загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

к нар. творчеству (С. и М. Буассере в Германии, Т. Б. Эме-рик-Давид во Франции, Т. Рикман в Великобритании). Опережают свою эпоху мн. ист. и критич. суждения Стендаля во Франции и Дж. Констебла в Великобритании, утверждавших жизненность и творч. свободу иск-ва, а также капитальные исследования К. Ф. Румора в Германии, положившие начало науч. изучению иск-ва на основе стилистич. анализа. Наряду с косной академич. критикой франц. салонов в 1820-40-х гг. появилась блестящая и свободная романтич. критика Э. Делакруа, Г. Планша, Г. Гейне, Ш. Бодлера; начала складываться и критика, обосновывавшая демократическое реалистич. иск-во, во главе с Т. Торе. В России с нач. 19 в. растёт интерес к истории нац. иск-ва (И. А. Акимов, П. П. Свиньин, И. М. Снегирёв) и к его гражд. программе (А. X. Востоков, А. А. Писарев). Противовесом академич. теории и критике (И. И. Виен, А. Н. Оленин, В. И. Григорович), в 1830-х гг. воспринявшим консервативные стороны романтич. теорий (П. П. Каменский, Н. В. Кукольник, С. П. Шевырёв), стали критические этюды К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича, В. К. Кюхельбекера, основанные на живом общении с художеств, произв., взгляды А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. И. Надеждина, утверждавших филос. значение, жизненность и народность иск-ва. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, преодолевая идеалистич. методологию, дали рус. иск-ву глубоко обоснованную реалистич. программу; её воздействие сказалось в статьях В. П. Боткина, В. Н. Майкова, А. П. Баласогло. И. И. Свиязев и А. К. Красовский высказали ряд прогрессивных для своего времени положений о природе и задачах архитектуры. К. Маркс и Ф. Энгельс, раскрыв природу художеств, освоения действительности, связь иск-ва с социалыю-эконо-мич. структурой общества и борьбой классов, вооружили И. науч. мировоззрением; поддерживая реалистич. иск-во, они обосновали его историч. прогрессивность, дали образцы исторически конкретного анализа и истолкования иск-ва (античность, Возрождение, классицизм и др.). В России революц.-демократич. эстетика Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова явилась базой для страстных, боевых критич. выступлений В. В. Стасова, остропроблемных статей М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. Н. Крамского, М. И. Михайлова, обосновавших участие иск-ва в идеологич. борьбе за права народа. Марксистская лит-ра 2-й пол. 19- нач. 20 вв. (Г. В. Плеханов, П. Лафарг, Ф. Меринг, К. Либкнехт, Р. Люксембург, К. Цеткин) дала материалистич. объяснение происхождению и развитию иск-ва, подчеркнула его активную роль в обществ, борьбе.

С сер. 19 в. бурное развитие наук, в т. ч. археологии, этнографии, филологии, истории культуры, изучение архивов, художеств, памятников, их типологии и иконографии, атрибуц. деятельность сделали возможным появление в Германии первых опытов всеобщей истории иск-ва -фактографически-систематизаторской у Ф. Куглера, основанной на гегельянской философии истории у К. Шназе, на методах иконографии и филологии у А. Шпрингера. Логику развития иск-ва, связь его явлений с духовной и материальной культурой общества стремились раскрыть немец Э.Колофф, бельгиец А. Микиельс, швейцарец Я. Буркхардт; в теоретич. и ист. анализе архитектуры и декоративного иск-ва велики заслуги французов Э. Э. Виолле-ле-Дюка и О. Шуази, немца Г. Земпера. Большой обществ, силой стала художеств, критика, оценочные суждения к-рой переносились и на историю иск-ва; наряду с уводившим от жизни идеалистич. субъективизмом (Дж. Рескин в Великобритании, Т. Готье, Э. и Ж. Гонкуры во Франции) и позитивизмом (П. Ж. Прудон, И. Тэн во Франции) утвердилось направление, которое обосновывало и пропагандировало материалистич. эстетику, демократия, реалистич. иск-во (Щанфлёри, Ж. А. Ка- . станьяри, Э. Золя во Франции); с ним связана и проницат. оценка художеств, явлений 15- нач. 19 вв. французами Торе, Бодлером, Э. Фромантеном. С последней четв. 19 в. в Германии, Австрии и Швейцарии были последовательно и глубоко разработаны науч. методы стилистич. анализа художеств, произв.; основой для них, однако, служили не столько культурно-ист. (А. Шмарзов) или историко-пси-хологич. (Ф. Викхофф - основатель венской школы, см. Австрия, раздел Общественные науки) методы, сколько идеалистические представления об имманентном саморазвитии художеств, формы (А. Хильдебранд, Г. Вёльфлин, П. Франкль, А. Э. Бринкман), о "художеств, воле" (А. Ригль, X. Титце), об "истории духа" (М. Дворжак, В. Вайс-бах, К. Тольнаи). На этой базе возникли окрашенная национализмом концепция К. Гурлитта, противопоставление "Востока" "Западу" у И. Стшиговского, иррационализм В. Пин дера, субъективистские теории вчувствования и "абстрагирования" В. Воррингера. Вместе с тем знаточество (немец Г- Ваген, итальянцы Дж. Б. Кавальказелле и Дж. Морелли) и науч. методы культурно-ист, школы (Э. Мюнц во Франции, К. Юсти в Германии) в сочетании со стилистич. анализом позволили в кон. 19-1-й трети 20 вв. систематически исследовать иск-во древности (француз М.Коллиньон, швейцарец В. Деонна, немцы А. Фуртвен-глер, Л. Курциус, датчанин Ю. Ланге), ср. веков (М. Дворжак, французы Л. Брейе, Г. Милле, Э. Маль), Возрождения и барокко (Г. Вёльфлин, А.Шмарзов, знатоки нового типа-итальянец А. Вентури, немцы В. Боде, М.Фрид-лендер, В. Р. Валентинер, американец Б. Бернсон, голландец К. Хофстеде де Грот), нового времени (немец Ю. Майер-Грефе, француз Л. Розенталь), стран Азии (француз Г. Мижон, немец Ф. Зар-ре, австриец Э. Диц). Развитие И. нового времени подытожено во всеобщих историях иск-ва К. Вёрмана (на рубеже 19-20 вв.), а позже под ред. А.Мишеля и под ред. Ф. Бургера и А. Э. Бринк-мана (1-я треть 20 в.), в истории иск-ва "Пропилеи" (2-я четв. 20 в.), биографич. справочниках У. Тиме и Ф. Беккера (1-я пол. 20 в.) и X. Фольмера (сер. 20 в.). На рубеже 20 в. сложились понятия И. (Э. Гроссе) и всеобщего И. (Э. Кассирер).

В России во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. собирание и систематизацию материалов по истории рус. иск-ва вели Д. А. Ровинский, Н. П. Собко, А. И. Сомов, А. В. Прахов, Ф. И. Буслаев, И. Е. Забелин, Н. П. Лихачёв, А. И. Успенский, изучение рус. архитектуры - Н. В. Султанов, Л. В. Даль, В. В. Суслов, П.П. Покрышкин, А. М. Павлинов, Ф. Ф. Горностаев, Г. Г. Павлуцкий. Усиление интереса к стилистическому анализу в нач. 20 в. отразилось в работах по рус. иск-ву, возглавленных И. Э. Грабарём, расширение круга изучаемых памятников - в работах Г. К. Лукомского, С. П. Яремича, В. Я. Адарюкова, историков архитектуры И. А. Фомина, В. Я. Курбатова, Б. Н. Эдинга. Успехи рус. школы византиноведения и христ. иконографии связаны с именами Н. П. Кондакова, Е. К. Редина, Д. В. Айналова, Я. И. Смирнова, Ф. И. Шмита. Большую роль в изучении всеобщей истории иск-ва сыграли рус. учёные И. В. Цветаев, Б. В. Фармаковский, В. К. Мальмберг, П. П. Семёнов, Н. И. Романов, М. И. Ростовцев, А. Н. Бенуа, Н. Я. Марр. В кон. 19 - нач. 20 вв. эстетский индивидуалистич. характер носила деятельность ряда критиков и историков иск-ва (А. Л. Волынский, Д. В. Философов, С. К. Маковский).

Учение В. И. Ленина о двух культурах в каждой нац. культуре, об иск-ве как отражении социальной действительности, о партийности иск-ва, о причинах разложения бурж. культуры послужило базой для марксистской критики предреволюц. лет (В. В. Боровский, М. С. Ольминский, А. В. Луначарский) и для развития сов. И. Под руководством коммунистич. партии, опираясь на её программу и решения по вопросам иск-ва, сов. И. провело большую работу по разработке марксистско-ленинских принципов теории и истории иск-ва, обоснованию художеств, метода социалистич. реализма, разоблачению бурж. идеалистич. теорий. Широкий размах и планомерность получили в СССР объединившие науч. силы всей страны искусствоведческие, археологич., этнографические (см. Археология, Этнография) исследования иск-ва, музейная деятельность, реставрация и атрибуция памятников, публикация справочных изданий, каталогов, архивных документов, писем, мемуаров и т. д. В сотрудничестве с археологами и этнографами сов. искусствоведы участвовали в раскрытии и исследовании до того неизвестных художеств, культур, изучали и помогали развитию нар. иск-ва многих, в т. ч. ранее отсталых, народов. Многочисл. новые данные по существу заново осветили историю иск-ва народов СССР; в свете марксистско-ленинского мировоззрения получила науч. осмысление вся история мирового искусства; изданы или издаются капитальные труды по всеобщей истории иск-в, всеобщей истории архитектуры, иск-ву народов СССР, истории рус., укр., груз., азерб., эст., узб. иск-ва, справочники, посвящённые иск-ву стран и народов мира, художникам народов СССР, учёные труды музеев, НИИ, учебных заведений и т. д.

После Великой Октябрьской социалистической революции важнейшими задачами сов. И. стали борьба за создание обращённой к нар. массам социалистич. культуры, за революц. реалистич. иск-во, разоблачение бурж. идеалистич. концепций, формалистич. и натуралистич. иск-ва, утверждение классовости, социально-экономич. обусловленности иск-ва, его активной роли в обществ.-политич. борьбе; большое внимание уделялось охране памятников, музейному стр-ву, художеств. наследию, изучению народного творчества, подъёму нар. ремёсел. Среди активных участников богатой дискуссиями искусствоведч. жизни 1920-х гг. были Б. И. Арватов, А. В. Бакушинский, А. В. Луначарский, И. Л. Маца, Н. Г. Машковцев, А. И. Михайлов, Н. Н. Пунин, А. А. Сидоров, А. Н. Тихомиров, Я. А. Тугендхольд, А. А. Фёдоров-Давыдов, В. М. Фриче, Н. М. Щёкотов, А. М. Эфрос. В этот период наряду с плодотворным развитием теории архитектуры, станкового и декоративного иск-в в И. проявились ниги-листич. взгляды на культуру (см. Пролеткульт), сведение иск-ва к выражению корыстных классовых интересов (см. Вульгарный социологизм). Преодоление этих ошибочных взглядов, в чём важную роль сыграли указания В. И. Ленина, а также критич. деятельность А. В. Луначарского, завершилось в 1930-е гг. и было связано с утверждением объективного характера отражения действительности в иск-ве, значения художеств, наследия (В. С. Кеменов, М. А. Лифшиц). Ведущую роль в сов. И. получили теория социалистического реализма, борьба за жизнеутверждающие идеалы социалистич. эпохи, проблемы классич. наследия, образа человека в реалистич. иск-ве, гуманистич. начал архитектуры и декоративного иск-ва (М. В. Алпатов, Д. Е. Аркин, Н. И. Врунов, Ю. Д. Колпинский, В. Н. Лазарев, Н.И. Соколова, Б.Н. Тер-новец). Вместе с тем структуру художеств, произв. ряд авторов стал понимать односторонне; художественный метод иногда противопоставляли мировоззрению, что было подвергнуто критике. В воен. и первые послевоен. годы усилилось внимание к вопросам нац. иск-ва и нац. наследия, к патриотич. идеям в иск-ве, к характеристике многонац. художеств, культуры СССР. В кон. 1950-х - нач. 1970-х гг. прошли дискуссии по актуальным вопросам развития сов. художеств, культуры, к-рые, преодолевая суженное, догматич. понимание реализма, выдвинули проблемы современности иск-ва, многообразия поисков в иск-ве социалистич. реализма, противоположности его модернизму, вопросы художеств, цельности произв. и т. д. (Н. А. Дмитриева, В. М. Зименко, А. А. Каменский, М. А. Лифшиц, Г. А. Недошивин). В центре внимания сов. И. стоят вопросы партийности, коммунистич. идейности и народности иск-ва, постулат, развитие социалистич. реализма и его многообразие, многогранные связи иск-ва с жизнью, активность его социального воздействия, борьба с бурж. и ревизионистскими взглядами, разного рода враждебными концепциями - расистскими, европоцентристскими, пан-исламистскими и др., с формализмом и натурализмом в иск-ве. Вместе с тем, как указано в постановлении ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972), состояние критики пока не отвечает в полной мере требованиям, к-рые определяются возрастающей ролью художественной культуры в социалистическом строительстве. Долг критики, подчёркивается в постановлении, глубоко анализировать явления, тенденции и закономерности художеств, прогресса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетич. уровень сов. иск-ва, последовательно выступать против бурж. идеологии (см. "Коммунист", 1972, № 2, с. 14-16).

Многонациональный коллектив сов. историков иск-ва, открыв новые пласты древних и ср.-век. культур, подверг разностороннему науч. исследованию проблемы происхождения иск-ва и первобытного иск-ва (А. С. Гущин, А. П. Окладников), художеств, культур Кавказа и Закавказья от древности до наших дней (Ш. Я. Амиранашвили, Р. Г. Дрампян, И. А. Орбели, Б.Б. Пиотровский, А.В.Саламзаде, Т. Тораманян, К. В. Тревер, М. А. Усейнов, Г. Н. Чубинашвили), Ср. Азии (Б. В. Веймарн, Г. А. Пугаченкова, Л.И.Ремпель). Большой вклад в изучение иск-ва народов СССР внесли сов. археологи и этнографы. Во многом заново освещена история иск-ва античности, особенно Сев. Причерноморья (В. Д. Блаватский, О. Ф. Вальдгауер, М. И. Максимова), история рус., укр., белорус, иск-ва средних веков (М. В. Алпатов, Ю. С. Асеев, Г. К. Вагнер, Н. Н. Воронин, М. А. Ильин, М. К. Каргер, Е. Д. Квитницкая, В. Н. Лазарев, П. Н. Максимов, Б.А. Рыбаков, Н. П.Сычёв, В. А. Чантурия) и нового времени (Э. Н. Ацаркина, А. В. Бунин, Г. Г. Гримм, Н.Н. Коваленская, П.Е.Корнилов, А. К. Лебедев, О. А. Лясков-ская, В. И. Пилявский, А. Н. Савинов, А. А. Фёдоров-Давыдов), искусство прибалтийских республик (Б. М. Бернштейн, В. Я. Вага, Ю. М. Васильев, Р. В. Лаце, Ю. М. Юргинис). Большие успехи в деле раскрытия и реставрации ср.-век. памятников в СССР связаны с именами И. Э. Грабаря, А. Д. Варганова, Н. Н. Померанцева и др. Создана история сов. изобразит, иск-ва и архитектуры (Н. В. Баранов, Б. С. Бутник-Сиверский, Я. П. Затенацкий, П. И. Лебедев, М. Л. Нейман, Б. М. Никифоров, А. А. Сидоров), исследованы многие области декоративно-прикладного и нар. иск-ва (В. М. Василенко, В. С. Воронов, П. К. Галауне, М. М. Постникова, А. Б. Салтыков, С. М. Темерин, А. К. Чека-лов, Б. А. Шелковников, Л. И. Якунина), графики, книги, плаката. Проведены значит, исследования зарубежного иск-ва - др.-восточного (М. Э. Матье, В. В. Павлов, Н. Д. Флиттнер), европейского (М. В. Алпатов, А. В. Банк, Б. Р. Виппер, А. Г. Габричевский, Н. М. Гершен-зон-Чегодаева, А. А. Губер, М. В. Доб-роклонский, А. Н. Изергина, В. Н. Лазарев, В. Ф. Левинсон-Лессинг, А. Д. Че-годаев, Н. В. Яворская), Азии, Африки, Америки (О. Н. Глухарёва, Л. Т. Гю-зальян, Б. П. Денике, Р. В. Кинжалов, С. И. Тюляев и др.). Ряд важных работ посвящён исследованию взглядов на иск-во К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, изучению революц. иск-ва в России и за рубежом, передовым демократич. и социалистич. движениям в иск-ве ка-питалистич. стран. Теории иск-ва посвятили свои работы сов. архитекторы и художники: А. А. и В. А. Веснины, М.Я. Гинзбург, И.В. Жолтовский, А.С.Голубкина, Б. В. Иогансон, В. И. Мухина, В. А. Фаворский, К. Ф. Юон.

Заслугой совр. мирового И. является систематич. изучение не только европ. иск-ва - древнего (Ш. Пикар, Г. Рихтер, Ф. Матц, Дж. Д. Бизли), ср.-век. (Д.Толбот Раис, X. Зедльмайр, А. Грабар, О. Демус), Возрождения, барокко и нового времени (Л. Вентури, Р. Фрай, Р. Лонги, Р. Хаман, О. Бенеш), но и культур Азии (Э. Кюнель, А. У. Поуп, А. Кумарасвами, Р. Гиршман, О. Сирен, Дж. Туччи), Африки (Ш.Диль, У. Байер), Америки (X. Р. Хичкок, М. Коваррубиас). Проблемы архитектуры освещены как в трудах Н. Певзнера, Л. Откёра, 3. Гидиона, Б. Дзеви, так и в высказываниях крупных архитекторов (Ф. Л. Райт, В. Гропиус, Ле Корбюзье и др.)- Среди совр. направлений наиболее влиятельны иконология (раскрытие мировоззренческого смысла иконогра-фич. мотивов - А. Варбург, Э. Панофский) и исследование структуры памятника (П. Франкастель), связанное иногда с психологией творчества (Э. Гомбрих) или с психоанализом (Э. Крис). Наряду с перенесением в И. строго науч. археол. методов (Дж. Кублер) распространено переплетение истории иск-ва с его идеа-листич. теорией и эссеистич. критикой (X. Рид, К. Зервос, Дж. К. Арган, М. Рагон). В сер. 20 в. в И. капиталистич. стран значит, место занимают воинствующие идеалистич. воззрения, апология упадочных антинар. явлений в иск-ве; сложились ревизионистские теории (Р. Гароди, Э. Фишер). Одновременно возрастает роль социологич. изучения иск-ва, отчасти под влиянием марксизма и советского И. (Ф. Анталь, А. Хаузер). Укрепляются и силы марксистского И. (Р. Бьянки-Бандинелли, С. Финкелстайн). Больших успехов достигло И.ц социалистич. стран - ГДР (Л. Юсти, И. Ян), Польши (Я. Бялостоцкий, Я. Захватович), Венгрии (М.Майор, Л. Вайер), Румынии (Дж. Опреску, Г. Ионеску), Болгарии (Н. Мавродинов, А. Обретенов), Чехословакии (А. Матейчек, Я. Пешина), Югославии (Дж. Бошкович, С. Радойчич).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, М., 1957; Ленин В. И., О культуре и искусстве, М., 1956; Н е-дошивин Г., Итоги и перспективы развития советской теории искусства, в сб.: Вопросы эстетики, в. 1, М., 1958; Против ревизионизма в искусстве и искусствознании, М., 1959; Искусство и критика, М., 1960 (на обложке); История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII века, М., 1963; Современное искусствознание за рубежом, М., 1964; История европейского искусствознания. Первая половина XIX века, М., 1965; История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века, М., 1966; Павлов П. А., Искусствоведение, в кн.: Союз Советских Социалистических Республик, М., 1967; История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века - начало XX века, т. 1 - 2, М., 1969; Dresdner A., Die Kunstkritik, Munch., 1915; Venturi L., Histoire de la critique d'art, Brux., 1938; Biatostocki J., Pigc wiekow mysli о sztuce, Warsr., 1955; Schlosser J., La letteratura artistica, Firenze, 1956; Кu1termann U., Geschichte der Kunstge-schichte, W., 1966; Richard A., La critique d'art, P., 1968.

ИСКЫР (Искър), река в Болгарии, прав, приток Дуная. Дл. 368 км, пл. басе. 8,6 тыс. км2. Истоки в горах Рила, в верховьях протекает по Самоковской и Софийской котловинам, затем пересекает хребет Стара-Планина в Искырском ущелье; в низовьях течёт по Нижнедунайской равнине. Весеннее половодье, летняя межень. Средний расход воды в устье 54 м3/сек, макс, (в многоводные годы) - до 800 м31сек. В бассейне И. имеются водохранилища и ГЭС. На И.- гг. Самоков, Мездра, Червен-Бряг; И. протекает по восточной окраине столицы Болгарии г. София.

ИСКЫРСКОЕ УЩЕЛЬЕ, ущелье в Болгарии, в зап. части хр. Стара-Планина, в месте прорыва его р. Искыр. Дл. 63 км. По И. у. проложены жел. дорога с многочисленными тоннелями и шоссе, соединяющие Софию и Нижнедунайскую равнину.

"ИСЛАЗСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ", "Ислазскак прокламация" (Proclamatia de la Islaz), проект бурж. конституции (не была принята) княжества Валахия, являвшийся частью воззвания, составленного рум. революц. демократом Н. Бэлческу. Чтение его 9 июня 1848 перед крестьянами с. Ислаз (отсюда назв.) послужило сигналом к началу революции 1848 в Валахии. "И. к." провозглашала Валахию республикой, декларировала политич. равноправие всех граждан, бурж.-демократич. свободы, предусматривала отмену барщины и крепостного права, наделение крестьян землёй за выкуп, отмену преследований нац. меньшинств, смертной казни, телесных наказаний и др.

Публ.: в кн. Попеску-Доряну Н., Революция 1848 г. в Румынии и Николай Балческу, пер. с рум., М., 1950, с. 151-63.

ИСЛАМ [араб., букв.- покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи - мусульмане - составляют б. ч. (от 80 до 98% ) населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Судана, Сомали, Иордании, Сирии, Ирака, гос-в Аравийского п-ова, Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, значит, часть (от 60 до 75% ) населения Нигерии, Сенегала, Гвинеи, Мали, ок. половины населения Ливана и Албании, ок. 30% нас. Эфиопии, ок. 20% нас. Либерии, Берега Слоновой Кости, Малагасийской Республики, Танзании, ок. 11% нас. Индии. В СССР мусульмане живут в Ср. Азии, Казахстане, Азербайджане, в Аджарской, Абхазской, Башкирской, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Татарской и Чечено-Ингушской АССР, в ряде краёв и областей РСФСР. Общая численность мусульман в мире составляет ок. 500 млн. чел.

И. возник в 7 в. н. э. в Хиджазе (Зап. Аравия). Основатель его - Мухаммед, проповедь к-рого была реакцией на охвативший араб, общество острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений, подрывом соответствующих им морально-этич. и религ. (по-литеистич. и фетишистских) представлений и начавшимся складыванием раннеклассового общества. Потребности времени делали необходимым создание в Аравии стабильной гос. и обществ, орг-ции. Эту задачу и осуществило религ.-политич. движение под знаменем И. Была создана теократич. система (см. Теократия), отражавшая и освящавшая в первую очередь интересы как новой, мусульманской, так и примкнувшей к ней старой элиты. Мусульманскую общину (умму), являвшуюся одновременно и политич. организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Источником власти самого Мухаммеда, как светского и духовного главы уммы, проповедника, законодателя, верховного главнокомандующего, была не племенная традиция, а бог (аллах), якобы наделивший своего "посланника" (расул) абсолютной религ. прерогативой. Это соединение светской и религ. сфер в теологич. оболочке и при господстве религ. фактора, отождествление морали и права, делало И. всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Многими чертами своей догматики, этики, обрядности, мифологии и т. д. И. наиболее близок христианству и иудаизму. Из них (а также из зороастризма и нек-рых др. олижне- и средневост. ре-лиг.-филос. и политич. течений) И. заимствовал немало идей и установлений. Но все они трансформировались в духе самого И. и лишь затем становились элементами мусульм. религ., политич., культурных, правовых и др. структур. В целом И. является самостоятельной религией, функционирующей в соответствии с собственными нормами и принципами.

Будучи уже в самом зародыше своём синтезом религии, политич. норм и права, синтезом, в к-ром религия выступала унифицирующим и определяющим фактором, И. обретал значит, стабильность как в самой Аравии, где на его основе образовалось централизованное гос-во, так и за её пределами, когда в результате арабских завоеваний возникла обширная мусульманская империя - Халифат. Необходимость объединения различных населявших Халифат этнич., расовых, культурных групп в единый политико-идео-логич. организм обусловила процесс активной универсализации И. Этому способствовали и религ.-эгалитарный идеал И., и предельно простая процедура перехода в него, и отсутствие в нём клерикальной иерархии (И. в принципе исключает к.-л. посредников между богом и человеком; профессиональные законоведы-теологи - факихи - не являются носителями "божественной благодати"; в отличие от христ. духовенства, у них нет ни исключительного права совершать религ. обряды, ни права отлучать от общины или же отпускать грехи). Неизменное подчёркивание мессианской роли И., исключительности всего мусульманского, унифицированная в основном система образования, высокая степень зависимости этических, эстетических и политич. идеалов от теологич. предписаний, наличие сравнительно однородных каналов общения (прежде всего - араб. яз. как язык культа, права и науки) - всё это способствовало упрочению исламских традиций, существенно повлиявших на культуру Халифата (см. ниже раздел Ислам и пластические искусства, а также ст. Арабская культура), в свою очередь оказавшую сильное воздействие на европ. цивилизацию.

В 9-10 вв. И. превращается в сложную систему с утончённой филос.-теологич. (калам) и детально разработанной правовой (шариат) основами. Гл. принципы И., якобы переданные богом Мухаммеду через ангела Джебраиля, сконцентрированы в Коране. В становлении, укреплении и унификации мусульм. ср.-век. цивилизации почитание Корана сыграло важную роль. Коран - единств, источник мусульм. вероучения, хотя на практике с ним по существу равноценным (а нередко даже, в случаях явного расхождения с Кораном,- и превалирующим) стало также и священное предание - сунна. Состоящая из множества Канонизированных сообщений (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда, сунна, впитав в себя мн. элементы культурного наследия включённых в Халифат стран, позволяла наряду с фетвой и киясом (логич. заключение по к.-л. вопросу на основе аналогий в Коране или в хадисах) дополнять и развивать мусульм. религ. догматику и законодательство применительно к новым условиям.

Субъектом культа в И. является индивид. Молитва, даже совершаемая сообща,- индивидуальна; таково же и паломничество. Но ортодоксальный И. всемерно лимитировал эту индивидуалистич. тенденцию, в значит, мере сохраняя и активизируя характерную для предшествовавших ему идеологий ро-доплеменного общества теснейшую зависимость индивида от религ.-политич. общины.

Столь же неоднозначным оказалось и мусульм. учение о предопределении, сформулированное в ходе ожесточённой борьбы , между различными религ.-фи-лос., а в известной мере и политич., течениями 8-9 вв. (мурджиты, джаба-риты, кадариты, мутазилиты). Плодом компромисса между сторонниками идеи об абсолютном предопределении и теми, кто акцентировал необходимость признания принципиально важной роли свободной человеческой воли, стало то, что неизменно сохраняемую ориентацию на фатализм И. смог сочетать с известным' индетерминизмом, с допущением некоторых произвольных действий человека, долженствующего нести за них моральную ответственность.

Выдвижение на первый план не только мифа, но и жёстких ритуальных предписаний, универсализм, соединённый с умением сохранять свои осн. принципы и лишь в соответствии с ними воспринимать инокультурные ценности,- всё это в немалой степени обусловливало живучесть И., его непрерывное практич. воздействие на все сколько-нибудь значит, стороны обществ, и индивидуального бытия.

Собственно религ. структура И. состоит из двух частей: Иман - вера (в истинность И.) и Дин (религ. практика - совокупность религ. обрядов, религ. морали, традиций и т. д.), детали к-рых определены Кораном, сунной и решениями офиц. религ. авторитетов. Суть Има-на сводится к единобожию, вере в пророческую миссию Мухаммеда и предшествовавших ему пророков, в ангелов, в откровение, ниспосланное в Коране, в день "страшного суда". Мусульманин подтверждает свою принадлежность к вере посредством краткого символа (шахада): "Нет божества, кроме единого бога (аллаха) и Мухаммед - посланник его". Этой формулы нет в Коране, но она-основа мусульм. самосознания. Иман предполагает прежде всего внутр. убеждение в истинности веры (итикад). Как ни одна другая религия, И. придаёт исключит, значение всемогуществу бога - единого, вечного, "творца, дающего жизнь и смерть". Бог в И. не только ревнив и карающ, но и справедлив, и милосерден, что даёт возможность не одному лишь "доброму мусульманину" (т. е. тому, кто искренне верит в истинность шахада и совершает вытекающие из него обряды), но и "нечестивцу" из среды мусульман (фасик) надеяться на райское блаженство, тогда как немусульманам суждены вечные адские муки. Эта мысль об исключительности И. и его приверженцев усилена догмой о Мухаммеде как о "печати пророков", последнем из пророков. Они же в свою очередь делятся на пророков-посланников (расуль) и "простых" пророков (наби), продолжавших начатую посланниками проповедь. Высшими из категории расуль И. признаёт (помимо Мухаммеда) Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса Христа. Из дому-сульманских арабских религиозных представлений И. сохранил веру в связанных с людьми (и порой даже самыми интимными узами) джиннов и джинний (разделив их, однако, на две группы- "неверных" и "правоверных" - мусульман) и т. д.

Дин опирается на пять "столпов веры" (аркан): 1) исповедание веры - произнесение шахада вслух, точно, с полным пониманием его смысла и искренним убеждением в его истинности; 2) ежедневное пятикратное богослужение (араб, салат, перс, намаз), основным компонентом к-рого является уставная молитва, сопровождаемая и завершаемая обширным (хотя и могущим быть изменённым во время войны или в иных чрезвычайных обстоятельствах) набором ритуальных омовений, молитвенных поз и жестов; 3) пост (саум) в месяц рамадан (наряду с ним допускаются добровольные посты в любое время года); 4) обязательная благотворительность (налог закат), наряду с к-рой рекомендуется и добровольная милостыня (садака); 5) паломничество в священный город Мекку(необязатель-ное, однако, для ряда категорий верующих). Для И. характерен обширный ритуальный комплекс, поддерживающий не только веру во всемогущего бога, но и "мусульманскую солидарность", призванный объединять "правоверных" одной идеей и одним действием. Исключит, значение И. придаёт обычаю и традиции как гл. средству социального контроля и обеспечения высокой степени единомыслия (особое значение в этом плане имеет пятничный намаз в мечети, во время которого читается молитва за власть предержащую и за всю мусульм. общину), основанного на чувстве гордости за принадлежность к руководимому богом "сообществу правоверных" - умме. Важнейшие праздники И.: праздник разго-вения (после поста; ид аль-фитр, тюркск. ураза-байрам), праздник жертвоприношения (ид аль-адха, курбан-байрам), мирадж (связанный с мифом о вознесении Мухаммеда на небо), маулид (день рождения Мухаммеда) и др. Существенное значение приобрела и такая религиозная обязанность, как джихад (или газават) - "война за веру", "священная война".

Декларируя свою неразрывную связь с мусульм. же гос. формами и сюзеренами (вначале с мединской уммой и Мухаммедом, как её шейхом, затем с Халифатом и с халифом и т. д.), возможность реального воплощения своих принципов лишь в мусульм. политич. орг-ции, И. оказывался теснейшим образом связанным с политич. сферой, активно содействуя складыванию и упрочению унифицированной религ.-политич. системы. Но эта тенденция постепенно ослаблялась вследствие непрерывно растущих противоречий между абстрактно-универсальным идеалом И. и укреплявшимися местными религ.-куль-турными традициями. Отсутствие в И. межрегиональной церковной орг-ции всемерно благоприятствовало автономистским и сепаратистским стремлениям. Рост социальных противоречий, чаще всего выражавшийся в форме религ. борьбы, ослаблял действие И. как консолидирующей силы. Следствием всего этого стал не только распад некогда целостного мусульм. политич. организма на ряд враждующих между собой гос-в, объединённых лишь формально единой идеологич. доктриной, но и появление множества сект, каждая из к-рых, даже и не всегда стремясь к полной независимости в пределах исламской структуры, создавала тем не менее своё специфич. учение. В 7 в. возник хариджизм (см. Хариджиты), выдвинувший идею полного равенства в мусульманской общине, требование выборности имама-халифа и др.

Политич. борьба вызвала появление в том же 7 в. второй основной, после ортодоксального И. (суннизма), ветви мусульм. религии - шиизма. Из него в свою очередь выделилось в 8-9 вв. неск. сект - зейдиты, исмаилиты, имамиты и др. Шиитов отличает от суннитов прежде всего особое понимание института верховной власти. За исключением Али, зятя Мухаммеда, объявляемого единственным законным преемником пророка и толкователем И., шиизм отвергает, как узурпаторов, всех суннитских халифов, противопоставляя им свою династию 12 имамов (Али и его прямых потомков от брака с дочерью Мухаммеда Фатимой). В то время как суннизм опирается на институт иджмы (формально - на "согласие всей общины", фактически - на единство мнений компетентных и авторитетных теологов - законоведов по отд. религ., правовым и бытовым вопросам, не предусмотренным Кораном и сунной), шиизм предоставляет право интерпретировать и применять "божественный закон" (и даже развивать его) только имаму и от его имени-мудж-тахидам.

В 8 в. в И. зарождается мистич. течение - суфизм. Явившийся реакцией на нивелирующие тенденции ортодоксальной религ. организации и подчёркивая ценность индивидуального начала в гораздо большей степени, чем офиц. мировоззрение, суфизм всё же никогда не был его полной противоположностью. Стремясь преобразовать не веру, как таковую, а верующего, он имел тем не менее общую с формальными суннитскими и шиитскими структурами цель и потому-то являлся по существу их "некодифицированным" продолжением и дополнением. Более того - именно суфийские ордена, нередко соединяя воедино аске-тичность и воинственность, неоднократно оказывались наиболее ревностными охранителями и расширителями сферы мусульм. господства, строжайшими блюстителями исламской "самобытности и чистоты", действенными очагами миссионерской пропаганды. Однако суфизм одновременно становился опорой гуманистической и антиклерикальной мысли, источником самых утончённых и чуждых ортодоксии культурных течений. И он же своей чёткой и никогда не снимаемой мистико-аскетич. направленностью подтачивал организац. стабильность мусульм. общества, вступал в конфликт с духом ортодоксального И. как системы, основывающейся на принципе нерушимой традиции, воплощённом в шариате.

Ортодоксальный И., стремясь регулировать и регламентировать все действия индивида и все сферы обществ, жизни, провозглашал шариат плодом божеств, установлений и потому - вечным и неизменным. Установления шариата обеспечивали юридич. унификацию на огромной терр. Халифата. Уже в 10 в. завершилась выработка осн. норм мусульм. права. Основатели возникших в 8-9 вв. четырёх суннитских юридич. толков (маэхабов) были признаны непререкаемыми авторитетами, последними, кто мог в суннизме автономно толковать (иджтихад) главные источники мусульм. права (Коран и сунну), а фактически - все имеющие принципиальное значение теолого-правовые (и в конечном счёте - социальные) проблемы. (Шиизм в этом отношении даёт несколько большую свободу своим религ. авторитетам - мудж-тахидам, поскольку у каждого из них предполагается непосредственная духовная связь со "скрытым имамом".) Всё это содействовало укреплению ортодоксального И. как средства упрочения и освящения господства эксплуататорской верхушки.

Подчёркнуто консервативный характер ортодоксального И., упорно сохранявшего принцип тождественности религ., культурных и политич. институтов, с одной стороны, отражал застойность основанных на натуральном и полунатуральном хозяйстве мусульм. ср.-век. обществ, а с другой - сам немало способствовал значит, экономич. и культурному отставанию мусульм. Востока, препятствовал его целостной секуляризации. В то же время И., как универсальная идеология исповедовавших его народов, нередко объективно способствовал активизации их нац.-освободит, движений. Это в свою очередь сохраняло большое влияние И. в социальной жизни мусульман, делало весьма проблематичным и неопределённым разделение его на светские и религ. сферы. И всё же в целом шло заметное падение традиционной силы И., уменьшение объёма социально-значимой деятельности, контролируемой посредством его религиозных институтов, постепенный отход от мышления чисто теологич. категориями, от последовательно-теократич. моделей и идеалов.

В кон. 18 в. и особенно в 19 в. вследствие нарастания социальных, религ., нац. и др. противоречий в мусульм. странах, в условиях зарождения бурж. отношений, в результате многостороннего влияния европ. культуры стали предприниматься попытки преобразовать И.: либо решительно отказавшись от всех "искажений и наращений", аккумулированных с ходом времени, полностью вернуть ему ту "идеальную" форму, которую он имел на ранних этапах своей эволюции (см. Ваххабиты), либо, напротив, привести И. в макс, соответствие с осн. тенденциями новой капиталистич. эпохи. Такие мусульманские модернизаторы кон. 19 - нач. 20 вв., как Абдо, Рашид Рида, Икбал и др., ставили своей задачей возрождение политического и интеллектуального величия И. в духе современного им научного и технического прогресса. В связи с этим они выдвигали тезис о возможности познать реальный мир, о величии человеческого разума, допускали сочетание свободного развития его с верой в бога и т. д. Ратуя за "согласованность" И. с наукой, модернизаторы его выступали с требованием значит, расширения круга лиц, имеющих право на свободное, "в духе времени", толкование Корана и сунны, а также упрощения обрядности, смягчения ряда ритуальных предписаний и норм, улучшения положения женщины, к-рой традиционный И. отводил второстепенное в сравнении с мужчиной место; ликвидации полигамии; внедрения европеизированных образовательной и юридической систем и т. д.

Но, как правило, все стремления этих идеологов были направлены на включение новых элементов в традиционную структуру без к.-л. резких противоречий с устоявшимися принципами, на приспособление И. к современности путём подновления лишь наиболее архаичных его компонентов (или окончательного, но чрезвычайно осторожного и постепенного отказа от них). Поэтому демократич., просветительские, антифеод, требования различных модернизаторских конструкций нередко отступали на задний план перед идеей бесспорного превосходства И. над всеми др. верованиями, социаль-но-политич. доктринами и культурами, провозглашением его совершеннейшим в основе своей образом жизни, к к-рому должны быть приспособлены европ. наука и техника. Апелляция к И. как вечному символу самобытности, требование безусловной зависимости мусульманина от "наднациональной уммы" - всё это тормозило процесс всесторонней секуляризации исламских об-в, стесняло развитие нац. самосознания и нац. культур и лишало мусульм. модернизм последовательного характера, устойчивой социальной базы. В итоге б. или м. радикальный религ. реформизм не имел успеха на мусульм. Востоке. Традиционный И. продолжает играть видную роль в различных сферах социальной жизни мусульм. стран зарубежного Востока. В подавляющем большинстве их И. не только гос. религия, но и существенный компонент нац. культуры, во многом определяющий нормы поведения, быта, отношения к др. народам и цивилизациям; он часто используется для освящения различных правительств, акций. Вместе с тем всё более усиливаются наметившиеся ещё в 19 - нач. 20 вв. секуляризаторские тенденции, направленные на размежевание социальной идеологии и религии; при этом религии отводится роль лишь одного из орудий нац. политики. В сущности этот курс проводится почти во всех совр. мусульм. странах. В нек-рых из них пр-ва стремятся трансформировать в соответствии с собственными целями все традиционные религ. орг-ции. С одной стороны, гос-во зачастую отождествляет себя же с этими орг-циями, а с другой - один за другим устраняет все источники их реальной и потенциальной автономии (национализируя вакфы, изымая из ведения религ. орг-ций и беря в свои руки руководство системой народного образования, функции комплектования и распределения служителей культа, надзора за их деятельностью и т. д.).

Одновременно гос-во пытается всячески унифицировать религ. сферу, ополчаясь на различные неортодоксальные, но глубоко укоренившиеся в социальной и религ. жизни масс напластования в виде культа святых, анимистически-магических представлений и практики, всевозможных суфийских братств, обычно противодействующих модернизаторским реформам. В ходе фронтального столкновения откровенно традиционалистской и секуляризаторско-модернистской систем ценностей рождается множество функционирующих в лоне И. направлений, течений, школ, начиная от архаично-ортодоксальных и кончая суперутончёнными и гибкими. В конечном итоге эта интеллектуальная мозаичность совр. И., всё убедительнее доказывающая, в частности, полнейшую бесперспективность панисламизма и близких ему учений, так или иначе отражает идущую в зарубежных мусульм. регионах борьбу за поиск наиболее эффективных средств достижения всестороннего прогресса. В СССР и др. социалистических странах, где социальные корни религии подорваны, И., как и др. религии, всё более и более превращается в пережиток прошлого.

Постоянное утверждение идеи о вечной подвластности человека мифич. небесным силам, ориентация на потустороннее существование, противопоставляемое пессимистически оцениваемому земному бытию, принципиальный отказ от признания самоценности и автономности человека - всё это делает И., как и любую религ. систему, несовместимым с принципами подлинно научного мировоззрения.

М. А. Батунский.

Ислам и пластические искусства. И. оказал значит, влияние на иск-во мусульм. стран. В области архитектуры это сказалось в появлении и широком распространении новых типов зданий: мечетей, минаретов, ханак, медресе, караван-сараев и пр. Запрещение изображать божество обусловило отсутствие религ. тематики в изобразит, иск-ве и привело к ограничениям в создании изображений человека и других живых существ. Представление о предосудительности таких изображений возникло в связи с их осуждением в хадисах и постепенно распространилось в широких слоях мусульм. населения. Начиная с 11 в. мусульм. богословы как сунниты, так и шииты, безоговорочно осуждают изображения людей и животных в обществ, местах, но допускают включение их в орнаментацию предметов, употребляемых в быту (напр., на керамике, бронзе, тканях и пр.). Осуждение не имело характера закона, и толкование его зависело от конкретных условий. Так, в Иране, где была сильна нац. живописная традиция, сюжетная живопись (даже на религ. темы) существовала в течение всего средневековья. В араб, странах (см. Арабская культура) я Турции действие запрета оказалось сильнее: после 14 в. в этих странах изображения живых существ встречаются редко даже в прикладном иск-ве. В нач. 20 в. мусульм. авторитеты, уступая тенденциям совр. жизни, пересмотрели своё отношение к изобразит, иск-ву и официально заявили, что И. запрещает только изготовление идолов и икон.

О. Г. Большаков.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1965; Бартольд В. В., Ислам, Соч., т. 6, М., 1966; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее Средневековье, М., 1966; Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв., М., 1961; Бертельс Е. Э., Суфизм и суфийская литература, Избр. труды, т. 3, М., 1965; Бертельс А. Е., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; Климович Л. И., Ислам, М., 1965; Петрушевский И. П.,

Ислаи в Иране в VII-XV вв., [Л], 1966J Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; Григорян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв., М., 1960; Смирнов Н. А., Пятьдесят лет советского исламоведения, в сб.: Вопросы научного атеизма, т. 4, М., 1967; Степанянц М. Т., Философия и социология в Пакистане, М., 1967; БатунскийМ. А., О некоторых тенденциях в современном западном исламоведении, в сб.: Религия и общественная мысль народов Востока, М., 1971; Большаков О. Г., Ислам и изобразительное искусство, в сб.: Труды Государственного Эрмитажа, т. 10, Л., 1969; Ф и л ь-шт и некий И. М., Шидфар Б. Я., Очерк арабо-мусульманской культуры, М., 1971; Левин 3. И., Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. (Новое время), М., 1972; Аширов Н., Эволюция ислама в СССР, М., 1972; Гольдцигер И., Лекции об исламе, СПБ, 1 912; Массэ А., Ислам, пер. с франц., М., 1961; Шарль Р., Мусульманское право, пер. с франц., М., 1959; Levy R., The social structure of Islam, Camb., 1957; Massignon L., Essai sur les origines du lexique technique de la mystique musulmane, P., 1954; Watt W. M., Islam and the integration of society, L., 1961; Grunebaum G. E. von, Modern Islam, N. Y.,1964; Schacht J., An introduction to Islamic law, Oxf., 1966; G i b b H., Studies on the civilization of Islam, Boston, 1968; Religion in the Middle East, ed. by A. J. Arberry, v. 2, Camb., 1969; Miquel Andre, L'lslam et sa civilisation, Vile -XXe siecles, [P.], 1968; Islam and its cultural divergence, ed. by Girdhari L. Tikku, Urbana [a. o.], [1971].

ИСЛАМАБАД, столица Пакистана. Расположена у предгорьев Гималаев на Потварском плато, в долине, на вые. 550 м; занимает выгодное трансп.-гео-графич. положение. В городе благоприятные климатич. условия (макс, темп-ра июля 39 °С, миним. темп-pa января 3 °С). Административно И. образует территорию центрального подчинения. Нас. 100 тыс. чел. (1970; 50 тыс. чел. в 1965).

Решение о строительстве новой столицы Пакистана было принято пр-вом в 1959; Исламабад. Застройка 1960-х гг. проект подготовлен в 1960; стр-во города началось в 1961, в 28 км от прежней, временной столицы-Равалпинди. Планировка и застройка И. осуществляются по проекту фирмы греч. арх. К. А. Доксиадиса иностр. и пакист. зодчими. Отличаясь чертами совр. европ. города, сочетающимися с местными архит. особенностями, И. имеет регулярную планировку, зонирование (кварталы: деловые, правительственные и дипломатические, жилые с 1-2-этажными домами с плоскими крышами, р-ны ремесл. произ-ва и лёгкой пром-сти, зелёная зона и др.). Построены гостиница "Шехерезада" (итал. арх. Дж. Понти), Большая мечеть; строится (1972) здание парламента (дат. арх. А. Якобсен).

Из науч. и культурных учреждений функционировали (1971) Пакист. ин-т ядерных исследований и технологии, Ин-т исламоведения, Нац. б-ка.

ИСЛАМБЕКОВ Раджаб Капланович (р. 30.12.1925, Ташкент), советский эндокринолог, чл.-корр. АМН СССР (1969), засл. деят. науки Узб. ССР (1964). Чл. КПСС с 1968. Окончил Ташкентский мед. ин-т (1947). В 1967-71 директор Ин-та краевой медицины (Ташкент). Осн. работы по изучению клиники, морфологии и гистофизиологии щитовидной железы в норме и при патологии, вопросам диагностики и лечения тиреотокси-козов с использованием радиоактивного иода, в частности - результатам радио-иодтерапии диффузного и узлового токсического зоба. Ленинская пр. (1964). Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Злокачественный зоб, Таш., 1967 (совм. с И. К. Кадыровым); Клинико-морфо-логическое исследование эндемического зоба с применением радиоактивного иода, Таш., 1961; Узловой токсический зоб, Таш., 1965 (совм. с М. М. Балтабаевым); Воспалительные заболевания щитовидной железы, Таш., 1968 (совм. с Л. Б. Платоновой).

ИСЛАМ-ГИРЕЙ III, Ислам-Герай III (1604-54), крымский хан в 1644-54, сын хана Селямет-Гирея. В 1648 И.-Г. III вступил в союз с Богданом Хмельницким, стремясь при этом к ослаблению и Польши и Украины. В 1649 участвовал в битве под Зборовом и вынудил Б. Хмельницкого заключить с поляками мир (см. Зборовский договор 1649), к-рый спас Польшу от поражения. В битвах под Берестечком (1651) и Жванцем (1653) измена И.-Г. III союзному ему Б. Хмельницкому дважды спасала поляков от поражения и ставила укр. нар.-освободительную армию в тяжёлое положение.

Лит.: Новосельский А. А., Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII в., М.-Л., 1948.

ИСЛАМЕЙ, исламий, народный танец кабардинцев и адыгейцев. Род лезгинки. Мелодия И. исполняется на скрипке и гармонике в сопровождении пхацыка (трещотка из 4-5 деревянных пластинок). Художеств, интерпретацию И. дал комп. М. А. Балакирев в своей восточной фантазии "Исламей" для фортепьяно (1869).

ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА МУЗЕЙ в Каире (до 1952 - Музей араб, иск-ва), один из крупнейших музеев Египта. Осн. в 1881. Содержит памятники ср.-век. монументально-декоративного и прикладного иск-ва араб, стран, Ирана и Турции. Основу собрания (к нач. 70-х гг. 20 в. насчитывает ок. 70 тыс. экспонатов) составили поступления из каирских мечетей, частных домов, раскопок Фустата и др. районов Каира. Музей хранит ценнейшие коллекции рукописных текстов и миниатюр, резьбы по дереву (напр., рельефы из Фатимидского дворца со сценами охоты и пр., 11 в.; илл. см. т. 2, стр. 148), керамики, художеств, металла (напр., столик султана Калауна, 1327, мастер Мухаммед ибн Сункур из Багдада), стекла с росписью цветными эмалями (лампы из мечетей, сосуды) и др.

Лит.: Xоджаш С. И., Каир, М., 1967, с. 140 - 150; Mohamed Mostafa, The Museum of Islamic art. A short guide. Cairo, 1961.

ИСЛАМ-ШАИР (псевд.; наст, имя и фам.-Ислам Назаров) (1874, кишлак Ак-Таш Нарпайского р-на,-17.7.1953), узбекский советский сказитель. Род. в семье батрака. В дастане "Орзигуль" И.-Ш. говорил о тяжёлой доле народа до Великой Окт. социалистич. революции. В советское время пел о новой жизни ("Родина", "Красная Армия" и др.). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 И.-Ш. рассказывал о героич, подвигах сов. народа ("Книга героев", "Книга битв", "Боевым защитникам Ленинграда" и др.). Тема послевоен. стихов - борьба за мир ("Мы сторонники мира", "Руки прочь от Кореи" и др.).

Соч.: Танланган асарлар, Тошкент, 1953; Эрали ва Шерали, Тошкент, 1967.

Лит.: Собиров О., Ислом шоир Назар угли, Тошкент, 1967.

ИСЛАНДИЯ, остров в Атлантическом океане; см. Исландия (государство).

ИСЛАНДИЯ (Island), Республика Исландия (LySveldid Island).

Содержание:

I. Общие сведения .

II. Государственный строй

III. Природа .

IV. Население .

V. Исторический очерк

VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации

VII. Экономико-географический очерк

VIII. Медико-географическая характеристика .

IX. Просвещение

X. Научные учреждения

XI. Печать, радиовещание, телевидение

XII. Литература .

XIII. Архитектура и изобразительное искусство

XIV. Музыка

XV. Драматический театр

I. Общие сведения

И.- государство, расположенное на одноимённом острове в сев. части Атлан-тич. ок. На С. омывается Гренландским м., на В.- Норвежским м., на 3. Датский прол. отделяет И. от Гренландии. Пл. 103 тыс. км2. Нас. 206,7 тыс. чел. (1971, оценка). Столица - г. Рейкьявик. (Карты см. на вклейке к стр. 441.)

В адм. отношении делится на округа (сислы); столица и ряд др. городов имеют самостоятельное адм. управление.

II. Государственный строй

И.- республика. Действующая конституция вступила в силу 17 июня 1944. Глава гос-ва - президент, избираемый населением на 4 года. Законодат. власть принадлежит президенту и двухпалатному парламенту - альтингу. Депутаты альтинга (60 человек) избираются на 4 года путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования на основе пропорциональной системы представительства; 2/3 депутатов образуют нижнюю палату, остальные верхнюю. Избират. право предоставляется всем гражданам, достигшим 21 года. Исполнит, власть принадлежит президенту и пр-ву, ответственному перед парламентом и президентом. Органы местного управления - выборные муниципалитеты городов. Округами управляют назначаемые центр, властью чиновники.

Судебная система состоит из низших судов, городских судов и Верх, суда, являющегося высшей апелляционной инстанцией.

Гос. герб и гос. флаг см. в таблицах к статьям Государственные гербы и Флаг государственный. я. С. Крылова.

III. Природа

Берега И. на Ю. выровненные, аккумулятивные,остальное побережье расчленено многочисл. фьордами и заливами (Фахса-флоуи, Брейди-фьорд, Хунафлоуи и др.).

Рельеф. Большую часть И. занимает плато вые. 400-800 м, над к-рым возвышаются горные массивы вые. 1000- 1500 м и вулканы. Ок. 200 вулканов; из них 30 проявляли активность за последние 1000 лет; наиболее известны - Гекла, Лаки, Аскья и Хваннадальс-хнукур (наивысшая точка 2119 л). Многочисленны лавовые поля, занимающие 6% терр. И., и др. следы вулканич. деятельности. Распространены донные, конечные и боковые морены, зандровые равнины и др. последствия деятельности древних ледников. Вдоль побережья, гл. обр. на 3. и Ю.,- полоса низменных равнин. Л. Р. Серебрянный.

Геологическое строение и полезные ископаемые. Сев.-зап. и юго-вост. части острова сложены базальтами кайнозойского возраста. В средней части, в направлении с Ю.-З. на С.-В., простирается грабенообразная зона шириной 100- 150 км (часть рифтовой долины Северо-Атлантич. хребта). Она сложена палага-нитовой серией пород плейстоцен-неогенового возраста, сформировавшейся в условиях антропогенового оледенения. Область развития совр. вулканов совпадает с зоной антропогенового вулканизма. Прямолинейные ряды вулканич. конусов приурочены к крупным разломам. Часты землетрясения. Полезные ископаемые (исл. шпат, сера, горячая вода, перегретый пар, минеральные источники) связаны с вулканизмом. Небольшие месторождения торфа, лигнита и др.

К. А. Клитин.

Климат субарктический, морской, подвержен сильному влиянию Гольфстрима. В конце зимы и весной близко к острову подходят полярные льды. На побережье ср. темп-pa янв. 00С - 2 °С, июля 10- 11° С, в горах на Ю.-В. соответственно -10° С и 0° С. Годовая сумма осадков на юж. берегу 2390 мм (в Вике), на сев. берегу 465 мм (в Акурейри), на юж. склоне ледника Мирдальсйёкудль ок. 4000 мм. Макс, количество осадков выпадает осенью. Во внутр. р-нах зимой устойчивый снежный покров (местами до 5 мес.). 11,4% площади покрыто льдами. Наиболее значит, ледники: Ватнайё-кудль (пл. ок. 8400 км2, мощность льда до 1000 м), Лаунгйёкудль (1020 км2), Хофсйёкудль (1000 км2), Мирдальсйёкудль (700 км2).

Внутренние воды. Густая сеть коротких рек, самая значительная из к-рых Тьоурсау (237 км). Реки часто порожисты, имеют крутое падение с водопадами вые. до 50-60 м, питаются преим. талыми снеговыми и ледниковыми водами. Паводки весной и летом. Во время извержений вулканов таяние резко усиливается, бывают наводнения. Реки богаты гидроэнергией (потенциальные ресурсы оцениваются в 2,5 млн. квт), для судоходства не пригодны. Много озёр тектонич., вулканич. и ледникового происхождения (занимают 3% терр. И.). Наиболее крупное оз. Тингвадлаватн (83 км2).

Почвы. На прибрежных низменностях и невысоких плато развиты плодородные вулканич. торфянисто-дерновые почвы, во внутр. р-нах - горные арктич. почвы, у краёв ледников часто заболоченные.

Растительность и животный мир. Растительность скудная (всего 440 видов высших растений). 2/3 терр. покрыто каменистыми россыпями с мхами и лишайниками. Значит, территории (гл. обр. на молодых лавовых полях) лишены растит, покрова. Обширные площади (преим. на 3. и Ю.-З.) заняты торфяными болотами и увлажнёнными злаковыми лугами. Незначит. массивы берёзовых лесов. Характерны песцы и нек-рые мышевидные грызуны. Во внутр. р-нах расселились сев. олень (с кон. 18 в.) и норка. У сев. побережья на плавучих льдах иногда появляются белые медведи. В прибрежных водах обитают моржи и тюлени. Многочисленны мор. птицы. В омывающих морях ок. 150 видов рыб, в т. ч. имеющие важное хоз. значение,- сельдь, треска, пикша и др.

Заповедники. Нац. парк Тингведлир (вулканич. ландшафты) и 5 заповедников общей пл. 20 тыс. га.

Лит.: Серебрянный Л. Р., Исландия, М., 1969; FristrupB., Island, Kbh., 1948; Nattura Islands, Reykjavik, 1961. Л. Р. Серебрянный.

IV. Население

Нац. состав однороден - ок. 99% всего населения составляют исландцы. Живут также лица иностр. происхождения - гл. обр. датчане, немцы и норвежцы. Офиц. язык - исландский. По религии верующие исландцы - протестанты (лютеране). Офиц. календарь григорианский (см. Календарь). В 1703 (1-я перепись) население составляло 50,3 тыс. чел., 78 тыс. в нач. 20 в., 175,7 тыс. чел. (в т. ч. 88,7 тыс. мужчин) в 1960 (перепись). За 1940-68 резко сократилась доля занятых в с. х-ве и рыболовстве (до 13% и 5,8% против 32,3% и 14,2%), возросла доля занятых в пром-сти и стр-ве (36,4%); быстро растёт число занятых в сфере обслуживания. Наибольшая плотность населения в юго-зап. части острова (до 11,6 чел. на 1 км2). Св. 70% населения проживает в городах. Крупные из них (тыс. жит., в 1970): Рейкьявик (81,5; 40% всего населения И.), Коупавогур (11,2), Акурейри (10,7).

V. Исторический очерк

И. до 60-х гг. 13 в. Заселение И. началось ок. 870 (до этого остров был пустынным, первые переселенцы застали на нём лишь немногих ирл. отшельников). Большинство колонистов составляли норвежцы, но переселялись и выходцы из сканд. колоний в Ирландии, Шотландии и на островах Сев. Атлантики, а также из Швеции. Колонисты дали острову назв. Island -т. е. "Страна льдов". К 930 побережье было в основном заселено (в кон. 11 в. насчитывалось более 4,5 тыс. с.-х. дворов). Пастбищное скотоводство, морской промысел стали гл. занятиями населения; земледелие имело подсобное значение, и жители И. нуждались во ввозе зерна. Значит, роль играло мореходство. Исландцами была открыта Гренландия (в 80-х гг. 10 в.), они достигли Сев. Америки (ок. 1000). Характер заселения И. во многом определил особенности её социального и политич. строя. Среди поселенцев ведущую роль играли представители родовой знати, к-рые приплыли сюда с многочисл. домочадцами, рабами и вольноотпущенниками. Вновь прибывавшие иммигранты селились во владениях знатных первопоселенцев, оказываясь под их патронатом. Знать пользовалась большим обществ, влиянием в местном управлении в качестве жрецов (годи) и руководителей суд. собраний (тингов) и на общенар. собрании - альтинге (впервые был созван ок. 930). Деление И. на годорды (округа), во главе к-рых стояли годи, было закреплено 1-м исл. законом (ок. 930). Во 2-й пол. 10 в. И. была разделена на 4 адм. области ("четверти"). В 12 в. началось объединение годордов в руках наиболее могуществ. представителей родовой знати. Вместе с тем характер заселения острова, изолированность И. от внешнего мира, особенности хозяйственной жизни обусловили длительную сохранность родовых традиций. Принятое альтингом в 1000 христианство долгое время не могло окончательно вытеснить язычества. Вплоть до 13 в. политич. власть не была полностью отделена от народа - в И. не сложилось классового общества и государства; основным социальным слоем были рядовые свободные люди - бонды (этот период истории И. в исл. лит-ре обычно называют "периодом народовластия"). Однако основа родового строя - коллективная собственность - уже разложилась. Главной хоз. и первичной обществ, ячейкой на протяжении средневековья был обособленный с.-х. двор. В усадьбах зажиточных бондов наряду с членами их семей жили рабы (в первый период после заселения острова), слуги и др. зависимые люди; у крупных бондов арендовали землю мелкие хозяева и вольноотпущенники. В 13 в. отношения поземельной зависимости мелких крестьян от средних и крупных землевладельцев получили повсеместное распространение. (Однако арендатор в И. не лишался личной свободы, и зависимость его от собственника земли не приобрела ещё черт феод, зависимости.) Знать (в особенности могущественный род Стурлунгов), обладавшая большими богатствами и окружившая себя дружинами, в 13 в. оттеснила мелких бондов от участия в управлении.

И. под властью феодальных Норвегии (60-е гг. 13 в.- сер. 16 в.) и Дании (сер. 16 - нач. 19 вв.). В 1262-64 произошло подчинение И. норв. феод, гос-ву, к-рое воспользовалось внутр. раздорами среди исл. знати. С переходом И. под власть норв. короля альтинг, лишившийся большей части законодат. функций, не прекратил существования, но реальная власть перешла в руки наместника и чиновников короля. Исландцы были обязаны платить налоги и подчиняться законам, введённым норв. королём. Владения опальной знати стали собственностью короны. Процесс превращения мелких крестьян-бондов в арендаторов ускорился. Эксплуатация И. норв. правителями и духовенством явилась одной из гл. причин упадка экономич. жизни и прогрессировавшего обнищания народа. Политич. зависимость И. от Норвегии усугублялась её зависимостью от ввоза многих товаров, отсутствовавших в самой И. В 1380 И. (вместе с Норвегией) оказалась в унии с Данией, а затем (с 1397) в составе датско-шведско-норвежской Кальмарской унии. Эпидемия чумы 1402-04 привела к резкому сокращению численности населения И. и дальнейшему упадку страны. В 15 в. за счёт исл. народа наживались ганзейские и англ, купцы, рыболовы и пираты; в 16 в. ган-зейцев оттеснило дат. купечество. С утратой Норвегией статуса королевства (1537) управление И. от Норвегии перешло непосредственно к дат. пр-ву. Распространение им реформации на И, (введение лютеранства, 1540) означало для И. утрату остатков самостоятельности. Поэтому сопротивление церк. реформе (его возглавил епископ-католик Иоун Арасон) приняло характер нац.-освободит, борьбы; с её поражением гнёт дат. гос-ва ещё более возрос. Торг, монополия датчан (установлена в 1602) была ограничена лишь в кон. 18 в., но в И. почти совершенно отсутствовало собств. купечество. Рейкьявик, получивший в 1786 права города, насчитывал всего 300 жит. Слачала 19 в. И. окончательно потеряла формальные признаки автономии: в 1800 указом датского короля был упразднён альтинг, в 1808 ликвидировано самоуправление в хреппах (низших адм. единицах).

Зарождение и развитие капитализма в И., находившейся под датским колониальным господством (до 1918). Решением одного из Килъских мирных договоров 1814 И. осталась в составе владений дат. монархии. Пром. подъём, начавшийся в большинстве зап.-европ. гос-в в 1-й четв. 19 в., способствовал оживлению экономич. и политич. жизни в И. В кон. 20 - нач. 30-х гг. в И. возникают первые мелкие пром. предприятия по обработке шерсти, рыбы, пера и т. п. Исл. буржуазия возглавила (руководитель И. Сигурдссон) нац.-освободит, движение. Указом Кристиана VIII от 8 марта 1843 был восстановлен альтинг, к-рому, однако, предоставлялись лишь совещат. функции. Под влиянием бурж. революций 1848-49 в европ. странах и усилившегося нац.-освободит, движения в самой И. дат. король в 1849 вынужден был обещать И. не вводить новых законов без её согласия. Созванное в 1851 Национальное учредительное собрание И. (тьодфундур) потребовало признания автономии И. Дания пошла на ряд уступок: в 1854 отменена датская торг, монополия в И. (существовала св. 250 лет), в 1855 введён закон о свободе печати, в 1859 установлено равенство исл. и дат. языков в гос. делопроизводстве. Под влиянием роста движения за самостоятельность страны среди единственно массового класса И.- крестьянства - дат. монархия в 1871 предоставила И. автономию во внутренних делах (по закону, принятому дат. риксдагом). В 1874 дат. король без консультаций с альтингом издал конституцию И., по к-рой наместник короля являлся высшей адм. инстанцией в И., за дат. королём оставалось право абсолютного вето. В нач. 20 в. автономия И. значительно укрепилась: с 1904 местное управление сосредоточилось з руках исл. гос. министра (ответственного перед альтингом) в Рейкьявике, должность наместника короля упразднялась.

К кон. 19 - нач. 20 вв. относится утверждение в И. капиталистич. отношений. Началась резкая дифференциация в с. х-ве, появились крупные овцеводческие фермы, стало развиваться экспортное рыболовство, промысловая и сбытовая кооперация (первый кооператив осп. в 1882). В 1885 учреждён Нац. банк И. В кон. 19 в. стала складываться Партия независимости (консервативная), объединявшая гл. обр. рыбопромышленников и торг, буржуазию (окончательно оформилась в 1929). В 1907 под влиянием состоявшегося отделения Норвегии от Швеции исл. буржуазия выдвинула требование предоставления Данией полной независимости И. Во время 1-й мировой войны 1914-18