загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ри (ум. 1658) и Абду-р-Рауф.

Усиление контроля Голландии над индонез. торговлей приводит в 18 в. к ослаблению связей между исламизиро-ванными государствами И. и к временному оттеснению малайско-язычной лит-ры. Так, в Аче основным языком лит-ры становится аческий, на котором создаются поэмы, написанные народным рифмованным стихом (садж): "Малем Даганг", "Пучут Мухаммад" и др. Во 2-й пол. 18-1-й пол. 19 вв. наблюдается новый расцвет яванской лит-ры: придворные поэты Ясадипура I (1729-1802), последний яванский классик Ронговарсито (1802-74), в творчестве к-рого уже ощутимо знакомство с идеями европ. культуры нового времени. Просветит, тенденции ещё более характерны, напр., для сун-данского писателя Мохаммада Мусы (1822-84), батакского Вилема Искандера Муды (1838-77) и др.

С зарождением в И. нац.-освободит, движения малайский яз. становится языком политич. и культурного единения всей страны (см. Индонезийский язык). В кои. 19 в. появляется пресса на малайском яз., способствовавшая развитию новой лит-ры И. Первыми пробуют свои силы в жанре романа на индонез. яз. пролетарские писатели Марко Картоди-кромо (1878-1928) и Семаун (ум. 1971). Однако преобладающее влияние в 20- 30-х гг. приобретает бытописательный "адатный роман", ратующий за пересмотр местного (в основном суматранского) уклада жизни в духе осторожного реформизма: писатели Мэрах Русли (1889- 1968), Hyp Сутан Искандер (р. 1893) и др. Романы просветительского плана на романтич. и сентиментальные сюжеты создают С. Т. Алишахбана (р. 1908) и Хамка (р. 1908). Патриотич. поэзия Рустама Эффенди (р. 1902) и Мохаммада Ямина (1903-1963) в 30-х гг. уступает место более углублённой в себя, отчасти навеянной стихами голл. "восьмидесятников" лирике поэтов, группировавшихся вокруг журн. "Пуджанга Бару" (Са-нуси Пане, 1905-68; Я. Татенгкенг, р. 1907; Интойо, 1912-71, и др.). Творчество одного из основоположников журнала, тонкого лирика Амира Хамзаха (1911-46) отмечено влиянием суфизма. Колон, период развития лит-ры И. порождает обличительные по сути своей произв.: роман Абдула Муиса (1886- 1у59) "Неправильное воспитание", стихи Асмары Хади (р. 1914) и др. К кон. 30-х гг. в творчестве ряда писателей усиливаются реалистич. тенденции (роман "Оковы" Армайна Пане, 1908-70; рассказы X. Б. Яссина, р. 1917; стихи X. Бандахаро, р. 1917). Провозглашение независимости И. (1945) активизировало лит. процесс. Напряжённая экспрессивность поэзии Хайрила Анвара (1922-1949), беспощадная ирония рассказов Идруса (р. 1921), исполненные человечности рассказы и повести Прамудьи Ананты Тура (р. 1925), филос. и социальный роман "Атеист" Ахдиата Картамихард-жи (р. 1911), пьесы Утуя Татанга Сонтани (р. 1920) представляют собой наиболее значит, достижения лит. течения "Поколение 45 года". С нач. 50-х гг. часть крупнейших писателей и драматургов постепенно сближается с Обществом народной культуры (Лекра) (Прамудья Ананта Тур, Утуи Татанг Сон-тани) и иными прогрессивными культурными орг-циями (напр., поэт Ситор Ситуморанг, р. 1923), др. замыкаются в кругу личных проблем (Трисно Сумарджо, 1916-69; Асрул Сани, р. 1926) или эмигрируют (Идрус, Мохаммад Балфас, р. 1922; Ахдиат Картамихарджа). События 1965 привели к разгрому общества Лекра и к репрессиям среди мн. литераторов (Прамудья Ананта Тур; Ривей Апин, р. 1927; Ситор Ситуморанг и др.). Ряд писателей покинул И. К наиболее значит, явлениям совр. лит-ры И. относится начавшее формироваться ещё в сер. 50-х гг. своеобразное почвенничество с отчётливыми нотками гуманизма: стихи и рассказы В. С. Рендры (р. 1935), Рамадана Картахадимаджи (р. 1927), Айна Росиди (р. 1938), проза Тохи Мох-тара (р. 1926). Последние романы Мот-тинго Буше, рассказы Герсона Пойка и др. говорят об интересе их авторов к острым социальным проблемам совр. И. Влияние философии экзистенциализма характерно для романов Ивана Симатупанга (1928-70), опубликованных в конце 60-х гг.

Лит.: Сикорский В., Индонезийская литература. Краткий очерк, М., 1965; Gonda J., Letterkunde van de Indische archipel, Amst., 1946; Poerbatjara-k a R. M. Ng., Kepustakan Djawi, Djakarta, 1952; Pigeaud Т h. G. Th., Literature of Java, v. 1-3, The Hague, 1967-70; R o-s i d i A.. Kesusastran Sunda dewasa ini, Djakarta, 1966; Teeuw A., Modern Indonesian literature, The Hague, 1967; R a f-f e 1 В., The development of modern Indonesian poetry, Albany (N. Y.), 1967; Jassin Н. В., К esusasteraan Indonesia modern dalam kritik dan esei, dj. 1-4, Djakarta, 1967.

Б. Б. Парникель.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство.

К эпохе мезолита (7-5-е тыс. до н. э.) относятся схематич. контурные изображения животных в пещерах Юж. Сула-веси, Зап. Явы, Суматры, М. Зондских о-вов, наскальные рисунки Зап. Ириана; к эпохе неолита (с кон. 5-го тыс. до н. э.; в ряде районов И. продолжалась до 20 в.) - керамика с преим. нарезным орнаментом. В эпоху позднего неолита и начала металла (кон. 2-го - сер. 1-го тыс. до н. э.) создавались мегалитич. сооружения - менгиры, уступчатые курганы, дольмены, склепы (комплексы Пасемах на Ю. Суматры, Лебак-Сибедуг на 3. Явы, горы Янг на В. Явы), каменные саркофаги и статичные фигуры предков. В сер. 1-го тыс. до н. э. с Азиат, материка была принесена культура развитой бронзы (ритуальные барабаны, топоры и т. д.).

В первых веках н. э. на Яве (культура к-рой издавна являлась ведущей) сформировались первые гос. образования, к-рые под инд. влиянием восприняли индуизм и буддизм; инд. и местные традиции соединились в классич. иск-ве Явы, в т. ч. в каменной архитектуре. Небольшие изящные индуистские храмы ("чанди") 7 - нач. 8 вв. на плато Диенг (Центр. Ява), выложенные насухо из андезита, представляют собой компактные кубич. массивы на ступенчатых основаниях, увенчанные пирамидальными покрытиями. Выразительность силуэта и пластичность масс сочетаются в них с простотой и строгостью облика, ясной и чёткой тектоникой, лаконичностью декора. Таков и первый в И. буддийский храм - крестообразный в плане чанди Каласан (778 - сер. 9 в.), отличающийся тонкостью декора, классич. уравновешенностью. Импозантен чанди Мендут (кон. 8 в.) с его строгими формами, кристалличностью объёма; суровую мощь стен смягчают фигуры бодхисатв, окружённые изящной кружевной резьбой. Архит. комплекс чанди Севу (нач. 9 в.)- большой, сложный ансамбль буддийских святилищ с гл. храмом в центре и 240 храмиками-часовнями, образующими 4 концентрич. квадрата. С архитектурой тесно связана скульптура (статуи, голо вы, рельефы); в ней замечательны сочность и мягкость лепки, цельность обобщённых объёмов, богатство пластич. нюансов; глубокая одухотворённость, внутр. сосредоточенность образов сочетаются с ощущением полноты жизненных сил. Самое грандиозное и сложное по композиции святилище на Яве - Боробудур (кон. 8 - нач. 9 вв.) - естеств. холм, облицованный блоками андезита, имею-iiftifi вид ступенчатой пологой пирамиды, увенчанной большой ступой.Бесчисленные рельефы на галереях террас Боробудура, статуи Будды в декоративных ступах и нишах составляют вместе образную космологию буддизма и полный лиризма неторопливый рассказ о земной жизни Будды и его перевоплощениях. Эпизоды буддийских легенд во мн. случаях лишь повод для изображения реальной жизни - быта эпохи, животного и растит, мира И. Рельефы и статуи полны чувства счастливой гармонии, спокойной энергии.

С основанием в 1-й пол. 8 в. гос-ва Матарам офиц. религией стал индуизм. Индуистский храмовый комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане (кон. 9 - нач. 10 вв.) объединяет на высокой насыпи 3 больших храма и 5 меньших святилищ, заключённых в квадрат из многочисл. часовен. Стройность и устремлённость ввысь гл. храма Шивы (вые. 47 ч), пышный декор венчающей крутой пирамиды говорят об усилении декоративного начала. В рельефах на темы "Рамаяны" преобладают драматич. взволнованность и динамика; свободно и энергично воплощены сцены битв, непрерывный поток фигур. Образы стали более сложными, утончёнными, индивидуализированными. С гос-вами Сингасари (13 в.) и Мад-жапахит (кон. 13 - нач. 16 вв.) связан расцвет иск-ва Вост. Явы. Индуистский храмовый комплекс Панатаран (14 - 1-я пол. 15 вв.) имеет свободный, асимметричный план, а в его гл. храме Шивы (1369) невысокая ниж. часть подавляется массивным многоступенчатым покрытием. В рельефах Панатарана господствует орнаментальный графичный стиль: плоскостная ажурная резьба, подобная шитью, заполняет всю плоскость рельефа; фигуры с искажёнными пропорциями и утрированными жестами схематичны и гротескны. Изысканность и рафинированная утончённость проявились в рельефах чанди Джаго (ок. 1280) и чанди Джави (ок. 1300). Храмы этого времени на о. Бали щедро украшены роскошной орнаментальной резьбой. Значит, место в скульптуре заняли фантастич., причудливые фигуры (слонообразное божество Ганеша, демоны, львоподобные чудови ща чкала"). Терракотовые женские головки и фигурки из Травулана, каменные фигуры девушек с кувшинами при гробницах в Моджокерто (ок. 14 в.) пленяют естеств. красотой движений, сочной пластикой драпировок, одухотворённостью лиц.

Декоративно-прикладное искусство.

1. Фрагмент тканой женской одежды. Остров Сумба. Собрание Лангевис.

2. Крис с золотой инкрустацией. Королевский институт тропиков. Амстердам.

3. Латунная коробочка в виде повозки.

Минангкабау. Остров Суматра. Нач. 20 в.

Музей антропологии и этнографии АН СССР. Ленинград.

С 16 в. в И., разделённой на небольшие мусульм. княжества, утрачивались традиции индуистской культуры. Они сохранились гл. обр. на о. Бали, куда не проник ислам (храмовые комплексы 18-19 вв. с 2-3 дворами, высокими воротами, ярусными башнями). На многочисл. островах у мн. народов И. развивалось нар. декоративно-прикладное иск-во. Старинные центры художеств, ремёсел Центр. Явы славятся изделиями из золота и серебра (сохранились образцы 14-15 вв.), с затейливой вязью изящного орнамента; своеобразны по форме и орнаментике кинжалы ("крисы"). От 14-16 вв. дошли образцы древнего иск-ва бронзового литья на Яве (статуэтки божеств, колокольчики, подносы, сосуды для благовоний, светильники). Ява - родина батика, замечательного по красоте традиц. узора и расцветки. Ява и Бали - центры обработки буйволовой кожи, из к-рой изготовляют кукол для теневого театра, детали костюмов для танцовщиц и актёров классич. драмы и др. изделия. На всех островах архипелага из бамбука и листьев кокосовой пальмы плетут веера, циновки, шляпы, кухонную утварь, сумки. Традиции ткачества поддерживаются на Сулавеси, Суматре, Молуккских о-вах. На мн. островах изготовляют по древним образцам культовые статуэтки из дерева и терракоты. На Бали особого расцвета достигли художеств, ремёсла, традиц. живопись, лубок. Разнообразны типы нар, жилища - от хижин (Зап. Ириан, о. Тимор) и лёгких каркасных свайных домоа из дерева и бамбука до больших общинных домов (особенно длинных у даякоа Калимантана), иногда с высокой седло-видной крышей большого выноса (у тоба-батаков и минангкабау на Суматре)^ часто на мощных столбах.

С установлением голл. господства в И, нац. иск-во замерло, города строились по европ. образцу, но в мечетях и дворцах ("кратонах") местных правителей преобладали мотивы мусульм. архитектуры стран Азии. В 20 в. в Джакарте, Бандунге, Сурабае начали возводиться крупные здания с галереями, лоджиями, навесами, солнцезащитными решётками, вт. ч. из железобетона. Но массовая застройка городов оставалась стихийной и неблагоустроенной. В сер. 19 в. в И. появилась реалистич. живопись с нац. патриотич. тематикой (Раден Салех), на рубеже 19-20 вв.- романтич. нац. пейзаж (С. С. Абдуллах). Борьба за независимость способствовала развитию прогрессивного нац. реалистич. иск-ва, проникнутого любовью к человеку и патриотич. воодушевлением (Объединение художников И., осн. в 1937-38,- С. Суджойоно, А. Джая, К. Аффанди, X. Нгантунг, Б. Ресобово). Это направление стало ведущим с установлением независимости (1945), сосуществуя с традицией романтич. экзотики (Б. Абдуллах) и модернизмом. Развивались реалистич. скульптура (Г. Хендра) и графика (У. Эффенди, Суромо). Своеобразна жизнерадостная, узорная живопись Бали (А. А. Г. Собрат, И. Б. Маде). Началось строительство новых городов (г. Сумберджая на Суматре, город-спутник Джакарты-Кебайоран), новые р-ны были построены в Джакарте, Джокья-карте, Бандунге; при помощи сов. специалистов строились обществ, здания, пром., учебные, спортивные и др. комплексы (спортивный комплекс в Джакарте и др.). После событий 1965 прогрессивные художеств, орг-ции были разгромлены, ряд художников подвергся репрессиям, в иск-ве и художеств, образовании получили перевес модернистич. направления. Илл. см. на вклейках - к стр. 248-249 и табл. XIV (стр. 208-209).

Лит.: [Рябинкин П.], Искусство Индонезии, М., 1959; Архитектура стран Юго-Восточной Азии, М., 1960; Дёмин Л. М., Искусство Индонезии, М., 1965; Прокофьев О., Искусство Юго-Восточной Азии, М., 1967; Arts and crafts in Indonesia, Djakarta, 1956; Bernet Kempers A. J., Ancient Indonesian art, Amst., 1959; Wagner F. A., Indonesia. The art of an island group, L., 1959. Н. П. Чукина.

XV. Музыка

Музыка И. сложилась в ходе историч. развития и преобразования традиций индо-яванской культуры и культуры др. народов, населявших терр. И. Она достигла наивысшего расцвета на о. Ява на рубеже 1-2-го тыс. и распространила своё влияние на Юж. Суматру, часть Калимантана, Бали, Мадуру, Зап. Ломбок и др. острова архипелага.

С древнейших времён в И. музыка существовала в устной традиции, в быту сел. населения. В ладовой основе музыки И. лежит 5-звуковая система слендро (вид пентатоники), расширяющаяся до 7-звуковой системы пелог. Характерныечерты индонез. музыки - широко развитая гетерофония и многоголосие. Несмотря на специфич. отличие вокального стиля от инструментального (при его ритмич. богатстве), в них обоих главенствует мелодич. начало. Мелодия образно называется "стволом" (покок), а развивающие её мелодич. и ритмич. фигурации - "цветами" (кантилан). Вершина классич. муз. иск-ва И.- оркестр нар. инструментов гамелан, существующий с эпохи раннего средневековья. В 16 в. возникает песенно-муз. форма, близкая европ. (вбирает и нар. традиции),- крон-чонг. В индонез. музыке преобладала устная традиция, хотя издревле существовали зачатки и записи невмами. В совр. музыке И. применяется и европ. нотация. Влияние европ. духовной музыки, культивировавшейся католич. миссионерами, сказалось на индонез. проф. муз. иск-ве. Нек-рые произв., созданные в 30- 40-е гг. 20 в., несмотря на вполне светское содержание, близки по стилю григорианским хоралам (вокальные пьесы Си-манджутака на тексты Сануси Пане и Усмара Исмаила, а также работы К. Синсу, ещё более сходные с церковными гимнами). После образования независимой Республики И. (1945) открылись новые перспективы создания общеин-донез. нац. культуры. Всё возрастающее число муз. коллективов как проф., так и любительских, стремилось не только сохранять, но и творчески развивать нар. традиции. Известность приобрели комп. Суджасмина, А. Пасарибу, Сус-бини и др. В Джокьякарте, а затем в Джакарте при радио были созданы камерные оркестры. С 1952 в Джокьякарте работает гос. муз. школа. В Сура-карте в 1960 была осн. консерватория, школа индонез. классич. музыки. После 1965 развитие муз. иск-ва затормозилось, прогрессивные муз. объединения прекратили существование, нек-рые муз. деятели подверглись репрессиям, а часть из них (напр., Пасарибу) вынуждена была покинуть родину. В 1968 в Джакарте создан симфонич. оркестр (руководитель Адидхарма), выступающий с концертами европ. музыки и реже исполняющий произв. индонез. авторов.

Лит.: Sachs С., Die Musikinstrumente Indiens und Indonesiens, В. - Lpz., 1923; Кunst J., Music in Java, 2 ed., v. 1-2, The Hague, 1949. Л. Б. Переверзев.

XVI. Театр

За длительный историч. период в И. сложился традиционный театр разнообразных форм, наделённый самобытными чертами сценич. выразительности.

Его истоки - в древних образцах театрализованных действий, входивших в нар. празднества и культовые церемониалы. Наиболее характерные традиц. театр, формы: ваянг-топенг (ваянг - театр, представление, топенг - маска), где исполнители выступают в масках н пользуются средствами пантомимы и танца (упоминается в яванских хрониках 9 в.); ваянг-пурво (теневой театр; древнеяванские лит. памятники указывают на 11 в.); ваянг-келитик (театр плоских деревянных марионеток); ваянг-голек (театр объёмных марионеток); ваянг-бебер (театр картинок, сопровождаемый рассказом); топенг-бабакан (фарсовый театр); ваянг-оранг, вобравший в себя разнохарактерные, строго канонизированные театр, средства. Драматургия, основой традиц. представлений послужили различные эпизоды из древнеиндийского эпоса "Рамаяны" и "Махабхараты", а также материалы индонез. сказаний и хроник. Как правило, спектакль идёт в сопровождении оркестра гамелан (см. раздел Музыка). На рубеже 19-20 вв. наряду с традиционным формируется театр современный - кетопрак и лудрук. Они сочетают традиционные средства выразительности с европейскими; в 50-е гг. были известны труппы "Мархаэн", "Триснокантен", выступавшие в разных районах страны. Возникали и труппы, более близкие к совр. европ. театру. В репертуаре этих коллективов произв. нац. драматургов: Утуй Татанг Сонтани, Абу Ханифаха, Али Мо-хаммада, Сануси Пане и др., а также пьесы Г. Ибсена, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя. В Джакарте существуют театр, здания "Отель Индонезия" и "Кечия", где выступают различные труппы.

В 50-е гг. в И. начали работать Нац. театр, академия и "Лембага драма И." (Отделение нац. драмы).

После 1965 прогрессивные театр, деятели подверглись репрессиям, нек-рые труппы распущены (часть трупп лудрука), ставить произв. совр. прогрессивных драматургов запрещено.

Илл. см. на вклейке, табл. ХУ(стр. 208- 209).

Лит.: Мерварт А. М., Малайский театр, в сб.: Восточный театр, Л., 1929; Демин Л. М., Искусство Индонезии, М., 1965; Вгandоn J., The theatre in southeast Asia, Camb. (Mass.), 1967. М.П.Бабкина.

XVII. Кино

Первые фильмы были сняты в И. в сер. 20-х гг. голл. режиссёрами. С нач. 30-х гг. предприниматели из натурализовавшихся в И. китайцев совм. с индонез. режиссёрами (Анджар Асмара и др.) начали выпускать озвученные киноленты на индонез. яз. (большинство из них по голливудским и кит. образцам). Наиболее значит, фильмы на сюжеты из совр. жизни И.: "Парех" (1935, реж. М. Франкен) и "Ясная луна" (1937, реж. А. Балинк) с участием актёров. Мохтара и Рукиях. Во время япон. оккупации кинематография служила целям япон. пропаганды. Вместе с тем в этот период, когда голл. и кит. предприниматели были устранены от участия в произ-ве фильмов, начался процесс формирования нац. кадров. В годы борьбы за независимость активизировалось произ-во хроникальных кинокартин. В 1950 в Джакарте были созданы первая гос. кинофирма "ПФН", крупная частная кинофирма "Перфини", увеличился выпуск художеств, фильмов. Прогрессивные социальные тенденции отличали кинокартины: "Калека" (1952, реж. Котот Сукарди, в сов. прокате - "Гиман"), "Туранг" (1954, реж. Бахтиар Сиагин), "Возвращение на родину" (1954, реж. Басуки Эффенди), "После комендантского часа" (1955, реж. Асрул Сани), "Борец" (1961, реж. Усмар Исмаил) и др. С нач. 60-х гг. произ-во фильмов из-за засилия голливудской и гонконгской кинопродукции резко сократилось. Ряд мер, предпринятых для стимулирования нац. кинематографии и ограничения импорта фильмов, к существенным изменениям не привёл.

Репрессии, последовавшие после событий 1965, коснулись и деятелей кино. К концу 60-х гг. нац. кинопроиз-во вновь стало расширяться. Среди фильмов:

"Семеро рыцарей" (1969, реж. Вим Умбох), "Несмываемый грех" и "Дышащий в грязи" (оба в 1971, реж. Турино Джу-наиди), "Что ты ищешь, Палупа?" (1971, реж. Асрул Сани), "Самиун и Дасима" (1971, реж. Нави Исмаил). В кино снимаются актёры: Читра Деви, Рима Мелати, Фарук Аферо, Фарида Аррияни, Су-карно М.Нур, Мила Кармила, Бамбанг Херманто и др. Выпускается (1971) 25 художеств, фильмов в год.

В. В. Сикорский.

ИНДО-СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ РАСА, одна из южных ветвей большой европеоидной расы. Отличается тёмной пигментацией волос и глаз, смуглой кожей, волнистыми волосами, узким лицом, прямой или выпуклой спинкой носа, долихокефалией или мезокефалией, умеренным развитием третичного волосяного покрова. Распространена в Юж. Европе, Сев. Африке, Аравии, Ираке, Юж. Иране, Сев. Индии. Имеет местные варианты.

ИНДОССАМЕНТ (нем. Indossament, итал. indossamento, от лат, in - на и dorsum - спина), передаточная надпись, надпись, учиняемая на оборотной стороне векселя, чека, коносамента и нек-рых других ценных бумаг для передачи прав по этим документам от одного лица (индоссанта) другому. И. может быть именным, ордерным (указывается лицо, к-рому или в распоряжение к-рого передаётся документ) или бланковым (предъявительским). И. по векселю или чеку возлагает на индоссанта ответственность за платёж по этому документу.

ИНДОСТАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ, Индостан, полуостров на Ю. Азии.Пл. ок. 2 млн. км2. На 3. омывается Аравийским м., на В.- Бенгальским зал. Индийского ок. Сев. граница условно проводится от дельты Инда к дельте Ганга. На терр. И. п. расположены значит, часть Индии, часть Пакистана и Народной Республики Бангладеш. (Карту Зап. побережье (Конкан и Малабар-ский берег) - узкая аллювиальная низменность с бухтами и скалистыми мысами, восточное (Коромандельский берег)- абразионная равнина с лагунами и холмами, сложенными гранитами и гнейсами. Деканское плоскогорье (ср. вые. ок. 800 м) занимает большую часть И. п. и характеризуется столово-ступенчатым рельефом на С.-З. и широким распространением пологоволнистых пенепленов на кристаллич. основании. Его зап. приподнятый край (Зап. Гаты) обрывается крутыми ступенями к океану, на В. располагается группа глыбовых массивов различного происхождения, объединяемая общим назв. "Восточные Гаты". На юге И. п. расположены горы Нил-гири, Пални, Анаймалай (г. Анаймуди, 2698 м), Кардамоновы, расчленённые на отдельные массивы.

И. п.- часть древней докембрийской Индийской (Индостанской) платформы, охватывающей также басе. ср. и верхних течений pp. Инд, Ганг, Брахмапутра и о-в Шри-Ланка (Цейлон). Платформа сложена архейскими гнейсами, метамор-физованными гранитами и вулканитами, местами перекрытыми чехлом осадочных пород (см. Индия).

В конце мела - начале палеогена в области совр. Деканского плоскогорья произошли мощные покровные излияния базальтов; тогда же произошло опускание окраин платформы по берегам Аравийского моря и Бенгальского залива. В кайнозое продолжались опускания приокеанич. прогибов, и в миоцене возник грабен - пролив, отделивший Цейлонский горст от остальной платформы. В конце кайнозоя по сев.-зап., сев. и сев.-вост. периферии платформы поднялись крупные сооружения Сулеймановых гор, Гималаев и др., вдоль подножия к-рых образовалась система передовых прогибов.

Недра богаты полезными ископаемыми. С метаморфическими породами и гранитами платформенного фундамента связаны крупные месторождения жел. и марганцевых руд, золота, цветных металлов, графита, редких элементов и др., в осадочном чехле заключены залежи угля, нефти; имеются россыпи алмазов, монацита.

Климат субэкваториальный муссон-ный. Средняя темп-pa янв. 21 °С (на С.), 29 °С (на Ю.); мая до 40 °С. Годовая сумма осадков в центр, части И. п. ок. 700 мм, на наветренных склонах до 3000 мм. До 90% осадков выпадает во время летнего муссона (с мая по октябрь). Большинство рек пересекает И. п. с 3. на В. в тектонич. долинах, где широкие аллювиальные равнины чередуются с порожистыми ущельями. При впадении в Бенгальский зал. реки часто образуют дельты. Реки басе. Аравийского м. обычно короткие, обладают большим падением. Исключение составляют только значит, реки Нарбада и Тапти на севере И. п. Питание рек дождевое, режим муссонный с летне-осенним половодьем. Частые наводнения. Судоходны Годавари, Кришна и низовья pp. Нарбада и Тапти. Реки широко используются для орошения. Почвы красноцветные, на базальтах - чёрные тропические ("регуры"). Естеств. растительность - влажные тропич. вечнозелёные леса на наветренных склонах Зап. Гат, муссонные листопадные (из тика и сала), саванновые леса и саванны в центр, части, мангровые леса в дельтах. Естеств. ландшафты на больших пространствах сильно изменены. Господствует культурная саванна - рощи пальм и фруктовых деревьев посреди полей. Животный мир сильно истреблён, сохранились индийские слоны, львы, дикие быки, тигры, пантеры, много обезьян, пресмыкающихся, птиц.

Л.И.Куракова, В. Е. Хаин (геол. строение).

ИНДРА, один из великих богов в ведической религии, громовержец, бог-воитель, царь (раджа) богов.

ИНДРАГИРИ, река в Индонезии на острове Суматра; см. Индерагири.

ИНДРАПРАСТХА, Индрапат, древний инд. город, существовавший на месте совр. Дели с нач. 1-го тыс. до н. э. Согласно "Махабхарате", был основан братьями Пандавами из царского рода Куру. В сер. 1-го тыс. н. э. И. приходит в упадок, в средние века Индрапат - предместье Дели. Ведутся раскопки И.

ИНДРИ (Indri indri), млекопитающее сем. индриевых лемуров отряда приматов. Длина тела 60-70 см, хвоста - 3-6 см. Конечности, особенно пальцы, кисти и стопы удлинены, голова маленькая. Цвет шерсти очень изменчив - от чёрного до почти белого. Обитает в горных районах Мадагаскара на высоте ок. 1800 м. Живёт на деревьях, ведёт сумеречный образ жизни. Питается растительностью. Беременность 60 суток, рождает 1 детёныша.

ИНДРИКОТЕРИИ (Indricotheriidae), семейство вымерших гигантских носорогов; обитали в олигоцене в Евразии.

Наиболее изучен широко распространённый род Indricotherium из среднего оли-гоцена Казахстана, Монголии и Китая. Туловище у И. было короткое, ноги длинные, прямые, трёхпалые, с сильно развитым средним пальцем; голова небольшая, без рогов, шея длинная. На конце морды - по паре небольших верхних и нижних бивней (увеличенных резцов). Коренные зубы примитивного строения. И. - самые высокие и крупные наземные млекопитающие (до 5 м высоты). Питались листьями и ветвями кустарников и деревьев. И. вымерли в конце олигоцена или в начале миоцена.

Лит.: Борисяк А. А., О ф роде Indricotherium п. g. (см. Rhinocerotidae), П., 1923 (Записки Российской АН, т. 35, № 6); Основы палеонтологии. Млекопитающие, М., 1962.

Индрикотерий (реконструкция).

ИНДСКИЙ ЯРУС, первый снизу ярус триасовой системы [см. Триасовая система (период)]. Выделен Л. Д. Кипарисовой и Ю. Н Поповым (СССР) в 1956. В типовом разрезе (р. Инд в Соляном хребте) сложен внизу песчаниками, вверху известняками и мергелями. И. я. делится на 2 зоны: Otoceras и Gyronites. Отложения И. я. широко развиты в Евразии, а также в Сев. Америке, Африке, Австралии. Термин применяется преим. сов. геологами.

ИНДУЗИЙ, индузиум (лат. indusium - женская верхняя туника), п о-кры вальце, небольшой вырост на поверхности листа папоротников, прикрывающий кучки (сорусы) спорангиев. И. развиваются гл. оор. из эпидермиса листа, из плаценты (на к-рой сидят спорангии) или образованы завернувшимся краем листа.

ИНДУИЗМ (санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма), одна из наиболее распространённых религий мира. Последователи И. (индуисты, иначе - индусы) живут преим. в Индии (ок. 95% всех индуистов), а также в Пакистане, Бангладеш, Непале, республике Шри-Ланка (до 1972 - Цейлон); кроме того, последователи И. есть в ЮАР, на о. Бали (Индонезия), о. Маврикий, о-вах Фиджи, в Гайане (б. Брит. Гвиана) и в нек-рых др. местах (особенно в странах Юго-Вост. Азии и Африки), куда он был занесён в разное время переселенцами из Индии. Конституция республики Индии (1950) включает в И. также и буддизм, джайнизм и сикхизм, однако в науч. индологич. лит-ре их принято считать самостоят, религиями.

Истоки И. восходят к наивно-мифоло-гич. натурализму религий древних ариев и автохтонных индийских племён. В результате их синтеза, в к-ром осн. структурные элементы шли от ведической религии, возник брахманизм. И. же обычно называют ту форму брахманизма, к-рую он принял в 1-м тыс. н. э. Таким образом, ведическая религия, брахманизм и И. представляют собой историч. этапы развития одной религ. системы, причём на поздней ступени эволюции эта система становится очень расплывчатой, объединяя последователей не столько общими идейно-теоретич. принципами, сколько специфич. типом религ. поведения и мышления.

Уже в 8-6 вв. до н. э. разрушение и гибель родоплеменной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс и др. факторы породили множество ере-тич. учений и сектантских движений, выступавших против привилегий брах-манства (монополизировавшего осуществление культа и обрядов), против дорогостоящих культов и жертвоприношений брахманизма. Главным критерием добродетельной жизни в этих учениях и сектах считалось не соблюдение варновых предписаний (см. Варна), внешней обрядности и ритуализма, а постижение (тем или иным путём) внутр. смысла и сути бытия. Наиболее значительным результатом этого процесса можно считать появление упанишад (философских комментариев к ведам), философско-этич. текстов в эпосе "Махабхарата" и "Рамаяна", а также учений буддизма и джайнизма. В ходе длит, процесса взаимодействия и борьбы с этими учениями и сектами, продолжавшейся всю 2-ю пол. 1-го тыс. до н. э., брахманизм сумел приспособиться к ним, в той или иной мере ассимилировал их, приняв в раннем средневековье ту свою форму, к-рая обычно и называется собственно И.

В 1-й пол. 1-го тыс. н. э. в И. выделились два основных течения - шива-изм и вишнуизм. Собственно И. и существует в основном в форме этих двух течений, хотя внутри них или помимо них в И. остаётся и постоянно возникает множество сект, имеющих локальное значение (напр., тантризм, сохраняющий сильную связь с древней магией, шактизм внутри шиваизма и др.).

В основе И. лежит реальная повседневная практика нар. верований и обычаев, отличающаяся большим разнообразием в зависимости от местных этнич., нац., социальных условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более или менее важные случаи жизни верующего.

Центрами отправления религ. культа служат многочисл. храмы, священные места (ряд из них имеет общеиндусское значение, напр. р. Ганг в р-не Варанаси), но гл. обр. местные алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершаются перед домашним алтарём главой семьи.

Индусский политеизм включил местные божества, обычно истолковывая их как частные проявления своих главных богов. Отсюда сложность образов главных богов, множество имён у них. С этим связана и доктрина аватар, когда конкретные боги провозглашаются воплощением высших божеств Вишну и других. В средние века почитание Вишну стало практиковаться почти исключительно как аватар Рамы и Кришны. В шиваизме же Шива был объявлен способным воплотиться в любом образе, в любом божестве. Все мужские божества имеют жён - богинь. Самостоят, значение имеет только культ Дэви, жены Шивы (известной также под именами Дурга, Кали и др.), считающейся также нац. божеством в Бен-галии. В общинных верованиях значение культа богини-матери всё ещё очень велико. Обычно каждая деревня или община имеет своё собственное божество, даже в совр. Индии (по её переписям) местные божества составляют основной объект поклонения для 80% индуистов. И. и входящим в него народнымверованиям присущи анимизм, почитание предков, фетишизм, идолопоклонство, магия и т. п. В И. почитаются священными многие горы, реки (особенно Ганг), растения (напр., лотос), животные (напр., обезьяна, слон, змея и особенно корова). Предметом поклонения служит всякое необычное явление природы.

Формой социальной организации индусов служит каста (см. Касты). От принадлежности к той или иной касте во многом зависят особенности культа и религ. поведения индусов.

Общим для всех индусов является учение о перевоплощении душ (сансара), по к-рому душа человека после его смерти воплощается в новую телесную оболочку растения, животного или человека. Благоприятный или неблагоприятный характер нового воплощения души, по представлениям индусов, зависит от кармы - воздаяния за совершённые поступки. Высшей религ. целью считается достижение избавления от цепи перерождений - мокша.

Разработка и обоснование путей и средств достижения мокши составляет гл. содержание различных религ.-философских учений И. Наибольшее значение среди философских школ И. имеет идеа-листич. система веданта в её неск. вариантах. Конечной и высшей основой бытия в веданте провозглашается духовная реальность - Брахман, конкретный же эмпирич. мир объявляется неистинным, видимостью, иллюзией (майя), игрой (лила) Брахмана; поэтому подлинный смысл жизни состоит в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной души (ат-мана), к-рые якобы едины, но из-за незнания, невежества считаются большинством самостоятельными реальностями. С этой позиции веданта считает практическую религию также неистинной, заблуждением, однако она находит и оправдание для неё, считая её уделом непосвящённого ума, одним из способов (низшим) приближения к абсолюту, одним из возможных путей (марга) его постижения: через эмоциональную преданность и любовь к богу (бхакти), через знание, размышление об истинных принципах бытия(джняна), даваемое ведантой, наконец, через мистич. медитацию, достигаемую с помощью йогической практики (раджа йога). В религиозной же философии выдвинута идея триединства (три-мурти): имеющий абстрактный характер Брахман (в качестве бога - Брахма - его культ в Индии почти неизвестен) и два главных бога И.- Вишну и Шива, где первый выступает творцом Вселенной, второй - её охранителем, третий - её разрушителем.

Священной литературой для всех индусов являются веды (гимны, брахманы, араньяки и упанишады), эпос "Махабхарата", особенно такая её часть, как "Бхагавадгита", и "Рамаяна ", пураны, дхармагиастры и др.

Сложившийся в раннее средневековье комплекс религ. воззрений и практики И. в последующие периоды не претерпел сколько-нибудь существенных изменений, хотя в его недрах постоянно возникают различного рода сектантские движения, ереси и учения, выступающие с критикой его устоев и пытающиеся реформировать его. Наиболее значительным из них было движение бхакти (12-17 вв.). В 16 в. на базе одного из направлений бхакти возник сикхизм.

Несмотря на наличие ряда общепризнанных доктрин и норм, И. никогда не имел более или менее стройной и однозначной системы воззрений, унифицированной догматики и культа, строго канонизированного "священного писания", централизованной церковной организации, назначаемого и руководимого ею духовного клира. И. всегда представлял собой и представляет поныне весьма расплывчатое, аморфное явление.

В 19-20 вв., в период зарождения и развёртывания в Индии национально-освободит. движения, господствующая идеология этого движения - бурж. национализм в значительной степени принял форму возрождения и реформации И. (т. н. индусский ренессанс, неоиндуизм). Представителями неоиндуизма выступили многочисл. религ. реформаторские об-ва и орг-ции (Брахмо самадж, Арья самадж и др.), а также такие общественные деятели, идеологи и мыслители, как Раммохан Рай, Рамакришна, С. Вивекананда, Д. Сарасвати, Р. Тагор, М. К. Ганди и др. Исходную теоретическую посылку большинства религ.-философских учений неоиндуизма составляет идея о спиритуальном в своей внутренней сущности единстве всех религий, различающихся лишь своей внешней, культовой стороной, выявление и разработка этого их всеобщего спиритуально-идеалистического субстрата и конструирование на его основе "новой", "единой", "универсальной" религии, "очищенной" и "освобождённой" от фанатизма, мракобесия, обскурантизма каждой конкретной религии. Одним из важнейших стимулов подобного направления религ.-философской деятельности в Индии является распространение в ней почти всех крупных вероисповеданий мира - И., буддизма, джайнизма, сикхизма, ислама, христианства - и объективная необходимость примирения религ.-общинных противоречий и вражды, разжигавшихся в период колониального господства (сер. 18 в. - 1947) английскими властями.

После завоевания независимости (1947) в Индии провозглашена свобода совести, запрещена дискриминация на религ., кастовой, нац. почве, проведён ряд мероприятий по искоренению многих пережитков средневековья, освящавшихся индуизмом (запрещение эксцессов религ. фанатизма и пр.). Носителями воинствующей индуистской реакции в совр. Индии выступают религ.-общинные партии Хин-ду Махасабха, Джан Сангх и др., требующие превращения Индии в тео-кратич. гос-во. Несмотря на то, что в социальной жизни Индии сохраняются сильные пережитки прошлого и в стране наблюдаются религ.-общинные раздоры, социальная база И. в независимой Индии начала су жаться.

Лит.: Барт А., Религии Индии, М., 1897; Краснодембский В. Е., Индуизм, в сб.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т.- 1, М. - Л., 1957; Ильин Г. Ф., Религии Древней Индии, М., 1959; Аникеев Н. П., О материалистических традициях в индийской философии, М., 1965, гл. 1; Пятигорский А. М., Религии Индии, в кн.: История Индии в средние века, М., 1968, гл. 5; Fагquhаг J. N., The crown of Hinduism, L., 1930; Coomaraswamy A. K., Hinduism and Buddhism, N. Y., 1943; S i у a-nanda Swami, All about Hinduism, Calcutta, 1949; Sin ha J., The foundation of Hinduism, Calcutta, 1955; Daniё1оu A., Le polytheisme hindou, P., 1960; Вhandarkar R. G., Vaisnavism, Saiyism and minor religious systems, Varanasi, 1965; Chattopadhyaya D., Indian atheism. A Marxist analysis, Calcutta, 1969.

H. П. Аникеев.

ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА, раздел логики, в к-ром изучаются логич. процессы перехода от знания о единичном и частном к знанию об общем. См. ст. Логика и лит. при ней.

ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ в электротехнике, см. Coпротивление индуктивное.
1019.htm
ИНЖЕКЦИОННЫЙ ЛАЗЕР, полупроводниковый лазер, в к-ром используется инжекция (впрыскивание) электронов и дырок в область электронно-дырочного перехода. Отличается малыми размерами (объём ~ 1 мм3). И. л. созданы на большом числе полупроводниковых материалов и излучают в широком диапазоне длин волн - от видимого света до инфракрасного излучения.

ИНЖЕНЕР (франц. ingenieur, от лат. ingenium - способность, изобретательность), специалист с высшим техническим образованием, первоначально - название лиц, управлявших воен. машинами. Понятие гражданский И. появилось в 16 в. в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и др. странах. Первые уч. заведения для подготовки И. были созданы в 17 в. в Дании, в 18 в.- в Великобритании, Франции, Германии, Австрии и др. В России первая инженерная школа основана Петром I в 1712 в Москве. В Петербурге были открыты Горное уч-ще, приравненное к академиям (1773), Ин-т инженеров путей сообщения (1809), Уч-ще гражд. инженеров (1832, с 1882 - Ин-т гражд. инженеров), Инженерная академия (1855). С 19 в. за рубежом стали различать И.-практиков, или профессиональных И. (по существу специалистов, имевших квалификацию техника), и дипломированных И., получивших высшее технич. образование (Civil Engineer).

Подготовка И. осуществляется в различного типа и профиля высших учебных заведениях, в СССР по след, отраслям технич. образования: геологич., горное, энергетич., металлургич., машиностроит. и приборостроит., радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологич., тех-нологич., строит., геодезич., гидрометео-рологич., транспортное, инженерно-экономическое (см. статьи об отраслях образования, напр. Геодезическое образование и др.). В 1971 в сов. системе высшего технич. образования св. 230 инженерных специальностей и 360 специализаций. Совр. научно-технич. прогресс обусловил необходимость подготовки И. комплексных профилей - И.-физик, И.-математик и др. Учебный план каждой инженерной специальности рассчитан на 5-6 лет и состоит из трёх циклов уч. дисциплин: общенаучных - высшая математика, физика, химия, политич. экономия, марксистско-ленинская философия, науч. коммунизм, история КПСС, иностр. язык и др.; общеинженерных - теоретич. механика, детали машин, теория механизмов и машин, начертательная геометрия и черчение, технология металлов, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника, гидравлика, теплотехника, техника безопасности, экономика и организация производства, вычислит, техника и др.; специальных - в зависимости от специальности и специализации (напр., для инженерной геодезии профилирующими являются геодезия, высшая геодезия, инженерная геодезия, инженерное изыскание, фотограмметрия, практич. астрономия и картография и др.). Общенаучные и общеинженерные дисциплины обеспечивают подготовку специалистов широкого профиля, общеспец. дисциплины (напр., теория технологич. процессов, теория расчёта и конструирование машин и приборов и др.) закладывают науч. основы спец. подготовки будущего И. Общеинженерная подготовка, как правило, осуществляется на младших курсах, специальная - на 3-5 курсах. В процессе обучения будущие И. выполняют ряд расчётно-графич. и учебно-исследовательских работ и курсовых проектов, проходят уч. и производственную практику. Выпускники втузов защищают дипломный проект, сдают гос. экзамены и получают квалификацию И. (в соответствии с избранной специальностью - механика, электрика, технолога, экономиста и др.), по науч. уровню эквивалентную квалификации, к-рая присваивается выпускникам высших технич. уч. заведений США, Великобритании, Франции и др. стран, защитившим диссертационную работу на соискание 2-й проф. академич. степени, напр, магистра наук.

В 1971 на инженерных специальностях в вузах СССР обучалось ок. 3 млн. чел. Выпуск И. в СССР и США (в тыс. чел.) составил соответственно: в 1950 - 37 и 61, в 1960 - 120 и 43, в 1965 - 170 и 41, в 1970 - 257 и 50.

В 1970 выпуск И. в СССР по группам специальностей распределялся (в тыс. чел.): геология и разведка месторождений полезных ископаемых - 5,1; разработка месторождений полезных ископаемых - 6,3; энергетика - 10,5; металлургия - 6,5; машиностроение и приборостроение - 69,0; электронная техника, электроприборостроение и автоматика - 40,5; радиотехника и связь - 19,8; химич. технология - 16,1; лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги - 3,3; технология продовольственных продуктов - 7,9; технология товаров широкого потребления - 5,4; строительство - 30,3; геодезия и картография - 1,0; гидрология и метеорология - 1,1; транспорт - 14,9; экономика - 20,0. Численность дипломированных И., занятых в х-ве СССР и США соответственно (в тыс. чел.): в 1950-400 и 310, в 1960 - 1135 и 590, в 1965-1631 и 735, в 1970-2486 и 905.

Научные и научно-пед. кадры в области техники готовятся в системе аспирантуры втузов и н.-и. учреждений. В 1970 в СССР насчитывалось ок. 40 тыс. аспирантов и ок. 410 тыс. науч. работников в области технич. наук, в т. ч. 4,7 тыс. докторов и 63,5 тыс. кандидатов технич. наук.

В. А. Юдин.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ, раздел геодезии, изучающий методы измерений и инструменты, используемые при изысканиях и строительстве инженерных сооружений. Составные части И. г.: то-пографо-геодезич. изыскания, инженер-но-геодезич. проектирование, разбивоч-ные работы, выверка конструкций, наблюдения за деформациями сооружений. При изысканиях строит, площадок местность снимают в масштабах 1:5000-1:500. Геодезич. обоснование строят в виде сетей триангуляции, поли-гонометрии, нивелирования. Предвари тельные изыскания трасс линейных сооружений производят по топографич. картам и материалам аэросъёмки. Окончат, изыскания выполняют полевым трассированием. Оптимальные варианты трасс и площадок выбирают с помощью электронно-вычислит. машин по цифровой модели местности. Инженерно-геодезич. проектирование состоит в подготовке топографической основы проекта (планов, профилей) и аналитических данных (координат и отметок точек, длин и азимутов линий), а также в вертикальной планировке площадок, аналитической подготовке проекта и др. Для перенесения проекта на местность создают разбивочную сеть опорных геодезич. пунктов в виде триангуляции (туннельной, гидротехнич., мостовой), строительной сетки (на промышленных площадках), сетей полигонометрии (в городах), точной трилатерации (для высотных и уникальных сооружений). От разбивочной сети переносят в натуру главные оси сооружений идетально разбивают все строит, оси и поперечники. На законч. сооружениях выполняют контрольную исполнительную съёмку. Установка в проектное положение конструкций и оборудования включает выверку осей в плане, по высоте и по вертикали. Для плановой выверки применяют струнно-оптич. и оптич. методы. Конструкции по высоте устанавливают геометрич. и гидростатич. нивелированием или микронивелированием. Вертикальность осей проверяют точными теодолитами (наклонным визированием) или особыми зенит-приборами. При наблюдениях за деформациями сооружений определяют осадки и плановые смещения закреплённых точек (марок). Осадки измеряют высокоточным нивелированием, к-рое прокладывается периодически (циклами) по строго установл. программе. Применяют также электронно-гидростатич. системы с автоматич. записью их а показаний. Плановые смещения прямолинейных сооружений определяют створным методом, криволинейных - триангуляцией или полигонометрией. Пространственные деформации целесообразно измерять методом наземной стереофото-грамметрич. съёмки. В этих работах особое внимание обращается на устойчивость (незыблемость) плановой и высотной геодезич. основы.

Лит.: Левчук Г. П., Основные виды инженерно-геодезических работ. Геодезические работы при изысканиях и строительстве транспортных и промышленных сооружений, М., 1970; Глотов Г. Ф., Геодезические работы при проектировании и строительстве гидротехнических сооружений, М., [в печати]; Лебедев Н. Н., Геодезические работы при проектировании и строительстве городов и тоннелей, М., 1970; Справочник геодезиста, под ред. В. Д. Большакова и Г. П. Левчука, М., 1966; Видуев Н. Г., Ракитов Д. И., Приложение геодезии в инженерно-строительном деле, 2 изд., М., 1964. Г. П. Левчук.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ, отрасль геологии, изучающая верхние горизонты земной коры и динамику последней в связи с инженерно-строит. деятельностью человека. Рассматривает состав, структуру, текстуру и свойства горных пород как грунтов; разрабатывает прогнозы тех процессов и явлений, к-рые возникают при взаимодействии сооружений с природной обстановкой, и пути возможного воздействия на процессы с целью устранения их вредного влияния.

И. г. зародилась в 19 в. В России первые инженерно-геол. работы были связаны со строительством же л. дорог (1842-1914). В них принимали участие А. П. Карпинский, Ф. Ю. Левинсон-Лес-синг, И. В. Мушкетов, А. П. Павлов, В. А. Обручев и др. Как наука И. г. оформилась в СССР к кон. 1930-х гг. в результате исследований, связанных гл. обр. с гидротехнич. строительством. В её развитии большая роль принадлежит Ф. П. Саваренскому, И. В. Попову, Н. Н. Маслову, В. А. Приклонскому, М. П. Семёнову и др.

И. г. подразделяется на: грунтоведение, изучающее горные породы и почвы, исследуемые в качестве оснований, естеств. материалов и среды для инж. сооружений; и н ж. геодинамику, рассматривающую наряду с природными геол. процессами процессы, возникающие под влиянием инж. деятельности человека, и региональную инж. геологию, к-рая изучает региональный и зональный характер распространения инженерно-геол. процессов и явлений; оценивает применительно к данной территории геол. факторы, определяющие условия строительства и эксплуатации инж. сооружений; даёт прогноз изменения инженерно-геол. условий в результате строительства.

Морская И. г. изучает возможности строительства в условиях субаквальной среды. Формируется направление, изучающее влияние инж. деятельности человека на глубокие горизонты земной коры (зону катагенеза), а также изучающее сейсмич. явления с инженерно-геол. позиций (инженерная сейсмогеология).

И. г. тесно связана с гидрогеологией, геокриологией (мерзлотоведением), нефтяной геологией. При полевых исследованиях она использует геофиз. методы (электроразведка, микросейсмика, ультразвуковой и ядерно-пенетрационный каротаж), а также физ. и хим. методы. Для проникновения в "микромир" горных пород применяются электронная микроскопия, электронография, рентгенография и др. методы лабораторных исследований.

В СССР исследования по И. г. проводятся различными организациями Мин-ва геологии СССР, Госстроя СССР, нек-ры-ми вузами и др. Координация всех исследований ведётся Научным советом по инж. геологии и грунтоведению при АН СССР. В 1968 на 23-й сессии Междунар. геол. конгресса в Праге организована Междунар. ассоциация инженеров-геологов .

Лит.: Саваренский Ф. П., Инженерная геология, 2 изд., М., 1939; Попов И. В., Инженерная геология, 2 изд., М., [1959]; Коломенский Н. В., Комаров И. С., Инженерная геология, [М.], 1964; Инженерная геология в государственном планировании, М., 1968; Проблемы инженерной геологии, М., 1970.

Е. М. Сергеев.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГИДРАВЛИКА, гидравлика сооружений, раздел гидравлики, в к-ром рассматривается теория расчёта движения воды через водо-проводящие гидротехнич. сооружения (водосливы и водоспуски плотин, лотки, каналы и т. п.), а также взаимодействие этих сооружений с проходящим потоком. Важнейшая задача И. г. заключается в определении осн. строительных размеров сооружений и их рациональной формы. Наряду с этим в И. г. рассматриваются вопросы движения жидкости в пористой среде (движение грунтовых вод, фильтрация под гидротехнич. сооружениями и др.), воздействия волн на сооружения, пропуска речного потока в период строительства плотин и гидроузлов, проблемы гидротранспорта грунтов и горных пород (см. Гидромеханизация). В СССР разработаны теоретич. основы и методы расчёта регулирования речных русел возбуждением поперечной циркуляции потока, вопросы теории и расчёта перекрытия речного потока наброской камня и бетонных массивов в текущую воду и др. инженерные задачи.

Развитие И. г. тесно связано с технич. прогрессом в области водного х-ва, обусловлено масштабами совр. гидротехнич. строительства. Применяя общие законы механики жидкости, И. г. широко использует эксперимент, исследования как в лабораториях на моделях, так и в натурных условиях на эксплуатируемых сооружениях.

Совр. актуальные проблемы И. г.- исследования течения воды с большими скоростями, аэрации воды водного потока, кавитации, проблемы гидравлич. расчёта высоконапорных сооружений.Развитие И. г. в СССР связано с науч., инж. и педагогич. деятельностью акад. Н. Н. Павловского, профессоров В.Д.Журина, А. Н. Ахутина, М. Д. Чертоусова, И. И. Агроскина и др.

Лит.: Киселёв П. Г.. Справочник по гидравлическим расчётам, 4 изд., М.- Л., 1972; Чертоусов М. Д., Гидравлика. Спецкурс, 4 изд., М.- Л., 1962; Леви И. И., Моделирование гидравлических явлений, 2 изд.. Л., 1967; Слисский С. М., Гидравлика зданий гидроэлектростанций, М., 1970. Н. Н. Пашков.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГИДРОГЕОЛОГИЯ, раздел гидрогеологии, изучающий совр. состояние подземных вод и те изменения, к-рым они подвергаются под влиянием строительства и эксплуатации различных сооружений и другой хоз. деятельности человека. Подземные воды в одних случаях могут быть полезны для человека (использование для водоснабжения, орошения и обводнения терр.), в других - являются отрицат. фактором, усложняющим и удорожающим строительство (напр., в областях развития многолетне-мёрзлых горных пород, подтопление и заболачивание ценных земель на берегах водохранилищ и каналов, на площадках пром. и гражд. строительства, приток подземных вод и обводнение строит, котлованов, шахт, карьеров).

Для установления гидрогеологич. условий района сооружений и определения необходимых исходных данных для количеств, прогнозов (расчётов) дебита водоразборных сооружений, водопритоков в котлованы и горные выработки и т. п. производятся гидрогеологич. исследования с проведением геологич. и гидрогеологич. съёмок, применением разведочных работ (бурение, проходка шурфов, штолен и т. д.), полевых опытно-фильтрац. работ (опытные откачки из скважин, нагнетания и налив воды в скважины и шурфы, опыты по определению естеств. скоростей течения подземных вод) и геофиз. работ (электроразведка, сейсморазведка и др.). Кроме того, проводится лабораторное изучение хим. состава подземных вод и водных свойств грунтов. При гидрогеологич. исследованиях возникает необходимость привлечения методов смежных областей естеств. наук: гидрологии, почвоведения и др. Для количеств, прогнозов используются методы математики, механики (гидромеханики, теории фильтрации).

Лит.: Саваренский Ф. П., Гидрогеология, 3 изд., М.- Л., 1939; Овчинников А. М., Общая гидрогеология, 2 изд., М., 1954; Каменский Г. Н., Основы динамики подземных вод, 2 изд., М., 1943; его же, Поиски н разведка под,, земных вод, М.- Л., 1947. Ф. М. Бочевер

ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА территорий населённых мест, комплекс инженерных мероприятий и сооружений по освоению территорий для целесообразного градостроит. использования, улучшению санитарно-гигиенич. и микроклиматич. условий населённых мест.

Вопросы И. п. имеют существенное значение как при выборе площадок для строительства новых городов и посёлков, так и при реконструкции и расширении существующих населённых мест, поскольку территории, полностью пригодные для целей градостроительства по своим природным условиям и одновременно достаточные по размерам, практически отсутствуют. В большинстве существующих городов и посёлков удельный вес непригодных и ограниченно пригодных территорий составляет в среднем 8-10% общей площади населённого места; осуществление мероприятий по И. п. позволяет максимально сократить размеры этих территорий.

Состав мероприятий И. п. устанавливается в зависимости от природных условий осваиваемой терр. (рельефа, грунтовых условий, степени затопляемости, заболоченности и т. д.) с учётом планировочной организации населённого места. В нек-рых случаях мероприятия по И. п. определяют архитектурно-планировочную структуру и пространств, композицию населённых мест. Так, напр., намыв (ре-фулирование) территорий на побережье Финского зал. в Ленинграде создал дополнит, возможность застройки прибрежных участков площадью ок. 400 га и 200 га акватории мелководной части залива. Это мероприятие обеспечило широкий выход города к морю.

В зависимости от сложности комплекса мероприятий И. п. и величины затрат на их осуществление выделяются: 1) мероприятия, необходимые в том или ином объёме почти повсеместно.- вертикальная планировка территорий, организация поверхностного стока и удаление застойных вод, а также в ряде случаев - регулирование водотоков, устройство и реконструкция водоёмов, берегоукрепи-телъных сооружений, благоустройство береговой полосы. Обычно затраты на эти мероприятия составляют ок. 1-2% общей стоимости городского стр-ва; 2) мероприятия, имеющие широкое распространение,- понижение уровня грунтовых вод, защита территории от затопления и подтопления, освоение оврагов, борьба с карстовыми явлениями (см. Карст) и оползнями, восстановление территорий, нарушенных вследствие деятельности человека (например, при добыче полезных ископаемых). Стоимость их осуществления в среднем 2,5-5% обшей стоимости городского строительства; 3) мероприятия по освоению территорий с исключительно неблагоприятными природными условиями, например с глубоким залеганием торфа на обширной площади, где требуется проведение сложного комплекса работ по И. п. (глубокий дренаж, массовое выторфовы-вание, подсыпка территорий с большими объёмами перемещаемого грунта и т. п.), инж. подготовка территорий, сложенных просадочными грунтами, защита территорий от грязе-каменных потоков (селей). Особенно сложно освоение территорий в сейсмич. районах и в районах распространения многолетнемёрзлых грунтов. Затраты на И. п. таких терр. достигают 10% 'общей стоимости городского строительства.

Одно из основных, практически повсеместных мероприятий по И. п.- вертикальная планировка территорий - заключается в подготовке естеств. рельефа местности для размещения зданий и сооружений, обеспечении транспортных связей и организации поверхностного стока путём срезок, подсыпок грунта, смягчения уклонов. При вертик. планировке обычно соблюдается требование максимального сохранения естеств. рельефа. При спокойном рельефе с уклоном от 0,5 до 10% и его частичном преобразовании объёмы работ по вертикальной планировке составляют 800-1500 м3/га; при холмистом рельефе достигают 3000 м31га. Вертикальная планировка территории обычно осуществляется средствами землеройной техники (см. Земляные работы). При перемещении земляных масс, объём которых превышает 1 млн. м3, наиболее эффективен гидромеханич. способ (см. Гидромеханизация), при объёмах, превышающих 1,5 млн. м ,- взрывная экскавация.

В комплексе с вертикальной планировкой для организации поверхностного стока атм. вод используется сеть водотоков открытого, закрытого или смешанного типа.

Среди широко распространённых мероприятий И. п. особое градостроительное значение имеет защита территорий от затопления, осуществляемая повышением отметок земной поверхности (подсыпкой, намывом), обвалованием, снижением отметок водотока за счёт создания водохранилищ или устройством разгрузочных русел преим. на малых реках. Практически применяется не одно из мероприятий, а их комплекс; так, подсыпка территорий обеспечивает (по сравнению с обвалованием) доступ к водному пространству, но невозможна на застроенных территориях. Защита территории от затопления должна, как правило, сопровождаться защитой её от подтопления, т. е. повышения уровня грунтовых вод вследствие подъёма горизонта воды в реке или водохранилище. Эта защита осуществляется устройством береговой горизонт, дрены, системой вертик. дренажных колодцев или их сочетаний. Понижение уровня грунтовых вод предусматривается и на территориях, где возможен их подъём, напр, при застройке.

К числу сложных, но необходимых мероприятий И. п. относится восстановление нарушенных территорий, увеличение к-рых происходит постоянно вследствие производственной и градостроительной деятельности. Нарушенные территории могут восстанавливаться для жилищного, промышленного и иного строительства, для организации мест отдыха с устройством водоёмов. Восстановление территорий, нарушенных, в частности, при добыче полезных ископаемых, производится засыпкой провалов шахтной породой, складированием пород в выработанных пространствах карьеров, разравниванием отвалов вскрыши или шахтной породы. В целом мероприятия по И. п. территорий населённых мест являются неотъемлемой частью градостроительства. См. также Благоустройство населённых мест.

Лит.: Основы советского градостроительства, т. 3, М., 1967; Строительные нормы и правила, ч. 2, раздел К, гл. 2. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования, М., 1967.

Н. Я. Бурлаков, И. В. Лазарева.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, одна из специальных дисциплин психологии. И. п. решает следующие задачи: 1) рациональная организация деятельности людей в системах "человек и машина", предназначенных для управления и обработки информации; 2) целесообразное распределение функций между управляющим и обслуживающим персоналом и техническими средствами автоматизации; 3) оптимизация процессов информац. обеспечения и принятия решения. В решении этих задач И. п. основывается на данных смежных наук, таких, как психология личности, психология труда и др., а также тесно взаимодействует с системотехникой и инженерными дисциплинами.

И. п. возникла в 40-х гг. 20 в. и первоначально развивалась как направление традиционной психологии труда, осн. объектом к-рой было исследование непосредств. взаимодействия человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта и т. п.). Задачи И. п. сводились в основном к критич. анализу ошибок проектирования оборудования или подготовки операторов и выявлению факторов, влияющих на эффективность систем "человек и машина". Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т. п. Становление И. п. как самостоятельной научной психологич. дисциплины было обусловлено автоматизацией производства и развитием средств ди-станц. контроля и управления. В 50-х гг. были определены в общих чертах закономерности приёма и переработки информации человеком, а в 60-х гг.-общие принципы организации взаимодействия человека и ЭВМ. Выработанные рекомендации нашли практич. применение при автоматизации процессов управления на производстве, в авиации, космонавтике и т. д. В конце 60-х гг. И. п. перешла к синтезу, проектированию человеч. деятельности в больших системах, она вносит определённый вклад в разработку мероприятий по повышению эффективности их функционирования.

Задача рациональной организации деятельности людей в системах "человек и машина" включает анализ структуры коллектива и согласование её с выбранной структурой управления. При этом учитывается опосредствованный характер общения и связей между членами коллектива и предусматривается такое распределение функциональных обязанностей, к-рое в наибольшей степени отвечало бы поставл. цели. Важной проблемой является рациональное распределение ответственности за принимаемые решения и согласование интересов каждого члена коллектива. Для успешной деятельности малых групп (экипажи летат.аппаратов, персонал пунктов управления и т. п.) необходимо выявление критериев психологич. совместимостичленов группы, что очень важно при их комплектовании. Психологич. совместимость - важнейшее условие сохранения работоспособного коллектива, особенно изолированного на длительное время от привычного окружения.

При распределении функций в системе "человек и машина" исходят из того, что решение творческих задач, связанных с логич. анализом ситуации, оценкой и прогнозом её изменений, должно выполняться человеком; на машину возлагается выполнение рутинных, повторяющихся операций, в основном комбинаторно-вы-числит. характера, а также хранение, обработка и оперативная выдача больших объёмов информации. Электронную вычислительную машину следует рассматривать как квалифицированного помощника и собеседника, способствующего усилению творческого мышления и интуиции человека.

Оптимизация процессов информац. обеспечения и принятия решения требует организации выборочного управления источниками информации на пунктах управления и сводится к выбору наилучших характеристик информац. модели: степени обобщения (детализации) информации, выводимой на устройства отображения; объёма и темпа её обновления; способов кодирования, обеспечивающих однозначное восприятие и запоминание информации. Осн. принцип организации информац. подготовки принятия решения состоит в том, чтобы по требованию оператора ЭВМ могла про