-1458), вместе с X. де Меной (1411-56) и др. обратившегося впервые к опыту итал. ренессансной поэзии. В "Строфах на смерть отца" (1476)поэтаХ. Манрике (1440-79)мысль о всесилии смерти сочетается с прославлением честно прожитой жизни. В прозе наиболее известны Ф. Перес де Гусман (ок. 1377-ок. 1460), А. Мартинес де Толедо (ок. 1398 - ок. 1470), X. Родригес дсль Падрон (1395? - 1452?) и Родригес де Лена (1-я пол. 15 в.).

В кон. 15 - нач. 16 вв. исп. лит-ра вступила в эпоху Возрождения. Крупнейшее произв. раннего Возрождения - роман-драма Ф. де Рохаса (ок. 1465 - 1541) "Трагикомедия о Калисто и Мели-бее", известная под назв. "Селестина". В поэзии (X. Боска Альмогавер, ок. 1490-1542; Гарсиласо де ла Вега, 1503-36, и др.) утверждается "итальянская школа". Большой популярностью пользовался рыцарский роман (исп. версия "Амадиса Гальского" Г. О. Родригеса де Монтальво, 1508, и др.). Зрелое Возрождение в эпич. поэзии представлено поэмами А. де Эрсильи (1533-94), Б. де Вальбуэны (1568-1627), Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562-1635) и др., а в лирической поэзии- "севильской" (Ф. де Эррера, 1534-97), "саламанкской" (Л. де Леон, 1527-91) школами. В 16 в. развивается поэзия "мистиков." (X. де ла Крус, 1542-91; Тереса де Хесус, 1515-82). Для прозы этого периода характерны пасторальные романы (образец пасторального жанра - роман "Диана", кн. 1-7, 1558-59, X. де Монте-майора, ок. 1520-61), "мавританские" повести, посвящённые "неверным", сатирич. плутовские романы, оказавшие большое влияние на формирование европ. реализма (анонимная повесть "Жизнь Ласарильо с Тормеса", 1554; роман "Жизнеописание плута Гусмана де Аль-фараче", 1599-1604, M. Алемана-и-де-Энеро, 1547 - ок. 1614, и более поздние романы Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, 1580-1645, Л. Белеса де Гевары, 1578 - 1645) и др. Идейной и художеств, вершиной лит-ры Возрождения в И. было творчество M. де Сервантеса (1547 - 1616); его роман "Дон Кихот" (1605-15) оказал огромное воздействие на европ. культуру. В 16 в. складывается ренес-сансная драма (Лопе де Руэда, 1505-65; X. де ла Куэва, 1550-1610, и др.); её величайшие достижения связаны с творчеством Лопе Ф. де Вега Карпьо ("Фуэн-те Овехуна", ок. 1613, и др.), к школе к-рого принадлежало большинство драматургов эпохи. X. Руис де Аларкон-и-Мендоса (1581 -1639) развивал жанр комедии характеров, а Тирсо де Молина (1571 или ок. 1583-1648) создал религ.-филос. драмы и впервые драматизовал легенду о Дон Хуане (Жуане).

Как реакция на ренессансыый гуманизм, осознание кризиса его идеалов возникла в 17 в. лит-pa барокко, представленная творчеством прозаиков Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, связанного с концептпзмом, Б. Грасиана-и-Моралеса (1601-58), а также поэта Л. де Гонгоры-и-Арготе (1561-1627), положившего начало гонгоризму, и драматурга П. Кальдерона де ла Барки (1600-81), в своих пьесах пытавшегося дать глубокое филос. осмысление жизни. Во 2-й пол. 17 в. в лит-ре

И. торжествуют идеи феодально-католической реакции.

В просветит, лит-ре 18 в. развиваются классицистское и реалистич. направления. Идеи франц. классицизма стремились утвердить в своих теоретич. трудах И. де Лусан (1704-54) и его последователи; просветит, эстетику пропагандировал Б. X. Фейхоо (1676-1764). Классицист-ские трагедии создали H. Фернандес де Моратин (1737-80), X. Кадальсо-и-Васкес (1741-82), H. Альварес де Сьен-фуэгос (1764-1809), Г. де ла Уэрта (1734-87); в поэзии получил развитие жанр басни (T. де Ириарте, 1750-91; Ф. M. Саманьего, 1745-1801). Принципы классицизма с традициями нац. драмы совмещал Л. Фернандес де Моратин (1760-1828), заложивший основы бурж.-демократия. просветит. драмы ("Святоша", "Что означает „да" девушек". и др.). По пути просветит, реализма следовали романист Д. де Торрес-и-Вильяр-роэль (1693-1770), X. Ф. де Исла (1703-81), автор антиклерик. романа "Херундио де Кампасас" (1758-68), X. Кадальсо-и-Васкес, автор памфлета "Марокканские письма" (опубл. 1789), крупнейший исп. просветитель Г. M. де Ховельянос (1744-1811), автор пьесы "Благородный преступник" (1774). Драматургия P. Ф. де ла Круса (1731-24) развивает в малых жанрах демократич. традиции исп. нар. драмы. В поэзии Кадальсо, Ховельяноса и особенно X. Мелендеса Вальдеса (1754-1817) звучат уже сентименталистские и предро-мантич. мотивы.

В нач. 19 в. в условиях Испанской революции 1808-14 господствующим направлением в лит-ре стал революц.-пат-риотич. классицизм: поэты M. X. Кинтана (1772-1857), X. H. Гальегос (1774-1853), А. Листа (1775-1848); в драмах Ф. Мар-тинеса де ла Росы (1787-1862) намечается переход к романтизму.

Становление и развитие исп. романтизма связано с революц. движением против реакц. абсолютистского режима. Прогрессивная направленность отличает раннее творчество А. де Сааведры (герцог де Ри-вас; 1791-1865) - автора поэмы "Мавр-подкидыш" (1833) и одной из первых ро-мантич. драм "Дон Альваро, или Сила судьбы" (1835). Революц. поэт-романтик X. де Эспронседа (1808-42) обличал бурж. цивилизацию. Антифеод, и антиклерик. идеи характерны для драм А. Гарсиа Гутьерреса (1813-84), Х.Э. Арт-сенбуча (1806-80), А. Хиля-и-Сарате (1796-1861). Авторы историч. романов. M. X. де Ларра (1809-37), Ф. Мартинес де ла Роса, Э. Хиль-и-Карраско (1815-46) испытали влияние В. Скотта. В 1840-х гг. в романтизме усилились консервативные тенденции. Наиболее значит, представитель романтич. лит-ры на этом этапе поэт и драматург X. Соррилья-и-Мораль (1817-93) в пьесе "Дон Хуан Тенорьо" (1844) дал оригинальное истолкование легенды о Дон Хуане. Во 2-й пол. 19 в. романтизм приобретает эпигонские черты; выделяется лишь поэт Г. А. Бек-кер (1836-70).

С романтич. движением связана своими истоками костумбристская (бытописательная) лит-pa, представленная очерками С. Эстебанеса Кальдерона (1799-1867), P. де Месонеро Романоса (1803-82), комедиями M. Бретона де лос Эррероса-(1796-1873) и др. Реалистич. тенденции, присущие кастумбризму, особенно отчётливо обнаружились в сатирич.публицистике М. X. де Ларры. Эти же тенденции прослеживаются в 40-х гг. 19 в. ив социальном романе X. Гомеса де Авельянеды (1814-73), В. Айгуальса де Иско (1801-73) и др.

Реалистич. направление в лит-ре И. укрепилось в сер. 19 в.; получили развитие т. н. областнич. роман и новелла. От консервативного романтизма к областничеству развивалось творчество романистки Фернан Кабальеро (наст, имя - С. Бель де Фабер, 1796-1877), а также А. де Труэвы (1819-89), автора много-числ. сб. рассказов. Идеализация патриархальных черт нар. жизни характерна и для романов X. M. де Переды (1833- 1906), в к-рых критика разлагающей власти денег сочеталась с защитой католицизма. П. А. де Аларкон (1833-91) создаёт реалистич. новеллы о героике антинаполеоновской борьбы н полную нар. юмора повесть "Треугольная шляпа" (1874). X. Валера (1824--1905) в своих романах "Пепита Хименес" (1874), "Донья Лус" {1879) и др. положил начало реалистич. психологич. роману. Крупнейший представитель критич. реализма в лит-ре И.- Б. Перес Гальдос (1843-1920), автор серии историч. романов "Национальные эпизоды" (1873-1912) и романов, содержащих критику совр. ему общества. В драматургии реалистич. тенденции обнаруживаются в пьесах M. Тамайо-и-Бауса (1829-98) и X. Эчегарая (1832-1916).

С 1880-х гг. получили распространение идеи натурализма, теоретиком к-рого выступала романистка Э. Пардо Басан (1852-1921). Под воздействием натурализма создавались и нек-рые произв. Кларина (наст, имя - Л. Алас-и-Уренья, 1852-1901; роман "Регентша", 1884, и др.), романы А. Паласио Вальдеса (1853-1938); в области поэзии принципов натурализма придерживался С. Py-эда (1857-1933).

В кон. 19 в. в среде исп. интеллигенции возникло идейно-культурное течение "Поколение 1898 года". Творчество писателей этого течения отразило глубокий кризис исп. общества и культуры. Предшественником "Поколения" был писатель и социолог А. Ганивет (1862 или 1865-98), а его духовным вождём - M. де Унамуно (1864-1936), через все произв. к-рого проходит трагич. восприятие действительности, индивидуалистич. бунт против неё. P. M. дель Валье Ин-клан (1869 -1936) в гротескных пьесах и романах 1920-х гг. обличает бурж.-помещичью И. Критич. оценка действительности в ранних романах П. Барохи-и-Не-си (1872-1956), Асорина (наст, имя - X. Мартинес Руис, 1874-1967) и драмах X. Бенавенте-и-Мартинеса (1866-1954) сочеталась с неверием в возможность переустройства общества. Крупнейшие поэты "Поколения" - А. Мачадо-и-Руис (1875-1939)иХ. P. Хименес (1881-1958). Романист В. Бласко Ибаньес (1867- 1928) следовал в основном традициям критич. реализма 19 в.

После 1-й мировой войны 1914-18 в И. приобрели популярность "левые течения" - "ультраизм", сюрреализм и др. T. н. чистую поэзию представляли П. Салинас (1891 или 1892-1951), X. Гильен (р. 1893), а также В. Алейксандре (р. 1898), Л. Фелипе (1884-1968). В нач. 20-х гг. в лит-ру вступил великий исп. нар. поэт и драматург Ф. Гарсиа Лорка (1898-1936).

После падения монархии (1931) и в годы Нац.-революц. войны 1936-39 отмечается подъём социального романа и поэзии. Известность приобрели романы P. X. Сендера (р. 1901), С. M. Арконады (1898-1964), X. Ардериуса (р. 1890), M. Д. Бснавидеса (.1895-1947) и др. В поэзии ведущее место заняли P. Альберти (р. 1902) и M. Эрнандес (1910-42), появились сб-ки стихов Э. Прадоса (1899 - 1962), X. Эрреры Петере (р. 1909) и др. В драматургии Ф. Гарсиа Лорка, P. Альберти, M. Эрнандес, А. Касона (наст, имя А. Родригес Альварес, 1903-65) и др. стремились создать театр социального действия.

После поражения Республики (1939) исп. лит-pa переживает кризис. MH. литераторы эмигрировали. Писатели, поддержавшие франкистский режим, утверждали идеи "hispanidad" (мистич. единение исп. нации). Большое влияние на лит-ру оказала философия экзистенциализма, ставшая для нек-рых писателей формой протеста против офиц. идеологии. Так для "тремендистского" (от исп. tremen-do - ужасный) романа характерны мотивы отчаяния, безысходности: "Ничто" (1944) К. Лафорет (р. 1921), ранние романы К. X. Селы (р. 1916).

С нач. 50-х гг. оппозиция франкизму охватывает всё более широкие слои писателей. В поэзии на смену т. н. гарсиласиз-му (от имени исп. поэта Гарсиласо де ла Вега), проповедовавшему самоизоляцию иск-ва от жизни, и религ. поэзии приходит социальная поэзия, начало к-рой положил сб. "Дети гнева" (1944) Д. Алонсо (р. 1898), стихи Э. де Норы (р. 1923); наиболее яркие образцы социальной поэзии - "Иберийские песни" (1955) Г. Ce-лайи (р. 1911), "Жестокая красота" (1958) А. Фигеры (р. 1902), "Прошу мира и слова" (1955) и "Речь идёт об Испании" (1964) Б. де Отеро (р. 1916), сб-ки стихов X. А. Гойтисоло (р. 1928), К. Альвареса (р. 1933) и др.

В прозе традиции критич. реализма 19 в. развивают X. А. Сунсунеги (р. 1901), Села; многие молодые прозаики объединились под лозунгами "бегства в действительность" и "объективного свидетельст-вования". X. Гойтисоло (р. 1931), автор романов "Печаль в раю" (1955), "Остров" (1961), "Особые приметы" (1967) и др., A. M. Матуте (р. 1926), выпустившая роман ч Мёртвые сыновья" (1958) и трилогию "Торгаши" (1960-69), А. Лопес Салинас (р. 1925), X. Лопес Пачеко (р. 1930), M. Делибес (р. 1920), Л. Гой-тисоло-Гай (р. 1935) и др. сочувственно изображают жизнь народа; X. Фернандес де ла Регера (р. 1912) один из первых дал правдивое описание Нац.-революц. войны; критич. картину жизни правящих классов нарисовали в своих романах X. Гарсиа Ортелано (р. 1928), Д. Медио (р. 1920) и др. На рубеже 1960-х гг. "объективный роман" переживает кризис; в творчестве нек-рых писателей социальная направленность сочетается с тенденцией к углублённому психологизму (роман Л. M. Сантоса "Время молчания", 1962, романы A. M. Матуте, X. Гойтисоло и др.).

Литературоведение. Возникновение литературоведения в И. связано с романтич. движением. Его представители И. Бель де Фабер, А. Дуран (1793-1862), Б. X. Гальярдо (1776- 1852) и др. опубликовали тексты и обзоры классич. исп. лит-ры. В русле романтич. школы формировался M. Милаи-Фонтанальс (1818-84), исследователь ср.-век. лит-ры И. и Каталонии; М.Менендес-и-Пелайо (1856-1912) положил начало господству в литературоведении И. культурно-историч. школы. Крупнейший её представитель P. Менендес Пидаль (1869-1968) в своих трудах преимущественное внимание уделял нар. творчеству и демократич. традициям классич. исп. лит-ры. По этому же пути шли А. Бонилья-и-Сан-Мартин (1875-1926), Ф. Родригес Марин (1855-1943) и А. Кастро (р. 1885). В совр. литературоведении И. выявились две осн. тенденции: направление, опирающееся на различные реакц. филос. и эстетич. концепции (X. Касальдуэро, Э. Хименес Кабасеро и др.) и эклектич. "академическое" направление (X. Фернандес Мйнтесиног, Г. Диас Плаха, M. Л. Астрана и др.). К последнему примыкает и т. н. стилистич. школа (Д. Алонсо, К. Боусоньо, А. Алонсо и др.). В трудах учёных "академической" и "стилистической" школ нередко содержится большое число новых фактов и ценных частных наблюдений.

Лит.: Культура Испании. Сб., M., 1940: Менендес Пидаль P., Избр. произв., пер. с исп., M., 1961; Смирнов А. А., Средневековая литература Испании, Л., 1969; Ясный В., Бегство в действительность. Современный испанский роман, M., 1971; Тертерян И., Современный испанский роман, M., 1972; Певзнер А. И., Испанская литература. [Библиографический указатель], M., 1937; D i a z Plaja G., Antologfa mayor de Ia literatura espanola, t. 1-5, Barcelona, 1958; Historia general de las literatures hispanicas, publ. bajo Ia dir. de G. Diaz Plaja, t. 1 - 6, Barcelona, [1949-68]; Hurt ado Jimenez de Ia, Serna J. у Gonzalez Palencia A., Historia de Ia literatura espanola, 6 ed., Madrid, 1949; Simon Diaz J., Bibliografi'a de Ia literature hispanica, t. 1-7, Madrid, 1950 - 1967; его же, Manual de bibliografia de Ia literatura espanola, 2 ed., Barcelona, [1966]; Valbuena Prat A., Historia de fa literatura espanola, 8 ed., t. 1-5, Barcelona, 1968 - 69.

3. M. Плавскин (литература Возрождения и барокко, 20 в., литературоведение, библиография), A. JI. Штейн (средневековая литература, литература 18-19 вв.).

Баскская литература, литература народа басков на баскском яз. Сохранились фрагменты нар. эпич. поэм и нар. песен в поздних записях 16-17 и 19 вв. Влияние нар. поэзии ощущается в сб-ке религ. и любовных стихов "Начала баскского языка" (1545) священника Б. Дечепаре. В 1571 X. Лисаррага (ум. ок. 1600) перевёл на баскский яз. "Новый завет". Писатели 17 в.- прозаик П. де Ашулар, поэты X. Этчеберри и Б. Гасте-лусар писали преим. на религ. темы. Светский автор А. Ойенарт (1592-1667) в 1657 опубл. сб. баскских пословиц и стихи в духе "учёной" поэзии. В 18 в. просветит, идеи нашли отражение в сб. нар. песен "Песенное творчество Гипускоа" священника M. де Ларраменди (1690 - 1766), а позднее - в деятельности членов Баскского об-ва друзей родины, осн. графом Пеньяфлоридой в 1764: автора "Философских рассуждений" (опубл. 1883) П. П. де Астарлоа (1752-1806), создателя первого баскского романа из жизни деревни "Перу Абарка" (изд. 1881) X. А. Могель-и-Уркисы (1745-1804). С просветит, лит-рой связана и деятельность поэта и фольклориста X. И. Исту-эты (1767-1845), автора сб. басен (1824) А. П. Истурриаги (1778-1851), поэта-сатирика С. Моно (1751-1821) и автора элегич. и сатирич. стихов П. Топета (1786-1862).

С сер. 19 в. развивается романтич. направление: поэты X. M. Ипаррагирре (1820-81), чьё стих. "Дуб Герники" (1851) стало гимном басков, X. M. Ирибаррен (1810-66), баснописцы Э. M. де Аскуэ (1813-73) и X. Б. Элисамбуру (1828-91), сатирики И. Бискаррондо (1831-76). В романтич. прозе известны А. Чао, X.В. Аракистайни др. С 1880-х гг. в Б. л. начинается новый подъём; появляются газеты, журналы, книги. Реали-стич. тенденции характерны для поэта С. де Арана Гойри (1865-1903), драматургов M. Сороа, T. Альсаги, X. А. Бар-риолы, романиста Д. Агирре и др. В 20 в. особенно известны нар. поэты Э. де Ур-киага (1909-37) и X. M. Агирре (1896 - 1933). После поражения Республики в 1939 MH. писатели-баски эмигрировали; франкизм препятствует развитию нац. лит-ры басков. Можно отметить лишь патриотич. поэму "Баск" (1950) H. де Op-маэчеа (р. 1888), реалистич. романы X. А. Ирасусты, X. Эчайде.

Лит.: Historia general de las literaturas hispanicas, publ. bajo Ia dir. de G. Diaz Plaja, t. 5, Barcelona, 1958; Lafitte P., Le basque et Ia Htterature d'expression basque en Labourd, Basse-Navarre et Soule, Bayonne, 1941; Enciclopedia general ilustrada del pais Vasco, v. 1 - 2, San Sebastian, [1970].

3. И. Плавскин, В. К. Ясный.

Галисийская литература, лит-pa галисийского нац. меньшинства, живущего на С.-3. Пиренейского п-ова, развивается на галисийском диалекте португ. яз. Уже в 8-11 вв. существовала богатая нар. поэзия, частично представленная в сб-ках 15 в. "Кансъонейруш" ("Cancioneiros" - "Песенники"), где появились и стихи поэтов Б. де Бонавала (13 в.), Ж. Айраша(сер. 13в.), П. Гомиша Шарину (13 в.), легендарного трубадура Масиаса (14 или 15 вв.). С конца 15 до нач. 19 вв. галисийская лит-pa бытует преим. в устной традиции. В печати появились лишь немногие произв. просветителей M. Сармьенто (1695 -1772), M. Фрейре Кастрильона (1751- ум. после 1820), M. Пардо де Андраде (1762-1832).

Развитию письменной галисийской лит-ры способствовали поэты-романтики Ф. Аньон-и-Пас (1812-78), X. M. Пин-тос (1811-76), братья Автонио (1822-92) и Франсиско (1827-97) де ла Иглесиа. Крупнейшие представители Г. л. 19 в.- поэтесса P. Кастро (1837-85), поэты M. Куррос Энрикес (1851-1908), Э. Пон-даль (1835-1917). Реалистические и сатирические стихи писали В. Ламас Карвахаль (1849-1906), Б. Лосада (1846-91). В 1880 M. Вальядарес (1821- 1903) создал первый роман "Мажина, или Побочная дочь". Позднее появились историч. романы M. Амора Мейлана (1867 - 933), А. Лопеса Феррейро (1837-1910), нравоописат. очерки и рассказы Э. Карре Альдао (1859-1932), А. Васкеса Табоады, бытовые романы А. Рибальты (1864-1907) и др. В драматургии приобрели известность Г. Салинас (1852-г. смерти неизв.), Э. Альварес Хименес (ум. 1911), M. Лугрис Фрейре (1863-1935).

Нравоописат. проза господствует и в 20в. в произв. X. Лесты Мейсы(ок. 1890- 1930), В. Мартинеса Риско (р. 1874) и др. Сб-ки рассказов социальной направленности создал А. Родригес Касте-лао (1886-1950). Жизни народа посвятили свои стихи В. Тайбо Гарсиа (р. 1885), Л. Амадо Карбальо (1901-27). В русле декаданса писали поэты Ф. Дельгадо (р. 1908), X. Видаль, А. Иглесиас Аль-вариньо (р. 1909).

После победы в 1939 франкизма MH. крупные писатели (А. Родригес Кастелао, Л. Сеоане, Л. Варела, Э. Пита и др.) эмигрировали; галисийская лит-pa фактически оказалась под запретом. Только в 1950 возобновляется издание книг на галисийском диалекте. Поэты M. Кунья Новас (р. 1926), T. Баррос (р. 1924), Э. Ново (р. 1930) и др. ограничиваются интимной лирикой. К гражд. и патриотич. теме обращаются поэты С. Э. Феррейро (р. 1914), автор сб. "Долгая каменная ночь" (1962), У. Новонейра (р. 1930), M. Мария, романист К. Касарес (р. 1941) и др.

Лит.: Шишмарев В. Ф., Очерки по истории языков Испании, M.- Л., 1941; Antologia de Ia poesi'a gallega contemporanea, Madrid, 1959; Varela Jасоme В., Historia de Ia literatura gallega, Santiago de Compostela, 1951; Carballo Calerо R., Historia da literatura galega contemporanea, t. 1, Vigo, [1963]. 3. И. Плавскин.

Каталанская литератуpа, литература на каталанском яз. и его диалектах в Каталонии и Валенсии, на Балеарских о-вах (Испания) и на Ю.-З. Франции. В 9-13 вв. развивалась устная нар. поэзия "джогларов", а с кон. 12 в.- письменная религ. лит-pa. Светская поэзия до конца 13 в. создавалась на провансальском яз. В прозе стремление к самобытности заметно в хрониках Джауме I (1208-76), Б. Десклота и P. Мунтанера (1265-1336). "Книга о Блан-керне" (ок. 1284) Раймунда Луллия (между 1232-35 - 1315 ?)- первый опыт романа на каталанском яз. Дидактич. произв. А. де Вилановьг (ок. 1250- ок. 1311) "Авиньонское размышление" (1309) содержит выпады против духовенства. Дидактич. произведения создавал и Ф. Эшименис (ок. 1340-1409). В аллегории. "Сне" (1398) Б. Медже (ок. 1350-1410) ощущается влияние итал. ренессансной лит-ры. На каталанском яз. писали и поэты: братья Джауме (1335-1410) и Пере (1338-1413) Марк, Б. де Со (ум. 1385). Анонимная "Книга о моряках"(ч. 1-2, ок. 1398) даёт сатирич. картину действительности.

С нач. 15 в. в каталанской лит-ре формируются идеи Возрождения. Под влиянием итал. поэзии писали А. Фебрер (1-я пол. 15 в.), Дж. Фогассот, Дж. де Сант-Джорди (ум. ок. 1449), крупнейший поэт А. Марк (1397-1459), создатель каталанского лит. яз. Реализмом и сатирич. направленностью отличалось творчество валенсианских поэтов Дж. Ройса (ум. 1500 ?), Дж. Газуля (ум. ок. 1508), мальоркинского поэта и прозаика А. Тур-меды (ок. 1352- ок. 1430) и др. Дж. Мартурель и Дж. де Гальба создают ре-нессансный рыцарский роман "Тирант Белый" (1490); Дж. Ройг (ум. 1478) написал сатирич. роман в стихах "Книга о женщинах> (опубл. 1531). С кон. 15 в. в каталанской лит-ре наступает длительный спад. Ренессансные традиции развивали валенсианские поэты-сатирики A. M. Пинеда (нач. 16 в.), Г. Герау де Монмажор (ум. 1600), Ф. Мулет (1624- 1675), Ф. В. Гарсиа (1582-1623). Только в кон. 18 в. под влиянием деятельности просветителей А. де Кампаня (1742- 1813), Масдеу (1744-1817) и др., а позднее под воздействием революц. событий в И. началось возрождение каталанской лит-ры. Поэты-романтики Б. К. Арибау (1798-1862), Дж. Рубио-и-Орс (1818-99), А. Бланк (1832-87), А. де Бофаруль (1821-92), Дж. Росельо (1827-1902), А. Камс-и-Фабрес (1822-

1882) и др. обращались преим. к историч. теме; лишь Дж. Соль-и-Падрис (1816- 1855) воспевал людей труда. Лирич. и патриотич. произв. поэтов-романтиков В. Балагера (1824-1901) и Дж. Верда-гера (1845-1902) оказали большое влияние на поэзию 20 в.

В прозе на смену романтич. историч. роману А. де Бофаруля и др. приходят бытоописат. произв. Э. Вилановы (1840- 1905), А. Карета и др. С социально-кри-тич. реалистич. романами выступили: Дж. Пин-и-Солер (1842-1927), H. Ольер (1846-1930). Реалистич. драму создали крупнейший каталанский драматург А. Гимера (1847-1924), С. Русиньоль (1861-1931), И. Иглезиас (1871-1928). Для романов P. Казельяса (1855-1910), П. Короминеса (1870-1939) и Катарины Альберт [псевд.- В. Катала (1873 - г. смерти неизв.)] характерны натурали-стич. приёмы.

Поэты-"модернисты"- Дж- Марагаль (1860-1911), Г. Аломар (1873-1941), Дж. Карнер (р. 1884) и др., находясь под влиянием европ. декаданса, вместе с тем стремились к созданию нац.-самобытной каталанской лит-ры. Верность реализму сохранили поэты Э. Гуаньябенс (1860- 1941), Дж. M. де Сагарра (р. 1894), К. Риба (1893-1959) и др.

В 1920-х гг. выдвинулась группа поэтов-"авангардистов". - А. Эсклазанс (р. 1895), Дж. Фойш (р. 1894) и др. Нар. и реалистич. традиции характерны для поэзии T. Гарсеса (р- 1901), К. Сальвадора (р. 1893), сатирика Дж. Оливера (р. 1899, псевд.- П. Кварт), прозы Дж. Руйра (1858-1939), Дж. Э. M. Ферран-до (р. 1891), П. Бертрана (1867- ок. 1942), Дж. Пла (р. 1897) и др. После победы фашизма в И. каталанская лит-ра оказалась под запретом. Лишь с кон. 1950-х гг. начали вновь публиковаться книги на каталанском яз. В совр. лит-ре существуют два направления: "неомодерристское", представленное творчеством экзистенциалистов M. де Педроло (р. 1918), Б. Бонета (р. 1926) и др., и реалистическое, к которому принадлежат поэт и прозаик С. Эсприу (р. 1913), поэты Дж. Сарсанедес, Дж. Серда (р. 1920), M. Аримань, Г. Ферратер (р. 1922), Ф. Вальверду (р. 1935), нар. певец Рай-мон (р. 1940) и др., романисты Дж. M. Эспинас (р. 1927). Б- Порсель (р. 1937), Э. Торрес и др.

Лит.: Шишмарев В. Ф., .Очерки по истории языков Испании, М.-Л., 1941; Diaz Plaja G., De literatura catalana. Estudis i interpretaciones. Barcelona, [1956]; Nоnеll L. Antologia de la prosa catalana (de Liul a Josep Pla), Barcelona, [1957]; Ruizi Calonja J, Historia de Ia Hteratura catalana, Barcelona, [1954]; Tasis i Marca R., Un segle de poesia catalana (1833-1953), Barcelona, [1968].

3. И. Плавскин.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники иск-ва на территории И. относятся к эпохе палеолита. Это живо и точно написанные изображения зверей на стенах пещер Алътамира и др. в Кантабрийских горах. От эпохи неолита сохранились в пещерах на востоке И. схематичные сцены охот и войн, а также найденные повсеместно вылепленные от руки примитивные керамич. изделия. Гончарное нск-во достигает расцвета в эпоху бронзы (см. Колоколовидных кубков культура), к к-рой также относятся выложенные кам. плитами подземные гробницы с крытыми коридорами (дромосами) и прямоугольные в плане жилища из камня. От иск-ва иберов сохранились остатки сложенных насухо циклопических кам. стен Таррагоны (6 в. до н. э.) и др. городов, а также отмеченные греч. и финикийскими влияниями скульптура ("Дама из Эльче", 2-я пол. 5 в. до н. э.; илл. см. т. 9, стр. 615) и расписные керамич. вазы. От времени господства римлян дошли (б. ч. в руинах) театры, храмы, акведуки, мосты. Наиболее ранние памятники иск-ва феод, эпохи принадлежат художеств, культуре гос-ва вестготов; это тяжёлые по формам церкви с пышным резным декором в интерьере (Сан-Хуан в Баньосе, 661; Санта-Комба де Банде близ Оренсе, 7 в.; Сан-Педро де ла Наве в провинции Самора, ок. 700, капители в нефе - 9 - 10 вв.), з. также украшения "полихромного стиля" с яркой эмалью и цветными камнями ("вотивная корона" короля Рецесвинга, 7 в., Музей Клюни, Париж). Значит, влияние на развитие средневекового искусства И. оказали замечательные произведения мавританского искусства (дворец Альгамбра и др.).

Формирование собственно исп. художеств, культуры протекало в условиях Реконкисты. С её продвижением к Ю. различные по своим истокам местные художеств, традиции вступали во взаимодействие с культурными влияниями Франции и Италии. Особый отпечаток на иск-во И. наложили аскетизм и фанатич. благочестие, утверждавшиеся в ходе длительной борьбы, которая велась под знаменем католич. церкви. В то же время тяга к яркости и изощрённому богатству форм, шедшая от мавританской цивилизации и ставшая традицией в южных областях И., проникала на С. с притоком туда беженцев-христиан (мосарабы). Причудливое переплетение противоречивых тенденций породило стилистич. пестроту и нек-рую непоследовательность эволюции ср.-век. иск-ва И. (особенно архитектуры). Облик городов, выраставших из опорных крепостей Реконкисты, ремесл. посёлков при монастырях или торговых колоний у пересечения дорог, а также из заглохших рим. или цветущих мавританских селений, определялся природными условиями и планировкой старого градообразующего ядра. Общими для этих городов были неупорядоченность плотной застройки, кольца гор. стен с воротами, от к-рых узкие извилистые улицы вели к площади с ратушей и храмом; города Андалусии с её устойчивым "мавританским" колоритом не имели и такого центра. Тип мавританского жилого дома, с внутр. двориком (патио) и галереями, плоской глиняной или несколько покатой черепичной крышей, с отделкой внутр. стен полихромными керамич. плитками (асу-лехо), получил в ср. века распространение почти по всей И., видоизменяясь в зависимости от местных климатич. условий, бытовых традиций и наличного материала. Лишь кам. дома Каталонии близки жилищам Прованса и Бургундии, а у басков и поныне бытуют кам. башне-образные жилища или фахверковые с кам. заполнением невысокие дома (касерио) с асимметричной двускатной крышей.

Создатели кам. крепостей и замков И. (в т. ч. известных с 14 в. замков Кастилии) использовали строит, опыт Франции и крестоносцев. Со 2-й пол. 15 в. замки превращаются в парадные резиденции, их композиция и внутр. убранство становятся богаче и .живописнее (замок Ла Кока близ Сеговии, 15 в.).

В церковном зодчестве сев. районов И. ещё в 8-9 вз. продолжали развиваться местные вестготские традиции (небольшие каменные церкви в т. н. астурийском стиле близ Овьедо, щедро украшенные внутри резьбой и росписью: Сан-Хуан де лос Прадос, ок. 830; Сан-Мигель де Линьо, ок. 848). Но уже в 10- 12 вв. мосарабы приносят с собой элементы кирпичной архитектуры: выносные карнизы, консоли, дольчатые купола (церковь Сантьяго де Пенья льба близ Леона, ок. 920). В рано отвоёванной Каталонии, тяготевшей к Италии и к юж. Франции, к нач. 11 в. возводятся 3-нефные церкви-крепости (Санта-Мария в Риполе, 1020-32), близкие церквам романского стиля. Франц. образцам следуют и создатели первых романских церквей (Сан-Висенте в Авиле, начата в 12 в.), построенных по заказу монашеского ордена клюнийцев, и важнейшего сооружения эпохи - церкви в Сантьяго-де-Компостела (ок. 1080-1211). Но одновременно вырабатываются местные особенности романской архитектуры: простота и слабая расчленённость композиции, отсутствие в храме хора, нарядная башня с куполом (симборио) над средокрестием (соборы в Саламанкс, 1160; Саморе, 1154-74, и др.). Скульптура романских храмов отличается богатством пластич. языка и многообразием композиц. решений (рельефы клуатра церкви Санто-Доминго де Силос в Бургосе, кон. 11-12 вв.; статуи и рельефы портала церкви Санта-Мария в Риполе, сер. 12 в.). В фигуpax "Портика славы" собора в Сантьяго-де-Компостела (1168-88, мастер Матео) намечаются самые ранние в Европе черты перехода к образной системе готики. В романский период появляется и раскрашенная деревянная скульптура. В сравнительно многочисл. росписях этого периода преобладает наивная достоверность, наглядность рассказа (стенопись 12 в. в церкви Сан-Клементе де Тауль в Каталонии), к-рая присутствует и в образах (фронталях), написанных непосредственно на алтарях, и в книжной миниатюре 10-12 вв.

Развитие готики в И. было лишено стилистич. единства. Соборы в Бургосе, Толедо и Леоне, строительство к-рых было начато в 1-й пол. 13 в., лишь нек-рой приземистостью и частностями композиции отличаются от готич. храмов Франции. Более самобытны церкви Каталонии, часто однонефные или с очень широким средним нефом, в к-рых стройные опоры легко несут поднятый на большую высоту огромный свод (собор в Же-роне, 1325-1607, ширина нефа 24 м). В Каталонии создан и лучший образец гражд. сооружений эпохи готики - биржа ("лонха") в Пальме (1426-51), послужившая типология, примером для бирж Валенсии и Сарагосы. В др. р-нах И. (особенно в бедных камнем Арагоне и Валенсии) готика проявила себя лишь в отд. композиц. приёмах как составной элемент стиля мудехар, к-рый насаждали мастера-нехристиане, остававшиеся на отвоёванных испанцами землях и исходившие из принципов мавританской архитектуры. В их постройках из кирпича орнаментальная кладка, декор из алебастра и стука переплетались с готич. мотивами, образуя чисто декоративный эффект, вовсе чуждый тектонич. ясности готики. Церкви с башнями-колокольнями в виде минаретов (Сан-Сальвадор в Теруэле, 14 в.; Санта-Мария в Кала-таюде, кон. 15 в.) напоминали мечети, а мечети и синагоги повсеместно перестраивались в христ. храмы (собор Ла Сео в Сарагосе, 1119-1550; церковь Санта-Мария ла Бланка D Толедо, 1180- 13 в.). Грандиозные позднеготич. соборы в Севилье (1402-1506),Саламанке (1513- 1733) и Сеговии (1522-1626), возникшие по замыслу или под влиянием иностр. мастеров, лишены целостности композиции, а сдержанное убранство их интерьеров противоречит традиционной для исп. иск-ва тяге к декоративности. Художники Каталонии, Валенсии, Арагона обретали в готич. храмах широкое поле деятельности при создании пышных ре-табло - заалтарных образов в архит. обрамлении, включающих в себя скульптуру и живопись. Нарастание интереса к деталям быта, непосредственность и живость поз и лиц характерны для исп. готич. иск-ва. Этими чертами отмечены росписи капеллы Сан-Мигель в монастыре Педральбес в Барселоне, выполненные в 1346 худ. Феррером Бассой - основателем каталонской школы живописи, а также статуи в порталах соборов Бургоса и Леона, полихромные фигуры ретаб-ло, скульптурные изображения на величеств, мраморных гробницах и книжная миниатюра этой эпохи ("Книга о шахматах", 1283, б-ка Эскориала).

Завершение Реконкисты к кон. 15 в. и объединение всех исп. земель в едином гос-вс, открытие Америки и приток золота в И. стимулировали бурную строит, деятельность, рост городов, оживление идейной жизни. Но И. не испытала мощного расцвета культуры Возрождения, т. к. экономич. подъём страны совпал с утверждением в ней феодально-клерикального режима. Градостроит. мысль не обогатилась новыми идеями. Вырастая за пределы ср.-век. крепостных стен, города сохраняли прежнюю структуру, и их новые районы застраивались так же стихийно, как и старые. Не изменился и характер массовых жилищ. Усилия архитекторов сосредоточились на постройках для знати и на отд. обществ, сооружениях. Традиц. склонность к пышной декоративности породила стиль плате-реско, в к-ром богатое скульптурное убранство как бы наложено поверх стены, без учёта структурных членений постройки. Платереско стал нац. стилем исп. Возрождения. Наряду с элементами готики и стиля мудехар он включил в себя и мотивы итал. ренессанса, завезённые и по-разному интерпретированные нем., нидерл. и франц. мастерами, работавшими в И. уже с 15 в. (X. де Колония, А. де Эгас, X. Гуас и др.). В Кастилии - гл. области развития платереско - есть ряд храмов с причудливым декором этого стиля, но светский по своему духу, он нашёл более полное своё выражение в роскошных фасадах коллегии Санта-Крус в Вальядолиде (1487-91, арх. Э. де Эгас), дворца Каса де лос Пикос в Сеговии (16 в.) и мн. др. С расширением в 16 в. торговых и культурных связей с Италией ренессансные формы её иск-ва стали проникать оттуда в И. прямым путём (дворец Карла V в Гранаде, начат в 1526, арх. П. Мачука). Но по мерс роста миродержавных устремлений исп. королей эти формы, усваивавшиеся исп. художниками, стали служить целям создания некоей вненациональной культуры, лишаясь своего гуманистич. содержания, предельно упрощаясь и огрубля-ясь. Появляются рассудочно сухие и строго официальные здания. Вплоть до сер. 17 в. в светской архитектуре утверждается стиль "десорнамснтадо" (неукрашенный), паз. также эрререско по имени X. Б. де Эрреры, строившего резиденцию Филиппа II - Эскориал (1563-84), в к-ром геометризм композиции и леденящая нагота форм доведены до предела. Но если одиноко стоящий гранитный прямоугольник Эскориала всё же величествен, то бесконечно однообразные подражания ему, строившиеся последователями Эрреры в городах, производят впечатление совершенно чужеродных вкраплений.

Изобразит, иск-во И., испытавшее в 15 в. значит, воздействие нидерландского иск-ва (видимо, после посещения в 1420-х гг. Пиренейского п-ова Яном ван Эйком) и итальянского, всё же шло своим путём, сохраняя вплоть до 16 в. отд. ср.-век. черты. Суровый драматизм и внутр. напряжённость образов в картинах исп. художников 15- нач. 16 вв. (Б. Вермехо, X. Уге, П. Берругете, Ф. Галъегос, А. Фернандес) достигаются условной, а то и плоскостной трактовкой пространства, нередко отступлениями от анатомич. правильности и масштабного соответствия фигур, введением золотых фонов и по-восточному обильной орнаментации тканей, по контрасту с к-рыми особую суровость приобретают аскетич. лица. В 16 в. растущее влияние итал. иск-ва способствует профессиональному совершенствованию исп. художников. Но они либо вставали на путь подражания приёмам итал. живописи (Э. Яньес де Альмедина, X. де Хуанес, Л. Варгас), используя их в своих полных динамики алтарных композициях, либо, отталкиваясь от итальянской живописи, создавали проникнутые спиритуализмом и мистич. настроениями образы, в к-рых находили болезненное выражение реальные трагич. противоречия эпохи (Л. Моралес). Во многом субъективное и пронизанное экзальтацией творчество Эль Греко с исключит, силой и яркостью воплотило душевное смятение человека, глубоко переживающего крушение идеалов эпохи Возрождения. Созданный им в религ. композициях ирреальный мир, выступающий в переменчивом движении светозарного цвета, полон высокой духовности, экстатич. порыва и мучит, чувства трагич. обречённости. Исп. пластика, развивавшаяся с кон. 15 и в нач. 16 вв. в общем русле с архитектурой платереско (X. де Силоэ, Д. Формент, Ф. Бигерни), постепенно осваивает язык ренессансной скульптуры, вводит порой в композиции ретабло портреты, стремясь к конкретности сюжетного раскрытия той или иной евангельской сцены, но сохраняет общий декоративный подход к решению ретабло D целом. В 16 в. в скульптуре нарастают ноты драматизма и смятения, пропорции фигур, ещё по-ренессансному правильные в произв. Д. де Силоэ и Б. Ордоньеса, в работах А. Берругете (ретабло церкви Сан-Бенито в Вальядо-лиде, 1526-32) вытягиваются, иногда искажаются, следуя выражению порыва, страдания, взволнованности чувств. Нередко это стремление воплотить остроту переживания приводило в работах исп. скульпторов (X. де Хуни) к внеш. экспрессии. В 16 в. получает развитие придворный парадный портрет (в творчестве А. Санчеса Коэльо и X. Пантохи де ла Крус).

В 17 в., прежде всего в культовом зодчестве И., относительно свободном от регламентации двора и нуждавшемся в эмоциональной насыщенности форм, начинает развиваться барокко. Мало чем отличаясь по своему объёмно-прост-ранств. строю от итал. прототипов, исп. барочные храмы, а затем и светские сооружения, как бы в противовес сухости эрререско, получают сходное с платереско пышное декоративное убранство (коллегия Сан-Томасо в Мадриде, 2-я пол. 17 в., арх. X. Хименес Доносо; храм Ла Пасьон в Вальядолиде, 1666, арх. Ф. Беррохо). Исп. барокко, наз. чурри-гереско (по имени семьи арх.Чурригера), уже к нач. 18 в. приобрело популярность общенационального стиля. Ещё умеренный в творчестве X. Б. де Чурригера, автора застройки города Нуэво-Бастан (1709- 1713), и у создателей ансамбля Пласа Майор в Саламанке (1729-55, А. Гар-сиа де Киньонес, А. де Чурригера), декор зданий в сгиле чурригереско часто становится безудержно пышным и приводит к беспредельному дроблению и зрительному распаду форм (интерьер сакристии картезианского монастыря Ла Карту-ха в Гранаде, 1727-64, арх. Л. Аревало). В 18 в. этой архитектуре, к-рая отвечала любви народа к декоративности и в силу своей популярности использовалась иезуитами в их культовых сооружениях, противостояло дворцовое строительство пришедших к власти Бурбонов. Его вели франц. и итал. архитекторы (Ф. Ювара и др.), ориентировавшиеся на пример Версаля (дворец Ла Гранха ок. Сеговии, 1721-26) или бравшие за образец римские палаццо (Королевский дворец в Мадриде, 1738-64). Организованная в 1744 AX в Мадриде стала проводником академия, классицизма (арх. В. Род-ригес, X. де Вильянуэва),