загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

еркулёз кр. рог. скота с 1965), а регистрируемые инфекции (лейкоз птиц, бруцеллёз кр. рог. скота, инфекц. кератоконъюнктивит, лептоспи-роз) отмечаются спорадически и не во всех р-нах. Широко распространены нек-рые гельминтозы (особенно фасцио-лёз среди рог. скота), подкожный овод и нек-рые кожные болезни (псороптоз), наносящие значительный экономич. ущерб животноводству. В стране 1211 вет. врачей (1970).

X. Просвещение

В 1922 пр-во И. взяло под контроль частные школы, создававшиеся по вероисповедному признаку (для католиков и протестантов). Нач. школы стали государственными; все ср. школы остаются частными. Обучение обязательно для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Самостоятельных дошкольных учреждений нет.

Дети 4-6 лет могут посещать дошкольные отделения при нач. школах. Нач. школа - 6-летняя. Несмотря на то что нач. школы на 90% финансируются гос-вом, они находятся под сильным влиянием церковных организаций. В связи с тем что основная масса населения страны живёт в сел. местности, в И. много однокомплектных (1 учитель ведёт все классы) и двухкомплектных (2 учителя ведут по 2 класса) нач. школ, первые составляют 17% от общего числа школ, вторые -56% . В 1968/69 уч. г. в 4260 нач. школах обучалось 497 128 уч-ся. Ср. школы существуют почти исключительно в городах, обучение платное. Курс обучения длится 5 или 6 лет и имеет два цикла: основной (3-4 года), к-рый заканчивается сдачей экзаменов на получение т. н. промежуточного аттестата, предоставляющего учащимся возможность поступить в специализированные уч. заведения повышенного типа; старший курс (2 года), готовящий к выпускным экзаменам за полную ср. школу, сдача к-рых даёт возможность поступить в вуз. Обучение в ср. школе носит традиционный академич. характер, большое внимание обращается на изучение языков (в т. ч. латыни) и математики. В 1968/69 уч. г. в 601 ср. школе обучалось 145 024 уч-ся. Начали создаваться средние объединённые школы, включающие академический, технич. и практич. курсы.

Подготовка учителей для нач. школ осуществляется в гос. приготовительных пед. колледжах (срок обучения 4 года), строящихся на базе нач. школы, и в собственно пед. колледжах (2 года), работающих на базе неполной ср. школы. В 1967/68 уч. г. в пед. колледжах обучалось 1893 студента. Преподаватели ср. школ готовятся в ун-тах, проходя после общего университетского курса специальную педагогическую подготовку в течение года.

Высшие уч. заведения: Дублинский ун-т (Тринити-колледж, осн. в 1591) и Нац. ун-т И. (осн. в 1909), представляющий собой федерацию университетских колледжей. В 1968/69 уч. г. в системе высшего образования насчитывалось св. 18 тыс. студентов. Обучение в вузах платное.

Крупнейшие б-ки - университетские, Нац. б-ка в Дублине (осн. в 1877; св. 500 тыс. тт.), Дублинская публичная б-ка (св. 850 тыс. тт.). В Дублине находятся Нац. музей И. (осн. в 1731), Нац. галерея И. (осн. в 1864), Галерея совр. иск-ва, Гражд. музей (осн. в 1953).

В. П. Лапчинская.

XI. Научные учреждения

Старейшие науч. организации И.- Королевское дублинское об-во, осн. в 1731 в целях развития с. х-ва, пром-сти, науки и иск-ва, и Королевская ирл. академия, осн. в 1786. В 19 в. были созданы Королевское зоологич. об-во (1830), Дублинская университетская биологич. ассоциация (1874), Королевская академия медицины (1882).

В 20 в. созданы Ирландское астроно-мич. об-во (1937), Хим. ин-т Ирландии (1950).

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1971 в И. издавалось св. 70 газет и журналов на ирл. и англ. яз. К числу важнейших относятся издающиеся на англ. яз. газеты: "Айриш пресс" ("The Irish Press"), осн. в 1931, тираж св. 100 тыс. экз. (здесь и ниже данные 1971), "Санди пресс" ("The Sunday Press"), осн. в 1949, тираж 422 тыс., "Ивнинг пресс" ("Evening Press"), осн. в 1954, тираж 150,5 тыс., близкие к руководству партии Фианна файл; католич. газеты "Айриш индепендент" ("Irish Independent"), осн. в 1905, тираж 170,7 тыс., и "Санди индепендент" ("Sunday Independent"), осн. в 1905, тираж 349,3 тыс.; газеты чИвнинг геральд" ("Evening Herald"), осн. в 1891, тираж 139,3 тыс., и "Айриш тайме" ("The Irish Times"), осн. в 1859, тираж 57,5 тыс.; журнал компартии Ирландии "Айриш сошиалист ревью" ("Irish Socialist Review"), первый номер вышел в дек. 1969. На ирл. яз. выходят газеты "Ирис эфиполь" ("Iris Oifigiuil"), офиц. правительств, издание, осн. ок. 1922; "Инню" ("Inniu"), осн. в 1943 и ряд др. Крупнейшей провинциальной газетой является "Корк игземинер" ("Cork Examiner", изд. в Корке на англ, яз.), осн. в 1841, тираж 59,2 тыс. экз.

В Дублине находится информационное агентство "Айриш фичерс айдженси" ("The Irish Features Agency" - IFA). Первая радиопередача в И. состоялась в янв. 1926, телепередачи начались с дек. 1961.

Радио и телевидение находятся под контролем гос. управления по радиовещанию и телевидению "Радио-телефис эйреанн". Передачи ведутся на ирл. и англ, языках. А. Г. Ботов.

XIII. Литература

Лит-pa развивается на ирл. и англ. яз. Возникший в первые века н. э. героич. эпос с центральным образом Кухулина бытует в устной традиции на протяжении нескольких веков. Первые записи его сделаны в 8-9 вв., а древнейшие из дошедших до нас -в 12 в. Эпос имеет форму небольших по объёму (за исключением "Похищения быка из Куальнге") прозаич. саг. Стихотворные вставки - обычно более позднего происхождения. Интересны мифологич. саги и возникший не ранее 9 в. фенианский цикл саг о бесстрашном и весёлом воинстве, о поэте Ойзине. В ср. века высокого у ров ня достигла поэзия бардов. В 13-14 вв. особенно много бардов вышло из рода О'Далей (Донах Мор, Мюредах Алба-нах, Гофрей Фионн и др.). Начавшаяся в 12 в. англ, колонизация И. пагубно отразилась на лит-ре. Однако несмотря на жестокие карательные законы, направленные на уничтожение самостоятельной культуры, запрещение ирл. языка, уничтожение рукописей, ирл. лит-pa продолжала развиваться.

16-18 вв.- эпоха коренных изменений в ирл. истории и лит-ре. В светской и религ. лит-ре доминировала патриотич. тема. Поэт-воин Ф. О'Найв, участвовавший в восстаниях 1560-х гг., в стих. "Падение гэла", обращаясь к чувству нац. достоинства ирландцев, призывал их к единению. В кон. 16 в. в поэзии стали заметнее трагич. ноты. В песне изгнанника Дж. Наджента "Прощай, Ирландия", написанной в форме нар. плача, звучит тема прощания с родиной, ставшая затем одной из ведущих в ирл. поэзии. Элегич. мотивами проникнута "Ода Мэгуайру" Э. О'Хасси, в к-рой поэт оплакивает вождя клана. В 17 в. собраны и переписаны древние рукописи, к-рым грозило уничтожение. На основе этой работы возникли многотомные "Анналы четырех магистров" (1632-36). Поэт, историк и теолог Дж. Китинг (1570?-1646?) в "Истории Ирландии" (ок. 1640) показал свою родину в пору её независимости. В произв. Д.О'Брудара (16257-98) и Э. О'Рахилли (1670-1726) отразился кризис аристократия, поэзии. В лит-ру пришли поэ-ты-"разночинцы", писавшие о событиях повседневной жизни, о крест, труде. С распадом клановой структуры ирл. общества приходит в упадок поэзия бардов, хотя в 1-й пол. 18 в. ещё сильны классич. традиции, напр, в творчестве Т. О'Кэролена (1670-1738). В 18 в. завершилась поэтич. реформа, начавшаяся с ломки традиц. поэтики бардов ещё в 16 в. В творчестве О. Р. О'Салливана (1748-75) отразились настроения крест, масс, их образ жизни, нац. и ре лиг. самосознание. Б. Мерримен (1747-1805) в поэме "Полуночный суд" (1780), пародируя классич. жанр "эшлинга" ("видение"), в аллегорич. форме выразил протест против поработителей. Боевой дух пронизывает поэзию периода подъёма нац.-освободит, движения: стих. "Кат-лин Ни Улиген" У. Хеффернана (ок. 1720-1803) и другие. Многие поэты и публицисты (Т. Дермоди, 1775-1802; У. Дреннан, 1754-1820; Дж. Орр, 1770- 1816) были связаны с обществом "Объединённые ирландцы", близким идеям Великой франц. революции. Картина рево-люц. Европы запечатлена в "Автобиографии" и "Дневниках" Т. Уолфа Тона (1763-1798) - одного из руководителей восстания 1798.

С кон. 18 в. всё больший удельный вес приобретает ирл. лит-pa на англ, яз., развивавшаяся в тесной связи с ирл. лит. традициями и фольклором. Для мн. поэтов 19-20 вв. перевод произв. с ирл. яз. на английский стал способом освоения нац. образности. "Ирландские мелодии" (1807-34) Т. Мура (1776-1852) - яркие образцы романтич. лирики. Связь с нац.-освободит, движением определила революц. характер ирл. романтизма, расцвет к-рого приходится на 40-е гг. 19 в. Передовые литераторы группировались вокруг журн. "Нация" (Т. Дэвис, 1814- 1845; Дж. К. Манган, 1803-49). Самым популярным жанром стала патриотич. баллада, основанная нередко на мотивах старинной поэзии. В прозе распространение получил историч. (Дж. Гриффин, 1803-40; Дж. Бейним, 1798-1842) и семейно-бытовой (Мария Эджуорт, 1767- 1849) роман. Крест, тема преобладала в рассказах и романах У. Карлтона (1794-1869), отразившего трагичность ирл. действительности.

Культурное движение кон. 19 в.- "Ирландское возрождение" достигло значит, успехов в области поэзии и драмы. Его вдохновителем был У. Б. Йитс (1865-1939). В творчестве Дж. Рассела (1867-1935), Дж. Стивенса (1882-1950), Изабеллы А. Грегори (1852-1932), П. Колума (1881-1972), Дж. Кэмпбелла (1879-1944) доминировал интерес к нац. мифологии и истории, к нар. творчеству. Драматургия Дж. Синга (1871-1909) была серьёзным шагом в развитии реализма.

Ирландское восстание 1916, среди участников к-рого были поэты П. Пирс (1879-1916), Т. Мак-Донах (1878- 1916), Дж. Планкетт (1887-1916), казнённые англ, властями, определило дальнейший путь лит-ры И. В период революц. подъёма в творчестве Йитса, Стивенса, Рассела нашли выражение героика борьбы, протест против жестокости поработителей.

Особое место занимает творчество англ, писателя, по происхождению ирландца, Б. Шоу (1856-1950), видевшего ограниченность ирл. нац.-освободит, движения, оторванного от совр. социального движения (пьеса "Другой остров Джона Булля", 1907). Дж. Джойс (1882-1941) создал яркие картины ирл. жизни в "Дуб-линцах" (1914), "Портрете художника в юности" (1916). В романе "Улисс" (1922), в к-ром Джойс отошёл от реализма, в модернистской форме показан кризис бурж. цивилизации.

В 20-30-е гг. выступили писатели - участники национально-освободит. движения, ставшего в их творчестве ведущей темой: Ш. О'Кейси (1880-1964), П. О'Доннелл (р. 1896), Ф. О'Коннор (1903-66), Ш. О'Фаолейн (р. 1900), Л. О'Флаэрти (р. 1897), Дж. Фелан (1895-1960). Внимание к классовым противоречиям внутри нац.-освободит, движения способствовало рождению социального романа: "Мы ещё поборемся" (1930) О'Доннелла, "Гнездо простых людей" (1933) О'Фаолейна, "Голод" (1937) О'Флаэрти. В драмах и 6-томной авто-биографич. эпопее Ш. О'Кейси (1-я кн.- "Я стучусь в дверь", 1939, 6-я - "Закат и вечерняя звезда", 1954) реалистически, представлена ирл. действительность, поэтич. образ служит утверждению социали-стич. идеала. Отрицание националистич. идей, внимание к социальным проблемам характерны для лит-ры 2-й пол. 50-х и 60-х гг. Сопоставлению совр. И. и идеалов нац. революции посвящены драмы Б. Биэна (1923-64), П. Гэлвина (р. 1925). Социальные мотивы звучат в поэзии П. Кэванаха (1905-67), Э. Милна (р. 1903), Дж. Монтегю (р. 1929). Многие стихи сб-ков "Полёт в Африку" (1963) и "Старомодное паломничество" (1967) О. Кларка (р. 1896) содержат са-тирич. картины жизни И. Социальный аспект в изображении нац.-освободит, борьбы преобладает в эпич. поэме Р. Мёрфи (р. 1927) "Огримская битва" (1968), в стихах С. Хини (р. 1930). В рассказах и романах Мэри Лэвин (р. 1912), О'Коннора, О'Фаолейна, Эдны О'Брайен (р. 1932), М. Уолла (р. 1908), Дж. Мак-Гахерна (р. 1935), Э. Хиггинса (р. 1933), Дж. Бэнвилла (р. 1946) передаётся чувство неудовлетворённости, беспомощность и одиночество совр. человека. Герои рассказов и романов У. Мэккина (1915-68) проходят тяжёлые испытания, сохраняя волю к жизни. В романе "Голодная трава" (1969) Р. Пауэр (р. 1928), сравнивая прошлое И. с настоящим, сделал попытку выявить совр. противоречия нац. развития. Дж. Планкетт (р. 1920) в романе "Звуки города" (1969) стремится объяснить социальную основу катаклизмов сегодняшней И., принимающих форму религ. и нац. антагонизма. Роман Дж. Каррика "Вместе с О'Лири в могиле" (1971) - один из первых откликов на борьбу за гражд. права в Сев. И.

Лит.: Алексина Л. М., Идеи национально-освободительной борьбы в ирландской поэзии XVI-XVII вв., "Труды Ленинградского гос. библиотечного ин-та им. Н. К. Крупской", 1963, т. 14; Смирнов А. А., Древнеирландский эпос, в его кн.: Из истории западно-европейской литературы, М. - Л., 1965; Саруханян А. П., К вопросу об англо-ирландских литературных связях XVIII-XIX вв., в кн.:

Из истории литературных связей XIX в., N 1962; её же, Тема национально-осво( дительного движения в ирландской лиге] туре 30-х гг., в кн.: Зарубежная литература 30-е годы XX века, М., 1969; Gwуrn S.,Irish literature and drama in the tngli language, L., [1936]; Flanagan T The Irish novelists, 1800 - 1850, N. Y., 19; O' Connor F., A short history of Iri literature, N. Y., 1967; Power P. ( The story of Anglo-Irish poetry, 1800 - 19; Cork, 1967; Hyde D., A literary histc of Ireland, 2 ed., L., 1967; Ноgan R., i ter the Irish Renaissance, Minneapolis, 191 Blacam A. de., A first book of Iri literature, 2 ed., N. Y.-L., 1970.

А. П. Capyxaнян.

XIV. Архитектура и нзобразительн искусство

К бронзовому веку относятся дольмеys и кромлехи, курганы с погребальными камерами, бронзовые и золотые у крашения с геом. орнаментом. В эпоху железа (с 5-4 вв. до н. э.) металлич. изделия кельтов украшались сложным линейными узором. После христианизации И. в 5-12 вв. строились монастыри с часовнями и кельями (в Глен да лохе, Келсе и др.), высокие (до 40 м) сторожевые башни- колокольни. Декоративное богатство и энергия плетёного ленточного орнамента характерны и для каменных крестов (часто с экспрессивными сюжетными рельефами), и для бронзовых брошей, посохов, пластин (с эмалью и филигранью, с мотивами звериного стия в узоре), и особенно для миниатюр, великолепных по динамике, разнообразно и красочности заполняющего страницу орнамента ("Евангелие из Келса", ок. 800, Тринити-колледж, Дублин). В 11-12 вв. воздвигались примитивные по композиции, но подчас тонко украшенные скульптурой романские капеллы (в Кашеле) и церкви (соборы в Клонмакнойсе, Клонферте), а в кон. 12-14 вв.- готические храмы (Крайст-чёрч, илл. см. т.8, табл. XX, и Сент-Патрик - в Дублине), б. ч. с одним нефом и с башней над средокрестием. Английская колонизация тормозила развитие иск-ва И. В 17 - нач. 19 вв. в Дублине велось стр-во парадных адм. зданий, дворцов, особняков в стиле англ, классицизма (арх. У. Робинсон, У. Чеймберс, Т. Кули, Дж. Гэн-дон, Ф. Джонстон), а с 1829 началось стр-во церквей в духе англ, неоготики. В 19 - нач. 20 вв. в портовых городах создавались р-ны с регулярной застройкой эклектическими по характеру зданиями. Ирл. художники 18 в.- портретисты Ч. Джервас, Н. Хоун Старший, X. Д. Хамилтон, пейзажист Дж. Баррет, создатель первой панорамы Р. Баркер- работали гл. обр. в Англии. С 1840-х гг. борьба за нац. самоопределение стимулировала стремление к реализму, самобытности в лирич. пейзажах Н. Хоуна Младшего, гор. видах и жанровых сценах У. Осборна. В нач. 20 в. сложилась нац. реалистич. школа,ц представленная портретами Джона Б. Йитса, П. Тюои, Дж. Китинга, Ч. Лэмба, пейзажами Дж. X. Крейга и П. Хенри. Темпераментная, романтичная живопись Джэка Б.Йитса разносторонне отразила нар. жизнь И. В Ирл. Республике построен ряд архит. комплексов в совр. стиле (работы арх. М. Скотта и Т. Кеннеди в Дублине и Голуэе), пром. и транспортных сооружений, посёлков, но преобладают устарелые гор. застройка и архитектурная планировка. Наряду с традициями реализма в живописи (пейзажи Н. Мак-Гиннесс, Д.Хил-ла, Д. О'Нила) и скульптуре (портреты Л. Кэмпбелла, А. О'Коннора, Ф. Мак-Уильяма) распространены декоративная стилизация (Л. Ле Брокки, М. Джеллет, витражи И. Хоун) и многочисл. разновидности модернизма.

"Взятие Христа под стражу". Миниатюра в "Евангелии из Келса" (ок. 800, библиотека Тринити-колледжа, Дублин).

Западный портал собора в Клонферте. 1166.

X. Кин. Тринити-колледж в Дублине. 1752-59.

Традиц. нар. жилище И.- дом из грубого камня под соломенной кровлей, оштукатуренный и побелённый. Характерные виды нар. иск-ва - выделка шерстяных тканей, в т. ч. шалей с пёстрой каймой, вышивка яркими шерстяными нитками на тёмном фоне и белой гладью на холсте, изготовление дерев, утвари, разнообразное плетение из соломы и камыша.

Илл. см. на вклейке, табл. XXVII, XXVIII (стр. 352-353).

Лит.: Henry F., Irish art during the Viking invasions (800-1020 A. D.), L., [1967]; Arnold В., A concise history of Irish art, L., [1969].

XV. Музыка

В ирл. сагах есть упоминания о хоровом пении и многоголосии, бытовавшем у кельтских племён. Однако сохранившиеся образцы нар. музыки И. одноголосны, основаны на 7-ступенных диато-нич. ладах; ритмико-метрические особенности ирл. музыки связаны со спецификой ирл. нар. стиха - его акцентированными ассонансными формами. Нар. песни И. (любовные, обрядовые, трудовые, шуточные и др.) отличаются протяжной мелодической линией, симметричной структурой, гл. обр. 3-дольным размером. Встречаются также напевы в оригинальном 5- и 7-дольном ритме. Ладовая система нар. музыки И. определялась звукорядом арфы и волынки - ирл. нар. инструментов. В сопровождении арф звучали песни бардов. Арфисты выступали в состязаниях на ярмарках и сельских празднествах. Среди танцев известны с 14 в. ирл. разновидности жиги, рила, хорнпайпа, сетданса.

В муз. фольклоре И. нашла отражение многовековая освободит, борьба народа против англ, господства; патриотич. тема звучала в ирл. песнях с 14 в. (позднее, в 18-19 вв., создаются революц. песни сопротивления). Тормозя развитие нац. культуры, англ, завоеватели, однако, принесли в И. свою высокую церк. муз. культуру. К кон. 16 в. в гор. церквах устанавливаются органы, возникает многоголосная культовая музыка. Одновременно дворы феодалов становятся центрами муз. культуры, выдвинувшей в 16- 17 вв. первых проф. композиторов и арфистов, среди них: Рора Долл О'Катайн, Дж. и X. Скотт, Кэролл О'Дейли, Т. и У. Конеллан - авторы мелодий для арфы и любовных песен, а также бард Т. О'Кэролен (кон. 17 - нач. 18 вв.), создавший много танц. мелодий. С утверждением англ, экономич. и политич. господства (сер. 17 в.) ирл. знать всё больше ориентируется на муз. практику англ, аристократии; ирл. барды и арфисты, искусство к-рых перестало отвечать придворным вкусам, отходят от изощрённых поэтически-муз. форм и обращаются к традициям нар. поэзии и музыки, их иск-во демократизируется. Упрощение муз. языка способствовало распространению песен и танцев среди гор. населения И. Формируются гильдии цеховых музыкантов. Вместе с тем инструментальная музыка арфистов, опиравшихся на древнюю ладовую основу нар. музыки, стала казаться архаичной и утратила популярность в И. В 18-19 вв. старинная музыка ирл. арфистов привлекает своей самобытностью музыкантов в Великобритании и на континенте, становится популярной исполнявшаяся ими романтическая балладная остросюжетная нар. песня. Её используют англ, композиторы в балладной опере 18 в., обработки создаёт Л. Бетховен. В 18 в. в И. выдвигаются: композитор и арфист Д. Мёрфи, концертировавший во Франции и других европ. странах; певец и композитор М. Келли; долго живший в России пианист и композитор Дж. Филд, создатель ноктюрна - нового жанра фп. музыки; в 19 в.- оперный композитор и певец М. Балф; в 20 в.- композиторы Ч. Стан-форд и А. Бакс, работавшие в Ашлии. Ирл. муз. фольклор получил широкое отражение в творчестве англ, композитора Э. Дж. Морана. Совр. И. не выдвинула значит, имён. Муз. образование получают в Ирл. академии музыки (консерватория, осн. в 1856 в Дублине). Муз. центры - Дублин, Корк; в них существуют симф. оркестры, хоровые объединения, музыкальные об-ва. В 1963 в Дублине создана Ирл. нац. оперная труппа.

Н. Xоун Старший. "Мальчик, играющий на флейте". 3-я четверть 18 в. Национальная галерея Ирландии. Дублин.

Лит.: Henebry R., A handbook of Irish music, Cork, 1928; Music in Ireland. A symposium, Oxf., 1952; The Royal Irish Academy of Music. 1856 - 1956, Dublin, 1956; O'Su11ivan D., Songs of the Irish, N. Y., 1960. И. М. Ямполъский.

XVI. Драматический театр

С языческих времён в народе жили иск-во устной поэзии, декламационное мастерство поэтов-сказителей, определившие эстетич. принципы ирл. нац. театра. В 16 в. в Дублине англ, цеховыми гильдиями устраивались представления мистерий, с 17 в. создавались театры для англ, знати. Развитие нац. иск-ва тормозилось англ, властями. В кон. 19 в. в результате движения за развитие нац. культуры (получившего назв. "Ирландское возрождение"), связанного с деятельностью Гэльской лиги, в Дублине У. Б. Йитсом и А. Грегори был создан Ирландский лит. театр (1899-1901). В 1901 этот театр был объединён с кружком любителей и получил назв.- Ирл. нац. драм, об-во, к-рое было преобразовано затем в постоянный театр в Дублине - Театр Аббатства. В 1922 создан Драматич. союз. В 1929 Э. Хилтон и М. Мак-Лиамоир организовали в Дублине театр, где утверждались новаторские приёмы совр. театра. В 1928-31 существовал Гэльский театр в Голуэе. С 1939 спектакли на гэльском яз. начал ставить и Театр Аббатства.

Лит.: Гвоздев А. А., Ирландский театр, "Искусство и жизнь", 1940, № 6; Mac Liammoir M., Theatre in Ireland. Dublin, 1950; Fay G., The Abbey theatre cradie of genius, Dublin, 1958; Ma1оne A., The Irish drama, [L., 1965].

ИРЛАНДИЯ СЕВЕРНАЯ, см. Северная Ирландия.

ИРЛАНДСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (ИРП), см. в ст. Коммунистическая партия Ирландии.

ИРЛАНДСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ (ИСРП), первая марксистская орг-ция в Ирландии, сыгравшая видную роль в пропаганде марксизма и формировании пролетарского движения в стране. Осн. 29 мая 1896 группой передовых рабочих и интеллигентов, возглавлявшейся Дж. Конноли. Провозгласила своей целью создание социалистич. республики в Ирландии, а гл. ближайшими задачами - завоевание нац. независимости, борьбу за всеобщее избират. право и 8-часовой рабочий день. Выступала за союз со всеми прогрессивными силами нац. движения. С отъездом Конноли в США в авг. 1903 (вернулся на родину в 1910) деятельность ИСРП, не сумевшей преодолеть организац. слабость, прекратилась.

ИРЛАНДСКИЙ МОХ, назв. неск. видов морских красных водорослей; то же, что карраген.

ИРЛАНДСКИЙ ОЛЕНЬ, вымершее копытное животное; то же, что болъшерогий олень.

ИРЛАНДСКИЙ ЯЗЫК, язык части населения Ирландской Республики и Сев. Ирландии, первый офиц. язык Ирландской Республики (с 1921). Принадлежит к гойдельской ветви кельтских языков. Число говорящих на И. я. в Ирл. Республике ок. 0,6 млн. чел. (1971, оценка). На И. я. говорит и часть ирландцев-эмигрантов (см. Ирландцы). Древние памятники - огамические надписи 4- 5 вв. н. э. С 7 в. используется лат. алфавит. В истории И. я. выделяются три периода: древний (7-10 вв.), средний (10-14 вв.), новый (с нач. 15 в.). Обширная лит-pa (саги, поэтич. произведения, жития, анналы и т. д.) сохранилась в памятниках после 11 в., но многие её части восходят к др.-ирл. периоду. Совр. лит. И. я. представляет собой синтез трёх осн. диалектов - мунстерского, коннахтского и ольстерского. Развитие И. я. характеризуется упрощением именной и глагольной систем, появлением аналитич. конструкций. В основном сохранилась присущая и др. кельтским языкам система мутаций начальных согласных. В лексике отмечается большое число заимствований из лат. языка (с 5 в.). С 15 в. И. я. подвергается сильному влиянию англ, языка.

Лит.: Thurneysen R., A grammar of Old Irish, Dublin, 1946; его же. Old Irish reader, Dublin, 1949; Pokorny J., Altirische Grammatik, В., 1969; Dinneen P. S., An Irish-English dictionary. Dublin, 1945. А. А. Королёв.

ИРЛАНДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1641-1652, национально-освободит. восстание, вызванное земельными конфискациями и колон, порабощением Ирландии англ, монархией при Тюдорах и первых Стюартах. Началось 23 окт. 1641. Происходило во время Английской буржуазной революции 17 в. В восстании участвовали ирл. и англо-ирл. феодалы и крестьяне; руководство принадлежало феод, знати и католич. духовенству (католицизм в Ирландии являлся знаменем нац. сопротивления протестантской Англии), к-рые выдвинули умеренные цели борьбы: веротерпимость как гарантия безопасности земель и имущества католиков, возврат конфискованных земель (или их части), ликвидация произвола англ, властей. Среди руководителей шла борьба между представителями англо-ирл. знати и коренными ирландцами, выступавшими за более решит, действия. В окт. 1642 восставшие образовали своё гос-во - Ирл. конфедерацию католиков. Под влиянием англо-ирл. лордов и духовенства Конфедерация установила связи с папой римским и католич. странами, что позволило последним использовать её в своих реакц. целях. Измена знати и высшего духовенства освободит, зада чам борьбы и превращение Конфедерации в союзника феод, контрреволюции в Англии (в 1643 Конфедерация заключила перемирие, а в 1646 - мир с англ, королём Карлом I, возобновлённый в 1649) дали повод англ, индепендентам для полного завоевания Ирландии и её колон, ограбления в интересах англ, буржуазии и нового дворянства. В авг. 1649 в Ирландии высадились англ, войска под командованием О. Кромвеля. Осуществлённые Кромвелем и его сторонниками массовые земельные конфискации в Ирландии способствовали созданию новой англ. зем. аристократии, ставшей опорой реставрации монархии в самой Англии в 1660. По словам К. Маркса, "... английская республика при Кромвеле в сущности разбилась об Ирландию" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 32, с. 532).

Лит.: Энгельс Ф.. Рукописи по истории Англии и Ирландии, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. X, Л., 1948; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 465-67, 579-81; т. 35, с. 133-36; Сапрыкин Ю. М., Ирландское восстание XVII века, М., 1967.

Ю. М. Сапрыкин.

ИРЛАНДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1916, национально-освободит. восстание (24-30 апр.) против господства англ, империализма; известно также под назв. "Восстание на пасхальной неделе". Непосредств. причиной И. в. было недовольство нар. масс задержкой проведения в жизнь акта 1914 о гомруле и половинчатым характером акта, репрессиями против участников нац. движения, новыми тяготами, к-рые легли на плечи ирл. трудящихся в связи с участием Великобритании в 1-й мировой войне 1914-18. Наиболее активную роль в восстании сыграли ирл. рабочий класс и его вооруж. орг-ция-Ирл. гражд. армия, возглавлявшаяся Дж. Конноли. В восстании участвовали также представители мелкой буржуазии и интеллигенции. Осн. ареной восстания был Дублин, где 24 апр. повстанцы провозгласили Ирл. республику и сформировали Врем, пр-во. Локальные вспышки произошли также в Дублинском и соседних с ним графствах, в городах Эннискорти (графство Уэксфорд) и Атенрай (графство Голуэй) и в нек-рых др. местах. После 6-дневных боёв восстание было подавлено с исключит, жестокостью: расстреляны почти все лидеры восстания, в т. ч. тяжелораненый Конноли; рядовые участники подверглись массовой высылке из страны. Несмотря на поражение, И. в. содействовало развёртыванию нац.-освободит, борьбы в Ирландии.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч. 5 изд., т. 30, с. 52-57; Реме) в а О. И., Ирландское восстание 1916 Л., 1954 (Автореф.); Колпаков А. "Красная пасха", "Вопросы истории", 19 № 4; Greaves С. D., The Easter ris as history, L., 1966- Л. И. Голъм

ИРЛАНДСКОЕ МОРЕ, окраинное море Атлантич. ок., между о-вами Великобритания на В. и Ирландия на 3. Соединяется с океаном на С. Северным прол., на Ю.- прол. Св. Георга. Расположено на материковой отмели, к-рая пересекается вытянутым параллельно берегу Ирландии узким жёлобом. Глубины до 272 м. Донные отложения - галька, песок или ракушечник. Крупные о-ва -Мэн и Англси. Берега изрезаны небольшими заливами и бухтами. В течение года над И. м. преобладают ветры зап. направлений. Зимой часты штормы. Темп-pa воздуха зимой ок. 5 °С, летом 15 °С. Темп воды от 5-9 °С в феврале до 13-16 оС в августе, мало меняется с глубиной. Солёность от 32°/0о до 34,8°/0о. Поверхностные течения образуют циклональный круговорот. Приливы полусуточные, их высота от 1,2 до 6 м. Рыболовство (сельдь, килька, треска, анчоусы). Крупные порты - Ливерпул (Великобритания) и Дублин (Ирландия).

А. М. Myромцев.

ИРЛАНДЦЫ, нация, коренное население Ирландии. Числ. в Ирландской Республике св. 2,9 млн. чел. (1971, оценка), в Великобритании (гл. обр. в Сев. Ирландии) 1,3 млн. чел. Массовая эмиграция И., особенно с сер. 19 в., привела к образованию значит, групп И. в CША (ок. 2 млн. чел.), Канаде (св. 160 тыс.чел.), Австралии и Океании (св. 60 тыс.чел.). Большинство И. говорит на англ. языке; на ирландском языке - ок. 1/4 населения Ирл. Республики и часть И.- эмигрантов. По религии И.- преим. католики, влияние католич. церкви очень велико. Основу ирл. народности (сложилась в 10-12 вв.) составили кельтоязыч-ные племена гэлов, переселившихся на остров из Шотландии в 4 в. до н. э.; пережитки кланового строя гэлов сохранялись вплоть до 19 в. Ирл. нация складывалась (18-19 вв.) в тяжёлых, по существу колониальных условиях, испытывая экономич. и нац. гнёт англичан. Англ, власти запрещали И. пользоваться ирл. (гэльским) яз., преследовали католич. церковь. Большинство И. было вынуждено перейти на англ, яз., однако сохранило этнич. самосознание. В 90-х гг. 19 в. развернулась борьба за восстановление ирл. языка и культуры. После создания в 1921 Ирландского Свободного гос-ва ирл. яз. был признан там официальным наряду с английским. И. Сев. Ирландии, оставшейся в составе Великобритании, ведут борьбу против экономич. гнёта, нац. и религ. дискриминации. В материальной и духовной культуре И., живущих в Ирландии, сохраняются нек-рые черты, сближающие их с др. народами кельтского происхождения (шотландцами, валлийцами). Об истории, х-ве и культуре И. см. ст. Ирландия.

Лит.: Энгельс Ф., Древняя Ирландия, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. X, Л., 1948; Народы зарубежной Европы, т. 2, М., 1965 (библ.). В. И. Козлов.

ИРМИНГЕРА ТЕЧЕНИЕ, тёдлое течение Атлантич. ок. у юж. берегов Исландии, зап. ветвь Северо-Атлантич. течения. Скорость ок. 1 км/час. Темп-pa воды от 5 °С до 7 °С зимой и от 10°С до 12°С летом. Солёность 34,8-35°/оо- Названо по имени датского мореплавателя К. Ир-мингера (С. Irminger), впервые его отметившего и описавшего в 1853-54.

ИРМОС (от греч. heirmos, букв.- сплетение, связь), в византийской гимногра-фии 7 в. поэтическая строфа, соединяющая библейскую песнь с христианскими гимнами иного силлабического стихосложения. И. обобщал мысли библейской песни и устанавливал метрику для христ. гимнов; благодаря этому их можно было исполнять на напев И. В 9 в. И. стал моделью стихосложения муз.-лит. жанра канон.

ИРНЕРИЙ (Irnerius) (р. ок. 1055-60 - ум. до 1130), основатель болонской школы юристов глоссаторов. Проделал большую работу по истолкованию текстов, входивших в кодификацию Юстиниана. Составил сборник юридич. казусов (задач) для студентов, изучавших право, а также систематич. руководство по римскому праву.

Соч.: Summa Codicis des Irnerius, hrsg. von Herman Fitting, В., 1894; Questiones de juris subtilitatibus, hrsg. von Herman Fitting, В., 1894.

Лит.: Best a E., L'opera d'lrnerio..., y. 1. La vita, gli scritti, il metodo, v. 2. Glpsse inedite d'lrnerio al Digestum Vetus, Torino, 1896.

ИРНШОУ ТЕОРЕМА, одна из осн. теорем электростатики, согласно к-рой система покоящихся точечных зарядов, находящихся на конечном расстоянии друг от друга, не может быть устойчивой. И. т. сформулирована в 19 в. англ, физиком и математиком С. Ирншоу (S. Earnshaw) и вытекает из того, что потенциальная энергия статич. системы зарядов не может иметь минимума. Наличие же минимума потенциальной энергии является необходимым условием устойчивого равновесия системы. И. т. сыграла большую роль в развитии теории атома. Именно из И. т. следует, что атом не может быть „построен" из неподвижных зарядов, связанных между собой только электрич. силами, и должен представлять собой не статическую, а динамич. систему.

Лит.: Тамм И. Е., Основы теории электричества, 7 изд., М.- Л., 1957.

ИРНЫЙ КОРЕНЬ, аирный корень, ароматические корневища аира.

ИРО, Еро-Гол, река в МНР, правый, самый многоводный приток Орхона (басе. р. Селенга). Дл. 323 км, пл. басе, ок. 12 тыс. км2. Истоки в Хэнтэе; в верховьях течёт в узкой, лесистой долине, в низовьях долина расширяется, река разбивается на рукава. Летние дождевые паводки, во время к-рых И. несёт мн. взвешенных наносов. Ледостав с ноября по апрель. Сплав леса.

ИРОД I Beлиний (ок. 73-4 дон. э.), царь Иудеи с 40 (фактически с 37) до н. э. С 47 был правителем Галилеи, где отличился жестоким подавлением нар. движений. Провозглашённый рим. сенатом в 40 царём Иудеи и "другом Рима", он в 37 с помощью рим. войск овладел после пятимесячной осады Иерусалимом и сверг последнего правителя из династии Хасмонеев. К 23 в результате успешных воен. походов и дипломатич. деятельности И. I терр. зависимой от Рима Иудеи была расширена почти до пределов древнего царства Давида. Поддерживая во внеш. политике Рим и выражая покорность ему, И. I умело предотвращал непосредственное рим. вмешательство во внутр. дела Иудеи. При нём вся полнота власти была сосредоточена в руках царя и его личного совета, в к-ром значительное место занимали греки. Наследственное первосвященство было отменено, а роль первосвященника низведена до формальной, синедрион выполнял лишь религ. функции. Всякое недовольство в стране жестоко подавлялось наёмной армией. И. I прославился своей обширной строительной деятельностью. Мнительный и властолюбивый, он беспощадно уничтожал всех, в ком видел своих соперников, в т. ч. членов своей семьи. В христианской мифологии ему приписывается повеление уничтожить всех младенцев при известии о рождении Христа ("избиение младенцев"). Всё это сделало имя И. I нарицательным для обозначения злодея.

Лит.: Лившиц Г. М., Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима, Минск, 1957, гл. 7; Jones А. Н. М., The Herods of Judaea, Oxf., 1967.

ИРОИКОМИЧЕСКАЯ ПОЭМА, рус. наименование одного из двух видов бурлески.

ИРОКЕЗСКАЯ ЛИГА, встречающееся в литературе назв. союза ирокезских племён в Сев. Америке, созданного ок. 1570; см. в ст. Ирокезы.

ИРОКЕЗСКИЕ ЯЗЫКИ, группа близкородственных языков североамер. индейцев в сев.-вост. части США и в соседних р-нах Канады. Включает ирокезский, эри, сенека, онеида, тускарора, могавк, гурон и чероки. Вместе с языками каддо, павни, арикара и нек-рыми др. в центр, части США И. я. иногда объединяются в семью ирокуа-каддо, условно включаемую в более широкую семью хока-сиу. Фонетич. система И. я. насчитывает менее 20 фонем с высоким процентом вокализма. Именная морфология значительно беднее глагольной. Глагол полисинтетичен и, кроме богатой аффиксации, использует инкорпорацию прямого дополнения.

Он составляет ядро предложения. И. я. имеют развитое словообразование. На языке чероки существовало слоговое письмо, созданное в нач. 19 в. индейцем по имени Секвойя, состоящее из 85 знаков.

Лит.: Alien L., Siouan and Iroquoian, "International Journal of American Linguistics", 1931, v. 6, № 3-4; Bender E., Cherokee, там же, 1949, v. 15, № 3; Но1mег N. M., The character of the Iroquoian languages, Uppsala, 1952; его же, The Seneca language, Uppsala - Cph., 1954.

Г. А. Климовов.

ИРОКЕЗЫ, группа индейских племён, обитавших на С.-В. совр. США и занимавшихся земледелием и охотой, ас 16 в. и торговлей мехами. Их древняя социальная организация - классич. пример ма-теринско-родового строя. Ок. 1570 возник Союз племён И. (могавки, онеида, онондага, кайюга, сенека, тускарора), сыгравший в 17-18 вв. большую роль в колон, войнах европ. держав за господство в Сев. Америке. В это время общество И. представляло собой военную демократию. К кон. 18 в. Союз был разгромлен войсками США, земли экспроприированы, а И. расселены в 16 резервациях США и Канады. Большинство совр. И. занято в с. х-ве, часть - пром. рабочие, строители и др. Они подвергаются дискриминации и сегрегации. По оценке, на 1960 в США насчитывалось ок. 35 тыс. И., а в Канаде - ок. 15 тыс. Ирокезские языки относятся к семье хокасиу языков. Большинство И. по религии считаются христианами, фактически значит, их часть придерживается синкретического культа сил природы.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Морган Л. Г., Древнее общество..., 2 изд., пер. с англ.. Л., 1935; Morgan L. H., League of the Hq-de-no-sau-nee, or Iroquois, N. Y., 1922; Weinman P. L., A bibliography of the Iroguoian literature, Albany (N. Y.), 1969; Fen ton W., The Iroquois in history, в кн.: North American Indians in historical perspective, N. Y., 1971 Ю. П. Аверкиева.

ИРОН, душистое вещество, содержащееся в эфирном масле, выделяемом из корней ириса. И. обладает нежным запахом цветов фиалки, хотя в них не обнаружен (подробнее см. Иононы).

ИРОНИЯ (от греч. eironeia, букв. - притворство), 1) в стилистике - выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение.

Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех, кому зажали рот. (Ф. И. Тютчев, "Вы не родились поляком...")

И. есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия; явлению умышленно приписывают свойство, к-рого в нём нет, но к-рое надо было ожидать. "Иногда, притворяясь, говорят о должном, как о существующем в действительности: в этом состоит ирония" (Бергсон А., Собр. соч., т. 5, СПБ, 1914, с. 166); И.- "...лукавое притворство, когда человек прикидывается простаком, не знающим того, что он знает" (Потебня А. А., Из записок по теории словесности, Хар., 1905, с. 381). Обычно И. относят к тропам, реже - к фигурам стилистическим. Намёк на притворство, "ключ" к И. содержится обычно не в самом выражении, а в контексте или интонации, а иногда - лишь в ситуации высказывания. И. - одно из важнейших стилистич. средств юмора, сатиры, гротеска. Когда иронич. насмешка становится злой, едкой издёвкой, её называют сарказмом.

2) В эстетике-вид комического, идейно-эмоцион. оценка, элементарной моделью или прообразом к-рой служит структурно-экспрессивный принцип речевой, стилистич. И. Иронич. отношение предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито запрятанные, но определяющие собой стиль художеств, или публицистич. произведения ("Похвала Глупости" Эразма Роттердамского) или организацию образности (характера, сюжета, всего произв., напр, в "Волшебной горе" Т. Манна). "Скрытность" насмешки, маска "серьёзности" отличают И. от юмора и особенно - от сатиры.

Смысл И. как эстетич. категории в разные эпохи существенно видоизменялся. Античности свойственна, напр., "сократовская ирония", выражавшая филос. принцип сомнения и одновременно способ обнаружения истины. Сократ притворялся единомышленником оппонента, поддакивал ему и незаметно доводил его взгляд до абсурда, обнаруживая ограниченность как будто бы очевидных для здравого смысла истин. В античном театре встречается и так наз. трагическая И. ("И. судьбы"), теоретически осознанная в новое время: герой уверен в себе и не ведает (в отличие от зрителя), что именно его поступки подготавливают его собств. гибель (классич. пример - "Царь Эдип" Софокла, а позже - "Валленштейн" Ф. Шиллера). Такую "И. судьбы" нередко называют "объективной И.", а применительно к самой реальности - "И. истории" (Гегель).

Развёрнутое теоретич. обоснование и разнообразное художеств, претворение И. получила в романтизме (теория - у Ф.Шлегеля, К. В. Ф. Золъгера; художеств, практика: Л. Тик, Э. Т. А. Гофман в Германии, Дж. Байрон в Англии, А. Мюссе во Франции). Романтич. И. подчёркивает относительность всяких ограничительных по смыслу и значению сторон жизни - бытовая косность, сословная узость, идиотизм замкнутых в себе ремёсел и профессий изображаются как нечто добровольное, шутки ради принятое на себя людьми. Романтич. И. претерпевает эволюцию: вначале это И. свободы - жизнь не знает для своих свободных сил к.-л. неодолимых препон, вышучивая всех, кто пытается придать ей постоянные формы; потом сарказм необходимости - силы косности и гнёта одолевают свободные силы жизни, поэт заносится высоко, но его одёргивают, едко и грубо издеваясь над ним (Байрон, Гофман и особенно Г. Гейне). Романтич. И. обнажила разлад мечты (идеала) и реальной жизни, относительность и переменчивость земных ценностей, подчас подвергая сомнению их к.-л. объективность и подчиняя иск-во целям эстетич. игры. Мнение Г. Гегеля об "отрицательной И." романтиков хотя и преувеличено, но не лишено основания. Более негативна и субъективна по природе и цели И. в концепции дат. мыслителя С. Кьеркегора, расширившего её до жизненного принципа - как универсального средства внутреннего освобождения субъекта от необходимости и связанности, в к-рой его держит последоват. цепь жизненных ситуаций. По существу "отрицательной" и даже "нигилистической", теряющей границу между истиной и заблуждением, добром и злом, свободой и необходимостью И. становится в декадентском умонастроении "конца века" (19-го), в т. ч. у нек-рых символистов, о чём с горечью писал А. А. Блок. У ряда художников и эстетиков 20 в., причастных к модернизму (сюрреалисты, Ортега-и-Гасет), "нигилистическая" И. включает принцип тотального пародирования и самопародирования иск-ва.

Своеобразную концепцию "эпич. И." как одного из осн. принципов совр. реализма развил Т. Манн, к-рый, отталкиваясь от универсальности романтич. И., подчёркивал, что И. необходима для эпич. искусства как взгляд с высоты свободы, покоя и объективности, не омрачённый никаким морализаторством. Своеобразная "ироническая диалектика" отразилась в театральном методе "отчуждения" Б. Брехта.

В суждениях классиков марксизма наряду с высокой оценкой "сократовской И." содержатся элементы эпич. И. (у Энгельса в письме к М. Каутской от 26 нояб. 1885 - см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 36, с. 333-34) и диалектически раскрывается понятие "И. истории" (см. Письмо Ф. Энгельса к В. И. Засулич от 23 апр. 1885 - там же, с. 263).

Разнообразна И. в рус. лит-ре и критике: "мстительница" и "утешительница" у А. И. Герцена; "насмешливая критика" революц. демократов В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина; сливающаяся со стихией юмора у Н. В. Гоголя; переходящая в сарказм у Ф. М. Достоевского; пародийная у Козьмы Пруткова; романтическая у А. А. Блока. Сов. лит-pa (В. В. Маяковский, М. М. Зощенко, Е. Л. Шварц, М. А. Булгаков, Ю. К. Олеша, И. Ильф и Е. Петров) восприняла и развивает И., свойственную рус. реалистич. лит-ре 19 в. Она реализует иронич. отношение весьма многообразно: посредством пародии (А. Г. Архангельский) и пародийного сказа (Зощенко), гротеска (В. Белов), иронич. речи (И. Г. Эренбург), контраста слов и ситуации (А. Т. Твардовский).

Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965; Борев Ю. Б., Комическое..., М., 1970; Kierkegaard S., Uber den Begriff der Ironie, Dusseldorf- Koln, 1961; Strohschneider-Kohrs J., Die romantische Ironie in Theorie und Gestaltung, Tubingen, 1960; Muecke D. C., The compass of irony, L., [1969] (библ. с. 260-69).

Н. П. Розин.

ИРПЕНЬ, река в Житомирской и Киевской обл. УССР, впадает справа в Киевское водохранилище на Днепре. Дл. 162 км, пл. басе. 3340 км2. Берёт начало на сев.-зап. окраине Приднепровской возв.; течёт по низменной территории. Питание преим. снеговое. На всём протяжении зарегулирована шлюзами. На И. - г. Ирпень. В 1947-51 построена осушительно-оросит. система, позволившая превратить заболоченную пойму реки в основной район, снабжающий г. Киев картофелем и овощами.

ИРПЕНЬ, город (с 1956) в Киевской обл. УССР, на р. Ирпень (приток Днепра), в 27 км к 3. от Киева. Ж.-д. станция. 25,3 тыс. жит. (1970). Комбинат стеновых материалов и строит, пластмасс, маши-ностроит. (произ-во торфодобывающих машин), деревообделочный з-ды; ф-ки мебельных и кожгалантерейных изделий. Индустриальный техникум и с.-х. техникум бухгалтерского учёта.

ИРРАДИАЦИЯ (от лат. irradio - сияю, испускаю лучи) в физиологии, распространение процесса возбуждения или торможения в центральной нервной системе. Важную роль И. играет в деятельности коры больших полушарий головного мозга. И. возбуждения особенно отчётливо проявляется при сильном раздражении, когда в рефлекторный ответ вовлекаются нервные центры, обычно в нём не участвующие. Так, на умеренное болевое раздражение кожи стопы животное отвечает сгибанием лапы в голеностопном суставе; увеличение силы раздражения приводит к сгибанию ноги в коленном и тазобедренном суставах. При изучении действия тормозного условного раздражителя И. П. Павловым было показано, что торможение также может распространяться (иррадиировать) в клетках коры больших полушарий (см. Условные рефлексы).

ИРРАДИАЦИЯ, явление кажущегося увеличения размеров белых (светлых) объектов на чёрном (тёмном) фоне (при сравнительно большой яркости белого объекта) или, наоборот, кажущееся уменьшение размеров чёрных объектов на белом фоне (см. рис.). В первом случае И. наз. положительной, во втором - отрицательной. В результате И. чёрная тонкая нить или проволока, рассматриваемая на фоне яркого пламени, кажется прерванной в этом участке, яркий лунный серп в новолуние кажется имеющим больший поперечник, чем видимый одновременно с ним пепельно серый диск луны и т. п. Величина И. растёт при увеличении яркости светлого фона или светлого объекта. И. обусловлена оптич. недостатками глаза (аберрацией - сферической и хроматической), дифракционными явлениями в глазу, а также несовершенной установкой глаза на рассматриваемые объекты. См. также Иллюзии оптические.

Размеры белого круга и белого квадрата кажутся большими, чем размеры чёрного круга и чёрного квадрата; в действительности они одинаковы.

Лит.: Кравков С. В., Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения, 4 изд., М.-Л., 1950 (имеется библ.).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irratio-nalis - неразумный), обозначение идеа-листич. течений в философии, к-рые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, т. е. недоступное разуму или ино-природное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие "И." объединяет разнородные филос. системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистич. "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. п. Иррационалистическими по Своему исходному содержанию являются все религ. и религ.-филос. учения, хотя в своём дальнейшем истолковании они и используют формы рационального мышления.

И. с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще.

Если в самом общем смысле иррацио-налистич. тенденции прослеживаются на протяжении всей истории философии (они характерны, напр., для ср.-век. мистики, к-рая, в отличие от рационалистич. претензий схоластики, видела путь постижения бога в сверхразумном созерцании и чувстве), то в более узком смысле термин "И." относят к тем течениям бурж. философии, к-рые складывались в противопоставлении себя рационализму нового времени. Таковы, напр., "философия чувства и веры" Г. Якоби, противостоящая просветительскому рационализму, "философия откровения" позднего Ф. В. Шеллинга, волюнтаристич. концепция А. Шопенгауэра (Германия) и учение С. Кьеркегора (Дания), представляющие собой своеобразную реакцию на идеали-стич. рационализм нем. классич. философии, в частности панлогизм философии Г. Гегеля. Крупнейшими представителями И. в сер. 19 в. были Ф. Ницше, родоначальник философии жизни, и Э. Гарт-ман (Германия) с его "философией бессознательного".

Иррационалистич. умонастроения получают широкое распространение в связи с кризисом бурж. общества и его культуры в кон. 19-20 вв. И. особенно проявляется в таких течениях, как философия жизни (В. Дильтей, Германия, А. Бергсон, Франция, и др.) и экзистенциализм (М. Хайдеггер, Германия, и др.), по иррационалистич. тенденции присущи и др. направлениям совр. бурж. философии (напр., пек-рым разновидностям неопозитивизма и др.). И. представляет собой прямую противоположность марксистско-ленинской философии, научному, материалистич. мировоззрению.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный), в самом общем смысле - находящееся за пределами разума, алогическое или неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему. Обычно противополагается понятию рационального. И. как нечто недоступное рациональному познанию и невыразимое в логич. понятиях является одним из исходных осн. понятий в ряде идеалистич. направлений, объединяемых в понятии филос. иррационализма (напр., в интуитивизме, волюнтаризме и др.). В религ. мировоззрении И. понимается как дорациональное (стихийно-хаотическое, не оформленное логосом), в отличие как от рационального, так и от сверхрационального (мистического, данного в откровении).

В теории познания диалектического материализма И. рассматривается как нечто ещё не познанное, но принципиально познаваемое.
1032.htm
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ЧИСЛО, число, не являющееся рациональным (т. е. целым или дробным). Действительные И. ч. могут быть представлены бесконечными не-периодич. десятичными дробями; напр., у 2 = 1,41..., л= 3,14... Существование иррациональных отношений (напр., иррациональность отношения диагонали квадрата к его стороне) было известно ещё в древности. Иррациональность числа я была установлена немецким математиком И. Ламбертом (1766). Однако строгая теория И. ч. была построена только во 2-й пол. 19 в. И. ч. разделяются на нерациональные алгебраические числа и трансцендентные числа. См. также Число.

ИРРЕАЛЬНОЕ (от позднелат. irrealis- невещественный, нереальный), существующее не в действительности, а только в мысли, в противоположность реальному (см. Реальность). И. употребляется как синоним воображаемого, фантастического, а также невозможного.

ИРРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙСКА (от поздне лат. irregularis - неправильный), войска, не имеющие твёрдой и постоянной организации или по своему комплектованию, прохождению службы, обучению, обмундированию значительно отличающиеся от регулярных войск. После создания регулярной армии в России (в нач. 18 в.) существовали И. в. в виде частей лёгкой кавалерии (в 18 в.) и казачьих войск- Донского, Черноморского, Астраханского и др. (см. Казачество). В нач. 20 в. в России в состав И. в. входили также дагестанская и кубанская милиции, Дагестанский конный полк и Туркестанский конный дивизион. В 18-19 вв. И. в. имелись также в Австрии (кроаты, пандуры и др.), в Турции (башибузуки, черкесы, курды и др.), в нач. 20 в. в брит, и франц. колониях - различные туземные войска, в Турции - иррегулярная кавалерия (из курдов, черкесов и др.), в Иране - войска из кочевых племён, в Афганистане - иррегулярные части (ополчение). После 1-й мировой войны 1914-18 И. в. были упразднены во всех гос-вах.

ИРРЕДЕНТИЗМ (итал. irredentismo, от irredenta - неосвобождённый, находящийся под чужим владычеством), политическое и обществ, движение в Италии в кон. 19-нач. 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель с итал. населением - Триеста, Трентино и др. Орг-ции ирредентистов: "Ассоциация борьбы за освобождение Италии", "Трентино и Триест", "Данте Алигьери" и др. Лидеры (видные республиканцы): Ф. Ка-валлотти, М, Р. Имбриани, Дж. Бовио и др. Вначале И. был представлен силами демократич. оппозиции, развивался под лозунгами борьбы за завершение воссоединения Италии, против Тройственного союза 1882 и итал. колон, экспансии в Африке. Впоследствии, по мере перехода Италии к империализму, лозунги И. стали использоваться империалистич. буржуазией для оправдания широких терр. притязаний на Балканах и в Адриатике. Ряд ирредентистов участвовал в деятельности "Националистич. ассоциации" - предшественницы фашизма, активно поддерживал колон. агрессию в Сев. Африке в 1911-12 и участие Италии в 1-й мировой войне 1914-18. По окончании войны И. как самостоят, течение исчез, слившись с фашизмом.

3. П. Яхимовии.

ИРРИГАЦИЯ (от лат. irrigatio - орошение, поливка) в медицине, лечебная процедура, выражающаяся в орошении воспалённой ткани струёй воды или лекарственной жидкостью. Широко применялась в хирургии (И. раневых поверхностей, прямой кишки и др.), а также в урологии, гинекологии и др. Наиболее употребительно применение термина "И " к промыванию мочеиспускательного канала без катетера. Применяемые для И. цистоскопы, уретроскопы называются ирригационными (промывными). Ирригаторами наз. клизмы, спринцовки и пр.

ИРРИГАЦИЯ в сельском хозяйстве, подвод воды на земли, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы; один из видов мелиорации. Более распространён термин орошение.

ИРТЫШ, река в Казах. ССР (Вост.-Казахстанская, Семипалатинская и Павлодарская обл.) и РСФСР (Омская и Тюменская обл.), лев. приток р. Обь. Дл. 4248 км, пл. басе. 1643 тыс. км2. Берёт начало в Китае, в горах Монгольского Алтая и под назв. Чёрный И. течёт до впадения в оз. Зайсан. В верх, течении (до г. Семипалатинска) носит черты равнинной и горной реки. В связи с постройкой Усть-Каменогорской ГЭС и Бухтармин-ской ГЭС И. до г. Усть-Каменогорска превращён в крупные водохранилища; в состав Бухтарминского водохранилища вошло оз. Зайсан. Ниже Усть-Каменогорска долина И. расширяется. На этом участке в И. и его водохранилища впадают pp. Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба, Уба - справа, Кызыл-су, Чар - слева. Ниже Семипалатинска И. выходит на Западно-Сибирскую равнину и течёт на С.-З. среди сухих степей, не принимая до Омска значит, притоков. Здесь расположены бессточные территории и области внутр. стока. Русло неустойчиво: то очень извилисто, то разбивается на рукава; в нём много песчаных перекатов. Ниже Омска И. образует большие излучины. Долина широкая (до 20 км, близ устья до 35 км). У устья Тобола резко поворачивает на С. и течёт по наиболее заболоченной части Западно-Сибирской равнины. Русло становится ещё извилистее. Притоки: Омь - справа, Ишим, Тобол - слева.

Питание И. смешанное: в верховьях снеговое, ледниковое и меньше дождевое; в ниж. течении снеговое, дождевое и грунтовое. Характер водного режима также существенно изменяется. В верх, течении половодье начинается в апреле, максимум в апреле - июне, спад длится до октября; сток реки зарегулирован. В низовьях половодье с конца мая до сентября, макси-Река Иртыш в районе г. Тобольска. мум в июне. 50% годового стока проходит весной, в верховьях доля стока летом и осенью по 20%, зимой 10% , у Тобольска соответственно 27%, 19% и 7%. Ср. расход у Усть-Каменогорска 628 м3/сек, Семипалатинска ок. 960 м3/сек, Омска 917 м3/сек, Тобольска 2150 мэ/сек, годовой сток в устье ок. 95 км3. Размах колебаний уровня выше оз. Зайсан 4,4 м, у Омска 7 м, Усть-Ишима 12,7 м, к устью уменьшается. Ледоставу на И. предшествует ледоход продолжительностью ок. 20 дней в верховьях и 6-10 дней в низовьях. Замерзает в верховьях в конце ноября, в низовьях в начале ноября, вскрывается в апреле. И. богат рыбой (нельма, щука, окунь, осётр, стерлядь, налим, язь, чебак). Воды И. используются для питания канала И. - Караганда (забор воды из И. в канал в среднем 75м3/сск), для водоснабжения и орошения. Регулярное судоходство от ниж. бьефа Усть-Каменогорской ГЭС до устья. Гл. пристани: Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар, Омск, Тара, Тобольск, Ханты-Мансийск (см. также ст. Обско-Иртышского бассейна порты речные).

Бухтарминская ГЭС.

К. Г. Тихоцкий.

ИРТЫШ - КАРАГАНДА канал, оро сителыго-обводнительный канал в Казахской ССР. Начинается из р. Иртыш близ г. Ермак (Павлодарской обл.), протягивается с С.-В. наЮ.-З. на 451 км к Карагандинскому пром. району. Шир. канала 20-40 м, глуб. 5-7 м. На канале сооружено 11 гидроузлов, 22 насосно-подъём-ные станции, 2 резервных водохранилища, 17 мостов. Вдоль канала проложена автомагистраль (524 км). Из Иртыша забирается воды 75 м3/сек. Вода канала предназначена для водоснабжения Эки-бастуза, Караганды, Темиртау и для орошения 120 тыс. га с.-х. земель. Сооружение канала закончено в 1971.

ИРТЫШСК, посёлок гор. типа, центр Иртышского р-на Павлодарской обл. Казах. ССР. Пристань на лев. берегу Иртыша, в 175 км к С.-З. от Павлодара. 11 тыс. жит. (1970). Молочный и пивоваренный з-ды, мебельная ф-ка, комбинат стройматериалов и конструкций, элеватор.

ИРТЯШ, Иртяж, пресное озеро на С. Челябинской обл. РСФСР, близ г. Касли. Пл. 53,5 км2. В озеро впадает много мелких рек. Вытекает р. Теча (Те-ца), правый приток Исети (басе. р. Иртыш). Глуб. ок. 16л. В озере много рыбы (щука, окунь, лещ). Акклиматизированы сиг и карп.

ИРУ, остатки древнего поселения в Эст. ССР, на вост. окраине г. Таллина, в излучине р. Пирита. Древнейшие следы обитания на этом месте (обломки шнуровой керамики) относятся к 1-й пол. 2-го тыс. до н. э., остатки поселения асваской (см. Лева) культуры - к 7-5 вв. до н. э., городище - к 6-11 вв. н. э. При раскопках 1936-38 и 1952-58 обнаружены следы трёхкратной перестройки укреплений городища после пожаров, вскрыты остатки жилищ, очагов и др. Судя по находкам, жители И. занимались животноводством, земледелием, тюленьим промыслом, обработкой металлов. К городищу примыкало селище кон. 1- нач. 2-го тыс. н. э.

Лит.: Vassar A., Iru Linnapara, в сб.: Muistse Eesti linnused, Tartu, 1939; История Эстонской ССР, т. 1, Тал., 1961, с. 40 - 42, 68-69.

ИРУН (Inin), город на С. Испании, в Стране Басков, в пров. Гипускоа, на р. Бидасоа. 29,8 тыс. жит. (1960). Таможенная пограничная ж.-д. станция у франко-исп. границы. Машиностроение (трансп., электротехннч.), цем. пром-сть.

ИРЧАН Мирослав (псевд.; наст, имя и фам. Андрей Дмитриевич Бабюк) [2(14).7.1897-1937], украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1920. Род. в с. Пядики, ныне Коломыйский р-н Ивано-Франковской обл., в бедной крест, семье. Окончил Львовскую учит, семинарию в 1914. Первая книга "Смех Нирваны" (1918) - отклик на события 1-й мировой войны 1914-18, участником к-рой И. был. В 1923 опубл. сборник, новелл Фильмы революции". Популярна художественно-мемуарная дилогия "Трагедия Первого мая" (1923) и "В бурьянах" (1925). В 1923 И. уехал в Канаду, где развернул активную издат., лит. и обществ.-публицистич. деятельность. И. изображал революц. борьбу трудящихся Галиции, обличал националистов (пьеса "Подпольная Галиция", 1926), бурж. строй (пьесы "Семья щёточников", 1927; "Радий", 1928; "Плацдарм", 1931; повесть "Карпатская ночь", 1927; книга очерков "Против смерти", 1927). В 1929 вернулся на Сов. Украину. Был редактором журн. "Захщна Украша" ("Западная Украина"). Пьесы И. переводились на мн. иностр. яз., шли на сценах мн. сов. и канад. театров.

Соч.: Вибраш твори, т. 1 - 2, К., 1958; в рус. пер. - Избранное, М., 1958.

Лит.: Новиченко Л., М. 1рчан, К., 1958; Власенко В. I., Кравчук П., М. 1рчан, К., 1960; Мельничук-Лучко Л. Т., Драматурпя М. 1рчана, К., 1963.

ИРЧИ КАЗАК (ок. 1830, Муслимаул, ныне Буйнакского р-на Даг. АССР, - ок. 1879), кумыкский поэт, зачинатель кумыкской литературы. Род. в крест, семье. Сочинял любовные, философско-дидактич. стихии песни,отличавшиеся богатой образностью, музыкальностью. За участие в похищении из дворца кумык, феодала девушки-рабыни, возлюбленной его друга Атабая, И. К. вместе с другом был сослан в Сибирь, откуда присылал послания в стихах, рисующие мрачные картины тяжёлой жизни ссыльных. Стихи быстро распространялись на родине поэта. Наиболее яркие из них: "Как я мог предвидеть коварство ханов?", "Попали в железный капкан", "Не стыдите за жалобу" и др. После ссылки творчество И. К. приобрело ярко выраженный обличительный характер. Он клеймил кнзязей и беков, их хищническое стремление к стяжательству (стихотворения "Счастье", "Иные времена" и др.). В пору расцвета своего таланта поэт был предательски убит.

Соч.: Йырларьшдан бирлери, Махачкала, 1957; [Йырлар], Махачкала, 1966; в рус. пер. - Иные времена. Стихотворения, М; хачкала, 1960; [Стихотворения], в кн.; Дагестанские лирики, Л., 1961.

Лит.: Мусаханова Г., Очерки дореволюционной кумыкской литературы, Махачкала, 1959, с. 15-40; Султанов К., Поэты Дагестана, Махачкала, 1959, с. 3 - 19. Г. Б. Мисаханова.

ИРША, посёлок гор. типа в Красноя[ ском крае РСФСР. Расположен в 7 км от ж.-д. станции Заозёрная (на Транссибирской магистрали). Близ И. - добыча угля (Ирша-Бородинский угольный разрез).

ИРШАВА, посёлок гор. типа, центр Иршавского района Закарпатской обл. УССР, на р. Иршава (басе. Тисы). Ж.-д. станция. Комбинаты: гнутой мебели, мельничный; з-ды: абразивных изделий, станкоремонтный, винодельч.; прядильно-ткацкая ф-ка.

ИРШАНСК, посёлок гор. типа в Володарско-Волынском р-не Житомирской обл. УССР, на р. Ирша (приток p. Tетерев), в 10 км от ж.-д. ст. Турчинка (на линии Житомир - Коростень). Горнообогатительный комбинат (добыча ильменитового концентрата).

ИРЬЁ-КОСКИНЕН (Yrjo-Koskinen), Ирьё Сакари (10.12.1830, Васа,-13.11.1903, Хельсинки), финский историк и политич. деятель. В 1863-82 проф.Хельсинкского ун-та. В 1869-73 опубл. "Историю народа Финляндии", в к-рой первым из историков сделал попытку представить историю Финляндии как единый процесс. В 1872-82, 1885-91 чл. сословного фин. сейма; был одним из вождей т. н. фенноманов. В 1882-99 входил в состав сената (пр-ва) Великого княжества Финляндского. В кон. 80-х гг.явился одним из основателей партии старофиннов.

ИС, посёлок гор. типа в Свердловской обл. РСФСР. Расположен на р. Ис (басс. Туры), в 25 км к С.-З. от ж.-д. ст. Нижняя Тура. Добыча золота и платины. Геологоразведочный техникум.

ИСА (lea), название ниж. участка течения р. Путумайо в Бразилии.

ИСААК, согласно библейским мифам, сын Авраама и Сарры,отец Иакова и Исава (родоначальника народа идумеев). По велению Яхве Авраам должен был принести И. ему в жертву, но был остановлен ангелом. В модифицированном виде предания об И. нашли отражение в Коране. Сцена жертвоприношения - частый сюжет изобразительного искусства [мозаика синагоги в Бет-Альфе (Израиль, 6 в.), рельеф Донателло, картина Рембрандта,