загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

е), усиливаются, но процесс идёт гораздо быстрее. Так, В. С. Пустовойт с 1940 по 1963 за 23 поколения повысил маслич-ность семян подсолнечника почти на 20% . Идущее на основе отбора преимуществ, развитие того или иного признака через коррелятивную изменчивость связано с др. признаками организма. Как правило, чем сильнее порода (сорт) преобразуется и лучше приспосабливается к потребностям человека, тем хуже оказывается её приспособленность к окружающей среде. Поэтому необходимо при помощи био-технич. мероприятий создавать для домашних животных и культурных растений искусств, среду обитания, обеспечивая оптимальное развитие организмов, что способствует наиболее полному выражению генетически обусловленных свойств породы (сорта) в фенотипе и повышает эффективность И. о. См. также Селекция, Отбор в растениеводстве, Отбор в животноводстве.

Лит.: Дарвин Ч., Соч., т. 3-4. М.- Л., 1939-51; Лобашев М. Е., Ватти К. В., Тихомирова М. М., Генетика с основами селекции, Л., 1970: Уильяме У., Генетические основы и селекция растений, пер. с англ., М., 1968.

А. С. Северцов.

ИСКУССТВО, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художеств, литературу (к-рую иногда выделяют особо - ср. выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "И." относят к любой форме практич. деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Определение отличит, признаков И. и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. И. объявлялось "подражанием природе"- и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности"- и "самопознанием Абсолюта"; "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологич. установок, опорой на различные виды И. и творческие методы (напр., на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого И. Эта сложность, многогранность структуры И. не осознаётся и нек-рыми теоретиками, к-рые определяют сущность И. то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила нек-рых искусствоведов к утверждению, что в И. органически взаимосвязаны разные моменты - познание и оценка реальности, или отражение и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования сущности И. не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру. В изучении природы И. наука стала обращаться к методам системного анализа, позволяющим подойти с нек-рых др. сторон к раскрытию сущности И., в частности: а) выявить те качества и функции И., к-рые необходимы и достаточны для описания его внутр. структуры; б) показать, что соединение этих качеств и функций - не простая их "сумма", не механич. конгломерат, а органически-целостное единство, к-рое и порождает специфич. для И. эффект художественности; в) раскрыть способность структуры И. модифицироваться, образуя, с одной стороны, виды, разновидности, роды и жанры И., а с другой - различные исторические типы И. (творческие методы, стили, течения, школы). Хотя марксистская эстетика далека ещё от окончат, решения этой задачи, нек-рые её аспекты могут быть освещены с достаточной определённостью.

Процесс историч. развития обществ, разделения труда привёл к тому, что из первоначальной слитной, синкретич. человеческой жизнедеятельности выделились и получили самостоят, существование многообразные отрасли материального и духовного произ-ва, а также различные формы общения людей. В отличие от науки, языка и др. форм специализированной обществ, деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, И. оказалось нужным человечеству как способ целостного обществ, воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным обществ.-историч. интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могушественного инструмента социализации индивидуума, И. должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. И. должно "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. д.

Вместе с тем (таков важнейший аспект диалектики И.) оно выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук (этим сознанием "рукотворности" отношение человека к И., по замечанию Л. Фейербаха, принципиально отличается от его отношения к религии. В. И. Ленин полностью солидаризировался с этой мыслью Фейербаха - см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 53-54). Художеств, произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эсте-тич. наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения И., как созданной человеком модели жизни. Для того чтобы это противоречивое воздействие имело место, И. должно быть изоморфно реальной жизнедеятельности человека, т. е. должно не копировать её, а воспроизводить её структуру.

Реальная человеч. жизнедеятельность, будучи органически целостной, складывается из взаимодействия четырёх осн. компонентов - труда, познания, ценностной ориентации и общения. Соответственно и И., произведения к-рого по-своему столь же органически целостны, перенимает эту структуру человеч. жизнедеятельности. Оно выступает прежде всего как специфич. (образный) способ познания действительности, но одновременно является и специфическим, образным способом её оценки, утверждением опре-дел. системы ценностей; произведения И. создаются на основе отражения, осознания реального мира, однако сознание, по словам В. И. Ленина, "...не только отражает объективный мир, но и творит его" (там же, с. 194), созидая то, чего в действительности не было, нет, а подчас и не может быть (фантастич. образы, гротеск и т. д.); т. о., И. творит воображаемые "миры", более или менее близкие к миру реальному и более или менее от него отличные, т. е. представляет собой, по словам К. Маркса, способ "практически-духовного освоения" действительности, отличающийся и от её чисто духовного освоения, характерного для теоре-тич. знания, и от чисто материальной практики (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 728). Произведение И. представляет собой всегда и духовный образ - модель жизни, и материальную конструкцию - звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д., созданную художником по законам техники и технологии обработки данного материала. Но эта конструкция сама играет двоякую роль: с одной стороны, она даёт художеств, образу материальное воплощение, вне к-рого он - как и любая другая модель - не может существовать; с др. стороны, она выступает как особая, художественно-образная система знаков, как специфич. художеств, "язык" (музыкальный, хореографический, живописный, архитектурный, кинематографический и т. д.), призванный донести до сознания людей заключённую в нём художеств, информацию.

Т. о., И. как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура к-рой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому И. выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетич. радостей. Хотя все эти функции И., слитые воедино, являются лишь разными сторонами одного целого - художеств, воздействия И. на человека, их соотношение бывает весьма различным и иногда одна из функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение.

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, к-рые называют видами И., родами И., жанрами И. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотич. нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной (вернее - закономерно исторически самоорганизовавшейся) системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, эстетич. теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью к-рых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов И.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное И. и дизайн), т. е. такие, к-рые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское И. и все базирующиеся на нём синтетич. И.- театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое И. и т. д.), т. е. такие, образы к-рых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С др. стороны, в каждой из этих трёх групп И. художественно-творческая деятельность может пользоваться:

1) знаками изобразит, типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - т. н. изобразительные И.; лит-pa, актёрское И.);

2) знаками неизобразит. типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные И., музыка и танец); 3) знаками смешанного, изобразительно-неизобра-зит. характера, свойственными синтетич. формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного И. с И. изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танце-вальному - пантомимическому синтезу). Каждый вид И. непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все виды И. имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художеств, языка. Так, разновидностями словесного И. являются устное творчество и письменная лит-ра; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценич. И.- драматич., музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С др. стороны, каждый вид И. имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются в науке об И. по-разному, но очевидно само наличие таких родов лит-ры, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразит. И., как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д., или же таких жанров сценич. И., как трагедия, драма, комедия, водевиль и др. Т. о., И., взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художеств, освоения мира, каждый из к-рых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

И. зародилось в глубокой древности, в каменном веке. Для первобытного человека первоначальные формы художеств, деятельности - создание мифов, песен, танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого человеческого тела - имели огромное значение, т. к. способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, их отличие от животных, т. е. служили великому историч. делу очеловечения человека. На этой исходной фазе развития И. не было ещё самостоятельной формой деятельности, т. к. всё духовное производство было здесь "непосредственно вплетено" в производство материальное (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 3,с. 24), а различные сферы духовной культуры ещё не отделились друг от друга. Соответственно в эту эпоху И. неотделимо от практич. деятельности, от религии, от игры н др. форм общения людей, оно всё имеет "прикладной" характер. С дальнейшим развитием культуры И. постепенно обособлялось в специфич. область деятельности - в "...художественное производство как таковое" (Маркс К., там же, т. 12, с. 736), однако целый ряд отраслей художеств, деятельности долгое время оставался в подчинении у религии, а нек-рые сохраняют и поныне свою неразрывную связь с различными видами утилитарной деятельности - технической (архитектура, декоративно-прикладное И., дизайн), журналистско-коммуникативной (художеств. очерк, публицистика), агитационно-пропагандистской (ораторское И., плакат, И. рекламы, оформительское И.), спортивной (художеств, гимнастика, фигурное катание на коньках) и т. д.

Во всех этих случаях И. придаёт практич. деятельности, с к-рой оно слито воедино, способность оказывать на человека эмоционально-психологич. воздействие. Однако и в тех своих формах, к-рые возникли при обособлении И. в самостоят. сферу деятельности, оно оста- валось обществ, явлением по содержанию, по функционированию, по законам своего развития.

Реальная жизнь И. протекает всегда в той или иной системе художеств, культуры. Историч. развитие И. отражает воздействие сложного сочетания внеш. импульсов - от эволюции материального произ-ва, экономич. строя общества и техники до эволюции обществ, сознания - в его идеологических и самых тонких со-циально-психологич. проявлениях. Вместе с тем художеств, развитие человечества обладает и относит, самостоятельностью, противоречиво взаимодействующей с его социальной детерминированностью. Результатом этого взаимодействия является подчинение историко-художеств. процесса смене и борьбе различных творч. методов, каждый из к-рых выражает особый поворот многогранной структуры И., выдвигающей на первый план то одну, то др. грань. Так, все реалистич. методы стремились прежде всего к постижению реальности, тогда как классицизм, напр., гл. роль И. видел в изображении идеального мира, к-рый непосредственно представлял бы утверждаемую систему ценностей. Как бы, однако, ни сопрягались в творческом методе осн. грани художеств, структуры, он всегда характеризует прежде всего содержат, сторону творчества, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания художника, а затем способ воплощения этого содержания в форме, т. е. особенности стиля. Процесс художеств, развития человечества развёртывается, т. о., в "двухмерном пространстве", одна из координат к-рого обозначается понятием метода, а другая - понятием стиля.

Выражая своими средствами потребности обществ, жизни и обществ, развития, И. постоянно привлекает внимание всех социальных сил - государства, классов, партий, религ. организаций и др., к-рые заинтересованы в распространении своего влияния на людей. В результате И. втягивается в орбиту классовой борьбы, выражая устремления нар. масс или эксплуататорских классов, социального прогресса или реакции, а нередко запечатлевает глубочайшие противоречия и конфликты обществ, развития (Ф. Энгельс показал это на примерах творчества И. В. Гёте и О. Бальзака, В. И. Ленин - на примере творчества Л. Н. Толстого). И. отражает процесс историч. развития человечества и помогает обществу находить пути и перспективы его движения к свободе, к достойным человека формам социальной жизни. При этом разные обществ.-экономич. формации в разной степени благоприятствуют развитию И. Так, по характеристике К. Маркса, "... капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии" (там же, т. 26, ч. 1, с. 280). И. в условиях развитого бурж. общества низводится до уровня товара, и творчество подчиняется законам рыночных отношений; художеств, культура разделяется на т. н. элитарное и массовое И., что губительно сказывается на обеих её частях; идеология империализма и психология индивидуализма извращают природу И.- ив его содержании, и в его форме. Только борьба против уродливых социальных отношений бурж. мира может в этих условиях помочь И. преодолевать тлетворное влияние капитализма. Поэтому магистральным путём развития И. в 19-20 вв. стал критический реализм; поэтому В. И. Ленин, размышляя над путями развития пролет. И. в бурж. обществе, сформулировал в 1905 принцип коммунистич. партийности, определяющий свободную духовную связь художника с революц. борьбой рабочего класса и, следовательно, освобождение художника от экономич., идеологич. и психо-логич. давления бурж. общества.

В социалистич. обществе место, характер и судьбы И. определяются новыми социальными условиями художеств, развития и духовными потребностями народа, вставшего на путь коммунистич. строительства. Окт. революция 1917 освободила художника от власти товарно-денежных отношений, обеспечив возможность истинно свободного творчества, обращённого ко всему народу, имеющего своей целью объединение чувств, мыслей и воли масс, их духовное и эстетич. воспитание. В. И. Ленин предвидел, что на этом пути будет создано "великое коммунистическое искусство", которое найдёт для себя новую форму, соответствующую его новому содержанию (см. В. И. Ленин, О литературе и искусстве, 1969, с. 666). Метод социалистического реализма, выработанный в ходе развития пролетарского, а затем и социалистич. И. в СССР и во многих др. странах мира, является конкретной основой реализации ленинской программы построения художеств, культуры коммунистич. общества. См. также статьи Искусства пластические, Литература, Музыка, Театр.

Лит.: Маркс К. ц Энгельс Ф., Об искусстве. [Сборник], т. 1 - 2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сборник], 4 изд., М., 1969; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1 - 2, М., 1958; Луначарский А. В., Статьи об искусстве, М.-Л., 1941; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1 - 5, М., 1962-70; Античные мыслители об искусстве. [Сб. ст.], 2 изд., М., 1938; Дидро Д., Собр. соч., т. 5-6, М., 1936-46; Лессинг Г. Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957; Шиллер Ф., Статьи по эстетике, М.-Л., 1935; Г ёте И. В., Статьи и мысли об искусстве, Сб. ст., Л. -М., 1936; Шеллинг Ф., Философия искусства, М., 1966; Г е-гель Г., Эстетика, т. 1-3, М., 1968-71; Бальзак О., Об искусстве, М.-Л., 1941; Белинский В. Г., Эстетика и литературная критика, т. 1 - 2, М., 1959; Чернышевский Н. Г., Эстетика, М., 1958; Толстой Л. Н., Об искусстве и литературе, т. 1 - 2, М., 1958; Соловьев В. С., Общий смысл искусства, Собр. соч., т. 6, СПБ, [1900]; Овсяник о-Куликовский Д., Язык и искусство, СПБ, 1895; Прудон П. Ж., Искусство. Его основание и общественное назначение, пер. с франц., СПБ, 1865; Гюио М., Искусство с точки зрения социологии, [пер. с франц.], СПБ, 1891; Тэн И., Философия искусства, [пер1. с франц.], М., 1933; Христиансен Б., Философия искусства, СПБ, 1911; Горнфельд А. Г., Пути творчества, П., 1922; Гаузенштенн В., Искусство и общество, пер. с нем., М., 1923; Фриче В., Социология искусства, 3 изд., М.-Л., 1930; Лифшиц М. А., Вопросы искусства и философии, М., 1935; Буров А. И., Эстетическая сущность искусства, М., 1956; Днепров В. Д., Проблемы реализма, Л., 1960; Поспелов Г. Н., О природе искусства, М., 1960; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, [М., 1962]; Ингарден Р., Исследования по эстетике, пер. с польск., М., 1962; Л о т-ман Ю. М., Лекции по структуральной поэтике, Тарту, 1964; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1965; НатевА., Искусствен общество, пер. с болг., М., 1966; Зись А. Я., Искусство и эстетика, М., 1967; Новожилова Л. И., Социология искусства. Л., 1968; Раппопорт С. X., Искусство и эмоции, М., 1968; Кодуэлл К р.. Иллюзия и действительность, пер. с англ., М., 1969; L а пge К., Das Wesen der Kunst, Bd 1 - 2, В., 1901; Dessoir M., Aesthetik und allge-meine Kunstwissenschaft, Stuttg., 1906; Langer S., Problems of art, N. Y., 1957; Соllingwood R., The principles of art, N. Y., 1958; Dewеу J., Art as experience, N. Y., 1959; Hauser A., The philosophy of art history, N. Y., 1959; Art and psychoanalysis, N. Y., 1963; Heidegger M., Der Ursprung des Kunstwerkes, Stuttg., 1965; Art and philosophy, N. Y., 1966. См. также лит. при статьях Прекрасное, Реализм, Эстетика. М. С. Каган.

"ИСКУССТВО", издательство Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии н книжной торговли, выпускающее лит-ру по эстетике, истории и теории изобразительного иск-ва и архитектуры, театра и драматургии, кино и фотографии, радио и телевидению, лит-ру для художеств, самодеятельности и альбомы. Находится в Москве. Создано в 1938 на базе издательств "Изогиз" (осн. в 1930) и "Искусство" (осн. в 1935). В 1971 изд-вом выпущено 282 книги и брошюры (113 615 тыс. печатных листов-оттисков) общим тиражом 9160 тыс. экз.

"ИСКУССТВО", ежемесячный иллюстрированный журнал по вопросам изобразит, искусства, орган Мин-ва культуры СССР, Союза художников СССР и Академии художеств СССР. Издаётся в Москве с 1933 (с перерывом с июля 1941 по 1946); до 1956 выходил 6 раз в год, в 1957-8 раз, с 1958 - ежемесячно. "И." освещает вопросы марксистско-ленинской эстетики и теории изобразит, иск-ва, художеств, наследия, совр. сов. и зарубежного иск-ва. В "И." ведётся хроника совр. художеств, жизни (выставки, вопросы художеств, образования и др.), публикуются рецензии на новые книги об изобразит. искусстве. Тираж (1972) 16 тыс. экз.

"ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА", "чистое искусств о", название ряда эстетич. концепций, утверждающих самоцельность художеств, творчества, независимость иск-ва от политики и обществ, требований. Как показал Г. В. Плеханов, "склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей общественной средой" (Избр. философские произведения, т. 5, 1958, с. 698). В разных условиях концепции "И. д. и." различны как по своим социальным и идеологич. истокам, так и по своему объективному смыслу. Н. Г. Чернышевский писал, что "устарелая" в его время мысль об "И. д. и.", однако, "...имела смысл тогда, когда надобно было доказывать, что поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произвольным и притворным сентенциям" (Поли. собр. соч., т. 2, 1949, с. 271).

Идеи "И. д. и." оформляются в теорию к сер. 19 в. во многом как реакция на утилитаризм философии Просвещения и меркантилизм бурж. обществ, отношений. Воспринимая'весь строй бурж. жизни как последоват. отрицание эстетич. идеала, художники и поддерживающие их теоретики иск-ва стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности, что и приводит их подчас к взгляду на иск-во как на некую сферу самодовлеющего эстетизма. Во Франции доктрина "И. д. и." получает распространение ещё в 30-е гг. 19 в. и наиболее отчётливо выявляется в 50-е гг. у представителей школы "парнасцев" во главе с Т. Готье; в Великобритании - в 60-е гг. 19 в. (А. Суинберн; в 70-с гг.- У. Патер, в 80-е гг.- О. Уайльд). С кон. 19 в. концепции "И. д. и." резче обнаруживают склонность к эстетству и подчёркнутое пренебрежение к нравственным вопросам. Идеи "И. д. и." в совр. эпоху чаще всего входят составной частью в иные, подчас эклектичные эстетич. теории.

В России лозунг "И. д. и." в сер. 19 в. был полемически противопоставлен натуральной школе, или "гоголевскому направлению", т. е. реализму в искусстве (А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин, П. В. Анненков, отчасти "молодые" славянофилы). Идеи "И. д. и." были подвергнуты критике рус. революц. демократами, выдвинувшими принцип гражданского служения иск-ва, в дальнейшем - Г. В. Плехановым и марксистской лит.-художеств, критикой. Указывая на социальные истоки различных вариантов "И. д. и.", марксизм каждый раз раскрывает конкретно-историч. смысл их противостояния обществ, активности и классовой борьбе.

Искусство социалистического реализма и близких ему направлений в зарубежном иск-ве органически, в силу своей природы несовместимо с к.-л. проявлениями "чистого искусства", безразличного к борьбе за социальный прогресс, за коммунизм. Марксистско-ленинская эстетика с категорпч. непримиримостью относится к антиобществ, тенденциям в искусстве, будь то продукция т. н. массового иск-ва или же формализма и "И. д. и.". В. Д. Сквозников.

"ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ", ежемесячный иллюстрированный журнал. Издавался с окт. 1898 по май 1902 в Петербурге Обществом поощрения художеств, под ред. Н. П. Собко. Отстаивал традиции передвижников и противостоял журн. "Мир искусства". Ставил своей задачей распространение в народных массах знаний об изобразительном искусстве и художественной пром-сти. В журнале сотрудничали В. В. Стасов, М. М. Антокольский, В. В. Верещагин. Имел приложение "Хроника журнала „Искусство и художественная промышленность"" (1899/1900-1900/1901-1902).

"ИСКУССТВО КИНО", иллюстрированный журнал, освещающий вопросы теории и критики киноискусства, с 1966- орган Гос. комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Союза кинематографистов СССР. Издаётся в Москве с янв. 1931 (перерыв - с июля 1941 по сент. 1945); в 1Э36-41 выходил ежемесячно, в 1945-47- нерегулярно, в 1948- 1951-1 раз в 2 месяца, с 1952-ежемесячно. В журнале печатаются статьи по истории и теории кино, рецензии на фильмы, сценарии, освещается творчество отд. мастеров кино. Тираж (1972) ок. 40 тыс. экз.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ,то же, что искусствознание.

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ. В России первым журналом по изобразит, иск-ву, ставившим целью "распространять художественные знания" и "содействовать возвышению вкуса", был "Журнал изящных искусств" (изд. в Москве в 1807 И. Ф. Буле). Под тем же назв. в 1"823 и 1825 выходил журнал в Петербурге (издатель В. И. Григорович).

"Художественная газета" (изд. в Петербурге в 1836-41 под ред. Н. В. Кукольника и А. Н. Струговщикова) освещала гл. события художеств, жизни, "Вестник общества древнерусского искусства" (изд. в Москве в 1874-76) - проблемы изучения др.-рус. иск-ва. Преимуществ, внимание вопросам техники пластич. иск-в уделял журнал "Вестник изящных искусств". На рубеже 19-20 вв. с де-мократич. движением был связан журнал "Искусство и художественная промышленность", ставивший целью распространение художеств, знаний в народе. Журнал "Мир искусства", пропагандировавший новейшие достижения европ. иск-ва, памятники рус. иск-ва 18- нач. 19 вв., отличался высоким уровнем художеств.-полиграфич. оформления. Аналогичные по профилю ежемесячные журналы - "Весы" (выходил в Москве в 1904-09), "Искусство" (выходил в Москве в 1905), "Золотое руно", "Искусство и печатное дело" (с 1914 наз. "Искусство в Южной России"; выходил в Киеве в 1909-14) и др. Для узкого круга знатоков и любителей иск-в предназначались журналы "Художественные сокровища России" (издавался в Петербурге в 1901-07 Об-вом поощрения художеств) и "Старые годы". Вопросы театрального и изобразит, иск-ва, музыки, лит-ры в предреволюц. период освещал журнал "Аполлон".

В СССР после Окт. революции 1917 возникло большое число спец. и общих И. ж., на страницах которых освещались события текущей художеств, жизни, велась полемика о путях развития сов. иск-ва: "Русское искусство" (журнал по вопросам пластич. иск-в, театра, лит-ры, музыки, нар. творчества; изд. в Москве в 1923), "Среди коллекционеров" (изд. в Москве в 1921-24), "Гравюра и книга" (изд. в Москве в 1924-25 Российской академией художеств, наук), "Искусство в массы" (с 1931 наз. "За пролетарское искусство"; изд. в Москве в 1929-32 АХРР и РАПХ) и др. В 1930-70-е гг. в Москве изд. ряд ежемесячных общесоюзных журналов: "Искусство", "Творчество", "Декоративное искусство СССР". Среди крупнейших респ. искусствоведч. журналов: "Художник" (выходит в Москве с 1958 ежемесячно), "Образотворче мистерство" ("Изобразительное искусство"; выходит в Киеве с 1935; с 1941 по 1969 не выходил; в 1954-69 проблемы изобразит, иск-ва освещались в журнале "Мистецтво"), "Maksla" ("Искусство"; выходит в Риге с 1959 4 раза в год), "Сабчота хе-ловнеба" ("Советское искусство"; изд. в Тбилиси в 1927 и с 1935 с перерывами), "Советакан арвест" ("Советское искусство"; до 1955 наз. "Хорурдаин арвест"; выходит в Ереване с 1932 с перерывами).

За рубежом к числу первых И. ж. относятся: "Die Diskurse der Maler" (Германия, 1721), "Museum" (Великобритания, 1749), "Bibliotheque des sciences et des beauxarts" (Франция, 1754). В нач. 70-х гг. 20 в. за рубежом выпускается св. 500 И. ж. Проблемам изучения европ. и вост. художеств, наследия посвящают статьи: во Франции -"Gazette des beaux-arts" (ежемесячный журнал, выходит в Париже с 1859), в Италии-"L'Arte" (ежеквартальный журнал, выходит в Милане с 1898), "Bolletino d'arte" (ежеквартальный журнал, выходит в Риме с 1907), "Commentari" (ежеквартальный журнал, выходит в Риме с 1950), "Emporium" (ежемесячный журнал, выходит в Бергамо с1895), в Великобритании - "Burlington Magazine" (ежемесячный журнал, выходит в Лондоне с 1903), "Oriental Art" (выходит в Лондоне с 1955), в США - "Art Bulletin" (ежеквартальный журнал, выходит в Нью-Йорке с 1917), в Испании-"Goya" (выходит 6 раз в год в Мадриде с 1954), в ФРГ - "Pantheon" (выходит 6 раз в год в Мюнхене с 1960), в Индии - "Marg" (выходит 4 раза в год в Бомбее с 1943) и "Roopa-Lekha" (выходит 4 раза в год в Дели с 1929), в Японии - "Mizue" (ежемесячный журнал, выходит в Токио с 1905) и "Sansai" (ежемесячный журнал, выходит в Токио с 1946).

Наряду с общими историко-художеств, вопросами большое внимание истории развития нац. иск-ва уделяют: в ПНР - "Biuletyn historii sztuki" (ежеквартальный журнал, выходит в Варшаве с 1949), в ЧССР -"Umeni" (выходит 6 раз в год в Праге с 1953), в ВНР -"Muveszettor-teneti ertesito" (выходит 4 раза в год в Будапеште с 1952). Развитие совр. изобразит, иск-ва освещают: в Великобритании -"Studio" (ежемесячный журнал, выходит в Лондоне с 1893, с 1965- под назв. "Studio International"), в США -"Art News" (ежемесячный журнал, выходит в Нью-Йорке с 1902) и "Art in America" (выходит 6 раз в год в Нью-Йорке с 1913), в ФРГ -"Kunst-werk" (ежемесячный журнал, выходит в Штутгарте с 1946), в ГДР -"Bildende Kunst" (выходит ежемесячно в Дрездене с 1953), в НРБ -"Изкуство" (выходит ежемесячно в Софии с 1951), в ПНР - "Przegl^d artystyczny" (выходит 6 раз в год в Варшаве с 1950, в 1946-50 выходил в Кракове), в ВНР - "Muveszet" (выходит ежемесячно в Будапеште с 1960), в ЧССР -"Vytvarne umeni" (выходит ежемесячно в Праге с 1951), в СРР - "Arta" (выходит ежемесячно в Бухаресте с 1954; до 1968 наз "Arta pla-stica"). См. также Архитектурные журналы, Музыкальные журналы, Театральные журналы. Е. Н. Берковская.

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ. Возникновение первых И. н. и. и обществ в сер. и 2-й пол. 19 в. (Об-во истории франц. иск-ва в Париже, осн. в 1870; Об-во швейц. истории иск-ва в Базеле, осн. в 1880; Ин-т истории иск-ва во Флоренции, осн. BJ.888; Нац. ин-т иск-в и лит-ры в Нью-Йорке, осн. в 1898), как и первого рус. И. н. и. (Ин-т истории иск-в, основан В. П. Зубовым в Петербурге в 1912), было связано с началом систематических комплексных исследований в области научного искусствознания. Им предшествовали ин-ты, учёные об-ва, архивы, комиссии ист., археол., этногр. и др. профилей. Большинство важнейших И. н. и. возникло в 20 в.; изучением истории и теории иск-ва занимаются также учебные заведения (ун-ты, консерватории), музеи, б-ки, фильмотеки, учёные об-ва; науч. силы группируются также вокруг перио-дич. изданий. В капиталистич. странах среди И. н. и. и сходных по задачам учреждений важнейшие: в Великобритании - Ин-т иск-ва Кортолда (Курто) и Ин-т Варбурга (оси. в 1905 и находился до 1933 в Германии) при Лондонском ун-те, Брит, киноин-т (осн. в 1933), Об-во изучения театра (осн. в 1948) в Лондоне; во Франции - Междунар. театральный ин-т (осн. в 1948), Ин-т иск-ва и археологии, Об-во истории театра (осн. в 1948), Ин-т музыковедения (осн. в 1951), Выеший н.-и. киноинститут (осн. в 1944) в Париже; в ФРГ - Центр, ин-т истории иск-ва (осн. в 1946) в Мюнхене; в Зап. Берлине - Нем. об-во искусствознания (осн. в 1908), Гос. ин-т музыковедения (осн. в 1935); в Австрии - Ин-т изучения австр. иск-ва (осн. в 1911), Об-во сравнит, искусствознания (осн. в 1932), Об-во истории иск-ва (осн. в 1958), Об-во венского театроведения (осн. в 1944), Австр. об-во киноведения (осн. в 1952) в Вене; в Италии - Нац. ин-т археологии и истории иск-ва (осн. в 1922), Итал. ин-т истории музыки, Итал. центр театральных исследований, Экспериментальный центр кинематографии (осн. в 1935) в Риме, Междунар. центр иск-в и костюма (осн. в 1951) в Венеции и Милане; в Испании - Ин-т иск-ва "Диего Веласкес" в Мадриде, Ин-т иск-ва при ун-те в Сарагосе (осн. в 1953), Ин-т исп. иск-ва (осн. в 1941) и Ин-т театра (осн. в 1913) в Барселоне; Швейц. ин-т искусствознания (осн. в 1951) в Цюрихе; в Бельгии - Высшие ин-ты истории иск-ва и археологии в Генте (осн. в 1920) и Лёвене (осн. в 1942); в Нидерландах - Гос. бюро документации истории иск-ва (осн. в 1930) в Гааге, Нидерл. киноинститут (осн. в 1948) в Амстердаме; Швед, об-во музыковедения (осн. в 1919) в Стокгольме; в США - Амер. музыковедческое об-во (осн. в 1934) в Филадельфии, Амер. об-во эстетики (осн. в 1942) в Кливленде; Канад. киноинститут (осн. в 1935) в Оттаве; в Аргентине - Нац. ин-т исследований театра в Кордове; в Перу - Ин-т исследований перуан. и амер. иск-ва (осн. в 1943) в Лиме; в Японии - Ин-т исследования иск-ва (осн. в 1930), Об-во изучения азиат, музыки (осн. в 1936), Япон. об-ва истории иск-ва (осн. в 1949), изучения театра (осн. в 1949) и изучения музыки (осн. в 1952) в Токио. Ин-ты араб, музыки существуют в Александрии и Каире (АРЕ).

В России до 1917 науч. центрами искусствознания являлись ун-ты, музеи, ист. и археол. об-ва и ин-ты, а после революции также комитеты по охране памятников старины и иск-ва, краеведч. орг-ции, комиссии и секции при АН и их филиалах. В СССР создана широкая сеть н.-и. учреждений, разрабатывающих вопросы истории и теории сов., рус. и зарубежного иск-ва. В 1920-х гг. Ин-т художеств, культуры (Инхук; 1920-24) в Москве и Гос. ин-т художеств, культуры (Гинхук; 1923-27) в Ленинграде в основном занимались вопросами изобразит, и декоративного иск-ва. В Москве центром музыковедения был Гос. ин-т муз. науки (ГИМН; 1921-31); широкий круг искусствоведч. проблем разрабатывали Гос. академия художеств, наук [ГАХН (см. Художественных наук академия); 1921-31] и созданная на её основе Гос. академия искусствознания (ГАНС; 1931-36, с 1933 в Ленинграде); Ин-т лит-ры, иск-ва и языка входил в состав Коммунистич. академии (1918-36), Ин-т археологии и искусствоведения - в состав Российской ассоциации НИИ общественных наук (РАНИОН; 1924-30). Гос. ин-т истории иск-в (1921-31) в Ленинграде сложился на базе первого рус. И. н. и. Мн. искусствоведч. исследования связаны с Академией истории материальной культуры (АИМК; 1919-37) и возникшим на её базе Ин-том археологии АН СССР (см. Археологии институт), с сов. академиями архитектурными. Комплексному изучению видов иск-ва и их истории посвящена работа Ин-та истории искусств Мин-ва культуры СССР (осн. под рук. И. Э. Грабаря в 1944, до 1961 - в системе АН СССР) в Москве и Ин-та театра, музыки и кинематографии (осн. в 1936 на базе ГАИС как НИИ искусствознания, с 1939 НИИ театра и музыки, совр. назв. с 1961) в Ленинграде. Проблемы изобразительных и декоративных иск-в разрабатывает НИИ теории и истории изобразит, иск-в АХ СССР (осн. в 1948), проблемы архитектуры - НИИ теории, истории и перспективных проблем сов. архитектуры (осн. в 1946), проблемы нар. декоративного иск-ва - НИИ художеств, пром-сти (осн. в 1934), проблемы художеств, конструирования - Всесоюзный НИИ технич. эстетики (осн. в 1962) Гос. к-та Сов. Мин. СССР по науке и технике в Москве.

Преим. изучению художеств, культуры народов СССР посвящена деятельность респ. искусствоведч. НИИ (гл. обр. при АН союзных республик): Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского в Киеве, Ин-та искусствоведения, этнографии и фольклора в Минске, Ин-та архитектуры и иск-ва в Баку, Ин-та иск-в в Ереване, Ин-та истории груз, иск-ва в Тбилиси, Ин-та искусствознания им. Хамзы Мин-ва культуры Узб. ССР в Ташкенте, Ин-та лит-ры и иск-ва им. М. О. Ауэзова в Алма-Ате, сектора эстетики и искусствознания в Ин-те философии и права в г. Фрунзе, дектора истории иск-в Ин-та истории им. А. Дониша в Душанбе, сектора искусствоведения Ин-та истории им. Ш. Батырова в Ашхабаде, секторов искусствоведения Ин-тов истории в Вильнюсе и Таллине, отдела этнографии и искусствоведения АН Молд. ССР в Кишинёве, сектора искусствоведения Ин-та языка, лит-ры и истории в Казани. Искусствоведч. центрами являются также соот-ветств. кафедры высших уч. заведений, музеи, науч. о-ки, Госфильмофонд и др.

Ведущие н.-и. центры в социалистич. странах: в НРБ - Ин-т музыки (осн. в 1948) и Ин-т изобразит, иск-в (осн. в 1949) Болг. АН и НИИ кинематографии и радио (осн. в 1954) в Софии; в ВНР - Ин-т истории иск-ва (осн. в 1969) и Ин-т музыковедения (осн. в 1961) Венг. АН, Ин-т театроведения, Киноинститут в Будапеште; в ГДР - Герм, академия иск-в (осн. в 1950) в Берлине; в ПНР - Ин-т иск-ва Польской АН (осн. в 1949) в Варшаве; в СРР - Ин-т истории иск-ва (осн. в 1949), Ин-т этнографии и фольклора (осн. в 1949) в Бухаресте, Центр истории, филологии и истории иск-ва в Тыргу-Муреше - все при Академии социальных и политич. наук; в ЧССР - Ин-т теории и истории иск-в (осн. в 1952) и Ин-т музыковедения при АН ЧССР, Театральный НИИ (осн. в 1956) в Праге, Ин-т теории и истории иск-в (осн. в 1952), Ин-т музыковедения и Ин-т словацкого театра при Словацкой АН в Братиславе; в СФРЮ - Ин-т музыковедения (осн. в 1947) в Белграде, Ин-т лит-ры и театра Югосл. академии наук и иск-в и Ин-т нар. иск-в (осн. в 1948) в Загребе. См. также Археологические институты. Археологические общества. Архитектурные научные институты.

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки специалистов по теории и истории различных видов иск-ва (изобразит, и декоративно-прикладного, архитектуры, музыки, театра, кино), а также в области художеств, критики для работы в н.-и. ин-тах, вузах, творч. союзах, музеях, театрах, в печати, на радио и телевидении и в др. учреждениях и орг-циях культуры и иск-ва.

Истоки И. о. в России относятся к сер. 18- нач. 19 вв. В 1756 в уч. план Московского ун-та были включены нек-рые вспомогательные искусствоведч. дисциплины, с 1804 на отделении словесных наук - курсы теории изящных иск-в, в 1857 в ун-те организована первая в России кафедра истории иск-в, в 1907- первое отделение истории и теории иск-ва. В дореволюц. период уч. курсы истории и теории иск-в включали изучение истории мирового иск-ва и основных специфич. особенностей отд. видов иск-ва; совр. иск-во не изучалось. Специалистов по истории и теории музыки и театрального иск-ва в дореволюц. России не готовили. Историей и теорией музыки занимались, как правило, музыканты, получавшие композиторское образование. В области теории и истории театрального иск-ва и кино (с нач. 20 в.) работали обычно театральные и лит. критики, драматурги и мастера театра.

После Великой Окт. революции 1917 в ряде ун-тов и художеств, вузов страны создаются искусствоведч. отделения (истории и теории изобразит, иск-в); организуется подготовка специалистов по истории и теории музыки, театра, кино. В 1920 в Петроградском ин-те иск-в был образован первый в стране ф-т истории музыки. В 20-х гг. в Московской и Ленинградской консерваториях подготовка музыковедов осуществлялась на научно-композиторских ф-тах (отделениях). В нач. 30-х гг. в консерваториях организуются историко-теоретич. кафедры, самостоят, историко-теоретич. ф-ты, в 40-50-е гг. - музыковедч. ф-ты во всех высших музыкальных учебных заведениях. В 1921-30 при Академии художеств, наук (ныне Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии) работали Высшие курсы театроведения. В 1931 в Гос. ин-те театрального иск-ва (ГИТИС, с 1934 - им. А. В. Луначарского) открылся первый в стране театроведч. ф-т; в 40-50-е гг. театроведч. ф-ты созданы в ряде нац. театральных ин-тов. Подготовка киноведов в системе высшего образования началась в 30-е гг. при Гос. ин-те кинематографии (с 1934- Всесоюзный гос. ин-т кинематографии - ВГИК). В 1945 во ВГИКе открылся спец. киноведч. ф-т, с 1955- сценарно-киноведческий.

В 1972 специалистов с высшим И. о. готовили: в области изобразительных иск-в - Московский, Ленинградский, Тбилисский и Уральский (в Свердловске) ун-ты, Ленинградский нн-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Киевский и Литовской ССР (Вильнюс) художеств, ин-ты, Академия художеств Латвийской ССР (Рига), Тбилисская академия художеств, Ташкентский театрально-художественный ин-т; музыковедов - консерватории, ин-ты иск-в и муз.-пед. ин-ты (в т. ч. Московский им. Гнесиных); театроведов - ГИТИС, Ленинградский ин-т театра, музыки и кинематографии, Киевский ин-т театрального иск-ва, Белорусский (Минск) и Ташкентский теат-рально-художеств. ин-ты и Азерб. ин-т иск-в (Баку); киноведов - ВГИК и Киевский ин-т театрального искусства.

В 1971/72 уч. г. на искусствоведческих ф-тах (отделениях) обучалось св. 6 тыс. студентов, приём составил 1,2 тыс. чел., выпуск - св. 1 тыс. специалистов.

Сов. И. о. имеет целью подготовку широкообразованных искусствоведов-марксистов, специалистов в области классич. и совр. отечественного и зарубежного иск-ва (см. Искусствознание). В уч. планы искусствоведч. ф-тов включены: обще-ственно-политич. и историч. дисциплины, курсы эстетики, теории и истории иск-ва (того, по к-рому специализируется искусствовед, и смежных иск-в), истории иск-в народов СССР и зарубежных стран, рус., сов. и зарубежной лит-ры, иностр. языка и др. Значит, место в уч. планах занимают спец. курсы и семинары по теории и истории иск-ва, осн. проблемам развития совр. сов. и зарубежного иск-ва, по теории и практике художеств, критики, а также производств, практика. На семинарах осуществляются специализация студентов и подготовка их к самостоятельной науч., пед., лит. работе. Уч. планы искусствоведч. специальностей рассчитаны на 5 лет (в вечерней и заочной системах - 6 лет). Обучение завершается сдачей гос. экзаменов и защитой дипломной работы.

Подготовка науч. и пед. кадров в области теории и истории иск-в осуществляется в системе аспирантуры, к-рая организована в ряде ун-тов, в крупнейших вузах иск-в и консерваториях, а также в н.-и. учреждениях Мин-ва культуры СССР, академий наук союзных республик, Академии художеств СССР и др. Право принимать к защите докторские диссертации по искусствоведению предоставлено (1971): Московскому, Ленинградскому, Тбилисскому, Вильнюсскому ун-там, Моск. консерватории, ГИТИСу, ВГИКу, Ленинградскому ин-ту живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Ин-ту истории иск-в Мин-ва культуры СССР, Ин-ту теории и истории изобразит, иск-в Академии художеств СССР, Ин-ту искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, Отделению обществ, наук АН Азерб. ССР и др. В области искусствоведения работают (на конец 1970) 12,2 тыс. науч. сотрудников, в т. ч. 139 докторов и 1262 кандидата наук.

Курсы теории и истории иск-в включены в уч. планы всех художественно-творч. специальностей (см. Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование), а также ряда университетских и пед. специальностей. Нач. сведения по истории и теории иск-в уч-ся получают в средней общеобразовательной школе, профессиональ-но-технич. и ср. спец. уч. заведениях.

В др. социалистич. странах искусствоведы готовятся в ун-тах, художеств, академиях, консерваториях и ин-тах. Подготовка искусствоведов (по истории и теории изобразит, иск-в) осуществляется: в ГДР - на ф-те эстетики и искусствоведения в Берлинском ун-те им. Гумбольдта, в Польше - на кафедрах истории иск-ва филос. ф-тов в Варшавском, Познанском и Краковском ун-тах, в Чехословакии - в Пражском ун-те и др. В театральных ин-тах нек-рых социалистич. стран созданы самостоят, театро-ведч. ф-ты - в Лейпцигском, Варшавском, Бухарестском, Софийском театральных ин-тах. В Варшавском ун-те - отделение теории кино для подготовки киноведов.

В капиталистич. странах И. о. поставлено на службу господствующим классам, подготовка историков и теоретиков в области изобразит, иск-в и музыки сосредоточена в основном в ун-тах; вопросами теории и истории театра и кино занимаются, как правило, литературоведы или деятели театра и кинематографии.

Л. Г. Ильина, Г. А. Пелисов.

ИСКУССТВОЗНАНИЕ, искусствоведение, в широком смысле комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру общества в целом и отдельные виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их возникновение и закономерности развития, роль в истории обществ, сознания, взаимосвязи с социальной жизнью и с др. явлениями культуры, весь комплекс вопросов содержания и формы художеств, произведений. Искусствоведч. науки включают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологич. наук, см. Филология), музыковедение, театроведение, киноведение, а также И. в узком и наиболее употребительном смысле, т. е. науку о пластич., или пространств., иск-вах (см. Искусства пластические), какими являются архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное иск-во. Собственно И. изучает, следовательно, изобразит, иск-ва, мн. аспекты архитектуры, декоративно-прикладного иск-ва и дизайна. Архитекту-роведение и технич. эстетика наряду с искусствоведч. разделами включают также ряд специальных проблем социологич. и технич. характера, выходящих за пределы И.

В пределах пластич. иск-в И. решает в принципе те же общие задачи, что и все искусствоведч. науки, и также складывается из трёх осн. частей: теории иск-в, их истории и художеств, критики, к-рые, тесно взаимодействуя друг с другом, имеют и свои особые задачи. Теория иск-в развивает применительно к пластич. иск-вам и каждому отд. их виду социально-философские взгляды об-ва и общие воззрения на иск-во, формулируемые эстетикощона изучает широкий круг вопросов идейного содержания, художеств, метода, художеств, формы, средств выражения, техники и технологии иск-ва, специфики его видов и жанров и т. д. в их взаимосвязи; она рассматривает общие закономерности, объективную логику развития иск-ва, его взаимоотношения с об-вом, его воздействие на коллектив и на личность. История иск-в изучает и описывает развитие иск-ва в целом ("всеобщая история иск-в"), в к.-л. стране или в отдельную эпоху, анализирует эволюцию к.-л. вида или жанра иск-ва, творчества отд. художника или целого направления. Художеств. критика обсуждает, анализирует и оценивает явления совр. художеств, жизни, направления, виды и жанры совр. иск-ва, творчество его мастеров и отд. художеств, произведения, соотносит явления иск-ва с жизнью и с обществ, идеалами времени и класса. Этими задачами определяются осн. области и лит. жанры И.- теоре-тич. трактат, руководство для художников, теоретич. или ист. исследование, общее или специальное (монография), статья или доклад, посвящ. теоретич. или ист. проблеме, критич. обзор или этюд, освещающий ту или иную проблему текущей художеств, жизни. И. как наука, стремящаяся к объективности и точности своих выводов, пользуется методами обществ, и ряда точных наук; вместе с тем, имея своим предметом художеств, творчество, она базируется и на системе эстетич. оценок и суждений вкуса, отражающих эстетические воззрения и вкусы эпохи, того или иного класса и связанные с ними индивидуальные установки искусствоведа. Теория, история и критика иск-ва опираются друг на друга и на эстетику. При этом теория и история иск-ва основываются на специфически науч. методах, но критич. суждения и эстетич. ценностные ориентации своего времени составляют их неотъемлемую часть. В свою очередь, художеств, критика, целью к-рой является суждение и оценка, часто пользуется науч. методами, приходя к широким теоретич. и ист. выводам, рассматривая совр. художеств, процесс как этап истории иск-ва и как проявление её общих законов.

Во всех разделах И. применяется метод анализа художеств, произведений с целью выделить особенности их содержания и формы, определить характер единства этих последних и выявить объективное основание для той или иной эстетич. оценки. Обширна и разнообразна науч. искусствоведч. деятельность по накоплению, тщательной обработке и обобщению конкретных фактов истории иск-ва. Сюда входят: открытие памятников иск-ва с помощью раскопок и экспедиций (в этом, как и в обработке обнаруж. материалов, И. тесно связано с археологией и этнографией), а также разных видов реставрации; определение (в т. ч. атрибуция) памятников, их регистрация и систематизация; собирание сведений о художниках и произведениях; составление науч. музейных и выставочных каталогов, биографич. и др. справочников; публикация лит. наследия художников - их мемуаров, писем, статей и т. д. Искусствоведч. знания опираются на ряд вспомогат. дисциплин, связанных с музейным делом, охраной и реставрацией памятников, технологией иск-ва, художеств, иконографией, географич. и топографич. распределением памятников иск-ва и т. д., а также на ряд ист. дисциплин (хронология, эпиграфика, палеография, нумизматика, геральдика, сфрагистика и др.).

Обществ, значение И. определяется как науч. ценностью его выводов и результатов, так и деятельностью по пропаганде и популяризации иск-ва (научная и научно-популярная лит-pa, лекции, экскурсии), приобщением широкого круга читателей к произв. иск-ва и к их пониманию. Выбор предмета исследования и изложения, характер анализа, оценок и выводов, отражая к.-л. эстетич. воззрения и вкусы, способствуют и их дальнейшему формированию. Выступая с оценкой, поддержкой или осуждением произведений, художеств, критика обращается не только к публике, но и к художникам, оказывая непосредственное активное влияние на процесс развития совр. иск-ва. Но теория и история иск-ва, устанавливая ту или иную систему оценок в сфере совр. эстетич. принципов и художеств, наследия, также глубоко воздействуют на творческий процесс своего времени.

История И. Выделение И. в особую науку совершилось на протяжении 16-19 вв., тогда как ранее его элементы включались в философские, религиозные и др. системы либо носили характер изложения отдельных сведений, рекомендаций и т. д.

Первые известные нам фрагменты учений об иск-ве записаны в Др. Греции, где были сформулированы мн. важные положения теории и истории иск-в. Как подражание природе рассматривалось иск-во в эстетике 4 в. до н. э.: у Аристотеля - как творческое, обобщающее познание мира, у Платона - как бледное копирование вещей, являющихся копиями вечных идей. Вопросы стилистики, иконографии, техники затрагивались в недошедших трактатах скульптора Поликлета (5 в. до н. э.), живописцев Евфранора, Апеллеса и Памфила (4 в. до н. э.). Антич. учение о числах лежало в основе архит. модулей и масштабов, пропорций человеческого тела в скульптуре. Ряд сведений сообщают историки (Геродот, 5 в. до н. э.). На эстетику Аристотеля опирались первые историки иск-ва - в 4 в. до н. э. Дурис, в 3 в. до н. э. Ксенократ, описавший эволюцию греч. живописи и скульптуры как последоват. развитие техники и стиля, приближение иск-ва к натуре. Позже преобладали риторич. изложение сюжетов художеств, произв. (Лукиан, Филострат, 2 в. н. э.) и систематическое описание греческих святилищ и художественных памятников (путешественники-"периэгеты" - Полемон, рубеж 3-2 вв. до н. э., Павсаний, 2 в. н. э.).

В Др. Риме появились тяга к др.-греч. старине, отрицание прогресса в иск-ве (Цицерон, 1 в. до н. э.; Квинтилиан, 1 в. н. э.), понимание иск-ва как чувственной формы идей, спиритуализм (Дион Хрисостом, 1 в. н. э.). Витрувий (1 в. до н. э.) систематически рассматривал художеств., функциональные и технич. проблемы стр-ва в их единстве. Плиний Старший (1 в. н. э.) составил обширный свод доступных ему ист. сведений по антич. иск-ву.

С начала н. э. наиболее цельный и универсальный характер носили архит. и художеств, трактаты в странах Азии. В них соединялись детальные рекомендации строителям и художникам, религ.-мифологич. легенды, филос., этич. и космогонич. представления, элементы истории иск-в. Многообразный опыт инд. иск-ва древности и ср. веков сконцентрирован в трактатах "Читралакшана" (первые века н.э.), "Шилпашастра"(5-12вв.), "Манасара" (11 в.). Филос.-эстетич. проблемы познания природы, пантеистич. взгляды на красоту мироздания, тончайшие наблюдения и ценные ист. сведения характерны для кит. ср.-век. трактатов (Се Хэ, 5 в.; Ван Вэй, 8 в.; Го Си, 11 в.). Предания, ист. экскурсы и практич. рекомендации миниатюристам и каллиграфам, догмы ислама и просветительские гуманистич. тенденции соединены в многочисл. ср.-век. трактатах Бл. и Ср. Востока (Султан Али Мешхеди и Дуст Мухаммад, 16 в.; Кази-Ахмед, кон.

16 в.; Садиги-бек Афшар, рубеж 16-17 вв.). Трактаты Нисикавы Сукэнобу, Сибы Кокана, Кэйсая Эйсена отражают поворот к реалистич. полноте мироощущения в японском искусстве 18 - нач. 19 вв.

В ср.-век. Европе теория иск-ва являлась неотделимой частью теологич. мировоззрения. Если эстетика раннего средневековья признавала наряду с воплощением божеств, идей "греховную" красоту мира и мастерство художника (Августин, 4-5 вв.), то зрелое феод, об-во стремилось полностью подчинить эстетич. мысль церк. дидактике, догмам о слиянии в боге "добра, истины и красоты" (Фома Аквинский, 13 в.). В Византии гос-во и церковь строжайше регламентировали архит. и художеств, деятельность (имп. законы о стр-ве; постановления 2-го Никей-ского собора 787); в духе этой регламентации Иоанн Дамаскин и Феодор Студит (8-9 вв.) рассматривали иск-во как материальный образ небесного мира. Осн. жанрами лит-ры об иск-ве были описания городов (преим.Константинополя и Рима), монастырей и храмов и технологич.трактаты; с энциклопедич. полнотой составлен трактат Теофила (Германия, 12 в.) об изобразит, и декоративном иск-вах. Среди проявлений пробуждающейся пытливой мысли - полемика аббата Сугерия (Франция, 12 в.) с аскетич. отрицанием иск-ва, а также предвосхищавшие ренес-сансный круг интересов попытки Виллара де Синекура (Франция, 13 в.) найти пропорции и приёмы изображения человеческой фигуры и трактат поляка Витело о перспективе (Италия, 13 в.). На Руси первые сведения и высказывания об иск-ве содержатся в церк. проповедях (митрополит Иларион, 11 в.), летописях, сказаниях, житиях, описаниях путешествий. Особенно важны письмо Епифания (нач. 15 в.) с характеристикой творчества Феофана Грека, полемич. послание Иосифа Волоцкого (15 в.), отстаивающее традиционную иконопись, трактаты Иосифа Владимирова и Симона Ушакова (17 в.) в защиту личности художника и его права на "живоподобную" живопись.

Важнейшим этапом в самоопределении И. как науки стала эпоха Возрождения. В 14-16 вв. вместе с тенденциями гуманизма и реализма складывается стремление к науч. обоснованию иск-ва, к его ист. и критич. истолкованию, возникают критерии оценки художеств. произв. связанные с освобождением науки и иск-ва от церк.-аскетич. норм и утверждением ценности реального мира и личности художника. В Италии в биографиях флорентийских художников Филиппе Вилла-ни, в трактате Ченнино Ченнини (14 в.) были намечены ренессансные концепции возрождения антич. принципов иск-ва, подражания природе и роли фантазии в творч. процессе. В 15 в. сложилось учение об обращённом к человеку реалистич. иск-ве, расцветавшем в антич. эпоху и погибшем в "варварские" ср. века, требующем науч. познания законов природы. Пластич. иск-ва, их теория и история, практич. аспекты естествознания, особенно оптики, учение о пропорциях, правила перспективы рассматриваются в многочисл. трактатах - в "Комментариях" Лоренцо Гиберти (соединяющих ист. и теоретич. разделы), теоретич. сочинениях Л. Б. Альберти о живописи, архитектуре и скульптуре, Филарете о градостроительстве, Франческо ди Джорджо об архит. пропорциях, Пьеро делла Франческа о перспективе. В период Высокого Возрождения Леонардо да Винчи высказывает глубочайшие мысли о живописи, её науч. основах и возможностях, об отражении в ней духовной жизни человека. В Германии в нач. 16 в. А. Дюрер утверждал мысль о многообразии проявлений прекрасного в природе и в живописи, разрабатывал учение о пропорциях, предугадал методы антропометрии. В Венеции П. Аретино выступил как зачинатель художеств, критики, обращённой к художнику и зрителю, и, используя тон непринуждённой беседы, отстаивал полную ощущения жизни, свободную от к.-л. канонов живопись, главенство в ней колоризма. На исходе эпохи Возрождения флорентинец Дж. Ва-зари вплотную подходит к пониманию И. как ист. науки в жизнеописаниях художников 14-16 вв. (время, назв. им Возрождением), выделяя осн. тенденции в иск-ве каждого, объединяя очерки общей концепцией, уподобляющей развитие иск-ва жизни человека. Ощущение кризиса ренессансного иск-ва сказывается в трактатах 2-й пол. 16 в., возрождающих спиритуализм (идеолог маньеризма Дж. П. Ломаццо). Изучение и осмысление антич. ордерной системы на основе соч. Витрувия и обмеров антич. памятников отражены в трактатах С. Сер-лио, Дж. да Виньолы, Д. Барбаро, А. Палладио, ряда франц., нем., исп., нидерл. зодчих. На рубеже 17 в. под влиянием Вазари Карел ван Мандер создал биографии нидерл. живописцев.

Обширная лит-pa по иск-ву в Европе 17 в. (трактаты, руководства, обзоры итал. и европ. иск-ва, путеводители по Италии и её областям, жизнеописания художников, хроника художеств, жизни) при всём её интересе к совр. художеств, культуре в целом ограничивает своё внимание классич. и академич. иск-вом Европы, полемикой вокруг классицизма; истолкователями его рационалистической эстетики были в Италии Дж. П. Беллори, историк-систематизатор школ и стилевых направлений, и автор первого словаря терминов изобразит, иск-ва Ф. Бальдинуччи, во Франции в области живописи А. Фелибьен, в области архитектуры Ф. Блондель. Элементы оппозиции догматике классицизма есть в интересе к богатству и свободе живописи у итальянца М. Боскини и у Р. де Пиля (начавшего во Франции спор "рубен-систов"-сторонников колорита и сближения с натурой - с догматиками-"пуссенистами"), в творч. понимании ордера во франц. архит. трактате К. Пер-ро. Итальянец Дж. Манчини, опережая своё время, ставил проблемы нац. особенностей иск-ва, его связей с ист. обстановкой и идеологией эпохи, творч. специфики школ и мастеров. В компилятивном труде немца И. Зандрарта, кроме ценных сведений о коллекциях и нем. художниках, появилась первая в Европе характеристика дальневосточной живописи.

В 18 в., в эпоху Просвещения, И. постепенно начинает определяться как самостоят, наука во всех трёх своих разделах и получает прочную основу, филос. и ист., с оформлением в науку эстетики и археологии. С развитием обществ.-критич. мысли во франц. лит-ре появляются критерии чувства, вкуса (Ж. Б. Дюбо), печатаются критич. обзоры выставок (Лафон де Сент-Йенн); в беспримерных по силе убеждённости и по яркости восприятия произведений "Салонах" Д. Дидро сформировались и жанр критич. этюда, и программа борьбы за социальную активность, идейность и реализм иск-ва. В Германии теоретиком реализма выступил Г. Э. Лессинг, к-рый ввёл термин "изобразит, иск-ва" и подверг анализу их специфику. Англ, художеств, теория (У. Хогарт, Дж. Рейнолдс) искала компромисса между реализмом и традицией ренессанса и барокко. Идеи ист. развития, представления о ценности самобытных художеств, явлений утверждали в Италии Дж. Вико, в Германии И. Г. Гердер, пропагандист народности и нац. традиций, и И. В. Гёте, в частности оценивший красоту нем. готич. зодчества. И. Крист применил филологич. методы изучения памятников иск-ва, исследуя надписи, документы и т. д. Родоначальником истории иск-ва как науки стал И. И. Винкельман; он представил развитие антич. иск-ва как единый процесс смены художеств, стилей, связанный с эволюцией об-ва и гос-ва; его мысль о связи расцвета греч. иск-ва с демократией оказала огромное влияние на европ. классицизм. В Италии Дж. Б. Лан-ци завершил традициккжизнеописаний"- биографич. изложения истории итал. живописи. Архит. наука ввела в обиход наряду с др.-рим. памятниками др.-греч. шедевры на терр. Италии, осветила конструктивные принципы антич. зодчества, выдвинула требования разумности, естественности, близости к природе (во Франции Л. Ж. де Кордемуа, Г. Ж. Бофран, аббат Ложье). Венецианец К. Лодоли, предвосхищая идеи 20 в., видел красоту зодчества в функциональной целесообразности зданий и в их соответствии природе строит, материалов. В России в 18 в. переводились трактаты Витрувия, Виньолы, Палладио, Фелибьена, де Пиля, возникли оригинальные соч.- архит. трактат П. М. Еропкина, И. К. Коробова и М. Г. Земцова, теоретич. труды об изобразит, иск-ве И. Ф. Урванова и П. П. Чекалевского; если последний следовал Винкельману, то в трактате Д. А. Голицына видно влияние Дидро и Лессинга, а в высказываниях В. И. Баженова - связь с идеями А. Н. Радищева и Н. И. Новикова.

В 19 в. завершилось сложение И. как науки, систематически охватывающей широчайший круг проблем иск-ва всех эпох и стран, обладающей своей методологией и находящей опору в развитии филос.-эстетич. мысли, в прогрессе обществ, и точных наук, в мощных социальных движениях и идеологич. борьбе. В 1-й пол. века воздействие идей Великой франц. революции, влияние эстетич. концепций И. Канта, Ф. В. Шеллинга, братьев А. В. и Ф. Шлегелей и особенно Г. Ф. Гегеля создали возможность для возникновения, хотя и на идеалистич. основе, мировоззренчески цельного представления об иск-ве, проникнутого идеями ист. развития и взаимосвязей обществ, и культурных явлений. Размах археологич. исследований, накопление многочисл. фактов развития иск-ва, открытие публичных художеств, музеев способствовали быстрому формированию проф. науч. истории иск-ва. В атмосфере бурной обществ, жизни, успехов выставочного дела и журналистики складывается художеств, критика, активно участвующая в развитии иск-ва и в воспитании взглядов и вкусов публики. Теория, история и критика в небывалой мере наполняются борьбой обществ, идей и направлений. Теория иск-ва классицизма, поднимавшаяся в период Великой франц. революции до высокой гражданственности и предвосхищения архит. и градо-строит. рационалистич. открытий 20 в. (Э. Л. Булле, К. Н. Леду), позже стала догматич. доктриной, утверждавшей нормы "хорошего вкуса" (Г. Мейер в Германии, А. К. Катрмер де Кенси во Франции). С зарождавшимся романтизмом во многом связаны отрицание этих норм, обращение к наследию ср. веков и Раннего Возрождения,