загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

прогрессу в эстетич. освоении мира, поскольку сама мифология есть "...бессознательно-художественная переработка природы..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737). Столь же велика роль мифологии в И. п. древнего и ср.-век. мира на Востоке (Китай, Индия, сасанидский Иран и т. д.).

В раннем средневековье, как в Европе, так и в Азии, вновь наблюдается более тесное срастание И. п. с ремеслом, материальным производством вообще. К этому присоединяется господство религ. идеологии, ограничивающее в известном смысле свободное развитие эстетич. освоения мира. Вместе с тем эта эпоха от-меченакрупными завоеваниями в эстетич. освоении новых сторон действительности и внутреннего мира человека. Так, кит. и япон. пейзаж дал образцы лирико-субъективного восприятия природы. В Европе готика создала предпосылки развитию психологизма и драматич. конф-ликтности в осознании противоречий действительности. В средние века сохраняется ещё редкая монолитность стиля: живопись и пластика живут в органическом единстве с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, со всей материальной культурой времени. Визант. мозаика эстетически созвучна архит. формам интерьера и его убранства и, в свою очередь, сама является важным элементом формирования архит. образа. То же наблюдается ещё и на исходе средних веков: в готике зодчество и статуарная пластика органически связаны друг с другом не только чисто формально, но, как и повсюду прежде, - самой художеств, концепцией.

Эпоха Возрождения с её сильно развитым разделением труда принесла с собой важнейший перелом в судьбах И. п. в Европе. В это время изобразит, иск-ва окончательно превращаются в собственно художеств, деятельность. Отделение от ремесла делает не только их, но и зодчество "свободными художествами", наряду с поэзией имузыкой. Параллельно совершается и их секуляризация. Даже когда в период контрреформации вновь оживают церковная живопись и скульптура, речь идёт об обслуживании религ. ритуала собственно эстетич. средствами. Алтарные образы П. П. Рубенса, храмовые статуи Л. Бернини не являются в строгом смысле слова иконами, т. е. предметами поклонения; это - собственно художеств, произв., призванные пропагандировать идеалы католицизма именно в своём эстетич. качестве.

Обособление И. п. в самостоят, область специфически художеств, деятельности решительно раздвинуло границы эстетич. познания. Мир раскрылся мастерам иск-ва в невиданном прежде богатстве и многообразии, что повлекло за собой расширение возможностей живописи, скульптуры и графики, сложившейся в особый вид творчества.

Расхождение путей "свободных художеств" и художеств, ремесла, эмансипация скульптуры и особенно живописи от зодчества - процесс, завершившийся к 19 в., привёл к возникновению, а затем и к выдвижению на первый план станковых форм иск-ва. Это повлекло за собой, с одной стороны, разрушение стилистич. и идейной целостности всей совокупности видов И. п., исчезновение характерного для них в древности и средние века эстетич. единства, упадок проф. художеств, ремесла. Это последнее не может сколько-нибудь полноценно выполнять те функции, к-рые теперь становятся ведущими в И. п., - функции непосредств. наблюдения и эстетич. осмысления разнообразных сторон социальной действительности и внутр. мира человека. Лишь в нар. творчестве, где оно ещё продолжает процветать (как, напр., в России в 18 - 19 вв.), сохраняются живые традиции былой художеств, целостности предметной среды.

Но, с другой стороны, в рамках станкового иск-ва происходит теперь осн. развитие художеств, мысли в области И. п., решаются основные идейно-эстетич. проблемы. Это открыло перед И. п. новые перспективы в осознании всё более глубоких обществ., моральных, философских, а затем и непосредственно политич. проблем времени. Живопись разветвляется на ряд самостоят, жанров - портрет, пейзаж, бытовой и ист. жанры, натюрморт и пр. В скульптуре отчасти впервые возникают, отчасти получают внутреннее развитие такие типы, как монумент в городе, станковый портрет, станковая фигура, жанровая скульптура, хотя по своей роли в общей системе И. п. пластика всё более уступает ведущее место живописи и графике, одновременно (кончая эпохой классицизма нач. 19 в.) сохраняя более тесные стилевые связи с зодчеством. В архитектуре также выдвигается ряд новых задач и собственно художеств. проблем: окончательно утверждается доминирующее положение светского зодчества, развивается зародившийся ещё в древности принцип заранее задуманного гор. ансамбля (в той мере, в какой этому не препятствуют экономич. и социальные условия крепостнич. и особенно бурж. общества), успехи техники обеспечивают возможность ряда смелых идейно-эстетич. новшеств (начиная с кон. 19 в. и особенно в 20 в.).

Соответственно меняется характер эволюции И. п. Вместо медленной смены стилей теперь имеют место динамич. чередование и сосуществование различных направлений и школ. Так, уже в 17 в. бок о бок развиваются собственно барокко, классицизм, голл. реализм и т. д. Особенно сложным делается процесс развития в 19 в., когда с середины столетия уделом архитектуры и декоративно-прикладного иск-ва становится эклектич. бесстилие, а в изобразит, творчестве смена и борьба течений достигают особой остроты.

В этот период И. п. приобретают новые возможности при непосредств. участии в социальной борьбе. Мощное развитие получают живопись и графика критич. реализма (О. Домье, Г. Курбево Франции; передвижники в России).

Первенствующая роль изобразит, форм И. п. приводит к сближению живописи и графики со словесными иск-вами, в частности с литературой. В образной структуре этих иск-в важное значение приобретают повествоват. фабула, стремление к раскрытию сложных социальных конфликтов, с одной стороны, с другой - к углублённому психологизму.

Уже начиная с Возрождения изображение строится как реальная картина визуально воспринимаемой действительности. Художник добивается "эффекта присутствия", когда зритель должен ощущать себя непосредств. наблюдателем воспроизведённого мира. Ради этого разрабатывается формальная система расположения трёхмерных объёмов в пространстве. Ренессанс создал прямую перспективу с единой точкой схода, соответствующей мыслимой оси зрения воспринимающего картину человека. Колористич. завоевания венецианских живописцев 16 в., великих мастеров 17 в.- П. П. Рубенса, Д. Веласкеса, Рембрандта - открыли новые возможности в передаче чувств, богатства предметного мира. Выработка сценич. композиции, трактуемой как остановленная мизансцена во временном течении события, в чём особенно велик вклад мастеров-реалистов 19 в. (Г. Курбе, П. А. Федотова, И. Е. Репина и др.), разработка пленэра, развитого импрессионистами,- таковы гл. этапы становления новой структуры живописной картины, в к-рой с наибольшей полнотой осуществляется прогресс И. п. в Европе в новое время. Графика, особенно гравюра, следует в значит, степени по тому же пути. К 19 в. относятся и первые шаги фотоискусства, технич. средства которого оказались особенно адекватными поискам "эффекта присутствия". Специфика скульптуры не позволяет ей полностью вступить на эту же линию стилистич. развития, но и она, в меру своих возможностей, стремится к натуральности, станковой камерности, т. е. к масштабному соответствию между произведением и зрителем, к живописным композиц. приёмам.

Элементы "изобразительности" характерны в 19 в. даже для зодчества. Стилистич. эклектизм приводит к тому, что отд. сооружение -"изображает", то ре-нессансное палаццо, то интерьер готич. замка, то др.-рус. терем. Технич. успехи этого времени позволяют широко применять подобную изобразит, имитацию, одевать здание в любой наряд. Такое тяготение к воспроизведению прошлых стилевых форм сказалось и в декоративно-прикладном иск-ве, где претензии на художественность вырождаются в эклектич. подражательность, имеющую мало общего с ведущими эстетич. потребностями времени.

Романтически настроенные художеств, деятели 19 в. (Дж. Рескин, Ш. Бодлер) считали этот распад единого "большого стиля" свидетельством всеобщего упадка И. п. В неравномерности развития отд. родов и жанров И. п. видели кризис пластич. культуры вообще. В "станковизме" усматривали губительное разложение цельности художеств, видения. В действительности же развитие И. п. со времени Возрождения, и в частности в станковых формах, принесло огромные завоевания и в идейном, и в чисто пластин, отношении.

В И. п. нового времени складываются иные, чем прежде, взаимоотношения структурных элементов произведения. В древности и в ср. века открыто выявляются конструктивно-композиционное построение и эмоцион. выразительность формы. Чёткая пластич. ритмика греч. статуй, линейная мелодичность и цветовая экспрессия ср.-век. иконописи легко схватываются глазом. Изобразительное начало находится здесь либо в гармонич. равновесии с пластич. экспрессией формы, как в эллинском искусстве, либо уступает последней главенствующее место в выявлении внутреннего содержания образа, как в иск-ве раннего средневековья.

В искусстве Возрождения целостность и свобода в воспроизведении реального мира во всей его жизненности органически сочетаются с ясностью выражения конструкции и экспрессии форм, как, напр., в скульптуре Донателло и фресках Пьеро делла Франческа. У мастеров 17 в. имеет место тот же принцип. В дальнейшем усиливающееся стремление к достижению "эффекта присутствия" приводит в 19 в. к тому, что на первый план выдвигается изобразит, начало, а конструктив-но-композиц. логика и экспрессия формы существуют как бы в скрытом виде. Ноот этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает. В полотнах Г. Курбе и И. Е. Репина нетрудно обнаружить их прочную линейную и пространств, конструкцию. Цвет в картинах Э. Мане и В. И. Сурикова имеет далеко не только изобразительную, но и эмоциональную функцию.

На исходе 19 в. вновь начинается движение за возрождение стилистич. единства И. п. Стиль "модерн" в архитектуре и декоративно-прикладном иск-ве, к-рому предшествовали теоретич. размышления Г. Земпера и практич. опыты У. Морриса, представляет собой первую попытку вернуться к синтетич. пониманию пластич. культуры, к единому "большому стилю",

куда органически входят и монумент, живопись (М. А. Врубель, Ф. Ходлер, М. Дени), и архитектонически продуманная скульптура (А. Майоль), и вся художеств, обработка материальной среды. Мн. крупные мастера обращаются к работе в области декоративно-прикладного иск-ва. Эти поиски сопровождаются оживлением принципа открытого конструирования и преобладания экспрессивной функции формы.

В 20 в. вся система И. п. претерпевает глубокие изменения. В них отражается вся сложность эпохи заката бурж. цивилизации, грандиозных революц. потрясений, утверждения нового - социалистического - обществ, порядка. Никогда прежде художеств, процесс не поляризовался так резко. Кризис бурж. культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластич. мышления, уводящий либо вчисто формальное экспериментирование (причём однобоко, гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны, грани художеств, выразительности формы), либо в эстетич. субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончат, разрыву связи иск-ва с действительностью и к разрушению целостности художеств, сознания (кубизм, экспрессионизм, абстрактное искусство, поп-арт и др. течения).

Но в И. п. в 20 в. возникают и утверждаются также мн. плодотворные тенденции. Опираясь на гигантский размах технич. прогресса, архитектура развивает новые тектонически-конструктивные и эстетич. принципы, реализующиеся как в отдельных сооружениях, так и в больших градостроит. комплексах. Возникают новые виды и формы И. п. (фотомонтаж и пр.). Значительно расширяется сфера применения труда художника. И. п. вновь раздвигают свои границы: складывается новая массовая пластич. культура, проявляющаяся в художеств, конструировании, иск-ве оформления городов, выставок, в зрит, режиссуре празднеств, в рекламе, полиграфии и т. д. Она вытесняет из повседневной практики масс традиц. художеств, ремёсла, дожившие до нашего времени в ряде стран, гл. обр. в форме нар. прикладного иск-ва. Контакты И. п. с обществ, жизнью в передовом иск-ве становятся всё более непосредственными; об этом, в частности, свидетельствует интенсивное развитие собственно политич. жанров (плакат, карикатура).

Мощный подъём переживают в 20 в. реалистич. направления в И. п. В них вырабатывается ряд новых образных и формальных принципов, обогащающих идейно-художеств. содержание реалистич. метода. Прежде всего в иск-ве социали-стич. реализма особенно непосредственной становится связь с совр. социальной борьбой. Реалистическое иск-во обретает открытую идейную целеустремлённость, отвечающую эпохе решит, столкновения двух систем -капитализма и социализма. Жизнь и ист. судьбы нар. масс, революц. события, глубокое, зачастую философски-опосредованное осмысление всемирно-ист, перелома в истории человечества, места отдельной личности в глобальных социальных процессах входят в круг интересов И. п. Соответственно кристаллизуется новая образная структура; формируются иные, чем прежде, связи И. п. с действительностью, видоизменяется соотношение места и роли отдельных видов художеств, творчества. Наряду с традиц. системой создания "эффекта присутствия" получают распространение различные формы условно-поэтич. интерпретации мира и соответствующая им стилистика.

Стремление к возрождению целостности и органичности пластич. мышления ведёт к сближению зодчества, изобразит. иск-в и художеств, обработки предметной среды. Возникает тяготение к синтетичности художеств, творчества. Намечаются связи И. п. с другими родами художеств, деятельности; большое влияние на зрительно-пластич. культуру современности оказывают кино и телевидение. С другой стороны, роль И. п. в образной структуре современного театр, и киноискусства решительно возрастает, так что рождаются гибридные формы, подобные мультипликац. фильму. Таким образом, вместе с возникновением новых форм И. п. возрастает значение последних в художественной культуре человечества.

Лит.: Гильдебрант А., Проблема формы в изобразительном искусстве, пер.с нем., М., 1914; Гегель Г., Лекции по эстетике, Соч., т. 13-14, пер. с нем., М., 1940 - 58; Лессинг Г., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, пер. с нем., М., 1957; Гер дер И. Г., Пластика, в его кн.: Избр. соч., [пер. с нем.], М.-Л., 1959; Дмитриева Н., Изображение и слово, М., 1962; 3емпер Г., Практическая эстетика, пер. [с нем.], М., 1970; Виппер Б. Р., Из "Введения в историческое изучение искусства", в его кн.; Статьи об искусстве, М., 1970, с. 59 - 450. Г.А. Недошивин.

ИСКУССТВЕННАЯ ЛИНИЯ, электрическая, электрическая цепь, составленная из неск. последовательно включённых звеньев, содержащих катушки индуктивности и конденсаторы. И. л. применяются в электротехнич. и радиотехнич. устройствах, гл. обр. импульсных, для задержки по времени импульсов, формирования импульсов малой длительности, моделирования волновых процессов и др. Различное соединение катушек индуктивности и конденсаторов в звене позволяет получать И. л. с заданными электрич. характеристиками (полосой пропускания частот, фазовой и переходной характеристиками и др.). При определ. условиях такие линии можно рассматривать как искусственно созданный эквивалент (отсюда и название И. л.) однородной длинной линии, осн. параметры к-рой можно выразить через параметры И.л. На практике И. л. выполняют из конечного числа чаще одинаковых звеньев (3-7 и более) с активным сопротивлением на конце И. л. (см. рис.). В И.л. при большом числе звеньев получают задержку импульсов по времени или фор- мируют импульсы длительностью в десятки мксек.

Схема трёхзвенной искусственной линии; L - катушка индуктивности: С - конденсатор; R - резистор, сопротивление которого равно волновому сопротивлению соответствующей длинной линии.

Лит.: Меерович Л. А., Зеличенко Л. Г., Импульсная техника, 2 изд., М., 1954; Литвиненко О. Н., Coшников В. И., Расчёт формирующих линий, К., 1962. В. М. Родионов.

ИСКУССТВЕННАЯ ПЛАНЕТА, космический летат. аппарат, движущийся по гелиоцентрич. орбите, являющийся искусственным спутником Солнца.

ИСКУССТВЕННАЯ ПОЧКА гемодиализатор, аппарат для временного замещения выделительной функции почек. И. п. используют для освобождения крови от продуктов обмена, коррекции электролитно-водного и кислотно-щелочного балансов при острой и хронич. почечной недостаточности, а также для выведения диализирующихся токсич. веществ при отравлениях и избытка воды при отёках. В 1913 амер. учёный Дж. Абель создал аппарат для диализа, к-рый явился основой конструкции И. п.; в 1944 голл. учёный В. Колф впервые успешно применил на практике И. п.

Работа И. п. основана на принципе диализа веществ через полупроницаемую мембрану (целлофан) вследствие разницы их концентраций в крови и диализирую-щем растворе, к-рый содержит осн. электролиты крови и глюкозу в близких к физиологическим концентрациях и не содержит веществ, к-рые надо удалять из организма (мочевина, креатинин, мочевая кислота, сульфаты, фосфаты и др.). Белки, форменные элементы крови, бактерии и вещества с молекулярной массой более 30 000 через мембрану не проходят. При гемодиализе, т. е. работе И. п. (см. рис.), кровь больного отсасывается через катетер (1) насосом (2) из нижней полой вены, проходит внутри камер из целлофановых листов диализатора (3), которые снаружи омываются диализирующим раствором, подаваемым другим насосом, и, частично очищенная, возвращается в одну из поверхностных вен. Гемодиализ проводится от 4 до 12 ч; в течение этого времени, чтобы кровь не свёртывалась, в неё вводят противосвёртывающие вещества (гепарин). При острой почечной недостаточности гемодиализ повторяют через 3-6 дней до восстановления функции почек; при хронич. недостаточности, когда его необходимо проводить 2-3 раза в неделю в течение неск. месяцев или лет, между лучевой артерией и поверхностной веной предплечья устанавливают тефло-новый шунт, с к-рым и соединяют И. п. В этом случае кровь может поступать в диализатор без использования насоса. В СССР, Швеции, Франции, США и др. странах лечение больных с помощью И. п. проводят в специализированных почечных центрах. В СССР используют модели, созданные в НИИ экспериментальной хирургич. аппаратуры и инструментов Мин-ва здравоохранения СССР. Для одновременного проведения гемодиализа неск. больным применяют по-луавтоматич. системы приготовления и доставки к диализаторам диализирующего раствора.

Схема советской модели аппарата "искусственная почка": / - катетер; 2 - насос; 3 - диализатор; 4 - катетер возврата крови больному; 5 - бак для диализирующего раствора.

Лит.: Искусственная почка и её клиническое применение, М., 1961; Fritz К. W., Hamodialyse, Stuttg., 1966. А. А. Трикашный-

ИСКУССТВЕННОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ АППАРАТ (АИК), аппарат "искусственное сердце - легкие", аппарат, обеспечивающий оптимальный уровень кровообращения и обменных процессов в организме больного или в изолированном органе донора; предназначен для временного выполнения функций сердца и лёгких. На основании предшествующих многочисл. работ первый аппарат для искусств. кровообращения теплокровного организма, т. н. авто-жектор, был создан в 1925 сов. учёным С. С. Брюхоненко. При помощи этого аппарата сов. учёный Н. Н. Теребинский в 1930 экспериментально доказал возможность успешной операции на клапанах сердца. В 1951 итал. хирурги А. Дольотти и А. Костан-тини выполнили операцию удаления опухоли средостения, используя АИК. В СССР первую операцию на "сухом" сердце с помощью АИК осуществил в 1957 А. А. Вишневский. АИК включает комплекс взаимосвязанных систем и блоков: "искусственное сердце" - аппарат, состоящий из насоса, привода, передачи и нагнетающий кровь с необходимой для жизнеобеспечения объёмной скоростью кровотока; "искусственные лёгкие" - газообменное устройство, т. н. оксигенатор, служит для насыщения крови кислородом, удаления углекислого газа и поддержания кислотно-щелочного равновесия в физиологич. пределах. Оксиге-наторы в АИК могут быть сконструированы на основании одного из 4 принципов насыщения крови кислородом: пузырькового, плёночного, пенно-плёночного и через полупроницаемые синтетич. мембраны. Модель пенно-плёночного оксигенатора была создана Брюхоненко и В. Д. Янковским в 1937; пенно-плёночный принцип применяется в основном в советских оксигенаторах, к-рые по своим функциональным качествам более физиологичны, чем работающие при прямом контакте дыхательных газов с кровью.

Насосы для крови используют 3 типов: 1) создающие отдельно систолу и диастолу; основаны на принципе изменения объёма камеры мембраной при помощи гндравлич. или пневматич. среды; 2) создающие кровоток в гибких трубках расширением или сжатием; клапаны в этих насосах размещены в просвете трубки или вне её и 3) создающие кровоток прерывистой волной (роликовые и паль-чиковые). Все насосы для крови по механизму действия разделяются на насосы с постоянным и переменным ударным объёмом, а по характеру создаваемого ими тока крови на насосы с малой и большой пульсацией. Для реализация температурных режимов, соответствующих цели операции, т. е. для проведении искусств, кровообращения в условиях нормальной или пониженной темп-ры, используют теплообменник с терморегу-лирующим устройством. Система управления обеспечивает заданные режимы работы как отд. функциональных узлов, так и аппарата в целом. АИК приводят в действие при помощи гидравлич., пневматич. или электромеханич. приводов. При аварийном режиме применяют ручной привод.

В мире создано более 100 типов различных по назначению АИК: для изолированной химиотерапии злокачественных новообразований, воспалительных процессов и деструктивных поражений; для т. н. вспомогательного искусств, кровообращения при тяжёлых нарушениях сердечной и дыхательной функции; для оживления больных и пострадавших, находящихся в состоянии клинич. смерти; для поддержания жизнедеятельности изолированных органов, предназначенных для последующей пересадки, и т. д. Все аппараты имеют общую структурную схему (рис. 1) и отличаются друг от друга производительностью, особенностями систем управления или включения дополнит, спец. функциональных узлов. Схемы подключения АИК к сосудистой системе организма больного зависят от выбранного варианта искусств, кровообращения. Среди АИК для хирургии сердца распространёнными являются модели аппаратов, в к-рых "искусственное сердце" представлено роликовыми насосами, а "искусственные лёгкие" - дисковым оксигенатором [аппараты "Pemсо", "Sarens", "Imico" (США), ИСЛ-4, АСП-2 (СССР)]. У сов. аппаратов этого назначения АИК-5 (рис. 2), АИК-5М физиологич. блок состоит из мембранных насосов и пенно-плёночного оксигенатора.

Рис. 1. Блок-схема аппарата искусственного кровообращения.

Рис. 2. Аппарат искусственного кровообращения АИК-5 кардиохирургического назначения.

Лит.: Галлетти П. М., Бричер Г. А., Основы и техника экстракорпорального кровообращения, пер. с англ., М.,1966.

Н. А. Супер.

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ, вскармливание грудного ребёнка при отсутствии или недостатке материнского молока; см. в ст. Вскармливание.

ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ, лечебный метод, то же, что вентиляция лёгких искусственная.

ИСКУССТВЕННОЕ ОСНОВАНИЕ, искусственно закреплённый грунт, к-рый в природном состоянии не обладает достаточной несущей способностью на глубине заложения фундамента; см. Основания сооружений.

ИСКУССТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, введение в организм человека питательного материала при помощи зондов, через фистулы, а также парэнтерально (внутривенно, подкожно). К И. п. прибегают тогда, когда питание естеств. путём невозможно (бессознательное состояние, резкое затруднение глотания при параличе глотательных мышц, сужении пищевода, психич. заболевания с отказом от пищи и др.), а также для обеспечения водно-электролитного геомеостаза. И. п. через тонкий желудочный зонд, вводимый через нос и носоглотку в желудок, осуществляют жидкой, не содержащей грубых частиц пищей (молоко, сливки, сырые яйца, крепкий бульон, фруктовые соки и т. п.). При И. п. через фистулы - искусственно (хирургически) созданные отверстия в стенке желудка (или тонкой кишки) - вводят мясо, рыбу, хлеб и т. п. (обычно при непроходимости пищевода - фистула желудка, привратника желудка - фистула тонкой кишки). При парэнтералыюм питании вводят подкожно и внутривенно водно-солевые растворы, растворы глюкозы, витамины и нек-рые др. препараты; смеси чистых аминокислот, глюкозу и др. - внутривенно. Питательное значение имеет также переливание крови, эритроцитарной массы, плазмы и сыворотки крови. Применявшееся ранее введение питательных веществ в клизмах признано нерациональным. И. п. часто используют как дополнит, метод питания при обезвоживании организма в результате упорных рвот и поносов, при кровотечениях, интоксикациях и пр.

"ИСКУССТВЕННОЕ СЕРДЦЕ - ЛЁГКИЕ" АППАРАТ, то же, что искусственного кровообращения аппарат.

ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЁГКИХ АППАРАТ, устройство, осуществляющее принудительную подачу газа (воздуха, кислорода, закиси азота и т. п.) в лёгкие и обеспечивающее насыщение крови кислородом и удаление из лёгких углекислого газа (см. Вентиляция лёгких искусственная). И. в. л. а. подсоединяются либо к маске, наложенной на лицо больного, либо к интубационной трубке, введённой в дыхательные пути. К И. в. л. а., работа к-рых осуществляется усилием руки врача-анестезиолога, относятся аппараты АМБУ и "гармошка". Аппарат АМБУ выполнен в виде резинового или пластмассового мешка, имеющего два клапана на обоих концах. Один клапан пропускает воздух (кислород) извне в полость мешка, второй открывается при сжатии мешка и выдавливании газа в дыхат. пути больного; выдох происходит пассивно. Аппарат "гармошка" позволяет производить принудительный выдох. Среди И. в. л. а., работающих от сжатых газов и изготовляемых, как правило, из металла, различают аппараты, регулирующие подачу воздуха по давлению и по объёму. Аппараты, регулирующие подачу воздуха по давлению (напр., ДП-1), осуществляют вдох и выдох в зависимости от ёмкости лёгких, в к-рые вдувается газ. При уменьшении ёмкости лёгких (при воспалении лёгких, ателектазе и др.) и, следовательно, увеличении сопротивления, выдох происходит быстрее. И. в. л. а., регулирующие подачу воздуха по объёму (напр., сов. РД-200, франц. "Целлог-2"), всегда подают в лёгкие заданный объём газа независимо от их состояния. Наибольшее распространение в клинике получили сов. электрич. аппараты, к-рые регулируют подачу воздуха по объёму (РО-1, РОЗ, РО-5) и позволяют соблюдать точно заданный объём подаваемого газа; при изменении частоты дыхания (вдувания газов) изменяется и минутный объём вентиляции лёгких, тогда как дыхат. объём остаётся стабильным (заданным). Эти аппараты обеспечивают вдох и выдох заданной продолжительности, позволяют, изменяя давление на выходе, выводить из лёгких остаточный воздух (напр., при бронхиальной астме). В нек-рых аппаратах ("Энгстрем", АНД-2) частота минутной вентиляции лёгких регулируется отдельно от минутного объёма вентиляции лёгких, к-рый остаётся стабильным. Применяют также аппараты (РОА-1), автоматически поддерживающие такой объём минутной вентиляции, к-рый обеспечивает нормальное содержание углекислого газа в выдыхаемом (альвеолярном) газе. И. в. л. а. для вспомогат. вентиляции (при сохранённом дыхании) осуществляет дополнит, вдох при его сниженном объёме (напр., при отравлении барбитуратами и т. д.). Этот аппарат в качестве самостоят, блока присоединяют к др. стационарным И. в. л. а., напр, к РО-3 и РО-5.

Аппараты искусственной вентиляции лёгких АМБУ (вверху) и РО-5 (внизу).

Т. М. Дарбинян.

ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ, термин, принятый для обозначения транспортных сооружений (на жел., автомоб. и городских дорогах), устраиваемых при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, встречных дорог и др. препятствий. Наименование "И. с." условно, оно установилось в связи со сложностью их строительства по сравнению с полотном жел., автомоб. или гор. дороги. Наиболее распространённые И. с. на жел. и автомоб. дорогах: мосты, виадуки, путепроводы, эстакады, водопропускные трубы под насыпями, лотки, быстротоки и др. К дорожным И. с. относятся также туннели, противообвальные и снегозащитные галереи, подпорные стенки и др. спец. сооружения, возводимые на горных дорогах. И. с. в городах - трансп. туннели и путепроводы для развязки движения в разных уровнях, надземные и подземные переходы. И. с. на автомоб. дорогах и в городах делают преим. железобетонными. Стоимость И. с. составляет 10-15% от общей стоимости дороги. На совр. скоростных автомоб. дорогах, пересекающих все встречные дороги в разных уровнях, а также на горных дорогах, стоимость И. с. достигает 30-40% . я. Е. Гибшман.

ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ (ИСЗ), космические летательные аппараты, выведенные на орбиты вокруг Земли и предназначенные для решения науч. и прикладных задач. Запуск первого ИСЗ, ставшего первым искусств, небесным телом, созданным человеком, был осуществлён в СССР 4 окт. 1957 и явился результатом достижений в области ракетной техники, электроники, автоматич. управления, вычислит, техники, небесной механики и др. разделов науки и техники. С помощью этого ИСЗ впервые была измерена плотность верхней атмосферы (по изменениям его орбиты), исследованы особенности распространения радиосигналов в ионосфере, проверены теоретические расчёты и осн. технические решения, связанные с выведением ИСЗ на орбиту. 1 февр. 1958 на орбиту был выведен первый амер. ИСЗ "Эксшга-рер-1", а несколько позже самостоятельные запуски ИСЗ произвели и др. страны: 26 нояб. 1965 - Франция (спутник "А-1"), 29 нояб. 1967 - Австралия ("ВРЕСАТ-1"), 11 февр. 1970 - Япония ("Осуми"), 24 апр. 1970 - КНР ("Китай-1"), 28 окт. 1971 - Великобритания ("Просперо"). Нек-рые спутники, изготовленные в Канаде, Франции, Италии, Великобритании и др. странах, запускались (с 1962) с помощью амер. ракет-носителей. В практике космич. исследований широкое распространение получило международное сотрудничество. Так, в рамках науч.-технич. сотрудничества социалистич. стран запущен ряд ИСЗ. Первый из них - "Интеркос-мос-1"- был выведен на орбиту 14 окт. 1969. Всего к 1973 запущено св. 1300 ИСЗ различного типа, в т. ч. ок. 600 советских и св. 700 американских и др. стран, включая пилотируемые космич. корабли-спутники и орбитальные станции с экипажем.

Общие сведения об ИСЗ. В соответствии с междунар. договорённостью космич. аппарат называется спутником, если он совершил не менее одного оборота вокруг Земли. В противном случае он считается ракетным зондом, проводившим измерения вдоль баллнстич. траектории, и не регистрируется как спутник. В зависимости от задач, решаемых с помощью ИСЗ, их подразделяют на научно-исследовательские и прикладные. Если на спутнике установлены радиопередатчики, та или иная измерит, аппаратура, импульсные лампы для подачи световых сигналов и т. п., его наз. активным. Пассивные ИСЗ предназначены обычно для наблюдений с земной поверхности при решении нек-рых науч. задач (к числу таких ИСЗ принадлежат спутники-баллоны, достигающие в диаметре неск. десятков м). Научи о-и сследовательские ИСЗ служат для исследований Земли, небесных тел, космического пространства. К их числу относятся, в частности, геофизические спутники, геодезические спутники, орбитальные астрономии, обсерватории и др. Прикладными ИСЗ являются связи спутники, метеорологические спутники, ИСЗ для исследования земных ресурсов, навигационные спутники, спутники технич. назначения (для исследования воздействия космич. условий на материалы, для испытаний и отработки бортовых систем) и др. ИСЗ, предназначенные для полёта людей, наз. пилотируемыми кораблями-спутниками. ИСЗ на экваториальной орбите, лежащей вблизи плоскости экватора, наз. экваториальными, ИСЗ на полярной (или приполярной) орбите, проходящей вблизи полюсов Земли,- полярными. ИСЗ, выведенные на круговую экваториальную орбиту, удалённую на 35 860 км от поверхности Земли, и движущиеся в направлении, совпадающем с направлением вращения Земли, "висят" неподвижно над одной точкой земной поверхности; такие спутники наз. стационарными. Последние ступени ракет-носителей, головные обтекатели и нек-рые др. детали, отделяемые от ИСЗ при выводе на орбиты, представляют собой вторичные орбитальные объекты; их обычно не называют спутниками, хотя они обращаются по околоземным орбитам и в ряде случаев служат объектами наблюдений для науч. целей.

В соответствии с междунар. системой регистрации космических объектов (ИСЗ, космических зондов и др.) в рамках междунар. организации КОСПАР в 1957-1962 космич. объекты обозначались годом запуска с добавлением буквы греч. алфавита, соответствующей порядковому номеру запуска в данном году, и арабской цифры - номера орбитального объекта в зависимости от его яркости или степени науч. значимости. Так, 1957а 2- обозначение первого советского ИСЗ, запущенного в 1957; 1957а1 - обозначение последней ступени ракеты-носителя .этого ИСЗ (ракета-носитель была более яркой). Поскольку кол-во запусков возрастало, начиная с 1 янв. 1963 космич. объекты стали обозначать годом запуска, порядковым номером запуска в данном году и заглавной буквой латинского алфавита (иногда также заменяемой порядковым числом). Так, ИСЗ "Интер-космос-1" имеет обозначение: 1969 88А или 1969 088 01. В национальных программах космич. исследований серии ИСЗ часто имеют также собств. названия: "Космос" (СССР), "Эксплорер" (США), "Диадем" (Франция) и др. За рубежом слово "спутник" до 1969 использовалось только применительно к сов. ИСЗ. В 1968-69 при подготовке междунар. многоязычного космонавтич. словаря достигнута договорённость, согласно к-рои термин "спутник" применяется к ИСЗ, запущенным в любой стране.

В соответствии с разнообразием научных и прикладных задач, решаемых с помощью ИСЗ, спутники могут иметь различные размеры, массу, конструктивные схемы, состав бортового оборудования. Напр., масса наименьшего ИСЗ (из серии "ЕРС") - всего 0,7 кг; сов. ИСЗ "Протон-4" имел массу ок. 17 т. Масса орбитальной станции "Салют" с пристыкованным к ней космич. кораблём "Союз" была св. 25 т. Наибольшая масса полезного груза, выведенного на орбиту ИСЗ, составляла ок. 135 т (амер. космич. корабль "Аполлон" с последней ступенью ракеты-носителя). Различают автоматические ИСЗ (научно-исследовательские и прикладные), на к-рых работа всех приборов и систем управляется командами, поступающими либо с Земли, либо из бортового программного устройства, пилотируемые корабли-спутники и орбитальные станции с экипажем.

Для решения нек-рых научных и прикладных задач необходимо, чтобы ИСЗ был определённым образом ориентирован в пространстве, причём вид ориентации определяется гл. образом назначением ИСЗ или особенностями установленного на нём оборудования. Так, орбитальную ориентацию, при к-рой одна из осей постоянно направлена по вертикали, имеют ИСЗ, предназначенные для наблюдений объектов на поверхности и в атмосфере Земли; ИСЗ для астрономич. исследований ориентируются на небесные объекты: звёзды, Солнце. По команде с Земли или по заданной программе ориентация может изменяться. В нек-рых случаях ориентируется не весь ИСЗ, а лишь отд. его элементы, напр. остронаправленные антенны - на наземные пункты, солнечные батареи - на Солнце. Для того чтобы направление нек-рой оси спутника сохранялось неизменным в пространстве, ему сообщают вращение вокруг этой оси. Для ориентации используют также гравитационные, аэродинамич., магнитные системы - так наз. пассивные системы ориентации, и системы, снабжённые реактивными или инерционными управляющими органами (обычно на сложных ИСЗ и космич. кораблях),- активные системы ориентации. ИСЗ, имеющие реактивные двигатели для маневрирования, коррекции траектории или спуска с орбиты, снабжаются системами управления движением, составной частью к-рой является система ориентации.

Энергопитание бортовой аппаратуры большинства ИСЗ осуществляется от солнечных батарей, панели к-рых ориентируются перпендикулярно направлению солнечных лучей или расположены так, чтобы часть из них освещалась Солнцем при любом его положении относительно ИСЗ (т. н. всена-правленные солнечные батареи). Солнечные батареи обеспечивают длительную работу бортовой аппаратуры (до неск. лет). На ИСЗ, рассчитанных на ограниченные сроки работы (до 2-3 недель), используются электрохимич. источники тока - аккумуляторы, топливные элементы. Нек-рые ИСЗ имеют на борту изотопные генераторы электрич. энергии. Тепловой режим ИСЗ, необходимый для работы их бортовой аппаратуры, поддерживается системами терморегулирования.

В ИСЗ, отличающихся значит, тепловыделением аппаратуры, и космич. кораблях применяются системы с жидкостным контуром теплопередачи; на ИСЗ с небольшим тепловыделением аппаратуры в ряде случаев ограничиваются пассивными средствами терморегулирования (выбор внеш. поверхности с подходящим оптич. коэфф., теплоизоляции отд. элементов).

Передача науч. и др. информации с ИСЗ на Землю производится с помощью радиотелеметрических систем (часто имеющих запоминающие бортовые устройства для регистрации информации в периоды полёта ИСЗ вне зон радиовидимости наземных пунктов).

Пилотируемые корабли-спутники и нек-рые автоматич. ИСЗ имеют спускаемые аппараты для возвращения на Землю экипажа, отд. приборов, плёнок, подопытных животных.

Движение ИСЗ. ИСЗ выводятся на орбиты с помощью автоматич. управляемых многоступенчатых ракет-носителей, к-рые от старта до нек-рой расчётной точки в пространстве движутся благодаря тяге, развиваемой реактивными двигателями. Этот путь, называемый траекторией выведения ИСЗ на орбиту, или активным участком движения ракеты, составляет обычно от неск. сотен до двух-трёх тыс. км. Ракета стартует, двигаясь вертикально вверх, и проходит сквозь наиболее плотные слои земной атмосферы на сравнительно малой скорости (что сокращает энергетич. затраты на преодоление сопротивления атмосферы). При подъёме ракета постепенно разворачивается, и направление её движения становится близким к горизонтальному. На этом почти горизонтальном отрезке сила тяги ракеты расходуется не на преодоление тормозящего действия сил притяжения Земли н сопротивления атмосферы, а гл. обр. на увеличение скорости. После достижения ракетой в конце активного участка расчётной скорости (по величине и направлению) работа реактивных двигателей прекращается; это - так наз. точка выведения ИСЗ на орбиту. Запускаемый космич. аппарат, к-рый несёт последняя ступень ракеты, автоматически отделяется от неё и начинает своё движение по нек-рой орбите относительно Земли, становясь искусств, небесным телом. Его движение подчинено пассивным силам (притяжение Земли, а также Луны, Солнца и др. планет, сопротивление земной атмосферы и т. д.) и активным (управляющим) силам, если на борту космич. аппарата установлены спец. реактивные двигатели. Вид начальной орбиты ИСЗ относительно Земли зависит целиком от его положения и скорости в конце активного участка движения (в момент выхода ИСЗ на орбиту) и математически рассчитывается с помощью методов небесной механики. Если эта скорость равна или превышает (но не более чем в 1,4 раза) первую космическую скорость (ок. 8 км/сек у поверхности Земли), а её направление не отклоняется сильно от горизонтального, то космич. аппарат выходит на орбиту спутника Земли. Точка выхода ИСЗ на орбиту в этом случае расположена вблизи перигея орбиты. Выход на орбиту возможен и в других точках орбиты, напр, вблизи апогея, но поскольку в этом случае орбита ИСЗ расположена ниже точки выведения, то сама точка выведения должна располагаться достаточно высоко, скорость же в конце активного участка при этом должна быть несколько меньше круговой.

В первом приближении орбита ИСЗ представляет собой эллипс с фокусом в центре Земли (в частном случае - окружность), сохраняющий неизменное положение в пространстве. Движение по такой орбите наз. невозмущённым и соответствует предположениям, что Земля притягивает по закону Ньютона как шар со сферич. распределением плотности и что на спутник действует только сила притяжения Земли.

Такие факторы, как сопротивление земной атмосферы, сжатие Земли, давление солнечного излучения, притяжения Луны и Солнца, являются причиной отклонений от невозмущённого движения. Изучение этих отклонений позволяет получать новые данные о свойствах земной атмосферы, о гравитационном поле Земли. Из-за сопротивления атмосферы ИСЗ, движущиеся по орбитам с перигеем на высоте несколько сот км, постепенно снижаются и, попадая в сравнительно плотные слои атмосферы на высоте 120-130 км и ниже, разрушаются и сгорают; они имеют, таким образом, ограниченный срок существования. Так, напр., первый советский ИСЗ находился в момент выхода на орбиту на высоте ок. 228 км над поверхностью Земли и имел почти горизонтальную скорость ок. 7,97 км!сек. Большая полуось его эллиптич. орбиты (т. е. среднее расстояние от центра Земли) составляла ок. 6950 км, период обращения 96,17 мин, а наименее и наиболее удалённые точки орбиты (перигей и апогей) располагались на высотах ок. 228 и 947 км соответственно. Спутник существовал до 4 янв. 1958, когда он, вследствие возмущений его орбиты, вошёл в плотные слои атмосферы.

Орбита, на к-рую выводится ИСЗ сразу после участка разгона ракеты-носителя, бывает иногда лишь промежуточной. В этом случае на борту ИСЗ имеются реактивные двигатели, к-рые включаются в определённые моменты на короткое время по команде с Земли, сообщая ИСЗ дополнит, скорость. В результате ИСЗ переходитна другую орбиту. Ав-томатич. межпланетные станции выводятся обычно сначала на орбиту спутника Земли, а затем переводятся непосредственно на траекторию полёта к Луне или планетам.

Наблюдения ИСЗ. Контроль движения ИСЗ и вторичных орбитальных объектов осуществляется путём наблюдений их со спец. наземных станций. По результатам таких наблюдений уточняются элементы орбит спутников и вычисляются эфемериды для предстоящих наблюдений, в т. ч. и для решения различных научных и прикладных задач. По используемой аппаратуре наблюдения ИСЗ разделяются на оптич., радиотехнич., лазерные; по их конечной цели - на позиционные (определение направлений на ИСЗ) и дальномерные наблюдения, измерения угловой и пространственной скорости.

Наиболее простыми позиционны-м и наблюдениями являются визуальные (оптические), выполняемые с помощью визуальных оптических инструментов и позволяющие определять небесные координаты ИСЗ с точностью до нескольких минут дуги. Для решения науч. задач ведутся фотографич. наблюдения с помощью спутниковых фотокамер, обеспечивающих точность определений до 1-2" по положению и 0,001 сек по времени. Оптич. наблюдения возможны лишь в том случае, когда ИСЗ освещён солнечными лучами (исключение составляют геодезич. спутники, оборудованные импульсными источниками света; они могут наблюдаться и находясь в земной тени), небо над станцией достаточно тёмное и погода благоприятствует наблюдениям. Эти условия значительно ограничивают возможность оптич. наблюдений. Менее зависимы от таких условий радиотехнич. методы наблюдений ИСЗ, являющиеся осн. методами наблюдений спутников в период функционирования установленных на них спец. радиосистем. Такие наблюдения заключаются в приёме и анализе радиосигналов, к-рые либо генерируются бортовыми радиопередатчиками спутника, либо посылаются с Земли и ретранслируются спутником. Сравнение фаз сигналов, принимаемых на неск. (минимально трёх) разнесённых антеннах, позволяет определить положение спутника на небесной сфере. Точность таких наблюдений ок. 3' по положению и ок. 0,001 сек по времени. Измерение доплеровского смещения частоты (см. Доплера эффект) радиосигналов даёт возможность определить относит, скорость ИСЗ, минимальное расстояние до него при наблюдавшемся прохождении и момент времени, когда спутник был на этом расстоянии; наблюдения, выполняемые одновременно из трёх пунктов, позволяют вычислить угловые скорости спутника.

Дальномерные наблюдения осуществляются путём измерения промежутка времени между посылкой радиосигнала с Земли и приёмом после ретрансляции его бортовым радиоответчиком ИСЗ. Наиболее точные измерения расстояний до ИСЗ обеспечивают лазерные дальномеры (точность до 1-2 м и выше). Для радиотехнич. наблюдений пассивных космич. объектов используются радиолокац. системы.

Научно-исследовательские ИСЗ. Аппаратура, устанавливаемая на борту ИСЗ, а также наблюдения ИСЗ с наземных станций позволяют проводить разнообразные геофизич., астрономич., геодезич. и др. исследования. Орбиты таких ИСЗ разнообразны - от почти круговых на высоте 200-300 км до вытянутых эллиптич. с высотой апогея до 500 тыс. км. К н.-и. ИСЗ относятся первые сов. спутники, сов. ИСЗ серий "Электрон", "Протон", "Космос"', амер. спутники серий "Авангард", "Эксплорер", "ОГО", "ОСО", "ОАО" (орбитальные геофизические, солнечные, астрономич. обсерватории); англ. ИСЗ "Ариель", франц. ИСЗ "Диадем" и др. Н.-и. ИСЗ составляют около половины всех запущенных ИСЗ.

С помощью науч. приборов, установленных на ИСЗ, изучаются нейтральный и ионный состав верхней атмосферы, её давление и темп-pa, а также изменения этих параметров. Концентрация электронов в ионосфере и её вариации исследуются как с помощью бортовой аппаратуры, так и по наблюдениям прохождения сквозь ионосферу радиосигналов бортовых радиомаяков. С помощью ионозондов детально изучены структура верхней части ионосферы (выше гл. максимума электронной концентрации) и изменения электронной концентрации в зависимости от геомагнитной широты, времени cyток и т. п. Все результаты исследований атмосферы, полученные с помощью ИСЗ. являются важным и надёжным экспериментальным материалом для понимания механизмов атмосферных процессов и для решения таких практич. вопросов, как прогноз радиосвязи, прогноз состояния верхней атмосферы и т. п.

С помощью ИСЗ обнаружены и исследуются радиационные пояса Земли. Наряду с космич. зондами ИСЗ позволили исследовать структуру магнитосферы Земли и характер её обтекания солнечным ветром, а также характеристики самого солнечного ветра (плотность потока и энергию частиц, величину и характер "вмороженного" магнитного поля) и др. недоступные для наземных наблюдений излучения Солнца - ультрафиолетовое и рентгеновское, что представляет большой интерес с точки зрения понимания солнечно-земных связей. Ценные для научных исследований данные доставляют также и нек-рые прикладные ИСЗ. Так, результаты наблюдений, выполняемых на метеорологич. ИСЗ, широко используются для различных геофизич. исследований.

Результаты наблюдений ИСЗ дают возможность с высокой точностью определять возмущения орбит ИСЗ, изменения плотности верхней атмосферы (в связи с различными проявлениями солнечной активности), законы циркуляции атмосферы, структуру гравитац. поля Земли и др. Специально организуемые позиционные и дальномерные синхронные наблюдения спутников (одновременно с нескольких станций) методами cnyтниковой геодезии позволяют осуществлять геодезич. привязку пунктов, удалённых на тысячи км друг от друга, изучать движение материков и т. п.

Прикладные ИСЗ. К прикладным ИСЗ относят спутники, запускаемые для решения тех или иных технич., хоз., воен. задач.

Спутники связи служат для обеспечения телевизионных передач, радиотелефонной, телеграфной и др. видов связи между наземными станциями, расположенными друг от друга на расстояниях до 10-15 тыс. км. Бортовая радиоаппаратура таких ИСЗ принимает сигналы наземных радиостанций, усиливает их и ретранслирует на др. наземные радиостанции. Спутники связи выводитятся на высокие орбиты (до 40 тыс. км).К ИСЗ этого типа относятся сов. ИСЗ "Молния", амер. ИСЗ "Синком", ИСЗ "Интелсат" и др. Спутники связи, выведенные на стационарные орбиты, постоянно находятся над определёнными районами земной поверхности.

Метеорологические спутники предназначены для регулярной передачи на наземные станции телевизионных изображений облачного, снегового и ледового покровов Земли, сведений о тепловом излучении земной поверхности и облаков и т. п. ИСЗ этого типа запускаются на орбиты, близкие к круговым, с высотой от 500-600 км до 1200- 1500 км', полоса обзора с них достигает 2-3 тыс. км. К метеорологич. спутникам относятся нек-рые сов. ИСЗ серии "Космос", спутники "Метеор", амер. ИСЗ "Тирос", "ЭССА", "Нимбус". Проводятся эксперименты по глобальным метеорологич. наблюдениям с высот, достигающих 40 тыс. км (сов. ИСЗ "Молния-1", амер. ИСЗ "АТС").

Исключительно перспективными с точки зрения применения в нар. х-ве являются спутники для исследования природных ресурсов Земли. Наряду с метеорологич., океанографии, и гидрологич. наблюдениями такие ИСЗ позволяют получать оперативную информацию, необходимую для геологии, с. х-ва, рыбного промысла, лесного х-ва, контроля загрязнений природной среды. Результаты, полученные с помощью ИСЗ и пилотируемых космич. кораблей, с одной стороны, и контрольные измерения с баллонов и самолётов - с другой, показывают перспективность развития этого направления исследований.

Навигационные спутни-к и, функционирование к-рых поддерживается спец. наземной системой обеспечения, служат для навигации мор. кораблей, в т. ч. подводных. Корабль, принимая радиосигналы и определяя своё положение относительно ИСЗ, координаты к-рого на орбите в каждый момент известны с высокой точностью, устанавливает своё местоположение. Примером навигационных ИСЗ являются амер. спутники "Транзит", "Навсат".

Пилотируемые корабли-спутники. Пилотируемые корабли-спутники и обитаемые орбитальные станции являются наиболее сложными и совершенными ИСЗ. Они, как правило, рассчитаны на решение широкого круга задач, в первую очередь - на проведение комплексных науч. исследований, отработку средств космич. техники, изучение природных ресурсов Земли и др. Впервые запуск пилотируемого ИСЗ осуществлён 12 апр. 1961: на советском космическом корабле-спутнике "Восток" лётчик-космонавт Ю. А. Гагарин совершил полёт вокруг Земли по орбите с высотой апогея 327 км-20 февр. 1962 вышел на орбиту первый амер. космич. корабль с космонавтом Дж. Тленном на борту. Новым шагом в исследовании космич. пространства с помощью пилотируемых ИСЗ был полёт сов. орбитальной станции "Св-люти", на к-рой в июне 1971 экипаж в составе Г. Т- Добровольского, В. Н. Волкова и В. И. Пацаева выполнил широкую программу науч.-технич., медико-биологич. и др. исследований.

О запусках всех пилотируемых кораблей и орбитальных станций см. табл. в ст. Космонавтика. См. также Астродинами-ка, Орбиты небесных тел, Орбиты искусственных космических объектов, Космические скорости, Космический летательный аппарат.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIX, XXX (стр. 352-353).

Лит.: Александров С. Г., Федоров Р. Е., Советские спутники и космические корабли, 2 изд., М., 1961; Эльясберг П. Е., Введение в теорию полёта искусственных спутников Земли, М., 1965; Руппе Г. О., Введение в астронавтику, пер. с англ., т. 1, М., 1970; Левантовский В. И., Механика космического полёта в элементарном изложении, М., 1970; Кинг-Хили Д., Теория орбит искусственных спутников в атмосфере, пер. с англ., М., 1966; Рябов Ю. А., Движение небесных тел, М., 1962; Меллер И., Введение в спутниковую геодезию, пер. с англ., М., 1967. См; также лит. при ст. Космический летательный аппарат. Н. П. Ерпылёв, М. Т. Крошкин, Ю. А. Рябов, Е. Ф. Рязанов.
1034.HTM
ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ МАРСА (ИСМ), космические летательные аппараты, выведенные на орбиты вокруг Марса; движение ИСМ определяется гл. обр. притяжением Марса. В 1971 с Земли в сторону Марса в период их великого противостояния были запущены два советских космич. зонда (автоматические межпланетные станции) "Марс-2" (запущен 19 мая) и "Марс-3" (28 мая) и амер. космич. зонд"Маринер-9"(31 мая), к-рые, преодолев расстояние ок. 470 млн. км, стали первыми ИСМ (соответственно 27 нояб., 2 дек. и 14 нояб.) (см. "Марс", "Маринер").

Для обеспечения перехода с межпланетной траектории полёта на орбиту ИСМ на космич. зондах имелись: автономная система астронавигации, определяющая с высокой точностью положение станции относительно Марса и выполняющая её ориентацию; бортовая цифровая вычислительная машина, рассчитывающая по результатам измерений момент времени, величину и направление необходимого корректирующего импульса; тормозная двигательная установка, реализующая заключительную припланетную коррекцию. Проведение подобной коррекции только по результатам наземных траек-торных измерений не обеспечило бы необходимую точность выведения ИСМ.

Цель запуска первых ИСМ - научные исследования космич. пространства в окрестностях Марса, его атмосферы п поверхности. Т. к. "Марс-2", "Марс-3" и "Маринер-9" были выведены на существенно различные эллиптические орбиты ИСМ (периоды обращения 18 ч, 11,5 сут, 12 ч, минимальные удаления от поверхности планеты 1380 км, 1500 км, 1380 км), выполненные на них науч. исследования дополняют друг друга. На советских ИСМ "Марс-2" и "Марс-3" проводились исследования характера обтекания планеты солнечным ветром и его взаимодействия с ионосферой Марса, спектров заряженных частиц и вариаций магнитного поля, ионосферы и атмосферы, распределения темп-ры по поверхности, рельефа, количества паров воды в атмосфере, отражательной способности поверхности, радиояркостной темп-ры поверхности, её диэлектрической проницаемости и температуры подповерхностного слоя на глубине 30-50 см, плотности верхней атмосферы, содержания атомарного кислорода, водорода и аргона в атмосфере. Выполнялось фотографирование Марса фототелевизионными камерами. На ИСМ "Марс-3" проводился совместный советско-французский эксперимент "Стерео" по изучению радиоизлучения Солнца. Осн. часть программы ИСМ "Маринер-9"- телевизионная съёмка 70% поверхности Марса с целью картографирования. В. В. Киселёв.

ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ СОЛНЦА (ИСС), искусственные планеты, космические летательные аппараты, выведенные на орбиты вокруг Солнца; движение ИСС, как и движение всех планет Солнечной системы, определяется гл. обр. притяжением Солнца.

Созданные до 1971 ИСС не имеют самостоят, науч. значения и являются как бы побочным результатом запусков космич. аппаратов к Луне или к планетам. При таких запусках космич. аппарату в конце активного участка траектории движения ракеты-носителя или (если он был предварительно выведен на орбиту спутника Земли) на орбите сообщается скорость, несколько превышающая вторую космическую скорость. После этого космич. аппарат движется по отрезку гиперболич. орбиты относительно Земли и покидает её сферу действия тяготения, выходя на орбиту вокруг Солнца (если не попадает в Луну, как это имело место, напр., при запуске 12 сент. 1959 сов. автоматич. станции "Луна-2"). Далее возможны следующие варианты: 1) космич. аппарат не сближается с к.-л. планетой, тогда его орбита близка к эллиптической и напоминает орбиты малых планет; отклонения от эллиптич. орбит обусловлены притяжением Земли и др. больших планет. Примером такого ИСС служит сов. автоматич. станция "Луна-1", выведенная 2 янв. 1959 на гиперболич. орбиту относительно Земли, прошедшая 4 янв. 1959 вблизи Луны на расстоянии ок. 6 тыс. км и вышедшая на эллиптич. орбиту вокруг Солнца с расстояниями афелия и перигелия, равными 196,9 и 146,1 млн. км соответственно, и с периодом обращения 450 сут. 2) Траектория космич. аппарата рассчитана так, что он пролетает вблизи к.-л. планеты; тогда до сближения с планетой космич. аппарат движется по отрезку почти эллиптич. орбиты. При сближении с планетой её притяжение переводит космич. аппарат на другую почти эллиптич. орбиту вокруг Солнца, по к-рой он будет двигаться, если не произойдёт последующее сближение с другой или этой же планетой. Пример - амер. автоматич. станция "Ма-ринер-2", запущенная 27 авг. 1962, прошедшая 14 дек. 1962 на расстоянии ок. 35 тыс. км от Венеры и вышедшая на планетную орбиту с расстояниями афелия и перигелия, равными 182,1 и 104,8 млн. км соответственно, и с периодом обращения 343 сут. 3) Траектория космич. аппарата рассчитана так, что он достигает поверхности или плотных слоев атмосферы к.-л. планеты и прекращает своё существование. Пример - сов. автоматич. станция "Венера-3", запущенная 16 нояб. 1965 и достигшая 1 марта 1966 поверхности Венеры.

См. также статьи Искусственные спутники Земли, Космические зонды, Космический летательный аппарат, Орбиты небесных тел, Орбиты искусственных космических объектов.

Ю. А. Рябов.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ, специальные языки, в отличие от естественных языков конструируемые целенаправленно; применяются для выполнения отд. функций естественного языка, в системах обработки информации и т. д. Различают информационные языки (см. Языки информационные) и меж-дунар.-вспомогат. языки. Идея создания международного языка зародилась в 17-18 вв. в результате постепенного уменьшения междунар. роли лат. яз. Первоначально это были преим. проекты рационального языка, освобождённого от логич. непоследовательностей живых языков и основанного на логич. классификации понятий. Позднее появляются проекты по образцу и материалам живых языков. Первым таким проектом был вола-пюк, созданный в 1880 нем. языковедом И. Шлейером. Наиболее известным из И. я. стал эсперанто - единственный И. я., получивший широкое распространение и объединивший вокруг себя активных сторонников международного языка. На эсперанто существует значит, переводная и даже оригинальная художеств. лит-pa. Из поздних И. я. наиболее известны: окциденталь (интерлингве), созданный в 1922 Э. Валем (Эстония), новиаль - в 1928 О. Есперсеном (Дания), интерлингва, созданный - а) итал. математиком Дж. Пеано в 1908; б) "Международной ассоциацией вспомогательного языка" в Нью-Йорке под руководством А. Гоуда в 1950.

По своей структуре проекты междунар. И. я. могут быть разделены на след, группы: 1) априорные языки - на основе логич. или эмпирич. классификаций понятий (ро, сольресоль), 2) смешанные языки - частично на основе слов, заимствованных из различных языков, частично на основе искусственно придуманных слов (волапюк), 3) языки, построенные преим. на основе интернац. лексики (эсперанто, идо, интерлингва и др.).

Е. А. Бокарев.

ИСКУССТВЕННЫЙ ГОРИЗОНТ, плоская горизонтально расположенная зеркальная поверхность, используемая при астрономич. наблюдениях; обычно - чаша с ртутью, реже - хорошо отполированное плоское стекло. И. г. обычно устанавливается на массивном фундаменте.

Применяется при наблюдениях с помощью меридианных инструментов для определения точки надира, коллимации и гну-тия трубы под влиянием её веса и др.

ИСКУССТВЕННЫЙ ЛЁД ,лёд, получаемый при помощи холодильных установок; см. Лъдопроизводство.

ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР, выбор наиболее ценных в хоз. отношении животных и растений к.-л. породы или сорта и использование их для дальнейшего разведения. Термин ввёл в 1859 Ч. Дарвин, создавший теорию И. о. и показавший, что это осн. фактор, обусловивший возникновение и дальнейшую эволюцию культурных растений и домашних животных. Ч. Дарвин доказал происхождение каждой группы сортов или пород и видов культурных растений и домашних животных от одного или немногих видов диких предков. Так, все домашние голуби возникли от дикого скального голубя, все породы кур - от дикого банкивского петуха, все сорта капусты - от 2-3 близких диких форм. Доказательством развития породы или сорта под воздействием человека служит факт наибольшего изменения у них хозяйственно-ценных признаков. Различают И. о. бессознательный и методический. Понятие бессознательного И. о. ввёл Ч. Дарвин: уже первобытные скотоводы и земледельцы стремились сохранить наиболее ценные экземпляры животных и растений и получить от них потомство. Сохранение из поколения в поколение лучших животных обеспечивало воспроизводство стада, высев лучших семян надёжнее обеспечивал урожай. Отбором автоматически подхватывались и распространялись в породе или сорте все мутации, к-рые усиливали хозяйственно-важные свойства организмов или ослабляли вредные (с точки зрения человека) признаки. В то же время носители вредных для породы или сорта уклонений неизбежно устранялись в процессе элиминации (уничтожения) менее ценных особей.

Следовательно, бессознательный И. о. по механизму действия (сохранение более приспособленных форм) и по результату (приспособление организмов ко всему комплексу окружающих их условий, включая в данном случае и деятельность человека) близок к естественному отбору. Бессознательный И. о. в ряде случаев оказывается побочным результатом био-технич. мероприятий или генетич. экспериментов. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 1963 в результате массового применения ядохимикатов среди насекомых - вредителей с. х-ва произошёл отбор на рези-стентность к действию ядов, и, помимо воли человека, 47 видов стали устойчивыми к ДДТ. Методический И. о. в Европе начали использовать во 2-й пол. 18 в. в связи с интенсификацией с. х-ва. Он отличается от бессознательного целенаправленностью (выделяют особи по определённому признаку или их комплексу). Методич. отбор - осн. метод выведения сортов с.-х. растений и пород домашних животных. Применяют массовый и индивидуальный методич. отбор. При массовом отборе выбраковываются все особи, не соответствующие принятому для породы или сорта стандарту. В результате, несмотря на постоянно идущий мутационный процесс, группа организмов, среди к-рых ведётся И. о., поддерживается на заданном хоз. уровне, однако совершенствование отбираемых признаков происходит обычно медленно. Более эффективен индивидуальный методич. отбор, при к-ром каждая родительская форма оценивается не только по собств. качествам, но и по способности передавать их потомкам. Индивидуальный И. о., кроме выбора более ценных особей, т. е. собственно отбора, включает и подбор родительских пар, сопровождаемый в животноводстве оценкой производителей по потомству, при помощи к-рой осуществляется контроль генетич. свойств родителей.

Большинство новых мутаций рецессивно, поэтому наиболее эффективным методом быстрого закрепления у потомков ценных свойств родителей является инбридинг - подбор и скрещивание производителей, состоящих в близком родстве. Этим обеспечивается также гомо-зиготностъ генов, определяющих признаки, по которым ведётся отбор. Однако при инбридинге в гомозиготное состояние неизбежно переходят и другие рецессивные аллели, что приводит к проявлению в фенотипе нежелательных признаков; кроме того, высокая гомозигот-ность уменьшает генотипич. разнообразие и приближает генетич. состояние пород и сортов к состоянию чистой линии. Тем самым снижается эффективность отбора. Для устранения вредных последствий инбридинга применяется аутбридинг - неродственное скрещивание, при помощи к-рого повышается гетерозиготность организмов по рецессивным аллелям. Поскольку при индивидуальном методическом И. о. в каждом поколении отбираются лучшие организмы, стойко передающие свои качества потомкам, признаки, по к-рым ведётся отбор (на основе того же генетического механизма, что и при бессознательном отбор