загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ми формами: строматопороидеями (внешне похожими на совр. гидроидных полипов), табулятами, четырёхлучевыми кораллами (ругозы) и др. Остатки ископаемых червей очень редки; обычно находят только следы их жизнедеятельности: ходы, известковые трубки и т. д., на основании к-рых трудно установить строение самих червей; лишь единичные находки форм, близких к современным, в кембрийских отложениях Сев. Америки доказывают значит, древность и разнообразие этой группы уже в то время. Моллюски известны с нижнего палеозоя, но особенно развивались в мезозое и кайнозое; наиболее высокоорганизованные из них - головоногие моллюски - были представлены в палеозое наутилоидеями и близкими к ним группами, а также примитивными аммоноидеями, давшими начало настоящим аммонитам, изобиловавшим в мезозойских морях. В мезозое немалую роль играли и белемниты, возникшие ещё в палеозоеот бактритоидей. К этой же ветви моллюсков принадлежат совр. каракатицы и кальмары. Мшанки и плеченогие хорошо известны с палеозоя; плеченогие, особенно многочисленные в палеозое, населяли обычно прибрежную зону морей, иногда образуя раковинные банки и слагая мощные толщи известняков. Членистоногие в древнем палеозое были представлены группами трилобитов и эвриптерид; начиная с девона появляются и др. классы членистоногих - насекомые, паукообразные и др., остатки к-рых вообще редки, но местами встречаются в значит, кол-вах. Остатки иглокожих представлены в нижнепалеозойских отложениях примитивными группами (морские пузыри, карпои-деи и др.). Вероятно, от мор. пузырей или близких к ним форм возникли др. классы иглокожих, из к-рых морские лилии и бластоидеи были особенно развиты в палеозое, а морские ежи и звёзды - ъ более молодых отложениях мезозоя и кайнозоя (рис. 1-3).

Рис. 1. Ископаемые беспозвоночные животные: 1- четырёхлучевой коралл Саninia (кембрий, Подмосковье); 2 - археоциат Kotuyicyathus (кембрий, Сибирь); 3 - трилобит Bergeroniellus (нижний кембрий, Сибирь); 4 - скоршюно-образное Eurypterus (силур); 5 - аммонит Lytoceras (нижняя юра): а - вид сбоку, б - вид с устья; 6 - белемнит Pachyteuthis (юра, Подмосковье): а - общий вид, б - поперечный разрез; 7 - пле-ченогое Productus (карбон, Подмосковье); 8 - граптолиты Climacograptus и Мопо-graptus (спиралевидный,) (силур, Полярный Урал); 9 - цистоидея Echinoencrinus (ордовик, Прибалтика).

Рис. 2. Ископаемые позвоночные животные (реконструкция): 1 - гемицикласпис, 2 ботриолепис; 3 - капитозавр; 4 - парейазавр; 5 - ихтиозавр; 6 - рамфоринх; 7 диплодок; 8 - археоптерикс; 9 - саблезубый тигр; 10 - мамонт.

Рис. 3. Относительное количество известных современных и вымерших видов животных (площадь сектора, покрытая точками, пропорциональна относительному количеству видов, известных в ископаемом состоянии).

Реже встречаются в ископаемом состоянии остатки позвоночных животных. Наиболее древние, раннепалеозойские представители позвоночных принадлежат к бесчелюстным, к к-рым относятся и совр. миноги; несколько позднее появились настоящие рыбы, представленные в девонских отложениях акулоподобными панцирными, двоякодышащими, кисте-пёрыми и низшими лучепёрыми; костистые рыбы возникли лишь в мезозое. Первые остатки наземных четвероногих, сохранявших ещё нек-рые черты, сближавшие их с кистепёрыми, известны из самых верхних горизонтов девона Гренландии. В каменноугольных и пермских отложениях широко распространены остатки примитивных покрытоголовых земноводных - стегоцефалов и пресмыкающихся - котилозавров, зверозубых и дейноцефалов. Особенно богатые местонахождения таких форм в СССР - в пермских отложениях Сев. Двины, Заволжья. В конце палеозоя и начале мезозоя большинство покрытоголовых земноводных вымерло. В мезозое было особенно много разнообразных пресмыкающихся: крокодилов, черепах и особенно динозавров; были многочисленны водные пресмыкающиеся (ихтиозавры, плезиозавры и др.); существовали летающие пресмыкающиеся - птерозавры (рамфоринхи, птероно-дон), размеры к-рых (размах крыльев) колебались от 10 ел до 7 л и более. Одновременно уже существовали и первые зубастые длиннохвостые птицы, и мелкие примитивные млекопитающие, сохранившие в своей организации следы происхождения от пресмыкающихся. Бурное развитие птиц и млекопитающих наступило лишь с начала кайнозойской эры. Среди млекопитающих были такие своеобразные животные, как титанотерии, гигантские носороги (индрикотерии), мастодонты, трёхпалые лошади (гиппарио-ны), саблезубые тигры и мн. др.; нек-рые из них были предками ныне живущих.

Многочисл. местонахождения остатков этих животных в СССР обнаружены в Казахстане, на Украине, Кавказе, в Крыму и др. местах. В конце неогена появился человек.

Изменение животного и растительного мира (см. Ископаемые растения) во времени позволило расчленить историю Земли на геол. периоды. Изучение остатков некогда широко распространённых и относительно быстро изменявшихся животных даёт ключ к определению относит, возраста осадочных пород, без чего невозможно увязать разрезы отд. районов. Палеонтологический метод находит широкое применение при геологоразведочных работах, т. к. даёт основу для установления последовательности слоев и облегчает определение условий залегания того или иного полезного ископаемого (см. Стратиграфия). Приуроченность животных к определённым условиям существования позволяет составить представление об условиях, в к-рых происходило отложение осадков и связанных с ними полезных ископаемых, а также восстанавливать картины прошлого Земли и её развития. Находки остатков отд. животных, резко уклоняющихся от современных форм, дают ценный материал для выяснения путей развития крупных групп совр. животного мира (напр., изучение археоптерикса из юрских отложений позволяет понять происхождение и историю развития класса птиц). См. также ст. Земля.

Лит.: Развитие жизни на Земле. Альбом наглядных пособий, М., 1947; Основы палеонтологии. Справочник для палеонтологов и геологов СССР, т. 1 - 15, М., 1958 - 64; Аугуста И., Буриан 3., По путям развития жизни, пер. с чеш., Прага. 1961; ДрущицВ. В., Обручева О. П., Палеонтология, 2 изд., [М.], 1971.

В. В. Меннер.

ИСКОПАЕМЫЕ ОСТАТКИ ОРГАНИЗМОВ, остатки и следы жизнедеятельности организмов прошлых геол. эпох. Известны разные формы сохранности И. о. о. Растения, особенно крупные, как правило, не захороняются в горных породах целиком; от них остаются разрозненные листья, обрывки ветвей, обломки стволов, шишки, плоды, отд. семена, споры, пыльца, очень редко - цветки. При уничтожении органич. вещества окислит, процессами (что происходит чаще всего) в горных породах от растений остаются только отпечатки (рис. 1,е), на к-рых иногда сохраняется обугленная плёнка (кутикула); после обработки её химич. реагентами под микроскопом видно клеточное строение эпидермиса и устьиц. При истлевании объёмных остатков растений (части стволов, шишки и др.) окружающий осадок заполняет образовавшуюся полость, создавая слепок. Реже происходит замещение остатков растений различными минералами (кальцитом, лимонитом, аморфным кремнезёмом, сидеритом и др.). Эти окаменелости сохраняют анатомия, структуру растений, что делает их особенно ценными для науки. Нек-рые водоросли имеют кремнёвый (диатомовые) или известковый (сифон-никовые, багряные) панцирь, к-рый остаётся после разложения органич. вещества.

Целые трупы животных или их части, позволяющие судить о строении не только скелета, но и мягких тканей, сохраняются лишь в отложениях антропогена. Известны находки хорошо сохранившихся остатков животных в областях распространения многолетней мерзлоты (мамонты, рыбы и др.),в озокерите - природном асфальтоподобном веществе, образующем иногда значит, скопления. Представление об организме дают и мумифицированные остатки. Значительно чаще и довольно хорошо (включая даже окраску на раковинах) сохраняются скелеты животных и их разрозненные части (рис. 1, а, 6). Известны случаи, когда в результате растворения скелетного остатка в породе возникает пустота, заполняемая тем или иным минеральным веществом. Получаемый слепок, передающий форму объекта, наз. наружным, или внешним, ядром. В тех случаях, когда сначала внутр. полость скелетного остатка, напр. раковины (рис. 2, а, б), заполняется, а потом раковина растворяется, получается внутр. ядро (рис. 2, в). Довольно частый случай возникновения окаменелостей - когда все имеющиеся в органич. остатке поры заполняются минеральными веществами, осаждёнными из водных растворов; ими часто заменяется и вещество самого скелета с сохранением его структуры (т. н. псевдоморфозы). Процесс минерализации И. о. о. наз. фоссилизацией. От беспозвоночных с хитиновым скелетом остаются тонкие обугленные прослои в породе (рис. 3). Иногда сохраняются разнообразные следы жизнедеятельности организмов: следы ползания, хождения, сверления, остатки трапез хищников, экскременты ископаемых животных и пр. Сохранность остатков зависит от строения организма и условий его захоронения (лучше сохраняются прочные, массивные скелеты или пористые, быстро пропитываютциеся минеральными солями), а также от быстроты захоронения в осадке и степени изоляции от различных разрушающих агентов. Сохранность И. о. о. в водных бассейнах значительно лучше, чем на суше, где организмы вообще сохраняются лишь в условиях многолетней мерзлоты или мумифицируясь в пустынях или особых консервирующих средах (озокерите, янтаре).Раздел палеонтологии и историч. геологии, изучающий процессы образования местонахождений ископаемых организмов, наз. тафономией.

Лит.: Ефремов И. А., Тафономия и геологическая летопись, кн. 1, М.-Л., 1950 (Тр. Палеонтологического института, т. 24); Криштофович А. Н., Палеоботаника, 4 изд., Л., 1957; Палеонтология беспозвоночных, М., 1962; Abel О., Vorzeitliche Lebensspuren, Jena, 1935. В. Н. Шиманский.

Рис. 1. Формы сохранности организмов: a- раковина ископаемого головоногого моллюска (полная сохранность скелета); б - обызвествлённый кончик челюсти ископаемого головоногого моллюска (сохранность части скелета); в - отпечаток листа растения.

Рис. 2. Раковина двустворчатого моллюска (а, 6) и внутреннее ядро (в).

Рис. 3. Обугленный остаток скелета граптолита.

ИСКОПАЕМЫЕ РАСТЕНИЯ, растения прошлых геол. периодов, остатки к-рых сохранились в отложениях земной коры. Изучение И. р.- предмет палеоботаники. В целом виде сохраняются низшие растения (водоросли и бактерии, рис. 1, 2, 3), из высших - редко мхи (рис. 4) и нек-рые мелкие формы, от крупных высших растений - только их разрозненные части: стебли, кора, листья, цветки, плоды, семена, споры и пыльцевые зёрна (рис. 5-10). Эта фрагментарность остатков И. р. сильно затрудняет их изучение. Обычно И. р. встречаются в отложениях болот, озёр, рек, а также в известковистых и кремнистых отложениях источников, реже в янтаре и лавах, а также в прибрежно-морских отложениях наряду с ископаемыми животными. Чаще всего в ископаемом состоянии встречаются остатки древесных растений, росших недалеко от водоёмов, а также водные растения и травы, обитавшие в водоёмах и по их берегам. От растений, произраставших вдали от водоёмов, а также растений высокогорных поясов и травянистых равнин в ископаемом состоянии сохранились в основном пыльца и обломки древесины. Т. о., скопления остатков И. р. могут дать лишь частичное представление о растит, покрове прошлого, преим. о древесных формах и о растениях, обитавших .вблизи водоёмов.

Степень сохранности остатков зависит и от геол. возраста включающих И. р. пород. Нек-рые части И. р. антропогена - древесина, плоды, листья - имеют почти все свойства только что отмерших растений: режутся ножом, в известной мере сохраняют первонач. цвет и т. п. (см. Ископаемые остатки организмов), Объекты, сохранившие анатомич. строение, исследуют на тонких шлифах или срезах при помощи микроскопа, также изучают и кутикулу, на к-рой отпечатались клетки эпидермиса, мелкие одноклеточные или колониальные водоросли (диатомовые, синезелёные, жгутиковые), споры и пыльцу растений. Для исследования более крупных остатков пользуются обычно лупой или бинокулярным микроскопом. Осн. внимание при изучении листьев обращают на детали их строения - жилкование, форму листа, распределение устьиц, форму клеток эпидермиса листа и т. д.

К И. р. применяют те же методы классификации, что и к совр. растениям. Однако мн. И. р. принадлежат к ныне вымершим классам и семействам растений. Разрозненность вегетативных частей и органов размножения И. р., изменения, происшедшие с ними, их фрагментарное состояние нередко делают невозможным отнесение тех или иных находок к определённым систематич. группам растений и заставляют временно применять к ним искусств, классификацию, объединяя их по внеш. сходству. При этом различные по своему происхолсдению растения могут быть отнесены к одному "роду", обычно наз. формальным, и наоборот, части одного и того же растения могут быть отнесены к различным "родам". Напр., у лепидодендронов различные формы сохранения их стволов выделяются как "роды" Knorria, Bcrgeria, Aspidiaria. Своеобразные корнеподобные образования мн. лепидофитов (Sigillaria, Bothro-dendron и др.) объединяются в "род" Stigmaria; слепки внутр. полости кор-даитов наз. Artisia. Искусственно классифицируют споры и пыльцу из палеозойских и в значит, мере из мезозойских отложений. К растениям палеогена и особенно неогена, а также антропогена искусств, классификация в СССР почти не применяется.

Рис. 1. a - железобактерии из протерозоя Сев. Америки; б - известковый панцирь водоросли Dactylo-рога из эоцена Парижского бассейна; в - отпечаток на глине бурой водоросли Cysto-seira partschii из миоцена Сев. Кавказа.

Рис. 2. Диатомовые водоросли из трепела третичной системы.

Рис. 3. Обызвествлённые оогонии харовых водорослей Sycidium (а, б, д, е) и Trochiliscus (в, г) из девонских отложений Ленинградской области.

Рис. 4. Мох-печёночник из каменноугольных отложений Англии с сохранённым анатомическим строением.

Изучение И. р. установило присутствие бактерий и одноклеточных водорослей в отложениях архея и протерозоя, т. е. более 3 млрд. лет назад. Наземные растения появились, возможно, в кембрии - ордовике и, несомненно, в силуре. Для начала девонского периода установлено преобладание простейших высших споровых - псилофитов. Почти одновременно возникли такие группы высших споровых растений, как плауновидные, затем прапапоротники, а в конце девона членистостебельные и праголосеменные (археоптерис) и, наконец, птеридоспер-мы. Последние наряду с папоротниками, плауновидными и членистостебельнымн приобрели широкое распространение в карбоне, где многие из них были представлены древовидными формами. Хвойные, гинкговые, цикадовые и беннеттитовые появились в пермском или в конце каменноугольного периода, но достигли макс, развития в мезозое. Остатки покрытосеменных растений известны уже из нижнемеловых отложений, однако господствующее положение эти группы растений заняли в позднемеловую эпоху.

Большинство высших споровых и голосеменных растений палеозоя и частично мезозоя принадлежит к вымершим классам, порядкам и сем. растений. Из совр. сем. папоротников раньше других появились Marattiaceae, Osmundaceae, Schizaeaceae, затем Cyatheaceae, Dipteridaceae, тогда как Polypodiaceae - гораздо позже. Нек-рые роды растений, существовавшие в мезозое, живут до сих пор, напр.: хвощ Equisetum, папоротники Osmunda, Gleichenia, голосеменное растение гинкго. В начале третичного периода сформировались почти все ныне живущие роды растений. Совр. виды появились только в неогене; в плиоцене их число ужезначительно. Во 2-й пол. третичного и в четвертичном периоде происходили преим. образование совр. видов, вымирание древних, некогда широко распространённых растений, сохранившихся теперь как реликты (Taxodium, Metasequoia, Sequoia, Ginkgo, Liriodendron, Cercidiphyllum), и особенно геогр. перераспределение растительного покрова, принявшего совр. вид по окончании ледниковой эпохи.

Рис. 5. Отпечатки листьев: а - папоротниковидное семенное растение Neuropteris gigantea из каменноугольных отложений Западной Европы; б - Ginkgo sibirica из юрских отложений Иркутского бассейна; в - каштанодуб Dryophyllum dewalquei из палеоценовых отложений близ г. Камышина; г - Cinnamomum ucrainicum из эоценовых отложений Украины; д - бук Fagus orientalis из миоценовых отложений Донецкого бассейна.

Эволюция низших споровых растений происходила более замедленными темпами; почти все типы водорослей уже существовали в древнейшие периоды жизни Земли. Только диатомовые и кокколи-товые одноклеточные водоросли появились, видимо, в юре. Из девона уже известны разнообразные харовые водоросли (Trochiliscus, Sycidium), в мезозое произошло бурное развитие сифоннико-вых водорослей, панцири к-рых образуют мощные скопления в триасовых отложениях Тироля и Ломбардии, а в кайнозое - багряных, или красных, водорослей, участвующих вместе с кораллами в построении рифов. В докембрии были широко распространены рифообразующие колониальные синезелёные водоросли, постройки которых наз. строматолитами, а также мельчайшие одноклеточные формы.

Рис. 6. а - основание ствола сигиллярии из каменноугольных отложений Западной Европы, сохранившееся в виде каменного слепка; б - отпечаток коры лепидодендрона Lepidodendron aculeatum из Донецкого бассейна.

Рис. 7. Пень сигиллярии с корневидными отростками-стигмариями, сохранившийся в виде каменного слепка.

Рис. 8. Споры и пыльцевые зёрна, сохранившиеся в углях и горных породах: а - женская спора (мегаспора) и б - мужская спора (микроспора) плаунового растения из каменноугольных отложений; в - пыльцевое зерно хвойного ц(микро-спора) из пермских отложений; г - микроспора папоротника из меловых отложений; д - пыльцевое зерно кедра из меловых отложений, е - грецкого ореха, ж - ильма, з - падуба из третичных отложений. Размеры от 20 мкм (пыльцевые зёрна) до 1 - 2 мм (мегаспора).

Рис. 9. Цветок Cinnamomum scheuchzeri из эоценовых отложений Прибалтики, сохранившийся в янтаре.

Рис. 10. а - лигнитизированный серый орех Juglans cinerea из плиоценовых отложений; 6 -семена Tetrastigma chandleri семейства виноградных из олигоценовых отложений; в - кутикула хвойного Libocedrus из миоценовых отложений (вид под микроскопом).

И. р. образуют скопления полезных ископаемых, используемых в пром-сти (залежи торфа, бурых и кам. углей, горючих сланцев); отложения панцирей различных диатомовых водорослей образуют залежи диатомитов. Изучение И. р. даёт представление о составе и распределении растит, покрова Земли в прошлом и намечает этапы эволюции растений. Состав и распределение флоры в каждой геол. системе и её более дробных подразделениях позволяют (наряду с данными об ископаемых животных и даже при их отсутствии) определять возраст геол. отложений, что имеет особое значение для континентальных образований.

Лит.: Криштофович А. Н., Палеоботаника, 4 изд., Л., 1957; Основы палеонтологии. Водоросли, мохообразные, псилофитовые, плауновидные, членистостебельные, папоротники, М., 1963; Основы палеонтологии. Голосеменные и покрытосеменные, М., 1963; Палеопалинология, под ред. И. М. Покровской, т. 1 - 3, Л., 1966; Палеозойские и мезозойские флоры Евразии и фитогеография этого времени, М., 1970; Съюорд А. Ч., Века и растения. Обзор растительности прошлых геологических периодов, пер. [с англ.], Л.- М., 1936; Sеward А. С., Fossil plants, v. 1-4, Camb., 1898 - 1919; Goth an W., We у land H., Lehrbuch der Palaobotanik, 2 Aufl., В., 1964. A. H. Криштофович.

ИСКОРОСТЕНЬ, древнерусский город; см. Коростенъ.

ИСКОСОЛ, Исполнительный комитет Совета солдатских депутатов 12-й армии Северного фронта, создан 9(22) марта 1917 в Риге на собрании солдат и офицеров - представителей воинских частей 12-й армии. Руководство И. захватили меньшевики и эсеры. В мае И. объединился с контрреволюционным Исполкомом Совета офицерских депутатов 12-й армии. Поддерживал политику бурж. Врем, пр-ва. В дни вооруж. восстания в нояб. 1917 стал контрреволюц. центром в Латвии. С.-д. Латвии и большевики 12-й армии выступали против контрреволюц. руководства И., левый блок революц. русских и латышских воинских частей армии потребовал переизбрания И. 15(28) нояб. 1917 на Чрезвычайном съезде Советов 12-й армии в Цесисе (Вен-дене) был избран новый И. 80% его составили большевики во главе с комиссаром латышских стрелков С. М. Нахимсоном. В февр. 1918 в связи с демобилизацией старой армии И. прекратил свою деятельность.

ИСКРА Захарий Юрьевич (ум. ок. 1730), один из предводителей правобережного укр. казачества, казацкий полковник (кодацкий, затем корсунский). В 1702- 1704 вместе с казацкими полковниками Палием, Самусем и Абазиным возглавил крест.-казацкое восстание в Подолии, Брацлавщине, на Волыни, направленное против польско-шляхетского гнёта. После подавления восстания перешёл на Левобережную Украину. В 1708 арестован И. С. Мазепой в связи с делом В. Л. Кочубея. Впоследствии занимал старшинские должности.

ИСКРА Иван Иванович, казацкий полковник (полтавский). В авг. 1707 И. передал рус. властям донесение В. Л.Кочубея об измене гетмана И. С. Мазепы, о его тайных сношениях с польским и шведским королями. Однако Мазепе удалось представить это донесение как клевету. Узнав о грозящей ему опасности, И. вместе с Кочубеем бежал с Украины, но был арестован русским пр-вом, выдан Мазепе и казнён по его приказу близ села Борщаговка (ныне Погреоищенского района Винницкой обл.) 15(26) июля 1708.

ИСКРА из Брандиса (Jiskra z Brandysa) Ян (г. рожд. неизв. - ум. после 1468), словацкий гос. деятель. Один из военачальников таборитов. В 1437 во главе наёмного войска (из бывших таборитов) совершил поход против турок. В 1440-52 верховный гетман венг. короля в Словакии. В 1454 возглавил борьбу словацких феодалов против аптифеод. движения (т. н. движения братиков). В 1462 заключил договор с венг. королём Матиашем Хуньяди и за отказ от власти в Словакии получил земли в Трансильвании.

Лит.: Dejiny Slovenska, [sv.] 1, Brat., 1961.

"ИСКРА", первая общерусская политич. марксистская нелегальная газета, созданная В. И. Лениным в 1900. По плану, выработанному Лениным в ссылке (с. Шушенское) в 1899-1900 газета должна была помочь преодолеть идейный разброд и организац. раздробленность, кустарничество, царившие в эти годы в деятельности росс, с.-д-тии, освободить с.-д-тию от засилья оппортунистич. элементов ("экономистов" и т. п.), придать стихийному рабочему движению целенаправленность, сплотить местные с.-д. орг-ции и группы на принципах революц. марксизма. Ленин имел в виду сделать "И." организатором революц. марксистской партии рабочего класса России, к-рый мог решить стоящие перед ним историч. задачи. После окончания ссылки (29 янв. 1900) Ленин посетил Уфу, Москву, Петербург, Н. Новгород, Самару, Сызрань, Подольск, Ригу, Смоленск для установления связей с с.-д. и ознакомления их с планом; в апреле 1900 провёл Псковское совещание (Л. Мартов, А. Н. Потресов, П. Б. Струве и др.), на к-ром был одобрен ленинский "Проект заявления редакции „Искры" и „Зари"". После совещания Ленин проделал большую работу по организации повсеместной сети корреспондентов будущей газеты. В июле 1900 в Швейцарии Ленин начал переговоры с группой "Освобождение труда", совместно с к-рой было решено издавать газету.

В редакцию вошли: В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, Л. Мартов, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, А. Н. Потресов. Секретарём сначала была И. Г. Смидо-вич-Леман, а с апр. 1901 - Н. К. Крупская. Вдохновителем и руководителем газеты был Ленин; он писал статьи в "И." по важнейшим вопросам строительства партии и революц. движения (за 1900-03 в "И." опубл. более 50 его статей). Ленин определял идейно-политич. направление газеты, разрабатывал план каждого её номера, редактировал статьи, находил авторов, заботился о транспортировке газеты в Россию.

Местопребыванием редакции "И." был избран Мюнхен. Первый номер "И." датирован дек. 1900, он был набран и свёрстан в Лейпциге к 11(24) дек. С сер. 1901 "И." выходила ежемесячно, а с 1902 - каждые 2 недели. В среднем тираж был 8 тыс. жз., а нек-рых номеров - до 10 тыс. Заграничная агентура царской охранки напала на след газеты, поэтому в апр. 1902 редакция переехала из Мюнхена в Лондон, а через год - в Женеву. Кроме газеты, редакция "И." издавала журнал "Заря", а также выпустила за три года св. 50 книг, брошюр и прокламаций. Большую помощь в организации издания "И." оказали герм. с.-д. К. Цеткин, А. Браун, польский революционер Ю. Мархлевский и англ. с.-д. К. Квелч.

Для помощи редакции "И." в России первоначально были созданы 3 группы содействия: южная (в Полтаве), северная (в Пскове), восточная (в Уфе). Они получали и распространяли газету и др. лит-ру, собирали деньги, посылали корреспонденции, организовывали явки, устанавливали связи с рабочими, отдельными с.-д., различными орг-циями. Затем был создан опорный пункт в Москве; возникли искровские группы в Киеве, Баку, Кишинёве и др. городах. В Россию "И." (печатавшаяся на тонкой бумаге) переправлялась: через сканд. страны - в Архангельск, через Кенигсберг в Каунас, через Львов в Киев, через Румынию, Болгарию в Одессу, через Александрию в Херсон, через Марсель в Батуми, из Вены через Тебриз (Тавриз) в Баку. Способы транспортировки - в чемоданах с двойным дном, в переплётах книг, в непромокаемых мешках, в бочках, к-рые сбрасывали с пароходов в рус. портах и затем вылавливали, и т. п.

Были организованы 3 подпольные типографии - в Кишинёве, Умани и Баку (т. н. "Нина"), к-рые перепечатывали отд. номера "И." и материалы газеты; тиражи достигали 10-12 тыс. экз. Редакция установила контакт почти со 100 городами и насел, пунктами. Небольшие искрочские группы возникли во мн. городах страны. В 44 номерах газеты, вышедших до 2-го съезда РСДРП, помещено ок. 500 корреспонденции рабочих из Петербурга, Москвы, Центр, и Южного пром. р-нов страны. Постоянными отделами в газете были: "Из партии", "Из нашей общественной жизни", "Хроника рабочего движения и письма с фабрик и заводов", "Из деревни", "Иностранное обозрение", "Почтовый ящик".

"И." явилась выразителем революц. задач новой ист. эпохи. Эпиграфом газеты были слова, взятые из ответа декабристов А. С. Пушкину: "Из искры возгорится пламя". "И." разносторонне освещала внутреннюю жизнь России. Газета помогала рабочим, крестьянам, передовой интеллигенции правильно разобраться в событиях, происходивших в стране, воспитывала боевой, революц. дух; стала трибуной всенар. обличений самодержавного строя. Она защищала революц. марксистскую теорию от оппортунизма (бернштейнианства, "экономизма"), настойчиво и последовательно внедряла со-циалистич. сознание в массы пролетариата, вела принципиальную борьбу против бурж. либерализма и мелкобурж. идеологии эсеров. "И." обратила серьёзное внимание на парт, работу среди крестьян и солдат; боролась с национализмом, нац. рознью, нац. гнётом, колониализмом; выступала пламенным проповедником идеи пролет, интернационализма. "И." поддерживала и пропагандировала передовую демократич. культуру, осуществляла связь революции и прогрессивной лит-ры. Большое внимание газета уделяла важным событиям междунар. жизни, особенно междунар. рабочему и нашгонально-освободительному движению.

Вся деятельность "И." была направлена на борьбу за создание революц. партии пролетариата. Редакция "И." после острой полемики между Лениным и Плехановым выработала марксистскую программу (опубл. в июне 1902) н устав партии. В янв. 1902 в Самаре было создано Бюро Рус. орг-ции "Искры". "И." поставила задачу завоевания с.-д. комитетов и орг-ции, к-рых насчитывалось в это время до 50; стала идейным и организационным центром рус. марксистов, росс. рабочего движения. Вокруг газеты сложилась сеть агентов, к-рые распрост- раняли газету по стране, направляли в редакцию корреспонденции, организовывали искровские группы. Агенты "Искры"составили в дальнейшем ядро большевистской партии. С весны 1902 "И." начала подготовку 2-го съезда РСДРП. Съезд, состоявшийся летом 1903, в спец. постановлении отметил исключит. роль "И." в борьбе за создание партии, объявил её центр. органом РСДРП; избрал редакцию "Искры" в составе Ленина, Плеханова и Мартова. Последний настаивал на сохранении 6 прежних редакторов и отказался работать. 46- 51-й номера "И." вышли под редакцией Ленина и Плеханова. 18(31) окт. Плеханов, выступая за мир с оппортунистами, потребовал кооптации в редакцию всех бывших редакторов. Ленин не мог согласиться с нарушением воли съезда и 19 окт. (1 нояб.) заявил о своём выходе из редакции "И.". 52-й номер "И." вышел под редакцией одного Плеханова, 13(26) нояб. 1903 Плеханов едннолично кооптировал в состав редакции "И." всех бывших редакторов. С 53-го номера "И." перестала быть боевым органом революц. марксизма, стала газетой oппортунистов-меныпевиков; издание газеты прекратилось в окт. 1905 на 112-м номере. Большевики во главе с Лениным создали в дек. 1904 газ. "Вперёд", к-рая возродила революц. традиции "И." Ленин писал: "Большевизм провел за три года, 1900-1903, старую „Искру" и вышел на борьбу с меньшевизмом, как цельное направление" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 103). "...Никакая другая организация, кроме искровской,- говорил Ленин,- не могла бы в наших исторических условиях, в России 1900-1905 годов, создать такой социал-де- мократической рабочей партии, которая теперь создана" (там же, т. 16, с. 103). Борьба "И." за партию нового типа имела жизненно важное значение для создания подлинно революционной, марксистской пролетарской партии в России, для всего междунар. рабочего движения. См. также Большевистская печать.

Публ.: "Искра"., № 1 - 52, дек. 1900-нояб. 1903. Полный текст под ред. н с предасл. П. Лепешинского и со вступит, ст. Н. Крупской, в. 1 - 7, Л., 1925-29.

Лит.: Ленин В. И., Проект заявления редакции "Искры" и "Зари", Поли, собр. соч., 5 изд., т. 4; его же, Как чуть не потухла "Искра"?, там же; его же, Заявлени редакции "Искры", там же; его же Насущные задачи нашего движения, там же его же, С чего начать?, там же, т. 5; Крупская Н. К., Воспоминания оЛенине, М., 1957; Волин М., Ленинская "Искра" (1900-1903), М., 1964; Степанов В. Н., Ленин н Русская организация "Искры" 1900-1903, М., 1968; История КПСС, т. 1, М., 1964; Ленинская "Искра". К семидесятилетию со дня выхода первого номера, М., 1970 (библ. с. 241-43).

М. II. Кузнецов

"ИСКРА", русский еженедельный сатирический журнал, выходивший в Петербурге в 1859-73. Издатели - В. С. Курочкин и Н. А. Степанов (вышел из состава редакции в 1864). В "И." сотрудничали Н. С. Курочкин, Д. Д. Минаев, Г. 3. Елисеев, Г. И. Успенский и др., реже - Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский. "И." выступала с революц.-демократич. позиций против крепостничества и либерализма.Закрыта пр-вом за "вредное направление".

Лит.: Поэты "Искры". [Вступ. ст. И. Г. Ямпольского], т. 1 - 2, Л., 1955; Лебедева Г. М., Сатирический журнал "Искра", М., 1959; ЯмпольскийИ., Сатирическая журналистика 1860-х годов, М., 1964.

ИСКРИВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА, изменение нормальной конфигурации позвоночника, влекущее за собой нарушение осанки. Позвоночник взрослого нормально сложённого человека имеет ряд изгибов, формирующихся в детском возрасте. При ряде патологич. процессов И. п. могут происходить как по линии углубления физиологич. изгибов, так и в боковом направлении (сколиоз). Такие И. п. развиваются вследствие слабости мышечно-связочного аппарата, врождённой или возникающей при некоторых заболеваниях (напр., полиомиелит), при неправильном внутриутробном формировании скелета, а также под влиянием статических нарушений (постоянной неправильной позы ребёнка во время занятий и т. п.). Важное профилактич. значение имеет правильное физич. воспитание ребёнка. Основным методом лечения И. п. являются лечебная гимнастика и массаж.

ИСКРОВАЯ КАМЕРА ,прибор для наблюдения и регистрации траекторий (треков) заряженных частиц. Широко используется для исследования ядерных частиц, ядерных реакций, элементарных частиц и космических лучей. В простейшем варианте И. к. представляет собой две плоскопараллельные пластины - электроды, пространство между к-рыми заполнено газом (чаще Не, Ne или их смесью). Площадь пластин от десятков см2 до неск. м2. Одновременно с прохождением частицы или с нек-рым запозданием (~ 1 мксек) на электроды И. к. подаётся от импульсного генератора короткий (10-100 нсек) высоковольтный импульс напряжения. В рабочем объёме И. к. создаётся сильное электрич. поле (5-20 кв/см). Импульс подаётся по сигналу системы детекторов (сцинтилля-ционные детекторы, черепковские счётчики и т. п.), выделяющих исследуемое событие. Электроны, возникшие вдоль траектории частицы в процессе ионизации атомов газа, ускоряются полем, ионизуют и возбуждают атомы газа (ударная ионизация). В результате на очень коротком пути образуются электронно-фотонные лавины, к-рые в зависимости от амплитуды и длительности импульса либо перерастают в видимый глазом искровой разряд, либо создают в газе локально светящиеся области небольшого объёма.

Узкозазорная И. к. (расстояние между электродами ~ 1 см) обычно состоит из большого числа одинаковых искровых промежутков. Искровые разряды распространяются перпендикулярно электродам (рис. 1). Цепочка искп даёт направление траектории (рис. 2, 3).

Рис. 1. Схема узкозазорной искровой камеры (слева). Рис. 2. Трек частицы в узкозазорной искровой камере (справа).

Рис. 3. Искровая камера, установленная в ЦЕРНе (Европейском центре ядерных исследований, Швейцария).

Рис. 4. След частицы в трековой искровой камере.

Рис. 5. Следы частиц в стримерной искровой камере.

В трековой И. к. (расстояние между электродами 3-50 см) искровой разряд точно следует в направлении траектории частицы. Электронно-фотонные лавины, развивающиеся от первичных электронов, в этом случае сливаются в узкий светящийся канал, идущий вдоль трека (рис. 4).

В стримерной И. к. (расстояние между электродами ~ 5-20 см) лавины от электронов на треке развиваются независимо друг от друга н сопровождаются локальным свечением газа. При кратковременном импульсе (~10 нсек) напряжения между электродами И. к. удаётся получить достаточно яркие для фотографирования светящиеся каналы - стримеры, длиной от 3 до 10 мм (рис. 5).

И. к. позволяет, помимо траектории, в ряде случаев определять ионизующую способность частиц. Помещённая в магнитное поле И. к. служит для определения импульсов частиц по кривизне их траекторий (рис. 2). И. к. могут работать при очень интенсивных потоках заряженных частиц на ускорителях, т. к. время их памяти (время сохранения в объёме газа электронов ионизации) может быть уменьшено до 1 мксек. С другой стороны, И. к. способны работать с большой частотой, т. к. их мёртвое время (время восстановления камеры после срабатывания) составляет всего неск. мсек.

Кроме фотографирования, в И. к. широко применяют др. методы съёма информации, позволяющие, в частности, передавать данные с И. к. непосредственно на электронные вычислительные машины (ЭВМ) и автоматически их обрабатывать. Напр., в проволочных И. к., имеющих электроды в виде ряда тонких нитей, расположенных на расстоянии ~ 1 мм друг от друга, появление искры сопровождается разрядным током в близлежащей нити; эта информация позволяет определить координаты искры и может быть передана непосредственно на ЭВМ.

В акустических И. к. с помощью установленных вне зазора пьезо-кристаллов улавливают ударную волну в газе, возникающую в момент искрового пробоя. Интервал времени между появлением искры и сигналом в пьезо-кристалле позволяет определить расстояние искры от кристалла, т. е. координаты искры. Здесь также часто осуществляют непосредственную связь пьезо-датчиков с ЭВМ.

Лит.: Искровая камера, М., 1967; К а-лашниковаВ. И., КозодаевМ. С., Детекторы элементарных частиц. М., 1966 (Экспериментальные методы ядерной физики, [ч. 1]). М. II. Дайон.

ИСКРОВОЙ ПРОМЕЖУТОК, воздушный промежуток, разделяющий электроды в установках высокого напряжения. Различают защитные и отделительные И. п. 3ащитный И. п. предохраняет изоляцию от перенапряжений и воздействия электрич. дуги. В нём (рис. 1, а) металлич. электроды 1и 2 включаются параллельно защищаемой изоляции. Изолятор не подвергается воздействию дуги, т. к. она горит в воздушном промежутке l(к-рый меньше l1)- По форме электродов защитные И. п. разделяются на стержневые (рис. 1,a) и кольцевые (рис. 1,6). Отделительный И. п. - осн. элемент вентильного разрядника (см. Разрядник вентильный), ограждающий рабочее сопротивление PC разрядника (рис. 2,а) от воздействия номинального напряжения установки. Сопротивления R служат для выравнивания распределения напряжения по И. п. (ИП). Волна перенапряжения отводится в землю через рабочее сопротивление PC, дуга сопровождающего тока пром. частоты (50 гц) гасится благодаря разбивке её на короткие дуги единичных И. п. (рис. 2,6). Отделит. И. п. группируется из2, 4, 6 и т. д. единичных И. п. Воздушный промежуток единичного И. п. обычно ок. 1 мм; число их устанавливают из расчёта: один промежуток на 1 кв номинального напряжения установки.

Рис. 1. Защитный искровой промежуток: а - стержневой; 6 - кольцевой.

Рис. 2. Вентильный разрядник: а - схема искрового промежутка; б - единичный искровой промежуток.

ИСКРОВОЙ РАЗРЯД, искра, одна из форм электрич. разряда в газах; возникает обычно при давлениях порядка атмосферного и сопровождается характерным звуковым эффектом - "треском" искры. В природных условиях И. р. наиболее часто наблюдается в виде молнии. И. р. в собственном смысле этого термина происходит, если мощность питающего его источника энергии недостаточна для поддержания стационарного дугового разряда или тлеющего разряда. В этом случае одновременно с резким возрастанием разрядного тока напряжение на разрядном промежутке в течение очень короткого времени (от неск. мксек до неск. сотен мксек) падает ниже напряжения погасания И. р., что приводит к прекращению разряда. Затем разность потенциалов между электродами вновь растёт, достигает напряжения зажигания И. р. и процесс повторяется. В других случаях, когда мощность источника энергии достаточно велика, так лее наблюдается вся совокупность явлений, характерных для И. р., но они являются лишь переходным процессом, ведущим к установлению разряда другого типа - чаще всего дугового.

И. р. представляет собой пучок ярких, быстро исчезающих или сменяющих друг друга нитевидных, часто сильно разветвлённых полосок - искровых каналов.

Эти каналы заполнены плазмой, в состав к-рой в мощном И. р. входят не только ионы исходного газа, но и ионы вещества электродов, интенсивно испаряющегося под действием разряда. Механизм формирования искровых каналов (и, следовательно, возникновения И. р.) объясняется стримерной теорией электрич. пробоя газов. Согласно этой теории, из электронных лавин, возникающих в электрич. поле разрядного промежутка, при определённых условиях образуются стримеры - тускло светящиеся тонкие разветвлённые каналы, к-рые содержат ионизированные атомы газа и отщеплённые от них свободные электроны. Стримеры, удлиняясь, перекрывают разрядный промежуток и соединяют электроды непрерывными проводящими нитями. Происходящее затем превращение стримеров в искровые каналы сопровождается резким возрастанием силы тока и количества энергии, выделяющегося в них. Каждый канал быстро расширяется, в нём скачкообразно повышается давление, в результате чего на его границах возникает ударная волна. Совокупность ударных волн от расширяющихся искровых каналов порождает звук, воспринимаемый как "треск" искры (в случае молнии - гром).

Величины, характеризующие И. р. (напряжение зажигания, напряжение погасания, максимальная сила тока, длительность), могут меняться в широких пределах в зависимости от параметров разрядной цепи, величины разрядного промежутка, геометрии электродов, давления газа и т. д. Напряжение зажигания И. р., как правило, достаточно велико. Градиент напряжения в искре понижается от неск. десятков кв/см в момент пробоя до ~ 100 в/см спустя неск. микросекунд. Макс, сила тока в мощном И. р. может достигать значений порядка неск. сотен ка.

Особый вид И. р. - скользящий И. р., возникающий вдоль поверхности раздела газа и твёрдого диэлектрика, помещённого между электродами. Области скользящего И. р., в к-рых преобладают заряды к.-л. одного знака, индуцируют на поверхности диэлектрика заряды другого знака, вследствие чего искровые каналы стелются по поверхности диэлектрика (см. Лихтенберга фигуры). Процессы, близкие к происходящим при И. р., свойственны также кистевому разряду.

И. р. нашёл разнообразные применения в технике. С его помощью инициируют взрывы и процессы горения, измеряют высокие напряжения; его используют в спектроскопич. анализе, в переключателях электрич. цепей, для высокоточной обработки металлов (см. Электроискровая обработка) и т. п.

Лит. см. при ст. Электрический разряд в газах.

ИСКРОВОЙ РАЗРЯДНИК, безнакальный газонаполненный прибор, резко изменяющий свою электропроводность при возникновении разряда между электродами. И. р. применяют в качестве быстродействующего коммутатора (для защиты аппаратуры высоковольтных линий передачи электроэнергии и линий связи от опасных перенапряжений при грозовых и т. п. разрядах; для переключения высокочастотных и высоковольтных электрич. цепей и т. д.) в устройствах связи, локации, ядерной и экспериментальной физики и т. д. Конструкция И. р., применяемых в радиотехнике, проста; в стеклянном или керамич. баллоне, наполненном газом, расположены 2 или несколько электродов из тугоплавких металлов или их сплавов. Для наполнения применяются инертные газы, их смеси, водород, азот, кислород, воздух, пары воды. По сравнению с др. приборами аналогичного назначения И. р. имеют ряд преимуществ: отсутствие накала, практически мгновенная готовность к работе, высокая надёжность, малые габариты и масса, простота конструкции и технологии произ-ва. По принципу действия И. р. подразделяются на неуправляемые и управляемые. В неуправляемых И. р. (рис. 1) пробой происходит при определённых значениях напряжения, зависящего от конструкции прибора, в управляемых (рис. 2) - в определённой области напряжений при подаче импульсного напряжения на управляющий электрод.

Рис. 1. Неуправляемый искровой разрядник Р-28.

Рис. 2. Управляемый искровой разрядник Р-21; l- управляющий электрод.

Ю. В. Киселёв, В. В. Никитин

ИСКРОВОЙ СЧЁТЧИК, прибор для регистрации заряженных частиц, основанный на возникновении искрового разряда в газе при попадании в него заряженной частицы. Даёт информацию о прошедшей частице в виде электрического импульса и яркой искры вблизи траектории частицы. Искра сопровождается ударной волной и хорошо слышимым звуком. И. с. состоит из двух плоскопараллельных электродов, находящихся в герметизированном объёме, наполненном инертным газом (Аг) и парами органич. веществ (спирт, эфир и т. п.) при общем давлении 0,05 до 2 Mн/м2 (от 0.5 до 20 атм). На электроды подаётся постоянное напряжение (неск. кв). Электроны, возникшие в газе на пути частицы вследствие ионизации атомов газа, ускоряются полем, ионизуют атомы газа (ударная ионизация) и создают электронно-фотонные лавины, перерастающие в искровой пробой между электродами.

В отличие от Гейгера - Мюллера счётчика, где поле неоднородно и образовавшиеся электроны долго дрейфуют в область сильного электрич. поля и лишь у нити производят ударную ионизацию, в И. с. электрич. поле однородно и ударная ионизация может начаться в любой точке рабочего объёма. Это приводит к очень малым временам запаздывания разряда по отношению к моменту прохождения частицы [в И. с. с зазором 0,1- 0,2 мм и давлением 0,3-2 Мн/м2(3- 20 атм)] получены запаздывания 100- 10 нсек, что позволяет применить И. с. для измерений очень малых промежутков времени, напр, времени распада частиц. Однако И. с. обладают большим мёртвым временем (время восстановления И. с. после пробоя) ~ 1 мсек и поэтому не могут быть использованы в интенсивных потоках частиц.

Кроме описанных И. с. с плоскопараллельными электродами, являющихся предшественниками искровой камеры, существуют И. с. для сс-частиц. Катодом в нём служит металлич. пластинка, а анод в виде металлич. нити натягивается на изоляторах параллельно катоду на расстоянии 1,5-2 мм. Счётчик работает обычно в воздухе при атм. давлении. При облучении газоразрядного промежутка И. с. (3-частицами или у-квантами вследствие малой ионизующей способности электронов не наблюдается никакого эффекта. Если же между электродами счётчика пролетит а-частица, обладающая гораздо большей ионизующей способностью, характер разряда сразу же меняется и в месте пролёта сс-частицы проскакивает искра. Поэтому И. с. такого типа может быть применён для регистрации а-частиц в присутствии интенсивного 3- и 7-из лучений.

Время нарастания импульса мало (ок. 100 мсек); полная продолжительность импульса составляет обычно не менее 10-4 сек.

Лит. см. при ст. Искровая камера.

М. И. Дайон.

ИСКУССТВ ИНСТИТУТЫ, готовят сворческие и пед. кадры в области муз., театрального, изобразит, иск-ва и культурно-просветительной работы. В 1971 в СССР было 8 И. и.: Дальневосточный педагогический (организован в 1962), Уфимский (1968), И. и. Молд. ССР им. Г. Музическу (1963; на базе Кишинёвской консерватории, осн. в 1940), И. и. Казах. ССР им. Курмангазы (1963; на базе Алма-Атинской консерватории, осн. в 1944), Харьковский (1963; на базе Харьковской консерватории, осн. в 1917, и Харьковского театрального ин-та, осн. в 1941), Киргизский (1967), Азербайджанский им. М. А. Алиева (1969; на базе Азерб. театрального ин-та, осн. в 1945), Воронежский (1971). Все И. и., кроме Азербайджанского, имеют в своём составе музыкальные ф-ты и все, помимо Киргизского,- отделения актёров драм, театра и кино; в Харьковском И. и. ведётся также подготовка режиссёров драмы, в Дальневосточном - преподавателей черчения и рисования, в Азербайджанском - режиссёров драмм, театроведов, специалистов по пром. иск-ву, художеств, оформлению и моделированию изделий текстильной и лёгкой пром-сти, в Молдавском, Киргизском и Азербайджанском - культ.-просвет. работников, в Уфимском и Воронежском - режиссёров народных театров. Учебный процесс в И. и. организуется по уч. планам и программам консерваторий, театральных и художеств, вузов и ин-тов культуры. Срок обучения - 5 лет, на ф-тах (отделениях) актёров драм, театра и кино и культ.-просвет. работы - 4 года. Выпускники И. и. сдают государственные экзамены, защищают дипломную работу и получают квалификацию в соответствии с избранной специальностью: концертный исполнитель, педагог, концертмейстер, дирижёр хора, музыковед, художник-технолог, клубный работник высшей квалификации и др.

См. также Музыкальное образование, Театральное образование. Художественное образование, Искусствоведческое образование, Культурно-просветительное образование. л. Г. Ильина

ИСКУССТВ ПЛОЩАДЬ, (б. Михайловская) в Ленинграде, создана в 1819-40 по проекту арх. К. И. Росси. Гл. частью ансамбля является Михайловский дворец (1819-25, арх. К. И. Росси) - П-образное в плане здание, украшенное 8-колонным коринфским портиком и скульптурой (В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов); внутри - анфилады парадных помещений (вестибюли и Белоколонный зал сохранили первоначальную отделку, остальные помещения перестроены в конце 19 в.); западный корпус пристроен в 1914-16 (архитектор Л. Н. Бенуа). Ныне во дворце размещён Русский музей. Торжественный архитектурный облик дворца дополняется строгостью и лаконизмом решённых по проекту К. И. Росси фасадов др. зданий на площади, в т. ч. Михайловского театра (ныне Малый театр оперы и балета; 1831-33, арх. А. П. Брюллов), Дворянского собрания (ныне филармония; 1834-39, арх. П. Жако). Ул. Бродского (б. Михайловская) соединяет прямоугольную И. п. с Невским проспектом, вводя её в общий ансамбль центра города и открывая перспективу на дворец. В 1946-48 проведена реконструкция площади, реставрированы фасады филармонии, разбит сквер (арх. Н. В. Баранов, Е. И. Катонин, В. Д. Кир-хоглани), в центре к-рого - памятник А. С. Пушкину (бронза, гранит, 1957, скульптор М. К. Аникушин, арх. В. А. Петров).

Площадь Искусств в Ленинграде. План ансамбля: 1 - Русский музей (б. Михайловский дворец): 2.- павильон в Михайловском саду: 3 - западный корпус; 4 - б. Михайловский театр: 5 - дом № 3 на площади Искусств; 6 - дом № 5 на площади Искусств: 7 - филармония: 8 - дом № 4 на площади Искусств: 9 - здание б. Комендантского управления; 10 - памятник А. С. Пушкину: 11 - Инженерный замок; 12 - Музей этнографии народов СССР; 13 - Невский проспект.

ИСКУССТВА НАРОДОВ ВОСТОКА МУЗЕЙ в Москве (до 1925 - Ars Asiatica; до 1962 - Музей восточных культур), осн. в 1918. Собрание музея (св. 30 тыс. экспонатов) включает коллекции произведений древнего, ср.-век. и совр. иск-ва советского и зарубежного Востока - Ср. Азии, Кавказа и Закавказья, стран Д. Востока и Юго-Вост. Азии, Бл. и Ср. Востока, а также иск-ва народов сев. и тропич. Африки и др. Среди экспонатов - парфянские ритоны из Нисы (Туркмения; 2 в. до н.э.), уникальные образцы иранской керамики 12-13 вв., миниатюры рукописи "Бабур-наме" (Индия, 16 в.), фарфор мастерских Динчжоу (Китай, 10-12 вв.), гравюры известных япон. художников 18-19 вв., картины сов. художников М. С. Сарьяна, У. Тан-сыкбаева, Т. Т. Салахова и др.

Лит.: Искусство народов Востока. Путеводитель-очерк, М., 1968.

ИСКУССТВА ПЛАСТИЧЕСКИЕ, также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения И. п. имеют предметный характер, выполняются путём обработки веществ, материала, формирование к-рого существенно определяет характер их образного строя. И. п. делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство). К неизобразительным И. п. относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, где зрительно-пространств. формы не предполагают, как правило, аналогий в реальной действительности.

Границы между изобразит, и неизобра-зит. иск-вами не абсолютны. В декоративно-прикладном иск-ве широко используются более или менее условные и образит. мотивы, а нередко и законч. изображения, собственно относящиеся к одному из видов изобразит, творчества (напр., фигурные сосуды как разновидность малой скульптуры). В зодчестве иногда воспроизводятся органич. формы (Индия, Др. Египет); в архит. декоре употребляются растит, мотивы (напр., антич. коринфская капитель), зооморфные (звериные маски во владимиро-суздальском зодчестве 12 - 13 вв.), антропоморфные (кариатиды, атланты). Изобразит, иск-ва иногда пользуются отвлечёнными мотивами (напр., книжная графика, плакат, монументально-декоративные живопись и скульптура). Такая область И. п., как орнамент, пользуется как изобразит., так и неизо-бразит. мотивами.

От других родов художеств, деятельности И. п. отличаются, во-первых, отсутствием временного развития образа; форма в них не изменяется во времени, не имеет характера процесса, как, напр., в музыке. Во-вторых, произведения И. п. воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное иск-во); для полноценного освоения архит. образа, а в известных случаях и монумент, живописи и скульптуры, необходимо также двига-тельно-моторное восприятие, требующее определ. длительности, но здесь временной момент только субъективен, само же произведение остаётся неизменным. И. п. входят в состав многих синтетич. иск-в более или менее полноправным элементом. Живописец, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театр, спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств. Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (напр., "цветомузыка" композитора А. Н. Скрябина). В ср.-век. Китае и Японии живопись органически сочетается в одном произведении с поэзией: стихотворение, начертанное на изображении пейзажа, объединяется с ним не только смыслом, но и посредством каллиграфич. начертания; каллиграфия является на Дальнем Востоке особым родом И. п.

Материал языка, слово, особенно в некоторые эпохи и в некоторых видах искусства, достаточно широко входит в структуру образа И. п. Текст - неотъемлемый элемент в плакате, в карикатуре. Слово зачастую конкретизирует и развивает образ в греческой вазописи, в ср.-век. иконописи и миниатюре, в лубочной гравюре. В зодчестве ту же роль играют надписи (напр., на рим. триумф, арках) и даже целые тексты (в др.-егип. храмах, ср.-век. мечетях); небезразличным к содержанию картины или скульпт. произв. является даваемое художником название. Однако в основном образная структура произведений И. п. строится эрительно-пластич. средствами: композицией, всеми элементами формы (пространство, объём, пластич. движение, ритм, линия, светотень, цвет и т. д.), характером обработки материала.

Как и др. роды художеств, деятельности, И. п. осваивают мир в образной форме. Структуру художеств, образа в И. п. можно аналитически расчленить на три в действительности тесно связанных друг с другом аспекта - тектонически-композиционный, экспрессивный (выразительный) и изобразительный. Все они - в своём неразрывном единстве - выявляют идейно-художественный смысл произведения.

В архитектуре, декоративно-прикладном иск-ве, художественном конструировании и скульптуре первый из этих аспектов состоит в организации реального, вещественного материала в трёхмерном пространстве, в формировании его конструкции и тектоники, во взаимно гармоническом или намеренно дисгармоническом расположении отд. частей, в увязывании воедино всех элементов пластич. формы, в достижении целостности композиции. В живописи, графике, фотографии те же принципы конструк-тивно-композиц. построения воспроизводятся на плоскости, так что объёмно-иространств. отношения моделируются с большей или меньшей мерой условности в двух измерениях.

Выразительность образа достигается использованием зрительно-формальных элементов; последние способствуют созданию определ. духовной атмосферы, настроения, выявлению идейного смысла произведения. В практике творчества текто-нически-композиц. и эмоционально-экспрессивный аспекты нерасторжимы, т. к. духовная содержательность образа во многом зависит от определ. пластич.решения, а оно, в свою очередь, всегда несёт определ. эмоционалыш-эстетич. содержание.

Третий, изобразит, аспект специфичен для живописи, скульптуры и графики, несмотря на попытки бурж. модернизма превратить эти виды иск-ва в "абстрактные". Внутри изобразит, аспекта можно условно различать моменты непосредственно-визуальный (т. е. то, что непосредственно изображено художником, напр, плоды в натюрморте, деревья в пейзаже, фигуры людей) и ассоциативный, позволяющий расширить содержание произведения за пределы собственно изображённого (фабулу повествования, внутр. конфликты, психологич. состояние, символич. значение и т. д.), что даёт возможность включить в круг осваиваемых И. п. явлений действительности временное течение событий, философские размышления о жизни, широкую совокупность обществ, идей, т. е. те стороны реальности, к-рые не имеют непосредственно зрительного облика.

Т. о., нельзя считать, будто объектом эстетич. освоения мира в И. п. является лишь сам предметный мир, доступный зрению, и что художеств, их значимость ограничивается только чисто "пластич. ценностями" зрительно воспринимаемых объектов и пространств, отношений. Практически всё "...общеинтересное в жизни..." человека (см. Н. Г. Чернышевский, Поли, собр. соч., т. 2, 1949, с. 81-82) является предметом И. п. И. п. органически связаны с обществ, и идейными движениями своего времени; в них, хотя нередко в опосредованной форме, преломляются социальные конфликты, борьба классов.

Очень широк диапазон непосредств. объектов изображения в изобразит, искусствах. Особенно многогранна в отношении круга воспроизводимых явлений живопись. Массовые сцены, любые события истории и повседневности, природа в разнообразных её формах и состояниях доступны живописи и отчасти графике. Круг явлений жизни, непосредственно воспроизводимых скульптурой, уже. Но раскрывая идеал совершенного человека, его бунтарское дерзновение, овеществляя в материале самые сложные мысли и эмо-цион. импульсы, пластика располагает столь же мощными ресурсами духовного освоения мира. Неизобразит. И. п.- архитектура в первую очередь - также обладают богатыми возможностями духовной, идеологич. содержательности: они способны воплощать, как правило, наиболее общие социальные и философские идеи времени. Мир, каким он мыслился в определ. эпохи, запечатлен в архитектуре пирамид, Парфенона, собора в Реймсе, купола Ф. Брунеллески, храма в Коломенском.

Как род художеств, деятельности И. п. входят в круг явлений обществ, сознания, занимая на всех ступенях ист. развития человечества важное место в духовном освоении действительности, в идейной жизни и социальной борьбе своего времени.

Вместе с тем мн. своими чертами И. п. сближаются с миром материальных предметов, создаваемых человеком в качестве своей "культурной среды".

Сама обработка материалов природы, придание им формы, отвечающей социальным потребностям, создание в реальной практике "изменения мира" предметов, к-рых природа не знает и к-рые противостоят ей именно как результат человеч. творчества, развивали духовные способности человека, в т. ч. и "... чувствующий красоту формы глаз..."(Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). В согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластич.координации. Тем самым вещь, созданная человеком, делается носителем его "сущностных сил", "одухотворяется". Предметный мир, преобразуемый человеком, воспринимается как мир "очеловеченный", как овеществлённое творчество, совершенствующее природу, вносящее в хаос действительности разумное начало. Так в ходе практики зарождается эстеич. чувство, на почве к-рого складываются постепенно разные виды И. п.

В этом смысле можно связывать происхождение И. п. с "деланием вещей". Но ошибочно сводить к этому их специфику. Иск-во - делание вещей особого рода, обладающих духовной содержательностыо, а позднее - в классовых обществах - более или менее (в зависимости от вида И. п.) развёрнутым идеологич. смыслом. "Делание вещей" перерастает в искусство лишь постольку, поскольку предмет "одухотворяется", прйобретает эстетич. качества. Любое сооружение, предмет утвари или культа, пластич. или двухмерное изображение становится фактом иск-ва, когда в нём выражается эстетич. освоение мира и отношение к миру, когда в нём закреплено образное осознание действительности, оценка её по критериям красоты. Сосуд превращается из вместилища в произведение декоративно-прикладного иск-ва, когда в нём овеществляется определ. представление о красоте действительности; любое изображение является живо- писью, когда в нём есть хотя бы начатки образного осмысления мира.

С древнейших времён И. п. участвуют в обработке и оформлении предметной среды человека, в создании "второй природы", зачастую, особенно на ранних стадиях истории, сливаясь с материальным производством. Собственно художеств. начало тесно переплетается с внеэстетич. моментами -производств., бытовыми, относящимися к различным формам социальных ритуалов и идеологич. функций. Произведения зодчества, за малыми исключениями, сооружаются не в качестве "чисто" художеств, памятников, но для удовлетворения тех или иных материальных или социально-практич. нужд. Так, храмы - это здания, где отправляется определ. культ, театр - мест, куда собираются зрители, чтобы смотреть театр, представления. Тем не менее эстетич. качества сооружения неотъемлемы от его практич. функции, поскольку в неё входит и духовно-эстетич. выразительность здания. Жильё превращается во "дворец", когда появляется необходимость выявить идею социальной дистанции. Декоративно-прикладное иск-во, до 19 в. существовавшее только в форме художеств. ремесла - произ-ва предметов произ-ва, быта и т. д.,- прежде, чем быть иск-вом, выступает в своей практич. функции. Правда, художеств, обработка утвари, оружия, объектов общественно-гос. или религ. ритуала могла являться неотъемлемой особенностью их полноценного социального функционирования: микенские кинжалы, золотые скифские фибулы, сасанидские блюда, "шапка Мономаха", китайский фарфор, японские лаки должны были обладать высокими эстетич. качествами, чтобы отвечать своему практич. назначению. Будучи красивы, богаты, роскошны, они обретали соответствующую эпохе "человеческую форму" (см. К. Маркс, там же, с. 594). Характерно при этом, что с течением времени, когда меняется социаль-но-экономич. уклад, практич. функция предмета нередко "выветривается" и произведение художеств, ремесла выступает в своём собственно эстетич. качестве (напр., декоративные керамич. тарелки, застёжка, превратившаяся в брошь, и т. д.). Аналогична и судьба таких произведений И. п., к-рые в пору своего возникновения были призваны удовлетворять в первую очередь внехудожеств. потребностям. Егип. скульпт. портрет, служивший целям заупокойного культа, икона, бывшая предметом религ. поклонения, дворянский портрет 17-18 вв., являвшийся для заказчика документом его генеалогич. древа, сохранили своё объективное значение только как произведения иск-ва.

Становление И. п. в недрах материального производства происходит ещё в первобытном обществе. Уже тогда предметы, создаваемые рукой человека,наделяются магич. или религ. смыслом, в к-ром проступают начатки чувственно-конкретного осознания действительности.

В древности и средневековье постепенно совершается обособление таких видов пространств, искусств, как скульптура и живопись, от непосредств. связи с ма-вериальным производством. Особенно тажные завоевания на этом пути были сделаны в греко-рим. мире, где не только изобразит, творчество, но и архитектура обретают большую полноту и свободу развития своего собств. эстетич. содержания. Даже в декоративно-прикладном иск-ве это зафиксировано, напр., в разделении труда между гончаром и вазопис-цем. Вместе с тем в антич. мире полностью сохраняется органич. связь скульптуры и живописи со всей областью художеств, обработки материальной среды, что выражается в высокой мере единства стиля во всём комплексе предметного окружения человека - от монумент, зодчества и статуарной пластики до любых мелочей бытовой утвари, одежды и вооружения.

То, что антич. иск-во имело в качестве своей почвы и арсенала мифологию, ещё более способствовало